Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОНА"-"ОЧИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОНА"-"ОЧИ")

Онан

Онан ("сила производить потомство", "полный жизненных сил"), сын Иуды (см. Иуда 1). После смерти брата он, как деверь, женился на его вдове Фамари для "восстановления ему семени". Однако О. не захотел продолжить род своего брата, поэтому Господь умертвил его (Быт 38:4-10).

Оникс

Оникс см. Драгоценные камни.

Онисим

Онисим ("полезный"), раб, бежавший от своего хозяина Филимона (проживавшего в Колоссах). О. встретил в Риме ап. Павла и уверовал во Христа. Апостол направил его обратно в Колоссы с см. Послание к Филимону (Флм 10-18; Кол 4:9).

Онисифор

Онисифор ("приносящий пользу"), христианин, предположит. из Эфеса. Находясь в Риме, он навещал Павла в темнице и оказывал ему нек-рые услуги (2Тим 1:16-18; 4:19).

Оно

Оно, город в 9 км сев.-зап. Лидды (Лода), в долине Харашим (Неем 11:35), совр. Кафр-Ана, новоевр. О. Этот город упоминался еще Тутмосом III, позднее он был заново отстроен вениамитянином Шемером (1Пар 8:12) и вновь заселен после возвращения израильтян из вавил. плена (Езд 2:33; Неем 7:37; 11:35; ср. 6:2).

Оплакивание мертвых

Оплакивание мертвых см. Плач (I,2).

Оплакивать

Оплакивать см. Плач, оплакивать.

Опоясание

I.

Предмет одежды, покрывавший тело от груди или от пояса до бедер (Быт 3:7).

II.

"Опоясываться" означало "надевать пояс или опоясание" (Лк 17:8); см. Одежда (I).

Оправдание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Определение

Определение Божье - это изъявление Его вечной воли, в к-ром выражаются Его мудрость, святость и любовь. Осуществление Божьего О. верующие видят в том, что Он привлекает их ко Христу и делает блаж. в Нем. Будучи совершенно свободным и независимым, Бог может призывать нек-рых людей к особому блаженству. О. Божье не поддается человеч. обоснованию, люди могут лишь прославлять его в молитвах (Еф 1:11; 3:11). см. Избрание, избранность, избирать.

Опьянение, пьянство, пьяница

I.

О. происходит от неумер. потребления хмельных напитков, из к-рых в Библии упоминаются вино, молодое вино и крепкий напиток (см. Питье). Опьяневший утрачивает способность к здравому суждению (Ин 2:10), его сознание затуманено (Быт 9:21; Притч 26:9); его походка становится неувер., шатающейся (Пс 106:27; Ис 19:14), он блуждает, утратив ориентиры (Иов 12:25). Речь пьяного бессвязна и неразборчива, смысл его слов понять невозможно (ср. 1Цар 1:13; Деян 2:15). Опьяневшие неразумны и нередко буйны (Притч 20:1), склонны к брани и дракам (Притч 23:29), часто сначала они возбуждены и веселы, но затем становятся сонливыми (Иер 51:39,57). Их поведение бывает бесстыдным (Плач 4:21), они легко переступают границы дозвол. (Притч 23:33). Пьянство, характерное для неискупл. человека (Рим 13:13; Гал 5:21; 1Пет 4:3), явл. причиной отвратит. поступков (Еф 5:18). Давид пытался напоить Урию, чтобы ввести его в заблуждение относительно того, кто будет подлинным отцом ребенка, к-рый должен был родиться у его жены Вирсавии (2Цар 11:13). Состояние людей, опьян. вином, описано в Притч 23:29-35; Ис 28:7-13. В ВЗ священникам и назореям запрещалось употребление хмельных напитков (Лев 10:9; Чис 6:3), а в НЗ подчеркивается, что руководители Церкви не должны предаваться пьянству (1Тим 3:3,8; Тит 1:7). Если кто-то, "называясь братом" во Христе, "остается пьяницею", то церковь должна исключить его из своей среды (1Кор 5:11). Пьяницы не наследуют Царства Божьего (1Кор 6:10), и там, где царит пьянство, не ждут Второго пришествия Иисуса (Лк 21:34). О том, что человек по воле Бога может освободиться от тяги к спиртному, свидет-вует Павел, говоря: "И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1Кор 6:11).

II.

В метафорич. значении пьянство - это состояние падшего человека в грешном мире (1Фес 5:7). Мировое царство, на к-рое падет Божья кара, будет упоено собств. кровью (Ис 49:26; ср. 34:7); великая блудница упоена кровью святых (Откр 17:6). Застигнутые штормом в море суда "кружатся и шатаются", как пьяные (Пс 106:27), этот же образ используется и при описании посланного Богом заблуждения или состояния тех, кто испытывает на себе Божий суд (Ис 19:14; 29:9; ср.; 24:20).

Ор

Ор ("гора"):

1) горой О., на к-рой умер Аарон (Чис 20:22-28), согл. араб. традиции, считается Джебель-Неби-Харун, находящаяся вблизи древней Петры в Едоме. Высота О. составляет 1460 м. Но исходя из повествования о странствовании израильтян по пустыне, гору О. следует искать, скорее, в массиве Джебель-Мадейра, новоевр. Хор-Хахар, юго-зап. Мертвого моря;

2) погран. гора на севере земли обетованной (Чис 34:7 и след.), возм., Джебель-Аккар, горная цепь Ливана, прим. в 30 км сев.-вост. Триполи;

3) см. Хур.

Орел

I.

Евр. слово нэшер, передаваемое как О., является, в сущности, собират. понятием, обозначающим всех крупных хищных птиц, как О., так и см. Коршунов. У израильтян они считались нечистыми, их не разрешалось употреблять в пищу (Лев 11:13; Втор 14:12). В Палестине встречаются различные виды О. В большинстве случаев О. только зимуют здесь, лишь в пустыне Негев летом можно увидеть королевского О.-могильника (Aquila heleacea). Самый крупный О., беркут (A. chrysaetus), зимой встречается по всей Палестине, как и степной О. (A. orientalis), единств. вид О., обитающих небольшими стаями. Встречаются также змееяды (Circaetus gallicus), по своему образу жизни больше напоминающие сарычей, чем О.

II.

В переносном смысле О. часто символизирует в Библии мощь и силу (Ис 40:31; Авв 1:8 и пр.). В Иез 17:3,7 О. олицетворяет сначала вавил., а затем егип. мировые империи. Далее О. нередко выступает как олицетворение стремительности (Втор 28:49; 2Цар 1:23; Иов 9:26; Притч 23:5; Иер 4:13; Плач 4:19; Откр 12:14), как символ защиты и попечения Бога о Своем народе (Втор 32:11), но О. может обозначать и надменность (Иер 49:16). Головы четырех существ (херувимов) в явлении славы Господней с одной стороны имели "лице орла" (Иез 1:10; 10:14; Откр 4:7).

Орен

Орен ("лавр"), израильтянин из колена Иуды, сын Иерахмеила (1Пар 2:25).

Орех

О., упоминаемый в Библии, - это дикорастущий и культурный грецкий О. (Juglans regia), к-рый растет в прохладных, сырых местах. Это дерево произрастало на берегу Геннисаретского озера и в верхнем течении Иавока. Великолепные экземпляры грецкого О. можно увидеть на склонах Ливанского хребта вблизи многочисл. горных ручьев. Ореховый сад упоминается в Библии лишь однажды (Песн 6:11).

Орив

Орив (евр. Орев, от евр. "капать"), мадиамский князь, убитый ефремлянами в тот момент, когда он пытался спастись бегством после поражения, нанесенного Гедеоном (Суд 7:25).

Орикс

Евр. слово тео, переданное в Синод. пер. как О. (Втор 14:5) и как см. Серна (Ис 51:20), обозначает, вероятно, т.н. саблерогую антилопу (Oryx leucoryx). Примечательны рога этого животного, загнутые в виде сабель. Для израильтян О. была чистым животным, к-рое можно было употреблять в пищу. О. обитала в сир. и арав. пустынях, а отдельные особи встречались и в областях за Иорданом. Не исключено также, что речь идет о зубре, диком быке, останки к-рого были найдены в Ливане.

Орион

Орион (Кесиль), известное с древнейших времен созвездие (Иов 9:9; 38:31; Ис 13:10; Ам 5:8), имеющее две яркие звезды: красную Бетельгейзе и голубую Ригель. Три близко располож. друг к другу звезды в середине созвездия образуют "пояс Ориона".

Орна

Орна, иевусеянин, к-рому принадлежало гумно на горе Мориа в Иерусалиме. Когда в наказание за перепись населения, проведенную Давидом, на израильтян была послана язва, ангел смерти остановился на гумне О., и царь через пр. Гада получил повеление соорудить на этом месте жертвенник для Господа. Давид купил у О. гумно, волов для жертвы всесожжения, молотило и воловью упряжь. Позднее на месте жертвенника Давида Соломон построил храм (2Цар 24:15-25; 1Пар 21:14 - 22:1; 2Пар 3:1). Сумма выкупа, получ. О., указана в 2Цар 24:24 как 50 сиклей серебра, в 1Пар 21:25 как 600 сиклей золота (см. Деньги).

Оронаим

Оронаим см. Хоронаим.

Орудия, принадлежности

Орудия, принадлежности, предметы обихода вообще (Быт 27:3)и предметы культа для отправления службы в святилище в частности (Исх 30:27). см. Оружие и орудия труда.

Оружейный дом

Оружейный дом, помещение, где хранилось оружие и воин. доспехи (4Цар 20:13; Ис 39:2).

Оруженосец

Воин, к-рого царь или военачальник выбирал в качестве личного сопровождающего. О. был особо довер. лицом своего господина, он отвечал за его оружие и облачение и во время боя должен был оставаться рядом с ним (Суд 9:54; 1Цар 14:6-14; 16:21; 31:4-6; 2Цар 23:37).

