Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАА"-"БЕФ")
Баал-Ханан ("Ваал проявил милость", "милостив"): 1) сын Ахбора, седьмой царь Эдома (Быт 36:38; 1Пар 1:49); 2) надзиратель над масличными и смоковными садами царя Давида (1Пар 27:28), гедеритянин. |
Баана (Ваана, Ваан): 1) вениамитянин, сын Реммона из Беерофа, брат Рихава. Б. и его брат были предводителями войска Иевосфея. Вероятно, ободренные тем, что Иоав, убивший Авенира, остался безнаказанным, они пробрались в полдень в дом Иевосфея, убили его в постели и отнесли его голову Давиду в Хеврон. Давид же вместо благодарности велел их казнить за убийство (2Цар 4); 2) отец нетофатитянина Хелева (Хеледа), одного из храбрых у Давида (2Цар 23:29; 1Пар 11:30); 3) сын Ахилуда, брат дееписателя Иосафата. Был приставником Соломона в юж. части Изреельской долины, от Мегиддо до Иордана (3Цар 4:3,12); 4) приставник Соломона в Асире и Ваалофе. Его отец, Хушай (Хусий), был предположит. другом и советником Давида (3Цар 4:16); 5) израильтянин, возвратившийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7); 6) отец Садока, принимавшего участие в строит-ве стены в Иерусалиме во времена Неемии (Неем 3:4). Возм., Б. был одним из подписавших обязат-во соблюдать Божий Закон (Неем 10:27). |
Баара, жена Шегараима из колена Вениамина (1Пар 8:8). |
Баввай, сын Хенадада, начальник Кеильского полуокруга (см. Кеиль), помогавший во времена Неемии восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:18). Возм., то же лицо, что и Биннуй (1). |
Багряница: одеяние (см. Пурпур); или кармин - яркокрасное красящее вещество, к-рое в древности добывали из тел и яиц кошенили (Coccus ilicis), мелкого жесткокрылого насекомого, обитающего на хермесовом дубе (Quercus ilicis). Наряду с см. Пурпур |
Бакбук (Ваквук) ("бутылка"), один из служителей в святилище, сыновья к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:51; Неем 7:53). |
Бакбукия (Вакбакар), левит, член семьи Асафа, живший в Иерусалиме после возвращения из плена. Был привратником и руководителем одной из групп певцов (1Пар 9:15; Неем 11:17; 12:9,25). |
Баладан (Валадан) (возм., аккад. аплаиддин, "Он (бог) дал наследника"), отец Беродах-Баладана (Меродах-Валадана, аккад. Мардук-аппа-иддина), правившего в Вавилоне во времена Езекии (4Цар 20:12; Ис 39:1). |
В Библии упоминаются многие сорта Б., получаемого из различных деревьев и кустарников. Настоящий Б. (евр. бесем) добывается из (Balsamodendron opobalsamum syn). (Commiphora opobalsamum). Родина этого дерева - юж.-араб. прибрежные области. В Палестине самые большие насаждения бальзамовых деревьев были в окрестностях Енгедди и Иерихона, где они сохранялись вплоть до времен рим. правления. На тонких ветвях бальзамового дерева выступают светло-желтые капли смолистого сока, собственно Б. Вначале Б. представляет собой медообразную жидкость, но затем под воздействием воздуха темнеет и затвердевает. Евр. слово бесем часто употребляется в качестве собират. понятия - благовония (3Цар 10:25; 2Пар 9:1,9,24; Песн 4:10,14). Б. был составной частью благовонного курения и употреблялся в качестве косметич. притирания (Исх 25:6; Есф 2:12). Царица Савская подарила царю Соломону множество сортов благовоний (3Цар 10:10). В рус. пер. Библии словом "Б." часто передается евр. цори = см. Смола (Быт 43:11; Иер 46:11; 51:8). Так, в Исх 30:34 передано евр. слово шехелет, к-рое скорее всего означает раковины одного из видов моллюсков, источающие при горении сильный аромат. |
Бани (Ваний, Вания, Ванаия, Биннуй) (возм., кр. ф-ма от имени "Бенаия"): 1) гадитянин, один из храбрых у Давида (2Цар 23:36); 2) левит, потомок Мерари (1Пар 6:46); 3) иудей, потомок Фареса (1Пар 9:4); 4) потомки Б. были среди вернувшихся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:10; в Неем 7:15 они называются сыновьями Биннуя). Многие из потомков Б. имели иноплем. жен (Езд 10:34); среди них опять встречается Биннуй (ст. 38). Один из глав народа, Б., во времена Неемии приложил печать к обязат-ву соблюдать Закон (Неем 10:14); 5) левит, принимавший участие в чтении Закона Ездрой и в общей молитве (Неем 8:7; 9:4 и след.) и подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:14). Наряду с ним еще один левит называется тем же именем (Неем 9:4). Левиты Рехум, сын Б. (Неем 3:17), и сын Б. Уззий, потомок Асафа (Неем 11:22), возм., сыновья одного отца. |
