Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МАХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МАХ")

Маадай

Маадай (сокр. от Маадия), израильтянин, к-рый во времена Ездры развелся с иноплем. женой (Езд 10:34).

Маадия

Маадия (евр. "определение Господне"), священник, к-рый вместе с Зоровавелем возвратился из изгнания (Неем 12:5).

Маазия

Маазия (евр. "твердыня Господня"):

1) пред-водитель 24-й священнич. чреды во времена Давида (1Пар 24:18);

2) священник, к-рый подписал обязат-во следовать завету во времена Неемии (Неем 10:8).

Маай

Маай (евр. "разрушенный"), священник, живший во времена Неемии (Неем 12:36).

Маараф

Маараф (евр. "пещерный"), город в области колена Иуды (Нав 15:59), возм., Бет-Уммар, лежащий в 10 км сев. Хеврона. С ним идентифицируется либо Марофа (Мих 1:12), либо Хирбет-Куфин, располож. приблизит. на 2 км вост.

Маасай

Маасай (евр. "мои деяния"), священник в Иерусалиме из потомства Иммера (1Пар 9:12).

Маасей

Маасей (Маасея) (евр. "дело Господне"):

1) левит и певец, участвовавший в перенесении ковчега завета в Иерусалим (1Пар 15:18,20);

2) сын Адаии, один из начальников, к-рые помогли Иодаю свергнуть с престола Гофолию (2Пар 23:1);

3) надзиратель царя Озии, к-рый вместе с писцом исчислял войско (2Пар 26:11);

4) иуд. царевич, к-рый во времена Ахаза при вторжении Факея, царя израильского, был убит ефремлянином по имени Зихрий (2Пар 28:7);

5) градоначальник в Иерусалиме при царе Иосии (2Пар 34:8);

6) отец лжепророка Седекии (Иер 29:21);

7) отец священника Софонии во времена Иеремии (Иер 21:1; 29:25; 37:3);

8) сын левитского стража Селлума, современник Иеремии (Иер 35:4);

9) каждый из трех священников, живших во времена Ездры и взявших иноплем. жен (Езд 10:18,21,22). Это имя встречается также в Неем 8:4,7; 12:41,42 у священников (или левитов), причем затруднит. определить, скольким разным лицам оно принадлежало;

10) израильтянин из рода Пахаф-Моава, к-рый взял иноплем. жену (Езд 10:30);

11) отец Азарии, живший во времена Неемии (Неем 3:23);

12) израильтянин, к-рый во времена Неемии подписал обязат-во быть верным завету (Неем 10:25);

13) иудей, к-рый жил в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (Неем 11:5);

14) вениаминитянин (Неем 11:7).

Маасея

1) см. Маасей;

2) (евр. "покров Господень", "защита Господня"), дед Варуха, писца пр. Иеремии, и Сераии, главного постельничего царя Седекии (Иер 32:12; 51:59).

Мааха

Мааха (евр. "притеснение", "угнетение")

1) область в Северной Палестине, располож. между Ермоном на севере, Гессуром на юге, Васаном на востоке и Вади-эль-Хасбани, одним из истоков Иордана, на западе. В области М. расположена Авел-Беф-Мааха. Вначале израильтяне не могли завоевать эту землю. Впоследствии они не изгнали обитателей М., и те остались жить среди Израиля (Нав 13:13). В первые годы царствования Давида М. еще оставалась самостоят. царством (2Цар 10:6; 1Пар 19:6). Однако уже во время восстания Савея Авел-Беф-Мааха была израил. городом, "к-рый умная женщина" назвала "матерью городов в Израиле" (2Цар 20:19);

2) сын Нахора от его наложницы Реумы (Быт 22:24);

3) жена Махира (1Пар 17:15);

4) наложница Халева, сына Есрома (1Пар 2:48);

5) жена Иеила, предка Саула (1Пар 8:29; 9:35);

6) дочь Фалмая, царя гессурского, жена Давида и мать Авессалома (2Цар 3:3);

7) отец Ханана, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:43);

8) отец Сафатии, князя колена Симеона во времена Давида (1Пар 27:16);

9) отец Анхуса, царя гефского, во времена Соломона (3Цар 2:39);

10) любимая жена царя Ровоама и мать царя Авии (3Цар 15:2; 2Пар 11:20-22. Во 2Пар 13:2 она названа Михаией, а в 3Цар 15:10-13 - Аной). М. была дочерью Уриила из Гивы и внучкой Авессалома. Она сохраняла положение царицы-матери и в царствование своего внука Асы (3Цар 15:10), к-рый, однако, затем "лишил ее звания царицы" за то, что она позволила сделать истукан Астарты (3Цар 15:13, ср. 2Пар 15:16).

Маахатянин

Маахатянин (Магахати). Житель области Мааха в Северной Палестине (Втор 3:14; Нав 12:5). Прозвище "Магахати" (2Цар 23:34) или М. (1Пар 4:19) может указывать также на происхождение от человека по имени Мааха.

Маац

Маац (евр. "советник", "наставник"), иудей, внук Иерахмеила (1Пар 2:27).

Маг

О "начальнике магов" (Иер 39:3) см. Нергал-Шарецер.

