Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "К" (часть 2, "КИМ"-"КОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КИМ"-"КОЛ")

Кимвал

Кимвал см. Музыкальные инструменты.

Кимгам

Кимгам (евр. Кимхам), видимо, сын галаадитянина Верзеллия, к-рый отказался от почестей, предложенных ему за то, что он оказал царю Давиду поддержку, когда тот бежал от Авессалома. На предложение царя последовать за ним 80-летний Верзеллий ответил отказом, попросив взять вместо себя своего сына К. (2Цар 19:37 и след.). Когда Давид отправился в Галгал, К. был вместе с ним и с тех пор жил при дворе. См. также 3Цар 2:7.

Кина

Кина, погран. город на юге удела Иуды (Нав 15:22), возм., место (новоевр. Хурва-Кина) у Вади-эль-Кени, прим. в 10 км юго-вост. Арада.

Кинеяне

Кинеяне см. Кенеи (кенеяне, кинеяне).

Киннереф

Киннереф (Хиннароф, Хиннереф, Киннероф):

1) город в уделе Неффалима (Нав 11:2; 19:35; Втор 3:17), совр. Телль-эль-Ореме на сев.-зап. берегу Геннисаретского озера;

2) равнина, простирающаяся юго-зап. города К. (3Цар 15:20; ср. Нав 11:2), то же, что земля Геннисаретская (Мф 14:34);

3) море-озеро Геннисаретское (Чис 34:11; Нав 12:3 и 13:27).

Киннероф

Киннероф см. Киннереф.

Кипарис

Кипарис, растение из рода кипарисовых (Cupressoideae). В Палестине встречается только один вид этого дерева - К. вечнозеленый (Cupressus sempervirens), имеющий, однако, две разновидности:

1) деревья пирамидальной формы достигают выс. 20-50 м, их ветви растут вверх, тесно прилегая одна к другой. Эта разновидность К. наиб. распространена;

2) более мелкие деревья с развесистой кроной, похожей на крону кедра (Cupressus sempervirens var. horizontalis). Листья К. мелкие и чешуйчатые, шишки яйцевидные, деревянистые. Древесина красновато-желтого цвета, твердая, ее обычно не точат насекомые. Два евр. слова предположит. обозначают К.: берош (3Цар 5:8,10; 6:15,34; 4Цар 19:23; Ис 60:13; Зах 11:2 и др.) и теашшур (Ис 41:19; 60:13; Иез 27:6). Поскольку слово берош встречается чаще, ученые предположили, что оно обозначает К. пирамид. формы, а теашшур - К. с развесистой кроной. Однако исследователь Келер считает, что слово берош обозначает похожий на К. финик. можжевельник (Juniperus phoenicea). К. упоминается в ВЗ как символ Ливана (Иез 31:8; ср. также 4Цар 19:23; Ис 14:8; 60:13 и др.) и Сенира (Ермона) (Иез 27:5), нередко наряду с кедром. Древесина К. всегда очень ценилась как красивый и долговечный строит. материал. Соломон использовал ее для облицовки стен внутри храма (3Цар 6:15,34; 2Пар 3:5). Кипарисовое дерево поставляли ему от Хирама из Тира (3Цар 5:22,24; 2Пар 2:7). Помосты тирских кораблей делали также из кипарисовых досок (Иез 27:5 и след.; в ст. 5 - берош, в ст. 6 - теашшур). Возм., из К. изготавливали и музык. инструменты (2Цар 6:5, здесь текст неоднозначен). см. Ковчег.

Кипер

Кипер (лат. lawsonia inermis, или alba; евр. кофэр). Лавсония, или хенна, растение из семейства дербенниковых (Lythraceae), достигает выс. 3,5 м и похожа на европ. бирючину. В библ. времена она произрастала в виноградниках Ен-Геди (Песн 1:13), где встречается и поныне. Ее длинные темно-зеленые ветви покрыты ланцетовидными светло-зелеными листьями, а также соцветиями в виде больших, вертикально растущих гроздьев сильно пахнущих белых цветков (Песн 1:13; 4:13). В Египте из стеблей и листьев этого кустарника получали хну. Из хны изготовляли краску для ногтей, к-рой пользовались женщины (на ногтях рук и ног женских мумий начала III тысячел. до Р.Х. сохранились следы этой краски). Вост. женщины и по сей день красят хной волосы (ср. Песн 7:6), ладони рук и ногти в оранжевый цвет.

Кипр

Кипр, большой остров в вост. части Средиземного моря, юж. Киликии и зап. Сирии. Остров с востока на запад пересекают две горные цепи, на склонах к-рых жители выращивали виноград, масличные и рожковые деревья. Между горными цепями расположена плодород. долина, а на юге простирается узкая прибрежная равнина. Остров издревле славился плодородием и богатыми рудными залежами. Медь добывалась здесь уже в бронзовом веке (лат. сuprum, "медь", происходит от названия острова Кипр). (см. Киттим.) Еще во II тысячел. у К. были тесные торг. связи с Египтом (упоминаемая в письмах архива Телль-Амарны Алашиа, по-видимому, означала Кипр; см. Елиса, 1). К грекам, проникшим сюда прим. в 1350 г. до Р.Х., с IX в. до Р.Х. присоединяются финик. колонисты, к-рые принесли с собой культ плодородия. Впоследствии остров находился под властью ассирийцев, египтян, персов и греков. В 58 г. до Р.Х. К. овладели римляне. В НЗ К. упомянут как родина Варнавы (Деян 4:36) и Мнасона (Деян 21:16). Первыми, кто проповедовал здесь Евангелие, были христиане, изгн. из Иерусалима, но они обращались исключит. к иудеям (Деян 11:19). Однако именно с деят-стью христиан, выходцев с К., связано образование Антиохийской церкви, основу к-рой составили обратившиеся язычники (ст. 20 и след.). Во время своего первого миссионерского путешествия Павел и Варнава прошли через весь остров (Деян 13:4-13). Варнава и Иоанн Марк посетили его еще раз, после того как в начале второго миссионерского путешествия расстались с Павлом (Деян 15:39).

