Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОД"-"ГУС")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОД"-"ГУС")

Годавия

(Годавьягу, Годави) (евр. Ходавья, Ходавьяху, "хвалите Господа"):

1) сын Елиоеная, потомок Зоровавеля (1Пар 3:24);

2) глава одного из родов вост. полуколена Манассии (1Пар 5:24);

3) вениамитянин, сын Гассенуи (1Пар 9:7);

4) левит, потомки к-рого вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:40). То же лицо, что и см. Годева (Неем 7:43).

Годавьягу

см. Годавия (1).

Годева

(евр. Ходева). Имя Г. (Неем 7:43) - вероятно, результат ошибки переписчика при написании имени см. Годавия (см. Езд 2:40).

Годия

(евр.Ходия, "Господь - мое величие"):

1) израильтянин из колена Иуды, муж сестры Нахама (1Пар 4:19 - в Синод, пер. Г. - имя жены Мереда из колена Иуды);

2) левит, во времена Неемии принимавший участие в торжеств, чтении Закона и подписавшийся под обязат-вом соблюдать его (Неем 8:7; 9:5; 10:10,13). Возм., речь в указ. стихах идет о разных лицах, носивших одно имя;

3) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:18).

Гозан

местность в Месопотамии (4Цар 19:12; Ис37:12), возле реки Хавор (4Цар 17:б; 18:11 - в Синод, пер., наоборот, Гозан назван рекой, а Хавор областью). Здесь Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар, 1Пар 5:26) и Саргон поселили пленных израильтян. Результаты раскопок в Телль-Халафе (ассир. Гузана), располож. на берегу Хавора, подтвердили, что здесь жили евр. пленные.

Голан

(от араб. "идти по кругу"), город-убежище в Васане, на тер. удела Манассии (Втор 4:43; Нав 20:8; 21:27; 1 Пар 6:71). От этого названия позднее произошло название области Гавланитиды. Местоположение Г. точно неизвестно, но обычно его отождествляют с совр. Сахем-эль-Джоланом. располож. прим. в 18 км вост. Геннисаретского озера.

Голгофа

1) согл. пояснениям евангелистов (Мф 27:33; Мк 15:22; Лк 23:33; Ин 19:17; в Синод, пер. - "лобное место"), слово "Г" произошло от арам. гулгуята ("череп"). Ориген связывает это название с черепом Адама, якобы погребенного на этом месте. Иероним же считает, что своим возникновением оно обязано тому обстоят-ву, что здесь находили черепа казненных людей;

2) в НЗ говорится, что Иисус был распят не в городе (Мф 28:11; Евр 13:12), а неподалеку от него (Ин 19:20). Это полностью согласуется с рим. обычаем и евр. законом (Лев 24:14,23; Чис 15:35; Втор 17:5). Мимо Г. проходило много народа (Мф 27:39; Мк 15:29), след., она находилась возле дороги и, вероятно, - недалеко от гор. ворот. Упоминание о том, что вблизи места распятия находился сад (Ин 19:41), позволяет предположить, что речь идет о сев. окрест-ностях Иерусалима. Маловероятно, чтобы сад, располож. столь близко от гор. стены, находился на юге, в долине Еннома, с ее отбросами и нечистотами, или на крутых склонах гор, обступивших город с востока и запада. Т.о., Г. следует искать на том месте, где, согл. древнему преданию, совершилось распятие и где на месте совр. церкви Гроба Господня находилась гробница Иисуса (см. Гроб Иисуса). В 326 г.Елена, мать имп. Константина, распорядилась возвести здесь базилику, к-рая с тех пор неоднократно разрушалась и вос-станавли-валась. Это место, находящееся сегодня внутри гор. черты, во времена Иисуса лежало вне ее, к северу от сев.-зап. угла гор. стены. Вся тер. вокруг храма Гроба Господня представляла собой огромный каменный карьер, вост. срез к-рого во времена Иисуса служил основанием сев. части гор. стены. Подобное расположение стены оставляло гробницу Христа вне города, что подтверждается и результатами раскопок развалин Садовых ворот в сев.-зап. части евр. квартала в старом городе. Вероятно, именно у этих ворот, о к-рых упоминает Иосиф Флавий (Иуд. война, V, 146), Симон Киринеянин повстречал направлявшуюся на Г. процессию. Сегодня Гробница Господа покоится под огромным куполом храма. см. Крест см. Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление.

Голиаф

(евр. Гольят):

1) великан Г. из Гефа, хорошо вооруж. "единоборец из стана филистимского", к-рого Давид победил с помощью пращи (1Цар 17). Г. предположит, был одним из енакимов, остатки к-рых укрылись в Гефе (Нав 11:22);

2) согл. 2Цар 21:19, Г. был убит Елхананом, однако в 1Пар 20:5 говорится, что Елханан убил брата Г., Лахмия. Вероятно, здесь имеет место ошибка переписчика, поэтому в обоих случаях, согл. 1Пар 20:5, следует читать: "брата Голиафа". см. Елханан.

Голова

Голова, глава

I.

Слово "голова" часто встречаются в Библии как в прямом своем значении, так и в переносном:

1) в знак печали Г. опускали к земле, посыпали пылью (Иов 2:12) или пеплом (см. Пепел) (2Цар 13:19; Плач 2:10; Откр 18:19; Неем 9:1), остригали наголо (Иер 48:37; Иез 7:18) или, напротив, покрывали ч.-л. (2Цар 15:30; Иер 14:4), или клали руки на Г. (2Цар 13:19; Иер 2:37);

2) женщина в обществ, местах должна была появляться не только с покрытой Г., но и с закрытым покрывалом лицом (Быт 24:65; Песн5:7;1 Кор 11:5).0бычай приношения молитвы с непокрытой Г., о к-ром говорит ап. Павел, противоречит иуд. правилам, согл. к-рым мужчины должны молиться с покрытой головой;

3) поднятая Г. означает проявление уверенности в себе и радости (Иов 10:15;Пс 109:7;Лк21:28)."Возвысить чью-либо голову" (в Синод, пер. - "вывести") означало возвысить человека, оказать ему почести (4Цар 25:27). "Покачать головой вслед" к.-л. означало выразить презрение и подвергнуть насмешке (Ис 37:22; Мк 15:29).

II.

Словосочетанием "голова и хвост" (Втор 28:13,44; Ис 9:14 и след.; 19:15) в ВЗ метафорич. обозначены люди знатные и незнатные, а также правители и подданные. "Собирать горящие угли на чью-то голову" означает делать добро врагу (Притч 25:22;Рим12:20),это выражение стало общеупотребит.

III.

Главами в Библии названы люди, занимавшие руководящие должности: главы колен Израилевых (МТ - Втор 1:13,15), главы родов (поколений) (МТ - Исх 6:14), главы народа (Втор 33:5), главы дома Иакова (Мих 3:1). Иеффай назван (в МТ) главой и вождем (Суд 11:11). Упоминается также "глава иноплеменников" (Пс 17:44).

IV.

Понятие "глава" употребляется также для выражения отношений господства и подчинения, существующих в установленном Богом миропорядке. Так, Рецин назван главой Дамаска, а Дамаск - главой Арама (Сирии) (Ис 7:8); "глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалии": царь, столица, страна. В НЗ Христос, как победитель и владыка, назван "главой всякого начальства и власти" (Кол 2:10), как Спаситель - Главой тела Церкви (Еф 1:22; 4:15 и след.; Кол 1:18). Соотв. порядку подчинен и отдельно взятый человек. В церкви и в браке мужчина - глава женщины (Еф 5:23 и след.); Христос - глава мужчины, а Бог - глава Христа (1Кор 11:3). см. Муж см. Женщина.

Голод и жажда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Голос

I.

В ВЗ и в НЗ слово "голос" употребляется прежде всего для обозначения человеч. речи (напр.. Быт 21:17; Лк 1:44). Оно не сопровождается к.-л. эпитетами, напр. красивый, приятный и т.п., тем не менее различается Г., к-рый восхваляет Бога (Пс 25:7), голос плача и голос вопля (Ис 65:19), голос радости и голос веселья (Иер 16:9). Своим Г. человек прославляет Бога, взывает к Нему; при этом его Г. может возвышаться до вопля (Пс 76:2;141:2; Мф 27:46).

II.

В отличие от идолов (ср. 3 Цар 18:26), живой Бог не страдает немотой. Г. Господень был слышен при сотворении мира (Быт 1:28-30; Пс 28:3). Первые люди (Быт 3:8), да и весь народ Израиля, слышали Божий Г. (Втор 4:36). В НЗ Г. Божий с неба свидет-вует об Иисусе как о Сыне Божием (Мф 17:5; Мк 1:11 ср. Ин 12:28). После Своего вознесения Иисус различными способами позволяет слышать Свой Г. (Деян 9:4; Откр 1:12). Большинство верующих слышат Г. Божий лишь опосредованно (Ин 10:16; Евр 3:7); Бог говорит с нами через Библию и через Свой Дух. Ст. Еф 6:17 в греч. оригинале звучит так: "Возьмите меч духовный, который есть глас (или слово) Божие". Но при Втором пришествии Иисуса все, в том числе и мертвые, услышат Его голос (Ин 5:25; ср. 1 Фее 4:16).

Голубь

Голубь, (Горлица)

1) в древности в Палестине одной из наиб. распростр. птиц были Г. как дикие, так и домашние. В Библии неоднократно упоминается горлица, (Streptopelia turtur) (Песн 2:12; Иер 8:7), к-рая встречалась в нескольких разновидностях. Горлиц, наряду с прируч. Г. приносили в жертву (Лев 1:14; 5:7,11; Лк 2:24; и проч.). В Песн 2:14; Иер 48:28,вероятно, подразумеваются сизые Г., от к-рых произошли домашние Г. и к-рые до сих пор распространены в Палестине;

2) в качестве жертв, животного Г. упоминается еще в рассказе о жертвоприношении Авраама при заключении им завета с Богом (Быт 15:9); впоследствии Г. был единств, птицей, к-рую разрешалось приносить в жертву (см. Жертва) бедным людям в жертву за грех (Лев 5:7) и в жертву очищения по исцелении от проказы (Лев 14:22), в жертву очищения матери после родов (Лев 12:6,8; Лк 2:24), очищения мужчины после истечения из тела (Лев 15:14), а также в жертву от назорея (см. Назорей, Назарянин) (Чис 6:10). Жертвенных Г. продавали во дворе храма (Мф 21:12; Ин 2:14);

3) Г. - символ простоты и кротости (Мф 10:16) и воплощение Св. Духа (Мф З:16; Мк1:10; ЛкЗ:22; Ин 1:32). 3вуки, издаваемые Г., сравниваются со стенаниями человека (Ис 38:14; 59:11; Иез 7:16; Наум 2:7). "Голу6ица", как ласкат. слово, многократно употребляется в Песне Песней (1:14; 2:14; 4:1; 5:2,12; 6:9).

Гомер

(Гомерь) (возм., "совершенство"):

1) сын Иафета, а также происшедший от него народ (Быт 10:2,3; 1 Пар 1:5,6; Иез 38:6). Предположит. этим народом, жившим сев. Палестины, были киммерийцы, перекочевавшие с сев. побережья Черного моря в Малую Азию и осевшие в Каппадокии. После того как киммерийцы были разбиты ассир. царем Асархаддоном, они выступили в зап. направлении и уничтожили гос-во лидийского царя Гигеса;

2) дочь Дивлаима, к-рую по Божьей воле взял в жены пр.Осия (Ос 1:3);

3) см. Меры длины площади объема веса (1,4,а).

Гомерь

см. Гомер (2).

Гоморра

(возм., значение слова связано с араб. "быть глубоким, обильным" или "питать вражду"), один из пяти городов в долине Сиддим (Быт 14:2,3), наряду с Содомом, Адмой и Севоимом разрушенный за грехи его жителей (Быт 19; Втор 29:23). Позже земли, где находились эти города, были затоплены Соленым морем (Быт 14:3). Полагают, что ныне это юж. часть Мертвого моря. Г.Г.Дальман считал, что область Г. - это окрестности совр. Гор-эн-Нумеры. располож. на юго-вост. побережье Мертвого моря; УФ.Олбрайт полагал, что Г. нужно искать в устье Сейл-эль-Есал. юж. полуо-ва Ал-Лисан.

Гонаф

(евр.Гинож), отец Фамния, соперничавшего в борьбе за царство с Амврием (3Цар 16:21,22).

Гонения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гонцы

цар. посланцы, в задачу к-рых входила быстрая доставка сообщений (Иов 9:25; ср. Иер 51:31). Езекия рассылал по тер. Северного царства Г. с приглашением на празднование Пасхи (2Пар 30:6,10). Евр. словом, обозначающим Г., называли также охранников цар. дворца или цар. телохранителей см. Телохранители (1Цар 22:17; 3 Цар 14:27,28; 4 Цар 11:6 и др.), а также верховых курьеров, через к-рых в Персии передавались цар.указы (Есф 3:13,15; ср. 8:14).

Гора

I.

Из числа упоминаемых в Библии гор наиб. известны: Г. см. Сион, ранее назыв. Мориа (2Пар 3:1), благодаря построен, на ней храму Господню получившая название "святой горы" (Пс 14:1; 47:2; 98:9; Ис 56:7; 65:11 и др.); Г. см. Синай, "гора Закона"; Г. см. Кармил, "гора Нагорной проповеди" и Г. см. Фавор.

II.

Издавна Г. считались местом Божьих откровений, молитв и жертвоприношений (см. Быт 22:2; 31:54; 3 Цар 18:19; Мф 17; Евр 8:5 и др.). На жертвенниках, устроен, в Г. и на высотах, израильтяне по языч. обычаю приносили жертвы идолам (Иер 3:6;Иез 18:6; Ос 4:13), а также Яхве (см. Высота). Видимо, подобные святилища, устроенные на высотах, подразумеваются под "Г.", о к-рых говорится в Пс 120:1. Тогда конец дан. стиха следует понимать как вопрос: "Откуда придет помощь моя?", ответ на к-рый дается в ст. 2: "Помощь моя от Господа" (см. Иер 3:23). В НЗ часто говорится о том, что Иисус всходил на Г., чтобы проповедовать там Своим ученикам (см. Заповеди блаженства, Мф 5:1 и след.) и чтобы молиться (Мф 14:23;носр.Ин4:21). В горном безлюдье Иисусу пришлось противостоять дьяволу (Мф 4:8; Лк 4:5), а в горах Галилеи Он исцелил множество больных и насытил 5 тыс. человек. Г. были лучшим местом укрытия для беглецов (Мф 24:16; Ин 6:15), в особенности известняковые Г., прилег, к Мертвому морю.

III:

1) горные громады свидет-вуют о могуществе Бога Творца (Пс 64:7; 103:8), Его силе и величии (Пс 17:8; 35:7). Описания огнедышащих и дымящихся Г. служат доказат-вом безграничной власти Господа над природой (Пс 103:32);

2) Г. не только символизируют Божью справедливость (Пс 35:7), но и олицетворяют непреодолимые препятствия (Зах 4:7; 1 Кор 13:2). Исаия призывает свой народ понизить эти Г., чтобы приготовить путь Господу (Ис 40:4). В метафорич. значении Г. олицетворяет также богопротивные силы (Иер 51:25; Дан 2:45 и др.). Но, по словам Христа, даже вера с горчичное зерно способна устранить эти Г. с пути (Мф 17:20; 21:21).

Гора Божья

см. Хорив, см. Синай

Гора Гибели

Гора вост. Иерусалима, на к-рой царь Соломон устроил жертвенники языч. божествам (4Цар 23:13 - в Синод, пер. - Масличная гора). Принято считать, что под этим названием подразумевается юж. склон горы Елеонской. Языч. алтари были разрушены Иосией.

Гора на краю севера

(юр.Хар-моэд, "гора собрания"). Евр. название этой горы (Ис 14:13 - МТ) родилось как следствие распространенного в древности мнения, встречающегося и в вавил. мифологии, о том, что собрание богов происходило на высокой горе, располож. далеко на севере.

Гора Преображения

Гора, точное местополож. к-рой неизвестно (Мф 17:1; см. 2 Пет 1:18). Традиц. мнение о том, что это была гора Фавор, представляется малоубедит. Из текста Евангелий (Мф 16:13; 17:22,24; Мк 8:27; 9:30, 33) можно заключить, что Иисус взошел на гору, находившуюся между Кесарией Филипповой и Капернаумом, предположит., в Галилейских горах, а точнее - в горах Неффалимовых.

Горам

(евр. Хорем), царь Газера, к-рый был побежден Иисусом Навином, когда пришел на помощь городу Лахису (Нав 10:33).

Гордость

в библ. текстах подразумевает высокомерие (Пс 100:5; Ис 13:11; Рим 11:20; 1 Тим 6:17).

Гордость, тщеславие, надменность

Все три слова (первое из к-рых в русском языке может иметь и позитивную окраску) в Библии всегда означают качество, противное Богу. Имеющиеся по этому поводу высказывания пр. Исаии (Ис 14:13 и след.) и Иезекииля (Иез 28:16 и след.) отцы Церкви относят еще и к сатане сатане ( см. Сатана), падшему князю ангелов, "отцу лжи", к-рый, по словам Самого Бога, "не устоял в истине" (Ин 8:44). Это одно из самых глубоких и ярких изображений греховной Г., к-рое встречается в книгах пророков. Всякое стремление "быть, как боги" (Быт 3:5), "взойти выше звёзд" является, исходя из греч. слова гюперефания (Мк 7:22), "сверхвидимостью', т.е. ложью. Это стремление казаться больше, чем ты есть на самом деле, является первонач. грехом сатаны. В Иез 28:15 и след. недвусмысленно показано, в чем проявилось это первонач. падение: "Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Бо-жией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор". Это же относится и к человеч. тщеславию,к-рое всегда является злом (Иак 4:16), Человек часто расценивает Г. как "доблесть". Библия же ставит Г. в один ряд с богохульством (Мк 7:22; 2 Тим 3:2), а гордеца приравнивает к богоненавистнику (Рим 1:30)."Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем" (Притч 16:5). "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1Пет 5:5; ср. Притч 29:23).

Горе

Словами "горе (евр. ой или хой) мне (нам, тебе и т.д.)!" начинается причитание, к-рым страдающий оплакивает свою или ч.-л. участь (1Цар 4:8; Пс 119:5; Еккл4:10).В устах пророков звучат грозные возгласы "Горе вам", произносимые по велению Бога. Эти возгласы возвещают суд Господа и обращены к иноземным народам (Ис 10:5; Иер 48:46; Соф 2:5), к Израилю (Ос 7:13), к Иерусалиму (Иер 13:27) или к отдельным группам людей (Ис 3:11; 5:8,11,18,20). Нередко они относятся к пастырям, пророкам, книжникам Израиля (Ис 10:1; Иер 23:1; Иез 34:2; 13:3), не оправдывающим своей ответственности перед народом, показавшим себя неспособными и неверными. В возгласах "Горе вам...", произносимых Иисусом, ветхозаветное возвещение суда находит свое продолжение и обретает особую остроту. Объявляя бедных и голодающих блаженными (Лк 6:20-23) ( см. Заповеди блаженства), Иисус выносит приговор богатым и пресыщ. (ст. 24-26). Он также возвещает суд городам Хоразину, Вифсаиде и Капернауму, на к-рые Его деяния не оказали воздействия (Мф 11:21; Лк 10:13). Обличая фарисеев, Иисус сожалеет об этих в общем-то благочестивых и увер. в собств. правоте представителях Израиля, говоря им: "Горе вам, книжники и фарисеи" (Мф 23:13 и след.; Лк 11:42 и след.). Последние возгласы сожаления будут произнесены в связи с окончат. судом Божьим над землей (Откр 8:13; 12:12).

Горен-Гаатад

( "куст терновника"), местность или область, располож. вост. Иордана, где Иосиф семь дней оплакивал смерть своего отца Иакова (Быт 50:10), после чего похоронил его в окрестностях Мамре. Поэтому хананеи называли это место "плач египтян" (Быт 50:11).

Горнило

глиняный сосуд для плавки металлов (Пс 11:7; Притч 27:21).

Горница

На крыше Дома (см. Дом, строительство дома) или дворца (см. Дворец) нередко сооружали Г. - небольшую комнату, в к-рой можно было уединиться для отдыха (Суд 3:20) или молитвы (Дан 6:10) и к-рая могла служить также для приема гостей (ЗЦар 17:19; 4 Цар 4:10,11). Иногда на крыше ставили палатку (шатер) (2Цар 16:22; ср. Неем 8:16). Дворцовые сооружения имели по несколько Г. (Иер 22:14); из 2Цар 18:33 следует, что Г. устраивали и над воротами. В новозаветные времена речь может идти о помещениях более внушит, размеров (Мк 14:15; Лк 22:12) и даже о целом верхнем этаже (Деян 20:8,9).

Горное Дело

В Втор 8:9 Ханаан предстает перед израильтянами страной, изобилующей полезными ископаемыми, а в Иов 28:1-11 описывается добыча золота, серебра, меди, железа и драг. камней. Строит-во Силоамско-го водоема подтверждает предположение, что евреи имели достаточное представление о том, как делать шахты. Выкопанные египтянами еще во время правления четвертой династии (III тыс. до Р.Х.) в местах добычи меди на Синайском полуо-ве шахты были очень глубокими, йрнорабочими были рабы, пленные и преступники. В Ецион-Гавере, о к-ром в Библии говорится лишь как о портовом городе (3Цар 9:26), в результате раскопок, проведенных Н.Глюком, были обнаружены печи для выплавки меди, построенные во времена Соломона. Здесь перерабатывали и грузили на корабли руду, добывавшуюся на рудниках в долине Арабы.

Город

Статья большая, находится на отдельной странице.

Город для колесниц

см. Войско, см. Соломон, см. Мегиддо.

Город Нааса

см. Наас (4).

Город солнца

город в Египте (Ис 19:18). Способы прочтения евр. текста позволяют ученым заключить, что здесь говорится либо о егип. Гелиополе ("Городе солнца") (гип. Он), либо о неизвестном "городе разрушения". В Септуагинте в этом месте значится "город праведности".

Города-убежища

1) Господь заповедал израильтянам после завоевания Ханаана основать там шесть Г.-У. Люди, совершившие непреднамер. убийство, могли укрыться в этих Г.-У (Исх 21:12 и след.; Чис 35:9-14). Моисей назвал три города на вост. берегу Иордана: см. Бецер в уделе Рувима, см. Рамоф в Галааде в уделе Гадовом, см. Голан в Васане в уделе Манассии (Втор 4:41-43), а Иисус Навин - еще три города на зап. берегу: см. Кедес на горе Неффалимовой, см. Сихем на горе Ефремовой, см. Кириаф-Арбы (Хеврон) на горе Иудиной (Нав 20:7 и след.);

2) Г.-У распределялись по тер. страны равномерно, так что преследуемый мог укрыться в ближайшем из них. Дороги, ведущие к этим городам, должны были содержаться в хорошем состоянии (Втор 19:3), чтобы ничто не препятствовало беглецам. Перейдя границу Г.-У, скрывавшийся получал защиту от мстителей. Но если выяснялось, что беглец, находящийся в одном из Г.-У, совершил преднамер.убийство.его приговаривали к смертной казни и передавали в руки кровников - родственников жертвы. После смерти первосвященника убийца мог вернуться на родину к своей семье. Там он попадал под защиту старейшин и местной общины (Чис 35; Втор 19; Нав 20);

3) Г.-У были левитскими городами, а Хеврон - городом священников. В каждом таком городе были люди, сведущие в правовых вопросах и уполномоч. разрешать их.

Городские служители

или ликторы, были чиновниками, исполнявшими поручения или приговоры преторов (в Синод, пер. - "воевод"), к-рые стояли во главе рим. провинц. городов (Деян 16:35,38).

Горчичное зерно

(греч. синапи), семя черной горчицы (Brasica nigra), однолетнего растения с ветвистым стеблем, к-рое достигает выc. 2,5-3 м. Это "дерево" - излюбленное место пребывания щеглов, охотно питающихся его маслянистыми зернами (Мф 13:31 и след.). Семена горчицы и добываемое из них масло находят применение в медицине. Ничтожная величина горчичного семени (0,95-1,1мм в диаметре) вошла в поговорку:

Иисус образно использует пример Г.З. в притче о приближающемся Царстве Небесном, к-рое неприметно и почти неощутимо начинает свое становление, но обладает такой силой и таким потенциалом, к-рые позволяют ему распространиться по всему миру (Мф 13:31 и след.; Мк 4:31 и след.; Лк 13:19). Подобным же образом Г.З. в Мф 17:20; Лк 17:6 символизирует сущность и силу веры, к-рой подвластны величайшие дела.

Горшечник

I:

1) гончарное ремесло было известно в Палестине задолго до того, как туда пришли израильтяне. Сначала глиной покрывали полы в жилищах, затем ее стали применять для изготовления скульптур, о чем свидетельствуют изображения человеч. голов из Иерихона, и только позже из нее стали делать сосуды (до этого их выдалбливали из камня, а затем полировали). Обнаруженные при археол. раскопках ( см. Раскопки (I; 11,3) керамич. сосуды помогают ученым точно определять время, к к-рому относится тот или иной культурный слой;

2) глину, предназнач. для изготовления сосудов, замачивали, разминали ногами (Ис 41:25), а затем на гончарном круге, к-рый приводился в движение рукой или ногой, формировали из куска глины сосуд, постепенно делая его стенки ровными и тонкими (Иер 18:3). Затем сосуд обжигали в печи. В библ. период сосуды часто расписывали, наносили на стенки орнамент и покрывали глазурью (Притч 26:23). Г. изготавливал сосуды разной формы и разного размера - чаши (см. Чаша), см. Кувшин, ведро, водонос, см. Светильник, горшки (см. Горшок), котлы (см. Котел).

II.

Власть Г. над глиной в Библии неоднокр. сравнивается с властью Бога над Его созданиями (Ис 29:16; 45:9; Иер 18:4,6; Рим 9:21). Подобно изделиям Г., к-рые легко можно разбить, хрупкими оказываются и человеч. замыслы, если Господь захочет перечеркнуть их (Пс 2:9; Иер 19:11; Откр 2:27). И, тем не менее, в эти "глиняные сосуды" - в людей - Бог помещает сокровища Своей истины (2Кор 4:7).

Горшок

В Библии упоминаются Г. разных размеров, изготовленные из глины (см. Горшечник) и металла (Лев 6:21, в Синод, пер. - "сковорода"), В них готовили мясо (Иер 1:13 и Исх 16:3 - в Синод, пер. - "котел"; 1 Цар 2:14), овощи (4Цар 4:40, Синод, пер. - "котел") или похлебку (Суд 6:19) (см. Пища, II), а также хранили пищу. Ели прямо из Г., поставленного на пол или на низкий стол, вокруг к-рого располагалась семья (см. Трапеза, Г., найд. при археол. раскопках, отличались по форме: те, что относятся к более раннему историч. периоду, имели плоское дно, их стенки нередко украшал орнамент; сосуды, относящиеся к более позднему времени, имели круглое дно и две располож. по бокам ручки. В Притч 19:24 говорится, что ленивый человек, опустив руку в Г. (в Синод, пер. - "чаша"), не хочет донести ее до рта.

Горький

1) прил., обозначающее вкус. Моисей повелел израильтянам есть пасхального агнца с Г. травами, к-рые, по-видимому, должны были напоминать им о Г. времени, проведенном в Египте (Исх 12:8);

2) прил., обозначающее воду, непригодную для питья. Когда, странствуя по пустыне, израильтяне пришли в Мерру, они не смогли пить там воду, потому что она была "горькой" (Исх 15:23 и след.);

3) "горькая вода" - атрибут судебного процесса. Женщина, подозреваемая в измене мужу, должна была выпить из рук священника "горькую воду" (Чис 5:18), к-рая считалась "наводящей проклятие" на виновную (см. Брак, IV,2);

4) прил., означающее характер человека. Характер жестокого и завистливого человека (Иак 3:14), стремящегося причинить вред другим людям, называется Г. Подобная горечь появляется в христ. общине, если кто-то испытывает недостаток в Божьей благодати. Нельзя допускать, "чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда и чтобы им не осквернились многие" (Евр 12:15).

Господь, Господин, Государь

Словами "Господь" и "господин" в Синод, пер. передаются различные евр. и греч. слова:

1) там, где в Синод, пер. употреблено слово "ГОСПОДЬ" (Быт 2:4,9,16; Лев 16:1,8; Иер 33:1 и след.,4 и др.), в тексте оригинала, написанного на евр. языке, стоит имя Бога, читаемое как Яхве (см. Имена Бога). Это имя употребляется исключит. в отношении Самого Бога и встречается в ВЗ более 6 тыс. раз;

2) евр. слово адон = "господин" в значении "собственник и властелин" - это титул, к-рый принадлежит не только Богу как Властелину и Собственнику "всей земли" (Нав 3:11; Мих 4:13 - в Синод, пер. - "владыка"; Зах 4:14; 6:5), но и человеку, напр. царю (3Цар 22:17; 2 Пар 18:16; Иер 22:18; 34:5; в Синод, пер. - "начальник"; "государь"), лицу, у к-рого находятся в услужении (Быт 24:14,18; 39:2,7),супругу (Быт 18:12; Суд 19:26; Пс 44:12; Ам 4:1)и т.д.;

3) в отличие от слова адон, слово адонай = "мой Господь" относится только к Богу как в обращении (Исх 4:10,13 и др.), так и в повествовании (3Цар 22:6 и др.). В местах, подобных Иез 13:9, в евр. тексте обращение к Богу выглядит как "мой Господь"; в Синод, же пер. местоимение "мой" опущено. При чтении Библии иудеи нередко заменяют имя Яхве словом адонай, дабы не согрешить против святого имени Бога и не повторять его слишком часто;

4):

а) греч. слово кюриос = Г., как и евр. адон, в первую очередь обозначает собственника или повелителя. Так, в НЗ встречаются "господин (хозяин) виноградника" (Мф 20:8; Мк 12:9; Лк 20:15), "господин жатвы" (Мф 9:38; Лк 10:2), "господин (хозяин) дома"(Мк 13:35), "господин субботы" (Мф 12:8; Мк 2:28). Кр. того, кюриос - это обращение слуги к своему хозяину (Мф 13:27;Лк 13:8;14:22), к любому высокопостав. лицу (Мф 8:2,6,8; 15:27; Лк 5:12 и др.), а также обращение учеников к учителю (Мф 8:25; 16:22; Лк 9:54; Ин11:12 и др.). У греч. язычников слово кюриос употреблялось в отношении божеств, а также императора или царя, к-рому оказывали божеств, почести (Деян 25:26; в Синод, пер. - "государь");

б) слово "Господь" как с артиклем (го кюриос. Мф 5:33; Мк 5:19; Деян 7:33; 2 Тим 1:16,18 и др.), так и без артикля (Мф 1:22; 21:9; 27:10; Мк 13:20; Евр 7:21 и др.) обозначает титул или имя Бога. Это нашло подтверждение в Септуагинте, где слова адонай и "Яхве" переданы как кюриос,

в) после воскресения Иисуса Его называют "Господом всех" (Деян 10:36), Г."над мертвыми и живыми" (Рим 14:8 и след.), перед именем Которого "преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп 2:10 и след.). Первым это исповедание, исповедание Церкви, произносит Фома (Ин 20:28).

Гостиница

место для ночлега странников. Путники не всегда пользовались Г., т.к. в соответствии с традициями вост. гостеприимства их могли пригласить ночевать в любой дом (Исх 2:20; Суд 19:15-21; 4 Цар 4:8; Деян 28:7; Евр 13:2). Общественные Г. давали приют не только людям, но и животным. Это были большие здания квадратной формы, в к-рых были комнаты для отдыха и багажа, а также стойла для скота. В помещениях для путников мебели не было. Постояльцы расстилали на полу свои ковры, а постелью и одеялом им могли служить их собственные плащи. Иногда хозяин гостиницы торговал продуктами питания (Лк 10:34 и след.).

Гость

1) на Востоке с древнейших времен придавалось большое значение традициям гостеприимства. В ВЗ есть показат. примеры гостеприимного отношения к чужеземцам или странствующим израильтянам (Быт 18;19; 24:17 и след.; Исх 22:21; Суд 13:15; 19:20 и след.; 4 Цар 4:10; Иов 31:32). Чужеземец, к-рый обычно не имел почти никаких прав и был вне закона, в качестве Г. попадал под защиту семейства или колена. В (Пс 22:5 и след.) Сам Бог предстает в образе хозяина дома, показывая людям пример гостеприимства;

2) в доме, где имелись специальные гостевые комнаты, Г. принимали слуги (Притч 9:3; Мф 22:3 и след.).Хозяин дома приветствовал пришедшего и отдавал распоряжение, чтобы тому омыли ноги и помазали голову маслом (Быт 18:4; 19:2; Лк 7:36 и след.). Путешественника сажали на почетное место за столом и предлагали ему лучшие блюда и самые большие порции (Быт 43:32). Все время, пока Г. ел, хозяин дома стоял перед ним, чтобы видеть, достаточно ли еды и питья, и чтобы вовремя выполнить все желания Г. (Быт 18:8). см. Трапеза (II);

3) во время общения с Г. следовало придерживаться определ. правил. Беседа между Авраамом и Ефроном (Быт 23)показывает, каким бьи этикет общения. Запрещалось говорить ч.-л., что могло задеть самолюбие собеседника, или бестактно смеяться (Еккл 7:6; Сир 21:23). Разговор с Г. следовало вести спокойно и рассудительно (Притч 29:20). Когда говорили старшие, младшим следовало молчать. Когда старшие входили в помещение, младшие должны были вставать в знак уважения (Лев 19:32; Иов 29:8 и след.). Просьба предварялась фразой: "Если я приобрел благоволение в глазах твоих" (1Цар 27: ,а выражение благодарности часто сопровождалось повторением благословений и добрых пожеланий (1Цар 25:28 и след.).

Гофир

(евр. Хотир, "Он (Бог) оставил (как остаток)" или "имел преимущество"), сын певца и музыканта Емана, современник Давида (1Пар 25:4).

Гофолия

(евр. Аталья, Атвльях)', "Яхве возвышен"), жена иуд. царя Иорама, дочь Ахава и внучка Амврия (4Цар 8:18,26).Как и её мать Иезавель, Г. энергично и последовательно прокладывала путь в Иудейское царство культу Ваала, принятому царствующим домом Израиля. В этих целях она использовала Иорама и своего сына см. Охозия. Когда после смерти Иорама царствовавший всего год Охозия был убит по приказу Ииуя, Г. сама захватила престол и правила в течение шести лет (прим. с 845 г. по 840 г. до Р.Х.). Чтобы обеспечить себе неогранич. власть, она приказала убить всех членов цар. дома. Но Иосавеф, одной из сестер Охозии, жене священника Иодая.удалось спасти Иоаса, младшего сына царя и спрятать его от Г. в храме. Затем, тщательно подготовив заговор, Иодай провозглашает царем семилетнего Иоаса. Г., поспешившую на ликующие возгласы народа, схватили, вывели за тер. храма и убили рядом с цар. дворцом. Вслед за этим толпа разрушила храм Ваала и убила его жреца Матфана (4Цар 11; 2 Пар 22; 23). Г. была единств. женщиной, правившей в Иудейском царстве.

Гофониил

(евр. Отниэл), сын Кеназа, брат или сводный брат Халева. В качестве награды за покорение Кириаф-Сефера Г. получил в жены дочь Халева Ахсу (Нав 15:15-17; Суд 1:11-13). Став первым судьей в Израиле, он освободил народ от восьмилетнего порабощения Хусарсафемом (Суд 3:7-11). Один из потомков Г. был военачальником царя Давида (1Пар 27:15).

Гошаия

(Осаия) (евр. Хошая, "Яхве помог"):

1) отец Иезании и Азарии, современников Иеремии (Иер 42:1; 43:2);

2) один из начальствующих в Иудее, шедший за хором в процессии при освящении Иерусалимской стены (Неем 12:32).

Гошама

(евр.Хошама, кр. ф-ма от "(Господь) услышал"), сын царя Иехонии, родившийся в вавил. плену (1Пар 3:18).

Гошен

Гошен (Гесем)

1) древнеегип. провинция Кесем, совр. Кяди-Тумидат. располож. Между Суэцким каналом и Нилом (Быт 45:10). Г. был отдан под пастбища потомкам Иакова (Быт 46:28,34; 47:1)и лишь частично подвергся Божьей каре - казням египетским (Исх 8:22; 9:4,26; 10:23; 12:23);

2) город в уделе Иуды (Нав 15:51), по к-рому называлась и прилегающая местность (Нав 10:41; 11:16), вероятно, высокогорье на юго-западе Палестины. Этот город, возм., располагался на месте совр. Эд-Дахарии в 19 км юго-зал. Хеврона.

Град

(евр. барад; греч. халадза), атмосферные осадки в виде округлых частичек льда. В Пс 148:8 автор призывает Г., как и другие силы природы, восхвалять и прославлять Творца. "Каменный Г" был одним из орудий Божьего суда (Ис 30:30). В Библии рассказывается о том, как Г. стал карой для фараона (Исх 9:18,22;Пс 104:32), для аморреев (Нав 10:11), для врагов Давида (Пс 17:13 и след.), для Израиля (Агг 2:17), а в конце веков ужасный Г. "падет" на всю землю (Откр 8:7; 16:21). Салманасар V (Ис 28:2,17) и Навуходоносор (Иез 13:11,13) за свои всеопустошающие походы сравниваются с Г.

Град Давидов

см. Давидов Град.

Гражданство

(греч.политейа,политеума):

1) по закону ВЗ каждый израильтянин, как представитель избранного Богом народа, обладал Г. и соответствующими полит, и религ. правами. Г. приобреталось от рождения или через обрезание (Исх 12:48); оно гарантировало право голоса в общине и участие в праздновании Пасхи (Исх 12:43). Г. освобождало евреев от пожизненного рабства у единоплеменников (Исх 21:2; Лев 25:39 и след.) и предоставляло им возможность выкупать проданное владение (ст. 25 и след.). Граждане были противопоставлены пришельцам (см. Пришелец);

2) о привилегиях рим. граждан см. Римляне (III). "Жительство" христианина (Флп 3:20, в греч. тексте здесь использовано слово политеума - "гражданское состояние"), т.е. гос-во, по законам к-рого он живет и гражданином к-рого является, его подлинная родина находится на небесах. На земле же он - только пришелец (1Пет 1:1; Евр 11:13).

Гранат

(Ритса Сгапаит), плод кустарников и деревьев семейства гранатовых, произрастающих по всему Средиземноморью, вплоть до Персии (Чис 13:24; Втор 8:8; 1 Цар 14:2). Душистые цветы гранатового дерева имеют темно-красный цвет (Песн 6:11; 7:13), а красные плоды с жесткой кожурой наполнены кисло-сладким соком, способным утолить жажду. Израильтяне во время странствования по пустыне сетовали на отсутствие освежающих Г. (Чис 20:5); гибель гранатовых деревьев рассматривается в Иоил 1:12 как Божье наказание. Г. был одним из излюбл. мотивов в архитектуре и прикладном искусстве. Он был изображен на капителях колонн храма (3Цар 7:18,20; 4 Цар 25:17; Иер 52:22) и на подоле ризы первосвященника (Исх 28:33 и след. - в Синод, пер. - "яблоки"). Евр. название Т.риммон, вероятно, благодаря популярности этого фрукта, сохранилось во многих геогр. названиях, напр. Риммой (Нав 15:32),Гаф-Риммон (Нав 19:45),Гададриммон (Зах 12:11).

Граница

Граница, предел

1) согл. Библии, Бог отделяет свет от тьмы (Быт 1:4), воду от земли (Иов 38:8-11; Пс 103:9), а также устанавливает "пределы земли" (Пс 73:17; Деян 17:26). Проявляя особую заботу о народе Израиля (Втор 32:8), Господь определил Г. земли обетованной (Исх 23:31; Чис 34:2 и след.; Втор 11:24; Нав 1:4 и т.д.), к-рая поэтому называется также "святой областью" (Пс 77:54). Божье обетование "распространить пределы Израиля"(Исх 34:24;Втор 12:20) исполнилось во времена Соломона (3Цар 4:21; 8:65);

2) нарушение Г. путем переноса пограничных камней и межи грозило страшным проклятием (Втор 19:14; 27:17; ср. Иов 24:2; Ос 5:10);

3) иногда под "пределом" подразумевается вся тер., принадлежащая к.-л. народу (Мал 1:4,5).

Грех

Статья большая, находится на отдельной странице.

Грехопадение

см. Грех , см. Женщина (1,Б и В).

Греция

(Иония, Еллада):

1) в Зах 9:13 Г. названа Ионией (евр. - Яван; Ис 66:19). Под царем Г. (Дан 8:21; 10:20) подразумевается Александр Македонский;

2) в НЗ Г. (Елладой; Деян 20:2) названа рим. провинция см. Ахаия.

Гриф

Птица, названная в Синод, пер. грифом (Лев 11:13; Втор 14:12),- это вероятно, бородач, или ягнятник. Эта крупная, с размахом крыльев прим. в 2,5 м, птица встречается в скалистых горах у Мертвого моря и на Синайском полуо-ве. Крылья и спина у бородача темные, грудь, шея и голова намного светлее. Бородач питается живой добычей: мелкими зверьками и черепахами, к-рых он, подняв в воздух, бросает на камни, разбивая т.о. их панцирь. С подобным способом умерщвления добычи, видимо, связано его евр. название - пэрэс, т.е. "разбивающий кости". У израильтян эта птица считалась нечистой.

Грифель

Для письма и рисования на глиняных табличках, а позднее на табличках с восковым покрытием использовались Г., изготовленные из различных материалов. Выражение "начертать человеческим письмом" (Ис 8:1) означало "написать обычно, понятно для всех". В Пс 44:2 обыгрывается мастерство искусного писца. см. Письменность, писец, писать.

Гроб Иисуса

После смерти Иисуса Его тело было положено в гроб (т.е. высеченную в скале гробницу), "в котором еще никто не был положен" (Ин 19:41). Иосиф из Аримафеи приготовил эту гробницу для себя в саду, к-рый находился в непосредств. близости от Голгофы (см. Голгофа) (Мф 27:60; Ин 19:41 и след.). Гробница, видимо, имела низкий вход (Ин 20:5), к-рый можно было закрыть, привалив к нему камень (Мк 15:46; 16:3,4). Вероятно, тело было положено на высеченную из камня скамью, к-рая располагалась справа от входа; здесь в момент прихода женщин сидели ангелы (Мк 16:5,6; Ин 20:12).

Гробница

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гробница Рахили

см. Ефрафа (1).

Гроздь

см. Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино

Гром

(евр. кол, "голос", "звук"; раам, "звук", "шум", "сотрясение"; греч. бронте). Сильный грохот, раскаты, сопровождающие молнию. Гром усиливает страх перед сильной бурей (Исх 9:23),в то же время он свидет-вует о всемогуществе и славе Бога Творца (ср. Иов 28:26; 37:5). Трепет людей перед Г., свидет-вующим о могущ-ве Бога, превращается в преклонение перед Божеств, откровением, как, напр., во время дарования законодат-ва на Синае (Исх 19:16). Г. явился подтверждением речи Самуила к народу Израиля (1Цар 12:17), он же символизирует Божье величие и Его славу на небесах (Откр 4:5) и будет сопровождать окончат, суд Божий над миром (Откр 10:3 и след.; 16:18).В Иов 40:4 и Пс 28:3-9 говорится о громовом гласе Господа. Как предвестники разрушит, бури, раскаты Г. символизируют в Библии Божье возмездие, готовое обрушиться на грешников (2Цар 22:14; Пс 76:18 и след.). В Ин 12:28 глас с неба воспринимается частью слышавших его как Г. (ст. 29).

Грудные дети

Израильтянки вскармливали своих детей грудью в течение продолжит. времени (1Цар 1:22-24), как правило, два-три года (2Мак 7:27), поэтому нет ничего необычного в том, что младенцы в этом возрасте уже умели говорить (Пс 8:3;Мф 21:16). День, когда ребенка отнимали от груди, иногда отмечался как праздник (Быт 21:8).

Грудь

1) в новозаветные времена люди за трапезой возлежали рядом друг с другом, опираясь на левую руку. Если возлежавший отклонялся назад, его голова оказывалась на уровне Г. соседа по столу слева. Поэтому место справа от хозяина дома считалось особенно почетным. Во время Тайной Вечери это место занимал Иоанн (Ин 13:23,25; 21:20). (см. Лоно, колени);

2) человек, ударявший себя в Г., выражал тем самым свое горе и отчаяние (Наум 2:7; Лк 18:13; 23:48);

3) выражение "находиться у грудей матери своей" передает чувство защищенности, присущее человеку в раннем детстве (Пс 21:10; ср. Иов 3:12). Материнская Г. упоминается как в связи с плодовитостью, так и в связи с бесплодием (Быт 49:25; Лк 23:29). "Сосцы утешения" (Ис 66:11) служат символом богатства и благополучия;

4) при принесении мирной жертвы совершался обряд потрясания перед Господом грудной частью жертв, животного, к-рая затем доставалась священнику, совершавшему жертвоприношение (Исх 29:26 и след.; Лев 7:30 и след.; 8:29; 9:20 и след.).

Грядущее, будущее

Библии незнакомо понятие "будущее" в значении "неизвестное, еще не наступившее время". Там.где она говорит о грядущих веках (Еф 2:7), подразумевается не будущая эпоха сама по себе, а ее содержание, к-рое покажет все безмерное богатство Божьей милости. Во всех остальных местах Библии слово "грядущее" употребляется для обозначения см. Второе пришествие Иисуса. Перед этим пришествием явится см. Антихрист, к-рый придет "по действию сатаны" (2Фес 2:9). Явление Христа повлечет за собой суд над миром (Деян 24:25); Божий гнев (Лк 3:7; 1 Фее 1:10) обратится на неверующих (Рим 1:18; 1Фее 2:16). Верующие же приобщатся к будущим благам Первосвященника Христа (Евр 9:11): к вечной жизни (1Тим 4:8) в новом мире (Еф 1:21; Евр 2:5) и в будущем граде (Евр 13:14),к грядущей славе (Рим 5:2; см. Приход Царства Божиего на землю). Вся жизнь верующих обращена к Г. и определяется им, но для них Г. - это настоящее, поскольку силы будущего века воздействуют на них и действуют в них уже сегодня (Евр 6:5).

Губить, истреблять, губитель, истребитель, гибель, погибель, пагуба, истребление.

I.

Глагол "губить" означает: "уничтожать", "истреблять", "убивать", "разрушать", "разорять", а сущ. "гибель" - "истребление", 'смерть", "потеря".

II:

1) когда в ВЗ говорится о гибели и истреблении, то в первую очередь подразумевается смерть и исчезновение, что соответствует привычному, житейскому смыслу слова (Быт 19:77; Чис 17:12; 24:24; 1 Цар 26:10), но нередко слово "истребление" употребляется и в значении "суд Божий" (Быт 6:13; 9:11; 18:28). В НЗ слово 'гибель" может означать и окончат. крушение надежды на спасение, и тогда оно равнозначно проклятию (см. Проклятие, проклинать) (Мф 10:28; 1Фее 5:3; 2Фее 1:9);

2) по поводу (Ин 17:12; 2Фее 2:3) см. Проклятие, проклинать (осуждение) (11,1).

III.

"Губитель" в Исх 12:23 - это ангел,поражающий народ по поручению Господа (ср. 2 Цар 24:16; 1 Кор 10:10); ср. Иер 6:26; 22:7 - там под словами "губитель" и "истребитель" подразумевается иноземный враг).

Гудгод

место, где израильтяне разбили стан во время странствования по пустыне; то же, что и см. Хор-Агидгад.

Гумно

см. Земледелие (IV).

Гуни

(Гуний) (от араб. "птица (неизвестного вида)"):

1) сын Неффалима (Быт 46:24;1 Пар 7:13), прародитель одного из родов неффалимитян (Чис 26:48);

2) гадитянин, отец Авдиила (1Пар 5:15).

Гуний

см. Гуни.

Гур

(возм., "младенец (еще питающийся молоком матери)"), возвышенность, возле Ивлеама (4Цар 9:27), на к-рой, вероятно, располагался постоялый двор. Местоположение Г. неизвестно. Возм.,ее название сохранилось как Гурра или Хирбет-Кара.

Гур-Ваал

местность, населенная арабами, к-рые вторглись в Иудею, но были побеждены Озией (2Пар 26:7). Возм.,то же место, что и Иагур (Нав 15:21), располож. вост. Беэр-Шевы (Вирсавии), или область Эль-Джвар. лежащая юж. Телль-Джемме (см. Герар).

Гусеница

(евр. газам, "обрезающий"). В Иоил 1:4; 2:25; Ам 4:9 слово "гусеница" предположит, обозначает егип.см. Саранча schistocerca gregaria в первой стадии развития.

Гусли

см. Музыкальные инструменты

Предыдущая страница Следующая страница