Оружие и орудия труда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Орфа

Орфа (евр. Орпа, "пышноволосая" или "строптивая" (?)), моавитянка, жена Хилеона и золовка Руфи. О. осталась в Моаве, когда Руфь отправилась вместе со своей свекровью Ноеминью в Вифлеем (Руфь 1:4,14).

Осада

Осада см. Крепость, укрепление.

Осаия

Осаия см. Гошаия.

Осанна

Осанна (греч. ф-ма евр. выражения "(О, Господи), спаси же!" ) (Пс 117:25). Когда Иисус входил в Иерусалим, собравшийся народ, к-рый ожидал увидеть в Нем Спасителя-Мессию, приветствовал Его возгласами: "Осанна Сыну Давидову!", "Осанна в вышних!" (Мф 21:9,15; Мк 11:9,10; Ин 12:13). Выражение "в вышних" (Мк 11:10) свидет-вует о том, что содержащийся в этом возгласе призыв обращен к Богу.

Освящение, освящать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Осел

Осел (евр. хамор, ослица - атон; греч. онос):

1) О. (Equus asinus) с древних времен известен как вьючное животное. Из ВЗ известно, что О. владели Авраам (Быт 12:16; 22:3)и Иаков (Быт 30:43). На О. ездили верхом (Исх 4:20; Нав 15:18; 1Цар 25:20), их использовали как вьючных (Быт 42:26; 1Цар 25:18; ср. Быт 49:14)и упряжных животных (Втор 22:10; Ис 30:6), причем запрещалось запрягать О. вместе с волами. Как ездовых животных, О. использовали воины (1Цар 16:20) и лица, занимавшие высокое положение в обществе (Суд 5:10; 10:4; 12:14; ср. Быт 49:11; Зах 9:9). Если царь призывал молодых воинов с их ослами (1Цар 8:16), это воспринималось как тяжелая повинность;

2) О. - нечистое животное, поэтому его мясо можно было употреблять в пищу только в случае крайней нужды. Так, во время голода при осаде Самарии (4Цар 6:25) ослиная голова продавалась за неслыханную сумму в 80 сиклей серебра (см. Деньги). В то время как первенцев других нечистых животных можно было выкупить за деньги или продать (Лев 27:27; Чис 18:15 и след.), первенца О. разрешалось заменить только агнцем (т.е. обменять на другую жизнь), в противном случае первенцу надлежало "сломать шею" (так в МТ - Исх 13:13; 34:20; см. также Втор 21:4,6; Ис 66:3);

3) известно, что у аморреев существовал обычай, описанный в док-тах архива Мари, при заключении договора приносить в жертву О. (см. Ваал-Вериф);

4) Иисус вступил в Иерусалим, "сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной" (Мф 21:5). В этом исполнилось пророчество Захарии (Зах 9:9) и отразилось значение Иисуса как царя, возвещающего народам мир, - образ, совершенно не соответств. земным представлениям и ожиданиям Его учеников и народа (Лк 24:21; Деян 1:6);

5) наряду с домашними О. в Библии упоминаются и два вида диких О.:

а) евр. слово пэрэ, переданное в Синод. пер. как "дикий осел" (Иов 24:5; Пс 103:11; Ис 32:14; Иер 14:6), видимо, подразумевает онагра (Asinus onager), очень быстрого и пугливого дикого О., отдельные особи к-рого встречаются в пустыне Сахаре и в Аравии;

б) евр. слово арод встречается лишь в Иов 39:5 (Синод. пер. - "онагр") и в Дан 5:21; вероятно, им назван сир. дикий О. (Asinus hemippus), обитающий в горах Армении, в Месопотамии, Сирии и на севере Палестины.

Осенять

Осенять, глагол, означающий в нек-рых местах Библии особое воздействие на человека творящей и оберегающей силы Господа:

1) в Лк 1:35 подразумевается передача Марии чудесной силы Божьей, к-рая сделает ее матерью Иисуса;

2) при преображении Иисуса Его осеняет светлое облако, когда голос с неба называет Его Сыном Божьим (Мф 17:5; Мк 9:7; Лк 9:34). см. Тень.

Осия

Осия (евр. Хошеа, кр. ф-ма от "(Господь) - помощь, спасение"):

1) сын Навина, к-рого Моисей назвал см. Иисусом (Чис 13:9,17);

2) сын Азазии, предводитель колена Ефрема во времена Давида (1Пар 27:20);

3) сын Илы, последний царь Северного царства (4Цар 15:30; 17:1-6; 18:9-12), правивший в 732-723 гг. до Р.Х. Организовав заговор против царя Факея, сына Ремалии, и убив его, О. захватил престол. Ассир. царь Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар) пишет об этом так: "Пакаха, своего царя, они свергли; я посадил над ними Ауси". След., возвышение О. произошло с согласия ассир. царя. Завоеванные ассирийцами области в Галилее (см. Факей) и на вост. берегу Иордана (1Пар 5:26) казались потерянными для израильтян, а их тер. ограничивалась Самарией и Ефремом. О. совершал неугодное в очах Господа, но все же не в такой степени, как его предшественники (4Цар 17:2). Возм., он прислушивался к словам пророков, напр. Осии (5). В 4Цар 17:3 говорится о том, что против О. выступил Салманасар V, к-рому израил. царь покорился и платил дань. При смене власти в Ассирии после смерти Тиглатпаласара (в 727 г. до Р.Х.) О. предпринял попытку освободиться от дальнейшей выплаты дани и т.о. вернуть Израилю независимость. Но когда пришедший на смену Тиглатпаласару Салманасар напал на царя тирского и сидонского Лули, О. покорился. Однако вскоре после этого он вступил в переговоры с Египтом и перестал платить ежегодную дань Ассирии. Это привело к его пленению Салманасаром и к падению Самарии после трехлетней осады. Израильтянам пришлось отправиться в изгнание (ст. 4-6). О дальнейшей судьбе О. ничего не известно. Покорение Самарии произошло на девятом году его правления, т.е. как минимум за девять месяцев до смерти Салманасара. Взятием Самарии похвалялся преемник Салманасара Саргон, однако эту информацию нельзя принять в качестве веского доказат-ва его причастности к назв. событию, тем более, что Библия не упоминает Саргона в этой связи;

4) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:23);

5) сын Беерии, пророк (см. Книга пророка Осии).

Осия пророка книга

Осия пророка книга см. Книга пророка Осии.

Осквернять

Осквернять см. Освящение, освящать см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

Осленок

Осленок, детеныш осла (Быт 49:11; Зах 9:9; Мф 21:2).

Ослеплять

Если пленник был особо опасным (Суд 16:21) или являлся серьезным полит. противником (4Цар 25:7), то его О. На ассир. рисунках часто встречается сюжет: царь, копьем выкалывающий глаза пленному. Угроза аммонитянина Нааса выколоть всем жителям Иависа Галаадского правый глаз основывалась на соображении, что от полностью слепых ему не будет пользы (1Цар 11:2). см. Слепота, слепой.

Основание

I.ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) фундамент строения, напр. Дома (см. Дом, строительство дома) (3Цар 5:17; 6:37; Езд 3:6 и др.; ср. Лк 6:48,49);

2) Творец положил "основания земли" (Иов 38:4 и след.). В Библии говорится также об О. вселенной и об О. гор (Пс 17:16; Иона 2:7).

II.МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в НЗ написано об О. - апостолах и пророках (Еф 2:20), - на к-ром утверждена Церковь и Краеугольным камнем (см. Краеугольный камень) к-рого является Христос;

2) "Твердое основание Божье" (2Тим 2:19) - это то единственное, на чем зиждется вера и что находит свое воплощение в Иисусе Христе (1Кор 3:11). Он один является О. учения, провозглашаемого в НЗ (Лк 1:4). Однако многое зависит от того, что и как строит человек на этом О. (1Кор 3:10 и след.). Человек, в душе к-рого зреют плоды Св. Духа, закладывает тем самым "доброе основание для будущего" (1Тим 6:17-19);

3) говоря в Рим 15:20 о "чужом основании", ап. Павел имеет в виду не другое вероучение, а работу для Господа, начатую другими благовестниками.

Оспа

Оспа см. Болезнь.

Остатки урожая

Закон Моисея предписывал при сборе урожая зерновых, винограда и оливок оставлять немного плодов или злаков, чтобы их могли собрать бедные, пришельцы, вдовы и сироты (Лев 19:9 и след.; Втор 24:19-21). Чаще всего, однако, этот остаток был невелик (Ис 17:5 и след.; 24:13; Мих 7:1; ср. Руфь 2:2-17). Как метафора "сбор остатков" упоминается в провозвестии Божьего суда над Эдомом: этот суд будет столь ужасающим и всеохватывающим, что не останется уже никакого "остатка" (Иер 49:9; Авд 5).

Остаток

Статья большая, находится на отдельной странице.

Остров

Остров (евр. и, мн.ч. ийим). Слово и первонач. обозначало как прибрежную область, берег, так и часть суши, окруж. водой (Ис 24:15; 40:15; 66:19). Наряду с О. Кафтором (вероятно, Крит - Иер 47:4) О. названы и прибрежные гос-ва Средиземноморья. В НЗ упоминаются след. острова (греч. нэсос): Кипр (Деян 13:4,6), Крит (Деян 27:7,12; Тит 1:5), Клавда (Деян 27:16), Мелит, т.е. Мальта (Деян 28:1) и Патмос (Откр 1:9).

Осуждение

Божье О. - это приговор грешнику и одноврем. следствие наруш. отношений с Богом. Это приговор окончат. и не подлежащий отмене (Мк 9:43-48), поэтому О. исключительное право Бога (Иак 4:12):

1) причина Божьего О. всегда кроется в жизни осужденного, в его безбожии и соверш. злодеяниях (Втор 25:1; Иез 21:29 и след.; Рим 3:8; 5:16; Флп 3:18,19; 2Пет 2:6), в его вожде-лениях и похотях (1Тим 6:9), коренящихся в безверии (Мк 16:16; ср. также Рим 14:23). Своими грехами человек сам навлекает на себя О. (Притч 12:2; 2Пет 2:1), становясь "сыном погибели" (Ин 17:12; 2Фес 2:3). Но в конечном итоге О. на погибель определяется отношением к Иисусу Христу (2Пет 2:1), ибо вера в Него избавляет от О. (Рим 8:34);

2) осуждать путем вынесения приговора могут и люди. Бог дает им на это Свою санкцию (Втор 25:1: "пусть виновного осудят"). Люди должны осуждать нарушителей Божьих установлений, но они могут и ошибаться, осуждая кого-либо. Так, синедрион считал, свое решение правомерным, когда осудил Иисуса за богохульство (Мк 14:64). Приговор, выносимый людьми по воле Бога, весомее приговора, вынесенного на основании человеч. представлений. Он предвосхищает окончат. приговор Божий и определяет, судьбу человека в вечности (ср. Мф 16:19). Однако за неправомерный приговор осуждающего ждет наказание, поэтому Библия предостерегает от легковесного осуждения (Мф 12:7; Лк 6:37; Рим 2:1).

Отвержение, отвергать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Отвес

Отвес см. Свинец см. Оружие и орудия труда (II,7).

Ответ, отвечать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Отец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Отец наш

Отец наш см. Отче наш.

Откровение Иоанна Богослова

Статья большая, находится на отдельной странице.

Откровение, открывать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Отличать

"Отличать день от дня" означает придавать особое значение известным дням (напр., субботе или праздникам), следуя в своем поведении всем требованиям, предъявляемым в эти дни (Рим 14:5 и след.).

Отлучение

Отлучение см. Заклятие.

Отпадение, отпадать

Отпадение, отпадать, "отлагаться", "выходить из-под ч.-л. власти".

I.

О. - это нарушение верности, отречение подданных от их господина или отказ воинов повиноваться своему военачальнику и царю (Быт 14:4; 3Цар 12:19; 4Цар 8:22; Иер 52:3).

II.

По отношению к Богу О. - нарушение верности, отречение от данного слова, восстание человека против Бога вследствие греховности, присущей всем людям (Пс 52:4; Иер 2:29). "Отпасть" означает расторгнуть завет с Богом и поклоняться другим "богам" и ценностям (Втор 32:5; Пс 77:10; Ис 1:2 и след.; Лк 8:13; 1Тим 1:19). В О. "род строптивый и развращенный", вопреки внешнему благочестию, выказывает свою мятежную безбожную сущность (Втор 32:5). Искушения и трудности подвигают поверхностно верующих, "не имеющих корня" христиан к О. (Лк 8:13), а истинно верующие выдерживают любые испытания (Пс 43:18 и след.). О. от Бога и Его Сына Иисуса Христа является тяжким грехом (Соф 1:2-6; Мф 10:32 и след.; Евр 3:12), за к-рый Бог карает смертью (Пс 72:27; ср. Евр 6:6).

III.

Перед Вторым пришествием Христа, согл. словам ап. Павла, должно произойти великое О. (греч. апостасиа) (2Фес 2:3; 1Тим 4:1). Это последнее О. явится отступлением от откровения Божьей милости в Его Сыне, сознат. отрицанием Христа, открытым отречением от Церкви и всего христианского. Это О. окажет разрушит. действие на все сферы жизни: на семью, гос-во, обществ. жизнь и Церковь (2Тим 3:1 и след.). Оно достигнет своего апогея, когда сбудется второе важное предзнаменование дня Христова (см. День Господень), т.е. когда откроется "сын погибели" (2Фес 2:3). Прообразом такого христианства, проходящего различные ступени О., предстает история Израиля, особенно в период перед разрушением Иерусалима (ср. 2Пар 36:16; Иер 44:4 и след.; 7:24; 11:8).

Отрада

"Времена отрады" настанут для верующих со Вторым пришествием Господа (Деян 3:20).

Отрасль

Отрасль см. Росток, отрасль.

Отрекаться

Отрекаться означает отказываться от кого-то или чего-то близкого, с кем (с чем) тесно связан. Бог никогда не отрекается от Своей пречистой сущности; то же Павел говорит и об Иисусе (2Тим 2:13). Но об отречении, совершаемом людьми, Библия говорит довольно часто. Они отрекаются от Бога, т.е. нарушают свои обязат-ва перед Ним (Притч 30:9). Люди не соблюдают Божьих заповедей (Иов 6:10), игнорируют Его предупреждения (Иер 5:12). Они отрекаются от Иисуса и от Его имени (ср. Откр 3:8) из страха перед людьми (Мф 26:69-75), оспаривают Его Божеств. призвание (Деян 3:13). Лжеучителя, на словах проповедующие Иисуса, отрекаются от Него своими делами (2Пет 2:1). Павел напоминает Тимофею, что если мы отречемся от Иисуса, то и Он отречется от нас (2Тим 2:12). Он советует удаляться от тех, кто отрекается от силы благочестия, т.е., сохраняя внешнее благочестие, в действительности живет без него (2Тим 3:5), от тех, кто, утверждая, что знает Бога, не желает подкреплять свои слова делами (Тит 1:16). С др. стороны, следование за Иисусом требует отречения от собств. "я", от своих себялюбивых вожделений и желаний (Мф 16:24). Эта самоотверженность верующего во Христа, в Его силу будет вознаграждена тем, что Иисус не отречется от него пред Своим Отцом (Мф 10:33). Исповедовать Иисуса может только тот, кто отрекается от себя и предает себя в Его руки.

Отрепье

Отрепье, отходы от льна или конопли, короткие, легковоспламеняющиеся волокна (Ис 1:31).

Отрок, младенец, малое дитя

Евр. слова йелэд и наар, греч. слово пайс употребляются в Библии в нескольких значениях. В 1Цар 4:21 подразумевается новорожденный, в 1Цар 1:25 - уже отнятый от груди Самуил. Одни и те же евр. слова могут означать в Библии и младенцев (Исх 2:6; 2Цар 12:16), и детей младшего возраста (4Цар 2:23; 5:14; Ис 11:6). Эти слова могут быть отнесены и к молодым людям, как, например, к старшему сыну Гедеона (Суд 8:20, в Синод. пер. - "юноша") и юному Давиду (1Цар 17:33, в Синод. пер. - "юноша"). В нек-рых местах возраст можно определить лишь приблизит.: напр., Исмаилу к тому времени, когда произошли описанные в Быт 21 события, могло быть лет 15-16 (Быт 16:16; 21:5,8,12), Иосифу (Быт 42:22)в то время, о к-ром говорит Рувим, было около 17 лет (Быт 37:2), а нек-рые из сыновей Иосифа к моменту смерти Иакова уже могли достичь двадцатилетнего возраста (Быт 41:50; 45:11; 47:28). Иногда понятия "юноша" и "отрок" (см. Юность, молодость) употребляются параллельно (Плач 5:13). см. Дети, сыновья, младенцы, чада.

Отрясать

Отрясать см. Нога (6).

Отсекать

Отсекать см. Срубать (отсекать).

Отче наш

Статья большая, находится на отдельной странице.

Отчет, ответ

Библия учит, что каждого человека ожидает Божий см. Суд, на котором он должен будет дать О. за свою жизнь. Подобно тому неверному управителю, к-рому было сказано: "дай отчет в управлении твоем" (Лк 16:2), нам придется отвечать на этом Суде за все, в т.ч. "за всякое праздное слово" (Мф 12:36). К ответу будут призваны как язычники, к-рые жили, не спрашивая о Боге (1Пет 4:5), так и верующие, рабы Господа, получившие от Него дарования и поручения. Вновь явившийся на землю Господь потребует от них О. (Мф 25:19; ср. 1Кор 3:12-15; Евр 4:13). При этом руководителям церквей предстоит отчитаться не только за себя (Рим 14:12), но и за людей, вверенных их заботам (Евр 13:17). Тогда и откроется, смогли ли члены церкви подняться над собой, воспользовались ли они предоставленной им возможностью исповедать свои грехи, получить прощение и коренным образом изменить свою жизнь (см. 1Кор 11:31 и след.).

Офел

Офел ("подъем, бугор (на поверхности земли)" ), холм в Иерусалиме, находящийся юж. Храмовой горы (2Пар 27:3; 33:14; Ис 32:14). В Неем 3:26 и след. под О., видимо, подразумевается участок между городом Давида (см. Неем 3:15,16) и храмом; там жили нефинеи (ст. 26,27; 11:21).

Офи

Офи (евр. Эфай), израильтянин из Нетофафы. Его сыновья были иуд. военач. во времена пр. Иеремии (Иер 40:8).

Офир

1) сын Иоктана (Быт 10:29; 1Пар 1;23);

2) область, граничившая, вероятно, с Савой (см. Шева) и Хавилой (см. Хавила). Праотцем жителей, населявших эту область, был О.(1). О. славилась своими золотыми приисками (1Пар 29:4; Иов 22:24; 28:16; Ис 13:12; Пс 44:10). Торговый флот Соломона (3Цар 9:27,28), отправлявшийся из см. Ецион-Гавера в О., возвращался на третий год плавания (3Цар 10:22) и привозил не только золото, но и серебро, слоновую кость, см. Красное дерево, см. Драгоценные камни и даже редких животных. Найденный в Телль-Касиле черепок с надписью "Золото из Офира для Беф-Орона" подтверждает существо-вание таких торг. связей. Позднее царь Иосафат тщетно пытался возобновить плавания в О. (3Цар 22:49). (см. Чермное море.) Чаще всего О. отождествляют с Юж. Йеменом, где имеются месторождения золота. Вполне возм., что О. поддерживал торговые связи с Индией: на это указывают нек-рые из упомянутых предметов торговли. Название "О." могло распространяться и на лежащую на противоположном берегу Красного моря Африканскую тер. Нек-рые исследователи пытались отождествить О. с различными областями Азии и Африки, скорее же всего, это была Индия или аравийские области на берегу Персидского залива.

Офни

1) (евр. Хофни, егип. "лягушонок (головастик)" ). О. и Финеес, сыновья Илия, еще при жизни отца приступили к исполнению священнич. служения в Силоме (1Цар 1:3), но оба использовали свое положение в личных интересах, не обращая внимания на предостережения стареющего Илия (1Цар 2:12-17,22-25). За их грехи Господь объявил суд над домом Илия (ст. 27-36; 1Цар 3:11-18). Потерпев поражение от филистимлян, израильтяне принесли в свой стан ковчег завета, к-рый сопровождали О. и Финеес; оба они погибли, когда филистимляне одержали новую победу и взяли ковчег в качестве добычи (1Цар 4:1-11);

2) (евр. Отни, кр. ф-ма от "Гофониил"), потомок Шемаии, левит-привратник (1Пар 26:7).

Офра

Офра (МТ: Бет-Леафра - "дом праха, пепла"). Название этого места используется в Мих 1:10 в игре слов: "Но в селении Офра (букв. "доме пепла") покрой себя пеплом". Этим сведения об О. исчерпываются, и для ее идентификации необходимо обратиться к более поздним, производным от нее топонимам. Но таких названий известно немного. Арабы порой значительно изменяли геогр. названия. Так, О. и Ефрон, созвучные для них с именем страшного демона Африта, они эвфемистически заменили на Эт-Тайибех = "тот, у которого доброе имя". Поэтому можно утверждать, что совр. Эт-Тайибех, располож. сев. Бейтина, тождествен О. в уделе колена Вениамина. Точно так же арабы могли изменить и название Бет-Леафра, звучавшее для них как "дом Африта". Место под названием Эт-Тайибех, действит. существующее между Бейт-Джибрином и Эль-Халилем (=Хевроном), согл. результатам раскопок, было обитаемо в железном веке, в визант. эпоху и вплоть до позднеараб. времен. Т.о., на протяжении многих столетий здесь было араб. поселение, что объясняет возможную трансформацию названия Бет-Леафра в Эт-Тайибех.

I:

1) город в уделе Вениамина (Нав 18:23; 1Цар 13:17). Вопрос о его тождественности с см. Ефраимом (3) (Ин 11:54) не решен;

2) город в уделе Манассии (Суд 6:11,24; 8:27,32; 9:5), родина Гедеона. Предположит. - это совр. Эт-Тайбе, находящийся прим. в 13 км сев.-зап. Бейт-Шеана; ср. см. Хафараим. Исследователи высказывали предположение, что это Силет-эд-Дар, в 5 км сев. Самарии.

II.

("Детёныш" (газели, серны и т.п.)), израильтянин из колена Иуды (1Пар 4:14).

Охозия

Охозия (евр. Ахазья, Ахазьяху, "Яхве захватил, удерживает"):

1) сын израил. царя Ахава и Иезавели. Правил только два года (852-851 гг. до Р.Х.) и в служении Ваалу следовал примеру своих родителей (3Цар 22:51-53). О. безучастно воспринял отпадение моавитян, царь к-рых, Меса, после смерти Ахава перестал платить дань Израилю (4Цар 1:1; 3:4 и след.). О. и иуд. царь Иосафат совместно строили корабли в Ецион-Гавере, но когда пр. Елиезер высказал упрек Иосафату за сотрудничество с О., а корабли потерпели крушение, то этой затее пришел конец (3Цар 22:49 и след.; 2Пар 20:35-37). О. упал с верхнего этажа своего дворца и тогда послал к Веельзевулу в Аккарон узнать, является ли его "болезнь" смертельной. Пр. Илия перехватил послов по пути и отправил их назад с сообщением, что О. предстоит умереть, поскольку он не спросил о своей участи у Господа. Так и случилось, и брат О. Иорам наследовал израил. престол, так как у О. не было сына (4Цар 1);

2) самый младший сын иуд. царя Иорама и царицы Гофолии, дочери Ахава и внучки Амврия (именно это подразумевается под словом "дочь" в 4Цар 8:26). В евр. тексте 2Пар 21:17 О. в результате перестановки двух составляющих частей его имени назван Иоахазом. Старшие братья О. погибли во время нападения арабов и филистимлян (2Пар 21:16-17; 22:1). В короткий период своего правления (845 г. до Р.Х.) О. полностью находился под влиянием матери и родственников из рода Ахава (ст. 2-5). О. сражался при Рамофе Галаадском против сирийцев вместе со своим дядей израил. царем Иорамом, к-рый был там ранен. При посещении своего дяди в Изрееле О. был убит Ииуем, исполнившим суд Господа над домом Ахава (4Цар 8:28 и след.; 9:24,27). При этом нашли свою смерть еще 42 иуд. царевича, племянники О. (4Цар 10:12-14; 2Пар 22:8). Прочих родственников и сыновей О. приказала убить Гофолия, чтобы обеспечить себе власть над Иудеей. Сестре О. удалось спасти только его малолетнего сына Иоаса (4Цар 11:1-3).

Охота

Для израильтян О. являлась необходимым, хотя и сопряженным с опасностью, занятием. Во время О. нередко приходилось вступать в единоборство с хищниками - медведями, волками, львами, кабанами и др. Охотничьи навыки помогали защищать имущество от набегов лис и шакалов, к-рые наносили хозяйствам немалый урон (см. Суд 14:5; 1Цар 17:34-36). В Библии страстные охотники (см. Нимрод и см. Исав) обычно оказываются противниками богоизбр. народа. Во Втор 14:5 объектами О. названы олень, косуля (в Синод. пер. - "серна"), лань (в Синод. пер. - "буйвол"), горный козел (в Синод. пер. - "лань"), серна (в Синод. пер. - "зубр"), тур (в Синод. пер. - "орикс") и антилопа (в Синод. пер. - "камелопард"). Мясо этих животных разрешалось употреблять в пищу, но кровь следовало выливать на землю и засыпать, т.к. "кровь есть душа" (Втор 12:22-24). Охотники рыли ямы-ловушки (Пс 7:16; 9:16), куда и попадали дикие животные. "Ловцы" (Пс 90:3; Иер 16:16) расставляли сети (Пс 56:7; Иез 19:8) и силки (Пс 68:23; 139:6; 140:9; Лк 21:35). Сеть и силок были также орудиями птицеловов (Пс 123:7; Иер 5:26). Пастухи для защиты отар от хищников пользовались прежде всего пращей (см. 1Цар 17:40; Иов 41:20), но обычно на О. применялись лук (Быт 27:3)и копье, реже - меч (Иов 41:18 и след.). На колесницах на Востоке охотились прежде всего цари; в Палестине подобная О. была мало распространена из-за особенностей ландшафта. Со времен перс. владычества здесь охотились также и верхом на лошадях. Соседние с израильтянами народы ловили и приручали медведей и львов (см. Иез 19:2-4, 8,9).

Охран

Охран (от евр. "запутывать", "замутнять"), израильтянин из колена Асира, отец Пагиила (Чис 1:13).

Оцем

Оцем ("вспыльчивый"):

1) израильтянин из колена Иуды, сын Иерахмеила (1Пар 2:25);

2) сын Иессея, брат Давида (1Пар 2:15).

Оценивать

Оценивать см. Оценка, оценивать.

Оценка, оценивать

I.

При особом см. Обете в нек-рых случаях Господу посвящался не сам предмет обета (человек, нечистое животное, дом или поле), а его денежный эквивалент. Священник оценивал посвященное, и давший обет в соотв. с этой О. вносил указ. сумму в святилище (Лев 27).

II:

1) при взимании налогов и податей необходимо было произвести О. облагаемого ими имущества (4Цар 23:33,35). Такого рода мероприятия были невозможны без переписи населения и учета состояний граждан с распределением их по сословиям. Сохранились датируемые еще II тысячел. до Р.Х. списки жителей, адм. акты, сообщения о регулярных взиманиях налогов с Угарита (см. Рас-Шамра), Алалаха и Мари (см. Письма из Мари);

2) в Библии сообщается об О. имущества населения, проводившейся римлянами при имп. Августе (см. Квириний), а также о трех переписях населения в Израиле:

а) первая из них состоялась у горы Синай вскоре после исхода евреев из Египта (Чис 1:1-46), вторая - перед их входом в Ханаан в конце странствования по пустыне (Чис 26:1-51). В результате этих двух переписей было названо число годных к воинской обязанности мужчин в возрасте от 20 лет и старше (Чис 1:2 и след.; 26:2; см. Исход, VII). Колено Левия при этом не учитывалось (Чис 1:47), и исчисление в нем велось отдельно (Чис 3:15-39; 4:34-49). Сначала была проведена О. числа мужчин и мальчиков в возрасте "от одного месяца и выше" (Чис 3:15,39), затем 30-50-летних, пригодных для служения в святилище (Чис 4:35,47 и след.). Первое исчисление было связано со взиманием выкупа за каждого человека (Исх 30:11-16), этот выкуп позднее был возобновлен царем Иоасом (4Цар 12:4; 2Пар 24:5 и след.,9);

б) след. перепись населения распорядился провести Давид, но это было против воли Господа, и в виде наказания Господь наслал на народ язву (2Цар 24; 1Пар 21). Перепись не была доведена до конца, и данные, к-рые удалось получить, не были записаны (1Пар 27:23 и след.). Кр. того, Давид повелел провести О. числа левитов (1Пар 23:2-5,24,27) и священников (1Пар 24:3 и след.), чтобы распределить их по предназнач. им служениям.

Очаг

Очаг, место в доме, где разводили и поддерживали огонь (Ис 30:14; Иез 46:23). Круглое углубление в полу, располагавшееся обычно в углу дома, обкладывали камнями, на них ставили котел, в к-ром готовили еду. Нек-рые продукты, напр. мясо, подвешивали для обжаривания над открытым огнем. В жизни израильтян О. не имел такого значения, как в жизни европейцев. В Иез 43:15 под О. (в Синод. пер. - "жертвенник"), вероятно, подразумевается жертвенник в Иерусалиме, на к-ром постоянно горел жертв. огонь.

Очищать

Очищать см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

Очищение

Очищение см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

Предыдущая страница Следующая страница