Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАА"-"РЕУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАА"-"РЕУ")

Раав

Раав (Рахава) (евр. Рахав):

1) (возм., "ширина"), иерихонская блудница, к-рая укрыла двух посланных Иисусом Навином соглядатаев и оказала им помощь при побеге, попросив за это сохранить жизнь ей и ее семье. Соглядатаи пообещали ей это, предупредив, что она должна привязать к окну своего дома красную веревку, чтобы израильтяне, придя в Иерихон, не причинили вреда тем, кто находится в этом доме (Нав 2). Так и произошло: Иисус Навин при завоевании Иерихона сохранил жизнь Р. и ее родным (Нав 6:22-25). За свою веру Р. упоминается в НЗ (Евр 11:31; Иак 2:25). Она стала праматерью Иисуса Христа (Мф 1:5; ср. Лк 3:32);

2) ("притеснитель") мифологич. морское чудовище, образ враждебных Богу сил (Иов 9:13 - в Синод. пер. - "гордыня"; 26:12 - в Синод. пер. - "дерзость"). В метафорич. значении - Египет (Пс 86:4; 88:11; Ис 51:9). см. Левиафан.

Раама

Раама (евр. Рама), сын Хуша, отец Шевы и Дедана (Быт 10:7; 1Пар 1:9). Согл. Иез 27:22, его потомки - "купцы из Раемы", т.е. представители арав. народа, к-рый предположит. жил в юго-зап. Аравии, где, согл. греч. географу Страбону, жили рамманитяне.

Раамия

Раамия (евр. Раамья) см. Реелай.

Раамсес

Раамсес (Быт 47:11; Исх 1:11; 12:37)см. Исход (IV,2 и V,1); см. Странствование в пустыне см. Египет см. Фараон.

Раб Господень, раб Божий

Раб Господень, раб Божий см. Исаия (III,2а,б) см. Раб, рабыня, раба (II,2).

Раб, рабыня, раба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Раббуни

Раббуни см. Равви.

Работники

Работники см. Наемники.

Рабсак

Рабсак, высокая чиновничья должность в Ассирии (4Цар 18:17; Ис 36:2 и проч.). Это слово можно перевести как "верховный виночерпий" или, что, пожалуй, точнее, как "верховный командующий". При Синаххерибе (библ. Сеннахирим) Р. возглавлял ассир. войско под Иерусалимом, а при Тиглатпаласаре III Р. был послан с войском на Тир (730 г. до Р.Х.).

Рабсарис

Рабсарис, должность верховного см. Евнуха в Ассирии и Вавилоне (4Цар 18:17; ср. Дан 1:3: Рав сарисим - "начальник евнухов"). Это слово имеет и более широкий смысл: "верховный (начальник) придворных". Р. мог принять на себя и командование войсками.

Равва

Равва ("большой (город)" ). Р., называемая также "Раввой сынов(ей) Аммоновых" (Нав 13:25; Иер 49:2 и след.; Иез 25:5; Амос 1:14), была столицей аммонитян (см. Аммонитяне). Ныне это - Амман, столица Иордании. В Р. хранился железный одр васанского царя см. Ога (Втор 3:11). В 2Цар 12:26-29 говорится о завоевании Р. Иоавом и Давидом. Город располагался на пересечении многих торг. путей. В эллинистич. период это был самый юж. город см. Десятиградие. В честь Птолемея Филадельфа (285-246 гг. до Р.Х.), к-рый заново отстроил город, Р. стала называться Филадельфией. Во время иуд. восстания город был разрушен.

Равви

Равви (евр. рабби, "мой учитель"), почтит. обращение к духовным учителям (см. Учитель) в позднем иудаизме (Мф 23:7 и след.). Евангелист Иоанн перевел слово "Р.", как и слово раббуни, греч. словом дидаскалос, означающим просто "учитель", "мастер" (Ин 1:38; 20:16). В позднем иудаизме обращение имело три степени почтительности: рав, рабби и раббуни, из к-рых последняя самая высокая.

