Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАА"-"ГЕД")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАА"-"ГЕД")

Гаал

Гаал (возм., араб. "навозный жук" или "орошенная пальма"), израильтянин, призывавший жителей Сихема выступить против см. Авимелеха (2). Г. потерпел поражение в сражении с Авимелехом и был изгнан из города (Суд 9:26-41).

Гааш

Гааш (возм., от евр. слова со значением "колебаться" (о земле)). Гора юж. Фамнаф-Сараи (Нав 24:30). Здесь в холмистой местности между ручьями Вади-Айн-эль-Дибе и Вади-Айн-эз-Зерка, прим. в 30 км юго-зап. Сихема, расположен совр. Хирбет-Тибне.

Габбай

Габбай, вениамитянин, живший в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (Неем 11:8).

Гаваон

Гаваон ("возвышенное место"), крупный город в Ханаане (Нав 9:3,17; 10:2), после израил. завоевания отданный в удел колену Вениамина (Нав 18:25) и затем переданный левитам (Нав 21:17). Местоположение Г. определить сложно. Принято считать, что он находился на месте совр. Эль-Джиба (ивр. Гивон), прим. в 9 км сев.-зап. Иерусалима. В этом случае упоминаемый в 2Цар 2:13 Гаваонский пруд - это находящаяся к востоку от города запруда у источника. Возле "большого камня, что у Гаваона" Иоав убил Амессая (2Цар 20:8). Т.о., "высоту, что в Гаваоне" можно отождествить с горой Неби-Самвил, высота к-рой составляет 895 м и к-рая доминирует над этой местностью - вплоть до Иерусалима. Здесь некогда находился "главный жертвенник" (3Цар 3:4) и была временно установлена скиния собрания (2Пар 1:3); здесь же Соломону во сне явился Господь (3Цар 3:5-15) см. Давид (VIII).

Гаваонитяне

Гаваонитяне, евеи, населявшие города см. Гаваон см. Беероф (1) см. Кефира и см. Кириаф-Иарим (Нав 9:17). Г. хитростью заключили союз с израильтянами, возглавляемыми Иисусом Навином (ст. 3-15). Благодаря этому союзу они, "остатки аморреев" (2Цар 21:2), могли жить среди израильтян, хотя и должны были рубить дрова и носить воду для скинии (Нав 9:16-27). Иисус Навин защитил их от аморреев (Нав 10:1-10). Саул предпринял попытку истребить Г. Мстя за зло, причиненное им Саулом, Г. потребовали от Давида, чтобы он выдал им семерых потомков Саула. Все семеро были затем казнены (2Цар 21:1-14). В 1Пар 12:4 гаваонитянином назван живший в Гаваоне вениамитянин.

Гавафа

Гавафа (евр. Бигтан), один из евнухов при дворе Артаксеркса, вместе с сообщником замышлявший убить царя. Их планы выдал Мардохей, и оба заговорщика были казнены (Есф 2:21-23; 6:2).

Гавафон

Гавафон (см. Гиввефон).

Гаввафа

Гаввафа (возм., происходит от евр. габбахат, "лысина", или от арам. габбета, "возвышение", "высота"), каменный помост (греч. литостротон), находившийся рядом с преторией (резиденцией наместника) Пилата в Иерусалиме (Ин 19:9,13). Местоположение Г. можно установить, лишь определив местонахождение самой претории, а это пока не выяснено. Предположение о том, что Г. находилась в башне Антония, стоявшей на площади перед храмом, не подтвердилось, т.к. эта башня никогда не служила преторией, а имеющийся в ней помост был возведен лишь во II в. по Р.Х. Вероятнее всего, под Г. следует понимать скалу, по краю к-рой был проложен "нижний водопровод".

Гавриил

Гавриил (евр. Гавриэл, "Бог явил Cвою силу"), один из двух ангелов, названных в Библии по имени. Г. разъясняет Даниилу его видение (Дан 8:16-27) и, отвечая на его покаянную молитву за народ, предсказывает ему о семидесяти седьминах (Дан 9:21-27). Позже Г. явился в Иерусалимском храме Захарии и возвестил ему о рождении сына Иоанна (Лк 1:11-22), назвав себя "Гавриилом, предстоящим перед Богом" (ст. 19; ср. Мф 18:10). Через полгода после этого в Назарете он принес Марии весть о том, что она избрана Богом стать матерью Его Сына (Лк 1:26-28). Г. указал Марии на ее родственницу Елисавету (см. Елисавета), к-рая по обетованию зачала сына, явив свидет-во истинности ангельской вести (ст. 36 и след.).

Гагедолим

Гагедолим (евр. Хаггедолим), отец Завдиила, к-рый жил в Иерусалиме в период после вавил. плена (Неем 11:14).

Гагрий

Гагрий (евр. Хагри), отец см. Мивхара, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:38).

Гад

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гадад

Гадад см. Хадад.

