Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕК"-"НЫН")
Некода ("окропленный"), нефиней, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем, но не могли доказать своего священнич. происхождения (Езд 2:48,60; Неем 7:50,62). |
Нелицемерный (греч. анюпокритос, "неприкрашенный", "истинный"), т.е. искренний, чистосердечный (Рим 12:9, в Синод. пер. - "непритворна"; 2Кор 6:6; 1Тим 1:5 и 2Тим 1:5; 1Пет 1:22). |
Немврод см. Нимрод. |
Немой см. Болезнь. |
Немощный см. Немощь, немощный, бессильный. |
I: 1) Н., ограниченность и несовершенство - это признаки земного и человеч. начала (Мф 26:41; Рим 5:6; 6:19; Евр 5:2; 7:28). Не лишен этих качеств и ветхозаветный Закон (Рим 8:3; Гал 4:9; Евр 7:18). Осознание собств. Н. становится поводом просить милости у Бога (Пс 6:3), наделяющего немощных силой (1Цар 2:4) и укрепляющего верующих от Н. (Евр 11:34); 2) человеч. Н. - важная предпосылка для совершения Богом Его деяний. Бог избрал немощное мира, чтобы посрамить сильное (1Кор 1:27); "немощное Божие сильнее человеков" (ст. 25). Христос взял на Себя наши Н. (Мф 8:17) и был распят в Н. (2Кор 13:4). Тем не менее Он противостоял проистекающим из Н. искушениям и остался безгрешен. Поэтому Христос, одержавший победу над Н. и живущий силой Божьей (2Кор 13:4), может сострадать нам в наших Н. (Евр 4:15). В Нем уже вполне проявилось то, что сеется в Н., а восстает в силе (1Кор 15:43); 3) через Христа Божья сила и сейчас еще совершается в человеч. Н. (2Кор 12:9). Быть немощным и вместе с тем жить силой Божьей (2Кор 13:4) - взаимно обусловл. состояния, поскольку в наших Н. нас подкрепляет Дух (Рим 8:26). Поэтому Павел говорит: "...когда я немощен, тогда силен" (2Кор 12:10), и считает возможным гордиться своей Н. (2Кор 11:30; 12:5,9). II. Среди христиан имеются немощные в особом смысле. Это люди, немощные в вере (Рим 14:1; ср. противоположный пример Авраама, Рим 4:19), неувер. в своих действиях (Рим 14:2; 1Кор 8:7,10-12), слабые в духовном отношении, так что апостолу приходится говорить с ними, опираясь лишь на человеч. логику (Рим 6:19). Павел же вновь и вновь напоминает о том, чтобы духовно сильные христиане принимали немощных (Рим 14:1; ср. также Деян 20:35), сносили их Н. (Рим 15:1; 1Фес 5:14) и не вызывали у них изнеможения или соблазна, необдуманно пользуясь своей свободой (Рим 14:21; 1Кор 8:9). Для немощных Иисус Сам стал как немощный (1Кор 9:22), чтобы помочь им (ср. Иез 34:4, 16). Но духовная Н. должна быть преодолена, поскольку наличие множества "немощных" в одной церкви показывает, что там имеют место недостойное поведение и грех (1Кор 11:30). |
Немуил (евр. Немуэл): 1) сын Симеона, родоначальник одного из родов колена Симеона (Чис 26:12; 1Пар 4,24), то же лицо, что см. Иемуил; 2) израильтянин из колена Рувима, брат Дафана и Авирона (Чис 26:9). |
Ненависть, ненавидеть. Н. (ее противоположность - см. Любовь, любить) - это эмоциональное неприятие ч.-л. или к.-л. В своих крайних ф-мах Н. может проявляться в попытках уничтожить ненавидимое, поэтому во всяком порыве Н. уже содержится смертельный заряд (1Ин 3:15). Неосознанная, инстинктивная Н. к Богу (Пс 80:16), Божьему порядку (Притч 6:16-19)и к праведным людям (Пс 33:22) - это зло. Осознанная Н., т.е. последовательное неприятие всякого беззакония (Пс 44:8) и отказ от идолопоклонства (Пс 30:7), - добро. Н. нужна как неприятие себялюбивого существования (Ин 12:25), как отказ от всех человеч. привязанностей, к-рые препятствуют исполнению воли Господа (Лк 14:26; ср. Мф 10:37), как отмежевание от всего, оскверненного грехом (Иуд 23). В ВЗ звучит призыв преодолевать Н. других собственной добротой (Исх 23:5), там же мы находим и запрет ненавидеть брата (Лев 19:17). НЗ запрещает ненавидеть даже врагов (Мф 5:43 и след.), потому что любовь Бога и Его Церкви обращена ко всем людям (1Тим 2:4). |
Необрезанные см. Обрезание. |
Непорочное, т.е. "не оскверненное и не загрязненное грехом" - таково наследство, ожидающее верующих на небесах (1Пет 1:4; в Синод. пер. - "чистое"). Христос - непорочный Агнец, принес. в жертву за нас (1Пет 1:19; в Септуагинте понятие "непорочный" в данном случае выражено тем же словом, что и в Исх 29:1; Чис 6:14, в Cинод. пер. в обоих случаях - "без порока"). Он же - непорочный Первосвященник (Евр 7:26). Верующие в Него также должны хранить себя неоскверн. и непорочными в мире (Иак 1:27; Евр 13:4; ср. Иуд 23), ожидая Дня Господнего (2Пет 3:14). |
Н. - это моральная чистота, безгрешность, порядочность. В Синод. пер. словами "непорочный", "непорочность" переданы различные евр. и греч. слова. Благодаря Н. Ноя он и его семья были спасены во время Божьего суда над миром (Быт 6:9 и след.). Бог защищает непорочных и хранит их (Притч 11:5,20). Н. праведников вызывает ненависть к ним со стороны людей нечестивых (Пс 63:5; Притч 29:10). Требование быть непорочными предъявляется ко всем христианам (2Пет 3:14; Еф 1:4; Флп 2:15) и в первую очередь - к служителям церкви (1Тим 3:2; Тит 1:7). Абсолютная Н. Иисуса Христа позволила Ему стать искупит. жертвой за грехи всего мира (Евр 7:26; 9:14). |
