Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕК"-"НЫН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕК"-"НЫН")

Некода

Некода ("окропленный"), нефиней, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем, но не могли доказать своего священнич. происхождения (Езд 2:48,60; Неем 7:50,62).

Нелицемерный

Нелицемерный (греч. анюпокритос, "неприкрашенный", "истинный"), т.е. искренний, чистосердечный (Рим 12:9, в Синод. пер. - "непритворна"; 2Кор 6:6; 1Тим 1:5 и 2Тим 1:5; 1Пет 1:22).

Немврод

Немврод см. Нимрод.

Немой

Немой см. Болезнь.

Немощный

Немощный см. Немощь, немощный, бессильный.

Немощь, немощный, бессильный

I:

1) Н., ограниченность и несовершенство - это признаки земного и человеч. начала (Мф 26:41; Рим 5:6; 6:19; Евр 5:2; 7:28). Не лишен этих качеств и ветхозаветный Закон (Рим 8:3; Гал 4:9; Евр 7:18). Осознание собств. Н. становится поводом просить милости у Бога (Пс 6:3), наделяющего немощных силой (1Цар 2:4) и укрепляющего верующих от Н. (Евр 11:34);

2) человеч. Н. - важная предпосылка для совершения Богом Его деяний. Бог избрал немощное мира, чтобы посрамить сильное (1Кор 1:27); "немощное Божие сильнее человеков" (ст. 25). Христос взял на Себя наши Н. (Мф 8:17) и был распят в Н. (2Кор 13:4). Тем не менее Он противостоял проистекающим из Н. искушениям и остался безгрешен. Поэтому Христос, одержавший победу над Н. и живущий силой Божьей (2Кор 13:4), может сострадать нам в наших Н. (Евр 4:15). В Нем уже вполне проявилось то, что сеется в Н., а восстает в силе (1Кор 15:43);

3) через Христа Божья сила и сейчас еще совершается в человеч. Н. (2Кор 12:9). Быть немощным и вместе с тем жить силой Божьей (2Кор 13:4) - взаимно обусловл. состояния, поскольку в наших Н. нас подкрепляет Дух (Рим 8:26). Поэтому Павел говорит: "...когда я немощен, тогда силен" (2Кор 12:10), и считает возможным гордиться своей Н. (2Кор 11:30; 12:5,9).

II.

Среди христиан имеются немощные в особом смысле. Это люди, немощные в вере (Рим 14:1; ср. противоположный пример Авраама, Рим 4:19), неувер. в своих действиях (Рим 14:2; 1Кор 8:7,10-12), слабые в духовном отношении, так что апостолу приходится говорить с ними, опираясь лишь на человеч. логику (Рим 6:19). Павел же вновь и вновь напоминает о том, чтобы духовно сильные христиане принимали немощных (Рим 14:1; ср. также Деян 20:35), сносили их Н. (Рим 15:1; 1Фес 5:14) и не вызывали у них изнеможения или соблазна, необдуманно пользуясь своей свободой (Рим 14:21; 1Кор 8:9). Для немощных Иисус Сам стал как немощный (1Кор 9:22), чтобы помочь им (ср. Иез 34:4, 16). Но духовная Н. должна быть преодолена, поскольку наличие множества "немощных" в одной церкви показывает, что там имеют место недостойное поведение и грех (1Кор 11:30).

Немуил

Немуил (евр. Немуэл):

1) сын Симеона, родоначальник одного из родов колена Симеона (Чис 26:12; 1Пар 4,24), то же лицо, что см. Иемуил;

2) израильтянин из колена Рувима, брат Дафана и Авирона (Чис 26:9).

Ненависть, ненавидеть

Ненависть, ненавидеть. Н. (ее противоположность - см. Любовь, любить) - это эмоциональное неприятие ч.-л. или к.-л. В своих крайних ф-мах Н. может проявляться в попытках уничтожить ненавидимое, поэтому во всяком порыве Н. уже содержится смертельный заряд (1Ин 3:15). Неосознанная, инстинктивная Н. к Богу (Пс 80:16), Божьему порядку (Притч 6:16-19)и к праведным людям (Пс 33:22) - это зло. Осознанная Н., т.е. последовательное неприятие всякого беззакония (Пс 44:8) и отказ от идолопоклонства (Пс 30:7), - добро. Н. нужна как неприятие себялюбивого существования (Ин 12:25), как отказ от всех человеч. привязанностей, к-рые препятствуют исполнению воли Господа (Лк 14:26; ср. Мф 10:37), как отмежевание от всего, оскверненного грехом (Иуд 23). В ВЗ звучит призыв преодолевать Н. других собственной добротой (Исх 23:5), там же мы находим и запрет ненавидеть брата (Лев 19:17). НЗ запрещает ненавидеть даже врагов (Мф 5:43 и след.), потому что любовь Бога и Его Церкви обращена ко всем людям (1Тим 2:4).

Необрезанные

Необрезанные см. Обрезание.

Непорочное

Непорочное, т.е. "не оскверненное и не загрязненное грехом" - таково наследство, ожидающее верующих на небесах (1Пет 1:4; в Синод. пер. - "чистое"). Христос - непорочный Агнец, принес. в жертву за нас (1Пет 1:19; в Септуагинте понятие "непорочный" в данном случае выражено тем же словом, что и в Исх 29:1; Чис 6:14, в Cинод. пер. в обоих случаях - "без порока"). Он же - непорочный Первосвященник (Евр 7:26). Верующие в Него также должны хранить себя неоскверн. и непорочными в мире (Иак 1:27; Евр 13:4; ср. Иуд 23), ожидая Дня Господнего (2Пет 3:14).

Непорочность, непорочный

Н. - это моральная чистота, безгрешность, порядочность. В Синод. пер. словами "непорочный", "непорочность" переданы различные евр. и греч. слова. Благодаря Н. Ноя он и его семья были спасены во время Божьего суда над миром (Быт 6:9 и след.). Бог защищает непорочных и хранит их (Притч 11:5,20). Н. праведников вызывает ненависть к ним со стороны людей нечестивых (Пс 63:5; Притч 29:10). Требование быть непорочными предъявляется ко всем христианам (2Пет 3:14; Еф 1:4; Флп 2:15) и в первую очередь - к служителям церкви (1Тим 3:2; Тит 1:7). Абсолютная Н. Иисуса Христа позволила Ему стать искупит. жертвой за грехи всего мира (Евр 7:26; 9:14).

Непотребство

Непотребство ("распутство", греч. аселгеия - "разнузданность", "жажда удовольствий", "стремление к излишествам"). Значение этого слова, в отличие от прелюбодеяния и блуда (см. Блуд, блудница, блудник), не ограничивается отношениями между полами, хотя чаще всего включает в себя именно этот аспект (Рим 13:13; 2Кор 12:21; Гал 5:19; 2Пет 2:18). Распутными (в Синод. пер. - "блудодействовавшие") названы в Иуд 7 жители Содома и Гоморры, но в греч. оригинале здесь употреблено не слово аселгеия, а выражение, означающее "всецело предаться блуду". В Иез 23 слова "непотребство" и "распутство" употребляются попеременно со словами "блуд" и "прелюбодеяние" как образ идолослужения (см. Идол, идолослужение) Израильского и Иудейского царств.

Неправда

Неправда см. Злодеяние, дерзновение, преступление, неправда.

Неправедный, неправедность

Неправедный, неправедность см. Справедливость, праведность, правда см. Грех.

Нер

Нер (Нир) (кр. ф-ма от "(Господь есть) светоч") см. Кис (2):

1) вениамитянин, сын Авиила, отец Авенира, брат Киса и дядя Саула (1Цар 14:50 и след.);

2) вениамитянин, к-рый в 1Пар 8:33; 9:35 и след.,39 назван сыном Иеила и отцом (возм., дедом) Киса.

Нергал

Нергал, вавил. божество. см. Кута.

Нергал-Шарецер

Нергал-Шарецер (аккад. Нергал-шарри-уцур, "Нергал, охрани царя"), один из приближенных вавил. царя Навуходоносора, участвовавший в завоевании Иерусалима (Иер 39:3,13). Значение его титула равмаг (в Синод. пер. - "начальник магов") доподлинно не известно, нек-рые исследователи переводят его как "управитель", "распорядитель". У ассирийцев и вавилонян встречался титул рабмуги, употреблявшийся в значении "посланник" или "военачальник". Этот Н.-Ш., вероятно, впоследствии стал либо вавил. царем, либо женился на дочери Навуходоносора.

Нерон

Нерон, пятый император Рима (54-68 гг. по Р.Х.), приемный сын своего предшественника Клавдия (см. Клавдий), сына к-рого, Британика, Н. отравил, считая его опасным соперником. Н. был беззастенчивым и жестоким правителем. По мере устранения препятствий на пути к власти он все безудержнее потакал своим страстям. Н. был тем самым кесарем, суда к-рого, находясь в Кесарии, потребовал Павел (Деян 25:11,12). В 64 г. в Риме разразился сильнейший пожар, уничтоживший значит. часть города. Чтобы отклонить от себя возникшее подозрение в поджоге, Н. обвинил в нем христиан и распорядился казнить многих из них. Согл. преданию, во время гонения на христиан, устроенного Н., были казнены апостолы Петр и Павел. При Н. началось иуд. восстание в Палестине, окончившееся разрушением Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Злодеяния Н. в конечном итоге привели его к гибели. Оставленный своими войсками и низложенный сенатом, он покончил жизнь самоубийством. Сумма числовых значений евр. букв, составляющих выражение "император Нерон" (см. Алфавит), равняется "числу зверя", названному в Откр 13:18. Такая разгадка числа 666, имеет по сравнению с другими, то преимущество, что она возможна и при другом варианте прочтения "числа зверя" как 616. Но все же зверь не отождествляется с историч. Н., а, скорее, личность Н. является символом зверя.

Несовершенное знание

До тех пор пока мы пребываем в вере (см. Вера), не удовлетворяясь видением (2Кор 5:7), Бог дарует нам см. Обетование не как законченную, совершенную и замкнутую в себе систему. Всю истину (см. Истина) мы вместить не можем (Ин 16:12; ср. Быт 3:5). Св. Дух постепенно ведет нас к полной истине (Ин 16:13), Он дает нам то, что ныне необходимо для нашей деят-сти и для жизни в послушании (см. Послушание, повиновение, слушаться, повиноваться). Только при свершении конечного обетования будут решены все вопросы (Ин 16:23). До тех пор наше знание, отчасти полагающееся на пророчество (см. Пророчество, пророчествовать) (1Кор 13:9 и след.,12), является несовершенным, ограниченным, но необходимым и достаточным для данного момента.

Несовершеннолетние

Несовершеннолетние (в Синод. пер. чаще всего - "младенцы"), люди, к-рые еще не достигли определ. возраста и в связи с этим в правовом отношении не могут действовать самостоятельно (Гал 4:1), дети (Плач 2:11; Мф 21:16). Бог открыл младенцам то, что утаил от мудрых и разумных (Мф 11:25; Лк 10:21). см. Дети, сыновья, младенцы, чада.

Нетопырь

Нетопырь (евр. аталлеф), "летучая мышь". Закон Моисея, причисляя Н. к нечистым животным, запрещал употреблять его в пищу (Лев 11:19; Втор 14:18; Ис 2:20).

Нетофа

Нетофа (Нетофафа) (от евр. "капать"), город в уделе Иуды, недалеко от Вифлеема (Езд 2:22; Неем 7:26; Иер 40:8).

Нетофатитяне

Нетофатитяне, жители города Нетофы (см. Нетофа), потомки Салмы (2Цар 23:28,29; 4Цар 25:23; 1Пар 2:54). В 1Пар 9:16; Неем 12:28 говорится о "селениях" и о "селах" нетофафских. Здесь, вероятно, подразумеваются поселения в окрестностях Нетофы.

