Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БЕФ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БЕФ")

Баал-Ханан

Баал-Ханан ("Ваал проявил милость", "милостив"):

1) сын Ахбора, седьмой царь Эдома (Быт 36:38; 1Пар 1:49);

2) надзиратель над масличными и смоковными садами царя Давида (1Пар 27:28), гедеритянин.

Баана

Баана (Ваана, Ваан):

1) вениамитянин, сын Реммона из Беерофа, брат Рихава. Б. и его брат были предводителями войска Иевосфея. Вероятно, ободренные тем, что Иоав, убивший Авенира, остался безнаказанным, они пробрались в полдень в дом Иевосфея, убили его в постели и отнесли его голову Давиду в Хеврон. Давид же вместо благодарности велел их казнить за убийство (2Цар 4);

2) отец нетофатитянина Хелева (Хеледа), одного из храбрых у Давида (2Цар 23:29; 1Пар 11:30);

3) сын Ахилуда, брат дееписателя Иосафата. Был приставником Соломона в юж. части Изреельской долины, от Мегиддо до Иордана (3Цар 4:3,12);

4) приставник Соломона в Асире и Ваалофе. Его отец, Хушай (Хусий), был предположит. другом и советником Давида (3Цар 4:16);

5) израильтянин, возвратившийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7);

6) отец Садока, принимавшего участие в строит-ве стены в Иерусалиме во времена Неемии (Неем 3:4). Возм., Б. был одним из подписавших обязат-во соблюдать Божий Закон (Неем 10:27).

Баара

Баара, жена Шегараима из колена Вениамина (1Пар 8:8).

Баввай

Баввай, сын Хенадада, начальник Кеильского полуокруга (см. Кеиль), помогавший во времена Неемии восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:18). Возм., то же лицо, что и Биннуй (1).

Багряница

Багряница: одеяние (см. Пурпур); или кармин - яркокрасное красящее вещество, к-рое в древности добывали из тел и яиц кошенили (Coccus ilicis), мелкого жесткокрылого насекомого, обитающего на хермесовом дубе (Quercus ilicis). Наряду с см. Пурпур

Бакбук

Бакбук (Ваквук) ("бутылка"), один из служителей в святилище, сыновья к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:51; Неем 7:53).

Бакбукия

Бакбукия (Вакбакар), левит, член семьи Асафа, живший в Иерусалиме после возвращения из плена. Был привратником и руководителем одной из групп певцов (1Пар 9:15; Неем 11:17; 12:9,25).

Баладан

Баладан (Валадан) (возм., аккад. аплаиддин, "Он (бог) дал наследника"), отец Беродах-Баладана (Меродах-Валадана, аккад. Мардук-аппа-иддина), правившего в Вавилоне во времена Езекии (4Цар 20:12; Ис 39:1).

Бальзам

В Библии упоминаются многие сорта Б., получаемого из различных деревьев и кустарников. Настоящий Б. (евр. бесем) добывается из (Balsamodendron opobalsamum syn). (Commiphora opobalsamum). Родина этого дерева - юж.-араб. прибрежные области. В Палестине самые большие насаждения бальзамовых деревьев были в окрестностях Енгедди и Иерихона, где они сохранялись вплоть до времен рим. правления. На тонких ветвях бальзамового дерева выступают светло-желтые капли смолистого сока, собственно Б. Вначале Б. представляет собой медообразную жидкость, но затем под воздействием воздуха темнеет и затвердевает. Евр. слово бесем часто употребляется в качестве собират. понятия - благовония (3Цар 10:25; 2Пар 9:1,9,24; Песн 4:10,14). Б. был составной частью благовонного курения и употреблялся в качестве косметич. притирания (Исх 25:6; Есф 2:12). Царица Савская подарила царю Соломону множество сортов благовоний (3Цар 10:10). В рус. пер. Библии словом "Б." часто передается евр. цори = см. Смола (Быт 43:11; Иер 46:11; 51:8). Так, в Исх 30:34 передано евр. слово шехелет, к-рое скорее всего означает раковины одного из видов моллюсков, источающие при горении сильный аромат.

Бани

Бани (Ваний, Вания, Ванаия, Биннуй) (возм., кр. ф-ма от имени "Бенаия"):

1) гадитянин, один из храбрых у Давида (2Цар 23:36);

2) левит, потомок Мерари (1Пар 6:46);

3) иудей, потомок Фареса (1Пар 9:4);

4) потомки Б. были среди вернувшихся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:10; в Неем 7:15 они называются сыновьями Биннуя). Многие из потомков Б. имели иноплем. жен (Езд 10:34); среди них опять встречается Биннуй (ст. 38). Один из глав народа, Б., во времена Неемии приложил печать к обязат-ву соблюдать Закон (Неем 10:14);

5) левит, принимавший участие в чтении Закона Ездрой и в общей молитве (Неем 8:7; 9:4 и след.) и подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:14). Наряду с ним еще один левит называется тем же именем (Неем 9:4). Левиты Рехум, сын Б. (Неем 3:17), и сын Б. Уззий, потомок Асафа (Неем 11:22), возм., сыновья одного отца.

