Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАА"-"ВЕР")

Ваал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ваала

Ваала ("госпожа", "владычица"), город на юге удела колена Иуды (Нав 15:29). Его местоположение точно неизвестно. Предположит. В. находился в местности Эль-Муталла, приблизит. в 7 км юго-вост. Вирсавии (Беэр-Шевы).

Ваалаф

Ваалаф ("госпожа", "владычица"), город, построенный царем Соломоном (3Цар 9:18; 2Пар 8:6) и располож., вероятно, в области, изначально принадлежавшей колену Дана (Нав 19:44).

Ваалаф-Беер

Ваалаф-Беер ("госпожа источника"), погран. город колена Симеона (Нав 19:8), известный также как южная Рама (Рамоф, 1Цар 30:27). Вероятно, тождествен Валофу (Нав 15:24) и Ваалу (II,3) (1Пар 4:33). Точное местоположение неизвестно. Возм., В.-Б. находился недалеко от Реховофа.

Ваал-Вериф

Ваал-Вериф (евр. Баал-Берит, "Ваал союза - завета" = "Господин, основатель, покровитель союза - завета - договора". В.-В., или Эль-Вериф (="Бог союза, завета" (Суд 8:33; 9:4; 9:46)), под этим именем в Сихеме около 1200 г. до Р.Х., во времена судей, почитали хананейское верховное божество (см. Ваал), подлинное имя к-рого неизвестно. После смерти Гедеона израильтяне снова обратились к хананейским божествам (Суд 8:33). Сын Гедеона Авимелех заключил с жителями Сихема именем В.-В. договор, согл. к-рому он становился царем (Суд 8:33; 9:4,46). Этот союз, заключ. под знаком языч. божества, просуществовал только три года, т.к. "послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема" (Суд 9:22 и след.). Так Бог разрушил завет, к-рый Авимелех, пренебрегши заветом Божьим, заключил со своим народом. В клинописных док-тах, найденных при раскопках города Мари (XVIII-XVII вв. до Р.Х.), встречается выражение "убить осла", означающее "заключить союз". И т.к. Еммор, имя праотца жителей Сихема, означает "осел", а его потомки называются "сынами Еммора", т.е. "сыновьями осла" (см. Быт 33:18 и след.), то, вполне вероятно, что убой или разделка осла входили в ритуал жертвоприношения В.-В. и что подлинное имя божества могло быть Еммор (евр. Хамор).

Ваал-Гад

Ваал-Гад (возм., "Ваал счастья"), город у подножья горы Ермон (Нав 11:17; 12:7; 13:5), возле одного из истоков Иордана. В.-Г. был, вероятно, одним из главных мест поклонения Ваалу и, скорее всего, идентичен Ваал-Ермону (1Пар 5:23) и совр. г. Хасбея, располож. вост. Ермона.

Ваал-Гамон

Ваал-Гамон ("Ваал богатства" или "Ваал множества"), местность, где Соломон отдал виноградники внаем сторожам (Песн 8:11). Местоположение неизвестно.

Ваал-Гацор

Ваал-Гацор, место возле города Ефрема, куда Авессалом пригласил всех сыновей царя, чтобы умертвить Амнона (2Цар 13:23). В наст. время - гора Джебел-эль-Азур (1016 м), в 9 км от Вефиля.

Ваал-Ермон

Ваал-Ермон ("Ваал Ермона"):

1) город вблизи горы Ермон (1Пар 5:23), вероятно, тождествен Ваал-Гаду (см. Ваал-Гад) (Нав 11:17);

2) гора вост. Ливанских гор (Суд 3:3). Израилю не удалось победить живших там евеев. В.-Е. служил сев.-зап. границей земли, выделенной полуколену Манассии (1Пар 5:23). Точно неизвестно, являлся ли В.-Е. местом на горе Ермон, посвящ. Ваалу, или городом на вост. склоне горы.

Ваалис

Ваалис, царь аммонитян во времена пр. Иеремии. С помощью см. Исмаила (4), сына Нафании, он убил Годолию, к-рого царь вавил. поставил начальником Иудеи. В. рассчитывал, что месть халдеев окончательно погубит царство Иуды и его собственное царство расширится (Иер 40:14).

Ваал-Меон

Ваал-Меон ("господин укрытия, жилища"), древний город аморреев на границе с Моавом (Чис 32:38; Иез 25:9), перешедший к колену Рувима и восстановленный рувимлянами. Он также называется Веон (Чис 32:3), или Беф-Ваал-Меон (Нав 13:17). Согл. надписи на "камне Меши", В.-М. нек-рое время принадлежал царю Моава. Во времена великих пророков городом также владели моавитяне (Иер 48:23; Иез 25:9), называвшие его Бет-Меон. В наст. время город носит название Мейн и расположен прим. в 17 км юго-зап. Хесбана (библ. Есевон) и в 6 км юго-зап. Мадабы (библ. Медевы).

Ваалоф

Ваалоф (Валоф) (евр. Баалат, мн.ч. от Ваала (госпожа)):

1) погран. город удела колена Иуды (Нав 15:24), возм., идентичен Ваалаф-Бееру, погран. городу колена Симеона (Нав 19:8);

2) город, принадлежавший колену Ассира и располож. прим. в 9 км юго-вост. Авдона (3Цар 4:16).

Ваал-Перацим

Ваал-Перацим ("Ваал разрыва"), место недалеко от Иерусалима, в долине Рефаим, где Давид победил филистимлян (2Цар 5:17-20; 1Пар 14:9-11). Возм., это была возвышенность между Иерусалимом и Вифлеемом (2Цар 5:20) или же гора Перацим (Ис 28:21), где Господь разнес перед Давидом врагов его "как разносит вода" (2Цар 5:20). Т.о., в названии В.-П. собственное имя Бога - Яхве - вновь заменяется титулом "Ваал". Когда филистимляне расположились лагерем в долине Рефаим, Давид, продвигаясь от холмов Одоллама, прошел через см. Шефелу и поднялся на вершину горы. Застав филистимлян врасплох, он разбил их сторожевые посты, а затем обрушился на их главный стан на равнине.

Ваал-Фамар

Ваал-Фамар ("Ваал пальмы"), город в уделе колена Вениамина (Суд 20:33), у к-рого израил. войско сразилось с вениамитянами. В перечне городов, составленном Евсевием, В.-Ф. отождествляется с холмом Расет-Тавил, располож. в километре сев.-вост. Телль-эль-Фула (т.е. Гивы Сауловой).

Ваал-Фегор

Ваал-Фегор (евр. Баал-Пеор), божество, почитавшееся моавитянами (см. Ваал), к поклонению к-рому были совращены многие израильтяне (см. Чис 25:5).

Ваал-Цефон

Ваал-Цефон ("Ваал севера"), место, где израильтяне разбили стан, перед тем как переправиться через Чермное море (Исх 14:2,9; Чис 33:7). Оно находилось на побережье, около Мигдола и Пи-Гахирофа. Однако не исключено, что речь идет о горе. В таком случае это место отождествляется с совр. Джебель-Мурром, где древние финикийцы приносили жертвы Ваалу сев. ветра, вымаливая благоприятный ветер для плавания по Красному морю. Имя божества В.-Ц. упоминается среди имен иноземных идолов, почитавшихся в Мемфисе. см. Исход (V,4).

Ваалшалиша

Ваалшалиша, место, из к-рого некто принес Елисею хлебный начаток (4Цар 4:42). Оно располагалось зап. Галгала; в наст. время называется Кафр-Тилт.

Ваан

Ваан см. Баана (5).

Ваана

Ваана см. Баана (3, 4, 5, 6).

Вааса

Вааса (евр. Баша), человек низкого происхождения (3Цар 16:2), сын Ахии из колена Иссахара. Возм., В. был одним из военачальников в войске израил. царя Навата, против к-рого он организовал заговор. В. убил Навата при осаде Гавафона и на 24 года занял престол в Фирце (906-883 гг. до Р.Х.; 3Цар 15:27-34). В., истребив весь род Иеровоама, продолжал поклоняться идолам и был обречен на суд Божий (3Цар 14:7-11; 16:1-7). На протяжении всего своего правления В. воевал с царем Иудеи Асой (3Цар 15:16), но эта война, видимо, носила характер погран. стычек, т.к., согл. 2Пар 14:1; 15:15,19, в Иудее долгое время царило относит. спокойствие. Но в конце концов В. перешел к активным действиям, поводом к чему, возм., послужило участие его подданных в торжеств. благодарств. богослу-жении, устроенном Асой см. Аса. В. отправился в г. Раму, ранее отвоевав Вефиль, Иешану и Ефрон, захвач. отцом Асы Авией у Иеровоама (2Пар 13:19). Он начал укреплять Раму, угрожая тем самым Иерусалиму. Аса же в ответ на это уговорил союзника В. сир. царя Ве-надада разорвать союз и напасть на Северное царство. Сирийцы захватили города Аин (Ийон), Дан, Авел-Беф-Мааху (Авелмаим) и всю землю Неффалима. Это заставило В. остановить укрепление Рамы и отступить из города (3Цар 15:17-22; 2Пар 16:1-6). После смерти В. на престол взошел его сын Ила (3Цар 16:6).

Вавилон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вавилония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вагеб

Вагеб, место в Суфе вблизи Арнона (Чис 21:14 и след.). см. Суфа.

Ваиезафа

Ваиезафа (перс. Вайзата, "сын ветра"), один из сыновей Амана (Есф 9:9).

Вакбакар

Вакбакар см. Бакбукия.

Ваквук

Ваквук см. Бакбук.

Вал

Вал см. Крепость, укрепление.

Вала

Вала, город в уделе колена Симеона (Нав 19:3), возм., тождествен см. Билге.

Валаам

Валаам (евр. Билеам, "господин народа", "губитель народа"), сын Веора, живший в Пефоре на Евфрате (Чис 22:5; Втор 23:5). Вероятно, это место можно отождествить с городом Питру на Заджуре, притоке Евфрата. Известно, что этот город был завоеван Салманасаром II. Живя в Месопотамии, В., очевидно, был известным прорицателем (Нав 13:22). Когда израильтяне после победы над амор. царями расположились лагерем на равнинах Моава на вост. берегу Иордана, моавитский царь Валак, сын Сепфора, направил к В. послов с просьбой прийти и проклясть Израиль, т.к. знал, что и благословения, и проклятия В., как правило, сбываются (Чис 22:6). В посольстве Валака участвовали и мадиамские старейшины, из чего можно заключить, что между Моавом и Мадиамом существовал союз. Гонцам пришлось проделать двадцатидневный путь, но В. отказался пойти с ними. Ночью ему явился Господь и запретил проклинать израил. народ. Возм., моавитскому царю было известно, что В. знает Бога Израиля, и именно поэтому он его пригласил. Валак не удовлетворился отказом и направил новых, более "знаменитых" посланников, чтобы они все-таки привели В. Бог позволил В. пойти с посланными, но с тем условием, чтобы он делал только то, что Господь скажет ему (ст. 20). Однако В. прельстился обещанными дарами (2Пет 2:15; Иуд 11), чем навлек на себя гнев Божий. На пути В. встал ангел Господень (Чис 22:22). Ослица прорицателя ощутила его присутствие и чудесным образом заговорила с В. (ст. 23-30; 2Пет 2:16). "И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке" (Чис 22:31). Тогда В. признал за собой грех и решил повернуть обратно. Но ангел велел ему идти дальше и еще раз приказал говорить лишь то, что повелит ему Бог. В. обманул ожидания Валака и вместо проклятия произнес благословение народу Израиля (Чис 23:7-10,18-24; 24:3-9,15-24). Господь использовал В. в ка-честве пророка, несмотря на то что тот прежде занимался волхвованием (Чис 24:1). Позднее В. дал совет мадианитянам, соседям и союзникам Моава (Чис 31:16), и самому Ва-лаку (Откр 2:14) склонить израильтян к отпадению от Бога и к служению Ваал-Фегору (см. Чис 25). В. был убит, когда израильтяне совершали над мадианитянами Божий суд (Чис 31:7 и след.; Нав 13:22). Он был врагом народа Божьего, несмотря на то что, вдохновленный Богом, произнес удивительное пророчество, в к-ром предсказал восхождение звезды от Иакова (Чис 24:17), и несмотря на его желание умереть смертью праведников (Чис 23:10). В. служил орудием Самому Господу, но был убит как враг Бога.

Валак

Валак (евр. Балак, "он опустошил"), сын Сепфора, царь моавитян во времена странствования израил. народа по пустыне. Устрашась побед народа Божьего, он призвал прорицателя Валаама проклясть евреев. Но Бог воспрепятствовал этому, обратив проклятия Валаама в благословения. Позже В., следуя совету Валаама, попытался склонить израильтян к идолопоклонству и разврату, и это ему отчасти удалось (Чис 22:3 - 25:5; Откр 2:14).

Валла

Валла (евр. Билха, возм., "боязливость"), служанка Рахили, подаренная ей Лаваном (Быт 29:29). Страдавшая бесплодием Рахиль отдала В. в наложницы Иакову, чтобы та "родила на колени ее". Сыновья В. Дан и Неффалим считались поэтому детьми Рахили (Быт 30:1-8). Позже Рувим за прелюбодеяние с В. (Быт 35:22)был лишен (почетного) права первородства (Быт 49:4).

Валоф

Валоф см. Ваалоф.

Валтасар

1) (евр. Белшаццар, от ново-вавил. "да хранит (Бог) Бел царя"). Согл. вавил. документальным источникам, В. был старшим сыном и соправителем последнего властителя Нововавилонского царства Набонида (556-539 гг. до Р.Х.). Его матерью была дочь Навуходоносора. Набонид, отправившись в третий год своего правления на завоевание оазиса Тейма в Аравии, передал в руки В., "сына царя", управление страной и командование войсками на севере царства. В. продолжал править вплоть до самого падения Вавилона, т.к. Набонид надолго задержался в Тейме, занимаясь переустройством города. Известно, что во время своего правления В. делал значит. дары вавил. храму. Это подтверждается и теми местами в Библии, где упоминается имя царя (Дан 5; 7:1; 8:1). В. в качестве соправителя Набонида (ср. Дан 5:29) стал последним вавил. царем. То обстоят-во, что Навуходоносор называется отцом В., полностью соответствует (независимо от степени их фактич. родства) принятой в то время при дворе форме выражения отношений между правителем, находящимся в наст. время у власти, и его предшественниками. События, приведшие к смерти В., непосредственно связаны с захватом Вавилона в 539 г. до Р.Х. персами под предводительством Гобрия, одного из военачальников см. Кира; 2) (евр. Белтешаццар, от ново-вавил. "да хранит (Бог Бел) его жизнь"). Имя, данное начальником евнухов Навуходоносора см. Даниилу (Дан 1:7).

Вамоф-Ваал

Вамоф-Ваал ("возвышенности Господина, Ваала"), местность сев. Арнона, где останавливались израильтяне во время странствования по пустыне (Чис 21:19). На этих высотах возле Медевы совершал жертвоприношения Валак (Чис 22:41). В.-В. был вместе с городами Дивон, Есевон и Беф-Ваал-Меон передан колену Рувима (Нав 13:17). В надписи на "камне Меши" (см. Камень Меши) В.-В. называется Бет-Бамотом. Предположит. он находился прим. в 5 км юж. горы Нево.

Ванаия

Ванаия. Евр. см. Бани.

Ванея

Ванея (евр. Бенайя и Бенайяху, "Яхве создал" в значении "создал род", "наградил потомством"; аккад. "самому сотворить дитя"):

1) левит из Кавцеила в Иудее, сын священника Иодая (Иоддая), князя племени Аарона, пришедшего вместе с остальными израил. родами в Хеврон, чтобы сделать Давида царем (2Цар 23:20; 1Пар 12:27; 27:5). В. - один из храбрых у Давида, известный своими подвигами (2Цар 23:20-23). Он командовал цар. телохранителями (в Синод. пер. - "Хелефеями и Фелефеями", 2Цар 8:18) и был начальником третьего отделения в войске Давида; заместителем В. в отделении был его сын Аммизавад (1Пар 27:5 и след.). В. вместе с другим своим сыном, Иодаем, был также советником царя (1Пар 27:34). Оставшийся верным Давиду во время восстания Авессалома (2Цар 15:18) и во время заговора Адонии, он вместе со священником Садоком и пр. Нафаном получил от царя поручение помазать на царство Соломона (3Цар 1:10,32-38). В. исполнил смертный приговор над Адонией, Иоавом и Семеем (3Цар 2:25,29-34,46) и был назначен Соломоном главным военачальником (ст. 35);

