Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "Ж"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

Жаба

Жаба (евр. цефардеа; греч. батрахос). Ж. упоминаются в ВЗ, когда речь идет о второй казни египетской (Исх 8:1-10; Пс 77:45; 104:30). Возм., здесь имеется в виду обитающая в Ниле озерная лягушка (Rana ridibunda), достигающая в длину 15 см. Египтяне считали это животное священным; одного из богов и одну из богинь они изображали с лягушачьими головами. В Палестине лягушки встречаются повсеместно, но увидеть их можно только в период дождей. В НЗ Ж. служат олицетворением нечистых духов, выходящих из уст дракона, зверя и лжепророка (Откр 16:13).

Жажда

Жажда см. Голод и жажда.

Жалкий

Иов называет трех своих друзей "жалкими утешителями" (Иов 16:2), т.к. своими речами они не приносят ему утешения, а лишь усиливают страдания.

Жало

"Жало в плоти", о к-ром говорит Павел в 2Кор 12:7, на основании Гал 4:14 и след. пытались истолковывать как болезнь глаз (см. Деян 23:5; Гал 6:11: "какими большими буквами я написал вам"), но такое истолкование является необоснованным. Более вероятно, что под "жалом в плоти", скорее, подразумеваются противники апостола; в пользу такого толкования говорит сравнение с соотв. образными выражениями в Чис 33:55; Нав 23:13; Иез 28:24.

Жалоба

Жалоба см. Плач, оплакивать.

Жаровня

Под Ж. в Иер 36:22,23, вероятно, подразумевается переносная металлич. емкость, к-рую в богатых домах ставили зимой на пол для обогрева. При раскопках в Таанахе (библ. Фаанах) археологи обнаружили глиняную печь пирамидальной формы, высотой около 1 м, относящуюся прим. к концу VII в. до Р.Х. Она была украшена различными фигурками; по бокам имелись отверстия для доступа воздуха.

Жвачные

Жвачные (животные). Ветхозаветный Закон относил животных, у к-рых "раздвоены копыта" и Ж., к чистым животным; их мясо можно было употреблять в пищу (Лев 11:3 и след.; Втор 14:6). Исключение среди "жующих жвачку" составляли верблюд, тушканчик и заяц, т.к. они "жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены". Запрещалось есть мясо этих животных и прикасаться к их трупам.

Жезл

Жезл см. Жезл и посох.

Жезл и посох

Жезл представляет собой дубинку, как правило, длиной до 1 м, с утолщением на конце. Посох несколько длиннее и имеет изогнутую или Т-образную рукоятку. Упоминание Ж.иП. в Пс 22:4 позволяет предположить, что первый применялся как дубинка для защиты, а второй - как палка для опоры (евр. мишэнэт). Жезл (евр. шевет) и в другом месте упоминается как оружие (2Цар 23:21; в Синод. пер. - "палка"). см. Скипетр.

Жезл мужей

Жезл мужей, отеческое наказание, применяемое в процессе воспитания детей для их исправления (2Цар 7:14), оно противопоставляется здесь истребит. суду Божьему (2Цар 7:15).

Желание, желать

I.

Бог не проявляет Ж., Он принимает решения, поскольку все находится в Его власти (ср. Пс 113:11; 134:6). Ж. свойственны людям - как нечестивым (Притч 21:10,25; 23:3,6), так и богобоязненным, любящим своих братьев (Деян 26:29; Рим 9:3) и думающих о славе Божьей. Мудрость, согл. Притч 3:15; 8:11, - высшее и ценнейшее из всех Ж. II.

Благоденствие, добро и мир (Пс 121:6-8; Деян 15:23) - таковы постоянные пожелания, содержавшиеся в древних приветствиях и благословениях. В словах 3Ин 1:2 "Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал" также содержится принятая формула вежливости, известная из мирской переписки новозаветного периода. см. Влечение, стремление, желание, похоть .