Кир

I.

1) местность, где жили сирийцы (см. Сирийцы, Сирия). В Ис 22:6 К. упомянут в одном контексте с Эламом. Высказывались предположения, что К. находился вост. Тигра, возм., на равнине Ятбури между Тигром и Эламом, но не исключено, что он стоял на реке Куре в древней Армении. Поскольку К., возм., означает просто "город", то это слово не должно быть непременно именем собств. Тиглатпаласар III увел жителей Дамаска в К. (4Цар 16:9), как это ранее предсказывал Амос (Ам 1:5);

2) см. Кир-Харешет (Кирхарес).

II.

Кир, царь Кир Великий (559-530 гг. до Р.Х.), основатель Персидского царства, многократно упоминается в Библии (2Пар 36:22 и след.; Езд 1:1; 3:7; 4:3; 5:13,14,17; 6:3; Ис 44:28; 45:1; Дан 1:21; 6:28; 10:1). В перс. языке его имя звучит как Кураш, в евр. - как Корэш, в греч. - как Кюрос. Еще в предсказании пр. Исаии Господь возвестил о К. как о Своем пастыре, к-рый исполнит Его волю, восстановит Иерусалим и заложит основание нового храма; как помазанник Божий, К. должен был покорить народы и царей ради народа Израиля. В 539 г. до Р.Х. он покорил Вавилон, а в след. году позволил изгнанным иудеям возвратиться в Иерусалим и начать строит-во храма. К. был заинтересован в том, чтобы при подготовке к войне с Египтом можно было положиться на народ, населявший Палестину. Если в указе, обращенном к евреям, К. говорит о Боге (Езд 1:2 и след.), то в другом док-те он столь же естественно приписывает свою победу над Вавилоном вавил. богу Мардуку: "Мардук искал праведного князя по сердцу себе, чтобы повести его за руку. Кира, царя Аншана, он призвал по имени и определил ему властвовать над всей землей. Он привел его в свой город Вавилон, и вместе с ним пришло большое войско, бесчисленное, как вода в реке. Без борьбы и сражений он дал ему войти в Вавилон и избавил город от разрушения. Царя Набунаида, который не боялся его (Мардука), он предал в его (Кира) руки".

Кириафаим

Кириафаим ("(двойной?) город"):

1) очень древний город, расп. вост. Иордана, из к-ро-го моавитяне изгнали емимов (см. Емимы) (Втор 2:9 и след.; ср. Быт 14:5). Позднее этот город стал аморрейским (Чис 21:26), а после победы израильтян над Сигоном (Чис 32:33) достался колену Рувима (ст. 37; Нав 13:19). Затем К. вновь перешел к моавитянам; надпись на "камне Меши" (см. Камень Меши) сообщает о том, что Меса (Меша) якобы построил город Кириатен. Пророки предсказывали разрушение этого города (Иер 48:1,23; Иез 25:9). К. - это совр. Хирбет-эль-Курайят, лежащий прим. в 15 км сев.-вост. устья Вади-эль-Муджиб (Арнона) и в 9 км сев.-зап. Дибана (Дивона). Развалины К. расположены на двух холмах;

2) см. Карфан.

Кириаф-Арбы

Кириаф-Арбы ("город четырех" или "город Арбы"), назван так, вероятно, в честь своего основателя (Нав 14:15; 15:13,54; 21:11); см. Хеврон.

Кириаф-Ваал

Кириаф-Ваал см. Кириаф-Иарим (Кириаф-Ваал, Ваал).

Кириаф-Иарим

Кириаф-Иарим (Кириаф-Ваал, Ваал) ("город в лесной чаще"), город гаваонитян (Нав 9:17), выделенный колену Иуды (Нав 15:60; Суд 18:12). Находился на границе с уделом Вениамина (Нав 15:9) и, по-видимому, временно принадлежал вениамитянам (Нав 18:28). Здесь, на холме, в доме Аминадава, находился доставленный из Вефсамиса ковчег завета (1Цар 6:21 - 7:1), пока Давид не перенес его в Иерусалим (2Цар 6:2 и след.; 1Пар 13:5 и след.). Выражение "на полях Иарима" (Пс 131:6) также, вероятно, относится к К.-И. В этом городе, отцом (т.е. основателем) к-рого был Шовал (1Пар 2:50), родился пр. Урия (Иер 26:20). Среди евреев, вернувшихся из Вавилона, были и жители К.-И. (Езд 2:25; Неем 7:29). Этот город называется также Кириаф-Ваал (Нав 15:60; 18:14), Ваал (Нав 15:9) и Ваал Иудин (2Цар 6:2). Согл. Иерониму, К.-И. находился сев.-зап. Иерусалима, на расстоянии, к-рое в совр. исчислении составляет прим. 13 км, на пути в Диосполис (Лидду). Исходя из этого, его чаще всего отождествляют с совр. Кариат-эль-Инабом (называемым также Эль-Карие или Абу-Гош), лежащим в 13 км сев.-зап. Иерусалима, или с располож. рядом с ним холмом Эль-Азхар, название к-рого, возм., сохранило воспоминание о Елеазаре (1Цар 7:1).

Кириаф-Санна

Кириаф-Санна см. Давир (Нав 15:49).

Кириаф-Сефер

Кириаф-Сефер см. Давир (Нав 15:16 и след.; Суд 1:11 и след.)

Кириаф-Хецрон

Кириаф-Хецрон ("города-загоны"), город на юге удела Иуды (Нав 15:25), называемый также Гацор (2). Вероятно, это Хирбет-эль-Карьетен (новоевр. Хурва-Керийот), прим. в 7 км юж. Маона. Это родной город Иуды, прозвище к-рого - Искариот - означает "человек из Кариота"; ср. также греч. выражение апо Карюоту = "из Кариота", к-рое встречается в нек-рых древних рукописях в Ин 6:71.

