Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "З"
Зааван (возм., "дрожать", "пугаться"), сын хоррея Эцера (Быт 36:27; 1Пар 1:42). |
Заббуд ("подаренный"), потомок Бигвая, возвратившийся из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:14). |
Забвай (евр. Заббай), израильтянин, расставшийся со своей женой-язычницей (Езд 10:28). Возм., отец Варуха (Неем 3:20). |
Забота (евр. дэага йагон), в первую очередь - беспокойное и гнетущее состояние, связанное с обдумыванием предстоящего поступка или события (Пс 12:3, в Синод. пер. - "скорбь"; Притч 12:25, в Синод. пер. - "тоска"; Иез 12:18 и след., в Синод. пер. - "печаль"). Наряду с этим слово "З." означает опеку сильного над слабым, над тем, кто доверен сильному или зависим от него. В этом смысле Бог заботится о Своих (Неем 9:21; Пс 54:23; 1Пет 5:7), как и обо всем сотворенном мире (Мф 5:45; 6:26,28-30). В этом смысле следует понимать Его призыв не заботиться о пище и одежде (Пс 126:2; Мф 6:25-34; Лк 21:34; ср. Пс 39:18). Бог повелевает ученикам не заботиться о правильных ответах правителям, ибо им "будет дано, что сказать" (Мф 10:19,20; Лк 12:11). Павел также советует обращаться во всех своих делах к Господу (Флп 4:6 и след.), ибо тот, кто всецело отдается своим З., становится невосприимчивым к словам Божьим (Мф 13:22; Мк 4:19; ср. Ис 57:11); такой человек живет в отрыве от реальности (Еккл 5:2). Праведной З. является З. о собственном грехе, т.е. осознание греха (Пс 37:19). Следует заботиться о других, особенно о своей семье и родных (1Тим 5:8,16). Апостолы и предстоятели несут З. о церквах (2Кор 11:28; Флп 2:20; 1Тим 3:5), а церкви, в свою очередь, заботятся о мужах, служащих им (Флп 4:10). Но всегда существует опасность впасть в чрезмерную, по сути своей эгоистическую, З. о ближних (1Кор 7:32-34); за такими заботами человек перестает внимать Богу и не ищет Его воли (Лк 10:41 и след.). |
Завад ("подарок"): 1) израильтянин из колена Иуды, потомок Иерахмеила (1Пар 2:36 и след.); 2) сын Ахлая, один из храбрых у Давида (1Пар 11:41); 3-5) три израильтянина, расставшиеся со своими языч. женами (Езд 10:27,33,43); 6) (евр. "надел"), сын аммонитянки Шимеафы, слуга (чиновник или военач.) и один из убийц царя Иоаса (2Пар 24:26). В 4Цар 12:21 он назван Иозакаром. |
Завадия см. Зевадия (4). |
Завдиил (евр. Завдиэл, "подарок Божий"): 1) отец Иашовама, начальника 1-го отделения войска во времена Давида (1Пар 27:2); 2) сын Гагедолима (Неем 11:14). |
Завдий (евр. Завди, возм., "подарок"): 1) предок Ахана, израильтянина из колена Иуды (Нав 7:1); 2) вениамитянин, сын Шимея (1Пар 8:19); 3) израильтянин из Шефама, надзиравший над запасами вина у царя Давида (1Пар 27:27); 4) левит, сын Асафа (Неем 11:17). |
Завеса см. Скиния (III,2) см. Храм (III,1; VI) В храме Ирода З. отделяли притвор от Святого и Святое от Святого Святых. Разрыв З. перед Святым Святых в момент смерти Иисуса (Мф 27:51) послужил знаком того, что Своей смертью и воскресением Иисус обеспечил человеку свободный доступ в то пространство, где присутствует Бог. |
Завет соли см. Соль (II,1) см. Союз, завет (II). |
Оба этих слова в Синод. пер. НЗ употребляются для перевода греч. диатеке (2Кор 3:14; Евр 9:16), к-рым Септуагинта передает евр. берит. З. - это распоряжение завещателя, к-рое вступает в силу после его смерти (Евр 9:16 и след.) и определяет судьбу оставшегося после него имущества. То же значение имеет слово диатеке. Но слово берит означает "союз", "соглашение, как минимум, между двумя участниками, в к-ром определены цели, условия, права и обязанности обеих сторон". Оба понятия лишь приблизит. передают значение обоих установлений Божьих - ветхого и нового заветов, или соглашений, поскольку только Бог устанавливает условия Своего соглашения, подобно тому как завещатель диктует условия своего З., и только Он определяет участие в Его славе как участие в Его наследстве. И люди должны решать, хотят они вступить в эти союзнич. отношения или нет. Т.о., в слове "завет" присутствуют одноврем. понятия З., поскольку это одностороннее распоряжение о наследстве, и союза, поскольку здесь устанавливаются отношения между живущими. ВЗ содержит историю и основные положения первого союза (завета), к-рые были переданы через Моисея, а НЗ - основы нового союза (завета), заключ. в посреднике Иисусе Христе (Мф 26:28; Мк 14:24; Лк 22:20). см. Библия см. Священное Писание. |
Зависть, недовольство человека тем, что Бог сохранил ч.-л. за Собой или оделил другого человека ч.-л., чего завистник страстно желал бы для себя. З., как и всякое зло, исходит от дьявола (Прем 2:24; Иак 3:14 и след.). Поводом для З. может быть богатство, к-рое достается другому (Быт 26:14; Притч 28:22), дети (Быт 30:1)или благоволение отца (Быт 37:11). Иисуса предали из З. (Мф 27:18); З. иудеев преследовала и апостолов (Деян 13:45). В Церкви действует правило относиться к ближнему с любовью, заботясь о его вечном спасении и земном благополучии. Это правило нарушается там, где появляется З. (2Кор 12:20; Иак 3:16). Завистник стремится навредить тому, кому он завидует, но, напр., З. к проповеднику может заставить и самого завистника проповедовать. Распространение Евангелия было для Павла столь важным делом, что он радовался даже проповеди, мотивированной завистью к нему (Флп 1:15-18). От чувства З., как от дела плоти (Гал 5:20), следует избавляться (Рим 13:13; 1Пет 2:1). |
Завулон (евр. Зевулун, "господство", вероятно "властитель"): 1) десятый сын Иакова и шестой - Лии (Быт 30:19,20; Исх 1:3). Вместе со своими тремя сыновьями - Середом, Елоном и Иахлеилом - он сопровождал Иакова в Египет (Быт 46:14). В своем благословении Иаков предрек З., что его потомки будут жить на морском побережье и их удел будет граничить с Сидоном (Быт 49:13). С географич. т.зр., это исполнилось лишь условно - между уделом Завулона и средиземноморским побережьем располагалась тер. колена Асира, к-рая вклинилась между З. и Сидоном. Но о торг. отношениях, связывающих колено З. с морем, а также с финик. торг. городом Сидоном, вновь говорится в благословении Моисея, где вместе упоминаются З. и Иссахар (Втор 33:18 и след.); 2) потомки сына Иакова, колено З., состоявшее по числу сыновей З. из трех родов (поколений) (Чис 26:26). При первом исчислении народа оно насчитывало 57 400 годных для войны мужчин (Чис 1:31), в конце странствования по пустыне его численность выросла до 60 500 человек (Чис 26:27). В обоих случаях З. оказывается на четвертом месте по численности среди израил. колен. В стане израильтян место З. находилось вост. скинии, рядом с коленами Иссахара и Иуды. Выступая в поход, они снимались с места первыми (Чис 2:3-9). При распределении тер. Ханаана колено З. получило удел в сев. части земли - между полуколеном Манассии на юге, Иссахаром и Неффалимом на востоке и на севере и Асиром на западе (Нав 19:10-16). Четыре города этого удела были переданы левитам (см. Левиты) (Нав 21:7,34,35). В эпоху судей колено З. участвовало в воен. действиях, к-рые Варак и Девора предприняли против Сисары (Суд 4:6-10; 5:14,18); израильтяне из этого колена участвовали также в походе Гедеона против мадианитян (Суд 6:35). Из колена З. происходил судья Елон (Суд 12:11,12). Вместе с другими коленами завулоняне пришли в Хеврон, чтобы воцарить Давида (1Пар 12:33,40). После падения израил. Северного царства нек-рые израильтяне из колена З. последовали призыву Езекии и приняли участие в празднике Пасхи в Иерусалиме (2Пар 30:10,11,18). Исаия предсказал опустош. ассирийцами земле З. новое благословение; исполнением этого пророчества явилось земное служение Иисуса Христа (Ис 9:1 и след.; Мф 4:12-16). В пророчестве Иезекииля З. получает свой удел на юге земли обетованной, между Иссахаром и Гадом (Иез 48:26,27), а среди 144 тыс. запечатл. из 12 израил. колен 12 тыс. будут составлять израильтяне из колена З. (Откр 7:8). |
Завуф (евр. Завуд, "подаренный"), сын Нафана, один из высокопостав. придворных царя Соломона (3Цар 4:5). |
Загадка (евр. хида, "сокрытое", "сплетенное"). Как и большинство жителей Востока, израильтяне любили загадывать и отгадывать З. В значении "З." слово хада встречается в Суд 14:12-19; 3Цар 10:1; 2Пар 9:1. В Иез 17:2 приводится подобная З.-притча (Притч 1:6), в Пс 48:5 имеется в виду назидат. стихотворение, а в Авв 2:6 насмешливая песня содержит в себе скрытые намеки. В Чис 12:8 сказано, что Господь говорил с Моисеем ясно, а не З. (в Синод. пер. - "явно, а не в гаданиях"). Павел говорит о том, что наши знания о божеств. вещах пока лишь гадательны (греч. эн айнигмати), но "когда наступит совершенное", они будут верными и исчерпывающими (1Кор 13:10,12). см. Притча. |
Загам (евр. Захам, "мерзость"), сын царя Ровоама (2Пар 11:19). |
Загон см. Животноводство (IV). |
Загон для овец, овечий хлев см. Животноводство (IV). |
Заза, потомок Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:33). |
Закон Моисея предписывал давать взаймы нищему (Втор 15:7-11), но вместе с тем при возвращении долга (если должник не был пришельцем (см. Пришелец); см. Втор 23:20) запрещал брать проценты (Исх 22:25; см. Субботний год, III). Помощь ближнему не должна была превращаться в сделку (Иез 22:12). Ограничивалось и притязание З. на см. Залог (Исх 22:25 и след.; Втор 24:6,17). Несмотря на запрет, ростовщичество распространилось и среди израильтян (Пс 14:5; Притч 28:8; Иер 15:10; Иез 18:8,13,17), особенно с расширением денежного оборота в эллинистич. период (Мф 25:27; Лк 19:23; см. Меновщик), что приводило к злоупотреблениям (Пс 108:11; Неем 5:1-13). |
I. При выпечке хлеба в тесто добавляли немного старого, кислого теста, оставленного от предыдущего замеса и сохраняемого в воде. От этой добавки вновь замешиваемое тесто заквашивалось. Такое воздействие З. стало символом незаметного, но действенного влияния - как в плохом (Мф 16:6,11 и след.; Мк 8:15; Лк 12:1; Гал 5:9), так и в хорошем смысле (Мф 13:33; Лк 13:21). II: 1) израильтянам было запрещено добавлять З. во все хлебные приношения, к-рые сжигались на жертвеннике (Лев 2:11), но квасной хлеб входил в состав мирной жертвы (Лев 7:13 и след.) и приносился в числе первых плодов (Лев 23:17); 2) при см. Исходе из Египта у израильтян не было времени, необходимого для того, чтобы тесто закисло (Исх 12:39); в воспоминание об этом они не должны в праздник Опресноков употреблять З. в пищу и держать ее в доме (Исх 12:17-20; Втор 16:3 и след.); 3) для Павла З. означает связь со старой, греховной сущностью дохрист. существования, опресноки же символизируют совершенное, новое начало, даров. Иисусом (1Кор 5:6-8; см. 2Кор 5:17). |
Заккур (Закхур, Закур) (кр. ф-ма от Захарии): 1) отец Саммуа из колена Рувима, одного из лазутчиков, посл. Моисеем в Ханаан (Чис 13:5); 2) израильтянин из колена Симеона, потомок Мишмы (1Пар 4:26); 3) левит, потомок Мерари, сын Иаазии (1Пар 24:27); 4) левит, сын Асафа, руководитель 3-й чреды певцов в храме во времена Давида (1Пар 25:2,10; Неем 12:35); 5) сын Имрия, помогавший восстанавливать стену Иерусалима (Неем 3:2); 6) левит, подписавший вместе с Неемией обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:12); 7) отец левита Ханана, современника Неемии (Неем 13:13). |
I. Забой скота с целью получения мяса для употребления его в пищу, для жертвоприношений и т.п. (Иер 12:3; 50:27; 51:40; Зах 11:4,7). На Древнем Востоке З. скота часто производили на специальной скамье или столе. В Израиле при любом З. - при умерщвлении жертвы (см. Жертва) (Исх 12:21; Лев 9:8) или при забое для употребления в пищу (Втор 12:15 и след.; Ис 22:13) - тушу предписывалось полностью обескровить, а см. Кровь слить на землю. II. З. также обозначает всякое насильств. умерщвление (4Цар 23:20) и человеч. жертвы (Быт 22:10; Иез 23:39). Это слово употребляется и в значении Божьего суда (Ис 34:6; Иер 25:34; Плач 2:21; ср. Иак 5:5). |
В Израиле колдовство и З. были запрещены и строго осуждались Законом (Втор 18:11 и след.), но для Древнего Востока в целом являлись повсеместно распространенной практикой, особенно характерной для Египта и Вавилона (Исх 7:11; Ис 47:9,12). В Деян 19:13 говорится о З., в к-ром имя Иисуса использовалось в качестве магической формулы для лечения болезней и изгнания злых духов. Подобные З., как и З. змей (Пс 57:6; см. Еккл 10:11; Иер 8:17), подпадали под запрет закона Моисея (см. Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы см. Вопрошение мертвых). |
I. Прямое значение глагола "заключать" - "запирать на ключ". Запирают, напр., двери (Ин 20:19; Деян 5:23). см. Ключ, затворять. II. В метафорич. значении это слово часто используется для обозначения действий Бога. Он "заключает чрево" женщин, делая их бесплодными (Быт 16:2; 20:18; 1Цар 1:6), или небо, не позволяя идти дождю (3Цар 8:35; Лк 4:25; Откр 11:6). Бог "заключил" людей "под стражу закона" (Гал 3:23), чтобы подготовить их к вере во Христа. Творя Свой суд, Он запирает двери спасения (Мф 25:10; Лк 13:25) или Свои щедроты (Пс 76:10). Бог заключает сатану в бездне (Откр 20:3). Ворота же Нового Иерусалима не будут запираться (Откр 21:25). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Закур см. Заккур (2). |
Закхай (евр. Заккай, кр. ф-ма от Захарии), израильтянин, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:9; Неем 7:14). |
Закхей (греч. Закхайос, ф-ма евр. имени Заккай, в свою очередь, видимо, представляющего собой кр. ф-му от Захарии), начальник мытарей в Иерихоне. Он хотел увидеть проходившего через город Иисуса - но не мог из-за малого роста - и для этого взобрался на дерево. Проходя мимо, Иисус, подозвав З., сказал ему, что хочет прийти к нему в гости. После встречи с Иисусом З. решил раздать половину своего состояния нищим и многокр. возместить ущерб тем, кого он обидел. Иисус одобрил это намерение З., сказав ему: "Ныне пришло спасение дому сему" (Лк 19:1-10). |
Закхур см. Заккур (1,4-7). |
I. Предмет, к-рый должник оставляет своему заимодавцу в качестве гарантии возврата долга (евр. эравон - Быт 38:17 и след.; евр. авот - Втор 24:10 и след.; евр. хавол - Иез 18:12). Закон устанавливал границы своеволия кредитора: заимодавец мог взять в З. верхнюю одежду (если она была у должника единственной) на срок, не долее чем до захода солнца (Исх 22:25 и след.; Втор 24:12 и след.). З. не могли служить жернова и одежда вдовы. Когда заимодавец брал З., он не должен был входить в дом должника; ему полагалось ждать снаружи, пока ему вынесут З. Тот, кто брал З. с нарушением этих оговорок, приобретал репутацию человека неправедного (Иов 22:6; 24:3; Иез 18:12). Передача в З. земельных наделов, ограниченная установлениями о продаже земли (см. Субботний год, II,2), упоминается в Неем 5:3 и позднее в Талмуде. см. Долг, должник, см. Заимодавец. II. Павел говорит о З. (греч. аррабон) Св. Духа; это следует понимать в том смысле, что Св. Дух дан искупленным в качестве З. их небесного наследия (2Кор 1:22; 5:5; Еф 1:14). |
Замзумимы, могучий, великорослый народ, к-рый был изгнан аммонитянами (Втор 2:20 и след.). Его сравнивают с Енаковыми сынами (см. Енаковы сыны), возм., З. тождественны зузимам (см. Зузимы). (см. Исполины.) |
1) Замок см. Ключ, затворять. 2) Замок см. Дворец. |
Заноах (возм., значение слова связано с евр. "издавать зловоние" или "нарушать, объявлять порочным"): 1) город в Шефеле (Нав 15:34), заново засел. после вавил. плена (Неем 3:13; 11:30). В "Ономастиконе" (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского упоминается Зануа, что в области Элевферополя. Вероятно, З. - это совр. Хирбет-Занва - лежащий в 4 км юго-вост. Бет-Шемеша (библ. Вефсамиса). Здесь были найдены остатки стен и керамич. черепки, относящиеся к эпохе царств; 2) город в нагорной области Иудеи (Нав 15:56). Это либо совр. Хирбет-Занута, в 20 км юго-зап. Хеврона, либо Хирбет-Бет-Арма на реке Вади-Абу-Зеннах, в 3 км зап. Юты (ст. 55). |
Западня, силки, ловушка, приспособление для ловли животных или птиц. В Библии эти слова встречаются только в переносном значении (Пс 68:23; 139:6; 140:9; Иер 5:26) и обозначают коварные, губительные замыслы и действия злых людей. О греч. слове скандалон, означающем ловушку см. Соблазн (I). |
Запечатлевать, запечатывать см. Печать. |
Иисус называет неразумными людей, к-рые в своих действиях уподобляются тем, кто использует для З. куски небеленой ткани. После стирки такая заплата, высыхая, дает усадку, разрывая старую ткань, к которой она приставлена (Мф 9:16; Мк 2:21). В Лк 5:36 этот образ употреблен по-иному: не стоит разрезать новые одежды для того, чтобы ставить З. на старые. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Заповедь см. Закон см. Десять заповедей. |
Запор см. Ключ, затворять. |
Запрещать, запрет см. Закон. |
Запустение см. Мерзость, гнусность. |
Запястья см. Украшение. |
Заразная болезнь (в Синод. пер. - "язва") см. Болезнь. |
Заред (евр. "поток"), речная долина на границе Моава (Чис 21:12; Втор 2:13 и след.), к-рую отождествляют с р. Аравийской (Ис 15:7) и ручьем Вади-эль-Ахси, что, однако, спорно. З. в Чис 21:12 назван местом стана (ср. Втор 2:14 и след.). |
Засада см. Война. |
Заступник, тот, кто выступает защитником обвиняемого (на суде, перед власть имущими и т.п.), посредником между двумя сторонами (в споре, тяжбе) или поручителем за к.-л. (см. Иов 5:4). В Синод. пер. словом "заступник" переданы различные др.-евр. слова: мафгиа - "ходатай"; цур - "скала", "оплот"; мисгав - "защита" и др. В Библии З. народа Израиля, а также всех благочестивых людей на земле, равно как и безвинно обижаемых и угнетаемых, именуется Сам Господь Бог (Втор 32:18,30,31; Иов 16:19; Пс 41:10; 45:8,12; 47:4; 58:10). В Книге Исаии З. назван грядущий Мессия (Ис 19:20; 53:12 - в Синод. пер. - "ходатай"; 59:16). см. Заступник см. Посредник см. Ходатай. |
1) в Палестине, где выпадает сравнит. мало осадков, ежегодно наступает засушливый период - З.; 2) сильная З., несущая с собой неурожай, голод, болезни, может быть следствием непослушания израильтян Божьей воле (Втор 28:22; 3Цар 8:35,37; Пс 67:7; Агг 1:11; 2:17 и т.д.); богобоязненный же человек будет насыщен даже в З. (Ис 58:11). В грядущем царстве Иисуса Христа "пробьются воды в пустыне и в степи потоки", расцветет и зазеленеет земля (Ис 35:1,6 и след.; 41:18). В переносном значении это относится к человеч. сердцам: когда окончится Божье наказание, народ Израиля, ослепленный и мертвый во грехе, подобно засушливой земле, не приносящей плода, будет, словно потоком, орошен и оживлен Божьим Св. Духом (Ис 44:3). |
Заттуй (Заффу) (евр. Затту), израильтянин, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:8; Неем 7:13). Шесть мужчин этого рода расстались со своими иноплем. женами (Езд 10:27); некий З. вместе с Неемией подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:15). |
Затылок см. Шея. |
Заффу см. Заттуй. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Защищаться (держать ответ). В Библии это слово употребляется в значении: "отвечать на обвинение", "держать речь в свою защиту" (Деян 11:1 и след.; 24:10 и след.; 26:2,24). В соотв. с нормами рим. права, обвиняемый имел право отвечать на обвинения (Деян 19:33) и лично противостоять истцу (Деян 25:16). Так, Павел, находившийся в тюрьме по обвинению, выдвинутому иудеями, стремился защищать Евангелие - вплоть до обращения в высшую инстанцию рим. юстиции (Деян 26:2; Флп 1:7,17; 2Тим 4:16). Понятие "держать ответ" имеет в Библии и другое значение, оно не обязат. означает защиту перед судом или перед властями (Лк 12:11) - каждый верующий должен быть готов держать ответ, если к.-л. спросит его о живущем в нем уповании (1Пет 3:15). |
Заяц (евр. арнэвэт). I. Это животное упомянуто в Лев 11:6 и Втор 14:7 как нечистое, потому что З. "жует жвачку, но копыта у него не раздвоены". К жвачным животным З. отнести нельзя, и данная ему в Библии характеристика связана, вероятно, с тем, что, пережевывая пищу, он делает движения челюстями, похожие на движения челюстей жвачных животных. II. В Палестине встречаются разные виды З. В странах Средиземноморья живут сир. З. (Lepus syriacus), к-рые несколько мельче европ. (L. europaeus); уши у них короче, а череп - шире. В Негеве и в долине Иордана преимущ. обитают мелкие егип. З. (L. aegypticus), спины к-рых имеют желтоватую окраску. |
I. Бог призывает к соблюдению Своих заповедей, к покаянию (см. Покаяние, каяться) и восприятию Его слова о спасении (Иер 35:17; Мф 9:13). Его зов часто бывает призванием к особому служению (Исх 3:4; Мф 4:21; 1Фес 5:24) или просто к общению с Ним (1Кор 1:9). II. Разговор людей с Богом, см. Молитва, также может быть призывом, обращенным к Нему. Люди взывают к Господу в скорби (Пс 106:6) и ободряются, будучи услышаны (Пс 49:15). Бог всегда слышит нас (Пс 39:2 и проч.), знает о наших нуждах (Мф 6:8) и особенно внемлет призывам обездоленных и притесняемых (Исх 22:22; Суд 3:9; 10:12). Сила призыва зависит от искренности молящегося (Мк 15:34; Евр 5:7). Но, не отказывая в помощи, Бог и в самых тяжких обстоят-вах сохраняет за Собой право, когда и как избавить человека от бедствия (Пс 21:2,3,24,25; ср. Мф 6:10). Он всегда свят (Пс 21:4), и Его кажущийся отказ ответить на призыв страждущего влечет за собой лишь большее благословение (2Кор 12:8 и след.). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Звезда утренняя см. Утренняя звезда. |
Звездочет (арам. гезар, "определяющий", "решающий"), обозначение халдейского астролога (Дан 2:27; 4:4; 5:7,11), передано в Синод. пер. словом "гадатель". В Ис 47:13 астрологи подразумеваются и под словом "звездо-четы". см. Звезда (II). |
Этим словосочетанием в Ис 13:21; 34:14; Иер 50:39 (в Синод. пер. - "степные звери") переведено евр. слово цийим, к-рое предположит. означает "демоны пустыни". см. Косматый, леший см. Собака (I,3). |
Здание (см. Дом, строительство дома, см. Дворец. |
Зебудда (евр. Зевуда, от "наделять", "одаривать"), дочь Федаии из Румы, мать царя Иоакима (4Цар 23:36). |
Зевадия (Завадия) (евр. Зевадья и Зевадьяху, "Господь дарует"): 1) вениамитянин, потомок Берии (1Пар 8:15,16); 2) вениамитянин, потомок Елпаала (1Пар 8:17,18); 3) сын Иерохама из Гедора, вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:7); 4) сын Асаила и племянник Иоава. Вслед за своим отцом он стал начальником 4-го отделения войска во времена Давида (1Пар 27:7); 5) левит из рода Корея, сын Мешелемии, привратник, современник Давида (1Пар 26:1 и след.); 6) левит, современник Иосафата (2Пар 17:8); 7) вождь колена Иуды, сын Исмаила. Царь Иосафат поручил ему осуществлять надзор над судьями (2Пар 19:11); 8) сын Михаила из рода Сафатии, вернувшийся из Вавилона вместе с Ездрой (Езд 8:8); 9) священник из сыновей Иммера, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:20). |
Зеведей (греч. Зебедайос, ф-ма евр. имени Зевадия, "Господь дарует"), отец ап. Иоанна (Мф 4:21; Мк 1:19,20). |
Зевей (евр. Зевах, возм., "рождённый в день жертвы заклания"), мадиамский царь, плен. и казн. Гедеоном (Суд 8:4-21; Пс 82:12). |
Зевина ("купленный", "приобретенный"), израильтянин, отпустивший свою иноплем. жену (Езд 10:43). |
Зевс (Деян 14:12 и след.), называемый также Юпитером - верховное божество греч.-рим. пантеона. Его почитали защитником существующего у людей порядка (гос-ва, семьи) и мстителем за нарушение договора или клятвы. Почитание З., вместе с греч. культурой, распространилось на все Средиземноморье и Ближний Восток. В Листре храм З. находился за пределами города. Жители ликаонийского г. Листры, язычники, пытались совершить поклонение ап. Павлу и Варнаве как богам. Они называли Варнаву З., а Павла воспринимали как его посланца. |
Зевул см. Завулон. Главный начальник, к-рого Авимелех назначил в Сихем (Суд 9:28,30-33,36-38,41). |
Праведники "зеленеют" (в Синод. пер. - "цветут") "во дворах Бога нашего" (Пс 91:13,14), "процветет" и жилище праведных (Притч 14:11), расцветет и народ Израиля, когда окончится время Божьего суда (Ис 27:6). "Зеленеющее дерево" (Лк 23:31; ср. Пс 1:3; Иер 17:7,8) - это безгрешный Иисус, принявший на Себя наказание за грехи человечества, сухое же дерево - это евр. народ, отвергнувший Его и идущий навстречу Страшному суду (см. 1Пет 4:18). см. Трава. |
Зелфа (евр. Зилпа, возм., "пылкая"), рабыня, к-рую Лия получила от своего отца Лавана (Быт 29:24). Позднее З. стала наложницей Иакова, к-рому она родила Гада и Асира (Быт 30:9-13; 46:16-18). |
Земира ("сопровождаемое музыкой пение"), вениамитянин, сын Бехера (1Пар 7:8). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Землемерная вервь см. Измерение. |
Землетрясение - подземные толчки и колебания отдельных участков земной поверхности. Его причинами являются тектонич. (ведущие к образованию гор) и вулканич. процессы в недрах земли. В Сирии и Палестине З. отмечались во все времена. Особенно сильное З. произошло во времена иуд. царя Озии (Ам 1:1; Зах 14:5). Великие откровения святости и могущества Бога также сопровождались З.: дарование Закона на горе Синай (Исх 19:18) было отмечено З., о чем неоднократно упоминается и в псалмах (Пс 67:9; 76:19; 113:7); смерть Иисуса на кресте (Мф 27:51) и Его воскресение (Мф 28:2) также сопровождались З. Частые З. являются признаком приближающегося Божьего суда над миром (Мф 24:7; Откр 6:12; 11:13,19; 16:18). Илии, однако, довелось испытать, как Господь приближается к человеку не в З., а в веянии тихого ветра (3Цар 19:11 и след.). З. показывают могущество Создателя (Ис 29:6) в противовес немощи мертвых идолов (Иер 10:10). З. был ознаменован суд над Иудейским царством (Ис 5:25; 24:18; 29:6), над Вавилоном (Ис 13:13; Иер 50:46) и Ниневией (Наум 1:5). В Деян 4:31 "колебание места", где собрались члены первохристианской общины, является свидет-вом Божьего ответа на молитву верующих, а в Деян 16:26 Господь использует З. для освобождения ап. Павла и Силы из темницы в Филиппах. |
1) мир, в к-ром мы живем, в отличие от небес (Быт 1:1)(см. Мир); 2) суша, в отличие от моря (Быт 1:10), или заселенная земля (Быт 1:28; 18:18). В поэтич. образах ВЗ говорится об основаниях, столбах (столпах), на к-рых покоится земля (1Цар 2:8; Иов 9:6; Пс 74:4). Псалмопевец говорит об обитаемой земле как об основанной "на морях" и утвержденной "на реках" (Пс 23:2; 135:6; ср. Исх 20:4); в остальных случаях глагол "основать" свидетвует о том, что З. создана Творцом (Пс 101:26; 103:5-9; Притч 3:19; 8:29; Ис 48:13); 3) почва, на к-рой произрастают растения (Быт 27:28); 4) в Быт 11:1; Плач 2:15 и др. слово "З." подразумевает все население земли или его часть. |
Земля восточная см. Восточная земля. |
Земля горшечника см. Акелдама. |
Земля крови см. Акелдама. |
Земляная смола, или асфальт - затвердевшая нефть, входящая в состав земной коры. По химич. составу это тяжелый углеводород, образовавшийся в результате разложения органич. веществ. В ветхозаветные времена З.С. пользовалась большим спросом, проводились поиски ее месторождений. Основным местом добычи З.С. в древности являлась южная часть Мертвого моря, к-рое поэтому называлось также Асфальтовым морем (лат. Lacus Asphaltitis). Здесь асфальт время от времени поднимался в больших количествах со дна и волны пригоняли его к берегу. В Быт 14:10 упомянуты "смоляные ямы" - копи горной смолы в долине Сиддим. В новозаветные времена монополией на поставки асфальта из Мертвого моря в Египет обладали набатеи. З.С. применялась для различных целей: для смоления кораблей (ср. Исх 2:3)и днищ лодок и, как полагают ученые, при бальзамировании трупов. В Вавилонии З.С. использовали как уплотнитель или заменитель строит. растворов (Быт 11:3). |
Земное, в противоположность небесному, это - "принадлежащее земле по своей сущности". В подобном значении в Библии слово "З." употребляется в паре со словами-антонимами: "плотское - духовное", "тленное - вечное", "Адам - Христос" (1Кор 15:40 и след.). Поскольку все земное подчинено закону греха (Рим 5:12 и след.; 7:14,23; 1Кор 15:47 и след.), то и человеч. образ мыслей всегда направлен против Бога (Флп 3:18 и след.; Иак 3:15). |
Зерах (в Синод. пер. также - Зара, Зарай) (кр. ф-ма от евр. Зерахия, "озарение Господне"): 1) князь идумеян, сын Рагуила (Быт 36:13,17; 1Пар 1:37; вероятно, также Быт 36:33; 1Пар 1:44); 2) Зара - сын Иуды (Быт 38:30; Нав 7:1; 1Пар 2:6). Его потомки названы поколением Зариным (Чис 26:20; Нав 7:17); 3) сын Симеона (1Пар 4:24), потомки к-рого также назывались поколением Зариным (Чис 26:13). В Быт 46:10; Исх 6:15 он назван см. Цохар; 4) левит из потомков Гирсона (1Пар 6:21,41); 5) Зарай Ефиоплянин, к-рый с большим войском вторгся в Иудейское царство и был побежден Асой у Мареши (2Пар 14:8 и след.). |
Зерахия ("озарение Господне"): 1) сын Озии и отец Мераиофа из рода первосвященников (1Пар 6:6 и след.; 6:51 и след.; Езд 7:4, в последнем случае в Синод. пер. - Захария); 2) отец Эльегоеная из сыновей Пахаф-Моава (Езд 8:4). |
Зерешь (возм., "растрепанная голова"), жена Амана (Есф 5:10,14; 6:13). |
I. В древности З. изготовляли из полированного металла, они были круглыми или овальными, чаще всего с богато украшенными ручками. II: 1) в Библии редко встречается упоминание о З. Из медных З. женщин, собиравшихся у скинии, был сделан умывальник для священников (в Синод. пер. - "с изящными изображениями" вместо "из зеркал собирающихся"; Исх 38:8). В Иов 37:18 З. придан образ твердости и сияния неба, о зеркальной глади воды идет речь в Притч 27:19; 2) З. упоминается в НЗ как образ духовных истин. Слово Божие - это З., в к-ром человек узнает свою истинную сущность (Иак 1:23-25). В иуд. традиции пророч. откровение, дарованное Моисею и пророкам, представлялось как увиденная в З. картина. В 1Кор 13:12 Павел говорит о "тусклом стекле", через к-рое можно видеть лишь "гадательно". Такие откровения необходимо сопровождать соответств. истолкованиями (ср. 1Кор 14:26). Верующие в этом мире призваны исполнять роль З., в к-ром отражается слава Божья, становясь таким образом постижимой для людей, удаленных от Бога (2Кор 3:18; 4:6). |
Зефам (возм., от евр. зайит, "маслина"), левит из Гирсонян, потомок Лаедана (1Пар 23:8; 26:22). |
Зефан (возм., от евр. зайит, "маслина"), вениамитянин, потомок Иедиаила (1Пар 7:10). |
Зефар, евнух перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10). см. Авагфа. |
Зехер (предположит. кр. ф-ма от Захарии), вениамитянин, сын "отца гаваонитян" (1Пар 8:31). Возм., он же упомянут в 1Пар 9:37 как см. Захария (28). |
Зив (евр. Зеэв, "волк"), один из мадиамских вождей, к-рый был пленен и убит ефремлянами (Суд 8:3; Пс 82:12). Виноградный пресс, в к-ром это произошло, стали называть по его имени Иекев-Зивом (Суд 7:25); это место находилось зап. Иордана. |
Зиза ("обилие", "избыток"): 1) израильтянин из колена Симеона, сын Шифия (1Пар 4:37); 2) левит, сын Шимея (1Пар 23:10 и след.; в др.-евр. Масоретском оригинале - Зина); 3) сын царя Ровоама (2Пар 11:20). |
Зилоты (зелоты), самое радикальное политич. направление среди иудеев, возникновение к-рого связано с восстанием Иуды (см. Иуда 7) Галилеянина (Деян 5:37). У З. было очень сильно выражено национально-патриотическ. чувство. Стремясь изгнать римлян, они в 66 г. по Р.Х. стали зачинщиками Иудейской войны. В этой войне они боролись не только с римлянами, но и с умеренно настроенными представителями своего народа. Судя по прозвищу "ревнитель" (греч. зелотес (Лк 6:15; Деян 1:13) арам. каннай = "кананит" в Синод. пер. (Мф 10:4; Мк 3:18)), к этой партии принадлежал апостол см. Симон. |
Зимма ("мысль", "намерение"), левит из рода Гирсона, сын Шимия (2), внук Иахафа (1Пар 6:20,42 и след.). Возм., он подразумевается и в 2Пар 29:12. |
Зимран (возм., от евр. "играть (на струнном инструменте)", "воспевать"), сын Авраама и Хеттуры (Быт 25:2; 1Пар 1:32). |
Зимри ("моя песнь"; в Синод. пер. также - Замврий): 1) сын Зары из колена Иуды (1Пар 2:6); 2) сын Салу, начальник поколения Симеона, убитый Финеесом за его грех с мадианитянкой (Чис 25:6-8,14); 3) Замврий - начальствовавший над половиной колесниц в Израильском царстве. После того как З., убив царя Илу, взошел на престол, он истребил дом Ваасы. Но его царствование длилось всего лишь 7 дней (882 г. до Р.Х.): когда см. Амврий осадил город Фирцу, З. покончил жизнь самоубийством (3Цар 16:9-20; 4Цар 9:31); 4) Замврий - вениамитянин и потомок Саула (1Пар 8:36; 9:42). Его пытались отождествить с предыдущим З. (3), убийцей Илы, захватившим его престол; 5) Зимврия - земля (Иер 25:25), о расположении к-рой нет никаких сведений. Возм., ее название связано с см. Зимраном, потомки к-рого могли образовать самостоятельное царство в Аравии. |
Зина (греч. Зенас, кр. ф-ма от Зенодороса, "дар Зевса"), законник (т.е. знаток Закона), сопровождавший Аполлоса на Крите (Тит 3:13); Павел призывает Тита позаботиться о том, чтобы у З. и Аполлоса во время путешествия ни в чем не было недостатка. |
Зиф (возм., от слова "текущий"): 1) город (Нав 15:55; 1Цар 23:24; 26:1) и пустыня (1Цар 23:14 и след.; 26:2) в области Кармила, Маона и Юты. Ровоам укрепил этот город (2Пар 11:8). Согл. "Ономастикону" (список геогр. названий), З. располагался в 13 км юж. Хеврона, что указывает на совр. Телль-Зиф, располож. в 6 км юго-вост. Хеврона; 2) местность на юге удела колена Иуды (Нав 15:24), вероятно, совр. Эз-Зейфе, в 6 км юго-зап. Корнуба и прим. в 30 км юго-вост. Беэр-Шевы; 3) израильтянин из колена Иуды, сын Меши (1Пар 2:42). Возм., однако, что подразумевается город З. (1); в этом случае Меша является родоначальником его жителей; 4) сын Иегаллелела из колена Иуды (1Пар 4:16); 5) см. Календарь. |
Зифа (возможно, от слова "текущий"), сын Иегаллелела из колена Иуды (1Пар 4:16). |
Зифеи, жители города см. Зиф (1) (1Цар 23:19; ср. 26:1; Пс 53:2). |
Зихрий (Зихри) ("памятный" или "мое воспоминание"): 1) левит из рода Каафа, сын Ицгара (Исх 6:21); 2) вениамитянин, сын Шимея (1Пар 8:19); 3) вениамитянин, сын Шашака (1Пар 8,23); 4) вениамитянин, сын Иерохама (1Пар 8:27); 5) левит, сын Асафа (1Пар 9:15); 6) левит, потомок Елиезера, сына Моисея (1Пар 26:25); 7) рувимлянин, отец начальника над этим коленом во времена Давида (1Пар 27:16); 8) представитель колена Иуды, отец Амасии, военачальника царя Иосафата (2Пар 17:16), и, вероятно, также отец начальника сотни Елишафата во времена первосвященника Иодая (2Пар 23:1); 9) ефремлянин из войска израил. царя Факея, убивший царского сына Маасею и двух придворных царя Ахаза (2Пар 28:7); 10) вениамитянин, отец Иоиля, начальника в Иерусалиме (Неем 11:9); 11) глава семейства в доме первосвященника Авии во времена пер-восвященника Иоакима (Неем 12:17). |
Зия (от др.-евр. Сия и Сияга, "движущийся", "мчащийся"): 1) гадитянин из Васана (1Пар 5:13); 2) нефиней, потомки к-рого возвратились из плена с Зоровавелем (Езд 2:44, в Синод. пер. - Сиага; Неем 7:47, в Синод. пер. - Сия). |
Злаки см. Земледелие. |
Злачная пажить обозначает в большинстве случаев плодородную почву в поймах рек (Пс 22:2). Это словосочетание служит метафорой для выражения попечения Бога о человеке. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Злодеи, люди, сознательно творящие зло, поступающие беззаконно, неправедно по отношению к Богу или к окружающим (Иов 31:3; 34:22; Пс 5:6; 15:4; 27:3; 35:13; 91:8,10; Притч 10:29; 21:15; Ис 55:7). Враги Иисуса причисляли к З. и Его Самого (Мк 15:28; Ин 18:30; ср. Ис 53:12). Нередко так же злословят и учеников Иисуса (2Тим 2:9; 1Пет 2:12; 4:15). Иисус говорит, что лицемеры, к-рые испове-дуют Его только на словах, - это те, кто "делает беззаконие", кто не исполняет волю Божью (Мф 7:23). З., распятые по правую и по левую руку от Иисуса (Лк 23:32), названы в Мф 27:38 разбойниками. |
Так переводятся различные евр. и греч. слова, значение к-рых можно определить как "преднамеренное согрешение, преступление, злой умысел, дерзость" (Быт 6:11; 2Цар 6:7; Ам 1:3,6,9,11,13; Откр 18:5 и т.д.). Выражение "сделать дерзкою рукой", встречающееся в Чис 15:30, означает совершить грех преднамеренно с целью противления Богу и Его Закону. Такое противление Богу не могло быть искуплено жертвоприношением. см. Жертва. |
Злоречие см. Хула, злословие, злоречие. |
Злословие см. Хула, злословие, злоречие. |
Злословить см. Брань, бранить, злословить. |
1) евр. слово танним (в Септуагинте - "дракон"), передаваемое в Синод. пер. как "змей", "дракон" или "крокодил", обозначает, как правило, морское чудовище (Пс 73:13; Иез 29:3; 32:2). Почти идентичное значение имеют слова см. Левиафан и см. Раав (2). Слово танним встречается в Быт 1:21, Иов 7:12, Пс 148:7 (в Синод. пер. - "рыбы"), а в Иер 14:6 словом танним названы шакалы. В Исх 7:9 и след.,12; Втор 32:33 и Пс 90:13, вероятно, имеются в виду ядовитые змеи. В мифологии, и особенно в мифах о сотворении мира, важную роль играет дракон, олицетворяющий силу, враждебную одному из богов или верховному божеству. Так, и в ВЗ дракон (крокодил) символизирует ярость фараона (Иез 29:3; 32:2), Навуходоносора (Иер 51:34), а также любую силу, выступающую против Господа и стремящуюся уничтожить Божий народ (Израиль). В Пс 73:13 тоже улавливается мотив борьбы с чудовищами. В ВЗ указывается на то, что драконы (танним) были сотворены Богом (Быт 1:21, в Синод. пер. - "рыбы"), поэтому они не божества, а Божьи творения (здесь употреблен евр. глагол бара, обозначающий Божье творение из ничего). В Пс 103 о левиафане говорится следующее: "Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в мо-ре..."; т.о., чудовища явно рассматриваются как творения Бога, полностью находящиеся в Божьей власти. "Огненное чудовище" см. Змея (I,6); 2) в НЗ дракон, или древний змей, фигурирует как образ сатаны. Это свирепое чудовище получит власть над всей землей, но в конце концов оно будет сковано и брошено в бездну (Откр 12:3 и след.; 16:13; 20:2,3). |
Змей, медный, изваяние З., сделанное из меди или бронзы, к-рое Моисей выставил в пустыне, вероятно, в районе см. Пунона, на высоком шесте. Все израильтяне, ужаленные змеями, к-рых Господь послал им в наказание, спасались, взглянув на медного З. (Чис 21:1-9). С этим ветхозаветным событием Иисус сравнивает Свою крестную смерть и ее спасит. действие (Ин 3:14). Этого медного З. израильтяне сохранили на память и принесли с собой в Ханаан. Во времена царя Езекии его называли Нехуштаном, "медным змеем", и поклонялись ему как истукану, принося перед ним жертвы курения (4Цар 18:4). Поэтому Езекия распорядился уничтожить его. см. Изображение (II) см. Идол, идолослужение. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
I. З. - это внешний признак ч.-л., выражение принадлежности к ч.-л., напр. З. подлинности (2Фес 3:17); опознавательный З. (Исх 12:13). Воен. походные З. различия: см. Знамя (2). II. Знамение - это действие откровения Божьего, призв. подтвердить и укрепить веру (Исх 3:12; Суд 6:17) или пробудить ее (Исх 4:1-9; Ин 2:23). Это также свидет-во о грядущем (Быт 9:12 и след.; Исх 3:12). Знамение может быть в З. воспоминания и завета (Быт 9:12-17; 17:11; Исх 31:16 и след.; Иез 20:12,20). Но знамения - это и чудеса сатанинских сил, к-рые могут отдалять от Бога (Втор 13:2 и след.; Мф 24:24; 2Фес 2:9; Откр 13:13 и след.; 16:13 и след.). см. Чудо. III. "Знамения времени" (Мф 16:3; ср. Лк 12:56) - это историч. события и процессы, к-рые знаменуют собой священно-историч. действие Бога и созревание мира для суда (ср. Мф 24:3 и след.; Мк 13:4 и след.; Лк 21:7 и след.), но могут быть познаны и истолкованы только через веру. IV. Иисус говорит фарисеям и саддукеям, требующим от Него особого "знамения с неба", к-рое удостоверило бы, что Он - Мессия (Мф 16:1), о З. пр. Ионы (Мф 12:39-41; 16:4; Лк 11:29 и след.,32). Слова Мф 12:40 об этом З. нужно понимать как прообраз смерти и воскресения Иисуса. Благовествование Иису-са было тогда единств. З., данным иудеям. Во всяком случае, ссылка на З. Ионы означает отказ Иисуса от демонстрации чуда как доказат-ва Своего мессианства. Иисус указывает Своим скептически настроенным противникам на необходимость веры в Его проповедь и в благовествование о Его воскресении (ср. Деян 2:32,36 и 1Кор 1:22-24). |
1) для обозначения З. различных воинских соединений в евр. яз. существуют два слова. Словом дегел называются З. четырех ополчений Израиля, каждое из к-рых включало три колена (см. Стан; Чис 1:52; 2:2; 10:14; см. также Пс 19:6; Песн 2:4). Кр. того, в Чис 2:2 упоминаются знаки (евр. от) отдельных колен. По виду эти знаки, вероятно, напоминали воен. штандарты египтян и ассирийцев; 2) евр. слово нес означает сигнал или воен. знак (Исх 17:15; Пс 59:6; Ис 31:9), выставлявшийся либо на открытом возвыш. месте (Ис 13:2; 18:3; 30:17), либо на гор. стене (Иер 51:12). О том, как выглядели эти знаки, неизвестно; 3) дымовые (Суд 20:38,40) или световые (Иер 6:1) сигналы называются на евр. яз. словом масет, к-рое встречается в Лахисских письмах; 4) евр. слово нес, в случае если оно употребляется по отношению к кораблям, можно понимать как парус или, возм., флаг (Ис 33:23; Иез 27:7). |
I. ПОЯСНЕНИЯ К ПОНЯТИЮ Евр. яда, переведенное в Септуагинте как гиноскейн, имеет несколько значений: "узнавание", "осведомленность о чем-либо", "познание". От узнавания и восприятия путь ведет к З., а затем к глубочайшему проникновению в суть вещей: к познанию (см. Познание, познавать). II. БОЖЬЕ "ЗНАНИЕ" Всемогущий и всеведущий Бог знает о человеке все. Ему известны не только поступки каждого отдельного человека, но и его тайные мысли (Исх 33:12; 3Цар 8:39; Иов 23:10; Пс 1:6; 36:18; 102:14; Ин 2:24). Человеку следует каяться и смиряться (Пс 102:14; 138:1; Ис 1:3; ср. послания ангелам церквей в книге Откровения, начинающиеся словами: "Знаю дела твои", Откр 2:2,9, 13,19; 3:1,8,15), поскольку Господь знает не только о его недостойных поступках, но и о тайном позоре и обличает грех, в к-ром человек не признается. Но вместе с тем З. Богом нашей вины должно вызывать у нас радость и благодарение Ему, т.к. в этом содержится предпосылка нашего очищения (Наум 1:7). III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ "ЗНАНИЕ" З. о Боге, к-рое Адам вынес из Едемского сада, оказалось утраченным, так как человек отвернулся от Бога. Точно так же и то З. о Боге, к-рое израильтяне получили во время странствования по пустыне, было утеряно ими из-за идолопоклонства (Суд 2:10 и след.; Ис 1:3; Иер 31:32). Но обетованное Богом (Иер 31:34) исполнилось в Иисусе (Евр 8:10 и след.): через см. Откровение, открывать Божье в Иисусе Христе человек смог узнать Бога как Он есть (Ин 14:7-9; 1Тим 3:16). Это З. не стало преимуществ. правом мудрых, оно доступно для всех, и даже прежде всего для тех, кто в глазах мира выглядит немудрым (1Кор 1:26-31), но призван к истинной мудрости (Иер 9:23 и след.). |
Золотая дощечка (пластинка) на челе см. Первосвященник. |
1) драг. металл, к-рый в ветхозаветные времена ввозился в Палестину из Хавилы (Быт 2:11), Савы (3Цар 10:1 и след.), Аравии (Пс 71:15) и Офира (3Цар 9:28). В евр. языке для обозначения З., помимо наиб. употребит. слова захав, используются слова сегор (Иов 28:15), кетем (Иов 28:16,19; Пс 44:10 и др.), харуц (Зах 9:3 и др.) и паз (Пс 20:4 и др.), однако смысловые значения этих слов сегодня неизвестны; 2) с древнейших времен из З. делали ювелирные украшения (Быт 24:22). Много З. использовалось при постройке скинии, при изготовлении предназнач. для нее утвари (Исх 25) и первосвященнич. одеяний (Исх 28), и особенно при строит-ве храма во времена Соломона (1Пар 22:14; 2Пар 3:4-9; 4:7 и след.,19-22); вероятно, у Соломона имелись большие запасы этого металла (3Цар 10:14-19). Золотая храмовая утварь стала добычей Навуходоносора (4Цар 25:15; Дан 5:2 и след.), но была возвращена евреям царем Киром (Езд 1:7-11; 5:14). в Библии З. часто упоминается как символ духовного богатства. Цена самого чистого З. ничтожно мала по сравнению с ценой исходящей от Бога мудрости (Притч 3:14; 8:10,19), Божьего Закона (Пс 118:72,127), разумных речей (Притч 20:15), доброй славы (Притч 22:1), христ. веры (1Пет 1:7) и искупит. крови Христа (1Пет 1:18 и след.). В 1Кор 3:12 З. названо в числе "строительных материалов", к-рые в Судный день пройдут испытание огнем. Совершая суд, Господь будет, подобно золотых дел мастеру, плавить и очищать З. (Мал 3:2,3), "дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего ... золота" (1Пет 1:7; Откр 3:18). В Иак 5:3 никчемность земного богатства подчеркнута образом "изоржавевшего" З. Но Небесный Иерусалим - это "чистое золото, как прозрачное стекло" (Откр 21:18,21). |
На горе Синай Бог передавал Моисею Свои повеления (Исх 25-31) и две скрижали с заповедями. Поддавшись на уговоры израильтян, брат Моисея, Аарон, изготовил для них идола - З.Т. (Исх 32:1-6). Моисей сжег З.Т., растер пепел, смешал с водой и эту воду дал пить израильтянам (ст. 20). По его повелению левиты учинили в стане израильтян суровый суд (ст. 25-29); позднее Божья кара за грех идолослужения пала на весь народ Израиля (Исх 32:34 и след.; Чис 14:22 и след.). Изготовление З.Т. и поклонение ему считалось великим грехом и безоговорочно осуждалось (ср. Втор 9:8-21; Неем 9:18; Пс 105:19-23). Далее в Библии не говорится о поклонении подобным изображениям - до тех пор, пока Иеровоам, сын Навата, не повелел изготовить двух З.Т. и установить одного в Вефиле, а другого - в Дане (3Цар 12:28 и след.). Этот грех отразился на его потомках, став одной из причин гибели Северного царства (4Цар 17:21-23; см. Иеровоам см. Высота). Поклонение изображениям тельцов или быков было культовой формой, распростр. и у других семит. народов, причем бык (или телец), вероятно, воспринимался не столько как собственно божество, сколько как символ могущества к.-л. божества. Аарон, а позднее Иеровоам, стремились с помощью З.Т. выразить могущество Бога. На это же указывает и имя Эгельяху ("Бык Господень"), нацарапанное на черепках, найденных в Самарии (см. Самария). В различных языч. изображениях фигура быка служит подножием для самого божества; поэтому, может быть, и Аарон, и Иеровоам намеревались создать престол для невидимого, не поддающегося изображению Бога Израиля. Вместе с тем, различные формы почитания быка, с к-рыми израильтяне познакомились в Египте, особенно культ быка Аписа, могли повлиять на их представления о божестве, к-рые и привели к изготовлению З.Т. |
Зоровавель (евр. форма от аккадск. Зеру-Бабили, "семя (потомство) вавилонское"), сын см. Салафиилов, иуд. князь, к-рого перс. царь Кир в 538 г. до Р.Х. назначил областеначальником Иудеи. В Езд 1:8,11; 5:14,16 он офиц. назван своим вавил. именем Шешбацар. Ряд исследователей выражали сомнения относительно тождественности этих лиц; высказывались предположения о том, что Шешбацар является предшественником Зоровавеля. Но сравнение Езд 5:16 с 3:2,6,8 и Зах 4:9 не оставляет сомнений, что речь идет об одном и том же лице. Вместе с первосвященником Иисусом Зоровавель привел в Иерусалим возвращающихся из плена иудеев (Езд 2:1 и след.; Неем 12:1-9), восстановил богослужение (Езд 3:1-5) и в 537 г. до Р.Х. приступил к строит-ву храма (ст. 6-13). Но в результате сопротивления чужеземных племен, переселенных ассирийцами в Палестину, работы приостановились (Езд 4:1-5). Они были возобновлены и доведены до конца только во времена пророков Аггея и Захарии - в 520 г. до Р.Х. (Езд 5:1 и след.; Агг 1:1,14; Зах 1:1; 4:6-10). После освящения храма в 515 г. до Р.Х. было упорядочено служение левитов и священников (Езд 6:14-18; Неем 12:47). За этим последовало празднование Пасхи (Езд 6:19-22). О дальнейшей деят-сти Зоровавеля и продолжительности его наместничества ничего не известно. Когда впоследствии Неемия решил "собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись", то обнаружил запись произведенной при З. переписи вернувшихся вместе с ним из плена (Неем 7:5-7; ср. Езд 2). В НЗ Зоровавель упомянут в обоих родословиях Иисуса (Мф 1:12 и след.; Лк 3:27). |
Зохеф (возм., от "подвижный"), сын Ишия из колена Иуды (1Пар 4:20). |
Так в Синод. пер. передано греч. слово театрон = театр. В Деян 19:29,31 этим словом назван амфитеатр в Эфесе. Такие театры были в каждом греч. и эллинистич. городе (см. Иерусалим см. Петра см. Самария). Здесь проходили представления и спортивные игры (см. Позорище, II), а также народные собрания. Напротив полукруглой сценич. площадки находились поднимающиеся кверху и располож. полукругом ряды для зрителей, к-рые завершались зданием, предназнач. для переодевания актеров (греч. скене). Амфитеатры нередко вмещали 20-30 тыс. зрителей. Наряду с амфитеатрами существовали круглые сооружения без скене (напр., Колизей в Риме). |
Зузимы, народ в Гаме, побежд. Кедорлаомером (Быт 14:5). Их отождествляют с замзумимами (см. Замзумимы). |
Зуй см. Цапля. |