Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "К" (часть 3, "КОЛ"-"КУТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КОЛ"-"КУТ")

Колия

Колия (евр. Колайя):

1) отец лжепророка Ахава, современника Иеремии (Иер 29:21);

2) вениамитянин, предок Саллу (Неем 11:7).

Колода

Деревянные или железные К., применявшиеся в тюрьмах, состояли из двух частей с отверстиями, в к-рые вставлялись ноги заключенных, чтобы узники не могли двигаться (Пс 104:18, евр. кевел, возм., также "оковы", как в Синод. пер.; Деян 16:24). В 2Пар 16:10 (в Синод. пер. - "темница") и в Иер 20:2 и след.; 29:26 (в Синод. пер. - "темница") под евр. словом махпехет, вероятно, подразумевается приспособление, с помощью к-рого дополнительно сковывались руки и шея заключенного так, чтобы он постоянно находился в согнутом состоянии. см. Темница.

Колодец Иакова

Колодец глубиной ок. 35 м., располож. прим. в 500 м юго-вост. ветхозаветного Сихема, на сев.-зап. стороне горы Гаризим (см. Быт 33:18; Нав 24:32; Ин 4:6). Согл. самарянскому преданию, этот колодец, наполняющийся водой из источника, был выкопан Иаковом, сыном Исаака. Близ этого места (совр. Бир-Якуб) проходит дорога, по к-рой некогда путешествовали патриархи. Упоминаемый в Ин 4:5 Сихарь - это, вероятно, совр. деревня Аскар, находящаяся в 10 минутах ходьбы от К.И.

Колодец, источник

I. КОЛОДЦЫ КАК ИСТОЧНИКИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

1) вода в Палестине всегда имела особую ценность, особенно в засушливый летний период. Проблема обеспечения водой являлась главной при основании любого нового поселения. Поэтому многие города получали свои названия по названию К., к-рые были предварительно вырыты на месте их строит-ва (напр., см. Вирсавия (Беэр-Шева) = "колодец семи" или "колодец клятвы", Быт 21:31). Наряду с К., питаемыми грунтовыми водами (евр. беэр), существовали К., наполнявшиеся родниковой водой (евр. айин); оба слова иногда употреблялись для обозначения одного и того же К. (Быт 24). Третья разновидность К. представляла собой резервуар, наполнявшийся дождевой водой (Иер 2:13);

2) К. обычно расширялся книзу, достигая иногда глубины 20 м; изнутри стенки К. обкладывались камнями и белились. В неглубокие К. спускались по лестнице и там зачерпывали воду кувшином (Быт 24:16), но обычно воду черпали ведрами и поднимали наверх (Ин 4:7,11). Для безопасности К. накрывали каменной плитой (Исх 21:33; ср. Песн 4:12) с продел. в ней небольшим отверстием, через к-рое черпали воду. Это отверстие также закрывали камнем. На водопоях устанавливались длинные деревянные или каменные корыта, к-рые наполнялись водой (Быт 24:19 и след.);

3) К. были на пастбищах (Суд 1:15), из-за них часто вспыхивали ссоры между пастухами (Быт 21:25; 26:17-22). Рытье или выдалбливание К. было трудоемкой работой; в Ханаане израильтянам достались уже вырытые К. (Втор 6:11). В Чис 21:17 и след.говорится о том, что в рытье К. участвовали и князья. Особенно ценились К., наполнявшиеся родниковой водой и называвшиеся К. "живой воды" (Быт 26:19; Иер 2:13). Этим объясняется недоразумение, возникшее в разговоре Иисуса с самарянкой, к-рая неправильно истолковала Его слова (Ин 4:10 и след.). см. Вода.

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в переносном смысле слово "К." означает живую воду Господа (Иер 2:13) и жизнь, даруемую Богом (Ин 4:14; Откр 7:17; 21:6). Источником жизни называются также уста праведника (Притч 10:11)и разум (Притч 16:22);

2) с источником, извергающим воду, сравнивается Иерусалим, источающий из себя зло (Иер 6:7); безводными источниками названы лжеучителя (2Пет 2:17);

3) К. служит символом невесты (Песн 4:12,15), женщины (Притч 5:15-18)и блудницы (Притч 23:27);

4) питье воды из собственного К. символизирует мир и спокойную жизнь (Ис 36:16);

5) о К. бездны (Откр 9:1) см. Бездна;

6) о К. Иакова см. Колодец Иакова.

Колония

Колония, поселение в завоев. Римом областях и провинциях, где селились вышедшие в отставку рим. воины. Эти ветераны получали дом и землю, т.е. своего рода пенсию, а также рим. гражданство, если не имели его ранее. К. подчинялись рим. администрации. Главная цель их основания - укрепление воен. господства Рима над захвач. тер. и романизация местного населения. Такой К. были Филиппы (Деян 16:12).

Колоссы

Колоссы, город на юго-западе малоазийской провинции Фригии, располож. на реке Лик, притоке Меандра. Во времена ап. Павла К. были небольшим, но процветающим городом. Вблизи его развалин ныне находится селение Хонас. К церкви в Колоссах, основ., вероятно, Епафрасом (Кол 1:7; 4:12), принадлежали Архипп (Кол 4:17; Флм 2), Филимон (Флм 1) и Онисим (Кол 4:9; Флм 10 и след.).

Колхозей

Колхозей (евр. Кол-Хозе, "всевидящий"):

1) предок Маасеи, жившего в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (Неем 11:5);

2) отец Шаллума, начальника округа Мицфы во времена Неемии (Неем 3:15).

Колчан

Колчан см. Лук.

Кольцо

Кольцо см. Украшение.

Кольцо в носу

Кольцо в носу см. Украшение (II,4).

Колья

Колья см. Скиния.

Колючий кустарник

Различные виды дикорастущего кустарника, заросли терновника (см. Терние) и волчцев (см. Волчцы) появляются на запустелой, необрабатываемой земле как знак войн и разрушений (Ис 7:23; 32:13). Колючая изгородь в Мих 7:4 - образ запустения.

Комар

Комар см. Насекомые.

Комната

В Иер 35:2,4; 36:10 слово "К." обозначает кладовую при см. Храме. К. цар. писца названа канцелярия (Иер 36:12); К. в Библии названы также парадные залы и покои в зданиях, прилегавших к храму (1Пар 28:12). (см. Дом, строительство дома), см. Вифезда.

Конец

I. ПРЕКРАЩЕНИЕ ЧЕГО-ЛИБО

1) с тоской и нетерпением люди ожидают, когда исчезнет злоба нечестивых (Пс 7:10) и придет К. искушению (1Кор 10:13);

2) Божий гнев кладет К. злу, навлекая погибель на нечестивых (Пс 72:19): "...Пришел конец твой, мера жадности твоей!" (Иер 51:13). Это осознает и человек: "Приблизился конец наш, дни наши исполнились; пришел конец наш" (Плач 4:18);

3) но К. приносит освобождение тем, кто принадлежит Богу: "...Борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто" (Ис 41:12). Для Иерусалима исполнится время борьбы (Ис 40:2) и "окончатся дни сетования его" (Ис 60:20). А до тех пор следует хранить надежду (Евр 6:11), терпение (Иак 1:4) и веру (1Пет 1:9), осознавая присутствие Господа (Мф 28:20) и Его любовь (Ин 13:1). Тогда К. будет "жизнью вечной" (Рим 6:22), а Божьему Царству и Его власти не будет К. (Лк 1:33; Откр 1:8).

II. ЗАВЕРШЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Во Втор 11:12 говорится о К. года. Однако нигде в Библии не утверждается, что жизнь (2Кор 11:15; Флп 3:19), мир (Мф 13:40; 24:3), дни (Дан 12:13), века (1Кор 10:11) или все сущее (1Пет 4:7) конечны во времени. Когда идет речь о К., всегда подразумевается завершение священной истории, предопределенное Богом.

III. ПРЕДЕЛ В ПРОСТРАНСТВЕ

В этом значении слово "К." употребляется, когда говорится о пределах Вселенной (Пс 2:8; 18:5), о крае земли (Втор 28:49; Мф 12:42) и неба (Втор 4:32; 30:4; Мф 24:31).

Конские ворота

Конские ворота см. Иерусалим (III,С).

Копты

Копты см. Фут (2).

Копыто

Копыто (евр. парса от "разделять", "отламывать", в широком смысле "расщеплять"). Под "копытом" животного (Иез 32:13) в Библии может подразумеваться само животное (Исх 10:26). Жвачные животные с раздвоенными К. (коровы, быки, волы, овцы, козы, серны и др.), согл. закону, считались чистыми (Лев 11:3; Втор 14:4-6); их разрешалось приносить в жертву, а их мясо - употреблять в пищу. "Оторвать копыта", чтобы скорее добраться до мяса, означает "проявить жадность" (Зах 11:16). "Медные копыта" служат символом уничтожающей силы (Мих 4:13).

Копье

Копье см. Оружие и орудия труда.

Корабль, кораблестроение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кораллы

Кораллы, ярко-красные, розовые или белые известковые отложения морских полипов. Используются для изготовления ювелирных украшений:

1) евр. слово пениним, обычно переводимое как "жемчуг" и только в Плач 4:7 как "кораллы", обозначает, вероятно, красные К. (Corallum Rubrum); сегодня они встречаются только в Средиземном море, в древности их находили и в Красном море. С К. в Библии сравниваются премудрость (Иов 28:18; Притч 3:15; 8:11), разумные уста (Притч 20:15)и добродет. жена (Притч 31:10)(в Синод. пер. слово пениним переводится в указ. местах как "рубины", "драгоценные камни", "жемчуг");

2) значение евр. слова рамот не совсем ясно. Предположит. оно также под-разумевает одну из разновидностей К., возм., черные К. (Plexaura antipathes), к-рые встречаются в Красном море и в Персидском заливе. Тир торговал этими К. (Иер 27:16); в Иов 28:18 говорится о том, что цена мудрости выше цены К.

Корван

Корван (евр. корбан, "принесенное в жертву", "жертвенный дар" (Лев 1:2; Чис 5:15; в Синод. пер. - "жертва")). В греч. текст НЗ это слово перешло из евр. языка. В Мф 27:6 К. обозначает храмовые сокровища (в Синод. пер. - "сокровищница церковная"), к к-рым первосвященники не захотели присовокупить сребренники Иуды, считая их "ценой крови". В Мк 7:11 слово "К." объясняется как "дар Богу". Согл. учению книжников, любой иудей мог заявить, что его собственность становится "жертвенным даром" Богу. Подобное заявление делалось в форме обета. Человек, давший такой обет, снимал с себя всякие обязат-ва впредь помогать другим. То, что его близкие могли бы получить от него, отныне посвящалось Богу. Такое заявление считалось обязывающим, хотя на практике за ним не всегда следовала фактич. передача собственности храму.

Коре

Коре ("серая куропатка"):

1) левит, потомок Корея (1Пар 9:19; 26:1);

2) левит, современник Езекии (2Пар 31:14).

Корей

Корей (евр. Корах):

1) третий сын Исава и Оливемы (Быт 36:5-8,18; 1Пар 1:35). Из потомков К. позднее образовалось племя эдомитян. В Быт 36:16 это имя встречается среди потомков Елиафаза, но, вероятно, это результат ошибки переписчика, поскольку К. не упоминается ни в ст. 11,12, ни в 1Пар 1:36;

2) сын Ицгара, левит из рода Каафа, выступивший вместе с Дафаном и Авироном против Аарона во время странствования евреев по пустыне (Исх 6:21; Чис 16:1 и след.). В 1Пар 6:22 К. назван сыном Аминадава. Однако исследователи не считают возможным отождествить Ицгара с Аминадавом. Когда К. потребовал от Моисея священства и для себя, то многие левиты поддержали его. Тогда Моисей распорядился, чтобы К. и его сторонники взяли кадильницы и воскурили курения перед Господом: "...и кого изберет Господь, тот и будет свят". Вместе с тем Моисей осудил восставших за непокорность Богу и за притязания на священство (Чис 16:5-11). Когда К. и его сообщники, в общей сложности 250 человек, подошли к входу в скинию, собравшимся израильтянам явилась слава Господня; только благодаря заступничеству Моисея и Аарона Бог не стал истреблять весь народ (ст. 16-22). Израильтянам было приказано отойти от жилищ К., Дафана и Авирона (ст. 23 и след.), после чего бунтовщики, вместе со всем их имуществом, были поглощены разверзшейся землей (ст. 31-33). А те 250 человек, к-рые "принесли курение", по воле Бога были истреблены огнем (ст. 35). Согл. Чис 26:11, род К. не пресекся. Его потомки, к к-рым принадлежал и Еман, внук Самуила, впоследствии прославились как певцы в храме (1Пар 6:33 и след.). Они упоминаются в заглавии Пс 41, очевидно, связанного с Пс 42, а также в заглавиях Пс 43-48; 83; 84 и 86. В 1Пар 9:19; 26:19 кореяне упомянуты как стражи у порога скинии и у входа в скинию; один из них отвечал за "приготовляемое на сковородах" (1Пар 9:31);

3) старший сын Хеврона из колена Иуды (1Пар 2:43);

4) род К. был также и в колене Вениамина (1Пар 12:6).

Кореяне

Кореяне см. Корей.

Корзина, короб

В Библии встречаются четыре евр. и три греч. слова, обозначающие различные виды корзин.

I:

1) (евр. дуд), К., в к-рой переносили различные грузы, напр. фрукты (Иер 24) 2) или землю для изготовления кирпичей (Пс 80:7). Такие же К. упоминаются в 4Цар 10:7; 2) (евр. келув) (Ам 8:1 и след.), плетеная К. с отверстиями, в к-рую клали фрукты. В Иер 5:27 такая К. упоминается как клетка для птиц;

3) (евр. тэнэ и сал), сплетенные из ивы или из лыка К. для зерна, выпечки и мяса (Быт 40:16; Исх 29:3; Лев 8:2; Чис 6:15; Втор 26:2; Суд 6:19).

II:

(греч. кофинос) (Мф 14:20; 16:9; Мк 6:43; 8:19; Лк 9:17; Ин 6:13), большая, прочная К.; (греч. спюрис), круглая, плетеная К., к-рую обычно использовали для хранения пищевых продуктов (Мф 15:37; 16:10; Мк 8:8,20). Спюрис могли быть различной величины; та К., в к-рой ап. Павел был спущен со стены в Дамаске (Деян 9:25), также названа словом спюрис. В 2Кор 11:32 апостол называет ее сарганэ - этим словом называли большую К., сплетенную из гибких прутьев.

Кориандр

Кориандр (Coriandrum sativum) - растение семейства зонтичных (Umbelliferae). К. выращивали в Египте и Палестине. Мелкие круглые желтовато-белые семена этого растения в высуш. виде источают аромат, напоминающий аромат аниса. Их размалывали и посыпали ими выпечку. С древних времен К. был известен не только как приправа к пище, но и как целебное средство; с ним сравнивается см. Манна небесная (Исх 16:31; Чис 11:7).

Коринф

Коринф, один из важнейших городов Греции, столица рим. провинции Ахаии и резиденция проконсула (Деян 18:12). К. был расположен на перешейке, соединяющем Сев. Грецию с полуо-вом Пелопоннес. Через порт Лехей в Коринфском заливе К. был связан с Ионическим морем, а через портовый город Кенхреи (Деян 18:18) в Эгинском заливе - с Эгейским морем. Т.о., К. стоял на пересечении важнейших торг. путей, связывавших Испанию, Италию, Сицилию с Малой Азией и Египтом. Малые суда и грузы с кораблей переправляли и сухопутным путем через перешеек для дальнейшего следования. Т.о. удавалось избежать опасного морского путешествия вокруг Пелопоннесского полуо-ва. К. являлся городом мирового значения; на его улицах можно было встретить сотни купцов и ремесленников из Рима, Греции, Палестины, Сирии, Египта. Население К. было неоднородным, две трети его составляли рабы. После того как в 146 г. до Р.Х. город разрушили римляне, он был заново отстроен только при Юлии Цезаре в 44 г. до Р.Х. В К., как и в большинстве крупных порт. городов, нормы обществ. морали были невысоки. Безнравственность коринфян вошла в поговорку. Глагол коринтиадзестай означал "вести беспутную жизнь", "сводничать". "Коринфскими де-вицами" называли женщин предосудит. поведения. К этому добавлялась и храмовая проституция - своего рода некий результат оживленной торговли с востоком, - являвшаяся составной частью культа Афродиты. По преданию, этому служению посвятила себя тысяча "жриц", к-рые жили в К. в маленьких домах, окруженных садами из роз. Не было недостатка и в культах вост. божеств - Исиды, Мелькарта, Кибелы, Сераписа, - завезенных сюда финикийцами. Из посланий ап. Павла можно понять, как пагубно это окружение влияло на членов молодой Церкви (1Кор 6:9-11,18). Павел дважды посещал этот город, оставаясь в нем продолжит. время (Деян 18:1-18; 20:2,3); во время своего второго пребывания здесь он написал Послание к Римлянам (ср. Рим 16:23; 1Кор 1:14; 2Тим 4:20). Амер. археологи определили, что древний город располагался на двух террасах у подножия крепостного холма Акрокоринфа, высота к-рого составляла 600 м. Археологами были обнаружены остатки многочисл. храмов, здания, где вершил суд наместник (Деян 18:12), а также ряды мясного рынка (макеллон, от лат. macellum; 1Кор 10:25), располагавшиеся вблизи рыночной площади (агоры). На одной из дверных перемычек была обнаружена надпись: "Синагога евреев", возм., та самая, что упомянута в Деян 18:4. В другой надписи встречается имя см. Ераст (см. Послания к коринфянам).

Корица, касия

Корица, касия (евр. киннамон; греч. киннамомон).

I.

Упоминаемая в Библии К. (Исх 30:23; Притч 7:17; Песн 4:14; Откр 18:13) - это К. китайская, к-рую из Китая ввозили в Египет через Месопотамию, Финикию и Палестину уже с XVII в. до Р.Х. К. - это сушеная кора китайского коричного дерева (Cinnamomum cassia) из семейства лавровых (Lauraceae). Из-за специфич. аромата К. использовали в качестве благовония для постелей (Притч 7:17)и одежды (Песн 4:14); в Исх 30:23 К. упоминается как составная часть для изготовления мира для свящ. помазания.

II.

Наряду с коричной корой под евр. названиями кидда и кециа (в Синод. пер. - "касия") упоминаются также высуш. цветки коричного дерева. Они также использовались при составлении свящ. "масти" (Исх 30:24); кр. этого, они были составной частью мазей и ароматов (Пс 44:9 и др.). Касию привозили в Палестину финикийцы (Иез 27:19). Слово "кассия" встречается и как жен. имя (Иов 42:14). см. Тростник благовонный (аир).

Кормилица

Поскольку евр. матери обычно сами вскармливали своих детей грудью (Быт 21:7; 1Цар 1:23), то в Библии К. упоминаются редко. Мы знаем о К. в цар. семье (4Цар 11:2; 2Пар 22:11), к-рые продолжают присматривать за детьми, вышедшими из грудного возраста (2Цар 4:4; в Синод. пер. - "нянька"). Отношения особой доверительности между К. и ребенком, а также семьей ребенка остаются на всю жизнь (Быт 24:59; 35:8). Передав Моисея его собств. матери как К., дочь фараона т.о. сохранила связь Моисея с его народом и с Богом Израиля (Исх 2:7-11). В евр. яз. няни также называются К. (Руфь 4:16; в Синод. пер. - "нянька"). Образ К. (няньки) в ее отношении к ребенку использован для изображения заботы Моисея о своем народе в Чис 11:12; ср. Ис 49:23; 60:16.

Корнилий

Корнилий, рим. см. Сотник (центурион) италийского полка (см. Италия), служивший в Кесарии. К., человек "благочестивый и боящийся Бога", т.е. веривший в Бога Израиля, получил посредством видения указание призвать Петра. Тот сообщил Корнилию Благую Весть; сотник и его домочадцы уверовали и были крещены Петром как первые обращенные из язычников. Петр обосновал законность этого крещения перед Иерусалимской церковью, указав на свои полномочия, и с тех пор Евангелие стали проповедовать и язычникам (Деян 10:1 - 11:18).

Короб

Короб см. Корзина, короб.

Корова

Корова см. Крупный скот.

Коршун, сокол

I.

В Синод. пер. словом "коршун" (Лев 11:14; Втор 14:13; Иов 28:7), по-видимому, названы более мелкие хищные птицы. И напротив, евр. слово нешер (в Синод. пер. - "орел") часто означает собственно К., как, напр., в Мих 1:16 и в Авв 1:8 (ср. Мф 24:28). Евр. слово рахам (в Синод. пер. - "сип"; Лев 11:18; Втор 14:17) обозначает коршуна-стервятника. (см. Ястреб.) Все эти птицы считались у израильтян нечистыми (Лев 11:13 и след.).

II.

В Синод. пер. евр. слово айя в Лев 11:14 и Втор 14:13 передано как "сокол", а в Иов 28:7 как "коршун". Слово айя - звукоподражательное, передающее крик этой хищной птицы. В Ис 34:15 евр. слово дайя, производное от даа - "падающий (на добычу)", передано в Синод. пер. как "коршун". Слово даа встречается в Лев 11:14 (в Синод. пер. - "коршун"), а кроме того, в форме раа, возникшей в результате ошибки переписчика (ср. написание д и р на ил. на стр. 24) во Втор 14:13 (в Синод. пер. - "коршун"). Впоследствии один из переписчиков, видимо, заметив ошибку, написал на полях, как правильный вариант, слово дайя, к-рое затем случайно попало в текст как третье название (ср. Лев 11:14 и Втор 14:13; см. Септуагинту, к-рая во Втор 14:13 также содержит лишь два названия). Все эти слова, вероятно, обозначают считавшихся у израильтян нечистыми коршуна и сарыча, в то время как евр. слово нец (в Синод. пер. - "ястреб"), по-видимому, обозначает более мелкие разновидности ястреба и сокола. Поскольку даа и айя в Лев 11:14 и Втор 14:13 упоминаются рядом, в "падающем на добычу" комментаторы предполагают красного К., а в айя - черного К., одну из его разновидностей или один из видов сарыча. Красный К. (Milvus milvus) встречается в Палестине часто, особенно зимой. Он питается крысами, полевыми мышами и другими мелкими млекопитающими, на к-рых он нападает, камнем падая с неба. Черный К. (Milvus migrans) прилетает в Палестину в марте на лето, гнездится вблизи селений и питается преимущ. отходами, подобно егип. черному К. (Milvus migrans aegypticus), самой распростр. хищной птице Египта. Из разновидностей сарыча в Палестине встречаются наряду с обыкнов. сарычем, или канюком (Buteo buteo), канюк-курганник (Buteo ferox), а в степных областях - также и осоед (Pernis apivorus).

Корыстолюбие

Корыстолюбие см. Любостяжание, корыстолюбие, сребролюбие.

Кос

Кос, остров у юго-зап. побережья Малой Азии, лежащий сев.-зап. Книда. Ап. Павел проплывал мимо К., следуя из Милета в Родос (Деян 21:1). Этот остров был известен благодаря святилищу Асклепия, бога целителей, а также как место рождения греч. врача Гиппократа.

Коса

Коса см. Оружие и орудия труда.

Косам

Косам ("предсказание оракула"), предок Иисуса Христа, живший в период до вавил. плена (Лк 3:28).

Косматый, леший

Косматый, леший (евр. саир, "волосатый", "косматый") - демонич. существо, обитавшее в руинах Вавилона (Ис 13:21) и в развалинах городов Эдома (Ис 34:14). В Лев 17:7 (в Синод. пер. - "идолы") и в 2Пар 11:15 (в Синод. пер. - "козлы") это существо предстает как предмет идолопоклонства израильтян; убитые в открытом поле животные считались принесенными этому зверю в жертву. Во всех перечисленных случаях речь идет либо об идолах, имевших образ козла, либо о демонич. существе. Именно в этом последнем значении Септуагинта переводит текст Ис 13:21 (греч. даймонион); в этом же значении понимает это слово и Откр 18:2 (в Синод. пер. - "бесы").

Кость

Под костями в Библии понимаются не только собственно К. (Иов 40:13) и скелет, но и труп (Быт 50:25; 4Цар 13:21). В более общем значении так именуется человек (Пс 33:21; Притч 3:8), а в метафорич. - человеч. душа (Иов 4:14; Пс 6:3; 50:10). Иезекииль в пророч. видении поставлен Богом среди поля, полного сухих К., к-рые Господь оживляет; это поле олицетворяет Израиль (Иез 37:1-14).

Косяк

Косяк, деревянная или каменная боковая опора дверного проема. В ночь Пасхи евреи должны были помазать кровью пасхального агнца оба К. и перекладину двери в каждом доме, чтобы Бог, увидев эти отметины, не поразил их первенцев (Исх 12:7). Согл. Втор 6:9, Божьи заповеди должны быть записаны на дверных К. (см. Хранилище, см. Дом, строительство дома II,2); идолопоклонники помещали за К. дверей предметы своего культа (Ис 57:8). Рабу-еврею, к-рый после шестилетнего служения господину не желал быть отпущенным на свободу, шилом прикалывали ухо к дверному К. в знак того, что отныне он пожизненно оставался Рабом в этом доме (см. Раб, рабыня, раба) (Исх 21:6; Втор 15:17).

Котел

Этим словом в Синод. пер. переданы различные евр. слова, обозначающие посуду в форме горшка, предназначенную для приготовления пищи (4Цар 4:38; Иов 41:12). Котлы находили применение и в храме (1Цар 2:14; 2Пар 35:13; Зах 14:20).

Коц

Коц, потомок Иуды (см. Иуда) (1) (1Пар 4:8).

Кошка дикая

Кошка дикая см. Шакал.

Кравчий

Кравчий см. Крепкие напитки см. Питье.

Краеугольный камень

Краеугольный камень (евр. эвен пинна или рош пинна; греч. акрогониайос и кефалэ гониас):

1) согл. Ис 28:16, "краеугольным" называют камень, полож. в основание угла здания между двумя стенами и придающий прочность фундаменту. В переносном смысле К.К. означает вождя израил. народа (Зах 10:4); в Ис 28:16 К.К. служит образом Мессии, в Пс 117:22 смиренный праведник назван камнем, отвергнутым строителями (ср. Ис 8:14);

2) в НЗ на Христа как на камень указывают след. стихи: Мф 21:42; Мк 12:10; Лк 20:17; Деян 4:11; Еф 2:20; 1Пет 2:7. Мнения по поводу того, имеется ли здесь в виду камень, полож. в основание здания, или камень, завершающий его купол, расходятся. Если верно первое предположение, то названные места Библии говорят о том, что Христос, подобно К.К., был положен Богом в основание народа Божьего (и нового Иерусалима), хотя люди и отвергли Его. Еф 2:20 и след. указывает, скорее, на такое толкование, тем более, что укладка камня предполагает начало строительных работ, а не их окончание. Однако аккад. словосочетание абан реша ("завершающий камень") и апокрифические пояснения к "Завещанию Соломона", называющие краеугольным камень, помещаемый поверх ворот храма, подкрепляют второе толкование. Тогда правомерно след. прочтение: Христос был не только Тем, на Ком построен новый Иерусалим, новое святилище, но и замковым камнем, в Котором всё находит свое завершение и Который скрепляет всё сооружение.

Крайняя плоть

Крайняя плоть см. Обрезание.

Крапива

Евр. слово киммош (в Синод. пер. - "крапива") наряду с встречающимися в Палестине жгучей (Urtica urens) и рим. крапивой (Urtica pilulifera) может означать и вообще сорную траву (Ис 34:13; Ос 9:6; Притч 24:31). Под евр. маллуах ("зелень", Иов 30:4), вероятно, подразумевается лебеда (Аrtiplex halimus), к-рая растет в Палестине на побережьях Средиземного и Мертвого морей и листья к-рой, несмотря на вяжущий привкус, иногда употребляются в пищу. Значение евр. слова харул, перевед. в Соф 2:9 как "крапива", в Иов 30:7 и Притч 24:31 как "терн", доподлинно не известно; высказывались предположения, что это один из видов чины (Lathyrus ochrus).

Красильщик

Красильщик см. Ремесло.

Краска

Краска (косметическая). Библия не говорит о том, что к.-л. наносит себе на лицо или на тело к.-л. красители. Но в ней упоминается см. Кипер, растение, из листьев к-рого приготовляли порошок, и сегодня используемый вост. женщинами для окрашивания в оранжевый цвет ногтей на руках и ногах и кончиков пальцев. Если в Библии говорится о том, что к.-л. женщина красится, то подразумевается подведение век (4Цар 9:30 - в Синод. пер. - "нарумянила лице"; Иез 23:40), что зрит. увеличивало глаза (Иер 4:30). Имя третьей дочери Иова, Керенгаппух (Иов 42:14), означает "баночка для глазной краски". Известно, что, напр. в Египте, такую К. делали из сажи от сгоревших благовоний или из мельчайшего порошка сурьмы, размешивая их в оливковом масле. С помощью такой К. можно было сделать черный блестящий ободок вокруг глаз. К. наносили тонкой палочкой из слоновой кости, дерева или металла на края век и на брови.

Краска, цвет

1) результаты археол. исследований культур древних цивилизаций в долинах Нила, Тигра и Евфрата свидет-вуют о том, что технология изготовления К. в ту эпоху была на довольно высоком уровне. Поэтому не удивительно, что в Библии имеются сведения о К., не всегда, правда, согласующиеся между собой. Чаще встречаются лишь общие выражения, указывающие, скорее, на различие между светлым и темным, чем на собственно цвет. В Вавилонии для изготовления цветного кирпича применялись различные сорта глины и существовала специальная технология обжига; в Египте для производства К. использовались различные металлы и земля (см. Ремесло);

2) пурпурная К. (Исх 25:4; Иез 27:7) изготовлялась из моллюсков (Murex trunculus), обитавших на побережье Средиземного моря, а багряная (см. Багряница) (Ис 1:18) - из насекомых определ. вида. В Иер 22:14 и Иез 23:14 говорится о красной К. (киновари), окиси свинца или железа, к-рой красили стены. В Лев 13:19,24,43 при описании проказы упоминается светлый-красный цвет, а в стихе 49 - зеленоватый. Сегодняшнее понятие "разноцветный" в евр. языке чаще всего описывается как "покрытый пятнами, крапинами" или "пестрый", "пегий" (Быт 30:32; 31:8; Иез 16:16; 17:3; Зах 6:3). В ВЗ говорится также о белом (Быт 49:12; Ис 1:18), черном (Песн 1:5 - в Синод. пер. - "я смугла"), зеленом (4Цар 19:26) и "желтоватом" (Лев 13:30,32) цветах;

3) часто цвета имели символич. значение: белый - цвет чистоты и победы (Мк 16:5; Откр 3:4), черный (вороной) - цвет смерти, печали (Иер 4:28 - в Синод. пер. - "помрачатся небеса"; Зах 6:2) и голода (Плач 4:8; 5:10; Откр 6:5). Красный цвет символизировал войну и пролитие крови (Откр 6:4 - в Синод. пер. - "рыжий"), а пурпурный - царское достоинство (Есф 8:15);

4) в обустройстве скинии использовались покрывала четырех цветов: белого, голубого, пурпурного и червленого (Исх 26:1; 28:5).

Красное дерево

Красное (певговое) дерево. Евр. слова алмуггим и алгуммим обозначают породы деревьев, древесину к-рых во времена Соломона, как величайшую ценность, привозили из Офира и Ливана и использовали для внутр. отделки храма и дворца в Иерусалиме, а также для изготовления музык. инструментов (3Цар 10:11 и след.; 2Пар 2:8; 9:10 и след.). Чаще всего под этими словами толкователи понимают сандаловое дерево (белое сандаловое дерево - (Santalum album) и красное сандаловое дерево - Pterocarpus santalinus). Сандаловое дерево особенно часто применяли для резьбы, из него получали благовонное масло. Но поскольку данные виды сандалового дерева в Ливане не произрастают (см. 2Пар 2:8), то эти евр. слова истолковали как дерево (Juniperus phoenicea), к-рое дает очень хорошую строит. древесину, но в остальном особой ценности не представляет (3Цар 10:11). Установить более точно, какие именно породы деревьев имеются в виду, невозможно. Под "благовонным деревом" в Откр 18:12, наряду с сандалом и кедром, может подразумеваться и североафриканское хвойное дерево, сандараковый кипарис (Callitris quadrivalvis), к-рый ценился римлянами как материал для резьбы. Египтяне готовили из смолы этого дерева спец. состав, применявшийся при бальзамировании трупов.

Красное море

Красное море см. Чермное море.

Красный

Красный см. Краска, цвет.

Крепкие напитки

Крепкие напитки см. Питье.

Крепость, укрепление

Статья большая, находится на отдельной странице.

Крест, распятие на кресте

Статья большая, находится на отдельной странице.

Крещение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кривой

Кривой см. Болезнь: скорченность.

Крискент

Крискент ("растущий"), сотрудник Павла, покинувший Рим и направившийся в Галатию (2Тим 4:10).

Крисп

Крисп ("кудрявая голова"), начальник синагоги в Коринфе, к-рый уверовал вместе со всеми своими домочадцами и был крещен Павлом (Деян 18:8; 1Кор 1:14).

Кристалл

Кристалл см. Драгоценные камни.

Крит

Крит (Кафтор), большой греч. остров в юж. части Эгейского моря; в ВЗ он назван Кафтором (Втор 2:23). Впервые ап. Павлу (см. Павел) пришлось побывать на К., когда его вместе с другими узниками везли в Рим (Деян 27:7-13). Корабль, на к-ром находились Павел и его спутники, сначала приплыл в располож. близ Ласеи (см. Ласея) гавань см. Хорошие Пристани, но она показалась им непригодной для "перезимования", поэтому плавание было продолжено. Плывя к см. Финику, корабль попал в шторм. Исследователи предполагают, что впоследствии Павел основал на К. христ. общины и оставил там Тита для продолжения работы (Тит 1:5). В Тит 1:10 апостол упоминает и о критских иудеях (ср. Деян 2:11), цитируя стихотворную строку о лживости и лени критян (Тит 1:12). Греч. поэт Эпименид, к-рому, вероятно, принадлежат эти слова, жил в VI в. до Р.Х. см. Поэты.

Кровать

В тексте ВЗ употребляется большое количество слов, связанных с понятием "ложе". Бедные люди спали на полу, укутываясь в верхнюю одежду (Исх 22:26). Простой путешественник мог спать на земле (Быт 28:11), и даже Сисара в шатре Иаили должен был спать на полу, укрывшись ковром (Суд 4:18). Но все же К. не являлась предметом роскоши. Было ложе у волшебницы из Аэндора (1Цар 28:23) и у вдовы из Сарепты (3Цар 17:19). На К. могли лежать и днем. На ночь на нее обычно клали матрац. Знать Иудейского и Израильского царств во времена Амоса спала на постелях из слоновой кости (Ам 6:4). Под ложем в Дамаске (Ам 3:12), возм., имеется в виду постель из слоновой кости из Дамаска (см. Слоновая кость). Во дворце перс. царя Артаксеркса были золотые и серебряные ложа (Есф 1:7). В цар. дворце в Иерусалиме существовали постельные комнаты (4Цар 11:2; 2Пар 22:11), в к-рых, вероятно, хранили постельные принадлежности. В Египте, Сирии и Месопотамии постели были известны с древних времен (Быт 47:31; 49:33; Исх 8:3). При раскопках археологи находили как изображения, так и остатки К. Есть упоминания о К. и в клинописных текстах. На основе различных описаний были предприняты попытки реконструировать их. Так, Ватцингер воссоздал ложе по отдельным деталям, обнаруженным в гробнице IX в. до Р.Х. в Телль-эль-Фаре (юж. Иудея). Здесь отчетливо проявляется егип. влияние. В тексте НЗ упоминание постели и своего рода матрацев встречается также в Мф 9:6; Лк 5:18; Деян 5:15; 9:34. Бедные люди спали на них в верхней одежде. Интересно, что на найденных в катакомбах древних рисунках, на к-рых изображено исцеление расслабленных, обычно показаны и различного рода К.

Кровля

Плоские К. домов (см. Дом, строительство дома) являлись как бы продолжением жилых помещений дома. Самуил говорил с Саулом, устроившим себе ложе на К. (1Цар 9:25). Давид находился на К., когда увидел Вирсавию (2Цар 11:2). Авессалом поставил себе палатку на К. (2Цар 16:22). На К. спали. С К. люди могли видеть, что происходит в городе (Ис 15:3; Иер 48:38), с К. рекомендовалось публично проповедовать (Мф 10:27; Лк 12:3). Там же приносились жертвы (Иер 19:13; Соф 1:5) и сооружались "кущи" (Неем 8:16). К. должна была иметь перила (Втор 22:8), часто там устраивалась см. Горница (см. Дом, строительство дома). Конструкция плоской К. предусматривала слой хвороста над стро-пильными затяжками, а поверх него - слой утрамбов. глины, так что можно было (в букв. смысле слова) говорить о раскрытии К. дома (Мк 2:4). см. Кирпич.

Кровная месть

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кровотечение

Кровотечение см. Болезнь.

Кровь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Крокодил

Крокодил см. Левиафан.

Кропить

Кропить см. Окропление, окропить см. Жертва см. Вода см. Очищение.

Крот

Евр. слово холэд, вероятно, обозначает в Лев 11:29 один из видов распростр. в Палестине слепыша, а именно Spalax ehrenbergi. Это животное внешне и по образу жизни похоже на крота, но несколько больше его и относится не к насекомоядным, как крот, а к грызунам. Основной его корм - корни растений. Глаза слепыша, величиной с маковое зерно, покрыты пленкой. Основной ареал распространения этого вида слепышей - Палестина, Сирия, Египет и Триполитания. Израильтяне считали это животное нечистым (Лев 11:29).

Кротость, кроткий

"Кротость" - синоним таких понятий, как "смирение", "покорность", "незлобивость". Кроткому человеку чужды высокомерие и гнев. Так, Моисей проявлял К. при несправедливых упреках Аарона и Мариами (Чис 12:3); Иисус Христос входит в Иерусалим как кроткий Царь (Мф 21:5), чтобы без сопротивления отдать Себя на истязание и распятие. Когда Бог обращается к нам со Своим словом, надлежит принимать его с К. (Иак 1:21). Нельзя гневаться даже на тех людей, которые выступают против Бога; их следует убеждать с К. (1Кор 4:21; 2Кор 10:1; Гал 6:1; 2Тим 2:25; 1Пет 3:15). В НЗ слово "кротость" часто употребляется в одном ряду со словами "воздержание", "смиренномудрие", "терпение" и "долготерпение" (Гал 5:23; Еф 4:2; Кол 3:12; 1Тим 6:11); в других случаях его смысл угадывается (Мф 5:5; 11:29; Иак 3:13).

Кружка

Сосуды из золота, названные в Исх 25:29; 37:16; Чис 4:7 (ср. 1Пар 28:17) К., были, вероятно, ковшеобразными чашами. Они применялись при принесении жертвы возлияния и стояли рядом с другими золотыми сосудами на столе для хлебов предложения. см. Кувшин.

Крупный скот

Крупный скот (лат. Boa taurus; евр. шор, бакар; греч. бус, таурос).

I.

В библ. времена палестинские коровы были, как правило, мелкими и худыми. Арав. порода, к к-рой принадлежали и палестинские коровы, отличалась коричневым, черным или пятнистым окрасом и изогнутыми рогами средней величины . Удойность их была невысокой (400-700 л в год). Обычно летом коровы не давали молока, за искл. тех случаев, когда теленок оставался при корове. Поэтому телят держали при коровах как можно дольше. Однако частично упитанность крупного рогатого скота достигалась за счет откорма, на что указывает частое упоминание мясного скота в Библии (3Цар 1:9; 4:23; Ис 1:11; Иер 46:21; Иез 39:18; Мал 4:2; Мф 22:4; Лк 15:23).

II:

1) К.С. со времен праотцев был основным богатством людей (Быт 12:16; 13:5; Иов 1:15; 42:12). В Ханаане наиб. пригодными для разведения крупного рогатого скота были равнина Шарон и сопредельные холмистые местности (1Пар 27:29), а также Васан (Иез 39:18; Ам 4:1);

2) при убое животных предпочтение отдавалось молодым особям (Быт 18:7; 1Цар 28:24; Лк 15:23). В качестве рабочего скота использовали волов. Обычно запрягали двух волов в одну повозку (Чис 7:4 и след.; 1Цар 6:7; 1Пар 13:9), в плуг (Втор 22:10; Суд 14:18; 3Цар 19:19-21) или в молотило (Втор 25:4; 2Цар 24:22 - в Синод. пер. - "повозки"). Иногда волов использовали и как вьючных животных (1Пар 12:40).

III.

Быки (тельцы) обычно служили в качестве жертв. животных (Чис 7:3; 1Пар 15:26; Евр 9:13). Принесение в жертву коровы упоминается при заключении завета с Авраамом (Быт 15:9 - в Синод. пер. - "телица"). Коровы приносились также в качестве мирной жертвы (Лев 3:1), в жертву по особому случаю (1Цар 6:14), при приготовлении очистит. воды (Чис 19:2-9) и при жертве за убитого, когда убийца был неизвестен (Втор 21:1-9).

IV.

В Египте корова считалась символом плодородия почвы (см. Быт 41:2 и след.; ср. Иер 46:20). см. Золотой телец см. Единорог.

Крученый

Крученый см. Виссон.

Крыло

1) в Библии К. птицы (Быт 7:14; Иов 39:26; Еккл 10:20)часто символизирует защиту (Втор 32:11; Пс 35:8; Мф 23:37), силу (Ис 40:31) и спасение (Пс 54:7; 138:9; Откр 12:14). Голубю, к-рого приносили в жертву всесожжения, надламывали К. (Лев 1:17);

2) пророкам в их видениях являлись херувимы с четырьмя крылами (Иез 1:6 и след.; 10:16 и след.) и серафимы с шестью крылами (Ис 6:2). По Божьему приказанию херувимы на крышке ковчега завета были сделаны с К. (Исх 25:17-20; 37:9; 3Цар 8:7; 2Пар 3:11-13), что должно было символизировать защиту и прикрытие. В повествованиях о явлении ангелов на земле К. ни разу не упоминаются;

3) в поэтич. речи К. наделяется и ветер (2Цар 22:11; Пс 17:11; 103:3; Ос 4:19).

Крытый

Крытый см. Покрывать.

Крышка

Крышка (ковчега завета). Крышка (евр. каппорет) ковчега завета (см. Ковчег завета) была сделана из чистого золота и имела размеры 2,5 локтя (ок. 1,25 м) в длину и 1,5 локтя (ок. 75 см) в ширину. Установленные на К. две золотые фигурки херувимов (Исх 25:17 и след.; 37:6 и след.) должны были указывать на присутствие живого Бога. В День искупления первосвященник окроплял К. кровью жертв. животных (Лев 16:13 и след.).

Крючок

В скинии собрания, как позднее и в храме (2Пар 3:9), с помощью золотых К. крепилась завеса, разделявшая святилище и Святое Святых (Исх 26:32,37; 36:36,38). Завесы двора скинии удерживались с помощью серебряных К. (Исх 27:10 и след.; 38:10-12).

Кува

Кува, местность в Египте, по другим предположениям, - это Куве в Малой Азии (Киликия), см. Мицраим. Из К. для Соломона доставляли лошадей (3Цар 10:28; 2Пар 1:16). В Масоретском тексте (МТ) Библии это слово можно прочесть также как "скопление... (товаров)".

Кувшин, ведро, водонос

Кувшин, ведро, водонос, сосуды для хранения и транспортировки продовольств. запасов и воды, были самых разнообразных форм и размеров. В евр. и греч. языках К. разных видов обозначались разными словами:

1) обычный К. для продовольств. запасов (без ручек) был высотой 60-120 см, вмещал 20-50 л жидкости, имел выпуклое днище, поэтому для ус-тойчивости его надо было ставить либо в углубление в земле, либо на спец. подставку. В таких К. хранили муку, вино, масло, воду;

2) К. других форм, водоносы, имели сверху две ручки (реже одну), их носили на голове или на плече, доставляя воду из колодца (см. Колодец, источник) в дом (Быт 24:15; 3Цар 18:34; Ин 4:28); в них также хранили продукты (3Цар 17:12). Такие К. были и у 300 человек из отряда Гедеона (Суд 7:16). Носить воду считалось женским занятием; мужчина с К. привлекал к себе внимание (Мк 14:13; Лк 22:10);

3) перед домом или в доме устанавливали высеченные из камня сосуды, в к-рых хранили воду, предназнач. для омовения до и после еды (Ин 2:6 и след.); их вместимость зачастую составляла свыше 100 л (см. Меры длины, площади, объема и веса, I,4б);

4) примечат., что К. эпохи израил. царей часто имели клейма на ручках, к-рыми они были помечены как сосуды для уплаты податей (см. Подати). Нек-рые ученые считают, что такие клейма ставили на К., изготовленных в цар. горшечных мастерских (см. 1Пар 4:23). В Лакише (библ. Лахисе) был найден сосуд с цар. мерным клеймом (см. Меры длины, площади, объема и веса, I,4б);

5) сосуды, упоминаемые в 3Цар 14:3; 17:12; 4Цар 9:1; Иер 19:1,10, служили для хранения меда и растит. масла и по форме были похожи на бутыли. Известны были и фляги, сначала глиняные, а затем металлич., плоской формы, с двумя ручками, соединявшими широкую часть К. с горлышком (1Цар 26:11; 3Цар 19:6).

Кузнец

Кузнец см. Ремесло (V).

Кулон

Кулон, город в уделе Иуды (Нав 15:59), его местонахождение точно не установлено.

Кумран

Кумран см. Рукописи Мертвого моря.

Кун

Кун, город Адраазара, царя сувского (1Пар 18:8), где Давид взял много меди. Впоследствии Соломон приказал сделать из этого металла "медное море". Римляне называли этот город Конна. Ныне на месте К., в 807 км от Бейрута и в 34 км сев.-вост. Баальбека, расположено селение Рас-Баальбек.

Купальня

Купальня, место, где купают скот (Песн 4:2; 6:6).

Купание

В жарком климате Ближнего Востока К. было необходимостью. Из Исх 2:5; 7:15; 8:20 можно заключить, что во времена Моисея при дворе фараона было принято купаться в Ниле. Согл. же Геродоту, егип. жрецы должны были совершать омовение четыре раза в день (Hist, II,27). При раскопках в егип. дворцах были обнаружены комнаты для К., в к-рых мылись сидя. Для слива воды сооружалась сточная система. Ванные комнаты имелись и во дворцах вавилонян и ассирийцев. При раскопках в Эшнуне, в одном из дворцов периода аккад. династии (см. Вавилония), было обнаружено семь туалетных и пять ванных комнат. В каждой туалетной стоял большой кувшин для воды с глиняным черпаком. В Ассирии тоже были известны ванны. Найденная в Самарии ванна для ног (ср. Пс 59:10) принадлежит к 900-600 гг. до Р.Х. В ВЗ часто говорится о К. и омовении, совершаемом под струей воды (Лев 15:13) или в реке (4Цар 5:10,12). После долгого путешествия обычно смывали пыль с ног (Быт 18:4; 19:2; 24:32; 43:24). В домах знати омовения совершались во внутр. дворе (2Цар 11:2,4). Люди омывались перед торжеств. событиями (Руфь 3:3; Иез 23:40) и по окончании траура (2Цар 12:20). Согл. Иов 9:30; Иер 2:22, для омовения применялись талая вода, щелок и мыло. Важное значение придавалось К. во время отправления службы в скинии и храме (Исх 40:12 и след.; Лев 8:6; 16:4,24), а также совершавшемуся во исполнение закона об обрядовой чистоте (Лев 14:8; 15:5; 17:15; Чис 19:7 и след.). Во дворе святилища находился медный умывальник для священников (Исх 30:17-21). Все это является напоминанием о том, что лишь чистые душой могут приблизиться к Господу и что, в то же время, телесная нечистоплотность является в Библии символом греха. В НЗ также часто идет речь о К. или омовении (Мк 7:3 и след.; Ин 13:10; Деян 9:37), причем говорится об омовении ног и упоминается о применявшихся для этого умывальницах (Лк 7:44; Ин 13:5; 1Тим 5:10). Общие купальни с просторными залами и колоннами, как, напр., см. Вифезда (Ин 5:2) и см. Силоам, куда Иисус послал омыться слепого (Ин 9:7), были построены, очевидно, по образцу греч. и рим. бань. Упоминания о горячих целебных источниках Тивериады и Гадары, находившихся вблизи Геннисаретского озера, и источника Каллироя, находившегося вост. Мертвого моря, встречаются, начиная с римских времен. В источнике Каллироя тщетно пытался найти исцеление смертельно больной Ирод Великий. см. Омовение.

Купец

Купец см. Торговля см. Купля.

Купля

1)Купля, покупка, закупка ч.-л. Эта торг. операция была известна израильтянам уже на ранних стадиях историч. развития. При крупных сделках присутствовали свидетели, их имена записывались в купчей (см. Иер 32:10 и след.- "купчая запись"), затем назначалась цена за товар в денежном (см. Деньги) (см. Быт 23:15; Иер 32:10) или натур. выражении. После уплаты покупателем оговоренной суммы товар переходил в его собственность (см. описание покупки Авраамом участка земли; Быт 23:3 и след.). Наряду с земельными участками, продуктами питания (4Цар 7:1), одеждой и т.п. (Притч 31:24)продавалось право первородства, как это видно из истории Иакова (Быт 25:31 и след.). В ВЗ упоминается и о продаже людей в рабство (Быт 37:36; Исх 21:2). При заключении брака полагался выкуп за невесту (см. Брак). В городах бойкую торговлю вели уличные торговцы и лавочники, продававшие специи, продукты питания, одежду, оружие (ср. Иер 13:1; Мф 25:9; Мк 16:1; Лк 22:36; Ин 4:8). Зерно и продовольств. товары можно было купить на рыночной площади, у гор. ворот (4Цар 7:1); нередко лавки размещались вдоль одной улицы (см. 3Цар 20:34). Т.о., К. и продажа были частью повседневной жизни израильтян (Лк 17:28; Откр 13:17). Пророки предостерегали торгующих от искушения использовать неверные весы и меры (Ос 12:7; Мих 6:10 и след.). К христианам обращено предостережение против обмана покупателей (1Фес 4:6);

2) в переносном смысле следует понимать слова о том, что Бог продал (в Синод. пер. - "предал") Свой народ в руки врагов, т.е. передал его в собственность врагу, в его распоряжение (Суд 2:14), или о том, что человек "продан греху", т.е. подчинен его власти (Рим 7:14). Кто был продан, тот может быть и выкуплен (Ис 52:3). Мудрость представляет собой товар, к-рый стоит приобрести (Притч 17:16; 23:23). Рекомендуется также купить белую одежду праведности (Откр 3:18), и даже Царство Небесное предстает в образе драгоценной жемчужины как истинно достойное приобретение (Мф 13:45 и след.). Это означает, что человек должен употребить все свое достояние и даже свою жизнь на то, чтобы быть причастным к Божьим благам. см. Торговля.

Курение

Курение см. Жертва курения, курение.

Курение дыма

Курение дыма см. Дым, курение дыма.

Куропатка

Куропатка (евр. коре, "глашатай"), птица семейства тетеревиных и фазановых. В Палестине обитают разные виды К. (Perdicidae), в т.ч. серая К. (Perdix perdix). В окрестностях Мертвого моря (см. 1Цар 26:20) можно встретить песчаную К. (Ammoperdix heyi), в гористой местности - каменную К. (Caccabis chukar или Alectoris cypriotes), а на прибрежной равнине - похожих на фазанов турачей (Frankolinus vulgaris). Высказывание Иеремии о К., высиживающей яйца, к-рых она не несла, относится к людям, "приобретающим богатство неправдою" (Иер 17:11). Иногда несколько самок К. откладывают яйца в одно гнездо, в результате чего появляется кладка в 20-30 яиц (см. Перепел).

Кута

Кута (4Цар 17:24,30), город, жителей к-рого ассир. царь переселил в Самарию. В клинописных источниках К. часто упоминается вместе с Вавилоном и Борсиппой. Этот город был заново открыт в Телль-Ибрагиме, лежащем сев.-вост. Вавилона. В результате раскопок был обнаружен храм Нергала (4Цар 17:30). Нергал, или Нерунагал, был богом войны, охоты и подземного мира. Он считался также богом солнца; иногда его изображали в образе льва.

Предыдущая страница Следующая страница