Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СВИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САВ"-"СВИ")

Сава

Сава см. Шева.

Савадия

Савадия (евр. Недавья, "Господь показал себя щедрым"), сын царя Иехонии (1Пар 3:18).

Саваоф

Саваоф см. Имена Бога (IV,3).

Савей

Савей см. Шева (1).

Савейцы

Савейцы см. Сева, савейцы.

Савл

Савл см. Саул (2).

Савта

Савта, сын Хуша (Быт 10:7; 1Пар 1:9). Ученые предполагают, что существует связь между именем Савта и названием древнего южноарав. торг. города Сабота, столицы Хадрамаута.

Савтеха

Савтеха, сын Хуша (Быт 10:7; 1Пар 1:9). Ученые предполагают, что существует связь между именем Савтеха и Самидаке - названием города и реки на вост. берегу Персидского залива. По другим предположениям, это - название местности в Южной Аравии.

Сад

I:

1) С. - это, как видно из Быт 2:8 и след. (сад Едем; см. Рай), прежде всего огорож. участок земли с наиб. благоприятными условиями для жизни растений и животных (см. Быт 2:10; Чис 24:6; Ис 58:11). В С. кроны деревьев служили людям кровлей, а плоды - пищей (Быт 2:16; Иер 29:5; Ам 4:9; Лк 13:19). Забота о возделывании С. и уход за ним - таким было поручение, к-рое Бог дал первым людям после их сотворения. Поэтому С. - это олицетворение упорядоч. творения в противоположность первобытному хаосу, царившему на земле прежде (Быт 1:2);

2) С., упоминаемые в Библии, - исключит. плодовые (4Цар 25:4; Есф 1:5; Песн 4:12 и след.; Ин 18:1; 19:41 и т.д.); об огородах ("овощных садах") говорится отдельно (Втор 11:10; 3Цар 21:2);

3) в густых тенистых садах устраивали трапезы (Есф 1:5) и погребения (4Цар 21:18; Ин 19:41). Находившиеся в уединенных местах источники и колодцы были излюбленным местом для купания. В С. Иисус уединился со Своими учениками для совершения последней молитвы (Ин 18:1). Но в то же время С. в Израиле были и местом идолослужения (Ис 1:29).

II.

Благодаря обилию воды и пышной растительности С. часто служили символом плодородия и плодовитости. Так, в Быт 13:10 Содом и Гоморра сравниваются с С. Господним; в Ис 58:11 и Иер 31:12 особо одаренные Богом люди сравниваются с С., "наполненным водою"; в Иез 31:8 народы уподобляются деревьям, а земля - Божьему С.

Саддукеи

Иуд. религ. партия, возникновение к-рой, вероятно, относится к перс. или эллинистич. временам. Свое название она получила по имени некоего Цадока (Садока). Он, очевидно, был первосвященником во времена Давида и Соломона, и с того времени должность первосвященника передавалась в его роду по наследству (2Цар 8:17; 3Цар 1:8; 2:35; ср. Иез 40:46; 43:19; 44:15; 48:11). С. были весьма политизированы и находились под значительно сильным эллинистич. влиянием. С. являлись противниками фарисеев (см. Фарисеи) (Деян 23:6 и след.). Во время правления Маккавеев (см. Маккавеи) С. были мало заметны, но впоследствии, благодаря расположению к ним Иоанна Гиркана, Александра Янная и Аристобула II, активизировались. Во времена НЗ их влияние на народ было незначит., но саддукейские священники образовывали преданную первосвященнику фракцию в см. Синедрионе (Деян 5:17) и т.о. участвовали в политич. руководстве страной, выражая интересы аристократии. Ко времени обществ. выступления Иисуса их политика по отношению к римлянам в целом была дружеств. В борьбе против Иисуса С. и фарисеи выступали единым фронтом (Мф 16:1,6,11 и след.), но руководствовались различн. мотивами: фарисеи ненавидели Иисуса за Его учение и Его дела, а С., вероятно, считали, что устранение Иисуса необходимо, скорее, по политич. соображениям. С. и фарисеи единодушно признавали Пятикнижие Моисея, однако С. отвергали устное "Предание отцов" (Галаху), т.е. выработ. фарисеями предписания по соблюдению Закона, и не слишком высоко ценили книги пророков. Однако по отдельным вопросам Закона они высказывали еще более строгие суждения, чем их противники фарисеи. Будучи рационалистами, они не признавали воскресения мертвых (Мф 22:23; Мк 12:18; Лк 20:27; Деян 4:1 и след.; 23:8) и жизнь после смерти (см. Лк 16:27 и след.). Иосиф Флавий, бывший противником С., называл их фаталистами. Во многих источниках, сообщающих о С. (труды Иосифа Флавия, раввинистич. лит-ра, НЗ), отчетливо проявляются антисаддукейские тенденции.

Садок

Садок (евр. Цадок, кр. ф-ма от "Он (Бог) показал Себя праведным"):

1) сын Ахитува (2Цар 8:17) из рода Елеазара, сына Аарона (1Пар 24:3). Он участвовал в событиях в Хевроне при воцарении Давида над Израилем (1Пар 12:28). С. и см. Авиафар были см. Первосвященниками во времена Давида (2Цар 20:25), причем С. отправлял богослужение "пред жилищем Господа, что на высоте в Гаваоне" (1Пар 16:39). Афиафар и С. приняли сторону Давида во время его бегства от Авессалома. Однако, по просьбе царя, они вместе с ковчегом завета возвратились в Иерусалим (2Цар 15:24-29; 19:12). Но когда впоследствии Авиафар во время заговора Адонии перешел на его сторону, С. остался на стороне Соломона и по приказу Давида помазал его на царство (3Цар 1:7 и след.,32-45). Позднее Соломон сослал Авиафара в Анафоф, в результате чего пост первосвященника вновь и окончат. перешел к потомкам Елеазара в лице С. (3Цар 2:26 и след.; ср. Иез 44:15);

2) в роде первосвященников встречается еще один С., сын другого Ахитува, отец Шаллума (1Пар 5:38; Езд 7:2). Однако согл. 1Пар 9:11; Неем 11:11, Ахитув был его дедом, а имя его отца было Мераиоф;

3) отец Иеруши, матери царя Иоафама (4Цар 15:33);

4) сын Бааны, принимавший участие в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:4). Возм., это тот же С., что и С., подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:22);

5) священник, сын Иммера (Неем 3:29). Он также участвовал в восстановлении Иерусалимской стены;

6) книжник, к-рого Неемия приставил к кладовым (Неем 13:13).

Сайгак

Сайгак см. Олень.

Сала

Сала (евр. Шелах, возм., "копье для метания"), сын Арфаксада, предок Иисуса Христа (Быт 10:24; 11:12-15; 1Пар 1:18; Лк 3:35).

Салаиль

Салаиль (евр. Шилхи, значение имени то же, что и см. Сал), отец Азувы, матери царя Иосафата (3Цар 22:42; 2Пар 20:31).

Саламандра

Саламандра см. Ящерица.

Саламин

Саламин, город на вост. побережье Кипра, прим. в 5 км сев.-зап. Фамагусты. Здесь Павел проповедовал Евангелие во время своего первого миссионерского путешествия (Деян 13:5).

Салафиил

Салафиил (евр. Шеалтиэл, "я просил Бога"), отец Зоровавеля (Езд 3:2,8; Неем 12:1; Агг 1:1,12,14; 2:2,23). В Мф 1:12 отцом С. назван Иехония, в 1Пар 3:17 "Иехония, пленник" (возможен, однако, и вариант, принятый в Синод. пер., где слово асир = "узник", "пленник" понято как собств. имя сына Иехонии). В Лк 3:27 Зоровавель также упомянут как сын С., но отцом С. назван Нирий, сын Мелхия, потомок Нафана, сына Давида (ст. 31). Согл. 1Пар 3:19, Зоровавель был сыном Федаии, брата С. Но тогда С. приходился бы Зоровавелю не отцом, а дядей. Это затруднение исследователи пытались объяснить след. образом (предложение Кайля и др.): сын Иехонии Седекия умер бездетным, его брат Асир (см. выше) оставил только дочь, к-рая имела право на наследование и вышла замуж за человека из цар. рода колена Иуды, а именно за Нирия, потомка Нафана. От этого брака родились С., Малкирам, Федаия, Шенацар, Иезекия, Гошама и Савадия, к-рые, т.о., были правнуками Иехонии. С., старший сын, стал наследником деда по материнской линии, Асира, и по закону считался его сыном. Поэтому в 1Пар 3:17 С. мог быть назван потомком Иехонии, а в Лк 3:27 - сыном Нирия. С. также умер бездетным, и его брат Федаия "восставил имя брата" (Втор 25:5 и след.), женившись на вдове С. Первый сын от этого брака считался по закону сыном С. Однако против первой части такого объяснения могут быть выдвинуты два возражения. Во первых, четыре поколения - Асир, Нирий, С. и Зоровавель - вряд ли можно поместить в отрезок времени в 60 лет - с 597 г. до Р.Х. (пленение Иехонии) до 538 г. до Р.Х. (назначение Зоровавеля). С др. стороны, вавил. кли-нописные тексты, относящиеся к 592 г. до Р.Х., упоминают Иехонию (см. Иехония) и пятерых его сыновей (к сожалению, не называя их имен). Тем не менее представляется, что в 1Пар 3:17 все же подразумеваются сыновья "Иехонии, плененного". Но тогда между Иехонией и С. уже не остается места для Нирия. Убедит. объяснение, к-рое согласовывалось бы со всеми библ. данными, до сих пор не найдено.

Салим

1) (Евр. Шалем, "невредимый", "целый", "мирный"), см. Иерусалим;

2) см. Енон.

Саллай

Саллай (возм., от араб. "быстро выплатить (деньги)", "возместить"):

1) вениамитянин, к-рый после возвращения из вавил. плена жил в Иерусалиме (Неем 11:8);

2) глава рода священников во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:20).

Саллу

Саллу, см. Саллай:

1) один из главных священников, вернувшихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:7);

2) вениамитянин, сын Мешуллама, живший после возвращения из вавил. плена в Иерусалиме (1Пар 9:7; Неем 11:7).

Саллум

Саллум см. Шаллум (Саллум, Селлум).

Салма

Салма (Салмон) (возм., "искра", это же слово имеет значение "покров", "оболочка"):

1) сын Халева, потомки к-рого населяли Вифлеем и Нетофу (1Пар 2:51,54);

2) отец Вооза, предок Иисуса Христа (Руфь 4:18-21; Мф 1:4; Лк 3:32).

Салмай

Салмай, нефиней, потомки к-рого вернулись из вавил. плена с Зоровавелем (Неем 7:48). В Езд 2:46 он назван Шамлаем.

Салман

1) (евр. Шалман), упоминается в Ос 10:14 как разрушитель см. Бет-Арбела. Ни местоположение этого города, ни личность завоевателя не установлены. Если С. - это сокращ. вариант имени ассир. царя Саламанасара, то речь может идти либо о походе см. Салманассара III в 841 г. до Р.Х., либо о первом походе Салманасара V против израил. царя Осии (4Цар 17:3). В то же время в надписи Тиглатпаласара III упоминается некий моавит. царь Саламану; если он тождествен С., то можно предположить, что Бет-Арбел был расположен на вост. берегу Иордана;

2) (евр. Цалмунна), мадиамский царь, к-рого победил и убил Гедеон (Суд 8:4-21; Пс 82:12).

Салманассар

Салманассар (в совр. лит-ре - Салманасар), (ассир. Шульману-ашаред, "(Бог) Шульману - первый (т.е. наивысший)" ). Имя ряда ассир. царей, из к-рых к истории Израиля имели отношение прежде всего Салманасар III и Салманасар V:

1) Салманасар III был сыном и наследником ассир. царя Ашшурнацирапала II и правил в 858-824 гг. до Р.Х.. В Библии он не упоминается, но его воен. походы на запад имели решающее значение для истории Израиля. Уже в 858 г. до Р.Х. он, разгромив хеттов, вышел к Средиземному морю. Угроза ассир. владычества вынудила сир.-палест. царства оказать совместное сопротивление захватчикам. В 853 г. до Р.Х. Салманасар III при Каркаре вступил в сражение с войсками союзников, в рядах к-рых вместе с Ададири (царем Дамаска см. Венададом) сражался и израил. царь см. Ахав. Ассир. источник говорит о двенадцати царях, к-рых разбил Салманасар III. Но поскольку эта победа не имела последствий, то можно предположить, что исход битвы, скорее всего, остался неопредел. Последующие походы Салманасара III были направлены против коалиции сир. гос-в (849, 848 и 845 гг. до Р.Х.) и не затрагивали Израиль непосредственно. Когда в 841 г. до Р.Х. Салманасар III вновь предпринял поход на запад, в Дамаске уже пришел к власти см. Азаил, а в Израиле - Ииуй. Азаил оказал ассирийцам сопротивление, а Ииуй, наряду с правителями Тира и Сидона, покорился и платил дань;

2) поход против Дамаска, предпринятый Салманасаром IV (781-772 гг. до Р.Х.) в 773 г. до Р.Х., способствовал тому, что Иеровоам II смог покорить Емаф (Хамат) и Дамаск (см. 4Цар 14:25,28);

3) имя Салманасара V (727-722 гг. до Р.Х.), преемника Тиглатпаласара III, связано с падением Израильского царства. Израил. царь см. Осия покорился Салманасару V, вероятно, вскоре после его воцарения (4Цар 17:3). Согл. ассир. источникам, последние три года правления Салманасара V ознаменованы воен. походами, но страна, против к-рой они были предприняты, не названа. Можно, однако, предположить, что речь идет о трехлетней осаде Самарии (см. ст. 4-6; 18:9-12), к-рую ассир. царь начал в 724 г. до Р.Х., после того как Осия стал искать союза с Египтом. Город пал в 722 г. до Р.Х., как минимум за девять месяцев до смерти Салманасара V. Правда, в более поздних надписях его преемник Саргон II приписывает эту победу себе.

Салмона

Салмона ("темная"), место между горой Ор и Пуноном, где израильтяне располагались станом во время странствования по пустыне (Чис 33:41 и след.). Ученые предполагают, что С. была расположена на месте совр. Бир-Мадкура, в 12 км сев.-зап. Петры, где в период набатейского и рим. господства находился важный укрепл. пункт, из к-рого можно было контролировать дорогу через равнину Арава.

Салмоне

Салмоне, вероятно, сев.-вост. побережье о-ва Крит (Деян 27:7), совр. мыс Сидерон.

Саломиф

Саломиф см. Шеломиф (1).

Саломия

Саломия (от евр. "процветание", "покой"):

1) жена Зеведея и мать Иакова и Иоанна (см. Мф 27:56; ср. Мк 15:40). С. попросила Иисуса о почетных местах для своих сыновей в грядущем Царстве Божьем (Мф 20:20 и след.). Вместе с другими женщинами она стояла у креста Иисуса, а в день воскресения Господа пошла вместе с ними к Его гробнице, чтобы умастить Его тело (Мк 16:1);

2) дочь Иродиады (см. Иродиада) от ее первого брака с Иродом Филиппом. С. танцевала перед Иродом Антипой (см. Ирод Антипа) и, пользуясь его расположением, по наущению матери добилась казни Иоанна Крестителя (Мф 14:3-11; Мк 6:17-28). В библ. рассказе ее имя не упоминается. Впоследствии С. состояла в браке с см. Филиппом (2), однако детей у них не было; после смерти Филиппа она вышла замуж за своего двоюродного брата Аристобула, сына царя Ирода из Халкиды, от к-рого у нее было трое сыновей.

Салпаад

Салпаад (евр. Целофхад), сын Хефера из рода Галаада в колене Манассии. У С. было только пять дочерей и ни одного сына (Чис 26:33). Это послужило поводом к установлению закона, согл. к-рому наследство после смерти отца, не имеющего сыновей, переходило к дочерям (Чис 27:1-11). Позднее появилось дополнение к этому закону: в подобных случаях дочери-наследницы могли выходить замуж только за мужчин из своего колена, чтобы их земельный надел не мог отойти другому колену (Чис 36:1-12). При распределении земли дочери С. получили свой надел в уделе Манассии, на вост. берегу Иордана (Нав 17:3-6).

Салу

Салу (возм., "скоро возвращенный", "возмещенный"), израильтянин из колена Симеона, отец Зимри (Чис 25:14).

Салха

Салха, город во владениях Ога, царя Васана (Втор 3:10; Нав 12:5), на границе этой страны (Нав 13:11; 1Пар 5:11). С. находилась в юж. части гор Аврана. Это совр. Салхад, в 105 км сев.-вост. Аммана (библ. Раввы).

Самай

Самай см. Шамма (3).

Самария

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самаряне

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самгар-Нево

Самгар-Нево (возм., от аккад. Сумгир-Набу, "смилуйся, (бог) Набу"), один из князей вавил. царя, вошедших в Иерусалим после его взятия войсками Навуходоносора (Иер 39:3).

Самегар

Самегар (евр. Шамгар), сын Анафа, судья, побивший воловьим рожном 600 филистимлян (Суд 3:31; 5:6).

Самей

Самей см. Шемаия (6).

Самла

Самла (возм., "укрытие", "защита"), царь Эдома, уроженец Масреки (Быт 36:36 и след.; 1Пар 1:47 и след.).

Самма

Самма см. Шамма (3).

Саммуа

Саммуа (Самус, Шаммуй) (евр. Шаммуа, кр. ф-ма от Шемайя):

1) сын Закхура, представитель колена Рувима среди двенадцати израил. лазутчиков, посл. в Ханаан Иисусом Навином (Чис 13:5);

2) сын Давида и Вирсавии (2Цар 5:14; 1Пар 3:5);

3) левит, потомок Идифуна (Неем 11:17);

4) глава священников из дома Вилги во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:18).

Самос

Самос, остров в Эгейском море, располож. у побережья Малой Азии, недалеко от Эфеса. Павел побывал на нем во время своего третьего миссионерского путешествия (Деян 20:15).

Самофракия

Самофракия, остров в сев.-вост. части Эгейского моря, прим. на середине морского пути из Троады в Неаполь (в Македонии) (Деян 16:11). Гора выс. 1754 м, возвышающаяся над островом, служила ориентиром для моряков.

Самсон

Самсон (евр. Шимшон, "солнечный"), израильтянин из колена Дана, сын Маноя, жившего в Цоре (Суд 13:2). Он родился в конце эпохи судей, когда Господь отдал израильтян за их грехи в руки филистимлян. Рождение С. было возвещено его матери, до того момента бесплодной, ангелом Божьим. Ее сыну предстояло стать назореем (см. Назорей, Назарянин) Божьим "от чрева матери", и он должен был "начать спасать Израиль от руки филистимлян" (Суд 13:5). Когда С. вырос, Дух Господень стал действовать в нем (Суд 13:25). Женитьба на филистимлянке из Фимнафы - по намерению Бога - дала Самсону повод для борьбы с филистимлянами (Суд 14:4). С. являл необыкновенную силу. Он разорвал молодого льва, как козленка (ст. 5 и след.). Но вместе с тем у него была одна слабость: любовь к женщинам. (Например, жена С. притворным плачем выманила у него ответ на загадку, к-рую он дал филистимлянам на свадебном пире; ст. 10-18.) Эта слабость в конечном итоге привела С. к гибели, несмотря на великие дела, совершенные им (ср. Суд 14:19 - 16:3). Он полюбил филистимлянку Далилу и открыл ей тайну своей силы, заключавшейся в обете назорейства (Суд 16:4-22). Чтобы беспрепятственно предаваться своей страсти, он выдал филистимлянам свящ. тайну своего посвящения Господу. Поэтому вместе с утратой волос, знака своего назорейского посвящения, С. потерял и свою силу: от него отступил Господь. И только после того как он, уже будучи ослепленным узником, обратился к Богу, сила вернулась к нему. Когда филистимляне собрались, чтобы принести жертву своему богу Дагону за то, что тот предал в их руки С., тот обрушил на филистимлян их храм, сдвинув два столба, на к-рых держалась крыша. Своей смертью С. убил больше врагов, чем при жизни. С. был погребен в гробнице своего отца Маноя между Цорой и Естаолом (ст. 23-31). В Евр 11:32 он назван среди пророков Божьих.

Самуил

Самуил (евр. Шемуэл, вероятно, это слово образовано в результате стяжения гласных в словах шемуа-эл, "услышанный Богом", 1Цар 1:20):

1) сын Елканы (см. Елкана) (4) и Анны, левит. Мать С. посвятила его Господу и привела в Силом к первосвященнику Илию (1Цар 1). Здесь, в святилище, под присмотром Илии С. жил и служил Богу (1Цар 2:18,21). Однажды Господь воззвал к С. и объявил ему о суде, к-рый Он произведет над домом Илия за нечестие сыновей священника (1Цар 3). Так С. был призван в пророки (см. Пророк) в то время, когда слово от Господа было редкостью (ст. 1). Вместе с тем С. стал последним судьей Израиля (см. Судьи), и именно он через 20 лет после великого поражения при Авен-Езере и утраты ковчега завета (см. Ковчег завета) (1Цар 4) освободил израильтян от ига филистимлян (1Цар 7:2-14). Он жил в Раме (ст. 15-17), но судейские обязанности заставляли его ежегодно обходить Вефиль, Галгал и Массифу. Состарившись, С. назначил судьями своих сыновей Иоиля и Авию, но они оказались продажными и судили нечестно (1Цар 8:1-3). Поэтому к С. пришли старейшины Израиля с просьбой дать им царя (см. Царь), как у других народов (ст. 4 и след.). Несмотря на то, что, выдвигая эту просьбу, израильтяне отвергали Бога как Царя Израиля, Господь повелел С. удовлетворить их желание и помазать в цари см. Саула (1Цар 8:6 - 10:27). Однако непослушание Саула привело к тому, что Господь отверг его (1Цар 15:10 и след.). После этого С. получил повеление тайно помазать в цари см. Давида (1Цар 16:1-23). Хотя С. и опечалился из-за Саула (1Цар 15:11, 35 и след.), но остался послушен воле Господа. Нелицеприятный (1Цар 15:26) и неподкупный (1Цар 12:3-5), С. призывал народ вернуться под Божью опеку (ст. 14 и след.,20-25). С. и его пророчеств боялись (см. 1Цар 16:4), потому что он возвещал суд Божий (1Цар 13:13 и след.; 15:10 и след.) и потому что каждое его слово сбывалось (1Цар 3:19). Его имя упоминается в одном ряду с именами Моисея и Аарона (Пс 98:6; Иер 15:1), он считается первым в длинной череде ветхозаветных (Деян 3:24; Евр 11:32). С. умер в период, когда Давид скрывался от Саула. Пророк был погребен в Раме (1Цар 25:1);

2) сын Аммиуда, князь из колена Симеона (Чис 34:20), к-рый должен был участвовать в разделе Ханаана.

Самус

Самус см. Саммуа (2).

Санаваллат

Санаваллат (евр. Санваллат - ф-ма аккад. имени Синубаллит, "Син (Бог луны) дает жизнь"), один из тех противников Неемии (Неем 2:10,19; 4:1-2; 6,1 и след.), к-рые хитростью и угрозами тщетно пытались вос-препятствовать восстановлению Иерусалимской стены. Его прозвище - "хоронит", - вероятно, означает, что он происходил из Бет-Хорона (библ. Вефорона). Одна из дочерей С. была замужем за внуком первосвященника Елиашива (Неем 13:28). Из папирусов, найденных в Элефантине, следует, что С. был перс. наместником в Самарии (см. Неем 4:2).

Сановник, военачальник

В Синод. пер. этими словами передано евр. слово шалиш (от шалош = три?), первонач., вероятно, означавшее третьего человека на боевой колеснице, к-рый должен был держать щит. Впоследствии оно стало обозначать адьютанта (4Цар 9:25; 15:25), на руку к-рого опирался царь (4Цар 5:18; 7:2,17,19), а также высокопоставл. военачальника (Иез 23:23) или воина, занимавшего командную должность (3Цар 9:22; 2Пар 8:9). В Исх 14:7 и 15:4 это евр. слово передано как "начальник над колесницами" и "военачальник", в 2Цар 23:8 и 1Пар 11:11 - как "главный из трех" и "главный из тридцати".

Сансана

Сансана, город в уделе Иуды (Нав 15:31), предположит. совр. Хирбет-эс-Самсаният (новоевр. Сансанна), располож. в 13 км сев.- вост. Беэр-Шевы.

Сапфир

Сапфир см. Драгоценные камни.

Сапфира

Сапфира (арам. Шаппира, "красавица"), жена Анании (см. Ханания, 14) (Деян 5:1-11).

Сара

Сара (евр. Сарай), первонач. имя Сарры (см. Сарра), жены Авраама (Быт 11:29 - 17:15).

Саранча

1) насекомое отряда прямокрылых; С. упоминается в евр. тексте Библии под десятью разными названиями. Семейство полевой С. (Acrididae) включает ок. 90 видов, и среди них - опустошитель, от нашествия к-рого страдают поля и сады на Востоке, саранча перелетная (Migratoria), особенно ее африк., в частн. егип., разновидность (Schistocerca gregaria);

2) (Schistocerca gregaria) имеет твердые узкие надкрылья и несколько большие по размеру задние крылья, к-рые не в полете веерообразно сложены под верхними. Взрослое насекомое имеет длину 5-7 см. С. необычайно плодовита. Самка откладывает во влажную почву множество яичек, к-рые обволакиваются пенистой быстрозастывающей жидкостью. Из образовавшейся капсулы вылупляется личинка (см. Гусеница). Благодаря черной окраске она хорошо поглощает солнечное тепло и быстро развивается. Процесс превращения личинки в насекомое проходит в четыре этапа, называемых "линьками", и уже в это время плотные скопления С. уничтожают любую растительность. Красноватая окраска насекомого позволяет ему хорошо маскироваться на фоне почвы. По утрам насекомые согреваются под жарким солнцем, чтобы в полдень подняться в воздух для спаривания. Подгоняемые ветром (Исх 10:13), они летят огромным роем и, приземляясь, покрывают землю сплошным ковром (см. Исх 10:5), оставляя после себя опустошенное место. Подобно тучам, С. затмевает солнце (Иоил 2:2,10 см. Книга пророка Иоиля). В Библии С. сравнивается с конем (ст. 4) и мчащимися колесницами (ст. 5; Откр 9:9);

3) как наказание Божье С. стала восьмой егип. казнью (Исх 10:1-20; Пс 77:46). Она возникает также в видениях Откровения Иоанна Богослова (Откр 9:7-10) и в других предсказаниях суда (Втор 28:38; Иоил 2:2-10 см. Книга пророка Иоиля);

4) С. считалась чистым насекомым (Лев 11:22), ее разрешалось употреблять в пищу. С. варили в подсол. воде или, высушив, размалывали и подмешивали к муке, из к-рой затем выпекали хлеб. Этот хлеб ели с медом. С. (в Синод. пер. - "акриды") служила пищей Иоанну Крестителю (Мф 3:4). Солам, харгол и хагаб - это разновидности саранчи, о к-рых нам ничего не известно, кр. того, что они съедобны (Лев 11:22).

Сараф

Сараф ("змея" или "серафим"), потомок Иуды, из рода Силома (1Пар 4:22).

Саргон

Саргон, наследник ассир. царя Салманасара V, отец Синаххериба (см. Сеннахирим). Он правил под именем Саргона II в 722-705 гг. до Р.Х. О его происхождении достоверных сведений нет. После смерти Салманасара, в Ассирийском царстве повсеместно вспыхивали восстания, к-рые С. успешно подавлял. В надписях, относящихся к более поздним годам его царствования, С. прославляет себя за покорение Самарии, но, видимо, это произошло еще до его вступления на престол: С. мог принимать участие в походе как военачальник. Очевидно, именно тогда он увел в плен оставшихся израильтян, а на опустевших землях расселил переселенцев из других областей своей империи (см. 4Цар 17:23 и след.). После победоносных сражений против Хамата (Емафа) и Газы, в к-рые были вовлечены также Египет и Самария (720 г. до Р.Х.), в 717 г. до Р.Х. С. покорил и Хеттское царство со столицей в Каркемише (Кархемисе). В Ис 20:1 упоминается, что С. направил своего военачальника против восставшего г. Азота, что подтверждается ассир. надписью (712 г. до Р.Х.). Наконец, в 710 г. до Р.Х. С. изгнал см. Меродах-Валадана, к-рый после смерти Салманасара стал царем Вавилона. К концу своего правления С. приступил к строит-ву великолепного дворца и новой столицы, к-рую он назвал Дур-Шаррукин - "Крепость Саргона". Развалины этих сооружений были обнаружены в результате раскопок холма Хорсабад. С. умер в 705 г. до Р.Х., возможно, пал в битве.

Сардис

Сардис (в совр. лит-ре - Сарды), древняя столица Лидии в Малой Азии. В С. находилась одна из семи церквей Азии, к к-рым было обращено Откровение Иоанна (Откр 1:11). Эта церковь, сохраняя видимость живой, была духовно мертва (Откр 3:1-6). Ныне на месте С. только руины. Поблизости находится селение Сарт, располож. прим. в 80 км сев.-вост. Измира (Смирны).

Сардоникс

Сардоникс см. Драгоценные камни.

Сарепта

Сарепта, финик. город в области Сидона (Лк 4:26), ветхозаветный Царефат ("плавильня", 3Цар 17:9 - в Синод. пер. - Сарепта), в ассир. надписях - Сариптан, в егип. - Царпута. Руины древней С. находятся непосредств. на берегу Средиземного моря (совр. Сарафанд лежит в 12 км юж. Сидона и в 23 км сев. Тира). Пр. Илия жил здесь продолжит. время у вдовы, продовольств. припасы к-рой не иссякали в результате чуда; здесь же Илия воскресил ее умершего сына (ст. 10-24).

Сарецер

Сарецер (Шарецер) (аккад. Саруцур, "Храни царя!" ):

1) сын ассир. царя Синаххериба (см. Сеннахирим). С. и его брат Адрамелех в 681 г. до Р.Х. убили отца и бежали в Армению (4Цар 19:36 и след.; Ис 37:38);

2) иудей, живший во времена пр. Захарии. Вместе с Регем-Мелехом из Вефиля он пришел в Иерусалим, чтобы узнать о том, следует ли и в дальнейшем соблюдать см. Пост (III,1) в пятом месяце (Зах 7:2).

Сарид

Сарид (одно из значений - "избежавший"). Погран. город в уделе Завулона (Нав 19:10), возм., это совр. Телль-Садуд (новоевр. Сарид), в 8 км юго-зап. Назарета.

Сарон

Сарон см. Шарон (Сарон).

Сарра

Сарра (евр. Сарай, "госпожа", "знатная"), сводная сестра и жена см. Авраама, дочь его отца Фарры от другой жены (Быт 20:12). С. была на 10 лет моложе мужа, т.е. по прибытии в Ханаан ей исполнилось 65 лет (Быт 12:4). Даже в преклонном возрасте С. была так красива, что Авраам, опасаясь за свою жизнь, выдавал ее в Египте за сестру (ст. 10-20). То же произошло позднее и в Гераре (Быт 20). Получ. Авраамом обетование о многочисл. потомстве бездетная С. попыталась исполнить тем, что отдала в наложницы Аврааму свою служанку см. Агарь. Но рождение см. Измаила принесло только раздоры, продолжавшиеся до тех пор, пока Авраам, по просьбе Сарры и с разрешения Господа, не отослал Агарь и Измаила (Быт 16; 21:9-21). Между тем Бог положил конец бездетности Сарры, и в 90 лет она родила см. Исаака (ст. 1-8). Так С. стала родоначальницей народа Израиля. В этой связи Бог изменил ее первонач. имя Сара (евр. Сарай) на Сарра (Быт 17:15 и след.). Она умерла в возрасте 127 лет и была похоронена Авраамом в пещере Махпеле (Быт 23). Исаия, единств. из пророков, упоминает С. и чудо рождения Исаака (Ис 51:2), позднее о ней говорили Павел (Рим 4:19; 9:9) и автор Послания к Евреям (Евр 11:11). Петр упоминает о ее послушании Аврааму (1Пет 3:6).

Саруия

Саруия (евр. Церуя, "пахнущая мастикой"), сестра Авигеи и сводная сестра Давида, ее отцом был Наас (2Цар 17:25). Сыновья С. Авесса, Иоав и Асаил (1Пар 2:16) постоянно упоминаются по имени матери как ее сыновья (2Цар 2:18; 3:39; 16:10 и др.).

Сатана

Евр. слово сатан означает прежде всего врага, противника (3Цар 5:4), в частн. противника, выдвигающего обвинение перед судом (Пс 108:6 - в Синод. пер. - "диавол"; Зах 3:1 и след.), а также всякого, кто чинит препятствия, выступает с нападками, преследует, стремится удержать к.-л. от доброго дела (2Цар 19:22 - в Синод. пер. - "наветник"). Кр. того, слово сатан означает см. Дьявола, врага Бога, а след., и врага человека. С. не обладает самостоят. властью, он подчинен Богу (Иов 1:6 и след.). С. - это подстрекатель к злу (см. Зло, злоба, злобный) (Мк 4:15; Деян 5:3), искуситель (1Кор 7:5); он подтолкнул Иуду к предательству (Лк 22:3). С. препятствовал труду апостолов (1Фес 2:18); "ангел сатаны" жалил плоть Павла (2Кор 12:7); от "сборища сатанинского" и "от престола сатаны" исходили козни против молодой Церкви (Откр 2:9; 2:13; 3:9). см. Дьявол (IV,3).

Саул

Статья большая, находится на отдельной странице.

Саф

Саф (Сафут) (евр. Саф и Сиппай), исполин, убитый в Гобе Совохаем Хушатянином (2Цар 21:18; 1Пар 20:4). Вероятно, С. принадлежал к енакимам, немногочисл. представители к-рых сохранились в Гефе (Нав 11:22).

Сафан

Сафан см. Шафан.

Сафат

Сафат см. Шафат.

Сафатия

Сафатия см. Шефатия (1-7).

Сахар

Сахар ("награда"):

1) отец Ахиама, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:35). В 2Цар 23:33 он назван Шараром;

2) привратник, сын Овед-Едома (1Пар 26:4).

Сбор, собирать

I.

В Библии содержится обетование о том, что в определ. время Господь соберет народ Израиля (см. Израиль), рассеянный Его судом среди всех народов, в его собств. стране (Ис 43:5 и след.; 52:12; 54:7; Иер 29:14; 31:8,10; Иез 20:34,41). За частичным исполнением этого обетования после вавил. см. Плена (538 г. до Р.Х. - 70 г. по Р.Х.) последовало новое см. Рассеяние. Исходя из этого, образование гос-ва Израиль в 1948 г. приобретает особое значение.

II.

По поводу С. (пожертвований) Павлом (см. Павел) для церкви в Иерусалиме см. Бедность, бедный, попечительство о бедных (II) см. Богослужение (V,2).

Свадьба

Свадьба см. Брак.

Сверху

Сверху см. Наверху, вверху, сверху, свыше.

Свет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Светильник

Светильник (евр. лаппид; греч. лампас).

I.

Под С. в Библии часто подразумевается факел в традиционном его понимании, т.е. связка прутьев, обмотанная паклей или тряпками, пропитанными жиром или смолой. Такой С. служил для освещения вне помещений (Ин 18:3). Во время войн, особенно при осадах, с помощью факела поджигали лагеря и города противника (см. Суд 15:4 и след.). Воины Гедеона прятали горящие факелы в глиняных кувшинах, чтобы свет не выдал их присутствия (Суд 7:16,20). В качестве С. (Иер 25:10; Мф 25:1) в древности использовались неглубокие чаши, суженные в одном или нескольких местах для того, чтобы фитиль (жгут) лучше держался. С., упоминающиеся в притче о десяти девах (Мф 25:1-13), вероятно, были небольшими сосудами, куда наливалось масло и опускались промасленные жгуты. "Поправить светильник" (ст. 7) означало очистить жгут от нагара, чтобы он горел ровным пламенем. На протяжении столетий форма С. постоянно менялась, пока наконец он не превратился в закрытый резервуар с розеткой для фитиля и с отверстием для заправки маслом. Форма керамич. С. позволяет определить возраст того или иного культурного слоя курганов (теллей). С. часто устанавливался на специальной подставке. С. с четырьмя фитилями, относящийся к раннему периоду бронзового века, а также С. различной формы - эпохи перс. владычества; эллинистич. эпохи; рим. периода и визант. времен. Если С. выносили из дома, то обычно брали с собой специальный сосуд с маслом для его дозаправки (Мф 25:4).

II.

С. (евр. менора) в ВЗ метафорич. названы Бог и Его Слово (2Цар 22:29; Пс 118:105), а также царь Израиля (2Цар 21:17). С. также может символизировать жизнь (Иов 21:17; Притч 13:9), особенно жизнь к.-л. рода, ч.-л. потомства (3Цар 11:36; 4Цар 8:19; Пс 131:17).

Светильник, подсвечник

I.

Для освещения жилого помещения свечу устанавливали на подставку - подсвечник (Мф 5:15). Найденные в Мегиддо подсвечники представляют собой конструкцию, в основании к-рой лежит бронзовый круг с укрепленными на нем прутьями, соединенными затем в стержень. Стержень украшен изображениями птиц или жен. фигурами. Похожий подсвечник был обнаружен и при раскопках в Васане.

II:

1) С. для скинии собрания (Исх 25:31-40; 37:17-24; 40:24; Лев 24:2-4) был изготовлен из чистого золота. Он состоял из подставки, стержня и шести рожков, располож. т.о., что вместе со стержнем С. имел семь рожков одинаковой высоты. На каждом из шести рожков, попарно отходивших от стержня, были укреплены по три чашечки в форме цветка миндаля. На среднем стержне имелись четыре подобные чашечки, каждая из к-рых находилась под тремя парами рожков, а четвертая - сверху, непосредств. под свечой. К подсвечникам прилагались семь лампад, а также щипцы и лотки (Исх 25:37,38; 37:23), к-рыми пользовались при чистке фитиля. Вес золота, использов. при литье, составлял 1 талант (около 35 кг). Образец золотого С. был показан Моисею на горе Синай (Исх 25:9,40). Какую высоту имел стержень, определить невозможно, но, вероятно, он был выше стола для хлебов предложения. На семи рожках ук-реплялись семь лампад - наполненных елеем чаш, - в каждой из к-рых горел фитиль. Первосвященник утром чистил С. и зажигал его вечером, так что, вероятно, он горел только ночью (ср. Исх 27:20,21; 30:7,8; Лев 24:2; Чис 8:2,3; ср. 1Цар 3:3). Во времена Иосифа Флавия три лампады могли гореть и днем;

2) во время освящения храма Соломона С., вероятно, находился среди утвари, принесенной из скинии собрания (ср. 3Цар 8:4; 2Пар 5:5), но конкретно он не упоминается; в храме на его месте было установлено десять новых С. (3Цар 7:49; 2Пар 4:7). В послепленный период в храме вновь стоял лишь один золотой С., но и он был похищен Антиохом IV Эпифаном (см. Маккавеи; 1 Мак 1:21); новый С., установленный Иудой Маккавеем (1Мак 4:49), после разрушения см. Храма Ирода был перенесен в Рим. Судя по изображению С. на триумф. арке Тита в Риме (к-рое, однако, по утверждению Иосифа Флавия, неточно), этот С. в нек-рых деталях отличался от С., описанного в книгах Моисея;

3) во времена позднего иудаизма в синагоге, возле ковчега с Торой, стояли два семирожковых С.; помимо этого, подобные подсвечники часто изображались в качестве символов в гробницах, синагогах и на предметах утвари.

III.

Золотой С. с семью лампадами, питаемыми елеем духа (Зах 4), символизирует Церковь Господа (Откр 1:4,12,20). см. Свет.

Свидетель, свидетельствовать, свидетельство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свинец

Свинец - металл, известный еще в древности. С. добывали в Египте и на Синайском полуо-ве, а также привозили в Тир из Фарсиса (Иез 27:12). При перечислении захвач. у мадианитян трофеев С. среди металлов называется последним (Чис 31:22), т.к. он, очевидно, ценился невысоко (о нем обычно говорится как о примеси, которую отделяли от серебра, Ис 1:25; Иер 6:29; ср. Иез 22:18). При строит-ве применялись свинцовые отвесы (в Ам 7:7 и след., вероятно, имеется в виду олово), мореплаватели измеряли глубину с помощью свинцового грузила (ср. Деян 27:28). В Исх 15:10, вероятно, речь идет о свинцовых грузилах на рыболовных сетях. В Зах 5:7 и след. говорится о ефе (сосуде для хранения зерна) со свинцовой крышкой, к-рая, видимо, должна была надежно скрывать необычное содержимое этой ефы - нечестие в образе женщины. Надпись, о к-рой говорится в Иов 19:24, вероятно, была высечена на скале железным резцом и залита затем С. (в Синод. пер. - "оловом").

Свинья

С. считалась у израильтян нечистым животным, мясо к-рого нельзя было употреблять в пищу (Лев 11:7; Втор 14:8); она также считалась символом грязи, греха и отсутствия угрызений совести (Притч 11:22; Мф 7:6; 2Пет 2:22). Принесение С. в жертву и употребление свинины в пищу приравнивалось к идолослужению (Ис 65:4; 66:17). Пасти С. считалось презреннейшим занятием для иудея (см. Лк 15:15). Стада С., упоминаемые в НЗ, паслись в окрестностях десяти эллинистич. городов (Мф 8:30-33; Мк 5:11-14; Лк 8:32-34). Дикие С. (кабаны), к-рые еще и сегодня встречаются в долине Иордана, наносили значит. ущерб полям и садам (Пс 79:14).

Свирель

Свирель см. Музыкальные инструменты.

Предыдущая страница Следующая страница