Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕР"-"ВОЗ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕР"-"ВОЗ")

Верия

1) город в Македонии, у подножья горы Олимп, к-рый Павел посетил во время своего третьего миссионерского путешествия (Деян 17:10 и след.). В отличие от фессалоникийцев, среди к-рых преобладали предприимчивые торговцы, жители В., простые мастеровые и крестьяне, вдумчиво изучали Свящ. Писание, пытаясь убедиться, что свидет-ва Павла об Иисусе соответствуют истине. Один из жителей В., Сосипатр, сопровождал ап. Павла до Асии (Деян 20:4). Совр. город В. расположен прим. в 80 км зап. Салоник, в 41 км от Эгейского моря см. Бриа.

Верность, верный

I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Словами "верность" и "верный" в Синод. пер. переданы евр. и греч. слова, обознач. также веру (см. Вера) (евр. эмет, эмуна; греч. пистис, пистос). Эти же евр. и греч. слова часто переводятся в Синод. пер. как "истинность", "истина".

II. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

В. - это стойкость в исполнении своих обещаний и обязат-в (напр., В. договору, В. завету; Мих 7:20), это надежность, к-рая находится в тесном родстве с истиной и праведностью (см. Справедливость, праведность). Подобно тому как истина дополняется верой, В. и доверие дополняют друг друга.

III. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Основа и предпосылка человеч. В. - В. Божья (Плач 3:22 и след.; ср. Нав 24:1-18). Еще праотцы познали В. Божью (Быт 32:11, в Синод. пер. - "благодеяния"). Бог открылся Моисею и Израилю как "Бог верный" (Исх 34:6, в Синод. пер. - "истинный"; Втор 7:9). В. Божья неустанно восхваляется в псалмах (Пс 30:6, в Синод. пер. - "Бог истины"; 39:11; 56:4; 68:14; 137:2 - в последних трех случаях в Синод. пер. говорится о Божьей истине). Божья В. является основой человеч. доверия к Нему (Пс 30:6); будучи верным, Господь, в соотв. со Своими обетованиями (Евр 10:23; ср. 1Ин 1:9), оградит людей от зла (2Фес 3:3). Христос назван "верным Первосвященником пред Богом" (Евр 2:17); Он верен Тому, Кто Его поставил (Евр 3:2). В Откр 1:5; 3:14 Он назван "свидетелем верным". В отношении к Богу В., истина и праведность стоят в тесной связи одна с другой. Павел противопоставляет В. Бога человеч. неверности (Рим 3:3 и след.); истина Божья есть не что иное, как Его верность. К этой истине и верности Божьей добавляется Его праведность (в Синод. пер. - "правда"), к-рая противопоставляется человеч. неправедности (неправде). По мере того как Божья праведность открывается в исполнении Его обетований, ее называют В., к-рая, в свою очередь, породнена с Божеств. см. Милосердием (ср. Исх 34:6; Втор 7:9).

Вертеп разбойников

Вертеп разбойников (Иер 7:11; Мф 21:13; Мк 11:17; Лк 19:46). Эти резкие слова Иисус произнес, изгоняя из храма торгующих, к-рые при попустительстве священников превращали Дом Господа в см. Дом торговли.

Веселие

1) высшая степень радости (см. Радость, веселье), оба слова нередко употребляются рядом, образуя устойчивое словосочетание "радость и веселие" (Есф 8:17; Пс 50:10; Ис 22:13; Иер 7:34 и др.). Слово "веселие" может иметь общее значение (Иер 7:34), а иногда приближается к понятию "благополучие" (Ис 22:13). Но чаще слово "веселие" употребляется в духовном значении: Бог Сам - В. для праведных (Пс 42:4); Он напояет прибегающих к Нему "из потока сладостей" Своих (Пс 35:9) и насыщает готовых к покаянию "радостью и веселием" (Пс 50:10). Его откровение - это В. сердца для верующих (Пс 118:111). После времени бедствий и страданий радость и В. искупления Богом воспринимаются с особой силой (Ис 35:10; 1Пет 4:12 и след.); но там, где Бог вершит Свой суд, нет места радости и В. (Ис 16:10; Иер 7:34; 16:9; 48:33);

2) см. Ликование, веселие, восклицание.

Веселиил

Веселиил (евр. Бецалел, "под сенью (защитой) Бога"):

1) сын Урии из колена Иуды. Бог одарил его талантом и поручил вместе с данитянином Аголиавом изготовить скинию собрания, ковчег завета и все принадлежности скинии, жертвенник и одежды священников. В. и Аголиав ковали золото, серебро и медь, обрабатывали и оправляли в металл драг. камни, плотничали и резали по дереву, ткали (Исх 31:1-11; 35:30-35; 38:22 и след.);

2) израильтянин из семейства Пахаф-Моава, женившийся на чужеземке (Езд 10:30).

Веселье

Веселье см. Радость, веселье.

Весло

Весло см. Корабль, кораблестроение.

Вести тяжбу

Вести тяжбу см. Судиться, вести тяжбу.

Весы

Весы см. Меры длины, площади, объема и веса см. Деньги.

Ветен

Ветен ("живот"), город в уделе колена Асира (Нав 19:25). Согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, это было селение Бефветер, в 8 милях вост. Птолемаиды. Птолемаида - старое название Акко, вост. к-рого ныне находится место, называемое Автун (возле холма Эль-Харбадж). Видимо, здесь, в 10 км юго-вост. Хайфы, и находился В.

Ветер

Климат Палестины во многом определяется господствующими там В. Зап. В. со Средиземного моря зимой приносят дожди (см. Дождь) (Лк 12:54), а летом прохладу после дневной жары. Горячие восточные В. со стороны пустыни иссушают весеннюю зелень и знаменуют собой месяцы летнего зноя при отсутствии дождей. Зная, что В. могут влиять на погоду и урожай, израильтяне рассматривали их как посланников и служителей Господа (Пс 103:4). Суд Божий грядет как В., взметающий прах нечестивых (Пс 1:4; Ис 17:13; ср. Иов 21:18; Пс 82:14; Ис 41:16; 64:5). Дуновение В., не оставляющее за собой следа, служит символом бренности (Иов 7:7; Пс 77:39) и суетности (Притч 11:29; Ос 12:2).

Ветоним

Ветоним ("фисташка"), город колена Гадова (Нав 13:26), к-рый, согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, существовал еще во времена Евсевия и Иеронима под названием Ботния или Ботмин. В наст. время В. - это, возм., Хирбет-Батне, или Батана, находящийся в 6 км юго-зап. Гадары, вост. Иордана.