Гададриммон

Согл. Зах 12:11, город, название к-рого состоит из имен двух божеств - западносемит. бога растительности см. Хадада и аналогичного ему главного божества Дамаска (4Цар 5:18). Полагают, что Г. нужно искать вблизи Таанаха, на месте совр. Руммане или совр. Эль-Леджуна, располож. сев. Таанаха. Иероним упоминает Ададреммон, "город вблизи Изрееля, ныне Максимианополь в долине Мегиддонской". Согл. самому древнему описанию Палестины, составленному паломниками из Бордо, Максимианополь находился в 17 милях (27 км) от Кесарии Приморской и в 10 милях (15 км) от Изрееля, что соответствует местоположению Эль-Леджуна. Что касается плача, упомянутого в Зах 12:11, то, вероятно, речь идет о плаче по царю Иосии, павшему при Мегиддо в сражении против фараона Нехао (2Пар 35:24 и след.). Расположение Эль-Леджуна у горного перевала также говорит в пользу того, чтобы отождествлять это место с Г.

Гадар

Гадар см. Хадад (3).

Гадаринская страна

Область вокруг эллинистич. города Гадары, находившегося прим. в 10 км юго-вост. Геннисаретского озера. Во время раскопок здесь были обнаружены остатки строений, относящихся к рим. и визант. периодам. В новозаветное время Гадара стала центром эллинистич. культуры. Долгое время город являлся ареной противостояния иудеев и язычников. Согл. Мф 8:28-34, Иисус исцелил на вост. берегу озера, в Г.С. двух бесноватых. Возм., под "страной Гадаринской" в Мф 8:28 подразумевается все вост. побережье, заселенное язычниками. см. Герасинская страна.

Гадасса

Гадасса (евр. Хадасса, "мирт"), евр. имя царицы Есфири (см. Есфирь) (Есф 2:7).

Гаддиил

Гаддиил (евр. Гаддиэл, "счастье есть Бог"), сын Содия из колена Завулона. Один из соглядатаев, посланных Моисеем в землю Ханаанскую (Чис 13:11).

Гаддий

Гаддий (евр. Гадди), имя, производное от "Гад". Сын Сусия из колена Манассии. Один из соглядатаев, посланных Моисеем в землю Ханаанскую (Чис 13:12).

Гадер

Гадер ("каменный вал", "стена"), хананейский цар. город (Нав 12:13) в Негеве (на юге страны). В Ономастиконе (список георг. названий) Евсевия Кесарийского Г. отождествляется с башней Гадер (Быт 35:21), что, впрочем, вызывает сомнения. см. Едер (1).

Гадий

Гадий (евр. Гади, "счастливый"), отец израил. царя Менаима (4Цар 15:14,17).

Гадитяне

Гадитяне, представители колена см. Гада (1Пар 12:8 и др.).

Гадорам

Гадорам (Иорам) (евр. Хадорам, "Хадад возвышен"):

1) потомок Иоктая, родоначальник одного из араб. племен (Быт 10:27; 1Пар 1:21);

2) сын царя Имафа (Хамата), Фоя, передавший Давиду приветствия и дары от своего отца по случаю победы над Адраазаром, царем сувским (1Пар 18:9 и след.).

Гады, пресмыкающиеся

Евр. слова ремес и шерец (букв.: "двигающийся", "ползающий"), переводимые обычно как "гады", обозначают в Библии всех пресмыкающихся, обитающих на земле (Быт 1:24,25)и в воде (Пс 103:25), а также крылатых насекомых (Лев 11:20) и животных, "ползающих на чреве" или, напротив, "многоножных животных" (Лев 11:41,42). Все эти животные считались нечистыми (Лев 11:20,29,30,41,42). За искл. млекопитающих, птиц и рыб, а также саранчи (ст. 21,22), к Г. могут быть причислены все остальные виды животных, в т.ч. и мелкие млекопитающие, напр. мыши (Лев 11:29,30).

Гаенам

Гаенам ("место источника"), город в Иудее (Нав 15:34), возм., идентичный см. Енаиму (Быт 38:14).

Газа

1) город в уделе Ефрема (1Пар 7:28), см. Гай (1). Но возм., что это совр. Турмус-Айя, в 2 км юж. Силома;

2) один из крупных филистимских городов, располож. в 4 км к вост. от побережья Средиземного моря, в 80 км от Иерусалима и в 66 км юго-зап. Яффы (Иоппии). Г. была самым южным из пяти филистимских городов и располагалась на границе тер., завоеванной Иисусом Навином (Нав 10:41). Город был предназначен в удел колену Иуды (Нав 15:47), тем не менее оно, видимо, его так и не получило. Очевидно, Г. не была завоевана Иудой, хотя в Суд 1:18 утверждается обратное. Судя по тому, что филистимляне держали в Г. плененного Самсона, город позднее находился в их владении (Суд 16:21). Во времена Езекии иуд. цари, побеждая филистимлян, продвигались вплоть до Газы (4Цар 18:8). Расположение города близ моря на главном караванном пути в Египет объясняет постоянные стремления египтян владеть этим городом (Иер 47:1,5). Пророки предсказывали ожидающее Г. Божье наказание (Ам 1:6; Соф 2:4; Зах 9:5). В 529 г. до Р.Х. город захватил перс. царь Камбис, а в 322 г. до Р.Х. - Александр Македонский. Позднее, в эллинистич. эпоху, город переживал расцвет. Маккавеи захватывали город дважды, после чего он обезлюдел. Помпей отделил область Г. от Иудеи; позднее город, вероятно, был восстановлен, но уже в другом месте, ближе к гавани. Однако путь в Египет все так же пролегал мимо руин старого города. Видимо, на это указывается в Деян 8:26: "На дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста". Ф.Питри полагал, что древняя Г. находилась на месте холма Телль-эль-Аджул, в 7 км юж. совр. города, но результаты раскопок это не подтвердили.