Непотребство ("распутство", греч. аселгеия - "разнузданность", "жажда удовольствий", "стремление к излишествам"). Значение этого слова, в отличие от прелюбодеяния и блуда (см. Блуд, блудница, блудник), не ограничивается отношениями между полами, хотя чаще всего включает в себя именно этот аспект (Рим 13:13; 2Кор 12:21; Гал 5:19; 2Пет 2:18). Распутными (в Синод. пер. - "блудодействовавшие") названы в Иуд 7 жители Содома и Гоморры, но в греч. оригинале здесь употреблено не слово аселгеия, а выражение, означающее "всецело предаться блуду". В Иез 23 слова "непотребство" и "распутство" употребляются попеременно со словами "блуд" и "прелюбодеяние" как образ идолослужения (см. Идол, идолослужение) Израильского и Иудейского царств. |
Неправда см. Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда. |
Неправедный, неправедность см. Справедливость, праведность, правда см. Грех. |
Нер (Нир) (кр. ф-ма от "(Господь есть) светоч") см. Кис (2): 1) вениамитянин, сын Авиила, отец Авенира, брат Киса и дядя Саула (1Цар 14:50 и след.); 2) вениамитянин, к-рый в 1Пар 8:33; 9:35 и след.,39 назван сыном Иеила и отцом (возм., дедом) Киса. |
Нергал, вавил. божество. см. Кута. |
Нергал-Шарецер (аккад. Нергал-шарри-уцур, "Нергал, охрани царя"), один из приближенных вавил. царя Навуходоносора, участвовавший в завоевании Иерусалима (Иер 39:3,13). Значение его титула равмаг (в Синод. пер. - "начальник магов") доподлинно не известно, нек-рые исследователи переводят его как "управитель", "распорядитель". У ассирийцев и вавилонян встречался титул рабмуги, употреблявшийся в значении "посланник" или "военачальник". Этот Н.-Ш., вероятно, впоследствии стал либо вавил. царем, либо женился на дочери Навуходоносора. |
Нерон, пятый император Рима (54-68 гг. по Р.Х.), приемный сын своего предшественника Клавдия (см. Клавдий), сына к-рого, Британика, Н. отравил, считая его опасным соперником. Н. был беззастенчивым и жестоким правителем. По мере устранения препятствий на пути к власти он все безудержнее потакал своим страстям. Н. был тем самым кесарем, суда к-рого, находясь в Кесарии, потребовал Павел (Деян 25:11,12). В 64 г. в Риме разразился сильнейший пожар, уничтоживший значит. часть города. Чтобы отклонить от себя возникшее подозрение в поджоге, Н. обвинил в нем христиан и распорядился казнить многих из них. Согл. преданию, во время гонения на христиан, устроенного Н., были казнены апостолы Петр и Павел. При Н. началось иуд. восстание в Палестине, окончившееся разрушением Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Злодеяния Н. в конечном итоге привели его к гибели. Оставленный своими войсками и низложенный сенатом, он покончил жизнь самоубийством. Сумма числовых значений евр. букв, составляющих выражение "император Нерон" (см. Алфавит), равняется "числу зверя", названному в Откр 13:18. Такая разгадка числа 666, имеет по сравнению с другими, то преимущество, что она возможна и при другом варианте прочтения "числа зверя" как 616. Но все же зверь не отождествляется с историч. Н., а, скорее, личность Н. является символом зверя. |
До тех пор пока мы пребываем в вере (см. Вера), не удовлетворяясь видением (2Кор 5:7), Бог дарует нам см. Обетование не как законченную, совершенную и замкнутую в себе систему. Всю истину (см. Истина) мы вместить не можем (Ин 16:12; ср. Быт 3:5). Св. Дух постепенно ведет нас к полной истине (Ин 16:13), Он дает нам то, что ныне необходимо для нашей деят-сти и для жизни в послушании (см. Послушание, повиновение, слушаться, повиноваться). Только при свершении конечного обетования будут решены все вопросы (Ин 16:23). До тех пор наше знание, отчасти полагающееся на пророчество (см. Пророчество, пророчествовать) (1Кор 13:9 и след.,12), является несовершенным, ограниченным, но необходимым и достаточным для данного момента. |
Несовершеннолетние (в Синод. пер. чаще всего - "младенцы"), люди, к-рые еще не достигли определ. возраста и в связи с этим в правовом отношении не могут действовать самостоятельно (Гал 4:1), дети (Плач 2:11; Мф 21:16). Бог открыл младенцам то, что утаил от мудрых и разумных (Мф 11:25; Лк 10:21). см. Дети, сыновья, младенцы, чада. |
Нетопырь (евр. аталлеф), "летучая мышь". Закон Моисея, причисляя Н. к нечистым животным, запрещал употреблять его в пищу (Лев 11:19; Втор 14:18; Ис 2:20). |
Нетофа (Нетофафа) (от евр. "капать"), город в уделе Иуды, недалеко от Вифлеема (Езд 2:22; Неем 7:26; Иер 40:8). |
Нетофатитяне, жители города Нетофы (см. Нетофа), потомки Салмы (2Цар 23:28,29; 4Цар 25:23; 1Пар 2:54). В 1Пар 9:16; Неем 12:28 говорится о "селениях" и о "селах" нетофафских. Здесь, вероятно, подразумеваются поселения в окрестностях Нетофы. |
Нетофафа см. Нетофа. |
Неустройство см. Устав, устраивать, устроенный. |
Нефания (Нафания) (евр. Нетанья, "Господь дал"): 1) сын Асафа, руководитель 5-й чреды левитских певцов (1Пар 25:2,12); 2) левит, современник Иосафата (2Пар 17:8); 3) отец Иегудии, современника Иеремии (Иер 36:14); 4) отец Исмаила, убийцы Годолии (4Цар 25:23,25). |
Нефан-Мелех (евр. Нетан-Мелех, "царь дал"), евнух, современник Манассии и Иосии (4Цар 23:11). |
Нефег (Нафек) ("неуклюжий", "медлительный"): 1) потомок Левия, сын Ицгара (Исх 6:21); 2) сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:15; 1Пар 3:7; 14:6). |
Нефинеи (евр. нетиним, "данные", "подаренные"), работники при святилище, к-рые исполняли черновую, тяжелую работу. Иисус Навин превратил в храмовых рабов жителей Гаваона, заставив их рубить дрова и черпать воду для дома Божьего (Нав 9:23,27), остальных Н. передали в помощь левитам Давид и его приближенные (Езд 8:20). Еще Моисей передал священникам и левитам часть плененных мадианитянок (Чис 31:28-30,40,41,47; ср. ст. 18). Среди евреев, вернувшихся из вавил. плена, находились и Н. Они перечислены в родословных списках (Езд 2:43-54; Неем 7:46-56). Вместе с Зоровавелем вернулись и Рабы Соломона (см. Раб, рабыня, раба) (Езд 2:55-58; Неем 7:57-60; 11:3), причисл. к Н.; общее число Н. и рабов Соломона составило 392 человека (Езд 2:58; Неем 7:60), с Ездрой возвратились еще 220 человек (Езд 7:7; 8:17,20). Они, как и священники с левитами, были освобождены от налогов (Езд 7:24). Н. жили в Иерусалиме, в Офеле (Неем 3:26; 11:21), но также, вероятно, и за пределами города (Езд 2:70; Неем 7:73; 11:3). В Неем 3:31 упоминается дом Н., в Неем 11:21 - два их начальника. Обязат-во соблюдать Закон, принятое израильтянами при Неемии, касалось и Н. (Неем 10:28). В НЗ упоминаний о Н. нет. |
Нефисим (Нефишсим), родоначальник семейства храмовых слуг (нефинеев), вернувшегося из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:50; Неем 7:52). В евр. языке имя Н. имеет форму мн.ч. и, возм., это не имя собств., а слово, обозначающее потомков Нафиша, одного из сыновей Измаила (Быт 25:15). Нафиш был родоначальником одного из араб. племен (1Пар 5:19). |
Нефишсим см. Нефисим. |
Нефтоах, источник на границе уделов Иуды и Вениамина (Нав 15:9; 18:15). Н., или Ме-Нефтоах, совр. Айн-Лифта (новоевр. Мей-Нефтоах), расположен в 3 км. сев.-зап. Иерусалима. |
Неффалим (евр. Нафтали), в Быт 30:8 истолковано как "борец": 1) шестой сын Иакова, второй от Валлы, рабыни Рахили (Быт 30:7,8; 35:25). У Н. было четверо сыновей: Иахцеил, Гуни, Иецер и Шиллем (Быт 46:24; Чис 26:48 и след.; 1Пар 7:13). Иаков в своем благословении сравнивает Н. со стройной серной (в Синод. пер. - "с рослым теревинфом"; Быт. 49:21 - значение евр. текста неясно; ср. Втор 33:23). Более о Н. ничего не известно; 2) колено Неффалима - потомки Н., одного из сыновей Иакова. При первом исчислении народа в нем насчитывалось 53 400 годных для войны мужчин (Чис 1:43), а в конце странствования по пустыне их число снизилось до 45 400 (Чис 26:50), в результате чего колено Н. передвинулось с 6-го на 8-е место среди колен Израил. Колено Н. располагалось в стане сев. скинии собрания, рядом с коленом Асира; оно трогалось в путь последним, после колена Дана (Чис 2:25-31). При разделе Ханаанской земли колено Н. получило удел на севере, зап. Геннисаретского озера и верхнего течения Иордана, в плодородной области, "исполненной благословения Господа" (Втор 33:23), юж. уделов Иссахара и Завулона; на западе оно граничило с уделами Завулона и Асира (Нав 19:32-39). В уделе Н. левитам из рода Гирсона были выделены три города, из к-рых Кедес стал городом-убежищем (см. Города-убежища) (Нав 20:7; 21:6,32). В этом уделе находился город Капернаум, располож. у озера в уделе Завулона и Н. (Мф 4:13). Колену Н. не удалось изгнать хананеев из Вефсамиса и Бефанафа (Суд 1:33). Сыны Неффалимовы приняли активное участие в борьбе Деворы и Варака с Сисарой (Суд 4:6,10; 5:18); они оказали помощь и Гедеону (Суд 6:35; 7:23). К Давиду в Хеврон из колена Н. пришли тысяча вождей, а с ними 37 тыс. воинов со щитами и копьями (1Пар 12:34,40). Во времена правления израил. царя Ваасы удел Н. был опустошен сирийцами под предводительством Венадада (3Цар 15:20; 2Пар 16:4). В период правления Факея ассир. царь Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) увел колено Н. в плен (4Цар 15:29). Вероятно, вслед за этим Исаия предсказал колену Н. новое благословение (Ис 9:1 и след.). Это предсказание исполнилось в служении Иисуса в Галилее (Мф 4:12-17). Пр. Иезекииль указал колену его удел в земле обетованной между коленами Асира и Манассии (Иез 48:3,4), а в Откр 7:6 среди 144 тыс. запечатленных названы и 12 тыс. из колена Н. |