Раввиф

Раввиф (от "быть (стать) многочисленными"), город в уделе Иссахара (Нав 19:20); вряд ли это, как полагают нек-рые комментаторы, совр. Раба, располож. прим. в 11 км юго-вост. Дженина. Возм., здесь имеет место ошибка переписчика. см. Давраф.

Рагав

Рагав (евр. Реу, возм., кр. ф-ма от имени "Рагуил"), сын см. Фалека, предок Авраама и Иисуса Христа (Быт 11:18-21; 1Пар 1:25; Лк 3:35).

Рагуил

Рагуил (Регуил) (евр. Реуэл, "друг, доверенный Бога"):

1) сын см. Исава. Четыре сына Р. были старейшинами эдомитских племен (Быт 36:4,10,13,17; 1Пар 1:37);

2) отец Сепфоры и см. Ховава, тесть Моисея, мадиамский священник (Исх 2:18,21; Чис 10:29). В других местах Свящ. Писания он назван см. Иофором, что, вероятно, обозначает его должность. В течение 40 лет после бегства из Египта Моисей жил у Р. и пас его овец (Исх 3:1). Тот факт, что Р. прославлял имя Божье и участвовал в жертвоприношении (Исх 18), позволяет предположить, что он, как и Моисей, поклонялся Богу Авраама, от к-рого, как следует из Быт 25:2, ведут свое происхождение мадианитяне. После того как Моисей был призван Господом, он попросил у Р. разрешения пойти в Египет. Семью, к-рую Моисей сначала взял с собой, он, уходя, вероятно, отправил к тестю (Исх 18:2 и след.). Оказавшись с дочерью и внуками в стане израильтян у горы Синай (ст. 6), Р. совершил жертвоприношения (ст. 12). Он дал Моисею разумный совет снять с себя часть обязанностей и возложить их на других людей (ст. 13-27);

3) вениамитянин, предок Мешуллама (1Пар 9:8).

Раддай

Раддай ("Господь господствует"), сын Иессея, брат Давида (1Пар 2:14).

Радость, веселье

Истинная Р. свидет-вует о полноте земной жизни и о причастности к небесному счастью. Уже в ВЗ говорится о том, что богослужение, если оно не покаянное, связано с великой Р. (Втор 12:7,12,18; 16:11 и след.; 2Пар 29:30; 30:21). Новозаветная Вечеря любви - это тоже праздник Р., это соучастие в Р. Иисуса. Чтобы постоянно испытывать Р., следует черпать ее "из источников спасения" (Ис 12:3; 35:10), искать ее у Бога (Пс 42:4), т.к. "полнота радостей пред лицом Его" (Пс 15:11; 20:7). Кто реально не познал Бога, тот не подозревает, какой великой Р. он лишен. Иисус явился обратить нас к Богу, чтобы Его собственная Р. "обитала" в нас. Наша Р. стала совершенной (Ин 15:11; 16:24; см. 1Ин 1:4; 2Ин 12) благодаря тому, что мы имеем в себе Его совершенную Р. (Ин 17:13). Апостолы видели свою миссию в том, чтобы "споспешествовать" Р. нашей (2Кор 1:24). Р. - это плод Св. Духа, неотделимый от любви (Гал 5:22). Р. нисходит на учеников Христа с небес (Лк 24:52; Деян 13:52). Наша любовь к Господу Богу включает в себя великую Р. о Слове Его (Пс 118:162; Иер 15:16). В Р. пред Богом - наша сила (Неем 8:10), лишь она делает нас независимыми от земных Р. Только когда мы стоим пред лицом Бога, все земное теряет свою силу: нам приносит Р. соучастие в страданиях Христа (Лк 6:22 и след.; Флп 3:10; Кол 1:24; 1Пет 4:13). Мы должны "с великой радостью" принимать "различные искушения" (Иак 1:2): испытание необходимо, ибо оно помогает нам жить с верой.

