Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "С" (часть 2, "СВО"-"СИВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СВО"-"СИВ")

Свобода, свободный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сворачивать

Принося в жертву голубя (горлицу), священник должен был так свернуть птице шею, чтобы можно было выцедить кровь (Лев 1:15; 5:8).

Свыше

Свыше см. Наверху, вверху, сверху, свыше.

Связка

В Мф 13:30 в С. собирают сорняки.

Святилище

Святилище см. Скиния см. Храм.

Святое Святых

Святое Святых см. Скиния см. Храм.

Святой Дух

Святой Дух см. Дух, Святой Дух.

Святость, святое

Статья большая, находится на отдельной странице.

Священник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Священное Писание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сев

Сев см. Земледелие.

Сева, савейцы

Сева был сыном Хуша из рода Хама (Быт 10:7; 1Пар 1:9). О его потомках, называемых в Синод. пер. савейцами, известно, что они были рослыми людьми (Ис 45:14). Савейцы упоминаются в одном контексте с египтянами и эфиопами (Ис 43:3; 45:14), поэтому ученые предполагают, что местом их расселения была Африка, где греч. географ Страбон упоминает порт. города Саба (=Массауа) и Сабаи (=Асэб на берегу пролива Баб-эль-Мандеб) на зап. побережье Красного моря. В Пс 71:10 наряду с Аравией упоминается царство см. Сава.

Севам

Севам, а также Сивма (Чис 32:3), город на вост. берегу Иордана, в уделе колена Рувима (ст. 38; Нав 13:19). Позднее он перешел во владение моавитян (Ис 16:8 и след.; Иер 48:32). Эта местность славилась виноделием. По мнению Музиля, С. мог быть расположен на месте совр. Хирбет-Сумие, на левом берегу Вади-Хесбана, в 4 км сев.-зап. Есевона, а по мнению Н.Глюка, - в Курн-эль-Кибше, прим. в 3 км сев.-вост. Нево. Судя по найденным здесь черепкам, эта тер. была заселена в 2200-1800 гг. до Р.Х., а позднее вновь - с XIII в. до Р.Х.

Севна

Севна (евр. Шевна, возм., кр. ф-ма от Шевании). Царедворец, начальник дворца царя Езекии, повелевший высечь для себя гробницу. Исаия предсказал ему изгнание и снятие с должности. На место С. должен был встать Елиаким (Ис 22:15-25). И действит., впоследствии Елиаким стал начальником дворца, а С. - писцом (Ис 36:3,11,22; 37:2; ср. 4Цар 18; 19). От надписи на обнаруж. под Иерусалимом гробнице, высеч. в скале, к сожалению, сохранился лишь фрагмент - имя некоего начальника дворца, похорон. в ней. Ученые предлагают реконструкцию имени по сохранившейся части: (Шеван)яху.

Севоим

Севоим см. Цевоим (3).

Сегодня, ныне

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

В евр. и в греч. языках слова "сегодня" и "ныне", как и в русском, означают "текущий (сей) день". Так, Моисей, говоря о хлебе, повелевает: "Ешьте его сегодня; ибо сегодня суббота Господня" (Исх 16:25; ср. Ис 56:12; Иак 4:13 и др.). В более широком смысле слово "сегодня" может означать и "в настоящее время" (см., напр., Мф 11:23).

II. ВЕЧНОЕ В СЕГОДНЯШНЕМ ДНЕ

Тоскующий по прошлому или отягощенный им человек, равно как и предающийся мечтаниям о грядущем или опасающийся будущего, утрачивает свое "С.". Но если во временное вторгается вечность, то человеку возвращается его "С.". В принесенной ангелом вести о том, что "ныне ... родился Спаситель" (Лк 2:11), время остановилось, в него вошла вечность. Кроме вифлеемских пастухов, такое "Н." пережили свидетели проповеди Иисуса в Назарете, когда Он сказал: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лк 4:21). Это "Н." открывает собой "время благоприятное", "день спасения" (2Кор 6:2). Подобное "Н." познали также Закхей (Лк 19:9) и распятый на кресте разбойник (Лк 23:43). Бог разрушил стену, отделявшую время от вечности. "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя" (Пс 2:7 и др.). Благодаря вмешат-ву Бога время наполняется вечностью (Исх 14:13; Втор 9:1; 11:26 и след.; Нав 22:31; 1Цар 11:13). Преходящему "С." неспасенного мира Бог противопоставляет Свое вечное "С." дня спасения (Ис 49:8 и след.). Мимолетное "С." нашего быстротечного жизненного века и постоянное "С." продолжающегося дня спасения призывают нас услышать ныне глас Его и не ожесточить сердец наших (Евр 3:7 и след.; ср. Пс 94:7 и след. и др.). Следует учитывать и то, что нынешнее время милости когда-то подойдет к концу. Поэтому Господь заповедал христианам соблюдать чистоту веры и наставлять друг друга, "доколе можно говорить "ныне"" (Евр 3:13).

