Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЕМ"-"ИОИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЕМ"-"ИОИ")

Иемуил

Иемуил (евр. Йемуэл), сын Симеона, родоначальник одного из родов колена Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15), то же лицо, что см. Немуил.

Иерамеил

Иерамеил см. Иерахмеил (3).

Иерамоф

Иерамоф (евр. Йерамот), израильтянин, расставшийся со своей женой-язычницей (Езд 10:29).

Иераполь

Иераполь ("святой город", "город священников"), город в Малой Азии, совр. Памуккале. Здесь проповедовал Евангелие Епафрас (Кол 4:12 и след.). Город известен горячими источниками, воды к-рых каскадами ниспадают на причудливые террасы сталактитовых образований. И. расположен вблизи Лаодикии.

Иерах

Иерах (евр. "луна", "месяц"), потомок Сима, сын Иоктана (Быт 10:26; 1Пар 1:20).

Иерахмеил

Иерахмеил (Иерахмиил, Иерамеил) (евр. Йерахмеэл, "Бог встретит с любовью, смилостивится"):

1) еврей из колена Иуды, сын Есрома (1Пар 2:9). Многочисл. потомки И. (ст. 25-41) населяли тер. на юге Палестины (1Цар 27:10; 30:29);

2) сын левита Киса (1Пар 24:29);

3) член цар. семьи, современник царя Иоакима (Иер 36:26).

Иерахмиил

Иерахмиил см. Иерахмеил (2).

Иеред

Иеред (Иаред) (евр. Йеред, "нисходящий"):

1) сын Малелеила, отец Еноха и предок Иисуса Христа (Быт 5:15-20; 1Пар 1:2; Лк 3:37);

2) еврей из колена Иуды, прародитель жителей Гедора (1Пар 4:18; в Синод. пер. - "отца Гедора").

Иеремай

Иеремай (возм., "Яхве высоко вознесен"), израильтянин, оставивший свою жену-язычницу (Езд 10:33).

Иеремии пророка книга

Иеремии пророка книга см. Книга пророка Иеремии.

Иеремия

Иеремия (евр. Йирмейя, Ийрмейяху). Значение имени спорно; предположит. "Яхве возвысит":

1-2) двое гадитян, пришедших к Давиду в Секелаг (1Пар 12:10,13);

3) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:4);

4) глава рода в полуколене Манассии (1Пар 5:24);

5) отец Хамуталь, жены царя Иосии (4Цар 23:31), жил в Ливне;

6) рехавит, отец Иазании (Иер 35:3);

7) священник, вернувшийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:1.12);

8) священник, подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон и участвовавший в освящении стены Иерусалима (Неем 10:2; 12:34);

9) сын Хелкии, пророк (Иер 1:1). см. Книга пророка Иеремии.

Иеремоф

Иеремоф (Иремоф) (евр. Йеремот):

1) вениамитянин, сын Берии (1Пар 8:14);

2) сын Мушия, левит из потомков Мерари (1Пар 23:23). То же лицо, что и Иеримоф (7);

3) имя И. носили двое израильтян, расставшихся со своими женами-язычницами (Езд 10:26,27);

4) вениамитянин, сын Бехера (1Пар 7:8).

Иеривай

Иеривай ("Он (Бог) спорит, оспаривает"), сын Елнаама, один из храбрых у Давида (1Пар 11:46).

Иериил

Иериил (евр. Йериэл, возм., "Бог узрит"), потомок Фолы из колена Иссахара (1Пар 7:2).

Иеримоф

Иеримоф (евр. Йеримот):

1) Вениамитянин, сын Белы (1Пар 7:7);

2) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:5);

3) сын Емана, левит, певец, живший во времена Давида (1Пар 25:4,22);

4) сын Давида. Его женой была Авихаиль, дочь брата Давида Елиава. Дочь И. и Авихаили Махалафу взял в жены Ровоам, сын Соломона (2Пар 11:18; в Синод. пер. - Авихаиль - жена Ровоама);

5) смотритель в храме во времена Езекии (2Пар 31:13);

6) сын Азриила, начальник над коленом Неффалима во времена Давида (1Пар 27:19);

7) сын Мушия, левит из потомков Мерари (1Пар 24:30). То же лицо, что И. (2).

Иериофа

Иериофа (евр. Йериот, "убежище", "робость"), жена Халева (1Пар 2:18).

Иерихон

Значение названия "И." неясно, обычно cчитается, что это слово происходит от евр. яреах = "луна", т.е. "город луны":

1) древнее хананейское поселение на Телль-эс-Султане, рядом с к-рым находится источник Елисея (4Цар 2:19-22). И. также называли "городом пальм" (Втор 34:3; Суд 1:16; 3:13). При раскопках (см. Раскопки) (IV,4) на Телль-эс-Султане были обнаружены остатки поселения, относящиеся к V тысячел. до Р.Х. Древнейшие свидет-ва присутствия здесь человека относятся, по-видимому, к среднему периоду каменного века (IX тысячел. до Р.Х). Кр. того, было установлено, что остатки стены, ошибочно датированной Дж. Гарстэнгом временем завоевания города Иисусом Навином, относятся к IV тыся-чел. до Р.Х. и что стена была уничтожена пожаром ок. 2350 г. до Р.Х. Город И. располагался в плодородной долине (Втор 34:3; 4Цар 25:5), вблизи гор (Нав 2:16,22), рядом с Иорданом, за к-рым простирались земли Моава (Чис 22:1). Близ И. проходила граница между уделами Ефрема и Вениамина (Нав 16:7). Город славился своими пальмами, а также производством бальзамов; был важным торг. центром. И. - первый из ханаан. городов, завоеванных израильтянами. Израильтяне захватили и полностью разрушили И., после того как стены города рухнули от звука свящ. труб (Нав 6). Территория И. была отдана во владение колену Вениамина (Нав 18:21). Вероятно, рядом с городскими развалинами все же сохранилось некое поселение. Библия говорит, что "город пальм" был захвачен моавит. царем Еглоном и его союзниками (Суд 3:13); затем город упоминается во времена Давида (2Цар 10:5). Во времена Ахава Ахиил отстроил стены И., но за это поплатился своей жизнью и жизнью своих сыновей - так исполнилось проклятие, нало-женное Иисусом Навином (3Цар 16:34; Нав 6:25). Несколько позднее в И. действовала пророч. школа (4Цар 2:4,5). Возле И. вавилоняне пленили спасавшегося бегством Седекию (4Цар 25:5). Жители города находились в числе возвратившихся из вавил. плена (Езд 2:34) и участвовали в восстановлении иерусалимской стены под руководством Неемии (Неем 3:2);

2) новозаветный И. (Лк 10:30) с его амфитеатром, ипподромом, водопроводом и дворцом был зимней резиденцией Ирода Великого. Он стоял юж. древнего И. - на берегу Вади-Келт. В окрестностях города, согл. Лк 19:1,4, росли смоковные деревья (инжир). В И. был исцелен слепой Вартимей (Мк 10:46). В наст. время Иерихон - это плодородный оазис, располож. у вост. подножия лишенных растительности гор и окруженный пальмовыми плантациями. Совр. город находится в 2 км юго-вост. Телль-эс-Султана и в 7 км зап. Иордана. И. расположен на 250 м ниже уровня моря, поэтому здесь установился субтропич. климат.

Иерия

Иерия (евр. Йерийя, Йерийяху, возм., "Яхве узрит"), левит, потомок Каафа, сын Хеврона (1Пар 23:19; 24:23; 26:31).

Иероваал

Иероваал (евр. Йеруббаал), прозвище см. Гедеона, означающее: "пусть Ваал спорит с ним" (Суд 6:32).

Иеровоам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иерохам

1) левит, дед пр. Самуила (1Цар 1:1; 1Пар 6:27,34);

2) вениамитянин (1Пар 8:27);

3) вениамитянин из Гедора, два сына к-рого пришли к Давиду в Секелаг (1Пар 12:7);

4) отец начальника над коленом Дана во времена Давида (1Пар 27:22);

5) отец военач. Азарии, современника Иодая (2Пар 23:1);

6) вениамитянин, отец Ивнии, поселившегося в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (1Пар 9:8);

7) священник в Иерусалиме, отец Адаии (1Пар 9:12; Неем 11:12).

Иеруил

Иеруил (возм., "основанный Богом"), название пустыни. И. (2Пар 20:16) - это часть Иудейской пустыни, расположенная у возвышенности Циц, предположит. юго-вост. Фекои.

Иерусалим

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иерусалим Небесный

Иерусалим Небесный см. Небесный Иерусалим.

Иеруша

Иеруша (евр. "владение"), дочь Садока, жена царя Озии и мать Иоафама (4Цар 15:33; 2Пар 27:1).

Иесарела

Иесарела см. Ашарела.

Иесваал

Иесваал см. Иашовам (1).

Иесимон

Иесимон (евр. йешимон, "пустыня"), пустынная полоса недалеко от холма Гахилы (см. Гахила). Местоположение И. точно не известно (1Цар 23:19,24; 26:1,3).

Иесод

Иесод ("основание"), вероятно, боковые ворота цар. дворца в Иерусалиме (2Пар 23:5), возм., те же самые, что и ворота Сур (4Цар 11:6).

Иессей

Иессей (евр. Йишай), сын Овида, внук Вооза и Руфи (Руфь 4:18-22). У И. было восемь сыновей, младшим из к-рых являлся Давид (1Цар 16:1-13; 17:12,14). В 1Пар 2:13-15 названы только семь из них (см. Елиав, 4). Их сестры Саруия и Авигея (ст. 16) были, согл. 2Цар 17:25, дочерьми другого отца. Когда Давид скрывался от Саула, его родители прибыли к нему в пещеру Адолламскую. В поисках убежища Давид привел их к моавит. царю (1Цар 22:1-4). В устах Саула (1Цар 20:27,30 и след.; 22:7 и след.,13) и Навала (1Цар 25:10) выражение "сын Иессеев" приобретает презрит. оттенок. Это позволяет предположить, что И. и члены его семейства не были родовиты и не пользовались известностью за пределами Вифлеема (см. также 2Цар 20:1; 3Цар 12:16). О потомках Иессея см. Давид.

Иессуи

Иессуи см. Ишви.

Иетеф

Иетеф (евр. Йетет, возм., "Он (Бог) даст"), потомок Исава, старейшина Едома (Быт 36:40; 1Пар 1:51).

Иетур

Иетур (возм., от "круг", "палаточный лагерь"), сын Исмаила (Быт 25:15; 1Пар 1:31; 5:19). Его потомками были кочевые племена итуреев. см. Итурея.

Иеуил

Иеуил (евр. Йеуэл, возм., "да очистит Бог"), еврей из колена Иуды и рода Зары, живший в Иерусалиме (1Пар 9:6).

Иеуй

Иеуй см. Иегу (4).

Иеус

Иеус см. Иеуш (1, 2, 5).

Иеуц

Иеуц, вениамитянин, сын Шегараима (1Пар 8:10).

Иеуш

Иеуш (Иеус) ("Он (Бог) поможет"):

1) сын Исава и Оливемы, старейшина Едома (Быт 36:5,14,18; 1Пар 1:35);

2) вениамитянин, сын Билгана (1Пар 7:10);

3) левит, потомок Гирсона, сын Шимея (1Пар 23:10,11);

4) вениамитянин, потомок Ионафана, сын Ешека (1Пар 8:39);

5) сын царя Ровоама (2Пар 11:19).

Иефер

Иефер (евр. Йетер, "сверх меры", "избыток" или кр. ф-ма от "Он (Бог) стал изобильным, даровал с избытком"):

1) старший сын Гедеона (Суд 8:20);

2) сын Иады из колена Иуды; умер бездетным (1Пар 2:32);

3) еврей из колена Иуды, сын Езры (1Пар 4:17);

4) еврей из колена Асира (1Пар 7:38), видимо, то же лицо, что и Ифран, сын Цофаха;

5) отец Амессая (Амессы), военачальника Авессалома (3Цар 2:5,32), измаильтянин (1Пар 2:17); во 2Цар 17:25 он назван изреелитянином, но, возм., это ошибка переписчика.

Иефонния

Иефонния см. Иефунни (1).

Иефунни

Иефунни (Иефонния) (евр. Йефунне, возм., "Он (Бог) вновь милостиво обратился"):

1) отец Халева из колена Иуды (Чис 13:7);

2) сын Иефера из колена Асира (1Пар 7:38).

Иеффай

Иеффай (евр. Йифтах, "Он (Бог) освободит, откроет"), галаадитянин, сын см. Галаада (2) и его наложницы. После того как братья изгнали И. из дома, он бежал в землю Тов (возм., это область сев.-вост. Галаада), где, собрав шайку разбойников, совершал набеги (Суд 11:1-3). К тому времени Господь в наказание за идолослужение отдал израильтян под власть филистимлян и аммонитян (Суд 10:6-8). Аммонитяне даже перешли Иордан и напали на колена Иуды, Вениамина и Ефрема. Израильтяне, раскаиваясь в своем грехе, обратились с мольбой к Господу, и Бог смилостивился над ними. Израил. войско собралось в Массифе (5), но у него не было предводителя. Тогда галаадские старейшины обратились к И. с просьбой принять командование (Суд 10:17,18; 11:4-11). Став вождем всего Израиля, И. отверг претензии аммонитян на вост. берег Иордана. Он сообщил им, что израильтяне отняли эти земли, на к-рых живут вот уже 300 лет, не у аммонитян, а у аморрейского царя Сигона. Но все же войны избежать не удалось. И., дав обет Господу, испросил у Него победу, после чего разгромил войско аммонитян. Он разбил и ефремлян, к-рые не могли смириться с тем, что слава победителей досталась колену Манассии, и, угрожая И., перешли Иордан (Суд 12:1-6). И. был судьей Израиля шесть лет, до своей кончины. Нерешенным остается вопрос об обете И. Он сказал, что принесет Господу в жертву всесожжения первое, что "по возвращении (его) с миром от аммонитян... выйдет из ворот дома" его (Суд 11:30,31). Первой навстречу ему вышла его единственная дочь. С горя И. разодрал свои одежды, а затем отпустил дочь на два месяца, дабы она с подругами в горах оплакала свое девство (Суд 11:38). После этого "он совершил над нею обет свой". Учитывая, что И. очень страдал, исполняя обет, нек-рые толкователи Библии считают, что он действительно принес дочь в жертву всесожжения. Однако израил. закон не допускает человеч. жертвоприношений; в нем содержатся предписания о денежном выкупе за людей, посвящ. Господу (Лев 27:1-8). Поэтому другие исследователи считают, что И., восхваляемый в 1Цар 12:11 и Евр 11:32, смог избежать букв. исполнения обета. Существует и третья т.зр.: безбрачие и пожизненное служение дочери И. при Скинии (см. Скиния) (см. Суд 11:39) - такая же жертва Господу, как и жертва всесожжения. Однако такое толкование представляется менее убедительным, чем предыдущие.

Иехдия

Иехдия (Иедия) (евр. Йехдеяху, "да возрадуется Яхве"):

1) левит, современник Давида (1Пар 24:20);

2) меронифянин, надсмотрщик над ослицами Давида (1Пар 27:30).

Иехиел

Иехиел (Иехиил, Иеиел) (евр. Йехиэл, "Бог живой, творящий"):

1) левит, игравший на псалтири и сопровождавший ковчег завета в Иерусалим. Позже он играл на псалтири в скинии, к-рую царь Давид соорудил в качестве временного святилища для ковчега (1Пар 15:18,20; 16:5);

2) левит из рода Гирсона, сын Лаедана, живший во времена Давида (1Пар 23:8). Его потомки "смотрели за сокровищами дома Господня", т.е. за сокровищницей храма (1Пар 26:21,22);

3) сын Хахмония, современник Давида (1Пар 27:32);

4) сын Иосафата (2Пар 21:2-4);

5) священник, современник царя Иосии (2Пар 35:8);

6) отец Овадии, возвратившегося из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:9);

7) отец Шехании, сын Елама (Езд 10:2), возм., тот же израильтянин, к-рый отпустил свою жену-язычницу (Езд 10:26);

8) священник, расставшийся с женой-язычницей (Езд 10:21);

9) левит, со-временник царя Езекии (2Пар 31:13). Возм., то же лицо, что и И. (10);

10) левит, потомок певца Емана, живший во времена Езекии (2Пар 29:14). Возм., то же лицо, что и И. (9).

Иехиил

Иехиил см. Иехиел (2, 3, 5, 7, 8).

Иехия

Иехия ("Яхве живой" или "Яхве живет"), придверник у ковчега завета, современник царя Давида (1Пар 15:24).

Иехолия

Иехолия (евр. Йехолья, Йехольяху, "Яхве явил свое могущество" или "Яхве смог"), жена иуд. царя Амасии, мать Озии (4Цар 15:2; 2Пар 26:3).

Иехония

Иехония ("Яхве укрепит, установит"), сын и преемник иуд. царя Иоакима (1Пар 3:16,17; Есф 2:6; Иер 24:1; 27:20; 28:4; 29:2; 22:24,28; 37:1; Мф 1:11,12). Его мать Нехушта была дочерью Елнафана (4Цар 24:8), одного из видных вельмож Иоакима (Иер 26:22; 36:12,25). Когда И. взошел на престол, ему было 18 лет (4Цар 24:8; 2Пар 36:9); его правление продолжалось недолго - три месяца и десять дней (2Пар 36:9; ср. Иосиф Флавий, Иудейские древности, X,11). Как и его отец, И. совершал богопротивные поступки. Когда Навуходоносор в наказание за отпадение Иоакима выступил против Иерусалима и осадил город (598/597 гг. до Р.Х.), И. вышел к нему вместе с матерью, слугами, князьями и евнухами. Его схватили и вместе со всеми вельможами и воинами, плотниками и кузнецами отвели в Вавилон, прихватив при этом сокровища храма и цар. дворца. Навуходоносор посадил на иерусалимский престол дядю И. Матфанию, дав ему имя Седекия (4Цар 24:10-17; ср. также Иер 22:24-30). После 37-летнего заключения в Вавилоне И. был помилован царем Евилмеродахом в год его восшествия на престол (562 г. до Р.Х.); Евилмеродах возвысил И. по сравнению с другими царями, жившими при вавил. дворе, и назначил ему содержание (4Цар 25:27-30; Иер 52:31-34). Библ. сведения о времени пленения И. были подтверждены археол. раскопками. В Вавилоне, возле ворот Иштар, было обнаружено около 300 глиняных табличек, на к-рых указано количество масла, ячменя и другого продовольствия, ежемесячно выдававшегося пленникам и ремесленникам в Вавилоне и его окрестностях. На четырех табличках, одна из к-рых предположит. датируется 592 г. до Р.Х., указано, что масло предназначено "для Яукина, царя земли Яхуд", "для пяти сыновей царя земли Яхуд" и "для восьми людей из земли Яхуд", при этом добавляется: "лично в руки Канаме" (вероятно, слуге). След., в 1Пар 3:17 имеются в виду сыновья И., а не его внуки, как предполагают нек-рые ученые. Из этого можно заключить, что первые пять сыновей И. родились до 592 г. до Р.Х., причем старший см. Салафиил - не позднее 598 г. до Р.Х. На клейме, обнаруженном на трех ручках от кувшинов, найденных археологами в Бет-Шемеше (Вефсамисе) и Кирьят-Сефере (Давире), написано: "Принадлежит Елиакиму, управляющему Яукина". Это позволяет предположить, что в то время, пока И. находился в плену, цар. имуществом распоряжался Елиаким, а Седекия в ожидании возвращения своего племянника (на что надеялись все жители Иудеи - Иер 28:3,4) не стал присваивать себе собственность законного царя.

Иецер

Иецер ("изображение"), сын Неффалима (Быт 46:24; Чис 26:49; 1Пар 7:13). Его потомки образовали один из родов колена Неффалима.

Иешана

Иешана (евр. "древний"), город, завоеванный Авией в войне с Иеровоамом (2Пар 13:19). Вначале ученые полагали, что И. находилась на месте Айн-Синджа, на полпути между Иерусалимом и Наблусом (Сихемом). У.Ф.Олбрайт считал, что И. - это Бурдж-эль-Исане, располож. сев.-зап. Баал-Хацора, в 25 км от Иерусалима.

Иешевав

Иешевав (евр. "жилище отца"), глава 14-й чреды священников во времена Давида (1Пар 24:13).

Иешер

Иешер (кр. ф-ма от "Он (Бог) явил свою справедливость"), сын Халева и внук Есрома (1Пар 2:18).

Иешишай

Иешишай (возм., "дряхлый", "старик"), гадитянин, живший в Васане (1Пар 5:14).

Иешуа

I.

(евр. Йехошуа, "Господь-спаситель", или "спасение Господне"):

1) житель Вефсамиса, на поле к-рого остановилась колесница с ковчегом завета, возвращенным филистимлянами (1Цар 6:14,18);

2) градонач. Иерусалима во времена царя Иосии (4Цар 23:8);

3) предок Иисуса Христа (Лк 3:29; в Синод. пер. - Иосия).

II.

(евр. Йешуа, другая, более поздняя, ф-ма евр. имени Йехошуа: "Господь есть помощь, спасение"):

1) глава 9-й чреды священников во времена Давида (1Пар 24:11). Потомки И. упоминаются среди пленников, вернувшихся из Вавилона (Езд 2:36; Неем 7:39);

2) левит, современник Езекии (2Пар 31:15);

3) сын Иоседека, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7; 12:1,7,10). Будучи первосвященником, И. устроил жертвенник всесожжения, положил начало регулярным богослужениям, начал строит-во храма (Езд 3:2-9), отказавшись при этом от помощи иноплем. поселенцев (Езд 4:3). В пророчествах Аггея и Захарии, побудивших израильтян возобновить прерванное строит-во храма (Езд 5:2), И. была обещана помощь Господа (Агг 1:1,12,14; 2:2,4; Зах 3:1-10; 6:11-13);

4) израильтянин, потомки к-рого вернулись из вавил. плена (Езд 2:6; Неем 7:11);

5) левит, потомки к-рого вернулись из вавил. плена (Езд 2:40; Неем 7:43). Возм., то же лицо, что и в Неем 12:8,24. Левит И. упоминается также в связи с чтением Закона Ездрой (Неем 8:7; 9:4,5); другой левит И., сын Азании, подписал обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:9). Нельзя точно сказать, о скольких людях здесь идет речь;

6) отец левита Иозавада, современ-ника Ездры (Езд 8:33);

7) отец Езера, начальника Мицфы, помогавшего восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:19);

8) селение в Иудее (Неем 11:26), совр. Телль-эс-Саве (новоевр. Телль-Иешуа), в 15 км сев.-вост. Вирсавии. см. Иисус Навин см. Иисус Христос см. Иисус.

Иешуй

Иешуй см. Иешуа.

Избрание, избранность, избирать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Известняк

Известняк см. Известь, известняк.

Известь, известняк

1) Палестина богата известняком. И. была известна людям еще в глубокой древности. Там, где в Библии говорится об И., подразумевается гашеная И. Для получения И. добытый известняк измельчали (см. Ис 27:9) и, перемежая сухими ветками, закладывали слоями в яму глубиной прим. в 1 м, после чего все это поджигали (см. Ис 33:12). Затем яму закрывали луговой дерниной, оставляя небольшое отверстие для воздушной тяги и выхода дыма. По завершении процесса обжига И. гасили водой;

2) из гашеной И., смешанной с суглинком, глиной, песком, золой или соломой, получали строит. материал для оштукатуривания стен. В бедных известняком местностях строители либо ограничивались глиняным раствором, либо укладывали камни один на другой без скрепляющего раствора, либо использовали асфальт (см. Земляная смола) или смесь асфальта с суглинком (Быт 11:3);

3) гашеную И., разведенную большим количеством воды, использовали при оштукатуривании как внутр., так и наружных стен, чтобы сделать их белыми и защитить от воздействия влаги (ср. понятия "обмазка", "обмазывать" в Лев 14:41 и след.; Иез 13:10 и след.; 14 и след.; 22:28). Практика беления потрескавшихся стен породила образ, использованный ап. Павлом при характеристике человека, производящего обманчивое впечатление, - "стена подбеленная" (Деян 23:3);

4) каменные памятники обмазывали слоем И. (Втор 27:2-4). Вероятно, на штукатурке выцарапывали надписи;

5) И. белили могилы (Мф 23:27), и это служило предостережением, дабы никто не осквернился, прикоснувшись к нечистому (см. Погребение, III);

6) выражения "как горящая известь" (Ис 33:12) и "пережечь в известь" (Ам 2:1) подразумевают сжигание останков умерших (см. Гробница, II) и символизируют полное уничтожение.

Изгарь

Изгарь, шлак, отходы при плавке руды (Ис 1:22,25; Иез 22:18 и след.; Пс 118;119). После отделения И. остается чистый, пригодный для обработки металл (см. Ремесло, V). В Библии И. служит образом Божьего суда.

Изгнание

Изгнание см. Плен.

Изгнание духов

Изгнание духов см. Заклинание, заклинатель.

Иззия

Иззия (евр. Йиззийя), израильтянин, расставшийся со своей женой-язычницей (Езд 10:25).

Излия

Излия (евр. Йизлиа, возм., "он насытится (благом)" ), вениамитянин, сын Елпаала, потомок Шегараима (1Пар 8:18).

Излияние

Излияние (выливание). При И. нек-рое кол-во воды или другой жидкости выливают из сосуда с какой-то определ. целью. В Быт 24:20 Ревекка вылила воду из кувшина в пойло, а израильтяне в 1Цар 7:6 проливали (жертвенную?) воду "пред Господом" (ср. 2Цар 23:16; 1Пар 11:18). Подобным же образом Бог изливает воду из "окон небесных" во время потопа (Быт 7:11 и след.), а также "благословение до избытка" на тех, кто с готовностью приносит десятины от своего дохода в дом Божий (Мал 3:10). Во времена ВЗ Бог изливал Свой Дух (см. Дух, Святой Дух) на отдельных людей, а иногда и на группы, как, напр., на 70 старейшин при Моисее (Чис 11:25) или на пророков вместе с Саулом (1Цар 10:5,6,10). В Ис 32:15 говорится о том, что после Суда на израильтян "излиется... Дух свыше"; подобное же обещано и в Иез 39:29. В Зах 12:10 то же самое предрекается дому Давида, а в Иоил 2:28 и след. Бог дает обетование о том, что Он изольет Свой Дух "на всякую плоть", на сынов и дочерей, старцев и юношей, на рабов и рабынь. Петр видит исполнение обещанного в Иоил, гл. 2, в событиях Пятидесятницы (Деян 2:17 и след.). Вознесенный Христос, приняв от Отца "обетование Святого Духа", излил Св. Дух на апостолов (Деян 2:33). А согл. Тит 3:6, Бог через Иисуса Христа обильно излил Св. Духа и на нас. В день Пятидесятницы ученики и тысячи других людей одновременно принимают изливаемого на них Св. Духа. То же самое, как показано в Деяниях апостолов, происходит и с другими группами верующих: домом Корнилия (Деян 10:45), уверовавшими в Самарии (Деян 8:17), учениками Иоанна в Эфесе (Деян 19:6). В двух последних случаях принятие Св. Духа совершается после возложения рук апостолами. Эти "излияния" происходят в русле общих духовных процессов, ведущих к образованию общин. В сердца христиан "любовь Божия излилась... Духом Святым" (Рим 5:5).

Измаил

Измаил (евр. Йишмаэл, "Бог слышит"), сын Авраама и Агари, егип. служанки, к-рую Сарра дала своему мужу в наложницы. Когда ангел Господень повелел сбежавшей Агари (Быт 16:6 и след.)вернуться, он возвестил ей, что у нее родится сын, к-рого она должна назвать И., "ибо услышал Господь страдания" ее. И. "будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих" (это можно перевести и как "на восток от них"). Агарь вернулась в дом Авраама и родила сына, к-рого 86-летний Авраам назвал И. В 13 лет И. подвергся обрезанию (Быт 17:25). Когда маленького Исаака отлучали от груди, И. насмехался над ним. Заметив это, Сарра потребовала от Авраама изгнать Агарь и И., что и последовало при согласии Господа (Быт 21:8-14). Заблудившиеся в пустыне мать и сын жестоко страдали от жажды, а И. едва не умер, но ангел Божий привел их к колодцу (ст. 14-19). И. жил в пустыне Фаран; повзрослев, он "сделался стрелком из лука". Мать сосватала ему египтянку. Когда Авраам умер, И. и Исаак вместе похоронили его (Быт 25:9). Сыновья И. перечислены в ст. 12-18; кр. того, у него была дочь, на к-рой женился Исав (Быт 28:9; 36:3). И. умер в возрасте 137 лет (Быт 25:17). см. Аравия.

Измаильтяне

Измаильтяне см. Измаил см. Аравия.

Измерение

I.

Действия, направленные на то, чтобы к.-л. мерой определить величину ч.-л. В Библии речь идет, как правило, об И. длины предмета или расстояния, площади зданий и иных сооружений (см. Быт 6:14-16), пространства, напр. тер. города (см. Зах 2:1,2). Измерение длины производилось с помощью дерев. или тростникового эталона - "трости измерения" (Иез 40:5; см. Меры длины, площади, объема и веса) или измерит. шнура - "верви" (Ис 34:11; Иез 47:3). С помощью "землемерной верви" определялись границы той или иной тер., а ее "протягивание" являлось началом строит-ва (Зах 1:16).

II.

В метафорич. значении И. символизирует нек-рые деяния Бога. В Откр 11:1 И. означает отделение особо охраняемого ("сакрального") пространства. Как правило, Божье И. означает Его судебное определение (приговор) к.-л. или ч.-л., чаще всего оно предопределяет разрушение и завоевание города или страны (см. 4Цар 21:13; Ис 34:11; Плач 2:8). При этом "мерилом" Божьим являются Его праведность и Его воля (Ис 28:17); то, что не соответствует этому критерию, подлежит суду. Величие Бога и тайны сотворенного Им мира неизмеримы человеч. мерками (Иов 38:5; Ис 40:12; 46:5). Невозможно также измерить и определить предел милосердия Божьего к Его народу (Иер 31:35-37).

III.

Человек должен "измерять", т.е. оценивать, как самого себя, так и своих ближних, исходя из меры, установленной Богом, а не из собств. представлений (2Кор 10:12,13). Бог будет судить нас таким же судом, каким мы судим других, и мерить нам той же мерой, какой мы мерим нашим ближним (Мф 7:2). Когда мы щедро "отмериваем" нуждающемуся, Бог еще более полной "мерой" воздает нам, даруя обилие внутр. и внешних благ (Лк 6:38; Мф 7:1,2).

Измерительный шнур

Измерительный шнур (мерило) см. Измерение.

Изобилие

Изобилие см. Богатство, богатый.

Изображение

Хотя поклонение И. было строго запрещено Законом (Исх 20:4 и след.), но с того момента, как Аарон изготовил золотого тельца (Исх 32:4 и след.), и до времен Иосии (4Цар 23:14 и след.) оно, тем не менее, постоянно практиковалось израильтянами. В Северном царстве почитание истинного Бога неразрывно соединялось с поклонением некоему И. (чаще всего в образе быка, к-рый в Библии презрит. именуется тельцом, 3Цар 12:28 и след.). Тельцы, впрочем, не являлись И. Самого Бога, а мыслились как престолы, на к-рых восседал незримый Яхве. Именно поклонение И. (к-рое было призвано ограничивать контакты с Южным царством и отвлекать людей от регулярных паломничеств в Иерусалим), а не поклонение Ваалу было грехом Иеровоама (3Цар 12:30; 15:34; 16:31 и др.), но именно это стало причиной упадка Израиля (4Цар 17:12 и след.). Реформы Ииуя были также направлены лишь против культа Ваала, а не против поклонения И. (4Цар 10:28 и след.). И. херувимов (см. Херувимы) на ковчеге завета (Исх 25:18-20) в скинии (Исх 26:1,31) и в храме не подпадают под запрещение, т.к. они были изготовлены по велению Самого Бога. Это же относится и к железному змею (Чис 21:8 и след.); основываясь на 1Пар 28:19, подобный вывод можно сделать и в отношении двенадцати литых волов, поддерживавших медное море (3Цар 7:25). Все эти И. не были предназначены для их почитания наряду с Богом. Но насколько тонкой в этих случаях была граница между богопочитанием и поклонением И. и сколь важной была вторая заповедь (см. Десять заповедей, II), можно убедиться, вспомнив поклонение золотому тельцу Аарона и медному змею, к-рого в конце концов вынужден был "истребить" Езекия (4Цар 18:4), дабы прекратить идолопоклонство (II). Один из опознават. признаков см. Антихриста, согл. Откр 13:14 и след.; 14:9; 20:4 - наущение им людей почитать И. зверя.

Израиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Израхия

Израхия (евр. Йизрахья, "Яхве засияет"):

1) сын Уззия, потомок Фолы из колена Иссахара (1Пар 7:3);

2) руководитель певцов-левитов во времена Неемии (Неем 12:42).

Изреель

Изреель (евр. "Бог засеет" или "Бог сеет"):

1) укреп. город в уделе Иссахара (Нав 19:18), совр. Зерин, располож. прим. в 17 км юж. Назарета на обширной Изреельской равнине (Нав 17:16; Суд 6:33; Ос 1:5), название к-рой происходит от названия города. Эта равнина не раз становилась полем сражения: в вост. ее части сражались Гедеон (Суд 6:33 и след.) и Саул (1Цар 28:4; 29:1), в зап. - Варак (Суд 4; 5) и Иосия (4Цар 23:29). Благодаря своему удобному геогр. положению и особенностям здешнего климата город, находящийся на высоте 123 м над уровнем моря, стал резиденцией (второй) израил. царей (ср. 3Цар 18:45; 21:1; 4Цар 9). Согласно Ос 1:11 (ср. 1:5), И. предстоит играть немаловажную роль и в событиях последнего времени (см. Армагеддон). Совр. И. расположен сев.-зап. древнего города;

2) город в уделе Иуды (Нав 15:56), родина Ахиноамы, жены Давида (1Цар 25:43); предположит. совр. Хирбет-Терраме, лежащий прим. в 9 км юго-зап. Хеврона;

3) еврей из колена Иуды, сын Хура (1Пар 4:3);

4) символич. имя сына пр. Осии (Ос 1:4; 2:22).

Изречение

Изречение (греч. логос, "слово") может означать слово, речь или пословицу (Ин 4:37). В Чис 23:7 и след. И. (евр. машал, в Синод. пер. - "притча") означает торжественную речь Валаама. Однако И. может быть и см. Басня (Суд 9:7 и след.), и см. Загадка (евр. хида) (Суд 14:14,18; Иез 17:2; Дан 5:12), и см. Притча (Иез 24:3), а также афоризм, к-рый на Востоке нередко содержит известное шуточное сравнение (3Цар 4:32; Иов 13:12; Притч 26:1 и след.; Еккл 12:9). Наконец, И. может быть декламацией, траурным плачем или песнью, в т.ч. насмешливой, где исполнители говорят о гибели своих врагов (Иов 27:1; 29:1, в Синод. пер. в обоих случаях - "возвышенная речь"; Пс 48:5; 77:2, в Синод. пер. - "притча") Мих 2:4; Авв 2:6).

Иим

Иим ("куча камней"), город на юж. границе удела Иуды, между Ваалой и Ацемом (Нав 15:29); предположит. это совр. Дер-эль-Гави, располож. прим. в 20 км сев.-вост. Беэр-Шевы.

Иисус

Иисус, греч. ф-ма (Иэсус) евр. имени Иешуа ("Господь есть спасение"):

1) И., сын Сирахов см. Апокрифы;

2) И. Христос см. Иисус Христос;

3) иудеохристианин, прозванный Иустом, от имени к-рого Павел приветствует церковь в Колоссах (Кол 4:11). см. Иешуа см. Иисус Навин.

Иисус Навин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иисус Христос

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иисуса Навина книга

Иисуса Навина книга см. Книга Иисуса Навина.

Ииуй

Ииуй см. Иегу (2,3).

Ийе-Аварим

Ийе-Аварим (Ийм-Аварим) (Чис 21:11; 33:44 и след.), место, где израильтяне располагались станом во время странствования по пустыне. Досл. "холмы Аварим". Возм., это совр. Махаи, находящийся юго-вост. Мертвого моря.

Ийм-Аварим

Ийм-Аварим см. Ийе-Аварим.

Икеш

Икеш (евр. Иккеш, "искаженный", "ложный"), израильтянин из Фекои, отец Иры, одного из храбрых у Давида (2Цар 23:26; 1Пар 11:28).

Икония

Икония, столица малоазийской области Ликаонии, к-рую Павел посетил во время первого и второго миссионерских путешествий (Деян 13:51; 14:19,21; 16:2). После того как имп. Клавдий поселил там рим. ветеранов, город стал называться Клавдиконием. Его жители восприняли греч. культуру. И., совр. Конья, располож. в плодородной впадине в целом засушливого Ликаонского плоскогорья, уже в то время была крупным торг. центром и славилась шерстоткацким промыслом.

Ила

Ила см. Эла (2), (5), (6).

Илай

Илай, ахохиянин, один из храбрых у Давида (1Пар 11:29); в 2Цар 23:28 он назван Цалмоном.

Или, Или. лама савахфани

Или, Или! лама савахфани? (Элои, Элои! ламма савахфани?) Одно из речений Иисуса на кресте, цитата из Пс 21:2: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты оставил Меня?" (Мф 27:46; Мк 15:34). По-евр. эта фраза звучит как: "Эли, Эли, лама азавтани". см. Слова на кресте.

Илий

Илий (евр. Эли, "высокий", возм., сокращ. от "Бог высок"):

1) первосвященник в Силоме и судья Израиля на протяжении 40 лет (1Цар 1:9; 4:18). И. происходил из рода Ифамара, младшего сына Аарона (ср. 3Цар 2:27 и 1Пар 24:3,6), и, вероятно, был первым первосвященником, принадлежавшим к этой линии священнич. рода. О том, как он получил эту должность, к-рой явно не соответствовал, и кто был его предшественником, неизвестно. И. стал также первым судьей из рода священников. Когда состарившийся И. уже не мог справляться со своеволием сыновей (1Цар 2:12-17,22-25; 3:13), пришел человек Божий и возвестил суд над его домом (1Цар 2:27-36). Затем Бог повторил Свое предупреждение через юного Самуила (1Цар 3:11-14,18). И., 98-летний слепой старик, упал замертво, услышав скорбную весть о поражении израильтян при Авен-Езере, гибели сыновей и об утрате ковчега завета (1Цар 4:1-18). После смерти И. сан первосвященника потерял свое значение на то время, пока ковчег находился сначала у филистимлян, а затем в Кириаф-Иариме. Пророк и судья Самуил становится также и религ. вождем народа. Окончат. суд над домом И. совершился в тот момент, когда Соломон отстранил от должности первосвященника Авиафара и поставил на его место Садока, происходившего из рода Елеазара (3Цар 2:27,35);

2) один из предков Иисуса Христа (Лк 3:23).

Илиополь

Илиополь см. Он.

Илия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иллирик

Иллирик, или Иллирия, область в сев.-зап. части Балканского полуо-ва. Она занимала рим. провинции Паннонию и Далматию (см. Далматия). Сев. граница И. проходила по Дунаю, на юге он граничил с Македонией, часть к-рой, возм., тоже причисляли к И. Павел дошел до И. из Македонии во время своего третьего миссионерского путешествия (Рим 15:19).

Имена Бога

Статья большая, находится на отдельной странице.

Имена Иисуса Христа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Именей

Именей (греч. Гюменайос), первонач. имя греч. бога брака (в лит-ре обычно - Гименей). Христианин из Эфеса, ставший лжеучителем. И. утверждал, что воскресение мертвых уже произошло. Ап. Павел предал его сатане (1Тим 1:20; 2Тим 2:17 и след.; ср. также 1Кор 5:5).

Имер

Имер см. Иммер.

Иммер

Иммер (Имер, Еммер) ("агнец"):

1) руководитель 16-й череды певцов в храме во времена Давида (1Пар 24:14);

2) родонач. одного из священнич. родов (1Пар 9:12; Неем 11:13; возм., также 3:29; Иер 20:1). Его потомки возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:37; Неем 11:13); двое имели иноплем. жен (Езд 10:20);

3) город в Вавилонии, из к-рого возвратились угнанные туда иудеи (Езд 2:59; Неем 7:61), местонахождение И. неизвестно.

Имна

Имна (евр. Йимна), два разных евр. имени, одинаково передаваемых средствами рус. яз.

I.

"Он (Бог) исчислит":

1) сын Асира; его потомки образовали один из родов колена Асира (Быт 46:17; Чис 26:44; 1Пар 7:30);

2) левит, отец Коре (2Пар 31:14).

II.

"Сдержанный" или "задерживающийся" - имя сына Гелема из колена Асира (1Пар 7:35).

Имра

Имра (евр. Йимра, "строптивый"), еврей из колена Асира, сын Цофаха (1Пар 7:36).

Имрий

Имрий (евр. Имри, кр. ф-ма от "Господь говорил"):

1) предок Уфая, израильтянина из колена Иуды (1Пар 9:4);

2) отец Закхура (Неем 3:2).

Имя, наречение именем

В библ. времена, как и вообще в древности, И. являло нечто большее, чем просто "личное название человека". Наделить человека (или предмет) И. мог только тот, кто имел определ. полномочия в отношении нарекаемого. Из истории сотворения мира мы знаем, что человек получил от Бога повеление и право дать И. всем животным (Быт 2:19,20). Этим человек утвердил свою власть, данную ему Богом (Быт 1:28). И., к-рое родители дают своему ребенку (см. Дети), говорит о тех надеждах, к-рые они возлагают на него (Каин в Быт 4:1), или выражает некое душевное состояние (Вениамин-Бенони в Быт 35:18; Ихавод в 1Цар 4:21). И., заимствов. из животного мира, свидетвует о желании родителей видеть в своем ребенке свойства того или иного животного (Девора - "пчела"; Дишон - "антилопа"; Иона - "голубь"). Часто встречаются И., выражающие отношение к Богу. Ср. И., начинающиеся с "Ио-" (кр. ф-ма от Яхве; см. Имена Бога, III); напр., Иоанн - "Яхве милостив" или Ел (Эль) - "Бог"; напр., Елисей - "Бог есть спасение", а также оканчивающиеся на "-ия", напр., Исаия - "Яхве есть спасение", или "-ил" ("-эль"); напр., Самуил - "услышанный Богом" (о значении слова "Эль" см. Имена Бога, I). Изменение И. совершалось для демонстрации власти к.-л. над переименованным (Елиаким-Иоаким, 4Цар 23:34; Даниил-Валтасар и его друзья, Дан 1:6,7), но в тех случаях, когда переименование исходило от Бога, оно служило выражением особого обетования (Аврам-Авраам, Быт 17:5) или особого отношения к Богу (Иаков-Израиль, Быт 35:10). (Ср. также: Сара-Сарра; Гедеон-Иероваал; Симон-Петр.) В тех случаях, когда имя ребенка было предопределено Богом, оно имело, как правило, пророч. значение (см. Ос 1:4,6,9; Ис 8:3,4; Мф 1:21; Лк 1:13). Часто детей называли в честь других членов семьи (Лк 1:61). В эпоху НЗ мальчики получали И. на 8-й день после рождения (Лк 1:59 и след.; 2:21), когда их подвергали обрезанию (Лев 12:3). Важно осознать, что И. и его обладатель вступают в нерасторжимую связь. Так, И. может отождествляться с личностью его носителя (Деян 9:15). Исполнено значения и то, что Бог в ВЗ имеет одно И. - Яхве (в Синод. пер. - Иегова) (см. Имена Бога, III,1). Это И. Он Сам открыл Своему народу (Исх 3:13,14), открыв тем самым Себя Самого. Т.о., И. Яхве воплощает присутствие Бога в Своем народе и находится под особой защитой (Исх 20:7; Втор 5:11; см. Хула, злословие, злоречие).

Индия

Индия, субконтинент на юге Азии. Северо-запад И. был завоеван Дарием I и присоединен к Персидскому царству. В Есф 1:1; 8:9 И. упоминается как самая вост. часть Персидской империи во времена Артаксеркса.

Иней

Иней, кристаллы льда (Иов 38:29; Пс 147:5). В дождливое зимнее время осадки в виде И. влияли на будущий урожай (см. Дождь, I,1).

Инструмент

Инструмент см. Музыкальные инструменты.

Иоав

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иоаким

Иоаким (евр. Йехояким, "Яхве возвеличит"):

1) второй сын царя Иосии. После смерти Иосии (к-рый погиб в 609 г. до Р.Х. в битве при Мегиддо), народ избрал царем его сына Иоахаза, к-рый был моложе своего брата Елиакима. Но три месяца спустя фараон Нехао (Нехо) пленил Иоахаза и увел его в Египет, а Елиакима возвел на цар. престол, изменив при этом его имя на Иоаким. И. царствовал в 609-598 гг. до Р.Х. Это был нечестивый и несправедливый царь (4Цар 23:34-37). Он велел вернуть и казнить пр. Урию, бежавшего от него в Египет (Иер 26:20-23). Позднее И. сжег пророчества Иеремии, записанные Варухом (Иер 36). После того как в 605 г. до Р.Х. вавилоняне победили фараона Нехао в битве при Кархемисе (Каркемише), Навуходоносор осадил Иерусалим (Дан 1:1). Возможно, вавил. царь собирался увести И. в плен (2Пар 36:6), но, видимо, этого не случилось. И. умер в Иерусалиме (4Цар 23:36; 24:6). В ноябре-декабре 604 г. до Р.Х. с завоеванием Аскалона Навуходоносор завершил покорение Арама (Сирии) и Палестины. Это событие, вероятно, послужило причиной объявления поста в Иерусалиме (Иер 36:9). Однако спустя три года, воспользовавшись тем, что Нехао успешно выступил против вавилонян, И. вновь отвернулся от Вавилона. Вначале Навуходоносор послал против него полчища халдеев, арамеев, моавитян и аммонитян (4Цар 24:2), а затем выступил и сам. И., видимо, умер во время осады Иерусалима, еще до того, как Навуходоносор подступил к городу (ср. ст. 10,11). Его тело было выброшено за гор. ворота (Иер 22:19; 36:30). Преемником И. на престоле стал его сын Иехония;

2) первосвященник, живший в Иерусалиме после вавил. плена, сын см. Иешуа (3) (Неем 12:10,12,26).

Иоанн

Иоанн (греч. ф-ма (Иоаннес) евр. имени Иоханан, "Яхве милостив"):

1) отец Симона Петра (Ин 1:42; 21:15-17, в Синод. пер. везде - Иона); иногда встречается кр. ф-ма его имени: Иона (Мф 16:17);

2) член первосвященнич. рода, современник апостолов (Деян 4:6);

3) Иоанн Марк (см. Марк);

4) см. Иоанн Креститель;

5) см. Апостол Иоанн.

Иоанн апостол

Иоанн апостол см. Апостол Иоанн.

Иоанн Креститель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иоанна

Иоанна (евр. Йохана, "Яхве милостив"), жена Хузы, домоправителя Ирода (Лк 8:3). И. была одной из исцеленных Иисусом Христом женщин, к-рые затем следовали за Ним и служили Ему. В утро воскресения она была среди пришедших к гробу Иисуса (Лк 24:10).

Иоанна послания

Иоанна послания см. Послания Иоанна.

Иоас

Иоас см. Иоаш (I,2,3,4,5,6; II,2).

Иоафам

Иоафам см. Иофам (3).

Иоах

Иоах ("Яхве - брат"):

1) сын Асафа, дееписатель царя Езекии (4Цар 18:18,26,37; Ис 36:3,22);

2) левит, сын Зиммы из рода Гирсона (1Пар 6:21);

3) сын Овед-Едома, привратник при ковчеге завета во времена Давида (1Пар 26:4);

4) сын Зиммы и отец Едена, левит, живший во времена Езекии (2Пар 29:12);

5) сын Иоахаза, дееписатель царя Иосии (2Пар 34:8).

Иоахаз

Иоахаз (евр. Йехоахаз, "Господь держит"):

1) другое имя Охозии, сына Иорама, царя Иудеи (2Пар 21:17 - в Синод. пер. - Охозия);

2) сын и наследник израил. царя Ииуя (4Цар 10:35; 13:1), правивший в 818-802 гг. до Р.Х. И. продолжал упорствовать в идолослужении - грехе см. Иеровоама. За это Господь предал Израиль в руки сир. царя Азаила и его сына Венадада (ст. 2,3), в результате чего в войске И. осталось лишь 50 всадников, 10 колесниц и 10 тыс. пеших воинов. Но И. обратил к Господу молитву, и она была услышана: Бог послал Израилю избавителя (ст. 4,5,22,23), весьма вероятно, в лице см. Иеровоама II (4Цар 14:26,27). И. был похоронен в Самарии, и царство наследовал его сын Иоас (ст. 9);

3) отец Иоаха, дееписателя царя Иосии (2Пар 34:8);

4) сын и преемник иуд. царя Иосии. После того как отец И. был убит в сражении при см. Мегиддо, народ избрал И. царем; 23-летний И. царствовал в Иерусалиме три месяца (609 г. до Р.Х.), совершая неугодное Господу. Фараон Нехао захватил его в Ривле, в Емафской земле, и наложил на Иудею дань в 100 талантов серебра и 1 талант золота. Нехао, воцарив брата И., Елиакима, к-рый получил имя Иоаким, увел И. в Египет, где тот и умер (4Цар 23:30-34; 2Пар 36:1-4). В 1Пар 3:15 И. назван Селлумом; вероятно, имя И. было дано ему лишь после того, как он взошел на трон (в Синод. пер. в 1Пар 3:15 сказано, что И. - старший сын Иосии, однако в МТ в данном месте приведено имя: Иоханан (см. Иоханан, 7). В Иез 19:3,4 под львенком также подразумевается И.

Иоаш

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иов

Иов (возм., от евр. "враждующий"):

1) сын Иссахара (Быт 46:13). В других местах Библии он именуется Иашувом (Чис 26:24; 1Пар 7:1);

2) см. Книга Иова.

Иова книга

Иова книга см. Книга Иова.

Иовав

Иовав (от евр. "вопить" или от араб. "готовиться к битве"):

1) сын Иоктана (Быт 10:29; 1Пар 1:23);

2) царь Едома, сын Зераха из Восоры (Быт 36:33,34; 1Пар 1:44,45);

3) царь Мадона на (севере Ханаана), побежденный Иисусом Навином (Нав 11:1-15);

4) вениамитянин, сын Шегараима (1Пар 8:9);

5) вениамитянин, сын Елпаала (1Пар 8:18).

Иогбега

Иогбега (от евр. "холм"), город вост. Иордана (Чис 32:35; Суд 8:11), совр. Аджбехат, располож. прим. в 10 км сев.-зап. Аммана (библ. Раввы).

Иоглия

Иоглия (евр. Йогли, возм., "угнанный на чужбину" или "раздетый"), отец Буккия, князя колена Дана (Чис 34:22).

Иодай

Иодай (Иоиада) (евр. Йехояда, "Яхве знал, проявил заботу"):

1) священник из Кавцеила в уделе Иуды, отец Ванеи (см. Ванея), начальника личной охраны Давида (2Цар 8:18; 23:20; 1Пар 27:5). Был предводителем потомков Аарона, пришедших вместе с другими коленами в Хеврон, чтобы участвовать в возведении Давида на престол (1Пар 12:27);

2) сын Ванеи и внук священника Иодая, советник Давида (1Пар 27:34);

3) первосвященник, к-рый был женат на Иосавеф - дочери царя Иорама и сестре иуд. царя Охозии. Он спас своего племянника Иоаса от Гофолии и, когда мальчику исполнилось семь лет, возвел его на цар. престол (4Цар 11:1 - 12:17; 2Пар 22:10 - 24:16). И. прожил 130 лет и в награду за свое праведное отношение к народу Израиля, к храму и к Господу был похоронен в городе Давида вместе с царями. При жизни он оказывал благотворное влияние на царя см. Иоаса. Однако после смерти И. Иоас ступил на пагубный путь и даже распорядился убить сына И. Захарию;

4) священник, живший в Иерусалиме во времена Иеремии и отстраненный от отправления служб (Иер 29:26);

5) сын Пасеаха, участвовавший в восстановлении Старых ворот в Иерусалиме (Неем 3:6);

6) первосвященник, сын Елиашива (Неем 12:10,22). Неемия удалил от себя одного из его сыновей, вероятно, потому, что тот приходился зятем хорониту Санаваллату (Неем 13:28).

Иоед

Иоед (евр. Йоэд, "Яхве - свидетель"), дед вениамитянина Саллу (Неем 11:7).

Иоезер

Иоезер (евр. Йоэзер, "Яхве - помощь"), вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:6).

Иоела

Иоела (евр. Йоэла, возм., "Бог очищает"), сын Иерохама из Гедора, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:7).

Иоель

Иоель (Иоиль) (евр. Йоэл, "Яхве - Бог"):

1) левит, предок пр. Самуила (1Пар 6:36);

2) старший сын пр. Самуила; будучи судьей в Вирсавии, проявил себя как человек корыстолюбивый и продажный (1Цар 8:1-3). И. был отцом певца Емана (1Пар 6:33; 15:17);

3) рувимлянин, отец Шемаи (Шемы) (1Пар 5:4,8);

4) сын Израхии из колена Иссахара, современник Давида (1Пар 7:3);

5) один из храбрых у Давида, брат Нафана (1Пар 11:38);

6) глава левитов из рода Гирсона, современник Давида (1Пар 15:7). Предположит. то же лицо, что и Иоель, сын Лаедана (1Пар 23:8), "смотритель за сокровищами" храма (1Пар 26:21,22);

7) сын Федаии, начальник над полуколеном Манассии во времена Давида (1Пар 27:20);

8) сын Вафуила, пророк. (см. Книга пророка Иоиля);

9) глава гадитян, живший в Васане во времена Иоафама и Иеровоама II (1Пар 5:12);

10) глава одного из родов колена Симеона во времена Езекии (1Пар 4:35);

11) левит, современник Езекии (2Пар 29:12);

12) израильтянин, расставшийся со своей женой-язычницей (Езд 10:43);

13) сын Зихри; после возвращения из вавил. плена он был начальником над вениамитянами, жившими в Иерусалиме (Неем 11:9).

Иозавад

Иозавад ("Яхве даровал"):

1) гадитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:4);

2) имя двух израильтян, принадлежавших к колену Манассии; они присоединились к Давиду на пути из Афека в Секелаг (1Пар 12:20);

3) левит, современник царя Езекии (2Пар 31:13);

4) начальник левитов, современник царя Иосии (2Пар 35:9);

5) сын см. Иешуа (6), левит, современник Ездры (Езд 8:33). Другие левиты с таким же именем упоминаются в Езд 10:23; Неем 8:7; 11:16, но трудно сказать, о скольких людях здесь идет речь;

6) священник, взявший в жены язычницу (Езд 10:22).

Иозакар

Иозакар (евр. Йозахар, "Яхве вспомнил"), сын аммонитянки Шимеаты, слуга (чиновник или военач.) и один из убийц царя Иоаса (4Цар 12:21). В 2Пар 24:26 он назван Завадом.

Иозиил

Иозиил см. Иахазиил (4).

Иоиада

Иоиада см. Иодай (5,6).

Иоиадда

Иоиадда (евр. Йехоадда, возм., от Иаеда: "Он украсит"), сын Ахаза, потомок Саула (1Пар 8:36). То же лицо, что Иаер (1Пар 9:42).

Иоиарив

Иоиарив (евр. Йоярив, "Яхве подготовит, заступится"):

1) еврей из колена Иуды, сын Захарии (Неем 11:5);

2) священник, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:6). Его потомки составляли один из священнич. родов во времена первосвященника Иоакима (ст. 19);

3) см. Иегоиарив.

Иоиль

Иоиль см. Иоель (1-10,13).

Предыдущая страница Следующая страница