Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТИГ"-"ТЯЖ")
Тиглатпаласар (в Синод. пер. - Феглаффелласар) (аккад. Тукульти-апал-Эшарра, "моя защита - сын Эшарры (т.е. бог Нинурта)" ), имя нескольких ассир. царей. Т.I (1117-1077 гг. до Р.Х. см. Ассирия) и Т.II (965-933 гг. до Р.Х.) в Библии не упоминаются. Т.III был царем Ассирии в 745-727 гг. до Р.Х. О его происхождении ничего не известно. Его первонач. имя, по-видимому, было Пул (см. Фул). Под этим именем он был известен и как царь Вавилона. Новое имя он, вероятно, принял при восхождении на престол - в честь своего знаменитого предшественника Т.I. Т.III был великим завоевателем, присоединившим Вавилон к Ассирийскому царству. Чтобы предотвратить восстания побежденных, он в больших масштабах применял метод планомерного переселения покор. народов. Вероятно, к 743 г. до Р.Х. Т.III, к-рый после своих побед в Сирии покорил и царства израильтян, внес в списки своих данников дамасского царя см. Рецина, израил. царя см. Менаима и иуд. царя Озию (Азарию). Его след. поход в Палестину в 734 г. был направлен против филистимлян. Между тем к власти в Иудейском царстве пришел см. Ахаз, к-рого притесняли израил. царь Факей и Рецин за то, что Ахаз не выступил на их стороне в борьбе против Ассирии. Тогда Ахаз купил помощь Т.III, расплатившись с ним храмовыми сокровищами (4Цар 16:7,8). Ассир. источники упоминают два похода Т.III против Дамаска - в 733 и 732 гг. до Р.Х. При этом Т.III убил Рецина (ст. 9) и утвердил израил. царем Осию (см. Осия), убившего Факея (4Цар 15:30). После покорения Сев. Израиля и вост. берега Иордана он отправил в изгнание колено Неффалима, полуколено Манассии, колена Гада и Рувима (ст. 29; 1Пар 5:26). Ахаз тоже был покорен, обложен данью и вынужден был явиться к Тиглатпаласару в Дамаск (4Цар 16:10). Т.о., вся Палестина была завоевана Ассирией. |
Тигр (Хиддекель), одна из двух великих рек Месопотамии (Быт 2:14; Дан 10:4). Название этой реки на аккад. языке звучит как Диглат, на перс. - как Тигра. На ее берегах стояли города Ниневия, Реховоф-Ир, Кальху (библ. Келах), Ашшур (библ. Ассур) и др. |
Тимей ("ценимый", "уважаемый"), отец нищего слепца, исцел. Иисусом (Мк 10:46). |
Тимон, один из семи служителей (см. Служитель IV) церкви в Иерусалиме (Деян 6:5). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Тимпан см. Музыкальные инструменты. |
Тиншемет (евр. "вдыхающий"), по-видимому, название хамелеона (Лев 11:30; в нек-рых переводах передается как "крот", что неверно, т.к. крот по др.-евр. холед). Т. - животное семейства ящериц, подотряда червеязычных (Chamaeleon chamaeleon), около 30 см длины, живет на деревьях и питается насекомыми, к-рых ловит с помощью своего длинного, клейкого, необычайно подвижного языка. Быстро меняющаяся защитная окраска тела Т. зависит от освещения, температуры, влажности, позволяя этому животному приспосабливаться к различным условиям. Др.-евр. словосочетание хапор перот - "выкапывающий плоды" (Ис 2:20; в Синод. пер. - "крот") означает, вероятно, совсем иное животное, а именно одну из разновидностей полевых мышей - лат. (Crocidura religiosa), считавшуюся в Египте свящ. Нек-рые исследователи полагают, что это - второе название крота. |