Баня возрождения

В Тит 3:5 ап. Павел говорит о спасении, к-рое совершается "банею возрождения и обновления Святым Духом". Существует понимание крещения:

а) как чисто внешнего символа возрождения, сравниваемого со смыванием грязи в бане, и

б) как самой Б.В. Ему придают не только символич. характер, но и считают, что через него действует спасающая Божья благодать. В этом случае мы имеем дело с магич. пониманием таинства крещения, согл. к-рому этот обряд представляется действенным без воли крещаемого и без участия обращ. к нему Слова Божьего. Действие крещения входит сост. частью в действие Слова Божьего. Именно поэтому ап. Павел соединяет здесь "баню возрождения" с "обновлением Святым Духом", без к-рого крещение оказывается недейственным.

Баран

Баран см. Овен, баран.

Баред

Баред, местность в пустыне Сур, возле источника, к к-рому бежала Агарь от своей хозяйки Сары (Быт 16:14). см. Беэр-лахайрои.

Бариах

Бариах ("беглец"), сын Шемаии, потомок Давида (1Пар 3:22).

Баркос

Баркос (Варкос) (арам. "Сын Коса (едомского Бога)" ), один из прислужников в храме, потомки к-рого вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:53; Неем 7:55).

Барс

Барс (евp. намер; гpеч. пардалис):

1) Б. (Felis pardus) - крупный хищник из семейства кошачьих, встpечавшийся и в Палестине. Красивая светлая с темными пятнами шкуpа Б. (Иеp 13:23) пользовалась большим спpосом (Песн 4:8; Ис 11:6; Иеp 5:6; Ос 13:7 - в Синод. пер. - "скимен"; Авв 1:8);

2) в Дан 7:6 животное, похожее на Б., символизирует эллинистич. импеpию, созданную Александpом Македонским (см. Откр 13:2).

Бархюмитянин

Бархюмитянин. Житель см. Бахурима.

Басня

Басня, краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Действующими лицами в Б. могут быть животные или растения, говорящие человеч. языком (Суд 9:8 и след.; 4Цар 14:9). Слово "басня" (греч. мютос, "миф") в значении "вымысел", "неправда" встречается в 1Тим 1:4; 4:7; 2Тим 4:4; Тит 1:14; 2Пет 1:16.

Бат

Бат см. Меры длины, площади, объема и веса (I,4,б).

Батраббим

Батраббим ("дочь многих"), гор. ворота в Есевоне, возм., на пути, ведущем в Равву Аммонитскую (Песн 7:5).

Бахарумиянин

Житель см. Бахурима.

Бахурим

Бахурим ("молодые (еще неженатые) люди"), небольшое селение в уделе колена Вениамина (2Цар 3:16), недалеко от Масличной горы, на дороге из Иерусалима к Иордану. Здесь жил Семей, злословивший царя Давида (2Цар 16:5). В Б. скрывались от преследования воинов Авессалома Ионафан и Ахимаас, открывшие Давиду планы его мятежного сына (2Цар 17:18 и след.). Жители Б. назывались бархюмитянами, или бахарумиянами (2Цар 23:31; 1Пар 11:33). В наст. время на месте Б., прим. в 2,5 км сев.-вост. Иерусалима, находится г. Рас-эт-Тмин.

Бацлуф

Бацлуф (евр. Бацлут), один из прислужников в храме, сыновья к-рого вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:52). В Неем 7:54 он называется Вацлифом (евр. Бацлит).

Башня

1) Вавилонская Б. (Быт 11:4 и след.), см. Вавилон (I);

2) Б. на гор. стенах (2Пар 26:9; Неем 3:1,11,25-27; Пс 47:13) сначала служили для укрепления слабо защищ. участков городских стен, но впоследствии стали неотъемл. частью гор. стен. Озия установил на Б. в Иерусалиме орудия для метания камней и стрел (2Пар 26:15). (см. Крепость, укрепление II,3);

3) для сторожей в виноградниках вместо шалашей или шатров (Ис 1:8) нередко сооружали каменные башни (Ис 5:2; Мф 21:33; Мк 12:1). Подобные Б. строили также в пустыне для защиты пастухов и стад (2Пар 26:10); чаще всего, вероятно, их располагали рядом с колодцами. Ср. башню см. Гадер (1).

Башня Хананэла

Башня Хананэла (Ананеила, Анамеила), одна из башен (Иер 31:38; Зах 14:10) на сев. стороне см. Иерусалима (III,В), между Рыбными и Овечьими воротами (Неем 3:1), предположит. находилась в непосредств. близости от построенной позже крепости Антония или на ее месте.

Бдолах

С Б., согл. Быт 2:12, встречающимся в земле Хавила, сравнивается по цвету манна (Чис 11:7). Возм., это была светло-желтая душистая и прозрачная смола бальзамового дерева (Balsamodendron), произраставшего в Нубии, Аравии и Индии. Эта смола, известная под названием бделлиум, была предметом торговли в Древнем Египте.

