Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "С" (часть 4, "СМИ"-"СТА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СМИ"-"СТА")

Смирна

Смирна (от греч. миро, т.е. "благовонное масло"), город на зап. побережье Малой Азии, располож. в глубокой бухте, прим. в 55 км сев. Эфеса. С. была основана как эолийская колония и впоследствии заново перестроена Лисимахом (361-281 гг. до Р.Х.) в нескольких километрах от прежнего места. Новый город вскоре стал одним из богатейших торг. центров Малой Азии и смог сохранить свое значение и при господстве римлян. В рим. период в С. проживало большое число иудеев, к-рые оказывали значит. влияние на хозяйств. и политич. жизнь города. Христиане подвергались в С. преследованиям вплоть до правления Константина (ср. Откр 2:8-11). Основание здесь христ. церкви, возможно, относится к тому времени, когда Павел жил и проповедовал в Эфесе (ср. Деян 19:10).

Смоковница

Смоковница, или инжир (Ficus carica), дерево, принадлежащее к семейству Moraceen, распространено во всех областях Средиземноморья. Родина С. - Передняя Азия; в Сирии и Палестине, где С. выращивалась с древнейших времен (Чис 13:24), природные условия для нее наиб. благоприятны. Дерево достигает высоты 6-9 м; его ствол с блестящей корой обычно искривлен, широко раскинутые ветки с крупными листьями образуют густую крону. Листья С. опадают в начале зимы, и почти весь сезон дождей дерево остается голым, пока в начале апреля не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета (Мф 24:32). Созревание плодов С. происходит весьма своеобразно. Крошечные цветки прикрепляются изнутри к стенке куполообразного цветоложа, к-рое к моменту созревания становится толстым и мясистым, образуя "смокву". В Палестине С. плодоносит три раза в году. Первый урожай на прошлогодних посадках созревает весной. В апреле в месте образования новых веток появляются небольшие молодые смоквы, т.н. "ранние смоквы" (евр. паггим), к-рые символизируют конец зимы (Песн 2:13). Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, т.к. в это время года других фруктов нет. Дерево, на к-ром нет ранних смокв, бесплодно. Иисус проклял С., оказавшуюся бесплодной, несмотря на обильную листву (Мф 21:18 и след.; Мк 11:12 и след.). Прим. на том же месте, где висели ранние смоквы, в начале лета образуются первые смоквы (евр. биккура; Ос 9:10), созревающие в конце мая - начале июня. Они необычайно вкусны и сочны (Ис 28:4), но долго храниться не могут. Из почек, распустившихся ранней весной, к началу лета вырастают побеги, к-рые приносят т.н. "поздние смоквы" (евр. теэна). Эти плоды, к-рые собирают в конце августа, - самые вкусные. Поздние смоквы едят в свежем виде, сушат и хранят в связках (1Цар 25:18; 1Пар 12:40). Древесина С. пористая, поэтому ее используют лишь как топливо. Т.о., ценность С. заключается в ее сладких и "хороших плодах" (Суд 9:11), бесплодное дерево обычно срубают как бесполезное (Лк 13:7). С древних времен смоквам приписывалась целебная сила, в частн. считалось, что "пласт смокв" заживляет нарывы (Ис 38:21). В качестве фруктового дерева С. часто упоминается вместе с виноградной лозой и масличным деревом. С. сажали в виноградниках (Лк 13:6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение "жить под виноградником и смоковницей" иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар 4:25; 4Цар 18:31; Мих 4:4; Зах 3:10). С. принадлежит к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (Втор 8:8). Отсутствие упоминаний об этом дереве во Втор 6:11 и в Нав 24:13 среди даров, данных Богом Израилю, объясняется тем, что оно обычно не выращивалось специально, т.к. росло повсюду. Побережье Геннисаретского озера, и прежде всего окрестности Тивериады, были знамениты своими смоковничными рощами.

Смола

1) см. Бальзам;

2) словом С. в Синод. пер. переданы два евр. слова: кофэр (Быт 6:14)и зэфэт (Исх 2:3; Ис 34:9), к-рые, вероятно, обозначают разновидности асфальта. см. Земляная смола.

Смотреть

Смотреть см. Видеть, зреть.

Смущение, страх, испуг, робость, боязливость

У людей и целых народов, являющихся врагами народа Божьего и противящихся делу спасения, Господь вызывает полную утрату мужества и растерянность (Исх 23:27; Нав 2:11; Пс 45:7; 1 Мак 4:32). У израильтян С. является признаком недостатка веры (Втор 1:28; Нав 14:8) или следствием суда над теми, кто был непослушен Богу (1Цар 28:5; Иез 21:7,15). Ибо если народ Божий безраздельно верен Господу, то Бог не даст ему испугаться и смутиться (Втор 20:3; Ис 51:7). При всяком человеч. С. Бог дает человеку утешение и обещает Свою помощь (Ис 35:4; Иер 46:27; Евр 12:5). Поэтому Павел вправе сказать: "Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся" (2Кор 4:8). Если апостол не надеялся остаться в живых (2Кор 1:8), то это означает лишь то, что он не видел больше возможности уйти от смерти. Сколь мало он впадал при этом в С., показывает Флп 1:20-23 (возм., оба высказывания относятся к одной и той же ситуации; см. Послание к Филиппийцам). Опасность С. становится ясна из того, что в Израиле перед сражениями боязливых и малодушных отправляли по домам, чтобы они не заразили своей робостью других (Втор 20:8; Суд 7:3). Если не преодолеть боязливости верой в Бога, то она может привести даже к проклятию (Откр 21:8; Мф 8:26; Мк 4:40).

Смывать

Женщина, подозреваемая в супруж. неверности, должна была по заявлению ее мужа выпить горькую, наводящую проклятие воду. Для подготовки этой воды священник писал на свитке проклятия, к-рые должны были постигнуть виновницу, и С. их горькой водой (Чис 5:23). В НЗ смывание (омытие) грехов связано с идеей прощения, к-рое даруется людям на основании искупит. смерти Иисуса на кресте. Омытие грехов достигается через крещение (Деян 22:16; 1Кор 6:11). см. Омовение см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение см. Крещение.

Снег

Снег выпадает в Палестине преимущ. на плоскогорьях, в Галилее, в окрестностях Назарета, Иерусалима, Хеврона, как правило, в январе или феврале. Иногда высота снежного покрова достигает 25 см. Нередко зима проходит и без С. Поскольку С. никогда не лежит более одного дня, то день со С. воспринимается как что-то необычное (см. 2Цар 23:20). На вост. берегу Иордана С. выпадает чаще, вершина горы Джебель-эд-Друз в Хауране всю зиму покрыта снежной шапкой. На вершинах и в долинах Ливана иногда можно видеть С. даже в разгар лета; вершина Ермона постоянно покрыта С. Как все явления природы, С. происходит из руки Божьей (Иов 37:6; Пс 147:5); превратившись в воду, он увлажняет почву, способствует ее плодородию (Ис 55:10) и служит славе Создателя (Пс 148:8). В Библии ослепит. белизна С. - это символ чистоты (Ис 1:18; Плач 4:7; Мф 28:3), но вместе с тем она сравнивается с цветом кожи, пораж. проказой (4Цар 5:27; см. Болезнь: проказа).

