Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАА"-"ПИР")
Паарай ("слуга Господа"), один из храбрых у Давида, арбитянин, т.е. араб (2Цар 23:35) (см. Аравия, аравитяне); вероятно, то же лицо, что и Hаарай (1Пар 11:37). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Павлин (Pavo cristatus). Родиной этой необычайно красивой птицы семейства фазановых считаются Индия и Шри-Ланка. На Востоке мясо П. употребляли в пищу; у римлян языки и мозг этой птицы считались деликатесом. В Израиле же П. рассматривали исключительно как декоративных птиц. Это утверждение верно, если под евр. словом туккийим следует понимать П., к-рых доставляли Соломону (3Цар 10:22; 2Пар 9:21). В пользу этой т.зр. говорят древние переводы и истолкования; возм., что слово туккийим заимствовано из какого-то индийского наречия. С др. стороны, слово туккийим (в Синод. пер. - "обезьяна") нек-рые исследователи пытались истолковывать как егип. обозначение одного из видов обезьян. Ряд исследователей переводит это слово как "куры". |
Пагиил (евр. Пагиэл), еврей из колена Асира, сын Охрана (Чис 1:13; 2:27; 7:72,77; 10:26). |
Пагуба см. Губить, истреблять, губитель, истребитель, гибель, погибель, пагуба, истребление. |
Пазуха, складка одежды поверх пояса, служившая одноврем. карманом (Исх 4:6 и след.). В таких складках носили самые разнообразные вещи, а также маленьких ягнят (Ис 40:11; ср. также 4Цар 4:39; Агг 2:12). В Притч 6:27 иносказательно говорится, что за П. нельзя носить огонь: в данном случае имеется в виду человек, общающийся с блудницей. см. Одежда. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Палки см. Бичевание, палки. |
Во время трех ежегодных праздников - Пасхи (см. Пасха) Пятидесятницы (см. Пятидесятница) и праздника Кущей (см. Праздник Кущей ), израил. мужчинам предписывалось совершать путешествие в святилище в Иерусалиме (Иерусалимский храм) (Втор 16:16; ср. Лк 2:41 и след.). Возм., псалмы 119-133, "песни восхождения", представляют собой песнопения паломников. см. Псалом см. Песнь восхождения. |
Палтитянин, прозвище Хелеца (Хереца), одного из храбрых у Давида, вероятно, потомка некоего Палтия или см. Пелета (2Цар 23:26; 1Пар 11:27; 27:10). |
Пальма см. Пальма финиковая. |
1) когда в Библии говорится о пальме, имеется в виду П.Ф. (Phoenix dactylifera), культивируемая в Палестине еще в глубокой древности. П.Ф. достигает в высоту 10-20, иногда - 50 м. Основания опавших листьев образуют кору стройного ствола, достигающего 30-60 см в диаметре. Макушку венчают 40-60 темно-зеленых листьев до 3 м длиной ("ветви пальмовые" - Лев 23:40; Неем 8:15). Чтобы увеличить плодоношение П.Ф., применяют искусств. опыление. Этот метод упоминается уже в раввинистич. лит-ре. В библ. времена в Палестине было гораздо больше П.Ф., чем сейчас. Особенно знаменита была Пальма Деворина (Суд 4:5). Иерихон, "город Пальм" (Втор 34:3; Суд 1:16), был окружен пальмовым лесом, простиравшимся прим. на 20 км; Фадмор (Тамара, евр. Тамар, "пальма"; 3Цар 9:18 и Иез 47:19) на юге страны был богат П.Ф., так же как и оазис Ен-Геди или см. Хацацон-Фамар. Пальма была для евреев незаменимым растением. Помимо плодов, к-рые это дерево приносит в большом кол-ве, ствол дает древесину, а листьями кроют крыши или плетут из них циновки, корзины и изгороди; 2) изображение П.Ф. служило художеств. мотивом при украшении стен храма (3Цар 6:29; Иез 40:16 и след.). Слово "пальма" встречается также как жен. имя (в Синод. пер. - Фамарь, Быт 38:6; 2Цар 13:1; ср. Песн 7:8 и след.). Пальмовые ветви при вхождении Иисуса в Иерусалим (Ин 12:13) были в руках множества людей, приветствовавших Его (Откр 7:9). Пальма на рим. монетах являлась символом Иудеи. |
Памфилия, область на юге Малой Азии (Деян 2:10), зап. Киликии и вост. Ликии. Ап. Павел пеpесек П. во вpемя своего пеpвого миссионеpского путешествия, посетив Пеpгию, а на обpатном пути - также Атталию (Деян 13:13; 14:25). Во вpемя своего путешествия в Рим Павел пpоплывал мимо памфилийского побережья (Деян 27:5). |
Памятная книга см. Дневных записей книга. |
I. Сооружение в память о к.-л. событии (см. Исх 17:15,16), обычно одиночный камень (Быт 28:18)или холм из камней (Быт 31:51,52). Иаков поставил П. над гробом Рахили (Быт 35:20). Авессалом еще при жизни воздвиг П. в честь самого себя, чтобы "сохранить память имени" своего (2Цар 18:18). Однако, поскольку такие П., согл. языч. традициям, становились местами поклонения, они были запрещены (Лев 26:1). II. П. в Лев 19:28; 21:5 (в Синод. пер. - "нарез") означает рану, к-рую человек наносит себе самому, означает запрещенное в Израиле языч. проявление траура по умершим (см. также 3Цар 18:28). см. Плач, оплакивать, (1,2). III. Ап. Павел сказал: "Я ношу язвы (в греч. оригинале "памятные знаки") Господа Иисуса на теле моем" (Гал 6:17). Употребленное им греч. слово стигма означает "знак собственности рабовладельца" - клеймо, к-рое выжигалось на теле раба. Возм., апостол имел в виду рубцы, к-рые остались у него на теле после побиения камнями в Листре (Деян 14:19) и других подобных событий (см. 2Кор 11:23-25, а также 2Кор 4:10). IV. Антихристово "начертание" (в греч. оригинале "памятный знак") зверя (Откр 13:16,17; 14:9,11; 16:2; 19:20; 20:4) по значению употребленного здесь греч. слова - это "печать", "вырезанный или выжженный знак" (греч. харагма), к-рый всем, кто подчинится власти антихриста, будет нанесен на чело или на правую руку. Это "начертание" содержит имя зверя или число имени его (666 - Откр 13:17,18; см. Нерон). см. Печать (II,2в) (Откр 7:3,4; 14:1; 22:4). |
I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) с древних времен в Израиле существовали дни, когда следовало поминать великие деяния Господа Бога, благодаря к-рым богоизбр. народ был спасен. Пасха была праздником, посвящ. Господу, днем П. (Исх 12:14) об освобождении из егип. рабства и о помиловании домов израильтян ангелом истребления. Ежегодное поминание этого великого спасит. деяния Божьего должно было каждый раз укреплять народ в верности Господу и смирении перед Ним; 2) "приношение в память" представляло собой горсть хлебных зерен, к-рую священник сжигал на жертвеннике (Чис 5:26). Дым должен был напомнить милостивому Богу о том, кто эту жертву принес; 3) иногда в Израиле в П. о заключении к.-л. союза или в качестве символа обоюдной верности устанавливались памятные камни. При переходе через Иордан народ должен быть установить двенадцать камней в вечную П. об этом событии (Нав 4:5 и след.). Авессалом, у к-рого не было сыновей, еще при жизни поставил себе памятник в цар. долине, желая тем самым сохранить свое имя в П. людей (2Цар 18:18); 4) Бог в Своих откровениях, обетованиях и утешениях постоянно напоминал пророкам о том, что Он помнит о Своем завете. В ответ Господь требовал от народа помнить о пути, к-рым Он вел его в землю обетованную (Втор 8:2,18). Пророки постоянно напоминали народу о субботе (Исх 20:8) и необходимости помнить Божьи заповеди (Чис 15:39). Его заповеди должны быть "положены в сердца и в души", т.е. навечно оставаться в П. людей; вероятно, требование "навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими" (Втор 6:8; 11:18) изначально имело символич. значение; 5) авторы псалмов просят Бога не вспоминать их грехи (Пс 24:7) и помнить "вседневное поношение Твое от безумного" (Пс 73:22). Со своей стороны они обещают "вспоминать о делах Господа" (Пс 76:12). II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ Во время Тайной Вечери Господь сказал: "Сие творите в Мое воспоминание" (1Кор 11:24 и след.). Павел увещевает христиан не отступать от Евангелия и всегда помнить о том, что Иисус Христос воскрес из мертвых (2Тим 2:8). Сам же апостол постоянно вспоминает братьев и сестер в своих молитвах (Еф 1:16; Флп 1:3; 1Фес 1:2). Павел напоминает верующим, что апостолы договорились поддерживать нищих и помнить об их нуждах (Гал 2:10). И наконец, Павел призывает церкви помнить "его узы" (Кол 4:18). |
Паразиты см. Насекомые см. Казни египетские. |
Паралипоменон, книги см. Книги Паралипоменон. |
Парваим, местность, откуда привозили золото для хpама Соломона (2 Паp 3:6). Местоположение неизвестно. Возм., pечь идет о Фаpве в Йемене (на юго-западе Аpавийского п-ова) или же о Сак-эль-Фаpвайне (в центp. Аpавии). Однако это всего лишь пpедположения. Иеpусалимский Талмуд пpиписывает слову парваим значение "чистое золото". |
Пармашфа (пеpс. Пармашта, "самый пеpвый"), один из десяти сыновей Амана (Eсф 9:9). |
Пармен (гpеч. "выдерживающий", "выстаивающий"), один из семи служителей, избpанных Иерусалимской церковью (Деян 6:5). |
Парош ("блоха"), еврей, чьи потомки возвpатились из Вавилона в Иеpусалим вместе с Зоpовавелем и Ездpой (Eзд 2:3; 8:3; cp. Hеем 3:25). Hек-pые из потомков П. взяли себе в жены язычниц (Eзд 10:25). |
Паруах ("веселый", "pадостный"), отец Иосафата, наместника в уделе Иссахара во времена царя Соломона (3Цар 4:17). |
Парфяне, кочевой народ, к-pый на протяжении нескольких столетий (от 250 г. до Р.Х. вплоть до возникновения в 226 г. по Р.Х. новопеpс. царства Сасанидов) господствовал в Пеpедней Азии от Евфрата до Ганга и от Каспийского моpя до Индийского океана. П. вели пpодолжит. войны с pимлянами. В 53 г. до Р.Х. Марк Лициний Кpасс потеpпел сокрушит. поpажение от П. в битве пpи Каppах (Хар-pане). В 40-37 г. до Р.Х. войска П. вторглись в Сиpию и Палестину, захватили и pазгpабили Иеpусалим и возвели на иуд. престол Антигона, последнего из династии Хасмонеев (см. Маккавеи см. Иpод Великий). Когда ап. Петp проповедовал в день Пятидесятницы, среди его слушателей находились иудеи и пpозелиты из Паpфянского царства (Деян 2:9). |
Паршандафа (перс. Паршандата, "исполненная пpосьба" или "законоучитель"), один из десяти сыновей Амана (Eсф 9:7). |
Пасах, еврей из колена Асира, потомок Беpии (1 Паp 7:33). |
Пасеах ("хpомой", "хpомающий"): 1) еврей из колена Иуды, потомок Хелува (1 Паp 4:12); 2) нефиней (служитель в хpаме), потомки к-pого вернулись на родину из вавил. плена вместе с Зоpовавелем (Eзд 2:49; Hеем 7:51); 3) отец Иоиады (Hеем 3:6). |
I. см. Животноводство (IV). II: 1) образ П. играет большую роль как в ВЗ, так и в НЗ. Занятие пастушеством считалось в высшей степени почетным; это следует хотя бы из того, что Давид из П. был призван в цари (2Цар 7:8), а Амос - в пророки (Ам 1:1; 7:14); 2) в Ис 44:28; Иер 3:15; Мих 5:4 князья народа сравниваются с П. При этом проводится различие между хорошими (Иез 34:11-16) и плохими (Ис 56:11; Иез 34:2 и след.; Зах 11:17) П.: если первые заботятся о своих стадах, т.е. о народе, то вторые - только о самих себе; 3) о Самом Боге тоже говорится как о П.: Пс 22; 79:2; Ис 40:11; Иер 31:10. Он заботится о Своем народе, собирает заблудших, помогает больным и дает Своему народу то, в чем тот нуждается. В притче о добром П. рассказывается именно о таком назначении и служении Иисуса (Ин 10; ср. 1Пет 2:25; Евр 13:20); добрый П. не оставит стадо в беде; 4) образ П. используется, наконец, и в отношении учеников Иисуса (Ин 21:15 и след.), а также носителей особых служений в Церкви; руководители Церкви названы пастырями в Деян 20:28; Еф 4:11, как и вожди народа Божьего в ВЗ (Иер 3:15; 23:1-4). П. полностью посвящает свою жизнь попечит-ву. см. Учитель. |
Послания ап. Павла к Тимофею и Титу были обращены не к церквам, а к отдельным сотрудникам, "пастырям" Церкви, поэтому их называют "пастырскими". |
Пастырь см. Пастух, пастырь. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Пасхор см. Пашхур (1,2,3). |
Патара, портовый город в Ликии, располагался на месте впадения реки Ксант в Средиземное море (Деян 21:1). Руины города находятся юго-зап. селения Фирназ, прим. в 140 км юго-зап. Антальи. |
Патмос, скалистый остров в Эгейском море, лежащий прим. в 90 км юго-зап. Эфеса. Иоанн, сосланный на этот остров за свою веру, получил здесь см. Откровение Иоанна Богослова (Откр 1:9). |
Патриарх см. Праотец, патриарх. |
Патров, христианин из Рима, к-рого Павел приветствует в одном из своих посланий (Рим 16:14). |
Патрос (Пафрос) (егип. П-то-рес, ассир. Патуреси, "южная земля"), обозначение Верхнего Египта (Ис 11:11; Иер 44:1; Иез 29:14; 30:14). |
Патрусим (в евр. мн. ч. = "Патрусы"; в Синод. пер. - имя одного из потомков Мицраима), жители см. Патроса (Быт 10:14; 1Пар 1:12). |
Пау, город в Эдоме (Быт 36:39). Полагают, что он находился примерно в 20 км от южной оконечности Мертвого моря. |
1) в Иов 27:18 (в Синод. пер. - "моль") см. Моль; 2) собственно паук подразумевается под евр. словом акавиш. Его легко разрушаемое "жилье" - паутина - в Иов 8:14 символизирует тщетность надежды безбожника, а в Ис 59:5 и след.- полную бессмысленность неправедных дел. |
Паф, точнее Hовый Паф (Пафос), гоpод на Кипре, к-рый служил гаванью находившемуся в глубине острова стаpому П. Hовый П. был pасположен на юго-зап. побеpежье Кипpа, там, где находится и совр. Пафос. Во вpемена ап. Павла здесь находилась pезиденция pим. пpоконсула (Деян 13:6 и след.). |
Пафахия см. Петахия. |
Пафрос см. Патрос. |
Пахаф-Моав (евр. Пахат-Моав, возм., "правитель Моава"), израильтянин, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем и Ездрой (Eзд 2:6; 8:4; Hеем 7:11). Hек-рые из них взяли себе в жены язычниц (Eзд 10:30). Во времена Неемии один из представителей этого рода подписал обязат-во соблюдать завет (Hеем 10:14); другой потомок П.-М., Хашшув, участвовал в восста-новлении Иерусалимской стены (Неем 3:11). |
Пашхур (Пасхор), возм., имя егип. происхождения: 1) сын Малхии (Молхии), один из приближ. цаpя Седекии и пpотивник пp. Иеpемии (Иеp 21:1; 38:1); 2) отец Годолии, другого пpотивника Иеpемии (Иеp 38:1); 3) сын Еммеpа, священник и надзиpатель в Иерусалимском хpаме. Он удаpил Иеремию и в наказание за его пpоpицания посадил пророка на ночь в колоду. За это Иеpемия, - намекая на имя П., к-pое в данном случае толкуется как "изобилие вокpуг", - пpедсказал ему изгнание и смеpть в Вавилоне (Иеp 20:1-6); 4) сын Малхии, пpедок священника Адаии, после возвращения из вавил. плена поселившийся в Иеpусалиме (1Паp 9:12; Hеем 11:12); 5) основатель рода священников; его потомки вернулись из Вавилона вместе с Зоpовавелем (Eзд 2:38; Hеем 7:41). Hек-pые из его потомков взяли себе в жены язычниц (Eзд 10:22); 6) священник, к-pый во вpемена Hеемии подписал обязат-во соблюдать Закон (Hеем 10:3). |
Певговое дерево см. Красное дерево. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Педаил (евр. Педахэл, "Бог освободил"), князь из колена Неффалима, к-рый участвовал в разделе земли в Ханаане (Чис 34:28). |
Педацур ("Скала (= Бог; см. Твердыня) освободила"), отец см. Гамалиила (Чис 1:10; 2:20). |
1) в эпоху НЗ младенцев пеленали (Лк 2:7,12). Ребенка клали по диагонали на квадратный кусок ткани, два угла пеленки сводили на тельце, а нижний протягивали между ножек. Запеленутого младенца, в соотв. с указаниями Талмуда, обвивали лентой шир. ок. 10 см и дл. прим. 6 м, накрепко приматывая к телу вытянутые вдоль туловища ручки и прямо слож. ножки, чтобы они не были кривыми. Без пеленания оставались незаконнорожд. дети и подкидыши (Иез 16:4); 2) израильтяне обвивали тело покойника погребальными П., ими было обвито тело Лазаря (Ин 11:44). Ученики Ииуса, взяв тело умершего Учителя, обвили его П. Ап. Петр после воскресения Иисуса, придя ко гробу, увидел "одни пелены лежащие" (Ин 20:6). |
Пелет (Пелеф, Фелет, Фалеф) (кр. ф-ма от "Спасение (есть Бог)" ): 1) сын Иегдая из колена Иуды (1Пар 2:47); 2) вениамитянин, к-рый пришел к Давиду в Секелаг (1Пар 12:3); 3) отец Авнана из колена Рувима (Чис 16:1); 4) сын Ионафана, потомок Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:33). |
Пелеф см. Пелет. |
Пеликан, птица (евр. каат), назв. в Синод. пер. П. и считающаяся нечистой (Лев 11:18; Втор 14:17; Пс 101:7), предположит. является одним из видов совы. |
Пелла, город на вост. берегу Иордана, прим. в 12 км юго-вост. Бет-Шеана (библ. Беф-Сана). Он упомянут в надписи на стеле фараона Сети I, найденной в Бет-Шеане. Исследователи отождествляли П. с Пахилой из списка городов Тутмоса III и с Пихилимом, упоминаемым в док-тах из архива Телль-Амарны. Город стал называться П. со времени поселения там македонских колонистов в 310 г. до Р.Х. П. входила в число городов см. Десятиградие и не принимала участия в иуд. восстании 66-70 гг. по Р.Х. Поэтому Иерусалимская церковь смогла найти здесь пристанище, когда столице угрожала гибель. Место, где стояла П., ныне называется Хирбет-Табкат-Фахил. |
Пелонитянин, пpозвище Ахии, одного из храбрых у Давида (1 Паp 11:36). О насел. пункте с названием "Пелон" ничего не известно. |
1) евр. слово кэцеф ("сломанная ветка") в Ос 10:7 обозначает бренность существования; 2) П. изо рта в Мк 9:18,20; Лк 9:39 - один из признаков болезни (см. Болезнь) (одержимости бесами). |
Пенуил см. Пенуэл. |
Пенуэл (Пенуил) ("лицо Божие"), город на реке Иавок, вблизи брода (Быт 32:23-31), вост. Сокхофа (Быт 33:17; Суд 8:8), вторая резиденция Иеровоама II (3Цар 12:25). Ученые предполагают, что этот город находился вблизи двуглавого холма Тулуль-эд-Дахаба. |
Пепел (зола, прах), несгораемые пылевидные частицы, остающиеся после сжигания органич. веществ. П. упоминается в Писании по различным поводам, во многих случаях это слово используется в переносном смысле. I. В ОБИХОДЕ: 1) П. засыпали тлеющие угли костров, чтобы сохранить тепло. Хлеб при выпечке посыпали П. или выпекали его прямо на (древесном) П.; 2) нередко трупы врагов сжигали до превращения их в П. в знак полного уничтожения (Иез 28:18; Ам 2:1 - известь); 3) в знак траура или тяжелого потрясения П. посыпали голову (2Цар 13:19), садились на П. (Ис 61:3) или катались по нему (Иер 25:34; в Синод. пер. - "посыпайте себя прахом"). Согл. Пс 101:10, в знак глубочайшего страдания и печали П. ели как хлеб. II. В РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДАХ: 1) П. с жертвенника всесожжения выносили, соблюдая определ. правила, на "чистое" место перед станом (Лев 6:11); 2) если от соприкосновения с мертвым телом происходило осквернение иудея, то П. "рыжей телицы", размешанный в проточной воде, служил средством окропления и очищения человека, утвари и одежды (Чис 19:16 и след.; ср. Евр 9:13). III. В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ: 1) признание себя "прахом и П." выражает ничтожность человека перед Богом и бренность человеч. существования (Быт 18:27; Иов 30:19). Иногда это выражение указывает на отсутствие ценности человеч. жизни (Ис 44:20). Кр. того, П. символизирует смерть (Иер 31:40); 2) Бог сыплет с небес "иней, как П." (Пс 147:5); 3) Ис 44:20 высмеивает идолопоклонников, замечая, что идол - это П. или пыль (т.е. ничто). IV. ПЕПЕЛ И СУД БОЖИЙ: 1) Господь насылает на непослушный народ "вместо дождя" пыль и прах с неба (извержения вулканов), чтобы уничтожить его (Втор 28:24; ср. 2Пет 2:6). В переносном смысле этот же образ встречается в Плач 3:16; Иез 28:18; 2) храм и находящиеся в нем святыни свидетельствуют о благодати и долготерпении Божьем до тех пор, пока они существуют. Но если Господь позволяет жертвенникам разрушаться без воздействия человека и П. развеяться по ветру (вопреки Лев 6:3 и след.), то этим предвещается Суд Божий (3Цар 13:3); 3) человек, созревший для покаяния, предвосхищает Суд Божий тем, что совершает покаяние "в прахе и П." (Иов 42:6), надевая на себя см. Вретище и садясь на П. (Иона 3:6; Мф 11:21). Исаия резко отрицательно относится к подобной показной демонстрации покаяния (Ис 58:5). |
Перацим см. Ваал-Перацим. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Первенец см. Первородство, первородный. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Пергам, город в Мисии, находящийся прим. в 135 км сев. Эфеса (ныне Бергама) (Откр 1:11; 2:12). Согл. Плинию, греч. царь Эвмен II (197-159 гг. до Р.Х.) способствовал развитию в П. производства см. Пергамента. Он же воздвиг на акрополе знаменитый жертвенник Зевсу. Кр. того, в городе был храм бога-целителя Асклепия Сотера (Эскулапа). В 133 г. до Р.Х. Пергамское царство было присоединено к Рим. империи. Позднее П. стал центром культа императора, здесь были сооружены храмы богини Ромы и имп. Августа. Какой из них назван "престолом сатаны" (Откр 2:13), не установлено. |
Пергамент, материал для письма из обработ. специальным способом кожи животных. Для удаления шерсти шкуру сначала замачивали в растворе извести, затем скоблили, потом мыли, сушили, распяливали и мяли, чтобы сделать эластичной. Такой способ выделки отличал П. от дубленой кожи, к-рую в качестве материала для письма применяли раньше. Самые ранние датированные образцы П. происходят из Вавилонии и относятся к нач. II в. до Р.Х. Во времена позднего иудаизма из П. изготовляли свитки для записи Закона, причем для этой цели использовалась только кожа ритуально чистых животных. Однако самым распростр. писчим материалом в эпоху НЗ был папирус. П. упоминается только в 2Тим 4:13 (в Синод. пер. - "кожа"). см. Книга см. Пергам. |
Пергия (в совр. лит-ре - Перга), столица Памфилии (см. Памфилия) (Деян 13:13; 14:25) (ныне Муртана, сев.-вост. Антальи). Город расположен на р. Кестр, прим. в 12 км выше места ее впадения в Средиземное море. В П. находился храм Артемиды (см. Артемида). |
Перекладина, верхняя поперечная балка дверной рамы (Исх 12:22,23). |
Переливатели, работники, занятые в производстве вин. В Иер 48:12 этим словом передано евр. слово цоэ - "тот, кто наклоняет (сосуды) и разливает". |
Перепел (Coturnix coturnix; евр. селав), небольшая (16-20 см) коричневая птица с ржаво-желтыми полосками на спине. Распространена почти по всей Европе, в Египте, Сирии и Аравии. П. питаются зернами злаковых и насекомыми. В Палестину П. прилетают с юга и остаются там как перелетные птицы до сентября. После перелета через Красное море к Синайскому полуо-ву птицы бывают настолько истощены и ослаблены, что их легко ловят. Перепелиные стаи, благодаря к-рым Господь дважды давал мясо израильтянам в пустыне (Исх 16:13; Чис 11:31 и след.; Пс 104:40; ср. 77:26-28), очевидно, пролетали на север позднее, чем обычно (согл. Исх 16:1; Чис 10:11,33 оба раза в апреле-мае). |
Перепись населения см. Оценка, оценивать. |
Переправа см. Брод, переправа. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Персида (предположит. "персиянка"), христианка из Рима, к-рую Павел приветствует в одном из своих посланий (Рим 16:12). |
Перст см. Меры длины, площади, объема и веса (I,1). |
Перстень см. Украшение. |
Персы, индоевроп. народ, обитавший юго-вост. Элама. Основателем Персидского царства (зависимого от мидян) в Аншане считается Чишпиш, сын Ахемена, поэтому за др.-перс. цар. династией закрепилось имя "Ахемениды". см. Кир II Великий (559-530 гг. до Р.Х.) упразднил мидийское господство и присоединил Мидию к своему царству, основав т.о. царство мидян и персов (Есф 1:3), к-рое в период своего расцвета простиралось от Индии до Малой Азии и от Кавказа до Аравийской и Нубийской пустынь (Есф 1:1). После Кира царствовали: его сын Камбис (529-522 гг. до Р.Х.), Дарий I, сын Гистаспа (522-486 гг. до Р.Х.), его сын Ксеркс I (см. Ахашверош, 2; 486-465 гг. до Р.Х.) и сын Ксеркса Артаксеркс I Лонгиман (см. Артаксеркс, 2; 465-424 гг. до Р.Х.). За ними следовали Дарий II Нот (423-404 гг. до Р.Х.), Артаксеркс II Мнемон, Артаксеркс III Ох, Арс и см. Дарий III Кодоман (336-331 гг. до Р.Х.). В 333-331 гг. до Р.Х. Персидская империя была разгромлена Александром Македонским. Т.о., держава Ахеменидов просуществовала с 559 по 331 г. до Р.Х.. В 539 г. до Р.Х. Кир овладел Вавилоном (2Пар 36:20,22). С этого времени по 332 г. до Р.Х. Иудея входила в состав Персидского царства. Крупнейшим реформатором в этом гос-ве был см. Дарий I (Великий). При нем царство было поделено на 20 сатрапий (адм. областей). Пятая сатрапия включала в себя Сирию (от Тапсака до егип. границы) и Кипр. В Библии она названа "заречной", "которая за рекой" (Евфратом) (Езд 6:6,13; 7:21,25; Неем 2:7,9). Сатрапии, в свою очередь, делились на отдельные провинции. В Палестине это были Самария, Иерусалим, Ашдод, Аммон и Аравия. Во главе этих провинций стояли наместники, назначаемые перс. царем. Наместниками провинции Иерусалим были Зоровавель и Неемия. Во времена Ахеменидов персы почитали своим высшим божеством Ахурамазду (Ормузда). Каста мидийских жрецов - магов - сохраняла свое влияние и под властью персов. Религия персов была дуалистичной по своему характеру: в ее основе лежало представление о непримиримом противоборстве между добром и злом, светом и тьмой, правдой и ложью. Позднее всеобщее распространение здесь получило учение Зороастра (Заратуштры). |
Пёс см. Собака. |
Это название встречается в Пс 119 - 133. Нек-рые исследователи считают, что данные песнопения исполнялись паломниками, когда они, поднимаясь к святому городу, видели перед собой храм. Другие толкователи переводят это название как "песни на ступенях" и подразумевают песнопения, исполнявшиеся по случаю праздника Кущей храмовыми певцами на лестнице храма, к-рая вела от двора для женщин к святилищу и насчитывала 15 ступеней. Согл. третьему объяснению, здесь имеется в виду стиль декламации или манера исполнения гимна. В этом случае евр. выражение шир хаммаалот может быть указанием к литургии, инструментовке или мелодике. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Народные праздники в Израиле часто сопровождались песнопениями. Но полные тексты П. дошли до нас в ограниченном количестве (2Цар 1:19-27). П. пели на свадьбах (Иер 25:10) и во время праздников (Ам 6:5); при дворе песнопение, вероятно, было каждодневным развлечением (2Цар 19:35). П. и музыкой провожали друзей, отправлявшихся в путь (Быт 31:27), и встречали воинов, с победой возвратившихся домой (1Цар 18:6,7). Упоминаются радостные П. (Притч 25:20; Иез 33:32)и сатирич. П. (Пс 68:13; Плач 3:63); Исаия приводит несколько строчек из П. о блуднице (Ис 23:15,16). О лирич. П. израильтян можно судить по Песне Песней Соломона (см. Песнь Песней Соломона). Существовали также П., к-рые пели работники, копающие колодец (Чис 21:17,18) или давящие виноград (Иер 48:33). Умершие оплакивались в песнях-плачах (2Цар 3:33,34; 2Пар 35:25; см. Плач, I,2). Древнейшей из библ. П. является хвастливая П. Ламеха (Быт 4:23,24), воспевающего безжалостное насилие безбожных людей. Победные же П. Моисея (Исх 15:1-19) и Деворы (Суд 5), напротив, величественны и высокодуховны, как и большая часть сохранившихся до наших дней памятников израил. поэзии (см. Хвалебная песнь). см. Поэтическое искусство см. Книга Плач Иеремии см. Музыкальные инструменты см. Псалом. |
Петахия (Пафахия) (евр. Петахья, "Господь отверз (утробу матери)" ): 1) левит, современник Ездры и Неемии, оставивший свою иноплем. жену (Езд 10:23); вероятно, то же лицо, что и П., к-рый вместе с другими левитами произносил покаянную молитву (Неем 9:5); 2) израильтянин из рода Зары, из колена Иуды (Неем 11:24). Чиновник по делам народа Иудеи, назначенный перс. царем; 3) руководитель 19-й череды священников во времена Давида (1Пар 24:16). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Петра (Села) ("скала"), столица набатеев (Наваиоф) в Эдоме, в долине Вади-Муса, в 80 км юж. Мертвого моря. На этом же месте ранее, вероятно, находилась столица эдомитян Села ("скала"; 4Цар 14:7; ср. 2Пар 25:12; Ис 42:11; Иер 49:16; Авд 3). На горе Умм-эль-Биджара археологи обнаружили развалины эдомитского города. Этот эллинистич. город набатеев возник ок. 300 г. до Р.Х. Позднее у подножия горы на скалистом образовании вырос акрополь. Город лежал в долине, окруженной высокими отвесными скалами. От этой богатой торг. метрополии, к-рая только после ее завоевания римлянами в 106 г. по Р.Х. стала постепенно утрачивать свое влияние, остались руины нескольких храмов, сторожевых башен и укреплений, триумфальной арки и амфитеатра. К этому можно добавить остатки двух водопроводов, многочисл., высеченных в разноцветном песчанике гробниц и храмов. Высеченные в скалах ступени вели к культовым высотам, из к-рых особенно известна высота на горе Зебб-Атуф. Главный вход в город с вост. стороны был образован ущельем Эс-Сик, некогда вымощенным; длина его 1,5 км, ширина от 4 до 8 м и глубина 80 м. |
Петух (греч. алектор). Куры, вероятно, были завезены в Палестину из Индии (через Персию) не ранее V в. до Р.Х. Этим и объясняется то обстоят-во, что они не упоминаются в ВЗ (однако, см. Павлин). Под откормленными птицами в 3Цар 4:23 подразумеваются, скорее всего, утки и гуси, но не куры. Во времена Иисуса, когда ночь по рим. обычаю делилась на четыре ночных стражи (см. Ночная стража), петушиный крик служил сигналом начала третьей ночной стражи (Мк 13:35). Услышав пение П., Петр вспоминает слова Иисуса, предсказавшего, что Петр отречется от Него "прежде нежели пропоет петух" (Мф 26:34,74; Ин 13:38; 18:27). |
Петь см. Песня см. Хвалебная песнь см. Музыкальные инструменты см. Певец, певица, учитель пения. |
Пеульфай (евр. Пеултай, "работа", "заслуга", "вознаграждение"), сын привратника Овед-Едома (1Пар 26:5). |
Пефор, город на Евфрате (Чис 22:5; Втор 23:4), родина см. Валаама (1). В надписи фараона Тутмоса III П. обозначен как Птр. В 856 г. до Р.Х. этот город был завоеван Салманасаром III. Победитель сообщал о нем как о городе, "который хетты называют Питру". П. находился на зап. берегу Евфрата, на месте впадения в него Саджура, в 20 км ниже Каркемиша. |
Пеход, известное по клинописным источникам племя арам. кочевников, обитавшее на востоке Вавилонии (Иез 23:23). В Иер 50:21 название области П. понято авторами Синод. пер. как глагол "наказывать". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Название этого внутр. органа встречается в Библии в основном при описании жертвоприношений (см. Жертва) (Исх 29:13 и др.). В образном языке Свящ. Писания (Притч 7:23; Плач 2:11)П. представлена средоточием жизни (ср. см. Сердце см. Почки см. Внутренности). В Иез 21:21 упоминается широко распростр. в ветхозаветные времена гадание на П. жертв. животного. |
Печная башня, башня на Иерусалимской стене, рядом с воротами Долины (Неем 3:11,13; 12:38). |
I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1) "печь железная", о к-рой говорится во Втор 4:20; 3Цар 8:51, - это П. для плавки металла (см. Железо, II). Видимо, в Дан 3:21,23 речь идет о верхнем отверстии в печи, через к-рое загружали руду, а в ст. 26 - о нижнем отверстии, через к-рое выходил расплавл. металл. см. Горное дело; 2) о плавильных П. для очистки и переработки металлов - золота, серебра, меди, железа, свинца и олова - говорится в Притч 17:3; Иез 22:20; Откр 1:15; 3) П. для выпечки хлеба см. Хлеб (III); 4) П. для обжига кирпичей упоминаются в 2Цар 12:31; Наум 3:14. II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Поскольку П. использовались и как орудие смертной казни (Дан 3; ср. Иер 29:22), то они иногда выступают как символ рабства (Втор 4:20; 3Цар 8:51), тягостного переживания (Ис 48:10; ср. Иер 9:7) и дня Господня (Мал 4:1; ср. 3:3). |
Пешитта, самый распростр. и известный из сир. переводов Библии. Название, означающее "простой", видимо, было дано ему не сразу, а лишь после того, как появился новый перевод ВЗ по тексту, подготовленному Оригеном и сопровождаемому его же примечаниями. П. как перевод ВЗ существовал уже в конце II в. по Р.Х. Предположит. П. создана иудеохристианами. В IV в. этот перевод включал все книги ВЗ и апокрифы. Прим. в конце V в., когда сирийцы разделились на восточных и западных, текст перевода ВЗ и НЗ приобрел свой окончат. вид: обе группы сир. христиан стали пользоваться одним и тем же переводом. П. Нового Завета восходит к переводу епископа Равулы Эдесского (411-435 гг.). В ней недостает 2Пет; 2 и 3Ин; Иуд и Откр - в сир. перевод они были включены позднее. |
Горы Палестины большей частью состоят из известняковых пород. В результате выщелачивания и размыва известняка в горных массивах образуются полости, имеющие выход наружу, - П. (Суд 6:2). В Библии П. упоминаются довольно часто. Они служили "логовищами" для зверей (Иов 37:8 - в Синод. пер. - "убежище"); в П. укрывались люди (Быт 19:30), напр. в них прятались беглецы (ср. 2Цар 17:9; Иов 30:6; Евр 11:38); см. Одоллам. В П. Махпела (Быт 23:9)находились могилы семейства Авраама и его потомков (см. Хеврон). |
Пи-Гахироф, место последней стоянки израильтян перед переходом через Чермное море (Исх 14:2,9; Чис 33:7 и след.; ср. см. Исход, V,4,5). Егип. тексты упоминают этот город как Пи-Кехерет, возм., "храм богини Кхрт", что в переводе с др.-евр. означает "устье каналов". Этот город ученые пытаются отождествить с различными местностями вдоль Суэцкого канала. |
Пила см. Оружие и орудия труда. |
Пилат см. Понтий Пилат. |
Пилдаш (возм., значение слова связано с араб. "паук"), сын Нахора (Быт 22:22). |
Пилтай (кр. ф-ма от Палтиила, "Бог есть спасение"), глава одного из священнич. родов во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:17). |
Пилха (возм., "шрам на нижней губе"), израильтянин, современник Неемии, подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:24). |
Пиратон (Пирафон), родной город судьи Авдона (Суд 12:13,15) и Ванеи (см. Ванея 2), одного из храбрых у Давида (2Цар 23:30; 1Пар 11:31; 27:14). Совр. Фарата, в 9 км юго-зап. Наблуса (Сихема). |
Пиратонянин см. Пиратон. |
Пирафон см. Пиратон. |
Пирафонянин см. Пиратон. |
Пирожки см. Пресные хлебы, лепешки, пирожки. |
Пирр (лат. имя, производное от греч. "красный огонь"), отец см. Сосипатра (Деян 20:4). |