Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТИГ"-"ТЯЖ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТИГ"-"ТЯЖ")

Тиглатпаласар

Тиглатпаласар (в Синод. пер. - Феглаффелласар) (аккад. Тукульти-апал-Эшарра, "моя защита - сын Эшарры (т.е. бог Нинурта)" ), имя нескольких ассир. царей. Т.I (1117-1077 гг. до Р.Х. см. Ассирия) и Т.II (965-933 гг. до Р.Х.) в Библии не упоминаются. Т.III был царем Ассирии в 745-727 гг. до Р.Х. О его происхождении ничего не известно. Его первонач. имя, по-видимому, было Пул (см. Фул). Под этим именем он был известен и как царь Вавилона. Новое имя он, вероятно, принял при восхождении на престол - в честь своего знаменитого предшественника Т.I. Т.III был великим завоевателем, присоединившим Вавилон к Ассирийскому царству. Чтобы предотвратить восстания побежденных, он в больших масштабах применял метод планомерного переселения покор. народов. Вероятно, к 743 г. до Р.Х. Т.III, к-рый после своих побед в Сирии покорил и царства израильтян, внес в списки своих данников дамасского царя см. Рецина, израил. царя см. Менаима и иуд. царя Озию (Азарию). Его след. поход в Палестину в 734 г. был направлен против филистимлян. Между тем к власти в Иудейском царстве пришел см. Ахаз, к-рого притесняли израил. царь Факей и Рецин за то, что Ахаз не выступил на их стороне в борьбе против Ассирии. Тогда Ахаз купил помощь Т.III, расплатившись с ним храмовыми сокровищами (4Цар 16:7,8). Ассир. источники упоминают два похода Т.III против Дамаска - в 733 и 732 гг. до Р.Х. При этом Т.III убил Рецина (ст. 9) и утвердил израил. царем Осию (см. Осия), убившего Факея (4Цар 15:30). После покорения Сев. Израиля и вост. берега Иордана он отправил в изгнание колено Неффалима, полуколено Манассии, колена Гада и Рувима (ст. 29; 1Пар 5:26). Ахаз тоже был покорен, обложен данью и вынужден был явиться к Тиглатпаласару в Дамаск (4Цар 16:10). Т.о., вся Палестина была завоевана Ассирией.

Тигр

Тигр (Хиддекель), одна из двух великих рек Месопотамии (Быт 2:14; Дан 10:4). Название этой реки на аккад. языке звучит как Диглат, на перс. - как Тигра. На ее берегах стояли города Ниневия, Реховоф-Ир, Кальху (библ. Келах), Ашшур (библ. Ассур) и др.

Тимей

Тимей ("ценимый", "уважаемый"), отец нищего слепца, исцел. Иисусом (Мк 10:46).

Тимон

Тимон, один из семи служителей (см. Служитель IV) церкви в Иерусалиме (Деян 6:5).

Тимофей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тимпан

Тимпан см. Музыкальные инструменты.

Тиншемет

Тиншемет (евр. "вдыхающий"), по-видимому, название хамелеона (Лев 11:30; в нек-рых переводах передается как "крот", что неверно, т.к. крот по др.-евр. холед). Т. - животное семейства ящериц, подотряда червеязычных (Chamaeleon chamaeleon), около 30 см длины, живет на деревьях и питается насекомыми, к-рых ловит с помощью своего длинного, клейкого, необычайно подвижного языка. Быстро меняющаяся защитная окраска тела Т. зависит от освещения, температуры, влажности, позволяя этому животному приспосабливаться к различным условиям. Др.-евр. словосочетание хапор перот - "выкапывающий плоды" (Ис 2:20; в Синод. пер. - "крот") означает, вероятно, совсем иное животное, а именно одну из разновидностей полевых мышей - лат. (Crocidura religiosa), считавшуюся в Египте свящ. Нек-рые исследователи полагают, что это - второе название крота.

Типсах

Типсах (возм., "брод"):

1) город на зап. берегу Евфрата, погран. город царства Соломона (3Цар 4:24), Тапсак в антич. эпоху мира, ныне Дипс, под Мескене;

2) город, к-рый оказал сопротивление Менаиму и был им завоеван и жестоко покаран (4Цар 15:16). Возм., на этом месте сегодня находится холм Хирбет-Тафсах, под к-рым скрываются развалины города периода израил. поселений. Холм расположен в 2,5 км юж. Фараты (библ. Пирафона). Согл. Септуагинте, однако, речь здесь идет о см. Таппуахе (2).

Тир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тиранн

Тиранн ("повелитель", "властелин"), учитель философии или риторики в Эфесе, в училище к-рого Павел проповедовал в течение двух лет, после того как иудеи в синагоге отвергли его (Деян 19:9).

Тиргак

Тиргак (в егип. и в совр. лит-ре - Тахарка), сын Пианхи, был фараоном в 689-664 гг. до Р.Х. В 4Цар 19:9; Ис 37:9 сообщается, как ассир. царь Синаххериб см. Сеннахирим получил известие о том, что Т. вышел сразиться с ним. При этом речь идет о воен. походе Синаххериба, предпринятом в 701 г. до Р.Х., в к-ром он разгромил объедин. войска египтян и эфиопов под Елтеке. В то время фараоном Египта был Шабака (714-700 гг. до Р.Х.), дядя Т. Возм., Шабака доверил племяннику командование егип. войском, но не исключено также, что Т. до своего воцарения в Египте был царем Эфиопии. Когда Т. уже был фараоном, Египет подвергся нашествию ассирийцев. Вначале Т. удалось отразить нашествие ассир. царя см. Асархаддона, но в 671 г. до Р.Х. Мемфис был взят ассир. войском, и Т. пришлось бежать в Нубию. Нижний Египет был присоединен к Ассирийскому царству, и туда были назначены 20 наместников. Но после того как Асархаддон вывел свои войска, Т. сумел вновь установить свою власть в Египте. В 669 г. до Р.Х. Асархаддон умер во время нового похода на Египет. Его сын Аснафар (Ашшурбанипал), победив Т., вновь назначил ассир. наместников. В 664 г. до Р.Х. Т. умер в Напате.

Тирейцы

Тирейцы, семейство кинеян (см. Кинеяне) из неизвестного города Тиры, одного из трех семейств писцов (в Синод. пер. - "племен соферийцев"), проживавших в Иабеце (1Пар 2:55).

Тиряне

Тиряне, жители города см. Тира.

Тит

Тит (лат. Титус):

1) сотрудник Павла, к-ро-му апостол поручал ответств. задания. Примечат., что в книге Деяний Т. не упоминается. Нек-рые исследователи высказывали предположение, что он был братом Луки и потому остался неназванным; но это не доказано. Первое упоминание о Т. в НЗ связано с тем, что он как христианин, обращ. из язычников, сопровождал Павла в Иерусалим (Гал 2:1). Затем говорится, что Павел послал Т. в Коринф (см. Послания к коринфянам, I,4), где в церкви возникли трудности. Т. справился с возложенной на него задачей (ср. 1Кор 4:17), и когда он встретил Павла в Македонии, то сообщил ему, что в Коринфе дела обстоят нормально (2Кор 2:13; 7:6,13 и след.). Затем Т. получил новое задание, касающееся сбора пожертвований, кр. того, он должен был передать коринфянам второе послание Павла (2Кор 8:6,16,23; 12:18). Из текста Тит 1:5 следует, что позднее Павел оставил своего сотрудника на Крите, чтобы он опекал местные церкви. Текст послания к Титу свидет-вует, что апостол очень высоко ценит Т., называя его "истинным сыном по общей вере" (Тит 1:4; см. также 2Кор 12:18). Из текста 2Тим 4:10 становится известно, что Павел послал Т. в Далматию, где, видимо, также надо было уладить нек-рые трудности, возникшие в церкви (см. Послание к Титу);

2) сын рим. имп. Веспасиана (69-79 гг. по Р.Х.) и его преемник (79-81 гг по Р.Х.). В 66 г. он сопровождал своего отца в Палестину, куда имп. Нерон направил его для подавления иуд. восстания. Когда Веспасиан в 69 г. был вызван к императору и поспешил в Рим, он оставил Т. в качестве главнокомандующего рим. войсками. Т. руководил осадой и взятием Иерусалима в 70 г. по Р.Х. и завершил покорение страны. На триумф. арке, возвед. в честь Т. в 94 г. в Риме, изображены пленные иудеи и конфисков. храмовая утварь, среди к-рой видны светильник и стол для хлебов предложения. см. Вереника см. Ирод Агриппа (II) см. Иерусалим (III,Е,2).

Тихик

Тихик ("счастливый", "дитя счастья"), сотрудник Павла, родом из Асии (см. Асия); сопровождал апостола во время его третьего миссионерского путешествия из Македонии в Троаду (Деян 20:4). Вместе с Онисимом он передавал письма Павла из Рима церквам в Эфесе и Колоссах, а также Филимону (Еф 6:21; Кол 4:7). Позднее Павел хотел направить его или Артему к Титу на Крит (Тит 3:12); а в 2Тим 4:12 Павел упоминает, что послал Т. в Эфес.

Тихо, тишина

Тихо, тишина см. Покой, почить, успокоиться.

Ткач, ткать

Ткачество у израильтян вначале было домашним занятием женщин. Из шерстяных и льняных нитей они ткали полотно, а из козьей шерсти - покровы для шатров и одеяла (Притч 31:13,19). Первонач. нити основы натягивали между двумя палками, располож. одна под другой в горизонт. плоскости, между которыми с помощью ткацкой шпули или челнока протягивали уточную нить. Впоследствии был изобретен станок, на к-ром нити основы располагались вертикально между двумя навоями или натягивались с помощью грузиков, укрепл. на нижнем конце нитей. При этом ткали снизу вверх. Получ. полотно отрезали от нитей основы в верхней части (см. Ис 38:12).

Постепенно ткачество превратилось в ремесло, к-рым занимались мужчины (1Пар 4:21). Появились узорчатые ткани (Исх 28:39), в т.ч. многоцветные, нередко выполн. с большим худож. вкусом (см. Вышивать). Т. изготавливали облачения для священнослужителей из дорогостоящего виссона, а также бесшовные предметы одежды (Ин 19:23). В Израиле было запрещено производить ткани и одежду из разнородных нитей (Лев 19:19; Втор 22:11), что, несомненно, следует рассматривать как указание на необходимость внутр. простоты и цельности. Упоминание ткацкого челнока (Иов 7:6) и навоя (2Цар 21:19) при сравнении с человеч. жизнью показывает, насколько широко была известна техника ткачества. см. Ремесло (II).

Тление, тленный

Тление, тленный см. Воскресение, воскрешать (II,Б) см. Смерть (I).

Тмин

Тмин (евр. каммон; греч. кюминон), выращиваемое в Палестине растение (Cuminum Cyminum), пряные плоды и цветки к-рого используются в качестве приправы и как целебное средство. Семена Т. выколачивали с помощью палки (Ис 28:25,27). Согл. Мф 23:23, с урожая Т. взималась десятина.

То и то

В Библии это словосочетание встречается в след. контексте: пусть Бог сделает со мной "то и то", т.е. нашлет на меня всяческие беды, если сказанное мной не соответствует истине. Это своего рода проклятие, навлекаемое человеком на самого себя (Руфь 1:17; 3Цар 2:23).

Тоах

Тоах, левит из рода Каафа, сын Цура, предок Самуила (1Пар 6:34,35). В 1Цар 1:1 он назван Тоху.

Тов

Это слово имеет два значения: "хорошо" и "благовоние". Местность к востоку от р. Иордан (Суд 11:3,5; ср. 2Цар 10:6,8 - в Синод. пер. - Истов). В док-тах из архива Телль-Амарны эта область упоминается как Дубу. Ученые предполагают, что в списке городов Тутмоса III она обозначена как тб. Вероятно, Т. находилась недалеко от Эт-Тайибе, прим. в 15 км от Едреи на пути в Боцру (в Библии не упоминается) на Авране.

Тов-Адония

Тов-Адония ("добр (мой) Господь Яхве"), один из левитов, наставлявших народ в Законе во времена Иосафата (2Пар 17:8).

Товит

Товит см. Апокрифы (I,3а).

Товия

Товия (евр. Товийя и Товийяху, "Господь добр"):

1) один из левитов, наставлявших народ в Законе во времена Иосафата (2Пар 17:8);

2) родоначальник семейства, к-рое по возвращении из плена не смогло доказать своего родословия (Езд 2:60; Неем 7:62);

3) один из тех евреев, которые во времена пр. Захарии еще жили в изгнании (Зах 6:10,14);

4) перс. наместник в Аммоне во времена Неемии. Вместе с Санаваллатом, наместником Самарии, и Гешемом Аравитянином, царем см. Кедара, он пытался воспрепятствовать восстановлению Иерусалимской стены (Неем 2:10,19; 4:1 и след.; 6:1). Т. имел большое влияние в Иудее, т.к. поддерживал тесную связь со знатными семействами гос-ва, но осуществить свой коварный план ему все же не удалось. Сам Т. и его сын были женаты на иудейках (ст. 17-19). В отсутствие Неемии родственник Т. первосвященник Елиашив отдал ему одну из комнат в храме, но Неемия, узнав об этом, приказал возвратить ее храму (Неем 13:4-9). Потомки Т. впоследствии также играли значит. роль в Аммоне. Развалины их дворца, ныне носящие название Каср-эль-Абд, находятся под Арак-Эль-Эмиром, в 16 км юго-зап. Аммана. Здесь можно увидеть могилу Т., на к-рой его имя написано по-арам.

Топаз

Топаз см. Драгоценные камни.

Тополь

Евр. слово ливне (в Быт 30:37 - "тополь") обозначает, вероятно, стираксовое де-рево или кустарник, достигающий 3-6 м в высоту. Из его коры добывалась благовонная смола (см. Стакти). Евр. название растения (ливне, "белый") объясняется белой окраской его соцветий и внутр. стороны листьев. Существует также мнение, что это серебристый Т. (Populus alba), листья к-рого с внутр. стороны также белого цвета.

Топор

Топор см. Оружие и орудия труда.

Торговля

Статья большая, находится на отдельной странице.

Торжище, рынок, базарная площадь

Торжище, рынок, базарная (городская) площадь, свободное пространство, площадь сначала у гор. ворот (см. Ворота), а позднее в середине города (см. Город). Здесь шла торговля (Ис 23:3; Иез 27:12,13), здесь же производился суд (Деян 16:19) и велись беседы (Деян 17:17-28), а также взимались пошлины с торговцев и проезжих людей. На Т. происходили события обществ. жизни (Мк 12:38; Лк 11:43; Деян 17:17), здесь нанимались работники (Мф 20:3) и играли дети (Мф 11:16,17). Сюда приносили больных, чтобы Иисус их исцелил (Мк 6:56). (В Синод. пер. в ряде мест это понятие передано такими словами, как "улица", "открытое место", "народное собрание", и др.).

Тофел

Тофел ("известковый раствор для побелки"), место, к-рое во Втор 1:1 упоминается рядом с местностью, обознач. как "равнина против Суфа", т.е. против Аравы.

Тофет

Это слово имеет в евр. языке два значения: "очаг" и "слюна", "мокрота". Место в долине сыновей Еннома (см. Долина сыновей Еннома), где израильтяне начиная с правления Манассии (см. Манассия) и до царствования Иосии (см. Иосия) приносили в жертву см. Молоху своих детей (4Цар 23:10; 2Пар 33:6; Иер 7:31,32; 19:5,6,11-14). Это происходило на высоте (см. Высота) (Иер 7:31; 19:5), сооруж. для этой цели; более точных сведений о Т. нет.

Тоху

Тоху, левит из рода Каафа, сын Цуфа, предок Самуила (1Цар 1:1). В 1Пар 6:34 он назван Тоахом.

Трава

Евр. и греч. слова, к-рые на рус. язык переводятся обычно как "Т.", чаще обозначают полевые растения вообще. В Быт 1:11 растит. мир делится на "зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое". Зеленая Т., как и сено, служит кормом для домашних животных (Втор 11:15; 3Цар 18:5; Пс 103:14; 146:8 и след.). Иногда Т. растет на крышах домов (4Цар 19:26; Пс 128:6; Ис 37:27). Но в начале лета жаркий вост. ветер иссушает всякую зелень букв. за один день, поэтому засохшая Т. стала символом Божьего суда (Ис 42:15), бренности человеч. жизни (Пс 102:15,16; Ис 40:6-8; Мф 6:30) и земного богатства (Иак 1:10,11), а также олицетворением нечестивых безбожников (Пс 36:2). Следствием грехопадения стало то, что Бог приговорил человека "питаться полевою травою" (Быт 3:18). см. Зелень, зеленеть, цвести.

Трапеза

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трахонитская область

Трахонитская область, область на вост. берегу р. Иордан (Лк 3:1; см. Итурея), сев.-зап. гор Аврана. В этой местности преобладают вулканич. породы. Антич. географ Страбон описывает Т.О. "как два трахона (греч. "неровные, скалистые области"), располож. позади Дамаска". Юж. этой местности находились Ватанея и Авран (см. Васан).

Трезвый

В НЗ выражение "быть трезвым" употребляется в значении: вести приличествующий христианину образ жизни (1Тим 3:2,11; Тит 2:2 - в Синод. пер. - "бдительный"), к-рый позволяет четко определиться в суждениях и противостоять греховному влиянию этого мира. "Трезвый" христианин руководствуется исключит. Божьей волей и Божьим откровением, он познаёт истину и освобождается "от сети диавола" (2Тим 2:26). Он не грешит (1Кор 15:34), а бодрствует (1Пет 5:8) и молится (1Пет 4:7), полностью уповая на благодать, явленную в Иисусе Христе (1Пет 1:13). Будучи исполненным веры, любви и надежды (1Фес 5:6,8), он готов переносить страдания и скорби (2Тим 4:5).

Третья и Четвертая книги Царств

Третья и Четвертая книги Царств см. Книги Царств, Третья и Четвертая.

Третья Эгла

Третья Эгла (Егла) (евр. Эглат-Шелишия). Предположит., это третий город с названием "Эгла" (Ис 15:5; Иер 48:34). Местонахождение Т.Э. неизвестно, хотя, по-видимому, ее следует искать в Моаве.

Три

Три см. Число.

Три гостиницы

Три гостиницы - название местечка на Аппиевой дороге, прим. в 48 км юго-вост. Рима (Деян 28:15). Христиане из столицы дошли до этого места, встречая Павла.

Триединство

Триединство см. Бог (IV).

Трифена

Трифена ("избалованная", "изнеженная"), христианка, к-рую Павел просит приветствовать в Риме (Рим 16:12). см. Трифоса.

Трифоса

Трифоса ("избалованная", "изнеженная"), христианка, к-рую Павел просит приветствовать в Риме (Рим 16:12). Возм., Т. и см. Трифена были сестрами. Такие имена часто носили рабыни.

Троада

Троада, порт. город на побережье Мисии, в сев.-зап. части Малой Азии, совр. Эскистамбул. Судоходное сообщение связывало Т. с Неаполем и Филиппами (Деян 16:11). Здесь Павлу было видение, в к-ром он был призван идти в Македонию (ст. 8-10). Апостол неоднокр. бывал в Т. во время своих миссионерских путешествий (Деян 20:5-12; 2Кор 2:12; 2Тим 4:13).

Тропа

Тропа (стезя) см. Путь.

Тростник

I.

Самые распростран. виды Т. в Палестине и Египте:

1) часто встречающийся в Европе Т. обыкнов. (Phragmites communis), достигающий выс. до 4 м и произрастающий в водоемах со стоячей водой и на заболоч. почвах;

2) кипрский Т. (Arundo donax), достигающий пятиметровой выс. Его стебли с многочисл. узлами тяжелее и прочнее, чем у обыкнов. Т.

II.

Различные евр. слова, обознач. Т. или камыш, трудно однозначно отнести к тому или иному виду этих растений. Евр. слово канэ может обозначать кипрский Т. (3Цар 14:15; 4Цар 18:21; Пс 67:31; Ис 19:6; 35:7; Иез 29:6,7), но вместе с тем - как и греч. каламос в Септуагинте и НЗ - это слово в широком смысле обозначает полую трубку (Исх 25:32 и след.; 37:17 и след., в Синод. пер. - "ветви"), сустав (Иов 31:22, в Синод. пер. - "локоть"), измерит. трость (Иез 40:3,5) и производную от нее меру длины - трость (Иез 40:5-8 и проч.). В Песн 4:14 (в Синод. пер. - "аир"); Ис 43:24; Иез 27:19 (канэ); Исх 30:23 (каеэ бесэм); Иер 6:20 (канэ хаттов) различными словами обозначен сорт Т., из к-рого добывали благовонное эфирное масло (в Синод. пер. - "благовонная трость" или "благовонный тростник"). Евр. слово суф (Исх 2:3б; Ис 19:6; Иона 2:6 - в Синод. пер. - "морская трава") наряду с Т. обозначает и другие родств. ему растения. Ям суф (Исх 10:19 и др.) - это "Тростниковое море" (в Синод. пер. - Чермное море). Евр. агмон (Иов 40:21, в Синод. пер. - "кольцо"; Ис 9:14; 19:15 - в Синод. пер. - "трость") лучше всего было бы перевести как "камышовый, или тростниковый, стебель", а слово аху (Быт 41:2; Иов 8:11 - в Синод. пер. - "камыш") как "осока". Наконец, значение евр. слова гомэ (Исх 2:3а; Иов 8:11; Ис 18:2; 35:7 - в Синод. пер. - "камыш") можно определить более или менее точно. Под этим словом, скорее всего, подразумевается папирус (Cyperus papyrus), из к-рого в древности изготавливали материал для письма. Из его прочных стеблей в Египте также делали легкие, быстрые лодки, к-рые упоминаются в Ис 18:2 и (обознач. другим евр. словом) в Иов 9:26.

III.

В 4Цар 18:21; Ис 36:6; Иез 29:6 надломл. трость символизирует сломл. власть Египта, к-рая ранит того, кто на нее опирается; а трость, колеблемая ветром, в Мф 11:7 и Лк 7:24 - недостаток внутр. твердости человека. Люди, истязавшие Иисуса, в насмешку дали Ему в руки трость в качестве цар. скипетра (Мф 27:29; Мк 15:19).

Тростник благовонный

Тростник благовонный (аир). Одно из значений евр. слова канэ - "стебель, камышовая трость" (см., напр., Исх 25:31 и след.; Ис 36:6). В Исх 30:23; Песн 4:14; Иез 27:19 и Иер 6:20 это слово обозначает разновидность тростника, к-рый, очевидно, не произрастал в Палестине, но весьма ценился за свои ароматич. свойства и поэтому завозился "из дальней страны" (Иер 6:20). Т.Б. применяли при изготовлении свящ. елея (см. Елей) для помазания. Вероятно, речь идет не об аире обыкновенном (Acorus Calamus), а о разновидности тростника (Cymbopogon Nardus), распространенной во влажных болотистых местах на зап. побережье Индии. Этот прибыльный товар финикийцы доставляли из Индии в Аравию и далее - в Тир (Иез 27:19). Т.Б. и поныне используется при изготовлении благовонных масел. см. Тростник.

Трость

Трость (для письма) см. Письмо.

Трофим

Трофим ("вскормленный", "выращенный"), христианин из Эфеса, обращ. из язычников. Т. сопровождал Павла в Иерусалим (Деян 20:4). Поскольку иудеи видели Т. в городе вместе с апостолом, то они обвинили Павла в том, что он ввел Т. в храм (Деян 21:29), и это послужило поводом для ареста апостола. Позднее Т. вновь сопровождал Павла в путешествиях; в 2Тим 4:20 апостол сожалеет, что ему пришлось оставить Т. больным в Милете.

Труба

Труба см. Музыкальные иструменты.

Труд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Труд, трудность, тягость, забота

Труд, трудность, тягость, забота (евр. амаль, йагиа, инъян). В ВЗ эти понятия тесно связаны с земным путем человека (см. Пс 89:10; в Синод. пер. этим словам соответствуют также "истощение", "горе", "обида" и др.; ср. Иов 3:17; 11:16; 20:22). Трудящемуся человеку свойственно постоянно ставить перед собой цели в жизни, однако путь к каждой цели затруднен превратностями бытия. Но тяжелее всего то, что все Т. человека в итоге - "суета сует" и "томление духа" (Еккл 1:3,8; 2:11; 4:8). Понятия "труд" и "забота" охватывают многое из того, что происходит с человеком "под солнцем" (Еккл 2:22; 3:10). Здесь действует та же причина, что и при других человеч. страданиях (см. Страдание, страдать); Притч 22:8 (в Синод. пер. - "беда"; Еккл 2:26). Именно потому, что в Библии путь человека всегда рассматривается в связи с волей и заповедями Божьими, в ней так реалистично отражены тяготы земной жизни. В НЗ эти понятия приобретают новый смысл. Наиболее часто они встречаются в посланиях ап. Павла, нередко выступая на первый план, когда он описывает свою жизнь, посвящ. проповеди Евангелия (соотв. греч. слово копос в 2Кор 11:23 передано в Синод. пер. как "труды"). Цель этого, сопряженного с большими тяготами, служения - "представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе" (Кол 1:28,29). Если этого удастся достичь, то Т. апостольского служения окажется не тщетным и удостоится похвалы в день Христов (Флп 2:16). Однако служение до самого конца остается исполненным трудностей и тягот, поскольку осуществляется оно в мире греха и смерти, проходит во внутр. и внешней борьбе (2Кор 7:5). Но ему содействует сила Христа (Кол 1:29), и поэтому, вопреки всем препятствиям, оно достигает цели (Флп 1:6).

Труп

I.

Тело умершего человека хоронили в семейной гробнице (Быт 49:29-31; Суд 16:31; 2Цар 2:32); перспектива быть похороненным не рядом с предками воспринималась как огромное горе (3Цар 13:22). Считалось недопустимым оставлять непогребенными тела убитых или казненных, чтобы они были предоставлены "зною дневному" и "холоду ночному" (Иер 36:30) или доставались на растерзание хищникам (3Цар 14:11; 16:4). Наложница Саула Рицпа отдала своим казненным сыновьям последнюю дань любви, благодаря чему их Т. были пристойно похоронены (2Цар 21:10-14). Бог предупреждал израильтян, что в случае их отпадения от Него Он отдаст их Т. на съедение зверям и птицам (Втор 28:26). Позднее эта угроза была повторена через пророка (Иер 7:33; 16:4; 19:7), и это наказание обрушилось на народ после завоевания Иерусалима Навуходоносором (Пс 78:2,3).

II.

Согл. Втор 21:23, тело повешенного не должно было оставаться на дереве на ночь. Поэтому иудеи позаботились о том, чтобы после распятия Иисуса тело казненного было снято с креста до наступления праздника (Ин 19:31).

III.

В Лев 26:30; Иез 6:4,5 звучит угроза бросить Т. идолопоклонников на обломки идолов и посвящ. им жертвенников. Царь Иосия исполнил эту угрозу, когда разрушил израил. капища (4Цар 23:15-20). см. Погребение см. Гробница см. Мертвечина.

Тувалкаин

Тувалкаин, сын см. Ламеха (из рода Каина) и его жены Циллы. Согл. Быт 4:22, он был "ковачём всех орудий из меди и железа", т.е. основоположником кузнечного ремесла.

Тук, жир

Израильтянам, наряду с кровью, запрещалось употреблять в пищу Т. - жир с внутренностей животных, а также жирный овечий хвост (Лев 3:14 и след.; 7:23 и след.). Т. чистых животных сжигался в качестве жертвы (см. Жертва) Богу (Исх 29:13,22; Лев 3:3 и след.; 4:8 и след.), а Т. нечистых животных мог употребляться только для хоз. целей. Еще Авель приносил в жертву Богу жир "от первородных стада своего" (Быт 4:4). Позднее в указаниях о заклании животных говорится только о запрете употреблять в пищу их кровь, но не жир (Втор 12:15 и след.,20-24). см. Пищевые запреты. В переносном значении Т. означал самое лучшее и ценное в ч.-л. (Быт 45:18; ср. Ис 25:6; 55:2; Иер 31:14; Иез 34:3).

Тутовое дерево

Тутовое дерево, возм., другое название для смоковницы (см. Смоковница) или мастикового дерева (см. Мастиковое дерево), (см. Бальзам).

Тушканчик

Тушканчик (мышь горная). Т., или горной мышью, в Синод. пер. назван, видимо, даман, или жирян (Procavia syriaca; евр. шафан). Даманы - млекопитающие животные. По внешнему виду и строению зубов напоминают грызунов. Длина тела - 30-60 см, хвоста - 1-3 см. Туловище толстое, голова большая, шея толстая; конечности стопоходячие, относит. короткие. На передних лапах по 4, на задних - по 3 пальца с плоскими ногтями. Живут колониями, иногда довольно крупными, в горных, скалистых районах (Пс 103:18 - в Синод. пер. - "заяц"; Притч 30:26 - в Синод. пер. - "горные мыши"). Встречается в Передней Азии и в Африке. В Израиле живут в скалах вдоль долины р. Иордан и в горах вокруг Геннисаретского озера, а также на юге Палестины. Израильтяне считали дамана нечистым животным (Лев 11:5; Втор 14:7 - в Синод. пер. - "тушканчик").

Тщеславие

Тщеславие см. Гордость, тщеславие, надменность.

Тысяча

Тысяча см. Число.

Тысячелетнее царство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тысяченачальник

Тысяченачальник см. Начальник, вождь (II,1).

Тьма

I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) Т., как и свет, - творение Бога, установившего смену дня и ночи (Быт 1:2 и след.; Иов 26:10; Пс 103:20). Поскольку Т. принадлежит к земным творениям, она столь же хороша, как и свет (Быт 1:31). До тех пор пока существуют земля, день и ночь, свет и Т. не прекратятся (Быт 8:22). Но нынешний мир не будет существовать вечно, со временем он уступит место "новому небу и новой земле" (Откр 21:1), и тогда исчезнут также земные день и ночь (ст. 25), а вместе с ними - солнце и луна. Новую, преображ. землю будут освещать слава Божья и Агнец (Откр 22:5);

2) ночь и Т. в ВЗ часто олицетворяют страх и беду (Иов 3:4 и след.; 20:26; Пс 34:6; 106:10; 111:4; Ис 5:30; 8:22; 58:10; Иер 13:16; Плач 3:2; Мих 7:8); Сам Бог может в наказание превращать свет в Т. (Ис 45:7).

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в переносном значении Т. в Библии олицетворяет силы, враждебные Богу, Который в силу Своей святости и совершенства является Светом (1Ин 1:5). Т. служит символом мира язычников, не знающих Господа и не верующих в Него (Ис 9:2; 60:2; Лк 1:79). Поэтому обращение к живой вере заключается в озарении Божеств. светом (2Кор 4:6), в переходе из Т. в свет Господа (Еф 5:8), в призвании из Т. к свету (1Пет 2:9). Кто следует за Христом, светом мира, тот не будет блуждать во Т. (Ин 8:12); кто верует в Него, тот не останется во Т. (Ин 12:46);

2) Т. - это мир греха и безбожия (Ис 5:20; Мф 6:23; Лк 11:35 и след.; Ин 1:5; 3:20; Рим 2:19; 2Кор 6:14; Еф 5:8; 1Фес 5:4; 1Ин 1:6; 2:8). Поэтому грехи - это "дела тьмы" (Рим 13:12; Еф 6:12). В мире греха властвует сатана, а "духи злобы" представляют "власть тьмы" (Лк 22:53; Деян 26:18; Еф 6:12; Кол 1:13). Христианин же, будучи сыном света, не принадлежит Т. (1Фес 5:4 и след.);

3) сатана стремится увлечь человека в мир Т. и удержать его там. Он пытается ввести человека в заблуждение и отвратить его от Бога (Быт 3:5). Если сатане это удается, то человеч. разум затмевается и притупляется восприятие, и весь человек с его разумом, душой и телом становится темным (Мф 6:23);

4) Т. - это еще и место мук и страданий для людей, покинувших царство света, "тьма внешняя" (Мф 8:12; 22:13; 25:30);

5) Т. во время распятия (Мф 27:45; Мк 15:33; Лк 23:44; ср. Ам 8:9) была знамением того, что Иисус, покинутый всеми, страдал на кресте во искупление земного греха;

6) о египетской Т. см. Казни египетские.

Тяжкий

Слово "Т." используется в Синод. пер. Библии, как правило, для обозначения тяжелого физич. труда (Исх 2:11), а также когда речь идет о непомерных тяготах (податях, дани, личных затруднениях, наказаниях, см. 3Цар 12:14; Флп 2:26; Ис 47:6). Слово "Т." используется, кр. того, для характеристики человеч. греха (2Цар 24:10; Плач 1:8).

Предыдущая страница Следующая страница