Сегув

Сегув (в Синод. пер. также - Сегуб) - (евр. "возвышенный", "вознесенный"):

1) сын Есрома, потомок Иуды (1Пар 2:21 и след.);

2) младший сын Ахиила Вефилянина. Он умер, когда его отец повелел заложить город Иерихон; этим исполнилось проклятие Иисуса Навина (Нав 6:25; 3Цар 16:34).

Седалище

Наряду с обычным предметом обстановки (1Цар 1:9; 4Цар 4:10) этим словом обозначается возвышенное место, где восседал учитель или книжник (Мф 23:2). Слова из Есф 3:1 "...поставил седалище его выше всех князей" представляют собой образное выражение, говорящее о повышении чина.

Седекия

Седекия (евр. Цидкийя, "Господь - моя правда"):

1) сын Хенааны, лжепророк и противник Михея, сына Иемвлая. С. предсказал царю Ахаву, что тот победит арамеев под Рамофом Галаадским (3Цар 22:11-25);

2) сын Анании, один из высших чиновников царя Иоакима (Иер 36:12);

3) сын Маасеи, лжепророк, живший среди иудеев, пересел. в Вавилон. В послании пр. Иеремии говорится о предстоящей смерти С. от рук царя Навуходоносора (Иер 29:21-23);

4) брат Иоахаза, младший сын царя Иосии от Хамутали, дочери Иеремии (4Цар 23:31; 24:18). Первонач. его звали Матфания, а имя С. он получил от Навуходоносора, к-рый воцарил его вместо Иехонии (ст. 17). С. был последним царем Иудейского царства (597-586 гг. до Р.Х.). Вопреки всем предостережениям пр. Иеремии С. отпал от Навуходоносора и этим привел к гибели Иудейское царство. На примере отношения С. к Иеремии (Иер 38) видно, что это был человек слабохарактерный, легко подпадавший под дурное влияние своего ок-ружения. В 594-593 гг. до Р.Х. С. предпринял путешествие в Вавилон (Иер 51:59), но в том же году в Иерусалиме с ним встретились посланники от Эдома, Моава, Аммона, Тира и Сидона. Они заключили соглашение об отпадении от Навуходоносора (Иер 27:3; 28:1). Союз С. с египтянами привел к тяжелым последствиям (Иез 17:11-21). Навуходоносор напал на Иудейское царство, и вскоре, кроме осажд. Иерусалима, невзятыми оставались только упорно державшиеся Лахис (Лакиш) и Азека (Иер 34:7). Осада столицы была врем. прекращена, когда к ней приблизилось егип. войско (ст. 21; 37:5-11; возм., это произошло в начале 587 г. до Р.Х., ср. Иез 29:1 и 30:20 и след.), но затем возобновлена, и в 586 г. до Р.Х. Иерусалим пал и был разрушен. С. бежал под покровом ночи, но преследовавшие его халдеи настигли царя под Иерихоном и доставили к Навуходоносору в Ривлу. На глазах С. убили его сыновей, а его самого, ослепл. и в цепях, привели в Вавилон (4Цар 25:4-7). Там до конца жизни он оставался в заточении (Иер 52:6-11). В 2Пар 36:10 С. назван "братом", т.е., вероятно, близким родственником Иехонии;

5) сын Иоакима (1Пар 3:16). Возм., слово "сын" здесь означает "наследник", так что подразумевается тот же С., что и в п. 4;

6) священник, к-рый первым вслед за Неемией подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:2).

Седло

Упомянутое в Быт 31:34 верблюжье С., видимо, состояло из каркаса, обтянутого тканью или кожей; в этом каркасе Рахиль спрятала идолов.

Седмиц праздник

Седмиц праздник см. Пятидесятница.

Седрах

Седрах (евр. Шадрах), вероятно, преднамер. искаж. имя вавил. бога Мардука. Это вавил. имя получил при дворе Навуходоносора друг Даниила Анания (Дан 1:7; 2:49; 3:12-30).

Сеир

Сеир (евр. "волосатый", а также "заросший" (травой, лесом и т.п.)).

I.

Хорреянин, т.е. представитель народа хурритов, родоначальник ряда племен (Быт 36:20 и след.).

II:

1) горная область на юге Палестины, где жили см. Хорреи (Быт 14:6; 36:20 и след.; Втор 2:12), позднее это название перешло на потомков Исава идумеев (см. Идумеи), к-рые поселились там же и смешались с хорреями (Быт 32:3; 36:8 и след.; Втор 2:4 и след.,8). Эта область ограничена горами вост. Аравы. В горах зап. Аравы не выпадают дожди, и это делает их непригодными для заселения. Однако согл. Втор 1:2,44; 2:1, горы зап. Аравы также называются Сеир (ср. указания границ в Нав 11:17). В 1Пар 4:42 и след., возм., речь идет о некоей области С. в Негеве. В соотв. с этим название С. охватывает горные цепи по обеим сторонам Аравы между Мертвым морем и заливом Акаба;

2) горы на сев. границе Иудеи (Нав 15:10), предположит. горный хребет с городом Сарис (евр. Шореш), прим. в 4 км юго-зап. Кириаф-Иарима.

Сеираф

Сеираф (евр. "заросшая (лесом местность)" ), город на горе Ефремовой (Суд 3:26), возм., Тор-Умм-Сира на пути из Джебель-Карантала, неподалеку от Иерихона, в 5,5 км зап. Телль-эс-Султана.

Секаха

Секаха, город в пустыне в уделе Иуды (Нав 15:61), предположит. совр. Хирбет-эс-Самрах, лежащий между Миддином и Нившаном, в 7 км юго-зап. Кумрана. Имеются доказат-ва, что этот город был населен с IX в. до Р.Х.

Секелаг

Секелаг см. Циклаг.

Секунд

Секунд (лат. "второй"), христианин из города Фессалоники, сопровождавший Павла во время его третьего миссионерского путешествия из Македонии в Малую Азию (Деян 20:4).

Села

Села (евр. "скала").

I:

1) см. Петра. Высказывалось также предположение о тождестве С. с совр. одноименным поселением в 4 км сев.-зап. Боцры (Бусейры);

2) моавитский город, местонахождение к-ро-го неизвестно; возм., это словосочетание надо переводить как "земля скалистых гор" (Ис 16:1).

II.

Слово, к-рое 71 раз встречается в др.-евр. оригинале Псалмов (Пс 3:3,5,9 и т.д.) и трижды в др.-евр. тексте Книги пророка Аввакума (Авв 3:3,9,13), а в Синод. пер. опущено. По-видимому, оно означало указания к исполнению псалмов во время богослужения, но его точный смысл неизвестен. Предполагалось, в частн., что оно может быть переведено как "пауза", "повторение", "крещендо" и проч.

Села-Гаммахлекоф

Села-Гаммахлекоф (евр. "скала разделений"), горный хребет в пустыне Маон (1Цар 23:28). Возм., это название сохранилось в названии ущелья Вади-эль-Малаки, прим. в 15 км юго-вост. Хеврона.

Селевкия

Селевкия, город в Сирии сев. устья Оронта, порт сир. Антиохии (см. Антиохия) (II). С. была основана Селевком Никатором, первым властителем из сир. династии Селевкидов. Отсюда Павел с Варнавой отправились на Кипр (Деян 13:4).

Селед

Селед (евр. "горящий", "восторженный"), сын Надава из колена Иуды (1Пар 2:30). С. умер бездетным.

Селемия

Селемия см. Шелемия (1-4).

Селение, село

Селение, село (евр. хацер, "двор", позднее кефар (ср., напр., Кефар-Аммонай в Нав 18:24)), обжитой участок земли (иногда палаточное поселение), обнесенный каменной насыпью или колючей изгородью для защиты от песков пустыни и диких зверей. Деревни обычно крепостными стенами не обносили. Основание С. предполагало нек-рую оседлость. В политич., культурном, экономич. отношениях, а также в вопросах судопроизводства и обороны сельские поселения зависели от городов. Так, город назывался "матерью" (ср. 2Цар 20:19; греч. метрополис), а села и небольшие города - "дочерьми" (Пс 47:12). После возвращения евреев из плена различия между городом и деревней стали не столь заметны и касались в основном вопросов управления (ср. греч. комополейс в Мк 1:38). Греч. слово агрос во мн.ч. обозначает несколько отдельных дворов, а слово комэ - собств. село.

Селения Иаировы

Вероятно, эти С. находились в холмистой местности между Галаадом и Иармуфом, где было разбросано множество деревень (евр. айарим) (Чис 32:41; Втор 3:14; Суд 10:4).

Селлум

Селлум см. Шаллум.

Селмон

1) гора в окрестностях Сихема, предположит. отроги Гаризима (Суд 9:48);

2) в Пс 67:15 также упоминается С. как название горы. Поскольку в след. стихе о ней говорится, что это "гора Васанская", то, очевидно, речь здесь идет о базальтовом массиве см. Аврана, к-рый упоминается у Птолемея как Монс Асалмонус.

Семаия

Семаия см. Шемаия (12).

Семей

Семей см. Шимий (7,8,10,15).

Семизвездие

Семизвездие (евр. кима, в Синод. пер. также - "хима"), рассеянное звездное скопление Плеяд вблизи созвездия см. Орион (Иов 9:9; 38:31; Ам 5:8).

Семир

Семир см. Шемер (I,3).

Семь

Семь см. Число.

Семя

I.

Зародыш растения (Быт 1:11,12,29; Мк 4:31); у человека (Лев 15:16) и животных - мужские половые клетки. О С. в Библии часто говорится в связи с севом злаковых культур (Лев 19:19; 26:16; Еккл 11:6; Иер 35:7; Мф 13:24; Лк 8:5; 2Кор 9:10). см. Земледелие см. Календарь.

II.

Живое слово Божье, творящее новую жизнь, названо нетленным С. (1Пет 1:23; ср. Лк 8:5,11). В 1Кор 15:35 и след.Павел говорит, что связь земного человеч. тела с воскресшим подобна связи С. с новым растением.

Сен

Сен ("зубец скалы"), город зап. Массифы (Мицпы) (1Цар 7:12). Его местоположение точно не установлено, возм., это совр. Бет-Сенна, развалины к-рого находятся рядом с Шаалвином, в зап. части Аиалонской долины. см. Авен-Езер (2).

Сеная

Сеная, город, жители к-рого вернулись из вавил. плена с Ездрой (Езд 2:35; Неем 7:38) и приняли участие в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:3). Евсевий Кесарийский и Иероним отождествляют этот город с Магдалсенной, располож. в 7 милях от Иерихона. Возм., это совр. Шех-Теруни под Хирбет-эль-Ауга-эль-Фокой, в 11 км сев.-зап. Иерихона.

Сене

Сене (евр. "острый"), скала на пути Ионафана к филистимлянам (1Цар 14:4); см. Гева (Гива); см. Боцец.

Сенир

Сенир, амор. название см. Ермона (Втор 3:9; Иез 27:5). В 1Пар 5:23; Песн 4:8 оба названия упоминаются рядом; предположительно С. (как и ассир. Санир) обозначал всю горную цепь Антиливана, а Ермон - только ее юж. вершину.

Сеннаар

Сеннаар, область, где были расположены города Вавилон, Эрех (Урук), Аккад и Халне (Быт 10:10), т.е. Вавилонская равнина (Быт 14:1,9; Ис 11:11; Дан 1:2; Зах 5:11; ср. Быт 11:2), располож. между Евфратом и Тигром.

Сеннахирим

Сеннахирим (в совр. лит-ре - Синаххериб), (аккад. "Син (Бог луны) заменил мне (умерших) братьев"), сын и наследник престола Саргона II, царя Ассирии (см. Ассирия). Несмотря на многочисл. трудности, к-рые выпали на период его правления (705-681 гг. до Р.Х.), С. удалось сохранить единым унаследов. от отца царство. Новых завоеваний он не совершил. После смерти Саргона его старый противник халдей см. Меродах Валадан (Беродах Баладан), царь Вавилонии, по-видимому, опять стал искать союза с властителями Палестины, о чем говорит тот факт, что халдей направил посольство к Езекии (4Цар 20:12). С. победил Меродаха Валадана и изгнал его из Вавилона, а затем, в 701 г. до Р.Х., предпринял поход на запад. Первыми пали финик. города на побережье, потом Ашкелон (библ. Аскалон) в Филистимской земле. Экрон, жители к-рого свергли своего царя Пади и выдали его Езекии, оказал ассирийцам ожесточ. сопротивление. В завоев. Лакише (библ. Лахисе), осада к-рого изображена на рельефе из Ниневии, С. принял посланную Езекией дань (4Цар 18:14 и след.). Но отправл. на захват Иерусалима войска вынуждены были возвратиться. Не добившись успеха, они встретили царя уже под Ливной, куда он, видимо, отступил перед приближавшимся егип. войском (4Цар 19:8 и след.). Под Елтеке произошло сражение, в к-ром союзные войска египтян и эфиопов были разбиты, но отошли без преследования. Экрон пал и был наказан. С. вновь назначил царем Пади, к-рого Езекии пришлось отпустить. Но занять Иерусалим С. так и не удалось, т.к. ангел Господень погубил в одну ночь 185 тыс. человек в стане ассирийцев, и войско С. отступило (ст. 35 и след.). (см. Езекия) С этих пор силы С. были направлены на подавление продолжавшегося восстания в Вавилонии, пока он наконец не разрушил Вавилон в 689 г. до Р.Х. С. покинул постр. см. Саргоном г. Дур-Шаррукин, а свою столицу Ниневию укрепил новыми крепостными сооружениями, украсил дворцами, построил в ней водопровод, вероятно, первый в Месопотамии. В 681 г. до Р.Х. С. был убит двумя своими сыновьями (ст. 37). Его наследником стал см. Асархаддон.

Сено

Сено см. Трава.

Сенуя

Сенуя (Гассенуя) (евр. "нелюбимая (жена)" ). Согл. Закону Моисея, человек, имеющий двух жен - "любимую" и "нелюбимую", - не может лишить прав и преимуществ первородства своего первенца (см. Первенец) от "нелюбимой" жены (Втор 21:15-17). В связи с этим др.-евр. выражение бен гассенуя означает "сын нелюбимой (жены)" и может подразумевать именно такого первенца. В Синод. пер. приводится как имя собственное:

1) Годавия ("сын Гассенуи") - вениамитянин, отец Саллу, потомки к-рого жили в Иерусалиме (1Пар 9:7);

2) Иуда ("сын Сенуи"), один из начальников над Иерусалимом во дни Неемии (Неем 11:9).

Сеорим

Сеорим (евр. "ячменные колосья", возм., "родившийся во время жатвы ячменя"), руководитель четвертого отделения священников ("священнической чреды") во времена Давида (1Пар 24:8).

Сепарваим

Сепарваим, город, население к-рого было переселено в Самарию (4Цар 17:24,31) после его завоевания ассирийцами (4Цар 18:34; 19:13; Ис 36:19; 37:13). Этот город, упоминаемый наряду с Емафом и Арпадом, вряд ли следует отождествлять с Сиппаром на Евфрате, скорее, он был расположен в Сирии. Из вавил. летописи известен город Шабараим в Сирии, к-рый Салманасар V завоевал в 727 г. до Р.Х. Возм., С. идентичен этому городу и совр. Цаафарану (в 5 км юго-вост. Рестана, в 30 км юж. Емафа и в 15 км сев. Хомса). Сивраим (Иез 47:16) и Цифрон (Чис 34:9) могут обозначать тот же город.

Септуагинта

Септуагинта (лат. "семьдесят" - LXX). Этим лат. числительным обозначается древнейший греч. перевод ВЗ. Название С. восходит к легенде, излож. в послании некоего Аристея (около 100 г. до Р.Х.), а также в трудах Иосифа Флавия. Согл. этой легенде, царь Птолемей II Филадельф (285-246 гг. до Р.Х.) поручил перевести на греч. язык Книги Моисея семидесяти двум израиль. старейшинам (по шести от каждого колена), что заняло у них 72 дня. Перевод, вероятно, был сделан в Египте в III в. до Р.Х. Вслед за Пятикнижием были переведены и остальные книги ВЗ. Филологические познания переводчиков С. были весьма различны, поэтому LXX в целом не представляет единого произведения. В то же время многие отклонения С. от Масоретского текста (МТ) (см. Масоретский текст) никоим образом нельзя относить на счет переводчиков. Со времени открытия рукописей Мертвого моря (см. Рукописи Мертвого моря) появились новые доказат-ва существования нескольких редакций книг ВЗ. МТ и С. сохранили различные редакции текста. Таким образом С. дает новые возможности для более глубокого изучения библ. текстов (тщательного анализа). Из предисловия к Книге Сираха следует, что прим. к 130 г. до Р.Х. греч. перевод книг ВЗ был полностью завершен. С. фактически была признана Свящ. Писанием в кругах грекоязычных иудеев, а также иуд. прозелитов за пределами Палестины (см., напр., Деян 8:30-33). Когда новозаветная проповедь получила распространение среди эллинизированных иудеев и язычников, С. стала Свящ. Писанием и для древней Церкви; большинство ветхозаветных цитат в НЗ заимствованы из С., и лишь немногие из них были самостоятельно переведены с евр. (видимо, наиболее распространенные в первохрист. Церкви среди т.наз. евионитов, говоривших на иврите и арам.). Но после того как С. стала Писанием христиан, иудеи отмежевались от нее. Во II в. по Р.Х. появились новые переводы книг ВЗ на греч. язык (пер. Акилы, Феодотиона и др.). см. Библия (I,5б).

Сепфор

Сепфор (евр. Циппор, "птица"), отец Валака, царя моавитян (Чис 22:4,10).

Сепфора

Сепфора (евр. Циппора, "птица"), дочь мадиамского священника Рагуила, или Иофора, жена Моисея (см. Моисей) (Исх 2:21 и след.; 4:25; 18:1-6).

Сера

Сера (евр. гофрит; греч. тейон). В долине Иордана, а также в меловых и известковых осадочных породах на берегах Мертвого моря издавна были известны горячие серные источники (прежде всего близ Тивериады и на Ярмуке) и отложения С. В Библии С. всегда упоминается в связи с Божьим судом (Содом и Гоморра: Быт 19:24; Лк 17:29; ср. Втор 29:23; Эдом (Едом): Ис 34:9; Ассирия: Ис 30:33; Гог: Иез 38:22; безбожники: Иов 18:15; Пс 10:6). В Откр 9:17 и след. С. также олицетворяет ужасное наказание. Место казни дьявола и его приверженцев изображается как огненное серное озеро (Откр 14:10; 19:20; 20:10; 21:8).

Сераия

Сераия (евр. "владычество Господне"):

1) сын Кеназа из колена Иуды (1Пар 4:13);

2) см. Суса;

3) сын Асиила из колена Симеона (1Пар 4:35);

4) сын Азриила, высокопоставл. чиновник царя Иоакима (Иер 36:26);

5) первосвященник, плененный при завоевании Иерусалима Навуходоносором и убитый в Ривле (4Цар 25:18-21; Иер 52:24-27). Он был отцом Иоседека и дедом Иисуса, первого первосвященника после плена, далеким предком Ездры (1Пар 6:14; Езд 7:1);

6) сын Нирии и брат см. Варуха (1), главный постельничий Седекии в его путешествии в Вавилон в 594-593 гг. до Р.Х. (Иер 51:59-64). Иеремия дал ему поручение прочитать в Вавилоне книгу обо всех бедствиях, предназнач. Вавилону, а затем утопить эту книгу в Евфрате;

7) сын Танхумефа из Нетофафа, военачальник иуд. войска (4Цар 25:23; Иер 40:8, в последнем случае в Синод. пер. - "сын Фанасмефа");

8) израильтянин, возвратившийся из плена с Зоровавелем (Езд 2:2). В Неем 7:7 он назван Азарией (см. Азария) (18);

9) священник, вернувшийся из плена с Зоровавелем (Неем 12:1). Его потомки упомянуты как современники первосвященника Иоакима (Неем 12:12); впоследствии, во времена Неемии (Неем 10:2), представитель этого семейства подписался под обязат-вом соблюдать Закон;

10) священник из первосвященнического рода, к-рый после плена был начальствующим в храме (Неем 11:11), в 1Пар 9:11 он назван Азарией (см. Азария) (23). Остается невыясненным, тождествен ли он предыдущему (9).