Радуга

Господь установил Р. как знамение завета (см. Союз, завет), к-рый Он заключил с Ноем (Быт 9:9-17). В видениях Иезекииля и в книге Откровение сияние Р. упоминается в связи с Божьей славой (Иез 1:28; Откр 4:3) и явлением ангела (Откр 10:1).

Раема

Раема см. Раама.

Разбойники

Разбойники, так в Синод. пер. названы "сикарии" (от лат. сика, "кинжал") - иуд. мятежники-террористы (Деян 21:38). В I в. по Р.Х., особенно в 50-70 гг., в Палестине бесчинствовали крупные банды, к-рые для достижения полит. цели - освобождения страны от римлян - прибегали к убийствам и грабежам. В праздничные дни они смешивались с толпой, пряча под верхней одеждой короткие мечи. Возм., к сикариям принадлежали и Р., казненные вместе с Иисусом, а также Варавва (Мк 15:7). Книга Притчей предостерегает от общения с мятежниками (Притч 24:21). Ср. Деян 5:36 и след.см. Зилоты.

Разверзать

"Разверзающий ложесна" (Исх 13:2,12,15; Лк 2:23) - "прорывающий, открывающий утробу матери", т.е. первенец.

Разводное письмо, развод

Разводное письмо, развод см. Брак (IV,3; V).

Разить, поражать

I.

В Быт 3:15 (Синодальный перевод) глаголами "поражать" и "жалить" переведен евр. глагол шуф, к-рый, помимо того, встречается в Иов 9:17 (в Синод. пер. - "разить") и в Пс 138:11 (в Синод. пер. - "сокрывать"). Его значение не совсем ясно. Существует предположение, что речь идет о двух одинаково звучащих глаголах шуф, не связанных по значению (омонимах). Один из них имеет смысл "раздавить" (Быт 3:15, первая часть стиха), второй означает "посягать на что-либо" (Быт 3:15, вторая часть стиха; Иов 9:17; Пс 138:11).

II.

Солнечный удар, т.е. поражение лучами солнца (Пс 120:6), см. Болезнь: солнечный удар. Луне также приписывали нездоровое воздействие на организм человека (там же) см. Болезнь: сомнамбулизм.

Разон

Разон (евр. Резон, "весомый", "надежный в суждении"). Сын Елиады, бежавший от своего государя см. Адраазара, царя Сувы. Собрав вооруж. отряд, Р. завладел Дамаском. Противник Соломона (3Цар 11:23-25), Р. правил предположит. до 930 г. до Р.Х. см. Венадад (1).

Рай

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рак

Рак см. Болезнь.

Рака

Рака (арам. "глупец"), оскорбление, по-видимому, распростр. в новозаветную эпоху. Иисус предупреждает, что употребивший это слово по отношению к брату своему (единоверцу), подлежит суду синедриона (высшего религ. суда), а назвавший брата своего безумным (см. Безумный), - геенне огненной (Мф 5:2). Суду подлежит и тот, кто гневается на своего брата напрасно. В рукописях Мертвого моря (см. Рукописи Мертвого моря) имеется несколько примечат. параллелей к этим высказываниям Иисуса. В Кумранской общине было известно проклятие, к-рым "все мужи жребия Велиара" подлежали преданию суду "во тьме вечного огня", суду, к-рый исполняли "все вершащие возмездие" или "платящие воздаяние", т.е. ангелы-губители или сам Велиар. В одной из Кумранских рукописей говорится, что совет общины "должен воздать безбожникам за их дела". Это дает основание предположить, что греч. слово сюнедрион в Мф 5:22 не обязат. должно относиться к иуд. высшему совету см. Синедриону; на это же указывает и то обстоят-во, что в сир. переводе НЗ в этом месте говорится не о "совете", а о "церкви", кр. того, в посланиях Игнатия слово сюнедрион обозначает, во-первых, круг апостолов, а во-вторых, старейшин (пресвитеров) церкви. Т.о., Иисус, говоря о наказании провинившегося синедрионом, видимо, мог иметь в виду действие, к-рое Павел называет "преданием сатане" (1Кор 5:3-5; 1Тим 1:20).

