Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕФ"-"РЫБ")
Рефаил (евр. Рефаэл, "Бог исцелил"), левит. привратник, сын Шемаии из рода Овед-Едома (1Пар 26:7). |
Рефаимская долина см. Долина Рефаимов. |
Рефаимы см. Исполины. |
Рефаия (евр. Рефая, "Господь исцелил"): 1) потомок Иссахара, сын Фолы (1Пар 7:2); 2) один из вождей колена Симеона во времена Езекии (1Пар 4:42 и след.); 3) сын Хура, начальник Иерусалимского полуокруга во времена Неемии (Неем 3:9); 4) потомок Зоровавеля (1Пар 3:21); 5) потомок Ионафана, сына Саула (1Пар 8:37; 9:43). |
Рефай (евр. Рефах, "богатый всяким добром"), ефремлянин, очевидно, сын Берии. Предок Иисуса Навина (1Пар 7:25). |
Рефидим (от евр. глагола "распространяться"), место, где израильтяне располагались станом на пути к Синаю (Чис 33:14). Здесь Моисей ударом жезла добыл воду из скалы (Исх 17:1-7); здесь же на израильтян напали амаликитяне (ст. 8-16). Возм., что забивший из скалы источник - это совр. ручей Вади-Рафайид, находящийся прим. в 20 км сев.-зап. Синая. |
Реха, город в Иудее, местонахождение к-ро-го неизвестно (1Пар 4:12). |
Рехав (Рихав) (от евр. "скакать верхом"): 1) сын Реммона Беерофянина, к-рый вместе с братом Бааной убил Иевосфея (2Цар 4); 2) кинеянин, отец Ионадава (4Цар 10:15; 1Пар 2:55). см. Рехавиты; 3) отец Малхии, начальника Бефкаремского округа во времена Неемии (Неем 3:14). |
Рехавиты, потомки см. Рехава (2). Ионадав, сын Рехава и родоначальник рода Р., запретил своим потомкам пить вино, строить дома, сеять хлеб, разводить виноградники или ухаживать за ними. Всю свою жизнь они должны были жить в шатрах (Иер 35:6 и след.). Р. соблюдали заповедь своего праотца, и только вторжение Навуходоносора заставило их переселиться в Иерусалим (ст. 8-11). Послушание Р. Господь противопоставил непокорности жителей Иудеи (ст. 12-17) и дал Р. обетование сохранить их (ст. 18-19) во время исполнения суда над Иудеей. Во времена Ахава, когда народ Израиля стал жить богаче, а нек-рые семьи просто утопали в роскоши, в страну проникло идолопоклонство. см. Ионадав же придерживался простой жизни жителей пустыни и верно служил Господу (см. 4Цар 10:15 и след.,23). Р. уже самим своим существованием напоминали о Боге отцов и о необходимости вновь обратиться к Нему. В наст. время в Месопотамии и в Аравии существует секта Р., утверждающая, что продолжает традиции Р. Ветхого Завета. см. Кинеяне. |
Рехавия (евр. Рехавья и Рехавьяху, "Господь проявил щедрость" или "Господь приумножил (распространил)" ), сын Елиезера, внук Моисея (1Пар 23:17; 24:21; 26:25). |
I. Вероятно, кр. ф-ма от см. Рехавия: 1) отец Адраазара, царя Сувы (2Цар 8:3,11); 2) левит, вместе с Неемией подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:11). II. "Свободное место": 1) погран. город в уделе Асира, переданный левитам (Нав 19:28,30; 21:31); 2) город на пути в Емаф, самая сев. точка, к-рой достигли соглядатаи израильтян, посланные в Ханаан Моисеем (Чис 13:22). Возм., тот же город, что и см. Беф-Рехов. Очевидно, ему тождествен и город Рехов, или Беф-Рехов, во времена Давида упоминаемый как сирийский (2Цар 10:8). Этот же Рехов, или Беф-Рехов сирийцев, комментаторы отождествляли и с Рихавом, располож. в 19 км сев.-вост. Джераша, на вост. берегу Иордана, или с Эр-Рухебе, что в 42 км сев.-вост. Дамаска. см. Сирийцы, Сирия (I,2); 3) еще один Р. упоминается уже в списке городов, захвач. Тутмосом III и Шешонком (библ. Сусакимом), а также на одной из надписей в Бет-Шеане. Это холм Телль-эс-Зарем (сев. израил. Рехова), в 5 км юж. Бет-Шеана. |
Реховоф ("пространные места", "свободные места"): 1) колодец, к-рый рабы Исаака выкопали в пустыне Негев (Быт 26:22)и на владение к-рым герарские пастухи уже не претендовали. Совр. Хорвот-Реховот, лежащий в 35 км юго-зап. Беэр-Шевы; 2) "Реховоф, что при реке" (Быт 36:37; 1Пар 1:48), родной город см. Саула, царя эдомского. Возм., отзвук наименования города сохранился в названии реки Сейл-эр-Рехаб, левого рукава Вади-эль-Курахи (т.е. нижнего течения Вади-эль-Хеза), прим. в 15 км выше места его впадения в Мертвое море. |
Реховоф-Ир, пригород Ниневии (см. Ниневия) (Быт 10:11). |
Рехум (от евр. "смилостивиться"): 1) перс. чиновник (см. Советники, начальники общества) в Самарии, написавший письмо Артаксерксу с целью воспрепятствовать восстановлению Иерусалимской стены (Езд 4:8 и след.,23); 2) один из предводителей израильтян, вернувшихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2). В Неем 7:7 он, вероятно, в результате ошибки переписчика, назван Нехумом; 3) один из начальников левитов, к-рые вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:3); 4) левит, сын Вания. Помогал при восстановлении стены в Иерусалиме (Неем 3:17); 5) израильтянин, вместе с Неемией подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:25). |
Рецеф (Рецев) ("раскаленный камень"), город, завоев. ассирийцами (4Цар 19:12; Ис 37:12) (ассир. Разаппа). Это название встречается в ассир. надписях, обозначая разные населенные пункты. Вероятно, это совр. Резафе, располож. прим. в 130 км сев.-вост. развалин древней Пальмиры. |
Рецин (возм., "источник"): 1) последний сир. царь, правивший в Дамаске. В клинописных надписях Тиглатпаласара III он назван Рацоном. Р. наравне с израил. царем Менаимом платил дань ассир. царю (743 г. до Р.Х.). Вместе с израил. царем Факеем (см. Факей) Р. стремился принудить Иудейское царство к союзу против Ассирии; видимо, именно в этом заключалась цель воен. действий, начатых сирийцами и ефремлянами (4Цар 15:37; Ис 7:1,4,8; 8:6). Р. завоевал Елаф (4Цар 16:6). Тогда см. Ахаз, несмотря на предостережение Исаии, обратился за помощью к Тиглатпаласару, к-рый в 732 г. до Р.Х. завоевал Дамаск и убил Рецина (ст. 9); 2) родоначальник семейства нефинеев, возвратившихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:48; Неем 7:50). |
1) жертвенник всесожжения в скинии до половины своей высоты был окружен сетчатой медной Р. (Исх 27:4,5; 38:4). К четырем углам Р. были прикреплены кольца, в к-рые вдевались шесты (Исх 38:5). см. Алтарь; 2) под Р., о к-рую споткнулся Охозия (4Цар 1:2), подразумеваются перила на крыше или Р. на окне верхних покоев его дома. Подобные Р. устанавливались прежде всего на окнах, располож. на наружной стене дома и выходивших на улицу (Суд 5:28; Притч 7:6; Песн 2:9). см. Дом, строительство дома. |
Обмолоченное зерно очищали, пропуская его через Р. (Ам 9:9). Иисус говорит об искушениях сатаны, с к-рыми тот приступает к ученикам: "Сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу" (Лк 22:31). |
Решеф ("пожар", "пламя"), ефремлянин, очевидно, сын Берии (1Пар 7:25). |
Ржа см. Хлебная ржавчина. |
Ржавчина, красно-бурый налет на железе, образующийся в результате окисления и ведущий к разрушению металла. В Иез 24:6,11 и след. Р. (евр. хэла; в Синод. пер. - "накипь") является символом нечистоты, греха Иерусалима. Греч. слово иос (Иак 5:3) обозначает не только Р. на железе, но и зеленый налет на меди или латуни, а также потускнение благородных металлов. Ржа (греч. бросис, "разъедание"), упомянутая в Мф 6:19 и след. вместе с "молью", возм., обозначает какое-то насекомое. |
Рибай (евр. Ривай, "да рассудит Господь"), вениамитянин из Гивы, отец Иттая, одного из храбрых у Давида (2Цар 23:29; 1Пар 11:31). |
Рибла, место на сев.-вост. границе Ханаана (Чис 34:11). Его точное местоположение неизвестно. |
Ривла, город в земле Емафской (4Цар 23:33; Иер 39:5), ныне Риблех на р. Оронт, в 34 км юж. Хомса. В 608 г. до Р.Х. в Ривле располагалась ставка фараона Нехао (Нехо), а в 586 г. до Р.Х. - ставка Навуходоносора, к-рый приказал ослепить здесь Седекию, а его сыновей, как и других высокопостав. иудеев, казнить (4Цар 25:6,7; Иер 39:5-7). |
