Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "М" (часть 3, "МИГ"-"МЯТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МИГ"-"МЯТ")

Мигдал-Ел

Мигдал-Ел (евр. Мигдаль-Эль, "(сторожевая) башня Божия"), город в уделе колена Неффалима (Нав 19:38). Вероятно, на месте М.-Е., в 6 км сев.-зап. Кедеш-Нафтали, сегодня находится город Хирбет-эль-Меджел.

Мигдаль-Эдер

Мигдаль-Эдер (евр. "(сторожевая) башня стада"; в Синод. пер. - "башня Гадер", см. Быт 35:21), одна из стоянок семьи Иакова по пути в Вифлеем. В метафорич. значении М.-Э. именуется храмовая гора Мориа в Иерусалиме (Мих 4:8; в Синод. пер. - "башня стада"). Это связано с центр. местом Иерусалимского храма в духовной жизни Израиля, к-рый, как и Церковь в НЗ, уподобляется "овечьему стаду" (ср. Мих 7:14 и Ин 10:1-16). см. Гадер.

Мигдол

Мигдол (евр. "(сторожевая) башня"):

1) одна из стоянок израильтян во время исхода из Египта (Исх 14:2; Чис 33:7). см. Исход (V,4) см. Странствование в пустыне (II,1а);

2) погран. крепость в сев.-вост. части Египта (Иер 44:1; 46:14; Иез 29:10; 30:6). Соответствует "Магдоли" в письмах из Телль-Амарны (др.-егип. mktr). По всей видимости, соответствует совр. Телль-эль-Хеиру, располож. при-близит. в 40 км юго-вост. Порт-Саида;

3) см. Башня.

Мигрон

Мигрон (возм., от евр. "(находящийся) внизу"), город вблизи Михмаса (Ис 10:28), "в окраине Гивы" (1Цар 14:2). Вероятно, совр. Телль-Мирйам-бей-Михмас.

Миддин

Миддин, город в Иудейской пустыне (Нав 15:61), возм., совр. Хирбет-Абу-Табак, в 5 км зап. Кумрана.

Мидраитяне

Мидраитяне (в др.-евр. оригинале Мишраи, этимология неясна), иуд. племя из Кириаф-Иарима (1Пар 2:53).

Мидяне

I.

М. - народ индоевроп. происхождения, населявший Мидию - горную страну, располож. вост. Ассирии (см. Ассирия), сев. Вавилона и Элама (см. Елам), юж. Каспийского моря. М. поселились здесь, по-видимому, в IX в. до Р.Х., покорив коренное население. М. принадлежали к группе народов и племен, к-рую Геродот именовал "скифами" (в широком смысле, что отрицается совр. наукой) и к-рую ассирийцы и вавилоняне называли умман-манда.

II.

Первым ассир. царем, упомянувшим о М., был Салманасар III (858-824 гг. до Р.Х.). Тиглатпаласар III (745-727 гг. до Р.Х.) впервые сделал их данниками Ассирии и захватил часть их земель (см. 4Цар 17:6; 18:11); это же впоследствии повторил Саргон II (722-705 гг.). Асархаддон и Ашшурбанапал также достигли успеха в борьбе с М. Ашшурбанапал уничтожил независимость Элама, устранив т.о. препятствие к завоеванию Мидии. Мощь Мидийского гос-ва возросла в период правления Фраорта (674-653 гг. до Р.Х.) и его сына Киаксара (652-612 гг. до Р.Х.), к-рый заключил союз с вавил. царем Набопаласаром. В 612 г. до Р.Х. М. разрушили столицу Ассирии Ниневию. После этого Мидия и Вавилон разделили между собой ассир. владения, в результате чего М. получили большую часть земель сев. Тигра - от Элама до реки Галис. Это гос-во, однако, просуществовало недолго. Дружеские отношения с Вавилоном закончились со смертью Навуходоносора II, женатого на дочери Киаксара. Преемниками Киаксара стали Арбак (612-585 гг. до Р.Х.) и Астиаг (584-550 гг. до Р.Х.), сын Киаксара. В 550 г. до Р.Х. персам во главе с Корешом (Киром), царем Аншана, удалось подчинить себе М. Так возникло Мидо-Персидское царство (Есф 1:3,14,18,19; 10:2), жертвой завоевательной политики к-рого стал, в числе других стран, и Вавилон (Ис 13:17; 21:2; Иер 51:11,28; Дан 9:1; 11:1). Александр Македонский покорил Мидию в 330 г. до Р.Х. (см. Дан 8:20,21). После этого Мидия была объединена с Сирией, а впоследствии подпала под власть Парфии (см. Деян 2:9).

III.

М. почитали богов иранского пантеона (восходящего к древнейшей индо-иранской, т.наз. "арийской", мифологии), главным из к-рых, по-видимому, был Митра. М. находились на довольно высоком культурном уровне, и персы многое заимствовали у них в области религии, языка и искусства.

Миза

Миза (возм., от др.-евр. "вскармливать"), старейшина в Эдоме (Быт 36:13,17).

Миклоф

Миклоф (от евр. "жезл"):

1) князь, вошедший во 2-е отделение служащих царя Давида (1Пар 27:4);

2) вениамитянин, потомок Иеила, отца гаваонитян (1Пар 8:32; 9:35-38).

Микней

Микней (евр. Микнейагу, "приобретенный Господом"), музыкант и певец из числа левитов во времена царя Давида (1Пар 15:18,21).

Милалай

Милалай (от евр. "говорить", "возвещать"), левит, современник Неемии (Неем 12:36).

Милит

Милит (также Милет), древний греч. город-порт (полис) с четырьмя гаванями, располож. на зап. побережье Малой Азии, к югу от устья Меандра и приблизит. на 60 км юж. Эфеса (Деян 20:15; 2Тим 4:20). В эллинскую эпоху М. был как в хоз., так и в культурном отношении важнейшим городом Ионии, родиной философов Фалеса (прозванного Милетским), Анаксимандра, Анаксимена и др. Выходцами из М. было основано 80 колоний. В годы служения ап. Павла М. уже уступил первенство в своем регионе Эфесу. Впоследствии гавани М. обмелели, и в наши дни на его месте осталась лишь деревня. В М. Павел произнес прощальную проповедь перед пресвитерами Эфесской церкви (Деян 20:17-38).

Милка

Милка (евр. "царица"):

1) дочь Арана и сестра Лота, жена Нахора и бабка Ревекки (Быт 11:29; 22:20-23; 24:15,24);

2) одна из дочерей см. Салпаада (Чис 26:33).