Нетофафа

Нетофафа см. Нетофа.

Неустройство

Неустройство см. Устав, устраивать, устроенный.

Нефания

Нефания (Нафания) (евр. Нетанья, "Господь дал"):

1) сын Асафа, руководитель 5-й чреды левитских певцов (1Пар 25:2,12);

2) левит, современник Иосафата (2Пар 17:8);

3) отец Иегудии, современника Иеремии (Иер 36:14);

4) отец Исмаила, убийцы Годолии (4Цар 25:23,25).

Нефан-Мелех

Нефан-Мелех (евр. Нетан-Мелех, "царь дал"), евнух, современник Манассии и Иосии (4Цар 23:11).

Нефег

Нефег (Нафек) ("неуклюжий", "медлительный"):

1) потомок Левия, сын Ицгара (Исх 6:21);

2) сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:15; 1Пар 3:7; 14:6).

Нефинеи

Нефинеи (евр. нетиним, "данные", "подаренные"), работники при святилище, к-рые исполняли черновую, тяжелую работу. Иисус Навин превратил в храмовых рабов жителей Гаваона, заставив их рубить дрова и черпать воду для дома Божьего (Нав 9:23,27), остальных Н. передали в помощь левитам Давид и его приближенные (Езд 8:20). Еще Моисей передал священникам и левитам часть плененных мадианитянок (Чис 31:28-30,40,41,47; ср. ст. 18). Среди евреев, вернувшихся из вавил. плена, находились и Н. Они перечислены в родословных списках (Езд 2:43-54; Неем 7:46-56). Вместе с Зоровавелем вернулись и Рабы Соломона (см. Раб, рабыня, раба) (Езд 2:55-58; Неем 7:57-60; 11:3), причисл. к Н.; общее число Н. и рабов Соломона составило 392 человека (Езд 2:58; Неем 7:60), с Ездрой возвратились еще 220 человек (Езд 7:7; 8:17,20). Они, как и священники с левитами, были освобождены от налогов (Езд 7:24). Н. жили в Иерусалиме, в Офеле (Неем 3:26; 11:21), но также, вероятно, и за пределами города (Езд 2:70; Неем 7:73; 11:3). В Неем 3:31 упоминается дом Н., в Неем 11:21 - два их начальника. Обязат-во соблюдать Закон, принятое израильтянами при Неемии, касалось и Н. (Неем 10:28). В НЗ упоминаний о Н. нет.

Нефисим

Нефисим (Нефишсим), родоначальник семейства храмовых слуг (нефинеев), вернувшегося из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:50; Неем 7:52). В евр. языке имя Н. имеет форму мн.ч. и, возм., это не имя собств., а слово, обозначающее потомков Нафиша, одного из сыновей Измаила (Быт 25:15). Нафиш был родоначальником одного из араб. племен (1Пар 5:19).

Нефишсим

Нефишсим см. Нефисим.

Нефтоах

Нефтоах, источник на границе уделов Иуды и Вениамина (Нав 15:9; 18:15). Н., или Ме-Нефтоах, совр. Айн-Лифта (новоевр. Мей-Нефтоах), расположен в 3 км. сев.-зап. Иерусалима.

Неффалим

Неффалим (евр. Нафтали), в Быт 30:8 истолковано как "борец":

1) шестой сын Иакова, второй от Валлы, рабыни Рахили (Быт 30:7,8; 35:25). У Н. было четверо сыновей: Иахцеил, Гуни, Иецер и Шиллем (Быт 46:24; Чис 26:48 и след.; 1Пар 7:13). Иаков в своем благословении сравнивает Н. со стройной серной (в Синод. пер. - "с рослым теревинфом"; Быт. 49:21 - значение евр. текста неясно; ср. Втор 33:23). Более о Н. ничего не известно;

2) колено Неффалима - потомки Н., одного из сыновей Иакова. При первом исчислении народа в нем насчитывалось 53 400 годных для войны мужчин (Чис 1:43), а в конце странствования по пустыне их число снизилось до 45 400 (Чис 26:50), в результате чего колено Н. передвинулось с 6-го на 8-е место среди колен Израил. Колено Н. располагалось в стане сев. скинии собрания, рядом с коленом Асира; оно трогалось в путь последним, после колена Дана (Чис 2:25-31). При разделе Ханаанской земли колено Н. получило удел на севере, зап. Геннисаретского озера и верхнего течения Иордана, в плодородной области, "исполненной благословения Господа" (Втор 33:23), юж. уделов Иссахара и Завулона; на западе оно граничило с уделами Завулона и Асира (Нав 19:32-39). В уделе Н. левитам из рода Гирсона были выделены три города, из к-рых Кедес стал городом-убежищем (см. Города-убежища) (Нав 20:7; 21:6,32). В этом уделе находился город Капернаум, располож. у озера в уделе Завулона и Н. (Мф 4:13). Колену Н. не удалось изгнать хананеев из Вефсамиса и Бефанафа (Суд 1:33). Сыны Неффалимовы приняли активное участие в борьбе Деворы и Варака с Сисарой (Суд 4:6,10; 5:18); они оказали помощь и Гедеону (Суд 6:35; 7:23). К Давиду в Хеврон из колена Н. пришли тысяча вождей, а с ними 37 тыс. воинов со щитами и копьями (1Пар 12:34,40). Во времена правления израил. царя Ваасы удел Н. был опустошен сирийцами под предводительством Венадада (3Цар 15:20; 2Пар 16:4). В период правления Факея ассир. царь Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) увел колено Н. в плен (4Цар 15:29). Вероятно, вслед за этим Исаия предсказал колену Н. новое благословение (Ис 9:1 и след.). Это предсказание исполнилось в служении Иисуса в Галилее (Мф 4:12-17). Пр. Иезекииль указал колену его удел в земле обетованной между коленами Асира и Манассии (Иез 48:3,4), а в Откр 7:6 среди 144 тыс. запечатленных названы и 12 тыс. из колена Н.

Нехао

Нехао (в совр. лит-ре Нехо), сын и наследник егип. фараона Псамметиха (610-595 гг. до Р.Х.). В 612 г. до Р.Х. союзные войска вавилонян и мидийцев завоевали Ниневию и окончат. сломили могущество Ассирии. Тогда фараон Н. двинулся на север, пытаясь поддержать ослабевшее ассир. царство, а заодно установить власть Египта над Сирией и Палестиной. Выступивший против него иуд. царь см. Иосия пал в битве при Мегиддо в 609 г. до Р.Х. (4Цар 23:29 и след.; 2Пар 35:20-25). Затем вместе с ассир. царем Ашшурубаллитом II Н. попытался захватить Харран, но этим планам воспрепятствовал вавил. царь Набопаласар. Возвращаясь из похода, Н. остановился в Ривле и по своему усмотрению решил вопрос об иуд. престоле: пленив см. Иоахаза (4), к-рого народ поставил на царство как наследника Иосии, он сделал царем см. Иоакима (4Цар 23:31-35; 2Пар 36:2-4). Плененного Иоахаза Н. увел с собой в Египет. Война между вавилонянами и египтянами в Сирии продолжались. В след. своем походе на север, предпринятом в 605 г. до Р.Х., Н. потерпел от Навуходоносора сокрушит. поражение в битве при Каркемише, стоившее ему всех сир. и палест. тер. (ср. Иер 46:2-12). Вторая битва, состоявшаяся в 601 г. до Р.Х., в к-рой никто из противников не добился перевеса, но к-рую следует расценивать скорее как победу египтян, не освободила Палестину от вавил. господства, но несколько приостановила экспансию вавилонян. После этого Н. и Навуходоносор на поле битвы больше не встречались (4Цар 24:7). В последний период жизни фараон много времени уделял мореходству и другим мирным занятиям.

Нехелам

Нехелам, возм., родина лжепророка Шемаии "Нехеламитянина" (Иер 29:24,31 и след.). Город с таким названием неизвестен, слово же нехелами переводили как "мечтатель" или как "сын Нехелама".

Нехум

Нехум см. Рехум (2).

Нехушта

Нехушта, дочь Елнафана, жена иуд. царя Иоакима и мать Иехонии (4Цар 24:8).

Нехуштан

Нехуштан см. Медный змий.

Нециах

Нециах ("верный"), нефиней, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:54; Неем 7:56).

Нецив

Нецив, ("столб", "пост", "постовой"), город в Шефеле, в уделе Иуды (Нав 15:43), совр. Хирбет-Бет-Назиб, в 15 км вост. Лахиша и прим. в 10 км сев.-зап. Хеврона.

Нечестивец, нечестивый

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нечистота

Нечистота см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

Нечистые духи

Нечистые духи см. Одержимость, одержимый, бесноватый.

Нечистый

Нечистый см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

Нея

Нея, место в уделе Завулона (Нав 19:13), в окрестностях см. Риммона (2) и Ханнафона. Вероятно, Н. (или новозаветный см. Наин) можно отождествить с селением Ноа, название к-рого обнаружено на черепках времен Иеровоама II, найденных в Самарии.

Нива

Нива см. Поле, нива.

Нивхаз

Нивхаз, идол, к-рому поклонялись в Авве (4Цар 17:31). Какое именно божество подразумевалось под этим именем, неизвестно.

Нившан

Нившан, селение в Иудейской пустыне (Нав 15:62), предположит. совр. Хирбет-эль-Макари, в 8,5 км юго-зап. Кумрана.

Нигер

Нигер (лат. "черный"), прозвище антиохийского пророка и учителя Симеона (Деян 13:1).

Низкие места

Низкие (низменные) места. Словосочетание "низкие (низменные) места" (Втор 1:7; Нав 11:2,16), а также слова "долина" (1Пар 27:28) и "равнина" (Иер 17:26) обозначают в Синод. пер. область на зап. берегу Иордана, называемую по-евр. Шефела, т.е. "низменность". Если на карте пометить города, к-рые находились в "низменных местах", то окажется, что Шефела простиралась между Среди-земным морем и Центральным плоскогорьем Палестины. Ландшафт Шефелы как бы поделен на две части: собственно равнину и холмистую местность вост. нее. Юж. граница Шефелы - ручей Вади-эль-Ариш, "поток Египетский" (Чис 34:5), или "поток в пустыне" (Ам 6:14). Сев. граница - Вади-Шелал, ручей, к-рый протекает вост. Яффы (Иоппии), отделяющей Шефелу от равнины Шарон (Сарон). Почва Шефелы - смесь песка и глины; грунтовые воды залегают неглубоко и легко доступны; орошение земель позволяет собирать богатые урожаи. В 1Пар 27:28 и след. говорится о выращиваемых в этих местах масличных деревьях и смоковницах, о разводимом здесь крупном рогатом скоте. Н.М., как и прибрежные области, всегда играли важную полит. и экономич. роль. По прибрежной равнине проходила большая воен. дорога, пролегавшая по земле филистимлян (Исх 13:17) и называвшаяся "дорогой у моря". По ней двигались войска и караваны из Египта в Сирию и обратно, от Евфрата к Нилу. В Н.М. велись войны между израильтянами и филистимлянами. В Аиалонской долине филистимляне были разбиты "от Гевы (в Синод. пер. - Гаваи) до Газера" (2Цар 5:25). Между Цорой и Естаолом Дух Господень поднял Самсона на битву с филистимлянами (Суд 13:25), а поединок между Голиафом и Давидом (1Цар 17) прославил "долину дуба" (см. Долина дуба). Шефела являлась спорной тер., на нее притязали и филистимляне, и израильтяне, к-рые так и не смогли овладеть прибрежной равниной.

Низкий

Низкий см. Возвышение, возвышать, унижение, унижать.

Никанор

Никанор (греч. "победитель"), один из семи служителей (см. Служитель IV) Иерусалимской церкви (Деян 6:5).

Никодим

Никодим (греч. "победитель народа"), фарисей и сведущий в Свящ. Писании учитель, член синедриона. Н. пришел к Иисусу ночью, как было принято в тех случаях, когда хотели вести спокойный, серьезный разговор. Н. признавал Иисуса истинным Учителем, пришедшим от Бога, и хотел учиться у Него. Иисус говорил ему о необходимости рождения свыше (Ин 3:1-21). Плоды этого разговора проявились впоследствии. Н., ссылаясь на Писание, вступился за Иисуса перед синедрионом (Ин 7:50-52), а после смерти Иисуса помогал организовать достойное погребение Усопшего (Ин 19:39).

Николаиты

Николаиты, группа лжеучителей, приверженцы к-рой были в Эфесской (Откр 2:6) и Пергамской (ст. 14 и след.) церквах. Господь ненавидит Н. (ст. 6,15), потому что те объявили дозволенными жертвы (см. Жертва) идолам (см. Идоложертвенное) и см. Любодейство (ст. 14) (см. Блуд, блудница, блудник); их учение приравнивается к учению см. Валаама (Чис 25:11 и след.; 31:16; ср. также 2Пет 2:15; Иуд 11). Те же упреки адресованы некоей Иезавели из Фиатирской церкви (Откр 2:20), известной тем, что она познала т.наз. "сатанинские глубины" (ст. 24). Это обстоят-во указывает на влияние гностицизма. Среди различных групп гностиков, существовавших в III в. по Р.Х., также появляются Н., о связи к-рых с новозаветными Н. ничего не известно. Гностицизм понимал спасение исключит. как духовное познание, для к-рого внешнее поведение человека, его поступки не имеют ни-какого значения; истинное познание, по мнению гностиков, само по себе делает человека совершенным. В этой связи излишними становятся послушание (см. Послушание, повиновение, слушаться, повиноваться ), хождение (пред Богом) (см. Ходить) и см. Освящение; т.е. в обыденной жизни позволялось практиковать языч. обряды и обычаи, чтобы не выделяться и не ставить под угрозу свое положение в обществе. Н., очевидно, получили свое название по имени некоего Николая, к-рого отцы Церкви отождествляли с Николаем (см. Николай), прозелитом из Антиохии, одним из семи служителей Иерусалимской церкви (Деян 6:5), но до конца этот вопрос не изучен. Другие понимают это имя символич., как перевод на греч. язык (Николай = "победитель народа") евр. имени Валаам (="развратитель народа").

Николай

Николай (греч. "победитель народа"), антиохиец, обращенный из язычников, один из семи служителей (см. Служитель IV) Иерусалимской церкви (Деян 6:5).

Никополь

Никополь ("город победы"), город в рим. провинции Эпир (на северо-западе Греции), основ. имп. Августом в память о победе в сражении у мыса Акция (31 г. до Р.Х.). Павел хотел остаться здесь на зиму и призвал к себе Тита, находившегося на Крите (Тит 3:12).

Нил

Нил, река в Африке, самая длинная река в мире (протяженность свыше 6500 км). Под названием Кагера она берет свое начало сев. оз. Танганьика и протекает через озера Виктория и Альберта. Затем, под названием Бахр-эль-Джебель, река прокладывает свое русло в скалах и течет по болотистым землям Судана. Прим. в 800 км сев. оз. Альберта в реку впадают три притока - Бахр-эль-Газаль, Бахр-эс-Сарафа и Собат. Н. получает здесь название Бахр-эль-Абиад, или Белый Н.; близ Хартума в него впадает Бахр-эль-Азрак, к-рый называется также Голубым Н. Между Хартумом и Средиземным морем в Н. впадает лишь один приток - Атбара. Протекая по пустыне, река мелеет, но больше всего воды теряется из-за оросит. каналов. см. Египет почти не знает осадков; без вод Н. он был бы такой же мертвой пустыней, как и Сахара. В период полноводья (с июня по сентябрь) Голубой Н. и Атбара несут много ила, к-рый при разливах остается на полях Египта. Эти многовековые отложения создали плодородную пойму, ширина к-рой колеблется от 0,5 до 15 км. Дельта Н. также имеет наносное происхождение. После сбора урожая (в апреле и мае) до нового разлива (т.е. с мая по июль) можно было только возделывать землю вблизи речного русла или строить ирригац. сооружения. Такие оросит. сооружения упомянуты во Втор 11:10, где о Египте говорится как о земле, к-рую надо было поливать как масличный сад. Сегодня уровень воды регулируется дамбами и плотинами, что позволяет собирать три урожая в год. На участке от второго до первого порога (от Вади-Хальфы до Асуана) река становится судоходной. Здесь на берегах Н. встречаются многочисл. следы древнеегип. культуры. В древности сильные егип. гарнизоны защищали население долины Н. от набегов нубийских кочевников. Собственно Египет с его храмами, дворцами, алеей сфинксов, обелисками и пирамидами начинается ниже Асуана, где долина реки расширяется. Несколько ниже Бени-Хасана от Н. ответвляется рукав Бахр-эль-Юсуф, текущий парал. основному потоку на протяжении свыше 300 км (см. Египет, IV,2). В Дельте река делится на несколько рукавов, поэтому в Библии можно встретить выражения "реки Египетские" или "воды Египетские" (Исх 7:19; 8:6; 4Цар 19:24; Ис 37:25). Роль Н. в жизни Египта всегда была огромной. Он давал стране воду и плодоносный ил. Египтяне рано научились измерять землю и строить ирригац. сооружения. Когда позднее егип. зодчие по поручению фараонов сооружали огромные памятники, то камень для них доставляли по реке - Н. был водной артерией Египта. Эту страну по праву называют "даром Нила". Поэтому так страшны библ. пророчества: "И река иссякнет и высохнет" (Ис 19:5) или "И реки сделаю сушею" (Иез 30:12).

