Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "А" (часть 3, "АНА"-"АСИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АНА"-"АСИ")

Анамеил

Анамеил (евр. Ханамэл, "Бог милостив"), сын Саллума и двоюродный брат пр. Иеремии (Иер 32:7).

Анамеила башня

Анамеила башня см. Башня Хананэла.

Анамелех

Анамелех (евр. Анаммелех), наряду с Адрамелехом А. назван божеством Сепарваима (4Цар 17:31), жители к-рого приносили своих детей ему в жертву через сожжение (ср. почитание Молоха). Поскольку невозможно точно определить местонахождение Сепарваима, то остается невыясненным происхождение этого божества. Возм., имеется в виду сир. богиня Анат, в честь к-рой названы нек-рые города в Палестине (ср. Нав 19:38; Суд 1:33; Иер 1:1). Тогда это имя означало бы "Анат - царица", и А. оказалась бы божеством ж. р., супругой Адрамелеха.

Анамим

Анамим, народ (в Синод. пер. - "имя человека"), происходивший от Хама и проживавший в Египте или по соседству с ним (Быт 10:6,13; 1Пар 1:8,11).

Анан

1) (вероятно, кр. ф-ма от Анании), израильтянин, к-рый при Неемии от имени своего семейства скрепил печатью обязат-во соблюдать Закон Божий (Неем 10:26);

2) см. Ханан.

Ананеила башня

Ананеила башня см. Башня Хананэла.

Анани

Анани (кр. ф-ма от имени "Анания"), сын Елиоеная, потомок Давида (1Пар 3:24).

Ананий

Ананий см. Ханани.

Анания

Анания ("Яхве возвысил меня" или "Яхве явился взору, открылся"):

1) дед Азарии (см. Азария) (Неем 3:23);

2) город, в к-ром поселились вениамитяне по возвращении из вавил. плена (Неем 11:32). А. отождествляют с позднейшей Вифанией (см. Вифания), находящейся в 4 км вост. Иерусалима; см. Ханания.

Анаф

1) см. Анав;

2) (евр. Анат, имя зап.-семит. божества), отец см. Самегара (Суд 3:31).

Анафема

Анафема см. Заклятие.

Анафоф

Анафоф (евр. Анатот, "(город богини) Анат"):

1) город левитов в уделе Вениамина, предназнач. сынам Аароновым (Нав 21:18 и след.; 1Пар 6:60). Был родным городом священника Авиафара, изгнанного Соломоном (3Цар 2:26), и пр. Иеремии (Иер 1:1; 29:27). Иеремия не нашел понимания в А. (Иер 11:21). Родом из А. были также Евиезер, один из тридцати храбрых у Давида (2Цар 23:27), и Иегу (1Пар 12:3). После возвращения из плена в А. жили вениамитяне (Неем 11:32). Предполагают, что библ. А. находился в нескольких сотнях метров юго-зап. совр. Анаты (в 5 км сев.-вост. Иерусалима), на холме Рас-эль-Харрубех, где были найдены большие емкости для воды и черепки очень древнего происхождения;

2) сын вениамитянина Бехера (1Пар 7:8);

3) израильтянин, подписавшийся при Неемии под обязат-вом соблюдать Закон Божий (Неем 10:19).

Анафофянин

Анафофянин, прозвище, указывающее на происхождение из см. Анафофа (2Цар 23:27; 1Пар 11:28; 27:12).

Анахараф

Анахараф, город на границе удела Иссахара (Нав 19:19). Вероятно, это совр. Эн-Наура, в 8 км сев.-вост. Иезрееля.

Ангел

Статья большая, находится на отдельной странице.

Андрей

Андрей (греч. Андреас, "мужественный"), брат Симона Петра из Вифсаиды на Геннисаретском озере (Ин 1:44). Оба были рыбаками и владели домом в Капернауме (Мк 1:16,29). А. вначале был учеником Иоанна Крестителя, к-рый указал ему на Иисуса, после чего А. сообщает Петру: "мы нашли Мессию" (Ин 1:35-42). Затем Иисус призывает братьев оставить их занятия и следовать за Ним (Мф 4:18 и след.; Мк 1:16 и след.). А. принадлежал к 12 ученикам, составлявшим ближайшее окружение Иисуса, и, соотв., к см. Апостолам (Мф 10:2; Мк 3:18; Лк 6:14; Деян 1:13). Вместе с Петром, Иаковом и Иоанном А. спросил у Иисуса, когда будет разрушен храм (Мк 13:3 и след.). А. обратил внимание на мальчика, имевшего при себе пять ячменных хлебов и две рыбки (в эпизоде, когда Иисус с учениками накормили 5 тыс. человек, Ин 6:8 и след.). А. вместе с Филиппом привел к Иисусу нескольких греков (Ин 12:22).

Андроник

Андроник ("человек победы"), родственник Павла, вместе с ним находившийся в заключении. Павел просит рим. церковь передать А. привет (Рим 16:7). Павел говорит об А. как о "прославившемся между апостолами", т.е. А. был отмечен апостолами или сам принадлежал к их кругу (возм., и то и др. вместе).

Анем

Анем см. Ен-Ганним.

