Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВА"-"ЕЛИ")
Ева (вероятно, значение этого имени можно передать как "вызывать к жизни", "дарить жизнь"). Е. - имя, данное первым человеком своей жене, к-рой предстояло стать матерью всех живущих (Быт 3:20). По-евр. это имя звучит как Хавва, что значит "жизнь"; Септуагинта передала его в Быт 4:1 как Геуа, откуда и возникла известная нам форма этого имени. В Септуагинте, Быт 3:20, это имя было передано как Дзоэ, т.е. "жизнь". Бог создал Е. из ребра Адама, погрузив его в глубокий сон (Быт 2:21 и след.). Е. стала Адаму "помощником, соответственным ему" (ст. 18). Соблазнившись предложением змея отведать плодов дерева познания добра и зла, Е. предложила запретный плод и Адаму (Быт 3:1-7). Божий суд определил ей "скорбь в беременности", сохранив в ней, однако, влечение к мужу, к-рому суждено было стать ее господином (ст. 16 и след.). Е. вместе с Адамом была изгнана из рая, и адресованное змею Божье проклятье (ст. 15) затрагивает и ее. Е. была матерью Каина, Авеля, Сифа и других сыновей и дочерей, имена к-рых в Библии не названы (Быт 4:1 и след.,25; 5:1-5). См. 2Кор 11:3; 1Тим 2:13 и след.; см. Женщина (I). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
1) слово "Е." происходит от греч. эуангелидзоменос, "благовествующий" - так в Септуагинте передано соотв. евр. слово, к-рое обозначает посланника, приносящего весть о воен. победе (ср. 1Цар 31:9) ; 2) при перечислении церк. служений (Еф 4:11; см. Должность, I,Б,1) Е. идут вслед за апостолами и пророками. К их числу принадлежал, напр., Филипп, один из семи служителей, избранных иерусалимской церковью на хоз. служение, к-рое он, как и Стефан, совмещал с деят-стью благовестника (Деян 6; 21:8; см. Служитель, IV). Служение благовестника было доверено и Тимофею (2Тим 4:5). Это же служение, согл. 2Кор 8:16 и след., исполнял и Тит. Несмотря на то, что Е. были посланы церк. общинами, в своем служении они не подчинялись ни одной поместной церкви. Их обязанности носили более общий характер. Водимые Св. Духом, они ходили по городам и провинциям с проповедью Евангелия (Деян 8:26,30,39,40). В нек-рых случаях, однако, было желательно или даже необходимо, чтобы они оставались на одном месте на более продолжит. время, работая над созиданием к.-л. поместной церкви. Так, Павел оставил на Крите Тита, чтобы тот довершил начатое там создание церкви (Тит 1:5), а Тимофей, по указанию Павла, нек-рое время трудился в Фессалониках (1Фес 3:2). Апостолы Петр и Иоанн, получив в Иерусалиме известие о том, что самаряне приняли слово Божье, проявили заботу о служении Филиппа в Самарии (Деян 8). Т.о., Е. подчинялись апостолам и назывались их сотрудниками (1Фес 3:2); 3) с отшествием апостолов в церквах временно прекращается служение Е.; по крайней мере тех, кто исполняет подобные обязанности, больше не называют Е. И только в новейшие времена проповедников, пробуждающих людей к жизни во Христе, вновь стали называть Е.; 4) титул Е. с III в. закрепился за четырьмя составителями евангелий НЗ - Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. |
Еввул (греч. Эубулос, "умно советующий"), христианин из Рима, передавший приветствие Тимофею через Павла (2Тим 4:21). |
Евеар (евр. Йивхар, "Он (Бог) изберет (его)" ), сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:15; 1Пар 14:5). |
Евед (евр. Эвед, "раб", "слуга"): 1) отец Гаала, противника Авимелеха (Суд 9:26); 2) сын Ионафана, вернувшийся вместе с Ездрой из вавил. плена во главе 50 израильтян из рода Адина (Езд 8:6). |
Евеи (хивеяне). Одно из ханаан. племен, живших в Палестине до появления израильтян (Быт 10:17 - в Синод. пер. - Евей, как собств. имя одного из сыновей Ханаана; Исх 3:17; Втор 7:1). Во времена Иакова Е. жили в Сихеме (Быт 34:2), где они сохраняли влияние еще и во времена Гедеона (Суд 9:28). Кр. того, евейскими были города Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим, жители к-рых хитростью заставили Иисуса Навина заключить с ними мирный договор, и в результате были превращены евреями в рабов, к-рые "рубили дрова и черпали воду для всего общества" (Нав 9:3-27; 11:19). Но, очевидно, основная тер. расселения Е. находилась рядом с Ливаном, от Ермона до Емафа (Нав 11:3; Суд 3:3). Здесь, на севере, у них были свои города еще во времена Давида (2Цар 24:7). Соломон превратил остатки Е. в оброчных работников (3Цар 9:20 и след.). Из Нав 9:11 следует, что политич. решения принимались в Гаваоне старейшинами. Евейский князь Еммор старался заручиться согласием жителей Сихема (Быт 34:20-24), след., его власть не была неогранич. Складывается впечатление, что Е. больше уповали на переговоры, чем на силу оружия. Из Суд 9:4 известно, что имя евейского божества, к-рому поклонялись жители города Сихем, - Ваалвериф, т.е. "Ваал союза". В Быт 36:2 Цивеон назван "евеянином", а в ст. 20,29 - "хорреянином"; Септуагинта также вместо Е. дважды называет хорреев (Быт 34:2; Нав 9:7). Возм., это ошибка переписчика, но не исключено, что это свидетельство того, что Е. относились к более многочисл. народу, хорреям (см. Хорреи). |
Евей см. Евеи. |
Евер (евр. Эвер, "проходящий", т.е. кочевник, или "пришедший с той стороны"): 1) сын Салы, отец Фалека и Иоктана (Быт 10:24 и след.). Предок различных семит. народов (Быт 10:21,25-30; 1Пар 1:18-25). В Чис 24:24, вероятно, в образе Е. поэтически изображен Израиль. Первонач. Е. жил за Евфратом, т.е. в Месопотамии (Нав 24:2). В Лк 3:35 Е. упомянут среди предков Христа; 2) сын вениамитянина Елпаала (1Пар 8:12); 3) вениамитянин, сын Шашака (1Пар 8:22); 4) глава одного из родов колена Гадова в Галааде - в земле Васанской (1Пар 5:13); 5) глава священников из дома Амока во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:20). |
Евиезер см. Авиезер. |
Евий (евр. Эви), мадиамский царь, вассал царя Сигона, побежденный и убитый израильтянами (Чис 31:8; Нав 13:21). |
Евилмеродах (Евильмеродах) (евр. Эвил-Меродах, искаженное вавил. Авель/Амель-Мардук, "человек, почитающий (бога) Мардука"; евр. эвил примерно соответствует значению слов "дурак", "глупец"). Е., сын и наследник престола вавил. царя Навуходоносора, правил в 561-560 гг. до Р.Х. и был свергнут своим шурином Нергал-Шарецером, возглавившим заговор против него. Заняв цар. престол, Нергал-Шарецер распорядился убить Е. В Библии о Е. сообщается лишь, что он освободил иуд. царя Иехонию, к-рый провел в заточении 37 лет (4Цар 25:27-30; Иер 52:31-34). |
Евника ("победоносная"), мать Тимофея, уверовавшая во Христа иудеянка, жена грека из Листры (Деян 16:1; 2Тим 1:5). |
Евр. слово сарис обозначает евнуха, кастрата, каковой использовался для охраны и обслуживания цар. гаремов (4Цар 9:32; Есф 2:3,14; 4:4). Нередко Е. добивались значит. влияния при цар. дворах. Этим объяснялось расширение сферы их деят-сти (Есф 1:10; Деян 8:27 - греч. эунухос), а также обобщение самого понятия, к-рое могло обозначать и других высокопоставл. чиновников (Быт 40:2 - в Синод. пер. - "царедворец"; 4Цар 24:12; Иер 29:2; 38:7). В 4Цар 25:19 один Е. упоминается как военач., в Быт 39:1,7 упомянут женатый Е. (в Синод. пер. - "царедворец"), служивший при дворе егип. фараона. |
Еводия, женщина в церкви в Филиппах, поссорившаяся с другой женщиной - Синтихией. Обе они "подвизались в благовествовании" вместе с ап. Павлом (Флп 4:2 и след.). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Еврейский (древнееврейский) язык - язык израил. народа. Весь ВЗ (4Цар 18:26,28; 2Пар 32:18; Ис 36:11,13), за искл. нек-рых фрагментов, изложенных на арамейском (см. Арамейский язык), написан на Е.Я. Из семитских языков, родственных евр., известны угаритский (по текстам Рас-Шамры, обнаруженным в сев. Сирии), финикийский, отчасти ханаанский и моавитский (по надписи на камне Меши). Вместе эти языки образуют группу сев.-зап. семитских языков, к к-рым относится и арамейский. Считается, что Е.Я. возник из сплава арам. и ханаан. языков и что Авраам перенял его еще в Ханаане. Во всяком случае, это тот самый язык, на к-ром говорили Иаков и его семейство во время переселения в Египет. См. также Быт 31:47, где Лаван называет холм из камней по-арам., а Иаков дает ему соотв. евр. название. Вероятно, Е.Я. с самого начала имел и письм. форму. Алфавит, созданный на основе финик., состоит из 22 согласных; значки, к-рыми в совр. текстах обозначаются гласные, были добавлены масоретами, иуд. учеными, в 600-800 гг. по Р.Х., сделавшими это в соответствии с установившейся практикой чтения. Кроме ВЗ, существуют и другие памятники письменности. Самые значит. среди них - календарь из Гезера (ок. 900 г. до Р.Х.), керамич. черепки (остраки) из Самарии (VIII в. до Р.Х.), надпись в Силоамском туннеле, относящаяся ко времени царя Езекии (ок. 700 г. до Р.Х.), послания из Лакиша (Лахиса), написанные незадолго до разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.), и см. Рукописи Мертвого моря. Если письм. евр. язык развивался на единой основе, то в живом разговорном языке, вероятно, возникали различные диалекты, на к-рых говорили представители разных колен. Примером этому могут служить варианты произношения одного и того же слова в Суд 12:6 ("шибболет" - "сибболет"). Во время вавил. плена и после него на Е.Я. все большее влияние оказывал арам. язык, к-рый постепенно стал средством международного общения (каким во II тысячел. до Р.Х. был аккад.). В ВЗ, кроме отдельно встречающихся арам. слов, на арам. частично написаны Книга Даниила и Книга Ездры. Позднее евр. язык стал преимущ. языком богослужений и ученых. Ко времени Иисуса и апостолов языком повседневного общения в Палестине стал арам. Он всегда подразумевается там, где в НЗ говорится о Е.Я. или упоминаются евр. имена собственные (Лк 23:38; Ин 5:2; 19:13,17,20; Деян 21:40; 22:2; 26:14; Откр 9:11; 16:16). Там, где авторы НЗ прибегают к транслитерации, напр. в Мк 5:41; 7:34; Ин 20:16, они во всех случаях передают арам. слова. В Деян 6:1 делается различие между иудеохристианами, говорящими на арам. и греч. языках. В конце XIX - начале XX вв. под влиянием движения сионизма на основе древнеевр. языка возник совр. евр. язык, устный и письм. (новоевр., или иврит), к-рый в настоящее время является официальным языком гос-ва Израиль. |
Евтих ("счастливый"), молодой человек, заснувший во время проповеди ап. Павла в Троаде и выпавший из окна "с третьего жилья". Павел вернул его к жизни (Деян 20:9 и след.). |
1) Е. (аккад. Пуратту; евр. Перат; древнеперс. Уфрата; греч. Евфратес) - самая большая река в Передней Азии, протяженность к-рой прим. 2850 км. Е. берет начало в горах Армянского нагорья, пересекает горную гряду Тавра, течет в направлении с сев.-запада на юго-восток по Месопотамской низменности и, слившись с рекой Тигр, протекающей по тер. бывшей Ассирии, впадает в Персидский залив. В Библии Е. упомянут как одна из четырех рек рая (Быт 2:14). Иногда Библия называет его "великой рекой" (Быт 15:18; Втор 1:7). Несколько раз указывается на то, что Е. должен стать границей Израиля (Втор 1:7; Нав 1:4; Мих 7:12; Зах 9:10 - под словом "река" подразумевается Е.). В Персидской империи "городами за рекою" или "заречными областями" (Езд 4:10 и след.; 5:6; 4:17,20; 6:6,13; Неем 2:7,9) назывались провинции зап. Е. На берегах Е. располагались крупные города: Ур, Урук (библ. Эрех), Ниппур, Вавилон, Сиппар, Мари, Дура-Европос, Тапсак, Никефорий, Каркемиш. Ширина и глубина Е. в разных местах различны. В древности воды Е. отводились по каналам на поля. Таковы, вероятно, "реки Вавилона", о к-рых говорится в Пс 136:1. Одним из таких каналов был Ховар (Иез 1:1). 2) В Иер 13:4-7 под Е., вероятно, подразумевается поток Вади-Фара (ивр. Нахал-Прат), протекающий сев.-вост. Иерусалима. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Еглаим, погран. город Моава (Ис 15:8). В "Ономастиконе" (списке городов) Иеронима этот город значится как Агаллим, возм., это совр. Хирбет-эд-Джилиме - развалины, примыкающие с юго-востока к Эль-Караку. А. Музиль, однако, полагает, что это Хирбет-Джалджуль, находящийся в 7 км юж. Эль-Карака. По другим данным, Е. находился примерно в 3 км юж. Кир-Хереса, в 15 км вост. Мертвого моря. |
Еглайм ("телячий источник"), город (Иез 47:10), согл. Иерониму, располагавшийся "у начала Мертвого моря, при впадении Иордана". Е. можно было бы отождествить с Эйн-Фешхой или Беф-Хоглой (см. Беф-Хогла), если бы "Ономастикон" Иеронима не помещал Беф-Хоглу к югу от Газы. Все сказанное не позволяет точно определить его местонахождение. |
Еглон (евр. Эглон): 1) моавитский царь, 18 лет притеснявший израильтян во времена судей. Судья Аод убил Е., оставшись наедине с ним в Иерихонском дворце якобы для секретной беседы (Суд 3:12-29). Благодаря этому израильтяне после непродолжит. борьбы с моавитянами вернули себе свободу; 2) город вблизи Лахиса (Нав 10:3,5,23; 15:39). У.Ф.Олбрайт предполагал найти Е. в Телль-эль-Хаси, в 25 км вост. Газы. Однако Нот отождествляет Е. с Телль-Этуном. |
Егуд (Аод) (евр. Эхуд): 1) вениамитянин, потомок Иедиаила и сын Билгана (1Пар 7:10; 8:6); 2) второй сын Геры, левша. Он заколол мечом моавитского царя Еглона, к-рый, овладев Иерихоном, 18 лет притеснял израил. народ. Аод, собрав израильтян, разбил моавитян у переправы через Иордан. После его смерти народ вновь отпал от Господа (Суд 3:12 - 4:1). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Едем (евр. Эдем), местность, в к-рой Бог насадил сад (Быт 2:8). Это означает, что сад занимал не весь Е., а лишь огранич. часть его тер. Название "Е." ассоциировалось у древних евреев с созвучным словом, означающим наслаждение ("сад удовольствий"); однако многие соврем. исследователи не склонны считать Е. именем собств., рассматривая его как имя нарицат., заимствов. непосредственно из шумер. языка (эдин - "равнина", "степь") или через посредство аккад. (эдину); это означало бы, что речь идет о некой равнинной местности. Сам сад также назван Е. (в Синод. пер. - "сад Едемский" - Быт 2:15; 3:23 и след.; Иез 36:35; Иоил 2:3), или "садом Божиим" (Иез 28:13; 31:9), или "садом Господа" (ган-Яхве, Ис 51:3). Септуагинта передает слово ган (сад) в Быт 2:8 и след. и слово "Е." в Ис 51:3 как парадейсос - искаж. древнеперс. паиридаеза. Это слово означает "парк", или "увеселительный сад" и соответствует рус. слову см. Рай. |
Еден (евр. Эден): 1) город, наряду с городами Харран и Хане, торговавший с Тиром (Иез 27:23). Е. тождествен Бет-Едену (в Синод. пер. - "дом Еденов" - Ам 1:5), а его жители - "сынам Едена", о к-рых идет речь в 4Цар 19:12 и Ис 37:12. Видимо, Е. (Бет-Еден) тождествен также ассир. провинции Бит-Адини, располож. в верхнем течении Евфрата вблизи Каркемиша (библ. Кархемиса); 2) левит, сын Иоаха, живший во времена правления Езекии (2Пар 29:12). Вероятно, он же подразумевается и в 2Пар 31:15. |
Еденов дом (евр. Бет-эден, "дом удовольствия"), название селения или местности в Сирии, вероятно, возле Дамаска (Ам 1:5). |
Едер (Гадер) (евр. Эдер, возм., "стадо" или "помощь"): 1) Гадер, или башня ("мигдал") Гадер (Быт 35:21; Мих 4:8 - "башня стада") - место вблизи Вифлеема. Е., видимо, находился либо возле Сиар-эль-Ганама, либо возле Кенисет-эр-Равата, где, по преданию, находилось то самое поле, о к-ром упоминается в Лк 2:8. Представляют интерес слова Таргума к Быт 35:21, где говорится о том, что Израиль раскинул свой шатер за башней Гадер: здесь "в конце времен будет провозвещен Мессия"; 2) город на юж. окраине удела Иуды (Нав 15:21), предположит. развалины Эль-Адара в 7 км юж. Газы. 3) левит, сын Мушия (1Пар 23:23; 24:30); 4) сын вениамитянина Берии (1Пар 8:15). |
Единодушно (греч. гомотюмадон, производное от "один", "едино" и "мужество", "воля", "страсть"). Это слово в НЗ встречается в Рим 15:6 и др. и в Деян. : 1) Церковь Е. в молитве (Деян 1:14; 4:24), при преломлении хлеба, в трапезах и в восхвалении Бога. В 8:6 народ также Е. внимает проповеди Благой Вести; 2) в Деян 15:25 слово "Е." относится к решению апостолов и церкви послать избранных мужей с Варнавой и Павлом для проповеди Евангелия. Этому предшествовали значит. разногласия. Были выслушаны различные мнения и предпринята попытка получить ответ из Писания, причем учитывались и практич. соображения. В результате было достигнуто единодушие, выраженное словами "угодно Святому Духу и нам...". Единодушие явилось результатом жестких, но выдержанных в духе братства высказываний оппонентов и найденного в ходе дискуссии взаимоприемлемого решения (ст. 25 досл. - "став единодушными"). (см. Апостольский собор.) В своей жизни и деятельности Церковь руководствуется тем, что заложено в ее основание. Единодушие, с одной стороны, обетовано Церкви, а с другой - поставлено ей в качестве основной задачи. Единодушие (или "единство духа") является не только предпосланным основанием (Еф 4:3), но и целью, к к-рой нужно стремиться (хранить единодушие и вновь достигать его). Единодушие позволяет "едиными устами" славить Бога (Рим 15:6; ср. Ин 13:34 и след.); 3) иудеи, как и язычники, Е. в своей враждебности к христианам (Деян 7:57; 18:12 и след.; 19:29). Е. бывает реакция определ. категорий людей на проповедь о Христе. В одних случаях - это вера и поклонение, в других - ненависть и отрицание; 4) в 1Пет 3:8 среди пожеланий Петра содержится призыв быть "единомысленными". В данном случае в греч. оригинале употреблено слово гомофронес (производное от "один", "едино" и "мышление" или "стремление"). След., здесь подразумеваются не одинаковые мысли, а сходный образ мыслей, общее направление мышления (или, соотв., общие стремления), т.е. цель. |
Единорог (евр. реем; греч. монокерос). Это слово обозначает сильное дикое животное (Чис 23:22; Иов 39:9-12; Пс 21:22; 28:6; 91:11), вероятно, подразумевается вымерший предок дикого быка (Bos primigenius), (аккад. риму). Сцена охоты на Е. с колесницы изображена на золотой вазе из Рас-Шамры (сер. II тысячел. до Р.Х.). Известно также, что Тиглатпаласар I (ок. 1100 г. до Р.Х.) охотился на него в Сирии. На ассир. рисунках, на к-рых это животное изображено в профиль, виден один рог. см. Охота. |
Единородный (Сын). Греч. слово моногенес - "единственный, происходящий от кого-либо", "единственный в своем роде" - в Ев. от Иоанна применительно ко Христу означает, что Иисус - единственный и вечный Сын Бога Отца (Ин 1:14,18; 3:16,18; 1Ин 4:9). (см. Иисус Христос.) Септуагинта переводит соотв. евр. слово яхид, обозначающее единственного родного ребенка у родителей, либо как моногенес, либо как агапетос - "возлюбленный". Единственный ребенок особенно любим, отсюда и выражение "Сын Мой Возлюбленный" (Мф 3:17; 17:5; Мк 1:11; Лк 3:22) или просто "Мой Возлюбленный" (Мф 12:18). В Евр 11:17 Е. назван единственный сын Авраама от Сарры. |
I. ЕДИНСТВО В ЦЕРКВИ В Еф 4:3 Павел призывает церковь сохранять Е. духа, т.е. Е., дарованное Св. Духом. Оно имеет своим основанием единого Господа и Бога. Е. учеников - одна из главных забот Иисуса, что отражено в Его первосвященнич. молитве (Ин 17:11,21-23). Это Е. ставится под угрозу, если не произойдет отделение (но не уход - 1Кор 5:10): а) верующих от мира (2Кор 6:17; Иак 4:4); б) Церкви от тех верующих, к-рые живут в сознат., очевидном грехе (Мф 18:15-17; 1Кор 5:2,6 и след.,13); в) учеников Иисуса от тех, кто проповедует лжеучение (Гал 1:6-9; 2Ин 1:9-11 и пр.). Нельзя добиваться Е. ценой отступления от истины (см. Гал 1:8-10; 2:14; Деян 15:1 и след.), поскольку в этом случае будет утрачена сама основа Е. (Еф 4:3-6). Не стоит воспринимать каждый частный спор как спор об абсолютной истине (Рим 14:5 и след.; ср. 1Кор 8,7-9). В таких случаях надо с братской любовью проявлять терпение друг к другу (Еф 4:2), чтобы, настаивая на своем, под предлогом установления истины не нарушить Е. Спорящим группировкам в Коринфе (1Кор 1:11 и след.) Павел говорит: "...если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?" (1Кор 3:3 и след.). В Гал 5:19,20 распри и разногласия названы делами плоти. В Библии встречаются примеры объединения людей, стремящихся превознестись (Быт 11:4)или открыто восстающих против Бога (Откр 17:13,17). см. Единодушно (3). II. ЕДИНСТВО БОГА Бог один, т.е. нет иного Бога, кроме Него (Рим 3:30; Иак 2:19; 4:12; Иуд 4). |
Едом (в евр. и совр. лит-ре - Эдом, "красный"): 1) прозвище см. Исава, данное ему за рыжий цвет волос, а также за то, что он продал свое первородство за чечевичную похлебку, имевшую красноватый цвет (Быт 25:25, 30); 2) слово Е. обозначает как потомков Исава, так и название их земли. О земле Е. говорится в Быт 36:16,21,31, об области Е. - в Быт 32:3, о гор Исава, стоявшей на земле Е., - в Авд 8 и след.,21, просто о Е. - в Ам 1:6. ( см. Идумея см. Эдомитяне, идутеи.); 3) область Е. располагалась в горах Сеир. Ее сев. границей служила долина (ручья) Заред (Втор 2:13). Юж. границу точно определить невозможно, но Елаф и Ецион-Гавер чаще всего причисляются к Е. Гора Халак (Лысая гора), упомянутая в Нав 11:17, граничила с Израилем. Е. располагался по обе стороны Арабы - долины (шир. 12 км), к-рая тянется от Мертвого моря до залива Акаба. Здесь, в Арабе, из земли били теплые источники, результат вулканич. деятельности в далеком прошлом (также см. Ана, 1). Такие источники были обнаружены А.Музилем. Наряду с охотой и торговлей основой жизнеобеспечения жителей, населявших преимуществ. вост. часть страны, являлись животноводство и земледелие (Чис 20:17; Иез 25:13). Этот край имеется в виду и в словосочетаниях "расселины скал" и "вершины холмов" (Иер 49:16; Авд 3). Малозаселенной была западная часть страны, для ландшафта к-рой характерны нубийский песчаник ржаво-красного цвета и белый известняк. Поскольку Е. был с трех сторон окружен пустынями, то эдомитяне для расширения своей тер. были вынуждены продвигаться на север, что привело к войне с коленом Иуды. |
Едреи (Едрея): 1) один из двух городов-резиденций васанского царя Ога (Нав 12:4; 13:12). Здесь Моисей одержал победу над этим царем (Чис 21:33 и след.; Втор 1:4; 3:1 и след.). Е. были предназначены в удел роду Махира из колена Манассии. Ныне это город Деръа, располож. прим. в 50 км юго-вост. Тивериадского озера. Под Е., на глубине прим. 20 м, находятся большие разветвленные пещеры - целый подземный город с улицами, площадями, жилыми помещениями и водозаборными сооружениями. Выходящие на поверхность земли воздуховоды обеспечивают вентиляцию; 2) город в уделе Неффалима (Нав 19:37), находившийся прим. в 6 км юго-зап. Кадеса, предположит. совр. Телль-Курейбе. |
Езбай (евр. Эзбай), отец Наарая (см. Наарай) (1Пар 11:37). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ездры книга см. Книга Ездры. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Езер (евр. Эзер, "помощник", "опора"): 1) израильтянин из колена Иуды, отец Хуша (1Пар 4:4); 2) один из сыновей Ефрема, убитый, вместе со своими братьями, жителями Гефа за попытку захватить скот (1Пар 7:21); 3) один из гадитян, пришедших к Давиду в его укрепление в пустыне (1Пар 12:10); 4) израильтянин, сын Иисуса, начальник Мицфы, принимавший участие в восстановлении иерусалимской стены (Неем 3:19); 5) священник из числа трубивших в трубы при освящении иерусалимской стены (Неем 12:42). |
Езрахит (езрахитянин), искаж. от "зарахитянин" (3Цар 4:31; Пс 87:1; 88:1), т.е. потомок Зары (Чис 26:13). см. Ефан (1) и см. Еман (2). |
Езрий (евр. Эзри, арам. "(Бог есть) помощь" или краткая ф-ма от евр. имени Азария, "Яхве помог"). Сын Хелува, "начальник над занимающимися полевыми работами" во времена Давида (1Пар 27:26). |
Екбатана (Экбатаны) (евр. Ахмета (ныне Хамадан)), город, располож. прим. в 580 км сев. Персидского залива. Был столицей Северной Мидии и летней резиденцией перс. царей. При Дарии I в архиве Е. (Езд 6:2) был обнаружен указ Кира, разрешавший иудеям восстановление храма, что подвигло и Дария продолжить строит-во (ст. 6 и след.). |
Екер (евр. Экер, возм., "потомство"), сын Рама из колена Иуды (1Пар 2:27). |
Екклесиаста книга см. Книга Екклесиаста. |
Екрон (Аккарон). Название Е., возм., связано с аккад. и егип. словами, к-рые переводятся как "город". Е. - филистимский город (Нав 13:3), жители к-рого поклонялись Веельзевулу (4Цар 1:3). Израильтяне завоевывали Е. дважды - после смерти Иисуса Навина (Суд 1:18) и при Самуиле (1Цар 7:14). Сюда был доставлен захвач. филистимлянами ковчег завета (1Цар 5:10; в Синод. пер. - Аскалон); после смерти Голиафа израильтяне преследовали филистимлян до ворот этого города (1Цар 17:52). Фараон Шешонк (библ. см. Сусаким) упоминает Е. в надписи, сделанной в честь его победы. Во времена правления Езекии жители Е. свергли своего царя Пади и приняли участие в восстании против захватившего их город Синаххериба (библ. Сеннахирима). Пророки предвещали этому городу суд (Иер 25:20; Зах 9:5) и гибель (Соф 2:4): "Екрон искоренится". Это пророчество сбылось. Ученые полагают, что Е. находился на месте совр. Хирбет-эль-Муканна, где ранее пытались найти следы Елтеке. Исследования, проведенные в 1975 г., показали, что здесь в раннем бронзовом веке существовало поселение, но затем до раннего железного века это место оставалось незаселенным. |
Ела см. Эла (4). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Елама, город за Иорданом (2Цар 10:17). Относительно местонахождения Е. ученые высказывали разные предположения. Е. пытались отождествить с Алеппо, к-рый оказался значит. сев., с Аламатой, стоящей на Евфрате (согл. Птолемею), и с Алемами (1Мак 5:26), т.е. Альмой, находящейся в 20 км сев.-вост. Едреи. Кр. того, Е. мог быть и Иавок, где находятся развалины Эламуна. |
Елаф (евр., возм., ф-ма жен. р., "большое, мощное дерево"). Е. (у антич. авторов - Элана), был портовым городом вблизи Ецион-Гавера на Красном море. Из Е. корабли отправлялись в Офир (3Цар 9:26 и след.; 4Цар 14:22; 16:6). Город находился в земле Эдома и принадлежал израильтянам только в период распространения власти Израиля на эту область. Считается, что Е. стоял на месте совр. Акабы. Н.Глюк провел раскопки древнего см. Ецион-Гавера в Телль-эль-Хулефи, находящегося в получасе езды к сев.-западу от Акабы. Во Втор 2:8; 2Пар 8:17; 3Цар 9:26 Ецион-Гавер упоминается рядом с Е. Глюк полагает, что Е. и Ецион-Гавер - разные названия одного и того же города; другие исследователи считают, что это были два соседних насел. пункта. |
Елдага (евр. Элдаа, возм., "Бог позвал"), сын Мадиана, внук Авраама и Хеттуры (Быт 25:4; 1Пар 1:33). |
Елдад (евр. Элдад, "Бог возлюбил"), один из 70 старейшин, к-рых избрал Моисей, чтобы они разделили вместе с ним ответственность за израил. народ. Когда Дух Господа сошел на старейшин, то оставшиеся в стане Е. и Модад начали пророчествовать. Иисус Навин призвал воспрепятствовать этому, но Моисей ответил: "О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!" (Чис 11:24-29). |
Елеад (евр. Элад, "Бог засвидетельствовал" или, араб., "Бог вновь повернулся к нему" (?)). Один из сыновей Ефрема, участвовавший в предпринятом ими разбойничьем набеге на Геф с целью захвата стад. При этом все братья были убиты. Их отец долго горевал о своей утрате (1Пар 7:20-22). |
Елеада (евр. Элада, "Бог украсил"), потомок Ефрема (1Пар 7:20). |
Елеазар (евр. Элазер, "Бог помог" (ср. Лазарь)): 1) сын Аарона, отец Финееса (Исх 6:23,25). Е. был посвящен в сан священника (Исх 28:1; Лев 8) и после смерти своих братьев Надава и Авиуда (Лев 10:1-7) вместе с Ифамаром остался священником при Аароне (Чис 3:4; 19:3,4). Е. был начальником над главами левитских родов, к-рым было вверено хранение святилища (Чис 3:32). Перед смертью Аарона Моисей передал должность первосвященника Е., облачив его в священнич. одежды отца (Чис 20:25-28). После этого Е. помогал Моисею при исчислении народа, при назначении Иисуса Навина и т.д. (Чис 26:1-4,63; 27:2,18-23; 31:12,21; 32:2,28), а позднее вместе с Иисусом Навином проводил распределение земли Ханаанской между израил. коленами (Чис 34:17; Нав 14:1; 17:4; 19:51; 21:1). Е. был погребен в Гиве (4), городе его сына Финееса (Нав 24:33 - в Синод. пер. - "на холме Финееса"), ставшего первосвященником после его смерти (Суд 20:28); 2) левит из рода Мерари, к-рый умер, не оставив сыновей. На дочерях Е. женились их двоюродные братья (1Пар 23:21 и след.; 24:28; ср. Чис 36:6-9); 3) сын Аминадава из Кириаф-Иарима, к-рому было вверено хранение ковчега завета, когда ковчег, возвращ. филистимлянами, был помещен в доме его отца (1Цар 7:1); 4) сын Ахохиянина см. Додо или Додая (см. Додай) (см. 1Пар 27:4), один из трех храбрейших воинов Давида (2Цар 23:9 и след.; 1Пар 11:12-14); 5) священник, сын Финееса, вернувшийся вместе с Ездрой из вавил. плена (Езд 8:33). Возм., он принимал участие в освящении иерусалимской стены (Неем 12:42); 6) израильтянин из рода Пароша, взявший иноплемен. жену (Езд 10:25); 7) один из предков Иисуса Христа (Мф 1:15). |
Елеале (Елеала), город в Моаве, принадлежавший колену Рувима (Чис 32:37), но позднее вновь перешедший под власть Моава (Ис 15:4; 16:9; Иер 48:34). Е. упоминается обычно вместе с Есевоном. Согл. "Ономастикону" (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Е. был в IV в. довольно большим городом. Его развалины в совр. Эль-Аль описаны А.Музилем. Это место находится прим. в 3 км сев.-вост. Есевона. |
Елеаса см. Эласа (1), (2), (3). |
Елеашив см. Елиашив. |
Елей см. Маслина, масло, елей. |
Елей радости, образное выражение, означающее радостное состояние (Пс 44:8; Ис 61:3). Елей (оливковое масло) применялся для ухода за кожей. Иногда его смешивали с особыми ароматич. веществами. см. Масть, умащать, помазание. |
Елеонская гора см. Масличная гора см. Елеонская гора. |
Елеф, селение вблизи Иерусалима (Нав 18:28), точное местонахождение неизвестно. |
Елзавад (евр. Элзавад, "Бог одарил"): 1) гадитянин, пришедший к Давиду в Секелаг, "укрепление в пустыне" (1Пар 12:12); 2) левит-привратник, живший во времена Давида (1Пар 26:7). |
Елиав (Елиаф) (евр. Элиав, "(мой) Бог - отец"): 1) сын Хелона, возглавлявший колено Завулона во время странствования в пустыне (Чис 1:9; 2:7; 7:24); 2) израильтянин из колена Рувима, сын Фаллуя и отец Немуила, Дафана и Авирона (Чис 16:1; 26:8 и след.); 3) левит, предок Самуила (1Пар 6:27), отец Иерохама. В ст. 34 он назван Елиилом, а в 1Цар 1:1 - Илием; 4) старший брат Давида, к-рого Самуил вначале принял по внешнему виду за Божьего избранника (1Цар 16:6 и след.). Е. рассердился на Давида, когда тот, придя в израил. войско к трем своим старшим братьям, расспрашивал их о Голиафе (1Цар 17:13,28). В евр. тексте 1Пар 27:18 он назван Элиху (в Синод. пер. - Елиав); 5) один из гадитян, перешедших к Давиду, когда тот находился в Секелаге (1Пар 12:9 и след.); 6) левит, привратник и певец при ковчеге завета во времена Давида (1Пар 15:18 и след.). |
Елиада (Елидае) (евр. Эльяда, "Бог знал, узнал"): 1) сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:16; 1Пар 3:8). В 1Пар 14:7 он назван см. Веелиада; 2) отец Разона из Сувы (3Цар 11:23); 3) вениамитянин, один из военачальников Иосафата (2Пар 17:17). |
Елиаким (евр. Эльяким, "Бог воздвигает"): 1) сын Хелкии, придворный чиновник Езекии. Пр. Исаия предсказал, что Е. заменит на посту начальника дворца Севну, к-рого свергнет Господь, станет управлять как раб Божий и будет "отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина" (Ис 22:15-25). В ст. 25, вероятно, вновь говорится о свержении Севны. Позднее Е. действительно становится начальником дворца, а Севна - писцом. Они вместе с дееписателем Иоахом участвуют в переговорах с посланниками ассир. царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) и сообщают о полученном от них ультиматуме царю, а затем, по его повелению, - и пр. Исаии (Ис 36:3,11,22; 37:2; ср. 4Цар 18; 19); 2) сын царя Иосии, к-рого фараон Нехао сделал царем Иудеи и переименовал в см. Иоакима (4Цар 23:34; 2Пар 36:4); 3) священник, принимавший участие в освящении иерусалимской стены во времена Неемии (Неем 12:41); 4) предок Христа, происходивший от Давида через Нафана (Лк 3:30 и след.); 5) потомок Зоровавеля и предок Иосифа (Мф 1:13). |
Елиам (евр. Элиам, "(мой) Бог - родственник, член семьи (досл. "народ")"), отец Вирсавии, жены Урии Хеттеянина (2Цар 11:3; 1Пар 3:5). Предположит., тождествен Елиаму, сыну Ахитофела Гилонянина, одному из храбрых у Давида (2Цар 23:34); см. Аммил (3). |
Елиасаф (евр. Эльясаф, "(мой) Бог собрал" или "Бог прибавил"): 1) сын Регуила, главы колена Гадова во время странствования по пустыне (Чис 1:14; 7:42); 2) левит, сын Лаела, глава рода Гирсона во время странствования по пустыне (Чис 3:24). |
Елиаф см. Елиав (3). |
Елиафа (евр. Элиата, "(мой) Бог - Ты"), сын левита и музыканта Емана, живший во времена Давида (1Пар 25:4), руководитель 20-й чреды певцов в храме. |
Елиашив (Елияшив, Елеашив) (евр. Эльяшив, "Боже, возврати"): 1) священник, глава одиннадцатой чреды служивших в храме во времена Давида (1Пар 24:12); 2) левит и певец (Езд 10:24); 3) сын Иоакима, первосвященник во времена Неемии (Неем 12:10, 22). Вместе со священниками он построил Овечьи ворота в сев. стене Иерусалима (Неем 3:1,20 и след.). Е. предоставил аммонитянину Товии, с к-рым он породнился, большую комнату в храме, но Неемия воспрепятствовал этому (Неем 13:4-9). Сыновьями Е. были будущий первосвященник Иоиада (Неем 12:10) и, вероятно, Иоханан, упомянутый в Езд 10:6. Внук Е. женился на дочери хоронита Санаваллата, т.е. взял в жены иноплеменницу, после чего Неемия "прогнал его от себя" (Неем 13:28); 4) сын Елиоеная и потомок Зоровавеля (1Пар 3:24); 5) два израильтянина - из рода Заффу (Езд 10:27) и из рода Вания (ст. 36), - к-рые взяли в жены иноплеменниц. |
Елигу (Илий, Елиав, Елия, Елиуй) (евр. Элиху, "(мой) Бог - он" или "Он - (мой) Бог"): 1) ефремлянин, сын Тоху, предок пророка Самуила (1Цар 1:1). В 1Пар 6:34 он назван Елиилом, а в 1Пар 6:27 - Елиафом; 2) тысяченач. в колене Манассии, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:20); 3) см. Елиав (4); 4) привратник из семейства Овед-Едома во времена Давида (1Пар 26:7); 5) друг см. Иова, сын Варахиила Вузитянина (см. Буз) из племени Рама (Иов 32:2). Как вузитянин он, вероятно, является потомком Нахора, брата Авраама (ср. Быт 22:21). |
Елидад (евр. Элидад, "Господь возлюбил, проявил любовь"), сын Кислона, князь и представитель колена Вениамина при разделе земли Ханаанской (Чис 34:21). |
Елиегоэнай см. Эльегоенай. |
Елиезер (евр. Элиэзер, "(мой) Бог - помощь"): 1) Е. из Дамаска, жил в доме Авраама, должен был стать его наследником в случае, если бы брак Авраама оказался бездетным (Быт 15:2 и след.). Обычно полагают, что Е. был тем рабом, к-рый сватал для Исаака жену из родственниц Авраама (Быт 24:2); 2) второй сын Моисея и Сепфоры, родившийся в земле Мадиамской (Исх 4:20; 18:4; 1Пар 23:15). О его потомках см. 1Пар 23:17 и след.; 26:25 и след.; 3) сын Бехера и внук Вениамина (1Пар 7:8); 4) сын Зихри и главный начальник над коленом Рувима во времена правления Давида (1Пар 27:16); 5) один из священников, трубивших в трубы при перенесении ковчега завета в Иерусалим (1Пар 15:24); 6) сын Додавы из Мареши, пророк, предсказавший царю Иосафату гибель его флота в наказание за вступление в союз с израил. царем Охозией (2Пар 20:37); 7) один из посланцев, к-рых Ездра направил в Касифье, чтобы набрать левитов для служения в Иерусалимском храме (Езд 8:16); 8-10) священник, левит и некий израильтянин, взявшие себе иноплем. жен (Езд 10:18,23,31); 11) один из предков Христа (Лк 3:29). |
Елиел (Елиил) (евр. Элиэл, "(мой) Бог - Бог"): 1) сын Тоаха, отец Иерохама, предок левита и музыканта Емана (1Пар 6:34), возм., тождествен Елиаву (3) и Илию (Елигу, 1) (1Цар 1:1); 2) Е. из Махавима, один из храбрых у Давида (1Пар 11:46); 3) другой человек по имени Е., и тоже один из храбрых у Давида (1Пар 11:47); 4) один из гадитян, пришедших к Давиду в Секелаг (1Пар 12:11); 5) левит из сыновей Хеврона, участвовавший в перенесении ковчега завета в Иерусалим во времена Давида (1Пар 15:9,11); 6) левит, смотритель, отвечавший за сохранность пожертвований и десятин во времена правления Езекии (2Пар 31:13); 7) глава рода в вост. полуколене Манассии (1Пар 5:24); 8) вениамитянин, сын Шимея, живший со своим семейством в Иерусалиме (1Пар 8:20); 9) другой человек по имени Е., вениамитянин, сын Шашака, также живший в Иерусалиме (1Пар 8:22). |
Елиенай (евр. Элиэнай), вениамитянин, один из сынов Шимея, живший со своим семейством в Иерусалиме (1Пар 8:20). |
Елика (евр. Элика, возм., кр. ф-ма от Еликам, "(мой) Бог возвысился"), хародитянин, один из храбрых у Давида (2Цар 23:25). |
Елим (возм., "(место) больших деревьев"), место на зап. побережье Синайского полуо-ва. Найдя в Е. 12 источников воды и 70 финиковых пальм, израильтяне разбили там свой стан. Вероятно, этот оазис находился на месте совр. Вади-Гарандель (Исх 15:27; Чис 33:9). |
Елима, вероятно, "мудрец", второе имя волхва Вариисуса (см. Вариисус). |
Елимелех (евр. Элимелех, "(мой) Бог - царь"), израильтянин из Вифлеема Иудейского, живший во времена судей. Из-за начавшегося голода Е. с семьей перебрался в Моав, где и умер. Е. был свекром Руфи (Руфь 1:1-3). |
Елиоенай (евр. Эльйоэнай, кр. ф-ма от Эльегоеная, "мои глаза направлены на Господа" (дословно "мои глаза у Господа")): 1) вениамитянин, сын Бехера (1Пар 7:8); 2) потомок Симеона (1Пар 4:36); 3) израильтянин, один из сыновей Заффу, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:27); 4) священник из потомков Пашхура, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:22). В Неем 12:41, вероятно, говорится о том же самом человеке; 5) сын Неарии из потомков Зоровавеля (1Пар 3:23). |
Елиса (евр. Элиша, "Бог Благородный"): 1) сын (по-видимому, старший) Иавана (Быт 10:4; 1Пар 1:7), по имени к-рого позднее стали называться и его потомки; 2) остров в Средиземном море. Тир покупал здесь ткани "голубого и пурпурового цвета" (Иез 27:7). Исходя из этого, Е. следует искать в сев.-вост. части Средиземного моря. В док-тах архива из Телль-Амарны упоминается Алашия (Аласия) - область, соседствующая с Киликией. Возм., Алашия идентична Е. и обозначает Кипр. |
Елисавета (евр. Элишева, в греч. транслитерации - Элисабет, "(мой) Бог - изобилие, совершенство"): 1) дочь Аминадава из колена Иуды, сестра Наассона, вождя колена Иуды во время странствования по пустыне. Е. вышла замуж за Аарона и родила ему сыно-вей Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6:23; ср. Чис 1:7); 2) женщина из рода Аарона (Лк 1:5), носившая имя своей прародительницы (Исх 6:23). Брак Е. со священником Захарией из чреды Авии долгое время оставался бездетным, пока Бог не обещал ее мужу рождение сына Иоанна, будущего Крестителя. Е. была родственницей Марии, матери Иисуса, к-рой ангел при благовещении указывает на то, что Е. в старости суждено стать матерью. Мария, услышав это, спешит "в нагорную страну", где живет Е., и при встрече узнает, что Е. носит во чреве младенца. В свою очередь Е., по вдохновению от Бога, подтверждает Марии, что "совершится сказанное ей от Господа". Три месяца Мария гостит у Е., находя в общении со своей старшей родственницей наилучшие условия для того, чтобы внутренне осознать и воспринять то потрясающее событие, к-рое вошло в ее жизнь (Лк 1:5-56). |
Елисам см. Елишама. |
Елисама см. Елишама. |
Елисафан см. Елцафан. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Елисуа (евр. Элишуа, "(мой) Бог - помощь"), сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:15; 1Пар 14:5). В 1Пар 3:6, вероятно, вследствие описки он назван Елишамой. |
Елиуд (евр. Элихуд), один из предков Иосифа (Мф 1:14 и след.). |
Елифаз (евр. Элифаз, возм. "Бог побеждает"): 1) сын Исава и Ады, родонач. нескольких эдомитских народностей (Быт 36:4,10 и след.,16; 1Пар 1:35 и след.); 2) друг см. Иова, живший в Фемане, сев. Эдома (Иов 2:11). Возм., потомок Фемана, сына E. (1). |
Елифал (евр. Элифал, "(мой) Бог произвел суд"), сын Уры, один из храбрых у Давида (1Пар 11:35). В 2Цар 23:34 назван Елифелетом, сыном Ахасбая. |
Елифалеф см. Елифелет. |
Елифелет (Елифалеф) (евр. Элифелет, Элифалет, "(мой) Бог - спасение"): 1) сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:16; 1Пар 3:8; 14:7); 2) другой сын Давида, также родившийся в Иерусалиме (1Пар 3:6), возм., правильнее см. Елфалет, как он назван в 1Пар 14:5; 3) сын Ахасбая, внук Магахати (2Цар 23:34), один из храбрых у Давида. см. Елифал; 4) сын Ешека, потомок Саула (1Пар 8:39); 5) потомок Адоникама, вместе с другими 62 израильтянами вернувшийся из вавил. плена во времена Ездры (Езд 8:13); 6) потомок Хашума, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:33). |
Елифлеуй (евр. Элифелеху), левит из рода Мерари, певец, музыкант и привратник при храме, живший во времена правления Давида (1Пар 15:15-21). |
Елихореф (евр. Элихареф), сын Сивы. Вместе с братом Ахией был писцом при дворе Соломона (3Цар 4:3). |
Елицафан см. Елцафан. |
Елицур (евр. Элицур, "(мой) Бог - скала"), сын Шедеура, глава колена Рувима во время странствования по пустыне (Чис 1:5; 2:10; 7:30,35; 10:18). |
Елишама (Елисама, Елисам) (евр. Элишама, "(мой) Бог услышал"): 1) сын Аммиуда, вождь ефремлян во время странствования по пустыне (Чис 1:10; 2:18; 7:48,53; 10:22), дед Иисуса Навина (1Пар 7:26); 2) возм., ошибочное написание имени сына Давида (1Пар 3:6), к-рый в остальных случаях назван см. Елисуа (2Цар 5:15; 1Пар 14:5); 3) другой сын Давида (2Цар 5:16; 1Пар 3:8; 14:7); 4) сын Иекамии, потомок Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:41); 5) израильтянин из рода Давида, дед Исмаила, убившего Годолию (4) (4Цар 25:25; Иер 41:1); 6) один из священников, к-рых Иосафат направил в города Иудеи наставлять народ в Законе (2Пар 17:8); 7) писец царя Иоакима (Иер 36:12,20 и след.). |
Елишафат (евр. Элишафат, "(мой) Бог обеспечил справедливость"), сын Зихри, начальник сотни, участвовавший в свержении Гофолии (2Пар 23:1 и след.). |