Киринея

Киринея, в совр. лит-ре - Кирена, город на Средиземноморском побережье Ливии, в 800 км вост. совр. Триполи, столица рим. провинции Киренаики. К. была греч. колонией, но ее население на одну четверть состояло из евреев. У евреев Киренаики была собств. синагога в Иерусалиме (Деян 6:9), нек-рые из них слушали проповедь Петра в день Пятидесятницы (Деян 2:10). Симон Киринеянин нес крест Иисуса к месту казни (Мк 15:21). Киринейцы принесли Благую Весть в Антиохию (Деян 11:20), среди них упомянут пророк и учитель Луций Киринеянин (Деян 13:1).

Кирос

Кирос см. Керос.

Кирпич

Кирпич - самый распростран. строит. материал на Ближнем Востоке (см. Раскопки, II,1; IV,2; см. Крепость, укрепление, II,4), наряду с более редким и дорогим тесаным камнем (ср. Ис 9:9). В Египте К. изготовляли из нильского ила и рубленой соломы (Исх 5:7). В Месопотамии, где К. применялись не только для постройки жилищ, но и для сооружения храмов и дворцов, их делали из глины (Быт 11:3). Внешние стены вавил. сооружений также облицовывали цвет. глазуров. К. Изготовление К. являлось весьма трудоемким процессом, и поэтому в нем использовались преимущ. рабы. В Египте во времена Моисея изготовление К. было работой израильтян (Исх 1:14; 5:6 и след.). Сначала глину "топтали" ногами (Наум 3:14), разминая ее и смешивая с соломой. Чтобы получить К. одинаковой формы, применяли дерев. раму. Готовые К. рядами выставляли для просушки на солнце или обжигали в печах. В 2Цар 12:31, вероятно, подразумеваются печи для обжига К. Егип. К. были продолговатыми, а вавил. - квадратными и более плоскими. В обеих странах на них нередко ставили клейма с именем и титулом царствующего правителя; в рим. период К., изготовл. воинами, нередко носят клеймо легиона. Кровельная черепица упоминается только в Лк 5:19. К., на к-ром пр. Иезекииль должен был "начертать город Иерусалим" (Иез 4:1 и след.), соответствует по своему применению глиняной табличке для письма. Упомянутые в Ис 65:3 "черепки" - это кирпичные жертвенники курения, использовавшиеся для идолослужения, в отличие от жертвенников израильтян, к-рые разрешалось сооружать только из природного камня (Исх 20:25).

Кирхарес

Кирхарес см. Кир-Харешет.

Кир-Харешет

Кир-Харешет (Кирхарес), укрепл. город, резиденция моавитского царя Месы (Меши), в 4Цар 3:25; Ис 16:7,11; Иер 48:31,36, а также в Ис 15:1 упоминается как Кир-Моав. Здесь находились цар. дворец и два больших водосборника (см. Камень Меши). К.-Х. господствовал над караванными путями, связывающими Арам с Египтом и Аравией. Располож. на склоне холма, город имел форму треуголь-ника с длиной сторон от 730 до 900 м. В стратегич. отношении К.-Х. занимал не столь выгодное положение, поскольку соседние холмы превосходили по высоте тот, на к-ром стоял сам город. Эти холмы использовали для обстрела города враги, не раз осаждавшие его. После того как объединенное войско Израиля, Иудеи и Эдома окружило город (4Цар 3:25 и след.), царь Меса (см. Меша) предпринял безуспешную попытку вырваться из окружения. Он заставил отступить противника лишь после того, как на гор. стене принес в жертву своего сына (ст. 27). Возм., в словах Иер 48:37 "у каждого голова гола" содержится намек на моавитское название города: Кархах = "голый череп". Ныне К.-Х. носит название Эль-Карак и находится прим. в 28 км юж. реки Вади-эль-Муджиб (Арнон), в 13 км вост. Мертвого моря. Расстояние от К.-Х. до Иерусалима составляет 80 км.

Кис

Кис (евр. Киш):

1) вениамитянин, отец Саула. Согл. 1Цар 9:1, К. был "сыном Авиила, сына Церона, сына Бехорафа, сына Афия". В 1Пар 9:35 и след. отец К. назван Иеилом. В 1Цар 14:50,51 сказано, что Авенир был сыном Нира, дяди Саула. Тогда, согл. этому тексту, К. являлся отцом Саула, а Нир, сын Авиила, отцом Авенира. След., К. и Нир были братьями, сыновьями Нира, сына Иеила (или Авиила). Это самое простое решение вопроса, к-рый возникает при сопоставлении сведений, имеющихся в 1Цар и 1Пар (ср. 9:35 и след.,39);

2) второй сын Иеила и Маахи, дядя Киса (1) (1Пар 8:30; 9:36);

3) второй сын левита Махли. Сыновья К. женились на дочерях его брата Елеазара, у к-рого не было сыновей (1Пар 23:21 и след.; 24:29);

4) сын Авдия, левит, современник Езекии (2Пар 29:12), к-рому он помогал очистить храм;

5) предок вениамитянина Мардохея (Есф 2:5).

Кислев

Кислев см. Календарь.

Кислон

Кислон, отец вениамитянина см. Елидада (Чис 34:21).

Кислоф-Фавор

Кислоф-Фавор, погран. город в уделе Завулона (Нав 19:12), предположит. тождествен упомянутому в Нав 19:18 Кесуллофу, погран. городу в уделе Иссахара. Совр. Иксаль, лежащий в 3 км юго-вост. Назарета.

Киссон

Киссон, река в центральной Палестине (Суд 4:7,13; Пс 82:10), называемая также "водами Мегиддонскими" (Суд 5:19). В среднем течении К. - это ручей, пересыхающий летом, и только в нижнем течении вода в нем бывает и летом. Несколько истоков К. находятся зап. гор Фавор и Гелвуй, два основных его рукава соединяются на Изреельской равнине сев.- вост. Мегиддо. Русло реки здесь глубокое, дно илистое, берега низкие. Во время разлива после сильных дождей они быстро заболачиваются, и перейти реку вброд становится невозможно. Это обстоят-во способствовало полному разгрому Сисары (см. Сисара), когда его войско попыталось при отступлении перейти К. (Суд 5:20 и след.). Место, где Илия умертвил пророков Ваала (3Цар 18:40), расположено на юж. берегу К., у горы см. Кармил, близ селения Мухрака. Здесь река подступает к самому подножию Кармила, а затем впадает в Средиземное море у вост. окраины Хайфы.

