Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБД"-"ОНА")
Обделять, причинять к.-л. имуществ. ущерб (Лев 25:14-17, в Синод. пер. - "обижать"; 2Кор 12:17,18, в Синод. пер. - "(вос)пользоваться") ради собств. корысти; перехитрить кого-то (2Кор 2:11, в Синод. пер. - "сделать ущерб"). |
О. не водятся в Палестине. В Библии лишь упоминается (3Цар 10:22; 2Пар 9:21), что торговый флот Соломона привозил О. из Фарсиса. Как заморские диковинки, эти животные представляли собой определ. ценность. |
1) первые О., встречающиеся в Библии, - это торжественные О. (евр. недер), о к-рых говорится в Быт 28:20 и след.; Суд 11:30 и след.; 1Цар 1:11 и т.д. Давая такой О., молящийся подчеркивал искренность своей просьбы, обещая в благодарность за ее исполнение предоставить в распоряжение Господа себя самого или часть своего имущества. Словом недер обозначается также О. назореев (см. Назорей, Назарянин) (Чис 6:2 и след.), дважды упоминаемый и в НЗ (Деян 18:18; 21:24); 2) давая т.н. зарок (евр. иссар, производное от "связывать", "сковывать", т.е. ограничивать себя в ч.-л., напр. в пище, человек обещает в течение определ. им самим времени воздерживаться от ч.-л., чтобы, обуздав плоть, лучше служить Господу (Чис 30:3-6,11-15). см. Пост; 3) любой О. дается добровольно, и Библия ни разу не призывает и не подталкивает к этому. В то же время она предостерегает от невыполнения уже данного О. (Втор 23:21-23; Пс 49:14; Еккл 5:3-5; Наум 1:15). Человеку не следует давать поспешных О., чтобы не впасть в нужду и грех (Притч 20:25; см. Иеффай). Детям для исполнения О. требовалось согласие родителей, а женам - мужей. Если те не давали согласия, то данный О. считался недействительным пред Богом (Чис 30:3 и след.); 4) относит. О. существовали след. предписания: а) первенец, будь то человеч. дитя или детеныш животного, не мог быть посвящен Господу, т.к. уже принадлежал Ему (Лев 27:26,28); б) можно было выкупить посвящ. Богу людей, животных, дома и земли, передав определ. сумму денег на святилище (Лев 27); в) животное, приносимое в жертву по О., должно было быть без единого изъяна (Мал 1:14) и не могло быть заменено другим (Лев 27:10). Если же из-за недосмотра подобная замена все же происходила, то в жертву приносились оба животных; г) порядок жертвоприношения по О. установлен в Чис 15:1-16 (см. Жертва); 5) упадок религ. жизни в позднейший период истории Израиля сказался и на сути О. Во времена Иисуса О. стал использоваться для уклонения от исполнения заповедей (Мф 15:5 и след.; Мк 7:9 и след.); см. Корван; 6) знаменат., что в НЗ нигде, кроме Деян 18:18 и 21:24, не говорится об О. в его ветхозаветном понимании. Спасенный христианин, обретающий через Иисуса новую жизнь, знает, что его жизнь и собственность полностью принадлежат Господу, и поэтому, как в случае с первенцами в ВЗ, все то, что уже принадлежит Господу, не может быть еще раз посвящено Ему (см. 1Кор 6:19; 2Кор 5:15; Тит 2:14; 1Пет 2:9 и др.). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Областной начальник, так в ВЗ назван каждый из см. Наместников царя Ахава (3Цар 20:14). |
Облечься (в отличие от см. Совлечься), глагол, употребляемый для описания преображения верующих, к-рые ко времени Второго пришествия Иисуса (см. Второе пришествие Иисуса) будут жить на земле (2Кор 5:2,4). Они познают непосредств. переход от земной жизни к небесной (1Кор 15:51 и след.), не испытав телесной смерти. см. Одевать, облекать. |
Обмазка см. Глина. |
1) О. - это цель Божьего замысла спасения (Откр 21:5). После грехопадения в О. нуждается все творение, поскольку власти сатаны, греха и смерти покорилось не только человечество, но и вся остальная тварь: "...тварь покорилась не добровольно, а по воле покорившего ее" (Рим 8:19 и след.); 2) источником нового творения Бог сделал Иисуса Христа. Иисус, как посредник, несущий спасит. власть Царства Божьего, является новым Человеком, Главой и Началом нового творения (Рим 5:12 и след.; 1Кор 15:21 и след.). Он несет и воплощает в Себе "новый завет" (Лк 22:20). Кто во Христе, тот через веру сделался новой тварью (2Кор 5:17) и живет по "заповеди новой" (Ин 13:34), все более и более исполняясь Его Духом и "обновляясь духом ума" (Еф 4:23), чтобы в нем "изобразился Христос" (Гал 4:19) и чтобы преображаться в тот же образ "от славы в славу" (2Кор 3:18); 3) мы становимся сопричастны этому О. благодаря силе Св. Духа. Человек, послушный воле и воздействию Св. Духа, возрождается для новой жизни. Признавая, что "ветхий человек" в нем распят с Иисусом Христом (Рим 6:6), он облачается в "нового человека, созданного по Богу" (Еф 4:24). Т.