Желание, похоть

Описывая богопротивную сущность плоти (см. Плоть, плотский, плотяной), Библия говорит, что плоть вызывает Ж., к-рое жаждет удовлетворения. Людям в этом мире присущи Ж. плоти (Еф 2:3), к-рые противоречат Ж. духа (Гал 5:17). От плотских Ж. воздерживаются "пришельцы и странники" Божьи (1Пет 2:11). В 1Ин 2:16 так определяется сущность этого преходящего мира: "Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская". Эту похоть, или Ж. плоти, нельзя отождествлять с низменной чувственностью и развратом, к-рые являются ее наиб. отвратительными и позорными проявлениями (2Пет 2:18). Ж. - это всеобъемлющее стремление к овладению ч.-л. и наслаждению. Ж. может быть как благородным и высоким, так и низменным, животным. Но оно постоянно довлеет над человеком, подменяя истинную цель в жизни эгоистич. стремлением к обладанию. Лучшим библ. примером для понимания сущности "похоти плоти и похоти очей" служит пробудившееся в первом человеке под действием искушения Ж. быть равным Богу (Быт 3). Поддавшийся Ж. человек стремится достичь в жизни не предначертанного ему Богом смирения, а наивысшей степени самоудовлетворения. Ж. отравляет сердце, вводит в заблуждение разум, побуждает человека совершать злодеяния. Высокодуховными же людьми руководит не похотливое Ж. обладать, а стремление пожертвовать своей душой во имя любви; и именно в этом стремлении, по слову Иисуса, заключается истинная цель в жизни (Мф 16:25).

Железо

Железо (евр. барзел; греч. сидерос):

1) в Быт 4:22 говорится о Тувалкаине, к-рый был "ковачом всех орудий из меди и железа". При первых попытках обработки этого металла использовалось железо метеоритного происхождения, однако оно с трудом поддавалось воздействию из-за высокого содержания в нем никеля. Из такого Ж. уже в III тысячел. до Р.Х. в Египте делали амулеты. В Чис и Втор речь идет об изготовленных из Ж. бытовых предметах, напр. топорах (Чис 35:16; Втор 19:5). Ко времени Иисуса Навина в Ханаане уже имелись железные сосуды (Нав 6:18) и колесницы (Нав 17:16). Позднее говорится о железном оружии (1Цар 17:7), а также о пилах и сельскохозяйств. орудиях (2Цар 12:31; Ам 1:3), инструментах (Иов 19:24; Иер 17:1) и изображениях идолов (Дан 5:4), сделанных из Ж. Особо искусными в изготовлении таких предметов были ремесленники Тира (2Пар 2:7,14). В Ис 44:12; 54:16 упоминаются кузнец и орудия его труда. В храм Соломона не должен был попасть ни один предмет из Ж., требовались предметы из более ценных и красивых металлов, напр. бронзы (меди);

2) Ж. добывали в горах Ливана, ввозили из Фарсиса, Греции и причерноморских областей (Иер 15:12; Иез 27:12,19). Ученые считают, что первыми научились плавить Ж. хетты (Малая Азия). В Ливане использовались каменные плавильные печи высотой прим. в 3 м и диаметром 1 м. Топливом для них служил древесный уголь, огонь раздували с помощью мехов (Иер 6:29; Иез 22:20). Согл. 1Цар 13:19-22, кузнечным ремеслом долгое время владели исключит. см. Филистимляне, предположит. принесшие это иск-во с севера. Умение обрабатывать Ж. было причиной их первонач. превосходства в воен. области;

3) в переносном смысле Ж. - это воплощение твердости и силы (Втор 28:48; Иов 19:24; Пс 106:16; Ис 48:4; Иер 1:18; 17:1; Иез 4:3). Но смесь железа с глиной, напротив, обозначает отсутствие единства и слабость (Дан 2:33,41-43).

Желчь

Упоминание о Ж. в прямом смысле встречается только в Иов 16:13: пролить ее на землю означало получить смертельное ранение. Горький вкус Ж. лежит в основе образного употребления этого слова (Пс 68:22; Деян 8:23). Дурманящий напиток, предлож. Иисусу перед распятием, в Мк 15:23 называется вином со смирною, а в Мф 27:34 - уксусом (вином), смешанным с Ж. Слово "Ж." указывает здесь на горький вкус напитка, а "смирна" - на вид примеси. В Мф 27:34 явно сказывается влияние Пс 68:22.

Жемчуг

Жемчуг (греч. маргаритес).

I.

