Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОС"-"ПЯТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОС"-"ПЯТ")

Пост, поститься

Статья большая, находится на отдельной странице.

Постоянны

Постоянны в молитве (см. Молитва) (I,3).

Пот

В Быт 3:19 П. символизирует усилия, к-рые человек вынужден прилагать, чтобы обеспечить себе пропитание. В Иез 44:18 священникам разрешено надевать только льняные одежды, чтобы избежать потоотделения, следствием к-рого явилась бы культовая нечистота.

Потифар

Потифар (егип. "тот, которого дает (бог Солнца) Ра"), царедворец (см. Евнух) фараона и начальник его телохранителей; Иосиф был у него рабом. Жена П. обвинила Иосифа в том, что он хотел соблазнить ее, хотя на самом деле сама пыталась обольстить Иосифа. По ее обвинению П. бросил Иосифа в темницу (Быт 37:36; 39).

Потифер

Потифер (евр. Поти-Фера, егип. "тот, которого дает (бог Солнца) Ра"), егип. жрец из города Она (Илиополя). Фараон отдал его дочь Асенефу в жены Иосифу (Быт 41:45).

Поток

Поток (евр. нахаль; араб. вади), небольшая река. Большинство пересохших ручьев в Палестине в сезон дождей выходят из берегов, и образовавшиеся потоки сметают все на своем пути. Как Иов сравнивает неверных друзей с потоками (Иов 6:15 и след.), так и Иеремия, бросая горькие упреки Богу, называет Его "обманчивым потоком" (Иер 15:18; в Синод. пер. - "источником"). Речные камни, отшлифованные П., Давид использовал для своей пращи (1Цар 17:40). см. Арнон см. Восор см. Есхол см. Заред см. Иавок см. Кана см. Кедрон см. Киссон см. Сорек см. Хораф.

Поток Египетский

Поток Египетский, погран. река между Египтом и Ханааном, пересекавшая в 75 км юго-зап. Газы важнейшую воен. дорогу египтян, к-рая вела в Палестину и Сирию. П.Е. (не путать с "рекой егип." - Нилом) питался водами ручьев, бравших начало в горах на юге Синайского полуо-ва. В устье П.Е. (см. Чис 34:5; Нав 15:4; 3Цар 8:65 - в Синод. пер. - "река Египетская"; Ис 27:12), впадающего в Средиземное море и в наст. время носящего название Вади-эль-Ариш, на железнодор. линии Эль-Кантара-Хайфа находится город Эль-Ариш.

Потомство

Потомство см. Род (III).

Потоп

Потоп (евр. мабул, "гигантское, продолжительное наводнение").

I.

Божья кара отпавшему человечеству, от к-рой был спасен только см. Ной, как родоначальник нового человечества, и его семья (ср. Быт 10) (Быт 6-9; Ис 54:9; Мф 24:37-39; Лк 17:26 и след.; 1Пет 3:20; 2Пет 2:5; 3:6; Евр 11:7); см. Арарат см. Ковчег см. Летосчисление.

II:

1) сказания о великом потопе имеются у многих народов мира, в т.ч. Месопотамии, Греции, Китая, Австралии и Океании. Из всех подобных сказаний наиболее близок по своим деталям к библ. повествованию шумеро-вавил. рассказ из эпоса о Гильгамеше, к-рый при этом в объяснении причин потопа имеет совершенно иной, мифологический характер. До нас дошли различные версии этого вавил. рассказа, имевшие хождение почти до 2000 г. до Р.Х. Отрывок из него, найденный при раскопках города Мегиддо в Израиле, показывает, что в XIV в. до Р.Х. он был известен и в Палестине. Наблюдается литературная общность библ., полностью демифологизированного повествования о потопе и вавил. рассказа при наличии глубоких идеологических и смысловых различий в обоих текстах;

2) потоп упомянут и в ист. записях Шумера и Аккада. В клинописном документе из Киша названы десять "великих мужей", правивших до потопа (ср. Быт 5), их имена встречаются и в др. текстах как имена ист. правителей. Правда, их возраст мифологически исчисляется многими тысячелетиями.

III.

При раскопках в Уре, Кише и в других местах Месопотамии были найдены толстые пласты отложений ила, к-рые покрывали самые ранние культурные слои, но сами не содержали никаких находок. В Уре эти слои достигают толщ. 2,5-3,5 м. Они свидет-вуют об одном или нескольких чрезвычайно сильных наводнениях; установление временной и пространственной связи между отдельными местами находок пока еще затруднительно.

IV.

На основании устных и письменных преданий, а также геол. открытий и археол. находок совр. исследователи считают несомненной гигантскую катастрофу, вызванную потопом в позднем каменном веке, о к-рой сохранились сообщения и сказания у столь многих народов.

Похереф-Гацеваим

Похереф-Гацеваим (Похереф-Гаццебайим) (евр. Похерет-Хаццевайим), родоначальник семейства нефинеев, рабов Соломона (см. Раб, рабыня, раба) (Езд 2:57; Неем 7:59). Гацеваим может быть названием местности (см. Севоим), но, возм., это евр. выражение следует понимать как имя собств. со значением "ловчая яма", или "ловец газелей".

Похищать

Похищать (воровать) см. Воровство, вор.

Похоть

П. означает стремление животных к спариванию (Иер 2:23 и след.), но она также переносится в сферу человеч. жизни и служит тогда выражением неудержимого влечения к идолослужению (Ис 57:5; Иез 23:20). В НЗ под П. понимается необузданное половое влечение и вожделение (Кол 3:5; 1Фес 4:5). см. Желание, похоть см. Влечение, стремление, желание, похоть.

Почить

Почить см. Покой, почить, успокоиться.

