Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЕЛ"-"ХУШ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХЕЛ"-"ХУШ")

Хелефеи и Фелефеи

Хелефеи и Фелефеи см. Телохранители см. Давид см. Филистимляне.

Хелец

Хелец (кр. ф-ма от "(Бог) вырвал, спас"):

1) см. Пелонитянин, начальник седьмого отделения войска Давида (1Пар 27:10);

2) сын Азарии, отец Елеасы из колена Иуды (1Пар 2:39).

Хелкаф

Хелкаф ("поле", "участок поля"), левитский город в уделе Асира (Нав 19:25; 21:31; 1Пар 6:60). Вероятно, его следует искать в нижнем течении Кишона (библ. Киссона). А.Альт полагает, что Х. - это холм Телль-Харбадж, однако англ. археологи считают, что под названным холмом скрыты руины см. Харошеф-Гоима.

Хелкаф-Хаццурим

Хелкаф-Хаццурим ("поле камней, валунов" или "поле, на котором кололи друг друга в бока"), местность у Гаваонского пруда (2Цар 2:16).

Хелкия

Хелкия (евр. Хилкия, Хилкияху, "доля, достояние - Господь"):

1) левит из рода Мерари (1Пар 6:45);

2) сын Хосы, другой потомок Мерари, живший во времена Давида (1Пар 26:11);

3) отец Елиакима, царедворец во времена царя Езекии (Ис 22:20; 36:3);

4) священник из Анафофа, отец пр. Иеремии (Иер 1:1);

5) отец Гемарии, современника Иеремии (Иер 29:3);

6) сын Селлума (Шаллума) (1Пар 6:13; Езд 7:1 и след.), первосвященник во времена царя Иосии. Х. нашел в храме книгу Закона - Книгу Завета - и поддерживал царя в проведении реформ (4Цар 22:3 - 23:25; 2Пар 34:8 - 35:19);

7) священник и глава одной из семей священников, возвр. из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:7,21);

8) один из тех, кто стоял рядом с Ездрой, когда тот зачитывал Закон (Неем 8:4);

9) (евр. Хелкай), священник, живший во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:15).

Хелон

Хелон ("сильный"), отец см. Елиава (1) (Чис 1:9 и др.).

Хелув

Хелув (евр. Келув, "корзина, клетка (для птиц)" ), отец Езрия, надзиравшего за земледельцами царя Давида (1Пар 27:26; ср. 1Пар 4:11).

Хемдан

Хемдан (от евр. "находить что-либо желанным"), см. Хоррей, сын Дишона (Быт 36:26; 1Пар 1:41).

Хенаана

Хенаана (евр. Кенаана, возм., связано с Ханааном):

1) вениамитянин, сын Билгана (1Пар 7:10);

2) отец лжепророка Седекии, современника Ахава (3Цар 22:11; 2Пар 18:10).

Хенадад

Хенадад ("сострадание Хадада"):

1) левит, потомки к-рого возвратились из плена вместе с Зоровавелем (Езд 3:9);

2) отец Баввая, начальника Кеильского полуокруга (Неем 3:18).

Хенани

Хенани (евр. Кенани, кр. ф-ма от Хенания), левит, современник Неемии (Неем 9:4).

Хенания

Хенания (евр. Кенанья, Кенаньяху, "Господь укрепил, усилил"), левит из рода Ицгара, начальник левитов и учитель пения во времена Давида. Х. участвовал в переносе ковчега завета из дома Овед-Едома в Иерусалим. Позднее он и его сыновья были судьями и писцами вне Иерусалима (1Пар 15:22,27; 26:29).

Херан

Херан (евр. Керан), см. Хоррей, сын Дишона (Быт 36:26; 1Пар 1:41).

Херес

Херес ("солнце"):

1) название города Хар-Херес правильнее было бы перевести как "солнечная гора", а не "гора Херес", как это сделано в Синод. пер. (Суд 1:35). Этот город предположит. тождествен Ир-Шемешу (Нав 19:41), к-рый называют также см. Вефсамисом (Нав 15:10). Возм., Х. находился на месте совр. Хирсы, располож. в 2,5 км юго-вост. Яло (Аялона);

2) возвышенность Х., откуда Гедеон вернулся, одержав победу над мадианитянами (Суд 8:13). Ученые предполагают, что она находится на Дарб-эль-Мнекка, дороге, ведущей из Дамаска в г. Деръа (библ. Едреи) и далее проходящей через Вади-Сирхан (см. Суд 8:11).

Херет

Херет, лес в уделе Иуды. Здесь Давид скрывался от Саула (1Цар 22:5). Возм., это Харас - местность вост. Кеилы, где отдельные участки земли покрыты зарослями кустарника.

Хереш

Хереш, левит, один из сыновей Мерари, после возвращения из вавил. плена живший в Иерусалиме (1Пар 9:15).