Твердые образования в виде зерен, развивающиеся в теле нек-рых моллюсков в результате проникновения в раковину мелких чужеродных предметов, постепенно покрывающихся наслоениями перламутра. На Ближнем Востоке моллюски-жемчужницы (Pteria (Meleagrina) margaritifera) встречаются в Персидском заливе и Красном море.

II.

Ж. с древних времен был важным предметом торговли (Мф 13:45 и след.; Откр 18:12). Он высоко ценился за свою красоту и использовался при изготовлении ювелирных украшений (1Тим 2:9; Откр 17:4; 18:16). Врата Небесного см. Иерусалима представляют собой жемчужины (Откр 21:21). В Мф 7:6 Иисус, используя образ разбрасывания Ж. перед свиньями, предупреждает Своих учеников: не следует дарить духовные блага тем людям, к-рые могут употребить их лишь во зло и использовать против самих дарителей. Об упоминании Ж. в ВЗ см. Кораллы.

Жена

Жена см. Женщина.

Жениться, выходить замуж

Жениться, выходить замуж см. Брак.

Жених

Жених см. Брак.

Жених крови

Так Сепфора назвала своего мужа Моисея, забывшего обрезать крайнюю плоть у сына (Исх 4:24 и след.). Неисполнение обрезания влекло за собой Божье наказание (Быт 17:12-14). Выражение "жених крови" означает, по-видимому, что Сепфора вынуждена была ценой крови обрезания искупить жизнь Моисея, к-рого Господь хотел умертвить.

Женщина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жеребенок

В Быт 32:16 имеется в виду детеныш верблюда.

Жертва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жертва благодарения

Жертва благодарения см. Жертва

Жертва возлияния

Для Ж.В. израильтяне использовали вино, крепкие напитки (см. Питье) и воду. Молоко в качестве Ж.В. в книгах ВЗ не упоминается, однако известно, что его приносили в жертву арабы и финикийцы. Согл. текстам из Рас-Шамры (см. Рас-Шамра), в жертву богам Угарита приносили вино и воду; при этом вино получали боги, но не богини. В Законе израильтянам предписывалось приносить вино - четверть гина (0,9 л; см. Меры длины, площади, объема и веса) для возлияния при утренней и вечерней жертве (Исх 29:40,41; Чис 28:7 и след.). (См. также Лев 23:13,18,37; Чис 15:5,7,10,24, где предписаны хлебное приношение и возлияние, присовокупляемые к жертве всесожжения, обета или к мирной жертве.) Количество вина должно было соответствовать величине жертв. животного, но все же мера вина и масла возрастала не в той пропорции, что количество муки. В Чис 28:7 при жертве возлияния упомянут "крепкий напиток" (в Синод. пер. - "вино"). Вода в качестве жертвы возлияния в Библии не упоминается, но в позднем иудаизме бытовало использование ее в этом качестве во время праздника Кущей (см. Праздник Кущей IV,2). В Законе Ж.В. встречается не как самостоят. жертвоприношение, но как дополнение к хлебному приношению, т.е. она стоит на последнем месте среди всех видов жертвоприношений. В Быт 28:18 подразумевается не Ж.В., а лишь помазание, к-рым Иаков освятил Господу памятник. В Быт 35:14, однако, Иаков приносит у этого камня и Ж.В., к-рая, вероятно, состояла из вина. Судя по тексту Пс 15:4, Давид знал, что составной частью языч. богослужения является возлияние крови. В Флп 2:17; 2Тим 4:6 Павел сравнивает свою смерть в служении Евангелию с Ж.В. (в Синод. пер. - просто "жертва").

Жертва за грех

Жертва за грех см. Жертва.

Жертва курения, курение

К бескровным жертвам (см. Жертва), приносимым во время иуд. см. Богослужение, помимо хлебного приношения и жертвы возлияния, относится и Ж.К., имевшая место и в идолопоклоннич. культах (см. Идол, идолослужение, IV,1). Об этом свидет-вуют находки жертвенников курения (см. Жертвенник, II,2) в частных домах (Иер 44:8,15,17-19; см. Благоухание, II,2). Благовонные курения использовались и для повседневных надобностей (Притч 27:9). Курение, употреблявшееся при богослужении, состояло из ониха, см. Стакти см. Халвана душистого и см. Ливана (ладана), к-рые смешивали в равных пропорциях и растирали в порошок (Исх 30:34-36; ср. 37:29). Этот состав не разрешалось применять для других целей (Исх 30:37 и след.), так же как в храме нельзя было использовать курение, к-рое Господь не разрешал приносить (Лев 10:1). Ж.К. приносили дважды в день, утром и вечером, на жертвеннике курения в скинии (см. Скиния) (позднее в см. Храме) (Исх 30:7-9); этот обряд могли совершать только священники (Чис 16:40; 1Пар 6:49; 2Пар 13:10 и след.; 26:16-20; Лк 1:8 и след.). В день очищения первосвященник входил с кадильницей (см. Кадильница) в Святое Святых (Лев 16:12) в облаке курения, к-рое предохраняло его от гибели (ст. 13). О примиряющей и охраняющей силе курения говорится также в Чис 16:46 и след. Согл. Пс 140:2; Откр 5:8; 8:3-5, курению соответствуют молитвы святых.

Жертва повинности

Жертва повинности см. Жертва.

Жертва потрясания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жертвенник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жертвенник всесожжения

Жертвенник всесожжения см. Жертвенник.

Жертвенник курения

Жертвенник курения см. Жертвенник (II,3).

Жестоковыйный

Жестоковыйный, непослушный, непокорный, своевольный. В основе этих определений лежит образ упряжного животного, к-рое не сгибает шею и не дает надеть на себя упряжь. Определение "жестоковыйный" применяется гл. образом к народу Израиля, к-рый упрямо противостоит Божьей воле, упрямо отвергая руководство Господа (Исх 32:9; Иер 7:26; Деян 7:51).

Жестокосердие, жестокий

1) в отношении человека к Богу и Его заповедям эти слова означают "упрямство, противление Богу, неверие" (Иез 2:4; 3:7; Мк 16:14);

2) в отношении к ближнему Ж. означает "немилосердие" (Ис 19:4; Мф 19:8; Мк 10:5);

3) Божьи дела названы в Библии жестокими, если Он строго карает грешников (Пс 59:5). Господь кажется людям немилосердным, если по Своей мудрости не сразу внемлет их просьбам и медлит с помощью (Ис 63:15).

Животноводство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Животные

Животные в Библии - это живые существа, надел., как и человек, способностью самостоят. совершать произвольные движения, а также способностью к восприятию. От сотворения мира Ж. делятся на четыре группы: Ж., сотвор. в пятый день, обитающие в воде и в воздухе; Ж., сотвор. в шестой день, - обитатели суши и пресмыкающиеся. Человеку было поручено властвовать над Ж. (Быт 1:26,28; Пс 8:7-9), поэтому в грехопадение человека с его последствиями были вовлечены и Ж. Змея была проклята "пред всеми скотами" (Быт 3:14). После потопа Бог постановил, что Ж. должны жить в страхе пред человеком, в руки к-рого отданы, и что они должны служить ему пищей. В этом проявляется прогрессирующее по причине греха разрушение сотвор. мира. При этом Бог обещает взыскать со зверей человеч. кровь (Быт 9:2-5). Бог говорит о Своем праве собственности на животных (Пс 49:10 и след.), они предназначены прославлять Бога (Пс 148:10; Ис 43:20). Во время потопа Бог повелел Ною спасти Ж. - "от всякой плоти по паре" (Быт 6:19; 8:1); Бог защищает животных, запрещая человеку злоупотреблять той властью, к-рую Он дал ему над зверями (Исх 20:10; 23:12; Втор 22:6,7; 25:4). Иногда Он даже использует Ж. как орудие для суда над человеком (Втор 32:24; Ис 56:9; Иер 15:3; ср. Иез 34:5,8). Божье деяние, направл. на спасение мира, распространяется и на Ж. Они упоминаются в обетовании мирного царства (Ис 11:6 и след.; 65:25; ср. Ос 2:18). Противоборство зверей между собой и их вражда с человеком прекратятся вместе с устранением греха; вся тварь будет свободна от служения бренной плоти и с надеждой станет ожидать откровения славы сынов Божьих (Рим 8:19, 21). В то же время падение человека особенно ярко проявляется в том, что он поклоняется изображениям Ж. (Рим 1:22-25). Ж. часто упоминаются в притчах и в других местах Свящ. Писания, служа примером для людей (Притч 6:6-8; Ис 1:3), свидет-вом творч. силы Бога (Иов 38:39 - 41:26), а также олицетворением политич. (Дан 7; 8; Откр 13) или демонич. сил (Откр 9:2-21). Израильтяне различали Ж. чистых и нечистых, т.е. таких, мясо к-рых было разрешено или запрещено употреблять в пищу. см. Пищевые запреты см. Рыба см. Птица см. Змея см. Гады, пресмыкающиеся см. Лапа см. Животноводство см. Херувимы (I,1). См. далее статьи по названиям отдельных Ж.