В Тит 3:5 ап. Павел говорит о спасении, к-рое совершается "банею возрождения и обновления Святым Духом". Существует понимание крещения: а) как чисто внешнего символа возрождения, сравниваемого со смыванием грязи в бане, и б) как самой Б.В. Ему придают не только символич. характер, но и считают, что через него действует спасающая Божья благодать. В этом случае мы имеем дело с магич. пониманием таинства крещения, согл. к-рому этот обряд представляется действенным без воли крещаемого и без участия обращ. к нему Слова Божьего. Действие крещения входит сост. частью в действие Слова Божьего. Именно поэтому ап. Павел соединяет здесь "баню возрождения" с "обновлением Святым Духом", без к-рого крещение оказывается недейственным. |
Баран см. Овен, баран. |
Баред, местность в пустыне Сур, возле источника, к к-рому бежала Агарь от своей хозяйки Сары (Быт 16:14). см. Беэр-лахайрои. |
Бариах ("беглец"), сын Шемаии, потомок Давида (1Пар 3:22). |
Баркос (Варкос) (арам. "Сын Коса (едомского Бога)" ), один из прислужников в храме, потомки к-рого вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:53; Неем 7:55). |
Барс (евp. намер; гpеч. пардалис): 1) Б. (Felis pardus) - крупный хищник из семейства кошачьих, встpечавшийся и в Палестине. Красивая светлая с темными пятнами шкуpа Б. (Иеp 13:23) пользовалась большим спpосом (Песн 4:8; Ис 11:6; Иеp 5:6; Ос 13:7 - в Синод. пер. - "скимен"; Авв 1:8); 2) в Дан 7:6 животное, похожее на Б., символизирует эллинистич. импеpию, созданную Александpом Македонским (см. Откр 13:2). |
Бархюмитянин. Житель см. Бахурима. |
Басня, краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Действующими лицами в Б. могут быть животные или растения, говорящие человеч. языком (Суд 9:8 и след.; 4Цар 14:9). Слово "басня" (греч. мютос, "миф") в значении "вымысел", "неправда" встречается в 1Тим 1:4; 4:7; 2Тим 4:4; Тит 1:14; 2Пет 1:16. |
Бат см. Меры длины, площади, объема и веса (I,4,б). |
Батраббим ("дочь многих"), гор. ворота в Есевоне, возм., на пути, ведущем в Равву Аммонитскую (Песн 7:5). |
Житель см. Бахурима. |
Бахурим ("молодые (еще неженатые) люди"), небольшое селение в уделе колена Вениамина (2Цар 3:16), недалеко от Масличной горы, на дороге из Иерусалима к Иордану. Здесь жил Семей, злословивший царя Давида (2Цар 16:5). В Б. скрывались от преследования воинов Авессалома Ионафан и Ахимаас, открывшие Давиду планы его мятежного сына (2Цар 17:18 и след.). Жители Б. назывались бархюмитянами, или бахарумиянами (2Цар 23:31; 1Пар 11:33). В наст. время на месте Б., прим. в 2,5 км сев.-вост. Иерусалима, находится г. Рас-эт-Тмин. |
Бацлуф (евр. Бацлут), один из прислужников в храме, сыновья к-рого вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:52). В Неем 7:54 он называется Вацлифом (евр. Бацлит). |
1) Вавилонская Б. (Быт 11:4 и след.), см. Вавилон (I); 2) Б. на гор. стенах (2Пар 26:9; Неем 3:1,11,25-27; Пс 47:13) сначала служили для укрепления слабо защищ. участков городских стен, но впоследствии стали неотъемл. частью гор. стен. Озия установил на Б. в Иерусалиме орудия для метания камней и стрел (2Пар 26:15). (см. Крепость, укрепление II,3); 3) для сторожей в виноградниках вместо шалашей или шатров (Ис 1:8) нередко сооружали каменные башни (Ис 5:2; Мф 21:33; Мк 12:1). Подобные Б. строили также в пустыне для защиты пастухов и стад (2Пар 26:10); чаще всего, вероятно, их располагали рядом с колодцами. Ср. башню см. Гадер (1). |
Башня Хананэла (Ананеила, Анамеила), одна из башен (Иер 31:38; Зах 14:10) на сев. стороне см. Иерусалима (III,В), между Рыбными и Овечьими воротами (Неем 3:1), предположит. находилась в непосредств. близости от построенной позже крепости Антония или на ее месте. |
С Б., согл. Быт 2:12, встречающимся в земле Хавила, сравнивается по цвету манна (Чис 11:7). Возм., это была светло-желтая душистая и прозрачная смола бальзамового дерева (Balsamodendron), произраставшего в Нубии, Аравии и Индии. Эта смола, известная под названием бделлиум, была предметом торговли в Древнем Египте. |
Бебай см. Бевай. |
Бевай (Бебай) (возм., "отеческий", "Бог есть отец"), израильтянин, сыновья к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:11; Неем 7:16). Во времена Неемии представитель этого рода подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:15). |
Бегемот. Б., упоминаемый в Библии, - это, вероятнее всего, млекопитающее вида (Hippopotamus amphibius). Б. - травоядное животное, вес к-рого может достигать 40 центнеров. В древности Б. был довольно распространенным животным. Егип. надписи указывают, что он встречался на всем протяжении Нила. Б. водился и в Палестине, в реке Иордан (Иов 40:18), о чем свидет. найденные там кости этого животного. В наст. время отдельные особи встречаются в Ниле юж. 17° сев. широты и в нек-рых реках Центральной Африки. |
В Библии Б. чаще всего рассматривается через призму отношений человека к Богу. Бог "видит бедствие" (Втор 26:7); Он, как "скорый помощник в бедах" (Пс 45:2), желает, чтобы люди призывали в скорби именно Его (Пс 49:15). Человек, будучи полностью зависим от Бога, тем не менее, оторван от Него грехом. Самые тяжкие Б. - это грех и смерть. Человек, пребывающий в Иисусе Христе, "благодушествует" в немощах (2Кор 12:10), хотя Б. и не отступает от него, ибо он живет в мире, где царствуют грех и смерть. Но он познал, что Бог - это "защита во время скорби" (Пс 36:39). см. Страдание см. Боль. |
Бедад, отец эдомского царя Гадада (Быт 36:35; 1Пар 1:46). |
Бедан (возм., "сын Дана"), сын Улама из колена Манассии (1Пар 7:17). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Бёдра см. Чресла, стегно, бёдра. |
Причинами бедств. положения людей в Библии названы безродность, неприкаянность (Быт 41:52; Ис 58:7), притеснения на чужбине (Исх 3:7; 4:31; Втор 26:7), жизнь в положении изгнанников (Плач 1:3; Авд 12), а также житейские невзгоды, скорби и страдания вообще (Иов 10:15; 30:16; Пс 21:25; 43:25; 118:153; Притч 31:7). В частн., как Б. рассматриваются бесплодие (1Цар 1:11), пренебрежительное отношение мужа (Быт 29:32), голод и бедность (Пс 106:41; Иак 5:1). По отношению к бедствующим следует проявлять гостеприимство (Ис 58:7,10), справедливость (Пс 81:3; Притч 22:22; 31:9) и милосердие (Притч 14:21). Бог посылает страдания в целях воспитания (Евр 12:5 и след.), чтобы закалить и испытать верующих (Ис 48:10). Утешение в Б. - молитва и Слово Божие (Пс 101:1 и след.; 118:50 и др.). см. Беда, бедствие. |
Беер ("источник", "колодец"), город, в к-рый бежал Иофам, спасаясь от брата Авимелеха (Суд 9:21). Местоположение его неизвестно. В Ономастиконе (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского говорится, что Б. находился прим. в 7,5 км сев. Элевтерополя. Возм., Б. тождествен Эль-Бире см. Беероф (2). Существует также мнение, что Б. - именно тот город вост. Иордана, где евреи сделали остановку во время странствования по пустыне (Чис 21:16; см. Беер-Елим). |
Беера (имя, производное от "Беер"): 1) сын Ваала (II,1), князь рувимлян, плененный ассир. царем Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III) (1Пар 5:6); 2) сын Цофаха, потомок Асира (1Пар 7:36 и след.). |
Беер-Елим (Ис 15:8), местность в Моавитской земле; возм., то же, что и см. Беэр (1) (Чис 21:16). Б.-Е., вероятно, находился вост. см. Матанна. |
Беери ("принадлежащий источнику"): 1) в Синод. пер. - Беэр, хеттеянин, отец Иегудифы, жены Исава (Быт 26:34); 2) отец пр. Осии (Ос 1:1). |