Милло

Милло (евр. "насыпь"):

1) Давид обновлял стены см. Иерусалима "кругом от Милло и внутри" (2Цар 5:9; 1Пар 11:8). М., т.о., представлял собой укрепленное сооружение иевусейского города, находившееся, по-видимому, в его сев. части. Вероятно, это же место упоминается в рассказе об укреплении Езекией М. в городе Давида (2Пар 32:5). Если под "домом Милло" (4Цар 12:20) подразумевается то же самое место, то можно предполагать, что речь идет об укрепленном дворце Давида в сев. части города;

2) в 3Цар 9:15 о Соломоне говорится, что он "строил", т.е. обновлял, храм, свой дворец, Милло и стену иерусалимскую. Правда, М. он построил, когда строит-во дворца было уже завершено (3Цар 9:24), при этом "починивал повреждения в городе Давида" (3Цар 11:27). Эти повреждения находились в низинной части города, между Храмовой горой и городом Давида, здесь была велика опасность прорыва вражеского войска. М. времен Соломона, по-видимому, представлял собой соединит. укрепление между цар. дворцом на юж. части Храмовой горы и Старым городом. Возм. также, что словом "М." обозначалась вся совокупность укреплений вокруг храма и цар. дворца;

3) "дом Милло" в Сихеме (Суд 9:6,20) также представлял собой укрепление, возм., башню, к-рая была связана с "капищем" (Суд 9:46). Археол. раскопки в Сихеме показали, что весь храмовый комплекс "капища" был расположен на насыпи шестиметровой высоты.

Милосердие

1) М.Лютер переводит словом "милосердие" различные евр. и греч. выражения, смысл к-рых связан с такими понятиями, как любовь, верность, добросердечие и милость. М. Божье означает Божью бесконечную спасит. любовь, М. же человеч., в первую очередь, вызвано состраданием (Ис 49:15). То же см. Внутренности (3). Человеч. М. зиждется на М. Божьем, неоднократно восхваляемом в Библии (Ис 54:10; Иер 31:20 и др.). Особенно отчетливо М. Божье показано в НЗ, в притче о блудном сыне (Лк 15:11-32). Божье М. обращено прежде всего на избранный Им народ, о чем, касаясь истории спасения, говорит ап. Павел (Рим 9:23; 15:8), и оно никак не зависит от человеч. желания (Рим 9:18);

2) наивысшая милость Божья заключается в прощении грехов (Чис 14:19; Пс 24:7; Иер 12:14 и след.) и проявляется в том, что Бог посылает Сына Своего для нашего спасения (Лк 1:78 и след.; 1Пет 1:3; см. также Ис 49:13; 54:10; Ос 11:8). Но спасение в Иисусе Христе, милостью Божьей предлагаемое всем без искл. людям, реализуется лишь для тех, кто верует в Господа Иисуса (Еф 2:4 и след.) и обращается к Нему (Ис 55:7). Человеку, восклицающему к Сыну Давидову: "Помилуй нас!" (Мф 9:27; Мк 10:47; Лк 17:13), даруется милость Божья, избавление от грехов и воскресение из мертвых (Тит 3:5; 1Пет 1:3). Тот же, кто, напротив, "попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета", заслуживает наказания от Господа (Евр 10:28-31; см. также Сир 16:12);

3) человек, познавший милость и исполнившийся радостью и благодарностью (Быт 24:27), может и должен быть милосердным к голодным и обездоленным (Ис 58:7), причем "праведный печется и о жизни скота своего" (Притч 12:10). Образцом М. для тех, кто следует Иисусу Христу, служит добрый самарянин (Лк 10:30 и след.). А тех, кто, познав Божью милость, сам не стал милосердным, ждет "суд без милости" (Мф 18:33 и след.; Иак 2:13).

Милостыня

Еще в ВЗ, особенно в Законе Моисея, благочестивым людям указывается на их долг благотворить бедным (Лев 19:9 и след.). М. была особым выражением милосердия в виде подаяния или предоставления мелких беспроцентных ссуд (Лев 25:35 и след.; Втор 15:7 и след.). После того как были прекращены жертвоприношения, раздача М. со временем превратилась во внешний признак праведности (см. Мф 6:1). К добрым делам или соотв. к религ. обязанностям относили совершение молитв, поста и раздачу М. В позднем иудаизме понятие "праведность" становится равнозначным понятию "благотворительность" (см. также Дан 4:24): милосердному подаянию даже приписывалась сила искупления грехов и спасения души (Тов 4:11; 12:9; Сир 4:3). На эти указания опирается среди проч. и учение Рим. католической церкви. Во времена Иисуса просить и давать М. было самым обычным делом (Мф 6:1 и след.; Мк 10:46; Ин 9:8; Деян 3:2). Также было принято собирать подаяние для местных бедняков, обходя дом за домом. Для этого по городу каждый день ходили три человека с большой корзиной для хлеба. Кр. того, в каждой синагоге был специальный ящик, в к-рый два человека, называемые парнасим, собирали М. для бедных. В очередную субботу три человека распределяли эти подаяния. НЗ также побуждает верующих не отталкивать руку просящего, но не считать это доказат-вом собств. праведности (ср. Лк 3:11; 6:30; 11:41; 12:33; 1Ин 3:17). Добровольные пожертвования предстают здесь естеств. проявлением братской любви и связи с Господом (см. Деян 10:31 и др.). Но Павел по праву считает "бесчинным" просить М. вместо того, чтобы зарабатывать себе на жизнь трудом (1Фес 4:11 и след.; 2Фес 3:10-14). см. Бедность, бедный, попечительство о бедных.

Милость, благодать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Милхом

Милхом, божество аммонитян, см. Молох.

Миля

Миля см. Меры длины, площади, объема и веса (I,2).

Миндальное дерево

М.Д. (Prunus amygdalus) произрастает в Малой Азии, Сирии и Месопотамии. Это первое из плодовых деревьев, расцветающее весной в Палестине, поэтому по др.-евр. оно называется шакед - "бодрствующее" (ср. игру слов в Иер 1:11,12). В Быт 30:37 оно именуется по др.-евр. луз ("изогнутое"), так же первонач. назывался и город Вефиль (Быт 28:19). Белоснежные (см. Еккл 12:5 - образ седины) цветы М.Д. имеют форму чашечки (Исх 25:33,34; 37:19,20). Плоды М.Д. - орехи были ценным продуктом, предметом торговли, находившим широкий спрос (Быт 43:11). Расцветший жезл Аарона, посредством чуда над к-рым Бог утвердил за Аароном первосвященство, был ветвью М.Д. (Чис 17:1-9).

Миниамин

Миниамин (евр. "по правую руку", т.е. "с счастливой стороны", т.к. правая сторона считалась счастливой), левит, современник Езекии (2Пар 31:15).

Минийское царство

Минийское царство, часть Мидийского царства, в Иер 51:27 упоминается вместе с Араратским (см. Арарат) и Аскеназским (см. Аскеназ) царствами. М.Ц. располагалось между озерами Ван и Урмия (тер. древнего Урарту, а затем историч. Армении), в погран. области между совр. Ираном и Турцией. В ассир. надписях оно именуется Маннаи. Со времени Салманасара III, покорившего М.Ц. в 830 г. до Р.Х., оно принадлежало Ассирии (см. Ассирия), от власти к-рой его народ пытался освободиться, периодически восставая. После завоевания Ниневии (612 г. до Р.Х.) мидянами (см. Мидяне) и халдеями (см. Халдеи) М.Ц. стало частью Мидийского, а впоследствии - Персидского царства.