Раккаф

Раккаф (возм., "пролив"), город в уделе Неффалима, лежащий между Хамафом и Хиннерефом (Нав 19:35). Возм., это совр. Телль-Эклатие, между Мигдалом (Магдалой) и Тивериадой (Тверией); однако, согл. Талмуду, Р. находился на том месте, где впоследствии возникла Тивериада.

Ракон

Ракон (возм., "пролив"), город в уделе Дана (Нав 19:46), предположит. совр. Телль-эр-Реккет, прим. в 9 км сев. Яффы (Иоппии). Это место было заселено еще в раннем бронзовом веке.

Рам

Рам (Арам) (кр. ф-ма от "(Бог) возвышен"):

1) израильтянин из колена Иуды, сын Есрома, брат Иерахмеила, предок Иисуса Христа (Руфь 4:19; 1Пар 2:9; Мф 1:3);

2) израильтянин из колена Иуды, потомок Иерахмеила (1Пар 2:25;27);

3) потомок Вуза, предок Елиуя (Иов 32:2).

Рама

Рама (Рамоф) ("возвышенность"):

1) город в уделе Вениамина (Нав 18:25), вблизи Гивы Сауловой (Суд 19:13 и след.), совр. Эр-Рам (расп. на высоте 793 м над уровнем моря), в 8 км сев. Иерусалима. Во времена иуд. царя Асы (см. Аса) израил. царь Вааса начал превращать Р. в сторожевую крепость (3Цар 15:17,21 и след.). Здесь был заключен в темницу Иеремия (Иер 40:1 и след.). После возвращения израильтян из вавил. плена Р. была вновь заселена (Езд 2:26; Неем 7:30; 11:33);

2) город в уделе Ефрема, родной город Самуила (1Цар 2:11; 7:17; 8:4; 15:34; 19:18; 25:1), называемый также Рамафаим-Цофим (1Цар 1:1). В новозаветное время этот город стал называться Аримафеей, ныне это город Рантис, лежащий в 14 км сев.-вост. Лода (Лидды);

3) город в уделе Асира (Нав 19:29), возм., совр. Рамия, располож. прим. в 21 км юго-вост. Тира;

4) город в уделе Неффалима (Нав 19:36), вероятно, совр. Ар-Рама, находящаяся прим. в 13 км юго-зап. Цфата;

5) Р. в 4Цар 8:29; 2Пар 22:6 = Массифа (5);

6) южная Р. (Нав 19:8; 1Цар 30:27) см. Ваалаф-Беер.

Рамаия

Рамаия (евр. Рамья, "Господь возвышен"), израильтянин из рода Пароша, оставивший свою иноплем. жену (Езд 10:25).

Рамафаим

Рамафаим (-Цофим) см. Рама (2).

Рамаф-Лехи

Рамаф-Лехи ("высота челюсти"), место, где Самсон убил тысячу филистимлян ослиной челюстью (Суд 15:17; ст. 9,14 - "Лехи"). Возм., это Хирбет-эс-Сияг, располож. юж. Вади-эс-Сарара. см. Ефам (3).

Рамаф-Мицфа

Рамаф-Мицфа ("сторожевая высота", "место наблюдения"). см. Массифа (5).

Рамена

Рамена см. Плечи.

Рамоф

Рамоф, ("высоты").

1) Р. Галаадский см. Массифа (5);

2) левит. город в уделе Иссахара (1Пар 6:73), возм., тождествен см. Иармуфу (2) или см. Ремефу;

3) см. Рама.

Рана

Рана см. Болезнь.

Раскаяние, раскаиваться

I:

1) о человеч. Р. в ВЗ говорится редко (Исх 13:17; Суд 21:15; Иер 8:6; 31:19; Иов 42:6). Это слово употребляется здесь почти исключит. по отношению к Богу (см. ниже, II);

2) в НЗ понятие "раскаиваться" передается греч. глаголом метамеломай (Мф 21:29; 27:3; 2Кор 7:10), значение к-рого тесно связано с глаголом метаноэо (см. Покаяние, каяться). Боль от греха (раскаяние) и отвращение от него (покаяние) неразрывно связаны между собой. Но человеч. (мирская) печаль, когда человек сожалеет о совершенных ошибках только потому, что они нанесли ему ущерб или навлекли на него позор, ведет к вечной погибели.

II:

1) в ВЗ неоднокр. говорится о Р. Бога, напр.: "И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт 6:6). Когда народ творит зло, Бог раскаивается в тех обетованиях, к-рые даровал ему (Иер 18:10). Так, напр., Бог говорит: "Жалею, что поставил Я Саула царем" (1Цар 15:11). С др. стороны, Господь раскаивается в том зле (Иер 18:8) и в тех бедствиях (Иона 3:10; Иоиль 2:13), к-рые произошли по Его собств. воле. Но Он же говорит: "Я определил, и не раскаюсь в том и не отступлю от того" (Иер 4:28), а также: "не отменю и не пощажу, и не помилую" (Иез 24:14);

2) к сказанному Богом не следует применять человеч. мерки: "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?" (Чис 23:19). В 1Цар 15, где дважды говорится, что Господь раскаялся, воцарив Саула (ст. 11,35), в ст. 29 сказано: "И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему" (ср. Мал 3:6);

3) слова о Р. Бога отражают тот факт, что Господь изменяет Свое отношение к человеку, если тот изменяет свое отношение к Нему. При этом Господь свидет-вует о Себе как о живом Боге, Который, будучи неизменным в Своей сути, действует совершенно свободно. Бог может взять назад угрозу, как только она достигнет своей цели, или на время отменить обетование, если знает, что оно не исполнит своего предназначения. Это, однако, не означает, что Господь совершает ошибки, а затем признает их; Бог праведен во всем, что Он совершает (Иер 12:1). "Раскаяние Божие" позволяет нам заглянуть в Его сердце, милующее каждого, кто обратился к Нему: "И приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин 6:37).

Раскопки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Распорядитель пира

Текст Ин 2:8-10 не позволяет судить о том, был ли Р.П. слугой, осуществлявшим надзор за кухней, кладовой и обслуживанием, или другом жениха, к-рый принимал на себя задачу распоряжаться пиром (Сир 32:1-3). см. Трапеза (II).

Распутство

Распутство (см. Блуд, блудница, блудник).

Распутье

Распутье, место, где расходятся пути. Р. считалось местом особенно благоприятным для волшебства и предсказаний будущего (Иез 21:21).

Расселина

Расселина см. Ущелье, расселина.

Рассеяние

Статья большая, находится на отдельной странице.

Расслабленный

Расслабленный см. Болезнь.

Растение

Растение (Ионы). Евр. слово кикайон (Иона 4:6-10), вероятно, обозначает клещевину обыкнов. (Ricinus communis), быстро раcтущее Р. из семейства молочайных (Euphorbiaceae), к-рое встречается в тропич. Африке в виде дерева (до 13 м высотой), а в Средиземноморье чаще всего в виде кустарника, как дикорастущего, так и культивированного. Листья клещевины могут достигать ширины до 1 м, по форме они напоминают листья конского каштана. Из плодов клещевины, покрытых шипами и имеющих форму коробочек, получают масло.

Растения, насаждения, насаждать

I.

О растениях, упоминаемых в Библии, см. соотв. статьи.

II:

1) в метафорич. значении слово "растение" часто обозначает человека (Пс 143:12; Ис 61:3; ср. Пс 91:13-16; см. Дерево, VI), а также созданные им учреждения, обычаи и учения (Ис 17:10 и след.; Мф 15:13), к-рые искоренятся, т.е. падут под Божьим судом, поскольку они не от Бога;

2) понятия "насаждать", "укоренять" часто служат образом благословляющих, дарующих, поддерживающих покой и процветание деяний Бога ради Его народа и народов вообще (Исх 15:17; 2Цар 7:10; Пс 79:9,16; Иер 2:21; 11:17; 24:6; 31:28; 32:41; Иез 19:10; 36:36; Мк 12:1; Лк 13:6; ср. "насаждение" в Иез 34:29; см. Возделывать); кр. того, понятие "насаждать" может характеризовать служение пророка (Иер 1:10), а в Церкви - служение апостолов и учителей (1Кор 3:6-9; Иак 1:21).

Рас-Шамра

Рас-Шамра, холм на сир. побережье Средиземного моря, прим. в 50 км юж. устья р. Оронт. Археологами здесь были найдены развалины древнего Угарита, центра финик. культуры и столицы царства, к-рое в XIV в. до Р.Х. включало в себя ок. 90 городов. Раскопки, предпринятые франц. экспедицией под рук. К.Шефера и проводившиеся в 1929-1939 и в 1948-1969 гг. и впоследствии продолженные М.Маргероном, принесли множество ценнейших открытий. Были найдены руины гробниц и храмов, скульптурные изображения богов, стелы, оружие, орудия труда, сосуды и т.д. Большое значение для науки имели лит. находки - шумер., аккад., егип. и хеттские тексты, выполненные клинописью, егип. и хеттскими иероглифами, но прежде всего угаритские (и хурритские) памятники письменности, написанные неизвестной прежде алфавитной клинописью (см. Алфавит). Расшифровка найденных текстов позволила ученым ознакомиться с ханаан. лит-рой, написанной на угаритском языке, родственном евр. Тексты Рас-Шамры помогли не только прочесть многие трудные в лингвистич. отношении места ВЗ, но и ближе познакомиться с реалиями ветхозаветной эпохи. Напр., стало ясно, что запрещение жертв. ритуала (см. Идолопоклонство, IV,1) в Исх 23:19 связано с соотв. угаритским обычаем. В мифах о Ваале, в легендах о царе Керете и Дани-Эле (см. Даниил, 3) и его сыне Акхате действуют многочисл. боги и герои. До назв. открытий почти не встречались ист. тексты (было найдено лишь несколько писем и нечто вроде руководства по лечению лошадей, см. Пласт). Франц. археологами было обнаружено множество разнообразных док-тов: описи жертвоприношений, списки чиновников, ремесленников и воинов, находящихся на службе у царя, списки жителей отдельных городов, военнопленных. Они дают ценные сведения о профессиях, социальном составе населения, различных войсковых подразделениях, прежде всего об отрядах боевых колесниц. Большая часть этого материала относится ко времени расцвета Угарита, т.е. к периоду между XVI и XII вв. до Р.Х., когда происходило покорение Ханаана израильтянами. Благодаря этим док-там исследователи получили новые данные об обществ., религ. и полит. устройстве гос-в - противников Израиля.

Рафа

Рафа (кр. ф-ма от "Он (т.е. Бог) исцелил"), сын Вениамина, упоминается только в 1Пар 8:2.

Рафаил

Рафаил см. Ангел (IV).

Рафу

Рафу ("исцеленный"), вениамитянин, отец Фалтия, одного из двенадцати разведчиков, посланных Моисеем в Ханаан (Чис 13:10).

Рахава

Рахава см. Раав.

Рахам

Рахам ("Он (Бог) смилостивился"), сын Шемы, потомок Иуды (1Пар 2:44).

Рахиль

Рахиль (евр. Рахел, "овца, имеющая ягнят"), младшая дочь Лавана и любимая жена Иакова, за к-рую он работал у Лавана 14 лет. Р. была "красива станом и красива лицом" (Быт 29:17). У нее долго не было детей, и тоска по материнству заставила ее высказать слова упрека в адрес Иакова, что было несправедливо (Быт 30:1 и след.). После нескольких лет ожидания Р. родила Иосифа (Быт 30:22-24), а затем - Вениамина, но при родах умерла. Она была погребена на пути к см. Ефрафе (1), недалеко от Вифлеема. О склонности Р. к идолослужению (см. Идол, идолослужение) и ее хитрости сообщается в Быт 31:19,30-35, но ее слова в Быт 30:6,23 и след.показывают, что она исповедовала Господа. В Иер 31:15-17 и след.Р. упоминается как прародительница народа Израиля.

Реаия

Реаия ("Господь увидел"):

1) сын Шовала, потомок Иуды (1Пар 4:2);

2) израильтянин из колена Рувима, потомок Шемаи (1Пар 5:5);

3) нефиней, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:47; Неем 7:50).

Рева

Рева ("четверть", "сторона (четырехугольника)" (?)), мадиамский царь (Чис 31:8; Нав 13:21), "князь Сигонов", т.е. вассал или союзник царя аморреев Сигона, правившего в Есевоне.

Ревекка

Ревекка (евр. Ривка, возм., "связь", "узы"), дочь Вафуила, сестра Лавана, жена Исаака (Быт 24). Из двух своих сыновей Р. больше любила младшего, Иакова, а Исаак - Исава (Быт 25:28). Еще до рождения сыновей Господь открыл Р., что старший ее сын будет служить младшему (Быт 25:23; Рим 9:10-13). Она помогла Иакову хитростью получить благословение Исаака, предназнач. первородному сыну (Быт 27). За свой обман Р. поплатилась тем, что сама вынуждена была дать Иакову совет бежать в Месопотамию, чтобы он спасся от мести Исава (Быт 27:41 - 28:5). После смерти Р. была погребена в пещере Махпеле (Быт 49:31).

Ревность

Ревность (евр. кина; греч. дзелос, см. Зилоты).

I. БОГ РЕВНИТЕЛЬ.

Выражение "Бог ревнитель" означает, что Бог преследует Свои цели решительно и твердо (Исх 20:5; 34:14; Втор 4:24; 5:9; Нав 24:19; Наум 1:2). Устанавливая Свое Царство, Он ревностно истребляет Своих врагов (Ис 42:13; 59:17; 63:15; Ин 2:17). Его ревность и ярость (Иез 36:5 и след.), направленные на языческих "богов", вернее, на идолослужение, (Втор 32:16) и на грехи Его народа, уничтожат все нечистое (Иез 5:13; 16:38, 42; 23:25; 38:19; Соф 1:18; Зах 1:14; 8:2). Божья Р. способствует очищению людей, "умножению владычества Его" (Ис 9:7) и прославлению Его имени (Иез 39:25).

II. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕВНОСТЬ.

Р. человека - это проявление страстей, чаще всего греховных (Песн 8:6). Но Библии известны и самоотверженная Р., и Р. (усердие) в добрых делах (Гал 4:18), и Р. о Божьей славе (Пс 68:10; ср. Пс 118:139; Ин 2:17).

Регем

Регем, израильтянин из колена Иуды (1Пар 2:47).

Регем-Мелех

Регем-Мелех, житель Вефиля, к-рый вместе с Сарецером был послан в Иерусалим, чтобы выяснить у священников и пророков, должны ли опред. праздники соблюдаться и впредь (см. Пост, III,1) (Зах 7:2,3).

Регуил

Регуил (евр. Деуэл (Чис 1:14; 7:42; 10:20) или Реуэл (Чис 2:14)), возм., кр. ф-ма от "Бог узнал"):

1) отец Елиасафа, ответственного предводителя колена Гадова во время странствований в пустыне;

2) см. Рагуил (3).

Реелай

Реелай (евр. Реэлая), знатный израильтянин, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2). В Неем 7:7 он назван Раамией, поскольку это имя имеет то же значение, что и Реелай.

Резчик по камню

Ремесленник, к-рый, подобно изготовителю печатей, вырезал имена или изображения на камне (Исх 28:11). см. Печать (I,2).

Река

I.