Почки

П. наряду с туком (см. Тук, жир) и внутренностями причислялись к тем частям жертв. животного, к-рые надлежало сжигать на жертвеннике во время приношения жертвы за грех и благодарст. жертвы (Исх 29:13; Лев 3:4). В метафорич. значении о П. говорится как об органе, от к-рого зависит внутр. состояние человека, как о вместилище жизни (Иов 16:13: в Синод. пер. - "внутренности"; Плач 3:13; ср. см. Печень см. Желчь). Бог, Который "устроил" П. (Пс 138:13: в Синод. пер. - "внутренности"), испытует сердца и их помыслы (Пс 7:10; 72:21; Иер 11:20; 17:10; 20:12; Откр 2:23 - Синод. пер. во всех случаях - "утробы" или "внутренности"). Также см. Внутренности.

Почтительность

Основой проявления к людям внимания и П. является христ. братолюбие (Рим 12:10). Важно проявлять П. при соблюдении правил гостеприимства. Ср. Лк 14:7 и след.

Пошлина

Пошлина см. Мытарь, пошлина.

Поэзия

Поэзия см. Поэтическое искусство.

Поэтическое искусство

Многие тексты ВЗ написаны в стихотворной форме. Евр. поэзия отличается от прозы прежде всего ритмом; рифма и аллитерация в ней встречаются редко. Каждое предложение занимает отдельную строку. Особенно примечателен ритмич. строй книги Плач Иеремии с характерным для нее "хромым стихом", где каждая вторая строка короче предыдущей. Важнейшим элементом евр. П.И. является т.н. "смысловая рифма", т.е. параллелизмы. При синонимичном параллелизме две части предложения соотносятся т.о., что во второй стихотворной строке повторяется содержание первой, но другими словами (Чис 21:28; Пс 120:3 и 4; ст. 6). Если во второй части стиха смысл первой части углубляется, то в этом случае можно говорить о климактическом параллелизме (Пс 28:1). Одним из видов параллелизма является антитеза, при к-рой содержание второй части стиха противоположно содержанию первой, что углубляет смысл первой части (Притч 10:1). Встречаются и тройные параллелизмы (Пс 5:2,3). Иногда повествование подразделяется на большие фрагменты рефренами (Пс 41:6 и 12 и 43:5; Пс 106:6,8 и 13,15,19,21,28,31; Ис 9:12 и 17,21 и 10:4), но постоянного и упорядоч. деления на строфы в евр. языке нет. Часто встречаются акростихи, в к-рых начальные буквы каждой строки (Пс 110; 111), каждого первого (Пс 24; 33; 144; Притч 31:10-31; Плач 1; 2; 4) или каждого второго стиха (Пс 9 - не полностью; 36) соответствуют алфавитному порядку. В Плач 3 каждый третий, а в Пс 118 каждый восьмой стих начинается с одной и той же буквы. см. Песня см. Хвалебная песнь.

Поэты

Выражение "мы Его и род", цитируемое ап. Павлом в Деян 17:28, встречается у греч. поэтов Арата Киликийского и Клеанфа из Мисии (оба жили в III в. до Р.Х.). Первую часть стиха Деян 17:28: "Ибо мы Им живем и движемся и существуем" можно найти у критянина Эпименида, в чьем сочинении "Об оракулах" (ок. 600 г. до Р.Х.) Минос обращается к отцу богов Зевсу со след. словами: "Они соорудили гробницу для тебя, Святой и Возвышенный, критяне, всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые! Но ты не мертв; ты восстал и живой вовек, ибо в тебе мы живем и движемся и существуем." Слова "критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые" Павел цитирует в Тит 1:12. Поэтич. цитата, приведенная в 1Кор 15:33: "Худые сообщества развращают добрые нравы", заимствована из пьесы афинского комедиографа Менандра "Таис" (IV в. до Р.Х.). см. Поэтическое искусство.

Пояс

Пояс см. Одежда.

Право, правосудие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правосудие

Правосудие см. Право, правосудие.

Праздник Кущей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Праздник Обновления

Праздник Обновления, называемый также праздником Освящения храма (Ин 10:22; греч. энкайния, "обновление"; евр. ханукка, "освящение"), отмечался с 25 кислева (хаслева, ноябрь-декабрь) в течение восьми дней в воспоминание об освящении храма Иудой Маккавеем в 165 г. до Р.Х. (1Мак 4:52-59) спустя три года после того, как храм был осквернен Антиохом Эпифаном, совершившим там языч. жертвоприношения (1Мак 1:54,59). Обновление отмечалось, подобно празднику Кущей (2Мак 10:6-8); праздничное освещение храма и домов дало повод Иосифу Флавию называть его также "праздником Огней".

Праздник Пурим

К древним ежегодным праздникам, отмечавшимся народом Израиля (см. Пасха см. Пятидесятница см. Праздник Кущей), в позднем иудаизме добавился еще и П.П., к-рый и сегодня празднуется евреями во всех странах. В книге см. Есфирь рассказано о том, как Есфирь и Мардохей спасли евреев от уничтожения, замысленного Аманом. В честь этого события стали праздновать П.П., начало к-рому было положено евреями диаспоры, жившими в рассеянии на Среднем Востоке в V в. до Р.Х. Самое древнее письм. свидет-во о П.П. в Палестине - упоминание о нем в 2 Мак 15:36, где он назван "днем Мардохеевым". Традиционно этот праздник отмечают 14 адара (в деревнях) и 15 адара (в городах), ему предшествует пост. В память о спасении евреи устраивают веселые пиршества, дарят друг другу подарки, одаривают бедных. Маскарады - непременная составная часть этого праздника. Во время П.П. читается Книга Есфирь; нередко ее инсценируют, как пьесу.

Праотец, патриарх

Праотец, патриарх (греч. патриархес, "самый высокородный" или "самый старший из отцов рода"). В НЗ Петр называет Давида праотцем (Деян 2:29). Стефан называет патриархами 12 сыновей Иакова (Деян 7:8,9). В Евр 7:4 патриархом назван и Авраам. Под П. подразумеваются прежде всего Авраам, Исаак и Иаков. Археол. раскопки, в частности в Рас-Шамре (см. Рас-Шамра) и Мари, пролили новый свет на эпоху П. Обнаруженные в Рас-Шамре тексты дают много важных сведений об укладе жизни предков израильтян. После раскопок Мари появились дополнит. свидет-ва того, что первые израильтяне пришли в Палестину из Харрана (Быт 11:31 и след.; 12:4).

Параллели к отдельным сообщениям о жизни П. обнаруживаются и на глиняных табличках, найденных в г. Нузе в сев. Месопотамии. Так, в одном из текстов говорится, что распоряжения, к-рые вместе с благословением отец дает детям на смертном одре, считаются обязательными с правовой т.зр. (ср. Быт 27:37). Там же говорится, что некий человек продал свое право наследования за трех овец (ср. Быт 25:29-34). Домашние божки (идолы), к-рые гарантировали право наследования семейного достояния, должны были передаваться родному, а не приемному сыну и не зятю (ср. Быт 31:19). Чтобы продолжить род и передать имущество своему наследнику, глава бездетной семьи мог взять наложниц из числа рабынь (ср. Быт 16:2; 30:3,9)или усыновить к.-л. Усыновленный затем вступал в права наследования (ср. Быт 15:2). В истории откровения эпоха П. имеет важное значение. Господь открывал Себя П., являясь им в реальности, снах и видениях. С народом, к-рый произошел от потомков П., связано обетование благословения и грядущего спасения. См. см. Авраам см. Исаак см. Иаков см. Летосчисление (IV,4) Эпохой П. можно назвать историч. период между 2000 и 1650 гг. до Р.Х.

Прах

В знак скорби П. посыпали голову (Нав 7:6; Плач 2:10; Иез 27:30; Откр 18:19; в Синод. пер. часто - "пепел"; см. Плач), а в знак раскаяния "в прахе и пепле" совершали покаяние (Иов 42:6) (см. Пепел). Оказаться сидящим во П. означало унижение и презрение (1Цар 2:8; Пс 112:7; Ис 47:1; ср. Ис 52:2). Лизать П. считалось выражением полной покорности (Пс 71:9; Ис 49:23; Мих 7:17; ср. Плач 3:29) (см. Целование, лобзание). О значении выражения "отрясти прах от ног" (Мф 10:14; ср. Деян 22:23) см. Нога (VI).

Праща

П. была главным оружием пастухов. Обычно ее делали из шерсти, сплетая т.о., чтобы в середине оказался особо прочный участок шир. 5-6 см. На него клали камень. Одним концом П., как петлей, охватывали запястье, другой конец держали в руке и отпускали, описав П. несколько кругов над головой, после чего камень летел в цель. Метательные камни (Иов 41:20; Зах 9:15) были мелкими и гладкими, пастухи искали их в пересохших руслах рек и хранили в своих сумках (1Цар 17:40). Вместе с тем П. нередко упоминается в Библии как воен. оружие (Суд 20:16; 4Цар 3:25; 1Пар 12:2; 2Пар 26:14).

Предание

Предание см. Евангелие от Матфея (I,2) см. Масоретский текст см. Священное Писание (II,С) см. Библия (II,4; III,4).

Предсказание, прорицательство, гадание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предтеча

Так в Синод. пер. передано греч. слово продромос, обозначавшее скорохода (см. Скороход), бежавшего впереди колесницы царя или знатного вельможи, чтобы возвещать о его приближении и освобождать ему путь (см. Телохранители). В Евр 6:20 о Христе сказано, что Он вошел в небеса Предтечею за нас.

Прежний

Прежний см. Старый.

Преисподняя

Преисподняя см. Ад.

Преломлять

Преломлять хлеб см. Вечеря Господня.

Прелюбодеяние

Прелюбодеяние см. Брак (IV, V).

Пресвитер

Пресвитер см. Старейшины.

Пресные хлебы, лепешки, пирожки

1) П.Х., или лепешки, выпекали из бездрожжевого теста (Быт 19:3; Исх 12:39), к-рое можно было быстро приготовить (Быт 18:6). Такое тесто приготовлялось из муки мелкого помола (см. Мука) и растит. масла (Лев 2:4; ср. 3Цар 17:12 и след.), поэтому выпеченные из него лепешки назывались лепешками "на елее" или "с елеем" (см. Исх 29:23 и ст. 2; Чис 11:8). Эти лепешки отличались от тех П.Х. и лепешек, к-рые лишь смазывали маслом (Чис 6:15). Выпекали лепешки в печах (Лев 2:4), на горячих камнях (3Цар 19:6; см. Уголь, уголья) или в горячей золе. При выпечке лепешки необходимо было вовремя переворачивать (ср. Ос 7:8; см. Хлеб);

2) в ВЗ дважды встречается намек на отклонение от обычной формы лепешки - плоского круга (диска). Лепешки, к-рые Фамарь приготовила для Амнона, судя по евр. названию, имели форму сердца (2Цар 13:6,8,10), а на пирожках, выпекавшихся в честь царицы (в Синод. пер. - "богини") неба (Иер 7:18), по-видимому, было ее изображение (см. Иер 44:19);

3) неизвестно, были ли пресными те лепешки, к-рые раздавал народу Давид (2Цар 6:19), и те, к-рые выпекались Иезекиилем (Иез 4:12); но в Лев 7:13 упоминаются и лепешки из квасного теста (в Синод. пер. - "квасной хлеб"); в ст. 12 говорится о муке, смеш анной с елеем. Хлебы предложения, к-рые, согл. Иосифу Флавию, выпекали из бездрожжевого теста, тоже обозначены как лепешки (Лев 24:5 - в Синод. пер. - "хлебы"); на каждый хлеб требовалось две десятых ефы (прим. 4,4 л) пшеничной муки;

4) ко временам Давида относятся неоднократные упоминания о лепешках из смокв и изюма (1Цар 25:18; 30:12; 2Цар 16:1; 1Пар 12:41 - в Синод. пер. во всех случаях - "связки изюма" и "связки смокв"). Их делали из высушенных и спрессов. фруктов. В Ос 3:1 упомянуты виноградные лепешки, к-рым, согл. этому библ. тексту, отводилась какая-то роль в служении идолам.