Миниф

Миниф, аммонитский город (Суд 11:33), к-рый поставлял Тиру пшеницу (Иез 27:17; в Синод. пер. - Минниф). Согл. Евсевию, этим местом в его дни являлось селение Манит, лежавшее в 6,5 км от Есевона (Хешбона) в направлении Филадельфии (Раввы Аммонитской). Возм., это совр. Умм-эль-Ханафис, в 6 км сев.-вост. Хешбона, на старой дороге в Равву.

Мир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мир, покой

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мирма

Мирма (евр. "обман"), вениамитянин, сын Шегараима и его жены Ходеши (1Пар 8:10).

Мироварник

Мироварник см. Составляющий масти.

Мирра

Мирра (евр. мор, греч. смирна; в Синод. пер. - "мирра", "бальзам" или "смирна").

I.

Смола растущего в Южной Аравии и, по-видимому, произраставшего в библ. времена и в Палестине растения (Balsamodendron, или Commiphora mirra). Этот колючий кустарник с ароматной древесиной принадлежит, как и разновидности (Boswellia) (см. Ладан), к семейству бальзамических растений (Burseraceae). Родственный ему (Balsamodendron gileadense) является источником "бальзама Галаадского" (Иер 8:22). М. совр. производства добывается из различных видов коммифора, произрастающих на Аравийском полуо-ве и в Африке. М. - благовонная смола, содержащая скипидар, к-рый просачивается из смоляных ходов через трещины в коре. Под действием воздуха смола твердеет, превращаясь в красно-коричневое вещество. Самой лучшей и самой чистой М. считается "смирна самоточная" (Исх 30:23; Песн 5:13; в Синод. пер. - "текучая мирра"). М. более низкого качества получали, делая надрезы на коре дерева. М. употреблялась при изготовлении различных благовоний; миро для свящ. помазания, в состав к-рого она входила, служило для освящения сосудов скинии и для посвящения на служение Аарона и его потомков (Исх 30:23-32). Кр. того, М. использовалась в косметике (Есф 2:12), для придания аромата одеждам (Пс 44:9) и спальням (Притч 7:17). Женщины носили на груди узелки или мешочки с М. (в Синод. пер. - "мирровый пучок", Песн 1:13). М. (в Синод. пер. - "смирна", Мф 2:11) была в числе тех даров, к-рые волхвы, пришедшие с востока, принесли Младенцу Иисусу. Смешанная с вином М. предлагалась перед казнью осужденным на распятие, как одурманивающее (и отчасти обезболивающее) наркотич. средство (Мк 15:23; в Синод. пер. - "смирна"; ср. Притч 31:6,7; см. Желчь). В виде пудры М. употреблялась для умащения тела при погребении (Ин 19:39).

II.

Др.-евр. слово лот (в Синод. пер. Быт 37:25 и 43:11 - "ладан") обозначает смолу одной из разновидностей дикой розы, именуемой Cistus creticus (т.наз. "цистовая роза"), которая, как и М., широко использовалась в качестве ароматич. (в т.ч. при окуривании помещений) и лечебного средства. Это растение произрастало в Аравии и Сирии и экспортировалось в Египет.

Мирт

Мирт (лат. Mirtus Kommunis, др.-евр. гадас), невысокий вечнозеленый кустарник, с темными блестящими листьями, принадлежащий к семейству Mirtacee; произрастал повсеместно в Палестине и Сирии как дикое растение, но культивировался и в садах (Ис 41:19; 55:13). Наиб. часто М. встречался у воды (Зах 1:8), но произрастал и в горной местности - на высоте до 1000 м, в долинах в окрестностях Иерусалима и на Иорданской равнине. Ветви М. благодаря своему аромату использовались для украшения домов, особенно в дни свадебных торжеств, а также при построении кущей (особых праздничных шалашей) в дни праздника Кущей (Неем 8:15); согласно иуд. преданию, ветви М. подразумеваются под "ветвями дерев широколиственных", необходимых, в числе прочих растений, для проведения торжеств праздника Кущей (Лев 23:39-43). Евр. имя царицы Эсфири было Гадасса, т.е. М. (Есф 2:7).

Миры Ликийские

Миры Ликийские, приморский город с гаванью на побережье Ликии, в юго-зап. части Малой Азии (Деян 27:5), совр. Дембре. В новозаветные времена город был важным хлеботорговым портом. Его руины сохранились на зап. стороне бухты Финека.

Мисаил

Мисаил (евр. Мишаэль, "кто (принадлежит) Богу"):

1) левит из рода Каафа, потомок Узиила (Исх 6:18,22; Лев 10:4);

2) товарищ Даниила, к-рого главный придворный (в Синод. пер. - "начальник евнухов") царя Навуходоносора переименовал в Мисахома (Дан 1:6,7). По просьбе Даниила М. вместе с Седрахом и Авденаго был поставлен над делами страны Вавилонской (Дан 1:19; 2:49). За свой отказ поклониться истукану М. вместе с двумя своими товарищами был брошен в огненную печь, но все трое были спасены ангелом, к-ро-го послал Господь (Дан 3:12-30);

3) один из мужей, стоявших рядом с Ездрой во время чтения народу Закона Божьего (Неем 8:4).

Мисах

Мисах - вавил. имя Мисаила, товарища Даниила (Дан 1:7; 2:49; 3:12-30).

Мисия

Мисия, область на северо-западе Малой Азии (Деян 16:7), юго-зап. Вифинии. Входила в состав рим. провинции Асии. На ее зап. побережье располагались Троада и Асс (Деян 20:6,13), а юж. - Пергам (Отк 2:12).

Мисрефоф-Маим

Мисрефоф-Маим (евр. "сожигание (возле) воды"), город на границе с тер., заселенной сидонянами (Нав 11:8; 13:6), совр. Хирбет-эль-Мешериф.

Мисфар

Мисфар (евр. Миспар, "счет"), один из вождей народа, возвратившийся вместе с Зоровавелем из вавил. плена (Езд 2:2; Неем 7:7; в последнем случае он назван Мисперетом, в Синод. пер. - Мисферефом).

Митилина

Митилина, главный город острова Лесбос, располож. у зап. побережья Малой Азии, сев. Хиоса (Деян 20:14). М. находится в юго-вост. части острова.

Мифка

Мифка (евр. Митка, возм., от маток, "сладость"), одна из стоянок израильтян в пустыне (Чис 33:28,29), вероятно, совр. Вади-Абу-Такийе, располож. между Эль-Арудом и находящимся сев.-зап. Эйлата (Эль-Аккабы) Вади-Джерафом.

Мифниянин

Мифниянин (евр. митни), прозвище одного из главных воинов Давида, образованное, вероятно, от названия города или сельской местности Метна или Метен (от корня со значением "дар", "подарок"; нигде больше это название в Свящ. Писании не встречается), см. 1Пар 11:43.

Мифредат

Мифредат, или Митридат, на др.-иран. яз. авестийской эпохи - "дар (бога солнца) Митры":

1) казначей (в Синод. пер. - "сокровищехранитель") перс. царя Кира (Езд 1:8);

2) один из перс. чиновников (в Синод. пер. - "советников") царя Артаксеркса I Лонгимана, из-за доноса к-рых была надолго прервана работа по восстановлению стен Иерусалима (Езд 4:7).

Миха

Миха (Михей) (кр. ф-ма др.-евр. имени Михайагу, "кто как Господь?" ) (см. Михаил):

1) человек, живший "на горе Ефремовой", т.е. на Эфраимском нагорье, располож. в центр. части Палестины (Суд 17-18). М. похитил у матери 1100 сиклей серебра, но, испугавшись ее проклятия, вернул похищенное. Мать (за 200 сиклей) заказала плавильщику изготовить истукан и литой кумир. Поставив их в своем доме, М. превратил его в "дом Божий". Сделав см. Ефод и см. Терафим, он посвятил одного из сыновей в "священники", чтобы тот совершал идолослужение (Суд 17:1-5). М. уговорил пришедшего к нему левита (см. Ионафан, I) из Вифлеема Иудейского стать священником при его "храме". Сыны Дана, шедшие покорить Лаис, проходя мимо дома М., захватили находившиеся там предметы "богослужения" и увели с собой левита, предложив ему быть "отцом и священником" своего племени (Суд 18:17-20). Все это наглядно отражает духовный и нравств. упадок народа в эпоху судей, когда "не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (Суд 17:6). Согл. более позднему иуд. преданию, М. жил в Гераве (совр. Хирбет-Джераб, располож. прим. в 2 км зап. Шило (Силома);

2) сын Мемфивосфея (Мериббаала), внук Ионафана (2Цар 9:12; 1Пар 8:34,35; 9:40,41);

3) левит из рода Каафа, современник Давида (1Пар 23:20; 24:24,25);

4) сын Иемвлая, пророк Господень, к-рый отважился сказать правду царю Ахаву, предсказав ему смерть на поле боя (3Цар 22:5-28; 2Пар 18:4-27; в Синод. пер. - Михей);

5) сын Шимея, отец Реаии, из колена Рувима (1Пар 5:5);

6) пророк в эпоху Исаии (Мих 1:1; в Синод. пер. - Михей). см. Книга пророка Михея;

7) левит, подписавший во дни Неемии обязат-во исполнять Закон (Неем 10:11);

8) левит из рода Асафа, отец Матфании (Неем 11:17; 1Пар 9:15);

9) левит из рода Асафа, отец Матфании, праправнук к-рого, Уззий, был современником Неемии (Неем 11:22). Возм., то же лицо, что см. Михаия (6).

Михаил

Михаил (евр. Михаэль, "кто как Бог?" ):

1) архангел, споривший с дьяволом о теле Моисея (Иуд 9), князь ангелов (Дан 10:13,21; 12:1). В Откр 12:7-9 говорится о низвержении сатаны с неба М. и его ангелами. см. Ангел (IV);

2) отец Сефура, соглядатая из колена Асира (Чис 13:14);

3) имя двух мужей из колена Гадова, живших в Васане (1Пар 5:13,14);

4) левит, предок Асафа (1Пар 6:39,40);

5) сын Израхии, израильтянин из колена Иссахара (1Пар 7:3);

6) вениамитянин, сын Берии (1Пар 8:16);

7) манассиянин, перешедший к Давиду при его возвращении в Секелаг (1Пар 12:20);

8) отец Омри, главного начальника колена Иссахара в эпоху Давида (1Пар 27:18);

9) один из сыновей царя Иосафата, к-рых убил Иорам, их брат, при восшествии на престол (2Пар 21:2-4);

10) отец Зевадии, возвратившегося из изгнания в эпоху Ездры (Езд 8:8).

Михаия

Михаия (кр. ф-ма др.-евр. имени Михайагу, "кто как Господь?" ):

1) в 2Пар 13:2 М. именуется мать царя Авии (см. Авия), дочери Уриила из Гивы. Сравнение с 2Пар 11:20 показывает, что М. и Мааха, внучка (в библ. оригинале - "дочь") Авессалома, - одно и то же лицо;

2) один из князей царя Иосафата, к-рых он вместе с левитами послал по городам Иудеи, чтобы учить народ Закону Господнему (2Пар 17:7; в Синод. пер. - Михей);

3) отец Ахбора, придворного царя Иосии (4Цар 22:12; 2Пар 34:20; в Синод. пер. - Михей);

4) сын Гемарии, одного из придворных царя Иоакима во времена Иеремии (Иер 36:10-14; в Синод. пер. - Михей);

5) священник, современник Неемии (Неем 12:41; в Синод. пер. - Ми-хей);

6) священник из рода Асафа, отец Матфании, праправнук к-рого, по имени Захария, был современником Неемии (Неем 12:35; в Синод. пер. - Михей). По мнению нек-рых исследователей, то же лицо, что см. Миха (9).

Михея пророка книга

Михея пророка книга см. Книга пророка Михея.

Михмас

Михмас, город в уделе колена Вениамина, вост. Беф-Авена (1Цар 13:5), сев. Иерусалима, на пути из Гая в Геву (Ис 10:28,29). Совр. Мухмас расположен прим. в 12 км сев.-вост. Иерусалима, сев. горного хребта Вади-эс-Су-венит, простирающегося от Бейт-Эля (Вефиля) к долине Иордана (см. 1Цар 13:23) и известного своими глубокими ущельями ("теснинами", см. Ис 10:29); именно здесь следует искать упоминаемые в 1Цар 14:4,5 скалы Боцец и Сене, располож. недалеко от М. После вавил. плена М. был вновь заселен (Езд 2:27; Неем 7:31; 11:31).

Михмефаф

Михмефаф, погран. город между уделами колен Ефрема и Манассии (Нав 16:6; 17:7), расположен вост. Сихема (Шхема) и сев. Таппуаха. Возм., это совр. Хирбет-Макне-эль-Фо-ка, в 4 км юго-зап. Сихема и в 1,8 км юго-вост. Бурина.

Михри

Михри (евр. "проданное мной"), вениамитянин, отец Уззия (1Пар 9:8).

Мицраим

Мицраим (евр. "теснины", "ущелья"):

1) сын Хама (Быт 10:6,13; 1Пар 1:8,11), родоначальник египтян. В большинстве мест Библии М. - это название Египта и египтян, что соотв. отражено в Синод. пер. (см. Египет);

2) в 3Цар 10:28 название М. в др.-евр. оригинале (в Синод. пер. - Египет), возм., подразумевает не Египет, а другую страну. Букв. перевод этого стиха: "А добывание лошадей, которые у Соломона, - из Мицраима и из Кве; торговцы царя брали (их) из Кве за плату". Кве (в Синод. пер. - Кува) - страна на побережье Средиземного моря - между Сирией и Малой Азией, населенная потомками хеттов (см. Хеттеи), смешавшихся с арамеями (см. Арамеи) и хурритами; впоследствии она именовалась Киликией (см. Киликия). Сев. Кве лежала страна, к-рую ассир. источники именовали Муцри. Ее население тоже было хеттско-арам. происхождения. Вероятно, именно она и подразумевается в указ. месте под названием М. М. (в Синод. пер. - Египет), о котором упоминается в 4Цар 7:6 в связи с хеттами, по-видимому, эта же страна.

Мишал

Мишал (евр. "просимый", "взыскуемый"), левитский город в уделе колена Асира (Нав 19:26; 21:30), в 1Пар 6:74 названный Машалом. Возм., он располагался на равнине, в 12 км юж. Акко, близ Телль-Нахла.

Мишам

Мишам (возм., от др.-евр. "опора"), вениамитянин, сын Елпаала (1Пар 8:12).

Мишма

Мишма (евр. "услышанный"):

1) сын Измаила (Быт 25:14; 1Пар 1:30). Его потомки образовали араб. племя;

2) потомок Симеона (1Пар 4:25).

Мишманна

Мишманна (евр. "насыщенный", "упитанный"), гадитянин, перешедший к Давиду в горное укрепление (1Пар 12:10).

Мишна

Мишна (евр. "повторение", "изучение", "толкование", "возобновление (в памяти)" ), первое авторитетное изложение устного Закона, зафиксированное в письм. виде. Слово "повторение" означает в иуд. традиции "изучение", а также "устное наставление", "устное учение" (евр. Тора ше-бе-аль пэ - букв. "Тора, которая на устах" или "Устный Закон", в отличие от письменного, излож. в Пятикнижии Моисея). Согл. иуд. преданию, Моисею на горе Синай, помимо текста Пятикнижия, были дарованы также устные наставления, к-рые затем передавались евреями из поколения в поколение в среде пророков, старейшин, мудрецов и законоучителей. Эти наставления дополнялись и комментировались (особенно начиная с эпохи вавил. плена) "соферами", т.е. "книжниками" также устно. Обширный материал устного Закона начал записываться только в первой пол. II в. по Р.Х., в связи с жестокими гонениями на иудеев при рим. императорах (особенно при Адриане, после восстания Бар-Кохбы). Тогда возникла угроза гибели всех носителей устной традиции, и народ мог остаться без наставников. Так, со временем, появился труд, известный под названием "М." М. состоит из 63 трактатов. Впоследствии она была довершена Гемарой (арам. "завершение") - собранием комментариев законоучителей к М. - и в совокупности с нею составила Талмуд (евр. "Учение"), к-рый, наряду с Танахом (Ветхим Заветом), является важнейшей свящ. книгой иудаизма. По месту составления различаются Талмуд Иерусалимский и Талмуд Вавилонский (последний, как более обширный и завершенный, считается более авторитетным). В М., как и в Гемаре, содержится множество историч., религ. и др. сведений, важных также и для истории раннего христианства.

Миямин

Миямин (евр. "с правой стороны" (правая сторона считалась счастливой)):

1) начальник 3-й священнич. череды ("жребия") в эпоху Давида (1Пар 24:9);

2) священник, возвратившийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:5);

3) израильтянин, к-рый во времена Ездры расстался со своей иноплем. женой (Езд 10:25);

4) священник, современник Неемии (Неем 10:7);

5) один из священников, к-рые при освящении стен Иерусалима во времена Неемии трубили в свящ. трубы (Неем 12:41; в др.-евр. оригинале и в Синод. пер. - Миниамин).

Младенец

Младенец см. Грудные дети см. Отрок, младенец, малое дитя см. Рождение.

Младенцы

Младенцы см. Дети, сыновья, младенцы, чада.

Мнасон

Мнасон (греч. "помнящий" или "стремящийся"), христианин с Кипра; в доме М. ап. Павел остановился по пути из Кесарии в Иерусалим (Деян 21:16).

Моав

Моав (евр. "(происходящий) от отца"):

1) сын Лота от его старшей дочери (Быт 19:31-37). Родоначальник моавитян (см. Моавитяне);

2) горная страна, расп. к вост. от Мертвого моря и простир. от потока (или ручья, в Синод. пер. - "долины") Заред (Втор 2:14; ср. Ис 15:6,7) на юге до окрестностей Есевона (евр. Хешбон, Ис 15:4) и равнин Моавитских у Иордана, напротив Иерихона (Чис 33:48), на севере; на востоке М. переходит в Сирийскую пустыню (см. Чис 21:11). В сев.-зап. части нагорья возвышаются Аваримские горы с вершинами Пеор (в Синод. пер. - Фегор, Чис 23:28), Нево (Втор 32:49) и Писга (в Синод. пер. - Фасга, Чис 23:14). Постепенно понижаясь как с севера, так и с юга к центру, нагорье переходит в долину, по к-рой поток Арнон течет к Мертвому морю (ср. Чис 21:13-15). М. беден водой, т.к. большая часть его многочисл. речек и ручьев, как правило, надолго пересыхает, русла же остальных либо рассечены на мелкие потоки, либо расположены в труднодоступных горных ущельях, так что использовать их воду для хоз. целей затруднительно. Пригодные для земледелия угодья расположены в Медеве, Дивоне и Эль-Кераке (Кир-Харешете) - в зап. части страны, вост. же знаменита скотоводством, в частн. разведением верблюдов.

Моавитяне

Статья большая, находится на отдельной странице.

Могущество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Модад

Модад (от др.-евр. "возлюбленный"), один из семидесяти старейшин, современников Моисея (Чис 11:26-29). см. Елдад.

Можжевельник

Евр. слово ротэм обозначает не М., как значится в Синод. пер., а Genista raetam. Кусты этого похожего на дрок растения из семейства мотыльковых встречаются в пустынях Сирии и Аравии. Растение, достигающее высоты человеч. роста, полностью лишено листьев, его короткий ствол древенист, а многочисл. ветки имеют зеленую окраску. Куст дает легкую тень (3Цар 19:4 и след.). Весной растение покрывается белоснежными, с красными полосками цветами, имеющими запах миндаля. Его корни горьки на вкус и состоят из одеревенелых волокон, поэтому в евр. слове лахмам, к-рое в Иов 30:4 переведено словосочетанием "хлеб их", исследователи Библии усматривают ошибку и предлагают читать слово как лехуммам - "чтобы обогреть себя".

Моисей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мойщик

Мойщик см. Белильщик.

Молада

Молада (евр. "родина", "место рождения"), город в иуд. пустыне Негев (Нав 15:26), отданный в удел колену Симеона (Нав 19:2; 1Пар 4:28). После вавил. плена М. вновь была заселена (Неем 11:26). Место, где находился этот город, неизвестно, но исследователи утверждают, что он лежал недалеко от Беэр-Шевы (Вирсавии).

Молва

Молва см. Слух, молва.

Молехеф

Молехеф (евр. "приводящая"), сестра Галаада, прародительница многих родов и семейств (1Пар 7:18,19).

Молид

Молид (евр. "порождающий"), представитель колена Иуды, сын Авишура (1Пар 2:29).

Молитва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Молитва Господня

Молитва Господня см. Отче наш.

Молния

Мощный природный электрический разряд, в результате к-рого происходит выравнивание электрич. напряжения в атмосфере. В Палестине грозы бывают обычно в период дождей. В Библии М. олицетворяет Божий гнев и Божье величие (Исх 20:18; Иез 1:13; Откр 4:5) в те моменты, когда Господь вершит суд над врагами и являет помощь Своему народу (Пс 17:14; 143:6; Зах 9:14). Суд над сатаной и его падение совершились с быстротой М. (Лк 10:18). С М. сравнивается вид ангела Господня у гроба Христа (Мф 28:3). В день Второго пришествия Сын Человеческий будет как М., к-рая осветит весь мир и будет видна всем (Лк 17:24).

Молоко

Молоко (евр. халав, греч. гала):

1) в древности в Израиле употреблялось в пищу коровье, овечье и козье (Втор 32:14; Ис 7:21,22; Притч 27:27) М. Вопреки мнению нек-рых исследователей, М. верблюдиц в пищу употребляться не могло, т.к. верблюд животное "нечистое" (см. Лев 11:4); выражение, переданное в Синод. пер. Быт 32:15 как "верблюдицы дойные", означает кормящих самок верблюда. М. хранилось в кожаных мехах (Суд 4:19) и подавалось в чашах (Суд 5:25);

2) др.-евр. халав (Быт 18:8; Суд 4:19; Ис 55:1 и др.)часто означает М., закваш. с помощью бродильных ферментов или кусочков сычуга. Оно употреблялось как освежающий напиток или с крупяными кашами. Обычное М. пили реже, т.к. в условиях жаркого климата в течение большей части года оно быстро скисало;

3) масло (евр. хема) приготовлялось из свежего М., к-рое наливали в подвеш. на палках козий мех. По меху били кулаками, пока М. не взбивалось в масло (см. Притч 30:33). Этот продукт, к-рый в тепле не затвердевает, ели свежим, обмакивая в него хлеб. Чтобы М. сохранялось как можно дольше, его топили;

4) процеживая створоженное М., получали творог, а из него, путем засола и подсушивания, делали сыр. В Синод. пер. словом "сыры" передается др.-евр. выражение харицей гехалав - "куски (створоженного) молока" (1Цар 17:18; словосочетанием "сыр коровий" - др.-евр. шефот бакар = "сыры (из молока) крупного скота" (2Цар 17:29); словом "творог" - др.-евр. гвина = "сыр" (Иов 10:10);

5) Ханаан был землей, "где течет молоко и мед" (Исх 3:8 и др.), т.е. изобиловавшей пропитанием. В НЗ М. символизирует "начатки" (т.е. первоначальные основы) духовного обучения (1Пет 2:2; 1Кор 3:2; Евр 5:12-14).

Молот

1) орудие каменотеса и кузнеца (3Цар 6:7; Ис 44:12). М. забивали в землю колья при установке шатров (Суд 4:21), его использовали и златокузнецы (Ис 41:7). При раскопках в Гезере были найдены каменные и бронзовые М. (см. Оружие и орудия труда);

2) в переносном значении Библия говорит о М. как о карающем оружии в руке Божьей (Иер 50:23; 51:20); М. назван также лжесвидетель (Притч 25:18). Слово Божье за его сокрушит. силу сравнивается с М., разбивающим скалу (Иер 23:29; ср. Евр 4:12).

Молотить, молотило

Молотить, молотило см. Земледелие.

Молотьба

Молотьба см. Мельница.

Молох

Молох (др.-ханаан. слово, в оригинале - Молех; вероятно, родственно евр. мелех - "царь"; т.о., М. это, видимо, не имя, а титул), название языч. божества, многократно упоминаемого в Библии. Согл. одной из теорий, масореты (см. Масоретский текст) добавили к согласным этого слова - mlk - гласные буквы слова бошет - "срам", "позор", подчеркнув т.о. свое отвращение к данному культу. Наименование того или иного бога "царем" настолько свойственно различным религиям, что не всегда может служить указанием на определ. божество. В Септуагинте, во 2Цар 12:30 ("И взял Давид венец царя их с головы его, а в нем было золота талант..."), вместо слов "царя их" (евр. малкам) читается "Милком" - одно из названий М. Согл. такому прочтению, аммонитяне изображали М. в виде огромной статуи, т.к. упомянутый в названном стихе венец весил около 35 кг (см. Меры длины, площади, объема и веса). В ряде финик. надписей, обнаруж. археологами, содержится название божества Милк, или Малк, ("царь"), а именование "Милком" встречается в текстах из Рас-Шамры (Угарита). От того же корня образовано слово, обозначающее титул тирского бога Мелькарта (финик. "царь города"), к-рого см. Ахав и см. Иезавель почитали как Ваала. Ханаан. ритуалы служения М. включали сожжение детей (Втор 12:31), что израильтянам запрещалось под угрозой смертной казни (Лев 18:21; 20:2-5). Однако после того как при Соломоне было возведено капище М. (3Цар 11:7), часть израильтян переняла и жервоприношение детей в честь него (Пс 105:37,38). Цари Ахаз и Манассия принесли в жертву своих сыновей (4Цар 16:3; 21:6). Подобные жертвоприношения совершались в долине сыновей Енномовых (евр. гей вен-Гинном (Иер 32:35)), откуда впоследствии произошло название гейгином - "геенна" - применит. к преисподней; ср. Мф 5:29). Праведный царь Иосия запретил подобные жертвоприношения и подверг место их совершения осквернению (4Цар 23:10). В финик. надписях не только упоминается сам М., но говорится об убиении в его честь детей. Диодор Сицилийский, рассказывая о победе, одержанной Агафоклом из Сиракуз над карфагенянами в Ливии в 310 г. до Р.Х., повествует о том, что эти последние принесли в жертву Ваал-Хаммону (солнечному божеству) 200 детей из самых знатных семей (религия и культура Карфагена были финикийскими). Следует, однако, отметить, что Айсфельдт сомневался в существовании бога М. и видел в названии "молк" только обозначение определ. вида жертвы, что, однако, маловероятно.

Моль

Моль (евр. аш, "разрушитель", греч. сэс, вероятно, "прыгающая"). Климат Палестины благоприятен для размножения М. (семейство Tineidae) разных видов, в т.ч. и платяной (Tineola biseliella). Ее личинки приносят большой вред, поедая и т.о. портя ткани, в основном шерстяные. В Библии М. часто является символом распада и истребления (Иов 4:19; 13:28; Пс 38:12; Ис 50:9; 51:8; Ос 5:12; Мф 6:19,20; Лк 12:33; Иак 5:2). В Иов 27:18 говорится о "доме", т.е. миниатюрном "гнезде", М. Второе др.-евр. название М. - сас ("прыгающая", отсюда, вероятно, и греч. сэс) - употреблено, наряду с аш, в Ис 51:8.

Море

Море (евр. "учитель").

I.

1) теревинфовая, или дубовая, роща (в Синод. пер. - "дубрава"). Возм., словосочетание "элон Море", или "элоней Море" (Быт 12:6; Втор 11:30), следует понимать как "роща учителя" - в связи с проповедью Авраама в этой местности, находившейся поблизости от см. Сихема. Здесь расположился Авраам после своего переселения в Ханаан. Он построил жертвенник Господу и, очевидно, проповедовал местным жителям единобожие (Быт 12:7, ср. 13:18 и 14:13). Возм., под "дубом, который близ Сихема" (Быт 35:4; Нав 24:26; Суд 9:6), как и под "дубом Меонним" ("гадателей"; находился также близ Сихема, см. Суд 9:37), подразумевается одно место;

2) холм на севере Изреельской долины (Суд 7:1), вероятно, совр. араб. Джебель-Дахи (иврит. Гиват-Гаморе), располож. в 1,5 км юж. Наина.

II. Море см. Средиземное море см. Мертвое море см. Чермное море.

Море Восточное

Море Восточное (Иез 47:18; Иоил 2:20), одно из названий Соленого (Мертвого) моря.

Море медное

Море медное см. Медное море.

Морешеф

Морешеф (евр. Морешет, "владение", "наследие"; носит также название Морешет-Гат - "наследное точило"; в Синод. пер. - Морешеф-Геф, Мих 1:14), родной город пр. Михея (Мих 1:1; Иер 26:18; в Синод. пер. - Морасфитин и Морасфитянин). Предположит. это совр. араб. Телль-эд-Джудейде (иврит. Телль-Морошет-Гат), располож. вост. Гата и в 3 км сев.-вост. Элеутерополиса.

Морешеф-Геф

Морешеф-Геф см. Морешеф.

Мория

Мория (евр. "видение Господне", или "наставление Господне", Быт 2:8,14), гора в "земле Мория" (Быт 22:2), где Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Согл. 2Пар 3:1, на горе М. в см. Иерусалиме Соломоном был воздвигнут храм. Иуд. традиция утверждает, что в том и другом случае речь идет об одном месте: в см. Святое Святых храма Соломона см. Ковчег завета стоял на том самом камне, к-рый лежал в основании выстроенного Авраамом жертвенника (см. Быт 22:9). Выражение в Быт 22:14 "Посему и ныне (т.е. в эпоху Моисея, когда записывалось Пятикнижие) говорится: на горе... да усмотрится" (Синод. пер.; в др.-евр. оригинале читается как "на горе... да является" и связано с предписанием Втор 16:16: "Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа... на место, которое изберет Он"). см. Храм

Морской орел

Название этой птицы (евр. азнийя) встречается только в списке нечистых животных (Лев 11:13; Втор 14:12); более подробных сведений о ней нет. Согл. Талмуду и Септуагинте, это, вероятно, орлан-белохвост. Но остается неясным, имеется ли здесь в виду орлан-белохвост (Haliaetus albicilla) или скопа (Pandion haliaetus). Есть также предположение, что слово азнийя обозначает черного грифа (Aegypius monachus).

Мосероф

Мосероф (евр. Мосера и Мосерот - "узы", "наказания" или "наставления"), местность в пустыне, в к-рой расположились станом израильтяне (Чис 33:30), когда умер Аарон (Втор 10:6; в Синод. пер. - Мозер). Согл. Чис 20:22-24; 33:37, эта местность прилегала к горе см. Ор, на зап. границе Эдома. Точное местоположение М. неизвестно.

Моца

Моца (евр. "исход", "выход"):

1) израильтянин из колена Иуды, сын Халева (1Пар 2:46);

2) израильтянин из колена Вениамина, потомок Ионафана, сына Саула (1Пар 8:33-37; 9:39-43);

3) город в пределах колена Вениамина (Нав 18:26), предположит. располагался в долине Сорек, в 7,5 км зап. Иерусалима. Нек-рые исследователи отождествляют его с Эммаусом.

Мрамор

Мрамор (евр. шеш, шайиш; греч. мармарос). Словом "М." в Библии обозначается не только светлый кристаллич. известковый камень, но и другие мелкозернистые породы камня, используемые для облицовки зданий. При возведении храма Соломона, по всей вероятности, использовался известковый камень - чисто белый или имеющий желтоватый оттенок, он добывался в горах Ливана (1Пар 29:2; ср. 3Цар 5:17,18). Из этого же камня был выстроен впоследствии храм Солнца в Баальбеке. При украшении второго храма царем Иродом также применялся белый М. Разноцветным М. были выложены полы (в Синод. пер. - "помост") и колонны во дворце перс. царей в Сузах (Есф 1:6,7). В Откр 18:12 также упоминаются изделия из М.

Мрежа

Мрежа, рыболовная сеть (Иез 32:3).

Мстить

Мстить см. Месть, мстить.

Мудрость, премудрость, мудрый, мудрец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Муж

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мужество

Мужество (греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает "присутствие духа", "осознание своей внутр. силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах" (2Кор 12:10; Евр 12:3; Иак 5:13); в негативном значении - "способность быстро поддаваться гневу" (Притч 30:33; Лк 4:28); в нейтральном значении указывает на определ. черты характера (Притч 17:22). В христ. смысле М. - это неколебимое упование верующего на Бога (в НЗ: греч. тарсос - "дерзновение", "смелость", "отвага"), при к-ром "все возможно верующему" (Мк 9:23; ср. Мф 19:26; Лк 1:37; Деян 28:15; 2Кор 5:6,8). см. Надежда.

Музыкальные инструменты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мука

Мука (евр. кемах, "размолотое"), размолотые в порошок в ступе (см. Ступа) или на специальной мельнице (см. Мельница, молоть). Мука тонкого помола - ке-мах солет (в Синод. пер. - "пшеничная мука" или "лучшая мука") - использовалась также и в хлебных приношениях (Исх 29:2,40; Лев 2:1,5; 1Пар 9:29). Для приношени ревнования подходила менее дорогая ячменная мука (Чис 5:15).

Муки, мучения, мучить

Слова "муки", "мучения" предполагают сильные, долгие страдания. В Синод. пер. оба эти слова используются чаще всего, когда речь идет о родовых болях (Пс 47:7; Иер 6:24; 1Фес 5:3; Откр 12:2) и о наказаниях (см. Наказание, наказывать) Божьего суда (Откр 9:5; 18:7,10). (По поводу Лк 16:23,28; Откр 14:11; 20:10 см. Преисподняя, II,2 и III.) Присутствие Иисуса причиняет мучения демонам (Лк 8:28); и наоборот, праведник мучается от неправды, к-рую он видит (2Пет 2:8). см. Болезнь: моровая язва см. Страдание, страдать см. Боль.

Мул

Мул (евр. перед; лат. Equus hinnus), домашнее животное, плод скрещивания жеребца с ослицей. Более выносливая и поэтому чаще выводимая разновидность М. (Equus mulus) происходит от скрещивания осла с кобылицей. М. внешне сходен с лошадью, однако отличается длинными "ослиными" ушами и издает ослиный крик. В древности М. использовались в качестве верховых (2Цар 13:29; 18:9; 3Цар 1:33) и вьючных (4Цар 5:17, в Синод. пер. - "лошаки"; 1Пар 12:40; Ис 66:20) животных. Из контекста приведенных стихов нельзя точно сказать, о какой из упомянутых выше разновидностей М. идет речь. Израильтянам разведение обеих разновидностей этих животных было запрещено (Лев 19:19), но они покупали М. у других народов. Так, напр., известно, что страна см. Фогарма широко торговала М. (Иез 27:14; в Синод. пер. - "лошаки").

Муппим

Муппим см. Шефуфам.

Муравей

Муравей (евр. немала). Насекомое класса перепончатокрылых (Hymenoptera). Многочисл. виды М. распространены по всему земному шару. Встречающийся в Палестине М. относится к роду messor, который обитает в земле и собирают там запасы зерна. Отдельные экземпляры достигают размера европейских пчел или ос. В Притч 6:6-8 М. служит примером трудолюбия. В своем "гос-ве", к-рым никто не управляет, М. поддерживают удивит. порядок, работая прим. по 16 час. в сутки. В Притч 30:24 и след. упомин. мудрость М.

Муха

Муха см. Насекомые.

Муши

Муши (евр. "переходящий" или "освобожденный"), левит, сын Мерари (Исх 6:19; 1Пар 24:26,30: в последнем случае в Синод. пер. - Муший); его потомки именуются "род Муши" или "поколение Мушиево" (Чис 3:33; 26:58).

Мыло

Мыло (евр. бор, борит). В отличие от минеральной щелочи (евр. нэтэр), слово М. обозначает продукт, получаемый в результате взаимодействия щелочи, добываемой из золы растений (поташа), и оливкового масла или других жиров (Иер 2:22; Ис 1:25; Мал 3:2; в последних двух случаях в Синод. пер. - "щелочь", "щелок"). Такой способ производства М. был широко распространен в Палестине вплоть до нового времени.

Мысли, думать

1) М. Господа выше человеческих (Ис 55:8 и след.), в соотв. с ними Он создал мир и правит им (Ис 14:24; 46:11). М. Господа велики, возвышенны (Пс 39:6; 138:17) и весьма глубоки (Пс 91:6). М. Господа направлены на благо людей, поэтому и в ВЗ, и в НЗ М. Господа часто связаны со словами "мир" и "милосердие" (ср. Пс 39:6; Иер 29:11; Лк 1:54). Вина и грехи людей - также предмет М. Господа (Иез 21:24; Откр 18:5);

2) мышление было дано человеку при сотворении как божеств. дар. Однако с грехопадением человек потерял способность мыслить праведно (2Кор 3:5). Злые, греховные М. отражают теперь его природу (Мф 9:4; 15:19). Из злых М. о ближних (Пс 40:8; Зах 7:10) вырастают злые дела. Но Бог проникает в суть самых сокров. М. (Пс 93:11; 138:2);

3) в узком смысле мышление в Библии означает подчас намерение ч.-л. сделать, ч.-л. предпринять (Иер 20:9; Мф 3:9 и др.).

Мытарь, пошлина

I.

В ВЗ под пошлиной, видимо, подразумевался налог, к-рый взимался в перс. провинциях, возм., в форме натур. продукта (см. Езд 4:13,20; 7:24).

II.

В новозаветные времена в провинциях Римской империи налоги и пошлины не собирались гос-вом, а отдавались на откуп арендаторам (лат. publicani) отдельных областей, к-рые через своих чиновников, М., занимались их сбором. М., как правило, были уроженцами данной провинции или области. Гос-во при этом получало твердые поступления без всякого риска (напр., в случае неурожая), поскольку арендатор был обязан выплачивать заранее определ. сумму. Как арендаторы, так и М. стремились обогатиться, завышая установл. тарифы. Обманутые налогоплательщики взывали к рим. администрации, но безрезультатно: ради стабильных доходов гос-во мирилось с любыми злоупотреблениями. Отсюда понятно, почему М. ненавидели во всей Римской империи. Для иудеев к этому добавлялось и то, что М., по их представлениям, постоянно оскверняли себя общением с язычниками. Поэтому понятие "мытарь" было почти равнозначно понятию "грешник" (Мф 5:46 и след.; 9:10 и след.; 11:19; 21:31; Лк 5:30; 7:34). Однако Иисус, Который пришел призвать грешников к покаянию (Мф 9:13), пошел и к М. (Мк 2:15; Лк 5:27,29; 19:5 и след.), несмотря на злословие иудеев (Мф 5:11; 11:19; Лк 5:30; 7:34; 19:7). Более того, готового к покаянию М. Он ставит выше лицемерно набожного фарисея (Лк 18:9-14). Один из М. - Матфей, или Левий, стал апостолом Иисуса (Мф 10:3; Мк 2:14), другой - Закхей - Его последователем (Лк 19:2).

Мышь

Мышь (евр. ахбар), по-видимому, это общее название всех грызунов, к-рые внешним видом и образом жизни похожи на широко распростр. в Палестине М. полевую (Microtus syriacus). Кроме собственно М. (Muridae), сюда относятся песчанки, или тушканчики (Jaculus jaculus); всех этих животных арабы употребляли в пищу. Израильтянам это было запрещено, т.к. М. считались нечистыми животными (Лев 11:29; ср. Ис 66:17). Особенно часто нашествию М. подвергались жители прибрежных районов Южной Палестины - порой это становилось для них бедствием (см. 1Цар 6:4,5).

Мышь горная

Мышь горная см. Тушканчик.

Мясо

Мясо см. Вкушать см. Еда, пища, есть, вкушать см. Трапеза.

Мята

Мята (греч. хедюосмон), дикорастущее растение, употребляемое в пищу в качестве приправы (Mentha silvestris из семейства Labiatae); существует и культурная разновидность М. (Mentha sativa). Согласно Мф 23:23; Лк 11:42, от урожая М. во дни земной жизни Иисуса Христа полагалось отдавать десятину.

Предыдущая страница Следующая страница