о., О. для христианина одноврем. является и великой милостью (1Пет 1:3), и святой обязанностью (Рим 13:14; Кол 3:10); 4) в О. вовлечено и наше тело. В новой жизни во Христе мы уже имеем "начаток Духа", но, живя во плоти, мы ожидаем "искупления тела" (Рим 8:23), в результате к-рого оно должно стать совершенным; это случится после Второго пришествия нашего Господа. Только тогда мы увидим, чем мы стали; тогда мы в своем преображ. теле уподобимся Христу и "увидим Его, как Он есть" (1Ин 3:1,2); 5) Божьи обетования осуществятся во всей полноте. Новое небо и новая земля (Откр 21:1), новый Иерусалим (Откр 21:2), новое имя спасенного (Откр 2:17) и новая молитв. песнь народа Божьего (Откр 5:9; 14:3) отразят сияние вечной Божьей славы. |
О. - это удавшееся см. Искушение. Главным обольстителем является см. Дьявол, "обольщающий всю вселенную" (Откр 12:9). Первой, кого он обольстил, была Ева (Быт 3:13). Самым опасным О. для израил. народа во времена ВЗ было поклонение другим богам (Втор 11:16). Особенно большой силы и размаха О. достигнет в последние времена, когда дьявол выйдет обольщать живущих на земле (Откр 15:14; 19:20; 20:7). Новозаветные послания неоднократно предостерегают от недооценки опасности О. грехом (Евр 3:13; Еф 5:6; 1Ин 3:7) и от следования за лжеучителями (Рим 16:18; Еф 4:14; Кол 2:8; 2Фес 2:3; 2Пет 3:17). С др. стороны, самого Иисуса (Ин 7:12,47) противники обвиняли в О. народа. Иаков писал, что каждый человек обольщается собств. похотью (Иак 1:14). |
В Библии Иисус Христос дважды назван "образом (греч. эйкон) Бога невидимого" (2Кор 4:4; Кол 1:15). Он, Сын Божий, - сияние Божьей славы и образ (греч. характэр, букв. "оттиск") Божьей ипостаси (т.е. "сущности", Евр 1:3). Подобие Иисуса Богу - это не внешнее сходство. Неправомерно было бы также утверждать, что Иисус только "исполняет обязанности" или "представляет" Бога. Бог - это Дух, свет, любовь, жизнь. И все это в полной мере проявилось в Иисусе, в Его вочеловечении, послушании вплоть до смерти на кресте и превознесении (Флп 2:7-9). "Видевший Меня видел Отца", - говорит Иисус (Ин 14:9). (см. Печать, II,3.) Но Иисус Христос пребывал на земле не только как зримый О. Бога и живое свидет-во о Нем (Мф 17:5), Он также дал возможность людям вернуть себе утраченный О. Божий и облечься в нового человека во Христе (Еф 4:23 и след.; Кол 3:9 и след.). Уподобление Богу заключается прежде всего в праведности и святости и достигает завершения в преображении тела (1Кор 15:49; 2Кор 3:18). см. Адам (I,1) см. Человек (IV,1). |
Это выражение употреблено в Библии лишь в Флп 2:7. Рабский образ Иисуса противопоставлен здесь Его божеств. началу. При Своем вочеловечении Он сменил "образ Божий" на О.Р., Он "уничижил Себя Самого, приняв образ раба". Иисус Христос в О.Р. - это выражение Его истинной человечности, но вместе с тем - и полной зависимости от Отца (Ин 5:19 и след.,30), а также - Его совершенного послушания (Лк 22:42; Флп 2:8). см. Иисус Христос см. Исаия (III, 2а,б) (см. Раб Господень, раб Божий). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Обручать, обручение см. Брак. |
I. Если на Ближнем Востоке и носили к.-л. О., то это были в основном сандалии. Они состояли из кожаной подошвы - встречались также плетеные и дерев. подошвы, - к-рая сверху закреплялась на ноге ремешками (Быт 14:23; Ин 1:27). На древних рисунках встречается также и закрытая обувь у женщин и мужчин. Ассир. солдатский сапог на шнуровке охватывал всю голень (Ис 9:5). II. В доме О. обычно снимали. Господ разували рабы, которые омывали им и ноги (см. Мк 1:7, а также метафоры в Пс 59:10, выражающие покорение Моава и Эдома). Передавая другому свое право на выкуп к.-л. имущества, человек должен был снять с ноги и передать ему одну сандалию (Руфь 4:7 и след.); см. Босой см. Нога (II и III). Священники отправляли служение в храме, сняв обувь (см. Исх 3:5). |
Обшивка из особо прочной ткани делалась на вороте ризы см. Первосвященника (Исх 28:32). |