Бебай

Бебай см. Бевай.

Бевай

Бевай (Бебай) (возм., "отеческий", "Бог есть отец"), израильтянин, сыновья к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:11; Неем 7:16). Во времена Неемии представитель этого рода подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:15).

Бегемот

Бегемот. Б., упоминаемый в Библии, - это, вероятнее всего, млекопитающее вида (Hippopotamus amphibius). Б. - травоядное животное, вес к-рого может достигать 40 центнеров. В древности Б. был довольно распространенным животным. Егип. надписи указывают, что он встречался на всем протяжении Нила. Б. водился и в Палестине, в реке Иордан (Иов 40:18), о чем свидет. найденные там кости этого животного. В наст. время отдельные особи встречаются в Ниле юж. 17° сев. широты и в нек-рых реках Центральной Африки.

Беда, бедствие

В Библии Б. чаще всего рассматривается через призму отношений человека к Богу. Бог "видит бедствие" (Втор 26:7); Он, как "скорый помощник в бедах" (Пс 45:2), желает, чтобы люди призывали в скорби именно Его (Пс 49:15). Человек, будучи полностью зависим от Бога, тем не менее, оторван от Него грехом. Самые тяжкие Б. - это грех и смерть. Человек, пребывающий в Иисусе Христе, "благодушествует" в немощах (2Кор 12:10), хотя Б. и не отступает от него, ибо он живет в мире, где царствуют грех и смерть. Но он познал, что Бог - это "защита во время скорби" (Пс 36:39). см. Страдание см. Боль.

Бедад

Бедад, отец эдомского царя Гадада (Быт 36:35; 1Пар 1:46).

Бедан

Бедан (возм., "сын Дана"), сын Улама из колена Манассии (1Пар 7:17).

Бедность, бедный, попечительство о бедных

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бёдра

Бёдра см. Чресла, стегно, бёдра.

Бедствие, бедствовать

Причинами бедств. положения людей в Библии названы безродность, неприкаянность (Быт 41:52; Ис 58:7), притеснения на чужбине (Исх 3:7; 4:31; Втор 26:7), жизнь в положении изгнанников (Плач 1:3; Авд 12), а также житейские невзгоды, скорби и страдания вообще (Иов 10:15; 30:16; Пс 21:25; 43:25; 118:153; Притч 31:7). В частн., как Б. рассматриваются бесплодие (1Цар 1:11), пренебрежительное отношение мужа (Быт 29:32), голод и бедность (Пс 106:41; Иак 5:1). По отношению к бедствующим следует проявлять гостеприимство (Ис 58:7,10), справедливость (Пс 81:3; Притч 22:22; 31:9) и милосердие (Притч 14:21). Бог посылает страдания в целях воспитания (Евр 12:5 и след.), чтобы закалить и испытать верующих (Ис 48:10). Утешение в Б. - молитва и Слово Божие (Пс 101:1 и след.; 118:50 и др.). см. Беда, бедствие.

Беер

Беер ("источник", "колодец"), город, в к-рый бежал Иофам, спасаясь от брата Авимелеха (Суд 9:21). Местоположение его неизвестно. В Ономастиконе (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского говорится, что Б. находился прим. в 7,5 км сев. Элевтерополя. Возм., Б. тождествен Эль-Бире см. Беероф (2). Существует также мнение, что Б. - именно тот город вост. Иордана, где евреи сделали остановку во время странствования по пустыне (Чис 21:16; см. Беер-Елим).

Беера

Беера (имя, производное от "Беер"):

1) сын Ваала (II,1), князь рувимлян, плененный ассир. царем Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III) (1Пар 5:6);

2) сын Цофаха, потомок Асира (1Пар 7:36 и след.).

Беер-Елим

Беер-Елим (Ис 15:8), местность в Моавитской земле; возм., то же, что и см. Беэр (1) (Чис 21:16). Б.-Е., вероятно, находился вост. см. Матанна.

Беери

Беери ("принадлежащий источнику"):

1) в Синод. пер. - Беэр, хеттеянин, отец Иегудифы, жены Исава (Быт 26:34);

2) отец пр. Осии (Ос 1:1).

Беероф

Беероф ("источники", "колодцы"):

1) самый сев. из четырех городов гаваонитян (Нав 9:17). Он находился прим. в 14 км сев. Иерусалима (Нав 18:25; 2Цар 4:2) и принадлежал колену Вениамина. По мнению Ф.М.Абеля, араб. назввание Б. - Эль-Бире (А.Альт, Галлинг и Нот, напротив, считают, что древний Б. ныне называется Эд-Джиб). Родом из Б. были убийцы Иевосфея (2Цар 4:2 и след.), Баана и Рихав, а также Нахарай, один из воинов Давида, оруженосец Иоава (1Пар 11:39). Часть уроженцев города вернулась в него из вавил. плена (Езд 2:25; Неем 7:29);

2) город в земле Иссахара, название к-рого встречается только в Септуагинте (Нав 19:19) и в надписи Тутмоса III. В наст. время этот город, располож. в 12 км сев. Бейт-Шеана, называется Эль-Бира.