Херуб-Аддан

Херуб-Аддан см. Херув-Аддон.

Херув-Аддон

Херув-Аддон (Херуб-Аддан), город в Вавилонии (Езд 2:59; Неем 7:61). Иудеи, во время плена наход. в Х.-А., по возвращении на родину не могли привести доказат-ва своей принадлежности к народу Израиля. Местоположение этого города неизвестно. Однако из док-тов "торгового дома Мурашу", найденных в Ниппуре и относящихся к периоду 464-401 гг. до Р.Х., следует, что в Х.-А. проживало много иудеев. Это были иудеи, к-рые остались в городе после того, как часть переселенцев ушла из него вместе с Зоровавелем. Возм., существование в Ниппуре большой иуд. колонии указывает на то, что названные в Езд 2:59 города, и среди них Х.-А., следует искать в той же местности.

Херувимы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хет

Хет см. Хеттеи.

Хетлон

Хетлон, погран. город на северо-западе земли обетованной, располож. в Сирии и упоминаемый в одном ряду с см. Дамаском, см. Емафом и см. Беротом (Иез 47:15; 48:1). Местоположение Х. установить невозможно; ученые высказывали предположение, что это совр. Хейтела, прим. в 32 км сев.-вост. Триполи.

Хеттеи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хеттура

Хеттура (евр. Кетура, "окутанная благовонием"), вторая жена см. Авраама, на к-рой он женился после смерти Сарры (Быт 25:1-6). Ее сыновья и внуки перечислены в 1Пар 1:32 и след.

Хефер

I:

1) сын Галаада из колена Манассии; его потомки составили род Х. (Чис 26:32; 27:1);

2) сын Ахшура, отца Фекои из колена Иуды (1Пар 4:5 и след.);

3) уроженец Махеры, один из храбрых у Давида (1Пар 11:36).

II.

Ханаан. город, имевший собств. царя (Нав 12:17); Х. входил в третий адм. округ Соломона (3Цар 4:10). Ученые полагают, что Х. находился на месте совр. Ибсара, располож. в долине Вади-эль-Хаварит, что простирается на равнине Шарон (Сарон), или на месте совр. Тул-Карма, юж. Сохо (Сокхофа).

Хефциба

Хефциба (евр. Хейци-Вах, "к ней мое расположение"), мать царя Манассии (4Цар 21:1)

Хецрой

Хецрой (Хецрай) (евр. Хецро, Хецрай, "стройный"), кармилитянин (см. Кармилитянин, кармилитянка), один из храбрых у Давида (2Цар 23:35; 1Пар 11:37).

Хецрон

Хецрон (Есром) ("стройный").

I:

1) третий сын Рувима (Быт 46:9; Чис 26:6); его потомки образуют один из родов рувимлян;

2) сын Фареса, внук Иуды (Быт 46:12). Его потомки, образующие один из родов в колене Иуды (Чис 26:21), перечислены в 1Пар 2:9 - 3:24; 4:3-7. К ним относятся Давид и представители цар. рода Иудеи.

II.

Местность на юж. границе удела Иуды, находящаяся зап. Кадес-Варни (Нав 15:3). Местоположение неизвестно.

Хешмон

Хешмон, город в уделе Иуды (Нав 15:27), располагавшийся между Хацар-Гаддой (см. Хацар-Гадда) и см. Веф-Палетом. Его местоположение неизвестно.

Хиддекель

Хиддекель см. Тигр (Хиддекель).

Хидон

Хидон (возм., "копье (для метания)" ), название гумна (1Пар 13:9), к-рое находилось на пути из Кириаф-Иарима в Иерусалим. Здесь Господь поразил Озу смертью за то, что тот протянул руку к ковчегу завета. В 2Цар 6:6 это место названо "гумно Нахоново". Его местонахождение неизвестно.

Хижина

Хижина см. Дом, строительство дома, см. Шатер, см. Скиния.

Хизкий

Хизкий (евр. Хизки, кр. ф-ма от Езекии - евр. Хизкия), вениамитянин, сын Елпаала (1Пар 8:17).

Хилен

Хилен см. Холон.

Хилеон

Хилеон (евр. Килйон), младший сын Елимелеха и Ноемини, муж Орфы (Руфь 1:2,5).

Химам

Химам, селение близ Вифлеема, упомянутое в Иер 41:17.

Химафей

Химафей (евр. Хамати). В Синод. пер. (Быт 10:18)Х. - имя одного из сыновей Хама, однако в большинстве совр. переводов слово Хамати обозначает жителей Хамата (библ. Емафа).

Хиннареф

Хиннареф см. Киннереф.

Хиннароф

Хиннароф см. Киннереф.

Хиос

Хиос, остров зап. Смирны. Во время своего третьего миссионерского путешествия ап. Павел направился из Митилины в Самос, плывя между Х. и побережьем (Деян 20:15).

Хира

Хира, ханаан. друг Иуды (см. Иуда 1), родом из Одоллама (Быт 38:1,12).

Хирам

Хирам (кр. ф-ма от Ахирама, "(мой) брат возвышен"):

1) царь Тира (см. Финикийцы), к-рого называют Хирамом I (в отличие от другого тир. царя Хирама, правившего во времена Кира). В Библии Х. упоминается как друг Давида и его сына Соломона. Еще до рождения Соломона (см. 2Цар 7) Х. поставлял Давиду древесный материал, посылал своих плотников и каменщиков для строит-ва дворца в Иерусалиме (2Цар 5:11). Х. оказывал Соломону помощь в сооружении храма (3Цар 5) и, согл. 3Цар 9:10 и след., был еще жив через 24 года после вступления Соломона на престол (сооружение храма началось на 4-м году царствования Соломона). Это противоречит данным Иосифа Флавия, к-рый говорит лишь о 34 годах царствования Х., восшедшего, по его словам, на престол 19-летним, что опять же исключает продолжительное совместное правление с его отцом Авиваалом (Абибалом). Вероятно, даты, к-рые Иосиф Флавий заимствовал у Дия и Менандра, оказались неточными. Х., согл. их данным, царствовал в 979-945 гг. или (согл. У.Ф.Олбрайту) - в 969-936 гг. до Р.Х. Он ежегодно поставлял Соломону для строит-ва храма кедр и кипарис в обмен на 20 тыс. коров пшеницы и 20 тыс. коров (780 гектолитров) оливкового масла (3Цар 5:8 и след.; 2Пар 2). Кр. того, Соломон получил от Х. золото, общий вес к-рого составил сто двадцать талантов (ок. 4000-4400 кг). По окончании строит. работ Соломон в благодарность за услуги предложил Х. 20 городов в Галилее. Но тирский царь, осмотрев их, отказался от подарка. Отсюда название этой земли - Кавул; значение этого названия не установлено (3Цар 9:10-14). Х. помог Соломону и при оснащении морской экспедиции в Офир (ст. 26-28; 2Пар 8:17 и след.). Полагают, что впоследствии Соломон выплатил Х. долги и выкупил города, к-рые были отданы в залог, на что, видимо, указывает 2Пар 8:2. Х. расширил пределы Тира и украсил его постройками. Выступив в союзе с Израилем, он, не забывая о собств. интересах, помог Давиду и Соломону во многих их начинаниях;

2) сын некой вдовы из колена Неффалима. Отец Х. был родом из Тира (3Цар 7:13 и след.); в 2Пар 2:13 и след. его матерью названа "женщина из дочерей Дановых". Возм., она была родом из Дана, города, находившегося недалеко от удела колена Неффалима, и в первом браке была замужем за израильтянином из колена Неффалима, а во втором - за неким тирянином. Х. был сыном от второго брака и проживал в Тире; он, как и его отец, выполнял работы по меди при отделке храма Соломона (3Цар 7:13-17; 2Пар 4:11-16).

Хитрость, хитрый

Х. служит для сокрытия злого умысла (Исх 1:10; Нав 9:3 и след.). Мастер Х. - сатана, к-рый под личиной друга совращает людей к непослушанию Богу (Быт 3:1-7; Еф 6:11). Х. исходит от дьявола, а коварный человек - сын дьявола (Деян 13:10).

Хиттимские острова

Хиттимские острова см. Киттим, земля Китийская, острова Хиттимские.

Хифлис

Хифлис, селение в уделе Иуды, в Шефеле (Нав 15:40). Х. отождествляли с Хирбет-эль-Макхазом, лежащим в 30 км зап. Хеврона, а также с местом вблизи Еглона или Бейт-Джибрина (Елевферополя).

Хлеб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хлеб предложения

Хлеб предложения, стол для хлебов предложения (досл. "хлеб перед лицом").

I.

Х.П. - это 12 хлебов, улож. в два ряда, по 6 в ряд, на особом столе в святилище вместе с ливаном (ладаном) (Лев 24:6 и след.). Число 12 соответствовало 12 коленам Израиля. Х.П. пекли левиты. Каждую субботу хлебы от предыдущего приношения заменяли свежими, а прежние ели священники в святилище (Исх 25:30; Лев 24:5,9). Согл. 1Пар 9:32, левиты из рода см. Каафа должны были надзирать за Х.П. и отвечать за их изготовление (см. 1Пар 23:29; 2Пар 13:11). Священник из Номвы отдал Х.П. Давиду, когда тот спасался бегством от Саула (1Цар 21:4 и след.). Об этом Иисус напомнил фарисеям, когда порицал их закоснелое законничество (Мф 12:1-4).