Типсах (возм., "брод"): 1) город на зап. берегу Евфрата, погран. город царства Соломона (3Цар 4:24), Тапсак в антич. эпоху мира, ныне Дипс, под Мескене; 2) город, к-рый оказал сопротивление Менаиму и был им завоеван и жестоко покаран (4Цар 15:16). Возм., на этом месте сегодня находится холм Хирбет-Тафсах, под к-рым скрываются развалины города периода израил. поселений. Холм расположен в 2,5 км юж. Фараты (библ. Пирафона). Согл. Септуагинте, однако, речь здесь идет о см. Таппуахе (2). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Тиранн ("повелитель", "властелин"), учитель философии или риторики в Эфесе, в училище к-рого Павел проповедовал в течение двух лет, после того как иудеи в синагоге отвергли его (Деян 19:9). |
Тиргак (в егип. и в совр. лит-ре - Тахарка), сын Пианхи, был фараоном в 689-664 гг. до Р.Х. В 4Цар 19:9; Ис 37:9 сообщается, как ассир. царь Синаххериб см. Сеннахирим получил известие о том, что Т. вышел сразиться с ним. При этом речь идет о воен. походе Синаххериба, предпринятом в 701 г. до Р.Х., в к-ром он разгромил объедин. войска египтян и эфиопов под Елтеке. В то время фараоном Египта был Шабака (714-700 гг. до Р.Х.), дядя Т. Возм., Шабака доверил племяннику командование егип. войском, но не исключено также, что Т. до своего воцарения в Египте был царем Эфиопии. Когда Т. уже был фараоном, Египет подвергся нашествию ассирийцев. Вначале Т. удалось отразить нашествие ассир. царя см. Асархаддона, но в 671 г. до Р.Х. Мемфис был взят ассир. войском, и Т. пришлось бежать в Нубию. Нижний Египет был присоединен к Ассирийскому царству, и туда были назначены 20 наместников. Но после того как Асархаддон вывел свои войска, Т. сумел вновь установить свою власть в Египте. В 669 г. до Р.Х. Асархаддон умер во время нового похода на Египет. Его сын Аснафар (Ашшурбанипал), победив Т., вновь назначил ассир. наместников. В 664 г. до Р.Х. Т. умер в Напате. |
Тирейцы, семейство кинеян (см. Кинеяне) из неизвестного города Тиры, одного из трех семейств писцов (в Синод. пер. - "племен соферийцев"), проживавших в Иабеце (1Пар 2:55). |
Тиряне, жители города см. Тира. |
Тит (лат. Титус): 1) сотрудник Павла, к-ро-му апостол поручал ответств. задания. Примечат., что в книге Деяний Т. не упоминается. Нек-рые исследователи высказывали предположение, что он был братом Луки и потому остался неназванным; но это не доказано. Первое упоминание о Т. в НЗ связано с тем, что он как христианин, обращ. из язычников, сопровождал Павла в Иерусалим (Гал 2:1). Затем говорится, что Павел послал Т. в Коринф (см. Послания к коринфянам, I,4), где в церкви возникли трудности. Т. справился с возложенной на него задачей (ср. 1Кор 4:17), и когда он встретил Павла в Македонии, то сообщил ему, что в Коринфе дела обстоят нормально (2Кор 2:13; 7:6,13 и след.). Затем Т. получил новое задание, касающееся сбора пожертвований, кр. того, он должен был передать коринфянам второе послание Павла (2Кор 8:6,16,23; 12:18). Из текста Тит 1:5 следует, что позднее Павел оставил своего сотрудника на Крите, чтобы он опекал местные церкви. Текст послания к Титу свидет-вует, что апостол очень высоко ценит Т., называя его "истинным сыном по общей вере" (Тит 1:4; см. также 2Кор 12:18). Из текста 2Тим 4:10 становится известно, что Павел послал Т. в Далматию, где, видимо, также надо было уладить нек-рые трудности, возникшие в церкви (см. Послание к Титу); 2) сын рим. имп. Веспасиана (69-79 гг. по Р.Х.) и его преемник (79-81 гг по Р.Х.). В 66 г. он сопровождал своего отца в Палестину, куда имп. Нерон направил его для подавления иуд. восстания. Когда Веспасиан в 69 г. был вызван к императору и поспешил в Рим, он оставил Т. в качестве главнокомандующего рим. войсками. Т. руководил осадой и взятием Иерусалима в 70 г. по Р.Х. и завершил покорение страны. На триумф. арке, возвед. в честь Т. в 94 г. в Риме, изображены пленные иудеи и конфисков. храмовая утварь, среди к-рой видны светильник и стол для хлебов предложения. см. Вереника см. Ирод Агриппа (II) см. Иерусалим (III,Е,2). |
Тихик ("счастливый", "дитя счастья"), сотрудник Павла, родом из Асии (см. Асия); сопровождал апостола во время его третьего миссионерского путешествия из Македонии в Троаду (Деян 20:4). Вместе с Онисимом он передавал письма Павла из Рима церквам в Эфесе и Колоссах, а также Филимону (Еф 6:21; Кол 4:7). Позднее Павел хотел направить его или Артему к Титу на Крит (Тит 3:12); а в 2Тим 4:12 Павел упоминает, что послал Т. в Эфес. |
Тихо, тишина см. Покой, почить, успокоиться. |
Ткачество у израильтян вначале было домашним занятием женщин. Из шерстяных и льняных нитей они ткали полотно, а из козьей шерсти - покровы для шатров и одеяла (Притч 31:13,19). Первонач. нити основы натягивали между двумя палками, располож. одна под другой в горизонт. плоскости, между которыми с помощью ткацкой шпули или челнока протягивали уточную нить. Впоследствии был изобретен станок, на к-ром нити основы располагались вертикально между двумя навоями или натягивались с помощью грузиков, укрепл. на нижнем конце нитей. При этом ткали снизу вверх. Получ. полотно отрезали от нитей основы в верхней части (см. Ис 38:12). Постепенно ткачество превратилось в ремесло, к-рым занимались мужчины (1Пар 4:21). Появились узорчатые ткани (Исх 28:39), в т.ч. многоцветные, нередко выполн. с большим худож. вкусом (см. Вышивать). Т. изготавливали облачения для священнослужителей из дорогостоящего виссона, а также бесшовные предметы одежды (Ин 19:23). В Израиле было запрещено производить ткани и одежду из разнородных нитей (Лев 19:19; Втор 22:11), что, несомненно, следует рассматривать как указание на необходимость внутр. простоты и цельности. Упоминание ткацкого челнока (Иов 7:6) и навоя (2Цар 21:19) при сравнении с человеч. жизнью показывает, насколько широко была известна техника ткачества. см. Ремесло (II). |
Тление, тленный см. Воскресение, воскрешать (II,Б) см. Смерть (I). |
Тмин (евр. каммон; греч. кюминон), выращиваемое в Палестине растение (Cuminum Cyminum), пряные плоды и цветки к-рого используются в качестве приправы и как целебное средство. Семена Т. выколачивали с помощью палки (Ис 28:25,27). Согл. Мф 23:23, с урожая Т. взималась десятина. |
В Библии это словосочетание встречается в след. контексте: пусть Бог сделает со мной "то и то", т.е. нашлет на меня всяческие беды, если сказанное мной не соответствует истине. Это своего рода проклятие, навлекаемое человеком на самого себя (Руфь 1:17; 3Цар 2:23). |
Тоах, левит из рода Каафа, сын Цура, предок Самуила (1Пар 6:34,35). В 1Цар 1:1 он назван Тоху. |
Это слово имеет два значения: "хорошо" и "благовоние". Местность к востоку от р. Иордан (Суд 11:3,5; ср. 2Цар 10:6,8 - в Синод. пер. - Истов). В док-тах из архива Телль-Амарны эта область упоминается как Дубу. Ученые предполагают, что в списке городов Тутмоса III она обозначена как тб. Вероятно, Т. находилась недалеко от Эт-Тайибе, прим. в 15 км от Едреи на пути в Боцру (в Библии не упоминается) на Авране. |
Тов-Адония ("добр (мой) Господь Яхве"), один из левитов, наставлявших народ в Законе во времена Иосафата (2Пар 17:8). |
Товит см. Апокрифы (I,3а). |
Товия (евр. Товийя и Товийяху, "Господь добр"): 1) один из левитов, наставлявших народ в Законе во времена Иосафата (2Пар 17:8); 2) родоначальник семейства, к-рое по возвращении из плена не смогло доказать своего родословия (Езд 2:60; Неем 7:62); 3) один из тех евреев, которые во времена пр. Захарии еще жили в изгнании (Зах 6:10,14); 4) перс. наместник в Аммоне во времена Неемии. Вместе с Санаваллатом, наместником Самарии, и Гешемом Аравитянином, царем см. Кедара, он пытался воспрепятствовать восстановлению Иерусалимской стены (Неем 2:10,19; 4:1 и след.; 6:1). Т. имел большое влияние в Иудее, т.к. поддерживал тесную связь со знатными семействами гос-ва, но осуществить свой коварный план ему все же не удалось. Сам Т. и его сын были женаты на иудейках (ст. 17-19). В отсутствие Неемии родственник Т. первосвященник Елиашив отдал ему одну из комнат в храме, но Неемия, узнав об этом, приказал возвратить ее храму (Неем 13:4-9). Потомки Т. впоследствии также играли значит. роль в Аммоне. Развалины их дворца, ныне носящие название Каср-эль-Абд, находятся под Арак-Эль-Эмиром, в 16 км юго-зап. Аммана. Здесь можно увидеть могилу Т., на к-рой его имя написано по-арам. |
Топаз см. Драгоценные камни. |
Евр. слово ливне (в Быт 30:37 - "тополь") обозначает, вероятно, стираксовое де-рево или кустарник, достигающий 3-6 м в высоту. Из его коры добывалась благовонная смола (см. Стакти). Евр. название растения (ливне, "белый") объясняется белой окраской его соцветий и внутр. стороны листьев. Существует также мнение, что это серебристый Т. (Populus alba), листья к-рого с внутр. стороны также белого цвета. |
Топор см. Оружие и орудия труда. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Торжище, рынок, базарная (городская) площадь, свободное пространство, площадь сначала у гор. ворот (см. Ворота), а позднее в середине города (см. Город). Здесь шла торговля (Ис 23:3; Иез 27:12,13), здесь же производился суд (Деян 16:19) и велись беседы (Деян 17:17-28), а также взимались пошлины с торговцев и проезжих людей. На Т. происходили события обществ. жизни (Мк 12:38; Лк 11:43; Деян 17:17), здесь нанимались работники (Мф 20:3) и играли дети (Мф 11:16,17). Сюда приносили больных, чтобы Иисус их исцелил (Мк 6:56). (В Синод. пер. в ряде мест это понятие передано такими словами, как "улица", "открытое место", "народное собрание", и др.). |
Тофел ("известковый раствор для побелки"), место, к-рое во Втор 1:1 упоминается рядом с местностью, обознач. как "равнина против Суфа", т.е. против Аравы. |
Это слово имеет в евр. языке два значения: "очаг" и "слюна", "мокрота". Место в долине сыновей Еннома (см. Долина сыновей Еннома), где израильтяне начиная с правления Манассии (см. Манассия) и до царствования Иосии (см. Иосия) приносили в жертву см. Молоху своих детей (4Цар 23:10; 2Пар 33:6; Иер 7:31,32; 19:5,6,11-14). Это происходило на высоте (см. Высота) (Иер 7:31; 19:5), сооруж. для этой цели; более точных сведений о Т. нет. |
Тоху, левит из рода Каафа, сын Цуфа, предок Самуила (1Цар 1:1). В 1Пар 6:34 он назван Тоахом. |
Евр. и греч. слова, к-рые на рус. язык переводятся обычно как "Т.", чаще обозначают полевые растения вообще. В Быт 1:11 растит. мир делится на "зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое". Зеленая Т., как и сено, служит кормом для домашних животных (Втор 11:15; 3Цар 18:5; Пс 103:14; 146:8 и след.). Иногда Т. растет на крышах домов (4Цар 19:26; Пс 128:6; Ис 37:27). Но в начале лета жаркий вост. ветер иссушает всякую зелень букв. за один день, поэтому засохшая Т. стала символом Божьего суда (Ис 42:15), бренности человеч. жизни (Пс 102:15,16; Ис 40:6-8; Мф 6:30) и земного богатства (Иак 1:10,11), а также олицетворением нечестивых безбожников (Пс 36:2). Следствием грехопадения стало то, что Бог приговорил человека "питаться полевою травою" (Быт 3:18). см. Зелень, зеленеть, цвести. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Трахонитская область, область на вост. берегу р. Иордан (Лк 3:1; см. Итурея), сев.-зап. гор Аврана. В этой местности преобладают вулканич. породы. Антич. географ Страбон описывает Т.О. "как два трахона (греч. "неровные, скалистые области"), располож. позади Дамаска". Юж. этой местности находились Ватанея и Авран (см. Васан). |
В НЗ выражение "быть трезвым" употребляется в значении: вести приличествующий христианину образ жизни (1Тим 3:2,11; Тит 2:2 - в Синод. пер. - "бдительный"), к-рый позволяет четко определиться в суждениях и противостоять греховному влиянию этого мира. "Трезвый" христианин руководствуется исключит. Божьей волей и Божьим откровением, он познаёт истину и освобождается "от сети диавола" (2Тим 2:26). Он не грешит (1Кор 15:34), а бодрствует (1Пет 5:8) и молится (1Пет 4:7), полностью уповая на благодать, явленную в Иисусе Христе (1Пет 1:13). Будучи исполненным веры, любви и надежды (1Фес 5:6,8), он готов переносить страдания и скорби (2Тим 4:5). |
Третья и Четвертая книги Царств см. Книги Царств, Третья и Четвертая. |
Третья Эгла (Егла) (евр. Эглат-Шелишия). Предположит., это третий город с названием "Эгла" (Ис 15:5; Иер 48:34). Местонахождение Т.Э. неизвестно, хотя, по-видимому, ее следует искать в Моаве. |
Три см. Число. |
Три гостиницы - название местечка на Аппиевой дороге, прим. в 48 км юго-вост. Рима (Деян 28:15). Христиане из столицы дошли до этого места, встречая Павла. |
Триединство см. Бог (IV). |
Трифена ("избалованная", "изнеженная"), христианка, к-рую Павел просит приветствовать в Риме (Рим 16:12). см. Трифоса. |
Трифоса ("избалованная", "изнеженная"), христианка, к-рую Павел просит приветствовать в Риме (Рим 16:12). Возм., Т. и см. Трифена были сестрами. Такие имена часто носили рабыни. |
Троада, порт. город на побережье Мисии, в сев.-зап. части Малой Азии, совр. Эскистамбул. Судоходное сообщение связывало Т. с Неаполем и Филиппами (Деян 16:11). Здесь Павлу было видение, в к-ром он был призван идти в Македонию (ст. 8-10). Апостол неоднокр. бывал в Т. во время своих миссионерских путешествий (Деян 20:5-12; 2Кор 2:12; 2Тим 4:13). |
Тропа (стезя) см. Путь. |
I. Самые распростран. виды Т. в Палестине и Египте: 1) часто встречающийся в Европе Т. обыкнов. (Phragmites communis), достигающий выс. до 4 м и произрастающий в водоемах со стоячей водой и на заболоч. почвах; 2) кипрский Т. (Arundo donax), достигающий пятиметровой выс. Его стебли с многочисл. узлами тяжелее и прочнее, чем у обыкнов. Т. II. Различные евр. слова, обознач. Т. или камыш, трудно однозначно отнести к тому или иному виду этих растений. Евр. слово канэ может обозначать кипрский Т. (3Цар 14:15; 4Цар 18:21; Пс 67:31; Ис 19:6; 35:7; Иез 29:6,7), но вместе с тем - как и греч. каламос в Септуагинте и НЗ - это слово в широком смысле обозначает полую трубку (Исх 25:32 и след.; 37:17 и след., в Синод. пер. - "ветви"), сустав (Иов 31:22, в Синод. пер. - "локоть"), измерит. трость (Иез 40:3,5) и производную от нее меру длины - трость (Иез 40:5-8 и проч.). В Песн 4:14 (в Синод. пер. - "аир"); Ис 43:24; Иез 27:19 (канэ); Исх 30:23 (каеэ бесэм); Иер 6:20 (канэ хаттов) различными словами обозначен сорт Т., из к-рого добывали благовонное эфирное масло (в Синод. пер. - "благовонная трость" или "благовонный тростник"). Евр. слово суф (Исх 2:3б; Ис 19:6; Иона 2:6 - в Синод. пер. - "морская трава") наряду с Т. обозначает и другие родств. ему растения. Ям суф (Исх 10:19 и др.) - это "Тростниковое море" (в Синод. пер. - Чермное море). Евр. агмон (Иов 40:21, в Синод. пер. - "кольцо"; Ис 9:14; 19:15 - в Синод. пер. - "трость") лучше всего было бы перевести как "камышовый, или тростниковый, стебель", а слово аху (Быт 41:2; Иов 8:11 - в Синод. пер. - "камыш") как "осока". Наконец, значение евр. слова гомэ (Исх 2:3а; Иов 8:11; Ис 18:2; 35:7 - в Синод. пер. - "камыш") можно определить более или менее точно. Под этим словом, скорее всего, подразумевается папирус (Cyperus papyrus), из к-рого в древности изготавливали материал для письма. Из его прочных стеблей в Египте также делали легкие, быстрые лодки, к-рые упоминаются в Ис 18:2 и (обознач. другим евр. словом) в Иов 9:26. III. В 4Цар 18:21; Ис 36:6; Иез 29:6 надломл. трость символизирует сломл. власть Египта, к-рая ранит того, кто на нее опирается; а трость, колеблемая ветром, в Мф 11:7 и Лк 7:24 - недостаток внутр. твердости человека. Люди, истязавшие Иисуса, в насмешку дали Ему в руки трость в качестве цар. скипетра (Мф 27:29; Мк 15:19). |
Тростник благовонный (аир). Одно из значений евр. слова канэ - "стебель, камышовая трость" (см., напр., Исх 25:31 и след.; Ис 36:6). В Исх 30:23; Песн 4:14; Иез 27:19 и Иер 6:20 это слово обозначает разновидность тростника, к-рый, очевидно, не произрастал в Палестине, но весьма ценился за свои ароматич. свойства и поэтому завозился "из дальней страны" (Иер 6:20). Т.Б. применяли при изготовлении свящ. елея (см. Елей) для помазания. Вероятно, речь идет не об аире обыкновенном (Acorus Calamus), а о разновидности тростника (Cymbopogon Nardus), распространенной во влажных болотистых местах на зап. побережье Индии. Этот прибыльный товар финикийцы доставляли из Индии в Аравию и далее - в Тир (Иез 27:19). Т.Б. и поныне используется при изготовлении благовонных масел. см. Тростник. |
Трость (для письма) см. Письмо. |
Трофим ("вскормленный", "выращенный"), христианин из Эфеса, обращ. из язычников. Т. сопровождал Павла в Иерусалим (Деян 20:4). Поскольку иудеи видели Т. в городе вместе с апостолом, то они обвинили Павла в том, что он ввел Т. в храм (Деян 21:29), и это послужило поводом для ареста апостола. Позднее Т. вновь сопровождал Павла в путешествиях; в 2Тим 4:20 апостол сожалеет, что ему пришлось оставить Т. больным в Милете. |
Труба см. Музыкальные иструменты. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Труд, трудность, тягость, забота (евр. амаль, йагиа, инъян). В ВЗ эти понятия тесно связаны с земным путем человека (см. Пс 89:10; в Синод. пер. этим словам соответствуют также "истощение", "горе", "обида" и др.; ср. Иов 3:17; 11:16; 20:22). Трудящемуся человеку свойственно постоянно ставить перед собой цели в жизни, однако путь к каждой цели затруднен превратностями бытия. Но тяжелее всего то, что все Т. человека в итоге - "суета сует" и "томление духа" (Еккл 1:3,8; 2:11; 4:8). Понятия "труд" и "забота" охватывают многое из того, что происходит с человеком "под солнцем" (Еккл 2:22; 3:10). Здесь действует та же причина, что и при других человеч. страданиях (см. Страдание, страдать); Притч 22:8 (в Синод. пер. - "беда"; Еккл 2:26). Именно потому, что в Библии путь человека всегда рассматривается в