Ветреник

Ветреник, досл. "человек, следующий за ветром" (Мих 2:11), т.е. человек непостоянный, склонный к легкомысленным поступкам, и, в противоположность истинному пророку, не имеющий ясной цели. В Еф 4:14 подобный образ использован при характеристике незрелого христианина.

Ветхий

Ветхий см. Старый.

Ветхий Завет

Ветхий Завет см. Библия.

Веф-Дагон

Веф-Дагон см. Беф-Дагон (2).

Вефиль

Вефиль ("дом Божий"):

1) место, где Иаков увидел во сне лестницу, по к-рой восходили и нисходили ангелы Божьи, после чего он установил там памятный камень и назвал это место В. (Быт 28:11-19). Позже Иаков, по велению Господа, устроил в В. жертвенник за помощь, явленную ему Богом (Быт 35:1 и след.). Прежнее название города было Луз, а В. сначала именовалось близлежащее святилище. В наст. время город называется Бейтин, а святилище вост. него - Бурдж-Бейтин. Поэтому во время установления границ Луз и В. представлялись разными городами (Нав 16:2). Еще во времена Авраама В. являлся свящ. местом, где Авраам установил жертвенник Господу (Быт 12:8; 13:3 и след.). Согл. 1Цар 7:16, во времена пророка и судьи Самуила В. также был важным религ. центром, а позже в нем находилась большая школа пророков (4Цар 2:3). Иеровоам превратил В. в центр поклонения золотым статуям быков, к-рые Библия пренебрежит. называет тельцами (3Цар 12:28 и след.), причем город стал "святыней царя и домом царским" (Ам 7:13). Видимо, золотые быки мыслились не как божества, а как престолы незримо восседавшего на них Яхве. Поскольку в В. совершалось идолослужение, город называли также см. Беф-Авен. Вефильское святилище было разрушено Иосией в ходе проводившихся им реформ (4Цар 23:15-18). В. стоял на горе Ефремовой (Суд 4:5), на границе удела колена Ефрема (Нав 18:13), юго-зап. Силома, на дороге, ведущей в Сихем (Суд 21:19), зап. Гая (Нав 7:2) и сев.-вост. Рамы (Суд 4:5). Столь точное описание местоположения города позволяет идентифицировать его с совр. Телль-Бейтином (в араб. яз. конечное "л" часто переходит в "н"), располож. в 19 км сев. Иерусалима. Раскопки в В. сделали возможной подробную реконструкцию строений среднего периода бронзового века;

2) см. Бефуил.

Вефир

Вефир, местность в уделе колена Иудина (Нав 15:59 - только в Септуагинте), совр. Хирбет-эль-Йехуд около Беттира, в 11 км юго-зап. Иерусалима. Селение расцвело после возвращения евреев из плена и стало последним оплотом Бар-Кохбы.

Вефорон

Вефорон см. Беф-Орон.

Веф-Палет

Веф-Палет (Беф-Палет), название, производное от евр. глагола со значением "спасать", "укрывать". Ф.Питри отождествлял В.-П. (Нав 15:27; Неем 11:26) с холмом Телль-эль-Фара на ручье Газзе и в доказат-во приводил тот факт, что араб. название означает "место убежища, укрытия". Это утверждение было подвергнуто сомнению, и после раскопок, в ходе к-рых были обнаружены развалины крепости времен правления гиксосов и Рамсеса III, ученые стали отождествлять В.-П. с см. Шарухеном. Но возм. также, что В.-П. - это Хирбет-Медбех, находящийся в 12 км юго-вост. Беэр-Шевы.

Вефсамис

Вефсамис ("дом солнца"):

1) город на сев. границе удела колена Иуды, на пути из Екрона в Кириаф-Иарим (Нав 15:10; 1Цар 6:9,20). Другое название В. - Ир-Шемеш ("город солнца"; Нав 19:41). Возм., гора Херес = "гора солнца" (Суд 1:35) - то же самое место. В. занимал стратегически важное положение, поэтому именно здесь произошла битва между Амасией и Иоасом (4Цар 14:11). Название В. сохранилось в названии Айн-Шемс ("источник солнца"), руины старого В. были обнаружены на располож. рядом холме Телль-эр-Румейлех, в 24 км зап. Иерусалима. При раскопках были обнаружены свидет-ва егип. влияния, существовавшего во времена см. Телль-Амарна, а также культурные слои, говорящие о филистимском и хананейско-израил. влиянии. Особый интерес представляют также нек-рые находки, содержащие древние тексты. Среди них - скарабей с вырезанными иероглифами, изготовленный, предположит., в честь свадьбы Аменхотепа III; глиняная табличка с клинописью, к-рая, однако, если сравнивать с текстами из Рас-Шамры, является зеркальным изображением угаритского письма. Это свидетельствует, что табличка, очевидно, применялась как амулет;

2) город колена Иссахара (Нав 19:22), находившийся, вероятно, сев. Беф-Сана, на месте Хирбет-Шемсина или Эль-Абейдийе;

3) город колена Неффалима (Нав 19:38). Точное местоположение города неизвестно, хотя, возм., его следует отождествить с В. (2);

4) город в Египте (Иер 43:13), к-рый, вероятно, можно отождествить с Гелиополем. см. Он.

Вефул

Вефул, город колена Симеона (Нав 19:4). см. Вафуил (2).

Вефхор

Вефхор ("дом ягненка"), место, до к-рого израильтяне преследовали филистимлян после победы, одерж. над ними во времена Самуила (1Цар 7:11). Точное местоположение В. неизвестно.

Веф-Цур

Веф-Цур см. Беф-Цур.

Вецай

Вецай см. Бецай.

Вечер

Кроме обозначения времени суток (Быт 1:5), слово "В." употребляется в значении "запад" (сторона света) (Пс 102:12; 1Пар 7:28; 26:16; в Синод. пер. евр. слово эрев, "вечер", передано здесь как "запад"). Выражение "до В." (Лев 15:5; Суд 20:26) означает весь см. День, поскольку новые сутки начинаются с заходом солнца.

Вечерняя жертва

Вечерняя жертва см. Жертва.

Вечеря Господня

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вечность, вечный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Веяло, лопата

Веяло, лопата (евр. мизрэ (Иер 15:7), вероятно, как и греч. птюон (Мф 3:12; Лк 3:17)) - это, очевидно, дерев. лопата, с помощью к-рой обмолоч. зерно освобождали от грубой мякины, подбрасывая его вверх на ветру, в то время как упомянутое в Ис 30:24 наряду со словом мизрэ евр. слово рахат, вероятно, подразумевает лопату, с помощью к-рой зерна отделяли от половы. см. Земледелие (IV).

Взятие на небо

I. ВЗЯТИЕ НА НЕБО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В Быт 5:24, Евр 11:5 и 4Цар 2:11 говорится о взятии Господом на небо Еноха и Илии за их веру. При этом под В.н.Н. подразумевается пребывание в постоянном присутствии Бога (см. Рай), к-рое достигается, минуя смерть. см. Вознесение.

II. ВЗЯТИЕ НА НЕБО В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) в Откр 12:5 сказано о восхищении младенца к Богу, причем, по-видимому, это дитя олицетворяет Иисуса Христа;

2) о В.н.Н. верующих в конце времен говорится в 1Кор 15:51 и след., в 1Фес 4:16 и след., причем в греч. оригинале употреблены такие слова, как гарпадзо - "хватать", апантэсис - "встреча" и др. Ап. Павел в 1Фес 4:15 обращает внимание на то, что наши представления о В.н.Н. (или "восхищении") опираются на слово Господа. В.н.Н. стало возможным в результате воскресения Христа, Который стал Первенцем среди множества Своих собратьев (1Кор 15:23; ср. Рим 8:29; Кол 1:15 и след.). При Его Втором пришествии (см. Второе пришествие Иисуса) "мертвые во Христе" воскреснут (1Фес 4:16) и будут "восхищены ... в сретение Господу" (ст. 17). Следом восхитятся те, кто еще на земле принадлежал Христу (1Фес 4:15-17; ср. 1Кор 15:52). Спасенные тог-да окажутся преображенными в новое тело (1Кор 15:44-58; 2Кор 5:2 и след.) и соединятся с Христом, Который в славе грядет навстречу Своей невесте (Церкви), и останутся с Ним навечно (1Фес 4:17). Согл. 1Кор 15:23 и след., В.н.Н. представляет собой особый этап в Божьей свящ. истории, к-рый следует отличать от последнего Суда и второго воскресения. Т.о., В.н.Н. - важная составная часть христ. надежды на спасение. Как В.н.Н. соотносится с тысячелетним царством, упоминаемым в Откр 20:5 и след., когда и как оно будет происходить - все это составляет тайну Господа.

Вид, увидеть

Вид, увидеть ("смотреть", "обратить взгляд"), как имя сущ., так и глагол могут выступать в разных значениях:

1) увидеть предмет или лицо означает включить его в поле своего зрения, заинтересованно обратиться к нему (Быт 1:31; 3:6; 9:16; Мф 5:28; Лк 22:61);

2) В. как внешний облик: Иоанн описывает В. того, кто сидел на престоле - "видом был подобен камню яспису и сардису" (Откр 4:3);

3) взирать - совершать акт послушания в вере: при взгляде на медного змея ужаленный змеей в пустыне исцелялся (Чис 21:8 и след.; ср. Ин 3:14 и след.);

4) не судить по В.: у Бога нет лицеприятия (2Пар 19:7; Рим 2:11; Гал 2:6; Еф 6:9; Кол 3:25). Судить по внешнему В. (Ин 7:24: "не судите по наружности") было тяжким грехом для судьи (Втор 1:17; Притч 24:23). Судить по В. нельзя и в церкви ("хвалятся лицем, а не сердцем" - 2Кор 5:12); не В. (не "лице") определяет значение человека для Бога - Гал 2:6; ср. Мк 10:43-45; 2Кор 5:12; 10:15-18;

5) когда Бог видит скорбь человека, Он принимает участие в его судьбе. "Призреть" означает для Бога оказать милосердную помощь (1Цар 1:11; Пс 9:14).

Видение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Видеть, зреть

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вил

Вил (аккад. белу, "господин"; родств. евр. баал; в совр. науч. лит-ре: Бел), называемый также Мардуком (евр. Меродах; Иер 50:2), наряду с Ану и Энки принадлежал к числу верховных богов вавил. пантеона (Иер 51:44). Бывший изначально лишь главным богом Вавилона, он со времени правления Хаммурапи стал приобретать все большее значение. Его отцом считался Эйя, а сыном - Набу (библ. Нево, Ис 46:1). В. почитали в храме Эсагиле и в семиступенчатом зиккурате Этеменанки (см. Вавилон). Во время каждого празднования наступления нового года царь должен был в ходе торжеств. церемонии "прикоснуться к руке Мардука", чтобы тем самым обеспечить дальнейшее процветание гос-ва.

Вилга

Вилга (евр. Билга, возм., "свет", "блеск"):

1) начальник пятнадцатой чреды священников во времена Давида (1Пар 24:14);

2) священник, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:5,18) и во времена Неемии подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:8 - в Синод. пер. - Вилгай).

Вилдад

Вилдад (евр. Билдад), один из трех друзей Иова, савхеянин, т.е. уроженец Шуаха в Северной Аравии (Иов 2:11), вероятно, потомок Авраама и Хеттуры (Быт 25:2). Ложно истолковав суть Божеств. правосудия, Вилдад произносит три пространные речи (Иов 8; 18; 25), чем навлекает на себя гнев Божий, отвести к-рый позволяют жертвоприношения и ходатайство Иова (42:7-10).

Вина

I.

Согл. Библии, совершаемые человеком грехи делают его виновным перед Богом. Эта В. отделяет человека от Бога. Быть грешником - значит быть виновным перед Ним (Лк 13:1-5), а грешником является каждый человек, преступивший хотя бы одну заповедь (Иак 2:10). Библии знакомо понятие совокупной В. перед Богом, охватывающей всех людей (Исх 34:7; Рим 3:19). Но вряд ли можно найти и человека, не провинившегося также перед людьми. (см. Беспорочный.) Каждый отвечает за свои дела (Втор 24:16; 4Цар 14:6; Иер 31:30; Иез 18:4,20; 33:12 и след.), и, становясь виновными перед людьми, мы в конечном счете оказываемся виновными перед Богом. Только прямое обращение к Святому и Живому Богу приводит человека к полному осознанию своей В. и постижению всей ее глубины (Пс 50:6; Мф 6:12; Лк 15:18).

II.

Павел полностью осознал и признал свою тяжкую В. в результате встречи с воскресшим Христом (Деян 9:4 и след.; 1Кор 15:9; Гал 1:13). Вместе с тем, он принял как дар полное прощение В. всей его жизни (Рим 1:5; 1Кор 15:10). Иисус показывает то же самое на примере полного прощения колоссальной суммы долга (Мф 18:27). Так Господь, прощая, поступает с людьми, глубоко погрязшими в своей В. Прощая человеку грехи, Бог дает ему возможность вступить в общение с Ним. Поэтому Иисус называет Свое самопожертвование "искуплением многих" (Мф 20:28). Он отдал Свою жизнь в искупит. жертву за нашу В. (Ис 53:4 и след.).

Вино

Вино см. Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино.

Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виноградная лоза

Виноградная лоза см. Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино.

Виноградник

Виноградник см. Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино.

Виночерпий

Виночерпий, царедворец из ближайшего окружения царя; один или вместе с другими В. он был ответств. за снабжение цар. стола напитками. При нередких на Востоке случаях отравления ядами эта должность считалась особо ответств., царь должен был доверять В. В свою очередь, это давало В. возможность влиять на царя. В Библии упомянуты В. при дворах фараона (Быт 40:2), Соломона (3Цар 10:5) и при перс. дворе (Неем 1:11).

Вирсавия

1) (евр. Бат-Шева, "дочь изобилия"), дочь Елиама, внучка Ахитофела и жена хеттеянина Урии (2Цар 11:3; 23:34; Мф 1:6). Когда Урия в составе израил. войска осаждал Равву, Давид увидел купающуюся В. и велел привести ее к себе. В. не посмела противиться воле царя и подчинилась ему. Когда же она сообщила царю, что носит его ребенка, и все попытки Давида скрыть совершенный грех остались безрезультатными, он послал Урию на верную смерть и по окончании траура же-нился на В. (2Цар 11). Ее первый сын по воле Господа умер на седьмой день после рождения, но затем она родила Давиду Соломона (2Цар 12:14,18,24) и еще трех сыновей: Шиму, Шовава и Нафана (1Пар 3:5). Когда Адония незадолго до смерти Давида попытался захватить власть, Вирсавия и пр. Нафан предупредили об этом Давида, и он опередил Адонию, помазав Соломона на царство (3Цар 1:11-53). Во время второй попытки заявить свои права на престол Адония убеждает В. просить у Соломона для него в жены Ависагу сунамитянку, на к-рой в старости был женат Давид. Но Соломон усматривает в этом тайные намерения завладеть престолом и по-велевает казнить Адонию (3Цар 2:13-25);

2) ((Беэршива) в совр. лит-ре - Беэр-Шева, "колодец семи" или "колодец клятвы"), место в пустыне на самом юге Иудеи, где Авимелех и Авраам заключили между собой договор. У колодца, выкопанного по приказу Авраама, они поклялись больше не причинять вреда друг другу и наказали своим пастухам жить в мире (Быт 21:22 и след.). Для закрепления договора Авраам дал Авимелеху семь овец, отсюда и название - "колодец семи". Авраам жил здесь и призывал имя Господа. Когда Авраам отправился в Хеврон, филистимляне засыпали колодец, так что возвратившемуся Исааку пришлось его выкопать заново. Затем Авимелех или его преемник возобновили с Исааком договор, заключ. с Авраамом (Быт 26:26 и след.). Из В. бежал Иаков от Исава, и затем здесь же он приносил жертвы Богу, перед тем как отправиться к Иосифу в Египет (Быт 28:10 и след.; 46:1 и след.). Возле колодца был построен самый юж. город в земле обетованной, вошедший в удел колена Симеона (Нав 19:1 и след.). Поэтому выражение "от Дана до Вирсавии" обозначало весь Израиль (Суд 20:1). В В. вершили суд сыновья Самуила (1Цар 8:2); через В. проходил Илия по пути к горе Хорив (3Цар 19:3). Вероятно, во времена Амоса В. была свящ. городом, в к-рый совершали паломни-чество даже жители Северного царства (Ам 5:5; 8:14). В В. поселились многие иудеи, вернувшиеся из плена (Неем 11:27,30). В наст. время на месте древнего города находится холм Телль-эс-Саба (новоевр. Телль-Беэр-Шева), располож. в 40 км юго-зап. Хеврона, около г. Бир-эс-Саба (новоевр. Беэр-Шева).

Виссон

Виссон см. Лен.

Вифавар

Вифавар см. Вифания (2).

Вифания

Вифания ("дом бедного"):

1) селение вблизи Иерусалима, на вост. стороне Масличной горы. В. находилась прим. в 15 стадиях (2,7 км) от Иерусалима (Ин 11:18), т.е. в получасе пешего хода. Здесь, согл. блж. Иерониму, уже в древние времена была построена церковь на могиле Лазаря. В связи с этим селение получило название Эль-Азарие. Археол. раскопки доказывают, что это селение возникло еще до времен Иисуса. В. была местом, к-рое часто посещал Иисус и где Он, согл. НЗ, неоднократно останавливался на ночлег (Мф 21:17; 26:6). Здесь жили Лазарь, Марфа и Мария (Ин 11:1), здесь же находился дом Симона прокаженного (Мф 26:6). Вероятно, В. можно отождествить с Ананией (Неем 11:32), заселенной после возвращения евреев из вавил. плена;

2) В. при Иордане. Согл. Ин 1:28, В. располагалась вост. Иордана, что находит подтверждение и в Ин 3:26; 10:40. Здесь, очевидно, нек-рое время крестил Иисус (Ин 3:22; 4:1,2), в то время как Иоанн Креститель совершал крещение в другом месте (Ин 3:23). Со времен Оригена В. часто отождествлялась с Вифаваром, в связи с чем было принято считать, что переход евреев через Иордан был совершен рядом с местом крещения Иисуса. Представляющееся достоверным предание говорит о том, что В. находилась напротив Иерихона, в долине Вади-эль-Харрар. Но самое раннее и заслуживающее наиб. доверия свидет-во указывает на то, что В. и Вифавар не могли быть одним и тем же местом. Синоптич. Евангелия сообщают, что Иисус принял крещение в юж. части долины Иордана (Мф 3:1; Мк 1:5). Кр. того, из Ин 1; 2 и 10; 11 можно заключить, что В. находилась ближе к Галилее, чем к Иудее. Скорее всего, В. следует отождествлять с местностью Ватанея (греч. Батаная), ветхозаветным Васаном (см. Чис 32:32 и след.; Втор 3:8 и др.). Ватанея располагалась в сев. части Трансиордании и принадлежала к тетрархии Филиппа. Очевидно, что Иисус бывал здесь. Кр. того, жившие в Ватанее ессеи и баптисты (древняя иуд. секта, не имеющая отношения к совр. баптистам. - Прим. ред.) ожидали здесь наступления конца света. Это обстоят-во объясняет, почему Иоанн Креститель начал совершать крещение именно в В. (Ин 10:40).

Вифезда

Вифезда ("дом милосердия"), купальня возле Овечьих ворот на сев.-вост. окраине Иерусалима (Ин 5:2). Возле церкви св. Анны (сев. храмовой площади) были найдены остатки пруда, окруженного со всех сторон галереями и разделенного еще одной галереей на два бассейна (в Ин 5:2 также говорится о пяти крытых галереях вокруг купальни). "Совпадения данных НЗ и раннехрист. предания, с одной стороны, и результаты раскопок - с другой, дают основание отождествлять двойную купальню при церкви св. Анны с Овечьей купальней, о к-рой говорится в Ев. от Иоанна. Вновь найденная Вифезда стала еще одним доказат-вом того, что Живой Бог являлся людям в конкретных историч. местах" (Й.Иеремиас). Название В. вызывало у ученых сомнение, однако находки в Кумране подтвердили правильность названия: на медных табличках упоминаются купальня Бейт-Эшдатайин (форма двойств. числа от "Вифезда") и меньший из двух бассейнов.

Вифиния

Вифиния, рим. провинция на сев.-западе Малой Азии. Придя в Мисию, Павел решил отправиться дальше в В., но Св. Дух воспрепятствовал этому (Деян 16:7). Тем не менее вскоре после этого там были образованы первые христ. общины (1Пет 1:1).

Вифлеем

Вифлеем ("дом хлеба"):

1) город колена Иуды, назв. так за плодородие окрестных земель (см. Руфь 2), граничивших с иуд. пустыней. В док-тах архива Телль-Амарны (XIV в. до Р.Х.) этот город называется Бет-Лахама - "дом (или храм) богини Лахамы" - и относится к числу городов в земле Урусалим (= Иерусалим). В Библии название В. впервые встречается в Быт 35:19 (ср. 48:7) в рассказе о смерти Рахили. В тексте Септуагинты (Нав 15:59) В. упомянут как второе название Ефрафи, в отличие от В. (2) в земле Завулона. Родом из В. иуд. был левит, ставший священником в доме Михи (Суд 17:7). Елимелех и его жена Ноеминь покинули В. и отправились в землю Моава (Руфь 1:1). В В. родился Давид (1Цар 16), и поэтому его называют также "городом Давидовым" (1Цар 20:6; Лк 2:4). В. укреплен Ровоамом (2Пар 11:5,6). После освобождения из плена в город вернулись 123 его жителя (Езд 2:21). Особое значение В. состоит в том, что в нем, как пророчествовал Михей (Мих 5:2; Мф 2:3-8), родился Иисус Христос. "Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?" (Ин 7:42). В 330 г. по Р.Х. имп. Константин повелел возвести базилику на предполагаемом месте рождения Иисуса, в пещере внутри известняковой скалы. Совр. В. (араб. город Бейт-Лахм) расположен прим. в 10 км юж. Иерусалима. В библ. времена В. стоял на холме вост. пещеры Рождества Христова и был защищен с сев.-вост. и юго-зап. сторон крутыми обрывами;

2) в 11 км сев.-зап. Назарета, в уделе колена Завулона находился В. (Нав 19:15), бывший, возм., местом рождения судьи Есевона (Суд 12:8-10). Совр. Бейт-Лехем расположен в 11 км сев.-зап. Назарета.

Вифсаида

Вифсаида ("дом рыбной ловли"). Известна В., находившаяся на сев. побережье Геннисаретского озера и получившая при Ироде Филиппе статус города и название - Юлия. В. состояла из двух частей. На месте Юлии в наст. время находится Эт-Телль, а на месте рыбацкой деревни В. - Эль-Арадж, располож. в 1 км вост. места впадения Иордана в Галилейское море. Иисус укорял Хоразин и В. и возглашал им горе за то, что они не уверовали, несмотря на явленные Им чудеса (Мф 11:20,21). Возле В. Иисус насытил 5 тыс. человек (Лк 9:10-17) и исцелил слепого (Мк 8:22-26). На основании того, что ученики Иисуса, получив от Него повеление переправиться к В. (Мк 6:45), прибыли на зап. берег озера, в землю Геннисаретскую (ст. 53; Мф 14:34), нек-рые экзегеты предполагают, что существовала и другая В., находившаяся зап. Галилейского моря. Но подобный вывод не очевиден, т.к. глагол "переправиться" не обязательно подразумевает переправу на противоположный берег. Так, Иосиф Флавий пишет, что на судах "переплывали" из Тивериады в Тарихею, в то время как оба города лежа-ли на зап. берегу. Кр. того, в случае с этой пере-правой конечный пункт плавания мог и не иметь большого значения. В. галилейской (Ин 12:21) называется родной город ап. Андрея, Петра и Филиппа (Ин 1:44). Но и это не доказывает, что на зап. берегу была вторая В., т.к. Галилейская область простиралась и на вост. берег Иордана. Поэтому нет необходимости искать другую В. на месте или возле Хирбет-эль-Минье, юго-зап. Капернаума.

Виффагия

Виффагия ("дом смокв"), селение у подножия Масличной горы, недалеко от Вифании (Мф 21:1 и след.; Мк 11:1 и след.; Лк 19:28-30); традиц. считается, что оно располагалось на вост. склоне горы, юж. Кафр-эт-Тура. Исходя из контекста, в к-ром название города встречается в Талмуде, Дальман предполагал, что название В. происходит от лат. пагус ("округ", "сельский район") и, возм., означает сельский пригород Иерусалима. Новозаветная В., видимо, находилась недалеко от места, где находится монастырь францисканцев, располож. в седловине между "русской" вершиной Масличной горы и Рас-эс-Шия.

Вкушать

Вкушать - "принимать пищу с наслаждением" (Лк 14:24). В метафорич. значении глагол "вкушать" является особенно емким и выражает как причастность к наслаждениям, так и к страданиям. Тот вкушает благость Господа (Пс 33:9; 1Пет 2:3), небесный дар, благое слово Божье и силы будущего века (Евр 6:4 и след.), кто почувствовал их на собств. опыте. "Вкусить смерти" значит умереть (Мф 16:28).

Владение

Владение см. Собственность.

Владычество, господство

1) слово "владычество" употребляется в ВЗ, очевидно, в том же смысле, что и "царство" (см. Царство). Напр., в Пс 144:13 слова "царство" (евр. малхут; соответствует греч. басилейа, "царская власть") и "владычество" (евр. мемшала) выступают как синонимы. В мессианском пророчестве Ис 9:5 и след. говорится о "владычестве (евр. мисра) на раменах Его" (Князя мира). Здесь подразумевается см. Царство Божие, к-рое в конце времен Христос вернет в руки Отца (1Кор 15:24; см. Пс 102:22; Дан 6:26; Зах 9:10);

2) в НЗ слово "господство" (греч. кюриотес), строго отделенное от понятия "царство" (греч. басилейа), употребляется почти исключит. для обозначения ангельских сил. Когда ап. Павел говорит о всем Божьем творении, созданном при посредстве Христа, о видимом и невидимом, он подразумевает и небесные силы, к-рые составляют часть этой картины сотвор. мироздания. "Престолы, господства, начальства, власти" (Кол 1:16) - вот перечень ангельских сил. Через Свое воскресение и вознесение на небеса Христос возвысился над всяким господством (Еф 1:21). В конце нынешней эпохи Он передаст Свое царство (владычество) в руки Отца и тем самым упразднит всякое господство (1Кор 15:24). Слово кюриотес дважды употреблено в НЗ и в другом значении. Дерзкие люди "не страшатся злословить высших", т.е. небесные силы, и отвергают кюриотес - (небесные) начальства (2Пет 2:10; Иуд 8), поскольку они презирают Бога и Господа Иисуса Христа. Их, как и всякие силы тьмы, постигнет Божья кара.

Власт

Власт ("отпрыск"), постельничий царя Ирода Агриппы I (Деян 12:20).

Власть

Под "властями" в Библии подразумеваются люди и учреждения, осуществлявшие управление страной (Лк 12:11; Рим 13:1-3; 1Тим 2:2; Тит 3:1). Свящ. Писание требует от верующих повиноваться властям (Рим 13:1-7; Тит 3:1; 1Пет 2:13,14) и молиться за них (Иер 29:7; 1Тим 2:2), потому что всякая В. устанавливается Богом и всякий начальник является Его слугой (Рим 13:1,4; см. Чиновник, V). Во всех указ. местах Библии имеются в виду языч., рим. или вавил. правители; в этой связи возникает вопрос: а нужно ли исполнять долг повиновения в условиях иноземного господства? Подчинение властям имеет границы: в тех случаях, когда В. препятствует человеку проявлять послушание Богу, подчиняться такой В. не следует (Деян 4:19; 5:29). Именно такую свободу защищает Петр перед духовными властями израил. народа. см. Владычество, господство (2) см. Порядок.

Власяница

Власяница см. Вретище, власяница.

Влечение, стремление, желание, похоть

Влечение, стремление, желание, похоть. В. - сильная склонность к ч.-л. или к.-л. Это чувство может вырастать до страстного желания, сметающего на своем пути все препятствия. В. само по себе не является ни добром, ни злом, однако оно может стать добром или злом в зависимости от того, к чему направлено. Человеч. влечение угодно Богу, если оно направлено к доброму: к Самому Богу (Ис 26:8,9; Ос 6:3), к правосудию (Ис 16:5), к правде (Ис 51:1), к пребыванию со Христом в славе (Флп 1:23). Гибельным является стремление к злу, оно неминуемо приводит к смерти (Притч 11:19). В НЗ похоть становится орудием противостоящих Богу сил, к-рые стремятся посвоему распорядиться человеч. жизнью. Тот, кто позволяет, чтобы его чувствами управляли дьявол (Ин 8:44), плоть (Гал 5:16,24; Еф 2:3), мир (1Ин 2:16,17) и собственное "я" (2Пет 3:3; Иак 1:14), не сможет найти успокоения, а погрязнет в бездне греха (Рим 1:21-32). Закон запрещает человеку не только греховные дела, но и желания, влекущие его к греху (Рим 7:7). Но запрет сам по себе служит предпосылкой для греха, пробуждающего желание преступить заповедь (ст. 8). Проснувшаяся похоть легко заставляет человека совершить грех (Иак 1:15). Это может быть преодолено только посредством нового рождения, освобождающего от стремлений и желаний, противящихся Богу (Гал 5:16-25). Даруемое Богом новое сердце управляет желаниями человека во благо Господу (Иез 36:26).

Вне и внутри

1) в Библии придается большое значение тому, находится человек или предмет "вне" ч.-л. или "внутри" ч.-л. Хотя традиц. евр. гостеприимство не позволяло оставлять на улице не только почетных гостей, но и нуждающихся в ночлеге странников (Быт 24:31; Иов 31:32), в повседневной жизни случалось порой, что человек вынужден был оставаться вне дома. Так, убийца, спасаю-щийся бегством от мстителей за кровь (см. Кровная месть), должен был ждать перед воротами города-убежища, пока не будет вынесено решение по его делу (Нав 20:4). Психически больные и прокаженные находились вне общества, живя в пустынных местах (Мк 1:45; 5:2-5). Петр, отрекаясь от Господа, находился вне дворца первосвященника, во дворе, среди врагов Христа (Мф 26:69). Израильтянин должен был ждать своего должника на улице перед его домом, пока тот вынесет свой залог (Втор 24:10 и след.);

2) "вне" или "внутри" приобретало еще более важное значение в культовой жизни народа. Жертвоприношения за грех, за нек-рыми искл., совершались вне стана (Исх 29:14; Лев 9:11). Вне поселений предавались смерти люди, нарушившие Божьи заповеди (Чис 15:35). Иисус Христос тоже "пострадал вне врат" (Евр 13:12 и след.);

3) важнейшее из всего, что связано с понятиями "вне" и "внутри", - это вечное отлучение от Царства Божиего. Уже в этом мире происходит деление на "внешних", живущих в отрыве от Бога и Его Царства (Мк 4:11; Кол 4:5; 1Фес 4:12; 1Тим 3:7), и "внутренних", вошедших "в дверь Иисуса Христа" (Ин 10:9) и очистившихся Его кровью от греха. Эти люди обрели вечную жизнь и подчиняются теперь иному закону. Если "внешние" предстанут перед Божьим судом, то спасенные Иисусом будут освящены и защищены Самим Богом (1Кор 5:12 и след.; ср. 1Фес 5:23; 1Ин 3:3). Но все же существует временной предел, после к-рого переход извне вовнутрь становится невозможным. Дверь более не отворится (Мф 25:10-12), и "вне" наступят страдания, вечная тьма (Лк 13:25; Откр 14:20; 22:15).

Внешний двор

I:

1) В.Д., как огорож. пространство вокруг скинии (см. Скиния) (III,3 и 4) и см. Храма (III,2 и 3; VI), был частью святилища, куда был открыт доступ для народа. Израильтяне совершали здесь жертвоприношения и богослужения, благодарения и молитвы (Пс 83:3,11; 91:14; 99:4; Ис 1:12; 62:9). Здесь Иеремия возвестил иудеям грозный суд Господа (Иер 19:14; 26:2), а Варух зачитывал изречения пророка (Иер 36:10). Если в скинии имелся один В.Д., то в Соломоновом храме их было два (2Пар 4:9), а в храме, построенном после плена, - несколько. Язычники могли вступать только на В.Д. храма (ср. Пс 95:7-9; см. Дом торговли см. Меновщик), израил. женщины имели доступ только в два В.Д.;

2) в Откр 11:2 В.Д. и город Иерусалим обозначают то пространство и тех людей, к-рые отданы во власть антихриста, тогда как жертвенник и поклоняющиеся в храме (т.е. Церковь, ср. 1Кор 3:16,17; Евр 10:19) будут ограждены Богом.

II.

Под "передним двором" в Мк 14:68 имеется в виду двор у дворца первосвященника (см. Дом, строительство дома, см. Дворец).

Внук

Внук см. Сын (I,2,а).

Внутренности

1) в предписаниях, касающихся жертвоприношений, В. упоминаются неоднократно. При жертве всесожжения В. жертв. животного сжигались вместе с ним (Исх 29:17). При жертве за грех, напротив, на жертвенник возлагался только см. Тук, жир, покрывавший В., и тук, к-рый был на В., вместе с почками и сальником на печени. Прочие В. вместе с остальными частями жертв. животного выносились за пределы стана (Лев 4:8-12). Испеченного на огне пасхального агнца полагалось съедать полностью - вместе с головой, ногами и В. (Исх 12:9);

2) трудно сказать, о какой именно "болезни внутренностей" царя Иорама идет речь в (2Пар 21:15,18 и след.); см. Болезнь: дизентерия. Дважды в Библии говорится о выпадении В. при ранениях в живот (2Цар 20:10; Деян 1:18);

3) если сегодня более привычным является образ сердца (см. Сердце) как средоточия человеч. жизни и чувств, то Библия упоминает в этой связи также см. Печень, см. Почки и В. В (Ис 16:11) "внутренность" имеет то же значение, что и сердце (Плач 1:20; 2:11 - "волнуется во мне внутренность моя"). В НЗ греч. слово спланхна, первонач. обозначавшее В. (Деян 1:18), используется также в значениях, передаваемых в Синод. пер. как "благоутробное" (милосердие) (Лк 1:78), "любовь" (Флп 1:8), "сердце" (Флм 12:20; 1Ин 3:17). Родственный этому греч. слову глагол спланхнидзестай означает "сострадать", "принимать участие (в ком-либо)", "жалеть (кого-либо)" (Мф 14:14; 15:32; 18:27; 20:34; Мк 1:41; 6:34; Лк 7:13; 10:33; 15:20).

Внутренняя комната

Внутренняя комната дома (Песн 3:4) - помещение, как правило, располож. обособленно и не всем доступное (4Цар 9:2). Страх перед врагами мог заставить человека искать в доме самую отдаленную комнату, где можно было спрятаться (3Цар 20:30; 2Пар 18:24). К В.К. относятся спальные помещения (Исх 8:3; 2Цар 4:7; 13:10; 3Цар 1:15; Еккл 10:20); о назначении постельной комнаты в цар. доме точных сведений нет (4Цар 11:2; 2Пар 22:11 - в Синод. пер. - "спальная комната"). Во В.К. ("внутренностях дома") хранили запасы (Притч 24:4), нередко она была единств. запираемым помещением в доме (см. Мф 6:6). В см. Храме и, вероятно, в пристройках к нему (ср. 3Цар 6:5,10) было много В.К. для хранения обрядовой утвари и натуральных пожертвований (см. Сокровищница, хранилище), к-рые строго охранялись (1Пар 9:26 и след.; 28:11; Езд 8:29; Неем 10:38; Иез 40:17; 44:19). Среди них, вероятно, встречались комнаты, "расписанные" изображениями идолов (Иез 8:12). Выражение "внутренние жилища смерти" (Притч 7:27)означает "царство мертвых" (см. Ад), но не погребальные склепы, как это иногда трактуют. (см. Дом, строительство дома).

Воаз

Воаз см. Вооз (2).

Воанергес

Воанергес ("сыновья грома"), прозвище, данное Иисусом сыновьям Зеведея - Иоанну и Иакову (Мк 3:17), и, вероятно, соответств. их темпераменту (см. Мк 10:35 и след.; Лк 9:54).

Вода

I.

В. в природе Палестины (см. Палестина IV): см. Дождь см. Снег см. Поток см. Иордан см. Средиземное море см. Соленое море см. Чермное море см. Река.

II.

Снабжение В. деревень и городов: см. Колодец см. Водоем см. Иерусалим (II,В) см. Силоам.

III.

В связи с тем, что В. играет огромную роль в жизни каждого человека, она часто упоминается в Библии в иносказаниях:

1) нередко В. олицетворяет несчастье, преследование, вражеское нападение и завоевание (Пс 68:2; 87:17 и след.; 123:4 и след.; Ис 8:7 и след.); картина бушующего моря сравнивается с мятежом народов (Пс 64:8). Со времен потопа (Быт 6:13 - 8:22) В. олицетворяет бедствие, ее воспринимают как суд Божий (Пс 41:8). Но и пересохшие потоки (Иоил 1:20) и высохшие реки (Иез 30:12) также расцениваются как суд Божий;

2) в то же время В. в пустыне и в засушливой местности (Ис 41:17-20) - это символ Божьего благословения (Ис 47:1-12; Откр 22:1 и след.). Культовое очищение, к-рое должно было совершаться в проточной В. (Лев 15:13; Чис 19:17), становится символом прощения грехов, под "В. живой" Библия понимает также Св. Духа и Его воздействие (Ис 44:3 и след.; Ин 4:10,13 и след.; 7:38 и след.). см. Баня возрождения см. Купание см. Чистота, нечистота см. Крещение см. Омовение.

Вода города

Вода города (евр. Ир-Хаммайим, "город воды"), название одного из районов аммонитского города Раввы (2Цар 12:27). Вероятно, это была жилая часть города, располагавшаяся ниже цитадели. Свое название этот район получил, видимо, из-за того, что прилегал к реке Иавок.

Водоем

Наряду с колодцами (см. Колодец, источник), к-рые питались грунтовыми водами и водами источников, для водоснабжения на Ближнем Востоке служили и В. (в Синод. пер. в некоторых местах: "колодезь" или "ров", "яма" и др.). Воду в В. накапливали во время зимних дождей. Это были вырубл. в скальных породах углубления, к-рые приходилось герметизировать, чтобы вода в них не иссякала (ср. Иер 2:13). Почти в каждом большом доме был свой В., к-рый находился, как правило, во дворе (4Цар 17:18 и след.; ср. Исх 21:33 и след.; см. Камень Меши). Пересохшие В. нередко использовали как место заточения (Быт 37:22; Ис 24:22 и след.; Иер 38:6-13; Плач 3:53; Зах 9:11).

Водонос

Водонос см. Кувшин, ведро, водонос.

Водопровод

Водопровод см. Силоам.

Воды пререкания

Воды пререкания см. Мерива (1).

Водяные ворота

Водяные ворота см. Иерусалим (III,В).

Воевода

Воевода см. Начальник, вождь (II,1).

Вождь

Вождь см. Начальник, вождь.

Возбуждать, побуждать, поощрять

В Синод. пер. эти слова чаще всего имеют значения: "вызывать", "подстрекать", "направлять кого-либо на доброе или на злое". Часто люди провоцируют друг друга к недовольству и спору (1Цар 1:6; Притч 30:33), подстрекают окружающих к каким-л. действиям (Мк 15:11). Собств. похоть (Иак 1:14) и дурной пример других (2Пет 2:18) заманивают и ис-кушают, т.е. побуждают ко греху. Павел предостерегает родителей от неправильных методов воспитания детей, вызывающих у воспитуемых гнев и огорчение (Еф 6:4). Человеч. грех, особенно идолослужение (см. Идол, идолослужение), побуждает Бога наказывать согрешившего (Втор 32:16; Пс 77:58; Иез 8:17). Но в Церкви Христовой верующие поощряют друг в друге любовь и добрые дела (Рим 11:14; 2Кор 9:2; Евр 10:24).

Возбуждение, возбуждать, возгревать

В НЗ словом "возбуждать" передаются два греч. слова: диегейрейн и анадзопюрейн, к-рые означают "будить" и "возвращать к жизни". В предчувствии скорой смерти Петр хочет "возбудить" своих читателей, расшевелить их, чтобы в их сердцах остался след о сказанном. Апостольское "напоминание" должно возбудить "чистый смысл" его возлюбленных чад (2Пет 1:13; 3:1). Христиане должны всегда духовно бодрствовать. Знаменательно в этом отношении указание ап. Павла о необходимости "возгревать дар Божий" (2Тим 1:6). В ВЗ мы видим В. духа людей Самим Господом, подвигающим их к определ. действиям (1Пар 5:26; Езд 1:1,5 и др.).

Возвышать

Возвышать см. Возвышение, возвышать, унижение, унижать.

Возвышение, возвышать, унижение, унижать

1) один только Господь поистине возвышен, Он живет в святилище "на высоте небес" (Ис 57:15). Это соответствует представлению израильтян о вселенной (Пс 13:2; 32:13 и след.; 103:3) и отношениям между человеком и всем творением, с одной стороны, и их Творцом - с другой;

2) человек, к-рому подобало проявлять смирение перед Господом (Мф 18:4; 23:12 и др.), преклоняться перед Владыкой мира (см. Флп 2:9 и след.), восстал против Господа (см. Пс 2:1-4; Дан 5:23) и против своего брата (Быт 4:8). Человек сам хочет быть царем. Поэтому Бог низвергает человека с той высоты, на к-рую тот вознамерился вознестись (Ис 2:11 и след.), и Своим взором унижает надменных (2Цар 22:28);

3) Иисус Христос, Сын Бога Живого, взял на Себя исполнение Божьего суда над человеком, смирил Себя с высоты Своего величия до земли (Флп 2:8; Евр 2:9), будучи послушен, прошел путь унижения и проклятия вплоть до сошествия в царство мертвых (1Пет 3:19; 4:6; ср. Еф 4:8 и след.). Поэтому Его небесный Отец возвысил Его "над всеми богами" (Пс 96:9), над всеми людьми (Деян 5:31) и над всем творением (Флп 2:9). Символом этого возвышения стал вознесенный крест (Ин 3:14; 8:28; 12:34). По пути к возвышению Бог ведет тех (Иак 4:10), кто вершит над собой суд самоуничижения и смирения (Иез 21:26; Мф 23:12);

4) все лжепророки (Мф 24:11) и лжехристы (Мк 13:22), восстававшие против Господа, будут унижены в судный день (см. Суд), когда вновь явится превознесенный Господь. Все высоты к пришествию Господа понизятся, долины сравняются и "неровные пути сделаются гладкими" (Ис 40:4). Все превозносящиеся будут окончат. повержены (ср. Ис 10:33), будут повергнуты города (Ис 26:5) и высокие деревья (Иез 17:24), и будет унижено всякое создание, восстававшее против Бога (Ис 2:11-17). И, напротив, праведный Судья возвысит униженное (1Цар 2:7; Пс 74:8), чтобы ничего не значащее упразднило собой значащее (1Кор 1:28) благодаря Господу и к Его славе.

Возвышенность

Возвышенность см. Адуммим.

Возвышенность Акраввимская

Тропа Акрабим ("скорпионий подъем", Нав 15:3, в Синод. пер. - "возвышенность Акраввимская") - это, вероятно, дорога, к-рая проходит в 12 км юж. Корнува. В.А. расположена у юж. оконечности Мертвого моря, между Аравой и холмистой местностью Иудеи, и, согл. Числ 34:4, является частью юж. границы Святой земли.

Возглавие

В Мк 4:38 под этим словом (греч. проскефалайон), вероятно, подразумевается кожаная подушка, на к-рой сидел кормчий.

Предыдущая страница Следующая страница