Беероф-Бене-Яакан

Беероф-Бене-Яакан ("колодцы сыновей Яакана"), место, где евреи разбили стан во время странствования по пустыне (Втор 10:6); в наст. время это, вероятно, Бееротаим, располож. прим. в 23 км сев. Кадеша. В Чис 33:31 и след. он назван Бене-Яакан.

Беерофянин

Беерофянин (Беротянин, Берофянин), житель города см. Беерофа (1), (2Цар 4:2; 23:37; 1Пар 11:39).

Беештера

Беештера, возм., то же, что и см. Астароф. Название города, вероятно, возникло в результате слияния двух слов - Бет и Астароф (Нав 21:27). Б. находился на холме, к-рый сегодня носит название Телль-Аштара.

Бездна

1) В ВЗ Б. (евр. техом) означает морскую пучину (Быт 1:2; Иов 28:14; 38:16; Пс 106:26). По представлениям израильтян, Б. - это также места под землей, из к-рых бьют ключи и поступает вода (Быт 7:11; 8:2; Притч 8:28).

2) см. Аваддон.

3) В Откр Б. обозначает местопребывание губит. сил (Откр 9:1 и след.; 11:7), а также узилище, в к-рое на тысячу лет будет заключен см. Сатана (Откр 20:1-3).

Беззаконие

Это понятие охватывает совокупность деяний, связ. с нарушением заповедей и повелений Божьих. Разные др.-евр. слова, относящиеся к этому понятию, в Синод. пер. передаются как "беззаконие" и "преступление" (а также "вина", "грех" и "несправедливость"). Наиб. близкое к этому понятию слово в греч. тексте НЗ - аномиа = "беззаконие" (см. Мф 7:23; 2Пет 2:16; 1Ин 3:4; 2Кор 6:14 и др.). Б. есть действие, противоречащее Закону Божьему, оно имеет причиной или следствием несправедливость по отношению к ближнему или человеч. нечестие, т.е. см. Грех. Оно может быть совершено на уровне мыслей, чувств, слов или дел, т.е. в любой области, на к-рую распространяются заповеди Закона Божьего. Б. может выражаться в противлении воле Бога (Нав 22:20; Ис 13:11), в нарушении богослужебных предписаний (Лев 26:1,39), в пренебрежении законами ритуальной чистоты (Лев 17:16), в извращении правосудия (Втор 19:16; в Синод. пер. - "свидетель несправедливый"), в причинении ущерба ближнему (Быт 50:17; в Синод. пер. - "вина и грех").

Безумец, безумие, безрассудный

1) "безрассудный" в Библии - это не обязат. глупец, как и безумие - не признак глупости. (см. Глупец, глупый.) Если страх Божий является началом мудрости, то грех и отпадение от Бога являют собой безумие. Всякое безбожие в корне своем - глупость;

2) Лаван, говоря Иакову о его безрассудстве (Быт 31:28), упрекает его не столько в глупости, сколько в несправедливости. Саул, называя себя безумным, признает свой грех перед Давидом: "Безумно поступал я, и очень много погрешал" (1Цар 26:21; см. также 2Пар 16:9; Иов 1:22). Текст Пс 13:1: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" - явно указывает на то, что безумие отождествляется с безбожием. Псалмы называют грешного человека безумным, а его путь - безумием. Безумный, как и неверующий, слеп к делам и творениям Божьим. О греховности, свойств. чел. природе, в Притчах говорится как о его врожд. глупости: "Глупость привязалась к сердцу юноши" (ср. Притч 5:23; 8:5; 10:1,21; 13:19; 14:8,24,29; 15:21; 19:3). Об этом же говорят Екклесиаст и Пророки (Еккл 9:3; 10:1,13; Ис 44:25; Иер 4:22; 10:8 и др.);

3) НЗ тоже говорит о том, что грех - это безумие (1Тим 6:9; 2Тим 2:23; 3:9; 2Пет 2:16). Осуждение лености мышления и необдуманности поступков занимают здесь важное место. Безрассудство приносит несчастье; это касается, напр., человека, строящего свой дом на песке (Мф 7:26) и неразумных дев (Мф 25:2 и след.; ср. Лк 24:25). Впечатляет текст первых трех глав в 1Кор, где противопоставлены мудрость мира и кажущееся безумие вести о кресте. Павел подчеркивает, что Евангелие не подчинено человеч. мудрости и не может быть опровергнуто никакой критикой. Языческие философы могли хвалиться своей мудростью и насмехаться над "безумной" проповедью о Христе. Но то, что безумно для мира, мудро пред Богом (1Кор 1:27). В 11-й главе 2Кор Павел называет "неразумием" собств. самопрославление, выражающееся в перечислении своих дарований и заслуг. Он считает, что это само по себе безумие, но в данном случае он говорит о своих заслугах вполне осознанно, чтобы обосновать перед коринфянами свои апостольские полномочия (2Кор 11:1,16,17,21,23; ср. 12:11 и см. Прославление, восхваление).

Безумие

Безумие см. Болезнь.

Безумный

Безумный см. Болезнь: безумный см. Бесноваться, безумствовать.

Безумствовать

Безумствовать см. Бесноваться, безумствовать.

Бела

Бела ("красноречивый", или "проглоченный", или "смятение", "клевета"):

1) эдомский царь, сын Веора из г. Дингава (Быт 36:32);

2) старший сын Вениамина (Быт 46:21), глава поколения Б. (Чис 26:38);

3) один из вождей колена Рувима, сын Азаза, живший со своим родом в Галаадской земле (1Пар 5:8);

4) первонач. название см. Сигора, города, лежавшего в долине Сиддим у юго-вост. берега Мертвого моря (Быт 14:2).

Белёный

Белёный см. Погребение (III) см. Известь, известняк (1,5).

Белильщик

Ремесло Б. (Мк 9:3) было известно еще в ветхозаветные времена, о чем говорит название местности "поле белильничье" (4Цар 18:17; Ис 7:3; 36:2; располож. юго-вост. Иерусалима, в Кедронской долине; также колодец (источник) см. Рогель). Задачей Б. была очистка и валяние шерсти, предание эластичности старым и новым предметам одежды и тканям, а также окрашивание пряжи и готовых тканей. Крашение производили в больших каменных чанах, валяние - в мелких, наполн. водой ямах, куда добавляли щелочь (щелочной раствор или см. Мыло). Ткань опускали в раствор и топтали ногами, "валяли", до тех пор, пока она не достигала необходимой степени обработки (напр., ворсистые ткани превращались в войлочные). Соотв. евр. глагол (кавас = "валять") часто встречается в ВЗ в более узком значении "мыть" (Быт 49:11; Исх 19:10,14; Лев 6:20; Чис 8:7,21; 19:7; 2Цар 19:25 и др.), в т.ч. и в метафорич. значении, когда речь идет об омовении от беззакония и греха (Пс 50:4,9; Иер 2:22; 4:14). см. Омовение.

Белый

Этот цвет во многих местах Библии имеет метафорич. значение, символизируя чистоту и незапятнанность (Мф 17:2; Мк 9:3; Откр 3:5; 6:11; 14:14; 20:11). В частн., одеяние из белого виссона (льна) - символ праведности святых (Откр 19:8). Отсюда понятно, почему священнику во время богослужения разрешалось надевать облачение только из белого виссона (Исх 28:39). Эта ткань находила широкое применение и в убранстве скинии (Исх 26:31,36; 27:9,16,18). Белоснежно и облачение "Ветхого днями" (Дан 7:9). Праведность святых достигается отпущением грехов, поэтому Господь дает обетование, что Своей милостью убелит, как снег, багряные грехи (Ис 1:18), а псалмопевец, исповедуясь в своих грехах, стремится стать "белее снега" (Пс 50:9). В Откр 7:14 облеч. в белые одежды омывают и убеляют их кровью Агнца. Белый конь (ср. Откр 6:2; 19:11,14) у римлян считался символом победы.

Бен-Авинадав

Бен-Авинадав ("сын Авинадава"), зять Соломона, наместник в Нафаф-Доре (3Цар 4:11).

Бенаия

Бенаия см. Ванея (9).

Бен-Амми

Бен-Амми ("сын моего народа"), сын Лота и его младшей дочери (Быт 19:38), прародитель аммонитян (см. Аммонитяне).

Бенания

Бенания см. Ванея (7).

Бен-Декер

Бен-Декер (возм., "сын мотыги"), один из 12 приставников Соломона (3Цар 4:9).

Бене-Верак

Бене-Верак ("сыновья молнии"), город в уделе колена Дана (Нав 19:45), совр. Ибн-Ибрак, располож. прим. в 7 км вост. Яффы.

Бене-Яакан

Бене-Яакан см. Беероф-Бене-Яакан.

Бензохеф

Бензохеф (евр. Бен-Захет, "сын Зохева"), сын Ишия, потомок Иуды (1Пар 4:20). Возм. также, что он был внуком Ишия и сыном Зохета.

Бенони

Бенони ("сын моей скорби, несчастья") см. Вениамин (1).

Бенхаил

Бенхаил ("сын достояния, силы"), князь народа Иуды, посланный Иосафатом по городам его царства учить народ Закону Божию (2Пар 17:7).

Бенханан

Бенханан (возм., "сын милости"), один из четырех сыновей Симеона из колена Иуды (1Пар 4:20).

Бен-Хесед

Бен-Хесед ("сын Хеседа"), один из приставников Соломона (3Цар 4:10).

Бен-Хур

Приставник Соломона на горе Ефремовой (3Цар 4:8).

Бера

Бера, царь Содома, правивший во время на-шествия Кедорлаомера на Палестину (Быт 14:2,17).

Бераия

Бераия ("Яхве сотворил"), сын Шимея, потомок Шегараима из колена Вениамина (1Пар 8:21).

Бераха

Бераха ("благословение"), вениамитянин, один из тридцати храбрых, пришедших к Давиду в Секелаг (1Пар 12:3).

Беременность

С момента грехопадения первого человека Б. и роды сопряжены с муками (Быт 3:16). Во времена войн и бедствий беременные женщины подвергаются особой опасности (Мк 13:17; ср. Лк 23:29) и зачастую становятся жертвами жестокостей (4Цар 8:12; 15:16; Ос 14:1; Ам 1:13). Поэтому они упомянуты среди самых слабых членов общества, кому Бог обещает Свою особую защиту (Иер 31:8). В Законе мы обнаруживаем предписания, касающиеся наказания виновного в причинении вреда беременной женщине (Исх 21:22-25). см. Рождение.

Берехия

Берехия (Верехия) (евр. Берехия, Берехьяху, "Яхве благословил"):

1) отец певца Асафа, левит из рода Гирсона (1Пар 6:39; 15:17);

2) один из четырех придверников при ковчеге завета во времена Давида (1Пар 15:23 и след.);

3) сын Мешиллемофа, один из начальников колена Ефрема, убедивших войско Факея освободить и отпустить на родину плен. иудеев (2Пар 28:12);

4) сын Зоровавеля (1Пар 3:20);

5) сын Асы, левит, к-рый, вернувшись из вавил. плена, жил в селениях Нетофафских (1Пар 9:16);

6) отец Мешуллама, помогавшего восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:4,30). Его внучка вышла замуж за Иоханана, сына аммонитянина Товии;

7) отец пророка Захарии (Зах 1:1,7 - в Синод. пер. - Варахия).

Бери

Бери, сын Цофаха из колена Асира (1Пар 7:36).

Берилл

Берилл см. Драгоценные камни.

Берия

Берия см. Бриа.

Берот

Берот (Бероф), город, принадлежавший царю Адраазару. В 2Цар 8:8 говорится о том, что Давид взял из Б. в качестве воен. трофея много меди. Б. находился прим. в 75 км сев. Дамаска и ныне отождествляется с Берейтаном (?) у зап. подножья Антиливана, в 10 км юго-вост. Баальбека (не путать с Бейрутом).

Беротянин

Беротянин см. Беерофянин (Беротянин, Берофянин).

Бероф

Бероф см. Беероф (1).

Берофянин

Берофянин см. Беерофянин (Беротянин, Берофянин).

Бесай

Бесай (Весай), один из прислужников в храме, потомки к-рого возвратились из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:49; Неем 7:52).

Бесноватый

Бесноватый см. Одержимость.

Бесноваться, безумствовать

В евр. тексте 1Цар 18:10 употреблено слово, обозначающее пророч. речь, предсказание; Саул говорит здесь под воздействием злого духа. Греч. глагол майномаи (к-рому соответствует сущ. мания) имеет след. значения: "неистовствовать", "буйствовать", "бушевать", "быть вне себя от восторга", "безумствовать", "быть вне себя (вплоть до сумасшествия)". Какое из этих значений подразумевается в Деян 26:24 и след. , где Фест употребляет данное слово по отношению к ап. Павлу, или в 1Кор 14:23 (см. Говорение языками), где неверующие называют им говорящую на незнакомых яз. церковь, неясно. Вероятно, более всего здесь подошло бы слово "сумасшедший" (см. Ин 10:20; Деян 12:15; 26:11; в этих местах тоже употреблен греч. глагол майномаи).

Бесодия

Бесодия (возм., "доверительно беседующий с Яхве"), отец Мешуллама, помогавшего восстанавливать стены Иерусалима во времена Неемии (Неем 3:6).

Бесплодие

Бесплодие см. Плод (I) см. Дети (II).

Беспорочный, безупречный, безукоризненный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бессильный

Бессильный см. Немощь, немощный, бессильный.

Бесчестие

Бесчестие (греч. атимия) означает позор, лишение чести (1Кор 11:14; Иак 2:6,7; ср. Втор 27:16, в Синод. пер. - "злословящий"; Ин 8:49, в Синод. пер. - "бесчестить").

Бет-Арбел

Бет-Арбел, город (Ос 10:14), к-рый, согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, находился вост. Иордана, в районе Пеллы; в наст. время - это город Ирбид, в 20 км юго-вост. Гадары. Нек-рые исследователи отождествляют Б.А. с городом Хирбет-Ирбидом, располож. зап. Геннисаретского озера. Возм. также, что этот город являлся тем же местом, что и селение Арвиллы, упоминающееся в 1Мак 9:2 см. Салман.

Бет-Гамул

Бет-Гамул (возм., "дом созревшего" или "дом верблюда"), город в Моавитской земле (Иер 48:23), араб. Хирбет-эль-Гумел, располож. прим. в 30 км вост. Мертвого моря.

