Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 1, "ААР"-"АДО")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ав, пятый месяц см. Года у израильтян. |
Авагфа (евр. Авагта, "прекрасный образом" или "счастливый дар"), один из см. Евнухов перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10), прислуживавших лично царю. |
Аваддон (евр. имя "ангела бездны" (Откр 9:11), греч. Аполлион, "губитель" (Иов 15:21), "уничтожение", "гибель"). В ВЗ также преисподняя - место, где пребывают мертвые. В Иов 26:6, как и в Притч 15:11; 27:20, понятие А. употреблено в одном ряду со словом "преисподняя" (в МТ в обоих случаях "шеол"), в Пс 87:12 - со словами "во гробе" (в Синод. пер. этого стиха значение слова "аваддон" передано словосочет. "место тления"), в Иов 28:22 - со словом "смерть". В лит-ре раввинов А. встречается в значении самого нижнего отделения ада. |
Авана (возм. знач. "каменистая"), река, берущая начало на высотах Аманы, отрога хребта Антиливан (4Цар 5:12); протекает по садам см. Дамаска, орошая их; славилась чистотой и прозрачностью воды. Совр. название - Барада, "холодная". |
Аварим ("по ту сторону"): 1) название местности - долины или реки; 2) горная страна вост. Мертвого моря (Иер 22:20), к-рую замыкает с севера гора Нево (ее крутые склоны были названы "по ту сторону" жителями зап. берега реки Иордан). А. занимает часть тер. Моава и наследственного удела Рувима. Самые высокие из ее гор - Нево (Втор 32:49), с к-рой Моисею было дано увидеть землю обетованную, а также вершины Фасга (Втор 34:1) и Фегор (Чис 23:28). В горах А. израильтяне в предпоследний раз перед входом в землю Ханаанскую разбивали свой стан, отсюда они вышли к равнинам Иордана, чтобы достичь Аве-Ситтима в долине Вади Кефрен (Чис 33:47). |
Авациния (евр. Хаваццинья, возм., от аккад. "обильный", "богатый"), предок Иазании из дома Рехавитов, жившего во времена Иеремии (Иер 35:3). |
1) Авва см. Отец см. Имена Бога (III,2); 2) Авва (Ивва), город в Ассирии. Жители А. были переселены в Самарию на место угнанных израильтян (4Цар 17:24; 18:34; 19:13; Ис 37:13). Предположит. А. находилась на месте совр. Телль-Кафр-Айи близ Ривлы или в Амми, совр. Энфи, в 26 км сев. Библа (Гевала), которая упоминается еще в письмах из архива Эль-Амарны. |
Аввакума пророка книга см. Книга пророка Аввакума. |
Аввеи, народ, живший вблизи Газы. А. были изгнаны пришедшими с см. Кафтора филистимлянами (Втор 2:23; Нав 13:3). |
Аввим, город в уделе Вениамина (Нав 18:23), возм., совр. Хирбет-Хайджан, в 0,5 км юж. Дер-Дивана. |
Август ("удостоенный почтения"). В 27 г. до Р.Х. рим. сенат присвоил родившемуся в 63 г. до Р.Х. Гаю Юлию Цезарю Октавиану почетный титул А. (греч. себастос, "его величество"). Титул А. был сохранен и за его преемниками, однако когда речь идет об А. без дальнейших уточнений, то подразумевается именно Октавиан. Супруги, матери, дочери и сестры императоров носили титул "Августа" (ф-ма ж. р. от Август) как выражение божеств. освящения. Октавиан А. был внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, к-рый усыновил его и в своем завещании назначил наследником. Из развернувшейся после смерти Цезаря борьбы за власть А. вышел победителем и стал повелителем всей империи - первым рим. императором (31 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Его родным отцом был Гай Октавий. Ожидание рождения спасителя мира, к-рое должно было знаменовать наступление новой, счастливой эры, предсказ. Вергилием в его четвертой эклоге ("пастушеской поэме"), напис. ок. 40 г. до Р.Х., связывалось с молодым императором Октавианом, мировое господство к-рого обещало принести долгожданный мир; ему оказывались божеств. почести. Вергилий в "Энеиде" (6:791/2) признал исполнение своего пророчества: кесарь А. и есть Обетованный! В Лионе был освящен жертвенник рим. богам и А., в Риме сооружен алтарь августейшего мира, а в 8 г. до Р.Х. офиц. закрывается храм бога Януса, покровительствовавшего войне, - в рим. империи наступил мир. А. поддерживает хорошие отношения с иудеями. Он приказывает дважды в день приносить в храме жертвы за его счет и приветливо встречает Ирода. Тот стремится не отстать с введением офиц. культа императора, переименовывает г. Самарию в Себастию (такое название города является греч. соответствием титулу А.) и возводит там храм А. Другой храм в честь Рима и А. был построен в средиземноморс-ком порту Кесарии (также названном в честь императора). Третий храм А. строится в Кесарии Филипповой, названной так позднее в честь Тиберия. В Иерусалимском храме отныне ежедневно приносилась жертва за кесаря, как ранее - за перс. царя (Езд 6:10). Таков фон, на к-ром звучит сообщение евангелиста Луки (Лк 2:1) о переписи населения, проводимой по приказу имп. А. для исчисления налогов. Это событие заставило Иосифа и Марию отправиться в Вифлеем, где в городе Своего предка Давида и родился Иисус. |