Анер

1) аморрей из окрестностей Хеврона. Вместе с братьями см. Эшколом и см. Мамре помогает Аврааму в борьбе против четырех царей с востока и получает за это свою часть добычи (Быт 14:13,24);

2) город левитов в уделе Манассии (1Пар 6:70).

Аниам

Аниам, сын Шемиды из колена Манассии (1Пар 7:19).

Аним

Аним, погран. город в горах Иудеи (Нав 15:50), упоминается в док-тах из архива Телль-Амарны. А. расположен в 20 км юж. Хеврона. Его, вероятно, следует искать на месте нынешнего Хирбет-Гувена (новоевр. Хурва-Аним), в 24 км сев.-вост. Беэр-Шевы.

Анис

Анис (Anethum graveolens). Растение, к-рое в тексте Синод. пер. названо анисом, скорее всего, укроп. А., как и другие пряности (такие, как фенхель и тмин), принадлежит к семейству зонтичных (Umbelliferae). Это растение, родиной к-рого являются Кавказ и страны Средиземноморья, с древнейших времен используется как лечебное средство и пищевая добавка. Действие А. основывается на содержащихся в нем эфирных маслах. В Мф 23:23 говорится о десятине с укропа.

Анна

I.(евр. Ханна)

1) жена левита Елканы, страдавшая из-за своей бездетности. Во время по-сещения святилища А. вымолила себе у Господа сына, Самуила, к-рого посвятила на служение Богу (1Цар 1). Песнь Анны (1Цар 2:1-10) представляет собой благодарение Господу. Илий благословил супругов, после чего А. подарила мужу еще трех сыновей и двух дочерей;

2) дочь Фануила из колена Асира, пророчица в Иерусалимском храме. Когда младенец Иисус был принесен родителями в храм, 84-летняя пророчица присутствовала при этом и вознесла хвалу Богу за то, что Он послал Спасителя (Лк 2:36-38).

II.(евр. Ханан, кр. ф-ма от Ханания, "Яхве милостив")

первосвященник, назначенный на эту должность в 6 г. до Р.Х. наместником Сирии Квиринием, а в 15 г. по Р.Х. освобожденный от нее прокуратором Иудеи Валерием Гратом. А. был главой могуществ. в ту пору семейства первосвященников и сохранял авторитет и влияние многие годы после официального смещения с поста. Пять его сыновей поочередно занимали пост первосвященника - до и после Каиафы, его зятя. В Лк 3:2 А. назван первосвященником наряду с Каиафой; Иисуса после ареста сначала привели к А., к-рый затем направил Его к Каиафе (Ин 18:13-24); при допросе Петра и Иоанна имя А. также упомянуто в числе первых (Деян 4:6).

Аннон

Аннон см. Ханун.

Антиливан

Антиливан, горная цепь вост. см. Ливана.

Антилопа

Антилопа, полорогое травоядное животное, по нек-рым признакам схожее с косулей. Основным ареалом обитания А. является Африка, но животное встречается и в граничащих с этим континентом регионах. В Палестине отдельные уцелевшие и сохраняющиеся только благодаря природоохранным мероприятиям виды А. до сих пор встречаются на холмах Иудеи и на граничащих с пустыней равнинах в центр. областях страны. В Библии упоминаются следующие виды А.:

1) газель (евр. цеви; в Синод. пер. везде - "серна") - быстрое пугливое животное (2Цар 2:18; Притч 6:5; Ис 13:14 и др.) и вместе с тем - образ всего грациозного и пре-красного (Песн 2:9,17; 4:5 и др.). Мясо этого животного разрешалось употреблять в пищу (Втор 14:5), но нельзя было приносить в жертву Богу (Втор 12:15,22). Самый известный вид газелей - (Gazella dorcas) (ср. доркас в греч. тексте Деян 9:36). Она меньше европ. косули, стройнее, имеет окраску песочного цвета. Рога завиваются кольцами и направлены вверх и назад. Группами от трех до семи особей эти животные встречаются в холмистых местностях, нередко также на Изреельской равнине. В пустыне Негев они зачастую появляются стадами до 20 особей и более. Менее известна арабская газель (Gazella arabica), отличит. признак к-рой - черный нос;

2) евр. словом дишон (в Синод. пер. - "лань") обозначена, вероятно, Antilope addax. Это крупное, сильное животное с винтообразными рогами. Отдельные особи этого вида встречались еще в нашем веке в районе Вади-эль-Арабы, но к наст. времени исчезли. И это животное считалось у израильтян чистым (Втор 14:5);

3) евр. слово земер подразумевает, по-видимому, еще один вид газелей (Втор 14:5; в Синод. пер. - "камелопард").

Антиохия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антипа

Антипа (кр. ф-ма от Антипатра, "оттиск отца"):

1) христианин из Пергама (Малая Азия), доказавший свою веру тем, что пошел на смерть (Откр 2:13);

2) см. Ирод Антипа.

Антипатрида

Антипатрида, город на юго-вост. окраине равнины Сарон, на древней воен. дороге меж-ду Иерусалимом и Кесарией (Приморской). см. Ирод Великий построил его в стратегически важном пункте на месте древнего Афека и назвал в честь своего отца Антипатра. Уже в IV в. по Р.Х. А. пришла в упадок. Павел ночью был доставлен в А., а оттуда - в Кесарию к наместнику Феликсу (Деян 23:31). Ныне местом нахождения А. считают Калат-эль-Айн, располож. в 18 км сев.-вост. Яффы.