Нехао (в совр. лит-ре Нехо), сын и наследник егип. фараона Псамметиха (610-595 гг. до Р.Х.). В 612 г. до Р.Х. союзные войска вавилонян и мидийцев завоевали Ниневию и окончат. сломили могущество Ассирии. Тогда фараон Н. двинулся на север, пытаясь поддержать ослабевшее ассир. царство, а заодно установить власть Египта над Сирией и Палестиной. Выступивший против него иуд. царь см. Иосия пал в битве при Мегиддо в 609 г. до Р.Х. (4Цар 23:29 и след.; 2Пар 35:20-25). Затем вместе с ассир. царем Ашшурубаллитом II Н. попытался захватить Харран, но этим планам воспрепятствовал вавил. царь Набопаласар. Возвращаясь из похода, Н. остановился в Ривле и по своему усмотрению решил вопрос об иуд. престоле: пленив см. Иоахаза (4), к-рого народ поставил на царство как наследника Иосии, он сделал царем см. Иоакима (4Цар 23:31-35; 2Пар 36:2-4). Плененного Иоахаза Н. увел с собой в Египет. Война между вавилонянами и египтянами в Сирии продолжались. В след. своем походе на север, предпринятом в 605 г. до Р.Х., Н. потерпел от Навуходоносора сокрушит. поражение в битве при Каркемише, стоившее ему всех сир. и палест. тер. (ср. Иер 46:2-12). Вторая битва, состоявшаяся в 601 г. до Р.Х., в к-рой никто из противников не добился перевеса, но к-рую следует расценивать скорее как победу египтян, не освободила Палестину от вавил. господства, но несколько приостановила экспансию вавилонян. После этого Н. и Навуходоносор на поле битвы больше не встречались (4Цар 24:7). В последний период жизни фараон много времени уделял мореходству и другим мирным занятиям. |
Нехелам, возм., родина лжепророка Шемаии "Нехеламитянина" (Иер 29:24,31 и след.). Город с таким названием неизвестен, слово же нехелами переводили как "мечтатель" или как "сын Нехелама". |
Нехум см. Рехум (2). |
Нехушта, дочь Елнафана, жена иуд. царя Иоакима и мать Иехонии (4Цар 24:8). |
Нехуштан см. Медный змий. |
Нециах ("верный"), нефиней, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:54; Неем 7:56). |
Нецив, ("столб", "пост", "постовой"), город в Шефеле, в уделе Иуды (Нав 15:43), совр. Хирбет-Бет-Назиб, в 15 км вост. Лахиша и прим. в 10 км сев.-зап. Хеврона. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Нечистота см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение. |
Нечистые духи см. Одержимость, одержимый, бесноватый. |
Нечистый см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение. |
Нея, место в уделе Завулона (Нав 19:13), в окрестностях см. Риммона (2) и Ханнафона. Вероятно, Н. (или новозаветный см. Наин) можно отождествить с селением Ноа, название к-рого обнаружено на черепках времен Иеровоама II, найденных в Самарии. |
Нива см. Поле, нива. |
Нивхаз, идол, к-рому поклонялись в Авве (4Цар 17:31). Какое именно божество подразумевалось под этим именем, неизвестно. |
Нившан, селение в Иудейской пустыне (Нав 15:62), предположит. совр. Хирбет-эль-Макари, в 8,5 км юго-зап. Кумрана. |
Нигер (лат. "черный"), прозвище антиохийского пророка и учителя Симеона (Деян 13:1). |
Низкие (низменные) места. Словосочетание "низкие (низменные) места" (Втор 1:7; Нав 11:2,16), а также слова "долина" (1Пар 27:28) и "равнина" (Иер 17:26) обозначают в Синод. пер. область на зап. берегу Иордана, называемую по-евр. Шефела, т.е. "низменность". Если на карте пометить города, к-рые находились в "низменных местах", то окажется, что Шефела простиралась между Среди-земным морем и Центральным плоскогорьем Палестины. Ландшафт Шефелы как бы поделен на две части: собственно равнину и холмистую местность вост. нее. Юж. граница Шефелы - ручей Вади-эль-Ариш, "поток Египетский" (Чис 34:5), или "поток в пустыне" (Ам 6:14). Сев. граница - Вади-Шелал, ручей, к-рый протекает вост. Яффы (Иоппии), отделяющей Шефелу от равнины Шарон (Сарон). Почва Шефелы - смесь песка и глины; грунтовые воды залегают неглубоко и легко доступны; орошение земель позволяет собирать богатые урожаи. В 1Пар 27:28 и след. говорится о выращиваемых в этих местах масличных деревьях и смоковницах, о разводимом здесь крупном рогатом скоте. Н.М., как и прибрежные области, всегда играли важную полит. и экономич. роль. По прибрежной равнине проходила большая воен. дорога, пролегавшая по земле филистимлян (Исх 13:17) и называвшаяся "дорогой у моря". По ней двигались войска и караваны из Египта в Сирию и обратно, от Евфрата к Нилу. В Н.М. велись войны между израильтянами и филистимлянами. В Аиалонской долине филистимляне были разбиты "от Гевы (в Синод. пер. - Гаваи) до Газера" (2Цар 5:25). Между Цорой и Естаолом Дух Господень поднял Самсона на битву с филистимлянами (Суд 13:25), а поединок между Голиафом и Давидом (1Цар 17) прославил "долину дуба" (см. Долина дуба). Шефела являлась спорной тер., на нее притязали и филистимляне, и израильтяне, к-рые так и не смогли овладеть прибрежной равниной. |
Низкий см. Возвышение, возвышать, унижение, унижать. |
Никанор (греч. "победитель"), один из семи служителей (см. Служитель IV) Иерусалимской церкви (Деян 6:5). |