Бет-Дивлафаим

Бет-Дивлафаим, моавит. город (Иер 48:22), к-рый под названием Беф-Дивлафон упомянут в надписи на "камне Меши" в одном ряду с Медевой (см. Медева) и см. Ваал-Меоном. Возм., то же место, что и Алмон-Дивлафаим (Чис 33:46). Точное местоположение города неизвестно, но возм., он находился на месте руин Эд-Делеат-эль-Гарбие. Это был большой, хорошо укрепленный город на сев.-зап. склонах гряды холмов, огораживающих с юга плодородную Медевскую долину. Мощная крепость, Б.-Д. контролировал пути на запад, восток и юг и имел важное стратегич. значение.

Бет-Маон

Бет-Маон см. Ваал-Меон.

Беф-Авен

Беф-Авен ("дом ничтожеств, идола, греха"). Нек-рые исследователи считают, что здесь обыгрывается название города Вефиля. Несмотря на то, что Вефиль был домом Божьим, в к-ром долгое время находился ковчег завета, позднее он стал домом идолопоклонства (золотой телец, 3Цар 12:28 и след.). Именно поэтому пророк назвал Вефиль Б.-А. домом идола (Ос 10:5). Против такого понимания говорит то обстоят-во, что еще задолго до царствования Иеровоама Вефиль и Б.-А. упоминаются как разные города (Нав 7:2). Пророки называли Вефиль Б.-А., чтобы выразить свое презрение к совершавшемуся там идолопоклонству, в то время как реально существовавший Б.-А. не был тождествен Вефилю. Кр. того, из 1Цар 13:5 следует, что Б.-А. располагался зап. Михмаса, в то время как Вефиль находился сев. этого города. Возм., Б.-А. находился на месте совр. Бурки, вост. Эль-Биры и сев. Телль-эн-Назбе (Мицпы).

Беф-Азмавеф

Беф-Азмавеф см. Азмавет.

Беф-Анаф

Беф-Анаф ("дом (богини) Анат"), ханаан. город, выделенный во владение колену Неффалима (Нав 19:38 и след.; Суд 1:33). Название Б.-А. неоднократно встречается в егип. док-тах. Возм., город располагался на месте совр. Эль-Бане (Буэйны?) в 19 км вост. Акко на пути в Цефат или же погребен под холмом Телль-эль-Хурбех, где были обнаружены следы поселения бронзового века. Имя богини Анат в названии города свидет-вует о том, что в языч. Галилее было распространено идолопоклонство (Ис 9:1), причем язычники населяли и Харошеф-Гоим (Суд 4:2). Колено Неффалима не смогло взять город, что удалось, однако, Рамсесу II. Вероятно, Б.-А. был мощной крепостью, находившейся на холме, доступ на к-рый был затруднен. Это дало повод А.Альту предположить, что Б.-А. следует искать в Эль-Байне, в долине Эль-Баттуф, в 5 км сев.-вост. Риммона (2). При этом ученый ссылается на отчет одного гос. деятеля времен правления Птолемеев (III в. до Р.Х.), обнаруж. в архиве папирусов Зенона. В этом отчете говорится, что в город Б.-А. из окрестностей свозили на хранение муку и вино, и это хорошо соотносится со сведениями о плодородных полях и виноградниках долины Эль-Баттуф.

Беф-Аноф

Беф-Аноф ("дом (богини) Анат"), город в Иудее, находившийся, вероятно, на месте совр. Бейт-Айнуна, в 5 км сев. Хеврона (Нав 15:59).

Беф-Арава

Беф-Арава ("дом пустыни"), город в уделе колена Вениамина, в пустыне на сев. границе колена Иуды (Нав 15:6,61). А.Альт считает, что Б.-А. - это совр. Эн-эль-Гарабе, погран. место "в пустыне". То обстоят-во, что здесь во влажной низине вблизи источника, вероятно, росли тамариски и тополя, объясняет, почему это место могло служить обозначением границы. Оно находится в 4 км вост. совр. Иерихона.

Беф-Биреи

Беф-Биреи, город колена Симеона (1Пар 4:31), к-рый называли также Леваоф или Беф-Леваоф ("дом львиц", Нав 15:32; 19:6). Возм., город находился у Джебел-эль-Бири, юго-зап. Рухейбе (Реховофа) в Негеве или же возле Шарухена.

Беф-Ваал-Меон

Беф-Ваал-Меон см. Ваал-Меон.

Бефвара

Бефвара, переправа или брод через Иордан (Суд 7:24), вероятно, юж. Бефсана. Дж.Гарстэнг считает, что Б. находилась на месте Телль-Абу-Сидра, сев. места впадения Вади-Абу-Сидра в Иордан, напротив Сокхофа (Телль-Деир-Аллах).

Беф-Гаггилгал

Беф-Гаггилгал ("дом колеса (от повозки)" ), город в Иудее (Неем 12:29), возм., то же, что Галгал (1).

Бефгадер

Бефгадер ("дом изгороди", "дом на стене"), сын Харефа (1Пар 2:51). Его именем был на-зван город Б. в уделе колена Иуды. см. Гадер (Нав 12:13) и см. Герара (МТ: Гедор) (1Пар 4:39).

Беф-Гарам

Беф-Гарам (Беф-Гаран), город в уделе колена Гадова возле Иордана (Чис 32:36; Нав 13:27), совр. Телль-Иктану на Вади-Хесбан юго-зап. Ситтима.

Беф-Дагон

Беф-Дагон (Веф-Дагон) ("дом Дагона"):

1) город в уделе колена Иуды (Нав 15:41). Вероятно, это название сохраняется как Бейт-Даган - так на иврите называется небольшое селение (араб. Бейт-Даджан), располож. в Саронской долине на пути из Яффы в Лод (Лидду);

2) погран. город удела колена Асира (Нав 19:27), предположит., Джеламет-эль-Атика у подножья Кармила, в 1,8 км сев.-зап. Эль-Харитие (евр. Шаар-Хаамаким).

Беф-Екед

Беф-Екед, город на пути между Изреелем и Самарией, в к-ром Ииуй приказал казнить 42 человека из рода царей Иудеи (4Цар 10:11-14). Предполагают, что Б.-Е. - это совр. Бейт-Кад, находящийся в 26 км сев.-вост. Самарии.

Беф-Емек

Беф-Емек ("дом долины"), город на границе удела колена Асира (Нав 19:27), часто упоминается в Талмуде. От Б.-Е., видимо, происходит название селения Амка (10 км сев.-вост. Акко), где под холмом Телль-Мимас у источника были обнаружены следы древнего поселения начала железного века.

Беф-Иешимоф

Беф-Иешимоф, город на границе царства Сигона (Чис 33:49; Нав 12:3), находившийся, согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия, прим. в 10 милях юго-вост. Иерихона. В наст. время это Телль-эль-Аземе, располож. в 5 км сев.-вост. Мертвого моря.

Бефкарем

Бефкарем ("дом виноградника"). Согл. Неем 3:14, это было селение в окрестностях Иерусалима, а согл. Иер. 6:1, - возвыш. место, откуда подавались световые сигналы. Ф.-М.Абель считал, что Б. находился на месте совр. Аин-Карима, в 7 км зап. Иерусалима. Г.Дальман отождествлял его с Джебель-эль-Фередис (гора Геродиума юго-вост. Вифлеема) юж. столицы. А.Альт, однако, указывал на Эль-Хадар, располож. на холме юго-зап. Вифлеема и видимый из Иерусалима. Находившиеся там виноградники могут служить подтверждением этой гипотезы.

Беф-Леваоф, Леваоф

Беф-Леваоф, Леваоф ("львицы"), город колена Симеона (Нав 15:32; Нав 19:6), называвшийся также см. Беф-Биреи (1Пар 4:31).

Беф-Маркавоф

Беф-Маркавоф ("дом колесницы"), город колена Симеона (Нав 19:5; 1Пар 4:31), возм., один из городов, где размещались колесницы, о к-рых говорится в 3Цар 9:19; 10:26. В наст. время это, вероятно, Телль-Абу-Харера (евр. Телль-Харор), располож. в 27 км сев.-зап. Беэр-Шевы.

Беф-Меон

Беф-Меон см. Ваал-Меон.

Беф-Нимра

Беф-Нимра (возм., "дом чистой воды" или "дом леопарда"), город колена Гадова (Чис 32:36; Нав 13:27), располож., согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия, в 8 км сев. Ливии (Беф-Гарам). Название города сохранилось в названии холма Телль-Нимрин (у ручья Имрин на вост. берегу Иордана, напротив Иерихона). Древнейшее поселение в окрестностях Б.-Н., находившееся на соседних с Телль-Нимрином холмах Телль-эль-Блебиль и Телль-эль-Мустах, относится к бронзовому веку.

Беф-Орон

Беф-Орон (Вефорон) ("дом Хорона" (ханаан. божество преисподней)). Существовали нижний и верхний Б.-О. (1Пар 7:24), находившиеся на границе между уделами колен Ефрема и Вениамина (Нав 16:3,5; 18:13 и след.). Здесь Иисус Навин одержал победу над аморрейскими царями (Нав 10:11). Прежнее название сохранилось в совр. названиях городов: Бейт-Ур-эль-Фока (верхний Б.-О., располож. на выс. 617 м, в 16 км сев.-зап. Иерусалима) и Бейт-Ур-эт-Тахта (нижний Б.-О., располож. на выс. 399 м, в 18 км сев.-зап. Иерусалима). Между двумя Б.-О. проходит линия тектонич. смещения пород, чем и объясняется резкий переход высот. Мимо этих небольших селений проходил один из важнейших путей, к-рый вел из долины в центр страны и играл значит. роль в истории Палестины. В 1917 г. генерал Алленби воспользовался этим путем (наряду с двумя другими), чтобы окружить турок под Иерусалимом.

Предыдущая страница Следующая страница