II:

1) стол для Х.П. стоял в скинии (см. Скиния), на сев. стороне, в помещении, называемом Святое, напротив светильника (Исх 40:22). Он был дл. в 2 локтя, шир. в 1 локоть и выс. в 1,5 локтя. Стол был изготовлен из дерева см. Ситтим и покрыт пластинами из чистого золота. Его край был обнесен золотым венцом. Стол окружали стенки шириной в ладонь, предположит. на середине высоты или внизу, вокруг ножек стола. В углах стола, у ножек, были укреплены золотые кольца, через к-рые продевались позолоч. шесты из дерева ситтим. Когда стол несли, его держали за эти шесты (Исх 25:23-30). Во время см. Странствование в пустыне левиты должны были нести стол Х.П., соблюдая точные предписания (Чис 4:7 и след.);

2) в то время как в 3Цар 7:48; 2Пар 29:18 говорится только об одном столе для Х.П., в 1Пар 28:16; 2Пар 4:19, где речь идет о см. Храм Соломона, упоминается несколько таких столов, очевидно десять (ст. 8), в соотв. с десятью светильниками (ст. 7). Но, видимо, лишь один из них служил для Х.П. Во втором храме стол для Х.П. был изготовлен заново во время восстания Маккавеев (1Мак 4:49), после того как первый стол исчез при разграблении, учин. Антиохом Эпифаном (1Мак 1:23). Стол Х.П. из Иродова храма был привезен Титом в Рим, его изображение поместили на триумф. арке Тита;

3) к принадлежностям стола для Х.П. относились след. предметы: блюда (см. Блюдо), на к-рых, видимо, подавали хлебы, кадильницы (см. Сковорода) для воскурения см. Ливана, винные чаши и кружки для совершения жертвы возлияния (Исх 25:29; Чис 4:7).

Хлебная ржавчина

Хлебная ржавчина (ржа), болезнь, поражающая зеленые злаки, вызывается грибками, споры которых покрывают колосья черным, коричневым или красноватым налетом. На пораженных ржавчиной колосьях зерна не развиваются. Во Втор 28:22; 3Цар 8:37; 2Пар 6:28; Ам 4:9; Агг 2:17 хлебная ржавчина названа Божьей карой.

Хлебное приношение

Хлебное приношение см. Жертва.

Хлебодар, хлебопек

Хлебодар, хлебопек см. Хлеб.

Хлев

Хлев см. Животноводство.

Хлоя

Хлоя ("зеленая (трава)" ). От "Хлоиных (домашних)" Павел узнал о спорах внутри общины в Коринфе (1Кор 1:11). Эти "Хлоины" были, вероятно, рабами или вольноотпущенниками, а Х. - неизвестная женщина, к-рая могла жить в Эфесе (где Павлом было написано Первое послание к Коринфянам) или в Коринфе; неясно, была ли она христианкой.

Хова

Хова, город "по левую сторону" (т.е. к северу) от Дамаска (Быт 14:15). Прим. в 80 км от Дамаска было обнаружено место с источником, к-рый и поныне называется Х. В док-тах из архива Телль-Амарны также упоминается некая местность с названием Убе, к-рую ученые отождествляют с Х.

Ховав

Ховав (от евр. "быть хитрым" или "любить"), мадианитянин, сын Рагуила, брат Сепфоры и родственник Моисея (Чис 10:29). По просьбе Моисея, Х. сопровождал израильтян в качестве проводника во время их странствования по пустыне. В Ханаане Х. со своим семейством поселился в уделе колена Иуды, к югу от Арада; его потомки, см. Кенеяне, оставались там вплоть до времен Саула и Давида (Суд 1:16; 4:11; 1Цар 15:6; 27:10; 30:29).

Ховаия

Ховаия см. Хабайя (Ховаия).

Ховар

Ховар (вавил. нару кабару), большой канал в Вавилонии, на берегах к-рого поселились иуд. переселенцы (Иез 1:1; 3:15). Предположит. речь идет о судоходном естеств. протоке Евфрата вблизи Вавилона, совр. Шатт-эн-Ниле.

Хогла

Хогла ("куропатка"), дочь см. Салпаада из колена Манассии (Чис 26:33; 27:1; 36:11; Нав 17:3).

Ходатай

Ходатай, один из возм. переводов греч. слова параклетос "помощник", "защитник, выступающий в суде на стороне истца или ответчика". В Ин 14:16,26; 15:26; 16:7 это слово переводится как "утешитель". Согл. 1Ин 2:1, Иисус Христос ходатайствует за нас перед Своим небесным Отцом. см. Посредник.

Ходатайство

Ходатайство см. Молитва.

Ходеша

Ходеша (евр. Ходеш, "новая луна"), жена вениамитянина Шегараима (1Пар 8:9).