Ригия, порт. город на юж. побережье Италии, ныне Рефио-ди-Калабрия. В Р. останавливался Павел по пути с Мальты в Рим (Деян 28:13). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В Библии Р. - это не только жители Рима, столицы империи, подчинившей себе многие народы (Ин 11:48; Деян 25:16; 28:17), но и все те, кто имел рим. гражданство, к-рое могло быть получено при рождении или приобретено каким-л. образом (Деян 16:21,37 и след.; 22:25-29). Рим. гражданин имел ряд привилегий. В отношении его запрещалось применять насилие, напр. связывать или бичевать без вынесения приговора, его нельзя было казнить через распятие, в случае судебного разбират-ва он мог обратиться в суд императора, к-рый в таком случае был единств., кто мог вынести решение по его делу (Деян 25:10 и след.; 26:32). |
Риммон (Реммон) ("гранатовое яблоко"): 1) скала, на к-рой искали спасения 600 вениамитян, бежавших в сторону пустыни (Суд 20:45,47; 21:13). Ученые предполагают, что она находится вблизи Риммонима, в 18 км сев.-вост. Иерусалима. В большой пещере (Шкаф-Дахер), располож. юж. этого места, могли укрыться 600 человек; 2) левит. город в уделе Завулона (Нав 19:13; 1Пар 6:77); вероятно, его можно отождествить с Димной см. Димна. Это совр. Бет-Риммон, в 10 км сев. Назарета. 3) город в уделе Симеона (Нав 19:7; 1Пар 4:32; Зах 14:10). см. Ен-Риммон см. Аин; 4) см. Хадад (I,1). |
Римнон-Фарец ("гранатовое дерево расщелины"), место, где израильтяне располагались станом в пустыне (Чис 33:19), вероятно, совр. Накаб-эль-Биджар, прим. в 30 км от сев. берега залива Акаба. |
Римский язык см. Латинский язык. |
Ринна ("вопль (ликования или жалобы)" ), израильтянин из колена Иуды, сын Симеона (1Пар 4:20). |
Риса (греч. Реса), потомок Зоровавеля, предок Иисуса Христа (Лк 3:27). |
Рисий (евр. Реи), приближ. Давида, не поддержавший притязания Адонии на престол (3Цар 1:8). |
Рисса (от глагола "окроплять"), место стоянки израильтян во время странствования по пустыне (Чис 33:21); предположит. это Эль-Кунтилла, лежащая прим. в 60 км сев.-зап. Акабы на главной дороге в Эль-Кусейму (Ацмон). |
Ристалище - так в Синод. пер. передано греч. слово стадион, к-рое, как и в рус. яз., означает арену для спортивных состязаний (1Кор 9:24-26). Ап. Павел в своем служении уподобляет себя бегуну, к-рый должен бежать по обознач. трассе. Он призывает коринфян брать пример с таких состязующихся и, подобно им, прилагать все усилия для получения награды. см. Игра (III). |
В Деян 24:1 под словом "Р." (греч. ретор) подразумевается адвокат, представляющий перед рим. наместником сторону жалобщика. |
Рифат, племя, происходящее от Гомера (Быт 10:3; 1Пар 1:6). Ученые предполагают, что Р. жили в Пафлагонии или в верхнем течении Евфрата, в районе города Арипсы (название к-рого встречается в хеттских текстах из Богазкея), располож. вблизи Эрзурума. |
Рифма ("куст дрока"), место между Асирофом и Римнон-Фарецом, где израильтяне останавливались во время своего странствования по пустыне (Чис 33:19). Возм., это совр. Вади-Абу-Ретемат, располож. прим. в 20 км сев.-зап. Кадеш-Барнеа (библ. Кадес-Варни). |
Рихав см. Рехав (1,2). |
Риция (евр. Рицъя, "благодатный", "приятный"), израильтянин из колена Асира, сын Уллы (1Пар 7:39). |
Рицпа ("раскаленный камень", "горящий уголь" или "булыжная мостовая"), дочь Айя, наложница Саула. Авенир после смерти Саула вступил с Р. в любовные отношения, что стало поводом для его ссоры с Иевосфеем (2Цар 3:7 и след.). Оба сына Рицпы, Армон и Мемфивосфей, были среди тех потомков Саула, к-рых Давид выдал на казнь гаваонитянам. Р. оставалась у тел мертвых сыновей, отгоняя от них птиц и диких зверей. Узнав об этом, Давид позаботился о погребении казненных (2Цар 21:8-14). |
Робость см. Смущение, страх, испуг, робость, боязливость. |
Ровоам (евр. Рехавам, "родственник (досл. "народ") проявил щедрость" или "народ размножился, распространился"), сын Соломона и аммонитянки Наамы (3Цар 14:21), правивший Иудейским царством в 926-910 гг. до Р.Х. (3Цар 12:1-24; 14:21-31; 2Пар 10-12). Р. был 41 год, когда после смерти отца он унаследовал престол. На собрании народа в Сихеме Р., по совету своих молодых друзей, отказал возглавляемым Иеровоамом израильтянам в просьбе облегчить лежащее на народе бремя повинностей, в результате чего десять колен отпали от Иудейского царства. Только колено Иуды и часть колена Вениамина (а также не отмеченное особо колено Симеона) остались верны династии Давида. Адорам (Адонирам), ответств. за сбор податей, был побит камнями. Р. бежал в Иерусалим, а Иеровоам стал царем Северного царства. Так исполнилось слово Господа (3Цар 12:15). Поход против бунтовщиков был предотвращен Самеем (ст. 21-24), но два царства продолжали пребывать в состоянии войны (3Цар 14:30). Р. строил укрепления и готовился к воен. действиям (2Пар 11:5-12). Священники и левиты из Израильского царства переселялись в Южное царство, и в первые три года своего правления Р. удерживал Иудейское царство на путях Давида и Соломона (ст. 13-17). Но затем жители Иудеи стали делать неугодное пред очами Господа. Они сооружали святилища на высотах, устанавливали освящ. камни и статуи языч. божеств, практиковали культовую проституцию в честь богини плодородия (3Цар 14:22-24). На пятом году царствования Р. Иудею постиг Божий суд, орудием к-рого стало войско фараона Сусакима (Шешонка); хотя Р. и князья смирились перед Богом и были помилованы, храм и цар. дворец оказались разграбленными (2Пар 12:1-12). Общий приговор царствованию Р. был таков: "И делал он зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа" (2Пар 12:14). У Р. было 18 жен и 60 наложниц, 28 сыновей и 60 дочерей. Его престол унаследовал Авия, сын от Маахи, к-рого Р. выделял среди своих сыновей и еще при жизни собирался сделать царем. Кр. того, он благоразумно разослал остальных своих сыновей по городам в уделах Иуды и Вениамина, дав им богатое содержание (2Пар 11:21-23). |
Рог (евр. кэрэн = первонач. "остриё"; греч. керас). I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1) в ВЗ упоминаются Р. баранов, козлов и других животных (Быт 22:13; Втор 33:17; Иез 34:21 и др.). Р. являлся символом силы и власти (2Пар 18:10; Мих 4:13), как направленной против Бога (Иер 48:25), так и полученной от Него (1Цар 2:1; Пс 88:18,25; 131:17; Иез 29:21); 2) в ветхозаветных и новозаветных пророчествах Р. символизировал мировые державы, враждебные Царству Божьему (см. Дан 7:7 и след.; 8:3 и след.; Откр 13:1 и след.; 17:3). Но и Агнец Божий имеет семь Р. как знак Своей неоспоримой власти (Откр 5:6). II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1) выступы на четырех углах жертвенника всесожжения (Исх 27:2; 38:2) и жертвенника курения (Исх 30:2 и след.; 37:25; см. Жертвенник всесожжения см. Жертвенник курения) назывались Р. В Лк 1:69 Христос назван "рогом спасения", возм., в этом названии отражена идея окропления жертвенной кровью рогов жертвенника (Лев 4:25,30,34; 8:15; 16:18). Р. служили защитой тому, кто брался за них, в частн. человеку, совершившему непредумышленное убийство (1Цар 1:50 и след.); 2) точно не установлено, что подразумевается под "рогом с елеем" (1Цар 16:1,13; 3Цар 1:39): Р. какого-либо животного, напр. быка, или металлич. сосуд в форме Р.; 3) см. Музыкальные инструменты. |
Рогель (Ен-Рогел) ("источник сукновалов"), водный источник, или колодец, располож. юго-зап. Иерусалима (Нав 15:7; 18:16; 2Цар 17:17; 3Цар 1:9) и называемый также Драконовым источником. Совр. Бир-Эйюб ("колодец Иова") в долине Кедрона. |
Роглим, город на вост. берегу Иордана, родина Верзеллия (2Цар 17:27; 19:31), возм., совр. Берсиния, в 8 км юго-зап. Ирбида. |
I. ИНСТИТУТ РОДА У ИЗРАИЛЬТЯН Р. - это совокупность нескольких родств. семейств; несколько Р. образуют колено (племя), а несколько колен - народ. Институт Р. имел важное значение для израильтян, т.к. в основе полит. и обществ. жизни народа лежал принцип деления на колена, Р. и семейства (=дома). Социальный статус каждого человека, равно как и его личная жизнь, определялись в первую очередь принадлежностью к Р. Это относится прежде всего к ис-тории колен Израиля, а также - к эпохе царей, ко времени после вавил. плена и, с нек-рыми оговорками, к новозаветным временам. II. ПОНЯТИЕ "РОД" В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В евр. Библии шесть слов передают значение понятия "Р.". В Синод. пер. этому понятию соответствуют слова: "племя" (Суд 6:15: евр. элеф - букв. "тысяча"); "дом" (3Цар 15:27: евр. байит); "род" (Втор 29:18: евр. мишпаха; Быт 15:16: евр. дор - букв. "поколение"; Чис 1:20: евр. толедот); "семя", "потомство" (Быт 3:15: евр. зера). Евр. слова, тесно связанные друг с другом, передают понятие "Р." многозначно. III. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ Основные значения слов, связанных с понятием "род": 1) слово мишпаха обозначает часть колена (напр., 1Цар 10:21 - в Синод. пер. - "племя") или совокупность нескольких родств. семейств (напр., Быт 24:38 - в Синод. пер. - "племя"); слово мишпаха может переводиться и как "племя" (напр., Суд 13:2; Лев 25:47). Оно может подразумевать также людей, имеющих общее происхождение и проживающих в одном и том же месте (напр., Лев 25:10 - в Синод. пер. - "племя"), или людей, имеющих общее происхождение и занимающих одинаковое положение в обществе, а также занимающихся одним и тем же ремеслом (напр., 1Пар 2:55 - в Синод. пер. - "племена"; ср. 3Цар 11:14; Деян 4:6; в отношении Христа: Откр 22:16 - в Синод. пер. - "потомок"; греч. генос); 2) слово дор подразумевает поколение современников (напр., Быт 15:16; Еккл 1:4). Выражение "из рода в род" (т.е. "из поколения в поколение") может означать не имеющее пределов время - "всегда", "бесконечно", "беспрерывно" (см., напр., Исх 3:15). Словом дор могут также обозначаться похожие по складу ума и характера люди - как нечестивые (напр., Иер 7:29), так и праведные (напр., Пс 111:2); 3) слово зера (букв. "семя") обозначает потомков одного человека (напр., Быт 15:18), при этом часто имеется в виду "последующий род" (см., напр., Втор 29:22), реже - "прежний род" (напр., Иов 8:8). Как и слово дор, зера также обозначает людей, похожих по складу ума и характера: так, в Пс 111:2 эти понятия равнозначны; 4) под словом толедот (букв. "происхождение") подразумеваются "потомки", "поколение", "история происхождения". Этим словом обозначается история или генеалогия отдельного семейства (Быт 5:1 и др.; ср. Деян 17:28 и след.; греч. генос). |
Рода ("роза"), служанка Марии, матери Иоанна Марка (Деян 12:12-15). |
Родители (см. Воспитание, воспитывать). |
I. О значении слов "родить", "родиться" (Втор 4:25; 28:41; Притч 23:22) см. Отец см. Мать см. Сын см. Дочь см. Рождение. II: 1) в метафорич. значении слово "родить" может употребляться, когда говорится о Божьих делах творения (Втор 32:18; Иов 38:28 и след.); а также в тех случаях, когда человек переносит свои взаимоотношения с Богом на идолов (Иер 2:27); 2) в Деян 13:33; Евр 1:5; 5:5 приведены пророч. слова из Пс 2:7: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя", - о рождении Иисуса Христа (см. Иисус Христос); см. Имена Иисуса Христа (II,А,2); 3) о возрожденных верующих (1Пет 1:23; см. Возрождение) говорится, что их родил Бог словом истины (Иак 1:18) или апостол родил их во Христе благовествованием (1Кор 4:15; Флм 10). см. Сын (I,3). |
Родос ("остров роз"), средиземноморский остров у юго-зап. побережья Малой Азии, богатый пресной водой и лесом. Столица Р. носит то же название. В древности этот город был важным культурным и торговым центром. Павел побывал здесь во время своего последнего путешествия в Иерусалим (Деян 21:1). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
1) о физиологич. процессах, предшествующих Р. ребенка, израильтяне имели весьма огранич. представление. Зачатие понималось ими следующим образом: "Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня" (Иов 10:10). Женщина рассматривалась как сосуд (ср. 1Фес 4:4) для мужского семени, из к-рого в ней зарождался ребенок. Поэтому жена должна была сохранять верность мужу, в то время как он был свободен от подобного обязат-ва по отношению к ней (см. Брак). Было известно, что месячный цикл у женщины является необходимым условием для зачатия (Быт 18:11). В Ос 1:8 содержится намек на то, что в период кормления ребенка грудью новое зачатие затруднено. О внутриутробном развитии ребенка было известно очень мало. В любом случае, эти процессы считались покрытыми тайной (Еккл 11:5), чудесами, творимыми Богом (Иов 10:8-11; 31:15; Пс 138:13; Иер 1:5). На девятимесячный срок беременности указывается в Лк 1:36,56 и след.; здесь же говорится и о движении ребенка в утробе матери (ст. 41,44); 2) при Р. ребенка женщине помогали родственницы, соседки (Руфь 4:14,16 и след.; 1Цар 4:20) или повивальные бабки. Во время схваток роженица, видимо, клала руки на бедра (Иер 30:6). Роды могли быть затяжными (Ис 37:3; Ос 13:13) или столь тяжелыми, что мать умирала (Быт 35:16-19; 1Цар 4:19 и след.). В ВЗ говорится о выкидышах (Исх 21:22; Иов 3:16; Пс 57:9; Еккл 6:3), о мертворожд. младенцах и гибели плода в материнском чреве (Чис 12:12; Иер 20:17). Часто родовые схватки и боли, причиной к-рых явилось грехопадение человека (Быт 3:16), используются в качестве образных сравнений (Ис 21:3; 26:17; Иер 49:24; Гал 4:19). Спасительное вмешат-во Бога сравнивается с безболезненными родами (Ис 66:7 и след.). После появления на свет младенца мать от счастья забывала о своих страданиях (Ин 16:21); радостную весть о Р. сына или дочери сообщали отцу (Иер 20:15). У новорожденного обрезали пуповину; затем его мыли, натирали солью и заворачивали в пеленку (Иез 16:4); 3) вскоре после Р. ребенка отец или мать выбирали ему имя; иногда имя ребенку давали соседки (Руфь 4:17). Мальчикам в новозаветное время давали имя одноврем. с обрезанием - на восьмой день после Р. (Лк 1:59; 2:21). После Р. мальчика женщина считалась нечистой семь дней, а после Р. девочки - две недели; она должна была оставаться дома соотв. 33 дня или 66 дней (т.е. в общей сложности - 40 или 80 дней), после чего ей следовало принести в святилище жертву очищения (Лев 12). см. Дети см. Возрождение см. Свидетель см. Первородство, первородный; 4) в 1Кор 15:7 и след.апостол употребляет греч. слово эктрома ("нежизнеспособный ребенок, родившийся до срока") (в Синод. пер. - "изверг"), к-рое встречается также в Септуагинте: в Иов 3:16 и в Еккл 6:3. |
Рожон, специальная длинная палка, к-рой пахарь погонял волов. На одном конце она имела мелаллический наконечник, а на другом - маленькую лопасть для удаления земли с лемеха (сошника) (1Цар 13:21). Это приспособление принуждало тягловых животных к повиновению и вместе с тем могло служить оружием (Суд 3:31, "воловий рожон"). В Притч 22:5 под Р. (в Синод. пер. - "терны"), вероятно, подразумеваются ловушки и капканы. В переносном смысле Р. названы слова мудрых, к-рые наставляют людей на путь истинный (в Синод. пер. - "иглы и вбитые гвозди" - Еккл 12:11). В 1Кор 15:55 и след. грех назван Р. смерти (в Синод. пер. - "жало смерти"), потому что он направляет на путь смерти. |
Ромамти-Езер (евр. Романти-Эзер), левит, сын Емана, руководитель 24-й чреды певцов во времена Давида (1Пар 25:4,31). |
Ропот, недовольство своим положением, восстание против обстоятельств (Деян 6:1), против людей (Чис 16:11; Нав 9:18), против водительства Божьего (Исх 15:24; 17:3), против Христа (Лк 15:2; Ин 6:41,43,61). Ропща, израильтяне пытались "вынудить" Бога оказать им помощь чудесным вмешательством (Исх 16:2-4; ср. Евр 3:9). Если человек заповеди и повеления Божьи соблюдает лицемерно, т.е. следует им лишь внешне и формально, то этим он показывает, что внутренне противится им и восстает против них - ропщет (Флп 2:14; 1Петр 4:9). Такое "послушание" не принимается Богом, а подобное поведение в церкви свойственно тем, кто в действит-сти не принадлежит к Телу Христову (Иуд 16). Бог не оставляет без наказания никакое противление, в т.ч. и проявляющееся в Р., как это видно на примере тех израильтян, к-рые "роптали на Моисея и Аарона" в пустыне после исхода (1Кор 10:10). |
Роса см. Дождь. |
В Лев 25:36 и след.; Втор 23:19,20 и след.; Притч 28:8; Иез 18:8; Мф 25:27 говорится об этом способе получать доход. Израильтянам было запрещено давать деньги в Р. своим соотечественникам (Исх 22:24). В то же время, вероятно, подобное случалось, т.к. пророки в своих речах обличали это злоупотребление (Иез 22:12). (см. Заимодавец.) В Мф 25:27 Иисус говорит рабу, что тот должен был отдать в Р. серебро торгующим, чтобы получить прибыль. |
Росток, отрасль, побеги, отростки (Ис 53:2; Иез 17:4,22). В метафорич. значении Р. - это образ обетованного Мессии (Ис 53:2; Иез 17:22). |
Рохга, израильтянин из колена Асира, сын Шемера (1Пар 7:34). |
Рош ("глава", "начальник"): 1) сын Вениамина, упоминаемый только в Быт 46:21. Возм., он умер бездетным; 2) см. Гог (2). |
Рубашка см. Одежда. |
Рубин (евр. кадкод, "искристый" (Иез 27:16)). см. Драгоценные камни. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Рукописание (греч. хейрографон). Это слово обозначает собственноручно написанную долговую расписку. Павел употребляет его в Кол 2:14 в отношении Закона Моисея, налагавшего на грешника обязат-ва, подобные обязательствам по долговым распискам. Но Христос Своей смертью на кресте лишил эту расписку всякой силы. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Руль см. Корабль. |
Рума (от евр. "быть высоко вверху"), родной город матери царя Иоакима (4Цар 23:36); этот город отождествляют либо с Арумой (см. Арума) под Сихемом, либо с Румой, упоминаемой в трудах Иосифа Флавия и в Талмуде. Это совр. Хирбет-Руме, лежащий в 1,5 км зап. Эр-Руммане (Риммон, 2). |
Рута (греч. пеганон; лат. Ruta graveolens), травянистое многолетнее растение из семейства рутовых, известное в Европе как Р. душистая. Мясистые, продолговато-округлые листья Р., имеющие сероватый оттенок, выделяют горькое на вкус масло с сильным запахом. Р. с древнейших времен известна как лекарств. растение, в частн. как антисептич. средство. Иногда Р. использовалась в кулинарии как приправа к блюдам. Фарисеи давали с Р. десятину (Лк 11:42). |
Руф ("красный"), сын киринеянина Симона (Мк 15:21) и брат см. Александра (2). Павел просит приветствовать Р. в Риме, где тот жил со своей матерью (Рим 16:13). |
Руфи книга см. Книга Руфь. |
1) ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ. В Библии Р. называются все животные, обитающие в воде. В повествовании о сотворении мира (Быт 1:21)они разделяются на "больших рыб" и на "животных пресмыкающихся, которых произвела вода". Под эти определения подпадают обитающие в воде или хорошо плавающие млекопитающие ("морская корова", дельфин, выдра), рептилии (черепахи, водяные змеи, крокодилы), все виды пресноводных и морских рыб, а также обитающие в воде низшие животные (раки, улитки, моллюски). В Быт 1:28 все они названы "рыбами морскими". Израильтянам разрешалось употреблять в пищу все, что имело плавники и чешую, т.е. собственно Р., остальные водные животные считались нечистыми (Лев 11:9-12); 2) ВИДЫ РЫБ. Р., которую в Иерусалим доставляли тиряне, вероятно, была морской (Неем 13:16). В Библии чаще говорится об изобилии Р. в палест. озерах. Такие озера были как в окрестностях Иерусалима, так и в других областях страны. Особенно много Р. было в Геннисаретском озере, в реке Иордан и ее притоках, в частн. Иавоке. Благоприятные условия для нереста Р. сложились в озере Хуле и в лежавшем южнее его болоте, что и обеспечивало обилие Р. в Геннисаретском озере. В основном здесь встречались Р. семейства (Chromidae) c характерным гребешковым плавником. Р. этого семейства особенно вкусна, и нек-рые рыбаки предпочитали ловить только ее. (см. Рыболовство.) Семейство карповых (Cyprinidae) представлено усачом (Barbus spec.), достигающим в длину 40-50 см. Разновидность этого семейства - (Alburnus sellah), Р. длиной 12 см с серебристо-белой чешуей, похожая на сардину. Многочисл. косяки этой Р. появляются у берегов озера с декабря по апрель. В Тивериадском озере встречается один из видов сома - (Clarias macracanthus), достигающий в длину 1,5 м и весящий до 45 кг. Так как у этой Р. нет обычной чешуи, она считалась у евреев нечистой. Угорь (Anguillula vulgaris) обитает в реках, но не встречался ни в Геннисаретском озере, ни в Иордане. Угорь также считался нечистой Р. Рыбы, попавшие из Иордана в Мертвое море, погибают из-за высокого содержания в нем соли и становятся добычей хищных птиц; 3) МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Египтяне образно уподобляются Р., выброшенным из Нила и отданным на съедение "зверям земным и птицам небесным" вместе с фараоном - крокодилом, "к чешуе" к-рого они прилеплены (Иез 29:3-5). Попавшей в сеть Р. уподобляются беспечные люди, к-рые "уловляются в бедственное время" и запутываются в сетях (Еккл 9:12; ср. Авв 1:14 и след.). Наконец, с Р. сравниваются люди, к-рых "ловцы человеков" обращают к Богу и Его Царству (Мф 4:19; ср. Иер 16:16; Иез 47:10). |
Рыбные ворота см. Иерусалим (III,В). |
Евр. слово шалах (Лев 11:17; Втор 14:17), к-рое Синод. пер. передает как "Р.", обозначает, вероятно, большого баклана (Phalacrocorax carbo sinensis), птицу, считавшуюся у израильтян нечистой. Баклан встречается в Палестине преимущ. во время зимовья и гл. обр. на морском побережье и на берегах галилейских озер. Р. хорошо плавает и ныряет, питается рыбой. |
Из Библии мы знаем, что евреи употребляли в пищу рыбу, когда находились в Египте (Чис 11:5). В Палестину рыбу привозили из Тира (Неем 13:16), но большая ее часть вылавливалась в Геннисаретском озере. Р. было тяжелым и опасным трудом, т.к. на озере часто и неожиданно возникали бури. Рыбу ловили в основном сетями, нек-рые виды этих сетей применяются и сегодня. Существуют след. разновидности сетей: 1) диктюон (Мф 4:20; Мк 1:18; Лк 5:4-6) - комбинированная сеть, состоящая из трех параллельно расположенных сетей (каждая длиной 15 м), скрепленных между собой двумя длинными веревками. Передние сети имеют ячею размером приблиз. 12 см, задняя - 2,5 см. Рыбаки, ударяя веслами по воде, гонят рыбу в сеть, верхний конец к-рой удерживается на плаву с помощью поплавков (кусков дерева), а нижний оттянут свинцовыми грузилами. Рыбы, проплывая сквозь крупные ячеи, запутываются в мелкой ячее задней сети; 2) амфиблестрон (Мф 4:18; Мк 1:16) - круглая наметка диаметром 3-5 м, снабженная по краям каменными грузилами. Наметку бросают в воду с берега, она быстро погружается на дно, затем ее затягивают и вытаскивают вместе с уловом на берег; 3) сагене (Мф 13:47 и след.) - большой невод длиной 250 м и шириной в середине 5 м, по краям - 3,75 м. Невод тащат из воды с двух лодок, а улов поднимают в лодки или вытаскивают на берег; 4) в новозаветные времена наряду с ловлей рыбы сетями была известна и ловля на удочку (Мф 17:27). Рыбак, стоя в лодке или на берегу, держал в руке бечевку (длиной ок. 10-15 м) без удилища. На крючок в качестве наживки насаживали червяка, кузнечика и т.п. |