I.ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) слово "О." (греч. койнониа) подразумевает "тесную связь", "близкие отношения, характеризующиеся наличием взаимных прав и обязательств", в к-рых одна из сторон может иметь нек-рые преимущества; 2) в разговорном греч. языке слово койнониа ("общность") означало "участие в общем деле" или "отношения между людьми"; 3) в ВЗ слово "О." указывает лишь на межчеловеческие отношения (2Пар 20:35; Пс 49:18); отношения же человека и Бога определяются словом завет (см. Союз, завет); 4) в НЗ, напротив, слово "О." означает разностороннее и сознат. О. с Богом: в 1Ин 1:3 говорится об "общении с Отцом и Сыном"; в 1Кор 1:9 - о призвании "в общение Сына Его, Иисуса Христа"; в 1Кор 10:16 и след. - о приобщении крови и тела Христовых и об "участниках (точнее - "общниках") жертвенника"; в Флп 3:10 - об "участии (греч. койнониа) в страданиях Его"; в 2Кор 13:13 и Флп 2:1 говорится об "общении Святого Духа". II.ПОНИМАНИЕ ОБЩЕНИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ 1) основой О., о к-ром говорится в НЗ, является пребывание человека "во Христе" или Христа в нас (2Кор 5:17; Гал 2:20); это новая основа существования (Гал 6:15); 2) О. совершается исключит. по воле Божьей, оно даруется человеку через веру (см. Вера); постоянное О. с Богом проявляется в послушании человека; 3) примеры христ. О. часто встречаются в посланиях ап. Павла, где верующие люди представлены как члены тела Христова (1Кор 12:12 и след.) (см. Тело, VI). Это О. осуществляется и переживается ими в Вечере Господней (см. Вечеря Господня) (1Кор 10:16 и след.); 4) О. с Иисусом Христом становится зримым в О. христиан друг с другом. Как святые (см. Святость, святое), христиане являются членами основанной на жертве Христа Церкви (Евр 10:14). Они живут в этом, старом см. Мире (греч. айон; см. Вечность), хотя для них уже начался новый мир (Ин 17:15 и след.). Их О. постоянно угрожает грех, противостоять к-рому можно, только живя во свете познания (см. Познание, познавать) и очищаясь см. Кровью Христа (1Ин 1:6-9). |
I. Греч. слово койнос, встречающееся в НЗ в разных значениях, обычно переводится как "общий" (Деян 2:44; 4:32), напр. "общая вера" (Тит 1:4) и "общее спасение" (Иуд 3) у христиан. II. Слово койнос может соответствовать евр. слову хол, которое в ВЗ имеет значение "неос-вященный", "простой". Так, простой хлеб противопоставлялся свящ. хлебам предложения (1Цар 21:4). Поэтому слово койнос иногда может переводиться как "нечистый" (Деян 10:14,28). В Деян 10:9 и след. рассказывается, как ап. Петру в видении было открыто, что вещи и люди, к-рые раньше считались нечистыми, теперь очищены Богом. Еще более глубокий смысл заключен в словах Иисуса о том, что в действительности человека делает нечистым его собств. грешное сердце (Мк 7:14 и след.). |
1) О.И. в первохрист. общинах, в частн. в Иерусалимской церкви (Деян 2:42-47; 4:32-37), принципиально отличалась от О.И. в других религ. и политич. организациях того времени. В христ. общинах имущество не изымалось принудительно, а добровольно передавалось ее членами в общее пользование (Деян 4:34,35; 5:4). О.И. не была закреплена к.-л. строгим уставом, к-рому автоматически подчинялся бы каждый вступивший в общину. Подобная практика в Иерусалимской церкви была вызвана целым рядом обстоятельств (см. ниже). Специфич. условия могли сложиться и в других местах (см. 2Кор 8:13, где ап. Павел говорит о необходимости равномерного распределения "избытка"); 2) объективной причиной для О.И. являлась, вероятно, несостоя-тельность: а) тех членов христ. общины, к-рые в результате своего обращения ко Христу потеряли работу или лишились поддержки своих семей; б) неимущих иудеев, утративших доступ к благотворит. помощи; в) галилеян, переселившихся в Иерусалим, но не имевших возможности заработать себе на жизнь. О.И. стала результатом самоотверженности первых христиан, готовых всем пожертвовать ради Господа и Церкви. Вероятно, еще одной причиной возникновения О.И. было желание последовать примеру апостолов - ведь именно принципом взаимопомощи руководствовалась в первую очередь община, в к-рой они жили с Господом. Одни вступали в общину, следуя завету помогать бедным (Втор 15:4-8), другие видели в богатстве источник соблазна (Мф 6:19-21; 19:23). На возникновении О.И., несомненно, сказалось ожидание скорого Второго пришествия Христа, с приходом Которого всё материальное будет обесценено; 3) несмотря на установление О.И., Иерусалимская церковь нуждалась в помощи извне. И помощь приходила: когда в Иерусалиме начался голод, помощь поступила из Антиохии (Деян 11:27-30). Позднее ап. Павел собирал в общинах, состоящих из обращенных язычников, дары для Иерусалимской церкви (Рим 15:26; 1Кор 16:1; 2Кор 8:1 - 9:1). см. Бедность, бедный, попечительство о бедных. |
Обычай, традиционно установившиеся правила обществ. поведения (Быт 29:26; Лев 18:30; ср. 1Кор 15:33); часто так переводится др.-евр. слово хок, имеющее также значение "устав". Это слово может обозначать самые разнообразные О. народа Божьего (Пс 80:4, 5), но иногда оно же подразумевает и такие О., к-рые бытуют у язычников и к-рые не должны перениматься израильтянами (Лев 18:3; ср. 4Цар 16:3; 21:2; 2Пар 28:3; 33:2; 36:14). В НЗ это понятие применяется по отношению к иуд. обрядовому ритуалу (Ин 2:6), к рим. установлениям (Мф 27:15), к традициям церкви (ср. 1Кор 11:16). |