Антихрист

Статья большая, находится на отдельной странице.

Антофия

Антофия (евр. Антотия), вениамитянин, сын Шашака (1Пар 8:24).

Анув

Анув ("связанный"), сын Коца, потомок Иуды (1Пар 4:8).

Анхус

Анхус (евр. Ахиш, значение имени неизвестно), сын Маоха, царь гефский. Давид дважды искал у него убежища, скрываясь от Саула (1Цар 21:10; 27:2). В Пс 33:1, вероятно, он назван своим именем см. Авимелех. В повествовании о начале правления Соломона фигурирует А., сын Маахи, царь гефский (3Цар 2:39). Время царствования (более 50 лет) представляется возможным, а незначит. расхождения в имени отца позволяют предположить в нем того же самого правителя. В этом случае он пережил своего современника Давида, по меньшей мере, на три года.

Аод

Аод см. Егуд.

Апарсы

Апарсы (Афарсахеи), переселенцы, во времена ассир. царя Асардана (Асархаддона) приведенные в Самарию (Езд 4:2). Это слово встречается только в Езд 4:9; 5:6; 6:6 и, возм., переводится как "персы"; хотя существует мнение, что это название одной из перс. чиновничьих должностей.

Апеллес

Апеллес, рим. христианин, к-рого Павел называет "испытанным во Христе", когда просит передать ему привет (Рим 16:10).

Апокалипсис

Апокалипсис см. Откровение Иоанна Богослова.

Апокрифы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аполлион

Аполлион см. Аваддон.

Аполлония

Аполлония ("принадлежащая Аполлону"), город в Македонии, в к-ром Павел побывал вместе с Силой во время своего второго миссионерского путешествия (Деян 17:1). А. была расположена среди сосновых, акациевых и каштановых рощ на знаменитой Эгнатиевой дороге, между Амфиполем и Фессалоникой. Ныне этот город называется Поллино.

Аполлос

Аполлос (кр. ф-ма от Аполлониуса, Аполлодоруса или Аполлонидаса), образованный иудей из Александрии, "муж красноречивый" и сведущий в ветхозаветном Писании. Он был знаком с христ. Благой Вестью, "говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново". В Эфесе А. получил более точное наставление об Иисусе и Его учении от Акилы и Прискиллы, слышавших его проповедь в синагоге (Деян 18:24-26). Из Эфеса с рекомендат. письмом общины он направился в Ахаию (Греция) и в Коринфе успешно продолжил дело, начатое Павлом (Деян 18:27 - 19:1; 1Кор 3:6). Однако во время его служения в общине возникли осложнения: одна из групп признавала только авторитет А. и стала называть себя его именем (1Кор 1:12; 3:4-7,22; 4:6). Когда Павел, будучи в Эфесе, высказывал свое мнение по этому поводу, А. находился вместе с ним. По-видимому, коринфяне просили о его возвращении, и Павел поддержал их. Спустя годы Павел вновь упомянул А. и поручил Титу позаботиться о нем и его товарище по миссионерскому путешествию Зине (Тит 3:13).

Апостол

Статья большая, находится на отдельной странице.

Апостол Иоанн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Апостольский собор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аппиева площадь

Аппиева площадь, город на Аппиевой дороге, ведущей из Рима на юг. А.П. находилась прим. в 60 км юж. Рима, ей сопутствовала дурная слава из-за нездорового климата, вызывавшего малярию, и склонности ее жителей к грабежу. Здесь конвоируемого в Рим ап. Павла встретили рим. христиане (Деян 28:15).

Апфия

Апфия ("плодородная"), предположит. жена колоссянина Филимона. Павел отдельно упоминает ее в своем послании (Флм 2).

Ар

Ар (вероятно, евр. ир, "город"), одна из столиц моавитян, полное название Ар-Моав (Ис 15:1), располагавшаяся на сев. границе Моава (Чис 21:15; в Синод. пер. - Шебет-Ар; Втор 2:18), у реки Арнон (Чис 22:36; Нав 13:9; в Синод. пер. - "город среди потока").

Ара

1) сын Иефера из колена Асира (1Пар 7:38);

2) город или область, куда ассирийцы отвели часть пленных израильтян (1Пар 5:26). Многие исследователи полагают, что это название, к-рое отсутствует в Септуагинте, а также в парал. местах (4Цар 17:6; 18:11), не что иное, как результат ошибки переписчика, неверно воспроизведшего слова "города мидян". Если это предположение ошибочно, то, возм., город А. следует отождествить с Арой, к-рую Тиглатпаласар III упоминает среди 19 областей Хамата (библ. Емафа).

Арав

Арав (возм., связано с эрев, "засада"), город в горах Иудеи (Нав 15:52). Он находился прим. в 13 км юго-зап. Хеврона, на месте нынешнего Хирбет-эр-Рабийе.

Арава

Арава см. Иорданская долина.

