Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИАА"-"ИЕМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИАА"-"ИЕМ")

Иаазиил

Иаазиил (Азиил) (евр. Яазиэл), левит, современник Давида, привратник и певец при скинии (1Пар 15:18,20).

Иаазия

Иаазия (евр. Яазияху, возм., от араб. "да напитает Бог"), сын левита Мерари, отец Шогама, Заккура и Иври (1Пар 24:26,27; имя Бено (= "сын его") появилось в Синод. пер. в результате ошибки переводчика. Следует читать: "у Иаазии, сына его: Шогам и Заккур и Иври"). Как И., так и его потомки более нигде не упоминаются (см. Исх 6:19; 1Пар 23:21-23).

Иаакан

Иаакан (евр. Якан, "опечаленный"), гадитянин, уроженец Васана (1Пар 5:13).

Иаала

Иаала (евр. Яала, "серна"), один из рабов Соломона; его потомки возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:56; Неем 7:58).

Иаанай

Иаанай (евр. Янай, "Он (Бог) ответит"), гадитянин, живший в Васане (1Пар 5:12).

Иаарешия

Иаарешия (евр. Яарешья, "Яхве взрастит"), вениамитянин, живший в Иерусалиме (1Пар 8:27).

Иаасай

Иаасай (евр. Яасо, "да сотворит Он (Бог)"), израильтянин, оставивший свою иноплем. жену (Езд 10:37).

Иаасиил

Иаасиил см. Иасиел.

Иааца

Иааца (Яаца), моавитский город, лежащий на плоскогорье вост. Иордана (Чис 21:23; Втор 2:32; Суд 11:20). И. вошла в удел Рувима (Нав 13:18), но позже была снова завоевана моавитянами (Ис 15:4). Согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, этот город лежал между Дивоном и Медевой; А.Музиль предполагал, что он располагался на месте Умм-эль-Валид, в 12 км юго-вост. совр. Мадабы; Ф.М.Абель отождествлял его с руинами Джалул, находящимися в 5 км вост. города.

Иабец

Иабец (Иавис) (евр. Ябец, возм. "боль", "печаль"):

1) местность в уделе Иуды (1Пар 2:55); где был расположен И., доподлинно не известно;

2) израильтянин из колена Иуды. Мать дала ему имя И., т.к. родила его в муках. И. был "знаменитее своих братьев". Ему было ниспослано Божье благословение, после того как он, еще будучи ребенком, вознес Богу свою молитву (1Пар 4:9,10).

Иавал

Иавал (евр. Явал, "поток" или "умножение"), сын Ламеха, брат Иувала (Быт 4:20); его потомки были кочевниками.

Иаван

Иаван см. Яван.

Иавин

Иавин (евр. Явин, "разумный"):

1) царь Асора (Хацора), к-рый в союзе с другими царями сражался при водах Меромских с Иисусом Навином, но потерпел поражение. Асор был сожжен, а И. убит (Нав 11:1-10);

2) другой царь Асора (Хацора), правивший позднее своего тезки и жестоко угнетавший израил. народ; вероятно, потомок см. Иавина (1). Его полководец Сисара был побежден Деворой и Вараком и убит Иаилью. Затем и сам И. был побежден израильтянами (Суд 4; 5; Пс 82:10).

Иавис

Иавис см. Иабец (2).

Иавис Галаадский

Иавис Галаадский (евр. Явеш, "высохший"), город в Галааде. Его жители были поражены за то, что не участвовали в войне против вениамитян. Израильтяне увели 400 девушек и отдали их в жены оставшимся в живых вениамитянам (Суд 21:6-14). Позднее, когда И.Г. был осажден аммонитянами, Саул поспешил ему на помощь и разбил осаждавших (1Цар 11:1-11). В благодарность за это жители города после смерти Саула сняли его тело и тела его сыновей со стены Бефсана и с честью погребли их останки (1Цар 31:12,13).

Иавнеил

Иавнеил (Иавнея) (возм., "Божие строение" или "Бог строит"):

1) город на севере удела Иуды (Нав 15:11), к-рый называли также Иавнеей (2Пар 26:6), а в эллинистич. времена - Иамнией. Озия отвоевал город у захвативших его филистимлян. Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, И. располагался между Диосполисом (Лиддой) и Азотом (Ашдодом). В наст. время - это Явне, большое селение, прим. в 20 км юж. Яффы;

2) город на юж. границе удела Неффалима (Нав 19:33), к-рый можно отождествить с холмом Кафр-Джемма, находящимся в 11 км юго-зап. Тверии (Тивериады), где были обнаружены культурные слои, относящиеся к железному веку, а также к римско-визант. и араб. периодам.

Иавнея

Иавнея см. Иавнеил.

Иавок

Иавок (Явок) ("опустошающий"), левый приток Иордана, к-рый арабы называют Вади-Зарка, т.е. "голубая река" за цвет воды в нем. По верховьям И. проходила граница между владениями аммонитян (см. Аммонитяне) и тер. Аморрейского царства (см. Амореи) Сигона (Втор 2:37; Нав 12:2; Суд 11:13,22), а позднее - уделом колена Гадова. В верховьях реки находился город Равва (совр. Амман), столица аммонитян. В нижнем течении И. движется с востока на запад через см. Галаад. Здесь Иаков, возвращавшийся из Месопотамии, перешел эту реку (Быт 32:22 и след.).

Иагдиил

Иагдиил (евр. Яхдиэл, "да возрадует Бог"), глава рода в вост. полуколене Манассии (1Пар 5:24).

Иагур

Иагур (евр. "он поселится"), город на юге удела Иуды (Нав 15:21), возм., Телль-Джур, располож. в 10 км вост. Беэр-Шевы.

Иада

Иада (евр. Яда, "Он (Бог) знал, позаботился, принял (кого-либо)"), израильтянин из колена Иуды, сын Онама (1Пар 2:28,32).

Иаддай

Иаддай (евр. Яддай). Значение то же, что и см. Иада. Израильтянин, оставивший свою иноплем. жену (Езд 10:43).

Иаддуй

Иаддуй (евр. Яддуа, кр. ф-ма от "известный (Богу)"):

1) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:21);

2) сын Ионафана, последний из упоминаемых в ВЗ первосвященников (Неем 12:11,22). Согл. Иосифу Флавию, И. занимал эту должность во времена Александра Македонского.

Иадон

Иадон (евр. Ядон, "(Бог) рассудит"), житель Меронофа, участвовавший в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:7).

Иаер

Иаер, см. Иоиадда.

Иазания

Иазания (Иезания) (евр. Яазанья, Яазаньяху, "да прислушается Яхве"):

1) сын Иеремии, глава дома рехавитов (Иер 35:3);

2) сын некоего маахитянина (4Цар 25:23). Вероятно, это то же лицо, что и военач. царя Седекии Азария, сын Осаии, упоминаемый в Иер 43:2. В Массифе (совр. Телль-эн-Насбе) была найдена печать с именем И., к-рая, возм., принадлежала этому военач.;

3) сын Сафана, одного из старейшин колена Иуды. В видении Иезекииля он предстал совершающим идолослужение в Божьем храме (Иез 8:11);

4) сын Азура, князь колена Иуды, к-рого Иезекииль увидел в видении у вост. ворот храма (Иез 11:1).

Иазер

Иазер (от хананейского "помощь", "защита"), аморрейский город вост. Иордана (Чис 21:32), вошедший в удел колена Гадова (Чис 32:1,3,35; Нав 13:25) и переданный затем левитам (Нав 21:39; 1Пар 6:81). Позднее И. был завоеван моавитянами (Ис 16:8; Иер 48:32). В качестве возможного местоположения И. исследователи называют ряд мест зап. и сев.-зап. Аммана (Раввы Аммонитской).

Иазиз

Иазиз (евр. Язиз, "изобильный"), агаритянин, пастух, пасший отары овец Давида (1Пар 27:31).

Иаиль

Иаиль (евр. Яэл, "серна"), жена кенеянина Хевера. И. убила Сисару, когда тот, спасаясь от Варака, укрылся в ее шатре и заснул. Девора, предсказавшая этот поступок И., воспевает ее решительность в своей песне (Суд 4:9,11,17-22; 5:6,24-27).

Иаир

Иаир (евр. Яир, "Он (т.е. Бог), да дарует свет"):

1) сын Сегува и внук Есрома из колена Иуды (1Пар 2:21-23). Он, однако, причислялся к колену Манассии, т.к. его мать принадлежала к этому колену (Чис 32:39 и след.; Втор 3:14; Нав 13:30; 3Цар 4:13);

2) галаадитянин, к-рый был судьей Израиля 22 года. Его 30 сыновьям принадлежали 30 городов в Галааде, к-рые назывались "селениями Иаира". И. был погребен в Камоне (Суд 10:3-5). Возм., он был потомком Иаира (1);

3) отец Мардохея, вениамитянин (Есф 2:5);

4) имя отца Елханана, одного из храбрых у Давида (1Пар 20:5). То же лицо, что и см. Ягаре-Оргим;

5) начальник синагоги, умершую дочь к-рого воскресил Иисус (Мф 9:18; Мк 5:22; Лк 8:41).

Иакей

Иакей (евр. Яке, возм., от араб. "осторожный"), отец см. Агура (Притч 30:1).

Иаким

Иаким (евр. Яким, "да установит Он (Бог)"):

1) руководитель 12-й череды священников во времена царя Давида (1Пар 24:12);

2) сын Шимея, вениамитянин, живший в Иерусалиме (1Пар 8:19).

Иаков

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иакова

Иакова (евр. Яакова, ф-ма имени см. Иаков), князь из колена Симеона, современник Иезекииля (1Пар 4:36).

Иакова колодец

Иакова колодец см. Колодец Иакова.

Иакова послание

Иакова послание см. Послание Иакова.

Иалон

Иалон (евр. Ялон, "обитающий"), сын Езры, израильтянина из колена Иуды (1Пар 4:17).

Иамврий

Иамврий см. Ианний и Иамврий.

Иамин

Иамин см. Ямин.

Иамлех

Иамлех (евр. Ямлех, возм., "да поставит Он (Бог) царем"), князь из колена Симеона (1Пар 4:34).

Ианнай

Ианнай (евр. Яннай, "Яхве услышит"), сын Мелхия, предок Иисуса Христа (Лк 3:24).

Ианний

Ианний см. Ианний и Иамврий.

Ианний и Иамврий

Ианний и Иамврий (греч. Ианнес и Иамбрес), егип. волхвы, противостоявшие Моисею, но побежденные им (2Тим 3:6-8). В ВЗ не названы не только имена, но и число волхвов (Исх 7:11,22; 8:7,18,19). Но они указываются в иуд. см. Таргуме (толковании) на Исх 7:11. Иамврий - это предположит. греч. ф-ма от Ямре ("упрямый"); Ианний, вероятно, кр. ф-ма от евр. имени Йехоханан, близкого к встречающемуся в Талмуде слову яна - "подавлять".

Ианох

Ианох ("покой"):

1) город вблизи Авел-Беф-Маахи и Кедеса (4Цар 15:29), завоев. Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III). Высказываются предположения, что это совр. Яну, к-рый находится в 10 км вост. Тира;

2) погран. город между уделами Ефрема и Манассии (Нав 16:6,7), совр. Хирбет-Янун, располож. в 10 км юго-вост. Сихема.

Ианум

Ианум (возм., "он дремлет"), город в уделе Иуды, названный в Нав 15:53, возм., совр. Бени-Наим, в 6 км вост. Хеврона.

Иарев

Иарев (евр. Ярев). "Царем Иаревом" Осия называет ассир. царя (Ос 5:13; 10:6). Нек-рые исследователи рассматривают это евр. выражение как перевод аккад. титула "великий царь".

Иаред

Иаред см. Иеред (1).

Иарив

Иарив (евр. Ярив, "пусть Он (Бог) спорит, вершит суд"):

1) сын Симеона (1Пар 4:24), см. Яхин (1);

2) один из начальников, посланных Ездрой в Касифье (Езд 8:16);

3) священник, оставивший свою языч. жену (Езд 10:18).

Иарим

Иарим. В Пс 131:6, вероятно, поэтич. обозначение см. Кириаф-Иарима.

Иаритянин

Иаритянин, прозвище, к-рое указывает на то, что данный человек произошел от Иаира (2Цар 20:26). Возм., Ира И. был родственником или братом см. Елханана (1), сына см. Иаира (4).

Иармуф

Иармуф (возм., от хананейского "возвышенность"):

1) аморрейский город-гос-во, царь к-рого был побежден Иисусом Навином (Нав 10:3,5,23; 12:11). Позднее И. принадлежал к уделу Иуды (Нав 15:35; Неем 11:29). Это совр. Хирбет-Ярмук (новоевр. Телль-Ярмут на Вади-Сурар, в 5 км юж. Бет-Шемеша;

2) левитский город в уделе Иссахара (Нав 21:29). В 1Пар 6:73 он назван см. Рамоф (2); см. Ремеф.

Иароах

Иароах (евр. Яроах, возм., "лунный"), гадитянин, живший в Васане (1Пар 5:14).

Иарха

Иарха (евр. Ярха), египтянин, раб Шешана, израильтянина из колена Иуды. И., получив в жены дочь Шешана, стал его наследником (1Пар 2:34,35).

Иасиел

Иасиел (Иаасиил) (евр. Яасиэл, "да сотворит Бог"):

1) И. из Мецоваи, один из главных воинов Давида (1Пар 11:47);

2) сын Авенира, глава колена Вениамина во времена Давида (1Пар 27:21). Иногда его отождествляют с И. (1).

Иасон

Иасон (греч. "исцелитель"):

1) христианин из Фессалоники, принявший у себя Павла и Силу, схваченный за это евреями и отведенный ими к гор. начальникам (Деян 17:5-9);

2) христианин из Коринфа, родственник ап. Павла (Рим 16:21).

Иаттир

Иаттир (евр. "остаток"), город священников в горах удела Иуды (Нав 15:48; 21:14). Давид отправил в И. часть своей добычи (1Цар 30:27). Возм., это совр. Хирбет-Аттир (новоевр. Хурва-Ятрир), находящийся юж. Эд-Дахарие, в 25 км сев.-вост. Беэр-Шевы. Двое храбрых у Давида были итритянами (ифриянами), т.е. уроженцами И. (2Цар 23:38; 1Пар 11:40).

Иафет

Иафет (евр. Йефет, "да распространит (Бог)"), сын Ноя (Быт 5:32; 6:10; 7:13; 9:18; 10:1-5,21; 1Пар 1:4,5). И., как и Сим, почтительно вел себя с отцом, когда тот, пьяный и обнаженный, лежал в шатре (Быт 9:22,23), за что был благословлен Ноем: "Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему". Это должно было означать не господство И. над Симом, а его причастность к благословению, обещанному потомкам Сима (Быт 12:3). Сыновьями И. названы Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас (Быт 10:2). В ст. 3-5 сказано, что потомки И. населили "острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих". Исследователи считают, что это тер. на побережье Черного и Каспийского морей, Малая Азия и острова в сев. части Средиземного моря. При этом имеются в виду индоевроп. народы. см. Гомер см. Магог и т.д.

Иафиа

Иафиа (Яфий) (евр. Яфиа, "да воссияет Он (Бог) (в знак своей милости)"):

1) хананейский царь Лахиса (Нав 10:3);

2) сын Давида (2Цар 5:15);

3) город в уделе Завулона (Нав 19:12), совр. Яфа (новоевр. Яфиа), располож. в 2 км юго-зап. Назарета.

Иафлет

Иафлет (евр. Яфлет, "да спасет Он (Бог)"):

1) потомок Асира, сын Хевера (1Пар 7:32,33);

2) в Нав 16:3 говорится об области иафлетлян (в Синод. пер. - "предел Иафлета"), живших на границе между уделами Ефрема и Дана, рядом с Беф-Ороном. Были ли они потомками И. (1), сказать трудно.

Иафниил

Иафниил (евр. Ятниэл, "Бог дал, даровал"), левит из рода Корея, привратник, сын Мешелемии (1Пар 26:2).

Иахав

Иахав см. Иахаф (2,4).

Иахазиил

Иахазиил (Яхазиил, Иозиил, Озиил) (евр. Яхазиэл, "да узрит Бог (страдания, чтобы помочь)"):

1) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:4);

2) священник, трубивший перед ковчегом завета во времена Давида (1Пар 16:6);

3) левит, сын Хеврона (1Пар 23:19; 24:23);

4) сын Захарии, левит из рода Асафа, предсказавший Иосафату победу над моавитянами и аммонитянами (2Пар 20:14 и след.);

5) отец Шехании (в Синод. пер. И. - "потомок Шехании"), возвратившегося из вавил. плена в Иерусалим вместе с Ездрой (Езд 8:5).

Иахаф

Иахаф (Иахав) (евр. Яхат, возм., "загребающий"):

1) израильтянин из колена Иуды, сын Реаии (1Пар 4:2);

2) левит, сын Ливни, потомок Гирсона (1Пар 6:20,43);

3) левит, сын Шимея, также потомок Гирсона (1Пар 23:10,11);

4) левит из рода Ицгара, сын Шеломофа (1Пар 24:22);

5) левит из рода Мерари, надсмотрщик над ремесленниками, принимавшими участие в ремонте храма во времена Иосии (2Пар 34:12).

Иахдо

Иахдо (евр. Яхдо, кр. ф-ма от "да возрадует Он (Бог) его"), гадитянин, сын Буза (1Пар 5:14).

Иахзер

Иахзер (евр. Яхзера, "осторожный" или "возвращающийся"), возм., имя И. имеет то же значение, что и имя см. Охозия. Священник, сын Мешуллама (1Пар 9:12).

Иахин

Иахин см. Яхин.

Иахлеил

Иахлеил (евр. Яхлеэл, "упование Божие"), сын Завулона; прародитель одного из родов колена Завулона (Быт 46:14; Чис 26:26).

Иахмай

Иахмай (евр. Яхмай, "согревающий"), глава рода в колене Иссахара, потомок Фолы (1Пар 7:2).

Иахцеил

Иахцеил (евр. Яхцеэл, "да разделит Бог"), сын Неффалима, прародитель одного из родов колена Неффалима (Быт 46:24; Чис 26:48; 1Пар 7:13).

Иашовам

Иашовам (Иошавам, Иесваал, Исбосеф) (евр. Яшовам, "народ будет обитать"):

1) сын Ахамани, главный из трех, вероятно, самых прославленных героев Давида (1Пар 11:11 - в Синод. пер. - Иесваал; 2Цар 23:8 - в Синод. пер. - Исбосеф);

2) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:6), см. Корей (4);

3) сын Завдиила, начальник первого отделения в войске Давида (1Пар 27:2,3).

Иашув

Иашув (евр. Яшув, "пусть он возвратится"), сын Иссахара; прародитель одного из родов колена Иссахара (Чис 26:24; 1Пар 7:1). В Быт 46:13 он назван Иовом.

Ива, верба

Евр. слово арав, вероятно, обозначает тополь евфратский (Populus euphratica). Произрастает, главн. образом, в долинах рек (Иов 40:17; Ис 44:4) и по высоте сопоставим с липой. Ветви начинают отходить от ствола на уровне человеч. роста (ср. Пс 136:2). Ветви этого дерева использовались в ритуалах праздника Кущей (Лев 23:40). Собственно И. (евр. цафцафа) подразумевается в Иез 17:5.

Ивлеам

Ивлеам (Билеам), ханаан. город, выделенный во владение колену Манассии (Нав 17:11) и не захваченный израильтянами (Суд 1:27). Вероятно, он лежал на пути из Изрееля в Мегиддо (4Цар 9:27). В 1Пар 6:70 И. (Билеам) назван левитским городом. В надписи в храме Карнака этот город именуется Йбрааму и упоминается вместе с Таанахом. Исследователи предполагают, что он находился на месте Телль-Биламе, в 2 км юж. Дженина; эта местность была заселена уже в бронзовом веке.

Ивния

1) (евр. Йивнейя, "Яхве построит, дарует большое потомство"), вениамитянин, сын Иерохама, живший в Иерусалиме (1Пар 9:8).

2) (евр. Йивний), вениамитянин, отец Регуила (1Пар 9:8).

Иври

Иври ("еврей"), левит, сын Иаазии (1Пар 24:27).

Ивсам

Ивсам (евр. Йивсам, "(благовонный) бальзам"), потомок Фолы из колена Иссахара (1Пар 7:2).

Игал

Игал (Игеал) (евр. Йигал, "Он (Бог) избавит"):

1) представитель колена Иссахара среди 12 соглядатаев, посланных в Ханаан Иисусом Навином (Чис 13:8);

2) сын Нафана из Цобы, один из храбрых у Давида (2Цар 23:36);

3) потомок Зоровавеля (1Пар 3:22).

Игеал

Игеал см. Игал (3).

Игла

Игла см. Оружие и орудия труда.

Иго

Иго см. Ярмо, иго.

Игольные уши

Толкователями НЗ неоднократно высказывалось предположение, что И.У. в притче Иисуса (Мф 19:24) обозначают узкие ворота в каменной стене, через к-рые не может пройти верблюд. С др. стороны, существует мнение, что в тексте были перепутаны греч. слова, обозначающие "верблюд" и "канат" (камэлос и камилос). Очевидно, что канат лучше ассоциируется с игольным ушком, чем верблюд, но представляется, что употребл. в тексте слово более образно.

Игра

Статья большая, находится на отдельной странице.

Игуд

Игуд (евр. "иудейский" или "простертый"), город в уделе Дана (Нав 19:45), совр. Иехуд, располож. в 12 км юго-вост. Яффы.

Идбаш

Идбаш (евр. Йидбаш, "мед", "медовый"), сын Етама из колена Иуды (1Пар 4:3).

Иддай

Иддай (евр. Хиддай), израильтянин из см. Нахле-Гааша, один из храбых у Давида (2Цар 23:30). Вероятно, то же лицо, что и см. Хурай.

Иддо

I.

"Главный в местности Касифье" во времена Ездры (Езд 8:17-20). Ездра просил И. как предстоятеля колонии левитов и нефинеев привести служителей для храма в Иерусалиме.

II.

Кр. ф-ма от Адаии (см. Адаия) (возм., "любимец", или "Он (Бог) знал", или "Он позаботился (о к.-л.), принял к.-л. близко к сердцу"):

1) левит, потомок Гирсона (1Пар 6:21), к-рого называли также Адаией (ст. 41);

2) отец Ахинадава, одного из приставников Соломона (3Цар 4:14);

3) прозорливец, описавший деяния Ровоама (2Пар 12:15) и сложивший сказание о деяниях Авии (2Пар 13:22). Возм., этот И. (Адда) тождествен Иоилю, о к-ром говорится в 2Пар 9:29;

4) дед пр. Захарии (Зах 1:1,7; ср. Езд 5:1; 6:14); вероятно, тождествен священнику Иддо, вернувшемуся с Зоровавелем из вавил. плена. При первосвященнике Иоакиме главой рода священников из дома И. был назван Захария (Неем 12:4,16).

III.

Иддо (евр. Йиддо), сын Захарии, начальник над полуколеном Манассии в Галааде во времена Давида (1Пар 27:21).

Идеала

Идеала, погран. город удела Завулона (Нав 19:15), упомянутый вместе с Шимроном и см. Вифлеемом (2). Возм., это совр. Хирбет-эль-Хуввара, в 1 км юж. Вифлеема (2).

Идифум

Идифум см. Идифун.

Идифун

Идифун (Идифум) (евр. Йедутун):

1) левит из рода Мерари (1Пар 9:14,16), вместе с Асафом и Еманом руководивший певцами во времена правления Давида (1Пар 25:1,3,6). Вероятно, прежде И. звали см. Ефаном (ср. 1Пар 16:37,41 с 15:17,19). В то время как отделение Асафа осталось при ковчеге завета в Иерусалиме, Еман и И. служили в скинии, у жертвенника в Гаваоне (1Пар 16:41,42). Соломон снова объединил их для совместного служения в храме (2Пар 5:12). В 2Пар 35:15 И. назван "царским прозорливцем"; упоминания о его потомках относятся ко времени правления царя Езекии (2Пар 29:14), а также к эпохе после возвращения израильтян из вавил. плена (1Пар 9:16; Неем 11:17). Имя И. встречается в заголовках трех псалмов (Пс 38; 61; 76). Его сыновья были привратниками в храме (1Пар 16:42);

2) отец привратника см. Овед-Едома, левита из рода Корея (1Пар 16:38; ср. 26:1,4,8).

Идлаф

Идлаф (евр. Йидлаф, от "плачущий"), сын Нахора и Милки (Быт 22:22).

Идол, идолослужение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Идоложертвенное

Идоложертвенное, продукты, приносимые в жертву или посвящаемые идолам, т.е. языч. божествам. В новозаветное время христианские общины, состоявшие из обращенных язычников, приобретали "на торгу" (1Кор 10:25) мясо животных, как правило, забитых в ритуальных целях, т.е. принесенных в жертву идолам. В принципе, ап. Павел не видел ничего предосудительного в том, чтобы есть мясо, не спрашивая о его предназначении. Другое дело, если хозяин дома указывал гостю на то, что перед ним мясо И., или если употребление такого мяса могло стать "соблазном для немощных" (Рим 14:15; 1Кор 8). (см. Немощный.) Христианам из язычников предписывалось воздерживаться от И. (Деян 15:29; 21:25; см. Апостольский собор), дабы иметь возможность сотрапезничать с христианами-евреями. В отношении же участия христиан в языч. жертвенных трапезах требование было безоговорочным: "Не можете быть участниками ... в трапезе бесовской" (1Кор 10:19-22).

Идумеи

Идумеи см. Эдомитяне, идумеи.

Идумея

Идумея, появившееся в эллинистич. период греч. название области, к-рая располагалась в юж. части Палестины и простиралась до Беф-Цура (в 27 км юго-зап. Иерусалима) и Хеврона, Адоры и Мареши. Здесь жили см. Идумеи, к-рые после разрушения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. продвинулись на север; их прежние земли заняли набатеи. И. входила в царство Ирода Великого, к-рый по проис-хождению был идуметянином. Во времена Иисуса И. (Мк 3:8) называли юж. часть Шефелы (см. Низкие места) и Негев (юж. часть Палестины).

Иеафрай

Иеафрай (евр. Йеатрай), левит из рода Гирсона (1Пар 6:21). В ст. 41 он назван см. Ефнием.

Иевосфей

Иевосфей (евр. Иш-Бошет, "человек позора"), единств. из сыновей Саула, оставшийся в живых после смерти отца своего и трех братьев, павших в битве с филистимлянами. Первонач. его звали Ешбаал, "человек Господа (или Ваала)" (1Пар 8:33; 9:39). Неизвестно, когда его имя было изменено; возм., это случилось в ту эпоху, когда именем Ваал называлось языч. божество, но не исключено, что изменению имени способствовал и бесславный конец правления И. Когда после победы филистимлян к власти в Хевроне пришел Давид, Авенир, двоюродный брат Саула и начальник его войска, провозгласил И. царем в Маханаиме, области, неподвластной филистимлянам (2Цар 2:8-10). Сначала его власть, вероятно, распространялась только на земли, располож. вост. Иордана; со временем Авенир присоединил к ним и земли на зап. берегу этой реки, чему филистимляне, по-видимому, не воспрепятствовали. Стих 9, вероятно, описывает примерный ход событий, продолжавшихся много лет; И. было сорок лет, когда он воцарился над Израилем "и царствовал два года". Между тем, Давид царствовал в Хевроне семь с половиной лет. Рядом с дядей И. не мог быть самостоятельным. Его протест против отношений Авенира с наложницей Саула Рицпой привел к тому, что разгневанный Авенир перешел на другую сторону (2Цар 3:7-12). О том, насколько беспомощным был правитель Северного царства, свидетельствуют переговоры Давида с Авениром. Условие, к-рое Давид поставил Авениру перед началом переговоров, а именно: вернуть его жену Мелхолу, он направил И. как открытое требование, к-ро-му тот повиновался беспрекословно. Вслед за этим Авенир пал жертвой военач. Иоава. Не исключено, что безна-казанность убийцы побудила двух вениамитян напасть на И. в его доме и убить его. Они принесли Давиду в Хеврон голову И., но тот приказал их казнить, а голову И. похоронить в могиле Авенира (1Цар 4).

Иевус

Древний см. Иерусалим, стоявший на холме у источника Гион, называли также Сионом (2Цар 5:7) или Иевусом (Суд 19:10; 2Цар 5:6). Здесь наряду с израильтянами жили см. Иевусеи (Нав 15:63), а также другие народы, что видно из Иез 16:3: "Твой корень и твоя родина - в земле Ханаанской, отец твой - аморрей, и мать твоя - хеттеянка".

Иевусеи

Иевусеи, народ, проживавший в Ханаане еще до прихода израильтян (Быт 15:21; Исх 3:8). Родоначальником И. был один из сыновей Ханаана, внука Ноя (Быт 10:16). Согл. Чис 13:30 и Нав 11:3, ко времени завоевания Ханаана И. вместе с аморреями, хеттеями и ферезеями жили "на горе". В ВЗ они неоднократно упоминаются как жители Иерусалима (Нав 15:8,63; 18:16,28; Суд 1:21; 2Цар 5:6), к-рый поэтому называли городом иевусеев, или см. Иевусом (Суд 19:10,11). В то же время название Иерусалим было известно и до завоевания города израильтянами: в форме Урусалим оно встречается в док-тах Телль-Амарнского архива. Коленам Иуды и Вениамина не удалось изгнать И. из Иерусалима (Нав 15:63; Суд 1:21; 19:11). Город был взят Давидом (2Цар 5:6-9), но и он не смог изгнать из него коренных жителей. У одного из И. (см. Орна) Давид купил гумно, на месте к-рого позднее был построен храм (2Пар 3:1). Оставшихся И. Соломон "сделал оброчными работниками" (3Цар 9:20,21).

Иевусей

Иевусей см. Иевусеи.

Иегаллелел

Иегаллелел (евр. Йехаллелел, "он прославит Бога"):

1) потомок Иуды (1Пар 4:16);

2) левит из рода Мерари (2Пар 29:12).

Иегар-Сагадуфа

Иегар-Сагадуфа (арам. "(каменный) холм-свидетель"), название груды камней, собранных в знак свидет-ва примирения между Лаваном и Иаковом (Быт 31:47). см. Массифа (5).

Иегдай

Иегдай (евр. Йехдай), значение то же, что см. Иада. Наложница Халева (1Пар 2:47 - в Синод. пер. "Иегдай" - имя неизвестного мужчины).

Иеглом

Иеглом (евр. Ялам, "сокрытый"), сын Исава и Оливемы (Быт 36:5,14; 1Пар 1:35).

Иегоаддань

Иегоаддань (евр. Йехоаддан, возм., "Яхве - упоение, благополучие"), жена иуд. царя Иоаса, мать Амасии (4Цар 14:2).

Иегова

Иегова см. Имена Бога.

Иегоиарив

Иегоиарив (евр. Йехоярив), священник и начальник первой священнич. чреды во времена Давида (1Пар 24:7; ср. 1Пар 9:10 - в Синод. пер. - Иоиарив).

Иегоханан

Иегоханан ("Яхве милостив"):

1) сын Мешелемии, привратник из рода Корея (1Пар 26:3);

2) видный военач. царя Иосафата (2Пар 17:15); возм., то же лицо, что и отец сотника Исмаила (2Пар 23:1);

3) отец ефремлянина Азарии, жившего во времена Факея (2Пар 28:12).

Иегу

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иегудий

Иегудий (евр. Йехуди, "иудейский", "иудей"), сын Нафании, посланец иуд. князей и царя Иоакима (Иер 36:14,21,23).

Иегудифа

Иегудифа (евр. Йехудит), дочь хеттеянина Беэра и жена Исава (Быт 26:34).

Иегухал

Иегухал (Юхал) (евр. Йехухал, "Он (Господь) явит Свою власть"), сын Селемии, один из иуд. князей, противник Иеремии (Иер 37:3). В Иер 38:1-6 он назван Юхалом.

Иедаия

Иедаия (Иедай) (евр. Йедайя, "Он (Бог) сотворил благое дело", "Яхве знал" или "Яхве проявил заботу"):

1) сын Шимрия из колена Симеона (1Пар 4:37);

2) сын Харумафа, участвовавший в восстановлении иерусалимской стены (Неем 3:10);

3) глава 2-й чреды священников во времена правления Давида (1Пар 24:7); потомки И. вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:36; Неем 7:39);

4) два священника, возвратившиеся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:6,7); их потомки упоминаются при перечислении поколений, вернувшихся из рассеяния (ст. 19,21);

5) иудей, возвратившийся из плена во времена пр. Захарии (Зах 6:10,14).

Иедай

Иедай см. Иедаия (5).

Иедиаел

Иедиаел (Иедиаил) (евр. Йедиаэл, "известный Богу"):

1) сын Вениамина, прародитель одного из родов вениамитян (1Пар 7:6,10,11);

2) тысяченач. из колена Манассии, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:20);

3) сын Шимрия, один из храбрых у Давида (1Пар 11:45);

4) левит, потомок Корея, привратник в храме во времена правления Давида (1Пар 26:1,2).

Иедиаил

Иедиаил см. Иедиаел.

Иедида

Иедида (евр. "возлюбленная", "любимая"), жена царя Иудеи Амона, мать Иосии (4Цар 22:1).

Иедидиа

Иедидиа (евр. Йедидея, "друг, возлюбленный Яхве"). Это имя, по слову Господа, было дано Соломону пр. Нафаном (2Цар 12:25).

Иедия

Иедия см. Иехдия.

Иезавель

Иезавель (евр. Изевель). Возм., значение этого имени складывается из отрицат. частицы "не" и корня евр. глагола, означающего "терпеть". см. Ихавод (Иохавед):

1) дочь сидонского царя Ефваала, к-рый, согл. Иосифу Флавию, ранее был жрецом Астарты (см. Астарта). И. вышла замуж за израил. царя Ахава. Это была властная и энергичная женщина. Ее враждебность к Господу и жестокий характер оказали негативное влияние не только на мужа, но и на весь израил. народ. Она поощряла поклонение Ваалу, и по ее настоянию Ахав соорудил жертвенник в капище Ваала в Самарии (3Цар 16:31 и след.). И. пыталась истребить пророков Господа (3Цар 18:4,13) и покровительствовала 450 пророкам Ваала и 400 дубравным пророкам, действовавшим в Израиле. Когда Ахав сообщил И., что Илия убил всех пророков Ваала на горе Кармил, она через посланца передала Илии следующее: "Пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них" (3Цар 19:1 и след.). Эта угроза заставила Илию бежать. Когда позднее Ахав пожелал завладеть виноградником Навуфея, И. хитростью устранила Навуфея, и это позволило царю присвоить чужую землю. В ответ на это Господь возвещает через Илию суд над Ахавом и его домом и говорит о его жене: "Псы съедят Иезавель за стеною Изрееля" (3Цар 21:1-24). Далее следует замечание: "Не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель". Через посланного пр. Елисеем ученика Ииуй получает повеление истребить дом Ахава: это названо местью за кровь пророков и всех рабов Господа, "павших от руки Иезавели" (4Цар 9:7). Реченное Господом через Илию исполнилось: "На поле Изреельском съедят псы тело Иезавели; и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель". И. умерла в возрасте 60 лет;

2) имя И. упомянуто и в Откр 2:20. Нек-рые исследователи видят в ней жену ангела или предстоятеля Фиатирской церкви. Но по общепринятому мнению, речь идет о некой женщине, к-рую называли именем жены Ахава, чтобы подчеркнуть ее безбожную сущность. Выдавая себя за пророчицу, эта женщина вводила рабов Господних в заблуждение, уча их любодействовать и есть идоложертвенное.

Иезекииль

Иезекииль (евр. Йехезкел, "Бог укрепит, придаст силы"), руководитель 20-й череды священников во времена правления царя Давида (1Пар 24:16).

Иезекииля пророка книга

Иезекииля пророка книга см. Книга пророка Иезекииля.

Иезекия

Иезекия см. Иекамия (2).

Иезер

Иезер см. Авиезер.

Иезиел

Иезиел (евр. "да окропит Бог"), вениамитянин, сын Азмавефа, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:3).

Иеиел

Иеиел (Иеил, Иеиель) (евр. Йеиэл):

1) прародитель жителей Гаваона, предок царя Саула (1Пар 9:35,36,39);

2) левит, привратник и арфист, живший во времена царя Давида (1Пар 15:18,21; 16:5);

3) писец, современник царя Озии (2Пар 26:11);

4) один из вождей колена Рувима (1Пар 5:7);

5) левит, современник царя Езекии (2Пар 29:13);

6) потомок Адоникама, вернувшийся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:13);

7) израильтянин, оставивший свою жену-язычницу (Езд 10:43);

8) сын ароерянина Хофама, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:44);

9) левит из потомков Асафа, предок Иозиила (2Пар 20:14);

10) см. Иехиел (1).

Иеиель

Иеиель см. Иеиел (4).

Иеил

Иеил см. Иеиел (1).

Иекавцеил

Иекавцеил см. Кавцеил.

Иекамам

Иекамам ("родственник, (букв.: единоплеменник) поднимется (чтобы помочь)"), сын левита Хеврона (1Пар 23:19; 24:23).

Иекамия

Иекамия (евр. Йекамья, "Яхве поднимет"):

1) потомок Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:41);

2) сын Иехонии (1Пар 3:18, в Синод. пер. - Иезекия).

Иекуфиил

Иекуфиил (евр. Йекутиэл, возм., от араб. "Бог напитает своих чад"), еврей из колена Иуды, основатель города Занаоха (1Пар 4:18).

Иемвлай

Иемвлай (евр. Йимла, вероятно, "он (Бог) исполнит (обещание, просьбу)"), отец пр. Михея (3Цар 22:8,9; 2Пар 18:7,8).

Предыдущая страница Следующая страница