Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИОИ"-"ИШЬ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИОИ"-"ИШЬ")

Иоиля пророка книга

Иоиля пророка книга см. Книга пророка Иоиля.

Иокдам

Иокдам, город в уделе Иуды (Нав 15:56), упомянутый в списке между Изреелем и Заноахом и идентичный Иоркеаму (1Пар 2:44). Предположит., совр. Хирбет-Рака, располож. между Яттой (Юттой) и Телль-Зифом (Сифом), юж. Хеврона.

Иоким

Значение, вероятно, то же, что и у имени см. Иоаким. Еврей из колена Иуды, потомок Силома (1Пар 4:22).

Иокнеам

Иокнеам, ханаан. город-государство, расп. у горы Кармил (Нав 12:22); после израил. завоевания вошел в удел Завулона (Нав 19:11) и был передан левитам из рода Мерари (Нав 21:34). Сегодня на месте И. находится Телль-Йокнеам, стоящий у реки Кишон (библ. Киссон), юго-вост. Кармила.

Иоктан

Иоктан (от араб. "бодрствовать"), сын Евера, потомок Сима, родоначальник нескольких араб. племен (Быт 10:25-29; 1Пар 1:19-23).

Иокфеил

Иокфеил (евр. "покорность Богу"):

1) город в уделе Иуды (на равнине Шефела, Нав 15:38); местоположение неизвестно;

2) см. Амасия (1), см. Эдомитяне, идумеи см. Петра.

Иокшан

Иокшан (евр. "трудный", "упорный", "неуступчивый"), сын Авраама и Хеттуры, родоначальник нескольких араб. племен (Быт 25:1-3).

Ион

Ион (Аин) (возм., "руины"), город и равнина, находящиеся сев. истока Иордана (3Цар 15:20; 4Цар 15:29). И. был завоеван арам. (сир.) царем Венададом, а позднее - Тиглатпаласаром III (библ. Феглаффелласар). В 3Цар 15:20 названия местностей перечислены в порядке с севера на юг, поэтому И. следует искать сев. Авел-Беф-Маахи, на равнине Мердж-Айюн. Полагают, что И. - это совр. Телль-эд-Диббин, располож. на пути из Сидона в Дамаск, в 14 км сев. Дана.

Иона

Иона (евр. "голубь"):

1) см. Книга пророка Ионы;

2) см. Иоанн (1).

Ионадав

Ионадав (евр. Йонадав, Йехонадав, "Яхве явил Свою щедрость"):

1) сын Самая, брата Давида, и друг Амнона (2Цар 13:3-5,32-35);

2) сын кениянина Рехава (Рихава) (Иер 35:6; ср. 1Пар 2:55: Бетрехав="дом Рехава"). Заповедями И. руководствовались в повседневной жизни см. Рехавиты (Иер 35). И. был современником Ииуя, к-рый взял его с собой в Самарию как свидетеля своего рвения в истреблении дома Ахава и служителей Ваала (4Цар 10:15,16,23).

Ионан

В наиб. авторитетных греч. рукописях и в совр. переводах: Ионам. Возм., кр. ф-ма от Иоханан. Один из предков Иисуса Христа (Лк 3:30).

Ионафан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иония

Иония см. Греция.

Ионы пророка книга

Ионы пророка книга см. Книга пророка Ионы.

Иоппия

Иоппия см. Яффа.

Иора

Иора (евр. "наставник"), израильтянин, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:18); в Неем 7:24 он назван Харифом.

Иорай

Иорай (евр. "обучающий"), гадитянин, живший в Васане (1Пар 5:13).

Иорам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иордан

Иордан (евр. "нисходящий", "(текущий) вниз" или "река суда"), главная река Палестины. Три ее истока находятся на Ермоне - юж. оконечности горного хребта Антиливана. Наиб. живописный приток И. - Банияс - берет свое начало в древней Кесарии Филипповой (см. Кесария), на высоте 329 м над уровнем моря; самый полноводный, но короткий - Нахал-Дан - начинается возле Телль-эль-Кади (см. Дан, 3), на высоте 154 м над уровнем моря; самый длинный, но мелководный - Хасбани - берет начало зап. Ермона, у Хасбейи, на высоте 520 м над уровнем моря (см. Пс 41:7,8) . Немного ниже впадения притоков И. разделяется на два рукава, текущих к оз. Хуле, располож. на высоте 70 м над уровнем моря. Еще через 15 км, у древней Вифсаиды-Юлии, И. впадает в см. Геннисаретское озеро (208 м ниже уровня моря). Между этими озерами И. течет по глубокому каньону, образовавшемуся в базальтовых породах. Важнейший из немногих пешеходных мостов через И. - Джиср-бенат-Якуб ("Мост дочерей Иакова"). Здесь через И. проходит знаменитый "приморский путь" (Ис 9:1) - древняя дорога, ведущая из Дамаска в Мегиддо и Газу, а затем в Египет (см. Исх 13:17). Ниже Геннисаретского озера река течет по "низким местам" (см. Низкие места) (Втор 1:7), т.е. по Иорданской долине. Протяженность И. между Геннисаретским озером и Мертвым морем составляет прим. 110 км, а перепад высот - 180 м. Долина И. (Эль-Гор = "трещина"), раскинувшаяся на ширину от 4 до 20 км, представляет собой возделываемую землю, к-рая не простирается далее устья р. Яббок (Иавок), и пустыню, к-рая не отступает даже там, где из земли бьют источники или протекают впадающие в И. реки. Возле Иерихона также есть обширные плодородные земли. В известковой долине И. образовал пойму, ширина которой в период паводка достигает 1 км. Собственно русло реки имеет ширину 30 м. Его наиб. глубина 3-4 м, а у Иерихона - 6 м. По берегам И. растет субтропический лес (Эз-Зор), "заросли Иордана" (так более правильно перевести Иер 12:5), где раньше обитали даже львы (Иер 49:19). Области, лежащие по обе стороны И. сев. Мертвого моря, называются Иерихонской равниной, "долиной" (Втор 34:3; Иер 39:5), а также "Моавитской равниной" (Чис 35:1). В нижнем течении в И. впадают многочисл. притоки; крупнейшие из левых притоков - Ярмук и Яббок (Эз-Зарка). Из переправ через И. наиб. известны Хаджле ("куропатка"), у к-рой, согл. преданию, проповедовал Иоанн Креститель (Ин 1:28; см. Вифания, 2), и Эд-Да-мийе, располож. юж. устья Яббока. Здесь галаадитяне перехватили спасавшихся бегством ефремлян (Суд 12:5,6). Берега И. довольно крутые; его русло лежит в глубокой впадине, много ниже уровня моря, поэтому И. никогда не являлся транспортной артерией.

Иорим

Иорим (греч. ф-ма арам. имени Иехорим, "Господь вознес"), предок Иисуса Христа (Лк 3:29).

Иоркеам

Иоркеам (евр. "произрастание народа"), город в уделе Иуды (1Пар 2:44). см. Иокдам.