Газез

Газез ("рожденный во время стрижки"):

1) сын Халева, сына Есрома, и его наложницы Ефы (1Пар 2:46);

2) внук Халева и сын Харана (1Пар 2:46).

Газер

Газер (евр. и в совр. науч. лит-ре - Гезер), хананейский город, имевший собственного царя (Нав 12:12), к-рый был побежден Иисусом Навином (Нав 10:33). Хотя Г. был предназначен для жительства левитам, израильтяне, однако, не изгнали из него хананеев (Нав 16:3,10; Суд 1:19). В Библии сказано, что Давид поразил филистимлян "от Гевы (в Синод. пер. - Гаваи) до Газера" (2Цар 5:25), след., в то время Г., видимо, принадлежал филистимлянам. Позднее город был завоеван егип. фараоном, но тот отдал его своей дочери, жене Соломона, в приданое (3Цар 9:16). В Нав 21:21; 1Пар 6:27 Г. назван городом-убежищем. В VIII в. до Р.Х. городом завладел Тиглатпаласар III, к-рый распорядился сделать рельеф, изображающий сцены захвата Г. Во время маккавейских войн Г. был завоеван Иудой Маккавеем, а его преемник Симон возвел вокруг города новые стены (1Мак 14:7; 2 Мак 10:32 - в Синод. пер. - Газара). О том, что Г. находился на месте холма Телль-Джезер (новоевр. Телль-Гезер), в 18 км вост. Явне, свидет-вуют найденные здесь при раскопках камни с надписью: "Граница Гезера". Древнейшие обитатели Г. жили в пещерах, на стенах к-рых они делали рисунки. Трупы они сжигали, из чего следует, что эти люди не были семитами. Археологич. находки в культурных слоях, относящиеся к бронзовому веку, свидет-вуют о егип. влиянии. Филистимляне и хананеи устанавливали особые камни (маццебы) на тех местах, к-рые они считали святыми. Важным технич. достижением газерцев был сооруженный ими подземный туннель, по к-рому в город поступала вода. Ко времени правления израильтян относится Гезерский календарь (см. Год, III), на к-ром были обозначены сроки сева и сбора урожая см. Высота (V).

Газзам

Газзам ("кузнечик" или "гусеница"), предок храмовых прислужников (нефинеев), возвратившихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:48; Неем 7:51).

Гаий

Гаий (Гай):

1) македонский христианин и спутник ап. Павла. Г. был схвачен разъяренной толпой во время мятежа серебряников в Ефесе, но, видимо, остался невредим (Деян 19:29);

2) спутник ап. Павла, сопровождавший его на пути из Македонии в Малую Азию (Деян 20:4). В одном из дошедших до нас вариантов текста говорится, что Г. был родом из Дубера в вост. Македонии, а не из Дервии в Малой Азии, как об этом говорят остальные рукописи Деян. В этом случае он, вероятно, являлся тем же лицом, что и первый Г. Подтверждением этому может служить то обстоят-во, что оба Г. упоминаются вместе с македонянином Аристархом;

3) коринфский христианин, к-рого крестил Павел (1Кор 1:14). Апостол останавливался в доме Г.; здесь же собиралась и вся коринфская церковь (Рим 16:23). Исследователями было высказано предположение, что этот Г. и тот, к-рый принимал у себя Павла (Деян 18:7), - одно и то же лицо и что, соотв., его полное имя - Г. Титий Иуст;

4) адресат 3 Послания Иоанна (ст. 1). Г. гостеприимно принимал у себя братьев и странников (ст. 5 и след.) и, возм., был обращен в веру Иоанном (ст. 4).

Гай

Гай (евр. Ай (в Библии всегда с артиклем - Хаай), "куча (обломков)", "развалины"):

1) город вблизи Вефиля (Быт 12:8; 13:3; Езд 2:28), названный в МТ также Айя (в Синод. пер. - Гай, Неем 11:31) и Айа (в Синод. пер. - Газа, 1Пар 7:28). Ко времени покорения Ханаана израильтянами Г. был укреп. городом с 12 тыс. жителей, в к-ром правил царь. Г. был завоеван Иисусом Навином (Нав 8). Если Аиаф (евр. Айят, Ис 10:28) также отождествить с Г., то его местоположение надо искать сев. Михмаса. Неоднократно указывали на холм Ат-Телль близ селения Дейр-Диван как на возм. местонахождение древнего Г. В результате раскопок здесь был обнаружен город, по своим размерам превосходящий Иерихон или Мегиддо (что противоречит Нав 7:3), к-рый уже ок. 2000 г. до Р.Х. стал жертвой какой-то катастрофы и только ок. 1200 г. до Р.Х. был в незначит. степени заселен израильтянами. Т.о., ко времени завоевания Г. этот город лежал в развалинах. Нет здесь и упомянутой в Нав 8:12 располож. сев. города долины. Значит, Г. следует искать в другом месте, вост. Вефиля;

2) город аммонитян, располагавшийся, вероятно, вблизи Есевона (Иер 49:3).