Живущие в доме

Живущие в доме см. Домашние, живущие в доме.

Жизнь, живой

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жилище, обитать

I.

Вечное Ж. Бога - на небе (Пс 2:4; Евр 8,1 и след.; 9:11; Откр 15:5). Но поскольку Господь хочет обитать среди Своего народа, то Он повелевает Моисею построить на земле святилище по указ. образцу (Исх 25:9), шатер (см. Скиния), к-рый можно во время странствования переносить с места на место. Здесь Бог являлся Своему народу, как позднее в см. Храме (3Цар 8:10 и след.); отныне каждый израильтянин знал, где ему следует искать Бога (Пс 121). Осознание того, что в храме обитает Бог, заставляло израильтян и в изгнании направлять свои молитвы в сторону Иерусалима (Дан 6:11). И все же оказалось, что это Ж. не было соверш., ибо здесь Господь обитал во мгле (3Цар 8:12), а человек, приблизившийся к Нему незванным, должен был умереть (Чис 3:10; 18:7; ср. Ис 6:5). Это Ж. Бога на земле люди подвергали осквернению своим нечестием (Лев 15:31; Иер 23:11). Кр. того, это малое Ж. не могло вместить славу великого Бога (3Цар 8:27). При всей радости, к-рую вызывает святилище, не следует забывать о том, что только небесное Ж. достойно Бога (Ис 66:1).

II.

В НЗ Бог также обитает в Своем народе на земле, но уже не в построенном человеч. руками храме (Деян 7:48; 17:24). В Иисусе слово Божье обитало среди нас во плоти (досл. "жило в шатре"; Ин 1:14), через три дня после Своей смерти Он соорудил истинный храм Своего тела (Ин 2:19). Отец обитает на земле во Христе (Ин 14:10), во Христе обитает вся полнота Божества (Кол 1:19; 2:9). Теперь на этом краеугольном камне стоит храм из живых камней (1Пет 2:5 и след.), т.е. людей, в к-рых Отец и Сын сотворили Свою обитель (Ин 14:23) посредством Св. Духа (Рим 8:9,11; 1Кор 3:16; 2Тим 1:14). Христос через веру обитает в их сердцах (Еф 3:17), и Бог вселяется в них и ходит в них (2Кор 6:16), т.е. Он входит не в малое помещение, чтобы говорить только с одним человеком, а наполняет Своим присутствием все здание Своей Церкви.

III.

Созиданием Церкви Божья цель еще не достигается. Когда Авраам пришел в землю, к-рую Бог намеревался дать его детям, он не строил там постоянных Ж., а жил в шатрах в знак того, что остается пришельцем в этой земле и ожидает города, Художник и Строитель к-рого - Бог (Евр 11:9 и след.). Это пример для Божьего народа Нового Завета, как и переход Израиля через пустыню в землю обетованную (Евр 4). Верующие - пришельцы в этом мире (1Пет 2:11), здесь у них нет постоянного города, они стремятся к будущему (Евр 13:14). Каждый из них живет здесь в хижине, к-рая когда-нибудь разрушится (2Кор 5:1), но может радоваться этому, ибо знает, что Христос приготовил ему место в доме Отца Своего (Ин 14:2). Там Господь собирает своих чад, к-рые через возрождение уже имеют жительство на небесах (Флп 3:20) и будут жить у Него вечно (Откр 7:15; 21:3; 22:3 и след.).

Жир

Жир см. Тук, жир.

Житница

1) упоминаемые в Притч 3:10 и в Лк 12:24 житницы - это помещения для хранения зерна. Вероятно, речь идет о небольших помещениях без окон внутри дома, возможно, подвального типа. Намек на наличие в Палестине библ. времен подвалов-кладовых содержится в Иер 41:8;

2) хранилище для зерна и других продуктов (Иер 50:26; Иоил 1:17). В ветхозаветные времена так обычно называли круглую емкость диаметром 2-3 м, имеющую отверстие в верхней части. Ж. храма называли более обобщенно - кладовыми (1Пар 26:15,17). Настенная живопись, обстановка гробниц и надписи дают достаточно полное представление о Ж. егип. фараонов (Быт 41:35,36), о засыпке и учете зерна, а также о должностных обязанностях и титуле "смотритель над житницами". Более крупные хранилища сооружались в определ. городах с учетом адм. нужд и стратегич. необходимости. Израильтяне были вынуждены построить для фараона в Египте "города запасов" - Пифом и Раамсес, к-рые рассматривались как опорные пункты для воен. походов. С их помощью египтяне поддерживали свое владычество над Арамом (Сирией) и Палестиной (Исх 1:11). Соломон, заботившийся об укреплении своего царства, также сооружал "города для запасов" (3Цар 9:19; 2Пар 8:4,6). Как свидет-вуют результаты раскопок, такими городами регион. значения с хранилищами для зерна и других продуктов, собиравшихся в качестве натур. податей, были также Лахис и Бет-Шемеш (Вефсамис). В казематной конструкции (см. Крепость, укрепление, II,4) гор. стен Девира, Бет-Шемеша, Гезера, Хацора исследователи также видят указание на то, что эти населен. пункты представляли собой "города для запасов". Пустоты внутри стен, первонач. служившие хранилищами, позднее были частично засыпаны щебнем. Ровоам (2Пар 11:11), а позднее Иосафат (2Пар 17:12) и Езекия (2Пар 32:28 и след.) продолжили эту практику. Подобные города существовали и в Израильском царстве (2Пар 16:4);

3) помещение для хранения продуктов растениеводства, прежде всего зерна (Быт 41:56; Втор 28:5,8; Пс 143:13 и др.). Как наполненные Ж. отождествлялись с благополучием и Божьим благословением (Притч 3:10), так опустевшие или разрушенные Ж. были символом бедствия и запустения (Иоил 1:17; Агг 2:19).

Жнец

Жнец см. Земледелие (IV).

Жребий

С помощью Ж. израильтяне испрашивали Божью волю (Притч 16:33; ср. см. Урим и туммим); для этих же целей его использовали и язычники (Есф 3:7; Иез 21:21; Иона 1:7). Израильтяне бросали Ж. при разделе Ханаана (Чис 26:55; Нав 14:2; 18:6,10), при распределении служений и обязанностей (1Пар 24:5,31; 25:8; 26:13; Неем 10:34; Лк 1:9); Ж. руководствовались при определении виновного в к.-л. грехе или преступлении и даже при избрании царя (Нав 7:14-18; 1Цар 10:19-21; 14:28-42). В день Искупления с помощью Ж. определялись козел для Господа и козел отпущения (см. Азазель) (Лев 16:8-10). К жеребьевке нередко прибегали при разделе добычи и пленных (Авд 11; Иоил 3:3; Наум 3:10; ср. Мф 27:35). В НЗ говорится лишь об одном случае, когда верующие воспользовались Ж.: это было при избрании ап. Матфия (Деян 1:26). О том, как именно шла жеребьевка, в Библии сведений нет, только в Притч 16:33 сказано, что Ж. бросался в пол одежды.

Жук

Неизвестно, обозначает ли евр. слово хасил (в Синод. пер. - "жуки"; Иоил 1:4; 2:25) определ. вид насекомого или одну из стадий развития см. Саранча.

Журавль

Евр. слово агур в Иер 8:7 в Синод. пер. передано как "журавль". Но поскольку здесь, как и в Иер 38:14, слово агур дано в сочетании со словом сус (в Синод. пер. - "ласточка"), то скорее всего речь идет о более точном определении понятия сус. Тогда словосочетание сус агур может означать "черный стриж". см. Ласточка (2).

Предыдущая страница Следующая страница