Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "Ч"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

Чада

Чада см. Дети, сыновья, младенцы, чада.

Чайка

Евр. слово шахаф обозначает птицу, возм., из семейства чаек, к-рую не разрешалось употреблять в пищу как нечистую (Лев 11:16; Втор 14:15). Ч. различных видов прилетают зимовать в Палестину; среди них наиб. распространены Ч. обыкновенная, или озерная (Larus ridibundus), морская Ч. (L. fuscus) и сизая Ч. (L. canus). Иногда слово шахаф, по аналогии с араб., переводят как "летучая мышь".

Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы

Этими словами переводятся два евр. слова:

1) хартуммим - чародеи при дворе фараона; эти "волхвы Египетские" имитировали чудеса, творимые Моисеем (Исх 7:11,22; 8:3). В Быт 41:8,24 это же слово переведено как "волхвы", а в Дан 1:20; 2:2 - как "тайноведцы";

2) мехашшефим или кашшефим - это тоже чародеи (Дан 2:2), чье идолопоклонство и прорицательство осуждались Законом (Втор 18:10 и след.). Тем не менее эти чародеи обитали среди израильтян во все времена (Иер 27:9), иногда их численность была очень велика (Ис 47:9,12), и Бог неоднокр. возвещал суд над Своим народом за то, что израильтяне обращались к ним (Ис 47:9; Мал 3:5; ср. Наум 3:4). Особых различий между прорицательством и Ч. ВЗ не делает. То и другое - мерзость пред Господом, и Бог отвергает таких людей (Втор 18:12; Откр 21:8; 22:15); непокорность, волшебство и идолослужение рассматриваются как грехи равной тяжести (1Цар 15:23). В НЗ упоминаются волхвы (греч. магой) Симон (Деян 8:9 и след.), Вариисус и Елима (Деян 13:6,8), выступавшие противниками Евангелия.

Час

I.

В новозаветный период как день, так и ночь делили на 12 Ч., т.е. 12 Ч. от восхода солнца до заката (ср. Ин 11:9) и 12 от заката до следующего восхода. Из этого следует, что летний дневной Ч. был длиннее 60 минут, а ночной короче, зимой же - наоборот. Поэтому, когда мы читаем в НЗ: третий или десятый Ч., то необходимо, помимо этого, знать, в какое время года происходило данное событие. Конец шестого Ч. падает на полдень, а третий Ч. соответствует середине временного отрезка от восхода солнца до полудня. Когда Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы сказал, что еще только третий Ч. дня (Деян 2:15), то это нельзя просто отождествлять с девятью Ч. Это, скорее, означает, что два Ч. (= 2/12), в течение к-рых солнце в этот день стоит над горизонтом, уже прошли, и идет третья из двенадцати частей дня. В том же Ч. произошло и распятие Иисуса (Мк 15:25). От шестого (полдень) до девятого Ч. в этот день было затмение "по всей земле", а около 9 Ч. Иисус испустил дух (Мф 27:45 и след.,50). Если в Ин 19:14 упоминается, что разбират-во у Пилата происходило в шестом Ч., то речь идет о рим. отсчете времени, к-рое начиналось от полуночи. Тогда этот шестой Ч. предшествует третьему Ч., отсчитываемому от восхода солнца (Мк 15:25).

II.

В переносном смысле выражение "час пришел" часто употребляется в значении назнач. Богом срока (Ин 2:4; 7:30; 17:1) или судьбоносного момента в жизни человека и в истории. Напр., Ч., когда был схвачен Иисус, обозначен как время власти темных сил (Лк 22:53; ср. Мф 26:45; Ин 16:32). Часто говорится о времени Второго пришествия Иисуса, о дне и Ч. к-рого знает только Бог (Мф 24:36,42,44; Мк 13:32; Деян 1:7; Откр 3:3). Этому будет предшествовать "последнее время" (1Ин 2:18; ср. Рим 13:11), или "година искушения" (Откр 3:10).

Чаша

Статья большая, находится на отдельной странице.

Человек

Статья большая, находится на отдельной странице.

Человек Божий

В 1Тим 6:11 Павел, обращаясь к Тимофею, называет его "человеком Божиим", т.е. человеком, чья жизнь принадлежит Богу (ср. 2Тим 3:17).

Человеческая заповедь

Человеческая заповедь см. Человек (IV,2) см. Установление.

Черви

Ч. обозначаются в евр. языке словами тола (толеа) и римма. В Библии они упоминаются в связи с испорченной пищей (Исх 16:20,24), гнойными нарывами (Иов 7:5) и разложением трупов (Иов 17:14; 21:26; 24:20; Ис 14:11; Сир 10:13). Возм., к Ч. причислены также улитки и гусеницы (см. Втор 28:39; Иона 4:7). В метафорич. значении Ч. в Библии уничижительно названы ничтожные и слабые люди (Иов 25:6; Пс 21:7; Ис 41:14).

Чермное море

Чермное море (евр. ям суф) - это геогр. название в Библии применяется к Суэцкому заливу (Чис 33:10 и след.), заливу Акаба (3Цар 9:26), а также к озеру, располож. на Суэцком перешейке (Исх 13:18; 15:4,22; см. Исход, V,5): Горьким озерам и оз. Тимсах, к-рые в то время, вероятно, еще соединялись проливами с Красным морем. Только в Септуагинте (Исх 15:4,22), а затем и в НЗ (Деян 7:36; Евр 11:29) вместо ям суф появляется греч. название "Красное море" (греч. эрютра таласса), к-рое географич. не совсем совпадает с евр. обозначением. Во-первых, в небибл. контексте оно не включает в себя озер, располож. на перешейке, во-вторых, для античных географов оно могло включать Индийский океан и даже Персидский залив. Египтяне еще в XV в. до Р.Х. прорыли канал, соединявший см. Нил с Суэцким заливом. Через этот канал осуществлялась связь по морю с зап. побережьем Синайского полуо-ва и горнорудной (см. Горное дело) областью Серабит-эль-Хадим (см. Дофка). Известная экспедиция царицы Хатшепсут в Пунт (см. Египет, IV,2), лежащий на юго-зап. побережье Красного моря, очевидно, использовала этот маршрут. Через собственно Красное море, вероятно, проходил и маршрут мор. путешествия вокруг Африки, к-рое было предпринято финикийцами по распоряжению фараона Нехо (см. Нехао). (см. Корабль, кораблестроение, II). Судоходство по Красному морю в направлении с севера на юг было затруднено ветрами: в те девять месяцев в году, когда в сев. части моря дуют сев. ветры, в его юж. части преобладают ветры юж.

Чернила

В древности Ч. делали из сажи, получаемой от сгорания смолы, дегтя или хвои, разбавляя ее камедью с водой или уксусом; Ч. были черного цвета. Мишна выдвигает такое требование: "Свиток закона следует писать чернилами, изготовленными из сажи от масла, растворенной в соке чернильного орешка". Ч. писали на коже (пергаменте), папирусе (Иер 36:18; 2Кор 3:3; 2Ин 12; 3Ин 13) и на керамич. черепках (остраках). (см. Письмо, II см. Книга, I и II). Часто Ч. хранили в спец. чернильнице, изготовл. из рогов копытных животных, дерева или металла; носили ее на поясе.

Черное дерево

Черное дерево, высокосортная древесина, к-рую получали из различных пород деревьев семейства (Diospyros), прежде всего (Diospyros Ebenum). Прочная, с большим удельным весом, почти черного цвета, она имеет такую плотную структуру, что невозможно различить годовые кольца. Такие деревья произрастают на полуо-ве Индостан, в Индокитае и в Африке. Ч.Д. было известно в Египте с глубокой древности. Так, различные предметы из Ч.Д. были обнаружены в гробнице Тутанхамона. Согл. Иез 27:15, "сыны Дедана" (т.е. жители Родоса и других о-вов) поставляли Ч.Д. финикийцам.

Чернуха

Под евр. словом кецах, к-рое переведено в Ис 28:25,27 как "чернуха", подразумевается чернушка (Nigella sativa) - растение из семейства лютиковых (Ranunculaceae). Черные семена этого растения, имеющие в диаметре прим. 3 мм, использовались как специя, подобно тмину (в т.ч. и при выпечке хлеба), а также как лекарств. средство (при вздутии живота).

Черный

Черный см. Краска, цвет.

Черта

В Синод. пер. Ч. назван маленький геогр. знак в евр. письме времен Иисуса, напоминающий крючок или черточку. Его значение сегодня, видимо, уже невозможно установить, возм., он служил лишь украшением. Говоря, что из Закона "не прейдет ... ни одна черта" (Мф 5:18; Лк 16:17), Иисус тем самым отмежевывается от методов книжников и подчеркивает неизменность Божьей воли, сообщ. в библ. откровении. Иуд. богословы держались за букву Закона, но одноврем. старались обойти его требования (см. Фарисеи), а согл. гематрии (одному из спекулятивных способов толкования Писания), при определ. условиях могли заменять одно слово Библии другим. Из-за такого произвола в обращении с Законом, напр., при особом истолковании Втор 24:1, муж мог развестись с женой под любым легковесным предлогом, разрушая т.о. Божью заповедь о браке (см. Лк 16:17,18). Иисус подчеркивает, что Закон, т.е. совершенная воля Божья, должна и будет исполняться. В Царстве Божием праведность зачтется только тем, кто исполнял Божью волю (Мф 5:18-20), правда, не собств. силами, а как Его творение, созд. во Христе Иисусе на добрые дела (Еф 2:10).

Чертог

Чертог см. Горница; ср. см. Дом, строительство дома см. Дворец. По поводу текста в Дан 5:5 см. Вавилон (I).

Чеснок

Чеснок (Allium sativum var. vulgare; евр. шум) весьма ценился на Ближнем Востоке. Наряду с другими луковичными растениями он входил в рацион израильтян, когда те находились в егип. рабстве (Чис 11:5). Толченый, сдобренный маслом Ч. служил приправой к пище. Его ели также в натур. виде с хлебом. У Горация сказано, что за чесночный запах евреев называли "judaei foetentes" ("вонючие евреи").

Чесотка

Чесотка см. Болезнь.

Честь, чтить

Честь, чтить (евр. кавод, "вес", "тяжесть"; греч. докса).

I. БОЖЬЯ ЧЕСТЬ

Божья Ч. - это Его см. Слава (Исх 24:16; 40:34; 3Цар 8:11; 2Пар 7:1; Ис 6:3), вечный свет, в к-ром Он пребывает и в к-рый Он облечен, "как в одеяние"; это Его сущность, являющая Себя в виде огненного сияния (Лк 2:9).

II. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЧЕСТЬ

1) Ч. - это уважение, к-рого заслуживает человек, созданный по образу и подобию Бога. Поскольку каждый владеет только тем, что ему было дано, то никто не может воздавать почести самому себе. Никто, кроме Бога, не может притязать на Ч. (Евр 5:4). Бог - единственная Ч. человека, он не может иметь Ч. без Бога (Пс 61:8 - в Синод. пер. - "слава"; Ин 5:44 - в Синод. пер. - "слава"). В Судный день будут увенчаны Ч. (славой) служившие Сыну Человеческому (Ин 12:26), завершившие свою жизнь в вере и с терпением уповавшие на вечную жизнь (Рим 2:7; 1Пет 5:4);

2) живущим на земле следует почитать тех, кому Ч. принадлежит по праву (Рим 13:7): отца и мать (Исх 20:12), старцев (Лев 19:32), истинных вдовиц (1Тим 5:3), своих господ (1Тим 6:1), в том числе и суровых (1Пет 2:18);

3) христианин должен не только оказывать Ч. другим, но и помнить, что не следует искать себе никакой Ч. (славы), кроме как Ч. от Бога (Ин 5:44; 12:43; 7:18; 1Фес 2:6). Честолюбие или тщеславие, радение о Ч. перед людьми - суетны и, согл. Гал 5:26 и Флп 2:3, недопустимы. Восславление друг друга чуждо подлинному христианству (Ин 5:44). Вместо того чтобы искать Ч. среди людей, христиане должны быть почтительны по отношению друг к другу (Рим 12:10). Но это вовсе не означает, что надо забыть о собств. достоинстве (Деян 13:46; 16:37; 2Кор 11:23; 1Тим 4:12).

Четвертовластник

Это слово букв. соответствует греч. титулу тетрарх, изнач. принадлежавшему правителю одной четвертой части к.-л. царства, а затем употреблявшемуся также по отношению к князьям небольших областей. В НЗ Ч. названы Ирод Антипа (Мф 14:1; Лк 3:19; 9:7; Деян 13:1) и Филипп (Лк 3:1). Каждый из них правил четвертой частью царства Ирода Великого. Хотя римские власти и лишили сыновей Ирода права офиц. называться царями, слово "царь" в значении "правитель" употреблялось иногда и по отношению к Ч. (Мф 14:9; Мк 6:14). В Лк 3:1 словом "четвертовластник" назван правитель небольшой области.

Четверть

Четверть см. Деньги см. Меры длины, площади, объема и веса.

Четыре

Четыре см. Число.

Чечевица

Чечевица (Lens esculenta; евр. адаша), бобовое растение, с древнейших времен выращиваемое в Палестине (Быт 25:34; 2Цар 17:28; 23:11). Из Ч. варили кашу, а жареные, а затем молотые зерна смешивали с медом, используя как начинку для пирогов. В голодные времена при выпечке хлеба в ячменную муку добавляли молотую Ч. (Иез 4:9).

Чешуя

I.

Животные, жившие в воде или на воде и не имевшие чешуи или перьев, считались у израильтян нечистыми (Лев 11:9-12; Втор 14:9,10). см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

II.

Чешуйчатая броня (1Цар 17:5), см. Оружие и орудия труда.

III.

В метафорич. значении это слово "Ч." употребляется в Деян 9:18: "И тотчас как-бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел".

Чиновник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Числа

Числа, название четвертой книги Моисея. см. Пятикнижие Моисея.

Число

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чистый

Чистый см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.

Читать

Слово "Ч." в Библии чаще всего означает "зачитывать вслух" (Неем 8:8; Иер 36:6; Деян 13:27; 1Тим 4:13; Откр 1:3). Не имея еще навыков чтения про себя, люди все тексты читали вслух (Деян 8:28,30).

Чресла, стегно, бёдра

I.

Поясница и задняя часть туловища ниже поясницы (Быт 24:2; 32:25; 47:29; Исх 28:42). В Библии встречаются различные евр. слова, обозначающие область бедер и ягодиц. Слова "чресла" и "стегно" заимствованы авторами Синод. пер. из старославянского яз. На Ч. носили пояс (Исх 12:11; 3Цар 2:5; 4Цар 1:8; Мф 3:4), к-рым подпоясывали широкие одежды (3Цар 18:46). Поэтому препояс. Ч. символизируют готовность отправиться в путь (Иов 38:3; Иер 1:17; Еф 6:14; 1Пет 1:13). Говорится также, что поверх Ч. надевали траурные одежды (Быт 37:34; 3Цар 20:32; Ис 20:2; Ам 8:10), при этом верхняя часть тела оставалась, вероятно, обнаженной.

II.

Эвфемистич. выражение "произойти из (от) чресл" обозначает "быть зачатым" (Быт 35:11; 46:26; 3Цар 8:19; Евр 7:5,10; Суд 8:30). Выражение "плод чресл" (Деян 2:30) обозначает прямого потомка.

III.

см. Клятва (II,3).

Чудо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чужеземцы

Чужеземцы см. Пришелец.

Предыдущая страница Следующая страница