Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 3, "АНА"-"АСИ")
Анамеил (евр. Ханамэл, "Бог милостив"), сын Саллума и двоюродный брат пр. Иеремии (Иер 32:7). |
Анамеила башня см. Башня Хананэла. |
Анамелех (евр. Анаммелех), наряду с Адрамелехом А. назван божеством Сепарваима (4Цар 17:31), жители к-рого приносили своих детей ему в жертву через сожжение (ср. почитание Молоха). Поскольку невозможно точно определить местонахождение Сепарваима, то остается невыясненным происхождение этого божества. Возм., имеется в виду сир. богиня Анат, в честь к-рой названы нек-рые города в Палестине (ср. Нав 19:38; Суд 1:33; Иер 1:1). Тогда это имя означало бы "Анат - царица", и А. оказалась бы божеством ж. р., супругой Адрамелеха. |
Анамим, народ (в Синод. пер. - "имя человека"), происходивший от Хама и проживавший в Египте или по соседству с ним (Быт 10:6,13; 1Пар 1:8,11). |
1) (вероятно, кр. ф-ма от Анании), израильтянин, к-рый при Неемии от имени своего семейства скрепил печатью обязат-во соблюдать Закон Божий (Неем 10:26); 2) см. Ханан. |
Ананеила башня см. Башня Хананэла. |
Анани (кр. ф-ма от имени "Анания"), сын Елиоеная, потомок Давида (1Пар 3:24). |
Ананий см. Ханани. |
Анания ("Яхве возвысил меня" или "Яхве явился взору, открылся"): 1) дед Азарии (см. Азария) (Неем 3:23); 2) город, в к-ром поселились вениамитяне по возвращении из вавил. плена (Неем 11:32). А. отождествляют с позднейшей Вифанией (см. Вифания), находящейся в 4 км вост. Иерусалима; см. Ханания. |
1) см. Анав; 2) (евр. Анат, имя зап.-семит. божества), отец см. Самегара (Суд 3:31). |
Анафема см. Заклятие. |
Анафоф (евр. Анатот, "(город богини) Анат"): 1) город левитов в уделе Вениамина, предназнач. сынам Аароновым (Нав 21:18 и след.; 1Пар 6:60). Был родным городом священника Авиафара, изгнанного Соломоном (3Цар 2:26), и пр. Иеремии (Иер 1:1; 29:27). Иеремия не нашел понимания в А. (Иер 11:21). Родом из А. были также Евиезер, один из тридцати храбрых у Давида (2Цар 23:27), и Иегу (1Пар 12:3). После возвращения из плена в А. жили вениамитяне (Неем 11:32). Предполагают, что библ. А. находился в нескольких сотнях метров юго-зап. совр. Анаты (в 5 км сев.-вост. Иерусалима), на холме Рас-эль-Харрубех, где были найдены большие емкости для воды и черепки очень древнего происхождения; 2) сын вениамитянина Бехера (1Пар 7:8); 3) израильтянин, подписавшийся при Неемии под обязат-вом соблюдать Закон Божий (Неем 10:19). |
Анафофянин, прозвище, указывающее на происхождение из см. Анафофа (2Цар 23:27; 1Пар 11:28; 27:12). |
Анахараф, город на границе удела Иссахара (Нав 19:19). Вероятно, это совр. Эн-Наура, в 8 км сев.-вост. Иезрееля. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Андрей (греч. Андреас, "мужественный"), брат Симона Петра из Вифсаиды на Геннисаретском озере (Ин 1:44). Оба были рыбаками и владели домом в Капернауме (Мк 1:16,29). А. вначале был учеником Иоанна Крестителя, к-рый указал ему на Иисуса, после чего А. сообщает Петру: "мы нашли Мессию" (Ин 1:35-42). Затем Иисус призывает братьев оставить их занятия и следовать за Ним (Мф 4:18 и след.; Мк 1:16 и след.). А. принадлежал к 12 ученикам, составлявшим ближайшее окружение Иисуса, и, соотв., к см. Апостолам (Мф 10:2; Мк 3:18; Лк 6:14; Деян 1:13). Вместе с Петром, Иаковом и Иоанном А. спросил у Иисуса, когда будет разрушен храм (Мк 13:3 и след.). А. обратил внимание на мальчика, имевшего при себе пять ячменных хлебов и две рыбки (в эпизоде, когда Иисус с учениками накормили 5 тыс. человек, Ин 6:8 и след.). А. вместе с Филиппом привел к Иисусу нескольких греков (Ин 12:22). |
Андроник ("человек победы"), родственник Павла, вместе с ним находившийся в заключении. Павел просит рим. церковь передать А. привет (Рим 16:7). Павел говорит об А. как о "прославившемся между апостолами", т.е. А. был отмечен апостолами или сам принадлежал к их кругу (возм., и то и др. вместе). |
Анем см. Ен-Ганним. |
1) аморрей из окрестностей Хеврона. Вместе с братьями см. Эшколом и см. Мамре помогает Аврааму в борьбе против четырех царей с востока и получает за это свою часть добычи (Быт 14:13,24); 2) город левитов в уделе Манассии (1Пар 6:70). |
Аниам, сын Шемиды из колена Манассии (1Пар 7:19). |