Р. на Ближнем Востоке - это не пересыхающие и в засушливое время года водные артерии: Фисон, Гихон, Тигр и Евфрат (Быт 2:10-14), Нил (Быт 41:1; Ис 23:3), Иордан. Много говорится о Евфрате (называемом просто "Р." - Нав 24:2 и след.,14 и след.); как погран. Р. земли обетованной он имеел особое значение (Исх 23:31). Кр. того, он упомянут в Откр 16:12, где сказано, что в конце времен Евфрат будет препятствовать вторжению царей с востока в землю обетованную, пока не высохнет и не откроет им путь. По поводу Быт 36:37 см. Реховоф (2).

II:

1) вода - это основа жизни, и потому она - благословение Божье, к-рое Господь волен давать или отказывать в нем. Он повелевает водным потокам иссякнуть, когда пожелает (Ис 44:27; Пс 73:15), так что вся жизнь на суше может истощиться (Ис 19:5-8). Он превращает воду в кровь, так что она становится непригодной и рыбы гибнут (Исх 7:17-21), но Он же может проложить Р. в пустыне (Ис 43:19) и рассечь потоками землю (Авв 3:9);

2) слово "Р." может иметь и символ. значение. Вся жизнь подобна Р. (Пс 89:6, в Синод. пер. - "наводнение"), иссякающей в момент смерти (Иов 14:11). Бог позволяет людям напиться из Его "потока сладостей", как из Р., всегда приносящей живительную воду (Пс 35:9). "Источник мудрости - струящийся поток", к-рый нельзя испить до конца (Притч 18:4). Господь направляет к народу мир как Р., богатство - как разлившийся поток для наслаждения (Ис 66:12), а из чрева верующего потекут Р. воды живой (Ин 7:38);

3) особое положение в Библии занимают два потока. Один из них, вытекающий в конце времен из храма, дарует благословение всему пребывающему в нем и вокруг него (Иез 47:1-12); в Откровении говорится о Р., исходящей от престола Бога и Агнца, по обоим берегам к-рой растет древо жизни, постоянно приносящее плоды (Откр 22:1 и след.).

Река Аравийская

Река Аравийская см. Заред.

Река Египетская

Река Египетская см. Нил.

Рекем

Рекем (возм., от евр. "вязание цветными нитями", "разноцветное вязание"):

1) мадиамский царь (Чис 31:8; Нав 13:21);

2) израильтянин из колена Иуды, сын Хеврона (3) (1Пар 2:43 и след.);

3) израильтянин из колена Манассии, сын Шереша (1Пар 7:16);

4) селение в уделе Вениамина (Нав 18:27), возм., Каландие, располож. в 9 км сев. Иерусалима.

Ремалия

Ремалия (евр. Ремальяху), отец царя Факея (4Цар 15:25; Ис 7:1,9). Согл. тексту кумранского свитка книги Исаии, это имя, вероятно, следует читать как Румлаяху = "Да здравствует Господь".

Ремень

Ремень см. Одежда.

Ремесло

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ремеф

Ремеф, город в уделе Иссахара (Нав 19:21), возм., тождествен левит. городу см. Иармуфу (2) или см. Рамофу (2). Ученые полагают, что Р. - это совр. Кохав-ха-Ярден, в 11 км сев. Бет-Шеана.

Реммон

Реммон см. Риммон (3).

Ремфан

Ремфан (евр. Кийюн), бог звезды, к-рого израильтяне почитали во времена странствования по пустыне (Деян 7:43). Это звездное божество, аккад. Кайавану (Сатурн), в Амос 5:26 упомянуто вместе с богом Сиккутом (в Синод. пер. - с Молохом). Использованное в Синод. пер. имя "Ремфан" восходит к Септуагинте (Райфан), где оно употребляется вместо евр. Кийюн.

Ресен

Ресен, ассир. город между Ниневией (см. Ниневия) и см. Калахом (Быт 10:12). Возм., это совр. Саламие, располож. прим. в 5 км сев. Калаха.

Реума

Реума, наложница Нахора, брата Авраама (Быт 22:24).

Предыдущая страница Следующая страница