Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕЛИ"-"ЕШТ")
Елия см. Илия (2), (3), (4). |
Елияхба (евр. Эльяхба, "Боже, огради (сохрани)"), один из храбрых у Давида, шаалбонянин (2Цар 23:32; 1Пар 11:33). |
Елияшив см. Елиашив. |
Елкана (евр. Элкана, "Бог создал"): 1) левит, потомок Корея из рода Каафа. Согл. 1Пар 6:22 и след., Асир, Е., и Авиасаф (Евиасаф), перечисленные в Исх 6:24, являются соотв. отцом, сыном и внуком. В том же родословии еще трижды встречается имя Е., причем данные о нем не всегда однозначны (см. 2-4); 2) согл. 1Пар 6:24 и след.,35 и след., Е., вероятно, был сыном Саула или Иоиля и отцом Амасаи и Ахимофа; 3) в 1Пар 6:26,35 Е. назван сыном Ахимофа или Махафа и отцом Цуфа или Цофая; 4) согл. 1Пар 6:27 и след.,33 и след. (ср. 1Цар 1:1), Е. - сын Иерохама и отец пророка Самуила. Е. жил в Раме (Рамафаим-Цофиме) (1Цар 1:19). Его женами были Анна и Феннана. Бездетная Анна во время одного из ежегодных посещений святилища в Силоме вымолила себе сына, к-рого назвала Самуилом (ст. 2 и след.,19 и след.). Позже она подарила мужу еще трех сыновей и двух дочерей (1Цар 2:21). От Феннаны у Е. также были сыновья и дочери. Как левит, живущий в уделе колена Ефрема (1Цар 1:1), Е. назван ефремлянином (в Синод. пер. - ефрафянином); 5) левит, также потомок Корея, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:6). Возм., он же был придверником у ковчега, упомянутым в 1Пар 15:23; 6) высокопост. сановник иуд. царя Ахаза, убитый ефремлянином Зихрием во время вторжения израил. царя Факея (2Пар 28:7); 7) левит из рода Мерари; его внук Берехия после вавил. плена жил в "селениях Нетофафских" (1Пар 9:16). |
Елкос, родина пророка Наума (Наум 1:1). Местонахождение Е. неизвестно. Согл. более поздней традиции, его отождествляют с Алкусом, располагавшимся в двух днях пути от Ниневии. Но это не соответствует данным Книги пр. Наума. Согл. Иерониму, Е. следует искать в сев. Галилее. Третье возможное его местонахождение указано Епифанием, к-рый считал, что Е. находился на месте Бет-Джибрина в Иудее. Наконец, есть данные, что Е. - более древнее название Капернаума, т.к. слово "Капернаум" восходит к евр. кафар нахум, т.е. "деревня Наума". |
Еллада см. Греция. |
Елласар (Быт 14:1,9), город, где царствовал Ариох, и к-рый часто отождествляют с Ларсой в Вавилонии, совр. Сенкере. Но среди известных царей Ларсы имя Ариоха не упоминается. Однако это имя, звучащее как Арривук, встречается в док-тах архива Мари, не соотносясь с временами Авраама. Неподтвержденными остаются и другие предположения, согл. к-рым Е. находился в сев.-зап. Месопотамии. |
Еллинисты (эллинисты), люди, воспринявшие греч. язык и культуру. Е. в НЗ названы евреи, жившие или продолжавшие жить в рассеянии и поэтому говорившие на греч. языке как на родном (Деян 6:1; 9:29). Под эллинизмом в наше время понимают историч. эпоху, к-рая, начавшись с воцарения Александра Македонского, ознаменовалась распространением греч. языка и культуры среди негреч. народов. |
Еллины (эллины): 1) см. Греция; 2) Е. в НЗ (прежде всего в посланиях ап. Павла) названы не только греки, но и вообще все язычники, к к-рым нередко обращено слово Евангелия (Рим 1:16; 10:12; Гал 3:28). см. Септуагинта см. Библия (I,5,б), (II,2). |
Елмодам (евр. Элмедад), предок Иисуса, живший в период до вавил. плена (Лк 3:28). |
Елнаам (евр. Элнаам, "Бог - блаженство"), отец Иеривая и Иошавии, двух храбрых у Давида (1Пар 11:46). |
Елнафан (евр. Элнатан, "Бог дал"): 1) отец Нехушты, жены царя Иоакима и матери Иехонии (4Цар 24:8). Е. жил в Иерусалиме, и его, вероятно, можно отождествлять с Елнафаном, сыном Ахбора, одного из высокопост. чиновников Иоакима (Иер 26:22; 36:12,25); 2-4) трое мужей (один из них ученый), к-рых Ездра направил в Касифье, чтобы они привели в Иерусалим левитов (Езд 8:16 и след.). |
Елон (евр. Элон, "сильный", "дуб"): 1) хеттеянин, отец Васемафы, второй жены Исава (Быт 26:34), к-рая также названа Адой (Быт 36:2); 2) второй сын Завулона (Быт 46:14), родоначальник одного из родов завулонян (Чис 26:26); 3) судья Израиля из колена Завулона, занимавший этот пост в течение десяти лет (Суд 12:11 и след.); 4) место в погран. области колена Дана (Нав 19:43; 3Цар 4:9); где именно оно находилось, не установлено. |
Елпаал (евр. Элпаал, "Бог создал"), глава рода в колене Вениамина (1Пар 8:11 и след.,18). |
Елтеке (Елфеке), город левитов (Нав 21:23) в уделе колена Дана (Нав 19:44), упоминаемый наряду с Гиввефоном и Екроном. В сообщении Синаххериба (библ. Сеннахирима) о воен. походе 701 г. до Р.Х. он назван по-ассир. - Алтаку. Его точное местонахождение не установлено. В то время как Дальман считает, что это Эль-Мурар, располож. в 4 км юго-зап. Экрона, Олбрайт и Нот полагают, что Е. находился на месте Хирбет-эль-Муканны, в 40 км зап. Иерусалима. |
Елтекон, город, располагавшийся в горах Иудеи (Нав 15:59), предположит. - совр. Хирбет-эль-Деир, находящийся в 9 км зап. Вифлеема. |
Елтолад (Елфолад, Фолад), город колена Симеона (Нав 15:30; 19:4; 1Пар 4:29). Пред-положит. Е. - это совр. Хирбет-Эрка-Сакра, находящийся прим. в 23 км юго-вост. Беэр-Шевы (Вирсавии). |
Елузай (евр. Элузай, "Бог - моя сила"), воин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:5). |
Елул см. Год. |
Елфалет (евр. Элпелет, "Бог - спасение"), сын Давида (1Пар 14:5), называемый также см. Елифелетом (2) (1Пар 3:6). |
Елфеке см. Елтеке. |
Елфолад см. Елтолад. |
Елханан (евр. Элханан, "Бог проявил милость", "Бог милостив"): 1) в 2Цар 21:19 речь идет о том, что Е., сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, убил Голиафа Гефянина. В 1Пар 20:5, однако, говорится: "Елханан (в Синод. пер. - Елханам), сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина". Из названия местности явствует, что оба стиха повествуют об одном событии. Не исключено, что в 2Цар 21:19 произошло искажение текста, тогда 1Пар 20:5 следовало бы признать первоначальным вариантом. Нек-рые исследователи считают 1Пар 20:5 текстом Мидраша, призванного устранить несоответствие между 2Цар 21:19 и 1Цар 17:12 и след., где говорится, что Голиаф, филистимлянин из Гефа, был убит Давидом. Кр. того, предлагалось рассматривать имя Е. как первонач. имя Давида; 2) в 2Цар 23:24 и 1Пар 11:26 Е., сын Додо, причисляется к храбрым у Давида. Здесь речь идет о другом человеке, к-рый не тождествен Е., упомянутому в (1). |
Елцафан (Елисафан, Елицафан) (евр. Элцафан, "(мой) Бог уберег, сохранил"): 1) левит, потомок Узиила и Каафа (Исх 6:18,22; Лев 10:4). Е. был главой рода Каафа во время странствования по пустыне (Чис 3:30). Потомки Е. упоминаются в связи с переносом ковчега завета в Иерусалим при Давиде (1Пар 15:8) и в связи с очищением храма во времена Езекии (2Пар 29:13); 2) сын Фарнака, израильтянин из колена Завулона (Чис 34:25), один из мужей, ответственных за раздел земли в Ханаане. |
Еман (евр. Хеман, возм., "верный", "дитя удачи"): 1) знаменитый мудрец, упомянутый в 3Цар 4:31 наряду с тремя другими, к-рых Соломон превзошел мудростью. Е., Халкол и Дарда названы сыновьями Махола; возм., это уточнение относится и к названному перед ними Ефану езрахитянину. Согл. 1Пар 2:6, все четверо были сыновьями, т.е. потомками, Зары. Автором 87-го псалма назван Е. Езрахит; 2) сын Иоиля и внук пр. Самуила, левитский певец и музыкант (1Пар 6:33; 15:19). Вместе с Асафом и Ефаном (Идифуном) он руководил певцами во времена Давида (ст. 17; ср. 2Пар 35:15), причем его отделение вместе с Идифуном славило Господа перед ковчегом в Гаваоне (1Пар 16:39,41) и принимало участие в освящении храма при Соломоне (2Пар 5:12). Е. назван цар. прозорливцем (1Пар 25:5); все его 14 сыновей (у него было еще и три дочери) вместе с ним участвовали в богослужении, пением и музыкой славя Господа в храме. |
Емаф (Имаф), в науч. лит-ре - Хамат, город на вост. берегу Оронта (Чис 13:22), совр. Хама, находящаяся в 200 км сев. Дамаска. Название города, к-рый в Ам 6:2 именуется "великим", часто встречается при обозначении сев. границы земли обетованной (3Цар 8:65; Ам 6:14). Давид поддерживал с царем Е. дружеств. отношения (2Цар 8:9), а Соломон построил в области Е. "города для запасов" (2Пар 8:4). Царь Е. Ирулени вместе с Ахавом и Венададом участвовал в сражении против ассирийцев при Каркаре (853 г. до Р.Х.); около 800 г. до Р.Х. в Е. царствовал Закир (см. Венадад (3) см. Хадрах). Иеровоам II возвратил Израилю Дамаск и Е. - области, входившие ранее в состав царства Соломона (4Цар 14:25,28). Позднее Е. был завоеван ассирийцами (4Цар 18:34; 19:13; Ис 10:9), к-рые переселили часть его жителей в Самарию; колонисты принесли с собой свое божество Ашиму (4Цар 17:24,30). Израильтяне были переселены в Е. (Ис 11:11). Из городов, находившихся в области Е., в Библии упоминается Ривла (4Цар 25:21). |
Емаф-Сува, небольшое арам. царство в Сирии, завоев. Соломоном (2Пар 8:3), после того как Давид нанес поражение сувскому царю Адраазару в Емафе (1Пар 18:3). Из ст. 9 и 2Цар 8:3,9 следует, что Е.-С. нельзя отож-дествлять с Емафом. |
Емек-Кециц, город в колене Вениамина, располож. предположит. в долине Иордана, недалеко от Иерихона (Нав 18:21). |
Емима (евр. Йемима, "голубка"), дочь Иова (Иов 42:14). |
Емимы (Эмимы), народ, изгнанный моавитянами из места его проживания (Втор 2:10 и след.). Е. были исполинами, как и см. Енаковы сыны. Кедорлаомер со своими союзниками разгромил их войско при Шаве-Кириафаиме (Быт 14:5). |
Емиуд (евр. Аммихур), отец гессурского царя Фалмая, деда Авессалома (2Цар 13:37). |
Еммануил см. Имена Иисуса Христа. |