Сновидение

I.

В текстах Библии встречаются рассуждения об обычных человеч. С. (Иов 20:8; Пс 72:20; Еккл 5:2,6; Ис 29:7,8); кр. того, в ней говорится о снах-желаниях (Иер 23:25 и след.; 29:8-9). Пророки Иеремия и Захария критич. оценивают подобные С. (Иер 27:9; Зах 10:2). Во Втор 13:1 и след. говорится, что тех, кто ложно выдает свои сны за откровения, стремясь этим соблазнить других к отпадению от Бога, ожидают жестокие наказания.

II:

1) Библия также неоднокр. свидет-вует, что через С. Бог дает нек-рым людям откровения о настоящем (1Цар 28:6,15) и будущем (Быт 37:5 и след.). Бог говорит через С. не только со Своим народом, но и с язычниками (Быт 20:3; 41; Дан 2; 4). Бог дал обетование, что в грядущие времена спасения старцам будут сниться (вещие) сны (Иоил 2:28). Откровения, получ. через С., распространяются на священноисторич. (Быт 28:12), политич. (Быт 41)и личную (Быт 40:9 и след.)сферы. Не всегда значение С. бывает столь ясным как, напр., в Быт 31:11,13,24; 3Цар 3:5-15. Многие С. можно понять только после их истолкования. Бог говорит в них образами (Быт 37:7,9; 40:9 и след.; Суд 7:13 и след.; Дан 2; 4), к-рые ни один человек не в состоянии истолковать собств. силами. Истолкования также исходят от Бога (Быт 40:8). Он наделяет отдельных людей способностью истолковывать сны (Иосифа, Даниила, пророков);

2) по сравнению с ВЗ в НЗ С. как средство откровения отступает на второй план. Для сообщения Своей воли Бог использует здесь преимущ. другие способы (ср. Евр 1:1 и след.; Лк 12:12; Ин 14:25,26 с Деян 13:2,4; 15:28; 16:6; 20:28). Ни в одном из посланий ап. Павла нет упоминаний о С. И все же Бог и в новозаветное время использует сны, чтобы объявить о Себе нек-рым людям. Однако, в отличие от ВЗ, подобные С. не нуждаются в истолковании. Бог либо Сам говорит открыто и понятно (Мф 2:12,22), либо с поручением от Него является ангел (Мф 1:20; 2:13,19). Видимо, Божье откровение через С. получила однажды и язычница (Мф 27:19);

3) в Деяниях говорится об откровениях, к-рые Павел получил ночью; но при этом речь идет о см. Видениях (Деян 16:9; 18:9), и вопрос о том, бодрствовал при этом апостол или спал (Деян 23:11; 27:23 и след.), остается открытым.

Сноп

Сноп см. Земледелие.

Собака

Собака (пёс), (Canis ferus syn. putiatini).

I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в Библии встречаются упоминания о бездомных С. (евр. кэлев; греч. кюон), к-рые бродят в поисках съестного (Пс 58:7,15), подбирая все, что им бросят (Исх 22:31). Библия говорит о них как о пожирателях мертвечины (3Цар 14:11; 16:4; 4Цар 9:36): когда они лизали струпья Лазаря, это свидет-вовало о нем как о полумертвом (Лк 16:21);

2) наряду с бродячими собаками в библ. времена существовали охотничьи и сторожевые С., к-рых разводили как домашних животных (см. Ис 56:10; Мф 15:26).

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Для израильтян С. была воплощением нечистоты, всего самого презренного. Слово "пёс" считалось оскорбит. (1Цар 24:15; 2Цар 9:8; 16:9), причем его могли произносить и для самоуничижения (1Цар 17:43; 4Цар 8:13; Еккл 9:4). Тот, кто приносил в жертву агнца без покаяния, уподоблялся пред Господом "задушающему пса" (Ис 66:3). С. была воплощением блудодейства и непотребства (Откр 22:15; Втор 23:18 см. Цена пса). Псами названы также плотские люди и лжеучителя (Флп 3:2; 2Пет 2:22; ср. Притч 26:11). В разговоре с хананеянкой Иисус сравнивает язычников с псами. К такому образному, но довольно резкому сравнению Он прибег отнюдь не для того, чтобы унизить ее. Господь сопоставляет здесь положение ребенка и домашнего животного (Мф 15:26).

Собирание плодов

Собирание плодов см. Праздник Кущей.

Соблазн, вводить в соблазн

I.

Букв. значение греч. слова скандалон - "колышек, поддерживающий дверцу ловушки". Более отвлеченно оно обозначает также "толчок", "удар". В основе понятия С. лежит представление о препятствии на пути, к-рое сбивает с толку, останавливает или приводит к падению. Это хорошо видно в тех местах библ. текста, где присутствует целый ряд слов с похожим значением: камень преткновения, скала С., петля, сеть (Ис 8:14); сеть, тенеты и петля (Рим 11:9); претыкаться, соблазняться, изнемогать (Рим 14:21 и след.).

II:

1) это понятие в Библии чаще всего касается отношений с Богом (в Рим 14:13 также и отношений между братьями во Христе). Все, что способно увести человека с пути ве-ры и послушания, является С. (ловушкой), поводом для греха (Мф 5:29 и след.) и самим грехом (Мф 13:41; 1Ин 2:10), и прежде всего - это грех идолопоклонства (Иез 14:7; Соф 1:3; Откр 2:14);

2) грех и сам является С., отдаляющим от Бога (Мал 2:8). Поэтому Иисус и Павел с такой настойчивостью предупреждали об опасности ввести в С. "малого", или слабого, брата, т.е. создать ему препятствия на пути веры (Мф 18:6 и след.; Мк 9:42,45; Лк 17:1 и след.; Рим 14:13,21; 1Кор 8:13; 10:32).

III.

Но существует и другой С., к-рый делает явным скрытое непослушание. Здесь Бог (Ис 8:14), раб Господень (Ис 52:13 и след.), Иисус (Мф 11:6; 15:12; Ин 6:61) и Его Крест (1Кор 1:23; Гал 5:11) становятся камнем преткновения для людей, в своей слепоте и самоуверенности не понимающих Божьего пути. Этой опасности подвержены и ученики Иисуса (Мф 26:31,33). Поэтому Господь предсказывает им гонения и бедствия (Ин 16:1 и след.), чтобы предохранить их от преткновения и отпадения, к-рые особенно легко могут случаться в трудные времена (Мф 13:21,57; 24:10).

Соблюдать

В Библии часто говорится, что человек должен соблюдать Божьи заповеди и законы, т.е. признавать и исполнять их (Быт 26:5; Ин 8:51; 15:20 и др.).

Собственность

1) каждый израильтянин, будучи в этом мире лишь "пришельцем и поселенцем", должен был рассматривать С. как имущество, данное ему Богом на время (Лев 25:23). Бог, как Верховный Властелин всей земли, оставил за Собой право устанавливать особые законы, касающиеся доходов от С. (см. Десятина см. Начатки плодов см. Субботний год см. Бедность, бедный см. Богатство, богатый см. Общность имущества);

2) Бог, собственник всей земли (Исх 19:5), давший во владение народу Израиля землю Ханаанскую (Втор 32:49), называет этот народ Своим уделом (Исх 19:5; ср. Втор 7:6; Пс 134:4). Бог избрал этот народ, потому что любит его: несмотря на грехи и беззакония израильтян, Он вел их, храня им верность (Втор 7:7 и след.);

3) Христос пришел в Свое владение, но "свои" (т.е. израил. народ) Его не приняли. После вознесения Иисуса искупленная Его кровью Церковь названа "родом избранным", "народом святым", "людьми, взятыми в удел" (1Пет 2:9; ср. также Тит 2:14; Еф 1:14).

Сова

Сова (Цоба, Сува, Цован, Мецовая) (евр. Цова), небольшое Арамейское царство в Сирии (см. Сирийцы, Сирия), сев. Дамаска (1Цар 14:47; 2Цар 8:3; 10:6; 23:36; 3Цар 11:23; 1Пар 11:47; 18:3; 19:6; Пс 59:2).

Сова, филин

В Библии встречается несколько евр. слов, обозначающих различные виды сов. Из них слово кос (Лев 11:17; Втор 14:16; Пс 101:7 - во всех случаях в Синод. пер. - "филин"), по всей видимости, обозначает одну из разновидностей сыча - (Athene noctua saharae). В евр. оах (Ис 13:21) предполагают филина (Bubo bubo aharonii), напоминающего филина обыкновенного; в евр. яншуф (яншоф) (Лев 11:17; Втор 14:16 - в обоих случаях в Синод. пер. - "ибис"; Ис 34:11) - ушастую С. (Asio otus). Нек-рые исследователи полагают, что этим словом назван пчелоед Merops apiaster, но не исключено, что речь идет об уже упоминавшейся разновидности филина (Bubo bubo aharonii). Евр. тахмас (Лев 11:16 и Втор 14:15) истолковывается как "козодой обыкновенный" (Caprimulgus europaeus), но возм. также, что это одна из разновидностей С. Все виды С. (филинов) считались у израильтян нечистыми (Лев 11:16 и след.; Втор 14:15 и след.). В Ис 34:11 вселение филинов олицетворяет собой картину опустошения Едома. см. Нетопырь.

Совак

Совак (евр. Шовах), военачальник Адраазара, арам. (в Синод. пер. - "сирийского") царя Сувы, к-рый был побежден и убит Давидом (2Цар 10:16,18; 1Пар 19:16,18).

Совершенство, совершенный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Совесть

1) С. - это данное человеку Богом второе "я" (греч. сюнейдесис, "совесть", "сознание"), к-рое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки и укоряет его, когда он поступает против установ. порядка. С. человека проявилась только после грехопадения, после того как впервые был нарушен установл. Богом порядок (Быт 3);

2) С. может проснуться в человеке, когда он только еще намеревается совершить греховный поступок. Так, она заговорила в Пилате, когда по настоянию иудеев он отдал Иисуса на распятие (Мф 27:24). С. может пробудиться в человеке и в момент совершения им неправедного поступка, как, напр., у Давида, когда он отрезал край верхней одежды Саула (1Цар 24:6 и след.). И, наконец, С. может наказывать человека за уже совершенное преступление. Нек-рые грехи оставляют в сердце человека след, к-рый не стирается на протяжении всей жизни (1Тим 4:2). Проснувшаяся С. может подтолкнуть человека к обращению (2Цар 24:10), а также, как в случае с Каином, повергнуть в отчаяние: "Наказание мое больше, нежели снести можно" (Быт 4:13);

3) если человек совершил неправый поступок, то С. "укоряет" (Иов 27:6), "беспокоит" (см. 1Цар 25:31), постоянно преследует (1Тим 4:2) до тех пор, пока Бог не очистит его (Евр 9:14; 10:22) и не дарует ему непорочную С. (Деян 24:16). Человек не в состоянии самостоят. успокоить пробудившуюся С. - ни делами, ни служением Богу (Евр 9:9,14). Только кровь Христа очищает человеч. сердце от "мертвых дел", от "порочной совести" (Евр 9:14; 10:22). Только Господь дарует чистую, незапятнанную С. (в ВЗ: "сердце"). Вначале С. может быть "немощной" (1Кор 8:12), но "испрашивание у Бога доброй совести" (так в греч. тексте; в Синод. пер. - "обещание Богу доброй совести" - 1Пет 3:21) укрепляет ее, так что больше никто не может "осудить" ее (см. Рим 14:1; Кол 2:16; 1Тим 4:1-5). С. не чужда и падшему человеку. Об этом свидетвует осознание своей греховности как евр. народом, так и язычниками (Иер 17:1; Ин 8:9; ср. Рим 2:15). Так как человеч. С. может руководствоваться ложными понятиями, то для установления сыновних отношений с Богом человеку не достаточно иметь лишь "чистую совесть". С., сердце могут ошибиться; С. и ум могут быть осквернены (Тит 1:15). Господь "проникает" в человеч. сердце (Иер 17:9 и след.), и тогда христианин может положиться на Божье обетование и быть уверенным в прощении грехов и примирении с Богом (1Ин 3:20) даже в том случае, если его преследуют укоры С. Обычно же С. свидет-вует человеку "в Духе Святом" (Рим 9:1), идет он путями Божьими или нет. Духовная радость служит свидет-вом С., непорочной пред Богом (1Ин 3:21);

4) в ВЗ нет отдельного слова, обозначающего понятие "С.", в этом значении здесь употребляется слово "сердце". В соотв. с подобным словоупотреблением в 1Тим 1:5 говорится о любви "от чистого сердца и доброй совести".

Совет

1) наставление, указание, мнение, высказанное кому-л. по поводу того, как ему поступить, что сделать. В зависимости от знаний (Притч 15:7)или намерений советчика (2Пар 22:4; Иов 5:13) С. может быть желанным (Чис 27:21; 2Пар 10:6) или непрошенным (Исх 18:19); мудрым (Притч 1:5)или "худым" (Иез 11:2). С. не освобождает того, кто его получил, от принятия решения (Притч 1:25,30)и от ответственности. Бог, давая С., ручается за его результат Своими обетованиями (Ис 46:10; Пс 32:11) и руководит людьми через Свои С. (Пс 72:24). Он помогает тем, кто доверяет Его С., разрушает злые С. врагов (2Цар 17:14) и предопределяет события (Деян 4:28);

2) С. Господа призваны спасти человека и указать ему путь к этому спасению - Его С. неизменно оказывает помощь (Пс 32:11; Ис 46:10) тем, кто добровольно вступает на путь спасения (Лк 6:47 и след.). Но Бог осуществляет Свою волю и по отношению к непокорным и упрямым, напр., таким, как фараон (Исх 5-14). Только Бог не нуждается ни в чьих С. (Ис 40:13 и след.; Рим 11:34);

3) слово "С." обозначает также орган, призванный руководить народом в соотв. с Божьим законом и откровением (Ин 11:47-51; см. Синедрион). Когда участники такого С. не осознают свою избранность Богом и не руководствуются Божьими велениями (Ис 1:26), их С. легко превращается из "совета праведных" (Пс 110:1) в "совет нечестивых" (Пс 1:1; 2:2; Ис 30:1);

4) в Деян 25:12 под С. подразумевается группа рим. чиновников и приближенных прокуратора, с к-рыми Фест обсуждал вопрос о предании Павла суду императора.

Советники, начальники общества

1) С., или начальниками общества, названы люди, к-рые при принятии важных решений народом Израиля или его властителем (Чис 16:2; Иов 3:14; Ис 1:26) привлекались в качестве помощников или консультантов. Насколько широко они пользовались правом решающего голоса, остается невыясненным;

2) семь высших должностных лиц перс. двора, к-рые в Есф 1:14 названы приближенными, а в Езд 7:14 и след.,28 - "советниками" царя;

3) в Езд 4:8,9 и 17 словом "С." передано арам. выражение беэл теэм = "господин приказа", титул высокопост. перс. чиновника.

Сови

Сови (евр. Шови), сын аммонитянина Нааса из Раввы; С. доставил Давиду продовольств. запасы и предметы обихода (2Цар 17:27).

Совлечься

В 2Кор 5:4 глагол "С." означает "освободиться от смертной оболочки" для того, чтобы, приняв бессмертный образ, "облечься в небесное наше жилище" (ст. 2), к-рое, в отличие от земного, будет невидимым и вечным (2Кор 4:18). Ап. Павел надеется, что ему удастся избежать физич. смерти, потому что он (см. 2Кор) рассчитывает дожить до Второго пришествия Христа (ср. 1Фес 4:15). Верующим, к-рые будут жить во время Второго пришествия, предстоит не совлечься, а см. Облечься во Христа (см. Воскресение см. Взятие на небо см. Второе пришествие Иисуса).

Соглядатаи

В целях воен. разведки в расположение неприятеля направляли С. - отдельных воинов (Нав 2:1; 7:2 и след.; 1Цар 26:4), небольшие группы (Чис 13) или более крупные отряды (Чис 21:32), к-рые иногда могли даже завоевывать селения. И в мирное время чужестранец мог быть заподозрен в том, что он является С. (Быт 42:9,11).

Согрешение

Согрешение, духовно или нравственно неправильный поступок (см. Грех). Человек может совершить С. по незнанию (Пс 18:13), однако и в этом случае ему необходимо получить прощение грехов. Ученики Иисуса Христа должны были простить грех верующему человеку (Мф 6:14; 18:35; Гал 6:1), ибо лишь тот, кто прощает С., будет прощен Богом (Мф 6:15). Но Христос, "Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу" (Евр 9:14), может "соблюсти вас от падения и поставить пред славой Своею непорочными в радости" (Иуд 24).

Соди

Соди (евр. "моя тайна" или "мой совет"), отец Гаддиила, соглядатая от колена Завулона во времена Моисея (Чис 13:1).

Содом

Наряду с Гоморрой (см. Гоморра), известнейший из городов в долине см. Сиддим. Оба города были уничтожены Господом за грехи их жителей (Быт 10:19; 13:10-13; 14:2 и след.; 19; Втор 29:23). В Ис 1:9-10 (ср. 3:8 и след.) с С. сравнивается согрешивший Иерусалим (ср. Откр 11:8). Иисус неоднократно сравнивает грех жителей С. и Гоморры с виной совр. Ему городов (Мф 10:15; 11:23 и след.; Лк 10:12).

Созвездия

Евр. слово маззалот (4Цар 23:5), вероятно, обозначает созвездия зодиака. см. Утренняя звезда см. Звезда.

Сокровище

Сокровище - это любое ценное имущество (Притч 21:6; Иер 15:13; Лк 12:21; Евр 11:26), прежде всего драг. металлы (Еккл 2:8; Ис 2:7) и драг. камни (см. 1Пар 29:2,8), а также ладан, смирна (Мф 2:11), дорогие специи, ароматич. вещества и масти (4Цар 20:13; Ис 39:2). С., хранившиеся в сокровищнице (см. Сокровищница, хранилище) Господней (Нав 6:18) или в сокровищнице дома Господня (1Пар 29:8), дома Божьего (2Пар 5:1), включали в себя воен. добычу (золото, серебро, бронзовые и железные сосуды), к-рую посвящали Богу Иисус Навин, Давид и другие военачальники (Нав 6:23; 2Цар 8:11 и след.; 3Цар 7:51; 1Пар 26:27 и след.), а также добровольные дары (1Пар 29:1-8) и драгоценности, собр. в качестве податей (см. Подати 1). Надзор за сокровищами осуществляли левиты (1Пар 9:26; 26:20-28). (см. Комната см. Сокровищница, хранилище см. Привратник.) В метафорич. значении слово "С." обозначает то, что особенно дорого сердцу человека, как хорошее, так и плохое (Мф 12:35). С. богобоязненных - это послушание Господу (Ис 33:6), Сам Бог (Иер 10:16), в Котором сокрыты все С. премудрости и ведения (Кол 2:3). "Сокровища на небе" собирает себе тот, кто ищет богатства только в послушании Богу (Мф 6:20; 19:21; Лк 12:23 и след.; 18:22). см. Богатство, богатый.

Сокровищехранитель, казнохранитель

Сокровищехранитель, казнохранитель (евр.-арам. гизбар или гедавар), чиновник перс. царя при его дворе (Езд 1:8) или в провинции царства (Езд 7:21), ответств. за финансы. Эти наиб. ответств. должности упоминаются также, когда речь идет о чинов-никах Вавилонского царства (Дан 3:2 и след.).

Сокровищница, хранилище

Сокровищница, хранилище (греч. гадзофюлакион; Мф 27:6: корбанас):

1) упомянутые в Езд 8:29; Неем 10:38 и след.; 13:4-9 комнаты, отведенные под кладовую, в к-рой хранились храмовые сокровища, в см. Храме Ирода располагались, вероятно, по периметру внутр. двора;

2) здание, в к-ром хранились сокровища царя (4Цар 20:13; Ис 39:2) или храма (Дан 1:2). В "доме сокровищ" перс. царя находился и гос. архив (Езд 5:17; 6:1);

3) 13 сосудов, к-рые, согл. Иосифу Флавию, были установлены во "дворе женщин" при храме Ирода для сбора подати на храм, а также добровольных денежных и натуральных приношений, предназнач. для богослужебных целей. Согл. Талмуду, три раза в год эти приношения переносились в С., где хранились храмовые сокровища. Возле этих С. проповедовал Иисус (Мк 12:41,43; Лк 21:1; Ин 8:20). см. Короб.

Сокхоф

Сокхоф (евр. Суккот, "кущи", "палатки"):

1) место первой стоянки израильтян при исходе из Египта (Исх 12:37; 13:20; Чис 33:5 и след.). Возм., это совр. Телль-эль-Машута, располож. прим. в 14 км вост. Телль-эр-Ретабе (Пифон) и прим. в 18 км зап. Исмаилии на Суэцком канале;

2) место на вост. берегу Иордана в уделе Гадовом (Быт 33:17; Нав 13:27; 3Цар 7:46; Пс 59:8), ныне Телль-Дер-Алла, на сев. берегу Иавока, в 10 км сев.-вост. его впадения в Иордан (ср. Суд 8:4 и след.).

Солам

Солам см. Саранча (IV).

Соленая долина

Соленая долина см. Соляная долина.

Соленое море

Со II в. по Р.Х. это внутр. море называли также Мертвым. С юга к нему примыкает Иорданская долина. В Библии С.М. (Чис 34:12; Втор 3:17; Нав 3:16) именуется также "морем равнины" (Втор 4:49), "морем пустыни" (4Цар 14:25), Восточным морем (Иез 47:18; Иоил 2:20); в рим. эпоху его называли Асфальтовым озером. Поверхность Мертвого моря на 392 м ниже уровня океана. В результате сильной жары испарение воды происходит очень интенсивно, поэтому концентрация солей в С.М. очень велика - 25%. Живые организмы жить в нем не могут. При легком ветре С.М. обычно спокойно, однако сильные ветры поднимают большие волны, а зимой здесь случаются даже штормы. На более пологом зап. побережье выпадает мало дождей, и приток воды в С.М. дают только небольшие ручьи и речки. Вост. побережье - гористое, с узкими ущельями в местах впадения рек (Вади-Зарка-Маин; Вади-ал-Мауджиб см. Арнон). Южнее расположен полуо-в Лисан с устьем реки Вади-Керак. В рим. времена здесь можно было, перейдя море вброд, выйти на иуд. берег (возм., 2Пар 20:2). Этот переход охраняла маккавейская крепость Масада, построенная Иродом Великим и позволившая последним борцам иуд. восстания продержаться здесь до 73 г. по Р.Х. Плодород. равнина вост. полуо-ва Лисан, вероятно, часть некогда богатой влагой долины Сиддим (Быт 13:10; 14:2 и след.), к-рая после разрушения см. Содома и Гоморры (см. Гоморра) (Быт 19)оказалась залитой морскими водами. В этой части С.М. (Нав 15:2) глубина не превышает 5 м. Юж. берег моря с устьем Вади-эль-Хеса (см. Заред) образует Севху, "достояние крапивы, соляную рытвину, пустыню навек" (Соф 2:9). Наряду с см. Солью здесь добывали и земляную смолу (см. Земляная смола); эти разработки определили основное экономич. значение С.М. в древности. В пророчестве Иезекииля, согл. к-рому С.М. наполнится свежей водой из живого источника, вытекающего из храма (Иез 47:8-10), говорится, что болота рядом с потоком останутся солеными (ст. 11). О судоходстве на С.М. в ветхозаветное время ничего не известно, но корабли на мозаичной карте см. Медева свидет-вуют, что в рим. период оно процветало. см. Рукописи Мертвого моря.

Солнечные часы

Все элементы С.Ч. - столбик, колышек или треугольник - сочетаются так, что по расположению тени можно узнавать время дня. Существуют различные виды С.Ч., в зависимости от конфигурации и положения указателя и циферблата. До изобретения механических часов С.Ч., наряду с водяными и песочными, были общепринятым хронометром. В Библии С.Ч. упоминаются только в связи с царем Езекией (4Цар 20:9-11; Ис 38:8). Тень на этих часах двигалась по "ступеням", под к-рыми, вероятно, под-разумеваются часовые деления. Поскольку нет никаких более подробных указаний, то нельзя сказать достоверно, какого типа были эти С.Ч.

Солнце

С. в Библии - это дневное светило, сотворенное Богом (Быт 1:16; Пс 135:8)и покорное Ему (Иер 31:35; Мф 5:45), знамение власти Творца и образ Его славы (см. Слава) (Пс 83:12; Мф 17:2; Откр 1:16). Господь определяет путь С. (Пс 73:16; 103:19; ср. также Нав 10:12-14; Иов 9:7). Распространенное в идолослужении (см. Идол, идолослужение) (V) поклонение С. (4Цар 23:5,11; Иез 8:16) было запрещено народу Израиля (Втор 4:19). "Под солнцем" происходит жизнь на этой земле (Еккл 1:9; 2:11 и др.). Радоваться С. (Еккл 11:7 и след.), видеть С. (Еккл 7:11) - это дар земной жизни. Восход и заход С., как указание времени, играют роль в различных предписаниях Закона (Исх 22:2,3; Лев 22:7; Втор 16:6; 23:11), на местности они обозначают восток или запад (Пс 49:1; 112:3; Мал 1:11). В день суда Божьего С. померкнет (Ис 13:10; 24:23; Иез 32:7 и след.; Ам 8:9; Иоил 2:10,31; Мф 24:29; Откр 6:12; 9:2; ср. Мф 27:45 и пар.); а по свершении всего уже не будет С., поскольку тогда Сам Бог станет С. Своего народа (Ис 60:19 и след.; Откр 21:23; 22:5).

Соломон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соляная долина

Соляная (Соленая) долина. Долина на юге Иудеи, где Давид разбил эдомитян (2Цар 8:13; 1Пар 18:12; Пс 59:2). Позднее победу над эдомитянами здесь одержал царь Амасия (4Цар 14:7; 2Пар 25:11). Отталкиваясь от араб. слова милх, что в переводе означает "соль", ученые считают, что С.Д. - это Вади эль-Милх (совр. Беэр-Шева), верхняя часть долины Беэр-Шевы. Согл. другому предположению, С.Д. - это Севха, местность, располож. юж. Соленого моря (см. Соленое море).

Соляной столб

Соляной столб см. Лот.

Сомнение, сомневаться

I.

В ВЗ эти слова не встречаются.

II:

1) в НЗ глаголом "сомневаться" чаще всего переводится греч. слово диакрино, к-рое также означает "различать", "судить". Тот, кто хочет судить о Божьих обетованиях и взвешивать их достоверность, становится на путь неверия (Рим 4:20; ср. 14:23). Верить - значит доверять и повиноваться, не проявляя С. (Мф 21:21; Мк 11:23; Деян 10:20; 11:12). Измеряющий Божью заповедь и откровение мерилом своего разума подобен в своих С. "морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой" (Иак 1:6). Это человек "с раздвоенной душой" (греч. дипсюхос; Иак 1:8; 4:8), нецельный сам по себе и непостоянный во всех своих действиях. Он утратил свои твердые устои (греч. дистадзо); это слово описывает состояние Петра, когда он, идя по воде, испугался и начал тонуть (Мф 14:30 и след.), а также состояние учеников, к-рым их разум мешал поверить в Воскресшего (Мф 28:17). Но все молитвы и дела веры должны совершаться без С. (Флп 2:14; 1Тим 2:8; здесь использовано греч. слово диалогизмус - "сомнение", "ропот"). В Евр 11:1 в значении "несомненность" употребляется греч. слово эленхос, "доказательство", "уверенность";

2) С. может быть связано с надеждой на опровержение к.-л. факта или с желанием удостовериться в его реальности, как это произошло с Фомой (Ин 20:24-29). Воскресший даровал Своему ученику уверенность, к к-рой тот стремился, но его позицию однозначно назвал неверием (ст. 27). Однако блажен тот, кто доверяет Богу безоговорочно (ст. 28). Но там, где С. превращается в безнадежность, где человек сдается сам и не ждет помощи от Бога, царит отчаяние, часто невыносимое из-за непрощенной вины. В полной безысходности и смешении мыслей единств. выходом кажется самоубийство - примером здесь могут служить Иуда (Мф 27:4) и Ахитофел (2Цар 17:23), но самоубийство не может спасти от суда Божьего (2Тим 4:1). Если верующий не видит возможности избежать земной смерти, то он может быть утешен доверием к Богу, Который воскрешает мертвых (2Кор 1:8-11; см. Скорбь).

Сон

I.

В теплом климате Ближнего Востока не было больших проблем с ночлегом. Общепринято было спать на жестком ложе, бедные люди спали прямо на земле, подобное случалось и в пути (Быт 28:11). Часто спали на подстилке, к-рую на день скатывали. Там, где говорится о ношении постели, подразу-мевается именно такая подстилка (Мф 9:6; Ин 5:9 и след.). У богатых были настоящие кровати (см. Кровать) с тонкими матрасами, к-рые использовали как по одному, так и во множестве, укладывая один на другой. Существовали одеяла, чтобы укрываться (Суд 4:18, в Синод. пер. - "ковер"), но обычно для этого использовали плащ или верхнюю одежду (1Цар 19:13), к-рую по этой причине нельзя было удерживать в качестве залога дольше, чем до вечера (Исх 22:26,27; Втор 24:12,13).

II:

1) в С. видели не только здоровый отдых после тяжелой работы (Еккл 5:11), но и воспринимали его как нечто угрожающее, полагая, что у С. есть общее со смертью. Спокойно и без опасений можно спать только потому, что Господь бодрствует (Пс 3:6; 4:9; Притч 3:24). Господь - страж Израиля, неусыпный и недремлющий (Пс 120:3 и след.). Забота (Еккл 5:11) или томление (Быт 31:40)похищают С., но ленивого его долгий С. приводит к несчастью (Притч 6:9-11; 20:13; 23:21). В решит. часы ученики оставляют Иисуса в одиночестве, потому что засыпают от усталости (Мк 26:36-46; Лк 9:32). В метафорич. значении звучит призыв к Церкви, предостерегающий ее от духовного С. и зовущий проснуться и бодрствовать (Мк 13:36; Рим 13:11; Еф 5:14; 1Фес 5:6). см. Бодрствовать, просыпаться;

2) Господь не только охраняет спящих, Он посылает людям во С. Свои откровения и указания (Быт 28:12-16; Иов 4:13-17; 33:15-18; Иер 31:26; Мф 1:20-24; см. Сновидение см. Видение). Кр. того, в отдельных случаях Бог наводит на человека особенно крепкий С., чтобы этим скрыть от него Свои действия, как это было в случае с Адамом (Быт 2:21), при откровении Аврааму (Быт 15:12), а также в истории с Саулом, к-рого Бог крепко усыпил, чтобы помочь Давиду (1Цар 26:12).

III.

О С. в Библии часто говорится в метафорич. смысле. На тех, кто почитает Бога только внешне, а сердцем отстоит далеко от Него, Господь может навести дух усыпления (Ис 29:10-14; Рим 11:8), так что их глаза становятся как бы закрытыми (Мф 13:15; Деян 28:27). О Божьем суде над народами сказано, что неблаговоление Господа погружает в С. и колесницу, и коня (Пс 75:7), что Он упоит вавилонян так, чтобы они заснули мертвым С. и больше не проснулись (Иер 51:39,57). Так С. превращается в символ духовной или физич. смерти, а в Пс 89:6, напротив, это образ быстрого течения жизни.

Сонам

Сонам см. Сунем (Сонам).

Сооружать

Сооружать см. Строительство, строить, возводить, возделывать.

Соперник

Соперник см. Право, правосудие см. Сатана см. Вражда, враг.

Сорек

Сорек (евр. "красный (виноград)" ). Поток С. (Суд 16:4, в Синод. пер. - "долина") - это совр. Вади-эс-Сарар, верхнее течение Нахр-Рубина, впадающего в 13 км от Яффы в Средиземное море. С. берет свое начало на Иудейском нагорье и протекает в Шефеле близ Цоры, Естаола (Суд 13:25) и Беф-Самеса.

Сорес

Сорес, город в уделе Иуды (Нав 15:59). В евр. тексте С. не упоминается; в совр. переводы это название попало из Септуагинты. Предположит. это совр. Шореш, находящийся прим. в 15 км зап. Иерусалима. см. Сеир (II,2).

Сорная трава

I.

С.Т. в библ. странах отличаются от трав европ. стран, что обусловлено иным составом почвы и климатич. особенностями. Так, касатик (сорт лилий), тюльпаны, нарциссы, ирисы и гиацинты растут на пашнях как сорняки, а необрабатываемая земля весной сплошь покрыта пурпурно-красными анемонами (см. Лилия). Зерновые посевы пестрят маками, васильки же чаще растут при дорогах. Распространены и такие растения, к-рые считаются сорняками и у нас, - полевая редька, журавельник, но прежде всего чертополох и колючий кустарник (Быт 3:18; см. Терние см. Волчцы).

II.

Греч. цицанион, перевед. в Мф 13:24-30,36-42 как плевелы, - это плевел опьяняющий (Lolium tremulentum), достигающий выс. прим. 80 см, жесткая трава, растущая среди яровых посевов зерновых. Ее всходы отличаются от пщеницы только своими узкими и гладкими листьями, а при созревании они выделяются очень тонкими и остистыми ко-лосьями. Мелкие черноватые зерна этого растения, как правило, поражены грибком, и в этом случае ядовиты. Употребление их в пищу вызывает у человека головокружение и тошноту, отрицательно сказывается на зрении и порой может привести к смерти. Поскольку прополка бывает затруднена из-за сходства плевел с пшеницей, то их чаще всего отделяют после жатвы с помощью особого сита.

Сосед

Сосед, человек, живущий поблизости (см. Ближний); благодаря возможности приходить вовремя на помощь и оказывать поддержку (Исх 3:22; 12:4; Руфь 4:17; 4Цар 4:3; Лк 15:6,9) живущий рядом С. становится дороже и ближе живущего вдалеке брата (Притч 27:10). Но в то же время от глаз С. нельзя скрыть свои недостатки или утаить ч.-л., так что виновный в ч.-л. или неудачник может подвергнуться поношениям и насмешкам со стороны С. (Пс 30:12; 43:14; 78:4; 79:7; 88:42).

Сосипатр

Сосипатр (греч. "помощь отца", или "отец-помощник"):

1) христианин из Верии, сопровождавший Павла во втором миссионерском путешествии из Греции в Асию (Деян 20:4);

2) родственник и соотечественник Павла, приветствующий церковь в Риме из Коринфа (Рим 16:21).

Составляющий масти

Составляющий масти (мироварник). Приготовлением мазей (см. Масть), мира для помазания, благовонных курений и составов из специй занимались особые специалисты (Неем 3:8 - в Синод. пер. - "гараккахим"), владевшие "искусством составляющего масти" (Исх 30:25,35; 37:29; 2Пар 16:14). Так, в Библии сказано, что Веселиил изготовлял "елей помазания и курение благовонное" (Исх 31:11). В состав мира для помазания входило по 500 сиклей (прим. 5,6-6,1 кг) смирны (см. Смирна) и кассии (см. Кассия), по 250 сиклей корицы (см. Корица, касия) и тростника благовонного (см. Тростник благовонный), 1 гин (3 и 2/3 л) оливкового масла (см. Маслина, масло, елей). О том, как приготовлялось миро, достоверных сведений не имеется. Курит. состав составляли из истолч. в порошок см. Стакти, ониха (раковины Blatta byzantina) см. Халвана душистого и чистого см. Ливана (Исх 30:23-25,34 и след.). В Иов 41:23 упоминается, что мазь готовили, кипятя состав в котле. В Еккл 10:1 говорится, что в этом деле необходима аккуратность: мертвые мухи портят благовонную масть. Для царя (1Цар 8:13), вероятно, в первую очередь изготовляли масти и благовония для ухода за телом. Поскольку мази играли важную роль в медицине, то мироварник мог быть также помощником см. Врача.

Сострадание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сосуд

1) о букв. значение см. Чаша см. Кружка см. Кувшин, ведро, водонос см. Сковорода см. Кадильница см. Блюдо см. Котел см. Горшечник;

2) в метафорич. значении С. в Библии названы люди (Рим 9:22 и след.; 2Тим 2:20 и след.). "Сосудами гнева" названы люди неверующие, а "сосудами милосердия" - спасенные кровью Иисуса Христа. Во 2Кор 4:7 Павел называет тело человека С., в к-ром заключено сокровище Евангелия (см. Евангелие, благовествование), и потому этот С. становится жилищем Св. Духа. В 1Фес 4:4 под С. подразумеваются тела мужа и жены ("чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести") (ср. 1Пет 3:7).

Сосфен

Сосфен (греч. "спасающий", "помогающий"), начальник синагоги в Коринфе, к-рый был избит греками "пред судилищем" наместника Галлиона (Деян 18:17). По общему мнению, в 1Кор 1:1 подразумевается тот же С., к-рый к этому времени, вероятно, уже стал верующим христианином.

Сотай

Сотай (евр. "уклоняющийся"), один из рабов Соломона, потомки к-рого вернулись с Зоровавелем из вавил. плена (Езд 2:55; Неем 7:57).

Сотворение мира, творение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сотник

Сотник см. Начальник, вождь (II,1).

Софар

Софар (евр. Цофар, возм., значение имени связано с евр. "пищать", "щебетать", один из трех друзей Иова. С. был родом из Наамы (Иов 2:11; 11:1; 20:1; 42:9).

Софонии книга

Софонии книга см. Книга пророка Софонии.

Софония

Софония см. Цефания (2-4).

Сохо

Сохо (в Синод. пер. также Сокхоф):

1) город в иуд. Шефеле (в Синод. пер. - "на низменных местах", Нав 15:35), располож. между Одолламом и Азекой в Долине дуба (см. Долина дуба) (1Цар 17:1,19). С. был укреплен Ровоамом (2Пар 11:7), а во времена Ахаза завоеван филистимлянами (2Пар 28:18);

2) город на горе Иудиной (Нав 15:48), совр. Хирбет-Шувеке, между Анавом и Эстемо, в 16 км юго-зап. Хеврона. Подразумевается ли в 1Пар 4:18 именно этот город или речь идет о вышеназв. городе, неизвестно;

3) город на вост. границе равнины Сарон (3Цар 4:10, в Синод. пер. - Соко), упоминаемый еще в надписях Тутмоса III, а позднее - Сисака. Ныне Телль-эр-Рас, близ Эш-Шувеке, в 3 км сев. Тул-Карма. Эта местность была заселена начиная с бронзового века и вплоть до визант. периода.

Союз, завет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Спасение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Спаситель

В Библии С. назван Господь, спасающий как Свой народ (1Пар 16:35; Пс 84:5; Ис 43:3; 49:26), так и отдельного человека (Пс 16:7; 50:16). В НЗ Иисус Христос назван С. Своего народа (Лк 2:11; Деян 5:31; ср. Мф 1:21), С. Своего Тела, т.е. Церкви (Еф 5:23) и мира (Ин 4:42; 1Ин 4:14). Кр. того, в апостольских посланиях С. часто именуется Сам Бог (1Тим 1:1; 4:10; Тит 1:3; 2:10; Иуд 25). см. Август.

Список народов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Споткнуться

Споткнуться, зашататься, упасть (Ис 31:3; Плач 5:13). В переносном смысле С. нередко означает помехи в отношениях человека с Богом (Пс 72:2; 93:18; 2Пет 1:10). В Евр 12:13 то же понятие передано словами: "дабы хромлющее не совратилось".

Справедливость, праведность, правда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Срам, посрамить, позорно

Срам, посрамить, позорно - эти слова в Синод. пер. передают значение различных евр. и греч. слов, к-рые связаны с понятиями: см. Стыд, см. Бесчестие, см. Насмешка.

I.

Люди нередко бесчестят и позорят себя и др. людей. К этому ведут, напр., половая распущенность и насилие (Быт 34:5; 2Цар 13:11 и след.; Рим 1:24,27), а также глупость. Глупый человек является позором для своей матери (в Синод. пер. - "пренебрегает") (Притч 15:20). Люди стремились унизить Иисуса, но он "пренебрег посрамлением" (Евр 12:2). Среди обвинений, к-рые Павел вынужден был предъявлять собств. народу, есть и такое: хвалишься Законом, а преступлением его бесчестишь Бога (Рим 2:23). Верша суд, Бог стремится не дать впредь бесславить Свое святое имя (Иез 39:7).

II.

Бог вершит отмщение гордецам и безбожникам; народ, покрывший себя бесчестием и стыдом, предается вечному С. (Пс 70:13; 77:66; 131:18; Ис 20:5; 37:27 и проч.).

III.

Совершенно иной опыт и иная судьба у верующего. Еще псалмопевец говорил: "Да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя" (Пс 24:3; ср. Ис 54:4). Тем более Христос, камень преткновения и камень соблазна для неверующих как в наше время, так и при Своем Втором пришествии, не посрамит тех, кто ве-рой ищет прибежища у Него (Рим 9:33), пребывает в Нем (1Ин 2:28) и надеется на Него (Рим 5:5). На этом основана и убежденность Павла в том, что он ни в чем не будет посрамлен (Флп 1:20).

IV.

Чтобы преуспеть в освящении (см. Освящение, освящать), без к-рого духовное служение утрачивает силу, человеку необходимо отвергнуть "скрытные постыдные дела" (2Кор 4:2). Ученик Христов не должен участвовать в "бесплодных делах тьмы" (Еф 5:11 и след.); в своем служении он призван удерживаться от постыдной корысти (Тит 1:11; 1Пет 5:2). При этом условии он может сохранить внутр. мир и спокойствие, даже если его путь проходит через "честь и бесчестие", через добрую или худую молву (2Кор 6:8).

Сребреник

Сребреник см. Деньги.

Сребролюбие

Сребролюбие см. Любостяжание, корыстолюбие, сребролюбие.

Средиземное море

С.М. именуется в Библии "великим морем" (Чис 34:6,7; Иез 47:19, 20), "великим морем к западу (или на запад) солнца" (Нав 1:4; 23:4), "морем Филистимским" (Исх 23:31), а также "морем западным" (Втор 11:24; 34:2; Зах 14:8). Побережье С.М. являлось зап. границей историч. тер. Израиля (Чис 34:6), поэтому слово "море" (евр. йам) употребляется в значении "запад" (Ос 11:10; в Синод. пер. - "запад"). В древнейшие времена израильтяне не были знакомы с судоходством, т.к. большая часть побережья С.М. тогда еще не входила в состав их тер. и судоходство всецело находилось в руках финикийцев. О землях, располож. на "дальних" по-бережьях С.М. - вне самого Ханаана и прилегающих к нему стран, в Библии поэтому говорится как об (удаленных) "островах" (см. Быт 10:5; Пс 71:10; Ис 41:5; 42:10,12; Иер 31:10; Иез 27:15 и др.). Однако пр. Исаия предсказал наступление времени, когда Израиль возрадуется и затрепещет сердце его, потому что к нему "обратится богатство моря" (Ис 60:5,9). И отдаленные "заморские" земли - "острова" должны ожидать возвещения закона Божьего, к-рый будет им проповедан из Израиля (Ис 42:4; ср. Ис 2:2-4).

Средние ворота

Средние ворота см. Иерусалим (III,В).

Средства к существованию

Если простые израильтяне зарабатывали на жизнь физич. трудом, то левиты, священники и цари жили за счет приношений (доходы такого рода называются в евр. яз. тевуа):

1) по-скольку см. Левиты не получили в Ханаане земельного удела (Чис 18:20) и не имели права заниматься к.-л. ремеслом, то им причиталась десятина от плодов земли и скота (Чис 18:21-24). Левиты пользовались правом участвовать в праздничных трапезах наравне с пришельцами, сиротами и вдовами (Втор 14:29; 16:11). В период царств и после вавил. плена народ, по-видимому, стал пренебрегать своими обязанностями по отношению к священникам и левитам, так что об этом приходилось напоминать (2Пар 31:4 и след.; Неем 10:36 и след.; Мал 3:8-10);

2) приношения священникам состояли из первородных животных (см. Первородство, первородный) и "первых произведений земли" (Чис 18:8-19), а также из десятины (см. Десятина) от того, что получали левиты (ст. 26-32). Кр. того, священники получали часть воен. добычи (Чис 31:25 и след.) и долю от приносимых жертв (Лев 5:16; 7:8; 4Цар 12:16);

3) состояние царей складывалось из добровольных подношений (1Цар 10:27; 3Цар 10:25), доходов от принадлежавших царям земельных владений (1Цар 8:12; 1Пар 27:25-31; 2Пар 26:10) и дани (см. Дань), взимаемой с покоренных народов (2Цар 8:2). см. Соломон взимал в качестве податей (см. Подати) натуральные продукты (3Цар 4:7), использовал подневольный см. Труд (3Цар 5:13 и след.). Кр. того, он извлекал доходы из торговли и судоходства (3Цар 10:22,28).

Срубать

Срубать (отсекать), т.е. насильственно и быстро отделять острым инструментом.

I.

О дереве, не приносящем доброго плода (Мф 3:10; 7:19; Рим 11:22). Это образ карающего суда Божьего, к-рый настигает того, кто не приносит плодов веры и любви. Он символизирует насильственное и болезненное отлучение от общения с милосердным Богом и утрату вечной жизни.

II.

Слова Иисуса об отсечении руки или ноги, если они нас соблазняют, становясь нам ловушкой (Мф 5:30; 18:8 и след.), означают немедленное и радикальное освобождение от всего, что препятствует укреплению веры или освящению. Что-то вполне положительное само по себе (как, напр., работа, семья, иск-во и т.д.) может так захватить нас, что станет проводником греха, и мы в своей жизни уже не будем отводить Богу первое место. Если происходит нечто подобное, то это надо "отсечь". Не может быть точных указаний, годных для всех, о том, что подлежит "отсечению", каждый должен решать для себя сам - в зависимости от своих жизненных обстоят-в.

Стадий

Стадий см. Меры длины, площади, объема и веса (2).

Стадо

1) см. Животноводство (IV);

2) в метафорич. значении С. - это Божий народ (Иез 34:2) и Церковь Христова (Лк 12:32; Ин 10:16). см. Пастырь.

Стакти

Др.-евр. слово натаф (собств. "капля") (от греч. стактост, "капающий") означает благовонную смолу, к-рая упоминается только в Исх 30:34 как составная часть священного курения для скинии. Невозможно с уверенностью установить, идет ли здесь речь о смоле фисташки мастичной (см. Мастиковое дерево) или о смоле стиракса.

Стан

I.

О местах, где израильтяне разбивали С. после исхода из Египта, см. Переход через пустыню.

II:

1) Библия дает точные сведения о том, как был устроен С. израильтян в период их странствования в пустыне (Чис 2; 3:23,29,35,38). В центре С. находилась скиния собрания - место присутствия Бога (Чис 2:2). Вокруг скинии располагались израильтяне - по три колена с каждой из четырех сторон света. С вост. стороны, под знаменем Иуды, размещались колена Иссахара и Завулона; с юж., под знаменем Рувима, - колена Симеона и Гада; с зап., под знаменем Ефрема, - колена Манассии и Вениамина и с сев., под знаменем Дана, - колена Асира и Неффалима. О том, в каком порядке колена выступали на марше, говорится в Чис 10:11-28. Каждое колено располагалось по семействам (Чис 2:2). Между шатрами двенадцати колен и скинией собрания разбивали свой С. левиты (ст. 17). Потомки Каафа, на попечении к-рых находились свящ. предметы, размещались с юж. стороны скинии (Чис 3:29,31), а гирсоняне (ст. 23-26) и потомки Мерари (ст. 33-37), отвечавшие за перенос скинии и ограды двора, - соотв. с зап. и сев. сторон. Перед входом в скинию собрания, с вост. стороны, разбивали свои шатры Моисей, Аарон и священники (ст. 38);

2) место, где израильтяне должны были разбить С., им указывало облако Господне; оно опускалось и покрывало скинию, а когда поднималось, это было знаком того, что пора отправляться в путь (Чис 9:15-23). Звуки труб священников служили сигналом к снятию С. (Чис 10:2,5-8). Впереди, указывая путь, двигался ковчег завета (ст. 33), находившийся под защитой Господа, о даровании к-рой молился Моисей (ст. 35). Со времени заключения завета израильтяне постоянно - и в С. (Чис 9:15), и на марше (Чис 10:34) - наблюдали Божье присутствие в облачном и огненном столпах (Чис 14:14);

3) присутствие Св. Бога обязывало народ к святости и чистоте (Втор 23:14). Прокаженные, "осквернившиеся" и др. должны были покинуть С., место общения с Господом (Лев 13:46; Чис 5:1-4; Втор 23:10 и след.). Жертва за грех сжигалась вне С. (Исх 29:14; ср. Евр 13:11-13); за его пределами совершалось также исполнение смертного приговора (Лев 24:14). Только очистившись, осквернившиеся могли вновь войти в С. (Чис 31:19-24). В Евр 13:13 выход за С. символизирует уход из иуд. общества, совершаемый ради Иисуса Христа.

Старейшины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница