Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЕМ"-"ИОИ")
Иемуил (евр. Йемуэл), сын Симеона, родоначальник одного из родов колена Симеона (Быт 46:10; Исх 6:15), то же лицо, что см. Немуил. |
Иерамеил см. Иерахмеил (3). |
Иерамоф (евр. Йерамот), израильтянин, расставшийся со своей женой-язычницей (Езд 10:29). |
Иераполь ("святой город", "город священников"), город в Малой Азии, совр. Памуккале. Здесь проповедовал Евангелие Епафрас (Кол 4:12 и след.). Город известен горячими источниками, воды к-рых каскадами ниспадают на причудливые террасы сталактитовых образований. И. расположен вблизи Лаодикии. |
Иерах (евр. "луна", "месяц"), потомок Сима, сын Иоктана (Быт 10:26; 1Пар 1:20). |
Иерахмеил (Иерахмиил, Иерамеил) (евр. Йерахмеэл, "Бог встретит с любовью, смилостивится"): 1) еврей из колена Иуды, сын Есрома (1Пар 2:9). Многочисл. потомки И. (ст. 25-41) населяли тер. на юге Палестины (1Цар 27:10; 30:29); 2) сын левита Киса (1Пар 24:29); 3) член цар. семьи, современник царя Иоакима (Иер 36:26). |
Иерахмиил см. Иерахмеил (2). |
Иеред (Иаред) (евр. Йеред, "нисходящий"): 1) сын Малелеила, отец Еноха и предок Иисуса Христа (Быт 5:15-20; 1Пар 1:2; Лк 3:37); 2) еврей из колена Иуды, прародитель жителей Гедора (1Пар 4:18; в Синод. пер. - "отца Гедора"). |
Иеремай (возм., "Яхве высоко вознесен"), израильтянин, оставивший свою жену-язычницу (Езд 10:33). |
Иеремии пророка книга см. Книга пророка Иеремии. |
Иеремия (евр. Йирмейя, Ийрмейяху). Значение имени спорно; предположит. "Яхве возвысит": 1-2) двое гадитян, пришедших к Давиду в Секелаг (1Пар 12:10,13); 3) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:4); 4) глава рода в полуколене Манассии (1Пар 5:24); 5) отец Хамуталь, жены царя Иосии (4Цар 23:31), жил в Ливне; 6) рехавит, отец Иазании (Иер 35:3); 7) священник, вернувшийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Неем 12:1.12); 8) священник, подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон и участвовавший в освящении стены Иерусалима (Неем 10:2; 12:34); 9) сын Хелкии, пророк (Иер 1:1). см. Книга пророка Иеремии. |
Иеремоф (Иремоф) (евр. Йеремот): 1) вениамитянин, сын Берии (1Пар 8:14); 2) сын Мушия, левит из потомков Мерари (1Пар 23:23). То же лицо, что и Иеримоф (7); 3) имя И. носили двое израильтян, расставшихся со своими женами-язычницами (Езд 10:26,27); 4) вениамитянин, сын Бехера (1Пар 7:8). |
Иеривай ("Он (Бог) спорит, оспаривает"), сын Елнаама, один из храбрых у Давида (1Пар 11:46). |
Иериил (евр. Йериэл, возм., "Бог узрит"), потомок Фолы из колена Иссахара (1Пар 7:2). |
Иеримоф (евр. Йеримот): 1) Вениамитянин, сын Белы (1Пар 7:7); 2) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:5); 3) сын Емана, левит, певец, живший во времена Давида (1Пар 25:4,22); 4) сын Давида. Его женой была Авихаиль, дочь брата Давида Елиава. Дочь И. и Авихаили Махалафу взял в жены Ровоам, сын Соломона (2Пар 11:18; в Синод. пер. - Авихаиль - жена Ровоама); 5) смотритель в храме во времена Езекии (2Пар 31:13); 6) сын Азриила, начальник над коленом Неффалима во времена Давида (1Пар 27:19); 7) сын Мушия, левит из потомков Мерари (1Пар 24:30). То же лицо, что И. (2). |
Иериофа (евр. Йериот, "убежище", "робость"), жена Халева (1Пар 2:18). |
Значение названия "И." неясно, обычно cчитается, что это слово происходит от евр. яреах = "луна", т.е. "город луны": 1) древнее хананейское поселение на Телль-эс-Султане, рядом с к-рым находится источник Елисея (4Цар 2:19-22). И. также называли "городом пальм" (Втор 34:3; Суд 1:16; 3:13). При раскопках (см. Раскопки) (IV,4) на Телль-эс-Султане были обнаружены остатки поселения, относящиеся к V тысячел. до Р.Х. Древнейшие свидет-ва присутствия здесь человека относятся, по-видимому, к среднему периоду каменного века (IX тысячел. до Р.Х). Кр. того, было установлено, что остатки стены, ошибочно датированной Дж. Гарстэнгом временем завоевания города Иисусом Навином, относятся к IV тыся-чел. до Р.Х. и что стена была уничтожена пожаром ок. 2350 г. до Р.Х. Город И. располагался в плодородной долине (Втор 34:3; 4Цар 25:5), вблизи гор (Нав 2:16,22), рядом с Иорданом, за к-рым простирались земли Моава (Чис 22:1). Близ И. проходила граница между уделами Ефрема и Вениамина (Нав 16:7). Город славился своими пальмами, а также производством бальзамов; был важным торг. центром. И. - первый из ханаан. городов, завоеванных израильтянами. Израильтяне захватили и полностью разрушили И., после того как стены города рухнули от звука свящ. труб (Нав 6). Территория И. была отдана во владение колену Вениамина (Нав 18:21). Вероятно, рядом с городскими развалинами все же сохранилось некое поселение. Библия говорит, что "город пальм" был захвачен моавит. царем Еглоном и его союзниками (Суд 3:13); затем город упоминается во времена Давида (2Цар 10:5). Во времена Ахава Ахиил отстроил стены И., но за это поплатился своей жизнью и жизнью своих сыновей - так исполнилось проклятие, нало-женное Иисусом Навином (3Цар 16:34; Нав 6:25). Несколько позднее в И. действовала пророч. школа (4Цар 2:4,5). Возле И. вавилоняне пленили спасавшегося бегством Седекию (4Цар 25:5). Жители города находились в числе возвратившихся из вавил. плена (Езд 2:34) и участвовали в восстановлении иерусалимской стены под руководством Неемии (Неем 3:2); 2) новозаветный И. (Лк 10:30) с его амфитеатром, ипподромом, водопроводом и дворцом был зимней резиденцией Ирода Великого. Он стоял юж. древнего И. - на берегу Вади-Келт. В окрестностях города, согл. Лк 19:1,4, росли смоковные деревья (инжир). В И. был исцелен слепой Вартимей (Мк 10:46). В наст. время Иерихон - это плодородный оазис, располож. у вост. подножия лишенных растительности гор и окруженный пальмовыми плантациями. Совр. город находится в 2 км юго-вост. Телль-эс-Султана и в 7 км зап. Иордана. И. расположен на 250 м ниже уровня моря, поэтому здесь установился субтропич. климат. |
Иерия (евр. Йерийя, Йерийяху, возм., "Яхве узрит"), левит, потомок Каафа, сын Хеврона (1Пар 23:19; 24:23; 26:31). |
Иероваал (евр. Йеруббаал), прозвище см. Гедеона, означающее: "пусть Ваал спорит с ним" (Суд 6:32). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
1) левит, дед пр. Самуила (1Цар 1:1; 1Пар 6:27,34); 2) вениамитянин (1Пар 8:27); 3) вениамитянин из Гедора, два сына к-рого пришли к Давиду в Секелаг (1Пар 12:7); 4) отец начальника над коленом Дана во времена Давида (1Пар 27:22); 5) отец военач. Азарии, современника Иодая (2Пар 23:1); 6) вениамитянин, отец Ивнии, поселившегося в Иерусалиме после возвращения из вавил. плена (1Пар 9:8); 7) священник в Иерусалиме, отец Адаии (1Пар 9:12; Неем 11:12). |
Иеруил (возм., "основанный Богом"), название пустыни. И. (2Пар 20:16) - это часть Иудейской пустыни, расположенная у возвышенности Циц, предположит. юго-вост. Фекои. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Иерусалим Небесный см. Небесный Иерусалим. |
Иеруша (евр. "владение"), дочь Садока, жена царя Озии и мать Иоафама (4Цар 15:33; 2Пар 27:1). |
Иесарела см. Ашарела. |
Иесваал см. Иашовам (1). |
Иесимон (евр. йешимон, "пустыня"), пустынная полоса недалеко от холма Гахилы (см. Гахила). Местоположение И. точно не известно (1Цар 23:19,24; 26:1,3). |
Иесод ("основание"), вероятно, боковые ворота цар. дворца в Иерусалиме (2Пар 23:5), возм., те же самые, что и ворота Сур (4Цар 11:6). |
Иессей (евр. Йишай), сын Овида, внук Вооза и Руфи (Руфь 4:18-22). У И. было восемь сыновей, младшим из к-рых являлся Давид (1Цар 16:1-13; 17:12,14). В 1Пар 2:13-15 названы только семь из них (см. Елиав, 4). Их сестры Саруия и Авигея (ст. 16) были, согл. 2Цар 17:25, дочерьми другого отца. Когда Давид скрывался от Саула, его родители прибыли к нему в пещеру Адолламскую. В поисках убежища Давид привел их к моавит. царю (1Цар 22:1-4). В устах Саула (1Цар 20:27,30 и след.; 22:7 и след.,13) и Навала (1Цар 25:10) выражение "сын Иессеев" приобретает презрит. оттенок. Это позволяет предположить, что И. и члены его семейства не были родовиты и не пользовались известностью за пределами Вифлеема (см. также 2Цар 20:1; 3Цар 12:16). О потомках Иессея см. Давид. |
Иессуи см. Ишви. |
Иетеф (евр. Йетет, возм., "Он (Бог) даст"), потомок Исава, старейшина Едома (Быт 36:40; 1Пар 1:51). |
Иетур (возм., от "круг", "палаточный лагерь"), сын Исмаила (Быт 25:15; 1Пар 1:31; 5:19). Его потомками были кочевые племена итуреев. см. Итурея. |
Иеуил (евр. Йеуэл, возм., "да очистит Бог"), еврей из колена Иуды и рода Зары, живший в Иерусалиме (1Пар 9:6). |
Иеуй см. Иегу (4). |
Иеус см. Иеуш (1, 2, 5). |
Иеуц, вениамитянин, сын Шегараима (1Пар 8:10). |
Иеуш (Иеус) ("Он (Бог) поможет"): 1) сын Исава и Оливемы, старейшина Едома (Быт 36:5,14,18; 1Пар 1:35); 2) вениамитянин, сын Билгана (1Пар 7:10); 3) левит, потомок Гирсона, сын Шимея (1Пар 23:10,11); 4) вениамитянин, потомок Ионафана, сын Ешека (1Пар 8:39); 5) сын царя Ровоама (2Пар 11:19). |
Иефер (евр. Йетер, "сверх меры", "избыток" или кр. ф-ма от "Он (Бог) стал изобильным, даровал с избытком"): 1) старший сын Гедеона (Суд 8:20); 2) сын Иады из колена Иуды; умер бездетным (1Пар 2:32); 3) еврей из колена Иуды, сын Езры (1Пар 4:17); 4) еврей из колена Асира (1Пар 7:38), видимо, то же лицо, что и Ифран, сын Цофаха; 5) отец Амессая (Амессы), военачальника Авессалома (3Цар 2:5,32), измаильтянин (1Пар 2:17); во 2Цар 17:25 он назван изреелитянином, но, возм., это ошибка переписчика. |
Иефонния см. Иефунни (1). |
Иефунни (Иефонния) (евр. Йефунне, возм., "Он (Бог) вновь милостиво обратился"): 1) отец Халева из колена Иуды (Чис 13:7); 2) сын Иефера из колена Асира (1Пар 7:38). |
Иеффай (евр. Йифтах, "Он (Бог) освободит, откроет"), галаадитянин, сын см. Галаада (2) и его наложницы. После того как братья изгнали И. из дома, он бежал в землю Тов (возм., это область сев.-вост. Галаада), где, собрав шайку разбойников, совершал набеги (Суд 11:1-3). К тому времени Господь в наказание за идолослужение отдал израильтян под власть филистимлян и аммонитян (Суд 10:6-8). Аммонитяне даже перешли Иордан и напали на колена Иуды, Вениамина и Ефрема. Израильтяне, раскаиваясь в своем грехе, обратились с мольбой к Господу, и Бог смилостивился над ними. Израил. войско собралось в Массифе (5), но у него не было предводителя. Тогда галаадские старейшины обратились к И. с просьбой принять командование (Суд 10:17,18; 11:4-11). Став вождем всего Израиля, И. отверг претензии аммонитян на вост. берег Иордана. Он сообщил им, что израильтяне отняли эти земли, на к-рых живут вот уже 300 лет, не у аммонитян, а у аморрейского царя Сигона. Но все же войны избежать не удалось. И., дав обет Господу, испросил у Него победу, после чего разгромил войско аммонитян. Он разбил и ефремлян, к-рые не могли смириться с тем, что слава победителей досталась колену Манассии, и, угрожая И., перешли Иордан (Суд 12:1-6). И. был судьей Израиля шесть лет, до своей кончины. Нерешенным остается вопрос об обете И. Он сказал, что принесет Господу в жертву всесожжения первое, что "по возвращении (его) с миром от аммонитян... выйдет из ворот дома" его (Суд 11:30,31). Первой навстречу ему вышла его единственная дочь. С горя И. разодрал свои одежды, а затем отпустил дочь на два месяца, дабы она с подругами в горах оплакала свое девство (Суд 11:38). После этого "он совершил над нею обет свой". Учитывая, что И. очень страдал, исполняя обет, нек-рые толкователи Библии считают, что он действительно принес дочь в жертву всесожжения. Однако израил. закон не допускает человеч. жертвоприношений; в нем содержатся предписания о денежном выкупе за людей, посвящ. Господу (Лев 27:1-8). Поэтому другие исследователи считают, что И., восхваляемый в 1Цар 12:11 и Евр 11:32, смог избежать букв. исполнения обета. Существует и третья т.зр.: безбрачие и пожизненное служение дочери И. при Скинии (см. Скиния) (см. Суд 11:39) - такая же жертва Господу, как и жертва всесожжения. Однако такое толкование представляется менее убедительным, чем предыдущие. |
Иехдия (Иедия) (евр. Йехдеяху, "да возрадуется Яхве"): 1) левит, современник Давида (1Пар 24:20); 2) меронифянин, надсмотрщик над ослицами Давида (1Пар 27:30). |
Иехиел (Иехиил, Иеиел) (евр. Йехиэл, "Бог живой, творящий"): 1) левит, игравший на псалтири и сопровождавший ковчег завета в Иерусалим. Позже он играл на псалтири в скинии, к-рую царь Давид соорудил в качестве временного святилища для ковчега (1Пар 15:18,20; 16:5); 2) левит из рода Гирсона, сын Лаедана, живший во времена Давида (1Пар 23:8). Его потомки "смотрели за сокровищами дома Господня", т.е. за сокровищницей храма (1Пар 26:21,22); 3) сын Хахмония, современник Давида (1Пар 27:32); 4) сын Иосафата (2Пар 21:2-4); 5) священник, современник царя Иосии (2Пар 35:8); 6) отец Овадии, возвратившегося из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:9); 7) отец Шехании, сын Елама (Езд 10:2), возм., тот же израильтянин, к-рый отпустил свою жену-язычницу (Езд 10:26); 8) священник, расставшийся с женой-язычницей (Езд 10:21); 9) левит, со-временник царя Езекии (2Пар 31:13). Возм., то же лицо, что и И. (10); 10) левит, потомок певца Емана, живший во времена Езекии (2Пар 29:14). Возм., то же лицо, что и И. (9). |
Иехиил см. Иехиел (2, 3, 5, 7, 8). |
Иехия ("Яхве живой" или "Яхве живет"), придверник у ковчега завета, современник царя Давида (1Пар 15:24). |
Иехолия (евр. Йехолья, Йехольяху, "Яхве явил свое могущество" или "Яхве смог"), жена иуд. царя Амасии, мать Озии (4Цар 15:2; 2Пар 26:3). |
Иехония ("Яхве укрепит, установит"), сын и преемник иуд. царя Иоакима (1Пар 3:16,17; Есф 2:6; Иер 24:1; 27:20; 28:4; 29:2; 22:24,28; 37:1; Мф 1:11,12). Его мать Нехушта была дочерью Елнафана (4Цар 24:8), одного из видных вельмож Иоакима (Иер 26:22; 36:12,25). Когда И. взошел на престол, ему было 18 лет (4Цар 24:8; 2Пар 36:9); его правление продолжалось недолго - три месяца и десять дней (2Пар 36:9; ср. Иосиф Флавий, Иудейские древности, X,11). Как и его отец, И. совершал богопротивные поступки. Когда Навуходоносор в наказание за отпадение Иоакима выступил против Иерусалима и осадил город (598/597 гг. до Р.Х.), И. вышел к нему вместе с матерью, слугами, князьями и евнухами. Его схватили и вместе со всеми вельможами и воинами, плотниками и кузнецами отвели в Вавилон, прихватив при этом сокровища храма и цар. дворца. Навуходоносор посадил на иерусалимский престол дядю И. Матфанию, дав ему имя Седекия (4Цар 24:10-17; ср. также Иер 22:24-30). После 37-летнего заключения в Вавилоне И. был помилован царем Евилмеродахом в год его восшествия на престол (562 г. до Р.Х.); Евилмеродах возвысил И. по сравнению с другими царями, жившими при вавил. дворе, и назначил ему содержание (4Цар 25:27-30; Иер 52:31-34). Библ. сведения о времени пленения И. были подтверждены археол. раскопками. В Вавилоне, возле ворот Иштар, было обнаружено около 300 глиняных табличек, на к-рых указано количество масла, ячменя и другого продовольствия, ежемесячно выдававшегося пленникам и ремесленникам в Вавилоне и его окрестностях. На четырех табличках, одна из к-рых предположит. датируется 592 г. до Р.Х., указано, что масло предназначено "для Яукина, царя земли Яхуд", "для пяти сыновей царя земли Яхуд" и "для восьми людей из земли Яхуд", при этом добавляется: "лично в руки Канаме" (вероятно, слуге). След., в 1Пар 3:17 имеются в виду сыновья И., а не его внуки, как предполагают нек-рые ученые. Из этого можно заключить, что первые пять сыновей И. родились до 592 г. до Р.Х., причем старший см. Салафиил - не позднее 598 г. до Р.Х. На клейме, обнаруженном на трех ручках от кувшинов, найденных археологами в Бет-Шемеше (Вефсамисе) и Кирьят-Сефере (Давире), написано: "Принадлежит Елиакиму, управляющему Яукина". Это позволяет предположить, что в то время, пока И. находился в плену, цар. имуществом распоряжался Елиаким, а Седекия в ожидании возвращения своего племянника (на что надеялись все жители Иудеи - Иер 28:3,4) не стал присваивать себе собственность законного царя. |
Иецер ("изображение"), сын Неффалима (Быт 46:24; Чис 26:49; 1Пар 7:13). Его потомки образовали один из родов колена Неффалима. |
Иешана (евр. "древний"), город, завоеванный Авией в войне с Иеровоамом (2Пар 13:19). Вначале ученые полагали, что И. находилась на месте Айн-Синджа, на полпути между Иерусалимом и Наблусом (Сихемом). У.Ф.Олбрайт считал, что И. - это Бурдж-эль-Исане, располож. сев.-зап. Баал-Хацора, в 25 км от Иерусалима. |
Иешевав (евр. "жилище отца"), глава 14-й чреды священников во времена Давида (1Пар 24:13). |
Иешер (кр. ф-ма от "Он (Бог) явил свою справедливость"), сын Халева и внук Есрома (1Пар 2:18). |
Иешишай (возм., "дряхлый", "старик"), гадитянин, живший в Васане (1Пар 5:14). |