Магадан

Магадан см. Магдала.

Магарай

Магарай (евр. "быстрый"), нетофатитянин (нетофафянин), один из храбрых у Давида (2Цар 23:28; 1Пар 11:30), предводитель 10-го отделения войска (1Пар 27:13).

Магахати

Магахати см. Маахатянин.

Магбиш

Магбиш, местность, уроженцы которой (150 чел.) возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:30).

Магдала

Магдала (арам. "башня", "замок"), родной город см. Мария Магдалина, названный в Талмуде "Магдал Нунайа" - "башня рыб"; М. расположена на зап. берегу Геннисаретского озера. Древнейшие рукописи дают в Мф 15:39 прочтение "Магадан" вместо "Магдала". В парал. месте Мк 8:10 находим см. Далмануфа, но в нек-рых рукописях - также и М. На месте М. расположен совр. город Эль-Меджел, в 5 км сев.-зап. Тверии.

Магдалина

Магдалина см. Мария (2) из Магдалы (см. Магдала).

Магдиил

Магдиил (евр. "мое сокровище - Бог"), старейшина Эдома, потомок Исава (Быт 36:43; 1Пар 1:54).

Магер-шелал-хаш-баз

Магер-шелал-хаш-баз (евр. Махер-шалал-хаш-баз, "спешит грабеж, ускоряет добыча"). Эти слова Исаия, по поручению Господа, должен был написать "человеческим (т.е. понятным) письмом" на большом свитке, а позднее сделать их именем своего сына (Ис 8:1-4). То и другое было пророч. знамением скорого нападения см. Тиглатпаласара III, к-рый сокрушит мощь см. Дамаска и Самарии (см. Самария) и превратит их богатства в свою добычу (733-732 гг. до Р.Х.).

Магог

Магог, сын Иафета (Быт 10:2). В пророчестве о см. Гоге (Иез 38:1,2; 39:6) имя М. встречается как название страны, располож. сев. Палестины, возм., рядом с Чермным морем. В Откр 20:8 имена Гога и М. упоминаются рядом.

Магпиаш

Магпиаш, израильтянин, во времена Неемии поставивший свою подпись под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:20).

Мадай

Мадай, сын Иафета (Быт 10:2; 1Пар 1:5), предок мидийцев, чье имя стало эпонимом этого народа.

Мадианитяне

Мадианитяне (евр. Мидьян, "спор", "ссора"), потомки четвертого сына Авраама от Хеттуры (Быт 25:2; 1Пар 1:32). Они именуются в Синод. пер. "Мадианитянами", а их страна - "Мадиамом", "землей Мадиамской" (ср. Быт 37:28 и 37:36; Исх 2:15; Чис 25:6; Суд 6:1). Всех сыновей Хеттуры Авраам еще при жизни своей отослал "в землю восточную", т.е. в сирийско-аравийскую пустыню (Быт 25:6). Позднейшим араб. географам был известен город Мадиан, к-рый был расположен вост. Акабского залива. Сыновьями Мадиама были Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага (Быт 25:4; 1Пар 1:33). Царь Едома Гадад поразил М. на поле Моава (Быт 36:35; 1Пар 1:46). В Быт 37:28,36 упоминаются мадиамские купцы, к-рые продали Иосифа в Египет. Моисей бежал из Египта в страну ("землю") М., к-рая в то время занимала часть Синайского полуо-ва, а также юж. и юго-вост. часть Ханаана (Исх 2:15). Мадиамский священник см. Иофор стал тестем Моисея (Исх 2:21; 3:1; см. Кенеи). Когда израильтяне после исхода из Египта пришли в Заиорданье, М. состояли в тесном союзе с моавитянами (Чис 22:4,7) и совместно с ними вводили израильтян в грех распутства и идолослужения (Чис 25:6), поэтому Господь повелел Моисею относиться к М., как к врагам (Чис 25:16-18). В Чис 31 повествуется о поражении Мадиама Израилем, в результате к-рого пали его цари - Еви, Рекем, Цур, Хур и Рева (Чис 31:8), а все его города и селения были сожжены (Чис 31:10). Из Нав 13:21 следует, что все пятеро царей мадиамских были вассалами Сигона, царя аморрейского. М., к-рые в эпоху Судей угоняли израильтян в плен, подверглись сокрушит. поражению от руки см. Гедеона. После этого их земля упоминается только в Ис 60:6 и Авв 3:7.

Мадмана

Мадмана (Мадманна) (евр. "удобренная почва"), город в юж. части Иудеи (Нав 15:31; 1Пар 2:49), предположит. тождествен Умм-Деимне, в 20 км сев. Вирсавии (Беэр-Шевы), где сохранились его развалины.

Мадманна

Мадманна см. Мадмана.

Мадмена

Мадмена (евр. "удобренная почва"):

1) город в стране Моавитской (Иер 48:2). Было высказано предположение, что это совр. Хирбет-Димне, располож. в 12 км сев. Эль-Керак (Кир-Харешет), на высоте 900 м над уровнем моря;

2) город, расп. сев. Иерусалима (Ис 10:31), юж. Телль-эль-Фула (Гива Саулова) и сев. Шафата (Гевим), предположит. совр. Хирбет-Шома.