Беероф ("источники", "колодцы"): 1) самый сев. из четырех городов гаваонитян (Нав 9:17). Он находился прим. в 14 км сев. Иерусалима (Нав 18:25; 2Цар 4:2) и принадлежал колену Вениамина. По мнению Ф.М.Абеля, араб. назввание Б. - Эль-Бире (А.Альт, Галлинг и Нот, напротив, считают, что древний Б. ныне называется Эд-Джиб). Родом из Б. были убийцы Иевосфея (2Цар 4:2 и след.), Баана и Рихав, а также Нахарай, один из воинов Давида, оруженосец Иоава (1Пар 11:39). Часть уроженцев города вернулась в него из вавил. плена (Езд 2:25; Неем 7:29); 2) город в земле Иссахара, название к-рого встречается только в Септуагинте (Нав 19:19) и в надписи Тутмоса III. В наст. время этот город, располож. в 12 км сев. Бейт-Шеана, называется Эль-Бира. |
Беероф-Бене-Яакан ("колодцы сыновей Яакана"), место, где евреи разбили стан во время странствования по пустыне (Втор 10:6); в наст. время это, вероятно, Бееротаим, располож. прим. в 23 км сев. Кадеша. В Чис 33:31 и след. он назван Бене-Яакан. |
Беерофянин (Беротянин, Берофянин), житель города см. Беерофа (1), (2Цар 4:2; 23:37; 1Пар 11:39). |
Беештера, возм., то же, что и см. Астароф. Название города, вероятно, возникло в результате слияния двух слов - Бет и Астароф (Нав 21:27). Б. находился на холме, к-рый сегодня носит название Телль-Аштара. |
1) В ВЗ Б. (евр. техом) означает морскую пучину (Быт 1:2; Иов 28:14; 38:16; Пс 106:26). По представлениям израильтян, Б. - это также места под землей, из к-рых бьют ключи и поступает вода (Быт 7:11; 8:2; Притч 8:28). 2) см. Аваддон. 3) В Откр Б. обозначает местопребывание губит. сил (Откр 9:1 и след.; 11:7), а также узилище, в к-рое на тысячу лет будет заключен см. Сатана (Откр 20:1-3). |
Это понятие охватывает совокупность деяний, связ. с нарушением заповедей и повелений Божьих. Разные др.-евр. слова, относящиеся к этому понятию, в Синод. пер. передаются как "беззаконие" и "преступление" (а также "вина", "грех" и "несправедливость"). Наиб. близкое к этому понятию слово в греч. тексте НЗ - аномиа = "беззаконие" (см. Мф 7:23; 2Пет 2:16; 1Ин 3:4; 2Кор 6:14 и др.). Б. есть действие, противоречащее Закону Божьему, оно имеет причиной или следствием несправедливость по отношению к ближнему или человеч. нечестие, т.е. см. Грех. Оно может быть совершено на уровне мыслей, чувств, слов или дел, т.е. в любой области, на к-рую распространяются заповеди Закона Божьего. Б. может выражаться в противлении воле Бога (Нав 22:20; Ис 13:11), в нарушении богослужебных предписаний (Лев 26:1,39), в пренебрежении законами ритуальной чистоты (Лев 17:16), в извращении правосудия (Втор 19:16; в Синод. пер. - "свидетель несправедливый"), в причинении ущерба ближнему (Быт 50:17; в Синод. пер. - "вина и грех"). |
1) "безрассудный" в Библии - это не обязат. глупец, как и безумие - не признак глупости. (см. Глупец, глупый.) Если страх Божий является началом мудрости, то грех и отпадение от Бога являют собой безумие. Всякое безбожие в корне своем - глупость; 2) Лаван, говоря Иакову о его безрассудстве (Быт 31:28), упрекает его не столько в глупости, сколько в несправедливости. Саул, называя себя безумным, признает свой грех перед Давидом: "Безумно поступал я, и очень много погрешал" (1Цар 26:21; см. также 2Пар 16:9; Иов 1:22). Текст Пс 13:1: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" - явно указывает на то, что безумие отождествляется с безбожием. Псалмы называют грешного человека безумным, а его путь - безумием. Безумный, как и неверующий, слеп к делам и творениям Божьим. О греховности, свойств. чел. природе, в Притчах говорится как о его врожд. глупости: "Глупость привязалась к сердцу юноши" (ср. Притч 5:23; 8:5; 10:1,21; 13:19; 14:8,24,29; 15:21; 19:3). Об этом же говорят Екклесиаст и Пророки (Еккл 9:3; 10:1,13; Ис 44:25; Иер 4:22; 10:8 и др.); 3) НЗ тоже говорит о том, что грех - это безумие (1Тим 6:9; 2Тим 2:23; 3:9; 2Пет 2:16). Осуждение лености мышления и необдуманности поступков занимают здесь важное место. Безрассудство приносит несчастье; это касается, напр., человека, строящего свой дом на песке (Мф 7:26) и неразумных дев (Мф 25:2 и след.; ср. Лк 