Иосавеф

Иосавеф (евр. Йехошева, "клятва Господня"), дочь иуд. царя Иорама, сестра царя Охозии и жена первосвященника Иодая (см. Иодай). Когда ее мать Гофолия приказала истребить весь цар. род, И. спрятала Иоаса (см. Иоаш), сына Охозии, и тем спасла ему жизнь (4Цар 11:2; 2Пар 22:11).

Иосафат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иоседек

Иоседек (евр. Йехоцадак, "Яхве явил свою праведность"), сын Сераии, последнего первосвященника перед вавил. пленом (ср. 4Цар 25:18) , и отец Иисуса, первого первосвященника после возвращения из плена (1Пар 6:14,15; Езд 3:2,8).

Иосиф

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иосифия

Иосифия ("Яхве прибавит (еще детей)" ), израильтянин, чей сын вернулся из Вавилона вместе с Ездрой (Езд 8:10).

Иосия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иотвафа

Иотвафа (евр. "улучшение"), место стоянки израильтян во время их странствования по пустыне (Чис 33:33), "земля, где потоки воды" (Втор 10:7). Название связано с евр. "быть добрым, хорошим". Возм., это совр. Иотвата, располож. прим. в 40 км сев. Эйлата. Здесь имеются оазисы с богатой растительностью, кр. того, сохранились остатки укрепления, к-рое ученые относят к железному веку.

Иофам

Иофам (Иоафам) (евр. Йотам, "Яхве совершенен" или "Яхве явил Свою праведность"):

1) младший сын Гедеона, единствен-ный, кто спасся от истребления, совершенного см. Авимелехом (Суд 9:5). С горы Гаризим И. проклял сихемлян, избравших Авимелеха царем, и рассказал им притчу о терновнике (ст. 7-21). Его проклятие исполнилось (ст. 57);

2) сын Иегдая и потомок Халева (1Пар 2:47);

3) сын иуд. царя Азарии, или Озии (4Цар 15:32-38; 2Пар 27). Он взошел на престол в 25-летнем возрасте и правил в Иерусалиме 16 лет. Эти годы включают в себя период, когда он был соправителем своего отца, больного проказой, и время его единоличного царствования в 756-741 гг. до Р.Х. На основании 4Цар 15:30, где говорится о том, что Озия воцарился над Израилем в 20-й год жизни И., можно утверждать, что И. был еще жив, когда страной фактич. правил его сын Ахаз. Как и его отец Озия, И. совершал богоугодные поступки, однако народ все еще продолжал совершать жертвоприношения на высотах (2Пар 27:2) и упорствовал в идолослужении (Ис 2:7,8) (ср. Ис 2-5). И. построил верхние ворота храма и укрепил стену Офела. Он также построил города на Иудиной горе, а в лесах - крепости (в Синод. пер. - "дворцы") и башни (2Пар 27:3,4). К времени единоличного правления И. следует, видимо, отнести его войну с аммонитянами, к-рые три года платили ему дань. Согл. 1Пар 5:17, во времена И. и израил. царя Иеровоама II была составлена родословная гадитян. След., ее составление началось перед смертью Иеровоама (747 г. до Р.Х) и закончилось в первые годы правления И. Т.о., можно предположить, что еще до войны с аммонитянами влияние И. распространилось на тер. за Иорданом. Незадолго до конца царствования И. Господь послал на Иудею сир. царя Рецина и Факея (см. Факей), сына Ремалии (4Цар 15:37). Возм., строит-во крепостей и башен было связано с нависшей над страной угрозой войны. Вероятно, Израиль недоброжелат. относился к усилению влияния Иудеи в вост. областях Иордана. Кр. того, Сирия и Израиль хотели принудить Иудею вступить с ними в союз против Ассирии. Но собственно сир.-ефремлянская война имела место только во время правления Ахаза, вначале бывшего соправителем своего отца, а затем унаследовавшего его царство. И. был похоронен в городе Давида.

Иофор

Иофор (евр. Йитро, "избыточествующий", или "оставшийся"), тесть Моисея (Исх. 3:1; 4:18; 18:1-12) , названный в Исх 2:18 см. Рагуилом.

Иоха

Иоха (возм., от евр. "да оживит Бог"):

1) вениамитянин, сын Берии (1Пар 8:16);

2) фициянин, сын Шимрия, один из храбрых у Давида (1Пар 11:45).

Иохавед

Иохавед см. Ихавод.

Иохаведа

Иохаведа (евр. Йохевед, "слава Господня"), жена Амрама, мать Мариами, Аарона и Моисея (Чис 26:59). Она приходилась теткой своему мужу (Исх 6:20). Подобные браки позднее были запрещены (Лев 18:12).

Иоханан

Иоханан (Ионан, Иоаннан) ("Яхве (был) милостив"):

1) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:4);

2) гадитянин, пришедший к Давиду в укрепление в пустыне (1Пар 12:12);

3) сын Азарии, внук Ахимааса, отец первосвященника Азарии (1Пар 6:9,10);

4) старший сын царя Иосии (1Пар 3:15, в Синод. пер. - Иоахаз), предположит. умерший в раннем детстве;

5) сын Карея. После убийства Годолии, к-рого он тщетно пытался предупредить об опасности, И. обратил в бегство его убийцу Исмаила и увел остаток народа в Египет, хотя Иеремия именем Господа отговаривал его от этого поступка (4Цар 25:23; Иер 40:8,13-16; 41:11 - 43:7);

6) сын Рисая и внук Зоровавеля, один из предков Иисуса Христа (Лк 3:27);

7) сын Елиоеная, потомок Зоровавеля (1Пар 3:24);

8) священник, глава поколения священников из рода Амарии, живший во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:13); возм., И. принимал участие в освящении Иерусалимской стены во времена Неемии (ст. 42);

9) сын Гаккатана из рода Азгада; И. вернулся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:12);

10) израильтянин, взявший в жены язычницу (Езд 10:28);

11) сын Елияшива, современник Ездры, живший возле Иерусалимского храма (Езд 10:6). Возм., его отец и первосвященник см. Елиашив - одно и то же лицо;

12) внук Елиашива, первосвященник (Неем 12:22,23). В Неем 12:11 он назван Ионафаном. Иосиф Флавий сообщает, что И. во время правления перс. царя Артаксеркса II (404-358 гг. до Р.Х.) убил своего брата Иисуса. Найденный в Элефантине папирус свидетвует о том, что ок. 410 г. до Р.Х., во время правления перс. царя Дария II, И. был первосвященником;

13) сын аммонитянина Товии, противника Неемии. Он был женат на еврейке (Неем 6:18).

Иошавам

Иошавам см. Иашовам (2).

Иошавия

Иошавия (евр. Йошавья, возм., "Господь уподобит, приравняет"), сын Елиама, один из храбрых у Давида (1Пар 11:46).

Иошбекаша

Иошбекаша (возм., от евр. "трудно живущий"), руководитель 17-й чреды певцов во времена Давида (1Пар 25:4,24).

Иошиви

Иошиви (евр. Йошивья, "Господь поселит"), отец Иегу, князя колена Симеона, современника Езекии (1Пар 4:35).

Ир

I.

(евр. Ир, Ири, "страж", "защищенное место"), вениамитянин, потомок Белы (1Пар 7:7,12).

II.

(евр. Иру), сын Халева, внук Иефоннии (1Пар 4:15).

III.

Ир (евр. Эр, "бдительный"):

1) сын Иуды и хананеянки по имени Шуа. Умер рано по причине своего безбожия (Быт 38:3,6 и след.; 46:12; 1Пар 2:3);

2) сын Силома (Шелы) и внук Иуды (1Пар 4:21);

3) отец Елмодама, предок Христа (Лк 3:28).

Ира

1) Иаритянин, см. Священник (III) у Давида (2Цар 20:26);

2) израильтянин из Фекои, сын Икеша, один из храбрых у Давида (2Цар 23:26; 1Пар 11:28);

3) итритянин (ифриянин), один из храбрых у Давида (2Цар 23:38; 1Пар 11:40).

Ирад

Ирад (араб. "петь", "свистеть" (о птице)), потомок Каина, сын Еноха (Быт 4:18).

Ирам

Ирам (возм., "осел-самец"), эдомитянский старейшина, потомок Исава (Быт 36:43; 1Пар 1:54).

Иреия

Иреия (евр. Йирийя), сын Селемии, начальник стражи у Вениаминовых ворот, схвативший пр. Иеремию (Иер 37:13,14).

Иремоф

Иремоф см. Иеремоф.

Иреон

Иреон (евр. "(хорошо) видимый"), укреп. город в уделе Неффалима, упомянутый после Ен-Гацора и перед Мигдал-Елом (Нав 19:38); предположит. И. был расположен зап. оз. Хуле (Мером); возм., совр. Ярун, в 16 км зап. озера.

Ири

Ири см. Ир (I).

Ир-Мелах

Ир-Мелах ("соляной город"), город в Иудейской пустыне (Нав 15:62); предположит. его можно отождествить с относящимся к железному веку селением, обнаруж. в ходе раскопок на том месте, где позднее поселилась Кумранская община.

Ирод

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ирод Агриппа I

Ирод Агриппа I, сын Аристовула, внук см. Ирода Великого и его жены Мариамны из династии Маккавеев (см. Маккавеи); братом И.А.I был Ирод, царь Халкиды, сестрой - см. Иродиада. В НЗ И.А.I назван "царем Иродом" (Деян 12). И.А.I был воспитан в Риме Друзом, сыном Тиберия (см. Тиберий), и после его смерти (23 г. по Р.Х.), лишенный средств к существованию, вернулся в Палестину. Ему помог см. Ирод Антипа, однако со временем отношения между ними были прерваны. В 36 г., снова оказавшись в Риме, И.А.I подружился с Гаем, сыном Германика, позднее ставшим имп. Калигулой. Взойдя на престол (37 г. по Р.Х.), Калигула назначил И.А.I царем над теми областями, к-рые принадлежали тетрарху см. Филиппу, его дяде. В 39 г. по Р.Х., после того как И.А.I предоставил Калигуле доказательства вины Ирода Антипы, последний был отправлен в ссылку, а И.А.I получил власть и над его царством - Галилеей и вост. берегом Иордана. Во время очередной поездки в Рим И.А.I удалось отговорить императора от намерения установить свою статую для поклонения в Иерусалимском храме (40 г. по Р.Х.). В январе след. года Калигула был убит; И.А.I выступил посредником между сенатом и преторианцами, провозгласившими новым императором Клавдия (см. Клавдий), сына Друза. В благодарность за свои услуги И.А.I получил Иудею и Самарию. Т.о. И.А.I объединил под своей властью царство деда - Ирода Великого, и должность рим. наместника была упразднена. Своими преследованиями христиан он добился расположения иудеев. Полит. интересами объясняется отношение И.А.I к христ. церкви в Иерусалиме. По его приказу был казнен Иаков, брат Иоанна и сын Зеведея; он же распорядился заточить в темницу Петра, к-рый был освобожден Ангелом Господним (Деян 12:1-18). Нек-рое время спустя И.А.I благосклонно принимал в Кесарии льстивое поклонение толпы, к-рая, под впечатлением его царств. вида и изысканного великолепия одежды, объявила его "богом". Вслед за этим И.А.I постигла Божья кара - смерт. болезнь, и в 44 г. по Р.Х. он умер в возрасте 54 лет. Из его детей в НЗ упомянуты см. Ирод Агриппа II, см. Вереника и см. Друзилла; кр. того, у него был сын Друз и дочь см. Мариамна.

Ирод Агриппа II

Ирод Агриппа II, сын Ирода Агриппы I, брат Вереники (см. Вереника) и Друзиллы (см. Друзилла). В НЗ он назван "царем Агриппой". И.А.II родился ок. 27 г. по Р.Х., воспитывался в Риме. После смерти отца 17-летний И.А.II должен был взойти на престол, но рим. император счел его слишком молодым, и над провинцией Иудеей вновь был поставлен рим. прокуратор. После смерти своего дяди, Ирода Халкидского (48 г. по Р.Х.), И.А.II получил его царство (Халкиду); кр. того, ему было дано право надзора за Иерусалимским храмом и право назначения первосвященника. В 53 г. по Р.Х. И.А.II обменял свои владения на области, принадлежавшие Филиппу и Лисанию, и сделал своей резиденцией Кесарию Филиппову. Имп. Нерон еще более расширил его владения, прибавив к ним несколько городов Галилеи и Переи. В отличие от отца, И.А.II не пользовался расположением иудеев; его сожит-во с сестрой Вереникой вызывало всеобщее возмущение. Когда после вступления на престол он, вместе с Вереникой, нанес визит рим. наместнику Фесту, находившемуся в Кесарии, тот предложил ему на рассмотрение дело ап. Павла, и они вместе заслушали защитительную речь обвиняемого (Деян 25:13 - 26:32). Видя наростание недовольства иудеев, И.А.II пытался стать посредником между евреями и римлянами, стремясь недопустить открытых столкновений. Это ему не удалось, и во время восстания он принял сторону Рима и сражался на стороне римлян. После разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. И.А.II сопровождал имп. Тита в Рим. Там он и умер в весьма преклонном возрасте. Год его смерти точно не установлен (93 или 100 г. по Р.Х.).

Ирод Антипа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иродиада

Иродиада (греч. Геродиас), дочь Аристовула, внучка см. Ирода Великого и сестра Ирода Агриппы I (см. Ирод Агриппа I). В первом браке И. была замужем за своим дядей Иродом Филиппом (не путать с четвертовластником Филиппом). От этого союза родилась дочь Саломия. Но брак с человеком, не облечённым властью, не удовлетворял честолюбивых притязаний И. Она оставила мужа и сошлась с его сводным братом Иродом Антипой (см. Ирод Антипа). Иоанн Креститель, публично осудивший этот союз как прелюбодеяние, пал жертвой ее интриг (Мк 6:17-28). Очередным своим успехом И. считала замужество Саломии, к-рая сочеталась браком с четвертовластником Филиппом. Но честолюбие И. вновь оказалось ущемленным, когда ее брат Агриппа получил цар. титул. И. стала строить планы возвышения Антипы, но ее вмешательство в конечном итоге привело к его падению. Беспринципная в способах достижения своих целей, И. все же не по-кинула Антипу в трудное для него время. Хотя имп. Калигула и оставил ей, сестре Агриппы (выступившего обвинителем Антипы), все ее личное состояние и не лишил свободы, И. предпочла последовать за Иродом Антипой в ссылку.

Иродиане

Иродиане, сторонники Ирода Антипы (см. Ирод Антипа). В НЗ об И. говорится трижды: в Мф 22:16; Мк 3:6; 12:13. О целях и мотивах враждебных действий И., объединившихся с фарисеями в тот момент, когда решался вопрос о предании Иисуса властям, ничего не известно. Слово "иродианин" могло также иметь значение "чиновник при дворе Ирода", но маловероятно, чтобы кто-то из придворных Ирода мог войти в соглашение с фарисеями. Видимо, в данном случае И. были некоей политич. группировкой, партией сторонников Рима среди иуд. знати. Тогда становится понятно их участие в беседе, в к-рой Иисусу задают вопрос о правомерности взимания налогов в пользу Рима.

Иродион

Иродион (греч. Геродион, "героический"), родственник или соплеменник Павла, проживавший в Риме. Апостол направил И. свое приветствие (Рим 16:11).

Ирфеил

Ирфеил ("Бог исцелит"), город в уделе Вениамина (Нав 18:27), возм., совр. Рафат, в 11 км сев.-зап. Иерусалима.

Исаак

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исав

Исав (евр. Эсав, "волосатый"), сын Исаака и Ревекки, старший из близнецов, брат Иакова. И. был охотником, любимцем отца, мать же отдавала предпочтение Иакову (Быт 25:21-28). Еще до рождения братьев Бог открыл Ревекке, что старший будет служить младшему (ст. 23; ср. Мал 1:2 и след.; Рим 9:10,13) . Ревекка и Иаков предприняли все возможное для осуществления этого обетования. Однажды голодный И., легко дав уговорить себя, променял свое первородство на чечевичную похлебку (Быт 25:29-34). Затем И. пришлось смириться с тем, что Иаков обманул его, хитростью получив отцовское благословение. Несмотря на запоздалое раскаяние И. в том, что он уступил право первородства, Исаак уже ничего не мог изменить (Быт 27:1-40; Евр 12:16 и след.). Опасаясь, что И. будет мстить брату, Ревекка отправила Иакова в Харран. Кр. того, Иаков должен был выбрать там себе жену из родни Ревекки. Исаак дал уходящему Иакову благословение Авраама, что окончат. лишило И. участия в обетовании (Быт 27:41 - 28:5). До этого И. немало огорчил родителей, взяв в жены двух иноплем. женщин. Позднее он попытался исправить положение, женившись на дочери Измаила (Быт 26:34,35; 27:46; 28:6-9; ср. 36:2 и след.). Имена трех жен И. переданы в Библии по-разному: см. Ада (2), см. Васемафа (1), см. Иегудифа, см. Махалафа (1), см. Оливема. Когда спустя 20 лет (Быт 31:38)Иаков возвратился из Харрана, И. в сопровождении четырехсот человек вышел ему навстречу. Обеспокоенный Иаков заранее выслал И. свои дары, чтобы таким образом задобрить брата; беспомощный, обессиленный ночной борьбой с незнакомцем, Иаков встречает И., к-рый, как оказалось, все ему простил (гл. 32; 33). Примирение состоялось, и после смерти отца братья вместе погребают его (Быт 35:29). До возвращения Иакова И. жил в земле Сеир (Быт 32:3), затем он переселился сюда навсегда (Быт 36:6-8). Поэтому гора Сеир называется также "горой Исава" (Авд 9:19,21). Эта земля была дана И. Богом (Втор 2:4 и след., 12,22). Здесь из его потомков образовался народ см. Эдомитяне, идумеи (Быт 36).

Исаия

Исаия ("Господь - помощь, спасение"):

1) сын Рехавии, потомок Моисея (1Пар 26:25);

2) сын Идифуна, руководитель восьмой чреды певцов во времена Давида (1Пар 25:3,15);

3) сын Амоса, пророк (Ис 1:1). см. Книга пророка Исаии;

4) вениамитянин, отец Ифиила (Неем 11:7);

5) внук Зоровавеля (1Пар 3:21);

6) сын Афалии; вместе с Ездрой возвратился из вавил. плена (Езд 8:7);

7) левит, вернувшийся вместе с Ездрой (Езд 8:19).

Исбосеф

Исбосеф см. Иашовам (1).

Иска

Иска (евр. Йиска, "скромная"), дочь Арана, сестра Милки (Быт 11:29)и Лота (ст. 27). Иудейская традиция отождествляет ее с Саррой (см. Сарра).

Искариот

Искариот см. Иуда (8).

Искупить

Искупить (грех) см. Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление.

Искупление, искупать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Искусство

Искусство см. Ремесло см. Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы.

Искушение, искушать

I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Греч. глагол пейрадзо означает "подвергать испытанию" (1Тим 3:10; ср. Пс 25:2), "проверять ценность чего-то или кого-то" (Откр 2:2; ср. Дан 1:12), "вводить в соблазн" (см. Грех).

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) Бог искушает или испытывает человека (см. Испытание, испытывать), подвергая испытанию его веру и послушание (Быт 22:1-19; ср. 1Пет 1:6 и след.; 4:12), и допускает, чтобы тот, кому Он дал особое поручение, прошел через И. (Быт 3:1-7). Об Иисусе сказано, что Св. Дух увел Его в пустыню "для искушения от диавола" (Мф 4:1; ср. Лк 4:1-2). Но вместе с тем Бог избавляет благочестивых от И. (2Пет 2:9), не позволяя искушать верующих сверх их силы, давая и облегчение, чтобы они могли успешно выдержать И. (1Кор 10:13). Испытанная в И. вера ведет к долготерпению и совершенствованию, поэтому тех, кто перенес И., Иаков называет блаженными, призывая принимать И. с радостью (Иак 1:2,12). В то же время НЗ говорит, что "Бог не искушается злом и Сам не искушает никого" (ст. 13). Бог испытывает послушание и веру Своих избранных, но никого и никогда не вводит в грех. Человека подстрекает к греху его собств. см. Похоть (ст. 14; ср. Быт 3:6), его стремление к богатству (см. Богатство, богатый) (1Тим 6:9), а этим пользуется искуситель (Мф 4:3; 1Фес 3:5), сатана (1Кор 7:5), чтобы посеять в человеке сомнение в Божьей любви (Быт 3:4,5). Отлучение от Бога и Его воли было целью сатаны и в И. Иисуса (Мф 4:1-11; Лк 4:1-13), Который был искушаем, как и мы, но остался безгрешным (Евр 4:15). Благодаря Своей победе Он может помогать тем, кто подвергается И. (Евр 2:18). Под И. и соблазном подразумеваются также гонения за Евангелие (Деян 20:19; 1Пет 4:12, 13), к-рых неокрепшая, не готовая к страданию вера может не выдержать (Мк 4:17; Лк 8:13). Здесь Господь дает обетование сохранить того, кто "сохранил слово (Его) терпения", от "годины искушения" (Откр 3:10); этой защиты верующий просит и в молитве см. Отче наш (Мф 6:13; Лк 11:4);

2) человек искушает Бога, когда обращается к Нему не с доверит. просьбами, а с упреками и требованиями (Втор 6:16), или же полагает, что может скрыть от Него истину (Деян 5:8,9). Искушать Бога значит не признавать Его власти и относиться к Его словам с неверием, сомнением и непослушанием (Исх 17:7; Чис 14:22; Втор 6:16,17; Деян 15:10; 1Кор 10:9; ср. Ис 7:12).

Исмаил

Исмаил (евр. Йишмаэл, "Бог услышит"):

1) сын Ацела и потомок Ионафана (1Пар 8:38; 9:44);

2) еврей из колена Иуды, отец Зевадии, бывшего во времена Иосафата главным судьей по светским делам (2Пар 19:11);

3) сын Иегоханана, участвовавший в свержении Гофолии (2Пар 23:1);

4) сын Нефании, внук Елишамы, принадлежавший к цар. роду. Он убил Годолию (см. Гедалия, 4), к-рого Навуходоносор назначил своим наместником в Иудее (4Цар 25:22-26; Иер 40:7 - 41:18). К убийству его подтолкнул царь аммонитян Ваалис (Иер 40:14). Тогда же И. убил евреев, бывших с Годолией в Массифе, и находившихся там же халдейских воинов (Иер 41:3). На след. после расправы день в город пришли ничего не подозревавшие люди из Сихема, Силома и Самарии, следовавшие в Иерусалим; из 80 человек только десятерым И. сохранил жизнь Захватив оставшихся в живых жителей Массифы, И. покинул город и направился к аммонитянам. Но Иоанан, сын Карея, и сопровождавшие его военач. бросились за ним в погоню и, настигнув его у пруда в Гаваоне, освободили угнанный им народ. Однако И. с восемью сообщниками укрылся у аммонитян (ст. 10-15);

5) священник из рода Пашхура, женившийся на язычнице (Езд 10:22).

Исмахия

Исмахия (евр. Йисмахьяху, "Яхве поддержит, поможет"), левит, современник Езекии (2Пар 31:13).

Испания

Испания упоминается только в Рим 15:24, 28, где Павел говорит о своем замысле отправиться туда после посещения Римской церкви. В замечании Климента Римского (96 г. по Р.Х.) содержится намек на то, что Павел исполнил свое намерение, но иных точных и надежных сведений об этом не имеется.

Исповедание, исповедовать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исполины

I.

Представители племен людей, отличавшихся необычайно высоким ростом. С остатками этих племен израильтяне столкнулись при покорении Ханаана. До моавитян и аммонитян на вост. берегу Иордана жили емимы и замзумимы (Втор 2:10 и след.,20 и след.). Во времена Авраама И. жили в Аштероф-Карнаиме (Быт 14:5); землей И. считался и Васан (Втор 3:13, в Синод. пер. пропущены слова евр. текста: "Всю эту часть Васана называли землей Рефаимов"). Последним представителем древнего населения Васана во времена покорения Ханаана израильтянами был царь Ог (ст. 11: Нав 12:4; 13:12). На зап. берегу Иордана израильтяне столкнулись с Енаковыми сынами (см. Енаковы сыны), жившими в горах, и изгнали их; остатки енакимов отступили в землю Филистимскую, в Газу, Геф и Азот (Ашдод) (Чис 13:32 и след.; Нав 11:21 и след.; 17:15). Несколько И. участвовало в сражениях Давида с фи-листимлянами (1Цар 17:4; 2Цар 21:16-22; 1Пар 20:4-8). Евр. название этих племен - рефаим (этим же словом обозначены духи умерших, пребывающие в царстве мертвых, Иов 26:5; Пс 87:11, в Синод. пер. - "мертвые"; Ис 14:9 и др.); о них также напоминает название долины Рефаимов (см. Долина Рефаимов). В Быт 15:20 И. названы среди других жителей Ханаана; но поскольку их нет в списке хананейских племен (Быт 10:15-18), то, видимо, их следует рассматривать как дохананейское население. Данные о росте И. можно получить только из описания Голиафа из Гефа (1Цар 17:4), к-рый был ростом "шести локтей и пяди" (2,925 м), и одного егип. исполина, ростом в пять локтей (2,25 м) (1Пар 11:23). См. также Втор 3:11; II.

в Чис 13:34 сыны Енаковы обозначены как нефилимы (в Синод. пер. - "исполины"), словом, к-рое, кроме назв. места, встречается лишь в Быт 6:4. Согл. этому тексту, нефилимы происходили от смешения "сынов Божиих" с дочерьми человеч. Вопрос о том, кого следует подразумевать под "сынами Божиими", решается по-разному. Распростр. мнение о том, что речь идет о неземных существах, подкрепляется ссылками на Иов 1:6; 2:1; 38:7; Иуд 6 и след. Однако оно противоречит высказыванию Иисуса о сущности ангелов (Мф 22:30), к-рые не могут смешиваться с людьми. Поэтому было высказано предположение о том, что под "сынами Божиими" подразумеваются люди, поклонявшиеся Господу как Богу, но женившиеся на язычницах, безбожных женщинах. Во всяком случае, происхождение племени нефилимов связано с нарушением Божьих установлений.

Исполнять

Исполнять см. Закон см. Обетование.

Исполняться

Исполняться (чем-либо) см. Дух, Святой Дух.

Испуг, ужас

Статья большая, находится на отдельной странице.

Испытание, испытывать

Жизнь каждого человека проходит перед испытующими очами Господа (2Пар 16:9; Пс 10:4). Праведный Судья, перед Которым надлежит дать см. Отчет, ответ, Он испытывает сердца (см. Сердце) и утробы (Иер 11:20; Пс 16:3; 1Фес 2:4). Чтобы выстоять в И., следует научиться различать добро и зло (Евр 5:14). Поэтому верующий призван познавать, "что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим 12:2), что есть лучшее (Флп 1:10), "что благоугодно Богу" (Еф 5:10). Ап. Павел призывал фессалоникийцев: "Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фес 5:21). Верующий должен задавать себе вопрос, в чем заключается воля Господа лично для него и через призму этого испытывать (ср. 1Кор 11:28)собств. веру (2Кор 13:5) и оценивать собств. дела (Гал 6:4). Испытывать надлежит и духов, с тем чтобы узнать, от Бога ли они (1Ин 4:1 и след.; см. Дар, дарование, II,Г,7). Бог Сам испытывает Своих, проводя их вместе с их делами через огонь суда, в к-ром испытывается их вера (1Кор 3:13).

Иссахар

Иссахар (евр. Йиссахар, возм., "наемник"):

1) девятый сын Иакова, его пятый сын от Лии (Быт 30:14-18; 35:23). В благословении Иакова И. назван "ослом крепким, лежащим между протоками вод" (Быт 49:14). Когда он увидел, "что покой хорош, и земля приятна", то "преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани" (Быт 49:15; в благословении Моисея И. упомянут вместе с Завулоном, Втор 33:18 и след.). Это должно характеризовать потомков И. как колено, к-рое смело берется за дела, ведет оживленную торговлю, любит покой и приобретенное торговлей богатство;

2) колено И. и его удел. За период между двумя переписями израил. народа число годных к войне мужчин в колене И. выросло с 54 400 до 64 300 человек; т.о., его колено стало третьим по численности среди израил. колен (Чис 1:29; 26:25). Ко времени правления Давида колено насчитывало 87 тыс. мужчин (1Пар 7:5). Во время странствования по пустыне колено И. располагалось в стане вост. скинии, вместе с коленом Завулона; отправляясь в путь, они выступали первыми (Чис 2:39). Область, предназнач. И. в Ханаане, описана в Нав 19:17-23. Ее граница на востоке проходила по Геннисаретскому озеру и Иордану, на юге и западе область граничила с землей Манассии, на севере - с уделами Завулона и Неффалима. Удел И. охватывал большую часть Изреельской равнины, в него же входила и гора Фавор. Из его городов наиб. известными были Изреель и Сунем. Ряд городов в уделе И. принадлежал колену Манассии (Нав 17:11). Кр. того, левиты, в частн. сыны Гирсона, владели в уделе И. четырьмя городами (Нав 21:6,28 и след.). Колено И. поддержало Девору и Варака в войне против Иавина и Сисары (Суд 5:15). Из колена И. происходили судья Фола (Суд 10:1 и след.) и израил. царь Вааса (3Цар 15:27). Мужчины из колена И. вместе с другими израильтянами воцарили на трон Давида (1Пар 12:32), а после заката Северного царства приняли участие в празднике Пасхи, к-рый устроил Езекия (2Пар 30:18). В пророчестве Иезекииля И. получит удел в земле обетованной между Симеоном и Завулоном (Иез 48:25 и след.). Среди 144 тыс. запечатленных из 12 колен Израилевых присутствуют и 12 тыс. из колена И. (Откр 7:7);

3) седьмой сын Овед-Едома, левитский привратник во времена Давида (1Пар 26:5).

Иссоп

Растение. Собственно И. (Hyssopus officinalis) в Палестине не встречается, поэтому, когда в Библии речь идет об И., исследователи предполагают, что имеется в виду один из видов майорана, а именно (Origanum maru). Майоран относится к губоцветным (Labiatae). В Египте и Палестине он растет повсюду, в т.ч. и как поросль на стенах зданий (3Цар 4:33). Его травянистые стебли достигают длины прим. в 1 м, образуя вверху кустообразное разветвление, к-рым и воспользовались стражники у креста Иисуса, чтобы закрепить губку (Ин 19:29). Этот куст с мелкими листьями используется при совершении обрядов - для кропления (Лев 14:4-7; Чис 19:18), а также как кисть при помазании кровью пасх. агнца (Исх 12:22). Наряду с этим библ. И. нередко отождествляют с сорго обыкнов. (Sorghum vulgare), стебель к-рого почти вдвое длиннее, чем у (Origanum maru); другие особенности сорго также совпадают с библ. сведениями об И.

Исступление

Исступление (греч. экстасис, досл. "стоять вне (себя)" ), состояние "вне тела" (2Кор 12:2-4). В состоянии И. человеку становятся внятны божеств. откровения. (см. Видение см. Явление.) В НЗ рассказывается о том, как подобные откровения получали апостолы Петр (Деян 10:10; 11:5) и Павел (Деян 22:17; 2Кор 12:2-4). Когда апостолами во время молитвы овладевало И., они, внимая Божьим откровениям, видимо, переставали воспринимать окружающий мир. см. Взятие на небо.

Истина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Источная жила

Источная жила, месторождение горной породы, содержащей серебро (Иов 28:1).

Источник

Источник см. Колодец Иакова см. Едом (3).

Истреблять, истребление

Истреблять, истребление см. Губить, истреблять, губитель, истребитель, гибель, погибель, пагуба, истребление.

Истукан

Истукан см. Идол, идолослужение.

Истязатель

Истязатель, специально назначенный человек (Мф 18:34), подвергавший истязуемых бичеванию и пыткам, как правило, с целью принудить их к признанию (ср. Деян 22:24). см. Бичевание, палки.

Исход

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исцеление больных

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исцеление, лечение, врачевание, выздоровление

I.

Слова, связанные с процессом лечения, исцеления, часто употребляются в Библии не только в прямом значении (Нав 5:8; 2Пар 21:18; см. Врач), но и в метафорич., когда говорится о восстановлении учрежденного Богом порядка. Это относится к И. тела: Бог исцеляет женщин в доме Авимелеха от бесплодия (Быт 20:17), а Мариамь - от проказы (Чис 12:13 и след.); Он исцеляет "все недуги" наши (Пс 102:3); Иисус исцеляет больных (Мф 14:14), "хромых, слепых, немых, увечных и иных многих" (Мф 15:30), а также одержимых бесами (Мф 12:22; см. Исцеление больных).

II.

В метафорич. значении умерщвление и оживление, поражение и И. часто служат образом Божьих деяний - карающих или милующих (Втор 32:39; Иов 5:18; Ос 6:1). Бог может поразить целый народ, и его никто не сможет излечить (Иер 14:19; 15:18), но Он же исцеляет, залечивает раны (Иер 30:17) и разбитые сердца (Пс 146:3; Лк 4:18; ср. Иез 34:4; Зах 11:16). Если люди обращаются к Господу (Ис 19:22), Он исцеляет их непокорность и отпадение (Иер 3:22; Ос 14:5). При этом И. означает прощение греха и его последствий (2Пар 7:14; Пс 40:5; 102:3; Ис 53:5; 1Пет 2:24). Но там, где непокорность проявляется вновь и вновь, не может быть ни И., ни прощения, ни пощады (2Пар 36:16).

Исчисление

Исчисление см. Считать, исчисление.

Италия, италийский

I.

Первонач., в V в. до Р.Х., название "Италия" относилось лишь к тер., располож. в юж. части Апеннинского полуо-ва (Бруттия, совр. Калабрия); лишь со II в. до Р.Х. оно стало обозначать тер., к-рую занимает совр. Италия.

II.

В рим. войске формировались особые отряды из воинов, имевших рим. гражданство или, как минимум, родившихся в Италии. Уроженцы метрополии, добровольно записавшиеся на воен. службу, они считались наиб. преданными и надежными. Во времена ап. Павла в Кесарии стоял гарнизон численностью в 3 тыс. человек, включавший 500 всадников и 5 пехотных частей. Одна из этих частей, т.наз. "италийский полк" (Деян 10:1), первонач. состояла из рим. граждан. Однако это название не означает, что все воины полка были выходцами из Италии. Названия за полками обычно сохранялись, даже если состав воинов со временем менялся.

III.

Акила и Прискилла покинули Рим, когда "Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима" (Деян 18:2), но позднее они вновь возвратились туда (Рим 16:3,4). Когда ап. Павел потребовал "суда у кесаря", он был отправлен на александрийском корабле из Мир Ликийских в Италию (Деян 27:1,6). Его путешествие из Путеола в Рим описано в Деян 28:13-16. Когда в Евр 13:24 говорится: "Приветствуют вас италийские", то, вероятно, подразу-меваются христиане, уроженцы Италии, знакомые автору послания, но находящиеся в это время за ее пределами.

Итритянин

Итритянин (Ифриянин), уроженец см. Иаттира.

Иттай

Иттай (Еффей) (возм., кр. ф-ма от "Бог (или Господь) со мной"):

1) сын Рибая из Гивы Вениаминовой, один из храбрых у Давида (2Цар 23:29; 1Пар 11:31);

2) гефянин, к-рый вместе с 600 филистимлянами состоял на службе у Давида и сохранил ему верность во время восстания Авессалома (2Цар 15:18-22; 18:2,5).

Итту-Кацин

Итту-Кацин, погран. город в уделе Завулона (Нав 19:13); по мнению Ф.М.Абеля, его следует искать в Кафр-Канне, что в 7 км сев.-вост. Назарета. По преданию рим.-католич. церкви, И.-К. - это та самая Кана Галилейская, где происходила свадьба, на к-рую был приглашен Иисус (Ин 2:1).

Итурея

Название И. связывают с именем Иетура, сына Измаила (Быт 25:15). В 1Пар 5:19 Иетуром названы его потомки, от этого слова в эллинистич. период произошло название "И." (Лк 3:1). Греч. историк и географ Страбон описывает дикие племена итурейцев, разбойничавших в горах Антиливана. Главным городом итурейцев была Халкида в долине Бекаа. Во времена, предшествовавшие воцарению Ирода Великого, они образовали Итурейское царство (сев. Палестины), вклю-чающее также Трахонитскую область, Ватанею и Авран, к-рые позднее вошли в состав владений четвертовластника см. Филиппа. В 24 г. до Р.Х. Август отнял эти области у поко-ренного Римом итурейского царя и подарил их Ироду. При разделе царства Ирода Великого они отошли к Филиппу. В Лк 3:1 Филипп именуется четвертовластником в И. и Трахонитской области. Эти названия можно перевести с греч. и как "Трахонитская Итурея". Можно также предположить, что Лука назвал только часть тер., находившейся под властью Филиппа. Во всяком случае, это свидетвует о том, что евангелист был хорошо осведомлен о политич. событиях того времени.

Иувал

Иувал (евр. "стремление", "умножение"), потомок Каина, сын Ламеха, изобрел струнные и духовые муз. инструменты (Быт 4:21).

Иуда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иудеи, иудаизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иудейская пустыня

Иудейская пустыня см. Иудейские горы.

Иудейские горы

Иудейские горы на востоке омываются Мертвым морем, а на западе граничат с доли-ной Шефела (прибрежной равниной). Юж. окончание И.Г. находится прим. в 25 км юж. Хеврона; на севере, у Иерусалима, они переходят в гору Ефрема. И.Г. напоминают по форме крышу, вост. край к-рой отвесно спускается к Мертвому морю (эта область называется также Иудейской пустыней), а запад. - плавно переходит в плодородную долину Шефела. "Конек" этой "крыши", Иудейское нагорье, в нек-рых местах имеет ширину лишь 1-3 км. Высота И.Г. в юж. части (у Хеврона) достигает 900 м. Сев. Хеврона находится главная вершина - Джебель-эль-Батрак (1025 м). Нагорье у Вифлеема и Иерусалима (сев. часть И.Г.) имеет высоту примерно 750 м, над ним возвышается Масличная гора, высота к-рой более 800 м. К И.Г. обычно относят область, располож. сев. Иерусалима - до горы Эль-Асур (1011 м), находящейся между Силомом и Вефилем. Далее И.Г. переходят в гору Ефрема и в Самарийское нагорье.

Иудея

1) в Синод. пер. ВЗ название "Иудея" часто используется как синоним названия "Иуда", обозначающего удел колена Иуды, а также Южное царство, образовавшееся после распада единого Израильского царства при царе Ровоаме. Собственно же И. позднее стала называться область в окрестностях Иерусалима, заселенная иудеями после их возвращения из вавил. плена. Именно эта И. имеется в виду в Мф 2:1, где она противопоставляется Галилее, в к-рой также было селение с названием Вифлеем. О ней же идет речь в Мк 1:5, где упоминаются "вся страна Иудейская" и Иерусалим;

2) в политико-адм. отношении И. - это область, располож. юж. Самарии; вместе они образовывали рим. провинцию Палестину, куда временно входила и Галилея. Граница между И. и Самарией проходила через Антипатриду, по долинам Вади-Дер-Баллут и Вади-Ишар, мимо Арумы, до Кореи у Вади-Фариа. Вост. границу образовывал Иордан. Юж. границы области точно не известны. Именно в этом, втором значении название И. употребляется в Лк 5:17; Ин 4:3. В 63 г. до Р.Х. И. оказалась под властью римлян, но лишь в 6-41 гг. и после 44 г. по Р.Х. она непосредств. управлялась рим. прокуратором. см. Ирод Великий см. Архелай см. Ирод Агриппа I;

3) в Деян 2:9 под И., видимо, подразумевается область в Сирии, населенная иудеями.

Иудифь

Иудифь см. Апокрифы.

Иуды послание

Иуды послание см. Послание Иуды.

Иуй

Иуй см. Иегу (2).

Иуст

Иуст (лат. Юстус, "справедливый"):

1) прозвище Иосифа Варсавы (см. Варсава) (Деян 1:23);

2) прозвище христианина из Коринфа, полное имя к-рого - Титий Иуст. Его дом находился рядом с синагогой (Деян 18:7);

3) см. Иисус (3).

Иушав-Хесед

Иушав-Хесед (евр. "милость возвратится"), сын Зоровавеля (1Пар 3:20).

Ифамар

Ифамар (евр. Итамар), младший сын Аарона (Исх 6:23; 1Пар 24:1). И. был посвящен в священники вместе с Аароном, Надавом, Авиудом и Елеазаром (Исх 28:1; Лев 8:13). Под его надзором левиты считали, сколько золота, серебра или бронзы было использовано для сооружения скинии (Исх 38:21). И. должен был осуществлять надзор за служением левитов из семейств Гирсона и Мерари, к-рым было поручено переносить скинию во время странствования израильтян по пустыне (Чис 4:21-33). (О потомках И. см. в 1Пар 24:3-6.) Священник из рода И. упоминается и в период после возвращения из вавил. плена (Езд 8:2). Должность первосвященника, начиная с см. Илия, по неизвестным причинам на нек-рое время перешла к потомкам И. Но в результате смещения см. Авиафара она была передана Садоку и т.о. возвращена роду Елеазара.

Ифдия

Ифдия (евр. Йифдейя, "Яхве избавит"), вениамитянин, сын Шашака (1Пар 8:25).

Ифиил

Ифиил (евр. Итиэл, возм., "Бог со мной"), вениамитянин, предок Саллу (Неем 11:7).

Ифла

Ифла (от евр. "подвешивать"), город в уделе колена Дана (Нав 19:42), к-рый упоминается вместе с Аиалоном и Елоном. Его местоположение точно не установлено.

Ифма

Ифма (евр. Йитма, "сирота"), моавитянин, один из храбрых у Давида (1Пар 11:46).

Ифнан

Ифнан (евр. "дар"), город в Негеве (Нав 15:23), неподалеку от Кедеса (3), Гацора (3) и Зифа (2). Возм., это совр. Эль-Джебарийе, располож. в непосредств. близости от Вади-Умм-Этнана, прим. в 30 км сев.-вост. Кадеш-Барнеа. см. Гацор (3).

Ифран

Ифран (евр. Йитран), значение то же, что и у имени Иефер:

1) сын Дишона, внук хоррея Сеира (Быт 36:26; 1Пар 1:41);

2) см. Иефер (4).

Ифреам

Ифреам (Иефераам) (евр. Йитреам, возм., "избыток народа"), шестой сын Давида, рожденный Эглой (Аглаей) в Хевроне (2Цар 3:5; 1Пар 3:3).

Ифрияне

Ифрияне, иуд. род, живший в Кириаф-Иариме (1Пар 2:53).

Ифриянин

Ифриянин см. Итритянин.

Ифтах-Ел

Ифтах-Ел ("Бог избавит, освободит"), долина на границе между уделами Асира и Завулона (Нав 19:14,27). Вероятно, это совр. долина Эль-Баттуф (новоевр. Бикат-Бет-Нетофа), протянувшаяся с востока на запад и находящаяся сев. Румманы (Бет-Риммона см. Риммон, 2). Возм., древнее название долины сохранилось в названии возвышающего-ся сев. нее холма Телль-Джефат (возм., Иотапата, упоминаемая Иосифом Флавием; новоевр. Йодфат).

Иффах

Иффах, город в Шефеле (Нав 15:43), возм., совр. Таркумия, располож. в 10 км сев.-зап. Хеврона. см. Низкие места.

Ихавод

Ихавод (Иохавед) (согл. 1Цар 4:21 "бесславие", "отошла слава"), сын Финееса и внук Илия. При его рождении мать получила весть о смерти мужа и свекра, а также об утрате ковчега завета, к-рый захватили филистимляне. Поэтому, умирая, она дала сыну имя И. (1Цар 4:19-22; 14:3).

Ихубба

Ихубба (евр. Хубба, возм., кр. ф-ма от Хаваии, "спрятанный", "укрытый"), израильтянин из колена Асира, потомок Берии (1Пар 7:34).

Ицгар

Ицгар (евр. Йицхар, "елей"), левит, сын Каафа, отец Корея. Его потомки образовали один из родов колена Левия (Исх 6:18; Чис 3:19,27; 16:1; 1Пар 6:18,38).

Ишбак

Ишбак (евр. Йишбак, "оставленный"), сын Авраама и Хеттуры (Быт 25:2; 1Пар 1:32), родоначальник одного из араб. племен.

Ишбах

Ишбах (евр. Йишбах, "он восхвалит", "восхваляет"), еврей из колена Иуды, основатель города Ештемоа (1Пар 4:17 - в Синод. пер. Ешфемоа - сын И.).

Ишва

Ишва (евр. Йишва, от "быть равным", "становиться равным"), второй сын Асира (Быт 46:17; 1Пар 7:30). Полагают, что он умер бездетным, т.к. о роде, носящем имя И., ничего не известно (в Чис 26:44 в евр. тексте говорится не "от Ишвы поколение Ишвино", как в Синод. пер., а "от Ишви род Ишва").

Ишви

Ишви (Иессуи) (евр. Йишви, "равный мне", "подобный мне"):

1) третий сын Асира. Его потомки образовали один из родов колена Асира (Быт 46:17; Чис 26:44; 1Пар 7:30);

2) сын Саула (1Цар 14:49). Вероятно, он умер в юном возрасте, т.к. его имя не упоминается ни в 1Цар 31:2, ни в 1Пар 8:33; 9:39.

Ишгод

Ишгод (евр. Ишход, "человек, полный жизненной силы"), израильтянин из колена Манассии, сын Молехеф (1Пар 7:18).

Иший

Иший (Ишьи) (евр. Йиши, "мое спасение, моя помощь - Бог"):

1) еврей из колена Иуды, сын Афаима (1Пар 2:31);

2) еврей из колена Иуды, отец Зохефа (1Пар 4:20);

3) глава рода в полуколене Манассии (1Пар 5:24);

4) еврей из колена Симеона. Четверо его сыновей победили амаликитян у горы Сеир и поселились там (1Пар 4:42).

Ишимиил

Ишимиил (евр. Йесимиэл, "Бог положит (установит)"), князь из колена Симеона (1Пар 4:36).

Ишма

Ишма (евр. Йишма, "(Бог) услышит", кр. ф-ма от имени Исмаил), еврей из колена Иуды, сын Етама (1Пар 4:3).

Ишмаия

Ишмаия (евр. Йишмайя, "Яхве слышит, услышит"):

1) гаваонитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:4);

2) сын Овадии, начальник над коленом Завулона во времена Давида (1Пар 27:19).

Ишмерай

Ишмерай (евр. Йишмерай, кр. ф-ма от "Он (Бог) сохранит"), вениамитянин, сын Елпаала (1Пар 8:18).

Ишохаия

Ишохаия (евр. Йешохайя, возм., "живая сущность"), князь колена Симеона, современник Езекии (1Пар 4:36).

Ишпан

Ишпан (евр. Йишпан), вениамитянин, сын Шашака (1Пар 8:22).

Ишфа

Ишфа (евр. Йишпа, "лысый"), вениамитянин, сын Берии (1Пар 8:16).

Ишшия

Ишшия (Ишшияху) (евр. Йишшийя, Йишшийяху, "сущность Господня"):

1) пятый сын Израхии, правнук Иссахара (1Пар 7:3);

2) вениамитянин, присоединившийся к Давиду в Секелаге (1Пар 12:6);

3) левит из рода Каафа (1Пар 23:20; 24:25);

4) сын Рехавии, потомок Моисея (1Пар 24:21; ср. 23:17);

5) потомок Харима, оставивший свою жену-язычницу (Езд 10:31).

Ишшияху

Ишшияху см. Ишшия (2).

Ишьи

Ишьи см. Иший (3).

Предыдущая страница Следующая страница