Никодим (греч. "победитель народа"), фарисей и сведущий в Свящ. Писании учитель, член синедриона. Н. пришел к Иисусу ночью, как было принято в тех случаях, когда хотели вести спокойный, серьезный разговор. Н. признавал Иисуса истинным Учителем, пришедшим от Бога, и хотел учиться у Него. Иисус говорил ему о необходимости рождения свыше (Ин 3:1-21). Плоды этого разговора проявились впоследствии. Н., ссылаясь на Писание, вступился за Иисуса перед синедрионом (Ин 7:50-52), а после смерти Иисуса помогал организовать достойное погребение Усопшего (Ин 19:39). |
Николаиты, группа лжеучителей, приверженцы к-рой были в Эфесской (Откр 2:6) и Пергамской (ст. 14 и след.) церквах. Господь ненавидит Н. (ст. 6,15), потому что те объявили дозволенными жертвы (см. Жертва) идолам (см. Идоложертвенное) и см. Любодейство (ст. 14) (см. Блуд, блудница, блудник); их учение приравнивается к учению см. Валаама (Чис 25:11 и след.; 31:16; ср. также 2Пет 2:15; Иуд 11). Те же упреки адресованы некоей Иезавели из Фиатирской церкви (Откр 2:20), известной тем, что она познала т.наз. "сатанинские глубины" (ст. 24). Это обстоят-во указывает на влияние гностицизма. Среди различных групп гностиков, существовавших в III в. по Р.Х., также появляются Н., о связи к-рых с новозаветными Н. ничего не известно. Гностицизм понимал спасение исключит. как духовное познание, для к-рого внешнее поведение человека, его поступки не имеют ни-какого значения; истинное познание, по мнению гностиков, само по себе делает человека совершенным. В этой связи излишними становятся послушание (см. Послушание, повиновение, слушаться, повиноваться ), хождение (пред Богом) (см. Ходить) и см. Освящение; т.е. в обыденной жизни позволялось практиковать языч. обряды и обычаи, чтобы не выделяться и не ставить под угрозу свое положение в обществе. Н., очевидно, получили свое название по имени некоего Николая, к-рого отцы Церкви отождествляли с Николаем (см. Николай), прозелитом из Антиохии, одним из семи служителей Иерусалимской церкви (Деян 6:5), но до конца этот вопрос не изучен. Другие понимают это имя символич., как перевод на греч. язык (Николай = "победитель народа") евр. имени Валаам (="развратитель народа"). |
Николай (греч. "победитель народа"), антиохиец, обращенный из язычников, один из семи служителей (см. Служитель IV) Иерусалимской церкви (Деян 6:5). |
Никополь ("город победы"), город в рим. провинции Эпир (на северо-западе Греции), основ. имп. Августом в память о победе в сражении у мыса Акция (31 г. до Р.Х.). Павел хотел остаться здесь на зиму и призвал к себе Тита, находившегося на Крите (Тит 3:12). |
Нил, река в Африке, самая длинная река в мире (протяженность свыше 6500 км). Под названием Кагера она берет свое начало сев. оз. Танганьика и протекает через озера Виктория и Альберта. Затем, под названием Бахр-эль-Джебель, река прокладывает свое русло в скалах и течет по болотистым землям Судана. Прим. в 800 км сев. оз. Альберта в реку впадают три притока - Бахр-эль-Газаль, Бахр-эс-Сарафа и Собат. Н. получает здесь название Бахр-эль-Абиад, или Белый Н.; близ Хартума в него впадает Бахр-эль-Азрак, к-рый называется также Голубым Н. Между Хартумом и Средиземным морем в Н. впадает лишь один приток - Атбара. Протекая по пустыне, река мелеет, но больше всего воды теряется из-за оросит. каналов. см. Египет почти не знает осадков; без вод Н. он был бы такой же мертвой пустыней, как и Сахара. В период полноводья (с июня по сентябрь) Голубой Н. и Атбара несут много ила, к-рый при разливах остается на полях Египта. Эти многовековые отложения создали плодородную пойму, ширина к-рой колеблется от 0,5 до 15 км. Дельта Н. также имеет наносное происхождение. После сбора урожая (в апреле и мае) до нового разлива (т.е. с мая по июль) можно было только возделывать землю вблизи речного русла или строить ирригац. сооружения. Такие оросит. сооружения упомянуты во Втор 11:10, где о Египте говорится как о земле, к-рую надо было поливать как масличный сад. Сегодня уровень воды регулируется дамбами и плотинами, что позволяет собирать три урожая в год. На участке от второго до первого порога (от Вади-Хальфы до Асуана) река становится судоходной. Здесь на берегах Н. встречаются многочисл. следы древнеегип. культуры. В древности сильные егип. гарнизоны защищали население долины Н. от набегов нубийских кочевников. Собственно Египет с его храмами, дворцами, алеей сфинксов, обелисками и пирамидами начинается ниже Асуана, где долина реки расширяется. Несколько ниже Бени-Хасана от Н. ответвляется рукав Бахр-эль-Юсуф, текущий парал. основному потоку на протяжении свыше 300 км (см. Египет, IV,2). В Дельте река делится на несколько рукавов, поэтому в Библии можно встретить выражения "реки Египетские" или "воды Египетские" (Исх 7:19; 8:6; 4Цар 19:24; Ис 37:25). Роль Н. в жизни Египта всегда была огромной. Он давал стране воду и плодоносный ил. Египтяне рано научились измерять землю и строить ирригац. сооружения. Когда позднее егип. зодчие по поручению фараонов сооружали огромные памятники, то камень для них доставляли по реке - Н. был водной артерией Египта. Эту страну по праву называют "даром Нила". Поэтому так страшны библ. пророчества: "И река иссякнет и высохнет" (Ис 19:5) или "И реки сделаю сушею" (Иез 30:12). |
Нимра (Чис 32:3) см. Беф-Нимра. |
Нимрим ("воды Нимрима") (Ис 15:6; Иер 48:34), река в Моаве, возм., совр. Вади-эн-Нумейра, впадающая в Мертвое море юж. полуо-ва Лисан. |
Нимрод (Немврод), сын Хуша, о нем сказано, что он был "силен на земле" (Быт 10:8-12; 1Пар 1:10). Вначале его царство составляли Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Оттуда он пошел на Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен. В Мих 5:6 Ассирия названа страной Н. Несмотря на все попытки найти более точные историч. сведения о Н., исследователям известно о нем не более того, что сказано в Библии. В Быт 10:9 Н. назван "сильным звероловом пред Господом". |
Нимфан (греч. Нюмфа или Нюмфас), христианка (или христианин) из Лаодикии или Колосс, к-рую (к-рого) Павел приветствует в своем послании, равно как и ее (его) "домашнюю церковь" (Кол 4:15). |
Ниневия (ассир. Нинуа). I: 1) главный город и столица Ассирии (см. Ассирия). Н. была расположена на вост. берегу Тигра, напротив места, где сегодня стоит г. Мосул. Развалины Н. скрывают ныне два холма - Куюнджик и Неби-Юнус (последний назван в честь пр. Ионы). При раскопках холма Куюнджик найдены остатки великолепного дворца царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) и колоссальная библиотека Ашшурбанипала, а при раскопках Неби-Юнуса - дворец Асархаддона; 2) сев.-вост. Неби-Юнуса находится холм Хорсабад (Дур-Шаррукин), где были обнаружены остатки дворца см. Саргона II, а южнее - развалины Саламийе, предполагаемое место нахождения Ресена (Быт 10:12); юж. Нимруда лежал древний Калах (ст. 11 и след.) с дворцами Ашшурбанипала II, Салманасара III, Саргона II, Адад-нерари III и Асархаддона; юго-вост. расположен Балават с его знаменитыми бронзовыми воротами, возведенными во времена Салманасара III. II. Название "Н." предположит. включает в себя два понятия: собственно город (Куюнджик и Неби-Юнус), а также всю область вместе с названными местами. Сюда же относится и Реховофир, к-рый, вероятно, был пригородом Н. (ассир. Ребит-Нинуа, совр. Мосул) и лежал на зап. берегу Тигра. В этом значении Н., Реховоф-ир, Ресен и Калах вместе названы "великим городом" (Быт 10:11 и след.). III. При раскопках в Н., в храме богини Иштар, покровительницы города, было найдено бронзовое изображение головы аккадского царя Саргона I (XXIII в. до Р.Х.). Начиная с царствования Салманасара I, Н. приобретала все большее влияние по сравнению с древним Ашшуром (см. Ассур, 2). Ашшурбанипал II (884-858 гг. до Р.Х.) и его преемник Салманасар III попеременно избирали своей резиденцией то Н., то Калах. Своими великолепными сооружениями Н. обязана Синаххерибу (705-681 гг. до Р.Х.) и Асархаддону (681- 669 гг. до Р.Х.). Вокруг дворца Синаххериба располагались парки и зверинцы, конюшни цар. конного завода, склады и адм. постройки. В вост. части города был проложен водопровод. Рядом с дворцом проходила цар. дорога шир. свыше 30 м. Мощные стены города имели башни; вокруг гор. стены проходил ров шир. 50 м. Этому цветущему, богатому городу, куда стекалась воен. добыча и доходы от торговли, пророки Наум (Наум 2:1 и след.) и Софония (Соф 2:13-15) предсказали гибель. В 612 г. до Р.Х. Н. была завоевана мидянами и халдеями. Покорить город помог разлив реки: вода разрушила часть гор. укреплений, построенных из необож. кирпича (ср. Наум 2:6). Затем огонь уничтожил то, что еще оставалось после разграбления города. см. Книга пророка Ионы. |
Нир см. Нер. |
Нирей (греч. Нерей, в греч. мифологии морское божество), рим. христианин, к-рого Павел приветствовал в своем послании (Рим 16:15). |
Нирий (евр. Нери, "мой светоч"), предок Иисуса Христа, отец см. Салафиила (Лк 3:27). |
Нирия (евр. Нерийя, "Господь есть светоч"), сын Маасеи, отец Варуха и Сераии (Иер 32:12; 36:4; 51:59). |
Нисан см. Календарь. |
Нисрох, языч. бог, в храме к-рого в Ниневии был убит своими сыновьями Синаххериб (библ. Сеннахирим) (4Цар 19:37; Ис 37:38). Имя Н. однозначно истолковать пока не удалось. |
I. Все сущее - это результат Божьего творения, для к-рого не было никаких объективных предпосылок. Все видимое сотворено из ничего "Богом... называющим несуществующее, как существующее" (Быт 1 и Евр 11:3; Рим 4:17). II. Библия указывает на ничтожность всякого создания как раз в тех случаях, когда это создание возвышает себя и претендует на некую собственную значимость пред Богом. Людям, преисполненным осознания собств. значимости, следует помнить о том, что они есть "ничто" (Пс 38:6,12) и даже "все они вместе легче пустоты" (Пс 61:10). Таковы в Библии египтяне (Ис 30:7), все язычники (Ис 40:17; ср. Дан 4:32), идолы (1Кор 8:4) и, наконец, те, кто не имеет любви (1Кор 13:2). III. Только тот, кто сам смиренно осознает себя как "Н." (2Кор 12:11), может стать Божьим соработником. Бог избирает как раз того, "кто есть ничто", чтобы через него творить историю, превращая в Н. тех, кто "хвалится пред" Ним (1Кор 1:28). Бог Отец осуществляет великие деяния через Иисуса именно потому, что Сын "ничего не может творить Сам от Себя" (Ин 5:19,30). То же относится и к христианам, к-рые должны осознавать свою полную зависимость от Иисуса: "без Меня не можете делать ничего" (Ин 15:5). |
Нищий см. Бедность, бедный, попечительство о бедных. |
Но (-Амон), так в Библии названы Фивы, столица Верхнего Египта (егип. Нвт, "город") (Иер 46:25; Иез 30:14). Богом города Н. был см. Амон (Амун). В 663 г. до Р.Х. ассирийцы овладели считавшимся неприступным Н. (Наум 3:8-10). Город был знаменит великолепными храмовыми сооружениями - Рамессеем Рамсеса II в Западных Фивах, храмом богини Хатшепсут в Дер-эль-Бахри, храмом Рамсеса III в Мединет-Абу, храмом в Луксоре с перечнем покоренных Тутмосом III и Рамсесом II городов, храмом в Карнаке с перечнем побед, одерж. во время палест. похода Шешонком (библ. см. Сусаким). см. Египет. |
Ноа, дочь-наследница Салпаада (Чис 26:33; 27:1; 36:11; Нав 17:3). |
Ноадия ("Господь открыл Себя, известил о Себе"): 1) левит, современник Ездры (Езд 8:33); 2) пророчица, пытавшаяся устрашить Неемию (Неем 6:14). |
Но-Амон см. Но (-Амон). |
Нов (Ново, Номва). Место, где во времена Саула жил священник Ахимелех со своим семейством (1Цар 21:1; 22:9,11,19). В Ис 10:32 Н. упоминается как место последней остановки ассирийцев на пути к Иерусалиму. В Неем 11:32, при перечислении городов, в к-рых жили вернувшиеся из вавил. плена вениамитяне, Н. стоит между Анафофом и Ананией (Вифанией). Исходя из этих данных можно предположить, что Н. находился на сев. отроге Елеонской горы, на пути в Иерихон. Возм., это именно то место, где Давид поклонялся Богу (2Цар 15:32). Однако существуют и другие т.зр. Иероним считал, что это Бейт-Нуба, располож. сев.-зап. Аиалона. Тогда Н., упомянутый в Первой книге Царств, следует отличать от того, что упомянут в Ис 10:32 и Неем 11:32. Кр. того, с Н. пытались отождествить Шафат, или Эль-Куме, лежащий сев. Иерусалима. |
Нова, город вблизи Иогбеги (Суд 8:11); возм., тождествен см. Нофа (Чис 21:30). |
Новах, израильтянин из колена Манассии, завоевавший местность см. Кенаф вост. Иордана и назвавший ее своим именем (Чис 32:42). |
Ново см. Нов |
Новообращенный (греч. неофютос). Слово "Н.", встречающееся в НЗ лишь в 1Тим 3:6, обозначает человека, к-рый недавно был обращен ко Христу из иудаизма или язычества, т.е. в вере является еще новичком. Ему еще нельзя доверить ответств. должность в церкви, поскольку может возникнуть опасность, что он возгордится или станет объектом насмешек со стороны окружающих из-за своей неопытности или некомпетентности. Этот запрет призван подчеркнуть необходимость роста в вере (ср. Еф 4:15; 1Пет 2:2; Евр 5:12 и след.). |
Понятие новизны часто встречается там, где говорится об отношении к Богу. Хлеб нового урожая нельзя есть, пока не будет принесена жертва Богу (Лев 23:14). Новым должно быть то, что используется в служении Богу: новая колесница для перевозки ковчега завета (1Цар 6:7; 2Цар 6:3; 1Пар 13:7), новое одеяние, к-рое Ахия разодрал на 12 кусков, чтобы 10 отдать Иеровоаму (3Цар 11:29 и след.), новая чаша, из к-рой Елисей бросает соль в источник, чтобы вода стала "здоровой" (4Цар 2:20). Всегда новы деяния Бога, к-рыми Он вершит суд (Чис 16:30) и спасение (Суд 5:8); человек же отвечает на это новой песнью благодарности и хвалы (Пс 39:4; 95:1; 97:1; 143:9; Ис 42:10). Наряду с утверждением Екклесиаста о том, что с человеч. т.зр. нет ничего нового под солнцем (Еккл 1:9), известны просьба псалмопевца о новом духе и слова пророка о новом великом Божьем деянии. Об этом говорит Исаия (Ис 42:9; 43:19; 48:6), к-рый также возвещает, что народ Божий будет назван новым именем (Ис 62:2) и что в конце времен Бог сотворит новое небо и новую землю (Ис 66:22). Иезекииль предсказывал, что человек обновится см. Сердцем и духом (Иез 11:19; 36:10); он также описывал исходящий из святилища поток, на берегах к-рого деревья жизни будут ежемесячно приносить новые плоды (Иез 47:12). см. Обновление, обновлять. |
Новый Завет см. Библия. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ногаг см. Ногах. |
Ногах (Ногаг) ("яркое сияние", "блеск"), сын Давида, рожденный в Иерусалиме (1Пар 3:7; 14:6). |
Плоский роговой покров на конце пальца (евр. циппорэн) (Втор 21:12; Дан 4:30). |
Нод ("(земля) неприкаянных"), земля, лежащая вост. Эдема, в к-рую удалился Каин (Быт 4:16). |
Ноема см. Наама (I,1). |
Ноеминь (евр. Нооми, кр. ф-ма: "(Бог есть) блаженство, милость"), жена Елимелеха, свекровь Орфы и Руфи (Руфь 1:2 и след.). |
Нож см. Оружие и орудия труда. |
Ной (евр. Ноах, согл. Быт 5:29, возм. "утешитель"), потомок Сифа, сын Ламеха и отец Сима, Иафета и Хама (Быт 5:28-32; ср. 9:24). При рождении Н. его отец сказал: "он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь". Когда Бог решил истребить людей за их неправедность, Н. обрел благодать пред Его очами; он был "человек праведный и непорочный" и "ходил пред Богом" (Быт 6:8 и след.). Господь велел Н. построить см. Ковчег и войти в него вместе с женой, сыновьями и их женами. Н. должен был взять с собой семь пар чистых животных и по одной паре нечистых, а также пищу для себя и для животных. Н. послушался Господа и сделал так, как ему было сказано, показав тем самым пример истинной веры (ст. 13-22; Евр 11:7). Когда ему было 600 лет, губит. потоп обрушился на землю (Быт 7:6); только восемь человек спаслись от смерти (1Пет 3:20). По окончании см. Потопа Н. вышел из ковчега, к-рый оказался "на горах см. Араратских" (Быт 8:4,18), соорудил см. Жертвенник и принес на нем жертву всесожжения. Тогда Бог решил больше никогда не проклинать землю за грехи человека; сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь никогда больше "не прейдут" (ст. 20-22). Бог благословил Н. и его сыновей (Быт 9:1 и след.; ср. Быт 1:28 и след.)и заключил см. Союз, завет (IV,2) с ним, его потомками и всеми живыми существами, к-рые были в тот момент с ним. В этом завете Бог обещал впредь не уничтожать потопом жизнь на земле; знаком завета стала радуга (Быт 9:8-17). Н. первым стал возделывать виноград. Когда однажды он, опьяневший, лежал в шатре, его, обнаженного, увидел младший сын Хам и насмеялся над ним, рассказав об этом братьям. Сим и Иафет прикрыли отца одеждой. Когда Н. узнал, что сделал Хам, то проклял его сына, Ханаана, и благословил Сима и Иафета (Быт 9:20-27). После потопа Н. прожил еще 350 лет и умер в возрасте 950 лет (ст. 28 и след.). В Иез 14:14,20 и 2Пет 2:5 о Н. говорится как о праведнике. Иудеи придают важное значение "семи заповедям", основанным на Быт 9:1-7, относя их ко всем людям и особенно к прозелитам (см. Прозелиты). Эти заповеди таковы: 1) признание властей; 2) запрещение богохульства; 3) запрещение идолопоклонства; 4) запрещение кровосмешения; 5) запрещение убийства; 6) запрещение разбоя и воровства; 7) запрещение потреблять мясо с кровью. |
Номва см. Нов. |
Нон (Нав) (евр. Нун, "рыба"), ефремлянин, отец Иисуса Навина (см. Иисус Навин) (Исх 33:11; Нав 1:1; 1Пар 7:27). |
Носилки (носильный одр). Креслами-носилками (Песн 3:9 - евр. аппирейон, заимствование из греч.; Ис 66:20 - евр. цав), нередко имевшими балдахин, знатные люди пользовались вместо колясок. При продолжит. путешествиях Н. могли перемещать и с помощью лошадей, ослов или лошаков, в остальных случаях их несли рабы - от двух до шести человек. |
Нофа, город, лежавший вост. Иордана и, вероятно, сев. Дивона (Чис 21:30). Этот моавитский город исследователи отождествляли с Новой (см. Нова), вблизи Иогбеги (Суд 8:11), а также искали его на месте развалин Новакис под Амманом. |
Ноха, сын Вениамина (1Пар 8:2). |
Ночная влага см. Роса (Песн 5:2). |
В ветхозаветную эпоху часы от заката до восхода солнца, согл. воен. обычаю, делили на три Н.С. (Исх 14:24; Суд 7:19; 1Цар 11:11; Пс 89:5; Плач 2:19). Первая стража длилась примерно с 18 до 22 час., вторая - с 22 до 2 час., а последняя, утренняя, - с 2 до 6 час. В эпоху НЗ три стражи были заменены греч.-рим. делением ночи на четыре Н.С. (Лк 12:38; Мк 6:48): вечер, полночь, пение петухов и утро (Мк 13:35). Кр. того, ночь, как и см. День, делилась на 12 часов (Деян 23:23), и упомянутый здесь третий час ночи соответствовал, т.о., первой Н.С. |
Ночное видение, сновидение, через к-рое человек может получить откровения (Иов 4:13-17) и через к-рое его совесть может быть разбужена Богом (Иов 33:15-18). см. Видение см. Книга пророка Захарии. |
Евр. слово Лилит, переводимое как "ночное привидение" (Ис 34:14), является именем женщины-демона, к-рое встречается также в текстах вавил. заклинаний. По преданию, эта женщина-демон, обитающая в пустыне, нападает на людей. Изначально Лилит была, вероятно, демоном бури, но из-за схожести ее имени со словом лайла ("ночь") евреи считали ее ночным демоном. |
Ночь см. День см. Тьма см. Ночная стража. |
Нрав, характер, ум. В ВЗ эти понятия передаются евр. словами нефеш см. Душа или руах Дух (см. Дух, Святой Дух) (см. Пс 33:19; Притч 17:22); в НЗ - греч. словами нус (см. Ум, разум, разумение, разумный) или дианойа ("мысли", "сознание", "взгляды" см. Благоразумие), напр. в Мф 22:37; Мк 12:30; Рим 7:23,25. В обоих случаях смысл этих понятий не ограничивается сферой человеч. чувств. В библ. понимании ум - это основа исполнения Закона Божьего (см. Рим 7:25), а также вместилище новой, духовной жизни возрожд. человека. |
Ныне см. Сегодня, ныне. |