Мадон

Мадон (евр. "ссора", "брань", "судебное дело"), ханаан. город (Нав 11:1; 12:19), к-рый упоминается уже в надписи фараона Тутмоса III. Это совр. Хирбет-Мадин, лежащий в 9 км сев.-зап. Тверии, непосредств. юж. Хаттина.

Маинан

Маинан (возм., евр. Менахем, "утешитель"), один из предков Иисуса Христа (Лк 3:31).

Макац

Макац ("крайний", "конечный"), город неподалеку от Вефсамиса, находившийся под началом приставника Бен-Декера, назначенного Соломоном (3Цар 4:9). В храмовой надписи из Карнака М. назван рядом с Иоппией (Яффой). Возм., он соответствует совр. Хирбет-эль-Мухайзину, лежащему в 8 км юж. Экрона и в 3 км сев.-зап. Эльтеке.

Макед

Макед (евр. "преклонение"), ханаан. цар. город (Нав 12:16), находившийся в Шефеле, в уделе колена Иуды (Нав 15:41). Он упоминается в связи с Азеком (Нав 10:10) и Ливной (Нав 10:29), местоположение неизвестно. Исследователи отождествляют М. с Хирбет-эль-Хейзумом, лежащим в 4 км сев.-вост. Азека, и считают, что там расположена пещера Македа (Нав 10:16).

Македония

Македония, рим. провинция на Балканском полуо-ве, граничившая на юге с Ахаией, на востоке с Фракией и на севере с Далматией. Ап. Павел через видение был призван проповедовать в М. (Деян 16:9,10). Он основал там христианские церкви в Филиппах, Фессалониках и Верии. Македонские общины славились своей щедростью, радушием и усердием в помощи бедным (Рим 15:26; 2Кор 8:1,2).

Макелоф

Макелоф (евр. "собрания"), стоянка израильтян в пустыне (Чис 33:25), возм., это совр. Кунтиллат-Курайа, или Айруду, лежащий прим. в 50 км юж. Кадеса-Варни.

Маккавеи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Малакия

Малакия (греч. малакос, "мягкий", "легко поддающийся давлению, сжатию", "эластичный" (напр., в Мф 11:8; Лк 7:25)). В 1Кор 6:9 под словом "М." подразумевается мужчина или юноша, к-рый позволяет мужеложникам (см. 1Тим 1:10) использовать себя для удовлетворения сексуальных потребностей (Рим 1:27). Греч. философами мужеложство расценивалось нередко выше, чем половые отношения между мужчиной и женщиной. Так, в сочинении "Пир" Платон прославляет М. след. образом: "Это самые лучшие из мальчиков и из юношей, ибо они от природы самые мужественные. Некоторые, правда, называют их бесстыдными, но это заблуждение: ведут они себя так не по своему бесстыдству, а по своей смелости, мужественности и храбрости, из пристрастия к собственному подобию".

Малахии книга

Малахии книга см. Книга пророка Малахии.

Малахит

Малахит см. Драгоценные камни.

Малелеил

Малелеил (евр. "хвала Богу"):

1) сын Каинана, отец Иареда из рода Сифа (Быт 5:12-17; Лк 3:37);

2) иудей из рода Фареса (Неем 11:4).

Малкирам

Малкирам (евр. "Царь мой высок"), сын Иехонии (1Пар 3:18).

Маллофи

Маллофи (евр. "мое возвещение"), сын Емана, предводитель 19-й чреды храмовых певцов (1Пар 25:4,26).

Маллух

Маллух (евр. "воцаренный"):

1) левит, потомок Мерари (1Пар 6:44);

2) священник, вернувшийся вместе с Зоровавелем из вавил. плена (Неем 12:2). В след. поколении так именовался священнич. род (Неем 12:14; в Синод. пер. - Мелиху);

3) каждый из двух израильтян, к-рые в эпоху Ездры отпустили своих иноплем. жен (Езд 10:29,32);

4) священник и израильтянин, к-рые в эпоху Неемии подписались под обязат-вом соблюдать завет (Неем 10:4,27).

Маловеры, маловерные

Так Иисус называет Своих учеников, когда они излишне заботятся о пропитании и одежде (Мф 6:30; 16:8; Лк 12:28), пугаются шторма (Мф 8:26); эти слова в полной мере относятся и к Петру, когда тот, ступив на воду, пугается и поэтому начинает тонуть (Мф 14:31). Быть маловерным означает колебаться в своей вере под действием внешней угрозы или внутр. смятения.

Малодушные

Малодушные, упавшие духом (1Фес 5:14)

Малое дитя

см. Отрок, младенец, малое дитя.

Малх

Малх (лат.-греч. ф-ма от евр. мэлех, "царь"), раб первосвященника, к-рому Петр во время взятия Иисуса под стражу отсек ухо (Ин 18:10).

Малхам

Малхам (евр. "их Царь"), потомок Вениамина, сын Шегараима и Ходеши (1Пар 8:8,9).

Малхиил

Малхиил (евр. "Царь мой - Бог"), сын Берии, внук Асира (Быт 46:17; Чис 26:45; 1Пар 7:31).

Малхисуа

Малхисуа см. Мелхисуа.

Малхия

Малхия (евр. "Царь мой - Господь"):

1) левит из рода Шимия, потомок Гирсона (1Пар 6:42);

2) предводитель 5-й священнич. череды в эпоху Давида (1Пар 24:9). Вероятно, он тождествен Малхии, к-рый упоминается в 1Пар 9:12, Неем 11:12 как отец Пашхура;

3) иуд. царевич во времена Иеремии (Иер 38:6). Возм., он был отцом Пасхора, к-рый упоминается в Иер 38:1 (ср. Иер 21:1);

4) имя, которое носили трое израильтян, к-рые отпустили своих иноплем. жен (Езд 10:25,31). Из них М., упомянутый последним, помогал Неемии при возведении стен Иерусалима (Неем 3:11);

5) сын Рехава, начальник Бефкаремского округа во времена Неемии (Неем 3:14);

6) сын золотых дел мастера, принимавший участие в восстановлении стен Иерусалима (Неем 3:31; в др.-евр. оригинале его отец назван "плавильщиком", "ювелиром", "золотых дел мастером"; в Синод. пер. это понято как собственное имя его отца - "сын Гацорфия");

7) священник в эпоху Неемии (Неем 10:3; 12:42). Он же, очевидно, имеется в виду в Неем 8:4.

Малые

В Мф 10:42; 18:10,14 под М., очевидно, подразумеваются ученики Иисуса и верующие вообще. Когда Иисус объявляет, что самые меньшие в Небесном Царстве будут больше Иоанна Крестителя (Мф 11:11), то Он подразумевает новое положение Божьих чад (см. Усыновление), к-рое стало возможным только в результате Его явления (Ин 1:12 и след.).

Мальта

Мальта (от имени финикийской богини Мелит), остров, находящийся приблизит. в 100 км юж. Сицилии (Деян 28:1; в древности именовался островом Мелит). Залив, в к-ром судно ап. Павла потерпело кораблекрушение, находится сев.-вост. М. (Деян 27:39,40). Жители М. названы варварами (в Синод. пер. - "иноплеменники", Деян 28:2,4), поскольку не были ни греками, ни римлянами.

Маммона

Маммона (арам. "имущество"), заимствованное слово в греч. языке, означающее "богатство" и "роскошь" (Мф 6:24; Лк 16:9,11,13). В Синод. пер. Лк 16:9,11 - "богатство".

Мамре

Мамре (возм., от арам. "слово"):

1) аморрей из окрестностей Хеврона. Вместе со своими братьями Анером и Эшколом М. помогал Аврааму одолеть четырех вост. (месопотамских) царей, за что и получил свою долю воен. добычи (Быт 14:13,24; в Синод. пер. в ст. 24 - Мамрий);

2) дубрава (точнее, теревинфовая роща) близ Хеврона, где Авраам жил долгое время и где он возвел жертвенник (Быт 13:18; 18:1; ср. 20:1), совр. Рамет-эль-Халиль, в 3 км сев. Хеврона. В результате археол. раскопок была обнаружена большая площадка (65 на 50 м), на тер. которой располагались колодец, дерево и жертвенник. Ирод Великий обнес это место, связанное с воспоминаниями об Аврааме, стеной и укрепил настилом. Под этим настилом позднее были обнаружены развалины, относящиеся к времени Маккавеев. Однако почитание этого места восходит, очевидно, к гораздо более ранним временам. Имп. Адриан превратил М. в языч. святилище, в визант. эпоху на вост. стороне М. была воздвигнута базилика. В юго-зап. углу окружающей М. стены находился колодец, непосредств. возле него часть настила отсутствовала. Здесь, несомненно, рос теревинф. Традиц. принято считать, что жертвенник стоял в центре площадки.

Манаил

Манаил (в греч. тексте - Манаэн, возм., от евр. Менахем - "утешитель"), христианин, входивший в число пророков и учителей Антиохийской церкви. Он был "совоспитанником" Ирода Антипы (Деян 13:1).

Манассия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Манахаф

Манахаф (евр. "покой"):

1) сын Шовала хорреянина (хуррита - Быт 36:23; 1Пар 1:40);

2) местность, куда были переселены жители города Гевы. Согл. архиву Телль-Амарны, искать ее следует зап. Вефсамиса (1Пар 8:6).

Мандрагора

Евр. слово дудаим (от дод = любовь; Быт 30:14; Песн 7:14) означает желтый плод М. (Mandragora officinarum), растения семейства пасленовых (Solanaceae). М. приписывалось благоприятное воздействие на потенцию мужчины и плодовитость женщины.

Манна

Среди израильтян, когда они, выступив из Елима, достигли пустыни Син, начался ропот. Тогда Господь пообещал им: "Вот, Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день" (Исх 16:4; ср. Втор 8:3; Неем 9:15). Появление "хлеба небесного", или "хлеба ангельского" (Пс 77:23-25; ср. Ин 6:31) было возвещено Моисеем (Исх 16:8) и все же оказалось неожиданным (Исх 16:14). Израильтяне питались М. во все время странствования по пустыне (Исх 16:35; Нав 5:10-12). Она выпадала там, где народ располагался станом, и каждому доставался гомор (сосуд, мера объема) М. (Исх 16:16); в субботу М. не выпадала, поэтому в пятницу ее собирали в два раза больше, чем обычно (Исх 16:29); на солнце М. таяла, однако ее можно было печь и варить (Исх 16:21,23; Чис 11:8). Это были мелкие круглые и твердые зерна (Исх 16:14; Чис 11:8), формой и размерами походившие на семя см. Кориандра, белизной же - смолу см. Бдолах. Вкусом М. напоминала лепешку с медом или елеем (Чис 11:7,8; Исх 16:31). Название "М." связано с вопросом израильтян: "Ман гу?" - "Что это?" (Исх 16:15). Некоторые исследователи пытались найти естественнонаучное объяснение появления М. Они указывали на мелкие затвердевшие капли на кустарнике тамариска, к-рый растет на Синайском полуо-ве. Из проколов, к-рые делают на тамариске мелкие насекомые (Coccus mannibarus), выделяется сладкий сок. Однако эта т.наз. "синайская манна" существенно отличается от библ. как по своим свойствам, так и по происхождению (ср. "хлеб небесный", Пс 77:24,25). Невозможно однозначно сказать, о каком именно веществе идет речь в Библии, и вопрос о "естественном" или же "сверхъестественном" происхождении М. остается не решенным. Чудо заключается в том, что Господь мог и в пустыне давать Своему изголодавшемуся народу пропитание, что Он постоянно и совершал.

Маной

Маной (евр. "покой"), отец Самсона, выходец из колена Дана (Суд 13:2,24).

Маон

Маон (евр. "обитель"):

1) представитель колена Иуды, прародитель жителей Беф-Цура (1Пар 2:45);

2) город в уделе колена Иуды (Нав 15:55), родной город Навала (1Цар 25:2,3), совр. Кирбет-Маин, лежащий в 13 км юж. Хеврона и в 2 км юж. Кармела (2) (в Синод. пер. - Кармил);

3) пустыня (1Цар 23:24,25), раскинувшаяся вост. города, носящего то же название.

Маониты

Маониты. В др.-евр. оригинале - "Маон", в Синод. пер. - "моавитяне", Суд 10:12; возм., ошибка переписчика и должно быть - "Мадианитяне". Могли иметься в виду также меунитяне (см. 2Пар 26:7).

Маох

Маох (возм., от евр. "раздавленный"), отец Анхуса, царя филистимского города Гефа (1Цар 27:2).

Мара

Мара (Мерра) (евр. "горечь", "горькая"):

1) оазис в пустыне, первая стоянка, где через три дня пути после перехода через Чермное море израильтяне нашли воду (Исх 15:23; Чис 33:8, в Синод. пер. - "Мерра"). Исследователи сходятся на том, что это место находится возле Аин-Хаувара, в 75 км юж. Суэца, на вост. берегу залива, в нескольких километрах от берега;

2) Ноеминь назвала себя М. после смерти мужа и сыновей (Руфь 1:20).

Марала

Марала (евр. "колебание", "исступление"), погран. город колена Завулона, располож. между Саридом и Дабешефом (Нав 19:11).

Маранафа

Маранафа, арам. выражение, означающее "Господь (=Господин) пришел!", "Господь (=Господин) грядет!" или "Господи (=Господин), гряди!" (1Кор 16:22). По-видимому, это словосочетание в своей арам. форме употреблялось и в грекоязычных общинах (см. Аминь см. Аллилуия). Оно означает, что Иисус пришел и принес спасение, или же выражает просьбу о Его Втором пришествии. Второе значение более вероятно (см. Откр 22:20).

Мардохей

Мардохей (аккад. слово, происходит от имени верховного вавил. божества Мардука):

1) знатный израильтянин, возвратившийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7). Согл. иуд. преданию, то же лицо, что и см. Мардохей (2);

2) вениамитянин, к-рый в период изгнания жил в перс. столице Сузах при царе см. Артаксерксе (в Библии под этим именем подразумевается Ксеркс). Он удочерил осиротевшую Гадассу (она же см. Есфирь) (Есф 2:5-7). После того как Есфирь стала царицей, ей вместе с М. удалось расстроить планы фаворита Артаксеркса Амана, задумавшего истребить всех иудеев, живших в Персидском царстве. После низвержения Амана М. стал вместо него главным вельможей в государстве - "вторым по царе Артаксерксе" (Есф 8:2; 10:3).

Мареша

Мареша (евр. "владение"):

1) выходец из колена Иуды (1Пар 2:42);

2) город в уделе Иуды (Нав 15:44), укрепленный Ровоамом (2Пар 11:8). Здесь иуд. царь Аса победил Зарая - царя земли Хуш (2Пар 14:8,9). Родной город пр. Елиезера, жившего в период царствования Иосафата (2Пар 20:37). М. соответствует совр. Телль-Сандаханну (евр. Телль-Марейша), расп. в 6 км сев.-вост. Лахиша (см. Лахис) и в 1,5 км юж. Бет-Джибрина (Элеутерополиса). В надгробных надписях эпохи эллинизма, найденных в М., упоминается также и название города. см. Иахин (4).

Мари

Мари см. Письма из Мари.

Мариамь

Мариамь (евр. Мирьям, "госпожа"):

1) старшая сестра Моисея и Аарона (1Пар 6:3). Она издали наблюдала, когда младенец Моисей был оставлен в тростнике на берегу Нила, а затем привела к дочери фараона, под видом "кормилицы из Евреянок", свою мать Иохаведу (Исх 2:3-10; 6:20). На берегу Чермного моря она, будучи пророчицей, с тимпаном в руках возглавляла хор женщин, прославлявших Господа (Исх 15:20,21). Во время странствований по пустыне М. была поражена проказой, за то что посмела оспаривать главенствующее положение Моисея, но, по его молитве, была исцелена (Чис 12; Втор 24:9). Она умерла в Кадесе и там же была погребена (Чис 20:1). Согл. Мих 6:4, Господь, наряду с Моисеем и Аароном, поручил вывести народ Израиля из Египта и М.;

2) представитель колена Иуды (1Пар 4:17; в Синод. пер. - Мером).

Мария

Статья большая, находится на отдельной странице.

Марк

Марк (лат. "молот"), второе имя иудеохристианина Иоанна из Иерусалима (Деян 12:12). Возм., он был левитом, т.к. именуется двоюродным братом левита Варнавы (Кол 4:10; Деян 4:36, в Синод. пер. - "племянник": греч. слово анепсиос может иметь оба этих значения). М. часто отождествляют с юношей, к-рый во время ареста Иисуса, вырвавшись, убежал нагим, когда стража хотела его схватить (Мк 14:51,52). Дом Марии, матери Марка, стал впоследствии местом собрания Иеру-салимской церкви; туда после освобождения из темницы направился Петр (Деян 12:12). Отправляясь в первое миссионерское путешествие, Варнава и Павел взяли с собой Иоанна Марка (Деян 13:5), однако он, не выдержав трудностей, вернулся из Пергии в Иерусалим (Деян 13:13). Несмотря на это, Варнава хотел взять М. и во второе миссионерское путешествие, но этому воспротивился Павел, выбрав в спутники Силу. После этого М. сопровождал Варнаву на Кипр (Деян 15:36-40). Впоследствии между Павлом и М. вновь установились добрые отношения. Во время первого заключения Павла М. находился при нем в Риме (Кол 4:10; Флм 1:24), и после второго ареста Павел настойчиво просил через Тимофея, чтобы М. прибыл к нему (2Тим 4:11). Позднее М. стал сподвижником Петра (1Пет 5:13), к-рый называл его "своим сыном". Это означает, что М. был приведен к вере Петром. Пребывание М. в Риме имеет особое значение, если учесть, что он - автор второго Евангелия. О его дальнейшей жизни и деят-сти ничего не известно. (Согл. раннехрист. преданию, М. основал церковь в Александрии Египетской, где и по сей день егип. христиане-копты благоговейно хранят память о нем, и там же он претерпел мученич. кончину во имя Иисуса Христа.)

Марофа

Марофа см. Маараф.

Марсена

Марсена (возм., от авестийского "достойный"), один из семи князей Персии и Мидии при Артаксерксе (Есф 1:14). см. Адмафа.

Марфа

Марфа (арам. "госпожа"), сестра Марии и Лазаря из Вифании (Ин 11:1,2). В их доме Иисус всегда находил покой, понимание и любовь. Деятельная и трудолюбивая М. заботилась об Иисусе, однако этим подчас мешала Марии слушать Его слово (Лк 10:38-42). Очевидно, М. была старшей в семье, т.к. в Лк 10:38 говорится о доме М., а в Ин 11:19, где повествуется о скорби сестер "о брате их", М. упоминается первой. На глазах М. Иисус явил чудо, воскресив ее умершего брата (Ин 11:21 и след., 39 и след.). На вечере в доме Симо-на-прокаженного (Мф 26:6; Мк 14:3; Ин 12:1-3) М. также присутствует и прислуживает во время трапезы.

Маслина, масло, елей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Масличная гора

Масличная (Елеонская) гора, невысокая горная гряда с несколькими вершинами, к-рая тянется с севера на юго-вост. см. Иерусалима. Собственно М.Г. имеет три вершины: на севере - Карм-эс-Саяд, по древней традиции называемую "Вири-Галилеи" ("Мужи Галилейские", в соотв. с Деян 1:11, т.к. именно это место отождествляли с Галилеей в том значении, как это приведено в Мф 28:7,16), на юге - Джебель-эт-Тур и на востоке - самую высокую вершину, высота к-рой достигает 812 м. С юга к М.Г. примыкает см. Гора гибели (или "Гора огорчения"). Во времена Неемии (см. Неем 8:15 - "гора") и даже в новозаветные времена (Мк 11:8) склоны М.Г. были покрыты деревьями, в основном маслинами. Расстояние от города до Елеонской горы считалось равным субботнему пути (Деян 1:12; см. Меры длины, площади, объема и веса). Местом вознесения Иисуса (Лк 24:50, 51) считают Джебель-эт-Тур, где ныне стоят церковь Вознесения и русский храм. С этой вершины, отделенной от Храмовой горы и от остального Иерусалима Кедронской долиной, открывается замечательный вид на город. У зап. подножия горы лежит Гефсимания; здесь расходятся три пути, ведущие на М.Г., затем они вновь соединяются на вершине, и отсюда дорога идет на Вифанию (см. Вифания) (1); юж. путь проходит мимо т.наз. "гробниц пророков". Следуя из Вифании (Мф 21:1 и след.; Мк 11:1 и след.; Лк 19:29 и след.,41 и след.), Иисус въехал в Иерусалим, видимо, через Джебель-эт-Тур. Большая дорога на Иерихон, к-рая проходит сейчас с юж. стороны М.Г., появилась позднее, она была проложена арабами в VII в. по Р.Х. Прежний путь в Иерихон пересекал горный хребет на севере. На М.Г. Иисус произнес проповедь о конце времен (Мф 24:3 и след; Мк 13:3 и след.), а у подножия этой горы, в Гефсиманском саду, враги схватили Его (Мф 26:30 и след.; Лк 22:39 и след.; Ин 18:1 и след.). Иезекииль видел над М.Г. уходящую "славу Господа" (Иез 11:23), а Захария сделал след. предсказание о дне Господа: "И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской" (Зах 14:4).

Масло

Масло см. Маслина, масло, елей.

Масло сливочное

Масло сливочное см. Молоко.

Масоретский текст

Статья большая, находится на отдельной странице.

Масрека

Масрека (евр. "красная", "красящая"), местность в Едоме (Быт 36:36; 1Пар 1:47). Возм., соответствует совр. Джебель-эль-Мушраку, лежащему приблизит. в 55 км юж. Петры.

Масса

Масса (евр. "ноша", "произнесенная речь"), сын Измаила (Быт 25:14; 1Пар 1:30). Потомки М. составили араб. племя (см. Агур, см. Лемуил), к-рое в ассир. надписях упоминается рядом с эпонимами см. Фема и см. Наваиоф. Возм., это племя тождественно масанитам, жившим в вост. части Аравии, на границе с Вавилонией.

Масса и Мерива

Масса и Мерива (евр. "искушение и распря"), местность близ см. Рефидима, где Моисей вскоре после исхода из Египта дал роптавшему народу воду, изведя ее из скалы (Исх 17:1-7; Пс 94:8). Это событие упоминается в Библии неоднократно, при этом местность иногда именуется просто Масса (Втор 6:16; 9:22) или Мерива (Пс 94:8). Предположение нек-рых исследователей, что рассказанное в Исх 17:1-7 и Чис 20:1-13 относится к одному и тому же событию, противоречит библ. данным, т.к. событие, описанное в Чис 20:1-13, произошло в конце сорокалетнего пребывания израильтян в пустыне.

Массифа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мастиковое дерево

Мастиковое (мастичное) дерево (Pistacia lentiscus; евр. "цари"), вечнозеленая разновидность теревинфа (из рода фисташков, семейства анакардиевых), часто встречающаяся в Палестине и Сирии. Ствол и ветви М.Д. выделяют клейкую, медленно затвердевающую смолу. Маленькие светло-желтые капли смолы, именуемые мастикой (в Синод. пер. - "бальзам"), при нагревании издают приятный запах. Это вещество неоднократно упоминается в Свящ. Писании (Быт 37:25; 43:11; Иер 8:22; 46:11; 51:8; Иез 27:17). Возм., слово "стакти" (евр. натаф) (Исх 30:34) является другим названием мастики. Особенно широко бальзам применялся в медицине (Иер 8:22; 46:11; 51:8).

Масть, умащать, помазание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Матанна

Матанна (евр. "дар"), местность в Моаве (Чис 21:18,19), согл. Ономастикону Евсевия Кесарийского, находилась в 19 км вост. Мадабы (Медевы). Это указывает на Телль-эль-Мудеийине около Вади-эт-Тамад. Там найдены остраки (осколки глиняной посуды) конца бронзового века.

Матреда

Матреда (возм., от др.-евр. "падающий дождь"), теща Гадара, царя Едома (Быт 36:39; 1Пар 1:50).

Матри

Матри (Матрий), вениаминитянин, предок Саула (1Цар 10:21).

Матрий

Матрий см. Матри.

Маттафай

Маттафай см. Мафафа.

Маттафия, Маттифия

Маттафия, Маттифия (Матфафия) (евр. "дар Господень"):

1) сын Идифуна (1Пар 15:18,21; 25:3), руководитель 14-й череды левитов-певцов в эпоху Давида (1Пар 25:21);

2) левит, сын Селлума, к-рому были вверены жертвоприношения, приготовляемые на сковородах (1Пар 9:31);

3) израильтянин, отпустивший свою жену-язычницу (Езд 10:43);

4) священник или левит во времена Неемии (Неем 8:4);

5) имя двух предков Иисуса Христа (Лк 3:25,26);

6) см. см. Маккавеи.

Маттифия

Маттифия см. Маттафия, Маттифия.

Матфан

Матфан (евр. "дар (Божий)" ):

1) жрец Ваала во дни Иодая (4Цар 11:18; 2Пар 23:17);

2) отец Сафатии, современник Иеремии (Иер 38:1);

3) предок Иосифа (Мф 1:15).

Матфания

Матфания (евр. "дар Господень"):

1) сын Емана, предводитель 9-й череды певцов-левитов во времена Давида (1Пар 25:4,16);

2) левит из рода Асафа, живший во времена царя Иосафата (2Пар 20:14);

3) левит из рода Асафа, живший во времена царя Езекии (2Пар 29:13);

4) сын царя Иосии. Навуходоносор возвел М. на престол под именем Седекии (см. Седекия); М. стал последним царем Иудеи перед вавил. пленением (4Цар 24:17);

5) левит из рода Асафа, сын Михи (Неем 11:22), или Михея (Неем 12:35). Правнуки М. Уззий и Захария жили во времена Неемии;

6) левит, внук к-рого Ханан жил во времена Неемии (Неем 13:13);

7) левит из рода Асафа, сын Михи, главный начинатель славословия (т.е. руководитель благодарств. молитв) во времена Неемии (Неем 11:17; 12:8,25);

8) имя четырех израильтян различных родословий, взявших себе языч. жен (Езд 10:26,27,30,37).

Матфат

Матфат (евр. "дар (Божий)" ), имя двух предков Иисуса Христа (Лк 3:24,29).

Матфафия

Матфафия см. Маттафия, Маттифия.

Матфей

Матфей (греч. ф-ма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) - "дар Господень"), один из апостолов, автор см. Евангелие от Матфея. Сравнение текстов Мф 9:9, Мк 2:14 и Лк 5:27 показывает, что М. упоминается также и под своим евр. именем Левий. Имя М. присутствует во всех перечнях апостолов (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:15; Деян 1:13). Он был мытарем (см. Мытарь, пошлина), и Иисус призвал его от сбора пошлин к апостольскому служению, сделав Своим учеником. Т.о., Иисус избрал Себе апостола из числа презираемых иудеями служащих таможни, в к-рых местн. население видело пособников рим. оккупантов. Для фарисеев это явилось поводом к соблазну, тем более что в трапезе принимали участие и другие мытари, а также такие иудеи, к-рые не считались праведниками и ревнителями установлений Закона (Мф 9:10,11). Отцом М. был см. Алфей, к-рого нельзя отождествлять с отцом Иакова (ср. Мк 2:14 с Мф 10:3).

Матфий

Матфий (одна из ф-м др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) - "дар Господень"), ученик Иисуса, к-рого апостолы, бросив жребий, избрали в число двенадцати вместо Иуды Искариота (Деян 1:21-26). Он следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.

Мать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мафафа

Мафафа (Маттафай) (евр. "дар (Божий)" ):

1) сын Хашума, отпустивший свою жену-язычницу (Езд 10:33);

2) сын Нафана, внук Давида, один из предков Иисуса Христа (Лк 3:31).

Мафнай

Мафнай (евр. "дарованный"):

1) священник из рода Иоиарива во дни первосвященника Иоакима (Неем 12:19);

2) имя двоих израильтян, отпустивших от своих жен-язычниц (Езд 10:33,37).

Мафусал

Мафусал - так в Синод. пер. переданы два имени, различные в др.-евр. подлиннике:

1) сын Мехиаеля и отец Ламеха из рода Каина (Быт 4:18). Его имя (евр. Метушаэль, "просящий смерти") может указывать на нравств. деградацию каинитов;

2) сын Еноха и отец Ламеха из рода Сифа. М. прожил дольше всех упоминаемых в Библии людей; он умер в возрасте 969 лет (Быт 5:21,25-27). Имя М. (евр. Метушалах, "отсылающий (прогоняющий) смерть") может указывать на особый дар этого праведника исцелять молитвами безнадежных больных. см. Возраст.

Махавим

Махавим (евр. "селения"), город, из к-рого происходил Елиел, один из храбрых у Давида (1Пар 11:46).

Махазиоф

Махазиоф (евр. "видения", "откровения"), левит, сын Емана, предводитель 23-й священнич. череды храмовых певцов (1Пар 25:30).

Махалафа

Махалафа (евр. "болезненная"):

1) дочь Измаила и сестра Наваиофа, третья жена Исава (Быт 28:9). В Быт 36:3 она названа Васемафой;

2) дочь Иеримофа и см. Авихаили, внучка Давида и жена царя Ровоама (2Пар 11:18).

Махалеб

Махалеб (евр. Ахлав, возм., "молочный"; в Синод. пер. - Ахлав), город в уделе колена Асира, ханаан. население к-рого израильтяне не смогли изгнать, и оно осталось жить среди Израиля (Суд 1:31). В надписи на цилиндре Синаххериба (библ. Сеннахирима) этот город назван "Махаллиба". Его местоположение соответствует совр. Хирбет-эль-Махалибу, лежащему сев.-вост. Тира. Неоднокр. исследователи Библии высказывали предположение, что М. соответствует Хелве в том же стихе (Суд 1:31). Тот же город назван и в Нав 19:29 (в Синод. пер. этого стиха название "Хевел" передано как "местечко").

Предыдущая страница Следующая страница