Аним, погран. город в горах Иудеи (Нав 15:50), упоминается в док-тах из архива Телль-Амарны. А. расположен в 20 км юж. Хеврона. Его, вероятно, следует искать на месте нынешнего Хирбет-Гувена (новоевр. Хурва-Аним), в 24 км сев.-вост. Беэр-Шевы. |
Анис (Anethum graveolens). Растение, к-рое в тексте Синод. пер. названо анисом, скорее всего, укроп. А., как и другие пряности (такие, как фенхель и тмин), принадлежит к семейству зонтичных (Umbelliferae). Это растение, родиной к-рого являются Кавказ и страны Средиземноморья, с древнейших времен используется как лечебное средство и пищевая добавка. Действие А. основывается на содержащихся в нем эфирных маслах. В Мф 23:23 говорится о десятине с укропа. |
I.(евр. Ханна) 1) жена левита Елканы, страдавшая из-за своей бездетности. Во время по-сещения святилища А. вымолила себе у Господа сына, Самуила, к-рого посвятила на служение Богу (1Цар 1). Песнь Анны (1Цар 2:1-10) представляет собой благодарение Господу. Илий благословил супругов, после чего А. подарила мужу еще трех сыновей и двух дочерей; 2) дочь Фануила из колена Асира, пророчица в Иерусалимском храме. Когда младенец Иисус был принесен родителями в храм, 84-летняя пророчица присутствовала при этом и вознесла хвалу Богу за то, что Он послал Спасителя (Лк 2:36-38). II.(евр. Ханан, кр. ф-ма от Ханания, "Яхве милостив")первосвященник, назначенный на эту должность в 6 г. до Р.Х. наместником Сирии Квиринием, а в 15 г. по Р.Х. освобожденный от нее прокуратором Иудеи Валерием Гратом. А. был главой могуществ. в ту пору семейства первосвященников и сохранял авторитет и влияние многие годы после официального смещения с поста. Пять его сыновей поочередно занимали пост первосвященника - до и после Каиафы, его зятя. В Лк 3:2 А. назван первосвященником наряду с Каиафой; Иисуса после ареста сначала привели к А., к-рый затем направил Его к Каиафе (Ин 18:13-24); при допросе Петра и Иоанна имя А. также упомянуто в числе первых (Деян 4:6). |
Аннон см. Ханун. |
Антиливан, горная цепь вост. см. Ливана. |
Антилопа, полорогое травоядное животное, по нек-рым признакам схожее с косулей. Основным ареалом обитания А. является Африка, но животное встречается и в граничащих с этим континентом регионах. В Палестине отдельные уцелевшие и сохраняющиеся только благодаря природоохранным мероприятиям виды А. до сих пор встречаются на холмах Иудеи и на граничащих с пустыней равнинах в центр. областях страны. В Библии упоминаются следующие виды А.: 1) газель (евр. цеви; в Синод. пер. везде - "серна") - быстрое пугливое животное (2Цар 2:18; Притч 6:5; Ис 13:14 и др.) и вместе с тем - образ всего грациозного и пре-красного (Песн 2:9,17; 4:5 и др.). Мясо этого животного разрешалось употреблять в пищу (Втор 14:5), но нельзя было приносить в жертву Богу (Втор 12:15,22). Самый известный вид газелей - (Gazella dorcas) (ср. доркас в греч. тексте Деян 9:36). Она меньше европ. косули, стройнее, имеет окраску песочного цвета. Рога завиваются кольцами и направлены вверх и назад. Группами от трех до семи особей эти животные встречаются в холмистых местностях, нередко также на Изреельской равнине. В пустыне Негев они зачастую появляются стадами до 20 особей и более. Менее известна арабская газель (Gazella arabica), отличит. признак к-рой - черный нос; 2) евр. словом дишон (в Синод. пер. - "лань") обозначена, вероятно, Antilope addax. Это крупное, сильное животное с винтообразными рогами. Отдельные особи этого вида встречались еще в нашем веке в районе Вади-эль-Арабы, но к наст. времени исчезли. И это животное считалось у израильтян чистым (Втор 14:5); 3) евр. слово земер подразумевает, по-видимому, еще один вид газелей (Втор 14:5; в Синод. пер. - "камелопард"). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Антипа (кр. ф-ма от Антипатра, "оттиск отца"): 1) христианин из Пергама (Малая Азия), доказавший свою веру тем, что пошел на смерть (Откр 2:13); 2) см. Ирод Антипа. |
Антипатрида, город на юго-вост. окраине равнины Сарон, на древней воен. дороге меж-ду Иерусалимом и Кесарией (Приморской). см. Ирод Великий построил его в стратегически важном пункте на месте древнего Афека и назвал в честь своего отца Антипатра. Уже в IV в. по Р.Х. А. пришла в упадок. Павел ночью был доставлен в А., а оттуда - в Кесарию к наместнику Феликсу (Деян 23:31). Ныне местом нахождения А. считают Калат-эль-Айн, располож. в 18 км сев.-вост. Яффы. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Антофия (евр. Антотия), вениамитянин, сын Шашака (1Пар 8:24). |
Анув ("связанный"), сын Коца, потомок Иуды (1Пар 4:8). |
Анхус (евр. Ахиш, значение имени неизвестно), сын Маоха, царь гефский. Давид дважды искал у него убежища, скрываясь от Саула (1Цар 21:10; 27:2). В Пс 33:1, вероятно, он назван своим именем см. Авимелех. В повествовании о начале правления Соломона фигурирует А., сын Маахи, царь гефский (3Цар 2:39). Время царствования (более 50 лет) представляется возможным, а незначит. расхождения в имени отца позволяют предположить в нем того же самого правителя. В этом случае он пережил своего современника Давида, по меньшей мере, на три года. |
Аод см. Егуд. |
Апарсы (Афарсахеи), переселенцы, во времена ассир. царя Асардана (Асархаддона) приведенные в Самарию (Езд 4:2). Это слово встречается только в Езд 4:9; 5:6; 6:6 и, возм., переводится как "персы"; хотя существует мнение, что это название одной из перс. чиновничьих должностей. |
Апеллес, рим. христианин, к-рого Павел называет "испытанным во Христе", когда просит передать ему привет (Рим 16:10). |
Апокалипсис см. Откровение Иоанна Богослова. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Аполлион см. Аваддон. |
Аполлония ("принадлежащая Аполлону"), город в Македонии, в к-ром Павел побывал вместе с Силой во время своего второго миссионерского путешествия (Деян 17:1). А. была расположена среди сосновых, акациевых и каштановых рощ на знаменитой Эгнатиевой дороге, между Амфиполем и Фессалоникой. Ныне этот город называется Поллино. |
Аполлос (кр. ф-ма от Аполлониуса, Аполлодоруса или Аполлонидаса), образованный иудей из Александрии, "муж красноречивый" и сведущий в ветхозаветном Писании. Он был знаком с христ. Благой Вестью, "говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново". В Эфесе А. получил более точное наставление об Иисусе и Его учении от Акилы и Прискиллы, слышавших его проповедь в синагоге (Деян 18:24-26). Из Эфеса с рекомендат. письмом общины он направился в Ахаию (Греция) и в Коринфе успешно продолжил дело, начатое Павлом (Деян 18:27 - 19:1; 1Кор 3:6). Однако во время его служения в общине возникли осложнения: одна из групп признавала только авторитет А. и стала называть себя его именем (1Кор 1:12; 3:4-7,22; 4:6). Когда Павел, будучи в Эфесе, высказывал свое мнение по этому поводу, А. находился вместе с ним. По-видимому, коринфяне просили о его возвращении, и Павел поддержал их. Спустя годы Павел вновь упомянул А. и поручил Титу позаботиться о нем и его товарище по миссионерскому путешествию Зине (Тит 3:13). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Аппиева площадь, город на Аппиевой дороге, ведущей из Рима на юг. А.П. находилась прим. в 60 км юж. Рима, ей сопутствовала дурная слава из-за нездорового климата, вызывавшего малярию, и склонности ее жителей к грабежу. Здесь конвоируемого в Рим ап. Павла встретили рим. христиане (Деян 28:15). |
Апфия ("плодородная"), предположит. жена колоссянина Филимона. Павел отдельно упоминает ее в своем послании (Флм 2). |
Ар (вероятно, евр. ир, "город"), одна из столиц моавитян, полное название Ар-Моав (Ис 15:1), располагавшаяся на сев. границе Моава (Чис 21:15; в Синод. пер. - Шебет-Ар; Втор 2:18), у реки Арнон (Чис 22:36; Нав 13:9; в Синод. пер. - "город среди потока"). |
1) сын Иефера из колена Асира (1Пар 7:38); 2) город или область, куда ассирийцы отвели часть пленных израильтян (1Пар 5:26). Многие исследователи полагают, что это название, к-рое отсутствует в Септуагинте, а также в парал. местах (4Цар 17:6; 18:11), не что иное, как результат ошибки переписчика, неверно воспроизведшего слова "города мидян". Если это предположение ошибочно, то, возм., город А. следует отождествить с Арой, к-рую Тиглатпаласар III упоминает среди 19 областей Хамата (библ. Емафа). |
Арав (возм., связано с эрев, "засада"), город в горах Иудеи (Нав 15:52). Он находился прим. в 13 км юго-зап. Хеврона, на месте нынешнего Хирбет-эр-Рабийе. |
Арава см. Иорданская долина. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Арад (возм., "дикий осёл"): 1) город на юж. границе Ханаана (Чис 21:1; 33:40; Суд 1:16), ныне Телль-Арад, в 27 км юж. Хеврона. Царь А. напал на израильтян, пришедших из Кадеса. Но израильтяне взяли А., разрушили его и назвали эту местность (вероятно, место решающего сражения) см. Хорма (Чис 21:1-3). Позднее А. был завоеван Иисусом Навином (Нав 12:14), причем названия А. и Хорма упомянуты в Библии рядом; 2) вениамитянин, сын Берии (1Пар 8:15). |
1) сын Сима (Быт 10:22), родоначальник арамеев или сирийцев; 2) сын Шемера из колена Асира (1Пар 7:34); 3) см. Рам (1); 4) см. Сирийцы, Сирия. |
Арамеи см. Сирийцы, Сирия. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
1)Аран, сын Дишана из рода хорреев (Быт 36:28; 1Пар 1:42); 2) (евр. Эран), сын Шутелы и внук Ефрема (Чис 26:36). Его потомки образовали один из родов ефремлян; 3) см. Харан (1). |
Арарат, название местности на севере Ассирии (4Цар 19:37; Ис 37:38); предположит. речь идет об Урарту, упоминаемом в клинописных текстах, - древней стране у оз. Ван. Благодаря клинописным текстам имеются сведения об урартском (несемитском) языке. Иеремия называет цар-ства Араратские в одном ряду с царствами Минийскими и Аскеназскими (Иер 51:27). Он пророчески призывает их к суду над Вавилоном. Царство Урарту переживало период расцвета в IX-VII вв. до Р.Х. Сыновья Сеннахирима, убив своего отца, бежали из Ассирии в землю Араратскую (4Цар 19:37). Ноев ковчег сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4). Бёль, однако, указал на то, что в ассир. надписях также упоминается некая гора А. (Арарди - в анналах Ашшурнацирапала). Однако следует учитывать, что название А. горной вершине на северо-востоке совр. Турции (5165 м) дали европейцы. Ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к ней. |
Арах (значение не выяснено, возм., "странник"): 1) израильтянин из колена Асира, сын Уллы (1Пар 7:39); 2) израильтянин, потомки к-рого вернулись из плена с Зоровавелем (Езд 2:5; Неем 7:10). Вероятно, тот же А., сын к-рого, Шехания, был тестем аммонитянина Товии (Неем 6:18). |
Арба ("четыре"), отец Енака, самый рослый человек в народе великанов, праотец Енакима. В честь него Хеврон прежде назывался Кириаф-Арбы ("город Арбы") (Нав 14:15; 15:13; 21:11; Суд 1:10). |
Арбатитяне, выходцы из см. Беф-Арава, располож. на границе уделов Иуды и Вениамина (Нав 15:6). Ави-Албон, один из храбрых у Давида, был арбатитянином (2Цар 23:31; 1Пар 11:32: Авиел из Аравы). |
Арбитянин, прозвище, обозначающее происхождение из города см. Арав (2Цар 23:35). |
Арвад, могуществ. островной город поблизости от сир.-финик. побережья, прибл. 185 км сев. Тира и 50 км сев. Триполи. А. располагался в Средиземном море примерно в 3 км от материка и уже в XIV в. до Р.Х. был процветающим торг. городом, о к-ром упоминается в егип. и ассир. надписях. Судя по Быт 10:18, изначально его жителями были хананеи. Ко времени пророка Иезекииля "сыны Арвада", вероятно, служили гребцами у богатых купцов Тира и несли сторожевую вахту на стенах города (Иез 27:8,11). При греках и римлянах А. стал называться Арадом; ныне этот город носит название Руад. Ограниченность тер. заставила жителей А. еще в ранние времена строить многоэтажные дома. |
1) название, возм., связано со словом рэгэв - "земляной пласт". Область вост. Иордана (Втор 3:4,13; 3Цар 4:13), где располагались 60 укреп. городов; относилась к Васану. Более точных данных нет; 2) один из израильтян, убитых вместе с израил. царем Факией (4Цар 15:25). |
Ард, вениамитянин (Быт 46:21), согл. Чис 26:40, сын Белы. Там же сказано о его потомках как о поколении Арда. Вероятно, он же см. Аддар в (1Пар 8:3). |
Ардон ("отпрыск" или "горбатый"), сын Халева, сына Есрома из колена Иуды (1Пар 2:18). |
Арели, сын Гада (Быт 46:16; Чис 26:17), прародитель одного из родов колена Гада. |
Ареопаг ("холм Ареса"; Арес - бог войны у греков; у римлян - Марс), холм в Афинах, а также верховный суд, вершившийся на этом холме. Лишенный всякой растительности известняковый холм в Афинах (см. Афины), посвящ. богу войны Аресу, иногда именуемый также "холмом Марса", располагался сев.-зап. Акрополя. На юго-вост. стороне А. возвышалось несколько алтарей, построенных в честь различных богов. Сев.-зап. А. находилась рыночная площадь (агора) с залом правосудия, в к-ром заседал верховный суд. На этой площади Павел проповедовал Евангелие (Деян 17:17). Оттуда, с юж. стороны холма, каменные ступени вели к площади большего размера, находившейся на подступах к вершине. Здесь, по завершении слушаний в зале, суд выносил решения. На эту площадь философы - эпикурейцы и стоики - привели Павла, чтобы послушать о его учении. В своей речи Павел учел мировоззренческие представления слушателей. Кульминацией его выступления стал призыв уверовать в Бога и Иисуса, воскрешенного Им из мертвых. Часто высказываемое мнение, что Павел выступал перед А., подкрепляется и тем, что в то время в ведении А. находились и религ. вопросы. |
Арета ("добродетельный"), имя нескольких араб. царей Набатейского царства (см. Наваиоф), к-рые правили в Петре, прежней столице идумеев, находившейся юго-вост. Мертвого моря. А. IV (9 г. до Р.Х. - 40 г. по Р.Х.) был тестем Ирода Антипы. Когда Ирод отверг свою жену, дочь А., чтобы жениться на Иродиаде, жене своего брата (Мк 6:17), А. в 36 г. по Р.Х. нанес ему военное поражение. Римляне пришли на помощь Ироду, но их карат. экспедиция была прервана сообщением о смерти имп. Тиберия (Иосиф Флавий. Иуд. древности. XVIII.5.1-3). В период правления имп. Калигулы А. на короткое время, между 36 и 40 гг. по Р.Х., получил власть над Дамаском. Павел упоминает областного правителя (наместника) А. в Дамаске (2Кор 11:32; ср. Деян 9:24); подчиненность Дамаска А. подтверждается и найденными монетами того времени. |
Аридай, один из десяти сыновей Амана (Есф 9:9). |
Аридафа (евр. Аридата), один из десяти сыновей Амана (Есф 9:8). |
Ариил (евр. Ариэл, "очаг Господа"), в (Ис 29:1 и след.) А. возникает как поэтич. название Иерусалима, обусловл. тем, что в этом городе стоял предназнач. Богу жертвенник всесожжения. |
Арий (евр. Арье, "лев"), один из израильтян, к-рые в результате заговора, устроенного Фа-кеем, были убиты вместе с царем Факией (4Цар 15:23-25). |
Аримафея (греч. название Рамафаима), родной город члена синедриона по имени Иосиф, к-рый взял тело Иисуса и похоронил в своем склепе в Иерусалиме (Мф 27:57 и след.; Мк 15:43 и след. и др.). Евсевий Кесарийский отождествляет этот город с Рамафаим-Цофимом (1Цар 1:1), местом рождения пр. Самуила. Вероятно, А. можно отождествить и с самарянским Рамафемом, к-рый при Маккавее Ионафане стал иудейским (1Мак 11:34). Предп. был расположен неподалеку от совр. Рентиса, в 15 км сев.-вост. Лидды. Здесь при раскопках были обнаружены остатки мозаик средневековой церкви, освящ. в честь Иосифа Аримафейского. |
1) царь Елласара в юж. Вавилонии, союзник Амрафела (Быт 14:1,9). Др. сведений о нем нет; цари Елласара, известные из док-тов, обнаруж. в архиве Мари (см. Письма из Мари), правили в более позднее время; 2) имя (возм., и титул) начальника телохранителей царя Навуходоносора в Вавилоне (Дан 2:14, 15,24,25). А. был ответственным и за исполнение смертных приговоров. |
Арисай, один из десяти сыновей Амана (Есф 9:9). |
Аристарх ("отличный властитель"), христианин из г. Фессалоники (Македония), сподвижник Павла в его путешествиях. Во время мятежа серебряных дел мастеров в Эфесе А. и Гай были схвачены разъяренной толпой, но, по-видимому, им не было причинено вреда (Деян 19:29). А. сопровождает Павла далее в Грецию, возвращается с ним в Малую Азию (Деян 20:4) и находится в числе его спутников во время путешествия в Рим (Деян 27:2) и пребывания там (Флм 23). В Послании к колоссянам Павел упоминает об А. как о своем товарище по заключению (Кол 4:10). |
Аристовул ("отличный советчик"), христианин из Рима, домочадцам к-рого ап. Павел особо просит передать привет (Рим 16:10). |
Ариэл, посланник Ездры, к-рый должен был набирать служителей для дома Божьего в Иерусалиме (Езд 8:16). |
Армагеддон (евр. "гора (или горы) Мегиддо"). Так в Откр 16:16 названо место, куда в день Бога Вседержителя соберутся на брань "цари земли всей вселенной". В сходном по содержанию пророчестве Иезекииля (Иез 38:8,21; 39:2,4) говорится о "горах Израилевых". "У вод Мегиддонских" израильтяне одержали победу над Сисарой (Суд 5:19), а в долине Мегиддонской Иосия потерпел поражение от фараона Нехао (4Цар 23:29; Зах 12:11). см. Изреель (1). |
Армон (евр. Армони, возм., "живущий во дворце"), сын Саула от Рицпы, вместе с шестью другими потомками Саула выданный Давидом в руки гаваонитян для искупления вины за кровопролитие (2Цар 21:8 и след.). |
Арнан (возм., "скачущий"), потомок Зоровавеля (1Пар 3:21). |
Арний (евр. Арни), предок Иисуса Христа (Лк 3:33). |
Арнон, река на востоке Палестины, берущая начало на плоскогорье сир.-арав. пустыни и впадающая в Мертвое море. А. изобилует бродами (Ис 16:2) и вьется среди ущелий красноватых известняковых гор, на нек-рых участках прорезая их на глубину до 500 м. Южнее Дивона ущелье А. достигает ширины 4 км. Эта никогда не пересыхающая река питается водами многочисл. притоков и ручьев, многие из к-рых низвергаются в долину ступенчатыми водопадами. Река богата рыбой. Окрестные горы и крутые берега Эль-Муджиба (совр. название А.) поросли олеандром. А. был погран. рекой между владениями аморрейского царя Сигона на севере и моавитянами на юге (Чис 21:13), позднее - между уделом Рувима и моавитянами (Втор 3:8; Нав 13:16). По нему проходила юж. граница Израиля в области Иордана. Моавитский царь Меса упоминает эту реку в надписи на установ. им памятном камне (см. Камень Меши). |
Арод (Ароди) ("горб", "горбатый"), сын Гада; его потомки стали называться "поколение Арода" (Быт 46:16; Чис 26:17). |
Ароерянин, прозвище, вероятно, свидет-вующее о происхождении из см. Ароира (1Пар 11:44). |
Ароир (Ароер) ("куст можжевельника"): 1) город сев. Арнона, прим. в 22 км от Мертвого моря (Втор 2:36; 3:12; 4:48; Суд 11:26). А. был самым юж. городом во владениях аморрейского царя Сигона и, согл. надписи на Моавитском камне, был превращен в крепость. А. был взят израильтянами (Чис 21:21 и след.; Нав 12:2). Его заново отстроили сыны Гада (Чис 32:34). Позднее, однако, он перешел к колену Рувима (Нав 13:16), а затем попал в руки сир. царя Азаила (4Цар 10:33; 1Пар 5:8). Ко времени Иеремии А. принадлежал Моаву (Иер 48:18-20). С высоты 750-метрового холма А. господствовал над переправой через Арнон и над важной рим. дорогой, ведущей с севера на юг. Ныне этот город носит араб. название Хирбет-Араир; 2) город или местность на границе удела Гада в Галааде, близ Раввы, в бассейне потока Иавок (Нав 13:25; возм., также Суд 11:33). Первонач. А. принадлежал аммонитянам. Предположит. он находился в районе Раббат-Аммона, нынешнего Аммана. 3) город на юге Иудеи, в Негеве, вероятно, тождествен Ададе (Нав 15:22). Туда Давид направил добычу, захвач. во время его воен. похода против амаликитян (1Цар 30:28). Нынешний Хирбет-Арарех расположен в 19 км юго-вост. Вирсавии. |
Арпад, город-государство в сев. Сирии. А. упоминается вместе с Емафом (4Цар 18:34; 19:13; Ис 10:9). Исходя из Иер 49:23, можно предположить, что А. был каким-то образом связан с Дамаском. Прим. в 30 км сев. Халеба (Алеппо) находится холм Телль-Рифат, раскопки к-рого в 1924 г. подтвердили, что А. располагался на этом месте. А. был завоеван ассир. царем Тиглатпаласаром III (740 г. до Р.Х.) и позднее разрушен Саргоном II (ок. 720 г. до Р.Х.). С тех пор А. в исторических источниках не упоминается. |
Арса, управляющий дворцом израил. царя см. Ила (3Цар 16:9). |
1) (евр. см. Ахашверош); 2) перс. царь Артаксеркс I Лонгиман (Долгорукий), сын и преемник Ксеркса. Царствовал в 464-424 гг. до Р.Х. Сначала, подстрекаемый врагами иудеев, он запретил всякое строит-во в разрушенном Иерусалиме (Езд 4:7-23), но позднее разрешил его (Езд 6:14). На шестом году своего правления (458 г. до Р.Х.) А. позволил Ездре и большому числу угнанных иудеев вернуться в Иерусалим, чтобы восстановить службу в храме, и оказал ему в этом полную поддержку (Езд 7). Через 13 лет (445 г. до Р.Х.) А. удовлетворил просьбу Неемии, служившего у него в почетной должности виночерпия, и разрешил ему на год удалиться от придворной службы, чтобы тот смог, в качестве цар. наместника, восстановить Иерусалим (Неем 2:1-6). |
Артема (кр. ф-ма от Аретемидороса, "подарок Артемиды"), сподвижник Павла, к-рый, возм., должен был сменить Тита в его служении на Крите, чтобы тот мог прийти к Павлу в греч. город Никополь (Тит 3:12). |
Артемида, греч. богиня луны и охоты (девственница), почитавшаяся в Малой Азии прежде всего как богиня плодородия (Деян 19:24-35). Артемида Эфесская изображалась в виде женщины со множеством грудей. Ее фигура, считавшаяся упавшей с неба, была, скорее всего, метеоритом, напоминавшим по форме женскую фигуру. Иногородние почитатели богини увозили домой серебряные и терракотовые (к-рые единственно и находят ныне) изображения ее храма - для почитания и как приносящие счастье амулеты. |
Арума, город, находясь в к-ром Авимелех вел борьбу против Сихема (Суд 9:41). Полагают, что Рума, упомянутая в 4Цар 23:36, это та же А. Место нахождения А. археологи предполагают прим. в 9 км юж. Сихема, под холмом Хирбет-эль-Ореме, где были обнаружены следы поселения, относящегося к железному веку. |
Арфа см. Музыкальные инструменты. |
Арфаксад (евр. Арпахшад), сын Сима и отец Салы (Быт 10:22,24; 11:10-13). В А. предполагают родоначальника халдеев. Но ни о значении его имени, ни о местности, в к-рой жили его потомки, ничего точно не известно. В Лк 3:36 А. упомянут в родословии Христа. см. Список народов. |
Архангел см. Ангел. |
Архелай ("властитель народа"), Ирод Архелай, старший из трех сыновей идумейского царя Ирода Великого, ставшего царем Иудеи. Матерью А. была самарянка Малфака. А. был воспитан вместе с братом Иродом Антипой в Риме. По завещанию Ирод Великий назначил А. своим наследником на царство, а двум другим сыновьям выделил меньшие области правления. После смерти Ирода А. поехал в Рим, чтобы утвердить свое право наследования у императора. Но в день Пасхи, еще до его отъезда, в храме произошли волнения, к-рые он приказал подавить силой, в результате чего погибло 3 тыс. иудеев. В ответ на это иудеи направляют в Рим посольство к Августу с просьбой не назначать А. царем, а дать им возможность жить по своему закону под властью рим. наместника. Одноврем. с этим в роли соперника А. в борьбе за трон выступает в Риме Ирод Антипа. Намек на эти события, видимо, содержится в одной из притч Иисуса (Лк 19:12,14), и, возм., ее конец также имеет отношение к А. Император хотя и отказал А. в офиц. цар. титуле, в остальном подтвердил завещание Ирода. В качестве этнарха (правителя народа) А. получил власть над Самарией, Иудеей и Идумеей с городами Кесарией, Себастой (Самария), Иоппией и Иерусалимом (4 г. до Р.Х.). В это время (см. Летосчисление, V,1) Иосиф и Мария с младенцем Иисусом возвращаются из Египта. Услышав о вступлении на престол А. и опасаясь жить в подвластной ему области, Иосиф поселяется в Назарете Галилейском (Мф 2:22 и след.). Во время своего царствования А. проявлял жестокость к самарянам и иудеям, пока наконец в ответ на жалобы он не был смещен Римом с престола и сослан в Виенну, юг Франции (6 г. по Р.Х.). Его бывшие владения отныне рассматривались как рим. провинция, управляемая рим. наместником (прокуратором). |
Археология см. Раскопки. |
Архипп ("господин над лошадьми"), христианин из Колосс, к-рому было поручено служение (см. Служение, служба, служитель, см. Должность) в церкви (Кол 4:17) и к-рый, вероятно, будучи другом или родственником Филимона, поддерживал с ним дружеские отношения. Павел называет А. сподвижником (Флм 2). |
Архитяне, племя потомков Аркея, сына Ханаана (Быт 10:17; 1Пар 1:15), владевшего городом Арха, сев. Триполи в Сирии, к-рый упоминается фараоном Тутмосом III (XV в. до Р.Х.) как Арканту. В док-тах из архива Телль-Амарны этот город назван Иркита. Ассир. царь Тиглатпаласар III завоевал его в 743 г. до Р.Х. Согл. Нав 16:2, владения А. находились у юж. границы удела Ефрема, между Лузом и Атарофом. Архитянином был друг и советчик Давида см. Хусий. |
Арюбоф, город, бывший резиденцией одного из двенадцати приставников Соломона (3Цар 4:10). К подчиненной ему тер. относились также "Соко и вся земля Хефер". Предположит. это место находится в Аррабе, в 14 км сев. Самарии или в 15 км юго-вост. Дора. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Асаил (евр. Асаэл, "Бог совершил"): 1) сын Саруи, брат Иоава и Авессы. Один из 30 храбрых у Давида, славился быстрым бегом (2Цар 2:18; 23:24). В 1Пар 27:7 он и его сын Завадия названы начальниками четвертого отделения войска Давида. После поражения войска царя Иевосфея под Гаваоном А. упрямо преследует Авенира, военачальника Иевосфея, не прислушиваясь к его уговорам, пока наконец не погибает, пронзенный копьем Авенира (2Цар 2:19-23). Через несколько лет Иоав отомстил за смерть брата, убив Авенира в Хевроне (2Цар 3:26,27); 2) один из девяти левитов, к-рым Иосафат поручает учить народ (2Пар 17:8; в Синод. пер. - Азаил); 3) левит, живший в царствование Езекии, один из смотрителей, ответственных за сохранность приношений и пожертвований храму (2Пар 31:13); 4) отец Ионафана, выступившего при Ездре против развода с иноплем. женами (так понимает текст Езд 10:15 большинство совр. переводчиков). |
Асаия ("Яхве совершил"): 1) князь из колена Симеона (1Пар 4:36); 2) левит, потомок Мерари, глава семейства во времена Давида (1Пар 6:30; 15:6,11); 3) сын Варуха из колена Иуды, из рода Шилона (Шилония). После возвращения из плена А. жил в Иерусалиме. Он же - Маасеея, это имя имеет то же значение, что и имя А: 1Пар 9:5; Неем 11:5); 4) слуга царя Иосии, к-рому было поручено вопросить Господа о "словах" найденной книги Закона (4Цар 22:13,14; 2Пар 34:20). |
Асардан см. Асархаддон. |
Асареель (евр. Асарел, возм., "Бог связал его (обетом)" или "Бог обрадовал"), сын Иегаллелела из колена Иуды (1Пар 4:16). |
Асархаддон (Асардан) ("(Бог) Ассур дал брата"), любимый, но не старший, сын ассир. царя Сеннахирима, самый способный из его сыновей. Предпочтение, оказываемое А. отцом, так разозлило его братьев Адрамелеха и Шарецера, что они убили Сеннахирима, когда А. не было в Ниневии, т.к. он принимал участие в воен. походе. По возвращении из похода А. одержал победу над братьями, к-рые вынуждены были бежать в Армению (см. Арарат; 4Цар 19:36 и след.; Ис 37:37 и след. ). А. царствовал в 681-669 гг. до Р.Х. Он был выдающимся полководцем и политиком, могуществ. властителем Ассирии. В первый год своего царствования А. разбил в юж. Вавилонии сына халдея Меродаха Валадана (см. Меродах Валадан ), врага Сеннахирима. Затем он отстроил Вавилон, разруш. его отцом, и восстановил в нем храм Мардука, восславив это деяние в сделанных по его приказу надписях. А. сражался с киммерийцами (см. Гомер), вторгшимися в Ассирию с севера, совершил успешные походы в Киликию и Сирию. В 676 г. до Р.Х. он завоевал и разрушил Сидон. В результате успешных войн ему покорились 10 народов на Кипре и 12 - на материке; среди прочих побежденных царей был и Манассия (2Пар 33:11), к-рый упоминается в одной из надписей как "Манассия, царь иудейский". В условиях договоров с вассалами А. обязывал их признать верховного бога ассирийцев Ашшура. В период правления А. в Самарию были переселены чужеземные колонисты (Езд 4:2). Затем А. обратился против Египта. Фараону Тахарке (Тиргаку) удалось отбить первое нападение, но когда в 671 г. до Р.Х. А. вновь обрушился на эту страну, войско фараона было разбито, а столица Мемфис - осаждена, взята, разрушена и сожжена за полдня. Тахарка бежал в Эфиопию. А. присоединил к своему царству Нижний Египет, назначив над ним 20 сатрапов, и первым из ассирийцев принял титул "Царь царей Египта". После смерти А. власть унаследовал его сын см. Ашшурбанапал (библ. Аснафар). |
Асаф ("собиратель"): 1) сын Берехии, левит из рода Гирсона, современник Давида (1Пар 6:39; Неем 12:46). А. и его потомки были певцами и музыкантами при ковчеге завета, а затем - при храме. Пением и музыкой они восхваляли Господа. А. упомянут в рассказе о перенесении ковчега завета в Иерусалим (1Пар 15:16-19; 16:5,7); о сыновьях А. говорится в рассказах об очищении храма в царствование Езекии (2Пар 29:13), о празднике Пасхи, устроенном Иосией (2Пар 35:15), о возвращении из вавил. плена (Езд 2:41; Неем 7:44) и о кладке основания нового храма (Езд 3:10 и след.). А. был не только певцом, но и поэтом и пророком (1Пар 25:1 и след.; 2Пар 29:30). Подобные дарования были и у его потомков. Так, псалмы 73-й и 78-й из двенадцати, носящих имя А. (Пс 49; 72-82), содержат сетования о разрушении храма; это позволяет предположить, что их автором был кто-то из потомков А., т.к. храм был разрушен почти через 400 лет после смерти А. Иозиил из рода А. предсказал царю Иосафату победу над аммонитянами и моавитянами (2Пар 20:14-17); 2) отец Иоаха, дееписателя при дворе Езекии (4Цар 18:18; Ис 36:3); 3) хранитель лесов перс. царя Артаксеркса, к-рому вменялось в обязанность поставлять Неемии строит. древесину (Неем 2:8). |
Асенефа (евр. Асенат, егип. "принадлежащий (богине) Нейт" (богиня войны города Саис в дельте Нила)), дочь Потифера, жреца Илиопольского. Фараон отдал ее в жены Иосифу. А. стала матерью Манассии и Ефрема (Быт 41:45,50; 46:20). |
Асиил (евр. Асиэл, "Бог совершил это"), израильтянин из колена Симеона, отец Сераии (1Пар 4:35). |
Асинкрит ("несравненный"), христианин из Рима, к-рому Павел просит передать приветствие (Рим 16:14). |