Гаккатан

Гаккатан (евр. Катан, "меньший" или "младший"), отец Иоханана, из потомков Азгада (Езд 8:12).

Гаккоц

Гаккоц (евр. Хаккоц, "терновник"), глава рода священников, к-рому выпал седьмой жребий для служения в храме во времена Давида (1Пар 24:10). Члены рода Г. вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем, но не могли доказать своей принадлежности к священству (Езд 2:61 и след.; Неем 7:63 и след.). Судя по Неем 3:4,21, нек-рым из них все же удалось отстоять свои права.

Галаад

Галаад (евр. Гилад, возм., "неровная поверхность"):

1) сын Махира, внук Манассии, праотец рода Г., составлявшего основную часть колена Манассии (Чис 26:29,30; 27:1; 36:1; Нав 17:1,3);

2) отец судьи Иеффая (Суд 11:1,2), потомок Г. (1);

3) израильтянин из колена Гада (1Пар 5:14);

4) горный массив, простирающийся зап. Иордана, возле Изреельской долины (Суд 7:3), к-рый, по мнению ряда ученых, тождествен Гелвую (см. Гелвуй). Название Галаад появилось в этом месте Библии в результате ошибки переписчика;

5) горный массив вост. Иордана (Быт 31:21,23,25; Песн 4:1), ср. Галаад (7);

6) в Ос 6:8 (ср. 12:12) говорится о Г. - "городе нечестивцев, запятнанном кровью", но, вероятно, здесь имеется в виду земля Г. (7);

7) область вост. Иордана (Втор 3:10), границы к-рой точно не определены. Во Втор 34:1 подразумевается область к востоку от Иордана, а в Нав 22:9 - область, находящаяся сев. Арнона, завоеванная израильтянами (4Цар 10:33). Река Иавок делит Г. на юж. (Втор 3:12,16; Нав 12:2,5) и сев. части (Нав 13:31). После победы израильтян над васанским царем Огом (Чис 21:32-35) юж. часть отошла во владение коленам Гада и Рувима, а сев. - колену Манассии (Втор 3:12-16). Позже израильтяне неоднократно сражались с сирийцами за Рамоф Галаадский; область была разорена сир. царем Азаилом, к-рый "молотил Галаад железными молотилами" (Ам 1:3; ср. 4Цар 10:32,33). Галаадское нагорье, в отличие от зап. берега Иордана, очень плодородно: на нем простирались обширные пастбища (Чис 32:1; Песн 4:1), а сев. часть в основном покрывали леса, в том числе см. Ефремов лес, в к-ром был убит Авессалом (2Цар 18:6). Из Г. вывозились благовония и лекарств. средства (Быт 37:25), о чем говорится в Иер 8:22: "Разве нет бальзама в Галааде?".

Галал

Галал ("черепаха"):

1) левит из рода Мерари, вернувшийся из вавил. плена (1Пар 9:15);

2) другой потомок Мерари, сын Идифуна и отец Шемаии (1Пар 9:16).

Галатия

I. ОБЛАСТЬ

Плоскогорье в Малой Азии, тянущееся по обе стороны от реки Галис (совр. Кызыл-Ирмак), в эпоху НЗ населенное кельтскими племенами - галатами, обосновавшимися здесь в III в. до Р. Х. По одной из версий, сюда было направлено см. Послание к Галатам. Важнейшие галатийские города - Пессинунт - на западе, Анкира (совр. Анкара) - в центре и Тавий - на востоке области.

II. РИМСКАЯ ПРОВИНЦИЯ

Галатия (с 25 г. до Р. Х.) включала, помимо собств. Галатии, Ликаонию, Писидию и Фригию. Здесь Павел проповедовал во время своих первого и второго миссионерских путешествий (Деян 13:14; 14:24; 16:1-5).

Галгал

Галгал (Галгалы) ("круг", "колесо повозки" или "диск" (каменный)):

1) место первой стоянки израильтян в Ханаане вост. Иерихона (Нав 4:19), т.е. между городом и Иорданом (Нав 5:10; 9:6; 10:6; 14:6; Суд 2:1; 3:19; 2Цар 19:15; Мих 6:5). Полагают, что Г. был расположен на месте холма, к-рый сейчас называется Эн-Нетеле, в 5 км юго-вост. Иерихона, где его древнее название звучит как Телль-Джельджул. По мнению Г.Г.Дальмана, Г. следует искать на месте Эн-эль-Гарабе, к-рый равноудален от Иордана и Иерихона на 4 км. Наконец, Г. отождествляют и с развалинами Хирбет-эль-Мефджир в 2 км сев.-вост. Иерихона. Предположение о том, что в 1Цар 11:14,15 и в Неем 12:29 (Беф-Гаггилгал) имеется в виду одно и то же место, неоднократно подвергалось сомнению. Возм., пророч. школа была организована здесь с целью сохранения древней традиции. В VIII в. до Р.Х. этот город стал центром нечестивого идолослужения, см. Ос 4:15; 9:15; 12:11; Ам 4:4; 5:5;

2) Э.Зеллин полагает, что Г., согл. Втор 11:30 располагавшийся недалеко от Сихема, находился на месте развалин Хирбет-Джуледжил (в 4 км юго-вост. Сихема). Однако существует мнение, что указанные места связаны с Г. (1);

3) очевидно, что от Г. (1) следует отличать Г., упоминаемый в Нав 12:23. Здесь говорится о городе, находившемся на месте совр. Джилджулийе (евр. Гилгал) на равнине Шарон (Сарон), в 6 км сев. Рас-эль-Айна (Антипатриды);

4) нек-рые ученые предполагают, что Г., упоминаемый в Нав 15:7, то же место, что и Г. (1), но это маловероятно. В параллельном описании в Нав 18:17 этот город называется Гелилофом. Считается, что он находился возле Хан-эс-Сала (также Хан-эль-Ахмар), в 9 км сев.-вост. Иерусалима.

Галгалы

Галгалы см. Галгал.

Галилейское море

Геннисаретское Озеро.

В ВЗ это озеро называется Киннереф ("арфа"; Чис 34:11), а в НЗ - Галилейским (Мф 4:18), или Тивериадским.морем (Ин 21:1).Арабы называют его Бахр-Табарийе (море Тивериадское). Длина озера - 21 км, наиб. ширина - 12 км, площадь - 170 км2, наиб. глубина - 48 м; его уровень лежит на 212 м ниже уровня Средиземного моря. Чаша озера представляет собой часть огромного разлома, тектонич. впадины, простирающейся до залива Акаба. По краям впадины на поверхность через трещины в земной коре выступают вулканич. породы (базальт). Горячие источники Тивериады тоже имеют вулканич. происхождение; их целебные свойства были известны еще во времена рим. правления. Благодаря тому, что озеро находится на дне разлома, лето здесь исключит, жаркое, а колебания дневной и ночной температур невелики, так что можно ночевать под открытым небом. Большую опасность для рыбаков представляют внезапные бури и штормы, к-рые могут разыграться на Г.О. в любое время года (Мк 4:37). При шторме волны достигают огромной высоты. С древних времен Г.О. было богато рыбой. Во времена земной жизни Иисуса берега озера были заселены довольно плотно. Здесь стояли несколько обнесенных стенами городов и много мелких поселений. Когда Иисус проходил по этим местам. Его "теснило множество народа" (Мк 5:24) из приозерных селений. На сев.-зап. берегу располагался город Капернаум, "Его Иисуса город" (Мф 9:1).

-----------------------------------

Галилейское море см. Геннисаретское озеро.

Галилея

Считается, что название "Г." происходит от евр. слова галил ("местность" или "окружность"). Г. называли область вокруг Кедеса, одного из городов-убежищ (Нав 20:7; 21:32), к-рая изначально принадлежала коленам Иссахара, Неффалима, Завулона и Асира. Позже здесь обосновалось и колено Дана (Суд 18). Завоевание Г. израильтянами происходило медленно (Суд 1:30; 4:2). Когда Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) угнал израильтян в плен, оставшиеся евреи смешались с переселенцами-язычниками (4Цар 15:29; 17:24). К коренным жителям и переселенцам, пришедшим сюда во времена вавил. плена, позднее присоединились арам., араб., финик. и греч. переселенцы. Поэтому чистокровные евреи относились к жителям Г. с презрением (Ин 1:46; 7:52), и уже в Ис 9:1 Г. называется языческой. Галилеяне говорили по-арамейски с характерным акцентом (Мф 26:73; Мк 14:70). Жителей области считали людьми храбрыми и склонными к мятежу. Г. играет в Библии особую роль, потому что именно здесь Иисус совершил большую часть Своих деяний (Мф 4:23). В то время область входила в состав царства Ирода Антипы (см. Ирод Антипа). см. Масличная гора, см. Елеонская гора.

Галлим

1) один из важнейших городов на пути из Иерусалима в Геву (1Цар 25:44; Ис 10:30). Вероятно, это совр. Хирбет-Какул, местоположение к-рого соответствует приведенному в Ис 10:30 перечню городов. Найденные здесь остатки гор. стены и черепки свидетвуют о том, что на этом месте (ок. 5 км сев.-вост. Иерусалима)жили израильтяне во времена Израильской государственности;

2) город в уделе Иуды, упоминаемый только в тексте Септуагинты (Нав 15:59), возм., совр. Бейт-Джала, располож. в 2 км сев.-зап. Вифлеема.

Галлион

Галлион, брат рим. гос. деятеля и философа-стоика Сенеки, воспитателя имп. Нерона. Изначально его звали Луцием Юнием Аннеем Новатом, а имя Г. он получил после того, как был усыновлен Луцием Юнием Галлионом, другом его отца. Г. избрал полит. карьеру, и во времена первого пребывания Павла в Коринфе он был уже проконсулом провинции Ахаии. Когда евреи привели к нему на суд апостола, Г. отказался выносить решение относительно его учения и не вмешался, когда толпа эллинов в его присутствии избила начальника синагоги Сосфена (Деян 18:12-17). Нерон принудил Г., как и Сенеку, совершить самоубийство. Найденная в Дельфах надпись с именем и титулом Г. позволяет заключить, что Павел посетил Коринф в 51/52 гг. по Р.Х. Это может помочь более точно определить, когда происходили те или иные события в жизни апостола.