Авда ("слуга", вероятно, кр. ф-ма от Овадия - "слуга Яхве"; окончание -а может быть вокативным, т.е. окончанием зват. падежа: "О, слуга"): 1) отец Адонирама (3Цар 4:6); 2) левит, сын Шаммуя (Шемаии) (1Пар 9:16 - Овадия; Неем 11:17). |
Авдемелех (евр. Эвед-Мелех, "раб царя"), ефиоплянин, евнух царя Седекии. С согласия царя А. вытащил пророка Иеремию из ямы, в к-рую его бросили князья Иерусалима, и за это получил от Господа обетование, что останется жив после взятия Иерусалима вавилонянами (Иер 38:7-13; 39:15-18). |
Авденаго (евр. Авед-Него, возм., сознательно искаженное имя Авед-Нево, "слуга (вавил. бога) Нево"), вавил. имя Азарии, друга Даниила (Дан 1:7). А. вместе с Седрахом и Мисахом был назначен управлять провинцией Вавилон (Дан 2:49). За отказ поклоняться золотому истукану всех троих бросили в огненную печь, но они были спасены ангелом (Дан 3:12-30). |
Авдиил ("cлуга Божий" или "мой слуга"): 1) (евр. Авдиэл) гадитянин из Галаада, отец Ахи (1Пар 5:15); 2) (евр. Авдеэл) отец Селемии (Иер 36:26). |
Авдий (евр. Авди, кр. ф-ма от Авдиила, "слуга Божий" или "мой слуга"): 1) левит из рода Мерари, дед Ефана, одного из певцов в храме во времена Давида (1Пар 6:44); 2) отец левита Киса, жившего во времена Езекии (2Пар 29:12); 3) израильтянин из рода Елама (Езд 10:26); 4) см. Овадия (5; 7). |
Авдия пророка книга см. Книга пророка Авдия. |
Авдон ("покорный", "раб (Божий)" ): 1) сын Гиллела из г. Пирафона в земле Ефремовой; в течение восьми лет был судьей Израиля. У каждого из его 40 сыновей и 30 внуков было по ослу для езды верхом, что во времена, когда у израильтян еще не было лошадей, служило признаком богатства и знатности рода (Суд 12:13-15); 2) сын Шашака, вениамитянин, живший в Иерусалиме (1Пар 8:23,25,28); 3) старший сын Иеила, живший в Гаваоне, родственник Саула (1Пар 8:30; 9:35 и след.); 4) согл. МТ, сын Михея, придворный чиновник царя Иосии (2Пар 34:20), в 4Цар 22:12 назван Ахбором; 5) левитский город гирсонитян в уделе Асира (Нав 21:30; 1Пар 6:74), ныне Хирбет-Абде (новоевр. Авдон), в 17 км сев.-вост. Акко. В Нав 19:28 вместо "Еврон" в соотв. с нек. древними рукописями, возм., следует читать "Авдон", поскольку буквы д и р евр. алфавита, видимо, были здесь перепутаны. |
Аведдар см. Овед-Едом. |
1) А. в названии местности чаще всего переводится как "ручей", "поток". Слово "А." может также означать "местность с крытым колодцем"; 2) А. (2Цар 20:18) тождествен см. Авел-Беф-Маахе. |
Авел-Беф-Мааха ("поток Беф-Мааха", т.е. "поток при Беф-Маахе"), погран. крепость в уделе Неффалима (2Цар 20:15), прим. в 45 км сев. Геннисаретского озера. В 2Пар 16:4 это город Авелмаим ("пойменная земля", "болотистый луг", ср. (3Цар 15:20). Здесь Иоав прекратил преследование восставшего Савея (2Цар 20:13-22). Мудрость жителей А.-Б.-М. вошла в поговорку. Город был разрушен Венададом (3Цар 15:20), а Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) увел его жителей в ассир. плен (4Цар 15:29). |
Авелмаим см. Авел-Беф-Мааха. |
Авел-Мехола (возм., "луг для танцев"), город, где родился пр. Елисей. Вероятно, это совр. Телль-Абу-Сифри в верхнем течении потока Вади-эль-Малех, прим. в 25 км сев.-вост. Сихема. О важной роли, к-рую этот город играл во времена Соломона, свидет-вует упоминание о нем как о погран. пункте адм. области: "... от Беф-Сана до Абел-Мехола" (3Цар 4:12). По обеим сторонам потока широко раскинулись пахотные земли, так что здесь нетрудно представить себе Елисея из А.-М., пашущего на двенадцати парах волов (3Цар 19:16,19). |
