Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "А" (часть 2, "АДО"-"АНА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АДО"-"АНА")

Адония

Адония ("(мой) Господь - Яхве"):

1) четвертый сын Давида, родившийся в Хевроне от Аггифы (2Цар 3:4). Когда царь состарился, А., как старший из оставшихся в живых цар. сыновей (на основании древнего права), попытался добиться цар. власти, несмотря на то, что наследником престола был определен Соломон. А. создал собственный отряд телохранителей и пытался вместе с Иоавом и Авиафаром привлечь на свою сторону войско и часть священников и левитов. Но ему не удалось привлечь ни пророка Нафана, ни священника Садока, ни Ванею, ни цар. гвардию. Предупрежденный Нафаном, Давид в последний момент успевает помазать на царство Соломона, и заговор А. проваливается. Соломон милует А. (3Цар 1). Однако когда А., после смерти Давида, пытается при посредничестве Вирсавии взять в жены Ависагу сунамитянку, Соломон усматривает в этом новую попытку А. заявить претензии на престол. Он распоряжается казнить А. и Иоава и отправляет Авиафара в ссылку, избавляя себя от дальнейшей опасности (3Цар 2:13-34);

2) один из левитов, к-рым Иосафат повелел учить народ Закону Господню (2Пар 17:8);

3) израильтянин, во времена Неемии подписавший от имени своего рода обязат-во исполнять Закон (Неем 10:16).

Адораим

Адораим, город, превращ. Ровоамом в крепость (2Пар 11:9). Позднее - Адора (ср. 1 Мак 13:20: в Синод. пер. см. Адара), ныне - Дура, примерно в 7,5 км зап. Хеврона.

Адорам

Адорам см. Адонирам.

Адраазар

Адраазар (евр. Хададэзер, "(Бог) Хадад - помощь"), сын Рехова, арам. царя Сувы, области, располож. сев. Дамаска. А. и арамеи из Дамаска покорились Давиду, после того как он победил их и захватил ценную добычу. Упомянутые среди трофеев золотые щиты, вероятно, были отличит. признаком военач. А. Его противник, царь Имафа (Хамата), приветствовал победу Давида (2Цар 8:3-10; 1Пар 18:3-10). Вновь выступив против Давида в союзе с аммонитянами, А. потерпел еще одно, на этот раз окончат., поражение при Еламе. Арам. цари покорились Давиду (2Цар 10:6-19; 1Пар 19:6-19). Во время одного из сражений сириянин Разон бежал от своего государя А.; позднее Разон стал царем в Дамаске (3Цар 11:23).

Адрамелех

Адрамелех (евр. Адраммелех, "(Бог) Адар (= Хадад) есть царь"):

1) бог народа из Сепарваима, переселенного царем ассир. в Самарию. В жертву этому, вероятно сир., божеству сжигали детей (4Цар 17:24,31);

2) сын Сеннахирима (Синаххериба), царя ассир. В 681 г. до Р.Х. А. и его брат Шарецер убили отца, а затем бежали в Армению (4Цар 19:36 и след.; Ис 37:38).

Адрамитий

Адрамитий, портовый город в Мисии, области, входившей в состав рим. провинции Асии. Ап. Павел и Юлий покинули Кесарию на "Адрамитском корабле" (Деян 27:2), к-рый возвращался на родину и по пути заходил в приморские города провинции Асии. Из А. Павел и Юлий намеревались продолжить свой путь в Рим (Деян 27:5). Ныне это город Эдремит на побережье Эгейского моря, прим. в 50 км сев. Пергама (совр. Бергамы).

Адриатическое море

Адриатическое море, море между Италией и Балканским полуо-вом, ныне - до Ионического моря. В древности это обозначение распространялось и на часть Средиземного моря далее к югу, так что о-в Мальта считался находящимся в Адриатическом море (Деян 27:27).

Адриэл

Адриэл ("помощь (мне) - это Бог"), сын Верзеллия из Мехолы, к-рому Саул отдал в жены свою дочь Мерову, хотя она уже была обещана Давиду (1Цар 18:17-19). Пять сыновей Меровы были среди потомков Саула, к-рых Давид выдал гаваонитянам, намеревавшимся убить их в отмщение за жестокость Саула (2Цар 21:1-14; ср. Чис 35:33).

Адуммим

Адуммим, возвышенность между Иерусалимом и Иерихоном (Нав 15:7). Это название вошло в совр. топоним Талат-эд-Дамм, к-рым поименован крутой подъем дороги перед Хан-Хатуром ("Приютом милосердного самарянина"). Древнее название представляет собой мн.ч. от прил. адом "(кроваво-) красный" и указывает на красноватый цвет здешних известняковых скал.

Аендор

Аендор см. Аэндор.

Азаз

Азаз (возм., кр. ф-ма имени "Азазия"), сын Шемы, отец Белы из колена Рувима (1Пар 5:8).

Азазель

ПОНЯТИЕ

1) значение этого слова неизвестно; возм. этимологич. толкования:

а) (наиб. вероятное) комбинация из слов "быть сильным" и "Бог", возм., "противящийся Богу",

б) производное от егип. слов "виновный" и "отстранять" (что подразумевает козла отпущения, см. ниже),

в) покинутое место;

2) все более популярной становится версия, что слово "А." - имя собственное, обозначающее демона пустыни (ср. Ис 13:21; 34:14; Мф 12:43; Лк 11:24). Это подтверждается и тем, что в Лев 16:8 имя "А." (в Синод. пер. - "отпущение") противопоставляется имени Господа.

АЗАЗЕЛЬ В ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ

1) в этот день (10-й день месяца тишри - сентябрь-октябрь) бросали жребий о двух козлах, один из к-рых предназначался в жертву за грехи всего народа, а второй - для изгнания в пустыню. Первый козел посвящался Господу, а второй - А. (Лев 16:8 - в Синод. пер. - "для отпущения");

2) если предназнач. для Господа козла закалывали и кровью его кропили в святилище и в Святом Святых, то на козла, предназнач. для А., первосвященник возлагал руки, исповедуя над ним беззакония всего народа, и отправлял его с человеком, избранным по жребию, в пустыню, чтобы козел унес грехи народа (Лев 16:20-22). После этого человек, отводивший козла, должен был совершить особого рода омовение; т.о., через козла снятые с народа грехи передавались тому, кто был их причиной, т.е. сатане; А. же следует считать либо воплощением сатаны, либо его символом. Так козел уносил грехи народа, к-рые более не должны были повторяться. Но это действо нельзя толковать т.о., будто в образе козла "для А." (в Синод. пер. - "для отпущения") приносилась жертва демону пустыни. В ВЗ есть только один культовый обычай, напоминающий это действо, но существенно от него отличающийся (Лев 14:50,53).

АЗАЗЕЛЬ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

1) можно лишь с большой осторожностью говорить о том, что ветхозаветное представление об А. было воспроизведено в НЗ. Не исключено, что слова Иоанна Крестителя: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1:29; ср. ст. 36) связаны с вышеопис. ветхозаветным обычаем. Из этих слов следует, что Христос занимает место посредника;

2) принимая во внимание Евр 13:11 и след., вообще нельзя козла "для А." толковать как некий прообраз Христа. Кр. того, согл. Лев 16, искупит. жертвой служит не козёл "для А.", а козёл "для Господа". Т.о., только этот последний истолковывается в Евр 13 как указание на Христа;

3) иногда для сравнения приводят стих из НЗ: 1Кор 5:5, где Павел во имя Иисуса Христа предает сатане человека за грех кровосмешения. Различие, однако, состоит в том, что здесь сатане предается сам грешник, и, как небезосновательно надеется Павел, не навсегда (см. Сатана).

Азазия

Азазия (евр. Азазьяху, "Яхве силен"):

1) отец Осии (см. Осия) (2) (1Пар 27:20);

2) смотритель в храме во время правления Езекии (2Пар 31:13);

3) один из левитов, игравших на цитрах, когда ковчег завета переносили в Иерусалим (1Пар 15:21).

Азаил

Азаил (евр. Хадаэл, "Бог увидел"):

1) придворный чиновник Венадада, царя Арама (Сирии). Елисей предсказал А., что он станет царем Арама и победит Израиль. Вслед за этим А. убил Венадада и занял его престол (ок. 841 г. до Р.Х.; 4Цар 8:7-15). А. сражался с царем Израиля Иорамом и царем Иудеи Охозией. Ииуй убил обоих царей и взошел на израил. престол (4Цар 8:28 и след.; 9:14,24,27). Вскоре после этого произошло вторжение ас-сир. царя Салманасара III. Ииуй подчинился завоевателю без борьбы и стал выплачивать дань, вместо того чтобы встать на сторону А., оказывавшего ассирийцам сопротивление. Арам. царь с большим трудом выстоял, но три года спустя ему пришлось проти-востоять новому нашествию ассирийцев. Враждебность А. по отношению к Израилю, вероятно, была усилена обидой на Ииуя, предавшего его. Во время царствования Ииуя вся область вост. берега Иордана вплоть до Арнона была опустошена арамеями (сирийцами) (4Цар 10:32 и след.; Ам 1:3), причем из-раильтяне в боях понесли большие потери - в войске Иоахаза, сына Ииуя, осталось всего 50 всадников и 10 колесниц (4Цар 13:7). А. настолько обессилил израильтян, что, когда он отправился в поход на завоевание Гефа, ему, видимо, был открыт беспрепятств. проход через израил. земли. Затем А. выступил против Иерусалима, и иуд. царю Иоасу пришлось давать выкуп и отдать ему все пожертвования и ценности из сокровищниц храма (4Цар 12:18 и след.; 2Пар 24:23-25). Мощь А. достигла своего апогея, но его царствование уже близилось к концу. Вероятно, еще при его жизни ассир. царь Адад-Нерари III окружил Дамаск и обложил его жителей данью. Слово Елисея привело А. к власти, и в течение 40 лет сир. царь исполнял суд Господа над Израильским и Иудейским царствами (4Цар 13:3; 2Пар 24:24). Затем Бог вновь явил милость Своему народу (4Цар 13:4 и след., 23). Елисей предсказал израил. царю Иоасу троекратную победу над арамеями, и при наследнике А. Венададе началось падение Арама;

2) см. Асаил.

Азания

Азания ("Яхве услышал"), отец левита см. Иисуса (Неем 10:9).

Азариил

Азариил (Азариел) (евр. Азарел, "Бог помог"):

1) левит, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:6);

2) певец в храме во времена Давида (1Пар 25:18), сын Емана; он же Озиил;

3) сын Иерохама, князь колена Дана во времена Давида (1Пар 27:22);

4) израильтянин, потомок Вания. Во времена Ездры А. отказался от своей иноплем. жены (Езд 10:41);

5) сын Ахзая из потомков Иммера, отец Амашсая (Неем 11:13 и след.). Вероятно, он же упомянут как священник-музыкант, участвовавший в освящении Иерусалимской стены (Неем 12:36).

Азария

Статья большая, находится на отдельной странице.

Азбук

Азбук, отец Неемии, начальник полуокруга в Иерусалиме (Неем 3:16).

Азгад

Азгад (перс. Изгад, "вестник"), израильтянин, часть потомков к-рого вернулась из вавил. плена при Зоровавеле (Езд 2:12; Неем 7:17), а часть - при Ездре (Езд 8:12). Один из представителей этого семейства во времена Неемии подписал обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:15).

Азека

Азека (Азек). До А. Иисус Навин преследовал царей аморрейских городов Иерусалима, Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона, осадивших Гаваон (Нав 10:10 и след.). А. была предназначена колену Иуды (Нав 15:35). Между А. и Сокхофом располагался филистимский стан, выходя из к-рого Голиаф высмеивал израильтян (1Цар 17:1). А. была превращена Ровоамом в укреп. город (2Пар 11:9). Позднее А. была одним из последних городов (наряду с Лахисом), осажденных и взятых Навуходоносором (Иер 34:7). После возвращения иудеев из плена город был отстроен заново (Неем 11:30). А. находилась недалеко от города Сокхофа, юж. Аиалонской долины и прим. в 27 км сев.-зап. Хеврона. Предполагалось, что холм Телль-Закария (новоевр. Телль-Азека) скрывал под собой древнюю А. При раскопках там был обнаружен довольно крупный город, обнес. стенами и укреп. восемью мощными башнями. Удивление вызвали подземные ходы и помещения, к-рые, вероятно, служили в воен. время убежищами и кладовыми для запасов продовольствия. Здесь были обнаружены также кувшины и черепки времен Израильского царства.

Аззан

Аззан, отец Фалтиила, князя колена Иссахара (Чис 34:26).

Азиил

Азиил см. Иаазиил.

Азиса

Азиса (евр. Азиза), израильтянин из рода Заффу, женившийся на язычнице (Езд 10:27).

Азмавет

Азмавет (Азмавеф, Беф-Азмавеф) (этимология этого слова неясна; название растения, родств. Aristida plumosa (верблюжий корм)):

1) вениамитянин, сыновья к-рого пришли к Давиду в Секелаг (1Пар 12:3);

2) один из храбрых у Давида (2Цар 23:31; 1Пар 11:33);

3) надзирающий за сокровищами царя Давида (1Пар 27:25);

4) потомок Саула (1Пар 8:36; 9:42);

5) город, располагавшийся прим. в 7 км сев. Иерусалима (Езд 2:24; Неем 7:28); 42 его жителя вернулись из вавил. плена. Здесь жили храмовые певцы из Иерусалима (Неем 12:29). Возм., А. - это совр. Хизмех, в к-ром были обнаружены выдолбленные емкости для хранения воды и зерна.

Азноф-Фавор

Азноф-Фавор, погран. город удела Иссахара вблизи Фавора (Нав 19:34).

Азор

Азор (евр. Аззур), сын Елиакима, отец Садока и предок Иосифа. Жил в период после вавил. плена (Мф 1:13 и след.).

Азот

Азот (Ашдод), впервые упоминается в Нав 11:22 как город енакимов. Позднее он назван в числе пяти главных филистимских городов-государств наряду с Газой, Аскалоном, Гефом и Екроном (Нав 13:3; 1Цар 6:17). Согл. Нав 15:47, А. был предназначен для колена Иуды, но вплоть до эпохи Царств сохранял свою независимость. В А. стоял храм см. Дагона, верховного божества филистимлян, куда был поставлен захвач. ими см. Ковчег завета. За это Бог неоднократно поражал жителей А. и его окрестностей тяжелыми болезнями, равно как и жителей тех городов, куда филистимляне перемещали ковчег завета, пока израил. святыня (и в доп. к ней золото в качестве "жертвы повинности") не была возвращена израильтянам (1Цар 5-6). А. был взят только однажды Озией (см. Азария), к-рый снес стены А. и построил в его окрестностях города (2Пар 26:6; ср. Ам 1:8; Зах 9:6). Несколько позднее ассир. царь Тиглатпаласар III завоевал А. и обложил его данью. При Саргоне II город был осажден и взят цар. военач. (тартаном) (ср. Ис 20:1). А. стал столицей ассир. провинции Асдуду со своим царем, вассалом ассирийцев. Согл. Геродоту, егип. фараон Псамметих I (664-610 гг. до Р.Х.) после 29-летней осады покорил эту крепость. Из жителей города уцелели лишь немногие (Иер 25:20; ср. Геродот. История, II, 157). Когда вернувшиеся из плена израильтяне восстанавливали стены Иерусалима, жители А. при поддержке аравитян и аммонитян пытались силой оружия воспрепятствовать строит-ву (Неем 4:1 и след.). Вопреки заповеди Божьей, нек-рые из вернувшихся иудеев взяли жен из А. (Неем 13:23 и след.). А. был дважды осажден и разрушен Маккавеями, а храм Дагона сожжен (1Мак 5:68; 10:83 и след.; 11:4). В 55 г. до Р.Х. город восстановили римляне. Благовестник Филипп проповедовал Евангелие в А. и Кесарии (Деян 8:40). А. следует искать на месте Телль-Ашдода, в 6 км юго-вост. совр. селения Ашдод. Это место находится приблизит. в 15 км от Ашкелона, между Яффой и Газой, прим. в 4 км от побережья Средиземного моря.

Азриил

Азриил (евр. Азриэл, "помощь мне - Бог"):

1) отец Иеримофа, главы колена Неффалима во времена Давида (1Пар 27:19);

2) глава одного из родов в вост. полуколене Манассии (1Пар 5:24);

3) отец Сераии, жившего во времена Иеремии (Иер 36:26).

Азрикам

Азрикам ("моя помощь возвысилась"):

1) сын Ацела из колена Вениамина (1Пар 8:38; 9:44);

2) начальствующий над дворцом царя Ахаза. Был убит ефремлянином Зихрием (2Пар 28:7);

3) левит, сын Хашавии и отец Хашува (Хашшува) (1Пар 9:14; Неем 11:15);

4) сын Неарии, потомок Зоровавеля (1Пар 3:23).

Азува

Азува ("покинутая"):

1) жена Халева, сына Есрома (1Пар 2:18 и след.);

2) дочь Салаиля, мать царя Иосафата (3Цар 22:42; 2Пар 20:31).

Азур

Азур (евр. Аззур, "помощник"):

1) отец лжепророка Анании из Гаваона (Иер 28:1);

2) отец Иазании, жившего во времена Иезекииля (Иез 11:1);

3) израильтянин, современник Неемии, подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:18).

Аиа

Аиа (Ай) ("посвящение в цари"):

1) сын хорреянина Цивеона, брат Аны (Быт 36:24; 1Пар 1:40);

2) отец Рицпы, наложницы Саула (2Цар 3:7; 21:8-11).

Аиалон

Аиалон ("оленье место", "местность оленей"):

1) город, к-рый упоминается еще в док-тах из архива Телль-Амарны. А. известен благодаря призыву Иисуса Навина во время преследования аморреев (Нав 10:12): "Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!" А. был поселением левитов в уделе Дана (Нав 19:42; 21:24). После раздела царства город был укреплен Ровоамом (2Пар 11:10), при Ахазе завоеван филистимлянами (2Пар 28:18). На месте древнего А. ныне находится селение Яло, располож. на одном из холмов в 20 км сев.-вост. Иерусалима, где были найдены черепки, относящиеся к периоду между 1600 и 1200 гг. до Р.Х. След., город существовал ко времени покорения страны израильтянами, что соответствует сведениям Суд 1:35. Долина А. расположена сев.-вост. Яло;

2) город в уделе Завулона, где был погребен судья Елон (Cуд 12:12). Его местоположение точно не известно.

Аин

Аин ("око" или "источник"):

1) согл. описанию границ Ханаана, - это место сев.-вост. моря Киннереф (Чис 34:11). Его местонахождение точно не известно. Возм., под этим наз-ванием подразумевается исток Иордана;

2) в Нав 15:32 А. назван вместе с Риммоном. В Нав 19:7 и 1Пар 4:32 А. также упоминается в сочетании с Риммоном. Возм., в этих местах Писания Аин и Риммон были ошибочно разделены. В Неем 11:29 оба названия соединены в одно: Ен-Риммон (= Аин-Риммон). Руины древнего Ен-Риммона находятся недалеко от совр. Эр-Рамамина, прим. в 17 км сев. Вирсавии;

3) см. Ион.

Аир

Аир см. Тростник благовонный (аир).

Аист

В Иер 8:7; Зах 5:9; Пс 103:17 словом "аист" передано евр. слово хасида, к-рое в Лев 11:19 и Втор 14:18 переводится как см. Цапля. Белый А. (Ciconia ciconia) и черный А. (Ciconia nigra) были известны еще в древней Палестине как перелетные птицы, мигрирующие большими стаями во время своего весеннего перелета на север (осенний маршрут пролегает, как правило, несколько восточнее). При этом нек-рые птицы остаются здесь, чтобы летом вывести птенцов.

Ай

Ай см. Аиа.

Акан

Акан, сын хорреянина Эцера (Ецера), внук Сеира (Быт 36:27; 1Пар 1:38,42). Место на Синайском полуо-ве, где во время странствования по пустыне дважды побывали израильтяне, называется по имени потомков А. см. Бене-Яакан (Беероф-Бене-Яакан) (Чис 33:31,32; Втор 10:6).

Акация

Акация (евр. шитта (в Синод. пер. - "ситтим")), растение, принадлежащее к подсемейству мимозовых. Встречается в областях с теплым климатом. Имеет кустообразную и древовидную ф-мы. Ветки снабжены шипами. А. легко спутать с одноим. деревом (Robinia Pseudacacia), происходящим из Северной Америки и завезенным в Европу только ок. 1600 г. по Р.Х. В Палестине и на Синайском полуо-ве встречается несколько видов А., в т.ч. А. зонтичная, А. обыкновенная, А. пустыни Негев и т.наз. нильская А. В соотв. с ареалом его произрастания дерево упоминается в ВЗ исключит. в связи с пустыней, поскольку растет только в засушливых регионах. Как о дереве, об А. в Библии говорится только в Ис 41:19, хотя ее древесина, очевидно, использовалась при сооружении скинии (Исх 25:5 и след.). В пустыне это было единственно пригодное для подобных целей дерево. Древесина А., более темная и твердая, чем древесина дуба, чрезвычайно долговечна. Она не подвержена порче древесными насекомыми, обрабатывается только свежей, приобретая при этом красивую узорчатую поверхность.

Акелдама

Акелдама ("земля крови"), участок земли, называемый также "землей горшечника". Первосвященники купили А. за те самые 30 сребреников, к-рые Иуда получил за предательство Господа (Мф 27:3-10; Деян 1:19). А. находилась, вероятно, на юге долины Енномовой, юго-вост. Иерусалима, и была предназначена для погребения странников, т.е. чужеземных иудеев, пришедших на поклонение в Иерусалим и умерших там.

Акила

Акила (лат. "орёл"), иудей родом из Понта, области на севере Малой Азии, ремесленник, изготовлявший палатки. Когда имп. Клавдий выслал всех евреев из Рима (эдикт Клавдия от 49 г. по Р.Х.), А. вместе с женой Прискиллой (см. Прискилла) переехал в Коринф. У этой супружеской пары жил и работал в первое время своего пребывания в Коринфе Павел, занимавшийся тем же ремеслом (Деян 18:1-3). При отъезде Павла из Коринфа А. и Прискилла сопровождали его до Эфеса и оставались там. Здесь они приняли у себя Аполлоса и дали ему более точные наставления о вере и учении. Когда Павел возвратился в Эфес, местная община регулярно собиралась в доме этой супруж. четы, к-рая с апостолом направила свои приветствия в Коринф (1Кор 16:19). Павел говорит о них как о своих сотрудниках, к-рые ради него рисковали жизнью (Рим 16:3 и след.). Вероятно, это происходило во время притеснений христиан в Эфесе (1Кор 15:32; 16:9; 2Кор 1:8 и след.); в таком случае они могли покинуть город одноврем. с Павлом и вернуться в Рим, где их дом вновь становится местом сбора общины (Рим 16:4) и куда Павел направил им свое приветствие из Коринфа. Позднее они находились в Эфесе (2Тим 4:19). В своем служении Господу А. и Прискилла были до такой степени единодушны, что их называют всегда только вместе, причем в греч. тексте в четырех из шести случаев имя жены названо первым.

Аккад

Аккад (шумер. Агаде), город на севере Вавилонии (Быт 10:10). Как подтверждают надписи, здесь правила раннесемитская династия, основ. Саргоном I Древним (ок. 2350-2300 гг. до Р.Х.). При нем и его преемниках, особенно при Нарам-Суэне (внуке Саргона I), возникло царство, простиравшееся на юг до Персидского залива и с востока на запад от Элама до Средиземного моря, доходя до Малой Азии. Это первое в истории семит. великое царство вскоре распалось, оставаясь, однако, идеалом для более поздних времен как символ "золотого века". Наименованием "аккадский" принято обозначать восточно-семитский язык жителей А., в отличие от шумерского - официального языка надписей и делопроизводства.

Аккарон

Аккарон см. Екрон.

Акко

Акко, город в Ханаане. Ныне портовый город на берегу залива Хайфа (зал. Акко). С нач. II тысячел. до Р.Х. он упоминается в егип. текстах. К этому периоду (позднему бронз. веку) относятся и самые древние из обнаруж. здесь археол. находок. Через залив из А. можно видеть гору Кармил, находящуюся прим. в 18 км от города. Располож. в удобной естеств. гавани Палестины, А. был важным узловым пунктом древних торговых путей, к-рые вели к Иорданской равнине и в Египет. Неподалеку от А. (прим. в 3 км) протекает небольшая река Белус. Находится ли совр. Акка на месте библ. А., точно не установлено. Древний А. ученые ищут на холме Телль-эль-Фукхар, в 1,5 км вост. совр. города. Вероятно, поселок на холме сокращался по мере роста портового пригорода, пока не исчез. А. был выделен в удел колену Асира, но никогда не был завоеван израильтянами (Суд 1:31). Он упоминается только под греч. названием Птолемаида в 1Мак 5:15,22; 12:45,48 и позднее - в Деян 21:7 как место пребывания христ. общины, к-рую Павел посетил, возвращаясь из своего третьего миссионерского путешествия.

Аккув

Аккув (Аккуб) (возм., "хранимый", "защищенный"; из тех же согласных состоят и евр. слова, означ. "пятка" и "обманывать"):

1) левит, глава одного из семейств привратников храма (1Пар 9:17; Езд 2:42; Неем 7:45; 12:25);

2) родонач. семейства нефинеев (рабов храма), возвратившихся из вавил. плена (Езд 2:45);

3) один из левитов, читавших и истолковывавших народу Закон (Неем 8:7);

4) сын Елиоеная из рода иуд. царей (1Пар 3:24).

Акриды

Акриды см. Саранча.

Алавастр

Алавастр (греч. алабастрон), белый мелкозернистый гипс (Calciumsulfat), хорошо поддающийся обработке, в т.ч. шлифованию. Из А. изготавливали различные сосуды для хранения благовонных масел (Мф 26:7; Мк 14:3; Лк 7:37). Горлышко такого сосуда запечатывали воском или глиной, чтобы содержимое не испарялось.

Аламелех

Аламелех, погран. город в уделе Асира (Нав 19:26). Это название предположит. сохранилось в обозначении потока Эль-Мелек (новоевр. Циппори), к-рый несет воду с равнины Эль-Баттуф и впадает в реку Кишон (библ. Киссон) у горы Кармил.

Алва

Алва ("упрямство", "несправедливый"), старейшина в Эдоме, потомок Исава (Быт 36:40; 1Пар 1:51); вероятно, имя А. происходило от названия его удела.

Алван

Алван (Алеан), сын Шовала, потомок Сеира хорреянина (Быт 36:23; 1Пар 1:40).

Алеан

Алеан см. Алван.

Александр

Александр (греч. "отражающий, защищающий мужчин"):

1) А. Македонский (356-323 гг. до Р.Х.), воцарившийся на македонском престоле в возрасте 20 лет (в 336 г. до Р.Х.). Освободил от перс. гнета греч. города на побережье Малой Азии (334 г. до Р.Х.) и нанес в 333 г. до Р.Х. тяжелое поражение перс. царю Дарию III при Иссе. В следующем году, после завоевания Тира, Палестины и Египта, основал несколько зап. устья Нила названный в его честь г. Александрию, превратившийся позднее в крупнейший центр торговли и культуры. После решающей битвы при Гавгамелах (331 г. до Р.Х.) и окончат. разгрома персов А. стал неогранич. властителем Востока. Совершив последующ. воен. походы и достигнув Индии, умер в Вавилоне от малярии в возрасте 33 лет. Созданное А. царство распалось вскоре после его смерти. Долговечнее оказались его достижения в области экономики. Он основал ок. 70 городов, развил дорожную сеть, ввел единую валюту. Но самым значит. оказалось влияние греч. культуры, распространявшейся по всей империи Александра. Греч. язык и основ. на нем образование завоевывают мир того времени, давая начало эпохе эллинизма, и в дальнейшем способствуют быстрому распространению христианства. Имя А. упоминается в 1Мак 1:1-8; 6:2. В Дан 8:5-8 он явлен в образе козла. Сообщение Иосифа Флавия о том, что А. при входе в Иерусалим якобы пал ниц перед первосвященником Иаддуем и принес в храме жертву Господу, вряд ли может соответствовать ист. фактам;

2) известный среди ранних христиан сын киринеянина Симона (Мк 15:21);

3) представитель первосвященнич. рода, к-рый присутствовал в синедрионе во время разбирательства по обвинениям, выдвинутым против Петра и Иоанна (Деян 4:6);

4) иудей из Эфеса, пытавшийся во время мятежа серебряных дел мастеров обратиться к толпе, чтобы возложить вину на христиан (Деян 19:33 и след.);

5) христианин-отступник (1Тим 1:20);

6) медник, сделавший много зла Павлу (2Тим 4:14), возм., то же лицо, что и в п. 4.

Александрия

Александрия, город в Египте, основ. Александром Македонским в 331 г. до Р.Х. как противовес Финикии и с целью экономич. и идейно привязать гос-во фараонов к греч. мировой империи. Мысль основать город такого значения на косе между Средиземным морем и оз. Марьют оказалась чрезвычайно удачной. Такое местоположение, во-первых, обеспечивало А. связь с Нилом по судоходным рукавам реки, а во-вторых, местонахождение к западу от дельты Нила было гарантией того, что акватория порта не будет занесена песком, поскольку морское течение имеет здесь вост. направление. На небольшом о-ве Фарос, располож. на подступах к городу, Александр начал сооружение колоссального маяка, к-рый впоследствии стали называть одним из семи чудес света. А. превратилась в крупный центр торговли между Востоком и Западом. Она также служила Египту и хлеботорговым портом, откуда суда, груж. зерном, отправлялись в Рим (Деян 27:6). Кроме того, А. стала одним из главных культурных центров древнего мира. Библиотека Александрийского Мусейона (700 тыс. книжных свитков) приобрела мировую известность. Живший в А. иуд. философ Филон предпринял попытку привести религию ветхозаветного откровения в согласие с греч. философией. Для этого он обратился к т.наз. аллегорич. истолкованию Писания, предполагавшему в словах ветхозаветных текстов иной, скрытый ("подлинный") смысл. Этот метод истолкования применялся как древней Церковью, так и в эпоху средневековья. В период расцвета А. стала вторым по величине городом Римской империи. Среди ее 700 тыс. жителей были греки, египтяне, римляне и евреи. Языком общения был греч. В среде александрийских иудеев возник греч. перевод ВЗ, получивший известность под назв. см. Септуагинта. Иудеи А., к-рые, согласно Деян 6:9, были среди преследователей Стефана, имели свою синагогу в Иерусалиме. Проповедь Иоанна Крестителя и Иисуса стала известна и в А., о чем свидет-вует появление среди проповедников христианства александрийца Аполлоса (Деян 18:24-28). Согл. Евсевию Кесарийскому, основателем христ. общины в А. и ее первым епископом был евангелист Марк.

Алемеф

Алемеф (евр. Алемет):

1) сын вениамитянина Бехера (1Пар 7:8);

2) потомок Саула (1Пар 8:36; 9:42).

Аллемеф

Аллемеф, город в уделе Вениамина, отданный левитам вместе с предместьями (1Пар 6:60).

Аллилуйя

Аллилуйя ("восхвалите Господа (Яхве)" ), формула поклонения и благодарения в богослужебной практике израильтян, к-рая, как и слово "аминь", перешла в другие языки без перевода. Слово "аллилуйя" стоит в начале и в конце нек-рых псалмов (Пс 105; 134). Среди них - т.наз. "халлель" (псалмы 112-117), исполнявшийся, в частности, на Пасху (ср. Мф 26:30). В НЗ слово "аллилуйя" встречается только в Откр 19:1,3,4,6, в торжествующей хвалебной песне, преисполненной радостью от того, что пала великая блудница - Вавилон.

Аллон

Аллон ("большое, крепкое дерево"), израильтянин из колена Симеона, потомок Шемаии (1Пар 4:37).

Алмодад

Алмодад, сын Иоктана и родонач. одного из араб. племен (Быт 10:26; 1Пар 1:20).

Алмон

Алмон (возм., "место спасения", "путевая веха") см. Аллемеф.

Алмон-Дивлафаим

Алмон-Дивлафаим, место между р. Арнон и горой Нево, вост. Мертвого моря, где израильтяне располагали свой стан (Чис 33:46). А.-Д., возм., тождественно см. Бет-Дивлафаиму (Иер 48:22). Его местонахождение предполаг. в районе совр. Делейлет-эль-Гарбие, располож. в 18 км сев.-вост. Махера.

Алой

Это слово в библ. древности, по-видимому, употреблялось как собират. понятие, обозначающее благовонные сорта дерева, в частн. богатую смолой древесину Aquilaria Agallocha (Lignum Aloes). С ботанич. видом алоэ библ. алой не имеет ничего общего. В данном случае речь идет, скорее, о дереве семейства Thymelaceen, родина к-рого Индокитай. У него темнокоричневая, твердая и ломкая древесина, источающая благовонную горькую смолу. По великим торговым путям А. мог уже в древности доставляться в Палестину и Египет, где он очень высоко ценился. Его использовали для курений (Пс 44:9; Притч 7:17) и при бальзамировании трупов (Ин 19:39). В Песн 4:14 А. упоминается в одном ряду с другими благовониями.

Алтарь

Алтарь см. Жертвенник.

Алуш

Алуш, место, где израильтяне разбили стан на пути к Рефидиму. А. расположен между пустынями Синайской и Син, у израильтян там не было воды для питья (Чис 33:13 и след.).

Алфавит

Алфавит (от назв. первых двух букв греч. А.: "альфа" и "бета"). В отличие от рисуночного письма егип. иероглифов или знаков, обозначающих слоги и понятия в клинописи, алфавитным называют письмо, где буквы соответствуют исключит. звукам, что ведет к значит. упрощению письма в результате сокращения количества используемых знаков. В Египте уже на ранней стадии развития письменности наряду со знаками, обозначающими предметы, были известны знаки, передающие отдельные согласные звуки. Но такие символы не выделились в самостоят. А., как это произошло в зап.-семит. регионе. Переход от рисунка к знаку, означающему звук, по-видимому, можно наблюдать в "протосинайских" надписях, относящихся прим. к XV в. до Р.Х. и известных по находкам, обнаруж. у рудных копей Серабит-эль-Хадим на Синайском полуо-ве. Эти знаки восходят к иероглифам. В нек-рых из обнаруж. позднее в Палестине (Вефсамис, Газер, Лахис, Сихем) надписях, также выполненных, вероятно, уже алфавитным письмом и относящихся ко II тысячел. до Р.Х., прочтение, истолкование и датировка столь ненадежны, что это не позволяет определить их место в развитии А. Из форм клинописи затем произошел А. Рас-Шамры (см. Рас-Шамра) (Угарита), к-рый, возм., был в употреблении недолго, прим. в то же время, что и протосинайское письмо (XV в. до Р.Х.). Он имел ту же последоват-сть букв, что и евр. А., но содержал на несколько знаков больше, в общей сложности 29. Поэтому было сделано предположение, что пришедший на смену угаритскому упрощ. финик. А., от к-рого произошло евр. письмо, существовал еще до XV в. до Р.Х. в той же последоват-сти и при том же стр.-ве букв, что и угаритский. Финик. письмо известно прежде всего по находкам в Библе (см. Гевал), к-рые сегодня относят к XI-X вв. до Р.Х. Известны также образцы письменности из Кипра, Сардинии, Карфагена и др. мест Зап. Средиземноморья, датируемые периодом после 900 г. до Р.Х. Повсюду здесь финик. А., как и раннеевр., обнаруживает формы скорописи, в то время как южноараб. А. (ок. 300 г. до Р.Х.), также восходящий к финик. знакам, сохраняет более древний, строгий характер форм. Заимствовав А., состоящий из одних согласных, греки (а затем и римляне) добавили в него дополнит. буквы для обозначения гласных звуков. Твердая последоват-сть букв А., подтвержденная первонач. угаритскими находками (XV в. до Р.Х.) - в Лахисе тоже найдены нацарапанные первые 5 букв А. (VIII в. до Р.Х.), - позволяла одноврем. применять их в качестве цифр. Таким способом, напр., неоднократно обозначаются числа в евр. и греч. текстах ВЗ. Числовое значение букв позволяет вычислить "сумму" или "число" отдельного слова, что использовалось в тайнописи или для обозначения скрытых понятий, к-рые широко применялись, напр., в апокалипсич. лит-ре (см. Нерон). см. Письмо.

Алфей

Алфей (точное значение имени не установлено):

1) отец ап. см. Иакова (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:15; Деян 1:13). Возм., он же см. Клеопа, муж Марии (см. Мария) и отец Иакова и Иосифа (в Синод. пер. вместо Иосифа - Иосия; Ин 19:25; Мф 27:56; Мк 15:40);

2) отец ап. Левия, или Матфея (Мк 2:14 и Мф 9:9).

Альпийский козел

Альпийский козел (в Синод. пер. - "лань"). Евр. слово акко, к-рое во Втор 14:5 употреблено среди названий чистых животных, обозначает жвачное животное, предположит. дикую козу. Вероятно, это один из подвидов А.К., обитающих на Ближнем Востоке (Capra nubiana), т.наз. безоаровый козел (Capra aegagrus), дикий прародитель всех видов домашних коз, с длинными, загнутыми далеко назад рогами (Пс 103:18; в Синод. пер. - "серна"). Он и сегодня встречается на нек-рых греч. о-вах и в районах Южной Азии. см. Серна.

Альфа и Омега

ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ

А. и О. - названия первой и последней букв греч. алфавита. Подобный способ выражения обусловлен образом мышления древних евреев - для обозначения предмета или явления во всей его целостности они называли его составляющие части или исходную и конечную точки (напр., выражение "ни худого, ни хорошего" в 2Цар 13:22 означает "вообще ничего"). В значении "первая и последняя буквы алфавита" это выражение существует и у раввинов: "Адам преступил весь закон от Алефа до Тава" (от первой до последней буквы евр. алфавита). Другое изречение раввинов гласит: "Авраам держался закона от Алефа до Тава". Ср. также с рус. выражением "от А до Я".

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Выражением "А. и О." в Откр обозначены как Бог, так и превознесенный Христос (Откр 22:13). Оба Они называют Себя А. и О., при этом Христос подразумевает Свое единство с Богом (ср. Ин 10:30). Выражение "А. и О." подчеркивает, что Христос есть истинный Бог. Близко по смыслу к А. и О. выражение "первый и последний" (Откр 1:17; 2:8 - по отношению ко Христу; это же выражение встречается в ВЗ и как самообозначение Бога: Ис 44:6; 48:12; ср. 41:4), а также "начало и конец" (в Откр 21:6 непосредственно перед А. и О. - по отношению к Богу; в Откр 22:13 - к Христу). В Откр 22:13, следуя одно за другим, присутствуют все три словосочетания. Торжественное обозначение Бога и Христа словосочетанием "Альфа и Омега" равнозначно клятве; в этих словах Бог во Христе Своей вечной, неизменной сущностью подтверждает, что Его Слово истинно и что Он непременно исполнит все реченное Им.

Амад

Амад, неизвестный город в уделе Асира, упомянутый только в Нав 19:26.

Амадаф

Амадаф (евр. Хаммедата, перс. "дарованный луной"), вугеянин, отец Амана (Есф 3:1,10).

Амал

Амал ("утомительная работа", "тягостный труд", "невзгоды"), сын Гелема из колена Асира (1Пар 7:35).

Амалик

Амалик (евр. Амалек), внук Исава, сын Елифаза и его наложницы Фамны (Быт 36:12). А. считался родоначальником амаликитян, его имя также служит для обозначения всего этого народа (напр., Чис 24:20). Возражение против такого происхождения названия "амаликитяне" заключается в том, что еще в Быт 14:7, задолго до рождения А., упоминается земля амаликитян. Вероятно, эта тер. названа здесь именем ее будущих обитателей, так же как это имеет место в случаях с другими названиями, упоминаемыми в данной главе, но к-рые стали применяться позднее. Амаликитяне проживали в районе между Синайским полуо-вом и юго-зап. частью Палестины, до границ с Египтом и Аравией (Быт 14:7; Чис 13:30; 14:25; 1Цар 15:7). Валаам называет амаликитян первым из народов (Чис 24:20). Вскоре после исхода израил. народа из Египта амаликитяне нападают на отставших израильтян, а затем терпят поражение от Иисуса Навина при Рефидиме (Исх 17:8-16; Втор 25:17-19). С тех пор на них лежит Господне проклятие, и между Израилем и амаликитянами царит смертельная вражда. Когда израильтяне в своем непослушании стремятся вторгнуться в землю обетованную с юга, хананеи и амаликитяне совместными усилиями отражают эту попытку (Чис 14:43, 45). Во времена судей вооруж. полчища амаликитян в союзе с моавитянами и мадианитянами вторгались на Израильскую землю, учиняя грабежи и опустошения (Суд 3:12 и след.; 6:3-5,33; 7:12). Возм., в связи с этими битвами получила свое название Амаликова гора в земле Ефремовой (Суд 12:15). После того как от амаликитян отделяются кинеяне (1Цар 15:6)и в результате побед Саула (1Цар 15:7 и след.)и Давида (1Цар 27:8; 30:17 и след.), их мощь оказывается окончат. сломленной, а сами они подвергаются значительному истреблению. Во времена Езекии 500 человек из колена Симеона уничтожили остаток амаликитян у горы Сеир (1Пар 4:42 и след.). Так свершился предсказанный Валаамом (Чис 24:20) Божий суд над А.

Амам

Амам, город на юге Иудеи (Нав 15:26), в 9 км от Шарухена (новоевр. Цеелим).

Аман

Аман, сын Амадафа, высший чиновник при дворе перс. царя Артаксеркса и его фаворит (Есф 3:1), непримиримый враг иудеев. Мардохею и царице Есфири удалось свергнуть А. и расстроить его планы уничтожения иудеев. А. и его сыновья нашли бесславный конец (Есф 7:10; 9:7-14). см. Вугеянин см. Агаг.

Амана

Амана ("твердое соглашение"), отрог Антиливана (см. Ливан), упомянут как горная вершина в Песн 4:8.

Амария

Амария ("Яхве говорил"):

1) сын Мераиофа, потомок Аарона из рода Елеазара (1Пар 6:7,52);

2) священник, потомок А. и предок Ездры (1Пар 6:11; Езд 7:3);

3) левит, второй сын Хеврона (1Пар 23:19; 24:23);

4) священник в царствование Иосафата, назнач. верховным судьей по всем обрядовым вопросам (2Пар 19:11), возм., тождествен А.;

5) один из левитов, к-рые при Езекии были ответственными за обеспечение своих братьев в священнич. городах (2Пар 31:15);

6) сын Езекии и предок пр. Софонии (в Синод. пер. - Амория, Соф 1:1);

7) израильтянин из колена Иуды, из рода Фареса (Неем 11:4);

8) священник, вернувшийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:2). Во времена первосвященника Иоакима главой рода А. был Иоханан;

9) священник, подписавшийся во времена Неемии под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:3), вероятно, потомок А.;

10) израильтянин, современник Ездры, согрешивший тем, что взял в жены женщину из другого племени (Езд 10:42).

Амаса

Амаса (кр. ф-ма от имени "Амасия"), сын Хадлая, один из начальников колена Ефрема, убедивших израил. войско царя Факея отпустить пленных иудеев и отправить их на родину (2Пар 28:12 и след.).

Амасай

Амасай (кр. ф-ма от Амасия):

1) левит, сын Елканы, предок Самуила (1Пар 6:35); вероятно, был также членом того же семейства;

2) глава тридцати храбрых у Давида. Вместе с группой воинов из колен Иуды и Вениамина он пришел в Секелаг (1Пар 12:16-19). Возм., он же см. Амессай;

3) один из священников, трубивших при возвращении ковчега завета в Иерусалим (1Пар 15:24);

4) отец левита см. Махафа (в царствование Езекии) (2Пар 29:12).

Амасия

Амасия (евр. Амация, "Яхве могуч"):

1) сын и наследник иуд. царя Иоаса (801-773 гг. до Р.Х.). В Библии о нем сказано: "И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца" (2Пар 25:2). А. вступил на престол в возрасте 25 лет. Когда власть его укрепилась, повелел казнить придворных, к-рые убили его отца, но, согласно Закону, пощадил их детей (Втор 24:16). А. начал войну против идумеев и для участия в походе пригласил наемников из Израиля. Однако, вняв предостережениям пророка, отправил их обратно, несмотря на то, что уже выплатил им немалую сумму. А. добился полной победы над идумеями в Соляной долине, захватил их столицу Селу и переименовал ее в Иокфеил. В упоении победой он вызвал на бой израил. царя Иоаса. Но поскольку А. поставил в Иерусалиме захвач. идолов идумейских богов и стал приносить им жертвы, то вызвал на себя Божий гнев. А. не послушался посланного Богом пророка и пригрозил ему смертью. Иоас пытался удержать А. от сражения, но тот настоял на своем вызове. В битве при Вефсамисе иудеи были разбиты и А. захвачен в плен. Иоас привел его в Иерусалим. Победитель приказал проделать широкую брешь в сев. стене, опустошил храм и цар. дворец и возвратился с заложниками и добычей в Самарию. Т.о. власть А. оказалась окончат. сломленной. Вслед за этим народ поднял восстание и в 792 г. до Р.Х. поставил на престол 16-летнего сына А. Озию, или см. Азария (11) (4Цар 14:21 и след.). А. еще продолжит. время оставался в живых. Когда впоследствии возник заговор против него, он бежал в Лахис, но там убийцы настигли его. Тело А. привезли в Иерусалим и похоронили в цар. усыпальнице (4Цар 14:1-20; 2Пар 25:1-28);

2) израильтянин из колена Симеона, отец Иосии (1Пар 4:34);

3) один из предков Ефана, левита и певца в храме (1Пар 6:45);

4) священник, служивший вефильскому тельцу. Он пожаловался израил. царю Иеровоаму II на пр. Амоса. А. запретил Амосу выступать с пророчествами против Израиля в Вефиле, т.к. здесь святыня царя и главный храм царства. Амос сослался на поручение, данное ему Господом ("Я - не пророк...", Ам 7:14), и возвестил А., что Божий суд настигнет его самого и его семью в час гибели израил. народа (Ам 7:10-17; ср. 3Цар 12:28-33);

5) (евр. Амасия, "Яхве понес" (т.е. защищая, взял на руки)), сын Зихри, военачальник царя Иосафата (2Пар 17:16).

Амассия

Амассия см. Амасия.

Амафия

Амафия (евр. Амиттай, "(Господь есть) постоянство, верность, истина"), отец пр. Ионы из Гафхефера (4Цар 14:25; Иона 1:1).

Амашсай

Амашсай (кр. ф-ма от имени "Амасия"), священник, сын Азариила, служивший в храме во времена Неемии (Неем 11:13).

Амврий

Амврий см. Омри.

Амессай

Амессай (Амесса) (евр. Амаса, кр. ф-ма от Амасии), сын Авигеи, сводной сестры Давида, и Иефера, потомка Измаила (2Цар 17:25; 1Пар 2:17). А. принял участие в восстании см. Авессалома и возглавил его войско, к-рое было полностью разбито войсками Давида в лесу Ефремовом (2Цар 17:25; 18:7). Давид помиловал А. и назначил пожизненным военачальником вместо см. Иоава (2Цар 19:13). Этим Давид вновь завоевал сердца иудеев. Но при подавлении восстания Савея (см. Савей) А. не проявил должной расторопности (2Цар 20:4 и след.). При первой же возможности Иоав убил его, освобождаясь от соперника (2Цар 20:9 и след.). Соломон, осуждая Иоава на смерть, ссылается на это убийство (3Цар 2:32). Возм., что А. тождествен см. Амасай (2).

Аметист

Аметист см. Драгоценные камни.

Аминадав

Аминадав (евр. Амминадав, "(мой) народ (родственник) показал себя щедрым"):

1) отец см. Наассона (Чис 1:7) и Елисаветы, жены Аарона (Исх 6:23). Предок Давида (Руфь 4:19), а след., и Иисуса Христа (Мф 1:4; Лк 3:33);

2) сын Каафа, отец Корея (1Пар 6:22). В остальных случаях в родословиях левитов его называют Ицгаром (Исх 6:21; Чис 16:1; 1Пар 6:38);

3) левит из рода Уззиила, к-рый со своими 112 братьями участвовал во внесении ковчега завета в Иерусалим (1Пар 15:10 и след.);

4) см. Авихаил;

5) см. Авинадав;

6) см. Авинадав.

Аминь

Аминь (евр. амен = "да будет так" (Иер 11:5)).

I.

Слово "А." было заимствовано из евр. текста, перешло в греч. и лат. переводы НЗ, а затем - в рус. язык практич. в неизмен. виде. В евр. яз. оно имеет тот же корень мн, что и слова, обозначающие "твердый", "надежный", "постоянный", "верить", "доверять".

II.

В ВЗ и НЗ слово А. (применяемое как литургич. формула) используется для подтверждения высказывания, напр., согласия с речью к.-л. (3Цар 1:36), для одобрения зачитанного Закона (с признанием проклятия, к-рое падет на того, кто нарушит Закон, Втор 27:15-26) или для подтверждения клятвы (Чис 5:22). Слово А. употребляется и вместе с пожеланием (Иер 28:6) или как знак под-тверждения и согласия в конце славословия (Рим 1:25; 11:36). Слово А. используется не только при богослужениях, но и в мирской жизни (3Цар 1:36). Септуагинта перенимает слово А. в качестве имени собств. только в Ис 65:16 (в Синод. пер. - "Бог истины"), чтобы подчеркнуть верность Бога. В остальных случаях она переводит слово А. в том значении, к-рое содержится в корне слова. Слово А. как имя Господа встречается в Откр 3:14: "так говорит Аминь, свидетель верный и истинный", о к-ром Павел сказал в 2Кор 1:20: "Ибо все обетования Божии в Нем "да" и в нем "аминь", - в славу Божию, чрез нас". В ВЗ и НЗ встречается слово А., дважды повтор.: А., А. - для усиления смысла. Так, в ВЗ двойное А. употреблено в заключит. стихах первых трех книг псалмов (Пс 40:14; 71:19; 88:53) в знак подтверждения клятвы (Чис 5:22) или благословения (Неем 8:6). Двойное А. в Ев. от Иоанна, к-рым Иисус подчеркивает всю непреложность Своих слов, принадлежит к особенностям выразит. средств данного Евангелия (в Синод. пер. - "истинно, истинно"; Ин 5:19,24 и след.; 6:26,32,47,53; 8:34,51,58 и др.). Первые три Евангелия (синоптич.) лишь изредка используют слово А.

III.

Если верующий в заключение молитвы произносит слово А. вне живой связи с ее со-держанием, это свидет-вует о непонимании им значения слова А. В конце молитвы см. Отче наш слово А. присутствует только в более поздних рукописях, первонач. его не было в молитве Господней. Павел тоже часто ставит слово А. в конце восхваления или благословения, но всегда в значении подтверждения и согласия с вышесказ. (Рим 1:25; 11:36; Гал 1:5; Флп 4:20 и пр.). Только в этом случае А. собрания, внемлющего молитве и вторящего ей, обретает свой истинный смысл (1Кор 4:16).

Амма

Амма (1) "предплечье"; 2) "паз (дверной створки)"; 3) "локоть"). Холм у Гиаха на дороге, ведущей из Гаваона к Иордану через пустыню. Ахав и Авесса преследовали Авенира до А. (2Цар 2:24; ср. ст. 16 и 29). Точное местонахождение не определено. Возм., холм Телль-эль-Милх под Эн-эль-Фауваром (см. Гиах).

Аммизавад

Аммизавад ("(мой) народ одарил"), сын главного военачальника Ванеи. Он стоял во главе отряда своего отца и должен был нести цар. службу у Давида в третий месяц каждого года (1Пар 27:5 и след.).

Аммиил

Аммиил см. Аммиэл.

Аммил

Аммил см. Аммиэл.

Аммиуд

Аммиуд (евр. Аммихуд):

1) отец см. Елишамы (1), предок Иисуса Навина (Чис 1:10; 1Пар 7:26);

2) израильтянин из колена Симеона, отец см. Самуила (2) (Чис 34:20);

3) израильтянин из колена Неффалима, отец см. Педаила (Чис 34:28);

4) израильтянин из колена Иуды, из рода Фареса (1Пар 9:4).

Аммишаддай

Аммишаддай, отец см. Ахиезера (Чис 1:12).

Аммиэл

Аммиэл ("(мой) родственник (дословно: народ) - Бог"):

1) в Синод. пер. - Аммиил, сын Гемаллия, представитель колена Дана среди соглядатаев, к-рых Моисей направил в Ханаан (Чис 13:13);

2) в Синод. пер. - Аммиил, шестой сын Овед-Едома, привратник в храме (1Пар 26:5);

3) отец Махира из Лодевара, израильтянин из колена Манассии (2Цар 9:4 и след.; 17:27);

4) в Синод. пер. - Аммил, отец Вирсавии, жены Урии (1Пар 3:5). Он же в 2Цар 11:3 см. Елиам - в результате перестановки слогов в его имени.

Аммок

Аммок см. Амок.

Аммонитяне

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амнон

Амнон ("надежный", "верный"):

1) старший сын Давида, родившийся у изреелитянки Ахиноамы в Хевроне. А. изнасиловал свою сводную сестру Фамарь и два года спустя был за это убит ее братом Авессаломом (2Цар 3:2; 13). С этого начинается Божий суд над Давидом за убийство Урии (см. Урия) ("Итак не отступит меч от дома твоего во веки...", 2Цар 12:10);

2) израильтянин из колена Иуды, сын Симеона (1Пар 4:20).

Амок

Амок (Аммок) ("глубокий", вероятно, в значении "мудрый", "непостижимый" (аккад. эмку, "мудрый")), глава одной из священнич. семей, вернувшихся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:7). Его семейство было известно и во времена первосвященника Иоакима.

Амон

Амон (Аммон) ("надежный", "верный" (см. Аминь)):

1) градоначальник Самарии во времена Ахава (3Цар 22:26; 2Пар 18:25);

2) сын и наследник иуд. царя Манассии (641-640 гг. до Р.Х.). Он вступил на престол 22-летним и царствовал всего 2 года, продолжая поклонение идолам, начатое его отцом. Но в отличие от отца так и не смирился перед Богом. А. пал жертвой придворного заговора. Народ покарал его убийц и посадил на престол его 8-летнего сына Иосию (см. Иосия) (4Цар 21:19-26; 2Пар 33:21-25; Мф 1:10);

3) родоначальник, или глава, семейства рабов Соломона, к-рое вернулось из плена вместе с Зоровавелем (Неем 7:59);

4) Амон (Амун) ("скрытый"). Первонач. А. был божеством верхнеегип. г. Фивы, к-рый в Библии назван также Но-Аммоном (городом Амона) (Наум 3:8; ср. Иер 46:25). Во времена Среднего Царства, в процессе превращения Фив в егип. столицу, поклонение А. распространялось по стране, пока наконец, при XVIII династии, он не стал верховным божеством всего царства и не соединился в один образ с богом солнца Ра под именем Амон-Ра. Посвящ. А. животные - баран и гусь. А. изображают в человеч. образе с короной и двумя длинными перьями, нередко вместе с супругой богиней Мут и сыном Хонсу. На более поздних изображениях А. появляется с головой барана. см. Египет см. Телль-Амарна.

Амория

Амория см. Амария.

Аморреи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амос

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амплий

Амплий ("возвышенный"), христианин в Риме, к-рому Павел просил передать особый привет, называя его "возлюбленный мне в Господе" (Рим 16:8).

Амрам

Амрам ("народ (родственник) возвышен"):

1) левит, сын Каафа, муж Иохаведы, отец Мариами, Аарона и Моисея (Исх 6:18; Чис 26:59); он прожил 137 лет, и от него произошел род Амрама (Чис 3:27), упомянутый в 1Пар 26:23 как один из левитских родов;

2) священник, сын Вания, расстался с женой - не израильтянкой, на к-рой женился в изгнании (Езд 10:34).

Амрафел

Амрафел, сеннаарский царь, к-рый вместе с эламским царем Кедорлаомером и царями двух других городов вторгся в долину Сиддим у Соленого моря и увел в плен Лота. А. терпит поражение от Авраама (Быт 14). Были попытки отождествить А. с вавил. царем Хаммурапи, что вряд ли правомерно хотя бы из-за несхожести имен. Послания архива см. Мари показали, что Хаммурапи не был современником Авраама, а жил прим. в 1792-1750 гг. до Р.Х.

Амфиполь

Амфиполь (греч. "окруженный (кольцом) город"), укрепл. портовый город во Фракии, основ. в 437 г. до Р.Х. афинянами у устья р. Стримон. Был расположен на изгибе реки, практич. окружавшей город, - отсюда и происхождение этого названия. При римлянах - столица Вост. Македонии. Это был важн. узловой пункт на Эгнатиевой дороге, прим. в 50 км юж. г. Филиппы. Павел побывал в этом городе во время своего путешествия из Филипп в Фессалоники (Деян 17:1). Располож. ныне на месте А. насел. пункт называется Неохори.

Амций

Амций (евр. Амци, кр. ф-ма от имени "Амасия" (евр. Амация)):

1) левит, сын Вания, потомок Мерари и предок см. Ефана (1Пар 6:46);

2) священник, сын Захарии и предок см. Адаия (Неем 11:12).

Ана

1) сын евеянина Цивеона, отец Оливемы, жены Исава (Быт 36:2,14), вероятно, тот же А., к-рый нашел теплые воды в пустыне (1Пар 1:40);

2) А. и Цивеон упоминаются в Быт 36:20,29 и среди потомков хорреянина Сеира. Возм., они тождественны вышеназв., тогда среди евеев (см. Евеи) следует различать племя хорреев (см. Хорреи).

Анав

Анав ("ягода", "город винограда"), город в горах удела Иуды. Иисус Навин искоренил проживавших там енакимов (см. Енаковы сыны) (Нав 11:21; 15:50; в Синод. пер. - Анаф). Ныне это Хирбет-Анаб-эль-Кебир, прим. в 20 км юг.-зап. Хеврона.

Анаия

Анаия ("Яхве ответил, услышал"):

1) один из израильтян (вероятно, священник), к-рые стояли одесную Ездры, когда тот читал перед народом Книгу Закона Божьего (Неем 8:4);

2) израильтянин, к-рый во времена Неемии подписал от имени своего семейства обязат-во соблюдать Закон Божий (Неем 10:22).

Анака

Анака. Евр. словом анака (Лев 11:30) обозначается, по-видимому, ящерица геккон (Hemidactylus turcicus), часто встречающаяся в Палестине.

Предыдущая страница Следующая страница