Аравия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арад

Арад (возм., "дикий осёл"):

1) город на юж. границе Ханаана (Чис 21:1; 33:40; Суд 1:16), ныне Телль-Арад, в 27 км юж. Хеврона. Царь А. напал на израильтян, пришедших из Кадеса. Но израильтяне взяли А., разрушили его и назвали эту местность (вероятно, место решающего сражения) см. Хорма (Чис 21:1-3). Позднее А. был завоеван Иисусом Навином (Нав 12:14), причем названия А. и Хорма упомянуты в Библии рядом;

2) вениамитянин, сын Берии (1Пар 8:15).

Арам

1) сын Сима (Быт 10:22), родоначальник арамеев или сирийцев;

2) сын Шемера из колена Асира (1Пар 7:34);

3) см. Рам (1);

4) см. Сирийцы, Сирия.

Арамеи

Арамеи см. Сирийцы, Сирия.

Арамейский язык

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аран

1)Аран, сын Дишана из рода хорреев (Быт 36:28; 1Пар 1:42);

2) (евр. Эран), сын Шутелы и внук Ефрема (Чис 26:36). Его потомки образовали один из родов ефремлян;

3) см. Харан (1).

Арарат

Арарат, название местности на севере Ассирии (4Цар 19:37; Ис 37:38); предположит. речь идет об Урарту, упоминаемом в клинописных текстах, - древней стране у оз. Ван. Благодаря клинописным текстам имеются сведения об урартском (несемитском) языке. Иеремия называет цар-ства Араратские в одном ряду с царствами Минийскими и Аскеназскими (Иер 51:27). Он пророчески призывает их к суду над Вавилоном. Царство Урарту переживало период расцвета в IX-VII вв. до Р.Х. Сыновья Сеннахирима, убив своего отца, бежали из Ассирии в землю Араратскую (4Цар 19:37). Ноев ковчег сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4). Бёль, однако, указал на то, что в ассир. надписях также упоминается некая гора А. (Арарди - в анналах Ашшурнацирапала). Однако следует учитывать, что название А. горной вершине на северо-востоке совр. Турции (5165 м) дали европейцы. Ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к ней.

Арах

Арах (значение не выяснено, возм., "странник"):

1) израильтянин из колена Асира, сын Уллы (1Пар 7:39);

2) израильтянин, потомки к-рого вернулись из плена с Зоровавелем (Езд 2:5; Неем 7:10). Вероятно, тот же А., сын к-рого, Шехания, был тестем аммонитянина Товии (Неем 6:18).

Арба

Арба ("четыре"), отец Енака, самый рослый человек в народе великанов, праотец Енакима. В честь него Хеврон прежде назывался Кириаф-Арбы ("город Арбы") (Нав 14:15; 15:13; 21:11; Суд 1:10).

Арбатитяне

Арбатитяне, выходцы из см. Беф-Арава, располож. на границе уделов Иуды и Вениамина (Нав 15:6). Ави-Албон, один из храбрых у Давида, был арбатитянином (2Цар 23:31; 1Пар 11:32: Авиел из Аравы).

Арбитянин

Арбитянин, прозвище, обозначающее происхождение из города см. Арав (2Цар 23:35).

Арвад

Арвад, могуществ. островной город поблизости от сир.-финик. побережья, прибл. 185 км сев. Тира и 50 км сев. Триполи. А. располагался в Средиземном море примерно в 3 км от материка и уже в XIV в. до Р.Х. был процветающим торг. городом, о к-ром упоминается в егип. и ассир. надписях. Судя по Быт 10:18, изначально его жителями были хананеи. Ко времени пророка Иезекииля "сыны Арвада", вероятно, служили гребцами у богатых купцов Тира и несли сторожевую вахту на стенах города (Иез 27:8,11). При греках и римлянах А. стал называться Арадом; ныне этот город носит название Руад. Ограниченность тер. заставила жителей А. еще в ранние времена строить многоэтажные дома.

Аргов

1) название, возм., связано со словом рэгэв - "земляной пласт". Область вост. Иордана (Втор 3:4,13; 3Цар 4:13), где располагались 60 укреп. городов; относилась к Васану. Более точных данных нет;

2) один из израильтян, убитых вместе с израил. царем Факией (4Цар 15:25).

Ард

Ард, вениамитянин (Быт 46:21), согл. Чис 26:40, сын Белы. Там же сказано о его потомках как о поколении Арда. Вероятно, он же см. Аддар в (1Пар 8:3).

Ардон

Ардон ("отпрыск" или "горбатый"), сын Халева, сына Есрома из колена Иуды (1Пар 2:18).

Арели

Арели, сын Гада (Быт 46:16; Чис 26:17), прародитель одного из родов колена Гада.

Ареопаг

Ареопаг ("холм Ареса"; Арес - бог войны у греков; у римлян - Марс), холм в Афинах, а также верховный суд, вершившийся на этом холме. Лишенный всякой растительности известняковый холм в Афинах (см. Афины), посвящ. богу войны Аресу, иногда именуемый также "холмом Марса", располагался сев.-зап. Акрополя. На юго-вост. стороне А. возвышалось несколько алтарей, построенных в честь различных богов. Сев.-зап. А. находилась рыночная площадь (агора) с залом правосудия, в к-ром заседал верховный суд. На этой площади Павел проповедовал Евангелие (Деян 17:17). Оттуда, с юж. стороны холма, каменные ступени вели к площади большего размера, находившейся на подступах к вершине. Здесь, по завершении слушаний в зале, суд выносил решения. На эту площадь философы - эпикурейцы и стоики - привели Павла, чтобы послушать о его учении. В своей речи Павел учел мировоззренческие представления слушателей. Кульминацией его выступления стал призыв уверовать в Бога и Иисуса, воскрешенного Им из мертвых. Часто высказываемое мнение, что Павел выступал перед А., подкрепляется и тем, что в то время в ведении А. находились и религ. вопросы.