24:25). Впечатляет текст первых трех глав в 1Кор, где противопоставлены мудрость мира и кажущееся безумие вести о кресте. Павел подчеркивает, что Евангелие не подчинено человеч. мудрости и не может быть опровергнуто никакой критикой. Языческие философы могли хвалиться своей мудростью и насмехаться над "безумной" проповедью о Христе. Но то, что безумно для мира, мудро пред Богом (1Кор 1:27). В 11-й главе 2Кор Павел называет "неразумием" собств. самопрославление, выражающееся в перечислении своих дарований и заслуг. Он считает, что это само по себе безумие, но в данном случае он говорит о своих заслугах вполне осознанно, чтобы обосновать перед коринфянами свои апостольские полномочия (2Кор 11:1,16,17,21,23; ср. 12:11 и см. Прославление, восхваление). |
Безумие см. Болезнь. |
Безумный см. Болезнь: безумный см. Бесноваться, безумствовать. |
Безумствовать см. Бесноваться, безумствовать. |
Бела ("красноречивый", или "проглоченный", или "смятение", "клевета"): 1) эдомский царь, сын Веора из г. Дингава (Быт 36:32); 2) старший сын Вениамина (Быт 46:21), глава поколения Б. (Чис 26:38); 3) один из вождей колена Рувима, сын Азаза, живший со своим родом в Галаадской земле (1Пар 5:8); 4) первонач. название см. Сигора, города, лежавшего в долине Сиддим у юго-вост. берега Мертвого моря (Быт 14:2). |
Белёный см. Погребение (III) см. Известь, известняк (1,5). |
Ремесло Б. (Мк 9:3) было известно еще в ветхозаветные времена, о чем говорит название местности "поле белильничье" (4Цар 18:17; Ис 7:3; 36:2; располож. юго-вост. Иерусалима, в Кедронской долине; также колодец (источник) см. Рогель). Задачей Б. была очистка и валяние шерсти, предание эластичности старым и новым предметам одежды и тканям, а также окрашивание пряжи и готовых тканей. Крашение производили в больших каменных чанах, валяние - в мелких, наполн. водой ямах, куда добавляли щелочь (щелочной раствор или см. Мыло). Ткань опускали в раствор и топтали ногами, "валяли", до тех пор, пока она не достигала необходимой степени обработки (напр., ворсистые ткани превращались в войлочные). Соотв. евр. глагол (кавас = "валять") часто встречается в ВЗ в более узком значении "мыть" (Быт 49:11; Исх 19:10,14; Лев 6:20; Чис 8:7,21; 19:7; 2Цар 19:25 и др.), в т.ч. и в метафорич. значении, когда речь идет об омовении от беззакония и греха (Пс 50:4,9; Иер 2:22; 4:14). см. Омовение. |
Этот цвет во многих местах Библии имеет метафорич. значение, символизируя чистоту и незапятнанность (Мф 17:2; Мк 9:3; Откр 3:5; 6:11; 14:14; 20:11). В частн., одеяние из белого виссона (льна) - символ праведности святых (Откр 19:8). Отсюда понятно, почему священнику во время богослужения разрешалось надевать облачение только из белого виссона (Исх 28:39). Эта ткань находила широкое применение и в убранстве скинии (Исх 26:31,36; 27:9,16,18). Белоснежно и облачение "Ветхого днями" (Дан 7:9). Праведность святых достигается отпущением грехов, поэтому Господь дает обетование, что Своей милостью убелит, как снег, багряные грехи (Ис 1:18), а псалмопевец, исповедуясь в своих грехах, стремится стать "белее снега" (Пс 50:9). В Откр 7:14 облеч. в белые одежды омывают и убеляют их кровью Агнца. Белый конь (ср. Откр 6:2; 19:11,14) у римлян считался символом победы. |
Бен-Авинадав ("сын Авинадава"), зять Соломона, наместник в Нафаф-Доре (3Цар 4:11). |
Бенаия см. Ванея (9). |
Бен-Амми ("сын моего народа"), сын Лота и его младшей дочери (Быт 19:38), прародитель аммонитян (см. Аммонитяне). |
Бенания см. Ванея (7). |
Бен-Декер (возм., "сын мотыги"), один из 12 приставников Соломона (3Цар 4:9). |
Бене-Верак ("сыновья молнии"), город в уделе колена Дана (Нав 19:45), совр. Ибн-Ибрак, располож. прим. в 7 км вост. Яффы. |
Бене-Яакан см. Беероф-Бене-Яакан. |
Бензохеф (евр. Бен-Захет, "сын Зохева"), сын Ишия, потомок Иуды (1Пар 4:20). Возм. также, что он был внуком Ишия и сыном Зохета. |
Бенони ("сын моей скорби, несчастья") см. Вениамин (1). |
Бенхаил ("сын достояния, силы"), князь народа Иуды, посланный Иосафатом по городам его царства учить народ Закону Божию (2Пар 17:7). |
Бенханан (возм., "сын милости"), один из четырех сыновей Симеона из колена Иуды (1Пар 4:20). |
Бен-Хесед ("сын Хеседа"), один из приставников Соломона (3Цар 4:10). |
Приставник Соломона на горе Ефремовой (3Цар 4:8). |
Бера, царь Содома, правивший во время на-шествия Кедорлаомера на Палестину (Быт 14:2,17). |
Бераия ("Яхве сотворил"), сын Шимея, потомок Шегараима из колена Вениамина (1Пар 8:21). |
Бераха ("благословение"), вениамитянин, один из тридцати храбрых, пришедших к Давиду в Секелаг (1Пар 12:3). |
С момента грехопадения первого человека Б. и роды сопряжены с муками (Быт 3:16). Во времена войн и бедствий беременные женщины подвергаются особой опасности (Мк 13:17; ср. Лк 23:29) и зачастую становятся жертвами жестокостей (4Цар 8:12; 15:16; Ос 14:1; Ам 1:13). Поэтому они упомянуты среди самых слабых членов общества, кому Бог обещает Свою особую защиту (Иер 31:8). В Законе мы обнаруживаем предписания, касающиеся наказания виновного в причинении вреда беременной женщине (Исх 21:22-25). см. Рождение. |
Берехия (Верехия) (евр. Берехия, Берехьяху, "Яхве благословил"): 1) отец певца Асафа, левит из рода Гирсона (1Пар 6:39; 15:17); 2) один из четырех придверников при ковчеге завета во времена Давида (1Пар 15:23 и след.); 3) сын Мешиллемофа, один из начальников колена Ефрема, убедивших войско Факея освободить и отпустить на родину плен. иудеев (2Пар 28:12); 4) сын Зоровавеля (1Пар 3:20); 5) сын Асы, левит, к-рый, вернувшись из вавил. плена, жил в селениях Нетофафских (1Пар 9:16); 6) отец Мешуллама, помогавшего восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:4,30). Его внучка вышла замуж за Иоханана, сына аммонитянина Товии; 7) отец пророка Захарии (Зах 1:1,7 - в Синод. пер. - Варахия). |
Бери, сын Цофаха из колена Асира (1Пар 7:36). |
Берилл см. Драгоценные камни. |
Берия см. Бриа. |
Берот (Бероф), город, принадлежавший царю Адраазару. В 2Цар 8:8 говорится о том, что Давид взял из Б. в качестве воен. трофея много меди. Б. находился прим. в 75 км сев. Дамаска и ныне отождествляется с Берейтаном (?) у зап. подножья Антиливана, в 10 км юго-вост. Баальбека (не путать с Бейрутом). |
Беротянин см. Беерофянин (Беротянин, Берофянин). |
Бероф см. Беероф (1). |
Берофянин см. Беерофянин (Беротянин, Берофянин). |
Бесай (Весай), один из прислужников в храме, потомки к-рого возвратились из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:49; Неем 7:52). |
Бесноватый см. Одержимость. |
В евр. тексте 1Цар 18:10 употреблено слово, обозначающее пророч. речь, предсказание; Саул говорит здесь под воздействием злого духа. Греч. глагол майномаи (к-рому соответствует сущ. мания) имеет след. значения: "неистовствовать", "буйствовать", "бушевать", "быть вне себя от восторга", "безумствовать", "быть вне себя (вплоть до сумасшествия)". Какое из этих значений подразумевается в Деян 26:24 и след. , где Фест употребляет данное слово по отношению к ап. Павлу, или в 1Кор 14:23 (см. Говорение языками), где неверующие называют им говорящую на незнакомых яз. церковь, неясно. Вероятно, более всего здесь подошло бы слово "сумасшедший" (см. Ин 10:20; Деян 12:15; 26:11; в этих местах тоже употреблен греч. глагол майномаи). |
Бесодия (возм., "доверительно беседующий с Яхве"), отец Мешуллама, помогавшего восстанавливать стены Иерусалима во времена Неемии (Неем 3:6). |
Бесплодие см. Плод (I) см. Дети (II). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Бессильный см. Немощь, немощный, бессильный. |
Бесчестие (греч. атимия) означает позор, лишение чести (1Кор 11:14; Иак 2:6,7; ср. Втор 27:16, в Синод. пер. - "злословящий"; Ин 8:49, в Синод. пер. - "бесчестить"). |
Бет-Арбел, город (Ос 10:14), к-рый, согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, находился вост. Иордана, в районе Пеллы; в наст. время - это город Ирбид, в 20 км юго-вост. Гадары. Нек-рые исследователи отождествляют Б.А. с городом Хирбет-Ирбидом, располож. зап. Геннисаретского озера. Возм. также, что этот город являлся тем же местом, что и селение Арвиллы, упоминающееся в 1Мак 9:2 см. Салман. |
Бет-Гамул (возм., "дом созревшего" или "дом верблюда"), город в Моавитской земле (Иер 48:23), араб. Хирбет-эль-Гумел, располож. прим. в 30 км вост. Мертвого моря. |
Бет-Дивлафаим, моавит. город (Иер 48:22), к-рый под названием Беф-Дивлафон упомянут в надписи на "камне Меши" в одном ряду с Медевой (см. Медева) и см. Ваал-Меоном. Возм., то же место, что и Алмон-Дивлафаим (Чис 33:46). Точное местоположение города неизвестно, но возм., он находился на месте руин Эд-Делеат-эль-Гарбие. Это был большой, хорошо укрепленный город на сев.-зап. склонах гряды холмов, огораживающих с юга плодородную Медевскую долину. Мощная крепость, Б.-Д. контролировал пути на запад, восток и юг и имел важное стратегич. значение. |
Бет-Маон см. Ваал-Меон. |
Беф-Авен ("дом ничтожеств, идола, греха"). Нек-рые исследователи считают, что здесь обыгрывается название города Вефиля. Несмотря на то, что Вефиль был домом Божьим, в к-ром долгое время находился ковчег завета, позднее он стал домом идолопоклонства (золотой телец, 3Цар 12:28 и след.). Именно поэтому пророк назвал Вефиль Б.-А. домом идола (Ос 10:5). Против такого понимания говорит то обстоят-во, что еще задолго до царствования Иеровоама Вефиль и Б.-А. упоминаются как разные города (Нав 7:2). Пророки называли Вефиль Б.-А., чтобы выразить свое презрение к совершавшемуся там идолопоклонству, в то время как реально существовавший Б.-А. не был тождествен Вефилю. Кр. того, из 1Цар 13:5 следует, что Б.-А. располагался зап. Михмаса, в то время как Вефиль находился сев. этого города. Возм., Б.-А. находился на месте совр. Бурки, вост. Эль-Биры и сев. Телль-эн-Назбе (Мицпы). |
Беф-Азмавеф см. Азмавет. |
Беф-Анаф ("дом (богини) Анат"), ханаан. город, выделенный во владение колену Неффалима (Нав 19:38 и след.; Суд 1:33). Название Б.-А. неоднократно встречается в егип. док-тах. Возм., город располагался на месте совр. Эль-Бане (Буэйны?) в 19 км вост. Акко на пути в Цефат или же погребен под холмом Телль-эль-Хурбех, где были обнаружены следы поселения бронзового века. Имя богини Анат в названии города свидет-вует о том, что в языч. Галилее было распространено идолопоклонство (Ис 9:1), причем язычники населяли и Харошеф-Гоим (Суд 4:2). Колено Неффалима не смогло взять город, что удалось, однако, Рамсесу II. Вероятно, Б.-А. был мощной крепостью, находившейся на холме, доступ на к-рый был затруднен. Это дало повод А.Альту предположить, что Б.-А. следует искать в Эль-Байне, в долине Эль-Баттуф, в 5 км сев.-вост. Риммона (2). При этом ученый ссылается на отчет одного гос. деятеля времен правления Птолемеев (III в. до Р.Х.), обнаруж. в архиве папирусов Зенона. В этом отчете говорится, что в город Б.-А. из окрестностей свозили на хранение муку и вино, и это хорошо соотносится со сведениями о плодородных полях и виноградниках долины Эль-Баттуф. |
Беф-Аноф ("дом (богини) Анат"), город в Иудее, находившийся, вероятно, на месте совр. Бейт-Айнуна, в 5 км сев. Хеврона (Нав 15:59). |
Беф-Арава ("дом пустыни"), город в уделе колена Вениамина, в пустыне на сев. границе колена Иуды (Нав 15:6,61). А.Альт считает, что Б.-А. - это совр. Эн-эль-Гарабе, погран. место "в пустыне". То обстоят-во, что здесь во влажной низине вблизи источника, вероятно, росли тамариски и тополя, объясняет, почему это место могло служить обозначением границы. Оно находится в 4 км вост. совр. Иерихона. |
Беф-Биреи, город колена Симеона (1Пар 4:31), к-рый называли также Леваоф или Беф-Леваоф ("дом львиц", Нав 15:32; 19:6). Возм., город находился у Джебел-эль-Бири, юго-зап. Рухейбе (Реховофа) в Негеве или же возле Шарухена. |
Беф-Ваал-Меон см. Ваал-Меон. |
Бефвара, переправа или брод через Иордан (Суд 7:24), вероятно, юж. Бефсана. Дж.Гарстэнг считает, что Б. находилась на месте Телль-Абу-Сидра, сев. места впадения Вади-Абу-Сидра в Иордан, напротив Сокхофа (Телль-Деир-Аллах). |
Беф-Гаггилгал ("дом колеса (от повозки)" ), город в Иудее (Неем 12:29), возм., то же, что Галгал (1). |
Бефгадер ("дом изгороди", "дом на стене"), сын Харефа (1Пар 2:51). Его именем был на-зван город Б. в уделе колена Иуды. см. Гадер (Нав 12:13) и см. Герара (МТ: Гедор) (1Пар 4:39). |
Беф-Гарам (Беф-Гаран), город в уделе колена Гадова возле Иордана (Чис 32:36; Нав 13:27), совр. Телль-Иктану на Вади-Хесбан юго-зап. Ситтима. |
Беф-Дагон (Веф-Дагон) ("дом Дагона"): 1) город в уделе колена Иуды (Нав 15:41). Вероятно, это название сохраняется как Бейт-Даган - так на иврите называется небольшое селение (араб. Бейт-Даджан), располож. в Саронской долине на пути из Яффы в Лод (Лидду); 2) погран. город удела колена Асира (Нав 19:27), предположит., Джеламет-эль-Атика у подножья Кармила, в 1,8 км сев.-зап. Эль-Харитие (евр. Шаар-Хаамаким). |
Беф-Екед, город на пути между Изреелем и Самарией, в к-ром Ииуй приказал казнить 42 человека из рода царей Иудеи (4Цар 10:11-14). Предполагают, что Б.-Е. - это совр. Бейт-Кад, находящийся в 26 км сев.-вост. Самарии. |
Беф-Емек ("дом долины"), город на границе удела колена Асира (Нав 19:27), часто упоминается в Талмуде. От Б.-Е., видимо, происходит название селения Амка (10 км сев.-вост. Акко), где под холмом Телль-Мимас у источника были обнаружены следы древнего поселения начала железного века. |
Беф-Иешимоф, город на границе царства Сигона (Чис 33:49; Нав 12:3), находившийся, согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия, прим. в 10 милях юго-вост. Иерихона. В наст. время это Телль-эль-Аземе, располож. в 5 км сев.-вост. Мертвого моря. |
Бефкарем ("дом виноградника"). Согл. Неем 3:14, это было селение в окрестностях Иерусалима, а согл. Иер. 6:1, - возвыш. место, откуда подавались световые сигналы. Ф.-М.Абель считал, что Б. находился на месте совр. Аин-Карима, в 7 км зап. Иерусалима. Г.Дальман отождествлял его с Джебель-эль-Фередис (гора Геродиума юго-вост. Вифлеема) юж. столицы. А.Альт, однако, указывал на Эль-Хадар, располож. на холме юго-зап. Вифлеема и видимый из Иерусалима. Находившиеся там виноградники могут служить подтверждением этой гипотезы. |
Беф-Леваоф, Леваоф ("львицы"), город колена Симеона (Нав 15:32; Нав 19:6), называвшийся также см. Беф-Биреи (1Пар 4:31). |
Беф-Маркавоф ("дом колесницы"), город колена Симеона (Нав 19:5; 1Пар 4:31), возм., один из городов, где размещались колесницы, о к-рых говорится в 3Цар 9:19; 10:26. В наст. время это, вероятно, Телль-Абу-Харера (евр. Телль-Харор), располож. в 27 км сев.-зап. Беэр-Шевы. |
Беф-Меон см. Ваал-Меон. |
Беф-Нимра (возм., "дом чистой воды" или "дом леопарда"), город колена Гадова (Чис 32:36; Нав 13:27), располож., согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия, в 8 км сев. Ливии (Беф-Гарам). Название города сохранилось в названии холма Телль-Нимрин (у ручья Имрин на вост. берегу Иордана, напротив Иерихона). Древнейшее поселение в окрестностях Б.-Н., находившееся на соседних с Телль-Нимрином холмах Телль-эль-Блебиль и Телль-эль-Мустах, относится к бронзовому веку. |
Беф-Орон (Вефорон) ("дом Хорона" (ханаан. божество преисподней)). Существовали нижний и верхний Б.-О. (1Пар 7:24), находившиеся на границе между уделами колен Ефрема и Вениамина (Нав 16:3,5; 18:13 и след.). Здесь Иисус Навин одержал победу над аморрейскими царями (Нав 10:11). Прежнее название сохранилось в совр. названиях городов: Бейт-Ур-эль-Фока (верхний Б.-О., располож. на выс. 617 м, в 16 км сев.-зап. Иерусалима) и Бейт-Ур-эт-Тахта (нижний Б.-О., располож. на выс. 399 м, в 18 км сев.-зап. Иерусалима). Между двумя Б.-О. проходит линия тектонич. смещения пород, чем и объясняется резкий переход высот. Мимо этих небольших селений проходил один из важнейших путей, к-рый вел из долины в центр страны и играл значит. роль в истории Палестины. В 1917 г. генерал Алленби воспользовался этим путем (наряду с двумя другими), чтобы окружить турок под Иерусалимом. |