Авель (eвр. Хевел, возм., происходит от аккад. аплу или шумер. ибила, "сын", но более вероятно, от евр. хевел, "дуновение", "ничтожность"). А. - второй сын Адама, пастух. Бог принял жертву, к-рую А. принес от первенцев своего стада и от их тука. Каин из зависти убил А., своего брата, поскольку его собств. жертва не была принята Богом (Быт 4:2-11). В НЗ А. назван праведным, а его вера и деяния восславлены (Мф 23:35; 1Ин 3:12; Евр 11:4). В Евр 12:24 пролитая кровь А., к-рая вопиет к Богу об отмщении, сравнивается с кровью Христа, чей голос звучит сильнее, поскольку кровь Спасителя делает возможным прощение. |
Авель-Керамим, местность, до к-рой Иеффай преследовал аммонитян (Суд 11:33). Согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского, А.-К. находился в 6 рим. милях от Филадельфии (Раввы Амманитской, совр. Аммана); возм., речь идет о нынешнем Хирбет-эс-Суке, располож. в 8 км юж. Аммана. |
1) ("злое", "зловещее", "плохое"), презрит. именование Вефиля (Ос 10:8, ср. см. Беф-Авен (= "дом зла"); 2) ("ничтожество", т.е. идол). В Ам 1:5, вероятно, имеется в виду долина, располож. между Ливаном и Антиливаном (в Арам. царстве, столицей к-рого был Дамаск). В наст. время на этом месте расположен Баальбек (сир. Гелиополь) со знаменитой террасой и храмами рим. эпохи. |
Авен-Езер ("камень помощи"): 1) место, на к-ром израильтяне расположились станом перед сражением с филистимлянами, стоявшими при см. Афеке (2) (1Цар 4:1); возм., это совр. Дер-Баллут, располож. в 26 км вост. Яффы, или Медждель-Яба, находящаяся несколько западнее; 2) камень, воздвигнутый Самуилом между Массифой и Сеном в честь победы над фили-стимлянами (1Цар 7:12). Возм., камень был назван так по месту прежнего поражения израильтян, чтобы т.о. заявить о том, что после былого поражения пришла победа. Точное местоположение камня неизвестно. |
Авенир (евр. Авнер, "отец - это свет"), сын Нира, брат Саула и начальник его войска (1Цар 14:5 и след.; 20:25; 26:5,14-16). После гибели Саула А. в Маханаиме провозгласил его сына Иевосфея царем над всем Израилем (2Цар 2:8-10), а колено Иуды в это время избрало на престол Давида. Вслед за этим два войска сошлись в пригран. области у Гаваонского пруда. Предложенная А. "игра" переросла в настоящее сражение, из к-рого Израиль вышел с большими потерями. Спасаясь бегством, А. убил своего преследователя Асаила, брата Иоава и Авессы. Только к вечеру, после предупреждения А., воины Давида прекратили преследование. Однако война продолжалась (2Цар 2:12 - 3:1). Иевосфей упрекал А. в том, что тот вступил в связь с наложницей Саула Рицпой, чем якобы заявил претензии на верховенство, но А. гневно возразил ему, указав, что Бог определил в цари Давида, и перешел на сторону Иуды. Давид принял его услуги только при условии, что сначала получит назад свою жену Мелхолу. А. склонил израильтян на сторону Давида, и сам доставил Мелхолу в Хеврон. Давид устроил пир в честь А. и отпустил его, чтобы тот исполнил свои обещания (2Цар 3:7-21). Иоав, вскоре после этого возвратившийся домой с войском, обманом заставил А. вернуться и убил его, мстя за брата Асаила. Давид публично заявил о своей непричастности к этому убийству и приказал народу оплакивать А. Давид сам участвовал в погреб. церемонии и скорбел над гробом А. Но он не отважился наказать Иоава (2Цар 3:39), предоставив это своему сыну Соломону (3Цар 2:5 и след.). Соломон приказал убить Иоава, невзирая на то, что, ища спасения (Исх 21:13 и след.), Иоав схватился за роги жертвенника (см. Жертвенник, II,А). У А. был сын Иаасиил (1Пар 27:21). Часть своей воен. добычи А., как и др. военачальники, посвящал Господу (1Пар 26:28). |
Аве-Ситтим (возм., "долина акаций"), место, где израильтяне в последний раз расположились станом, перед тем как перейти через Иордан в землю Ханаанскую (Чис 33:49). Это место в Чис 25:1; Нав 2:1; Мих 6:5 названо см. Ситтим. |
Авесса (евр. Авишай (Авшай)), сын Саруии, брат Иоава и Асаила (Азаила), племянник Давида (1Пар 2:15 и след.). С момента бегства Давида от Саула становится соратником Давида, сохраняя верность ему и во время восстаний Авессалома и Савея (2Цар 16; 20). Играет выдающуюся роль среди храбрых у Давида (2Цар 23:18; 1Пар 11:20). А. сопровождает Давида в стан к Саулу (1Цар 26:6-9)и спасает жизнь царя в битве с великаном Иесвием (2Цар 21:16 и след.). Однако его позиция, как и позиция Иоава, отличается от представлений Давида. А. не способен щадить врага. Так, он хочет убить Саула (1Цар 26:8)и Семея (2Цар 16:9; 19:21 и след.)и не понимает Давида, предпочитающего воздержаться от насилия, хотя и повинуется его приказу. Вместе с Иоавом он мстит Авениру за то, что тот убил их брата Асаила (2Цар 3:30). Давид не раз подчеркивает предел своей близости с А. и Иоавом: "Что мне и вам, сыны Саруины?" (2Цар 16:10; 19:22; ср. 3:39). В битве на два фронта - против сирийцев и аммонитян - Иоав поручает А. командование половиной войска (2Цар 10:10). Согл. 1Пар 18:12 и след., А. нанес поражение идумеям в Соляной долине. Между тем, во 2Цар 8:13 и след. победителем в этой битве назван не военачальник, а царь Давид, противниками же израильтян - не идумеи, а арамеи (сирийцы). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Авец, город в уделе Иссахара (Нав 19:20). Точное местоположение А. неизвестно. |
Ави, дочь Захарии, мать Езекии (4Цар 18:2); в 2Пар 29:1 названа Авией. |
Ави-Албон (евр. Авиалвон), один из храбрых у Давида (2Цар 23:31). Возм., "Албон" является опиской, вызванной словом "Шаалбонянин" в след. стихе. В Септуагинте в назв. месте, а также в 1Пар 11:32 он именуется Авиелом. |
Авиасаф ("(мой) отец собрал/присовокупил"), левит из рода Корея (Исх 6:24). В 1Пар 9:19, где упоминается его сын Коре, он носит имя Евиасаф. В 1Пар 26:1 его имя сокращено до ф-мы "Асаф". |
Авиафар (Эвиафар) (евр. Эвьятар, "отец изобилия"), сын Ахимелеха, священник из потомков Илия. Когда Саул приказал Доику истребить священников в Номве, А. оказался единств., кому удалось спастись. Он бежал к Давиду, взяв с собой и ефод (1Цар 22:20; 23:6). С помощью этого ефода Давид неоднократно узнавал волю Господа (1Цар 23:9-12; 30:7 и след.). После воцарения Давида А., происходивший от Ифамара, младшего сына Аарона, и назнач. Саулом Садок, потомок Аарона по линии его старшего сына Елеазара (1Пар 24:3), делили сан первосвященника (2Цар 15:24,35; 1Пар 15:11; 3Цар 4:4). А., всю жизнь хранивший верность Давиду, включая и время восстания Авессалома, все же перешел вместе с Иоавом на сторону старшего цар. сына Адонии (исходя из древнего представления о престолонаследии, согл. к-рому преимущ. право сохраняется за первородным сыном). Адония восстал против престолонаследия Соломона (3Цар 1:7). Когда после смерти Давида Адония вновь попытался заявить свои права на престол (3Цар 2:22), Соломон положил конец этому заговору. А., как священнику Давида и его соратнику, единств. из заговорщиков сохранили жизнь, но сослали в Анафоф. В результате этого он и его сыновья потеряли право на сан первосвященника, к-рое теперь полностью перешло к Садоку, сохранившему верность Соломону. Так исполняется слово Божьего суда над домом Илия (1Цар 2:27-36). Однако в ряде мест (2Цар 8:17; 1Пар 18:16; 24:3,6,31) вместо А. священником, наряду с Садоком, назван его сын Ахимелех (Авимелех). Эта замена могла быть связана с тем, что А. принял сторону Адонии в борьбе за престолонаследие после смерти Давида. Возможно, А. (или его сын Ионафан) был автором или поручителем истории Давида, излож. во 2-й и 3-й книгах Царств. Полагают также, что пр. Иеремия мог быть потомком А., сосланного в Анафоф (Иер 1:1). |
Авив см. Год. |
Авигея (евр.: 1 - Авигайл, 2 - Авигал, "мой отец - ликование"): 1) разумная и красивая жена Навала, к-рая спасла мужа от мести Давида (1Цар 25). После смерти Навала становится женой Давида. При нападении амаликитян на Секелаг А. была взята в плен, но затем освобождена (1Цар 30:5,18). Она родила Давиду сына по имени Далуиа (евр. Килав, 2Цар 3:3)или Далуия (евр. Даниэл, 1Пар 3:1); 2) мать Амессы и сестра Давида (1Пар 2:16 и след.), однако, согл. 2Цар 17:25, А. была только его сводной сестрой. Ее отцом был Наас, а не Иессей. |
Авида ("(мой) отец знал, знает"), потомок Авраама по линии Мадиана, сына Хеттуры (Быт 25:4; 1Пар 1:33). |
Авидан ("(мой) отец поступал честно"), cын Гидеония, глава колена Вениамина в период странствования по пустыне (Чис 1:11; 2:22; 10:24). |
Авиезер (евр. Авиэзер, "мой отец - помощь"): 1) израильтянин из колена Манассии (Нав 17:2; 1Пар 7:18). В Чис 26:30 это имя упоминается в краткой ф-ме: Иезер. В Суд 8:2 под именем А., вероятно, подразумевается род, к к-рому принадлежал и Гедеон (Суд 6:11); 2) один из храбрых у Давида, вениамитянин из Анафофа (2Цар 23:27; 1Пар 11:28, в Синод. пер. в обоих местах - Евиезер), начальник девятого отделения воинов (1Пар 27:12). |
Авиел см. Авиил. |
Авиил (Авиел) (евр. Авиэл, "(мой) отец - Бог"): 1) вениамитянин, отец Киса, дед Саула (1Цар 9:1 и след.)и Авенира (1Цар 14:51); 2) один из храбрых у Давида (1Пар 11:32). В 2Цар 23:31 он назван см. Ави-Албон. |
Авилинея (Абилена), местность в вост. части хребта Антиливан, названная так по имени города Абилы. Абилы были расположены прим. в 25 км сев.-зап. Дамаска. Местное предание о том, что здесь якобы похоронен Авель, происходит от созвучия слов "Авель" и "Абилы". Когда Иоанн Креститель пришел на Иордан, А. управлялась четвертовластником Лисанием (Лк 3:1). Это подтверждается обнаруж. вблизи Абил надписью, к-рая относится к периоду правления Тиберия; она называет Лисания тетрархом А. |
Авимаил (евр. Авимаэл, "(мой) отец, что есть Бог?" (?)), потомок Иоктана (Быт 10:28; 1Пар 1:22). Предположит. жил в Аравии. |
Авимелех ("(мой) отец - царь"): 1) царь см. Герара, живший во времена Авраама. А. берет к себе Сарру, к-рую Авраам из страха выдал в Гераре за сестру, но затем, по указанию Бога, А. возвращает ее Аврааму (Быт 20). Впоследствии Авраам и А. заключают союз (Быт 21:22-32). Исаак тоже нек-рое время живет у филистим. царя А. в Гераре, выдавая свою жену за сестру. Он также вступает в союз с царем (Быт 26). Вероятно, здесь речь идет не о том же царе А., а о его наследнике. Тогда А. может означать не собств. имя царя, а титул филистим. царей, подобно титулу егип. царей - "фараон". В пользу этого говорит и тот факт, что Анхус, царь гефский (1Цар 21:10 и след.), в Пс 33:1 также назван А.; 2) сын Гедеона от его наложницы, жившей в Сихеме (Суд 8:31). С помощью своих родственников А. убивает в Офре 70 своих братьев и становится царем Сихема. Иофаму, младшему сыну Гедеона, удалось спастись от расправы. Рассказав жителям Сихема притчу о терновнике, Иофам проклял их и А. Это проклятие сбылось, когда через три года жители Сихема, недовольные правлением царя и подстре-каемые Гаалом, восстали против него. Бунт закончился разрушением города и гибелью его жителей. После того как одна женщина проломила А. череп обломком жернова, он приказал своему оруженосцу добить себя (Суд 9); 3) священник А., сын Авиафара (1Пар 18:16), однако, вероятно, здесь ошибка переписчика (ср. 2Цар 8:17; см. Ахимелех, 1). |
Авинадав ("(мой) отец показал себя щедрым"): 1) израильтянин из Кириаф-Иарима, в дом к-рого был принесен ковчег завета, возвращ. из земли филистимской. Его сын Елеазар был посвящен хранить ковчег (1Цар 7:1). Когда Давид увозил ковчег завета из Кириаф-Иарима, чтобы доставить его в Иерусалим, сыновья А., Оза и Ахио, вели колесницу. При попытке предохранить ковчег от падения Оза погиб (2Цар 6:3 и след.); 1Пар 13:7,9 и след.); 2) второй сын Иессея, старший брат Давида (1Цар 16:8; 17:13); в Синод. пер. - Аминадав); 3) сын Саула, павший, как и его отец, на горе Гелвуй (1Цар 31:2); в Синод. пер. - Аминадав). |
Авиноам (прибл. значение: "отец миловидности"), отец Варака из колена Неффалима (Суд 4:6). |
Авирам (Авирон) ("(мой) отец возвышен"): 1) А. (в Синод. пер. - Авирон) и Дафан, сыновья Елиава из колена Рувима, вместе с Кореем (см. Корей) восстали против Моисея (Чис 16); 2) первенец Ахиила, восстановившего Иерихон (3Цар 16:34); со смертью А. исполнилась первая часть проклятия Иисуса Навина (Нав 6:26). |
Авирон см. Авирам. |
Ависага (евр. Авишаг), девушка из Сунема, отличавшаяся необычайной красотой. Она ухаживала за состарившимся Давидом (3Цар 1:1-4). Впоследствии Адония, старший сын Давида, хотел жениться на ней, чтобы этим браком оправдать свои притязания на престол. Соломон разгадал это намерение и приказал убить Адонию (3Цар 2:13-25). |
Авитала (евр. Авиталь, "(мой) отец - роса"), жена Давида и мать его пятого сына Сафатии (2Цар 3:4; 1Пар 3:3). |
Авитув ("(мой) отец - доброта"), сын вениамитянина Шегараима и его жены Хушимы (1Пар 8:8,11). |
Авиуд (евр.: 1 - Аваху, 2 - Авихуд, "(мой) отец - это Он (т.е. Бог)" ): 1) второй сын Аарона (Исх 6:23). А. и его брат Надав сопровождали Моисея, Аарона и 70 старейшин к горе Синай для торжеств. заключения завета с Богом (Исх 24:1,9). Когда в день их посвящения в священники А. и Надав своевольно принесли "пред Господа огонь чуждый", то были сожжены огнем от Господа (Лев 10:1 и след.) и умерли, не оставив детей (Чис 3:4); 2) потомок Вениамина (1Пар 8:3). |
Авиф, город в земле Эдома (Быт 36:35; 1Пар 1:46), где родился царь Гадад. Полагают, что А. находился в районе Хирбет-Джутта у Вади-Джутта, между Бастой и Мааном, прим. в 20 км юго-вост. Петры. |
Авихаил (Авихаиль) ("мой отец - сила"): 1) левит из рода Мерари (Чис 3:35); 2) жена Авишура из колена Иуды (1Пар 2:29); 3) израильтянин из колена Гадова (1Пар 5:14); 4) дочь Елиава, брата Давида, жена Иеримофа, сына Давида. Ее дочь Махалафа стала женой Ровоама (2Пар 11:18; согл. Синод. пер., Авихаиль не теща, а жена Ровоама); 5) отец Эсфири (Есф 2:15; в Синод. пер. - Аминадав). |
Авишуа (Авишуй) ("(мой) отец - помощь, спасение"): 1) вениамитянин из семейства Белы (1Пар 8:4); 2) сын священника Финееса (1Пар 6:4 и след.; Езд 7:5), четвертый израил. первосвященник начиная с Аарона. |
Авишуй см. Авишуа. |
Авишур ("(мой) отец - (ограждающая) стена"), израильтянин из рода Есрома колена Иуды (1Пар 2:28 и след.). |
Авия ("(мой) отец - Яхве"): 1) второй сын Самуила, к-рый, как и его брат, был судьей в Вирсавии. Оба были корыстолюбивы, поэтому израильтяне обратились к Самуилу с просьбой дать им царя (1Цар 8:2-5); 2) израильтянин из колена Вениамина (1Пар 7:8); 3) потомок Аарона. Во времена Давида его семейство было избрано по жребию восьмой из 24 чред священников (1Пар 24:10); 4) сын израил. царя Иеровоама. Ахия, пророк из Силома, возвестил царице суд Божий над Иеровоамом и предсказал смерть ее сына А. Из всего дома Иеровоама только А. был похоронен в гробнице, т.к. в нем "нашлось нечто доброе пред Господом" (3Цар 14:1-18); 5) сын иуд. царя Ровоама, к-рого отец при жизни назначил своим преемником (2Пар 11:22); правил с 910 по 908 г. до Р.Х. Его мать, Мааха, в 3Цар 15:2 и в 2Пар 11:20 и след. названа дочерью Авессалома, а в 2Пар 13:2 - "Михаия, дочь Уриилова, из Гивы". А., подобно своему отцу, был повинен в распространении идолопоклонства в Иудее. А. одержал победу над Иеровоамом, царем Израиля (2Пар 13). От своих 14 жен А. имел 22 сына и 16 дочерей. Его сын Аса стал наследником престола; 6) глава семейства священников, возвратившихся из изгнания вместе с Зоровавелем (Неем 12:4,7). Главой след. поколения священников из рода А. был Зихрий (Неем 12:17). В период правления Неемии священник по имени А. приложил печать к обязат-ву исполнять Закон (Неем 10:7). Позднее отец Иоанна Крестителя, Захария, будет принадлежать к священнической чреде А. (Лк 1:5); 7) жена Есрома из колена Иуды (1Пар 2:24). |
Авнан (евр. Он, "сила производить потомство", "полный жизненных сил"), сын Фалефа из колена Рувима (Чис 16:1). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Горы А. (Иез 47:16,18), или Джебель-эд-Друс, находятся вост. Иордана, в Васане (Пс 67:16), на границе пустыни, прим. в 100 км вост. южного побережья Геннисаретского озера. Здесь когда-то действовал вулкан. Самая высокая точка А. достигает 1800 м. В рим. эпоху эта область называлась Авранитидой и включала в себя чрезвычайно плодородную равнину, лежащую зап. и сев.-зап. этих гор. |
Это название связано с евр. глаголом "проезжать". Место стоянки израильтян во время странствования по пустыне (Чис 33:34). Возм., что ныне на этом месте расположен оазис Эн-Дефийе (новоевр. Эйн-Аврона), прим. в 14 км сев. Эцион-Гевера (в Синод. пер. - Ецион-Гавер) на берегу залива Акаба. |
Агав см. Пророк из Иерусалима. Находясь в Антиохийской церкви, предсказал голод, к-рый наступил при имп. Клавдии (Деян 11:27-30). Позднее в Кесарии А. предсказывает Павлу арест в Иерусалиме, в знак чего связывает себе ноги и руки поясом апостола (Деян 21:10 и след.). |
Агава, река или оросит. канал в Сев. Вавилонии (Езд 8:15). А. находилась прим. в девяти днях пути от Вавилона (Езд 7:9; 8:31). Здесь Ездра собрал евреев, возвращавшихся в Иерусалим, и провозгласил пост, прося у Бога благополучного пути (Езд 8:21). |
Агаг (возм., цар. титул у амаликитян): 1) царь, к-рого упоминает Валаам в своем благословении Израилю (Чис 24:7); 2) царь амаликитян, к-рого Саул щадит вопреки повелению Господа. Самуил убивает А. (1Цар 15:7-9,32 и след.). |
Агаритяне см. Агаряне, агаритяне. |
Агарь (евр. Хагар), египтянка, рабыня Сарры, возм., одна из тех, кого фараон подарил Аврааму (Быт 12:16). Бездетная Сарра отдала А. в наложницы своему мужу, чтобы исполнилось Божье обетование о сыне и наследнике Авраама. Ожидая ребёнка, А. возгордилась и стала с непокорством и презрением относиться к своей госпоже. Это вызвало недовольство Сарры, и она "стала притеснять" А. (Быт 16:6). Не выдержав сурового обращения и боясь наказания, А. бежала. Но Бог через ангела повелел А. вернуться, дав ей обетование о том, что у нее родится сын, от к-рого произойдет большое потомство. А. вернулась к Аврааму. Но Измаил, к-рого она родила Аврааму (Быт 16), не наследовал Божьего обетования (Быт 17:19); наследником стал сын Сарры Исаак (Быт 21:2). Когда Сарра отнимала от груди Исаака, она потребовала удалить рабыню А. вместе с сыном. Авраам подчинился этому желанию Сарры, лишь когда его подтвердил Бог. В пустыне, продвигаясь на юг, А. и Измаил заблудились и едва не умерли от жажды, но Господь указал им колодец. После этого мать и сын не пошли в Египет, к-рый, казалось, был целью их путешествия, а поселились в пустыне Фаран. Позже А. сосватала Измаилу египтянку (Быт 21:8-21). В Гал 4:22-31 ап. Павел, говоря об отношениях между Церковью Христовой и иуд. народом, сравнивает их с отношениями А. и Сарры. |
Агаряне, агаритяне, скотоводы-кочевники, жившие на востоке Ханаана (Пс 82:7); во времена правления Саула были побеждены израильтянами, к-рые захватили у них большую добычу - скот и пленных (1Пар 5:10, 18-22). Один из агаритян присматривал за стадами овец у Давида (1Пар 27:31). |
Агат см. Драгоценные камни. |
Аггея пророка книга см. Книга пророка Аггея. |
Аггифа (евр. Хаггит, "рожденная в праздник"), жена Давида, мать Адонии (2Цар 3:4; 3Цар 1:5). |
Аге ("верблюжья колючка"), отец Шаммы гараритянина, одного из храбрых у Давида (2Цар 23:11). |
Аглая см. Эгла. |
Агнец, ягненок (в Синод. пер. часто переводится как см. Овца). Уже в древнейшие времена А. считался жертв. животным (Быт 4:2; 22:7). Закон устанавливал принесение в жертву (см. Жертва) годовалых баранов во время Пасхи (см. Пасха) (Исх 12:3,5), в ежедневных, праздничных, а также особых жертвоприношениях (Чис 6:14; 28:3-27; 29:2,8,13 и др.). Метафорич. А. символизирует нуждающееся в помощи (Ис 40:11; ср. Иез 34:15,16; Ин 21:15), беззащитное (Ис 11:6; 65:25; 53:7; Ин 1:29,36; Деян 8:32; Лк 10:3; см. Пастырь) существо. см. Имена Иисуса Христа. |
Аголиав (евр. Охолиав, "Отец (т.е. Бог) есть шатер (т.е. укрытие)" ), израильтянин из колена Дана, сын Ахисамаха, искусный ремесленник, участвовавший в изготовлении скинии и утвари для нее (Исх 31:6). |
Агриппа см. Ирод Агриппа. |
Агур ("наемный работник"), автор гл. 30 Притчей (Притч 30:1); сын Иакея из Массы (так в евр. тексте). Под Массой здесь следует понимать либо измаилитское племя, либо область его обитания в Сев. Аравии (Быт 25:14). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ада (знач. имени связано с евр. "надевать украшения", "украшать себя"): 1) одна из двух жен Ламеха, мать Иавала и Иувала (Быт 4:19-21); 2) одна из жен Исава, дочь хеттеянина Елона, мать Елифаза (Быт 36:2,4). |
Адада, город на юге Иудеи (Нав 15:22). Его местонахождение неизвестно. Вряд ли это может быть А., располож. в 90 км сев.-вост. Пальмиры. Возм., вместо А. следует читать "Арара", город, располож. прим. в 20 км юго-вост. Вирсавии (в евр. алфавите буквы, передающие звуки д и р, близки по начертанию), см. Ароир (3). |
Адаия (Адая) ("Яхве украсил, надел как украшение"): 1) израильтянин из Боцкафы, дед царя Иосии (4Цар 22:1); 2) левит из рода Гирсона (1Пар 6:41); 3) священник из рода Малахии (1Пар 9:12; Неем 11:12); 4) вениамитянин, сын Шимея (1Пар 8:21); 5) два потомка Вания, согрешивших, взяв иноплем. жен (Езд 10:29,39); 6) сын Иоиарива из колена Иуды (Неем 11:5); 7) отец Маасеи, начальника сотни (2Пар 23:1). |
Адалья, один из десяти сыновей Амана (Есф 9:8). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Адама (первонач. "красная, вспаханная земля", впослед. всякая "возделанная земля с растительностью"): 1) один из укреп. городов удела Неффалима (Нав 19:36) сев.-вост. Геннисаретского озера. Совр. холм Телль-эд-Дамие (не путать с одноим. местом на Иордане, см. Адам) расположен юго-зап. Тивериады, поэтому его тождественность древней А. сомнительна (см. Адами-Некев). А. предположит. можно отождествить с совр. городом Хадшар-эд-Дамм, прим. в 4 км сев.-зап. впадения Иордана в Геннисаретское озеро; 2)см. Адма. |
Адами-Некев, погран. город удела Неффалима (Нав 19:33), возм., совр. Хирбет- Дамие. Это место было заселено еще в бронз. веке. А.-Н. расположен у колодца на древнем караванном пути, ведущем из Акко в Галаад, прим. в 8 км юго-зап. Тивериады. |
Адар ("темный, пасмурный (месяц)") см. Год. |
Адая см. Адаия. |
Адбеел, третий сын Измаила (Быт 25:13; 1Пар 1:29). В ассир. надписях VIII в. до Р.Х. упоминается сев.-арав. племя идибаил, обитавшее недалеко от егип. границы. |
Адда см. Иддо (II,3,4). |
1) город на юге Иудеи, на границе с Эдомом (Нав 15:3), тождествен Гацар-Аддару (Чис 34:4). Ныне, возм., Аин-Кедерат, прим. в 8 км сев.-зап. Кадес-Варни; 2) вениамитянин (1Пар 8:3). Возм., то же лицо, что см. Ард в Быт 46:21 (евр. написание этих имен сходно). |
Адди (вероятно, кр. ф-ма от Адаии), предок Христа, живший на несколько поколений раньше Зоровавеля (Лк 3:28). |
Адер (евр. Хадад) см. Хадад (4). |
Адиел (Адиил) (евр. Адиэл, "украшение Божье"): 1) израильтянин из колена Симеона (1Пар 4:36); 2) отец Азмавефа, заведовавшего сокровищами Давида (1Пар 27:25); 3) священник, сын Иахзера (1Пар 9:12). |
Адиил см. Адиел. |
Адин ("великолепный", "роскошный"). Переселенные пленники из рода А. вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:15)и Ездрой (Езд 8:6). Во времена Неемии некто А. был среди тех, кто от имени народа подписал обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:16). |
Адина, один из храбрых у Давида, из колена Рувима (1Пар 11:42). |
Адифаим, город в уделе Иуды (Нав 15:36), один из погран. городов, точное местоположение неизвестно. Предположит. речь идет о селении А. в 5 км сев.-вост. Еммауса. |
Адлай (возм. знач. "кресс-салат"), отец Шафата, заведовавшего скотом Давида, пасущимся в долинах (1Пар 27:29). |
Адма, город вблизи Мертвого моря (Быт 10:19; 14:2,8), к-рый был уничтожен вместе с Содомом и Гоморрой (Втор 29:23; Ос 11:8; в Синод. пер. - Адама). |
Адмафа (перс. армати, "неодолимый" или "святое смирение"), один из семи князей при см. Артаксерксе (Есф 1:14). Эти ближайшие советники перс. царя упомянуты и в Езд 7:14. Они обладали высшей гос. властью и имели беспрепятств. доступ к царю. |
Админ, предок Иисуса Христа (Лк 3:33;в Синод. пер. имя Админа отсутствует). |
Адна (евр. Адина, возм., "великолепный", "роскошный"): 1) военачальник при Иосафате, принадлежавший к колену Иуды (2Пар 17:14); 2) сын Пахаф-Моава (Езд 10:30); 3) священник, возглавлявший дом Харима во втором поколении после вавил. плена (Неем 12:15). |
Аднах, израильтянин из колена Манассии, перешедший на сторону Давида (1Пар 12:20). |
Адони-Везек ("господин Везека" или "(мой) господин - (Бог) Везек"), царь Везека, побежденный коленом Иуды. С ним поступили так же, как он в свое время поступил с 70 другими царями: отсекли большие пальцы на руках и ногах. Умер в Иерусалиме (Суд 1:4-7). |
Адоникам ("(мой) Господь возвысился"). Израильтяне из рода А. вернулись из вавил. плена с Зоровавелем и Ездрой (Езд 2:13; 8:13; Неем 7:18). В Неем 10:16, в том месте, где можно было бы предположить А., значится Адония (см. Адония, 3). |
Адонирам ("(мой) Господь возвышен"), сын Авды, высокопост. чиновник при царях Давиде, Соломоне (3Цар 4:6; 5:14) и Ровоаме, ответств. за сбор податей. Он же Хадорам (2Пар 10:18 в евр. тексте) и Адорам (2Цар 20:24; и в евр. тексте в 3Цар 12:18). Когда 10 колен Израилевых восстали против Ровоама, царь необдуманно посылает А. парламентером, но израильтяне свершили над ним скорую расправу, побив камнями (3Цар 12:18; 2Пар 10:18). |
Адониседек (евр. Адони-Цедек, "(мой) Господь - праведен/праведность"), царь иерусалимский. Его имя напоминает имя Мелхиседека, царствовавшего ранее над Салимом. После падения Гая и заключения союза между жителями Гаваона и израильтянами А. вместе с четырьмя другими царями напал на Гаваон, но был побежден и убит Иисусом Навином (Нав 10:1-27). |