2) один из храбрых у Давида, родом из Пирафона (Пиратона) в уделе колена Ефрема, бывший начальником одиннадцатого отделения в войске Давида (2Цар 23:30; 1Пар 27:14);

3) "второстепенный" левит, участвовавший в переносе ковчега завета в Иерусалим и затем в самом городе игравший перед ковчегом на псалтирях (1Пар 15:18,20; 16:5);

4) священник, игравший на трубе во время переноса ковчега завета в Иерусалим и затем - перед ковчегом в самом городе (1Пар 15:24; 16:6);

5) левит из рода Асафа, дед Иозиила, жившего во времена Иосафата (2Пар 20:14);

6) князь одного из родов колена Симеона (1Пар 4:36);

7) левит, живший во времена Езекии, один из смотрителей при храме (2Пар 31:13) (в Синод. пер. - Бенания);

8) отец Фалтии, одного из иуд. князей во времена Иезекииля (Иез 11:1,13);

9) четверо иудеев из семейств Пароша, Пахав-Моава, Вания и Нево, женившиеся на язычницах (Езд 10:25,30,35,43) (в Синод. пер. - Венаия, ст. 25,30; Бенаия, ст. 35,43);

10) (евр. Ванья), иудей из семейства Вания, женившийся на язычнице (Езд 10:36).

Ваний

Ваний. Евр. см. Бани.

Вания

Вания. Евр. см. Бани.

Варавва

Варавва (евр. Бар-Абба, "сын отца"), разбойник, к-рый за убийство человека во время беспорядков в Иерусалиме находился в темнице к тому моменту, когда первосвященники прислали Иисуса к Пилату для вынесения приговора. У рим. наместников был обычай отпускать в праздник Пасхи одного преступника, к-рого выберет народ. Пилат попытался использовать этот обычай, чтобы освободить Иисуса. Но первосвященники подбили толпу требовать освобождения В., к-рого многие воспринимали как борца против власти Рима. В конце концов "превозмог крик их" (Лк 23:23), и Пилат освободил В. В нек-рых списках и переводах Ев. от Матфея отпущенный на свободу преступник называется Иисус Варавва, и Пилат, т.о., спрашивает: "Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Иисуса Варавву, или Иисуса, называемого Христом?" (Мф 27:17).

Варак

Варак (евр. Барак, "молния"), сын Авиноама из г. Кедеса в уделе колена Неффалима. Царь хананеев Иавин, царствовавший в Асоре (Хацоре), с помощью своего военач. Сисары, жившего в Харошеф-Гоиме, на протяжении 20 лет угнетал израильтян. И тогда пророчица Девора, к-рая была в то время судьей Израиля, призвала к себе В. и по Божьему повелению поручила ему собрать 10 тыс. воинов из колен Неффалима и Завулона и отправиться к горе Фавор. В. поставил непременным условием, чтобы Девора сопровождала его, и это стоило ему славы победителя, т.к. Сисаре теперь суждено было погибнуть от руки женщины. Узнав, что израильтяне подошли к Фавору, Сисара выступил против них со всем своим войском и 900 боевыми колесницами. Но в долине Киссона В. атаковал хананеев, и они потерпели сокрушит. поражение. Сисара пеший бежал с поля боя и был убит женой Хевера Иаилью, в шатре к-рой он пытался укрыться. В результате Израилю удалось окончат. разгромить Иавина (Суд 4). Эта победа была воспета Деворой и В. в благодарств. песне, к-рую, исходя из архаичности ее языка, относят к наиб. древним частям ВЗ (Суд 5). В Послании к евреям В. назван в числе ветхозаветных мужей веры (Евр 11:32).

Варахиил

Варахиил (евр. Берахэль, "Бог благословил"), отец Елиуя вузитянина, четвертого друга Иова (Иов 32:2,6).

Варахия

Варахия (евр. Йеверехьяху, "да благословит Яхве"), отец Захарии, современника Исаии (Ис 8:2) см. Берехия (7).

Варвары

Варвары (греч. барбарой). Изнач. "варварами" греки называли представителей всех других племен и народов, язык к-рых был для них непонятен и казался неблагозвучным. Позднее с этим словом стало ассоциироваться представление о более низком уровне образования и культуры. Но для Павла, к-рый был призван исполнить Божье поручение, разницы между греками и варварами не существовало: он был послан ко всем людям (Рим 1:14). Перед Богом и в Церкви все равны; "нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского" (Гал 3:28; см. также Кол 3:11). В Деян 28:2,4 гостеприимные мальтийцы названы барбарой, что в Синод. пер. передано как "иноплеменники".

Вариисус

Вариисус (евр. Бар-Иешуа, "сын Иисуса"), иуд. маг и лжепророк из свиты Сергия Павла, рим. наместника на Кипре, жившего в Пафе. Он называл себя Елима, что означает "волхв", "мудрец". Когда наместник пожелал услышать проповедь Варнавы и Павла, совершавших первое миссионерское путешествие, В. воспротивился этому, за что по слову Павла на нек-рое время ослеп. И тогда наместник, "увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню" (Деян 13:6-12).

Варка, варить

1) евр. слово, имеющее значение "варить", "готовить пищу", в Библии иногда употребляется и в значении "печь", "испекать" (2Цар 13:8; Втор 16:7). В остальных случаях оно обозначает приготовление к.-л. блюда в кипящей жидкости (Исх 23:19; 2Пар 35:13; Иез 24:3 и след.). Чаще всего упоминается В. мяса (Лев 8:31; 1Цар 2:13; 2Пар 35:13; ср. Суд 6:19); о зажаривании говорится реже (см. Исх 12:9; 1Цар 2:15; Ис 44:16). Употребление мяса не было повседневным явлением (ср. Ам 6:4; Лк 15:29 и след.), обычно речь шла о жертв. трапезе (Исх 29:31; Чис 6:19; Втор 16:7). Чаще варили овощные кушанья (Быт 25:29,34; 4Цар 4:38). По субботам варить и жарить запрещалось (ср. Исх 16:23; 35:3);

2) в ВЗ упоминаются как минимум четыре евр. названия сосудов для приготовления еды (Лев 7:9; 1Цар 2:14; 4Цар 4:38; Мих 3:3), но в чем состояло различие между ними, неизвестно. При раскопках наряду с глиняными горшками или мисками находили аналогичные предметы, сделанные из металла (ср. Иез 24:6,11 и след.).

Варкос

Варкос см. Баркос.

Варнава

Варнава (евр. Бар-Набба, "сын утешения, пророчества"). Прозвище, данное апостолами левиту с Кипра Иосифу (в Синод. пер. - Иосия), к-рым он затем и назывался (Деян 4:36). Обладавший особым даром пророчества и учительства (Деян 13:1), В. обратился в веру сразу после Пятидесятницы. В первые месяцы образования христ. Церкви в Иерусалиме он продал свою землю и отдал деньги нуждающимся членам общины (Деян 4:37). Когда Павел впервые пришел в Иерусалим, В. принял его и отвел к апостолам (Деян 9:27). Вскоре после этого в Антиохии была основана первая община, состоявшая из обращенных в христ. веру язычников, и В. был послан туда. Он поучал и утверждал об-ращенных антиохийцев в истинах веры, призвав себе на помощь Павла, к-рый ранее удалился из Иерусалима в Тарс. После года учительства в Антиохии им было поручено доставить иерусалим. общине деньги, собранные для нее христианами из язычников (Деян 11:20-30), а затем, после возвращения в Антиохию, они были посланы церковью в первое миссионер. путешествие через Кипр во внутр. области Малой Азии. В Листре, после того как апостолы исцелили парализованного, языч. население сочло их богами; В. назвали Зевсом, а Павла - Ермием (Гермесом), "потому что он начальствовал в слове" (Деян 12:25 - 14:28). Когда же в церкви разгорелись споры между евреями и обращенными язычниками о необходимости обрезания и соблюдения заповедей Закона Моисея, касающихся пищи, В. и Павел засвидет-вовали в Иерусалиме о действии Духа Божьего среди обращенных и, достигнув всеобщего примирения, с доброй вестью вернулись в Антиохию (Деян 15; см. Гал 2:1-10). В связи с этими спорами Петр и В. однажды лицемерно уклонились от совместной трапезы с христианами из язычников, когда в Антиохию пришли евреи, посланные Иаковом (ст. 11-13). Вскоре после этого Павел попросил В. сопровождать его в след. миссионер. путешествии, но тот ответил отказом. Причиной этому стал Иоанн Марк, будущий автор Ев. от Марка, к-рый отстал и повернул обратно во время первого путешествия. В. хотел взять его с собой, но Павел больше не доверял Марку и отказался брать его. В результате "произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом" (Деян 15:36-41). Из кратких упоминаний о В. в посланиях Павла остается неясным, сошлись ли они с Павлом снова для совместной проповеди, но выбор, сделанный В. в пользу Иоанна Марка, явно повлиял на то, что позже Марк стал для Павла утешением и помощником в работе (1Кор 9:6; Кол 4:10; 2Тим 4:11).

Варсава

Варсава (евр. Бар-Шабба, "сын Савы"):

1) Иосиф В., или Иуст, был наряду с Матфием предложен в апостолы на место Иуды. Жребий пал на Матфия (Деян 1:23,26);

2) прозвище Иуды, посланного с Силою сопровождать Павла и Варнаву из Иерусалима в Антиохию. Обладал пророч. даром (Деян 15:22,27,32).

Вартимей

Вартимей (евр. Бартимай, "сын Тимея"), слепой нищий из Иерихона, к-рому Иисус вернул зрение (Мк 10:46-52). В Лк 18:35 речь идет об одном слепом, согл. же Мф 20:30 их было двое.

Варух

Варух (евр. Барух, "благословенный"):

1) сын Нирии, друг и писец пр. Иеремии. Его брат Сераия был главным постельничим царя Седекии (Иер 51:59). В четвертый год царствования Иоакима (605 г. до Р.Х.) В. записал в свитках пророчества Иеремии, продиктованные ему пророком по Божьему повелению. Иеремия наказал В. публично зачитать их в храме в день поста, чтобы призвать народ к обращению. Слуги и советники царя, узнав об этом, велели В. прийти и зачитать пророчества. Затем они поднесли свиток царю, перед этим посоветовав В. укрыться в надежном месте. Иоаким выслушал пророчества и, вопреки просьбам своих советников, часть за частью сжег свиток, а затем приказал схватить Иеремию и В. Но Господь укрыл их, и Иеремия, по Его повелению, продиктовал то же пророчество взамен сожженного, добавив к нему обличения в адрес царя и другие высказывания (Иер 36). В этой опасной ситуации Господь сказал близкому к отчаянию В., что тот уцелеет среди всех бедствий, к-рые падут на страну во исполнение Божьего суда (Иер 45). Во время осады Иерусалима Навуходоносором Иеремия передал В. купчую на поле в Анафофе, заключ. им со своим двоюродным братом Анамеилом в знак того, что после суда Бог окажет Своему народу новые милости (Иер 32:9-15). После падения Иерусалима и убийства наместника Годолии оставшиеся иудеи вынудили Иеремию и В., к-рый, по их мнению, имел на пророка сильное влияние, переселиться вместе с ними в Египет (Иер 43:1-7);

2) сын Забвая, участвовавший в восстановлении Иерусалимской стены (Неем 3:20);

3) священник, подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:6). Возм., то же лицо, что и предыдущее;

4) израильтянин из колена Иуды, отец Маасеи (Неем 11:5);

5) см. Апокрифы (I,Б,3).

Варфоломей

Варфоломей (евр. Бар-Талмай, "сын Фоломея"), один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, имя к-рого в первых трех Евангелиях называется рядом с именем Филиппа (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:14) и затем еще раз в числе учеников, бывших свидетелями вознесения Господнего (Деян 1:13). Иоанн его имени не называет, но упоминает см. Нафанаила, имя к-рого не встречается в других Евангелиях, а здесь стоит опять же рядом с именем Филиппа (Ин 1:45). Исходя из этого, можно предположить, что В. и Нафанаил - одно и то же лицо.

Васан

Васан ("мягкая, плодородная земля"), область вост. Иордана и сев. Галаада. На севере простиралась до Ермона и граничила с Гессурской и Маахской обл., на востоке достигала Аврана и Аравийской пустыни (Нав 12:5). Евреи называли В. областью Аргов, землею 60 укрепленных городов, принадлежащих царству Ога (Втор 3:4 и след.), среди к-рых были Голан (Втор 4:43), Аштероф, Едреи (Втор 1:4) и Салха (Втор 3:10). Изначально В. населяли исполины. Аморреи, изгнавшие их, были разбиты Израилем в битве при г. Едреи, и В. перешел во владение к полуколену Манассии (Чис 21:33-35). После разделения Израиля область принадлежала Северному царству. Вероятно, во времена Ахава, Иорама и Ииуя В. либо частично, либо полностью находился под властью сирийцев (арамеев) (см. 3Цар 22:3; 4Цар 8:28; 10:33). Иеровоам II вновь отвоевал В. (4Цар 14:25), а Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) присоединил землю к Ассирийскому царству (4Цар 15:29). После возвращения евреев из вавил. плена В. был разделен на четыре области: Голанскую, Трахонитскую, Авранитскую и Ватанейскую, принадлежавшие царству Ирода Великого. Затем здесь правили четвертовластник Филипп и Ирод Агриппа II. В., обладавший плодородной почвой, был известен своими пастбищами, скотом и благосостоянием народа (Иер 50:19; Мих 7:14), славился своими дубами (Ис 2:13; Иез 27:6; Зах 11:2); и сегодня возвышенности В. покрыты вечнозелеными дубовыми рощами.

Васемафа

Васемафа (евр. Басемат, "душистый бальзам"):

1) жена Исава. В Быт 36:3,4,10,13,17 она названа дочерью Измаила и сестрой Наваиофа, а в Быт 26:34 - дочерью хеттеянина Елона. В других же местах дочь Елона зовут Ада (Быт 36:2), а дочь Измаила - Махалафа (Быт 28:9). Найти решение этой загадки пока не удалось;

2) дочь Соломона и жена Ахимааса, наместника в земле Неффалима (3Цар 4:15).

Вафрий

Вафрий (евр. Хофра; в совр. лит-ре - Априй), егип. фараон (588-569 гг. до Р.Х.), современник пр. Иеремии. В. продолжил борьбу против Навуходоносора, к-рая закончилась после битвы фараона Нехо (см. Нехао) с Навуходоносором в 601 г. до Р.Х., завершившейся безрезультатно. Поддержав восстание Иудейского царства против Вавилона, В., тем не менее, не смог спасти Иерусалим от разрушения (Иер 37:5-11). В ходе развернувшейся борьбы за власть В. погиб: его соперником выступил Амасис, к-рый и сменил его на престоле. Время правления В. было благоприятным периодом для Египта; пр. Иеремия, пришедший в Египет с иуд. беженцами именно в период правления В., предсказал его гибель (Иер 44:30).

Вафуил

1) (евр. Бетуэл), сын Нахора, племянник Авраама и отец Ревекки (Быт 22:22 и след.; 24:15,47; 28:2);

2)(евр. Петуэл, "отрок Божий"), отец пр. Иоиля (Иоил 1:1).

Вацлиф

Вацлиф см. Бацлуф.

Вверху

Вверху см. Наверху, вверху, сверху, свыше.

Вдова

Статья большая, находится на отдельной странице.

Веалия

Веалия (евр. Беалья, "Яхве-Ваал, Владыка"), вениамитянин, в числе других пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:5).

Ведро

Ведро см. Кувшин, ведро, водонос.

Веелиада

Веелиада (евр. Беэльяда, "Ваал - Господь узнал, знает"), сын Давида, рожденный в Иерусалиме (1Пар 14:7). Его также называют Елидав (Елиада), "Бог знает" (2Цар 5:16; 1Пар 3:8). Возм., вначале израильтяне называли Яхве Ваалом (= Господин; см. Веалия), и впоследствии, с распространением языч. идоло-поклонства, это привело к изменению нек-рых имен (ср. имена, претерпевшие обратные изменения: Ишбошет (Иевосфей), Мефибошет (Мемфивосфей). Согл. Ос 2:18, нек-рые элементы культа Ваала проникли и в почитание Яхве, но это смешение, по словам пророка, должно было прекратиться с возрождением Израиля Богом. Возм., что сын Давида еще при жизни имел два имени.

Веельзевул

1) в НЗ В. - это глава злых духов (Мф 12:24,27; Мк 3:22; Лк 11:18 и след.). Враги Иисуса говорили, что Он имеет в Себе В. (Мк 3:22), а фарисеи и книжники утверждали, что Он "изгоняет бесов силой бесовского князя" (Мф 12:24,27; Мк 3:22; Лк 11:15). В ответ Иисус указывал, что В. - это сам сатана, демонстрируя тем самым всю несостоятельность подобных обвинений (Мф 12:26; Мк 3:23,26; Лк 11:18; эти утверждения Иисуса предполагают существование единого царства демонов; подобные идеи можно встретить и в Кумранских рукописях). В семитских языках слово "В.", вероятно, означало "хозяин дома"; если это так, то Мф 10:25 можно толковать двояко;

2) имя В. трактуется неоднозначно: нек-рые ученые, вслед за Иеронимом, отождествляют В. с филистимским божеством (Ваал - "господин мух", см. 4Цар 1:3) из Аккарона. Имя Баал-Зевув, упомянутое в 4Цар 1:3 (МТ), вероятнее всего, является насмешливым прозвищем аккаронского божества баал-зевула ("князя Ваала"), у к-рого искал совета смертельно больной царь Израиля Охозия (4Цар 1:1-6,16). Другие считают, что имя В. означает "господин небесного жилища". Вольц идентифицирует Зевула с дьяволом, в доказат-во чего приводит имя Забулюс, к-рым назван сатана в апокрифич. книге "Успение Моисея" (10:1). Учитывая, что в сочинениях раввинов слово завал ("удобрять", "унавоживать") употребляется для обозначения идолопоклонства, можно предположить, что имя В. означает "бог нечистот, навоза".

Везек

Везек ("разрыв", "молния"):

1) город в горах средней Палестины (1Цар 11:8). В наст. время - г. Хирбет-Ибзик, в 5 км сев.-вост. Тевеца. В. располагался у впадения Иависа в Иордан; из него Саул отправился в поход против Иависа Галаадского;

2) город (Суд 1:4), вошедший в удел колена Иуды. Возм., совр. Хирбет-Бузка, располож. в 6 км сев.-вост. Гезера.

Век

Век см. Вечность.

Велиар или Велиал

Велиар или Велиал ("ужасный", "подлый"), имя, употребляемое в НЗ для обозначения сатаны (2Кор 6:15). В ВЗ встречается выражение "сыны Велиала", к-рое относится ко всем нечестивым и злым людям (Втор 13:13; 1Цар 25:25; 30:22; 2Цар 23:6; 2Пар 13:7; 1Цар 1:16 - МТ: дочь Велиала). В Синод. пер. выражение "сыны Велиала" передается соотв. как "нечестивые люди", "злой человек", "негодные из людей", "нечестивые", "люди развращенные", а "дочь Велиала" - как "негодная женщина". В 2Цар 22:5 слово "В." связано со словом "смерть": "потоки Велиала" - "потоки беззакония" (Синод. пер.).

Величие

Слово "В." в Библии имеет значения: "вознесенность", "возвышенность", "слава Божия" (Втор 5:24; Иов 13:11; 1Пар 29:11; Евр 1:3; 8:1; Иуд 25); этим словом переданы разные др.-евр. и греч. слова. В. может относиться и к языч. божеству, а также характеризовать триумф царя (Есф 1:4).

Венадад

Статья большая, находится на отдельной странице.

Венаия

Венаия см. Ванея (9).

Венец, диадема

I:

1) В. (2Цар 1:10; 4Цар 11:12) - знак цар. власти и величия (Пс 20:4; 88:40; 131:18; Иер 13:18; Иез 21:26). В Палестине это был, как правило, надеваемый на лоб царя (см. Царь) полукруглый обруч, часто украш. узором, а иногда и драг. камнями (2Цар 12:30; Зах 9:16). В. перс. царицы упомянут в Есф 1:11; 2:17. В. украшали также головы истуканов (2Цар 12:30; 1Пар 20:2). см. Украшение (II,9);

2) в метафорич. значении В. - это то, что украшает и придает достоинство: слава (Иов 19:9), мудрость (Притч 4:9), добродет. жена (Притч 12:4), седина (Притч 16:31). Бог венчает благочестивого человека милостью и щедростью (Пс 102:4);

3) "диадема святыни" (Исх 29:6; 39:30) - это золотой полуобруч, к-рый носит на голове первосвященник;

4) под "диадемами" в Откр 12:3; 13:1; 19:12 подразумеваются цар. короны;

5) греч. слово стефанос (в Синод. пер. - "венец") означает венок из листьев - натур. или металлич. (Откр 4:4; 14:14), к-рый вручался победителю в состязаниях (1Кор 9:25), а также венчал головы победоносных полководцев. Таким В. победителя, как почетным знаком, Господь отметит в день Своего Второго пришествия тех, кто достойно прошел свой земной путь (1Кор 9:25; 2Тим 4:8; 1Пет 5:4; Иак 1:12; Откр 2:10; 3:11);

6) терновый венец см. Терние.

II.

При изготовлении ковчега завета было предписано сделать наверху вокруг него золотой венец (Исх 25:11). Такие же венцы были предусмотрены как обрамление стола для хлебов приношения (ст. 24,25) и жертвенника для приношения курений (Исх 30:3). Это обрамление, служа украшением, имело и практическое назначение. У ковчега завета венец препятствовал соскальзыванию на сторону крышки, покоившейся на четырёх боковых стенках.

Венец дома Иоава

Венец дома Иоава (евр. Атрот-Бет-Йоав), (1Пар 2:54) - насел. пункт в уделе Иуды, возм., недалеко от Вифлеема; точное местонахождение В.Д.И. неизвестно.

Вениамин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вениамина ворота

Вениамина ворота см. Ворота Вениамина.

Венинуй

Венинуй (евр. Бенину, возм., "сын правой руки" или "наш сын"), левит, во времена Неемии приложивший свою печать под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:13).

Веон

Веон см. Ваал-Меон.

Веор

Веор (евр. Беор):

1) отец Белы, первого царя Эдома (Быт 36:32; 1Пар 1:43);

2) отец см. Валаама (Чис 22:5).

Вера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Верба

Верба см. Ива, верба.

Верблюд

1) евр. слово гамал означает одногорбого верблюда, или дромедара (дромадера) (Camelus dromedarius). Его родина - Аравия, но уже ок. 3000 г. до Р.Х. В. встречался в Египте и, как свидетвуют археол. находки, в относительно ранний период был известен в Палестине и на юге Арама (Сирии). Упоминания о В. в Библии связаны с Египтом (Быт 12:16; Исх 9:3), Арамом (Быт 30:43), но гл. образом с арабскими племенами (Быт 37:25; Суд 7:12; 1Цар 15:3; 30:17; 1Пар 5:21); в 1Пар 27:30 говорится, что во времена Давида за цар. табунами В. присматривал араб. В битве при Каркаре (853 г. до Р.Х.) на стороне противников Салманасара III участвовала тысяча всадников на верблюдах.

Различают вьючных В. (3Цар 10:2) и В. для верховой езды (Ис 66:20). Последние стройны и быстроходны - могут передвигаться со скоростью до 12-15 км в час, проходя в день до 200 км. Вьючные дромедары (3Цар 10:2) в среднем преодолевают 4,8 км в час, но могут двигаться без остановки в течение 12 часов. Быстроходность, выносливость и неприхотливость в пище (В. едят самые грубые корма - колючий кустарник, репейник, корни растений), а главное - способность длит. время (до двух недель) обходиться без воды, делают этих животных незаменимыми в условиях пустыни. В. обладают своенравным характером, который особенно проявляется в период спаривания (Иер 2:23). Верблюжья шерсть шла на изготовление грубой одежды (см. Мф 3:4), из верблюжьего молока получали масло и сыр (см. Быт 32:15), а мясо употребляли в пищу, есть к-рую израильтянам, правда, было запрещено (Лев 11:4); верблюжий навоз использовали в качестве топлива. Для верховой езды В. седлали (Быт 31:34), а сбрую нередко богато украшали (Суд 8:21,26);

2) двугорбые В. (Camelus bactrianus), родиной к-рых была Центральная Азия, в Библии не упоминаются, но во времена израил. царей они, вероятно, уже были известны. Изображение двугорбого В. было обнаружено на обелиске, воздвигнутом Салманасаром III;

3) по поводу текста Мф 19:24 см. Игольные уши; метафорич. образ в Мф 23:24 понятен без пояснений.

Вереника

Вереника ("победоносная"), старшая дочь царя Ирода Агриппы I (41-44 гг.) и сестра Друзиллы, славившаяся красотой. Она вышла замуж за своего дядю Ирода, правителя Халкиды, умершего в 48 г. Оставшись в 20 лет вдовой, В. поселилась у своего брата Ирода Агриппы II, ставшего преемником ее мужа. Отношения брата и сестры служили поводом для серьезных подозрений, и Вереника была вынуждена выйти замуж за царя Киликии Полемона, но после непродолжит. брака вновь вернулась к брату. В. сопровождала неженатого Ирода Агриппу II даже во время офиц. церемоний. Вдвоем они приветствовали рим. прокуратора Феста при его вступлении в должность и слушали защит. речь Павла (Деян 25:13,23; 26:30). Позднее В. вступила в связь с будущим имп. Титом, подавившим восстание евреев в Палестине. Но ее надеждам стать императрицей через брак с Титом не суждено было сбыться.

Веретено

Веретено см. Ремесло (II).

Верехия

Верехия см. Берехия.

Верзеллий

Верзеллий (евр. Барзиллай, "железный"):

1) богатый галаадитянин из Роглима, к-рый в Маханаиме снабдил всем необходимым Давида и его людей, спасавшихся от Авессалома (2Цар 17:27-29). После победы Давида 80-летний В. сопровождал царя за Иордан, и тот предложил ему идти вместе с ним и провести остаток дней без забот при дворе. В. отклонил приглашение царя, ссылаясь на свой преклонный возраст и утверждая, что придворная жизнь не для него; но он все же воспользовался цар. милостью для своего сына Кимгама (2Цар 19:32-41). Перед смертью Давид поручил Соломону заботиться о сыновьях В. (3Цар 2:7);

2) священник, зять В. галаадитянина, взявший имя тестя. Его сыновья после возвращения из плена не смогли доказать свое происхождение и были исключены из священства (Езд 2:61; Неем 7:63);

3) мехолитянин, сын к-рого Адриэль был женат на дочери Саула Мерове (2Цар 21:8).

Предыдущая страница Следующая страница