Овадиа см. Овадия. |
Овадия (Овадиа, Авдий) ("раб Господень"): 1) сын Уззия из колена Иссахара (1Пар 7:3); 2) один из гадитян, пришедших к Давиду в его убежище (1Пар 12:9); 3) отец Ишмаии, начальника над коленом Завулона во времена Давида (1Пар 27:19); 4) сын Ацела, потомок Ионафана из колена Вениамина (1Пар 8:38; 9:44); 5) управляющий дворцом царя Ахаза. Он скрывал в пещерах 100 пророков Господних, преследуемых см. Иезавелью, и обеспечивал их пропитанием (3Цар 18:3,4). Через О. Илия известил царя о своем возвращении (ст. 5-16); 6) иуд. князь, современник Иосафата. Вместе с другими князьями он проповедовал в Иудее Слово Божье (2Пар 17:7); 7) пророк; см. Книга пророка Авдия; 8) левит, надзиравший за строителями, к-рые во времена Иосии занимались ремонтом храма (2Пар 34:12); 9) потомок Зоровавеля (1Пар 3:21); 10) потомок Иоава, вернувшийся на родину из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:9); 11) священник, современник Неемии, подписавшийся под обязат-вом соблюдать завет (Неем 10:6); 12) левит-привратник (Неем 12:25); возм., он тождествен Овадии, сыну Шемаии (1Пар 9:16), к-рый в Неем 11:17 назван Авдой. |
Овал, сын Иоктана (Быт 10:28), родоначальник некой араб. народности; см. Гевал (2). |
Овед (Овид) (кр. ф-ма от "слуга (Божий)" ): 1) сын Ефлала из колена Иуды (1Пар 2:37); 2) сын Вооза и Руфи, дед Давида, предок Иисуса Христа (Руфь 4:17,21,22; Лк 3:32); 3) один из храбрых у Давида (1Пар 11:47); 4) левит и привратник, сын Шемаии из дома Овед-Едома (1Пар 26:7); 5) отец начальника сотни Азарии, современника царицы Гофолии (2Пар 23:1). |
Овед-Едом (Аведдар) (евр. Овед-Эдом, "слуга (богини) Едом", к-рая, согл. одному из егип. текстов, была женой бога Решефа): 1) гефянин, в доме к-рого Давид, после смерти Озы, распорядился поместить ковчег завета. Ковчег оставался там в течение трех месяцев, "и благословил Господь Аведдара и весь дом его" (2Цар 6:10-12; 1Пар 13:13,14; 15:25). Если прозвище "гефянин" указывает на то, что О.-Е. происходил из филистимского города Гефа, то он, вероятно, принадлежал к числу филистимлян, составлявших личную стражу Давида. Но существует также предположение, что родиной О.Е. был Гаф-Риммон в уделе Дана (Нав 19:45; 21:24). Тогда этот О.-Е. мог быть тождествен О.-Е. (3); 2) "второстепенный левит", привратник и музыкант (1Пар 15:18,21; 16:5); 3) левит, придверник у ковчега завета (1Пар 15:24). Вероятно, он же упомянут в 1Пар 16:38 и назван там сыном см. Идифуна (2). Согл. 1Пар 26:1,4,8, он был из рода Корея. (См. также 2Пар 25:24.) В 1Пар 16:38 первым упомянут другой О.-Е., к-рого также считали сыном Идифуна, хотя, видимо, его следует отождествлять с О.-Е. (2). |
Овен, баран (евр. айил), самец овцы (Иез 34:17). О. ценились как мясной скот (Быт 31:38)и как жертвенные животные (Быт 22:13; Исх 29:1; Лев 9:4; 16:3; 19:21; 1Пар 29:21; 2Пар 29:32; Езд 6:17 и др.; см. Жертва). Третий слой покрова святилища скинии (см. Скиния) состоял из окраш. в красный цвет бараньих кож (Исх 26:14). (см. Музыкальные инструменты, IV,Б,1.) О. в видении пр. Даниила олицетворяет своими разновеликими рогами двойное царство мидян и персов (меньший рог - Мидия; больший - Персия), побежд. Александром Македонским в 334-331 гг. до Р.Х. (Дан 8:3-7,20). см. Овца. |
Овечьи ворота см. Иерусалим (III,В). |
Овечья одежда (Мф 7:15). Грубое одеяние из овечьих шкур, или власяница (слав. милоть, 4Цар 1:8; Евр 11:37; ср. Зах 13:4) была одним из отличит. признаков пророков. Предостережение Иисуса "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищны" относится не только к мнимой безобидности лжепророков, но и к их внешнему виду. Поэтому, чтобы отличить истинное от ложного, Церкви требуется духовная сила суждения. |
Овид см. Овед (1,2). |
Овил (араб. "погонщик верблюдов"), измаильтянин, надзиравший за верблюдами Давида (1Пар 27:30). |
Овоф, место между Пуноном и Ийе-Аваримом, где израильтяне останавливались во время странствования по пустыне. Предположит. - это совр. оазис Эйн-Яхав, прим. в 30 км зап. Фейнана (Пунона). |
I: 1) в Палестине издревле разводили курдючных О. (Ovis laticaudatus), о чем свидет-вуют изображения на ассир. рельефах. Это были О. белого окраса (Пс 147:5; Ис 1:18), нередко с черной головой и черными конечностями (Быт 30:32). Широкий хвост имел жировую прослойку, нередко весом до 10 кг (Лев 3:9). О. считалась чистым животным, пригодным для любых жертвоприношений (Лев 12:6-8; 14:10; Чис 15:3). Судя по числу О., назв. в ряде случаев, когда речь идет о выплачиваемой дани (4Цар 3:4), захвач. добыче (Чис 31:32; 1Пар 5:21) или жертвоприношениях (3Цар 8:63; 2Пар 35:7-9), можно предположить, что в древности в Палестине были колоссальные стада О. Показат. и то, что среди имущества кочевавших патриархов и их современников О. всегда упоминаются на первом месте (Авраам: Быт 12:16; 24:35; Лот: 13:5; Лаван: 29:10; 31:38; Иаков: 32:7; Рагуил: Исх 2:16). Богатство Иова также составляли прежде всего О. (Иов 1:3; 42:12). Овечье см. Молоко (Втор 32:14; Ис 7:21 и след.) и мясо (1Цар 25:18; 2Цар 12:4; 17:29; Неем 5:18; Ис 22:13 и др.) были важнейшими пищевыми продуктами, а шерсть (Лев 13:47; Притч 31:13; Иез 34:3) использовалась для изготовления одежды. Время стрижки О. отмечалось праздником (Быт 38:12 и след.; 1Цар 25:2,36; 2Цар 13:23 и след.). см. Животноводство; 2) наряду с домашними существовали и дикие О. (Ovis ornata или Ovis orientalis), к-рых еще 70 лет назад можно было увидеть в долине Вади-Арава, юж. Мертвого моря. Отличит. признаком этих О. была очень длинная шерсть на шее. II. В Библии слово "О." часто используется в метафорич. значении как символ человека, нуждающегося в руководстве, заботе и защите, к-рый, будучи предоставлен себе самому, может "заблудиться" (2Цар 24:17; 3Цар 22:17; Ис 53:6; Иез 34; Мф 9:36; 10:6; 15:24; 26:31). О. - предмет божеств. милосердия, попечит-ва (Пс 76:21; 77:52; 94:7; 99:3; 118:176; Иез 34:11-16) и любви Иисуса, Который, как добрый Пастырь (см. Пастух, пастырь), полагает Свою жизнь за О. (Ин 10:2-16; 21:16 и след. 1Пет 2:25). см. Агнец. |
Ог, царь аморреев (см. Аморреи) в Васане, к-рый был побежден израильтянами под руководством Моисея. После победного сражения у Едреи израильтяне овладели всем царством О. (Чис 21:32-35). Состав этого царства подробно описывается во Втор 3:10; Нав 12:4,5; 13:12; его тер. вошла в удел половины колена Манассии (Втор 3:13,14). (см. Сигон.) О. назван последним из рефаимов (см. Рефаимы), его "одр железный", имевший девять локтей в длину и четыре локтя в ширину (4,05 х 1,80 м), еще долго хранился в Равве, главном городе аммонитян (ст. 11). |
Огад (евр. Охад), сын Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15). |
Огел (евр. Охел, "палатка"), сын Зоровавеля (1Пар 3:20). |
Огненный столп см. Столп облачный. |
Огола (евр. Охола, "ее палатка"), символич. обозначение Самарии и израил. Северного царства, к-рое обособилось от Иерусалимского храма и учредило собств. места поклонения (Иез 23). В образах прелюбодеек О. и Оголивы пр. Иезекииль изображает историю Израильского и Иудейского царств и их отношение к Господу. |
Оголива (евр. Охолива, "моя палатка" (?)), символич. обозначение Иерусалима и Иудейского царства (Иез 23). см. Огола. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В библ. времена садовый О. (Cucumis sativus) в Египте и Палестине не был известен, поэтому встречающееся только в Чис 11:5 евр. слово кишшу обозначает не О., а дыню (Cucumis melo), те ее сорта, к-рые имеют сочные, хорошо утоляющие жажду плоды, напоминающие по форме О. Поэтому упоминаемые в Ис 1:8; Иер 10:5 огороды (досл. "огуречные поля"; в Синод. пер. Иер 10:5 это выражение опущено) были бахчами, на к-рых выращивали дыни. |
I.БУКВАЛЬНЫЙ СМЫСЛ Понятия "одевать", "надевать", а также "покрывать" в евр. языке почти всегда передаются словом лаваш, а в греч. - словом эндюэйн. В прямом значении глагол О. означает "облекать в одежду человеческое тело" (Быт 3:21). II.ПЕРЕНОСНЫЙ СМЫСЛ Там, где в евр. и греч. текстах это же слово употребляется в переносном смысле (что встречается значит. чаще, чем употребл. в прямом смысле), в Синод. пер. используются такие выражения, как "быть облеченным", "быть объятым": 1) говоря о Боге как о Судье или Спасителе, псалмопевцы и пророки исп. выражения "ризы спасения" и "одежды правды" (Ис 61:10); Бог возлагает на Себя правду, как броню (Ис 59:17), Он облечен величием (Пс 92:1); 2) Давид и Соломон просят о том, чтобы Бог позволил священникам храма облечься спасением (2Пар 6:41; Пс 131:16), дал им облечься правдой (Пс. 131:9); 3) противники Господа облекутся бесчестием и "как одеждою, покроются стыдом своим" (Пс 108:29), "облекутся в стыд и позор" (Пс 34:26); 4) представление, согласно к-рому человек облекается в предоставленные ему Богом блага спасения, указывает на то, что верующий живет в этом мире под защитой Бога, Его могущества, будучи