I. (евр. Йехошуа, "Господь-спаситель", или "спасение Господне"): 1) житель Вефсамиса, на поле к-рого остановилась колесница с ковчегом завета, возвращенным филистимлянами (1Цар 6:14,18); 2) градонач. Иерусалима во времена царя Иосии (4Цар 23:8); 3) предок Иисуса Христа (Лк 3:29; в Синод. пер. - Иосия). II. (евр. Йешуа, другая, более поздняя, ф-ма евр. имени Йехошуа: "Господь есть помощь, спасение"): 1) глава 9-й чреды священников во времена Давида (1Пар 24:11). Потомки И. упоминаются среди пленников, вернувшихся из Вавилона (Езд 2:36; Неем 7:39); 2) левит, современник Езекии (2Пар 31:15); 3) сын Иоседека, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7; 12:1,7,10). Будучи первосвященником, И. устроил жертвенник всесожжения, положил начало регулярным богослужениям, начал строит-во храма (Езд 3:2-9), отказавшись при этом от помощи иноплем. поселенцев (Езд 4:3). В пророчествах Аггея и Захарии, побудивших израильтян возобновить прерванное строит-во храма (Езд 5:2), И. была обещана помощь Господа (Агг 1:1,12,14; 2:2,4; Зах 3:1-10; 6:11-13); 4) израильтянин, потомки к-рого вернулись из вавил. плена (Езд 2:6; Неем 7:11); 5) левит, потомки к-рого вернулись из вавил. плена (Езд 2:40; Неем 7:43). Возм., то же лицо, что и в Неем 12:8,24. Левит И. упоминается также в связи с чтением Закона Ездрой (Неем 8:7; 9:4,5); другой левит И., сын Азании, подписал обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:9). Нельзя точно сказать, о скольких людях здесь идет речь; 6) отец левита Иозавада, современ-ника Ездры (Езд 8:33); 7) отец Езера, начальника Мицфы, помогавшего восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:19); 8) селение в Иудее (Неем 11:26), совр. Телль-эс-Саве (новоевр. Телль-Иешуа), в 15 км сев.-вост. Вирсавии. см. Иисус Навин см. Иисус Христос см. Иисус. |
Иешуй см. Иешуа. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Известняк см. Известь, известняк. |
1) Палестина богата известняком. И. была известна людям еще в глубокой древности. Там, где в Библии говорится об И., подразумевается гашеная И. Для получения И. добытый известняк измельчали (см. Ис 27:9) и, перемежая сухими ветками, закладывали слоями в яму глубиной прим. в 1 м, после чего все это поджигали (см. Ис 33:12). Затем яму закрывали луговой дерниной, оставляя небольшое отверстие для воздушной тяги и выхода дыма. По завершении процесса обжига И. гасили водой; 2) из гашеной И., смешанной с суглинком, глиной, песком, золой или соломой, получали строит. материал для оштукатуривания стен. В бедных известняком местностях строители либо ограничивались глиняным раствором, либо укладывали камни один на другой без скрепляющего раствора, либо использовали асфальт (см. Земляная смола) или смесь асфальта с суглинком (Быт 11:3); 3) гашеную И., разведенную большим количеством воды, использовали при оштукатуривании как внутр., так и наружных стен, чтобы сделать их белыми и защитить от воздействия влаги (ср. понятия "обмазка", "обмазывать" в Лев 14:41 и след.; Иез 13:10 и след.; 14 и след.; 22:28). Практика беления потрескавшихся стен породила образ, использованный ап. Павлом при характеристике человека, производящего обманчивое впечатление, - "стена подбеленная" (Деян 23:3); 4) каменные памятники обмазывали слоем И. (Втор 27:2-4). Вероятно, на штукатурке выцарапывали надписи; 5) И. белили могилы (Мф 23:27), и это служило предостережением, дабы никто не осквернился, прикоснувшись к нечистому (см. Погребение, III); 6) выражения "как горящая известь" (Ис 33:12) и "пережечь в известь" (Ам 2:1) подразумевают сжигание останков умерших (см. Гробница, II) и символизируют полное уничтожение. |
Изгарь, шлак, отходы при плавке руды (Ис 1:22,25; Иез 22:18 и след.; Пс 118;119). После отделения И. остается чистый, пригодный для обработки металл (см. Ремесло, V). В Библии И. служит образом Божьего суда. |
Изгнание см. Плен. |
Изгнание духов см. Заклинание, заклинатель. |
Иззия (евр. Йиззийя), израильтянин, расставшийся со своей женой-язычницей (Езд 10:25). |
Излия (евр. Йизлиа, возм., "он насытится (благом)" ), вениамитянин, сын Елпаала, потомок Шегараима (1Пар 8:18). |
Излияние (выливание). При И. нек-рое кол-во воды или другой жидкости выливают из сосуда с какой-то определ. целью. В Быт 24:20 Ревекка вылила воду из кувшина в пойло, а израильтяне в 1Цар 7:6 проливали (жертвенную?) воду "пред Господом" (ср. 2Цар 23:16; 1Пар 11:18). Подобным же образом Бог изливает воду из "окон небесных" во время потопа (Быт 7:11 и след.), а также "благословение до избытка" на тех, кто с готовностью приносит десятины от своего дохода в дом Божий (Мал 3:10). Во времена ВЗ Бог изливал Свой Дух (см. Дух, Святой Дух) на отдельных людей, а иногда и на группы, как, напр., на 70 старейшин при Моисее (Чис 11:25) или на пророков вместе с Саулом (1Цар 10:5,6,10). В Ис 32:15 говорится о том, что после Суда на израильтян "излиется... Дух свыше"; подобное же обещано и в Иез 39:29. В Зах 12:10 то же самое предрекается дому Давида, а в Иоил 2:28 и след. Бог дает обетование о том, что Он изольет Свой Дух "на всякую плоть", на сынов и дочерей, старцев и юношей, на рабов и рабынь. Петр видит исполнение обещанного в Иоил, гл. 2, в событиях Пятидесятницы (Деян 2:17 и след.). Вознесенный Христос, приняв от Отца "обетование Святого Духа", излил Св. Дух на апостолов (Деян 2:33). А согл. Тит 3:6, Бог через Иисуса Христа обильно излил Св. Духа и на нас. В день Пятидесятницы ученики и тысячи других людей одновременно принимают изливаемого на них Св. Духа. То же самое, как показано в Деяниях апостолов, происходит и с другими группами верующих: домом Корнилия (Деян 10:45), уверовавшими в Самарии (Деян 8:17), учениками Иоанна в Эфесе (Деян 19:6). В двух последних случаях принятие Св. Духа совершается после возложения рук апостолами. Эти "излияния" происходят в русле общих духовных процессов, ведущих к образованию общин. В сердца христиан "любовь Божия излилась... Духом Святым" (Рим 5:5). |
Измаил (евр. Йишмаэл, "Бог слышит"), сын Авраама и Агари, егип. служанки, к-рую Сарра дала своему мужу в наложницы. Когда ангел Господень повелел сбежавшей Агари (Быт 16:6 и след.)вернуться, он возвестил ей, что у нее родится сын, к-рого она должна назвать И., "ибо услышал Господь страдания" ее. И. "будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих" (это можно перевести и как "на восток от них"). Агарь вернулась в дом Авраама и родила сына, к-рого 86-летний Авраам назвал И. В 13 лет И. подвергся обрезанию (Быт 17:25). Когда маленького Исаака отлучали от груди, И. насмехался над ним. Заметив это, Сарра потребовала от Авраама изгнать Агарь и И., что и последовало при согласии Господа (Быт 21:8-14). Заблудившиеся в пустыне мать и сын жестоко страдали от жажды, а И. едва не умер, но ангел Божий привел их к колодцу (ст. 14-19). И. жил в пустыне Фаран; повзрослев, он "сделался стрелком из лука". Мать сосватала ему египтянку. Когда Авраам умер, И. и Исаак вместе похоронили его (Быт 25:9). Сыновья И. перечислены в ст. 12-18; кр. того, у него была дочь, на к-рой женился Исав (Быт 28:9; 36:3). И. умер в возрасте 137 лет (Быт 25:17). см. Аравия. |
I. Действия, направленные на то, чтобы к.-л. мерой определить величину ч.-л. В Библии речь идет, как правило, об И. длины предмета или расстояния, площади зданий и иных сооружений (см. Быт 6:14-16), пространства, напр. тер. города (см. Зах 2:1,2). Измерение длины производилось с помощью дерев. или тростникового эталона - "трости измерения" (Иез 40:5; см. Меры длины, площади, объема и веса) или измерит. шнура - "верви" (Ис 34:11; Иез 47:3). С помощью "землемерной верви" определялись границы той или иной тер., а ее "протягивание" являлось началом строит-ва (Зах 1:16). II. В метафорич. значении И. символизирует нек-рые деяния Бога. В Откр 11:1 И. означает отделение особо охраняемого ("сакрального") пространства. Как правило, Божье И. означает Его судебное определение (приговор) к.-л. или ч.-л., чаще всего оно предопределяет разрушение и завоевание города или страны (см. 4Цар 21:13; Ис 34:11; Плач 2:8). При этом "мерилом" Божьим являются Его праведность и Его воля (Ис 28:17); то, что не соответствует этому критерию, подлежит суду. Величие Бога и тайны сотворенного Им мира неизмеримы человеч. мерками (Иов 38:5; Ис 40:12; 46:5). Невозможно также измерить и определить предел милосердия Божьего к Его народу (Иер 31:35-37). III. Человек должен "измерять", т.е. оценивать, как самого себя, так и своих ближних, исходя из меры, установленной Богом, а не из собств. представлений (2Кор 10:12,13). Бог будет судить нас таким же судом, каким мы судим других, и мерить нам той же мерой, какой мы мерим нашим ближним (Мф 7:2). Когда мы щедро "отмериваем" нуждающемуся, Бог еще более полной "мерой" воздает нам, даруя обилие внутр. и внешних благ (Лк 6:38; Мф 7:1,2). |
Измерительный шнур (мерило) см. Измерение. |
Изобилие см. Богатство, богатый. |
Хотя поклонение И. было строго запрещено Законом (Исх 20:4 и след.), но с того момента, как Аарон изготовил золотого тельца (Исх 32:4 и след.), и до времен Иосии (4Цар 23:14 и след.) оно, тем не менее, постоянно практиковалось израильтянами. В Северном царстве почитание истинного Бога неразрывно соединялось с поклонением некоему И. (чаще всего в образе быка, к-рый в Библии презрит. именуется тельцом, 3Цар 12:28 и след.). Тельцы, впрочем, не являлись И. Самого Бога, а мыслились как престолы, на к-рых восседал незримый Яхве. Именно поклонение И. (к-рое было призвано ограничивать контакты с Южным царством и отвлекать людей от регулярных паломничеств в Иерусалим), а не поклонение Ваалу было грехом Иеровоама (3Цар 12:30; 15:34; 16:31 и др.), но именно это стало причиной упадка Израиля (4Цар 17:12 и след.). Реформы Ииуя были также направлены лишь против культа Ваала, а не против поклонения И. (4Цар 10:28 и след.). И. херувимов (см. Херувимы) на ковчеге завета (Исх 25:18-20) в скинии (Исх 26:1,31) и в храме не подпадают под запрещение, т.к. они были изготовлены по велению Самого Бога. Это же относится и к железному змею (Чис 21:8 и след.); основываясь на 1Пар 28:19, подобный вывод можно сделать и в отношении двенадцати литых волов, поддерживавших медное море (3Цар 7:25). Все эти И. не были предназначены для их почитания наряду с Богом. Но насколько тонкой в этих случаях была граница между богопочитанием и поклонением И. и сколь важной была вторая заповедь (см. Десять заповедей, II), можно убедиться, вспомнив поклонение золотому тельцу Аарона и медному змею, к-рого в конце концов вынужден был "истребить" Езекия (4Цар 18:4), дабы прекратить идолопоклонство (II). Один из опознават. признаков см. Антихриста, согл. Откр 13:14 и след.; 14:9; 20:4 - наущение им людей почитать И. зверя. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Израхия (евр. Йизрахья, "Яхве засияет"): 1) сын Уззия, потомок Фолы из колена Иссахара (1Пар 7:3); 2) руководитель певцов-левитов во времена Неемии (Неем 12:42). |
Изреель (евр. "Бог засеет" или "Бог сеет"): 1) укреп. город в уделе Иссахара (Нав 19:18), совр. Зерин, располож. прим. в 17 км юж. Назарета на обширной Изреельской равнине (Нав 17:16; Суд 6:33; Ос 1:5), название к-рой происходит от названия города. Эта равнина не раз становилась полем сражения: в вост. ее части сражались Гедеон (Суд 6:33 и след.) и Саул (1Цар 28:4; 29:1), в зап. - Варак (Суд 4; 5) и Иосия (4Цар 23:29). Благодаря своему удобному геогр. положению и особенностям здешнего климата город, находящийся на высоте 123 м над уровнем моря, стал резиденцией (второй) израил. царей (ср. 3Цар 18:45; 21:1; 4Цар 9). Согласно Ос 1:11 (ср. 1:5), И. предстоит играть немаловажную роль и в событиях последнего времени (см. Армагеддон). Совр. И. расположен сев.-зап. древнего города; 2) город в уделе Иуды (Нав 15:56), родина Ахиноамы, жены Давида (1Цар 25:43); предположит. совр. Хирбет-Терраме, лежащий прим. в 9 км юго-зап. Хеврона; 3) еврей из колена Иуды, сын Хура (1Пар 4:3); 4) символич. имя сына пр. Осии (Ос 1:4; 2:22). |
Изречение (греч. логос, "слово") может означать слово, речь или пословицу (Ин 4:37). В Чис 23:7 и след. И. (евр. машал, в Синод. пер. - "притча") означает торжественную речь Валаама. Однако И. может быть и см. Басня (Суд 9:7 и след.), и см. Загадка (евр. хида) (Суд 14:14,18; Иез 17:2; Дан 5:12), и см. Притча (Иез 24:3), а также афоризм, к-рый на Востоке нередко содержит известное шуточное сравнение (3Цар 4:32; Иов 13:12; Притч 26:1 и след.; Еккл 12:9). Наконец, И. может быть декламацией, траурным плачем или песнью, в т.ч. насмешливой, где исполнители говорят о гибели своих врагов (Иов 27:1; 29:1, в Синод. пер. в обоих случаях - "возвышенная речь"; Пс 48:5; 77:2, в Синод. пер. - "притча") Мих 2:4; Авв 2:6). |
Иим ("куча камней"), город на юж. границе удела Иуды, между Ваалой и Ацемом (Нав 15:29); предположит. это совр. Дер-эль-Гави, располож. прим. в 20 км сев.-вост. Беэр-Шевы. |
Иисус, греч. ф-ма (Иэсус) евр. имени Иешуа ("Господь есть спасение"): 1) И., сын Сирахов см. Апокрифы; 2) И. Христос см. Иисус Христос; 3) иудеохристианин, прозванный Иустом, от имени к-рого Павел приветствует церковь в Колоссах (Кол 4:11). см. Иешуа см. Иисус Навин. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Иисуса Навина книга см. Книга Иисуса Навина. |
Ииуй см. Иегу (2,3). |
Ийе-Аварим (Ийм-Аварим) (Чис 21:11; 33:44 и след.), место, где израильтяне располагались станом во время странствования по пустыне. Досл. "холмы Аварим". Возм., это совр. Махаи, находящийся юго-вост. Мертвого моря. |
Ийм-Аварим см. Ийе-Аварим. |
Икеш (евр. Иккеш, "искаженный", "ложный"), израильтянин из Фекои, отец Иры, одного из храбрых у Давида (2Цар 23:26; 1Пар 11:28). |
Икония, столица малоазийской области Ликаонии, к-рую Павел посетил во время первого и второго миссионерских путешествий (Деян 13:51; 14:19,21; 16:2). После того как имп. Клавдий поселил там рим. ветеранов, город стал называться Клавдиконием. Его жители восприняли греч. культуру. И., совр. Конья, располож. в плодородной впадине в целом засушливого Ликаонского плоскогорья, уже в то время была крупным торг. центром и славилась шерстоткацким промыслом. |
Ила см. Эла (2), (5), (6). |
Илай, ахохиянин, один из храбрых у Давида (1Пар 11:29); в 2Цар 23:28 он назван Цалмоном. |
Или, Или! лама савахфани? (Элои, Элои! ламма савахфани?) Одно из речений Иисуса на кресте, цитата из Пс 21:2: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты оставил Меня?" (Мф 27:46; Мк 15:34). По-евр. эта фраза звучит как: "Эли, Эли, лама азавтани". см. Слова на кресте. |
Илий (евр. Эли, "высокий", возм., сокращ. от "Бог высок"): 1) первосвященник в Силоме и судья Израиля на протяжении 40 лет (1Цар 1:9; 4:18). И. происходил из рода Ифамара, младшего сына Аарона (ср. 3Цар 2:27 и 1Пар 24:3,6), и, вероятно, был первым первосвященником, принадлежавшим к этой линии священнич. рода. О том, как он получил эту должность, к-рой явно не соответствовал, и кто был его предшественником, неизвестно. И. стал также первым судьей из рода священников. Когда состарившийся И. уже не мог справляться со своеволием сыновей (1Цар 2:12-17,22-25; 3:13), пришел человек Божий и возвестил суд над его домом (1Цар 2:27-36). Затем Бог повторил Свое предупреждение через юного Самуила (1Цар 3:11-14,18). И., 98-летний слепой старик, упал замертво, услышав скорбную весть о поражении израильтян при Авен-Езере, гибели сыновей и об утрате ковчега завета (1Цар 4:1-18). После смерти И. сан первосвященника потерял свое значение на то время, пока ковчег находился сначала у филистимлян, а затем в Кириаф-Иариме. Пророк и судья Самуил становится также и религ. вождем народа. Окончат. суд над домом И. совершился в тот момент, когда Соломон отстранил от должности первосвященника Авиафара и поставил на его место Садока, происходившего из рода Елеазара (3Цар 2:27,35); 2) один из предков Иисуса Христа (Лк 3:23). |
Илиополь см. Он. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Иллирик, или Иллирия, область в сев.-зап. части Балканского полуо-ва. Она занимала рим. провинции Паннонию и Далматию (см. Далматия). Сев. граница И. проходила по Дунаю, на юге он граничил с Македонией, часть к-рой, возм., тоже причисляли к И. Павел дошел до И. из Македонии во время своего третьего миссионерского путешествия (Рим 15:19). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Именей (греч. Гюменайос), первонач. имя греч. бога брака (в лит-ре обычно - Гименей). Христианин из Эфеса, ставший лжеучителем. И. утверждал, что воскресение мертвых уже произошло. Ап. Павел предал его сатане (1Тим 1:20; 2Тим 2:17 и след.; ср. также 1Кор 5:5). |
Имер см. Иммер. |
Иммер (Имер, Еммер) ("агнец"): 1) руководитель 16-й череды певцов в храме во времена Давида (1Пар 24:14); 2) родонач. одного из священнич. родов (1Пар 9:12; Неем 11:13; возм., также 3:29; Иер 20:1). Его потомки возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:37; Неем 11:13); двое имели иноплем. жен (Езд 10:20); 3) город в Вавилонии, из к-рого возвратились угнанные туда иудеи (Езд 2:59; Неем 7:61), местонахождение И. неизвестно. |
Имна (евр. Йимна), два разных евр. имени, одинаково передаваемых средствами рус. яз. I. "Он (Бог) исчислит": 1) сын Асира; его потомки образовали один из родов колена Асира (Быт 46:17; Чис 26:44; 1Пар 7:30); 2) левит, отец Коре (2Пар 31:14). II. "Сдержанный" или "задерживающийся" - имя сына Гелема из колена Асира (1Пар 7:35). |
Имра (евр. Йимра, "строптивый"), еврей из колена Асира, сын Цофаха (1Пар 7:36). |
Имрий (евр. Имри, кр. ф-ма от "Господь говорил"): 1) предок Уфая, израильтянина из колена Иуды (1Пар 9:4); 2) отец Закхура (Неем 3:2). |
В библ. времена, как и вообще в древности, И. являло нечто большее, чем просто "личное название человека". Наделить человека (или предмет) И. мог только тот, кто имел определ. полномочия в отношении нарекаемого. Из истории сотворения мира мы знаем, что человек получил от Бога повеление и право дать И. всем животным (Быт 2:19,20). Этим человек утвердил свою власть, данную ему Богом (Быт 1:28). И., к-рое родители дают своему ребенку (см. Дети), говорит о тех надеждах, к-рые они возлагают на него (Каин в Быт 4:1), или выражает некое душевное состояние (Вениамин-Бенони в Быт 35:18; Ихавод в 1Цар 4:21). И., заимствов. из животного мира, свидетвует о желании родителей видеть в своем ребенке свойства того или иного животного (Девора - "пчела"; Дишон - "антилопа"; Иона - "голубь"). Часто встречаются И., выражающие отношение к Богу. Ср. И., начинающиеся с "Ио-" (кр. ф-ма от Яхве; см. Имена Бога, III); напр., Иоанн - "Яхве милостив" или Ел (Эль) - "Бог"; напр., Елисей - "Бог есть спасение", а также оканчивающиеся на "-ия", напр., Исаия - "Яхве есть спасение", или "-ил" ("-эль"); напр., Самуил - "услышанный Богом" (о значении слова "Эль" см. Имена Бога, I). Изменение И. совершалось для демонстрации власти к.-л. над переименованным (Елиаким-Иоаким, 4Цар 23:34; Даниил-Валтасар и его друзья, Дан 1:6,7), но в тех случаях, когда переименование исходило от Бога, оно служило выражением особого обетования (Аврам-Авраам, Быт 17:5) или особого отношения к Богу (Иаков-Израиль, Быт 35:10). (Ср. также: Сара-Сарра; Гедеон-Иероваал; Симон-Петр.) В тех случаях, когда имя ребенка было предопределено Богом, оно имело, как правило, пророч. значение (см. Ос 1:4,6,9; Ис 8:3,4; Мф 1:21; Лк 1:13). Часто детей называли в честь других членов семьи (Лк 1:61). В эпоху НЗ мальчики получали И. на 8-й день после рождения (Лк 1:59 и след.; 2:21), когда их подвергали обрезанию (Лев 12:3). Важно осознать, что И. и его обладатель вступают в нерасторжимую связь. Так, И. может отождествляться с личностью его носителя (Деян 9:15). Исполнено значения и то, что Бог в ВЗ имеет одно И. - Яхве (в Синод. пер. - Иегова) (см. Имена Бога, III,1). Это И. Он Сам открыл Своему народу (Исх 3:13,14), открыв тем самым Себя Самого. Т.о., И. Яхве воплощает присутствие Бога в Своем народе и находится под особой защитой (Исх 20:7; Втор 5:11; см. Хула, злословие, злоречие). |
Индия, субконтинент на юге Азии. Северо-запад И. был завоеван Дарием I и присоединен к Персидскому царству. В Есф 1:1; 8:9 И. упоминается как самая вост. часть Персидской империи во времена Артаксеркса. |
Иней, кристаллы льда (Иов 38:29; Пс 147:5). В дождливое зимнее время осадки в виде И. влияли на будущий урожай (см. Дождь, I,1). |
Инструмент см. Музыкальные инструменты. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Иоаким (евр. Йехояким, "Яхве возвеличит"): 1) второй сын царя Иосии. После смерти Иосии (к-рый погиб в 609 г. до Р.Х. в битве при Мегиддо), народ избрал царем его сына Иоахаза, к-рый был моложе своего брата Елиакима. Но три месяца спустя фараон Нехао (Нехо) пленил Иоахаза и увел его в Египет, а Елиакима возвел на цар. престол, изменив при этом его имя на Иоаким. И. царствовал в 609-598 гг. до Р.Х. Это был нечестивый и несправедливый царь (4Цар 23:34-37). Он велел вернуть и казнить пр. Урию, бежавшего от него в Египет (Иер 26:20-23). Позднее И. сжег пророчества Иеремии, записанные Варухом (Иер 36). После того как в 605 г. до Р.Х. вавилоняне победили фараона Нехао в битве при Кархемисе (Каркемише), Навуходоносор осадил Иерусалим (Дан 1:1). Возможно, вавил. царь собирался увести И. в плен (2Пар 36:6), но, видимо, этого не случилось. И. умер в Иерусалиме (4Цар 23:36; 24:6). В ноябре-декабре 604 г. до Р.Х. с завоеванием Аскалона Навуходоносор завершил покорение Арама (Сирии) и Палестины. Это событие, вероятно, послужило причиной объявления поста в Иерусалиме (Иер 36:9). Однако спустя три года, воспользовавшись тем, что Нехао успешно выступил против вавилонян, И. вновь отвернулся от Вавилона. Вначале Навуходоносор послал против него полчища халдеев, арамеев, моавитян и аммонитян (4Цар 24:2), а затем выступил и сам. И., видимо, умер во время осады Иерусалима, еще до того, как Навуходоносор подступил к городу (ср. ст. 10,11). Его тело было выброшено за гор. ворота (Иер 22:19; 36:30). Преемником И. на престоле стал его сын Иехония; 2) первосвященник, живший в Иерусалиме после вавил. плена, сын см. Иешуа (3) (Неем 12:10,12,26). |
Иоанн (греч. ф-ма (Иоаннес) евр. имени Иоханан, "Яхве милостив"): 1) отец Симона Петра (Ин 1:42; 21:15-17, в Синод. пер. везде - Иона); иногда встречается кр. ф-ма его имени: Иона (Мф 16:17); 2) член первосвященнич. рода, современник апостолов (Деян 4:6); 3) Иоанн Марк (см. Марк); 4) см. Иоанн Креститель; 5) см. Апостол Иоанн. |
Иоанн апостол см. Апостол Иоанн. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Иоанна (евр. Йохана, "Яхве милостив"), жена Хузы, домоправителя Ирода (Лк 8:3). И. была одной из исцеленных Иисусом Христом женщин, к-рые затем следовали за Ним и служили Ему. В утро воскресения она была среди пришедших к гробу Иисуса (Лк 24:10). |
Иоанна послания см. Послания Иоанна. |
Иоас см. Иоаш (I,2,3,4,5,6; II,2). |
Иоафам см. Иофам (3). |
Иоах ("Яхве - брат"): 1) сын Асафа, дееписатель царя Езекии (4Цар 18:18,26,37; Ис 36:3,22); 2) левит, сын Зиммы из рода Гирсона (1Пар 6:21); 3) сын Овед-Едома, привратник при ковчеге завета во времена Давида (1Пар 26:4); 4) сын Зиммы и отец Едена, левит, живший во времена Езекии (2Пар 29:12); 5) сын Иоахаза, дееписатель царя Иосии (2Пар 34:8). |
Иоахаз (евр. Йехоахаз, "Господь держит"): 1) другое имя Охозии, сына Иорама, царя Иудеи (2Пар 21:17 - в Синод. пер. - Охозия); 2) сын и наследник израил. царя Ииуя (4Цар 10:35; 13:1), правивший в 818-802 гг. до Р.Х. И. продолжал упорствовать в идолослужении - грехе см. Иеровоама. За это Господь предал Израиль в руки сир. царя Азаила и его сына Венадада (ст. 2,3), в результате чего в войске И. осталось лишь 50 всадников, 10 колесниц и 10 тыс. пеших воинов. Но И. обратил к Господу молитву, и она была услышана: Бог послал Израилю избавителя (ст. 4,5,22,23), весьма вероятно, в лице см. Иеровоама II (4Цар 14:26,27). И. был похоронен в Самарии, и царство наследовал его сын Иоас (ст. 9); 3) отец Иоаха, дееписателя царя Иосии (2Пар 34:8); 4) сын и преемник иуд. царя Иосии. После того как отец И. был убит в сражении при см. Мегиддо, народ избрал И. царем; 23-летний И. царствовал в Иерусалиме три месяца (609 г. до Р.Х.), совершая неугодное Господу. Фараон Нехао захватил его в Ривле, в Емафской земле, и наложил на Иудею дань в 100 талантов серебра и 1 талант золота. Нехао, воцарив брата И., Елиакима, к-рый получил имя Иоаким, увел И. в Египет, где тот и умер (4Цар 23:30-34; 2Пар 36:1-4). В 1Пар 3:15 И. назван Селлумом; вероятно, имя И. было дано ему лишь после того, как он взошел на трон (в Синод. пер. в 1Пар 3:15 сказано, что И. - старший сын Иосии, однако в МТ в данном месте приведено имя: Иоханан (см. Иоханан, 7). В Иез 19:3,4 под львенком также подразумевается И. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Иов (возм., от евр. "враждующий"): 1) сын Иссахара (Быт 46:13). В других местах Библии он именуется Иашувом (Чис 26:24; 1Пар 7:1); 2) см. Книга Иова. |
Иова книга см. Книга Иова. |
Иовав (от евр. "вопить" или от араб. "готовиться к битве"): 1) сын Иоктана (Быт 10:29; 1Пар 1:23); 2) царь Едома, сын Зераха из Восоры (Быт 36:33,34; 1Пар 1:44,45); 3) царь Мадона на (севере Ханаана), побежденный Иисусом Навином (Нав 11:1-15); 4) вениамитянин, сын Шегараима (1Пар 8:9); 5) вениамитянин, сын Елпаала (1Пар 8:18). |
Иогбега (от евр. "холм"), город вост. Иордана (Чис 32:35; Суд 8:11), совр. Аджбехат, располож. прим. в 10 км сев.-зап. Аммана (библ. Раввы). |
Иоглия (евр. Йогли, возм., "угнанный на чужбину" или "раздетый"), отец Буккия, князя колена Дана (Чис 34:22). |
Иодай (Иоиада) (евр. Йехояда, "Яхве знал, проявил заботу"): 1) священник из Кавцеила в уделе Иуды, отец Ванеи (см. Ванея), начальника личной охраны Давида (2Цар 8:18; 23:20; 1Пар 27:5). Был предводителем потомков Аарона, пришедших вместе с другими коленами в Хеврон, чтобы участвовать в возведении Давида на престол (1Пар 12:27); 2) сын Ванеи и внук священника Иодая, советник Давида (1Пар 27:34); 3) первосвященник, к-рый был женат на Иосавеф - дочери царя Иорама и сестре иуд. царя Охозии. Он спас своего племянника Иоаса от Гофолии и, когда мальчику исполнилось семь лет, возвел его на цар. престол (4Цар 11:1 - 12:17; 2Пар 22:10 - 24:16). И. прожил 130 лет и в награду за свое праведное отношение к народу Израиля, к храму и к Господу был похоронен в городе Давида вместе с царями. При жизни он оказывал благотворное влияние на царя см. Иоаса. Однако после смерти И. Иоас ступил на пагубный путь и даже распорядился убить сына И. Захарию; 4) священник, живший в Иерусалиме во времена Иеремии и отстраненный от отправления служб (Иер 29:26); 5) сын Пасеаха, участвовавший в восстановлении Старых ворот в Иерусалиме (Неем 3:6); 6) первосвященник, сын Елиашива (Неем 12:10,22). Неемия удалил от себя одного из его сыновей, вероятно, потому, что тот приходился зятем хорониту Санаваллату (Неем 13:28). |
Иоед (евр. Йоэд, "Яхве - свидетель"), дед вениамитянина Саллу (Неем 11:7). |
Иоезер (евр. Йоэзер, "Яхве - помощь"), вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:6). |
Иоела (евр. Йоэла, возм., "Бог очищает"), сын Иерохама из Гедора, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:7). |
Иоель (Иоиль) (евр. Йоэл, "Яхве - Бог"): 1) левит, предок пр. Самуила (1Пар 6:36); 2) старший сын пр. Самуила; будучи судьей в Вирсавии, проявил себя как человек корыстолюбивый и продажный (1Цар 8:1-3). И. был отцом певца Емана (1Пар 6:33; 15:17); 3) рувимлянин, отец Шемаи (Шемы) (1Пар 5:4,8); 4) сын Израхии из колена Иссахара, современник Давида (1Пар 7:3); 5) один из храбрых у Давида, брат Нафана (1Пар 11:38); 6) глава левитов из рода Гирсона, современник Давида (1Пар 15:7). Предположит. то же лицо, что и Иоель, сын Лаедана (1Пар 23:8), "смотритель за сокровищами" храма (1Пар 26:21,22); 7) сын Федаии, начальник над полуколеном Манассии во времена Давида (1Пар 27:20); 8) сын Вафуила, пророк. (см. Книга пророка Иоиля); 9) глава гадитян, живший в Васане во времена Иоафама и Иеровоама II (1Пар 5:12); 10) глава одного из родов колена Симеона во времена Езекии (1Пар 4:35); 11) левит, современник Езекии (2Пар 29:12); 12) израильтянин, расставшийся со своей женой-язычницей (Езд 10:43); 13) сын Зихри; после возвращения из вавил. плена он был начальником над вениамитянами, жившими в Иерусалиме (Неем 11:9). |
Иозавад ("Яхве даровал"): 1) гадитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:4); 2) имя двух израильтян, принадлежавших к колену Манассии; они присоединились к Давиду на пути из Афека в Секелаг (1Пар 12:20); 3) левит, современник царя Езекии (2Пар 31:13); 4) начальник левитов, современник царя Иосии (2Пар 35:9); 5) сын см. Иешуа (6), левит, современник Ездры (Езд 8:33). Другие левиты с таким же именем упоминаются в Езд 10:23; Неем 8:7; 11:16, но трудно сказать, о скольких людях здесь идет речь; 6) священник, взявший в жены язычницу (Езд 10:22). |
Иозакар (евр. Йозахар, "Яхве вспомнил"), сын аммонитянки Шимеаты, слуга (чиновник или военач.) и один из убийц царя Иоаса (4Цар 12:21). В 2Пар 24:26 он назван Завадом. |
Иозиил см. Иахазиил (4). |
Иоиада см. Иодай (5,6). |
Иоиадда (евр. Йехоадда, возм., от Иаеда: "Он украсит"), сын Ахаза, потомок Саула (1Пар 8:36). То же лицо, что Иаер (1Пар 9:42). |
Иоиарив (евр. Йоярив, "Яхве подготовит, заступится"): 1) еврей из колена Иуды, сын Захарии (Неем 11:5); 2) священник, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:6). Его потомки составляли один из священнич. родов во времена первосвященника Иоакима (ст. 19); 3) см. Иегоиарив. |
Иоиль см. Иоель (1-10,13). |