Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАА"-"ПИР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАА"-"ПИР")

Паарай

Паарай ("слуга Господа"), один из храбрых у Давида, арбитянин, т.е. араб (2Цар 23:35) (см. Аравия, аравитяне); вероятно, то же лицо, что и Hаарай (1Пар 11:37).

Павел

Статья большая, находится на отдельной странице.

Павлин

Павлин (Pavo cristatus). Родиной этой необычайно красивой птицы семейства фазановых считаются Индия и Шри-Ланка. На Востоке мясо П. употребляли в пищу; у римлян языки и мозг этой птицы считались деликатесом. В Израиле же П. рассматривали исключительно как декоративных птиц. Это утверждение верно, если под евр. словом туккийим следует понимать П., к-рых доставляли Соломону (3Цар 10:22; 2Пар 9:21). В пользу этой т.зр. говорят древние переводы и истолкования; возм., что слово туккийим заимствовано из какого-то индийского наречия. С др. стороны, слово туккийим (в Синод. пер. - "обезьяна") нек-рые исследователи пытались истолковывать как егип. обозначение одного из видов обезьян. Ряд исследователей переводит это слово как "куры".

Пагиил

Пагиил (евр. Пагиэл), еврей из колена Асира, сын Охрана (Чис 1:13; 2:27; 7:72,77; 10:26).

Пагуба

Пагуба см. Губить, истреблять, губитель, истребитель, гибель, погибель, пагуба, истребление.

Пазуха

Пазуха, складка одежды поверх пояса, служившая одноврем. карманом (Исх 4:6 и след.). В таких складках носили самые разнообразные вещи, а также маленьких ягнят (Ис 40:11; ср. также 4Цар 4:39; Агг 2:12). В Притч 6:27 иносказательно говорится, что за П. нельзя носить огонь: в данном случае имеется в виду человек, общающийся с блудницей. см. Одежда.

Палестина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Палки

Палки см. Бичевание, палки.

Паломничество

Во время трех ежегодных праздников - Пасхи (см. Пасха) Пятидесятницы (см. Пятидесятница) и праздника Кущей (см. Праздник Кущей ), израил. мужчинам предписывалось совершать путешествие в святилище в Иерусалиме (Иерусалимский храм) (Втор 16:16; ср. Лк 2:41 и след.). Возм., псалмы 119-133, "песни восхождения", представляют собой песнопения паломников. см. Псалом см. Песнь восхождения.

Палтитянин

Палтитянин, прозвище Хелеца (Хереца), одного из храбрых у Давида, вероятно, потомка некоего Палтия или см. Пелета (2Цар 23:26; 1Пар 11:27; 27:10).

Пальма

Пальма см. Пальма финиковая.

Пальма финиковая

1) когда в Библии говорится о пальме, имеется в виду П.Ф. (Phoenix dactylifera), культивируемая в Палестине еще в глубокой древности. П.Ф. достигает в высоту 10-20, иногда - 50 м. Основания опавших листьев образуют кору стройного ствола, достигающего 30-60 см в диаметре. Макушку венчают 40-60 темно-зеленых листьев до 3 м длиной ("ветви пальмовые" - Лев 23:40; Неем 8:15). Чтобы увеличить плодоношение П.Ф., применяют искусств. опыление. Этот метод упоминается уже в раввинистич. лит-ре. В библ. времена в Палестине было гораздо больше П.Ф., чем сейчас. Особенно знаменита была Пальма Деворина (Суд 4:5). Иерихон, "город Пальм" (Втор 34:3; Суд 1:16), был окружен пальмовым лесом, простиравшимся прим. на 20 км; Фадмор (Тамара, евр. Тамар, "пальма"; 3Цар 9:18 и Иез 47:19) на юге страны был богат П.Ф., так же как и оазис Ен-Геди или см. Хацацон-Фамар. Пальма была для евреев незаменимым растением. Помимо плодов, к-рые это дерево приносит в большом кол-ве, ствол дает древесину, а листьями кроют крыши или плетут из них циновки, корзины и изгороди;

2) изображение П.Ф. служило художеств. мотивом при украшении стен храма (3Цар 6:29; Иез 40:16 и след.). Слово "пальма" встречается также как жен. имя (в Синод. пер. - Фамарь, Быт 38:6; 2Цар 13:1; ср. Песн 7:8 и след.). Пальмовые ветви при вхождении Иисуса в Иерусалим (Ин 12:13) были в руках множества людей, приветствовавших Его (Откр 7:9). Пальма на рим. монетах являлась символом Иудеи.

Памфилия

Памфилия, область на юге Малой Азии (Деян 2:10), зап. Киликии и вост. Ликии. Ап. Павел пеpесек П. во вpемя своего пеpвого миссионеpского путешествия, посетив Пеpгию, а на обpатном пути - также Атталию (Деян 13:13; 14:25). Во вpемя своего путешествия в Рим Павел пpоплывал мимо памфилийского побережья (Деян 27:5).

Памятная книга

Памятная книга см. Дневных записей книга.

Памятник, памятный знак

I.