облеченным в Самого Христа. Под защитой такого покрова человеку ничто не страшно. Отсюда и призыв облечься в оружие света (Рим 13:12), во всеоружие Божье (Еф 6:11), в милосердие и любовь (Кол 3:12,14). Наиб. выразительности эта метафора достигает в 1Кор 15:53: тленному надлежит облечься в нетленное. Павел говорит ефесянам и колоссянам о предварит. условии: они должны облечься в нового человека, "созданного по Богу, в праведности и святости" (Еф 4:24; Кол 3:10), а согл. Рим 13:14, в Самого Христа, в Которого облекаются крестившиеся (Гал 3:27); 5) ВЗ так говорит об исполнении человека Св. Духом: Дух Божий "объял" Амасая (1Пар 12:18); "облек" Захарию (2Пар 24:20). (В обоих случаях употреблено евр. слово лаваш - букв. "одел".) Этому в НЗ соответствует выражение "облечься силою свыше" (Лк 24:49). |
Одед (евр. "Он (Господь) восстановит"): 1) отец пр. Азарии (см. Азария) (6) (2Пар 15:1); 2) пророк из Самарии, к-рый побудил войско Факея отпустить пленных иудеев (2Пар 28:9-15). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Одежда брачная см. Одежда (V,2). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Одесную см. Рука (II и III). |
Годовалых, т.е. О., только что подросших и, след., особо ценимых животных предписывалось приносить в жертву, напр., при субботнем всесожжении (Чис 28:9), при новомесячном жертвоприношении (Чис 28:11), в праздник Пасхи (Исх 12:5), в праздник Кущей (Чис 29:13 и др.), а также в качестве жертвы за грех (Чис 15:27) и очистит. жертвы (Лев 14:10). |
I. В ВЗ победить - значит одержать воен. победу (1Цар 17:50; 3Цар 20:23). II. В НЗ это прежде всего победа (см. Победа, побеждать) Иисуса над богопротивными силами (Ин 16:33; Откр 5:5). Иисус признает в этой победе заслуги всех, кто верит в Него (1Ин 2:13 и след.; 4:4; 5:4; Откр 17:14), и поэтому все обетования предназначены побеждающим (Откр 2:7,11, 17,26; 3:5,12, 21; 21:7). Однако победа - это не только мужество и стойкость, это еще и действительное преодоление зла ради Иисуса, "Возлюбившего нас" (Рим 8:37). Самым сильным оружием в этой борьбе является прощение, позволяющее людям одолевать зло добром (Рим 12:21). |
Одоллам (Адоллам) (возм., аккад. "закрытое место/укромный уголок"), город в Иудее (Быт 38:1; Нав 15:35), древний цар. город у хананеев (Нав 12:15), укреплен царем Ровоамом (2Пар 11:7). Упоминается также в Неем 11:30 и в Мих 1:15. Давид скрывался в пещере вблизи О. (1Цар 22:1; 2Цар 23:13; 1Пар 11:15). Руины О. у ручья Вади-эс-Сур носят ныне название Хирбет-Шех-Мадкур. Холм, на к-ром они расположены, главенствует над долиной и над дорогой в Бет-Цур. Поиски пещеры ведутся в непосредств. близости, на горе Эд-эль-Мийе. У подножия горы, сохранившей прежнее название, расположен колодец, а несколько выше - просторная, пригодная для обитания пещера. В 1Пар 11:16; 12:8 эта пещера названа "укрепл. местом", "укреплением в пустыне". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
1) жаждущего оживляет вода (Суд 15:19), уставшего подкрепляет отдых (Исх 23:12), больного - выздоровление (Пс 40:4); 2) духовное животворение Бог дарует тем, кто обращается к Нему не только по своей праведности (Пс 118:40), по Его Слову (ст. 50), по Его милости (ст. 88), но и по Его повелению (ст. 93). Он оживляет мертвые души, души, поверженные в прах (Пс 119:25; Иер 31:25), подвергающиеся напастям (Пс 137:7); оживляет сокрушенные сердца (Ис 57:15). |
Ожог см. Болезнь. |
Оза (Узза, Уза) (евр., возм., кр. ф-ма от Озии, "Господь есть сила"): 1) сын Аминадава; вместе со своим братом Ахио он в?л колесницу, на к-рой Давид перевозил ковчег завета из дома их отца, находившегося в Кириаф-Иариме, в Иерусалим. У гумна Нахонова волы наклонили колесницу, и О. рукой попытался уберечь ковчег от падения. Это нарушение предостерегающей заповеди, излож. в Чис 4:15, стоило ему жизни. А место, где это произошло, получило название "поражение Озы". Давид приостановил перевозку ковчега и распорядился перенести его в дом Аведдара Гефянина (2Цар 6:2-8; 1Пар 13); 2) Уза - левит из рода Мерари (1Пар 6:29); 3) Узза - сын вениамитянина Егуда (1Пар 8:7); 4) Узза - первоначальный владелец сада в Иерусалиме, в к-ром были похоронены цари Манассия и Аммон (4Цар 21:18,26). Согл. 2Пар 33:20, этот сад, вероятно, был частью тер. цар. дворца; 5) изгнанники из рода нефинея Уззы, вернувшиеся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:49; Неем 7:51). |
Озарение см. Сияние, сиять. |
Озеро огненное см. Ад. |
Озиил см. Иахазиил (2). |
Озний (евр. Озни), сын Гада (Чис 26:16), называемый также Эцбоном (Быт 46:16). Его потомки образовали один из родов колена Гадова (Чис 26:16). |
1) см. Дом, строительство дома; 2) в Библии метафорически говорится о небесных О., через к-рые на землю по воле Бога вылились потоки воды (Быт 7:11; 8:2; 4Цар 7:2,19; Ис 24:18). В Мал 3:10 обещано, что, если люди будут отдавать Господу десятины от имеющегося у них, Господь откроет "отверстия небесные и изольет благословения до избытка" (ср. Иак 1:17); 3) Екклесиаст сравнивает с О. человеч. глаза (Еккл 12:3). |
Оковы см. Цепь, цепочка, оковы, узы. |
Евр. слово ахарит подразумевает полный см. Конец, прекращение ч.-л., в т.ч. и завершение дела. Так в евр. языке обозначается конец года (Втор 11:12), царства (Дан 8:23), человеч. жизни (Чис 23:10) и Божьего гнева (Дан 8:19). |
Различаются три вида О.: 1) елеем (т.е. маслом): Лев 14:16; 2) водой: Лев 14:51; Чис 8:7; Иез 36:25 и др.; 3) кровью: Исх 29:16,20 и след.; Лев 1:5,11; 16:14; Чис 19:4; 4Цар 16:13. Все три вида О. имеют культовое значение. О. маслом тесно связано с обрядом жертвоприношения за очищение от проказы (см. Жертва): Лев 14:16 и след. О. водой производилось в первую очередь для очищения (напр., прокаженного: Лев 14:1 и след. (ст. 7) и после прикосновения к умершему: Чис 19:11-13). О. водой олицетворяет также очищение от грехов, причем очищены могут быть как люди, так и вещи (Лев 14:52: дом должен быть "очищен" водой). В Израиле считалось, что одной только водой смыть грехи невозможно и для полного очищения необходима кровь. Именно поэтому О. жертвен. кровью стало у израильтян важным культовым действом. В день великого искупления первосвященник должен был семь раз окропить пальцем, смоченным в жертвен. крови, золотую крышку ковчега завета (см. Ковчег завета), чтобы самому освободится от греха и одноврем. получить возможность ходатайствовать за грехи других людей пред Господом Богом (Лев 16:11 и след.). В Посл. к Евреям ветхозавет. окропление кровью предстает в ином виде: великий Первосвященник Иисус принес Себя в жертву Богу во искупление грехов, и жертва эта действенна во веки веков, поэтому окропление кровью жертвен. животных становится ненужным. Тем самым всем верующим (а не только первосвященникам, как в ВЗ) всегда (а не только один раз в год, см. Лев 16:1 и след.; Евр 10:20) открыт путь в Святое Святых. Кто с покаянным сердцем и с верою приблизится к Кресту Иисуса, тот будет "окроплен" в своем сердце, и грехи его омоются Кровью Иисуса (Евр 10:22; ср. 1Ин 1:7). |
Олдана (Алдама) (евр. Хулда, "крот"), пророчица, жившая в Иерусалиме во времена царя Иосии. О. была женой Шаллума, хранителя одежд (при цар. дворе или при храме). После того как царю была прочитана найденная в храме книга Закона, он послал первосвященника Хелкию, а также Ахикама, Ахбора, Шафана и Асаию к О., чтобы она разъяснила сказанное в книге. Пророчица возвестила Божий суд над Иерусалимом, предсказав, однако, что Иосия умрет, не увидев гибели города (4Цар 22:12-20; 2Пар 34:20-28). |
Олени (евр. айял, это слово, вероятно, обозначает различные виды этого животного) были повсеместно распространены в Палестине (Быт 49:21 - в Синод. пер. - "серна"; 2Цар 22:34). Если в евр. тексте речь идет о самке оленя, то в Синод. пер. обычно используется слово "лань" (см. Песн 2:7; 3:5; Иов 39:1-4; Иер 14:5). Наряду с этим евр. слово яхмур (Втор 14:5 - в Синод. пер. - "буйвол"; 3Цар 5:3 - в Синод. пер. - "сайгак"), вероятно, обозначает лань обыкновенную, но, возм., и косулю. (см. Орикс.) О. в Палестине почти не сохранился, а О. благородный (Cervus elaphus) вымер несколько столетий назад; то, что он обитал здесь когда-то, подтверждают лишь находки костей этого животного. Косули (Cervus capreolus) еще в конце прошлого столетия в изобилии водились в верхней Галилее и на склонах горы Кармил. В то же время месопотамская лань (Cervus dama mesopotamicus) встречалась на горе Фавор и в районе Геннисаретского озера. В наст. время в областях, располож. зап. Иордана, она полностью истреблена. |
Оливема (евр. Охоливама), жена Исава, дочь хоррея Аны (Быт 36:2). |
Олимпан ("небесный"), христианин из Рима, к-рого Павел приветствует в своем послании (Рим 16:15). |
Олово, металл, добавляемый в медь для получения бронзы (Чис 31:22; Иез 22:18,20). Финикийцы ввозили О. через см. Фарсис, предположит. при этом подразумевается О., к-рое доставлялось на Ближний Восток с Британских островов через финик. форпосты в Испании. Евр. слово бедил, вероятно, наряду с О. обозначает и выделявшийся при плавлении серебряной руды свинец (Ис 1:25), поскольку именно свинец, а не О. встречается в природе вместе с серебром. |