Галлохеш

Галлохеш см. Лохеш.

Гам

Гам, место вост. Иордана, возм., совр. Хам, лежащий сев. Иавока, в 6 км юго-зап. Ирбида и сев. Аджлуна. Здесь жили зузимы (Быт 14:5).

Гамалиил

Гамалиил (евр. Гамлиэл, "Божья награда"):

1) фарисей, законоучитель и член иерусалимского синедриона во времена Иисуса Христа. Г. стоял во главе умеренного теологич. направления, основоположником к-рого был его дед Гиллей. Выдающаяся ученость и личная честность Г. снискали ему всеобщее уважение. Он всегда старался быть вне политики и избегать крайностей: проявив мудрость и осторожность, Г. дал синедриону совет не наказывать арестованных апостолов слишком строго (Деян 5:34-40). Но это не стоит расценивать как свидет-во его единомыслия с христианами. Одним из учеников Г. был Савл из Тарса (Деян 22:3). Г. умер ок. 50 г. по Р.Х. Его называют Гамалиилом I, чтобы отличать его от внука, Гамалиила II, к-рый в 90-110 гг. по Р.Х. тоже был уважаемым раввином;

2) сын Педацура, начальник колена Манассии во время странствования по пустыне (Чис 1:10; 2:20; 7:54,59; 10:23).

Гамул

Гамул ("делающий добро"), глава 22-й чреды священников во времена Давида (1Пар 24:17).

Гапицец

Гапицец (евр. Пиццец, "разбитый", "раздробленный"). Священник и руководитель 18-й чреды священников во времена Давида (1Пар 24:15).

Гаран

Гаран см. Харан (2).

Гарари, гараритяне

Название неизвестного города или местности. Возм., Г. был расположен на Иудиной или на Ефремовой горе. Трое из храбрых у Давида носили прозвище "гараритянин" (2Цар 23:11,33; 1Пар 11:34 и след.).

Гареб

Гареб (евр. Гарев), один из храбрых у Давида, итритянин (ифриянин) (2Цар 23:38; 1Пар 11:40).

Гарив

Гарив, холм вблизи Иерусалима (Иер 31:39), находившийся, вероятно, сев. храмовой горы. Позднее, в новозаветное время, на Г. располагался пригород, называвшийся Бецета. см. Гоаф.

Гаризим

Гаризим, гора, находящаяся юж. Сихема, совр. название - Джебель-эт-Тор (евр. Гризим) (881 м). На этой горе, стоящей напротив горы см. Гевал, колена Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Иосифа и Вениамина провозгласили благословение израил. народу (Втор 11:29; 27:12; Нав 8:33). На сев. склоне горы имеется выступ, с к-рого, возм., говорил, рассказывая притчу, Иофам (Суд 9:7). На горе Г. находился храм самарян, к-рый ок. 128 г. до Р.Х. был разрушен Иоанном Гирканом (см. Маккавеи). Но и после этого Г. оставалась для самарян местом поклонения Богу (Ин 4:20).

Гарми

Гарми (возм., от евр. герем, "кость"). В Синод. пер. слово "Гарми" понимается как собств. имя одного из сыновей Годии (1Пар 4:19). В большинстве же совр. переводов оно передано либо как "гармитяне" - жители города Кеилы, либо как "гармитянин" - прозвище сына Годии - Кеилы.

Гарум

Гарум (евр. Харум), отец Ахархела из колена Иуды (1Пар 4:8).

Гассофереф

Гассофереф, а также Софереф (от евр. "писец", "книжник"), один из рабов Соломона, потомки к-рого вернулись из вавил. плена с Зоровавелем (Езд 2:55; Неем 7:57; в последнем случае в Синод. пер. - Софереф).

Гафам

Гафам (евр. Гатам), сын Елифаза, потомок Исава и царь в земле Едома (Быт 36:11,16; 1Пар 1:36).

Гафах

Гафах (евр. Хатах), евнух царя Артаксеркса, находившийся в распоряжении царицы Есфири (Есф 4:5 и след.,9 и след.).

Гаф-Риммон

Гаф-Риммон ("пресс для выжимания сока из гранатов"):

1) левитский город в уделе Дана (Нав 19:45; 1Пар 6:69), возм., Телль-Абу-Зейтун, расположенный на Нахр-эль-Аудже, в 2,8 км сев.-вост. Телль-Джерисе;

2) левитский город в уделе Манассии (Нав 21:25), называемый в док-тах архива Эль-Амарны Гитиримунима, совр. Руммане, располож. в 1,5 км сев.-зап. Таанаха.

Гафхефер

Гафхефер (Геф-Хефер) ("давило колодца"), место рождения пр. Ионы (4Цар 14:25) в уделе Завулона (Нав 19:13). Согл. Иерониму, Г. был небольшим селением, располож. в 5 км вост. Сепфориса на пути в Тивериаду; если исходить из утверждений местных жителей, что здесь находилась гробница с прахом пр. Ионы, то можно предположить, что Г. - это Эль-Мешед, располож. прим. в 7 км сев.-вост. Назарета. Однако в лежащем южнее Хирбет-эз-Зурре, обычно отождес-твляемом с Г., по сей день также почитается гробница Неби Юнуса (пр. Ионы).

Гахам

Гахам (возм., от араб. "яркий огонь"), сын Нахора и его наложницы Реумы (Быт 22:24).

Гахар

Гахар (возм., араб. "(рожденный в) засушливый год"), один из прислужников (нефинеев) в храме, чьи потомки вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:47; Неем 7:49).

Гахила

Гахила, холм в пустыне Зиф или на ее границе (1Цар 23:19; 26:1,3); его точное местоположение неизвестно.

Гацар-Аддар

Гацар-Аддар см. Аддар.

Гацар-Енан

Гацар-Енан ("место у источника"), селение на сев.-вост. границе земли обетованной, в пределах, установленных для нее Богом (Чис 34:9). В Иез 47:17; 48:1 эта местность названа Гацар-Енон. Предположит. речь здесь идет о совр. Кариетеине, или Карьятеине, большом селении, имеющем источник и располож. в 130 км от Дамаска на пути в Пальмиру.

Гацлелпони

Гацлелпони (евр. Хацлелпони, "дай тень (т.е. защиту), к-рую Ты обращаешь на меня"), израильтянка из колена Иуды (1Пар 4:3).

Гацор

Гацор (Асор) (евр. Хацор (именно это написание принято в науч. лит-ре), "двор (селение)"):

1) город в уделе Вениамина (Неем 11:33), предположит, совр. Хирбет-Хаццур. располож. между Бейт-Ханина и Неби-Самвил, прим. в 5 км сев.-зап. Иерусалима;

2) город в уделе Иуды, называемый также см. Кириаф-Хецрон (Нав 15:25, в Синод, пер. Кириаф и Хецрон - разные города);

3) другой город в уделе Иуды (Нав 15:23). Возм., стоящие рядом слова составляют одно название - Асор-Ифнан (см. Септуагинта) и подразумевают совр. Эль-Джебарие. располож. прим. в 30 км сев.-вост. Кадеш-Барнеа.;

4) наиболее значит, город с таким названием лежал на склонах холма (совр. Телль-эль-Кеда) в сев. части Палестины (ср. Нав 11:13), к югу от Кедеса (4Цар 15:29). Он упоминается еще в содержащих проклятия егип. текстах, относящихся к XIX в. до РХ. и обнаруженных в архивах Мари и Эль-Амарны. Асор (Хацор) был столицей хананейских царств (Нав 11:10), его царь был предводителем коалиции, войска к-рой Иисус Навин разбил у вод Меромских (Нав 11:1,7 и след.). После сражения город был сожжен, но во времена судей вновь обрел былое величие и стал опасным противником Израиля (Суд 4:2,24). В результате раскопок, проводившихся в период между 1875 и 1969 гг., стала ясна планировка Хацора (Гацора, Асора). В юж. части укрепленного земляным валом города, занимавшего площадь прим. 1300 х 700 м и насчитывавшего, по оценкам ученых, 40 тыс. жителей, находились крепость и цар. дворец. Археологи обнаружили здесь два храма и при них - два скульптурных изображения богов, глиняные маски, культовую утварь. На одном из обломков керамич. сосуда, датируемого XIII в. до Р.Х., сохранились две буквы синайского письма (см. Алфавит). Аккад, надпись на глиняном кувшине (до наст. времени - древнейшая из обнаруженных в Палестине) свидет-вует о том, что Г. уже во II тысячел. до Р.Х. был довольно большим и процветающим городом. При Соломоне город вновь укрепляется (3Цар 9:15) и становится важным форпостом на границе с набиравшим силу Дамасским царством (3Цар 11:23-25). Мощная цитадель, построенная во времена царя Ахава, была дополнит, укреплена Иеровоамом II, однако после штурма города войсками Тиглатпаласара III во время нападения ассирийцев ее вост. часть оказалась разрушенной до основания (733 или 732 г. до Р.Х.). Строения эпохи Иеровоама II носят следы разрушений, вызванных землетрясением (ср. Ам 1:1). В более поздних гор. сооружениях представлены все эпохи - вплоть до эллинистич) область в пустыне в вост. части Палестины (Иер 49:28-33 ). Возм., это название указывает на то, что здесь жили оседлые арабы. Поход Навуходоносора против араб. племен состоялся в 598 г. до Р.Х.

Гацор-Хадафа

( "новый Гацор"), город в уделе Иуды (Нав 15:25). Его упоминание рядом с см. Кириаф-Хецроном указывает на то, что он был расположен в районе Мертвого моря. Возм., речь идет об Эль-Худейре, прим. в 10 км юго-вост. Маона.

Гашем

(евр. Хашем), уроженец Гизона (о селении с таким названием ничего более не известно), отец или более отдаленный предок см. Ионафана (7), одного из храбрых у Давида (1Пар 1:34). В 2Цар 23:32 он назван Яшеном.

Гвоздь

(евр. масмер). В Ин 20:25 Фома, не веря в то, что Господь воскрес, говорит: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей ... не поверю".

Гева

Гева (холм)

1) город колена Вениамина, отданный левитам (Нав 18:24; 21:17). Согл. Ис 10:29, Г. находилась сев. Иерусалима, поэтому ее следует отличать от Гивы Саула см. Гива Саула. Возм., это тот же город, что и Гива Вениамина, упоминаемая в 1Цар 13:2,15 и след. В наст. время это, вероятно, Джаба, располож. в 9 км сев.-вост. Иерусалима и в 3 км вост. Рамы. Г. была погран. городом Иудейского царства; Аса превратил ее в крепость (3Цар 15:22 - в Синод, пер. - Гива). Во времена Иосии выражение "от Гевы до Вирсавии" означало: всё Иудейское царство - от севера до юга (4Цар 23:8). Недалеко от Джабы расположена Сахель-Джаба, возм., та же самая местность, что и "поле" около Гивы (Суд 20:31) или Г. (Неем 12:29; Зах 14:10 - в Синод, пер. - Гаваона). Рядом с Г. (в Синод, пер. - Гивы) находилась скала Сене (1Цар 14:4 и след.), возм., это место возле Хирбет-эль-Алальят:

2) название еще одной Г. встречается в списке городов, составленном Тутмосом III. Возм., это упоминаемая Иосифом Флавием Гава-совр. Джебате (евр.Геват), располож. в 10 км вост. Иокнеама.

Гевал

1) гора в Ханаане, отделенная долиной от горы см. Гаризим (Втор 27:12,13). Недалеко от этих гор находились город Сихем и дубрава Море (Быт 12:6). Г. (выc. 938 м) - голая, лишенная растительности скала. После перехода израильтянами реки Иордан Иисус Навин соорудил жертвенник из "цельных '.т.е. неотесанных камней и принес на нем жертвы всесожжения и жертвы мирные, а на больших, побеленных известью камнях написал "список с закона Моисеева", полученного израильтянами на горе Синай. Затем шесть израильских колен провозгласили с горы Гаризим благословение Израилю, а другие шесть колен с горы Гевал - проклятие (Нав 8:30-35). Это было совершено во исполнение указаний Моисея (Втор 27);

2) (возм., "горная страна"), финикийский город (в совр. лит-ре - Библ), располож. на побережье Средиземного моря между Бейрутом и Триполи (Иез 27:9). Результаты раскопок свидет-вуют о том, что оживленная торговля с Египтом велась здесь уже во времена Древнего царства. Египтяне вывозили из Г. корабельный лес и медь, а ввозили папирус, к-рый здесь перерабатывался. Отсюда произошло греч. название города - Библос ("книга"). Среди док-тов архива Эль-Амарнского найдено более 50 табличек, написанных Риб-Адди, царем Г. Известный исторический факт - плавание в Библ египтянина Унамона (незадолго до 1100 Г.ДОР.Х.). Прим. 1000-м г. до Р.Х. датируется найденный в Г. саркофаг царя Ахирама с надписью из финикийских букв (см. Алфавит). В Библии Г. упоминается в одном ряду с Тиром (Иез 27:9);

3) гористая местность на вост. берегу Иордана, жители к-рой вошли в союз, направленный против Израиля (Пс 82:8).

Гевер

( "(молодой,сильный) мужчина"), сын Урия, приставник Соломона в юж. Галааде (3Цар 4:19), возм., отец приставника в сев. Галааде и Аргове.

Гевим

( "ров","пруд"),селение,располож.сев. Иерусалима (Ис 10:31). Г.Дальман отождествляет этот город с Шуафатом, располож. прим. в 3 км сев. столицы.

Гевла

Земля гивлитян (см. Гивлитяне)(Нав 13:5).

Гегай

(евр. Хеге и Хегай, "владеющий хорошими коровами"), евнух царя Артаксеркса, страж его жен, служивший также и Есфири (Есф 2:3,8,15).

Гедалия

Гедалия (Годолия)

I.

(евр. Гедалья и Гедальяху, "велик Яхве"):

1) сын левита Идифуна, руководитель второго отделения певцов во времена Давида (1Пар 25:3,9);

2) предок пр. Софонии (Соф 1:1);

3) сын Пасхора, один из иуд. князей, повелевших бросить пр. Иеремию в яму (Иер 38:1,4-6);

4) сын Ахикама, придворного царя Иосии, и внук Шафана. Захватив Иерусалим и угнав народ в плен, вавил. царь Навуходоносор в 587 г. до Р.Х. назначил Г. управлять Иудеей. Резиденцией Г. была Массифа. Как и его отец, он покровительствовал пр. Иеремии и собрал вокруг себя рассеянных по Иудее евреев. После двухмесячного правления Г., по наущению аммонитского царя Ваалиса, был убит Исмаилом, сыном Нафании из иуд. цар. рода. Опасаясь мести Навуходоносора, остаток народа под предводит-вом Иоханана (Иоанана), сына Карея, вопреки совету Иеремии, отправился в Египет (4Цар 25:22-26; Иер 39:14; 40; 41). В Лакише (Лахисе) был обнаружен оттиск печати высокопост. сановника Гедалии, к-рый и был тем самым Гедалией;

5) священник из рода первосвященника Иисуса, женившийся на иноплеменнице (Езд 10:18).

II.

(евр. Йигдальяху, "Яхве явит свое величие"), отец рехавита Алана (Иер 35:4).

Гедеон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница