Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВА"-"ЕЛИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВА"-"ЕЛИ")

Ева

Ева (вероятно, значение этого имени можно передать как "вызывать к жизни", "дарить жизнь"). Е. - имя, данное первым человеком своей жене, к-рой предстояло стать матерью всех живущих (Быт 3:20). По-евр. это имя звучит как Хавва, что значит "жизнь"; Септуагинта передала его в Быт 4:1 как Геуа, откуда и возникла известная нам форма этого имени. В Септуагинте, Быт 3:20, это имя было передано как Дзоэ, т.е. "жизнь". Бог создал Е. из ребра Адама, погрузив его в глубокий сон (Быт 2:21 и след.). Е. стала Адаму "помощником, соответственным ему" (ст. 18). Соблазнившись предложением змея отведать плодов дерева познания добра и зла, Е. предложила запретный плод и Адаму (Быт 3:1-7). Божий суд определил ей "скорбь в беременности", сохранив в ней, однако, влечение к мужу, к-рому суждено было стать ее господином (ст. 16 и след.). Е. вместе с Адамом была изгнана из рая, и адресованное змею Божье проклятье (ст. 15) затрагивает и ее. Е. была матерью Каина, Авеля, Сифа и других сыновей и дочерей, имена к-рых в Библии не названы (Быт 4:1 и след.,25; 5:1-5). См. 2Кор 11:3; 1Тим 2:13 и след.; см. Женщина (I).

Евангелие, благовествование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евангелие от Иоанна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евангелие от Луки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евангелие от Марка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евангелие от Матфея

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евангелист, благовестник

1) слово "Е." происходит от греч. эуангелидзоменос, "благовествующий" - так в Септуагинте передано соотв. евр. слово, к-рое обозначает посланника, приносящего весть о воен. победе (ср. 1Цар 31:9) ;

2) при перечислении церк. служений (Еф 4:11; см. Должность, I,Б,1) Е. идут вслед за апостолами и пророками. К их числу принадлежал, напр., Филипп, один из семи служителей, избранных иерусалимской церковью на хоз. служение, к-рое он, как и Стефан, совмещал с деят-стью благовестника (Деян 6; 21:8; см. Служитель, IV). Служение благовестника было доверено и Тимофею (2Тим 4:5). Это же служение, согл. 2Кор 8:16 и след., исполнял и Тит. Несмотря на то, что Е. были посланы церк. общинами, в своем служении они не подчинялись ни одной поместной церкви. Их обязанности носили более общий характер. Водимые Св. Духом, они ходили по городам и провинциям с проповедью Евангелия (Деян 8:26,30,39,40). В нек-рых случаях, однако, было желательно или даже необходимо, чтобы они оставались на одном месте на более продолжит. время, работая над созиданием к.-л. поместной церкви. Так, Павел оставил на Крите Тита, чтобы тот довершил начатое там создание церкви (Тит 1:5), а Тимофей, по указанию Павла, нек-рое время трудился в Фессалониках (1Фес 3:2). Апостолы Петр и Иоанн, получив в Иерусалиме известие о том, что самаряне приняли слово Божье, проявили заботу о служении Филиппа в Самарии (Деян 8). Т.о., Е. подчинялись апостолам и назывались их сотрудниками (1Фес 3:2);

3) с отшествием апостолов в церквах временно прекращается служение Е.; по крайней мере тех, кто исполняет подобные обязанности, больше не называют Е. И только в новейшие времена проповедников, пробуждающих людей к жизни во Христе, вновь стали называть Е.;

4) титул Е. с III в. закрепился за четырьмя составителями евангелий НЗ - Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.

Еввул

Еввул (греч. Эубулос, "умно советующий"), христианин из Рима, передавший приветствие Тимофею через Павла (2Тим 4:21).

Евеар

Евеар (евр. Йивхар, "Он (Бог) изберет (его)" ), сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:15; 1Пар 14:5).

Евед

Евед (евр. Эвед, "раб", "слуга"):

1) отец Гаала, противника Авимелеха (Суд 9:26);

2) сын Ионафана, вернувшийся вместе с Ездрой из вавил. плена во главе 50 израильтян из рода Адина (Езд 8:6).

Евеи

Евеи (хивеяне). Одно из ханаан. племен, живших в Палестине до появления израильтян (Быт 10:17 - в Синод. пер. - Евей, как собств. имя одного из сыновей Ханаана; Исх 3:17; Втор 7:1). Во времена Иакова Е. жили в Сихеме (Быт 34:2), где они сохраняли влияние еще и во времена Гедеона (Суд 9:28). Кр. того, евейскими были города Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим, жители к-рых хитростью заставили Иисуса Навина заключить с ними мирный договор, и в результате были превращены евреями в рабов, к-рые "рубили дрова и черпали воду для всего общества" (Нав 9:3-27; 11:19). Но, очевидно, основная тер. расселения Е. находилась рядом с Ливаном, от Ермона до Емафа (Нав 11:3; Суд 3:3). Здесь, на севере, у них были свои города еще во времена Давида (2Цар 24:7). Соломон превратил остатки Е. в оброчных работников (3Цар 9:20 и след.). Из Нав 9:11 следует, что политич. решения принимались в Гаваоне старейшинами. Евейский князь Еммор старался заручиться согласием жителей Сихема (Быт 34:20-24), след., его власть не была неогранич. Складывается впечатление, что Е. больше уповали на переговоры, чем на силу оружия. Из Суд 9:4 известно, что имя евейского божества, к-рому поклонялись жители города Сихем, - Ваалвериф, т.е. "Ваал союза". В Быт 36:2 Цивеон назван "евеянином", а в ст. 20,29 - "хорреянином"; Септуагинта также вместо Е. дважды называет хорреев (Быт 34:2; Нав 9:7). Возм., это ошибка переписчика, но не исключено, что это свидетельство того, что Е. относились к более многочисл. народу, хорреям (см. Хорреи).

Евей

Евей см. Евеи.

Евер

Евер (евр. Эвер, "проходящий", т.е. кочевник, или "пришедший с той стороны"):

1) сын Салы, отец Фалека и Иоктана (Быт 10:24 и след.). Предок различных семит. народов (Быт 10:21,25-30; 1Пар 1:18-25). В Чис 24:24, вероятно, в образе Е. поэтически изображен Израиль. Первонач. Е. жил за Евфратом, т.е. в Месопотамии (Нав 24:2). В Лк 3:35 Е. упомянут среди предков Христа;

2) сын вениамитянина Елпаала (1Пар 8:12);

3) вениамитянин, сын Шашака (1Пар 8:22);

4) глава одного из родов колена Гадова в Галааде - в земле Васанской (1Пар 5:13);

5) глава священников из дома Амока во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:20).

Евиезер

Евиезер см. Авиезер.

Евий

Евий (евр. Эви), мадиамский царь, вассал царя Сигона, побежденный и убитый израильтянами (Чис 31:8; Нав 13:21).

Евилмеродах

Евилмеродах (Евильмеродах) (евр. Эвил-Меродах, искаженное вавил. Авель/Амель-Мардук, "человек, почитающий (бога) Мардука"; евр. эвил примерно соответствует значению слов "дурак", "глупец"). Е., сын и наследник престола вавил. царя Навуходоносора, правил в 561-560 гг. до Р.Х. и был свергнут своим шурином Нергал-Шарецером, возглавившим заговор против него. Заняв цар. престол, Нергал-Шарецер распорядился убить Е. В Библии о Е. сообщается лишь, что он освободил иуд. царя Иехонию, к-рый провел в заточении 37 лет (4Цар 25:27-30; Иер 52:31-34).

Евника

Евника ("победоносная"), мать Тимофея, уверовавшая во Христа иудеянка, жена грека из Листры (Деян 16:1; 2Тим 1:5).

Евнух

Евр. слово сарис обозначает евнуха, кастрата, каковой использовался для охраны и обслуживания цар. гаремов (4Цар 9:32; Есф 2:3,14; 4:4). Нередко Е. добивались значит. влияния при цар. дворах. Этим объяснялось расширение сферы их деят-сти (Есф 1:10; Деян 8:27 - греч. эунухос), а также обобщение самого понятия, к-рое могло обозначать и других высокопоставл. чиновников (Быт 40:2 - в Синод. пер. - "царедворец"; 4Цар 24:12; Иер 29:2; 38:7). В 4Цар 25:19 один Е. упоминается как военач., в Быт 39:1,7 упомянут женатый Е. (в Синод. пер. - "царедворец"), служивший при дворе егип. фараона.

Еводия

Еводия, женщина в церкви в Филиппах, поссорившаяся с другой женщиной - Синтихией. Обе они "подвизались в благовествовании" вместе с ап. Павлом (Флп 4:2 и след.).

Еврей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Еврейский язык

Еврейский (древнееврейский) язык - язык израил. народа. Весь ВЗ (4Цар 18:26,28; 2Пар 32:18; Ис 36:11,13), за искл. нек-рых фрагментов, изложенных на арамейском (см. Арамейский язык), написан на Е.Я. Из семитских языков, родственных евр., известны угаритский (по текстам Рас-Шамры, обнаруженным в сев. Сирии), финикийский, отчасти ханаанский и моавитский (по надписи на камне Меши). Вместе эти языки образуют группу сев.-зап. семитских языков, к к-рым относится и арамейский. Считается, что Е.Я. возник из сплава арам. и ханаан. языков и что Авраам перенял его еще в Ханаане. Во всяком случае, это тот самый язык, на к-ром говорили Иаков и его семейство во время переселения в Египет. См. также Быт 31:47, где Лаван называет холм из камней по-арам., а Иаков дает ему соотв. евр. название. Вероятно, Е.Я. с самого начала имел и письм. форму. Алфавит, созданный на основе финик., состоит из 22 согласных; значки, к-рыми в совр. текстах обозначаются гласные, были добавлены масоретами, иуд. учеными, в 600-800 гг. по Р.Х., сделавшими это в соответствии с установившейся практикой чтения. Кроме ВЗ, существуют и другие памятники письменности. Самые значит. среди них - календарь из Гезера (ок. 900 г. до Р.Х.), керамич. черепки (остраки) из Самарии (VIII в. до Р.Х.), надпись в Силоамском туннеле, относящаяся ко времени царя Езекии (ок. 700 г. до Р.Х.), послания из Лакиша (Лахиса), написанные незадолго до разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.), и см. Рукописи Мертвого моря. Если письм. евр. язык развивался на единой основе, то в живом разговорном языке, вероятно, возникали различные диалекты, на к-рых говорили представители разных колен. Примером этому могут служить варианты произношения одного и того же слова в Суд 12:6 ("шибболет" - "сибболет"). Во время вавил. плена и после него на Е.Я. все большее влияние оказывал арам. язык, к-рый постепенно стал средством международного общения (каким во II тысячел. до Р.Х. был аккад.). В ВЗ, кроме отдельно встречающихся арам. слов, на арам. частично написаны Книга Даниила и Книга Ездры. Позднее евр. язык стал преимущ. языком богослужений и ученых. Ко времени Иисуса и апостолов языком повседневного общения в Палестине стал арам. Он всегда подразумевается там, где в НЗ говорится о Е.Я. или упоминаются евр. имена собственные (Лк 23:38; Ин 5:2; 19:13,17,20; Деян 21:40; 22:2; 26:14; Откр 9:11; 16:16). Там, где авторы НЗ прибегают к транслитерации, напр. в Мк 5:41; 7:34; Ин 20:16, они во всех случаях передают арам. слова. В Деян 6:1 делается различие между иудеохристианами, говорящими на арам. и греч. языках. В конце XIX - начале XX вв. под влиянием движения сионизма на основе древнеевр. языка возник совр. евр. язык, устный и письм. (новоевр., или иврит), к-рый в настоящее время является официальным языком гос-ва Израиль.

Евтих

Евтих ("счастливый"), молодой человек, заснувший во время проповеди ап. Павла в Троаде и выпавший из окна "с третьего жилья". Павел вернул его к жизни (Деян 20:9 и след.).

Евфрат

1) Е. (аккад. Пуратту; евр. Перат; древнеперс. Уфрата; греч. Евфратес) - самая большая река в Передней Азии, протяженность к-рой прим. 2850 км. Е. берет начало в горах Армянского нагорья, пересекает горную гряду Тавра, течет в направлении с сев.-запада на юго-восток по Месопотамской низменности и, слившись с рекой Тигр, протекающей по тер. бывшей Ассирии, впадает в Персидский залив. В Библии Е. упомянут как одна из четырех рек рая (Быт 2:14). Иногда Библия называет его "великой рекой" (Быт 15:18; Втор 1:7). Несколько раз указывается на то, что Е. должен стать границей Израиля (Втор 1:7; Нав 1:4; Мих 7:12; Зах 9:10 - под словом "река" подразумевается Е.). В Персидской империи "городами за рекою" или "заречными областями" (Езд 4:10 и след.; 5:6; 4:17,20; 6:6,13; Неем 2:7,9) назывались провинции зап. Е. На берегах Е. располагались крупные города: Ур, Урук (библ. Эрех), Ниппур, Вавилон, Сиппар, Мари, Дура-Европос, Тапсак, Никефорий, Каркемиш. Ширина и глубина Е. в разных местах различны. В древности воды Е. отводились по каналам на поля. Таковы, вероятно, "реки Вавилона", о к-рых говорится в Пс 136:1. Одним из таких каналов был Ховар (Иез 1:1).

2) В Иер 13:4-7 под Е., вероятно, подразумевается поток Вади-Фара (ивр. Нахал-Прат), протекающий сев.-вост. Иерусалима.

Египет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Еглаим

Еглаим, погран. город Моава (Ис 15:8). В "Ономастиконе" (списке городов) Иеронима этот город значится как Агаллим, возм., это совр. Хирбет-эд-Джилиме - развалины, примыкающие с юго-востока к Эль-Караку. А. Музиль, однако, полагает, что это Хирбет-Джалджуль, находящийся в 7 км юж. Эль-Карака. По другим данным, Е. находился примерно в 3 км юж. Кир-Хереса, в 15 км вост. Мертвого моря.

Еглайм

Еглайм ("телячий источник"), город (Иез 47:10), согл. Иерониму, располагавшийся "у начала Мертвого моря, при впадении Иордана". Е. можно было бы отождествить с Эйн-Фешхой или Беф-Хоглой (см. Беф-Хогла), если бы "Ономастикон" Иеронима не помещал Беф-Хоглу к югу от Газы. Все сказанное не позволяет точно определить его местонахождение.

Еглон

Еглон (евр. Эглон):

1) моавитский царь, 18 лет притеснявший израильтян во времена судей. Судья Аод убил Е., оставшись наедине с ним в Иерихонском дворце якобы для секретной беседы (Суд 3:12-29). Благодаря этому израильтяне после непродолжит. борьбы с моавитянами вернули себе свободу;

2) город вблизи Лахиса (Нав 10:3,5,23; 15:39). У.Ф.Олбрайт предполагал найти Е. в Телль-эль-Хаси, в 25 км вост. Газы. Однако Нот отождествляет Е. с Телль-Этуном.

Егуд

Егуд (Аод) (евр. Эхуд):

1) вениамитянин, потомок Иедиаила и сын Билгана (1Пар 7:10; 8:6);

2) второй сын Геры, левша. Он заколол мечом моавитского царя Еглона, к-рый, овладев Иерихоном, 18 лет притеснял израил. народ. Аод, собрав израильтян, разбил моавитян у переправы через Иордан. После его смерти народ вновь отпал от Господа (Суд 3:12 - 4:1).

Еда, пища, есть, вкушать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Едем

Едем (евр. Эдем), местность, в к-рой Бог насадил сад (Быт 2:8). Это означает, что сад занимал не весь Е., а лишь огранич. часть его тер. Название "Е." ассоциировалось у древних евреев с созвучным словом, означающим наслаждение ("сад удовольствий"); однако многие соврем. исследователи не склонны считать Е. именем собств., рассматривая его как имя нарицат., заимствов. непосредственно из шумер. языка (эдин - "равнина", "степь") или через посредство аккад. (эдину); это означало бы, что речь идет о некой равнинной местности. Сам сад также назван Е. (в Синод. пер. - "сад Едемский" - Быт 2:15; 3:23 и след.; Иез 36:35; Иоил 2:3), или "садом Божиим" (Иез 28:13; 31:9), или "садом Господа" (ган-Яхве, Ис 51:3). Септуагинта передает слово ган (сад) в Быт 2:8 и след. и слово "Е." в Ис 51:3 как парадейсос - искаж. древнеперс. паиридаеза. Это слово означает "парк", или "увеселительный сад" и соответствует рус. слову см. Рай.

Еден

Еден (евр. Эден):

1) город, наряду с городами Харран и Хане, торговавший с Тиром (Иез 27:23). Е. тождествен Бет-Едену (в Синод. пер. - "дом Еденов" - Ам 1:5), а его жители - "сынам Едена", о к-рых идет речь в 4Цар 19:12 и Ис 37:12. Видимо, Е. (Бет-Еден) тождествен также ассир. провинции Бит-Адини, располож. в верхнем течении Евфрата вблизи Каркемиша (библ. Кархемиса);

2) левит, сын Иоаха, живший во времена правления Езекии (2Пар 29:12). Вероятно, он же подразумевается и в 2Пар 31:15.

Еденов дом

Еденов дом (евр. Бет-эден, "дом удовольствия"), название селения или местности в Сирии, вероятно, возле Дамаска (Ам 1:5).

Едер

Едер (Гадер) (евр. Эдер, возм., "стадо" или "помощь"):

1) Гадер, или башня ("мигдал") Гадер (Быт 35:21; Мих 4:8 - "башня стада") - место вблизи Вифлеема. Е., видимо, находился либо возле Сиар-эль-Ганама, либо возле Кенисет-эр-Равата, где, по преданию, находилось то самое поле, о к-ром упоминается в Лк 2:8. Представляют интерес слова Таргума к Быт 35:21, где говорится о том, что Израиль раскинул свой шатер за башней Гадер: здесь "в конце времен будет провозвещен Мессия";

2) город на юж. окраине удела Иуды (Нав 15:21), предположит. развалины Эль-Адара в 7 км юж. Газы.

3) левит, сын Мушия (1Пар 23:23; 24:30);

4) сын вениамитянина Берии (1Пар 8:15).

Единодушно

Единодушно (греч. гомотюмадон, производное от "один", "едино" и "мужество", "воля", "страсть"). Это слово в НЗ встречается в Рим 15:6 и др. и в Деян. :

1) Церковь Е. в молитве (Деян 1:14; 4:24), при преломлении хлеба, в трапезах и в восхвалении Бога. В 8:6 народ также Е. внимает проповеди Благой Вести;

2) в Деян 15:25 слово "Е." относится к решению апостолов и церкви послать избранных мужей с Варнавой и Павлом для проповеди Евангелия. Этому предшествовали значит. разногласия. Были выслушаны различные мнения и предпринята попытка получить ответ из Писания, причем учитывались и практич. соображения. В результате было достигнуто единодушие, выраженное словами "угодно Святому Духу и нам...". Единодушие явилось результатом жестких, но выдержанных в духе братства высказываний оппонентов и найденного в ходе дискуссии взаимоприемлемого решения (ст. 25 досл. - "став единодушными"). (см. Апостольский собор.) В своей жизни и деятельности Церковь руководствуется тем, что заложено в ее основание. Единодушие, с одной стороны, обетовано Церкви, а с другой - поставлено ей в качестве основной задачи. Единодушие (или "единство духа") является не только предпосланным основанием (Еф 4:3), но и целью, к к-рой нужно стремиться (хранить единодушие и вновь достигать его). Единодушие позволяет "едиными устами" славить Бога (Рим 15:6; ср. Ин 13:34 и след.);

3) иудеи, как и язычники, Е. в своей враждебности к христианам (Деян 7:57; 18:12 и след.; 19:29). Е. бывает реакция определ. категорий людей на проповедь о Христе. В одних случаях - это вера и поклонение, в других - ненависть и отрицание;

4) в 1Пет 3:8 среди пожеланий Петра содержится призыв быть "единомысленными". В данном случае в греч. оригинале употреблено слово гомофронес (производное от "один", "едино" и "мышление" или "стремление"). След., здесь подразумеваются не одинаковые мысли, а сходный образ мыслей, общее направление мышления (или, соотв., общие стремления), т.е. цель.

Единорог

Единорог (евр. реем; греч. монокерос). Это слово обозначает сильное дикое животное (Чис 23:22; Иов 39:9-12; Пс 21:22; 28:6; 91:11), вероятно, подразумевается вымерший предок дикого быка (Bos primigenius), (аккад. риму). Сцена охоты на Е. с колесницы изображена на золотой вазе из Рас-Шамры (сер. II тысячел. до Р.Х.). Известно также, что Тиглатпаласар I (ок. 1100 г. до Р.Х.) охотился на него в Сирии. На ассир. рисунках, на к-рых это животное изображено в профиль, виден один рог. см. Охота.

Единородный

Единородный (Сын). Греч. слово моногенес - "единственный, происходящий от кого-либо", "единственный в своем роде" - в Ев. от Иоанна применительно ко Христу означает, что Иисус - единственный и вечный Сын Бога Отца (Ин 1:14,18; 3:16,18; 1Ин 4:9). (см. Иисус Христос.) Септуагинта переводит соотв. евр. слово яхид, обозначающее единственного родного ребенка у родителей, либо как моногенес, либо как агапетос - "возлюбленный". Единственный ребенок особенно любим, отсюда и выражение "Сын Мой Возлюбленный" (Мф 3:17; 17:5; Мк 1:11; Лк 3:22) или просто "Мой Возлюбленный" (Мф 12:18). В Евр 11:17 Е. назван единственный сын Авраама от Сарры.

Единство

I. ЕДИНСТВО В ЦЕРКВИ

В Еф 4:3 Павел призывает церковь сохранять Е. духа, т.е. Е., дарованное Св. Духом. Оно имеет своим основанием единого Господа и Бога. Е. учеников - одна из главных забот Иисуса, что отражено в Его первосвященнич. молитве (Ин 17:11,21-23). Это Е. ставится под угрозу, если не произойдет отделение (но не уход - 1Кор 5:10):

а) верующих от мира (2Кор 6:17; Иак 4:4);

б) Церкви от тех верующих, к-рые живут в сознат., очевидном грехе (Мф 18:15-17; 1Кор 5:2,6 и след.,13);

в) учеников Иисуса от тех, кто проповедует лжеучение (Гал 1:6-9; 2Ин 1:9-11 и пр.). Нельзя добиваться Е. ценой отступления от истины (см. Гал 1:8-10; 2:14; Деян 15:1 и след.), поскольку в этом случае будет утрачена сама основа Е. (Еф 4:3-6). Не стоит воспринимать каждый частный спор как спор об абсолютной истине (Рим 14:5 и след.; ср. 1Кор 8,7-9). В таких случаях надо с братской любовью проявлять терпение друг к другу (Еф 4:2), чтобы, настаивая на своем, под предлогом установления истины не нарушить Е. Спорящим группировкам в Коринфе (1Кор 1:11 и след.) Павел говорит: "...если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?" (1Кор 3:3 и след.). В Гал 5:19,20 распри и разногласия названы делами плоти. В Библии встречаются примеры объединения людей, стремящихся превознестись (Быт 11:4)или открыто восстающих против Бога (Откр 17:13,17). см. Единодушно (3).

II. ЕДИНСТВО БОГА

Бог один, т.е. нет иного Бога, кроме Него (Рим 3:30; Иак 2:19; 4:12; Иуд 4).

Едом

Едом (в евр. и совр. лит-ре - Эдом, "красный"):

1) прозвище см. Исава, данное ему за рыжий цвет волос, а также за то, что он продал свое первородство за чечевичную похлебку, имевшую красноватый цвет (Быт 25:25, 30);

2) слово Е. обозначает как потомков Исава, так и название их земли. О земле Е. говорится в Быт 36:16,21,31, об области Е. - в Быт 32:3, о гор Исава, стоявшей на земле Е., - в Авд 8 и след.,21, просто о Е. - в Ам 1:6. ( см. Идумея см. Эдомитяне, идутеи.);

3) область Е. располагалась в горах Сеир. Ее сев. границей служила долина (ручья) Заред (Втор 2:13). Юж. границу точно определить невозможно, но Елаф и Ецион-Гавер чаще всего причисляются к Е. Гора Халак (Лысая гора), упомянутая в Нав 11:17, граничила с Израилем. Е. располагался по обе стороны Арабы - долины (шир. 12 км), к-рая тянется от Мертвого моря до залива Акаба. Здесь, в Арабе, из земли били теплые источники, результат вулканич. деятельности в далеком прошлом (также см. Ана, 1). Такие источники были обнаружены А.Музилем. Наряду с охотой и торговлей основой жизнеобеспечения жителей, населявших преимуществ. вост. часть страны, являлись животноводство и земледелие (Чис 20:17; Иез 25:13). Этот край имеется в виду и в словосочетаниях "расселины скал" и "вершины холмов" (Иер 49:16; Авд 3). Малозаселенной была западная часть страны, для ландшафта к-рой характерны нубийский песчаник ржаво-красного цвета и белый известняк. Поскольку Е. был с трех сторон окружен пустынями, то эдомитяне для расширения своей тер. были вынуждены продвигаться на север, что привело к войне с коленом Иуды.

Едреи

Едреи (Едрея):

1) один из двух городов-резиденций васанского царя Ога (Нав 12:4; 13:12). Здесь Моисей одержал победу над этим царем (Чис 21:33 и след.; Втор 1:4; 3:1 и след.). Е. были предназначены в удел роду Махира из колена Манассии. Ныне это город Деръа, располож. прим. в 50 км юго-вост. Тивериадского озера. Под Е., на глубине прим. 20 м, находятся большие разветвленные пещеры - целый подземный город с улицами, площадями, жилыми помещениями и водозаборными сооружениями. Выходящие на поверхность земли воздуховоды обеспечивают вентиляцию;

2) город в уделе Неффалима (Нав 19:37), находившийся прим. в 6 км юго-зап. Кадеса, предположит. совр. Телль-Курейбе.

Езбай

Езбай (евр. Эзбай), отец Наарая (см. Наарай) (1Пар 11:37).

Ездра

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ездры книга

Ездры книга см. Книга Ездры.

Езекия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Езер

Езер (евр. Эзер, "помощник", "опора"):

1) израильтянин из колена Иуды, отец Хуша (1Пар 4:4);

2) один из сыновей Ефрема, убитый, вместе со своими братьями, жителями Гефа за попытку захватить скот (1Пар 7:21);

3) один из гадитян, пришедших к Давиду в его укрепление в пустыне (1Пар 12:10);

4) израильтянин, сын Иисуса, начальник Мицфы, принимавший участие в восстановлении иерусалимской стены (Неем 3:19);

5) священник из числа трубивших в трубы при освящении иерусалимской стены (Неем 12:42).

Езрахит

Езрахит (езрахитянин), искаж. от "зарахитянин" (3Цар 4:31; Пс 87:1; 88:1), т.е. потомок Зары (Чис 26:13). см. Ефан (1) и см. Еман (2).

Езрий

Езрий (евр. Эзри, арам. "(Бог есть) помощь" или краткая ф-ма от евр. имени Азария, "Яхве помог"). Сын Хелува, "начальник над занимающимися полевыми работами" во времена Давида (1Пар 27:26).

Екбатана

Екбатана (Экбатаны) (евр. Ахмета (ныне Хамадан)), город, располож. прим. в 580 км сев. Персидского залива. Был столицей Северной Мидии и летней резиденцией перс. царей. При Дарии I в архиве Е. (Езд 6:2) был обнаружен указ Кира, разрешавший иудеям восстановление храма, что подвигло и Дария продолжить строит-во (ст. 6 и след.).

Екер

Екер (евр. Экер, возм., "потомство"), сын Рама из колена Иуды (1Пар 2:27).

Екклесиаста книга

Екклесиаста книга см. Книга Екклесиаста.

Екрон

Екрон (Аккарон). Название Е., возм., связано с аккад. и егип. словами, к-рые переводятся как "город". Е. - филистимский город (Нав 13:3), жители к-рого поклонялись Веельзевулу (4Цар 1:3). Израильтяне завоевывали Е. дважды - после смерти Иисуса Навина (Суд 1:18) и при Самуиле (1Цар 7:14). Сюда был доставлен захвач. филистимлянами ковчег завета (1Цар 5:10; в Синод. пер. - Аскалон); после смерти Голиафа израильтяне преследовали филистимлян до ворот этого города (1Цар 17:52). Фараон Шешонк (библ. см. Сусаким) упоминает Е. в надписи, сделанной в честь его победы. Во времена правления Езекии жители Е. свергли своего царя Пади и приняли участие в восстании против захватившего их город Синаххериба (библ. Сеннахирима). Пророки предвещали этому городу суд (Иер 25:20; Зах 9:5) и гибель (Соф 2:4): "Екрон искоренится". Это пророчество сбылось. Ученые полагают, что Е. находился на месте совр. Хирбет-эль-Муканна, где ранее пытались найти следы Елтеке. Исследования, проведенные в 1975 г., показали, что здесь в раннем бронзовом веке существовало поселение, но затем до раннего железного века это место оставалось незаселенным.

Ела

Ела см. Эла (4).

Елам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Елама

Елама, город за Иорданом (2Цар 10:17). Относительно местонахождения Е. ученые высказывали разные предположения. Е. пытались отождествить с Алеппо, к-рый оказался значит. сев., с Аламатой, стоящей на Евфрате (согл. Птолемею), и с Алемами (1Мак 5:26), т.е. Альмой, находящейся в 20 км сев.-вост. Едреи. Кр. того, Е. мог быть и Иавок, где находятся развалины Эламуна.

Елаф

Елаф (евр., возм., ф-ма жен. р., "большое, мощное дерево"). Е. (у антич. авторов - Элана), был портовым городом вблизи Ецион-Гавера на Красном море. Из Е. корабли отправлялись в Офир (3Цар 9:26 и след.; 4Цар 14:22; 16:6). Город находился в земле Эдома и принадлежал израильтянам только в период распространения власти Израиля на эту область. Считается, что Е. стоял на месте совр. Акабы. Н.Глюк провел раскопки древнего см. Ецион-Гавера в Телль-эль-Хулефи, находящегося в получасе езды к сев.-западу от Акабы. Во Втор 2:8; 2Пар 8:17; 3Цар 9:26 Ецион-Гавер упоминается рядом с Е. Глюк полагает, что Е. и Ецион-Гавер - разные названия одного и того же города; другие исследователи считают, что это были два соседних насел. пункта.

Елдага

Елдага (евр. Элдаа, возм., "Бог позвал"), сын Мадиана, внук Авраама и Хеттуры (Быт 25:4; 1Пар 1:33).

Елдад

Елдад (евр. Элдад, "Бог возлюбил"), один из 70 старейшин, к-рых избрал Моисей, чтобы они разделили вместе с ним ответственность за израил. народ. Когда Дух Господа сошел на старейшин, то оставшиеся в стане Е. и Модад начали пророчествовать. Иисус Навин призвал воспрепятствовать этому, но Моисей ответил: "О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!" (Чис 11:24-29).

Елеад

Елеад (евр. Элад, "Бог засвидетельствовал" или, араб., "Бог вновь повернулся к нему" (?)). Один из сыновей Ефрема, участвовавший в предпринятом ими разбойничьем набеге на Геф с целью захвата стад. При этом все братья были убиты. Их отец долго горевал о своей утрате (1Пар 7:20-22).

Елеада

Елеада (евр. Элада, "Бог украсил"), потомок Ефрема (1Пар 7:20).

Елеазар

Елеазар (евр. Элазер, "Бог помог" (ср. Лазарь)):

1) сын Аарона, отец Финееса (Исх 6:23,25). Е. был посвящен в сан священника (Исх 28:1; Лев 8) и после смерти своих братьев Надава и Авиуда (Лев 10:1-7) вместе с Ифамаром остался священником при Аароне (Чис 3:4; 19:3,4). Е. был начальником над главами левитских родов, к-рым было вверено хранение святилища (Чис 3:32). Перед смертью Аарона Моисей передал должность первосвященника Е., облачив его в священнич. одежды отца (Чис 20:25-28). После этого Е. помогал Моисею при исчислении народа, при назначении Иисуса Навина и т.д. (Чис 26:1-4,63; 27:2,18-23; 31:12,21; 32:2,28), а позднее вместе с Иисусом Навином проводил распределение земли Ханаанской между израил. коленами (Чис 34:17; Нав 14:1; 17:4; 19:51; 21:1). Е. был погребен в Гиве (4), городе его сына Финееса (Нав 24:33 - в Синод. пер. - "на холме Финееса"), ставшего первосвященником после его смерти (Суд 20:28);

2) левит из рода Мерари, к-рый умер, не оставив сыновей. На дочерях Е. женились их двоюродные братья (1Пар 23:21 и след.; 24:28; ср. Чис 36:6-9);

3) сын Аминадава из Кириаф-Иарима, к-рому было вверено хранение ковчега завета, когда ковчег, возвращ. филистимлянами, был помещен в доме его отца (1Цар 7:1);

4) сын Ахохиянина см. Додо или Додая (см. Додай) (см. 1Пар 27:4), один из трех храбрейших воинов Давида (2Цар 23:9 и след.; 1Пар 11:12-14);

5) священник, сын Финееса, вернувшийся вместе с Ездрой из вавил. плена (Езд 8:33). Возм., он принимал участие в освящении иерусалимской стены (Неем 12:42);

6) израильтянин из рода Пароша, взявший иноплемен. жену (Езд 10:25); 7) один из предков Иисуса Христа (Мф 1:15).

Елеале

Елеале (Елеала), город в Моаве, принадлежавший колену Рувима (Чис 32:37), но позднее вновь перешедший под власть Моава (Ис 15:4; 16:9; Иер 48:34). Е. упоминается обычно вместе с Есевоном. Согл. "Ономастикону" (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Е. был в IV в. довольно большим городом. Его развалины в совр. Эль-Аль описаны А.Музилем. Это место находится прим. в 3 км сев.-вост. Есевона.

Елеаса

Елеаса см. Эласа (1), (2), (3).

Елеашив

Елеашив см. Елиашив.

Елей

Елей см. Маслина, масло, елей.

Елей радости

Елей радости, образное выражение, означающее радостное состояние (Пс 44:8; Ис 61:3). Елей (оливковое масло) применялся для ухода за кожей. Иногда его смешивали с особыми ароматич. веществами. см. Масть, умащать, помазание.

Елеонская гора

Елеонская гора см. Масличная гора см. Елеонская гора.

Елеф

Елеф, селение вблизи Иерусалима (Нав 18:28), точное местонахождение неизвестно.

Елзавад

Елзавад (евр. Элзавад, "Бог одарил"):

1) гадитянин, пришедший к Давиду в Секелаг, "укрепление в пустыне" (1Пар 12:12);

2) левит-привратник, живший во времена Давида (1Пар 26:7).

Елиав

Елиав (Елиаф) (евр. Элиав, "(мой) Бог - отец"):

1) сын Хелона, возглавлявший колено Завулона во время странствования в пустыне (Чис 1:9; 2:7; 7:24);

2) израильтянин из колена Рувима, сын Фаллуя и отец Немуила, Дафана и Авирона (Чис 16:1; 26:8 и след.);

3) левит, предок Самуила (1Пар 6:27), отец Иерохама. В ст. 34 он назван Елиилом, а в 1Цар 1:1 - Илием;

4) старший брат Давида, к-рого Самуил вначале принял по внешнему виду за Божьего избранника (1Цар 16:6 и след.). Е. рассердился на Давида, когда тот, придя в израил. войско к трем своим старшим братьям, расспрашивал их о Голиафе (1Цар 17:13,28). В евр. тексте 1Пар 27:18 он назван Элиху (в Синод. пер. - Елиав);

5) один из гадитян, перешедших к Давиду, когда тот находился в Секелаге (1Пар 12:9 и след.);

6) левит, привратник и певец при ковчеге завета во времена Давида (1Пар 15:18 и след.).

Елиада

Елиада (Елидае) (евр. Эльяда, "Бог знал, узнал"):

1) сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:16; 1Пар 3:8). В 1Пар 14:7 он назван см. Веелиада;

2) отец Разона из Сувы (3Цар 11:23);

3) вениамитянин, один из военачальников Иосафата (2Пар 17:17).

Елиаким

Елиаким (евр. Эльяким, "Бог воздвигает"):

1) сын Хелкии, придворный чиновник Езекии. Пр. Исаия предсказал, что Е. заменит на посту начальника дворца Севну, к-рого свергнет Господь, станет управлять как раб Божий и будет "отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина" (Ис 22:15-25). В ст. 25, вероятно, вновь говорится о свержении Севны. Позднее Е. действительно становится начальником дворца, а Севна - писцом. Они вместе с дееписателем Иоахом участвуют в переговорах с посланниками ассир. царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) и сообщают о полученном от них ультиматуме царю, а затем, по его повелению, - и пр. Исаии (Ис 36:3,11,22; 37:2; ср. 4Цар 18; 19);

2) сын царя Иосии, к-рого фараон Нехао сделал царем Иудеи и переименовал в см. Иоакима (4Цар 23:34; 2Пар 36:4);

3) священник, принимавший участие в освящении иерусалимской стены во времена Неемии (Неем 12:41);

4) предок Христа, происходивший от Давида через Нафана (Лк 3:30 и след.);

5) потомок Зоровавеля и предок Иосифа (Мф 1:13).

Елиам

Елиам (евр. Элиам, "(мой) Бог - родственник, член семьи (досл. "народ")"), отец Вирсавии, жены Урии Хеттеянина (2Цар 11:3; 1Пар 3:5). Предположит., тождествен Елиаму, сыну Ахитофела Гилонянина, одному из храбрых у Давида (2Цар 23:34); см. Аммил (3).

Елиасаф

Елиасаф (евр. Эльясаф, "(мой) Бог собрал" или "Бог прибавил"):

1) сын Регуила, главы колена Гадова во время странствования по пустыне (Чис 1:14; 7:42);

2) левит, сын Лаела, глава рода Гирсона во время странствования по пустыне (Чис 3:24).

Елиаф

Елиаф см. Елиав (3).

Елиафа

Елиафа (евр. Элиата, "(мой) Бог - Ты"), сын левита и музыканта Емана, живший во времена Давида (1Пар 25:4), руководитель 20-й чреды певцов в храме.

Елиашив

Елиашив (Елияшив, Елеашив) (евр. Эльяшив, "Боже, возврати"):

1) священник, глава одиннадцатой чреды служивших в храме во времена Давида (1Пар 24:12);

2) левит и певец (Езд 10:24);

3) сын Иоакима, первосвященник во времена Неемии (Неем 12:10, 22). Вместе со священниками он построил Овечьи ворота в сев. стене Иерусалима (Неем 3:1,20 и след.). Е. предоставил аммонитянину Товии, с к-рым он породнился, большую комнату в храме, но Неемия воспрепятствовал этому (Неем 13:4-9). Сыновьями Е. были будущий первосвященник Иоиада (Неем 12:10) и, вероятно, Иоханан, упомянутый в Езд 10:6. Внук Е. женился на дочери хоронита Санаваллата, т.е. взял в жены иноплеменницу, после чего Неемия "прогнал его от себя" (Неем 13:28);

4) сын Елиоеная и потомок Зоровавеля (1Пар 3:24);

5) два израильтянина - из рода Заффу (Езд 10:27) и из рода Вания (ст. 36), - к-рые взяли в жены иноплеменниц.

Елигу

Елигу (Илий, Елиав, Елия, Елиуй) (евр. Элиху, "(мой) Бог - он" или "Он - (мой) Бог"):

1) ефремлянин, сын Тоху, предок пророка Самуила (1Цар 1:1). В 1Пар 6:34 он назван Елиилом, а в 1Пар 6:27 - Елиафом;

2) тысяченач. в колене Манассии, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:20);

3) см. Елиав (4);

4) привратник из семейства Овед-Едома во времена Давида (1Пар 26:7);

5) друг см. Иова, сын Варахиила Вузитянина (см. Буз) из племени Рама (Иов 32:2). Как вузитянин он, вероятно, является потомком Нахора, брата Авраама (ср. Быт 22:21).

Елидад

Елидад (евр. Элидад, "Господь возлюбил, проявил любовь"), сын Кислона, князь и представитель колена Вениамина при разделе земли Ханаанской (Чис 34:21).

Елиегоэнай

Елиегоэнай см. Эльегоенай.

Елиезер

Елиезер (евр. Элиэзер, "(мой) Бог - помощь"):

1) Е. из Дамаска, жил в доме Авраама, должен был стать его наследником в случае, если бы брак Авраама оказался бездетным (Быт 15:2 и след.). Обычно полагают, что Е. был тем рабом, к-рый сватал для Исаака жену из родственниц Авраама (Быт 24:2);

2) второй сын Моисея и Сепфоры, родившийся в земле Мадиамской (Исх 4:20; 18:4; 1Пар 23:15). О его потомках см. 1Пар 23:17 и след.; 26:25 и след.;

3) сын Бехера и внук Вениамина (1Пар 7:8);

4) сын Зихри и главный начальник над коленом Рувима во времена правления Давида (1Пар 27:16);

5) один из священников, трубивших в трубы при перенесении ковчега завета в Иерусалим (1Пар 15:24);

6) сын Додавы из Мареши, пророк, предсказавший царю Иосафату гибель его флота в наказание за вступление в союз с израил. царем Охозией (2Пар 20:37);

7) один из посланцев, к-рых Ездра направил в Касифье, чтобы набрать левитов для служения в Иерусалимском храме (Езд 8:16);

8-10) священник, левит и некий израильтянин, взявшие себе иноплем. жен (Езд 10:18,23,31); 11) один из предков Христа (Лк 3:29).

Елиел

Елиел (Елиил) (евр. Элиэл, "(мой) Бог - Бог"):

1) сын Тоаха, отец Иерохама, предок левита и музыканта Емана (1Пар 6:34), возм., тождествен Елиаву (3) и Илию (Елигу, 1) (1Цар 1:1);

2) Е. из Махавима, один из храбрых у Давида (1Пар 11:46);

3) другой человек по имени Е., и тоже один из храбрых у Давида (1Пар 11:47);

4) один из гадитян, пришедших к Давиду в Секелаг (1Пар 12:11);

5) левит из сыновей Хеврона, участвовавший в перенесении ковчега завета в Иерусалим во времена Давида (1Пар 15:9,11);

6) левит, смотритель, отвечавший за сохранность пожертвований и десятин во времена правления Езекии (2Пар 31:13);

7) глава рода в вост. полуколене Манассии (1Пар 5:24);

8) вениамитянин, сын Шимея, живший со своим семейством в Иерусалиме (1Пар 8:20);

9) другой человек по имени Е., вениамитянин, сын Шашака, также живший в Иерусалиме (1Пар 8:22).

Елиенай

Елиенай (евр. Элиэнай), вениамитянин, один из сынов Шимея, живший со своим семейством в Иерусалиме (1Пар 8:20).

Елика

Елика (евр. Элика, возм., кр. ф-ма от Еликам, "(мой) Бог возвысился"), хародитянин, один из храбрых у Давида (2Цар 23:25).

Елим

Елим (возм., "(место) больших деревьев"), место на зап. побережье Синайского полуо-ва. Найдя в Е. 12 источников воды и 70 финиковых пальм, израильтяне разбили там свой стан. Вероятно, этот оазис находился на месте совр. Вади-Гарандель (Исх 15:27; Чис 33:9).

Елима

Елима, вероятно, "мудрец", второе имя волхва Вариисуса (см. Вариисус).

Елимелех

Елимелех (евр. Элимелех, "(мой) Бог - царь"), израильтянин из Вифлеема Иудейского, живший во времена судей. Из-за начавшегося голода Е. с семьей перебрался в Моав, где и умер. Е. был свекром Руфи (Руфь 1:1-3).

Елиоенай

Елиоенай (евр. Эльйоэнай, кр. ф-ма от Эльегоеная, "мои глаза направлены на Господа" (дословно "мои глаза у Господа")):

1) вениамитянин, сын Бехера (1Пар 7:8);

2) потомок Симеона (1Пар 4:36);

3) израильтянин, один из сыновей Заффу, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:27);

4) священник из потомков Пашхура, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:22). В Неем 12:41, вероятно, говорится о том же самом человеке;

5) сын Неарии из потомков Зоровавеля (1Пар 3:23).

Елиса

Елиса (евр. Элиша, "Бог Благородный"):

1) сын (по-видимому, старший) Иавана (Быт 10:4; 1Пар 1:7), по имени к-рого позднее стали называться и его потомки;

2) остров в Средиземном море. Тир покупал здесь ткани "голубого и пурпурового цвета" (Иез 27:7). Исходя из этого, Е. следует искать в сев.-вост. части Средиземного моря. В док-тах архива из Телль-Амарны упоминается Алашия (Аласия) - область, соседствующая с Киликией. Возм., Алашия идентична Е. и обозначает Кипр.

Елисавета

Елисавета (евр. Элишева, в греч. транслитерации - Элисабет, "(мой) Бог - изобилие, совершенство"):

1) дочь Аминадава из колена Иуды, сестра Наассона, вождя колена Иуды во время странствования по пустыне. Е. вышла замуж за Аарона и родила ему сыно-вей Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6:23; ср. Чис 1:7);

2) женщина из рода Аарона (Лк 1:5), носившая имя своей прародительницы (Исх 6:23). Брак Е. со священником Захарией из чреды Авии долгое время оставался бездетным, пока Бог не обещал ее мужу рождение сына Иоанна, будущего Крестителя. Е. была родственницей Марии, матери Иисуса, к-рой ангел при благовещении указывает на то, что Е. в старости суждено стать матерью. Мария, услышав это, спешит "в нагорную страну", где живет Е., и при встрече узнает, что Е. носит во чреве младенца. В свою очередь Е., по вдохновению от Бога, подтверждает Марии, что "совершится сказанное ей от Господа". Три месяца Мария гостит у Е., находя в общении со своей старшей родственницей наилучшие условия для того, чтобы внутренне осознать и воспринять то потрясающее событие, к-рое вошло в ее жизнь (Лк 1:5-56).

Елисам

Елисам см. Елишама.

Елисама

Елисама см. Елишама.

Елисафан

Елисафан см. Елцафан.

Елисей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Елисуа

Елисуа (евр. Элишуа, "(мой) Бог - помощь"), сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:15; 1Пар 14:5). В 1Пар 3:6, вероятно, вследствие описки он назван Елишамой.

Елиуд

Елиуд (евр. Элихуд), один из предков Иосифа (Мф 1:14 и след.).

Елифаз

Елифаз (евр. Элифаз, возм. "Бог побеждает"):

1) сын Исава и Ады, родонач. нескольких эдомитских народностей (Быт 36:4,10 и след.,16; 1Пар 1:35 и след.);

2) друг см. Иова, живший в Фемане, сев. Эдома (Иов 2:11). Возм., потомок Фемана, сына E. (1).

Елифал

Елифал (евр. Элифал, "(мой) Бог произвел суд"), сын Уры, один из храбрых у Давида (1Пар 11:35). В 2Цар 23:34 назван Елифелетом, сыном Ахасбая.

Елифалеф

Елифалеф см. Елифелет.

Елифелет

Елифелет (Елифалеф) (евр. Элифелет, Элифалет, "(мой) Бог - спасение"):

1) сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:16; 1Пар 3:8; 14:7);

2) другой сын Давида, также родившийся в Иерусалиме (1Пар 3:6), возм., правильнее см. Елфалет, как он назван в 1Пар 14:5;

3) сын Ахасбая, внук Магахати (2Цар 23:34), один из храбрых у Давида. см. Елифал;

4) сын Ешека, потомок Саула (1Пар 8:39);

5) потомок Адоникама, вместе с другими 62 израильтянами вернувшийся из вавил. плена во времена Ездры (Езд 8:13);

6) потомок Хашума, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:33).

Елифлеуй

Елифлеуй (евр. Элифелеху), левит из рода Мерари, певец, музыкант и привратник при храме, живший во времена правления Давида (1Пар 15:15-21).

Елихореф

Елихореф (евр. Элихареф), сын Сивы. Вместе с братом Ахией был писцом при дворе Соломона (3Цар 4:3).

Елицафан

Елицафан см. Елцафан.

Елицур

Елицур (евр. Элицур, "(мой) Бог - скала"), сын Шедеура, глава колена Рувима во время странствования по пустыне (Чис 1:5; 2:10; 7:30,35; 10:18).

Елишама

Елишама (Елисама, Елисам) (евр. Элишама, "(мой) Бог услышал"):

1) сын Аммиуда, вождь ефремлян во время странствования по пустыне (Чис 1:10; 2:18; 7:48,53; 10:22), дед Иисуса Навина (1Пар 7:26);

2) возм., ошибочное написание имени сына Давида (1Пар 3:6), к-рый в остальных случаях назван см. Елисуа (2Цар 5:15; 1Пар 14:5);

3) другой сын Давида (2Цар 5:16; 1Пар 3:8; 14:7);

4) сын Иекамии, потомок Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:41);

5) израильтянин из рода Давида, дед Исмаила, убившего Годолию (4) (4Цар 25:25; Иер 41:1);

6) один из священников, к-рых Иосафат направил в города Иудеи наставлять народ в Законе (2Пар 17:8);

7) писец царя Иоакима (Иер 36:12,20 и след.).

Елишафат

Елишафат (евр. Элишафат, "(мой) Бог обеспечил справедливость"), сын Зихри, начальник сотни, участвовавший в свержении Гофолии (2Пар 23:1 и след.).

Предыдущая страница Следующая страница