Омар (возм., "ягнёнок"), внук Исава, старейшина эдомитян (Быт 36:11,15). |
О. играли особую роль в предписаниях Закона о чистоте. Так, священники, прежде чем приступить к служению в скинии, должны были совершать О. Рядом со скинией располагался умывальник, предназнач. исключит. для этой цели (Исх 29:4; 30:18 и след.). Но и простой израильтянин, осквернивший себя нечистотой, должен был, соблюдая заповеди о чистоте, совершить О. тела и одежды (Лев 11:40; 13:6; 15:5-8), после чего ему разрешалось принять участие в богослужении. О. совершалось в проточной воде (ст. 13). (Ср. также освящение Неемана, 4Цар 5:10,14.) Эти ветхозаветные указания в позднеиуд. период становились все более изощренными и всеохватывающими, так что ко времени Иисуса О. рук перед едой стало обязат. действием почти ритуального характера (Мф 15:2; Мк 7:27). Все О., предписываемые Законом, были, в частн., непреложным условием для освобождения от нечистоты (см. Лев 17:16) и возобновления участия в бого-служении, но они не давали прощения грехов (см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение). В метафорич. значении внешнее О. служило символом очищения души, к-рое Бог должен сотворить в человеч. сердцах (Пс 50:4,9; Ис 1:16; 4:4; Иер 2:22; 4:14). В НЗ об О. говорится в одном ряду с Окроплением (см. Окропление, окропить) см. Кровью жертв. животного. Здесь говорится о том, что кровь Иисуса очищает человека от грехов (Откр 1:5) и что искупл. омыли и обелили свои одежды кровью Агнца (Откр 7:14). Подобным же образом в Евр 10:22 окропление и О. названы в одном ряду, причем, очевидно, что здесь присутствует и мысль о крещении (см. Крещение). см. Смывать см. Купание см. Омовение. |
Омри (Амврий): 1) сын вениамитянина Бехера (1Пар 7:8); 2) еврей из колена Иуды, из рода Фареса (1Пар 9:4); 3) сын Михаила, главный начальник в колене Иссахара во времена Давида (1Пар 27:18); 4) израил. царь, правивший в 882-871 гг. до Р.Х. Вероятно, еще будучи военачальником царя Ваасы, он одержал победу над моавитянами (см. Моавитяне) (см. Камень Меши). Когда царь Ила был убит в Фирце Замврием (3Цар 16:9-13), О. (в Синод. пер. - Амврий) стоял с израил. войском под Гавафоном Филистимским. После того как пришло известие о смерти царя Ила, израильтяне, провозгласив царем О., пошли на Фирцу и осадили ее. Процарствовав всего семь дней, Замврий покончил жизнь самоубийством (ст. 15-20). Но О. еще не достиг полноты власти: половина народа признавала царем Фамния, сына Гонафа; этот царь до своей смерти в 878 г. до Р.Х. правил парал. с О. Вероятно, сразу же после его смерти О., к-рый шесть лет правил в Фирце, купил у Семира за 2 таланта серебра гору Семерон, построил там город и назвал его Самарией - в честь Семира (ст. 21-24). Место для строит-ва города было выбрано весьма удачно: последующая история Северного царства показала, насколько трудно было завоевать Самарию. О. был известен далеко за пределами Палестины: со времени его правления Израильское царство, включавшее в себя уделы десяти колен, именовалось в ассир. надписях не иначе как "царство Омри"; даже Ииуй назван в них "сыном Омри". Однако в Свящ. Писании об О. говорится с осуждением: "И делал Амврий неугодное пред очами Господа, и поступал хуже всех, бывших пред ним". Он упорствовал в грехе Иеровоама I, в поклонении изображениям (см. Изображение) (идолам) (ст. 25,26; ср. Мих 6:16). Сын О. и наследник престола см. Ахав женился на дочери царя Тира Иезавели (см. Иезавель). По поводу других дел О. Свящ. Писание отсылает к летописи царей Израильских, к-рая не сохранилась (3Цар 16:27). |
Он (Илиополь) (егип. "солнце"), город в Нижнем Египте, прим. в 32 км сев. Мемфиса, главное место почитания бога солнца Ра (Иез 30:17; см. Авен). Греки называли этот город Гелиополем (в Синод. пер. - Илиополь) - "городом солнца", а Иеремия именует его Бефсамисом (евр. Бет-Шемеш, "дом солнца"), "что в земле Египетской" (Иер 43:13). Возм., под "статуями" в назв. стихе подразумеваются обелиски (заостренные каменные столбы), сооруж. в честь бога Ра. Сегодня здесь стоит только обелиск Сенусерта I (XII династия, Среднее царство); два других обелиска, к-рые были поставлены перед храмом Ра по приказу Тутмоса III (1504-1450 гг. до Р.Х.), находятся в музеях Лондона и Нью-Йорка. Жена Иосифа Асенефа была родом из О. (Быт 41:45). см. Город солнца. |
Онагр см. Осел (5 б). |
Онам ("сила производить потомство", "полный жизненных сил"): 1) хоррей, сын Шовала (Быт 36:23; 1Пар 1:40); 2) израильтянин из колена Иуды, сын Иерахмеила и Афары (1Пар 2:26,28). |