Еммаус (от евр. хаммат, "горячий источник"). Местонахождение этого селения, "отстоявшего на 60 стадий" (ок. 11,5 км) от Иерусалима (Лк 24:13), вызывает большие споры. Евсевий Кесарийский и Иероним обозначают Е. в своих "Ономастиконах" (списках геогр. названий) как родной город Клеопы (Лк 24:18), называвшийся в свое время Никополем. В 1Мак 3:40 есть упоминание о Е., как о поселении, располож. на равнине вблизи гор (ср. 1Мак 4:16-21). Согл. этому сообщению, Е. следует искать неподалеку от Гезера, отождествляя его с тем поселением, к-рое позднее стало называться Никополем, - совр. Амвас. Однако расстояние от этого селения до Иерусалима более чем вдвое превышает то, что указано Лукой, и равняется 160 стадиям, т.е. ок. 31 км. Даже если учесть, что в отдельных списках Ев. от Луки указано расстояние в 160 стадий, это никак не согласуется с тем, что путники, шедшие в Е., вернувшись в Иерусалим, еще застали всех учеников Иисуса в сборе. Однако вариант со 160 стадиями нельзя исключить полностью. Когда ученики попросили Господа остаться с ними в Е. (Лк 24:29), было прим. 7 часов вечера. При свете полной луны (праздник Пасхи празднуется в 14-й день месяца нисан и всегда в полнолуние) они прошли путь от Е. до Иеру-салима и прибыли туда после полуночи. Т.о., не следует отказываться от варианта, основанного на древнем предании. В качестве мес-та, где находился Е., исследователи предложили семь различных пунктов в окрестностях Иерусалима, отстоящих от него ровно на 60 стадий (11,5 км). Хотя при раскопках в Эль-Кубебе, располож. сев.-зап. Иерусалима и удаленном от него именно на такое расстояние, были обнаружены развалины церкви, это се-ление никогда не носило названия Е.; к тому же, здесь нет источника. Самое древнее предание указывает на Еммаус-Никополь, находящийся в 23 км зап. Иерусалима. Дом Клеопы якобы был перестроен в базилику. Здесь поверх фундамента одной рим. виллы действительно были обнаружены развалины визант. базилики, вероятно, V в. К тому же, располагавшиеся здесь купальни свидет-вуют о наличии горячих источников, к-рые были засыпаны в более позднее время. Расстояние в 160 стадий довольно точно соответствует протяженности наиб. оживленной рим. дороги от Иерусалима через Беф-Орон в Еммаус-Никополь. Возм., более поздний вариант прочтения, указывающий расстояние в 160 стадий, является сознат. исправлением, к-рое было сделано с учетом древних преданий о местонахождении Е. Не исключено, что цифра 60 в самой древней рукописи стала результатом ошибки переписчика, но, возм., также, что это было сделано сознательно. |
Еммер см. Иммер. |
Еммор (евр. Хамор, "осел"), евеянин, князь Сихема. После того как его сын Сихем обесчестил дочь Иакова Дину, Е. вместе с жителями Сихема пал жертвой мести ее братьев Симеона и Левия (Быт 34). Как "отец Сихема", т.е. праотец сихемлян, Е. упоминается в Нав 24:32; Суд 9:28 и Деян 7:16. |
Ен, ф-ма от сущ. см. Аин ("источник"); обычно составная часть геогр. названий (напр., Ен-Риммон и др.). |
Ена, город, завоеванный ассирийцами (4Цар 18:34; 19:13; Ис 37:13). В Септуагинте он назван Айна, или Айнаг, в Вульгате - Ана, в ассир. анналах - Анат. Возм., что Е. - это совр. Ана, располож. на правом берегу Евфрата. Существует также предположение, что этот город находился на берегу Персидского залива. |
Енаим ("место источников"), город в уделе колена Иуды (Быт 38:14), располож. на пути в Фамну и, вероятно, тождественный Гаенаму, упомянутому в Нав 15:34. Видимо, он был расположен недалеко от Айн-эль-Кезбе: это название, возм., также указывает на ложь Фамари (Быт 38). |
Енаковы сыны (евр. анаким), народ исполинов (см. Исполины), получивший свое название от Енака, отец к-рого Арба считался самым сильным в этом народе (Нав 14:15; 15:13). Е.С. жили в холмистой местности, в основном в районе Хеврона (Чис 13:23). То, что израил. соглядатаи рассказали о росте Е.С., вызвало страх в народе (Чис 13:23,29,34; Втор 1:28). Перед переправой через Иордан израильтяне еще раз получают обещание победы над этими великанами (Втор 9:2 и след.), и Иисус Навин уничтожает Е.С., проживавших в горах (в Хевроне, Давире и Анаве). Уцелевшие исполины остаются только в Газе, Гефе и Азоте (Нав 10:36-39; 11:21 и след.). Колено Иуды под командованием Халева изгнало Е.С. - Шешая, Ахимана и Фалмая из Хеврона (Нав 14:12-15; 15:13 и след.; Суд 1:10). К остатку Е.С. в земле Филистимской, по всей вероятности, принадлежал Голиаф из Гефа (1Цар 17:4). Многие исследователи причисляют к Е.С. и четверых потомков рефаимов из Гефа (2Цар 21:16-22; 1Пар 20:4-8). Емимы и замзумимы, племена к-рых были изгнаны из Моава и из земли аммонитян, по телосложению и силе сравниваются с Е.С. (Втор 2:10 и след.,20 и след.). Нек-рые исследователи считают, что Е.С., возм., принадлежат к народам, упомянутым в тексте одного егип. проклятия (XVIII в. до Р.Х.), или что их наименование является более ранним названием филистимлян. |
Енан (евр. Энан): 1) отец Ахиры, главы колена Неффалима во время странствования по пустыне (Чис 1:15; 2:29); 2) название местности см. Гацар-Енан. |
Ен-Гадди см. Ен-Геди. |
Ен-Ганним (Анем) ("садовый источник"): 1) город в Иудее (Нав 15:34), располож. недалеко от Одоллама, юго-зап. Иерусалима и сев.-зап. Хеврона. Судя по входящему в название города слову "ен" ("колодец", "источник"), Е.-Г. следует искать вблизи колодца или источника. Название Умм-Джина близко по звучанию к Е.-Г., но на его тер. нет источников. Предположение, что Е.-Г. - это Айн-Фатиф, располож. в 1,5 км сев.-зап. Заноаха (1), также вызывает сомнения, хотя источники здесь все же имеются - один в самом городе, а другой в долине. Возм. также, что речь идет о совр. Бейт-Джамале, находящемся в 2 км зап. Бет-Шемеша; 2) город левитов в уделе Иссахара (Нав 19:21; 21:29; 1Пар 6:73). Возм., это Гинея, упоминаемая Иосифом Флавием, совр. Дженин, располож. в 11 км юж. Изрееля на главном пути из Иерусалима в Назарет. По другой версии, этот город находился на месте Улама, в 18 км сев. Бет-Шеана. |
Ен-Гацор ("источник Гацора"), город в уделе колена Неффалима (Нав 19:37). Возм., Е.-Г. - это совр. Хирбет-Хазире, находящийся в 4 км зап. Айн-Ибла и сев.-зап. Хацора (Гацора). |
Ен-Геди (Ен-Гадди, Эн-Гадди) ("козлиный источник"), иуд. город на побережье Мертвого моря (Нав 15:62; Иез 47:10). Здесь скрывался Давид (1Цар 24:1), а в дни Иосафата располагался стан моавитян, аммонитян и маонитян. Более древнее название Е.-Г. - Хацацон-Фамар (2Пар 20:1 и след.); это был оазис, где росли кипер, известный своими белыми душистыми цветами, и виноград (Песн 1:13), а также финиковые пальмы, славившиеся превосходными плодами. Этот оазис и сегодня называется Энгадди (ивр. Эйн-Геди). |
Еней (греч. Айнеас, "обещанный"), человек из Лидды, к-рый восемь лет был парализован до исцеления его Петром (Деян 9:32-35). |
Енон ("место источника"), место вблизи Салима, к-рое Иоанн избрал для крещения, т.к. там было много воды (Ин 3:23). Во время паводка крещение в Иордане опасно, но его притоки также считались водами Иордана. Салим расположен в 12 км юго-вост. Скифополя (Беф-Сана). Е. находился рядом с родным селением Елисея Авел-Мехолой (см. Авел-Мехола) и вблизи главной дороги на Самарию, где позднее располагались общины учеников Иоанна Крестителя. |
Енос (евр. Энош, "человек", "человеческий род"). Со словом енос часто связывается представление о немощи и смертности человека (Иов 4:17). Соответствующий ему глагол анаш переводится как "быть немощным". Е. был первым сыном Сифа, внуком Адама (Быт 5:6-11; Лк 3:38). Ко времени его рождения люди "начали призывать имя Господа" (Быт 4:26). |
Енох см. Ханох (I,1,2; II). |
Ен-Риммон ("гранатовый источник"), селение в Иудее (Неем 11:29), к-рое возродилось к жизни после возвращения израильтян из вавилон. плена. В Нав 15:32; 19:7 и в 1Пар 4:32 обе части слова - Аин (Ен) и Риммон - выделены как отдельные слова, ср. см. Аин (2). Вероятно, это результат ошибки. В Неем 11:29 оба названия пишутся в одно слово - Ен-Риммон. На месте Е.-Р., прим. в 17 км сев. Беэр-Шевы (Вирсавии), сейчас находится Хирбет-эр-Рамамин. |
Ен-Рогел см. Рогель. |
Ен-Таппуах ("яблочный (или яблоневый) источник"), источник на юж. границе удела Манассии (Нав 17:7) (совр. Айн-Туффах, к северу от см. Таппуаха, 2). |
Ен-Хадда, селение в уделе Иссахара (Нав 19:21), к-рое, вероятно, следует искать в Эль-Хадете, в 9 км вост. Тавора (Фавора), или в Хирбет-эль-Хаддаде, в 3,5 км сев.-вост. Мегиддо. |
Ен-Шемеш ("солнечный источник"), источник вблизи Иерусалима (Нав 15:7; 18:17), известный также как Гион (3Цар 1:33), в наст. время называется источником Марии. Е.-Ш. неоднократно отождествляли с Айн-Хаусом, находящимся вост. Масличной горы, у дороги в Иерихон. Но это маловероятно, поскольку в Нав 18:17 говорится, что Е.-Ш. находился сев. источника Рогел (Ен-Рогел). |
Епафрас (греч. Эпафрас, кр. ф-ма от Епафродит). Христианин, тесно связанный с церковью в Колоссах, откуда он, предположит., был родом (Кол 4:12), а также с церквами Лаодикии и Иерополя (ст. 13). Известно, что Е. был служителем церкви в Колоссах (Кол 1:7); не исключено, что он и основал ее. В Кол 1:7 ап. Павел называет Е. своим сотрудником и служителем Христовым, а в Флм 1:23 - узником. Когда Павел находился в заключении, Е. жил здесь же, в Риме, и сообщал апостолу о христианах в Колоссах, к-рым тот дважды просил передать свое приветствие (Кол 4:12; Флм 1:23). |
Епафродит (греч. Эпафродитос, "миловидный"), член церкви в Филиппах, к-рый передал ап. Павлу во время его заключения в Риме (или в Эфесе? см. Послание к Филиппийцам) то, что послали ему члены этой церкви (Флп 4:18). Там, в Риме, Е. опасно заболел, о чем стало известно общине. Впоследствии Павел, называвший Е. своим братом, сотрудником и сподвижником, направил его обратно в Филиппы с благодарств. ответным посланием (Флп 2:25-30). Предпринимались попытки рассматривать Епафраса и Е. как одно лицо, но, кроме созвучия имен, других оснований для этого нет. |
Епенет (греч. Эпайнетос, "достойный похвалы"), христианин из Рима, к-рому ап. Павел адресовал особое приветствие и к-рый был ему наиболее дорог. Е. был первым уверовавшим в провинции Асия (Рим 16:5). |
ПОНЯТИЕ Слово "Е." происходит от греч. эпископос ("надзиратель", "блюститель") и обозначает в НЗ одну из должностей в ранней Церкви. Еще в Др. Греции надзиратели, гос. чиновники, философы и т.д. назывались эпископой. В НЗ Е. еще не были предстоятелями и надзирателями над общинами определ. округа. Управление общинами осуществлялось советом пресвитеров или епископов; в НЗ термины "Е." ("блюститель") и "пресвитер" используются как взаимозаменяемые (напр., в Деян. 20:17,28). Слово "Е." в НЗ обычно стоит во мн. ч. - эпископой, кроме 1Тим 3:2, где говорится о необходимых Е. качествах. Е. как единоличный глава общины или округа (монархич. епископат) не был возможен до II в., когда этот институт начинает формироваться, и данный процесс не отражен в тексте НЗ. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ Задачей Е., к-рых было несколько в одной местной церкви (Флп 1:1), было духовное руководство общиной, они должны были "пасти Церковь Господа и Бога" (Деян 20:28). Эти слова ап. Павел обращает к эфесским пресвитерам (ст. 17), т.е. к Е. ("блюстителям"), а ап. Петр в наставлении к пресвитерам (1Пет 5:1 и след.), употребляет слово "надзирая" (греч. эпископунтес), производное от эпископос (ст. 2). Задача пасти стадо Божье возлагается на плечи пастырей (Еф 4:11), и это особо подчеркивается тем, что Сам Иисус в 1Пет 2:25 назван "Пастырем и Блюстителем душ ваших". Задачу Е. ап. Павел видит также в поучении и наставлении, т.е. в попечении о душах (Тит 1:9). Это соотносится с Евр 13:17, где о наставниках говорится, что они "неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет". Наш подлинный Е. ("блюститель") - Сам Иисус (2Пет 2:25). НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ЕПИСКОПСКОЙ ДОЛЖНОСТИ В 1Тим 3:1 и след., а также в Тит 1:7 и след. названы качества, необходимые человеку, занимающему епископскую должность (в Тит 1:5,7 "пресвитер" и "Е." означают одно и то же). Эти требования важны не только при принятии решения, кому быть Е., но и самому Е. они послужат для самопроверки и помогут его постоянному духовному росту. По мнению ап. Павла, Е., к-рого он называет "Божьим домостроителем", необходимо иметь дар наставника, терпение; он должен быть мудрым и рассудит. и пользоваться хорошей репутацией даже у тех людей, к-рые не принадлежат к Церкви. см. Служение, служба, служить см. Пресвитер см. Пастырь см. Учитель. |
Ераст (греч. Эрастос, "любимый", "желанный"), христианин, к-рый служил Павлу в Эфесе и был направлен им вместе с Тимофеем в Македонию (Деян 19:22). В Коринфе Е. и Тимофей вновь находились при апостоле и передали свое приветствие рим. церкви (Рим 16:21,23). Из текста этого послания известно, что Е. был хранителем казны в Коринфе. Позднее он, по-видимому, вновь путешествовал с Павлом, но во время второго заключения апостола в Риме оставался в своем родном городе (2Тим 4:20). Не исключена возможность, что сподвижник Павла и хранитель казны - два разных человека. |
Учение первых христиан иудеи называли "Назорейской ересью" (Деян 24:5). Слово "Е." греч. хайресис; Деян 24:14; 28:2 - в Синод. пер. - "учение") не имело негативного оттенка, оно означало религ. партию, школу или группу (ср. Деян 5:17; 15:5; 26:5 - в Синод. пер. - "учение"). см. Фарисеи см. Саддукеи. |
Ери (евр. Эри, "бдительный"), сын Гада (Быт 46:16). Его потомки образовали один из родов гадитян (Чис 26:16). |
Ерм (греч. Гермас (Гермес), имя одного из греч. богов), христианин из Рима, к-рому ап. Павел передает приветствие (Рим 16:14). |
Ермий (греч. Гермес): 1) греч. бог, к-рому в римской мифологии соответствовал Меркурий. Он считался посланцем богов и, согл. легенде, был спутником Зевса (рим. Юпитера), когда боги спускались на землю. Об этом вспомнили жители языческой Листры: видя, что апостол исцелил парализованного, они наделили Павла достоинствами Гермеса (Деян 14:8-18); 2) христианин из Рима, к-рому ап. Павел просит передать приветствие (Рим 16:14). |
Ермоген ("происходящий от Ермия"), христианин, покинувший ап. Павла (2Тим 1:15). |
Ермон (евр. Хермон, "(гора) изгнания", "(гора), освященная изгнанием"). Арабы называют эту гору Джебель-эт-Тельдж ("гора снега"), или Джебель-эш-Шех ("гора старца"). Сидоняне называли ее Сирионом, а аморреи - Сениром (Втор 3:9). Гора Е. является юж. отрогом хребта Антиливан. Самая высокая точка ее трезубого гребня - 2814 м. Поэтому в Пс 41:7 говорится о "Хермоним", т.е. "горах Ермон". Некогда здесь водилось много хищников (Песн 4:8). В Пс 88:13 гора Е. упоминается как одна из главных гор Палестины. Ныне эта гора на стыке границ трех стран - Сирии, Иордании и Израиля - имеет большое стратегич. значение. |
1) столица царства Сигона. Город располагался между реками Арнон и Иавок, в 25 км вост. устья р. Иордан. Е. был завоеван израильтянами (Чис 21:25) и после разрушения заново построен коленом Рувима (Чис 32:37). Е. находился на границе уделов Рувима и Гада (Нав 13:17,26). Из озер Есевонских, к-рые в Песн 7:5 сравниваются с глазами невесты, сохранилось только одно. Позднее Е. принадлежал моавитянам; в этой связи он упоминается в предсказаниях бедствий, к-рые постигнут Моав (Ис 15:4; Иер 48:2,3,4 и след.). Его совр. название Хесбан.; 2) (евр. Ивцан), судья Израиля родом из Вифлеема, правивший семь лет (Суд 12:8-10). Примечат., что у него было очень много детей: 30 сыновей и 30 дочерей. Е. был погребен в родном городе. |
Есек ("спор", "раздор"), название колодца, к-рый выкопали пастухи Исаака (Быт 26:20), его местонахождение не установлено. |
Еслим (евр. Хесли, возм., кр. ф-ма от Азалии, "Яхве явил свое благородство"), предок Иисуса, живший в период после вавил. плена (Лк 3:25). |
Есром см. Хецрон (I,2). |
Есфири книга см. Книга Есфирь. |
Есфирь (евр. Эстер, имя перс. происхождения, предположит. означающее "девственница" или "звезда"). Осиротевшая дочь некоего иудея из диаспоры (Есф 2:7), удочеренная своим двоюродным братом Мардохеем. Ее иуд. имя было Гадасса. Когда перс. царь Артаксеркс (Ксеркс I, 485-465 гг. до Р.Х.) отверг свою супругу Астинь (Есф 1:12 и след.), ему было представлено множество девиц, из к-рых он мог выбрать новую царицу (Есф 2:2,8). Е. обрела расположение царя (Есф 2:17 и след.) и благодаря своей мудрости и осторожности смогла расстроить смертоносный замысел второго по значимости человека в гос-ве - Амана, к-рый, будучи могуществ. царедворцем, стремился истребить в Персии всех иудеев (Есф 3:6). В память о спасении иудеев (Есф 7:1 и след.; 8:5 и след.) был установлен праздник Пурим (от пур - "жребий"; Есф 8:16 и след.; 9:17 и след.,24,26). О событиях, давших повод для этого празднования, рассказано в Книге Есфирь, получившей название по имени царицы. |
О соглядатаях, посланных в землю Ханаанскую, сказано: "...и дошли до Хеврона ... и пришли к долине Есхол..." (Чис 13:23 и след.). Поэтому исследователи ищут эту долину вблизи Хеврона, хотя в Чис 32:9 и Втор 1:24 Хеврон не упоминается. Вблизи Хеврона есть несколько мест, к-рые можно было бы отождествить с Е. Название источника Айн-Кашкала (Айн-Эшкала), находящегося прим. в 5 км сев.-зап. города, созвучно древнему названию Е. Кр. того, Е. отождествляют также с Вади-эль-Халилем, располож. юго-зап. Хеврона. |
Етам см. Ефам. |
Ефа (евр. Эфа, возм., "мрак"): 1) сын Мадиана (Быт 25:4; 1Пар 1:33), родоначальник одноим. араб. племени, населявшего тер. к югу от Палестины (Ис 60:6). В ассир. надписях это племя упоминается как Хаяпа. Возм., это название сохранилось как Гевафа - так называется совр. селение, располож. вост. залива Акаба, прим. в 80 км юго-зап. Табука; 2) наложница Халева, сына Есрома (1Пар 2:46); 3) сын Ехдай (в Синод. пер. - Иегдая), вероятно, другой наложницы Халева (1Пар 2:47); 4) см. Меры длины, площади, объема и веса (I,4,а). |
Ефам (Етам): 1) город в Иудее, укрепленный Ровоамом (2Пар 11:6; ср. 1Пар 4:3), совр. Хирбет-эль-Хох, находящийся вблизи Айн-Атана, у подножия холма, скрывающего под собой древнее поселение. Город расположен в 3 км юго-зап. Вифлеема см. Иерусалим, II,В); 2) селение в уделе Симеона (1Пар 4:32), возм., совр. Телль-Эйтун, находящийся поблизости от Телль-Бейт-Мирсима (древн. Дебира; библ. Давира); 3) скала, в ущелье к-рой сидел Самсон (Суд 15:8,11). Возм., это отвесная стена горы Арак-Исмаин, в к-рой есть большая пещера. Эта гора находится вблизи железнодорожной станции Дер-Абан, вост. Бет-Шемеша, что в долине Вади-эс-Сарар, и напротив Хирбет-эс-Сиджага (возм., это развалины Рамаф-Лехи - Суд 15:17); 4) егип. погран. крепость, стоявшая на месте пересечения дорог, ведущих к центру и на юге Синайского полуо-ва, и предположит. находившаяся на сев. побережье Горьких озер, - там, где ныне пролегает Суэцкий канал (Исх 13:20; Чис 33:6). Так же называется и пустыня, располож. вост. этого места (Чис 33:8). см. Ефан. |
Ефан, Ефам (евр. Этан, "прочный", "долговечный"): 1) Е. Езрахитянин, знаменитый мудрец, упоминаемый в 3Цар 4:31 наряду с прочими мудрецами, мудрость к-рых была превзойдена мудростью Соломона. Е. известен как создатель одного из псалмов (Пс 88:1). Согл. 1Пар 2:6, он происходил от Зары из колена Иуды; 2) левит из рода Мерари, сын Кишия (Кушаии) (1Пар 6:44; 15:17), певец (ст. 19). Наряду с Асафом и Еманом он руководил певцами в храме во времена Давида; его имя, видимо, затем было изменено на Идифун (ср. 1Пар 15:17,19 с 16:37,41; 25:1). Позднее Еман и Е. обеспечивали служение при скинии и жертвеннике в Гаваоне, в то время как череда Асафа оставалась при ковчеге завета в Иерусалиме. |
Ефваал (евр. Этбаал, "с Ваалом", т.е. "в сообществе с Ваалом", возм., "последователь Ваала"). Царь Тира и Сидона, отец Иезавели, жены Ахава (3Цар 16:31). Согл. Иосифу Флавию (Иуд. древности, VIII,13,1 и след.), Е. был жрецом Астарты (см. Астарта) до тех пор, пока не убил своего брата, царя Фелеса, и не занял престол. |
Ефер (возм., связано с евр. "вымаливать посредством жертвы", "молиться"): 1) селение в Иудее (Нав 15:42), ныне Хирбет-эль-Атер, находящийся в 3 км сев.-зап. Бейт-Джибрин, прежнее название Е. - Елевферополь (ивр. Телль-Этер); 2) город в уделе Симеона (Нав 19:7). Обнаруженная в Медеве (см. Медева) карта дает возможность предполагать, что это совр. Эль-Хатира, располож. в 10 км юго-зап. Беэр-Шевы (Вирсавии); 3) см. Эфер (1,3). |
Ефес (в совр. лит-ре - Эфес). Город в Лидии, на зап. побережье Малой Азии, располагавшийся при впадении реки Каистр в Эгейское море. К тому времени, когда при римлянах Е. стал столицей провинции Асия, он уже имел долгую историю. Е. был расположен на пути из Рима на восток; сильно пострадал во время землетрясения в период правления императора Тиберия. Позднее обмеление эфесской бухты в результате заноса песком привело к упадку, а затем и к гибели города. Его развалины находятся вблизи деревни Аясолук (искаж. греч. гагиос теологос, "святой богослов"; этим титулом обладал ап. Иоанн, к-рый, согл. древнецерк. преданию, был главой малоазийских церквей, а в Е., как полагают, находилась его главная резиденция). В новозаветный период Е. был самым значит. городом Малой Азии. В нем был жив дух позднегреч. космополитич. культуры; наряду с Иерусалимом и Афинами он был одним из трех святых городов древности. Е. с его Артемисием - храмом Артемиды - стал центром одного из вост. мистич. культов. Этот храм, обнаруженный археологами, считался одним из семи чудес света. Было найдено и подножие статуи богини, под к-рым находились драгоценные дары, пожертвованные богине Артемиде. За культ Артемиды город был награжден почетным титулом неокорос, ("блюститель храма") (Деян 19:35; в Синод. пер. - "служитель"), присуждавшимся по решению рим. сената тем городам, к-рые сооружали храмы в честь императоров и устраивали атлетич. состязания. Сохранились и развалины эфесского театра (Деян 19:29), в к-ром насчитывалось 66 рядов скамей с 24 тыс. мест для зрителей. Во времена ап. Павла городом управляли Сенат и Народное собрание, руководимое секретарем ("блюстителем порядка", Деян 19:35). Это собрание осуществляло надзор и за гор. казной, размещавшейся в храме. Павел дважды бывал в Е. Первый раз он прибыл сюда из Коринфа весной 52 г. по Р.Х. (Деян 18:18 и след.), а затем жил здесь с осени 52 г. до лета 55 г. Сначала апостол три месяца проповедовал в синагоге, но, натолкнувшись на неприязнь, вместе с учениками отделился от иудеев и в течение двух лет ежедневно благовествовал "в училище некоего Тиранна" (Деян 19:8-10). Предположит. Павел наведывался в Е. и в третий раз (ср. 1Тим 1:3). |
Ефес-Даммим, местность в "долине дуба" (1Цар 17:1 и след.) между Сокхофом (возм., у совр. Эс-Сувеке) и Азеком (предположит. Телль-Закарие). Тогда Е.-Д. - это, вероятно, совр. Дженнабатейн. В 1Пар 11:13 эта местность названа Фасдамим. |
Ефиопия, ефиопляне см. Куш. |
Ефлал (евр. Эфлал, "рваный"), сын Завада и отец Овида из колена Иуды (1Пар 2:37). |
Ефнан (евр. Этнан, "дар"), израильтянин из колена Иуды, сын Ахшура и Хелы (1Пар 4:7). |
Ефний (евр. Этни, краткая ф-ма от Ефнана), сын Зераха и отец Малхии, левит из рода Гирсона (1Пар 6:41). |
Ефод (евр. Эфод): 1) часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении. Е. изготовляли из двух полотнищ дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого крученого льна) и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов. Он покрывал только грудь и спину. Переднее и заднее полотнища соединялись на плечах двумя нарамниками, на каждом из к-рых крепился оправленный в золото камень оникс с именами колен Израилевых (Исх 28:6-14; 39:2-7). На Е. золотыми цепочками крепился см. Наперсник, в к-ром находились урим и туммим (Исх 28:30) - два камня, с помощью к-рых испрашивали волю Господа. По-видимому, именно в этой связи упоминается Е. в 1Цар 23:6-23; 30:7 и след. (см. Урим и туммим); 2) простой льняной Е. (эфод бад), к-рый принадлежал к облачению прочих священников (1Цар 22:18). Такой Е. носил юный Самуил (1Цар 2:18). В Е. был облачен и Давид, когда перевозил ковчег завета в Иерусалим (4Цар 6:14); 3) на ассир. клинописных табличках XIX в. до Р.Х. и в угаритских текстах XV в. до Р.Х. упоминается эпаду - одежда, к-рую носили преимущ. женщины; 4) в нек-рых местах Библии Е. упоминается в сочетании с домашними идолами (терафимами) - Суд 17:5; 18:14,17 и след.; Ос 3:4. В этих случаях речь может идти об одеянии идола и, возм., о самом идоле (Суд 8:27); 5) отец Ханниила, князя из колена Манассии (Чис 34:23). |
Ефраим см. Ефрем (3). |
Ефрафа (евр. Эфрата, возм., "плодородная земля"): 1) местность близ Вифлеема, а также прежнее название Вифлеема (Быт 35:19; 48:7; Руфь 4:11; Мих 5:2), где находится гробница Рахили. Эта гробница располагалась у дороги, к-рая вела из Рамы (см. Рама) (2) мимо Фаворской дубравы в Гиву (1Цар 10:1-5). Поэтому нек-рые исследователи, принимая во внимание текст Иер 31:15, где сказано, что Рахиль возносит плач в Раме, предполагали, что существовала вторая Е. близ Рамы (1). Но подобная гипотеза не учитывает того обстоят-ва, что следует различать две Рамы (1 и 2), а также того, что в Быт 35:19 и 48:7 определенно говорится, что Рахиль была погребена близ Е., т.е. близ Вифлеема; 2) жена Халева и мать Хура (1Пар 2:19,50; 4:4). |
Так названы жители Вифлеема в Руфь 1:2 и 1Цар 17:12; см. Ефрафа (1). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Где именно находился упомянутый в 2Цар 18:6 Е.Л., точно не установлено. По мнению Дальмана, это место следует искать между Табкатом и Кафр-Абилом или на плоскогорье Эт-Тайджибе в (1Мак 5:46 Ефрон), вост. Иордана и юж. Ярмука. Поскольку удел колена Ефрема находился зап. Иордана, то это название, как полагают, может быть связано с поражением ефремлян в битве с Иеффаем (Суд 12:4-6). |
Ефремова гора, самое древнее название центр. горной гряды, находящейся на зап. берегу Иордана, сев. Иудейских гор (Нав 17:15; Суд 3:27; 1Цар 1:1; Иер 31:6). В указ. местах Библии "гора Ефремова" тождественна горам Самарийским. К Е.Г. относилась область между Рамой и Вефилем (Суд 4:5). В той же горной стране находился и Сихем (1Цар 12:25). |
Ефремовы ворота см. Иерусалим (III,В). |
Ефрон (евр. Эфрон): 1) хеттеянин, сын Цохара, у к-рого Авраам купил пещеру Махпелу для погребения Сарры (Быт 23:8 и след.); 2) крупный город на севере удела Иуды (2Пар 13:19) вблизи Вефиля, предположит. тождествен Офре (см. Офра) (Нав 18:23) и см. Ефрему (3). Е. находился в 20 км сев. Иерусалима; 3) гора на границе между уделами Иуды и Вениамина, в непосредств. близости от города Кириаф-Иарима (Нав 15:9). |
Еффей см. Иттай (2). |
Ецбон см. Эцбон (2). |
Ецель, селение в уделе колена Иуды (Мих. 1:11), в наст. время носящее название Дер-эль-Асал и располож. прим. в 5 км сев.-зап. Давира. |
Ецем (Ацем). В Нав 15:29 говорится о Е. как о городе в уделе Иуды, а в 1Пар 4:29 он назван городом в уделе Симеона, поэтому можно предположить, что это был погран. город. Е. отождествляют с Хирбет-эль-Ацам (евр. Борот-Эцем), в 40 км к западу от юж. берега Мертвого моря. |
Ецер см. Эцер. |
Ецион-Гавер (ецион (евр. эцйон) - кустарник (Arthrochemum fruticosum); гавер (евр. гевер) - "молодой, сильный мужчина", возм., "хребет мужчины"). Город-порт на берегу залива Акаба (3Цар 9:26; 22:48), обнаруженный Н.Глюком при раскопках холма Телль-эль-Хулефи. В Е.-Г. и его окрестностях были найдены остатки крупных медеплавильных сооружений (см. Горное дело). Самые древние из плавильных печей Телль-эль-Хулефи относятся к XI в. до Р.Х. Как предполагают ученые, их восстанавливали во времена см. Соломона. Т.о., Е.-Г. был не только портом, но и крупным промышленным центром по переработке руды, доставлявшейся из медных копей Аравы и Синайского полуо-ва. |
Ешан, селение в горах Иудеи (Нав 15:52), возм. Хирбет-Сама, прим. в 15 км юго-зап. Хеврона. |
Ешбаал (евр. Эшбаал, "человек (последователь) Ваала" или "человек Господа"). Первонач. ф-ма имени см. Иевосфей (Иш-Бошет), сын царя Саула (1Пар 8:33; 9:39). |
Ешбан см. Эшбан. |
Ешек (евр. Эшек), вениамитянин, отец трех сыновей (1Пар 8:39). |
Ештаол (Естаол), город, находящийся в 20 км зап. Иерусалима и в 2 км сев.-вост. Цоры (совр. Эшва, ивр. Эштаол). В Нав 19:41 Е. причисляется к уделу Дана, в Нав 15:33 - к уделу Иуды, из чего следует, что, вероятно, это был погран. город. Дух Господень начал действовать в Самсоне, когда тот находился между Цорой и Е. (Суд 13:25). В Е. находится могила Самсона (Суд 16:31). Из Цоры и Естаола воины колена Дана отправились покорять Лаис (Суд 18:2,11). |
Ештемо (Естемоа, Ештемоа), город в уделе Иуды (Нав 15:50); Нав 21:14; 1Цар 30:28. В 1Пар 6:57 он назван Ештемоа ("Город, где внемлют оракулу"). Согл. "Ономастикону" (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, Е. - это евр. поселение в Дароме, в окрестностях Елевферополя. Ныне это селение, находящееся в 15 км юж. Хеврона, называется Ас-Саму. Здесь были обнаружены остатки древней синагоги. |
Ештон (евр. Эштон), сын Махира из колена Иуды (1Пар 4:11 и след.). |