Арета

Арета ("добродетельный"), имя нескольких араб. царей Набатейского царства (см. Наваиоф), к-рые правили в Петре, прежней столице идумеев, находившейся юго-вост. Мертвого моря. А. IV (9 г. до Р.Х. - 40 г. по Р.Х.) был тестем Ирода Антипы. Когда Ирод отверг свою жену, дочь А., чтобы жениться на Иродиаде, жене своего брата (Мк 6:17), А. в 36 г. по Р.Х. нанес ему военное поражение. Римляне пришли на помощь Ироду, но их карат. экспедиция была прервана сообщением о смерти имп. Тиберия (Иосиф Флавий. Иуд. древности. XVIII.5.1-3). В период правления имп. Калигулы А. на короткое время, между 36 и 40 гг. по Р.Х., получил власть над Дамаском. Павел упоминает областного правителя (наместника) А. в Дамаске (2Кор 11:32; ср. Деян 9:24); подчиненность Дамаска А. подтверждается и найденными монетами того времени.

Аридай

Аридай, один из десяти сыновей Амана (Есф 9:9).

Аридафа

Аридафа (евр. Аридата), один из десяти сыновей Амана (Есф 9:8).

Ариил

Ариил (евр. Ариэл, "очаг Господа"), в (Ис 29:1 и след.) А. возникает как поэтич. название Иерусалима, обусловл. тем, что в этом городе стоял предназнач. Богу жертвенник всесожжения.

Арий

Арий (евр. Арье, "лев"), один из израильтян, к-рые в результате заговора, устроенного Фа-кеем, были убиты вместе с царем Факией (4Цар 15:23-25).

Аримафея

Аримафея (греч. название Рамафаима), родной город члена синедриона по имени Иосиф, к-рый взял тело Иисуса и похоронил в своем склепе в Иерусалиме (Мф 27:57 и след.; Мк 15:43 и след. и др.). Евсевий Кесарийский отождествляет этот город с Рамафаим-Цофимом (1Цар 1:1), местом рождения пр. Самуила. Вероятно, А. можно отождествить и с самарянским Рамафемом, к-рый при Маккавее Ионафане стал иудейским (1Мак 11:34). Предп. был расположен неподалеку от совр. Рентиса, в 15 км сев.-вост. Лидды. Здесь при раскопках были обнаружены остатки мозаик средневековой церкви, освящ. в честь Иосифа Аримафейского.

Ариох

1) царь Елласара в юж. Вавилонии, союзник Амрафела (Быт 14:1,9). Др. сведений о нем нет; цари Елласара, известные из док-тов, обнаруж. в архиве Мари (см. Письма из Мари), правили в более позднее время;

2) имя (возм., и титул) начальника телохранителей царя Навуходоносора в Вавилоне (Дан 2:14, 15,24,25). А. был ответственным и за исполнение смертных приговоров.

Арисай

Арисай, один из десяти сыновей Амана (Есф 9:9).

Аристарх

Аристарх ("отличный властитель"), христианин из г. Фессалоники (Македония), сподвижник Павла в его путешествиях. Во время мятежа серебряных дел мастеров в Эфесе А. и Гай были схвачены разъяренной толпой, но, по-видимому, им не было причинено вреда (Деян 19:29). А. сопровождает Павла далее в Грецию, возвращается с ним в Малую Азию (Деян 20:4) и находится в числе его спутников во время путешествия в Рим (Деян 27:2) и пребывания там (Флм 23). В Послании к колоссянам Павел упоминает об А. как о своем товарище по заключению (Кол 4:10).

Аристовул

Аристовул ("отличный советчик"), христианин из Рима, домочадцам к-рого ап. Павел особо просит передать привет (Рим 16:10).

Ариэл

Ариэл, посланник Ездры, к-рый должен был набирать служителей для дома Божьего в Иерусалиме (Езд 8:16).

Армагеддон

Армагеддон (евр. "гора (или горы) Мегиддо"). Так в Откр 16:16 названо место, куда в день Бога Вседержителя соберутся на брань "цари земли всей вселенной". В сходном по содержанию пророчестве Иезекииля (Иез 38:8,21; 39:2,4) говорится о "горах Израилевых". "У вод Мегиддонских" израильтяне одержали победу над Сисарой (Суд 5:19), а в долине Мегиддонской Иосия потерпел поражение от фараона Нехао (4Цар 23:29; Зах 12:11). см. Изреель (1).

Армон

Армон (евр. Армони, возм., "живущий во дворце"), сын Саула от Рицпы, вместе с шестью другими потомками Саула выданный Давидом в руки гаваонитян для искупления вины за кровопролитие (2Цар 21:8 и след.).

Арнан

Арнан (возм., "скачущий"), потомок Зоровавеля (1Пар 3:21).

Арний

Арний (евр. Арни), предок Иисуса Христа (Лк 3:33).

Арнон

Арнон, река на востоке Палестины, берущая начало на плоскогорье сир.-арав. пустыни и впадающая в Мертвое море. А. изобилует бродами (Ис 16:2) и вьется среди ущелий красноватых известняковых гор, на нек-рых участках прорезая их на глубину до 500 м. Южнее Дивона ущелье А. достигает ширины 4 км. Эта никогда не пересыхающая река питается водами многочисл. притоков и ручьев, многие из к-рых низвергаются в долину ступенчатыми водопадами. Река богата рыбой. Окрестные горы и крутые берега Эль-Муджиба (совр. название А.) поросли олеандром. А. был погран. рекой между владениями аморрейского царя Сигона на севере и моавитянами на юге (Чис 21:13), позднее - между уделом Рувима и моавитянами (Втор 3:8; Нав 13:16). По нему проходила юж. граница Израиля в области Иордана. Моавитский царь Меса упоминает эту реку в надписи на установ. им памятном камне (см. Камень Меши).

Арод

Арод (Ароди) ("горб", "горбатый"), сын Гада; его потомки стали называться "поколение Арода" (Быт 46:16; Чис 26:17).

Ароерянин

Ароерянин, прозвище, вероятно, свидет-вующее о происхождении из см. Ароира (1Пар 11:44).

Ароир

Ароир (Ароер) ("куст можжевельника"):

1) город сев. Арнона, прим. в 22 км от Мертвого моря (Втор 2:36; 3:12; 4:48; Суд 11:26). А. был самым юж. городом во владениях аморрейского царя Сигона и, согл. надписи на Моавитском камне, был превращен в крепость. А. был взят израильтянами (Чис 21:21 и след.; Нав 12:2). Его заново отстроили сыны Гада (Чис 32:34). Позднее, однако, он перешел к колену Рувима (Нав 13:16), а затем попал в руки сир. царя Азаила (4Цар 10:33; 1Пар 5:8). Ко времени Иеремии А. принадлежал Моаву (Иер 48:18-20). С высоты 750-метрового холма А. господствовал над переправой через Арнон и над важной рим. дорогой, ведущей с севера на юг. Ныне этот город носит араб. название Хирбет-Араир;

2) город или местность на границе удела Гада в Галааде, близ Раввы, в бассейне потока Иавок (Нав 13:25; возм., также Суд 11:33). Первонач. А. принадлежал аммонитянам. Предположит. он находился в районе Раббат-Аммона, нынешнего Аммана.

3) город на юге Иудеи, в Негеве, вероятно, тождествен Ададе (Нав 15:22). Туда Давид направил добычу, захвач. во время его воен. похода против амаликитян (1Цар 30:28). Нынешний Хирбет-Арарех расположен в 19 км юго-вост. Вирсавии.

Арпад

Арпад, город-государство в сев. Сирии. А. упоминается вместе с Емафом (4Цар 18:34; 19:13; Ис 10:9). Исходя из Иер 49:23, можно предположить, что А. был каким-то образом связан с Дамаском. Прим. в 30 км сев. Халеба (Алеппо) находится холм Телль-Рифат, раскопки к-рого в 1924 г. подтвердили, что А. располагался на этом месте. А. был завоеван ассир. царем Тиглатпаласаром III (740 г. до Р.Х.) и позднее разрушен Саргоном II (ок. 720 г. до Р.Х.). С тех пор А. в исторических источниках не упоминается.

Арса

Арса, управляющий дворцом израил. царя см. Ила (3Цар 16:9).

Артаксеркс

1) (евр. см. Ахашверош);

2) перс. царь Артаксеркс I Лонгиман (Долгорукий), сын и преемник Ксеркса. Царствовал в 464-424 гг. до Р.Х. Сначала, подстрекаемый врагами иудеев, он запретил всякое строит-во в разрушенном Иерусалиме (Езд 4:7-23), но позднее разрешил его (Езд 6:14). На шестом году своего правления (458 г. до Р.Х.) А. позволил Ездре и большому числу угнанных иудеев вернуться в Иерусалим, чтобы восстановить службу в храме, и оказал ему в этом полную поддержку (Езд 7). Через 13 лет (445 г. до Р.Х.) А. удовлетворил просьбу Неемии, служившего у него в почетной должности виночерпия, и разрешил ему на год удалиться от придворной службы, чтобы тот смог, в качестве цар. наместника, восстановить Иерусалим (Неем 2:1-6).

Артема

Артема (кр. ф-ма от Аретемидороса, "подарок Артемиды"), сподвижник Павла, к-рый, возм., должен был сменить Тита в его служении на Крите, чтобы тот мог прийти к Павлу в греч. город Никополь (Тит 3:12).

Артемида

Артемида, греч. богиня луны и охоты (девственница), почитавшаяся в Малой Азии прежде всего как богиня плодородия (Деян 19:24-35). Артемида Эфесская изображалась в виде женщины со множеством грудей. Ее фигура, считавшаяся упавшей с неба, была, скорее всего, метеоритом, напоминавшим по форме женскую фигуру. Иногородние почитатели богини увозили домой серебряные и терракотовые (к-рые единственно и находят ныне) изображения ее храма - для почитания и как приносящие счастье амулеты.

Арума

Арума, город, находясь в к-ром Авимелех вел борьбу против Сихема (Суд 9:41). Полагают, что Рума, упомянутая в 4Цар 23:36, это та же А. Место нахождения А. археологи предполагают прим. в 9 км юж. Сихема, под холмом Хирбет-эль-Ореме, где были обнаружены следы поселения, относящегося к железному веку.

Арфа

Арфа см. Музыкальные инструменты.

Арфаксад

Арфаксад (евр. Арпахшад), сын Сима и отец Салы (Быт 10:22,24; 11:10-13). В А. предполагают родоначальника халдеев. Но ни о значении его имени, ни о местности, в к-рой жили его потомки, ничего точно не известно. В Лк 3:36 А. упомянут в родословии Христа. см. Список народов.

Архангел

Архангел см. Ангел.

Архелай

Архелай ("властитель народа"), Ирод Архелай, старший из трех сыновей идумейского царя Ирода Великого, ставшего царем Иудеи. Матерью А. была самарянка Малфака. А. был воспитан вместе с братом Иродом Антипой в Риме. По завещанию Ирод Великий назначил А. своим наследником на царство, а двум другим сыновьям выделил меньшие области правления. После смерти Ирода А. поехал в Рим, чтобы утвердить свое право наследования у императора. Но в день Пасхи, еще до его отъезда, в храме произошли волнения, к-рые он приказал подавить силой, в результате чего погибло 3 тыс. иудеев. В ответ на это иудеи направляют в Рим посольство к Августу с просьбой не назначать А. царем, а дать им возможность жить по своему закону под властью рим. наместника. Одноврем. с этим в роли соперника А. в борьбе за трон выступает в Риме Ирод Антипа. Намек на эти события, видимо, содержится в одной из притч Иисуса (Лк 19:12,14), и, возм., ее конец также имеет отношение к А. Император хотя и отказал А. в офиц. цар. титуле, в остальном подтвердил завещание Ирода. В качестве этнарха (правителя народа) А. получил власть над Самарией, Иудеей и Идумеей с городами Кесарией, Себастой (Самария), Иоппией и Иерусалимом (4 г. до Р.Х.). В это время (см. Летосчисление, V,1) Иосиф и Мария с младенцем Иисусом возвращаются из Египта. Услышав о вступлении на престол А. и опасаясь жить в подвластной ему области, Иосиф поселяется в Назарете Галилейском (Мф 2:22 и след.). Во время своего царствования А. проявлял жестокость к самарянам и иудеям, пока наконец в ответ на жалобы он не был смещен Римом с престола и сослан в Виенну, юг Франции (6 г. по Р.Х.). Его бывшие владения отныне рассматривались как рим. провинция, управляемая рим. наместником (прокуратором).

Археология

Археология см. Раскопки.

Архипп

Архипп ("господин над лошадьми"), христианин из Колосс, к-рому было поручено служение (см. Служение, служба, служитель, см. Должность) в церкви (Кол 4:17) и к-рый, вероятно, будучи другом или родственником Филимона, поддерживал с ним дружеские отношения. Павел называет А. сподвижником (Флм 2).

Архитяне

Архитяне, племя потомков Аркея, сына Ханаана (Быт 10:17; 1Пар 1:15), владевшего городом Арха, сев. Триполи в Сирии, к-рый упоминается фараоном Тутмосом III (XV в. до Р.Х.) как Арканту. В док-тах из архива Телль-Амарны этот город назван Иркита. Ассир. царь Тиглатпаласар III завоевал его в 743 г. до Р.Х. Согл. Нав 16:2, владения А. находились у юж. границы удела Ефрема, между Лузом и Атарофом. Архитянином был друг и советчик Давида см. Хусий.

Арюбоф

Арюбоф, город, бывший резиденцией одного из двенадцати приставников Соломона (3Цар 4:10). К подчиненной ему тер. относились также "Соко и вся земля Хефер". Предположит. это место находится в Аррабе, в 14 км сев. Самарии или в 15 км юго-вост. Дора.

Аса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Асаил

Асаил (евр. Асаэл, "Бог совершил"):

1) сын Саруи, брат Иоава и Авессы. Один из 30 храбрых у Давида, славился быстрым бегом (2Цар 2:18; 23:24). В 1Пар 27:7 он и его сын Завадия названы начальниками четвертого отделения войска Давида. После поражения войска царя Иевосфея под Гаваоном А. упрямо преследует Авенира, военачальника Иевосфея, не прислушиваясь к его уговорам, пока наконец не погибает, пронзенный копьем Авенира (2Цар 2:19-23). Через несколько лет Иоав отомстил за смерть брата, убив Авенира в Хевроне (2Цар 3:26,27);

2) один из девяти левитов, к-рым Иосафат поручает учить народ (2Пар 17:8; в Синод. пер. - Азаил);

3) левит, живший в царствование Езекии, один из смотрителей, ответственных за сохранность приношений и пожертвований храму (2Пар 31:13);

4) отец Ионафана, выступившего при Ездре против развода с иноплем. женами (так понимает текст Езд 10:15 большинство совр. переводчиков).

Асаия

Асаия ("Яхве совершил"):

1) князь из колена Симеона (1Пар 4:36);

2) левит, потомок Мерари, глава семейства во времена Давида (1Пар 6:30; 15:6,11);

3) сын Варуха из колена Иуды, из рода Шилона (Шилония). После возвращения из плена А. жил в Иерусалиме. Он же - Маасеея, это имя имеет то же значение, что и имя А: 1Пар 9:5; Неем 11:5);

4) слуга царя Иосии, к-рому было поручено вопросить Господа о "словах" найденной книги Закона (4Цар 22:13,14; 2Пар 34:20).

Асардан

Асардан см. Асархаддон.

Асареель

Асареель (евр. Асарел, возм., "Бог связал его (обетом)" или "Бог обрадовал"), сын Иегаллелела из колена Иуды (1Пар 4:16).

Асархаддон

Асархаддон (Асардан) ("(Бог) Ассур дал брата"), любимый, но не старший, сын ассир. царя Сеннахирима, самый способный из его сыновей. Предпочтение, оказываемое А. отцом, так разозлило его братьев Адрамелеха и Шарецера, что они убили Сеннахирима, когда А. не было в Ниневии, т.к. он принимал участие в воен. походе. По возвращении из похода А. одержал победу над братьями, к-рые вынуждены были бежать в Армению (см. Арарат; 4Цар 19:36 и след.; Ис 37:37 и след. ). А. царствовал в 681-669 гг. до Р.Х. Он был выдающимся полководцем и политиком, могуществ. властителем Ассирии. В первый год своего царствования А. разбил в юж. Вавилонии сына халдея Меродаха Валадана (см. Меродах Валадан ), врага Сеннахирима. Затем он отстроил Вавилон, разруш. его отцом, и восстановил в нем храм Мардука, восславив это деяние в сделанных по его приказу надписях. А. сражался с киммерийцами (см. Гомер), вторгшимися в Ассирию с севера, совершил успешные походы в Киликию и Сирию. В 676 г. до Р.Х. он завоевал и разрушил Сидон. В результате успешных войн ему покорились 10 народов на Кипре и 12 - на материке; среди прочих побежденных царей был и Манассия (2Пар 33:11), к-рый упоминается в одной из надписей как "Манассия, царь иудейский". В условиях договоров с вассалами А. обязывал их признать верховного бога ассирийцев Ашшура. В период правления А. в Самарию были переселены чужеземные колонисты (Езд 4:2). Затем А. обратился против Египта. Фараону Тахарке (Тиргаку) удалось отбить первое нападение, но когда в 671 г. до Р.Х. А. вновь обрушился на эту страну, войско фараона было разбито, а столица Мемфис - осаждена, взята, разрушена и сожжена за полдня. Тахарка бежал в Эфиопию. А. присоединил к своему царству Нижний Египет, назначив над ним 20 сатрапов, и первым из ассирийцев принял титул "Царь царей Египта". После смерти А. власть унаследовал его сын см. Ашшурбанапал (библ. Аснафар).

Асаф

Асаф ("собиратель"):

1) сын Берехии, левит из рода Гирсона, современник Давида (1Пар 6:39; Неем 12:46). А. и его потомки были певцами и музыкантами при ковчеге завета, а затем - при храме. Пением и музыкой они восхваляли Господа. А. упомянут в рассказе о перенесении ковчега завета в Иерусалим (1Пар 15:16-19; 16:5,7); о сыновьях А. говорится в рассказах об очищении храма в царствование Езекии (2Пар 29:13), о празднике Пасхи, устроенном Иосией (2Пар 35:15), о возвращении из вавил. плена (Езд 2:41; Неем 7:44) и о кладке основания нового храма (Езд 3:10 и след.). А. был не только певцом, но и поэтом и пророком (1Пар 25:1 и след.; 2Пар 29:30). Подобные дарования были и у его потомков. Так, псалмы 73-й и 78-й из двенадцати, носящих имя А. (Пс 49; 72-82), содержат сетования о разрушении храма; это позволяет предположить, что их автором был кто-то из потомков А., т.к. храм был разрушен почти через 400 лет после смерти А. Иозиил из рода А. предсказал царю Иосафату победу над аммонитянами и моавитянами (2Пар 20:14-17);

2) отец Иоаха, дееписателя при дворе Езекии (4Цар 18:18; Ис 36:3);

3) хранитель лесов перс. царя Артаксеркса, к-рому вменялось в обязанность поставлять Неемии строит. древесину (Неем 2:8).

Асенефа

Асенефа (евр. Асенат, егип. "принадлежащий (богине) Нейт" (богиня войны города Саис в дельте Нила)), дочь Потифера, жреца Илиопольского. Фараон отдал ее в жены Иосифу. А. стала матерью Манассии и Ефрема (Быт 41:45,50; 46:20).

Асиил

Асиил (евр. Асиэл, "Бог совершил это"), израильтянин из колена Симеона, отец Сераии (1Пар 4:35).

Асинкрит

Асинкрит ("несравненный"), христианин из Рима, к-рому Павел просит передать приветствие (Рим 16:14).

Предыдущая страница Следующая страница