Пресный

Пресный см. Пасха см. Закваска.

Престол

Кроме обозначения цар. трона (3Цар 10:18-20 и др.), Библия нередко употребляет это слово в метафорич. значении, говоря о П. Божьем, с к-рого Господь правит миром и судит (Пс 10:4; 88:15; 102:19; Ис 6:1; Откр 7:17) и перед к-рым люди будут собраны для последнего Суда (Откр 20:11).

Престол благодати

Престол благодати. В Евр 4:16 словосочетанием "П.Б." переведено греч. выражение тронос тэс харитос, "цар. судейский престол милости". см. Жертва см. Примирять, умилостивлять, примирение.

Преступление

см. Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда.

Претория

Претория (греч. прайторион; лат. преториум), служебная резиденция рим. наместника, причем здание, в к-ром располагалась П., одноврем. служило и казармой (Мф 27:27; Мк 15:16). В иерусалимской П. Пилат допрашивал Иисуса. Возможно, в здании П. находилась и тюрьма:

1) нек-рые сведения о местонахождении П. в Иерусалиме (Ин 18:28) дает только Мк 15:8, откуда можно понять, что П. располагалась в возвыш. части города. Перед самим зданием, в к-ром Пилат допрашивал Иисуса (Ин 18:33; 19:9) и где над Ним насмехались воины (Мф 27:27; Мк 15:16), находилось вымощенное возвышение (см. Гаввафа), где наместник вершил свой суд (см. Судилище) (Ин 19:13). Традиц. считалось, что П. находилась в крепости Антония. Хотя обычно резиденция прокуратора в Иерусалиме находилась не там (см. ниже), все же можно предположить, что Пилат на время неспокойного, как он знал по опыту, праздника Пасхи с его многочисл. паломниками мог предпочесть крепость, располож. непосредств. у храмовой площади, чтобы иметь возможность в случае волнений немедленно принять меры (ср. Деян 21:31 и след.). Внутр. двор крепости Антония был вымощен большими плитами известняка, что давало основание многим исследователям считать, что именно здесь находилось судилище, упомянутое в Ин 19:13. Но поскольку двор находился внутри крепости, то первосвященники в этом случае должны были заходить туда, где проживали язычники, а это делало иудеев ритуально нечистыми (ср. Ин 18:28). Др. комментаторы Библии пытались отождествить П. с дворцом Ирода, к-рый располагался на зап. холме и в к-ром обычно останавливались прокураторы при посещении Иерусалима. Иосиф Флавий сообщает, что перед этим дворцом вершил суд наместник Гессий Флор. В соотв. с этим, по-видимому, нужно считать П. часть тер. дворца, к к-рой с востока примыкало вымощенное возвышение (Гаввафа), куда первосвященник мог ступить, не оскверняя себя;

2) в Кесарии П. был дворец Ирода (Деян 23:35). В Деян 25:23 подразумевается, что зал суда, в к-ром проходили допросы (греч. акроатерион), находился внутри дворца;

3) месторасположение П., упоминаемой в см. Послание к Филиппийцам (Флп 1:13), определить сложно, все зависит от того, где было написано само послание. В Эфесе П. называли резиденцию наместника, а в Риме - казарму преторианцев, личной гвардии императора (ср. Деян 28:16).

Привески

см. Украшение.

Приветствие, приветствовать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прививка

Прививка (растений). Применяемый с древних времен способ облагораживания дикорастущих деревьев путем пересадки на них черенков культурных растений. Это позволяло улучшить качество плодов и повысить урожайность. Особенно часто П. делались на масличных деревьях. Ап. Павел (Рим 11:17-24) использует этот образ в переносном значении: к благородной маслине (избранному Богом народу Израиля) прививаются ветви дикой маслины (христиане из язычников).

Привратник

I:

1) в обязанность П. у гор. ворот (4Цар 7:11) входило своеврем. открывать и запирать ворота (Неем 7:1,3; ср. 13:19). П., наблюдая за тем, как люди и повозки продвигались через ворота, могли задерживать тех, кто казался им подозрительным (Иер 37:13,14);

2) в богатых частных домах надзор за входной дверью поручался рабу (Мк 13:34) или рабыне (Ин 18:16,17; ср. Деян 12:13).

II.

В обязанности левитов входила и охрана святилища (1Пар 9:19 и след.). Давид определил на это служение 4000 левит. П. дежурили поочередно (1Пар 9:22,25; 23:5), день и ночь (1Пар 9:27) неся вахту у ворот храма (1Пар 26:13; 9:27), у сокровищниц (ст. 26) и у кладовых (1Пар 26:17). Они же собирали с израильтян денежные подати (4Цар 22:4). Эти П. во главе с начальником стражи при храме (Деян 4:1) часто упоминаются и в НЗ (см. Левиты, III). Они должны были следить за тем, чтобы в храм не вошел к-л. ритуально нечистый, какой-л. человек с палкой, с пыльными ногами или в обуви, а также за тем, чтобы на внутр. двор не вступила ни одна женщина.