Нимра

Нимра (Чис 32:3) см. Беф-Нимра.

Нимрим

Нимрим ("воды Нимрима") (Ис 15:6; Иер 48:34), река в Моаве, возм., совр. Вади-эн-Нумейра, впадающая в Мертвое море юж. полуо-ва Лисан.

Нимрод

Нимрод (Немврод), сын Хуша, о нем сказано, что он был "силен на земле" (Быт 10:8-12; 1Пар 1:10). Вначале его царство составляли Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Оттуда он пошел на Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен. В Мих 5:6 Ассирия названа страной Н. Несмотря на все попытки найти более точные историч. сведения о Н., исследователям известно о нем не более того, что сказано в Библии. В Быт 10:9 Н. назван "сильным звероловом пред Господом".

Нимфан

Нимфан (греч. Нюмфа или Нюмфас), христианка (или христианин) из Лаодикии или Колосс, к-рую (к-рого) Павел приветствует в своем послании, равно как и ее (его) "домашнюю церковь" (Кол 4:15).

Ниневия

Ниневия (ассир. Нинуа).

I:

1) главный город и столица Ассирии (см. Ассирия). Н. была расположена на вост. берегу Тигра, напротив места, где сегодня стоит г. Мосул. Развалины Н. скрывают ныне два холма - Куюнджик и Неби-Юнус (последний назван в честь пр. Ионы). При раскопках холма Куюнджик найдены остатки великолепного дворца царя Синаххериба (библ. Сеннахирима) и колоссальная библиотека Ашшурбанипала, а при раскопках Неби-Юнуса - дворец Асархаддона;

2) сев.-вост. Неби-Юнуса находится холм Хорсабад (Дур-Шаррукин), где были обнаружены остатки дворца см. Саргона II, а южнее - развалины Саламийе, предполагаемое место нахождения Ресена (Быт 10:12); юж. Нимруда лежал древний Калах (ст. 11 и след.) с дворцами Ашшурбанипала II, Салманасара III, Саргона II, Адад-нерари III и Асархаддона; юго-вост. расположен Балават с его знаменитыми бронзовыми воротами, возведенными во времена Салманасара III.

II.

Название "Н." предположит. включает в себя два понятия: собственно город (Куюнджик и Неби-Юнус), а также всю область вместе с названными местами. Сюда же относится и Реховофир, к-рый, вероятно, был пригородом Н. (ассир. Ребит-Нинуа, совр. Мосул) и лежал на зап. берегу Тигра. В этом значении Н., Реховоф-ир, Ресен и Калах вместе названы "великим городом" (Быт 10:11 и след.).

III.

При раскопках в Н., в храме богини Иштар, покровительницы города, было найдено бронзовое изображение головы аккадского царя Саргона I (XXIII в. до Р.Х.). Начиная с царствования Салманасара I, Н. приобретала все большее влияние по сравнению с древним Ашшуром (см. Ассур, 2). Ашшурбанипал II (884-858 гг. до Р.Х.) и его преемник Салманасар III попеременно избирали своей резиденцией то Н., то Калах. Своими великолепными сооружениями Н. обязана Синаххерибу (705-681 гг. до Р.Х.) и Асархаддону (681- 669 гг. до Р.Х.). Вокруг дворца Синаххериба располагались парки и зверинцы, конюшни цар. конного завода, склады и адм. постройки. В вост. части города был проложен водопровод. Рядом с дворцом проходила цар. дорога шир. свыше 30 м. Мощные стены города имели башни; вокруг гор. стены проходил ров шир. 50 м. Этому цветущему, богатому городу, куда стекалась воен. добыча и доходы от торговли, пророки Наум (Наум 2:1 и след.) и Софония (Соф 2:13-15) предсказали гибель. В 612 г. до Р.Х. Н. была завоевана мидянами и халдеями. Покорить город помог разлив реки: вода разрушила часть гор. укреплений, построенных из необож. кирпича (ср. Наум 2:6). Затем огонь уничтожил то, что еще оставалось после разграбления города. см. Книга пророка Ионы.

Нир

Нир см. Нер.

Нирей

Нирей (греч. Нерей, в греч. мифологии морское божество), рим. христианин, к-рого Павел приветствовал в своем послании (Рим 16:15).

Нирий

Нирий (евр. Нери, "мой светоч"), предок Иисуса Христа, отец см. Салафиила (Лк 3:27).

Нирия

Нирия (евр. Нерийя, "Господь есть светоч"), сын Маасеи, отец Варуха и Сераии (Иер 32:12; 36:4; 51:59).

Нисан

Нисан см. Календарь.

Нисрох

Нисрох, языч. бог, в храме к-рого в Ниневии был убит своими сыновьями Синаххериб (библ. Сеннахирим) (4Цар 19:37; Ис 37:38). Имя Н. однозначно истолковать пока не удалось.

Ничто

I.

Все сущее - это результат Божьего творения, для к-рого не было никаких объективных предпосылок. Все видимое сотворено из ничего "Богом... называющим несуществующее, как существующее" (Быт 1 и Евр 11:3; Рим 4:17).

II.

Библия указывает на ничтожность всякого создания как раз в тех случаях, когда это создание возвышает себя и претендует на некую собственную значимость пред Богом. Людям, преисполненным осознания собств. значимости, следует помнить о том, что они есть "ничто" (Пс 38:6,12) и даже "все они вместе легче пустоты" (Пс 61:10). Таковы в Библии египтяне (Ис 30:7), все язычники (Ис 40:17; ср. Дан 4:32), идолы (1Кор 8:4) и, наконец, те, кто не имеет любви (1Кор 13:2).

III.

Только тот, кто сам смиренно осознает себя как "Н." (2Кор 12:11), может стать Божьим соработником. Бог избирает как раз того, "кто есть ничто", чтобы через него творить историю, превращая в Н. тех, кто "хвалится пред" Ним (1Кор 1:28). Бог Отец осуществляет великие деяния через Иисуса именно потому, что Сын "ничего не может творить Сам от Себя" (Ин 5:19,30). То же относится и к христианам, к-рые должны осознавать свою полную зависимость от Иисуса: "без Меня не можете делать ничего" (Ин 15:5).

Нищий

Нищий см. Бедность, бедный, попечительство о бедных.

Но

Но (-Амон), так в Библии названы Фивы, столица Верхнего Египта (егип. Нвт, "город") (Иер 46:25; Иез 30:14). Богом города Н. был см. Амон (Амун). В 663 г. до Р.Х. ассирийцы овладели считавшимся неприступным Н. (Наум 3:8-10). Город был знаменит великолепными храмовыми сооружениями - Рамессеем Рамсеса II в Западных Фивах, храмом богини Хатшепсут в Дер-эль-Бахри, храмом Рамсеса III в Мединет-Абу, храмом в Луксоре с перечнем покоренных Тутмосом III и Рамсесом II городов, храмом в Карнаке с перечнем побед, одерж. во время палест. похода Шешонком (библ. см. Сусаким). см. Египет.

Ноа

Ноа, дочь-наследница Салпаада (Чис 26:33; 27:1; 36:11; Нав 17:3).

Ноадия

Ноадия ("Господь открыл Себя, известил о Себе"):

1) левит, современник Ездры (Езд 8:33);

2) пророчица, пытавшаяся устрашить Неемию (Неем 6:14).

Но-Амон

Но-Амон см. Но (-Амон).

Нов

Нов (Ново, Номва). Место, где во времена Саула жил священник Ахимелех со своим семейством (1Цар 21:1; 22:9,11,19). В Ис 10:32 Н. упоминается как место последней остановки ассирийцев на пути к Иерусалиму. В Неем 11:32, при перечислении городов, в к-рых жили вернувшиеся из вавил. плена вениамитяне, Н. стоит между Анафофом и Ананией (Вифанией). Исходя из этих данных можно предположить, что Н. находился на сев. отроге Елеонской горы, на пути в Иерихон. Возм., это именно то место, где Давид поклонялся Богу (2Цар 15:32). Однако существуют и другие т.зр. Иероним считал, что это Бейт-Нуба, располож. сев.-зап. Аиалона. Тогда Н., упомянутый в Первой книге Царств, следует отличать от того, что упомянут в Ис 10:32 и Неем 11:32. Кр. того, с Н. пытались отождествить Шафат, или Эль-Куме, лежащий сев. Иерусалима.

Нова

Нова, город вблизи Иогбеги (Суд 8:11); возм., тождествен см. Нофа (Чис 21:30).

Новах

Новах, израильтянин из колена Манассии, завоевавший местность см. Кенаф вост. Иордана и назвавший ее своим именем (Чис 32:42).

Ново

Ново см. Нов

Новомесячие

Новомесячие см. Луна см. Календарь.

Новообращенный

Новообращенный (греч. неофютос). Слово "Н.", встречающееся в НЗ лишь в 1Тим 3:6, обозначает человека, к-рый недавно был обращен ко Христу из иудаизма или язычества, т.е. в вере является еще новичком. Ему еще нельзя доверить ответств. должность в церкви, поскольку может возникнуть опасность, что он возгордится или станет объектом насмешек со стороны окружающих из-за своей неопытности или некомпетентности. Этот запрет призван подчеркнуть необходимость роста в вере (ср. Еф 4:15; 1Пет 2:2; Евр 5:12 и след.).

Новый

Понятие новизны часто встречается там, где говорится об отношении к Богу. Хлеб нового урожая нельзя есть, пока не будет принесена жертва Богу (Лев 23:14). Новым должно быть то, что используется в служении Богу: новая колесница для перевозки ковчега завета (1Цар 6:7; 2Цар 6:3; 1Пар 13:7), новое одеяние, к-рое Ахия разодрал на 12 кусков, чтобы 10 отдать Иеровоаму (3Цар 11:29 и след.), новая чаша, из к-рой Елисей бросает соль в источник, чтобы вода стала "здоровой" (4Цар 2:20). Всегда новы деяния Бога, к-рыми Он вершит суд (Чис 16:30) и спасение (Суд 5:8); человек же отвечает на это новой песнью благодарности и хвалы (Пс 39:4; 95:1; 97:1; 143:9; Ис 42:10). Наряду с утверждением Екклесиаста о том, что с человеч. т.зр. нет ничего нового под солнцем (Еккл 1:9), известны просьба псалмопевца о новом духе и слова пророка о новом великом Божьем деянии. Об этом говорит Исаия (Ис 42:9; 43:19; 48:6), к-рый также возвещает, что народ Божий будет назван новым именем (Ис 62:2) и что в конце времен Бог сотворит новое небо и новую землю (Ис 66:22). Иезекииль предсказывал, что человек обновится см. Сердцем и духом (Иез 11:19; 36:10); он также описывал исходящий из святилища поток, на берегах к-рого деревья жизни будут ежемесячно приносить новые плоды (Иез 47:12). см. Обновление, обновлять.

Новый Завет

Новый Завет см. Библия.

Нога

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ногаг

Ногаг см. Ногах.

Ногах

Ногах (Ногаг) ("яркое сияние", "блеск"), сын Давида, рожденный в Иерусалиме (1Пар 3:7; 14:6).

Ноготь

Плоский роговой покров на конце пальца (евр. циппорэн) (Втор 21:12; Дан 4:30).

Нод

Нод ("(земля) неприкаянных"), земля, лежащая вост. Эдема, в к-рую удалился Каин (Быт 4:16).

Ноема

Ноема см. Наама (I,1).

Ноеминь

Ноеминь (евр. Нооми, кр. ф-ма: "(Бог есть) блаженство, милость"), жена Елимелеха, свекровь Орфы и Руфи (Руфь 1:2 и след.).

Нож

Нож см. Оружие и орудия труда.

Ной

Ной (евр. Ноах, согл. Быт 5:29, возм. "утешитель"), потомок Сифа, сын Ламеха и отец Сима, Иафета и Хама (Быт 5:28-32; ср. 9:24). При рождении Н. его отец сказал: "он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь". Когда Бог решил истребить людей за их неправедность, Н. обрел благодать пред Его очами; он был "человек праведный и непорочный" и "ходил пред Богом" (Быт 6:8 и след.). Господь велел Н. построить см. Ковчег и войти в него вместе с женой, сыновьями и их женами. Н. должен был взять с собой семь пар чистых животных и по одной паре нечистых, а также пищу для себя и для животных. Н. послушался Господа и сделал так, как ему было сказано, показав тем самым пример истинной веры (ст. 13-22; Евр 11:7). Когда ему было 600 лет, губит. потоп обрушился на землю (Быт 7:6); только восемь человек спаслись от смерти (1Пет 3:20). По окончании см. Потопа Н. вышел из ковчега, к-рый оказался "на горах см. Араратских" (Быт 8:4,18), соорудил см. Жертвенник и принес на нем жертву всесожжения. Тогда Бог решил больше никогда не проклинать землю за грехи человека; сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь никогда больше "не прейдут" (ст. 20-22). Бог благословил Н. и его сыновей (Быт 9:1 и след.; ср. Быт 1:28 и след.)и заключил см. Союз, завет (IV,2) с ним, его потомками и всеми живыми существами, к-рые были в тот момент с ним. В этом завете Бог обещал впредь не уничтожать потопом жизнь на земле; знаком завета стала радуга (Быт 9:8-17). Н. первым стал возделывать виноград. Когда однажды он, опьяневший, лежал в шатре, его, обнаженного, увидел младший сын Хам и насмеялся над ним, рассказав об этом братьям. Сим и Иафет прикрыли отца одеждой. Когда Н. узнал, что сделал Хам, то проклял его сына, Ханаана, и благословил Сима и Иафета (Быт 9:20-27). После потопа Н. прожил еще 350 лет и умер в возрасте 950 лет (ст. 28 и след.). В Иез 14:14,20 и 2Пет 2:5 о Н. говорится как о праведнике. Иудеи придают важное значение "семи заповедям", основанным на Быт 9:1-7, относя их ко всем людям и особенно к прозелитам (см. Прозелиты). Эти заповеди таковы:

1) признание властей;

2) запрещение богохульства;

3) запрещение идолопоклонства;

4) запрещение кровосмешения;

5) запрещение убийства;

6) запрещение разбоя и воровства;

7) запрещение потреблять мясо с кровью.

Номва

Номва см. Нов.

Нон

Нон (Нав) (евр. Нун, "рыба"), ефремлянин, отец Иисуса Навина (см. Иисус Навин) (Исх 33:11; Нав 1:1; 1Пар 7:27).

Носилки

Носилки (носильный одр). Креслами-носилками (Песн 3:9 - евр. аппирейон, заимствование из греч.; Ис 66:20 - евр. цав), нередко имевшими балдахин, знатные люди пользовались вместо колясок. При продолжит. путешествиях Н. могли перемещать и с помощью лошадей, ослов или лошаков, в остальных случаях их несли рабы - от двух до шести человек.

Нофа

Нофа, город, лежавший вост. Иордана и, вероятно, сев. Дивона (Чис 21:30). Этот моавитский город исследователи отождествляли с Новой (см. Нова), вблизи Иогбеги (Суд 8:11), а также искали его на месте развалин Новакис под Амманом.

Ноха

Ноха, сын Вениамина (1Пар 8:2).

Ночная влага

Ночная влага см. Роса (Песн 5:2).

Ночная стража

В ветхозаветную эпоху часы от заката до восхода солнца, согл. воен. обычаю, делили на три Н.С. (Исх 14:24; Суд 7:19; 1Цар 11:11; Пс 89:5; Плач 2:19). Первая стража длилась примерно с 18 до 22 час., вторая - с 22 до 2 час., а последняя, утренняя, - с 2 до 6 час. В эпоху НЗ три стражи были заменены греч.-рим. делением ночи на четыре Н.С. (Лк 12:38; Мк 6:48): вечер, полночь, пение петухов и утро (Мк 13:35). Кр. того, ночь, как и см. День, делилась на 12 часов (Деян 23:23), и упомянутый здесь третий час ночи соответствовал, т.о., первой Н.С.

Ночное видение

Ночное видение, сновидение, через к-рое человек может получить откровения (Иов 4:13-17) и через к-рое его совесть может быть разбужена Богом (Иов 33:15-18). см. Видение см. Книга пророка Захарии.

Ночное привидение

Евр. слово Лилит, переводимое как "ночное привидение" (Ис 34:14), является именем женщины-демона, к-рое встречается также в текстах вавил. заклинаний. По преданию, эта женщина-демон, обитающая в пустыне, нападает на людей. Изначально Лилит была, вероятно, демоном бури, но из-за схожести ее имени со словом лайла ("ночь") евреи считали ее ночным демоном.

Ночь

Ночь см. День см. Тьма см. Ночная стража.

Нрав, характер, ум

Нрав, характер, ум. В ВЗ эти понятия передаются евр. словами нефеш см. Душа или руах Дух (см. Дух, Святой Дух) (см. Пс 33:19; Притч 17:22); в НЗ - греч. словами нус (см. Ум, разум, разумение, разумный) или дианойа ("мысли", "сознание", "взгляды" см. Благоразумие), напр. в Мф 22:37; Мк 12:30; Рим 7:23,25. В обоих случаях смысл этих понятий не ограничивается сферой человеч. чувств. В библ. понимании ум - это основа исполнения Закона Божьего (см. Рим 7:25), а также вместилище новой, духовной жизни возрожд. человека.

Ныне

Ныне см. Сегодня, ныне.

Предыдущая страница Следующая страница