Ходить

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хозева

Хозева (от евр. "лгать", "обманывать"), город в уделе Иуды, в местности Шефела (1Пар 4:22), предположит. тождествен Хезиву (Быт 38:5)и Ахзиву (Нав 15:44); возм., это совр. Хирбет-Кувейциба, находящийся в 10 км сев.-вост. Хеврона.

Холм Божий

Холм Божий см. Гива (5).

Холм обрезания

Холм обрезания (евр. Аралот, "крайние плоти"). В Нав 5:3 Х.О. назван холм вблизи того места, где израильтяне впервые расположились станом после того, как перешли че-рез р. Иордан (см. Галгал). Здесь Иисус Навин приказал подвергнуть обрезанию всех молодых израильтян, родившихся во время странствования в пустыне.

Холм Финееса

Холм Финееса см. Гива (4).

Холон

Холон, город в уделе Иуды, переданный священникам (Нав 15:51; 21:15). В 1Пар 6:58, вероятно, в результате ошибки переписчика он назван Хиленом. Предположит. - это совр. Хирбет-Алин, в 2,5 км сев.-вост. Адоллама.

Хонания

Хонания (евр. Конаньяху, "Господь укрепил, дал силы"):

1) левит, к-рый во времена Езекии был ответственным за приношения, десятины и пожертвования (2Пар 31:12 и след.);

2) один из начальников левитов во времена Иосии (2Пар 35:9).

Хор-Агидгад

Хор-Агидгад (Гудгод), место, где израильтяне располагались станом во время см. Странствование в пустыне (Чис 33:32 и след.; Втор 10:7). Его местонахождение неизвестно, хотя упоминаемые в Библии названия местностей позволяют предположить, что речь идет о горных районах зап. Аравы.

Хоразин

Хоразин, город, к-рому Иисус высказал Свой укор, ибо его жители не покаялись, видя чудеса, совершенные Им (Мф 11:21; Лк 10:13). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Х. был заброшенной деревней в двух стадиях от Капернаума. Сегодня это Хирбет-Керазе, в 3 км сев. Капернаума - это развалины среди пустынного ландшафта. Руины свидет. о том, что некогда здесь был большой город с роскошной синагогой. Среди обретенных здесь находок - каменное почетное сиденье из синагоги, т.наз. "Моисеево седалище" (Мф 23:2), и столб, очевидно, предназнач. для ларца, в к-ром хранилась Тора.

Хораф

Хораф, приток Иордана (3Цар 17:3,5), около к-рого вороны кормили пр. Илию. Возм., это совр. Вади-эль-Ябис, вост. приток Иордана, впадающий в него прим. в 12 км юго-вост. Бейт-Шеана (библ. Беф-Сана).

Хорашан

Хорашан (евр. Бор-Ашан, "коптильня"), город на юге удела Иуды (1Цар 30:30), возм., идентичный см. Ашану (1).

Хорем

Хорем, укреп. город в уделе Неффалима, местоположение к-рого точно не известно (Нав 19:38).

Хори

Хори (возм., аккад. "ребенок"):

1) сын Лотана, внук хоррея Сеира (см. Хорреи) (Быт 36:22; 1Пар 1:39);

2) отец израил. соглядатая Сафата (Чис 13:6).

Хорив

Хорив (возм., "засуха", "запустение"), гора Божья (Исх 3:1; Втор 1:6; 4:10; 3Цар 8:9; 19:8; Пс 105:19). Если судить по перечисленным стихам Библии, то Х. является вторым названием горы см. Синай. Однако Х. упоминается уже в Исх 17:6, а рассказ о том, как израильтяне через Рефидим подошли к Синаю, приведен только в Исх 19:1 и след. Но ни здесь, ни в других местах о Х. не говорится как об отдельной горе; в Исх 17:6 упоминается "скала в Хориве", поэтому нек-рые ученые предполагают, что название "Х." обозначает горную местность с главной вершиной Синай. Такое решение вопроса кажется самым простым, тем более, что в евр. языке понятия "гора" и "горная местность" обозначаются одним словом.

Хорма

Хорма (значение связано с понятием "подвергать кого-либо изгнанию, заклятию"), город на юге удела Иуды (Чис 14:45; 21:3; Нав 15:30; 1Цар 30:30), древний Цефаф (Суд 1:17) и, возм., совр. Хирбет-эль-Месас, располож. юго-вост. Беэр-Шевы. Поскольку в Нав 12:14; Суд 1:16 и след. Х. упоминается вместе с см. Арадом, то "место" (Чис 21:3), к-рое израильтяне назвали Х., не может быть тождественно Араду, как полагают нек-рые исследователи. Возм., название "Х." прилагается здесь ко всей области вокруг Арада или к месту решающего сражения.

Хоровод

Хоровод см. Танец, пляски, хоровод, ликование.

Хоронаим

Хоронаим (Оронаим) ("дыра", "нора"), город в Моаве (Ис 15:5; Иер 48:5), возм., совр. Эль-Арак, в 12 км юж. Кир-Харешета. Здесь берет свое начало ручей Эн-Нумера, название к-рого созвучно названию "Нимрим" (Ис 15:6; Иер 48:34).

Хоронит

Хоронит, прозвище см. Санаваллата (Неем 2:10,19), к-рое говорит о нем как о человеке из Беф-Орона либо из Хоронаима. В последнем случае Санаваллат был бы моавитянином (см. Моавитяне). В пользу первого предположения высказывается Иосиф Флавий, называющий его самарянином (см. Самаряне).

Хорошие Пристани

Хорошие Пристани (греч. калой лименес, "красивые бухты" или "гавани"), стоянка судов у юж. берега Крита (Деян 27:8) вблизи города Ласеи.

Хорреи

Хорреи упоминаются в ВЗ как жители Ханаана (Быт 14:6; 36:20 и след.,29 и след.; Втор 2:12,22). Они жили на горе Сеир и были изгнаны оттуда потомками Исава, эдомитянами (см. Эдомитяне, идумеи). Евр. название Х. - хори - истолковывалось ранее как "обитатели пещер" или отождествлялось с хару, егип. обозначением жителей Сирии и Палестины. Однако нек-рые ученые высказывали предположения, что слово "Х." связано со словом харри, встречающимся в надписях Богазкея (см. Хеттеи). В наст. время Х. отождествляют также с хурритами, родиной к-рых была тер., находящаяся юж. Кавказских гор. Ок. 2400 г. до Р.Х. хурриты вторглись в Северную Месопотамию, прежде всего в земли, располож. вост. Тигра. Позднее они ассимилировались с ассирийцами, жестокость и воинственность к-рых иногда объясняют их смешением с хурритами. Памятники хурритской письменности, обнаруженые при раскопках в Телль-Амарне, Богазкее, Рас-Шамре и Мари, дали много нового и интересного для исторической науки. Важнейшие для понимания библ. текстов хурритские источники представлены глиняными табличками из города Нузы, в Сев. Месопотамии. Они относятся к XV в. до Р.Х. - тогда Нуза входила в гос-во Митанни - и позволяют по-новому взглянуть на многие подробности из жизни патриархов. Царству Митанни, располагавшемуся в верхнем течении Евфрата, где хурриты составляли преобладающий элемент, удалось в период между 1450-1350 гг. до Р.Х. подчинить себе Ассирию. Правители Митанни вели также войну с Египтом, но позднее, подвергшись совместному нападению хеттов и ассирийцев, они стали искать помощи у Египта. Закат царства Митанни приходится на время правления ассир. царя Салмана-сара I (ок. 1274-1245 гг. до Р.Х.).

Хоса

1) левитский привратник из рода Мерари, современник Давида (1Пар 16:38; 26:10 и след.,16);

2) город на сев. границе удела Асира, вблизи Тира (Нав 19:29); по мнению Дальмана, - совр. Рашидия, находящаяся в 4 км юж. Тира.

Хофам

Хофам (евр. Хотам, "печать"):

1) израильтянин из колена Асира, внук Берии (1Пар 7:32);

2) см. Ароерянин, два сына к-рого названы в Библии среди храбрых у Давида (1Пар 11:44).

Храм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Храмовая подать

Храмовая подать см. Подати (I) см. Меновщик.

Храмовая стража

Храмовая стража см. Сторож (хранитель) см. Левиты (III) см. Привратник (II).

Хранилище

1) см. Сокровищница, хранилище;

2) со времени вавил. плена иудеи имеют обыкновение перед молитвой привязывать ремнями ко лбу и к руке две кожаные коробочки (евр. тефиллин). К этим коробочкам, или Х. (Мф 23:5), люди относились как к амулетам. В коробочке, к-рую привязывают ко лбу, имеются четыре отделения, в которых хранятся четыре полоски пергамента с текстами из Закона: Исх 13:3-10; 13:11-16; Втор 6:4-9; 11:13-21. В коробочке, к-рая закрепляется на руке, находится одна полоска, содержащая все четыре текста. Основанием для ношения Х. стали буквально понимаемые иудеями места из Закона - Исх 13:9,16; Втор 6:8; 11:18. Надевая тефиллин, иудеи свидет-вуют о своей причастности к Богу Израиля.

Хризолит

Хризолит см. Драгоценные камни.

Христианин

Последователи Иисуса Христа впервые были названы Х. в Антиохии Сирийской в 43 г. по Р.Х. (Деян 11:26). Несмотря на то, что первонач. это слово употреблялось противниками Благой Вести, вскоре оно стало общеупотребительным. Тем не менее в НЗ оно встречается еще только дважды (Деян 26:28; 1Пет 4:16).

Христос

Христос см. Иисус Христос.

Хуб

Хуб, народ, упоминаемый только в Иез 30:5. Он как-то связан с Египтом, и, вероятно, место его обитания следует искать вблизи границ этой страны.

Хуза

Хуза (евр. Куза, "кувшин", "кружка"), домоправитель Ирода Антипы. Его жена Иоанна служила ученикам Иисуса "своим имением" (Лк 8:3).

Хуккок

Хуккок (возм., "участок поля", "поле"), селение в уделе Неффалима (Нав 19:34), предположит. совр. Якук, находящийся вблизи Джебель-Хабакбука, сев.-зап. Киннерета (новоевр. Хукок).

Хул

Хул, сын Арама (Быт 10:23; 1Пар 1:17). Полагают, что местом расселения потомков Х. был район оз. Хуле, или Хулия, область на границе с Арменией.

Хула, злословие, злоречие

I.

Х. - это оскорбление к.-л. словом (Лев 24:11; Пс 58:8) или делом (Притч 14:31), а также клеветнич. обвинения (Рим 3:8). Христианин своей жизнью не должен давать повода "к злоречию" (1Тим 5:14).

II.

Библия заповедует воздерживаться от Х. (Еф 4:31; Кол 3:8), в частн., на ближнего (Тит 3:2), на судей и начальников (Исх 22:28). Павел предупреждает об опасности бессмысл. споров, "от которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения" (1Тим 6:4). Виновные в грехе злословия отлучаются от Церкви (1Кор 5:11) и не наследуют Царства Божьего (1Кор 6:10; ср. Мф 15:19).

III:

1) за Х. на Бога в ветхозаветные времена полагалась смертная казнь (Лев 24:16; Чис 15:30). После того как свидетели преступления возлагали руки на голову хулителя в знак подтверждения его вины, приговоренного к смерти побивали камнями (Лев 24:10-16,23; 3Цар 21:10,13). Богохульство - это злословие Имени Господа (Лев 24:11), открытое глумление над Богом (Ис 36:18-20; 37:1-4), неповиновение Божьим установлениям (Чис 16:3,30), игнорирование Божьей воли, явленной в Его Законе (Ис 5:24; ср. Деян 6:11,13), неверие и непослушание (Иез 20:27), обращение к другим богам (см. Идол, идолослужение; Иез 20:27 и след.). В Деян 26:11 под "хулением" подразумевается отречение от веры;

2) грехи народа Божьего (2Цар 12:14; Рим 2:24; ср. Притч 14:31) и христиан служат причиной того, что злословию подвергаются имя (1Тим 6:1) и Слово Божьи (Тит 2:5), учение Господа (1Тим 6:1), путь истины (2Пет 2:2) и труд Божьих служителей (2Кор 6:3);

3) богохульствует также человек, приписывающий себе качества и достоинства, присущие лишь Господу. Обвинив Иисуса в том, что Он отпускал грехи и называл себя Сыном Божьим (Мф 9:3; Ин 10:36), иудеи вынесли Ему смертный приговор (Мф 26:65). Во свидет-во услышанного богохульства люди разрывали одежду (см. Одежда) (Мк 14:63,64) и затыкали уши (Деян 7:57);

4) любая Х. может быть прощена (Мф 12:31,32; Лк 12:10; ср. 1Тим 1:13), но только не Х., возводимая на Св. Духа. Согл. Мк 3:28-30, в этом случае мы имеем дело с сознат. неприятием явных и несомненных деяний Св. Духа и приписыванием их духу нечистому;

5) злословие "высших", к-рое допускали лжеучителя (2Пет 2:10,11; Иуд 8-10), было, вероятно, направлено против падших ангелов.

Хумта

Хумта, город в уделе Иуды (Нав 15:54), упомянутый вместе с Афекой (см. Афека) и см. Кириаф-Арбы; местонахождение Х. неизвестно.

Хупим

Хупим см. Хуфам.

Хуппим

Хуппим см. Хуфам.

Хур

Хур (Ор) (возм., аккад. "ребенок"):

1) израильтянин из колена Иуды (Исх 31:2; 1Пар 2:19 и след.), отец Урия и дед см. Веселиила. От трех других сыновей Х. (в Синод. пер. - Халев) произошли жители Кириаф-Иарима, Вифлеема и Бефгадера (ст. 50 и след.);

2) с вышеназв. Х., видимо, не следует отождествлять Хура (в Синод. пер. - Ор), о к-ром говорится в Исх 17:10-12; 24:14. Согл. более позднему иуд. преданию (Иосиф Флавий), он был мужем Мариами. Х. вместе с Аароном поддерживает руки Моисея, молящегося во время битвы с амаликитянами. Моисей назначил его и Аарона своими заместителями и верховными судьями на время восхождения на гору Синай;

3) один из убитых израильтянами мадиамских царей (Чис 31:8), к-рые были зависимы от аморрейского царя Сигона (Нав 13:21);

4) отец Бен-Хура, приставника Соломона на горе Ефремовой (3Цар 4:8);

5) отец Рефаии, начальника полуокруга Иерусалимского во времена Неемии (Неем 3:9).

Хурай

Хурай, израильтянин из Нагале-Гааша (1Пар 11:32). Вероятно, то же лицо, что и см. Иддай.

Хурам

Хурам см. Хуфам.

Хурий

Хурий (евр. Хури, возм., аккад. "ребенок"), израильтянин из колена Гадова, сын Иароаха, отец Авихаила (1Пар 5:14).

Хус

Хус см. Хуш (3).

Хусарсафем

Хусарсафем (евр. Кушан-Ришатайим (искаж. имя неустановленного историч. лица)). Месопотамский царь, угнетавший израильтян (Суд 3:8-20). Евр. слово, обозначающее Месопотамию, подразумевает не всю ее тер., а только сев.-зап. области, где был расположен Харран. Больше об этом царе ничего не известно. Существуют предположения, что это был властелин царства Митанни или Эдома. От ига Х. израильтян освободил судья Гофониил.

Хусий

Хусий см. Хушай.

Хусий, Хусия

Хусий, Хусия (евр. Куши):

1) предок Иегудия, жившего во времена пр. Иеремии (Иер 36:14);

2) отец пр. Софонии (Соф 1:1).

Хусия

Хусия см. Хусий.

Хуфам

Хуфам, сын или потомок Вениамина, родоначальник одного из родов вениамитян (Чис 26:39). Согл. Быт 46:21, Х. может быть тождествен Хуппиму (Хупиму), к-рый назван в 1Пар 7:12,15 сыном Ира. Возм., Х. идентичен Хураму, упомянутому в 1Пар 8:5.

Хуш

Хуш (возм., "западня"), предположит. город в Иудее, жители к-рого были потомками Езера (1Пар 4:4); возм., это совр. Хосан, в 6 км зап. Вифлеема. Хушатяне были выходцами из Х. (2Цар 21:18; 23:27).

Хуш, Хус

Хуш, Хус (евр. Куш):

1) земля Х. (в науч. лит-ре - Куш; в Синод. пер., как правило, - Ефиопия, Пс 67:32), располагавшаяся юж. Египта, т.е. Нубия и граничащие с ней области (тер. совр. Судана), - это та земля, к-рую антич. авторы называют Эфиопией. Высокорослые, славившиеся воин. мастерством жители этой земли (Ис 18:2) отличались темным цветом кожи, поэтому пророк вопрошает, "может ли Ефиоплянин переменить кожу свою?" (Иер 13:23). Авдемелех, вызволивший пр. Иеремию из ямы (Иер 38:7 и след.), и крещенный Филиппом евнух (Деян 8:27 и след.) были жителями земли Х. В отдельные историч. периоды Эфиопское царство в Нубии достигало расцвета; его столицами были Напата и Мероэ. Нубийцам даже удавалось на время устанавливать свое господство над Египтом; XXV династия фараонов была нубийского происхождения. Ефиоплянином был и фараон Тахарка (библ. Тиргак - 4Цар 19:9). Периоды расцвета Эфиопского царства чередовались с периодами его упадка. В новозаветные времена власть здесь находилась в руках цариц, к-рые носили титул "кандакия" (Деян 8:27);

2) старший сын Хама (Быт 10:6-8; 1Пар 1:8-10), родоначальник араб. народов и предок Нимрода;

3) вениамитянин, противник Давида (Пс 7:1).

Хушай

I. Хушай (евр. Хуппа, "защитный кров", "покой невесты"), руководитель 13-й чреды певцов в храме во времена Давида (1Пар 24:13).

II. Хушай (Хусий), архитянин (см. Архитяне) (ср. Нав 16:2), друг царя см. Давида (2Цар 15:37; 1Пар 27:33), отец Вааны, одного из приставников Соломона (3Цар 4:16). Как доверенное лицо Давида, Х. сыграл решающую роль во время восстания Авессалома: сделав вид, что переходит на сторону бунтовщиков, он "расстроил совет Ахитофела" и через сыновей священников послал Давиду предостережение (2Цар 15:32-37; 16:16-19; 17:5-23).

Хушам

Хушам, царь Эдома, выходец из земли феманитян (см. Фемавитяне) (Быт 36:34 и след.; 1Пар 1:45 и след.).

Хушатянин

Хушатянин см. Хуш.

Хушим

I. Хушим, сын Дана (Быт 46:23). В Чис 26:42 он назван Шухамом.

II. Хушим (Хушима):

1) потомок Вениамина (1Пар 7:12);

2) жена вениамитянина Шегараима, мать Авитура и Елпаала (1Пар 8:8,11).

Хушима

Хушима см. Хушим (I.2).

Предыдущая страница Следующая страница