связи с волей и заповедями Божьими, в ней так реалистично отражены тяготы земной жизни. В НЗ эти понятия приобретают новый смысл. Наиболее часто они встречаются в посланиях ап. Павла, нередко выступая на первый план, когда он описывает свою жизнь, посвящ. проповеди Евангелия (соотв. греч. слово копос в 2Кор 11:23 передано в Синод. пер. как "труды"). Цель этого, сопряженного с большими тяготами, служения - "представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе" (Кол 1:28,29). Если этого удастся достичь, то Т. апостольского служения окажется не тщетным и удостоится похвалы в день Христов (Флп 2:16). Однако служение до самого конца остается исполненным трудностей и тягот, поскольку осуществляется оно в мире греха и смерти, проходит во внутр. и внешней борьбе (2Кор 7:5). Но ему содействует сила Христа (Кол 1:29), и поэтому, вопреки всем препятствиям, оно достигает цели (Флп 1:6). |
I. Тело умершего человека хоронили в семейной гробнице (Быт 49:29-31; Суд 16:31; 2Цар 2:32); перспектива быть похороненным не рядом с предками воспринималась как огромное горе (3Цар 13:22). Считалось недопустимым оставлять непогребенными тела убитых или казненных, чтобы они были предоставлены "зною дневному" и "холоду ночному" (Иер 36:30) или доставались на растерзание хищникам (3Цар 14:11; 16:4). Наложница Саула Рицпа отдала своим казненным сыновьям последнюю дань любви, благодаря чему их Т. были пристойно похоронены (2Цар 21:10-14). Бог предупреждал израильтян, что в случае их отпадения от Него Он отдаст их Т. на съедение зверям и птицам (Втор 28:26). Позднее эта угроза была повторена через пророка (Иер 7:33; 16:4; 19:7), и это наказание обрушилось на народ после завоевания Иерусалима Навуходоносором (Пс 78:2,3). II. Согл. Втор 21:23, тело повешенного не должно было оставаться на дереве на ночь. Поэтому иудеи позаботились о том, чтобы после распятия Иисуса тело казненного было снято с креста до наступления праздника (Ин 19:31). III. В Лев 26:30; Иез 6:4,5 звучит угроза бросить Т. идолопоклонников на обломки идолов и посвящ. им жертвенников. Царь Иосия исполнил эту угрозу, когда разрушил израил. капища (4Цар 23:15-20). см. Погребение см. Гробница см. Мертвечина. |
Тувалкаин, сын см. Ламеха (из рода Каина) и его жены Циллы. Согл. Быт 4:22, он был "ковачём всех орудий из меди и железа", т.е. основоположником кузнечного ремесла. |
Израильтянам, наряду с кровью, запрещалось употреблять в пищу Т. - жир с внутренностей животных, а также жирный овечий хвост (Лев 3:14 и след.; 7:23 и след.). Т. чистых животных сжигался в качестве жертвы (см. Жертва) Богу (Исх 29:13,22; Лев 3:3 и след.; 4:8 и след.), а Т. нечистых животных мог употребляться только для хоз. целей. Еще Авель приносил в жертву Богу жир "от первородных стада своего" (Быт 4:4). Позднее в указаниях о заклании животных говорится только о запрете употреблять в пищу их кровь, но не жир (Втор 12:15 и след.,20-24). см. Пищевые запреты. В переносном значении Т. означал самое лучшее и ценное в ч.-л. (Быт 45:18; ср. Ис 25:6; 55:2; Иер 31:14; Иез 34:3). |
Тутовое дерево, возм., другое название для смоковницы (см. Смоковница) или мастикового дерева (см. Мастиковое дерево), (см. Бальзам). |
Тушканчик (мышь горная). Т., или горной мышью, в Синод. пер. назван, видимо, даман, или жирян (Procavia syriaca; евр. шафан). Даманы - млекопитающие животные. По внешнему виду и строению зубов напоминают грызунов. Длина тела - 30-60 см, хвоста - 1-3 см. Туловище толстое, голова большая, шея толстая; конечности стопоходячие, относит. короткие. На передних лапах по 4, на задних - по 3 пальца с плоскими ногтями. Живут колониями, иногда довольно крупными, в горных, скалистых районах (Пс 103:18 - в Синод. пер. - "заяц"; Притч 30:26 - в Синод. пер. - "горные мыши"). Встречается в Передней Азии и в Африке. В Израиле живут в скалах вдоль долины р. Иордан и в горах вокруг Геннисаретского озера, а также на юге Палестины. Израильтяне считали дамана нечистым животным (Лев 11:5; Втор 14:7 - в Синод. пер. - "тушканчик"). |
Тщеславие см. Гордость, тщеславие, надменность. |
Тысяча см. Число. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Тысяченачальник см. Начальник, вождь (II,1). |
I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1) Т., как и свет, - творение Бога, установившего смену дня и ночи (Быт 1:2 и след.; Иов 26:10; Пс 103:20). Поскольку Т. принадлежит к земным творениям, она столь же хороша, как и свет (Быт 1:31). До тех пор пока существуют земля, день и ночь, свет и Т. не прекратятся (Быт 8:22). Но нынешний мир не будет существовать вечно, со временем он уступит место "новому небу и новой земле" (Откр 21:1), и тогда исчезнут также земные день и ночь (ст. 25), а вместе с ними - солнце и луна. Новую, преображ. землю будут освещать слава Божья и Агнец (Откр 22:5); 2) ночь и Т. в ВЗ часто олицетворяют страх и беду (Иов 3:4 и след.; 20:26; Пс 34:6; 106:10; 111:4; Ис 5:30; 8:22; 58:10; Иер 13:16; Плач 3:2; Мих 7:8); Сам Бог может в наказание превращать свет в Т. (Ис 45:7). II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1) в переносном значении Т. в Библии олицетворяет силы, враждебные Богу, Который в силу Своей святости и совершенства является Светом (1Ин 1:5). Т. служит символом мира язычников, не знающих Господа и не верующих в Него (Ис 9:2; 60:2; Лк 1:79). Поэтому обращение к живой вере заключается в озарении Божеств. светом (2Кор 4:6), в переходе из Т. в свет Господа (Еф 5:8), в призвании из Т. к свету (1Пет 2:9). Кто следует за Христом, светом мира, тот не будет блуждать во Т. (Ин 8:12); кто верует в Него, тот не останется во Т. (Ин 12:46); 2) Т. - это мир греха и безбожия (Ис 5:20; Мф 6:23; Лк 11:35 и след.; Ин 1:5; 3:20; Рим 2:19; 2Кор 6:14; Еф 5:8; 1Фес 5:4; 1Ин 1:6; 2:8). Поэтому грехи - это "дела тьмы" (Рим 13:12; Еф 6:12). В мире греха властвует сатана, а "духи злобы" представляют "власть тьмы" (Лк 22:53; Деян 26:18; Еф 6:12; Кол 1:13). Христианин же, будучи сыном света, не принадлежит Т. (1Фес 5:4 и след.); 3) сатана стремится увлечь человека в мир Т. и удержать его там. Он пытается ввести человека в заблуждение и отвратить его от Бога (Быт 3:5). Если сатане это удается, то человеч. разум затмевается и притупляется восприятие, и весь человек с его разумом, душой и телом становится темным (Мф 6:23); 4) Т. - это еще и место мук и страданий для людей, покинувших царство света, "тьма внешняя" (Мф 8:12; 22:13; 25:30); 5) Т. во время распятия (Мф 27:45; Мк 15:33; Лк 23:44; ср. Ам 8:9) была знамением того, что Иисус, покинутый всеми, страдал на кресте во искупление земного греха; 6) о египетской Т. см. Казни египетские. |
Слово "Т." используется в Синод. пер. Библии, как правило, для обозначения тяжелого физич. труда (Исх 2:11), а также когда речь идет о непомерных тяготах (податях, дани, личных затруднениях, наказаниях, см. 3Цар 12:14; Флп 2:26; Ис 47:6). Слово "Т." используется, кр. того, для характеристики человеч. греха (2Цар 24:10; Плач 1:8). |