Сооружение в память о к.-л. событии (см. Исх 17:15,16), обычно одиночный камень (Быт 28:18)или холм из камней (Быт 31:51,52). Иаков поставил П. над гробом Рахили (Быт 35:20). Авессалом еще при жизни воздвиг П. в честь самого себя, чтобы "сохранить память имени" своего (2Цар 18:18). Однако, поскольку такие П., согл. языч. традициям, становились местами поклонения, они были запрещены (Лев 26:1).

II.

П. в Лев 19:28; 21:5 (в Синод. пер. - "нарез") означает рану, к-рую человек наносит себе самому, означает запрещенное в Израиле языч. проявление траура по умершим (см. также 3Цар 18:28). см. Плач, оплакивать, (1,2).

III.

Ап. Павел сказал: "Я ношу язвы (в греч. оригинале "памятные знаки") Господа Иисуса на теле моем" (Гал 6:17). Употребленное им греч. слово стигма означает "знак собственности рабовладельца" - клеймо, к-рое выжигалось на теле раба. Возм., апостол имел в виду рубцы, к-рые остались у него на теле после побиения камнями в Листре (Деян 14:19) и других подобных событий (см. 2Кор 11:23-25, а также 2Кор 4:10).

IV.

Антихристово "начертание" (в греч. оригинале "памятный знак") зверя (Откр 13:16,17; 14:9,11; 16:2; 19:20; 20:4) по значению употребленного здесь греч. слова - это "печать", "вырезанный или выжженный знак" (греч. харагма), к-рый всем, кто подчинится власти антихриста, будет нанесен на чело или на правую руку. Это "начертание" содержит имя зверя или число имени его (666 - Откр 13:17,18; см. Нерон). см. Печать (II,2в) (Откр 7:3,4; 14:1; 22:4).

Память, помнить, поминать

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) с древних времен в Израиле существовали дни, когда следовало поминать великие деяния Господа Бога, благодаря к-рым богоизбр. народ был спасен. Пасха была праздником, посвящ. Господу, днем П. (Исх 12:14) об освобождении из егип. рабства и о помиловании домов израильтян ангелом истребления. Ежегодное поминание этого великого спасит. деяния Божьего должно было каждый раз укреплять народ в верности Господу и смирении перед Ним;

2) "приношение в память" представляло собой горсть хлебных зерен, к-рую священник сжигал на жертвеннике (Чис 5:26). Дым должен был напомнить милостивому Богу о том, кто эту жертву принес;

3) иногда в Израиле в П. о заключении к.-л. союза или в качестве символа обоюдной верности устанавливались памятные камни. При переходе через Иордан народ должен быть установить двенадцать камней в вечную П. об этом событии (Нав 4:5 и след.). Авессалом, у к-рого не было сыновей, еще при жизни поставил себе памятник в цар. долине, желая тем самым сохранить свое имя в П. людей (2Цар 18:18);

4) Бог в Своих откровениях, обетованиях и утешениях постоянно напоминал пророкам о том, что Он помнит о Своем завете. В ответ Господь требовал от народа помнить о пути, к-рым Он вел его в землю обетованную (Втор 8:2,18). Пророки постоянно напоминали народу о субботе (Исх 20:8) и необходимости помнить Божьи заповеди (Чис 15:39). Его заповеди должны быть "положены в сердца и в души", т.е. навечно оставаться в П. людей; вероятно, требование "навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими" (Втор 6:8; 11:18) изначально имело символич. значение;

5) авторы псалмов просят Бога не вспоминать их грехи (Пс 24:7) и помнить "вседневное поношение Твое от безумного" (Пс 73:22). Со своей стороны они обещают "вспоминать о делах Господа" (Пс 76:12).

II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Во время Тайной Вечери Господь сказал: "Сие творите в Мое воспоминание" (1Кор 11:24 и след.). Павел увещевает христиан не отступать от Евангелия и всегда помнить о том, что Иисус Христос воскрес из мертвых (2Тим 2:8). Сам же апостол постоянно вспоминает братьев и сестер в своих молитвах (Еф 1:16; Флп 1:3; 1Фес 1:2). Павел напоминает верующим, что апостолы договорились поддерживать нищих и помнить об их нуждах (Гал 2:10). И наконец, Павел призывает церкви помнить "его узы" (Кол 4:18).

Паразиты

Паразиты см. Насекомые см. Казни египетские.

Паралипоменон, книги

Паралипоменон, книги см. Книги Паралипоменон.

Парваим

Парваим, местность, откуда привозили золото для хpама Соломона (2 Паp 3:6). Местоположение неизвестно. Возм., pечь идет о Фаpве в Йемене (на юго-западе Аpавийского п-ова) или же о Сак-эль-Фаpвайне (в центp. Аpавии). Однако это всего лишь пpедположения. Иеpусалимский Талмуд пpиписывает слову парваим значение "чистое золото".

Пармашфа

Пармашфа (пеpс. Пармашта, "самый пеpвый"), один из десяти сыновей Амана (Eсф 9:9).

Пармен

Пармен (гpеч. "выдерживающий", "выстаивающий"), один из семи служителей, избpанных Иерусалимской церковью (Деян 6:5).

Парош

Парош ("блоха"), еврей, чьи потомки возвpатились из Вавилона в Иеpусалим вместе с Зоpовавелем и Ездpой (Eзд 2:3; 8:3; cp. Hеем 3:25). Hек-pые из потомков П. взяли себе в жены язычниц (Eзд 10:25).

Паруах

Паруах ("веселый", "pадостный"), отец Иосафата, наместника в уделе Иссахара во времена царя Соломона (3Цар 4:17).

Парфяне

Парфяне, кочевой народ, к-pый на протяжении нескольких столетий (от 250 г. до Р.Х. вплоть до возникновения в 226 г. по Р.Х. новопеpс. царства Сасанидов) господствовал в Пеpедней Азии от Евфрата до Ганга и от Каспийского моpя до Индийского океана. П. вели пpодолжит. войны с pимлянами. В 53 г. до Р.Х. Марк Лициний Кpасс потеpпел сокрушит. поpажение от П. в битве пpи Каppах (Хар-pане). В 40-37 г. до Р.Х. войска П. вторглись в Сиpию и Палестину, захватили и pазгpабили Иеpусалим и возвели на иуд. престол Антигона, последнего из династии Хасмонеев (см. Маккавеи см. Иpод Великий). Когда ап. Петp проповедовал в день Пятидесятницы, среди его слушателей находились иудеи и пpозелиты из Паpфянского царства (Деян 2:9).

Паршандафа

Паршандафа (перс. Паршандата, "исполненная пpосьба" или "законоучитель"), один из десяти сыновей Амана (Eсф 9:7).

Пасах

Пасах, еврей из колена Асира, потомок Беpии (1 Паp 7:33).

Пасеах

Пасеах ("хpомой", "хpомающий"):

1) еврей из колена Иуды, потомок Хелува (1 Паp 4:12);

2) нефиней (служитель в хpаме), потомки к-pого вернулись на родину из вавил. плена вместе с Зоpовавелем (Eзд 2:49; Hеем 7:51);

3) отец Иоиады (Hеем 3:6).

Пастух, пастырь

I.

см. Животноводство (IV).

II:

1) образ П. играет большую роль как в ВЗ, так и в НЗ. Занятие пастушеством считалось в высшей степени почетным; это следует хотя бы из того, что Давид из П. был призван в цари (2Цар 7:8), а Амос - в пророки (Ам 1:1; 7:14);

2) в Ис 44:28; Иер 3:15; Мих 5:4 князья народа сравниваются с П. При этом проводится различие между хорошими (Иез 34:11-16) и плохими (Ис 56:11; Иез 34:2 и след.; Зах 11:17) П.: если первые заботятся о своих стадах, т.е. о народе, то вторые - только о самих себе;

3) о Самом Боге тоже говорится как о П.: Пс 22; 79:2; Ис 40:11; Иер 31:10. Он заботится о Своем народе, собирает заблудших, помогает больным и дает Своему народу то, в чем тот нуждается. В притче о добром П. рассказывается именно о таком назначении и служении Иисуса (Ин 10; ср. 1Пет 2:25; Евр 13:20); добрый П. не оставит стадо в беде;

4) образ П. используется, наконец, и в отношении учеников Иисуса (Ин 21:15 и след.), а также носителей особых служений в Церкви; руководители Церкви названы пастырями в Деян 20:28; Еф 4:11, как и вожди народа Божьего в ВЗ (Иер 3:15; 23:1-4). П. полностью посвящает свою жизнь попечит-ву. см. Учитель.

Пастырские послания

Послания ап. Павла к Тимофею и Титу были обращены не к церквам, а к отдельным сотрудникам, "пастырям" Церкви, поэтому их называют "пастырскими".

Пастырь

Пастырь см. Пастух, пастырь.

Пасха

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пасхор

Пасхор см. Пашхур (1,2,3).

Патара

Патара, портовый город в Ликии, располагался на месте впадения реки Ксант в Средиземное море (Деян 21:1). Руины города находятся юго-зап. селения Фирназ, прим. в 140 км юго-зап. Антальи.

Патмос

Патмос, скалистый остров в Эгейском море, лежащий прим. в 90 км юго-зап. Эфеса. Иоанн, сосланный на этот остров за свою веру, получил здесь см. Откровение Иоанна Богослова (Откр 1:9).

Патриарх

Патриарх см. Праотец, патриарх.

Патров

Патров, христианин из Рима, к-рого Павел приветствует в одном из своих посланий (Рим 16:14).

Патрос

Патрос (Пафрос) (егип. П-то-рес, ассир. Патуреси, "южная земля"), обозначение Верхнего Египта (Ис 11:11; Иер 44:1; Иез 29:14; 30:14).

Патрусим

Патрусим (в евр. мн. ч. = "Патрусы"; в Синод. пер. - имя одного из потомков Мицраима), жители см. Патроса (Быт 10:14; 1Пар 1:12).

Пау

Пау, город в Эдоме (Быт 36:39). Полагают, что он находился примерно в 20 км от южной оконечности Мертвого моря.

Паук, паутина

1) в Иов 27:18 (в Синод. пер. - "моль") см. Моль;

2) собственно паук подразумевается под евр. словом акавиш. Его легко разрушаемое "жилье" - паутина - в Иов 8:14 символизирует тщетность надежды безбожника, а в Ис 59:5 и след.- полную бессмысленность неправедных дел.

Паф

Паф, точнее Hовый Паф (Пафос), гоpод на Кипре, к-рый служил гаванью находившемуся в глубине острова стаpому П. Hовый П. был pасположен на юго-зап. побеpежье Кипpа, там, где находится и совр. Пафос. Во вpемена ап. Павла здесь находилась pезиденция pим. пpоконсула (Деян 13:6 и след.).

Пафахия

Пафахия см. Петахия.

Пафрос

Пафрос см. Патрос.

Пахаф-Моав

Пахаф-Моав (евр. Пахат-Моав, возм., "правитель Моава"), израильтянин, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем и Ездрой (Eзд 2:6; 8:4; Hеем 7:11). Hек-рые из них взяли себе в жены язычниц (Eзд 10:30). Во времена Неемии один из представителей этого рода подписал обязат-во соблюдать завет (Hеем 10:14); другой потомок П.-М., Хашшув, участвовал в восста-новлении Иерусалимской стены (Неем 3:11).

Пашхур

Пашхур (Пасхор), возм., имя егип. происхождения:

1) сын Малхии (Молхии), один из приближ. цаpя Седекии и пpотивник пp. Иеpемии (Иеp 21:1; 38:1);

2) отец Годолии, другого пpотивника Иеpемии (Иеp 38:1);

3) сын Еммеpа, священник и надзиpатель в Иерусалимском хpаме. Он удаpил Иеремию и в наказание за его пpоpицания посадил пророка на ночь в колоду. За это Иеpемия, - намекая на имя П., к-pое в данном случае толкуется как "изобилие вокpуг", - пpедсказал ему изгнание и смеpть в Вавилоне (Иеp 20:1-6);

4) сын Малхии, пpедок священника Адаии, после возвращения из вавил. плена поселившийся в Иеpусалиме (1Паp 9:12; Hеем 11:12);

5) основатель рода священников; его потомки вернулись из Вавилона вместе с Зоpовавелем (Eзд 2:38; Hеем 7:41). Hек-pые из его потомков взяли себе в жены язычниц (Eзд 10:22);

6) священник, к-pый во вpемена Hеемии подписал обязат-во соблюдать Закон (Hеем 10:3).

Певговое дерево

Певговое дерево см. Красное дерево.

Певец, певица, учитель пения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Педаил

Педаил (евр. Педахэл, "Бог освободил"), князь из колена Неффалима, к-рый участвовал в разделе земли в Ханаане (Чис 34:28).

Педацур

Педацур ("Скала (= Бог; см. Твердыня) освободила"), отец см. Гамалиила (Чис 1:10; 2:20).

Пелены

1) в эпоху НЗ младенцев пеленали (Лк 2:7,12). Ребенка клали по диагонали на квадратный кусок ткани, два угла пеленки сводили на тельце, а нижний протягивали между ножек. Запеленутого младенца, в соотв. с указаниями Талмуда, обвивали лентой шир. ок. 10 см и дл. прим. 6 м, накрепко приматывая к телу вытянутые вдоль туловища ручки и прямо слож. ножки, чтобы они не были кривыми. Без пеленания оставались незаконнорожд. дети и подкидыши (Иез 16:4);

2) израильтяне обвивали тело покойника погребальными П., ими было обвито тело Лазаря (Ин 11:44). Ученики Ииуса, взяв тело умершего Учителя, обвили его П. Ап. Петр после воскресения Иисуса, придя ко гробу, увидел "одни пелены лежащие" (Ин 20:6).

Пелет

Пелет (Пелеф, Фелет, Фалеф) (кр. ф-ма от "Спасение (есть Бог)" ):

1) сын Иегдая из колена Иуды (1Пар 2:47);

2) вениамитянин, к-рый пришел к Давиду в Секелаг (1Пар 12:3);

3) отец Авнана из колена Рувима (Чис 16:1);

4) сын Ионафана, потомок Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:33).

Пелеф

Пелеф см. Пелет.

Пеликан

Пеликан, птица (евр. каат), назв. в Синод. пер. П. и считающаяся нечистой (Лев 11:18; Втор 14:17; Пс 101:7), предположит. является одним из видов совы.

Пелла

Пелла, город на вост. берегу Иордана, прим. в 12 км юго-вост. Бет-Шеана (библ. Беф-Сана). Он упомянут в надписи на стеле фараона Сети I, найденной в Бет-Шеане. Исследователи отождествляли П. с Пахилой из списка городов Тутмоса III и с Пихилимом, упоминаемым в док-тах из архива Телль-Амарны. Город стал называться П. со времени поселения там македонских колонистов в 310 г. до Р.Х. П. входила в число городов см. Десятиградие и не принимала участия в иуд. восстании 66-70 гг. по Р.Х. Поэтому Иерусалимская церковь смогла найти здесь пристанище, когда столице угрожала гибель. Место, где стояла П., ныне называется Хирбет-Табкат-Фахил.

Пелонитянин

Пелонитянин, пpозвище Ахии, одного из храбрых у Давида (1 Паp 11:36). О насел. пункте с названием "Пелон" ничего не известно.

Пена

1) евр. слово кэцеф ("сломанная ветка") в Ос 10:7 обозначает бренность существования;

2) П. изо рта в Мк 9:18,20; Лк 9:39 - один из признаков болезни (см. Болезнь) (одержимости бесами).

Пенуил

Пенуил см. Пенуэл.

Пенуэл

Пенуэл (Пенуил) ("лицо Божие"), город на реке Иавок, вблизи брода (Быт 32:23-31), вост. Сокхофа (Быт 33:17; Суд 8:8), вторая резиденция Иеровоама II (3Цар 12:25). Ученые предполагают, что этот город находился вблизи двуглавого холма Тулуль-эд-Дахаба.

Пепел

Пепел (зола, прах), несгораемые пылевидные частицы, остающиеся после сжигания органич. веществ. П. упоминается в Писании по различным поводам, во многих случаях это слово используется в переносном смысле.

I. В ОБИХОДЕ:

1) П. засыпали тлеющие угли костров, чтобы сохранить тепло. Хлеб при выпечке посыпали П. или выпекали его прямо на (древесном) П.;

2) нередко трупы врагов сжигали до превращения их в П. в знак полного уничтожения (Иез 28:18; Ам 2:1 - известь);

3) в знак траура или тяжелого потрясения П. посыпали голову (2Цар 13:19), садились на П. (Ис 61:3) или катались по нему (Иер 25:34; в Синод. пер. - "посыпайте себя прахом"). Согл. Пс 101:10, в знак глубочайшего страдания и печали П. ели как хлеб.

II. В РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДАХ:

1) П. с жертвенника всесожжения выносили, соблюдая определ. правила, на "чистое" место перед станом (Лев 6:11);

2) если от соприкосновения с мертвым телом происходило осквернение иудея, то П. "рыжей телицы", размешанный в проточной воде, служил средством окропления и очищения человека, утвари и одежды (Чис 19:16 и след.; ср. Евр 9:13).

III. В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ:

1) признание себя "прахом и П." выражает ничтожность человека перед Богом и бренность человеч. существования (Быт 18:27; Иов 30:19). Иногда это выражение указывает на отсутствие ценности человеч. жизни (Ис 44:20). Кр. того, П. символизирует смерть (Иер 31:40);

2) Бог сыплет с небес "иней, как П." (Пс 147:5);

3) Ис 44:20 высмеивает идолопоклонников, замечая, что идол - это П. или пыль (т.е. ничто).

IV. ПЕПЕЛ И СУД БОЖИЙ:

1) Господь насылает на непослушный народ "вместо дождя" пыль и прах с неба (извержения вулканов), чтобы уничтожить его (Втор 28:24; ср. 2Пет 2:6). В переносном смысле этот же образ встречается в Плач 3:16; Иез 28:18;

2) храм и находящиеся в нем святыни свидетельствуют о благодати и долготерпении Божьем до тех пор, пока они существуют. Но если Господь позволяет жертвенникам разрушаться без воздействия человека и П. развеяться по ветру (вопреки Лев 6:3 и след.), то этим предвещается Суд Божий (3Цар 13:3);

3) человек, созревший для покаяния, предвосхищает Суд Божий тем, что совершает покаяние "в прахе и П." (Иов 42:6), надевая на себя см. Вретище и садясь на П. (Иона 3:6; Мф 11:21). Исаия резко отрицательно относится к подобной показной демонстрации покаяния (Ис 58:5).

Перацим

Перацим см. Ваал-Перацим.

Первая и Вторая книги Царств

Статья большая, находится на отдельной странице.

Первенец

Первенец см. Первородство, первородный.

Первородство, первородный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Первосвященник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пергам

Пергам, город в Мисии, находящийся прим. в 135 км сев. Эфеса (ныне Бергама) (Откр 1:11; 2:12). Согл. Плинию, греч. царь Эвмен II (197-159 гг. до Р.Х.) способствовал развитию в П. производства см. Пергамента. Он же воздвиг на акрополе знаменитый жертвенник Зевсу. Кр. того, в городе был храм бога-целителя Асклепия Сотера (Эскулапа). В 133 г. до Р.Х. Пергамское царство было присоединено к Рим. империи. Позднее П. стал центром культа императора, здесь были сооружены храмы богини Ромы и имп. Августа. Какой из них назван "престолом сатаны" (Откр 2:13), не установлено.

Пергамент

Пергамент, материал для письма из обработ. специальным способом кожи животных. Для удаления шерсти шкуру сначала замачивали в растворе извести, затем скоблили, потом мыли, сушили, распяливали и мяли, чтобы сделать эластичной. Такой способ выделки отличал П. от дубленой кожи, к-рую в качестве материала для письма применяли раньше. Самые ранние датированные образцы П. происходят из Вавилонии и относятся к нач. II в. до Р.Х. Во времена позднего иудаизма из П. изготовляли свитки для записи Закона, причем для этой цели использовалась только кожа ритуально чистых животных. Однако самым распростр. писчим материалом в эпоху НЗ был папирус. П. упоминается только в 2Тим 4:13 (в Синод. пер. - "кожа"). см. Книга см. Пергам.

Пергия

Пергия (в совр. лит-ре - Перга), столица Памфилии (см. Памфилия) (Деян 13:13; 14:25) (ныне Муртана, сев.-вост. Антальи). Город расположен на р. Кестр, прим. в 12 км выше места ее впадения в Средиземное море. В П. находился храм Артемиды (см. Артемида).

Перекладина

Перекладина, верхняя поперечная балка дверной рамы (Исх 12:22,23).

Переливатели

Переливатели, работники, занятые в производстве вин. В Иер 48:12 этим словом передано евр. слово цоэ - "тот, кто наклоняет (сосуды) и разливает".

Перепел

Перепел (Coturnix coturnix; евр. селав), небольшая (16-20 см) коричневая птица с ржаво-желтыми полосками на спине. Распространена почти по всей Европе, в Египте, Сирии и Аравии. П. питаются зернами злаковых и насекомыми. В Палестину П. прилетают с юга и остаются там как перелетные птицы до сентября. После перелета через Красное море к Синайскому полуо-ву птицы бывают настолько истощены и ослаблены, что их легко ловят. Перепелиные стаи, благодаря к-рым Господь дважды давал мясо израильтянам в пустыне (Исх 16:13; Чис 11:31 и след.; Пс 104:40; ср. 77:26-28), очевидно, пролетали на север позднее, чем обычно (согл. Исх 16:1; Чис 10:11,33 оба раза в апреле-мае).

Перепись населения

Перепись населения см. Оценка, оценивать.

Переправа

Переправа см. Брод, переправа.

Переход через пустыню

Статья большая, находится на отдельной странице.

Персида

Персида (предположит. "персиянка"), христианка из Рима, к-рую Павел приветствует в одном из своих посланий (Рим 16:12).

Перст

Перст см. Меры длины, площади, объема и веса (I,1).

Перстень

Перстень см. Украшение.

Персы

Персы, индоевроп. народ, обитавший юго-вост. Элама. Основателем Персидского царства (зависимого от мидян) в Аншане считается Чишпиш, сын Ахемена, поэтому за др.-перс. цар. династией закрепилось имя "Ахемениды". см. Кир II Великий (559-530 гг. до Р.Х.) упразднил мидийское господство и присоединил Мидию к своему царству, основав т.о. царство мидян и персов (Есф 1:3), к-рое в период своего расцвета простиралось от Индии до Малой Азии и от Кавказа до Аравийской и Нубийской пустынь (Есф 1:1). После Кира царствовали: его сын Камбис (529-522 гг. до Р.Х.), Дарий I, сын Гистаспа (522-486 гг. до Р.Х.), его сын Ксеркс I (см. Ахашверош, 2; 486-465 гг. до Р.Х.) и сын Ксеркса Артаксеркс I Лонгиман (см. Артаксеркс, 2; 465-424 гг. до Р.Х.). За ними следовали Дарий II Нот (423-404 гг. до Р.Х.), Артаксеркс II Мнемон, Артаксеркс III Ох, Арс и см. Дарий III Кодоман (336-331 гг. до Р.Х.). В 333-331 гг. до Р.Х. Персидская империя была разгромлена Александром Македонским. Т.о., держава Ахеменидов просуществовала с 559 по 331 г. до Р.Х.. В 539 г. до Р.Х. Кир овладел Вавилоном (2Пар 36:20,22). С этого времени по 332 г. до Р.Х. Иудея входила в состав Персидского царства. Крупнейшим реформатором в этом гос-ве был см. Дарий I (Великий). При нем царство было поделено на 20 сатрапий (адм. областей). Пятая сатрапия включала в себя Сирию (от Тапсака до егип. границы) и Кипр. В Библии она названа "заречной", "которая за рекой" (Евфратом) (Езд 6:6,13; 7:21,25; Неем 2:7,9). Сатрапии, в свою очередь, делились на отдельные провинции. В Палестине это были Самария, Иерусалим, Ашдод, Аммон и Аравия. Во главе этих провинций стояли наместники, назначаемые перс. царем. Наместниками провинции Иерусалим были Зоровавель и Неемия. Во времена Ахеменидов персы почитали своим высшим божеством Ахурамазду (Ормузда). Каста мидийских жрецов - магов - сохраняла свое влияние и под властью персов. Религия персов была дуалистичной по своему характеру: в ее основе лежало представление о непримиримом противоборстве между добром и злом, светом и тьмой, правдой и ложью. Позднее всеобщее распространение здесь получило учение Зороастра (Заратуштры).

Пёс

Пёс см. Собака.

Песнь восхождения

Это название встречается в Пс 119 - 133. Нек-рые исследователи считают, что данные песнопения исполнялись паломниками, когда они, поднимаясь к святому городу, видели перед собой храм. Другие толкователи переводят это название как "песни на ступенях" и подразумевают песнопения, исполнявшиеся по случаю праздника Кущей храмовыми певцами на лестнице храма, к-рая вела от двора для женщин к святилищу и насчитывала 15 ступеней. Согл. третьему объяснению, здесь имеется в виду стиль декламации или манера исполнения гимна. В этом случае евр. выражение шир хаммаалот может быть указанием к литургии, инструментовке или мелодике.

Песнь Песней Соломона

Статья большая, находится на отдельной странице.

Песня

Народные праздники в Израиле часто сопровождались песнопениями. Но полные тексты П. дошли до нас в ограниченном количестве (2Цар 1:19-27). П. пели на свадьбах (Иер 25:10) и во время праздников (Ам 6:5); при дворе песнопение, вероятно, было каждодневным развлечением (2Цар 19:35). П. и музыкой провожали друзей, отправлявшихся в путь (Быт 31:27), и встречали воинов, с победой возвратившихся домой (1Цар 18:6,7). Упоминаются радостные П. (Притч 25:20; Иез 33:32)и сатирич. П. (Пс 68:13; Плач 3:63); Исаия приводит несколько строчек из П. о блуднице (Ис 23:15,16). О лирич. П. израильтян можно судить по Песне Песней Соломона (см. Песнь Песней Соломона). Существовали также П., к-рые пели работники, копающие колодец (Чис 21:17,18) или давящие виноград (Иер 48:33). Умершие оплакивались в песнях-плачах (2Цар 3:33,34; 2Пар 35:25; см. Плач, I,2). Древнейшей из библ. П. является хвастливая П. Ламеха (Быт 4:23,24), воспевающего безжалостное насилие безбожных людей. Победные же П. Моисея (Исх 15:1-19) и Деворы (Суд 5), напротив, величественны и высокодуховны, как и большая часть сохранившихся до наших дней памятников израил. поэзии (см. Хвалебная песнь). см. Поэтическое искусство см. Книга Плач Иеремии см. Музыкальные инструменты см. Псалом.

Петахия

Петахия (Пафахия) (евр. Петахья, "Господь отверз (утробу матери)" ):

1) левит, современник Ездры и Неемии, оставивший свою иноплем. жену (Езд 10:23); вероятно, то же лицо, что и П., к-рый вместе с другими левитами произносил покаянную молитву (Неем 9:5);

2) израильтянин из рода Зары, из колена Иуды (Неем 11:24). Чиновник по делам народа Иудеи, назначенный перс. царем;

3) руководитель 19-й череды священников во времена Давида (1Пар 24:16).

Петр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Петра

Петра (Села) ("скала"), столица набатеев (Наваиоф) в Эдоме, в долине Вади-Муса, в 80 км юж. Мертвого моря. На этом же месте ранее, вероятно, находилась столица эдомитян Села ("скала"; 4Цар 14:7; ср. 2Пар 25:12; Ис 42:11; Иер 49:16; Авд 3). На горе Умм-эль-Биджара археологи обнаружили развалины эдомитского города. Этот эллинистич. город набатеев возник ок. 300 г. до Р.Х. Позднее у подножия горы на скалистом образовании вырос акрополь. Город лежал в долине, окруженной высокими отвесными скалами. От этой богатой торг. метрополии, к-рая только после ее завоевания римлянами в 106 г. по Р.Х. стала постепенно утрачивать свое влияние, остались руины нескольких храмов, сторожевых башен и укреплений, триумфальной арки и амфитеатра. К этому можно добавить остатки двух водопроводов, многочисл., высеченных в разноцветном песчанике гробниц и храмов. Высеченные в скалах ступени вели к культовым высотам, из к-рых особенно известна высота на горе Зебб-Атуф. Главный вход в город с вост. стороны был образован ущельем Эс-Сик, некогда вымощенным; длина его 1,5 км, ширина от 4 до 8 м и глубина 80 м.

Петух

Петух (греч. алектор). Куры, вероятно, были завезены в Палестину из Индии (через Персию) не ранее V в. до Р.Х. Этим и объясняется то обстоят-во, что они не упоминаются в ВЗ (однако, см. Павлин). Под откормленными птицами в 3Цар 4:23 подразумеваются, скорее всего, утки и гуси, но не куры. Во времена Иисуса, когда ночь по рим. обычаю делилась на четыре ночных стражи (см. Ночная стража), петушиный крик служил сигналом начала третьей ночной стражи (Мк 13:35). Услышав пение П., Петр вспоминает слова Иисуса, предсказавшего, что Петр отречется от Него "прежде нежели пропоет петух" (Мф 26:34,74; Ин 13:38; 18:27).

Петь

Петь см. Песня см. Хвалебная песнь см. Музыкальные инструменты см. Певец, певица, учитель пения.

Пеульфай

Пеульфай (евр. Пеултай, "работа", "заслуга", "вознаграждение"), сын привратника Овед-Едома (1Пар 26:5).

Пефор

Пефор, город на Евфрате (Чис 22:5; Втор 23:4), родина см. Валаама (1). В надписи фараона Тутмоса III П. обозначен как Птр. В 856 г. до Р.Х. этот город был завоеван Салманасаром III. Победитель сообщал о нем как о городе, "который хетты называют Питру". П. находился на зап. берегу Евфрата, на месте впадения в него Саджура, в 20 км ниже Каркемиша.

Пеход

Пеход, известное по клинописным источникам племя арам. кочевников, обитавшее на востоке Вавилонии (Иез 23:23). В Иер 50:21 название области П. понято авторами Синод. пер. как глагол "наказывать".

Печаль, печальный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Печать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Печень

Название этого внутр. органа встречается в Библии в основном при описании жертвоприношений (см. Жертва) (Исх 29:13 и др.). В образном языке Свящ. Писания (Притч 7:23; Плач 2:11)П. представлена средоточием жизни (ср. см. Сердце см. Почки см. Внутренности). В Иез 21:21 упоминается широко распростр. в ветхозаветные времена гадание на П. жертв. животного.

Печная башня

Печная башня, башня на Иерусалимской стене, рядом с воротами Долины (Неем 3:11,13; 12:38).

Печь

I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) "печь железная", о к-рой говорится во Втор 4:20; 3Цар 8:51, - это П. для плавки металла (см. Железо, II). Видимо, в Дан 3:21,23 речь идет о верхнем отверстии в печи, через к-рое загружали руду, а в ст. 26 - о нижнем отверстии, через к-рое выходил расплавл. металл. см. Горное дело;

2) о плавильных П. для очистки и переработки металлов - золота, серебра, меди, железа, свинца и олова - говорится в Притч 17:3; Иез 22:20; Откр 1:15;

3) П. для выпечки хлеба см. Хлеб (III);

4) П. для обжига кирпичей упоминаются в 2Цар 12:31; Наум 3:14.

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Поскольку П. использовались и как орудие смертной казни (Дан 3; ср. Иер 29:22), то они иногда выступают как символ рабства (Втор 4:20; 3Цар 8:51), тягостного переживания (Ис 48:10; ср. Иер 9:7) и дня Господня (Мал 4:1; ср. 3:3).

Пешитта

Пешитта, самый распростр. и известный из сир. переводов Библии. Название, означающее "простой", видимо, было дано ему не сразу, а лишь после того, как появился новый перевод ВЗ по тексту, подготовленному Оригеном и сопровождаемому его же примечаниями. П. как перевод ВЗ существовал уже в конце II в. по Р.Х. Предположит. П. создана иудеохристианами. В IV в. этот перевод включал все книги ВЗ и апокрифы. Прим. в конце V в., когда сирийцы разделились на восточных и западных, текст перевода ВЗ и НЗ приобрел свой окончат. вид: обе группы сир. христиан стали пользоваться одним и тем же переводом. П. Нового Завета восходит к переводу епископа Равулы Эдесского (411-435 гг.). В ней недостает 2Пет; 2 и 3Ин; Иуд и Откр - в сир. перевод они были включены позднее.

Пещера

Горы Палестины большей частью состоят из известняковых пород. В результате выщелачивания и размыва известняка в горных массивах образуются полости, имеющие выход наружу, - П. (Суд 6:2). В Библии П. упоминаются довольно часто. Они служили "логовищами" для зверей (Иов 37:8 - в Синод. пер. - "убежище"); в П. укрывались люди (Быт 19:30), напр. в них прятались беглецы (ср. 2Цар 17:9; Иов 30:6; Евр 11:38); см. Одоллам. В П. Махпела (Быт 23:9)находились могилы семейства Авраама и его потомков (см. Хеврон).

Пи-Гахироф

Пи-Гахироф, место последней стоянки израильтян перед переходом через Чермное море (Исх 14:2,9; Чис 33:7 и след.; ср. см. Исход, V,4,5). Егип. тексты упоминают этот город как Пи-Кехерет, возм., "храм богини Кхрт", что в переводе с др.-евр. означает "устье каналов". Этот город ученые пытаются отождествить с различными местностями вдоль Суэцкого канала.

Пила

Пила см. Оружие и орудия труда.

Пилат

Пилат см. Понтий Пилат.

Пилдаш

Пилдаш (возм., значение слова связано с араб. "паук"), сын Нахора (Быт 22:22).

Пилтай

Пилтай (кр. ф-ма от Палтиила, "Бог есть спасение"), глава одного из священнич. родов во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:17).

Пилха

Пилха (возм., "шрам на нижней губе"), израильтянин, современник Неемии, подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:24).

Пиратон

Пиратон (Пирафон), родной город судьи Авдона (Суд 12:13,15) и Ванеи (см. Ванея 2), одного из храбрых у Давида (2Цар 23:30; 1Пар 11:31; 27:14). Совр. Фарата, в 9 км юго-зап. Наблуса (Сихема).

Пиратонянин

Пиратонянин см. Пиратон.

Пирафон

Пирафон см. Пиратон.

Пирафонянин

Пирафонянин см. Пиратон.

Пирожки

Пирожки см. Пресные хлебы, лепешки, пирожки.

Пирр

Пирр (лат. имя, производное от греч. "красный огонь"), отец см. Сосипатра (Деян 20:4).

Предыдущая страница Следующая страница