Кисть

Кисть (евр. гадил и цицит; греч. краспедон). Согл. Чис 15:38-40; Втор 22:12, к краям верхней одежды израильтян (см. Одежда, II) прикреплялись К., в к-рые обязательно вплеталась нить из голубой (фиолетовой, см. Пурпур) шерсти. К. должны были напоминать о послушании Божьим заповедям и тем самым служили внешним признаком принадлежности израильтян к народу Божьему. Иисус тоже носил одежду с К. (Мф 9:20; 14:36 - в Синод. пер. - "край одежды"). Более поздние предписания раввинов очень точно определяли материал, из к-рого делали К., технику их вязания и миним. длину. Фарисеи нередко украшали свою одежду особо длинными К. (Мф 23:5; "воскрилия одежд").

Кит

Словом К. переводчики Синод. пер. перевели евр. даг гадол ("большая рыба") (Иона 2:1,2,11). Греч. слово кэтос (Мф 12:40) может означать не только "кит", но и "морское чудовище".

Китийская земля

Китийская земля см. Киттим, земля Китийская, острова Хиттимские.

Китрон

Китрон, ханаан. город, к-рым не смогло овладеть колено Завулона (Суд 1:30). А.Альт полагал, что К. находился на месте Телль-эль-Фара, в 1 км сев.-зап. Бетена и прим. в 12 км юго-вост. Хайфы. см. Каттаф.

Киттим, земля Китийская, острова Хиттимские

Слово "Киттим" (в евр. яз. оно имеет только форму мн.ч.) явл. названием племени, родоначальником которого был Иаван (Быт 10:4; 1Пар 1:7). Первонач., видимо, К., или землей Китийской, евреи называли город Китион на юге Кипра. Затем это название распространилось на весь остров (Ис 23:1,12), жителей к-рого финикийцы называли китти. Под К. могут подразумеваться другие острова и побережье Средиземного моря (Иер 2:10; Иез 27:6). Более точно отождествить К. с к.-л. геогр. пунктом невозможно. В Иер 2:10 "острова Хиттимские" обозначают запад, а см. Кидар - восток.

Кифа

Кифа см. Петр.

Киший

Киший (евр. Киши), левит из потомков Мерари, отец Ефана (1Пар 6:44; 15:17).

Кишион

Кишион, город левитов в уделе Иссахара (Нав 19:20; 21:28), называемый также см. Кедесом (2). Кроме холмов Телль-Абу-Кудес и Телль-эль-Кассис (см. Кедес, 2) ученые отождествляют К. с Телль-эль-Адджулем, находя-щимся прим. в 20 км сев.-вост. Мегиддо и в 6 км юж. горы Фавор, а также с Телль-Кейсун, лежащим в 2 км юж. Фавора.

Клавда

Клавда (в наиб. достоверных греч. источниках - Кавда), остров, прим. в 40 км юго-зап. Крита (Деян 27:16). Ныне этот остров называется Гавдос.

Клавдий

Клавдий, сын Друза и племянник Тиверия (см. Тиверий) (Тиберия). Сменив на престоле Калигулу, К. стал четвертым рим. императором (41-54 гг. по Р.Х.). Он не был сильной и решит. личностью. При его вступлении на престол см. Ирод Агриппа I, к-рый в тот момент находился в Риме, выступил посредником между К., к-рого провозгласили императором преторианцы (импер. гвардия), и сенатом. За эту услугу Ирод Агриппа I получил от К. Иудею и Самарию в дополнение к областям, к-рыми он владел ранее. Т.о., благодаря К., Ирод Великий воссоединил земли в единое царство. Однако его сыну, Ироду Агриппе II (см. Ирод Агриппа II, К. не позволил стать полноправным преемником своего отца; он сделал его лишь царем Халкиды, одноврем. предоставив ему право надзора над Иерусалимским храмом. Иудея вновь стала рим. провинцией. В начале своего правления К. вернул александрийским евреям их прежние привилегии. Позднее, около 49 г., он изгнал всех евреев из Рима (Деян 18:2). К. упоминается в НЗ в связи с го-лодом, разразившимся в период его правления (Деян 11:28). К. был отравлен, и императорский престол унаследовал его пасынок см. Нерон.

Клавдий Лисий

Тысяченачальник (греч. хилиархос, соответствует рим. воин. званию "военный трибун"), командовавший в Иерусалиме рим. гарнизоном (Деян 21:31). Его ре-зиденция находилась в крепости Антония, рядом с храмом. К.Л. был греком, за деньги приобретшим рим. гражданство (Деян 22:28). Когда толпа иудеев угрожала расправой ап. Павлу, К.Л. арестовал его, но, выяснив, что Павел не бунтовщик, позволил ему обратиться к народу. При допросе К.Л. узнал, что Павел - рим. гражданин (Деян 21:31 - 22:29). Заседание синедриона, назнач. К.Л. на след. день, не внесло ясности в дело заключенного, поэтому К.Л. направил Павла в Кесарию к наместнику Феликсу вместе с сопроводит. письмом и охраной, задачей к-рой было предотвратить запланиров. иудеями покушение на Павла (Деян 22:30 - 23:35).

Клавдия

Клавдия, рим. христианка, к-рой ап. Павел передает приветствия через Тимофея (2Тим 4:21).

Клевета, клеветать

Клеветать - тайно, так, чтобы человек не мог защищаться и отвечать, говорить о нем нечто плохое, не соответств. действит-сти. К., к-рая всегда больно ранит ближнего, приравнена в Библии к измене и кровопролитию (Ис 59:13; Иез 22:9), она названа в числе самых тяжких преступлений против Бога (Рим 1:30; 2Тим 3:3). Разглашающий К. - глуп (Притч 10:18), но это не служит ему оправданием; клевещущего ожидает суд (Пс 100:5).

Клеопа

I.

(греч. Клеопас, "знаменитый"), один из двух учеников, к-рым воскресший Иисус явился на пути в Еммаус (Лк 24:18). Предположит. оба ученика жили в этом селении (ст. 29).

II.

(греч. Клопас), муж Марии (Ин 19:25), матери Иакова и Иосифа (в Синод. пер. - Иосия) (Мф 27:56; Мк 15:40). Вероятно, имя К. во втором значении - это греч. форма арамейского имени Халпай, к-рое может передаваться и как Алфей. Тогда К., возм., тождествен Алфею, отцу ап. Иакова (3). Но более вероятно, что оба имени (К. и Алфей) представляют собой греч. вариант двух различных семитских имен. см. Мария (4).

Климент

Климент ("терпеливый"), сотрудник ап. Павла в Филиппах (Флп 4:3).

Клита

Клита (евр. Келита, "принятый" или, араб., "малыш"), левит, называемый также Келаия ("легкий"), к-рый расстался со своей иноплем. женой (Езд 10:23). Он помогал Ездре в истолковании Закона (Неем 8:7) и вместе с Неемией подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:11).

Ключ, затворять

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клянущийся ложно, клятвопреступник

Клянущийся ложно, клятвопреступник, всякий, кто перед судом и под присягой, сопровождающейся призыванием имени Божьего, сознат. дает ложные показания или о ч.-л. умалчивает (Иер 7:9; Зах 5:3; Мал 3:5; 1Тим 1:10). см. Клятва, IV и VI.

Клятва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клятвопреступник

Клятвопреступник см. Клянущийся ложно, клятвопреступник.

Книга

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга Ездры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга Екклесиаста

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга Есфирь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга Завета

1) К.З., к-рую Моисей написал по велению Бога, содержала обязат-ва, взятые на себя Израилем при заключении завета на Синае (Исх 24:4,7). К.З. включала в себя не сами Десять заповедей, а разъяснения к ним и указания по их выполнению. К.З. принято называть текст, располож. между Десятью Заповедями (Исх 20) и Исх 24. В этом разделе приводится длинный перечень законов, касающихся самых различных сторон повседневной жизни израил. народа (Исх 20:22 - 23:33);

2) книга, найденная в храме в 622 г. до Р.Х. во время правления Иосии и побудившая царя начать реформы, тоже называется "книгой завета" (4Цар 23:2 и след.) или "книгой Закона" (4Цар 22:8 и след.). Исходя из характера последовавших вслед за этим реформ, исследователи полагают, что содержание этой книги, к-рую необходимо отличать от К.З.(1), соответствует книге Второзаконие или нек-рым ее частям (гл. 12-27). В этой книге также приводились разъяснения и давались указания по выполнению Десяти Заповедей. О том, что приводимые во Втор 12-26 предписания были изложены в письм. виде, можно заключить, исходя из Втор 29:1. Вероятно, найденная в 622 г. до Р.Х. книга представляла собой список этих глав или всей книги Второзаконие.

Книга Захарии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга Иисуса Навина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга Иова

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга Неемии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга Плач Иеремии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга пророка Аввакума

I. АВТОР

Аввакум (евр. Хаваккук, "объемлющий, охватывающий") был пророком из Иудеи; сочиненный им псалом (Авв 3) с указаниями к его исполнению (в храме, ст. 19), видимо, свидет-вует о том, что Аввакум был певцом из левитов. Язык книги отмечен особой поэтич. выразительностью.

II. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Предположит. Аввакум жил во времена царей Иосии и Иоакима, т.е. был современником пр. Иеремии. В то время храм еще не был разрушен (Авв 2:20). В книге (Авв 1:6) говорится о растущей мощи халдеев (что соответствует концу VII в. до Р.Х.); создается впечатление, что пророк был свидетелем вступления халдеев в Палестину. Из апокрифич. дополнения Септуагинты к Дан 6 (о вавил. драконе) следует, что Аввакум, согл. иуд. преданию, был современником Даниила.

III. СОДЕРЖАНИЕ

К.п.А. - восьмая в ряду книг т.н. малых пророков. В ней речь идет об ужасающем падении нравов в Иудее (Авв 1:3-4) и угрозе нападения халдеев (ст. 6 и след.,17). Словно заступив "на стражу" и расположившись "на башне" (Авв 2:1), пророк наблюдает за погрязшим в неправде народом и видит творящееся в мире зло. Сердце его вопрошает: для чего Бог допускает зло? И доколе так будет? (Авв 1:2 и след.,13). Он получает ответ, к-рый позднее станет лейтмотивом Послания ап. Павла к римлянам: "Праведный своею верою жив будет" (Авв 2:4; Рим 1:17). После того как Господь дал Аввакуму возможность увидеть будущее (Авв 2), пророк в псалме, к-рый одноврем. является и молитвой, заступается за невиновных, уповая на их спасение и радость о Господе (Авв 3).

IV. КОМПОЗИЦИЯ

Композиционно К.п.А. подразделяется на три части:

1) первый диалог с Богом: почему Бог не покарает безбожную Иудею? (Авв 1:3 и след.) - Суд грядет! (ст. 5-11);

2) второй диалог: почему "нечестивец поглощает того, кто праведнее его?" (ст. 12-17) - Жди и верь! (Авв 2:3 и след.). Горе нечестивым! (ст. 5-19). Да молчит вся земля пред лицем Господа! (ст. 20);

3) торжество веры: благодарств. молитва и восхваление Господа (Авв 3:1-17). "Буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (ст. 18), "Господь - сила моя" (ст. 19).

V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Основная идея К.п.А. - возвещение оправдания верой. Цитата из нее (Авв 2:4) приводится в Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38. Наряду с этим в Деян 13:41 цитируется изречение из Авв 1:5 как предостережение тем, кто отказывается от милосердного Божьего дара.

Книга пророка Авдия

I. АВТОР

О пророке Авдии известно только, что он, как об этом сказано в его книге, самой краткой в ВЗ, был евреем из колена Иуды.

II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ

В трудные для евр. народа времена пр. Авдий возвестил торжествующему Эдому суд Господа. Бог поможет Израилю и восстановит его царство. Композиционно К.п.А. подразделяется на три части:

1. Господь предвещает суд Эдому (1-9).

2. Отношение Эдома к евреям (10-14).

3. День Господень (15-21):

а) суд над всеми народами (15,16);

б) восстановление Израиля (17-20);

в) установление Царства Господа (21).

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

1) Пророк сообщает о падении Иерусалима и о злорадстве, проявленном по этому поводу Эдомом. Это позволяет предположить, что речь идет о разрушении Иерусалима Навуходоносором в 586 г. до Р.Х., после чего пророки выступили с обличением эдомитян (Плач 4:21; Иез 25:12-14; 35:5,10-15; 36:5; ср. Пс 136:7);

2) исследователями предпринимались попытки отнести время написания К.п.А. к более раннему периоду - времени царствования Иорама (851-845 гг. до Р.Х.) - и рассматривать Авдия как самого старшего из пророков Свящ. Писания. При Иораме эдомитяне освободились от иуд. владычества (2Пар 21:8-10), а арабы и филистимляне захватили Иерусалим. В пользу такой датировки книги говорит тот факт, что в иуд. каноне К.п.А. стоит в одном ряду с сочинениями малых пророков, написанных до плена; кр. того, в Иоил 2:32, очевидно, содержится ссылка на Авд 17. Авдий говорит лишь о взятии и разграблении Иерусалима, но не упоминает ни о разрушении храма, ни о пленении жителей, ни о халдеях. Кроме Авдия об Эдоме говорят и другие, более поздние, пророки (Ам 1:6,9,11,12; 9:12; Иер 49:7-22), а эти тексты, как достоверно установлено, датируются более ранним периодом, т.е. до 586 г. до Р.Х.;

3) истинность этих двух версий датировки не доказана, но более прав-доподобным представляется предположение о более раннем происхождении книги.

Книга пророка Аггея

I. АВТОР

Аггей (евр. Хаггай, "мой праздник" или "праздничный") - один из трех пророков, живших в период после вавил. плена. О времени и месте его рождения ничего не известно. Он начал пророчествовать во второй год царствования Дария Гистаспа (520 до Р.Х.; Агг 1:1). Вместе с пр. Захарией Аггей настаивал на возобновлении работ по восстановлению Иерусалимского храма, начатых после возвращения израильтян из Вавилона, но прерванных на несколько лет (Езд 5:1; 6:14). Призыв пророков был услышан народом, работы были продолжены, и по их окончании храм был освящен в 515 г. до Р.Х.

II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ

К.п.А. состоит из четырех частей:

1) Божий призыв побуждает возобновить работу по восстановлению храма; послушание Зоровавеля и израильтян (1:1-15);

2) пророчество о славе будущего храма (2:1-9);

3) обетование о том, что время суда над народом израильским закончится и на нем вновь почиет Божье благословение, но при условии, что народ будет жить в святости пред Богом (2:10-19);

4) пророчество о грядущем суде над другими народами и об избранности Зоровавеля (2:20-23).

III. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Весть от Бога, переданная Аггеем точно и кратко, гласит: "Сначала думайте о Господе". До тех пор, пока израил. народ не будет от чистого сердца исполнять Божью волю, он не найдет успокоения даже на своей земле. Только после деятельного послушания исполнится обетование: "Я с вами" (Агг 2:4). Отсутствие рвения у народа к порученнной ему Богом работе по восстановлению храма является объяснением причины, почему Бог лишил Израиль благословения. И напротив, самозабвенно работающие ради Бога и Его Церкви, ради храма духовного (Еф 2:19 и след.), и в самые тяжелые времена получат благословение, к-рое касается как материальной, так и духовной сферы (Мф 6:33).

Книга пророка Даниила

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга пророка Иезекииля

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга пророка Иеремии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга пророка Иоиля

I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ НАПИСАНИЯ

Иоиль, сын Вафуила (Иоил 1:1), - один из 12 малых пророков. О его жизни достоверно ничего не известно, но содержание книги позволяет сделать нек-рые заключения о времени его пророч. служения. Из "врагов Иуды" в К.П.И. названы Тир, Сидон и филистимляне (Иоил 3:4), Египет и Едом (ст. 19), но не упомянуты ни Ассирия, ни Вавилон, ни персы. Из этого можно заключить, что книга была написана не позднее первой половины VIII в. до Р.Х., вероятно, до победы Амасии над Едомом в 793 г. до Р.Х. (4Цар 14:7). К тому же, в соответствии с библ. каноном, Иоиль относится к числу пророков, чья деят-сть приходится на период до вавил. плена. В книге говорится о священниках и народе, но не упоминается царь, поэтому исследователи предполагают, что она была написана в то время, когда царь Иоас еще не достиг совершеннолетия (после 835 г. до Р.Х.) и находился под опекой первосвященника Иодая (2Пар 24:1,2).

II. СОДЕРЖАНИЕ

А. Иоиль, указывая на настоящие и будущие прегрешения израил. народа, призывает его к покаянию. В центре его проповеди, исполненной поэтич. силы, находится см. День Господень, явление Божьей славы, не только карающей, но и милующей. Предвозвещением этого Дня служит опустошение страны саранчой (Иоил 1), к-рое олицетворяет будущий суд над Иудой (Иоил 2:1-11). После суда придет время нового благословения и излияния Св. Духа (Иоил 2:28-32; ср. Деян 2) и наступит День Господень (Иоил 3:14). Тогда окончат. установится Царство Божье на земле. Взор Иоиля охватывает огромный временной отрезок - от событий, современником к-рых он был, до завершения истории спасения, т.е. до конца мира. И во все времена действительно обетование: "И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Иоил 2:32).

Б. КОМПОЗИЦИЯ КНИГИ:

1. Вступление (1:1).

2. Описание нашествия саранчи во времена Иоиля и призыв к покаянию (ст. 2-20):

а) нашествие саранчи как символ грядущего Дня Господнего (2:1-11);

б) новый призыв к покаянию (ст. 12-17).

3. Избавление от наказания и новое благословение как ответ Господа (ст. 18-27).

4. Излияние Св. Духа перед наступлением Дня Господнего (ст. 28-32).

5. Суд над народами (3:1-17).

6. Царство благоденствия в Иудее и Иерусалиме (3:18-21).

Книга пророка Ионы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга пророка Исаии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга пророка Малахии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга пророка Михея

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга пророка Наума

I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ

Об обстоят-вах жизни пр. Наума неизвестно ничего, кроме названия города, откуда он был родом, см. Елкос. Предсказывая падение Ниневии, к-рая в 612 г. до Р.Х. была завоевана вавилонянами и мидийцами, Наум упоминает о штурме Но-Аммона (егип. Фив), предпринятом ассирийцами в 663 г. до Р.Х. Т.о., его пророчество следует отнести к периоду между этими двумя датами. Создается впечатление, что во времена Наума Ассирия еще находилась на вершине своего могу-щества: в Ниневию стекались богатства, на-грабленные в воен. походах (Наум 2:13; 3:1), а в покоренной Иудее (Наум 1:13) повсюду можно было видеть ассир. купцов, князей и военачальников (Наум 3:16,17). Такое вряд ли было возможно в период правления Иосии, но в царствование Манассии представляется вполне вероятным. В то время Аснафар (Ашшурбанипал) подавил восстание своего брата, вавил. царя Шамаш-шумукина (648 г. до Р.Х.), и не исключено, что пленение Манассии (2Пар 33:11) было связано с участием этого царя в антисир. заговоре. В это безрадостное для Иудейского царства время весть К.п.Н. о грядущем суде над Ниневией, к-рая вызывала всеобщий страх и к-рую пророк называл "логовищем львов" (Наум 2:11 и след.), звучит особенно ободряюще.

II. КОМПОЗИЦИЯ

1. Вступление (1:1).

2. Хвала Богу (1:2-15):

а) Господь как праведный судья (1:2-8);

б) Бог наказывает Своих врагов и спасает народ Израиля (1:9-15).

3. Суд над Ниневией (2:1 - 3:19):

а) взятие города (2:1-5);

б) разграбление (2:6-10);

в) логовище львов (2:11-13);

г) вина и наказание (3:1-7);

д) сравнение с егип. Фивами (3:8-15);

е) неотвратимость суда (3:16-19).

III. СТИЛЬ

Книга написана живым, образным языком, прекрасно передающим непосредств. впечатления пророка от того, что пришлось ему увидеть во время осады и штурма города (Наум 2:3 и след.; 3:2 и след.). В 1-й главе автор, кр. того, использует форму акростиха, правда, не так последоват., как того требовали законы жанра (см. Поэзия).

IV. СОДЕРЖАНИЕ И БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Пророк возвещает: Господь воздает Своим противникам (Наум 1:2). И великие мировые державы, какими бы ни были самонадеянными их правители, подчинены Богу Израиля. Его суд настигнет и могучую Ниневию, грехи к-рой состоят в насилии, угнетении других народов, грабеже и жажде наживы (Наум 2:12; 3:1,4,16). От Израиля, к-рому провозвещается освобождение от ассир. господства (Наум 1:13), требуется воздавать благодарение Господу, соблюдать праздники и исполнять обеты (Наум 1:15; возм., этот стих предвещает реформы Иосии).

Книга пророка Осии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга пророка Софонии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга Руфь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книга судей Израилевых

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книги Паралипоменон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книги Царств, Третья и Четвертая

Статья большая, находится на отдельной странице.

Книд

Книд, город в Карии, на полуо-ве в юго-зап. оконечности Малой Азии, между островами Кос и Родос (Деян 27:7).

Книжники

Книжники см. Учитель (II; IV,1,2) см. Фарисеи см. Саддукеи см. Устав, устраивать, устроенный (устройство, установление, порядок) см. Корван см. Масоретский текст см. Мишна см. Письменность, писец, писать (III,3в) см. Ездра (3) см. Гамалиил см. Павел.

Князь

1) князьями в Синод. пер. названы правители и вожди народов, а также другие знатные и влият. люди (Быт 23:6; Иов 34:18 и след.; Пс 75:13). Как правило, точное значение этого слова можно понять лишь из контекста;

2) из знатных людей различных израил. родов (Чис 25:14 - в Синод. пер. - "начальник"; 1Пар 4:38; 5:6; Пс 67:28) избирались К. племен, руководившие народом во время странствования по пустыне. Это были 12 К. Израиля, К. общества (Чис 1:16,44 - в Синод. пер. - "начальники"; 31:13). Иногда царь богоизбранного народа также называется К. (3Цар 14:7 - в Синод. пер. - "вождь"; Иез 45:7), но истинным Царем Израиля является Сам Господь. Иногда ВЗ называет К. иноплем. царей (Иез 28:2 - в Синод. пер. - "начальствующий"), вождей араб. племен (Быт 25:16; Иез 27:21), вождей моавитян (Чис 22:14). К. филистимские (1Цар 29:2) были повелителями пяти городов - Газы, Азота, Аскалона, Гефа и Екрона (Нав 13:3);

3) К. - высокопост. чиновники и военачальники, в т.ч. егип. (Ис 19:13), перс. и вавил. сановники и вельможи (Есф 1:14; Дан 6:3; Иер 39:3). Люди, называвшиеся К., часто имели благородное происхождение, но это не было обя-зательным условием;

4) в духовной сфере К. (в Синод. пер. - "владыка") назван у Даниила обетованный Мессия (Дан 9:25). С др. стороны, "князь мира сего" - именование дьявола (Ин 12:31; 14:30; 16:11; Еф 2:2).

Коа

Коа, народность, вероятно, вавил. происхождения (Иез 23:23).

Коварство

Коварство, как и ложь, является преступлением против истины, а значит, и тяжким грехом (Притч 12:20; 1Пет 2:1). Через "отца лжи" (Ин 8:44) К. вошло и в земную жизнь (Быт 3:13). Словами "К." и "обманывать" как в НЗ, так и ВЗ переводится целый ряд евр. и греч. выражений, объединяемых широким понятием см. Ложь.

Ковчег

Ковчег (евр. тева), слово, употребляемое для обозначения Ноева ковчега (Быт 6:14-16), а также корзины из прутьев, в какой, напр., был пущен в воду младенец Моисей (Исх 2:3,5). К., построенный Ноем по повелению Господа, был изготовлен из дерева гофер. Он должен был иметь отделения (Быт 6:14). Евр. слово, к-рое передает здесь понятие "отделение", обозначает в евр. также "гнездо". По-видимому, здесь имеются в виду отдельные помещения внутри трех этажей, на к-рые был разделен К. Готовое сооружение было пропитано смолой изнутри и снаружи для придания ему водонепроницаемости. Это плавучее сооружение имело 300 локтей (135 м) в длину, пятьдесят локтей (22,5 м) в ширину и 30 локтей (13,5 м) в высоту (локоть = 0,45 м). Перевод "окно" или "проём" не совсем надежен: существует мнение, что соотв. слово означает "крыша". Поэтому и значение размера в один локоть в этом месте не вполне ясно.

Ковчег завета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кожа

Дубление К. было известно израильтянам, видимо, уже с древних времен (Исх 25:5; Чис 31:20; Деян 9:43). Из К. делали предметы быта: обувь, в частности сандалии (Иез 16:10), палатки (Исх 26:14), пояса (Мф 3:4), меха для хранения воды, вина и молока (ср. Нав 9:13; Мф 9:17; Мк 2:22) и др.; ею обтягивали боевые щиты (ср. 2Цар 1:21). см. Ремесло.

Кожаные книги

Кожаные книги см. Пергамент.

Кожевник

Ремесло К., занятого выделкой кож из шкур различных животных, у евреев считалось нечистым, т.к. К. приходилось соприкасаться со шкурами нечистых животных. Поэтому К. жили за пределами городов и, как правило, возле воды, к-рая нужна была для обработки кож. К., у к-рого ап. Петр жил в Иоппии, был, вероятно, членом христ. общины (Деян 9:43; 10:5 и след.).

Коза

Коза (евр. эз). Палест. К. (Capra mambrica) - крупное животное с длинным, узким торсом и черно-коричневой длинной шерстью. Пятнистые К. в древности были редкостью (ср. Быт 30:32). Изогнутые серпообразные рога у козлов могут достигать 70 см в длину. Свешивающиеся уши К. так длинны (ср. Ам 3:12), что при кормежке касаются земли. К. держали для получения молока (Притч 27:27)и мяса; из козьих шкур шили одежду (Евр 11:37); шерсть К. также использовалась (1Цар 19:13,16; ср. Чис 31:20; см. Шерсть), из нее, в частности, ткали покрывала для шатров (Исх 26:7). Из дубленых козьих шкур делали см. Мехи, в к-рых, как в кувшинах, держали воду. Наряду с овцами, К. были наиб. распростран. жертв. животными (Лев 1:10; 3:12). Обычно в жертву приносили козлов (см. Козел), но в Лев 5:6 встречается и упоминание К. Козлят закалывали на праздник Пасхи (Исх 12:5). О видении пр. Даниила об овне и козле (Дан 8:5-14) см. Козел.

Козел

Козел, животное, приносимое, главным образом, в жертву за грех (Лев 4:24; 9:15; 10:16 и др.). Его мясо разрешалось употреблять в пищу. Овцы и козы часто паслись на одном пастбище, поэтому постоянно возникала необходимость разделять стада. Это обстоят-во иногда обыгрывалось в сравнениях. Напр., в Мф 25:32 и след. К. олицетворяют неправедных людей, к-рые в Судный день будут стоять по левую руку от Господа. В Иез 34:17 К. служат символом нечестивых и неверных вождей народа. Особая роль отводилась К. в великий праздник, в День очищения (искупления). Одного К. приносили в жертву за грех народа, а другого, исповедовав над ним грехи всего народа, отпускали в пустыню (Лев 16:15-22). (см. Азазель.) В Дан 8:5-14,21,22 К. символизирует греко-македонскую империю Александра Великого, к-рая после его смерти (323 г. до Р.Х.), в 301 г. до Р.Х., распалась на четыре отдельных царства - Египет, Сирию, Фракию и Македонию, что показано в видении о выросших у К. четырех рогах.

Козни

Козни (дьявола) подразумевают враждебные действия сатаны против людей, подобные тем, к-рым подвергался Иов (Иов 7:20). Об аналогичных К. дьявола говорится и в Еф 6:11.

Колени

1) коленопреклон. поза выражала мольбу (4Цар 1:13; Мф 17:14; Мк 1:40), почитание (Мк 10:17; в т.ч. и проявляемое как насмешка, как это было во время бичевания Иисуса: Мф 27:29; Мк 15:19) или поклонение (2Пар 6:13; Езд 9:5; Пс 94:6). Отказ преклонить К. перед идолом означает отказ от служения ему (3Цар 19:18; Рим 11:4). Но пред Богом в будущем преклонят К. все люди, и это будет признанием Его власти (Ис 45:23; Рим 14:11; Флп 2:10 и след.). см. Молитва (III,1б,г) см. Приветствие;

2) сгибающиеся (изнемогающие, дрожащие) К. - признак слабости, страха и неуверенности (Иов 4:4; Пс 108:24; Ис 35:3; Иез 7:17; Наум 2:10; Евр 12:12);

3) на К. держат ребенка, нуждающегося в родительском уходе и защите (4Цар 4:20; Ис 66:12; см. Рука).

Колено

Статья большая, находится на отдельной странице.

Колесница, повозка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница