Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЕЛ"-"ХУШ")
Хелефеи и Фелефеи см. Телохранители см. Давид см. Филистимляне. |
Хелец (кр. ф-ма от "(Бог) вырвал, спас"): 1) см. Пелонитянин, начальник седьмого отделения войска Давида (1Пар 27:10); 2) сын Азарии, отец Елеасы из колена Иуды (1Пар 2:39). |
Хелкаф ("поле", "участок поля"), левитский город в уделе Асира (Нав 19:25; 21:31; 1Пар 6:60). Вероятно, его следует искать в нижнем течении Кишона (библ. Киссона). А.Альт полагает, что Х. - это холм Телль-Харбадж, однако англ. археологи считают, что под названным холмом скрыты руины см. Харошеф-Гоима. |
Хелкаф-Хаццурим ("поле камней, валунов" или "поле, на котором кололи друг друга в бока"), местность у Гаваонского пруда (2Цар 2:16). |
Хелкия (евр. Хилкия, Хилкияху, "доля, достояние - Господь"): 1) левит из рода Мерари (1Пар 6:45); 2) сын Хосы, другой потомок Мерари, живший во времена Давида (1Пар 26:11); 3) отец Елиакима, царедворец во времена царя Езекии (Ис 22:20; 36:3); 4) священник из Анафофа, отец пр. Иеремии (Иер 1:1); 5) отец Гемарии, современника Иеремии (Иер 29:3); 6) сын Селлума (Шаллума) (1Пар 6:13; Езд 7:1 и след.), первосвященник во времена царя Иосии. Х. нашел в храме книгу Закона - Книгу Завета - и поддерживал царя в проведении реформ (4Цар 22:3 - 23:25; 2Пар 34:8 - 35:19); 7) священник и глава одной из семей священников, возвр. из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:7,21); 8) один из тех, кто стоял рядом с Ездрой, когда тот зачитывал Закон (Неем 8:4); 9) (евр. Хелкай), священник, живший во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:15). |
Хелон ("сильный"), отец см. Елиава (1) (Чис 1:9 и др.). |
Хелув (евр. Келув, "корзина, клетка (для птиц)" ), отец Езрия, надзиравшего за земледельцами царя Давида (1Пар 27:26; ср. 1Пар 4:11). |
Хемдан (от евр. "находить что-либо желанным"), см. Хоррей, сын Дишона (Быт 36:26; 1Пар 1:41). |
Хенаана (евр. Кенаана, возм., связано с Ханааном): 1) вениамитянин, сын Билгана (1Пар 7:10); 2) отец лжепророка Седекии, современника Ахава (3Цар 22:11; 2Пар 18:10). |
Хенадад ("сострадание Хадада"): 1) левит, потомки к-рого возвратились из плена вместе с Зоровавелем (Езд 3:9); 2) отец Баввая, начальника Кеильского полуокруга (Неем 3:18). |
Хенани (евр. Кенани, кр. ф-ма от Хенания), левит, современник Неемии (Неем 9:4). |
Хенания (евр. Кенанья, Кенаньяху, "Господь укрепил, усилил"), левит из рода Ицгара, начальник левитов и учитель пения во времена Давида. Х. участвовал в переносе ковчега завета из дома Овед-Едома в Иерусалим. Позднее он и его сыновья были судьями и писцами вне Иерусалима (1Пар 15:22,27; 26:29). |
Херан (евр. Керан), см. Хоррей, сын Дишона (Быт 36:26; 1Пар 1:41). |
Херес ("солнце"): 1) название города Хар-Херес правильнее было бы перевести как "солнечная гора", а не "гора Херес", как это сделано в Синод. пер. (Суд 1:35). Этот город предположит. тождествен Ир-Шемешу (Нав 19:41), к-рый называют также см. Вефсамисом (Нав 15:10). Возм., Х. находился на месте совр. Хирсы, располож. в 2,5 км юго-вост. Яло (Аялона); 2) возвышенность Х., откуда Гедеон вернулся, одержав победу над мадианитянами (Суд 8:13). Ученые предполагают, что она находится на Дарб-эль-Мнекка, дороге, ведущей из Дамаска в г. Деръа (библ. Едреи) и далее проходящей через Вади-Сирхан (см. Суд 8:11). |
Херет, лес в уделе Иуды. Здесь Давид скрывался от Саула (1Цар 22:5). Возм., это Харас - местность вост. Кеилы, где отдельные участки земли покрыты зарослями кустарника. |
Хереш, левит, один из сыновей Мерари, после возвращения из вавил. плена живший в Иерусалиме (1Пар 9:15). |
Херуб-Аддан см. Херув-Аддон. |
Херув-Аддон (Херуб-Аддан), город в Вавилонии (Езд 2:59; Неем 7:61). Иудеи, во время плена наход. в Х.-А., по возвращении на родину не могли привести доказат-ва своей принадлежности к народу Израиля. Местоположение этого города неизвестно. Однако из док-тов "торгового дома Мурашу", найденных в Ниппуре и относящихся к периоду 464-401 гг. до Р.Х., следует, что в Х.-А. проживало много иудеев. Это были иудеи, к-рые остались в городе после того, как часть переселенцев ушла из него вместе с Зоровавелем. Возм., существование в Ниппуре большой иуд. колонии указывает на то, что названные в Езд 2:59 города, и среди них Х.-А., следует искать в той же местности. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Хет см. Хеттеи. |
Хетлон, погран. город на северо-западе земли обетованной, располож. в Сирии и упоминаемый в одном ряду с см. Дамаском, см. Емафом и см. Беротом (Иез 47:15; 48:1). Местоположение Х. установить невозможно; ученые высказывали предположение, что это совр. Хейтела, прим. в 32 км сев.-вост. Триполи. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Хеттура (евр. Кетура, "окутанная благовонием"), вторая жена см. Авраама, на к-рой он женился после смерти Сарры (Быт 25:1-6). Ее сыновья и внуки перечислены в 1Пар 1:32 и след. |
I: 1) сын Галаада из колена Манассии; его потомки составили род Х. (Чис 26:32; 27:1); 2) сын Ахшура, отца Фекои из колена Иуды (1Пар 4:5 и след.); 3) уроженец Махеры, один из храбрых у Давида (1Пар 11:36). II. Ханаан. город, имевший собств. царя (Нав 12:17); Х. входил в третий адм. округ Соломона (3Цар 4:10). Ученые полагают, что Х. находился на месте совр. Ибсара, располож. в долине Вади-эль-Хаварит, что простирается на равнине Шарон (Сарон), или на месте совр. Тул-Карма, юж. Сохо (Сокхофа). |
Хефциба (евр. Хейци-Вах, "к ней мое расположение"), мать царя Манассии (4Цар 21:1) |
Хецрой (Хецрай) (евр. Хецро, Хецрай, "стройный"), кармилитянин (см. Кармилитянин, кармилитянка), один из храбрых у Давида (2Цар 23:35; 1Пар 11:37). |
Хецрон (Есром) ("стройный"). I: 1) третий сын Рувима (Быт 46:9; Чис 26:6); его потомки образуют один из родов рувимлян; 2) сын Фареса, внук Иуды (Быт 46:12). Его потомки, образующие один из родов в колене Иуды (Чис 26:21), перечислены в 1Пар 2:9 - 3:24; 4:3-7. К ним относятся Давид и представители цар. рода Иудеи. II. Местность на юж. границе удела Иуды, находящаяся зап. Кадес-Варни (Нав 15:3). Местоположение неизвестно. |
Хешмон, город в уделе Иуды (Нав 15:27), располагавшийся между Хацар-Гаддой (см. Хацар-Гадда) и см. Веф-Палетом. Его местоположение неизвестно. |
Хиддекель см. Тигр (Хиддекель). |
Хидон (возм., "копье (для метания)" ), название гумна (1Пар 13:9), к-рое находилось на пути из Кириаф-Иарима в Иерусалим. Здесь Господь поразил Озу смертью за то, что тот протянул руку к ковчегу завета. В 2Цар 6:6 это место названо "гумно Нахоново". Его местонахождение неизвестно. |
Хижина см. Дом, строительство дома, см. Шатер, см. Скиния. |
Хизкий (евр. Хизки, кр. ф-ма от Езекии - евр. Хизкия), вениамитянин, сын Елпаала (1Пар 8:17). |
Хилен см. Холон. |
Хилеон (евр. Килйон), младший сын Елимелеха и Ноемини, муж Орфы (Руфь 1:2,5). |
Химам, селение близ Вифлеема, упомянутое в Иер 41:17. |
Химафей (евр. Хамати). В Синод. пер. (Быт 10:18)Х. - имя одного из сыновей Хама, однако в большинстве совр. переводов слово Хамати обозначает жителей Хамата (библ. Емафа). |
Хиннареф см. Киннереф. |
Хиннароф см. Киннереф. |
Хиос, остров зап. Смирны. Во время своего третьего миссионерского путешествия ап. Павел направился из Митилины в Самос, плывя между Х. и побережьем (Деян 20:15). |
Хира, ханаан. друг Иуды (см. Иуда 1), родом из Одоллама (Быт 38:1,12). |
Хирам (кр. ф-ма от Ахирама, "(мой) брат возвышен"): 1) царь Тира (см. Финикийцы), к-рого называют Хирамом I (в отличие от другого тир. царя Хирама, правившего во времена Кира). В Библии Х. упоминается как друг Давида и его сына Соломона. Еще до рождения Соломона (см. 2Цар 7) Х. поставлял Давиду древесный материал, посылал своих плотников и каменщиков для строит-ва дворца в Иерусалиме (2Цар 5:11). Х. оказывал Соломону помощь в сооружении храма (3Цар 5) и, согл. 3Цар 9:10 и след., был еще жив через 24 года после вступления Соломона на престол (сооружение храма началось на 4-м году царствования Соломона). Это противоречит данным Иосифа Флавия, к-рый говорит лишь о 34 годах царствования Х., восшедшего, по его словам, на престол 19-летним, что опять же исключает продолжительное совместное правление с его отцом Авиваалом (Абибалом). Вероятно, даты, к-рые Иосиф Флавий заимствовал у Дия и Менандра, оказались неточными. Х., согл. их данным, царствовал в 979-945 гг. или (согл. У.Ф.Олбрайту) - в 969-936 гг. до Р.Х. Он ежегодно поставлял Соломону для строит-ва храма кедр и кипарис в обмен на 20 тыс. коров пшеницы и 20 тыс. коров (780 гектолитров) оливкового масла (3Цар 5:8 и след.; 2Пар 2). Кр. того, Соломон получил от Х. золото, общий вес к-рого составил сто двадцать талантов (ок. 4000-4400 кг). По окончании строит. работ Соломон в благодарность за услуги предложил Х. 20 городов в Галилее. Но тирский царь, осмотрев их, отказался от подарка. Отсюда название этой земли - Кавул; значение этого названия не установлено (3Цар 9:10-14). Х. помог Соломону и при оснащении морской экспедиции в Офир (ст. 26-28; 2Пар 8:17 и след.). Полагают, что впоследствии Соломон выплатил Х. долги и выкупил города, к-рые были отданы в залог, на что, видимо, указывает 2Пар 8:2. Х. расширил пределы Тира и украсил его постройками. Выступив в союзе с Израилем, он, не забывая о собств. интересах, помог Давиду и Соломону во многих их начинаниях; 2) сын некой вдовы из колена Неффалима. Отец Х. был родом из Тира (3Цар 7:13 и след.); в 2Пар 2:13 и след. его матерью названа "женщина из дочерей Дановых". Возм., она была родом из Дана, города, находившегося недалеко от удела колена Неффалима, и в первом браке была замужем за израильтянином из колена Неффалима, а во втором - за неким тирянином. Х. был сыном от второго брака и проживал в Тире; он, как и его отец, выполнял работы по меди при отделке храма Соломона (3Цар 7:13-17; 2Пар 4:11-16). |
Х. служит для сокрытия злого умысла (Исх 1:10; Нав 9:3 и след.). Мастер Х. - сатана, к-рый под личиной друга совращает людей к непослушанию Богу (Быт 3:1-7; Еф 6:11). Х. исходит от дьявола, а коварный человек - сын дьявола (Деян 13:10). |
Хиттимские острова см. Киттим, земля Китийская, острова Хиттимские. |
Хифлис, селение в уделе Иуды, в Шефеле (Нав 15:40). Х. отождествляли с Хирбет-эль-Макхазом, лежащим в 30 км зап. Хеврона, а также с местом вблизи Еглона или Бейт-Джибрина (Елевферополя). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Хлеб предложения, стол для хлебов предложения (досл. "хлеб перед лицом"). I. Х.П. - это 12 хлебов, улож. в два ряда, по 6 в ряд, на особом столе в святилище вместе с ливаном (ладаном) (Лев 24:6 и след.). Число 12 соответствовало 12 коленам Израиля. Х.П. пекли левиты. Каждую субботу хлебы от предыдущего приношения заменяли свежими, а прежние ели священники в святилище (Исх 25:30; Лев 24:5,9). Согл. 1Пар 9:32, левиты из рода см. Каафа должны были надзирать за Х.П. и отвечать за их изготовление (см. 1Пар 23:29; 2Пар 13:11). Священник из Номвы отдал Х.П. Давиду, когда тот спасался бегством от Саула (1Цар 21:4 и след.). Об этом Иисус напомнил фарисеям, когда порицал их закоснелое законничество (Мф 12:1-4). II: 1) стол для Х.П. стоял в скинии (см. Скиния), на сев. стороне, в помещении, называемом Святое, напротив светильника (Исх 40:22). Он был дл. в 2 локтя, шир. в 1 локоть и выс. в 1,5 локтя. Стол был изготовлен из дерева см. Ситтим и покрыт пластинами из чистого золота. Его край был обнесен золотым венцом. Стол окружали стенки шириной в ладонь, предположит. на середине высоты или внизу, вокруг ножек стола. В углах стола, у ножек, были укреплены золотые кольца, через к-рые продевались позолоч. шесты из дерева ситтим. Когда стол несли, его держали за эти шесты (Исх 25:23-30). Во время см. Странствование в пустыне левиты должны были нести стол Х.П., соблюдая точные предписания (Чис 4:7 и след.); 2) в то время как в 3Цар 7:48; 2Пар 29:18 говорится только об одном столе для Х.П., в 1Пар 28:16; 2Пар 4:19, где речь идет о см. Храм Соломона, упоминается несколько таких столов, очевидно десять (ст. 8), в соотв. с десятью светильниками (ст. 7). Но, видимо, лишь один из них служил для Х.П. Во втором храме стол для Х.П. был изготовлен заново во время восстания Маккавеев (1Мак 4:49), после того как первый стол исчез при разграблении, учин. Антиохом Эпифаном (1Мак 1:23). Стол Х.П. из Иродова храма был привезен Титом в Рим, его изображение поместили на триумф. арке Тита; 3) к принадлежностям стола для Х.П. относились след. предметы: блюда (см. Блюдо), на к-рых, видимо, подавали хлебы, кадильницы (см. Сковорода) для воскурения см. Ливана, винные чаши и кружки для совершения жертвы возлияния (Исх 25:29; Чис 4:7). |
Хлебная ржавчина (ржа), болезнь, поражающая зеленые злаки, вызывается грибками, споры которых покрывают колосья черным, коричневым или красноватым налетом. На пораженных ржавчиной колосьях зерна не развиваются. Во Втор 28:22; 3Цар 8:37; 2Пар 6:28; Ам 4:9; Агг 2:17 хлебная ржавчина названа Божьей карой. |
Хлебное приношение см. Жертва. |
Хлебодар, хлебопек см. Хлеб. |
Хлев см. Животноводство. |
Хлоя ("зеленая (трава)" ). От "Хлоиных (домашних)" Павел узнал о спорах внутри общины в Коринфе (1Кор 1:11). Эти "Хлоины" были, вероятно, рабами или вольноотпущенниками, а Х. - неизвестная женщина, к-рая могла жить в Эфесе (где Павлом было написано Первое послание к Коринфянам) или в Коринфе; неясно, была ли она христианкой. |
Хова, город "по левую сторону" (т.е. к северу) от Дамаска (Быт 14:15). Прим. в 80 км от Дамаска было обнаружено место с источником, к-рый и поныне называется Х. В док-тах из архива Телль-Амарны также упоминается некая местность с названием Убе, к-рую ученые отождествляют с Х. |
Ховав (от евр. "быть хитрым" или "любить"), мадианитянин, сын Рагуила, брат Сепфоры и родственник Моисея (Чис 10:29). По просьбе Моисея, Х. сопровождал израильтян в качестве проводника во время их странствования по пустыне. В Ханаане Х. со своим семейством поселился в уделе колена Иуды, к югу от Арада; его потомки, см. Кенеяне, оставались там вплоть до времен Саула и Давида (Суд 1:16; 4:11; 1Цар 15:6; 27:10; 30:29). |
Ховаия см. Хабайя (Ховаия). |
Ховар (вавил. нару кабару), большой канал в Вавилонии, на берегах к-рого поселились иуд. переселенцы (Иез 1:1; 3:15). Предположит. речь идет о судоходном естеств. протоке Евфрата вблизи Вавилона, совр. Шатт-эн-Ниле. |
Хогла ("куропатка"), дочь см. Салпаада из колена Манассии (Чис 26:33; 27:1; 36:11; Нав 17:3). |
Ходатай, один из возм. переводов греч. слова параклетос "помощник", "защитник, выступающий в суде на стороне истца или ответчика". В Ин 14:16,26; 15:26; 16:7 это слово переводится как "утешитель". Согл. 1Ин 2:1, Иисус Христос ходатайствует за нас перед Своим небесным Отцом. см. Посредник. |
Ходатайство см. Молитва. |
Ходеша (евр. Ходеш, "новая луна"), жена вениамитянина Шегараима (1Пар 8:9). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Хозева (от евр. "лгать", "обманывать"), город в уделе Иуды, в местности Шефела (1Пар 4:22), предположит. тождествен Хезиву (Быт 38:5)и Ахзиву (Нав 15:44); возм., это совр. Хирбет-Кувейциба, находящийся в 10 км сев.-вост. Хеврона. |
Холм Божий см. Гива (5). |
Холм обрезания (евр. Аралот, "крайние плоти"). В Нав 5:3 Х.О. назван холм вблизи того места, где израильтяне впервые расположились станом после того, как перешли че-рез р. Иордан (см. Галгал). Здесь Иисус Навин приказал подвергнуть обрезанию всех молодых израильтян, родившихся во время странствования в пустыне. |
Холм Финееса см. Гива (4). |
Холон, город в уделе Иуды, переданный священникам (Нав 15:51; 21:15). В 1Пар 6:58, вероятно, в результате ошибки переписчика он назван Хиленом. Предположит. - это совр. Хирбет-Алин, в 2,5 км сев.-вост. Адоллама. |
Хонания (евр. Конаньяху, "Господь укрепил, дал силы"): 1) левит, к-рый во времена Езекии был ответственным за приношения, десятины и пожертвования (2Пар 31:12 и след.); 2) один из начальников левитов во времена Иосии (2Пар 35:9). |
Хор-Агидгад (Гудгод), место, где израильтяне располагались станом во время см. Странствование в пустыне (Чис 33:32 и след.; Втор 10:7). Его местонахождение неизвестно, хотя упоминаемые в Библии названия местностей позволяют предположить, что речь идет о горных районах зап. Аравы. |
Хоразин, город, к-рому Иисус высказал Свой укор, ибо его жители не покаялись, видя чудеса, совершенные Им (Мф 11:21; Лк 10:13). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Х. был заброшенной деревней в двух стадиях от Капернаума. Сегодня это Хирбет-Керазе, в 3 км сев. Капернаума - это развалины среди пустынного ландшафта. Руины свидет. о том, что некогда здесь был большой город с роскошной синагогой. Среди обретенных здесь находок - каменное почетное сиденье из синагоги, т.наз. "Моисеево седалище" (Мф 23:2), и столб, очевидно, предназнач. для ларца, в к-ром хранилась Тора. |
Хораф, приток Иордана (3Цар 17:3,5), около к-рого вороны кормили пр. Илию. Возм., это совр. Вади-эль-Ябис, вост. приток Иордана, впадающий в него прим. в 12 км юго-вост. Бейт-Шеана (библ. Беф-Сана). |
Хорашан (евр. Бор-Ашан, "коптильня"), город на юге удела Иуды (1Цар 30:30), возм., идентичный см. Ашану (1). |
Хорем, укреп. город в уделе Неффалима, местоположение к-рого точно не известно (Нав 19:38). |
Хори (возм., аккад. "ребенок"): 1) сын Лотана, внук хоррея Сеира (см. Хорреи) (Быт 36:22; 1Пар 1:39); 2) отец израил. соглядатая Сафата (Чис 13:6). |
Хорив (возм., "засуха", "запустение"), гора Божья (Исх 3:1; Втор 1:6; 4:10; 3Цар 8:9; 19:8; Пс 105:19). Если судить по перечисленным стихам Библии, то Х. является вторым названием горы см. Синай. Однако Х. упоминается уже в Исх 17:6, а рассказ о том, как израильтяне через Рефидим подошли к Синаю, приведен только в Исх 19:1 и след. Но ни здесь, ни в других местах о Х. не говорится как об отдельной горе; в Исх 17:6 упоминается "скала в Хориве", поэтому нек-рые ученые предполагают, что название "Х." обозначает горную местность с главной вершиной Синай. Такое решение вопроса кажется самым простым, тем более, что в евр. языке понятия "гора" и "горная местность" обозначаются одним словом. |
Хорма (значение связано с понятием "подвергать кого-либо изгнанию, заклятию"), город на юге удела Иуды (Чис 14:45; 21:3; Нав 15:30; 1Цар 30:30), древний Цефаф (Суд 1:17) и, возм., совр. Хирбет-эль-Месас, располож. юго-вост. Беэр-Шевы. Поскольку в Нав 12:14; Суд 1:16 и след. Х. упоминается вместе с см. Арадом, то "место" (Чис 21:3), к-рое израильтяне назвали Х., не может быть тождественно Араду, как полагают нек-рые исследователи. Возм., название "Х." прилагается здесь ко всей области вокруг Арада или к месту решающего сражения. |
Хоровод см. Танец, пляски, хоровод, ликование. |
Хоронаим (Оронаим) ("дыра", "нора"), город в Моаве (Ис 15:5; Иер 48:5), возм., совр. Эль-Арак, в 12 км юж. Кир-Харешета. Здесь берет свое начало ручей Эн-Нумера, название к-рого созвучно названию "Нимрим" (Ис 15:6; Иер 48:34). |
Хоронит, прозвище см. Санаваллата (Неем 2:10,19), к-рое говорит о нем как о человеке из Беф-Орона либо из Хоронаима. В последнем случае Санаваллат был бы моавитянином (см. Моавитяне). В пользу первого предположения высказывается Иосиф Флавий, называющий его самарянином (см. Самаряне). |
Хорошие Пристани (греч. калой лименес, "красивые бухты" или "гавани"), стоянка судов у юж. берега Крита (Деян 27:8) вблизи города Ласеи. |
Хорреи упоминаются в ВЗ как жители Ханаана (Быт 14:6; 36:20 и след.,29 и след.; Втор 2:12,22). Они жили на горе Сеир и были изгнаны оттуда потомками Исава, эдомитянами (см. Эдомитяне, идумеи). Евр. название Х. - хори - истолковывалось ранее как "обитатели пещер" или отождествлялось с хару, егип. обозначением жителей Сирии и Палестины. Однако нек-рые ученые высказывали предположения, что слово "Х." связано со словом харри, встречающимся в надписях Богазкея (см. Хеттеи). В наст. время Х. отождествляют также с хурритами, родиной к-рых была тер., находящаяся юж. Кавказских гор. Ок. 2400 г. до Р.Х. хурриты вторглись в Северную Месопотамию, прежде всего в земли, располож. вост. Тигра. Позднее они ассимилировались с ассирийцами, жестокость и воинственность к-рых иногда объясняют их смешением с хурритами. Памятники хурритской письменности, обнаруженые при раскопках в Телль-Амарне, Богазкее, Рас-Шамре и Мари, дали много нового и интересного для исторической науки. Важнейшие для понимания библ. текстов хурритские источники представлены глиняными табличками из города Нузы, в Сев. Месопотамии. Они относятся к XV в. до Р.Х. - тогда Нуза входила в гос-во Митанни - и позволяют по-новому взглянуть на многие подробности из жизни патриархов. Царству Митанни, располагавшемуся в верхнем течении Евфрата, где хурриты составляли преобладающий элемент, удалось в период между 1450-1350 гг. до Р.Х. подчинить себе Ассирию. Правители Митанни вели также войну с Египтом, но позднее, подвергшись совместному нападению хеттов и ассирийцев, они стали искать помощи у Египта. Закат царства Митанни приходится на время правления ассир. царя Салмана-сара I (ок. 1274-1245 гг. до Р.Х.). |
1) левитский привратник из рода Мерари, современник Давида (1Пар 16:38; 26:10 и след.,16); 2) город на сев. границе удела Асира, вблизи Тира (Нав 19:29); по мнению Дальмана, - совр. Рашидия, находящаяся в 4 км юж. Тира. |
Хофам (евр. Хотам, "печать"): 1) израильтянин из колена Асира, внук Берии (1Пар 7:32); 2) см. Ароерянин, два сына к-рого названы в Библии среди храбрых у Давида (1Пар 11:44). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Храмовая стража см. Сторож (хранитель) см. Левиты (III) см. Привратник (II). |
1) см. Сокровищница, хранилище; 2) со времени вавил. плена иудеи имеют обыкновение перед молитвой привязывать ремнями ко лбу и к руке две кожаные коробочки (евр. тефиллин). К этим коробочкам, или Х. (Мф 23:5), люди относились как к амулетам. В коробочке, к-рую привязывают ко лбу, имеются четыре отделения, в которых хранятся четыре полоски пергамента с текстами из Закона: Исх 13:3-10; 13:11-16; Втор 6:4-9; 11:13-21. В коробочке, к-рая закрепляется на руке, находится одна полоска, содержащая все четыре текста. Основанием для ношения Х. стали буквально понимаемые иудеями места из Закона - Исх 13:9,16; Втор 6:8; 11:18. Надевая тефиллин, иудеи свидет-вуют о своей причастности к Богу Израиля. |
Хризолит см. Драгоценные камни. |
Последователи Иисуса Христа впервые были названы Х. в Антиохии Сирийской в 43 г. по Р.Х. (Деян 11:26). Несмотря на то, что первонач. это слово употреблялось противниками Благой Вести, вскоре оно стало общеупотребительным. Тем не менее в НЗ оно встречается еще только дважды (Деян 26:28; 1Пет 4:16). |
Христос см. Иисус Христос. |
Хуб, народ, упоминаемый только в Иез 30:5. Он как-то связан с Египтом, и, вероятно, место его обитания следует искать вблизи границ этой страны. |
Хуза (евр. Куза, "кувшин", "кружка"), домоправитель Ирода Антипы. Его жена Иоанна служила ученикам Иисуса "своим имением" (Лк 8:3). |
Хуккок (возм., "участок поля", "поле"), селение в уделе Неффалима (Нав 19:34), предположит. совр. Якук, находящийся вблизи Джебель-Хабакбука, сев.-зап. Киннерета (новоевр. Хукок). |
Хул, сын Арама (Быт 10:23; 1Пар 1:17). Полагают, что местом расселения потомков Х. был район оз. Хуле, или Хулия, область на границе с Арменией. |
I. Х. - это оскорбление к.-л. словом (Лев 24:11; Пс 58:8) или делом (Притч 14:31), а также клеветнич. обвинения (Рим 3:8). Христианин своей жизнью не должен давать повода "к злоречию" (1Тим 5:14). II. Библия заповедует воздерживаться от Х. (Еф 4:31; Кол 3:8), в частн., на ближнего (Тит 3:2), на судей и начальников (Исх 22:28). Павел предупреждает об опасности бессмысл. споров, "от которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения" (1Тим 6:4). Виновные в грехе злословия отлучаются от Церкви (1Кор 5:11) и не наследуют Царства Божьего (1Кор 6:10; ср. Мф 15:19). III: 1) за Х. на Бога в ветхозаветные времена полагалась смертная казнь (Лев 24:16; Чис 15:30). После того как свидетели преступления возлагали руки на голову хулителя в знак подтверждения его вины, приговоренного к смерти побивали камнями (Лев 24:10-16,23; 3Цар 21:10,13). Богохульство - это злословие Имени Господа (Лев 24:11), открытое глумление над Богом (Ис 36:18-20; 37:1-4), неповиновение Божьим установлениям (Чис 16:3,30), игнорирование Божьей воли, явленной в Его Законе (Ис 5:24; ср. Деян 6:11,13), неверие и непослушание (Иез 20:27), обращение к другим богам (см. Идол, идолослужение; Иез 20:27 и след.). В Деян 26:11 под "хулением" подразумевается отречение от веры; 2) грехи народа Божьего (2Цар 12:14; Рим 2:24; ср. Притч 14:31) и христиан служат причиной того, что злословию подвергаются имя (1Тим 6:1) и Слово Божьи (Тит 2:5), учение Господа (1Тим 6:1), путь истины (2Пет 2:2) и труд Божьих служителей (2Кор 6:3); 3) богохульствует также человек, приписывающий себе качества и достоинства, присущие лишь Господу. Обвинив Иисуса в том, что Он отпускал грехи и называл себя Сыном Божьим (Мф 9:3; Ин 10:36), иудеи вынесли Ему смертный приговор (Мф 26:65). Во свидет-во услышанного богохульства люди разрывали одежду (см. Одежда) (Мк 14:63,64) и затыкали уши (Деян 7:57); 4) любая Х. может быть прощена (Мф 12:31,32; Лк 12:10; ср. 1Тим 1:13), но только не Х., возводимая на Св. Духа. Согл. Мк 3:28-30, в этом случае мы имеем дело с сознат. неприятием явных и несомненных деяний Св. Духа и приписыванием их духу нечистому; 5) злословие "высших", к-рое допускали лжеучителя (2Пет 2:10,11; Иуд 8-10), было, вероятно, направлено против падших ангелов. |
Хумта, город в уделе Иуды (Нав 15:54), упомянутый вместе с Афекой (см. Афека) и см. Кириаф-Арбы; местонахождение Х. неизвестно. |
Хупим см. Хуфам. |
Хуппим см. Хуфам. |
Хур (Ор) (возм., аккад. "ребенок"): 1) израильтянин из колена Иуды (Исх 31:2; 1Пар 2:19 и след.), отец Урия и дед см. Веселиила. От трех других сыновей Х. (в Синод. пер. - Халев) произошли жители Кириаф-Иарима, Вифлеема и Бефгадера (ст. 50 и след.); 2) с вышеназв. Х., видимо, не следует отождествлять Хура (в Синод. пер. - Ор), о к-ром говорится в Исх 17:10-12; 24:14. Согл. более позднему иуд. преданию (Иосиф Флавий), он был мужем Мариами. Х. вместе с Аароном поддерживает руки Моисея, молящегося во время битвы с амаликитянами. Моисей назначил его и Аарона своими заместителями и верховными судьями на время восхождения на гору Синай; 3) один из убитых израильтянами мадиамских царей (Чис 31:8), к-рые были зависимы от аморрейского царя Сигона (Нав 13:21); 4) отец Бен-Хура, приставника Соломона на горе Ефремовой (3Цар 4:8); 5) отец Рефаии, начальника полуокруга Иерусалимского во времена Неемии (Неем 3:9). |
Хурай, израильтянин из Нагале-Гааша (1Пар 11:32). Вероятно, то же лицо, что и см. Иддай. |
Хурам см. Хуфам. |
Хурий (евр. Хури, возм., аккад. "ребенок"), израильтянин из колена Гадова, сын Иароаха, отец Авихаила (1Пар 5:14). |
Хус см. Хуш (3). |
Хусарсафем (евр. Кушан-Ришатайим (искаж. имя неустановленного историч. лица)). Месопотамский царь, угнетавший израильтян (Суд 3:8-20). Евр. слово, обозначающее Месопотамию, подразумевает не всю ее тер., а только сев.-зап. области, где был расположен Харран. Больше об этом царе ничего не известно. Существуют предположения, что это был властелин царства Митанни или Эдома. От ига Х. израильтян освободил судья Гофониил. |
Хусий см. Хушай. |
Хусий, Хусия (евр. Куши): 1) предок Иегудия, жившего во времена пр. Иеремии (Иер 36:14); 2) отец пр. Софонии (Соф 1:1). |
Хусия см. Хусий. |
Хуфам, сын или потомок Вениамина, родоначальник одного из родов вениамитян (Чис 26:39). Согл. Быт 46:21, Х. может быть тождествен Хуппиму (Хупиму), к-рый назван в 1Пар 7:12,15 сыном Ира. Возм., Х. идентичен Хураму, упомянутому в 1Пар 8:5. |
Хуш (возм., "западня"), предположит. город в Иудее, жители к-рого были потомками Езера (1Пар 4:4); возм., это совр. Хосан, в 6 км зап. Вифлеема. Хушатяне были выходцами из Х. (2Цар 21:18; 23:27). |
Хуш, Хус (евр. Куш): 1) земля Х. (в науч. лит-ре - Куш; в Синод. пер., как правило, - Ефиопия, Пс 67:32), располагавшаяся юж. Египта, т.е. Нубия и граничащие с ней области (тер. совр. Судана), - это та земля, к-рую антич. авторы называют Эфиопией. Высокорослые, славившиеся воин. мастерством жители этой земли (Ис 18:2) отличались темным цветом кожи, поэтому пророк вопрошает, "может ли Ефиоплянин переменить кожу свою?" (Иер 13:23). Авдемелех, вызволивший пр. Иеремию из ямы (Иер 38:7 и след.), и крещенный Филиппом евнух (Деян 8:27 и след.) были жителями земли Х. В отдельные историч. периоды Эфиопское царство в Нубии достигало расцвета; его столицами были Напата и Мероэ. Нубийцам даже удавалось на время устанавливать свое господство над Египтом; XXV династия фараонов была нубийского происхождения. Ефиоплянином был и фараон Тахарка (библ. Тиргак - 4Цар 19:9). Периоды расцвета Эфиопского царства чередовались с периодами его упадка. В новозаветные времена власть здесь находилась в руках цариц, к-рые носили титул "кандакия" (Деян 8:27); 2) старший сын Хама (Быт 10:6-8; 1Пар 1:8-10), родоначальник араб. народов и предок Нимрода; 3) вениамитянин, противник Давида (Пс 7:1). |
I. Хушай (евр. Хуппа, "защитный кров", "покой невесты"), руководитель 13-й чреды певцов в храме во времена Давида (1Пар 24:13). II. Хушай (Хусий), архитянин (см. Архитяне) (ср. Нав 16:2), друг царя см. Давида (2Цар 15:37; 1Пар 27:33), отец Вааны, одного из приставников Соломона (3Цар 4:16). Как доверенное лицо Давида, Х. сыграл решающую роль во время восстания Авессалома: сделав вид, что переходит на сторону бунтовщиков, он "расстроил совет Ахитофела" и через сыновей священников послал Давиду предостережение (2Цар 15:32-37; 16:16-19; 17:5-23). |
Хушам, царь Эдома, выходец из земли феманитян (см. Фемавитяне) (Быт 36:34 и след.; 1Пар 1:45 и след.). |
Хушатянин см. Хуш. |
I. Хушим, сын Дана (Быт 46:23). В Чис 26:42 он назван Шухамом. II. Хушим (Хушима): 1) потомок Вениамина (1Пар 7:12); 2) жена вениамитянина Шегараима, мать Авитура и Елпаала (1Пар 8:8,11). |
Хушима см. Хушим (I.2). |