Серафим

Серафим (евр. "пылающий", "горящий", "сжигающий"). С. - это ангелы, предстоящие престолу Божьему и упоминаемые только в видении Исаии (Ис 6:1-7), когда его призывал Господь. Они имеют человеческий образ (упомянуты лицо, руки и ноги) и "по шести крыл" (ст. 2). Один из них коснулся губ Исаии горящим углем с жертвенника и т.о. очистил пророка от греха (ст. 5-7). см. Змея (I,6).

Серах

Серах (в Синод. пер. также - Сара) (евр. "распространившаяся"), дочь Асира (Быт 46:17; Чис 26:46; 1Пар 7:30).

Сергий Павел

Сергий Павел, рим. проконсул провинции Кипр. На этом острове была найдена монета с его именем и титулом. Когда ап. Павел во время своего первого миссионерского путешествия прибыл в Паф, С.П. пожелал услышать слово Божье и, несмотря на противодействие волхва см. Елима, стал христианином (Деян 13:6-12).

Сердце

Статья большая, находится на отдельной странице.

Серебро

Серебро (евр. кэсэф; греч. аргирион), самый ценный благородный металл после золота (см. Золото) (Втор 8:13; 17:17; 2Цар 21:4; 3Цар 20:3). В Израиль С. ввозили из Офира (3Цар 10:22) и из см. Фарсиса (Иер 10:9; Иез 27:12). В Библии часто упоминается выплавка чистого металла из серебросодержащей руды (ср. Иов 28:1; Пс 11:7; 65:10; Притч 25:4; Иез 22:18-22). Весовое С. (Ис 46:6) использовали в качестве средства платежа и обмена (Быт 23:16; 37:28). Серебряные монеты появились лишь после вавил. плена (см. Деньги). Из С. изготовляли украшения (Быт 24:53; Исх 3:22; Песн 1:10; см. Украшение), венцы (Зах 6:11), см. музыкальные инструменты (Чис 10:2), чаши (Быт 44:2)и сосуды (Чис 7:13; Езд 1:9). В больших количествах С. применялось при сооружении скинии (см. Скиния) (Исх 38:25-28), см. Храма и их утвари (1Пар 28:14-17; 29:2-7). Из С. отливали языческих идолов (Пс 134:15; Ис 2:20) и модели языческих храмов (Деян 19:24). Нередко с С. образно сравнивают духовные и небесные блага (Иов 28:15; Пс 118:72; Притч 2:4; 3:14; 8:10; 10:20; 16:16; 22:1; 1Кор 3:12; 1Пет 1:18).

Серед

Серед, сын Завулона (Быт 46:14), его потомки стали называться "поколение Середово" (Чис 26:26).

Серна

Упоминаемая в Библии серна (евр. яэл) - это (Capra nubiana), вид дикой козы, обитающей в палест. горах, и чаще всего - в скалах Эн-Гадди (1Цар 24:3; Пс 103:18; ср. Иов 39:1). У нее более светлый окрас, чем у европ. вида Capra ibex и более тонкие рога. см. Лань см. Антилопа см. Олень см. Тавифа.

Серп

Серп см. Оружие и орудия труда.

Серух

Серух (евр. "сплетенный", "витой"), сын Рагава, отец Нахора, предок Авраама (Быт 11:20,22; 1Пар 1:26; Лк 3:35).

Серьга

Серьга см. Украшение (II,3).

Сесах

Сесах (евр. Шешах), имя, скрывающее название Вавилона (Иер 25:26; 51:41). Эта форма происходит от т.наз. "письма атбаш", при к-ром буквы евр. см. Алфавита отсчитывали в обратном порядке и т.о. заменяли согласные в слове "Бавель", т.е. "Вавилон", ("бет" и "ламед", 2-ю и 12-ю буквы) 2-й и 12-й буквами от конца ("шин" и "каф").

Сестра

I.

Родная С. к.-л. человека - это дочь его родителей (Быт 4:22); у человека может быть и сводная С., к-рая имеет общим с ним одного из родителей, отца или мать (см., напр., Быт 20:12).

II.

В более широком смысле у израильтян С. назывались родственницы и все женщины данного колена или все соотечественницы (Чис 25:18; Иов 42:11). В НЗ С. названы все женщины, принадлежащие к новому Божьему народу, к Церкви (Рим 16:1; 1Кор 9:5). В иносказат. значении С. называют народы родств. происхождения или родств. по духу (Иер 3:7 и след.; Иез 16:46-52). Именование невесты С. (Песнь 4:9-12) находит свое соответствие в егип. любовных песнях, где любящие обращаются друг к другу как брат и С.

III.

Брак между братьями и С. практиковался у многих народов, а иногда являлся и узаконенным (напр., у фараонов); Авраам тоже был женат на своей сводной С. Сарре (Быт 20:12). Но в Законе Моисея брак между С. и братом был запрещен (Лев 18:9,11; 20:17); никто не имел права также жениться сразу на двух С. (Лев 18:18).

Сетование

Сетование см. Плач, оплакивать.

Сеть

I:

1) С., или тенеты, обычно использовали для ловли крупных животных (Ис 51:20; Иез 12:13; 19:8). Зверей загоняли либо в разлож. на земле, либо в расставленные сети, к-рые затем, когда добыча попадала в них, затягивали. Известны ассир. и егип. рисунки, изображающие сцены охоты, во время к-рой животных, напр. газелей, гонят в расставленные С. Для ловли птиц применялись С., состоящие из двух частей, к-рые смыкались, как только птица дотрагивалась до приманки (Пс 123:7; Притч 7:23; Ам 3:5);

2) о С. для ловли рыбы см. Рыба см. Рыболовство.

II.

Как рыболовные, так и охотничьи С. служат образами суда, бедствия и враж. козней (Пс 9:16,30; 24:15; 30:5; 139:6; Плач 1:13).

Сефар

Сефар (евр. "счет", "исчисление"), место, обозначавшее вост. границу расселения потомков Иоктана (Быт 10:30, в Синод. пер. - "до Сефара, горы восточной").

Сефарад

Сефарад, земля, в к-рой жили изгнанные иудеи (Авд 20). В ассир. и перс. надписях упоминается некая местность Спарда в Малой Азии; Саргон II называет Шапардой одну из областей в сев.-зап. Мидии (ср. 4Цар 17:6). Согл. более поздней иуд. традиции, словом "Сефарад" именуется Испания, а "сефардами" называют евреев, предки к-рых жили на Иберийском полуо-ве.

Сефатия

Сефатия см. Шефатия (8).

Сефе

Сефе, местность с крупным водным источником вблизи Рамы (1Цар 19:22); ее точное местонахождение неизвестно.

Сефур

Сефур (евр. "сокрытый"), сын Михаила, соглядатай от колена Асира во времена Моисея (Чис 13:14).

Сеять

Сеять см. Земледелие.

Сибболет

Сибболет см. Шибболет.

Сива

1) см. Суса;

2) (евр. Цива, "волокно", "ветвь"), раб Саула, от к-рого Давид узнал, что сын Ионафана Мемфивосфей жив. Царь призвал Мемфивосфея ко двору и отдал ему в слуги С. Тот вместе с 15 своими сыновьями и 20 рабами должен был управляться с владениями Мемфивосфея, доставшимися ему в наследство от Саула (2Цар 9). Когда Давид скрывался от Авессалома, С. с парой ослов и продовольств. припасами поспешил навстречу ему, обвинив своего господина Мемфивосфея в том, что тот остался в Иерусалиме, чтобы возвратить себе царство Саула. За это Давид пообещал С. отдать ему все, чем владел Мемфивосфей (2Цар 16:1-4). После гибели Авессалома С. вновь предстал перед Давидом (2Цар 19:18), но вместе с ним был и Мемфивосфей, сумевший оправдаться перед царем. Давид принял решение, чтобы они поделили между собой владения Саула (ст. 15-31).

Сиван

Сиван см. Календарь.

Предыдущая страница Следующая страница