Призрак

Призрак (греч. фантасма). Когда Иисус пришел к ученикам по воде, они приняли Его за П. (Мф 14:26; Мк 6:49).

Призыв, призвать, призвание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прикрывать

Прикрывать см. Покрывать, закрывать, повязывать.

Пример

Пример см. Образец, пример, прообраз.

Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление

Статья большая, находится на отдельной странице.

Приношение, возношение, плечо возношения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Приношение воспоминания

Приношение воспоминания (приношение ревнования) см. Брак (IV).

Принудительные работы

По словам Самуила, право вводить П.Р., равно как и право взимать десятину от урожая, призывать израильтян на воен. службу и др., принадлежит царю Израиля (1Цар 8:10-17). Хананейские письм. источники свидет-вуют, что соотв. правами обладали цари всех хананейских городов-государств. Самуил говорит о том, что сыновья израильтян должны будут возделывать цар. поля и собирать с них урожай (ст. 12). Но, видимо, эти работы предстояло выполнять немногим, поэтому бремя П.Р. не должно было восприниматься как слишком тяжелое. Гораздо более серьезным было предупреждение о том, что царь привлечет к П.Р. "рабов ... и рабынь ... юношей лучших ... ослов ... и употребит их на свои дела" (ст. 16). Всю тяжесть П.Р. народ испытал на себе во время строит-ва укреплений и дворца Давида (2Цар 5:9,11), а также при возведении храма, цар. дворца, городов для запасов и для колесниц по проекту Соломона. Оставшихся в стране хананеев (3Цар 9:15, 17-21), выполнявших тяжелую работу и служивших надсмотрщиками (2Пар 2:16,17; 8:4-8), было явно недостаточно для столь грандиозного проекта, поэтому Соломон был вынужден обложить повинностью весь Израиль (3Цар 5:13,14). Рабочие из израильтян привлекались к П.Р. на время, ежемесячно сменяя друг друга. Одним из таких рабочих был, вероятно, Иеровоам, сын Навата (3Цар 11:27,28). Увидев, что Иеровоам хорошо трудится, Соломон назначил его надсмотрщиком над всеми рабочими из "дома Иосифа". Вероятно, основная тяжесть работ лежала на десяти коленах Израиля, во всяком случае, они чувствовали себя наиб. угнетенными. Колено Иуды, видимо, было в основном освобождено от работ, на него не распространялся и новый административный порядок, т.к. в область Иуды не были назначены приставники (3Цар 4:7-19). После смерти Соломона десять колен Израиля под предводит-вом главного надсмотрщика Иеровоама потребовали облегчить им "жестокую работу" (3Цар 12:3,4). Но царь Ровоам грубо отклонил это требование, чем вызвал народные волнения. В результате Адонирам, начальник над израил. рабочими, к-рого Ровоам неосмотрительно послал парламентером, был побит камнями (ст. 16-18).

Природа, природный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прискилла

Прискилла (ласкат. форма имени "Приска" (лат. "старая, почтенная")), жена Акилы (см. Акила). В греч. тексте ап. Павел постоянно называет ее Приской (только в нек-рых рукописях в 1Кор 16:19 ее имя звучит иначе), в то время как в книге Деяния она названа уменьшит. именем П. Когда имп. Клавдий выслал из Рима всех евреев (эдикт Клавдия от 49 г. по Р.Х.), П. и Акила покинули город и переселились в Коринф. Павел в первое время своего пребывания в Коринфе жил в доме этой супруж. пары, занимаясь ремеслом, каким занимались П. и Акила, - изготовлением палаток (Деян 18:1-3). Затем он переехал в дом Тития Иуста, расположенный рядом с синагогой. Супруги сопровождали Павла в его путешествии в Эфес; здесь они остались (ст. 18-21) и здесь же принимали у себя Аполлоса, наставляя его в вере и в учении (ст. 26). Когда Павел вновь прибыл в Эфес, в доме этой супруж. пары стала регулярно собираться местная община. Вместе с апостолом супруги направили в Коринф свои приветствия (1Кор 16:19). Павел назвал их своими сотрудниками, "которые голову свою полагали за его душу" (Рим 16:3 и след.). Возм., он имел в виду то, как они повели себя во время гонений в Эфесе (1Кор 15:32; 16:9; 2Кор 1:8 и след.); в таком случае они, видимо, покинули этот город вместе с Павлом и направились в Рим, где их дом вновь стал местом собраний церкви (Рим 16:3,4); сюда же, в Рим, Павел направлял им из Коринфа свои приветствия и рекомендации. Позднее супруги вновь жили в Эфесе (2Тим 4:19). Служение Господу так объединило П. и Акилу, что их всегда упоминали вместе, причем в греч. тексте в четырех случаях из шести имя жены названо первым.

Приставник, притеснитель

Приставник, притеснитель (евр. ногес) - чиновник, приставл. для наблюдения за ра-ботающими на принудит. работах (Исх 5:6, 10,13); это же понятие в других местах Синод. пер. передано словом "притеснитель" (Ис 9:3,4; Зах 9:8). В Ис 60:17 слово ногес (в Синод. пер. - "надзиратель") употреблено в метафорич. значении. На егип. рисунках П. всегда держит в руках палку. см. Принудительные работы.

Пристройка

Пристройка см. Храм (III,1).

Притвор Соломонов

Портик, назв. в Синод. пер. притвором, располагался вдоль вост. стороны двора язычников в храмовом комплексе, построенном Иродом (Ин 10:23; Деян 3:11; 5:12) (см. Храм, VI). Почему этот портик был назван в честь Соломона, неизвестно. Возм., это связано с тем, что в вост. части окружавшей храм стены сохранилась древняя каменная кладка, относящаяся к перс. периоду или ко времени до вавил. пленения.

Притеснитель

Притеснитель см. Приставник, притеснитель.

Притча

Статья большая, находится на отдельной странице.

Притчи Соломоновы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Приход Царства Божиего на землю

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пришелец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пробуждаться

см. Бодрствовать.

Продавать

см. Купля, (см. Раб, рабыня, раба).

Прозелиты

язычники, к-рые после обрезания и специального омовения (см. Крещение, 1,1) принимались в общину Израиля (Деян 2:10; 13:43). Из поздних евр. письм. источников известны две группы прозелитов: "прозелиты врат", соблюдавшие лишь т.наз. "семь законов Ноя" (см. Ной), и "прозелиты правды", к-рые полностью подчинялись Закону Моисея.

Прозорливец

см. Пророк.

Прозываться

см. Имя, наречение именем.

Проклятие, проклинать

1) Божье П. - это лишение благословения. Так, Бог проклял змея, соблазнившего Еву (Быт 3:14), и Каина, убившего брата (Быт 4:11). Бог обещал Аврааму проклясть людей, "злословящих его" (Быт 12:3). П., произнесенные мужами Божьими в адрес других людей (Быт 9:25; 49:7; Втор 27:15; Нав 6:25), не являются выражением мести, ненависти или нетерпимости - это пророчества о лишении благословения и о Божьем наказании;

2) в Законе Моисея запрещалось под страхом смерти проклинать родителей (Исх 21:17), начальников родов (22:28) и глухих (Лев 19:14). Хула на Господа также считалась тяжелейшим преступлением (Лев 24:10 и след.);

3) незаслуженное П. не будет услышано Богом (ср. 2 Цар 16:12; Неем 13:2; Притч 26:2 и др.). Наиболее серьезными были последствия родительского П. (Быт 9:25; 27:12 и след.). Иисус Христос "сделался за нас проклятием" (Гал 3:13);

4) христианину не должно проклинать ни себя, ни других (Мф 5:44; Рим 12:14; Иак 3:10).

Прообраз

см. Образец, пример, прообраз.

Пропитание

I. см. Трапеза (III).

II.

Ученики Господа не должны отягощать своих сердец заботами о еде (Лк 21:34), поскольку Отец Небесный, питающий птиц, позаботится и о пропитании Своих детей (Мф 6:26; Лк 12:24). Иисус учит, что проповедующий Евангелие должен жить от благовествования (1Кор 9:14); aп. Павел ссылается здесь на (Лк 10:7).

Проповедь, проповедовать, проповедник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пророк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пророчество, пророчествовать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Просвещение

см. Сияние, сиять.

Прославление, восхваление

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прославление прославлять

I.

П. - это обретение части вечной Божьей славы (см. Слава). Иисус бьи явлен в славе в момент Своего "преображения" (Лк 9:32). В конце времен Иисус еще раз явится на землю, на этот раз уже в полноте Своей славы (Мк 13:26), и вместе с Ним будут прославлены верующие в Него (Рим 8:18).

II:

1) Иисус говорит, что славу дал Ему Отец (Ин 17:22); Бог прославил Его имя (Ин 12:28). Но там, где Бог являет человеч. взорам Свою славу. Он вместе с тем скрывает ее под видимым уничижением;

2) особенно это проявляется в смерти Иисуса. Он заранее знал, что израильтяне отрекутся от своего Христа (Мессии) и что приближается Его крестная смерть. Но Он знал и о том, что это будет час прославления Сына Человеческого (Ин 12:23). Когда Иуда собирался предать Его, Иисус выразился еще яснее: ныне прославился Сын Человеческий (Ин 13:31). Подобным же образом начинается и первосвященнич. молитва Иисуса (Ин 17:1). Унижение крестом - это возвышение славой (ср. также двойное значение слова "возносить" в Ин 3:14; 8:28; 12:32). Распятый покрыт Божьей славой;

3) над земной жизнью Иисуса тяготело то обстоят-во, что Он еще не был прославлен (Ин 7:39; 12:16); Он пребывал в неизвестности и уничижении, но именно потому Он прославляет Бога на земле (Ин 17:4). Его сокрытая слава ждала своего раскрытия, поэтому Иисус просил Отца: "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира"(Ин 17:5; ср. Ин 12:28). Слава Иисуса Христа в недре Отчем (Ин 1:18) все та же - в унижении и в возвышении (Деян 3:13).

III.

Иисус делает и Своих учеников причастными к грядущей славе (Ин 17:10). "Мы ... преображаемся в тот же образ от славы в славу" (2Кор 3:18). Этим "от славы в славу" переброшен мост из настоящего в будущее Царство Божье на земле. Последнее П. будет всеохватным и коснется всех людей. Павел разъясняет это в Флп 3:21: Иисус так преобразит наше уничиженное тело, "что оно будет сообразно славному телу Его".

Просо

(евр.дохан) (Panicum miliaceum), род однолетних трав семейства злаковых. Широко возделывается в юго-зал, и юж. Азии, на севере Африки, в юж. Европе. Мелкое зерно П. (пшено) используется как продукт питания, солома идет на корм скоту. Хлеб, к-рый надлежало испечь Иезекиилю в знак наступления тяжелых дней для израил. народа, содержал примесь проса (Иез 4:9, в Синод, пер. см. Пшено).

Простота сердца

Чистосердечность, отсутствие расчета и хитрости (Быт 20:5 и след.; Еф6:5).

Прохор

(греч. "предводитель хоровода", "руководитель хора"), один из семи служителей церкви в Иерусалиме (см. Служитель) (Деян 6:5).

Прощание

см. Приветствие, приветствовать.

Прощение, простить

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пряжка, застежка

см. Украшение.

Прялка

(евр. кишор. Притч 31:19),см. Веретено см. Ремесло (II).

Прямота, открытость, смелость, дерзновение

I. В ВЗ:

1) греч. слово парресиа, к-рое в Синод. пер. передано словами, вынесенными в заголовок статьи, означает "прямота", "открытость", "откровенность", "неустрашимость";

2) слово парресиа в политическом контексте близко к понятию "независимость". Согл. Аристотелю, каждый свободный гражданин должен отвергать раболепие и низкопоклонство и упражняться в парресиа;

3) в Септуагинте слово парресиа встречается редко. В Лев 26:13 им переводится евр. слово комемийют - "вертикально", "стоймя" (в Синод, пер. - "с поднятой головой"). В Пс 93:1 глагол парресиадзестай передан евр. словом "яфа" ("явиться"), в данном случае оно относится к Богу, Который является человеку. В Иов 22:26 и 27:10 говорится об открытости пред Богом ("будешь радоваться, утешаться"): человек, не знающий за собой вины, искренне радуется перед лицом Бога. В Притч 1:20,21 слово парресиа относится к Божьей премудрости, возвышающей свой голос на улицах и площадях.

II. В НЗ:

1) при описании деяний Иисуса довольно часто, особенно в Ев. от Иоанна, используются слова "прямота" и "открытость". Иисус выступает перед людьми свободно и открыто (Ин 7:26; 18:20). Конечно, прямота Иисуса не снимала завесы тайны, к-рая окутывала Его личность и к-рая приоткрылась лишь верующим ученикам. Открытость Иисуса совмещалась иногда со скрытностью и таинственностью (см. Мк 5:43; 8:30-32 и др.);

2) образцу смелости, явленной Иисусом, следовали Его ученики, пренебрегавшие смертью и не страшившиеся своих врагов. Смелость учеников Иисуса зиждилась на их уверенности в грядущем спасении (Деян 4:12 и след.). Важно не терять смелости даже в нужде и страданиях: "Не оставляйте же дерзновения вашего!" (Евр 10:35);

3) тайна благовествования должна возвещаться с дерзновением. В этом - молитв, прошение ап. Павла (Еф 6:19). Дерзновенное свидет-во стало для Павла "необходимой обязанностью", возложенной на него Богом. Апостол должен свидет-вовать, а свидет-во означает открытое исповедание. Иногда действия благовестника определяются лишь его желанием повиноваться Богу; но если в его благовествовании нет дерзновения, значит, оно лишено необходимой внутренней уверенности. Не случайно в книге Деяний говорится, что Павел учил о Господе Иисусе Христе "со всяким дерзновением" (Деян 28:31);

4) в нек-рых местах Свящ. Писания говорится о том, что человек, последовавший за Иисусом Христом (Рим 8:31 и след.), не знает страха пред Богом, пред Судьей; даже в день Страшного Суда он может уповать на то, что ему, прощенному грешнику. Бог возложит на голову победный венец (1Ин 3:21; 4:17; 5:14).

Пряности

(специи) см. Бальзам см. Погребение (II) см. Жертва курения, курение см. Масть, умащать, помазание.

Прясть

см. Ремесло (II).

Псалмы учительные

В заголовках псалмов 31;41;43; 44; 51-54; 73; 77; 87;88; 141 в евр. тексте стоит слово маскил (в Синод, пер. - "учение"), как и в Пс 46:8 (в Синод, пер. - "разумно"). Точное значение этого слова - "наставляющий", "вразумляющий": оно производное от корня сахал - "делать понятным", "быть понятным", "действовать разумно"; возможно, эти псалмы были выделены как стихотворения для изучения, что и отмечено в их заголовках.

Псалом

Статья большая, находится на отдельной странице.

Псалтирь

см. Музыкальные иструменты.

Птица

Статья большая, находится на отдельной странице.

Птолемаида

см. Акко.

Публий

см. Начальник о-ва Мелиты (Мальты) в то время, когда корабль, на к-ром Павла везли в Рим, потерпел крушение у берегов этого острова (Деян 28:7 и след.). В сохранившихся на Мальте надписях, сделанных в I в. по Р.Х., встречается греч. титул начальника острова (протос), и это, по-видимому, свидет-вует о том, что П. занимал высокое положение в рим. администрации. Судя по имени, П., скорее всего, был римлянином.

Пуд

( "скромный"), христианин из Рима (2 Тим 4:21).

Пунон

место расположения стана израильтян в Эдоме (Чис 33:42 и след.),между Салмоной (см. Салмона) и см. Овофом. Вероятно, именно здесь Моисей изготовил изображение медного змея (Чис 21:4-10), об этом свидет-вует изображение и на карте из Мадабы (VI в. по Р.Х.). П. - это располож. прим. в 50 км юж. Мертвого моря район рудников, разработка к-рых велась еще в бронзовом веке. Судя по находкам, к-рые были сделаны в П. и в городах, лежащих сев.-зап. от него, эта местность заселялась в 2200-1800 гг. и в 1200-800 гг. до Р.Х, а впоследствии - в набатейский, рим. и визант. периоды. Чтобы защитить подступ к рудникам, Соломон построил укрепление на горной гряде, ведущей в сторону Аравы (Хамра-эль-Фи-дан). В списке эдомских старейшин, чьи имена соответствовали управляемым ими областям, Пинона (Быт 36:41; 1 Пар 1:52), вероятно, можно отождествить с П.

Пур

см. Жребий.

Пурпур

краска, а также ткань темно-красного или фиолетового цветов. Эту краску получали из раковин улиток (Murex brandaris и Murex trunculus). Железы этих улиток выделяют жидкость беловатого или зеленого цвета, к-рая под действием солнечных лучей становится фиолетовой (евр. техелет; ассир. такилту). Посредством специальных добавок из нее получают красную краску (евр. аргаман; ассир. аргаманну). Производство П. и торговля им в древности были монополией финикийцев, привозивших П. в Палестину и другие страны Ближнего Востока. Во времена НЗ торговля П. процветала в городе Фиатире в Малой Азии (Деян 16:14). Ко времени исхода из Египта израильтяне уже знали П., они использовали его при изготовлении завесы в скинии (Исх 26:31,36), покрывал и одежды первосвященника (Исх 28). Согл. 2Пар 3:14, П. был использован и при изготовлении завесы храма. В Иер 10:9 П. упомянут как материал для одежды идолов. Пурпурная ткань была преимущ. одеждой людей знатных (царей и князей - Есф 8:15; Иез 23:6; Дан 5:7,16) и богатых (Притч 31:22;Лк 16:19)."Багряница", т.е. одежда красного цвета, знак цар. достоинства, в к-рую в насмешку облачили Христа, была плащом римского воина (греч. коккинос, "багряный": Мф 27:28; порфюра или порфюрус, "пурпур" или "цвета пурпура": Мк 15:17,20; Ин 19:2).

Пустословие

Согл. Еф 5:4, П. "не прилично" христианам (здесь оно названо в одном ряду со сквернословием). Греч. слово эутрапелт, перевел, как "пустословие", первонач. означало "искушенность в светских манерах", "праздное времяпрепровождение".

Пустыня

Безлюдные (Иов 38:26; Иер 2:6), почти безводные и лишенные растительности (Ис 35:1,6; 41:18 и след.; Иез 19:13) области на востоке и на севере Палестины (см. Палестина III,2дV). Обычно это не песчаные, а каменистые и часто гористые местности. В этих местностях нет дорог (Пс 106:4 и след.). В долинах растительность скудна, растут лишь тамариск, акации, терновник (Суд 8:7). После редких и нерегулярных дождей (см. Дождь, 1,1; II) поднимается трава, к-рая служит кормом для стад (Исх 3:1). Об упоминаемых в Библии П. см. статьи по их названиям; также см. Иудейские горы; см. Переход через пустыню (I). Слово "П." в ряде мест Библии означает Иорданскую впадину, сев. Мертвого моря (Нав 8:15;Суд 20:42; 1 Цар 13:18; ср.Мф 3:1; Лк 3:2).

Путеол

порт. город на берегу Неаполитанского залива. Во время своего путешествия в Рим Павел пробыл неделю у христиан в П. (Деян 28:13,14). Совр. название этого города - Поццуоли.

Путь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пчела

(Apis mellifica var. syriaca). Евр. слово девора обозначает дикую палестинскую П. Этот вид П. отличает очень светлая окраска брюшка; они довольно агрессивны, часто роятся. Свои гнезда П. устраивают в полых стволах деревьев и в расселинах скал (ср. также Суд 14:8). О пчеловодстве в Библии ничего не говорится. Это занятие было известно в Египте в примитивной форме, поэтому под медом в Библии следует понимать дикий мед (Мф 3:4). В переносном смысле П. являются также олицетворением преследователей (Втор 1:44; Пс 117:12; Ис 7:18).см. Мёд.

Пшеница

(евр. хитта, греч. ситос). П. (Triticum vulgare) начали возделывать еще в доисторич. времена, предположит. - на Ближнем Востоке. Уже в ветхозаветные времена П. считали лучшим хлебным злаком (Исх 29:2). В Библии она часто упоминается как самый важный и наиболее распростр. вид зерновых культур (Втор 8:8; Суд 6:11; 1 Кор 5:11; 2 Пар 27:5; Езд 6:9; 7:22; Иов 31:40; Пс 147:3; Иер12:13; 41:8; Лк22:31; Ин12:24 и др.). В Палестине лучшие сорта П. выращивались в районах Капернаума.Хоразина и особенно в уделе колена Вениамина. Здесь не только колосья П. достигали необыкнов. величины, но и стебли ее были длиннее обычных, что обеспечивало большое количество соломы. В Палестине П. сеяли в ноябре-декабре, а жатва, в зависимости от погодных условий, бывала в апреле, мае или июне (см. Календарь). Зерна перемалывали в муку (см. Мука) или ели, поджаривая колосья на огне (Руфь 2:14 и др.). Растолч. зерна из высуш. на огне колосьев служили также в качестве хлебного приношения (Лев 2:14).Житницей всего Средиземноморского региона в древности был Египет (Быт 12:10; 41:57); большое количество зерна доставлялось на кораблях из Александрии в Италию (Деян 27:6,38). Егип. П. представляла собой особый биологич. вид (Triticum compositum), каждое растение имело несколько колосьев на одном стебле (Быт 41:5). На древних рисунках пшеничные колосья имеют ту же форму, что и у совр. сортов.

Пшено

см. Просо.

Пядь

см. Меры длины, площади, объема и веса (1,1).

Пята

упоминается в связи со змеиным укусом (Быт 3:15; 49:17), а также обозначает ногу (см. Нога) или стопу (Быт 49:19; Пс 40:10). Иаков в момент рождения держался за П. своего брата Исава, и поэтому его имя означает "держащийся за пяту" (Быт 25:26). Это обстоят-во положило начало будущему соперничеству между братьями.

Пятидесятница

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пятикнижие Моисея

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пятница

(греч-пярвисевэ), день, предшествующий субботе (Мк 15:42), день перед субботой текущей недели и перед праздничной субботой (Мф 27:62; Лк 23:54; Ин 19:14,31,42), в к-рый совершались необходимые приготовления к дню покоя (см. Суббота).

Предыдущая страница Следующая страница