Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕФ"-"БЫК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БЕФ"-"БЫК")

Беф-Палет

Беф-Палет см. Веф-Палет.

Беф-Пацец

Беф-Пацец (название, производное от евр. глагола "разрушать"). Город колена Иссахара (Нав 19:21), точное местоположение к-рого неизвестно. Ф.-М.Абель отождествлял его с Керм-эль-Хадете, но другие исследователи видят в последнем город см. Ен-Хадда, также упоминаемый в перечислении.

Беф-Рафа

Беф-Рафа (евр. Бет-Рафа (имя, производное от евр. глагола "исцелять")). Потомок Иуды и сын Ештона (1Пар 4:12).

Беф-Рехов

Беф-Рехов ("дом простора"), город на севере Палестины вблизи Лаиса или Дана (Суд 18:28). Его следует искать у истоков Иордана, возм., на месте возникшей позже Кесарии Филипповой, совр. Баньяса. см. Рехов (II, 2).

Беф-Сан

Беф-Сан, город в уделе колена Манассии (Нав 17:11), к-рый израильтянам вначале не удалось завоевать (Суд 1:27). К моменту смерти Саула Б.-С. принадлежал филистимлянам (1Цар 31:10), но во времена Соломона он уже был израильским (3Цар 4:12). Позже Б.-С. назывался Скифополем (2Мак 12:29 и след.). Но маловероятно, что изменение названия города как-то связано с нападением скифов в VII в. до Р.Х., о к-ром сообщает Геродот. Греч. названия стали даваться евр. городам только столетия спустя. Называемый Скифополем, Б.-С. входил в состав Десятиградия (области десяти городов), где являлся единств. городом, располож. зап. Иордана. Город существовал вплоть до араб. времен, после чего пришел в упадок. Название Б.-С. сохранилось в названии совр. Бейт-Шеана, в то время как древний город располагался на месте руин Телль-эль-Хесн. В результате проведенных на этом месте раскопок было получено множество новых сведений об истории города. Б.-С., бывший во времена правления гиксосов городом-государством, был завоеван Тутмосом III (1490-1436 гг. до Р.Х.) и находился под властью Египта с XV по XIII в. до Р.Х. На месте раскопок были найдены два храма, относящиеся ко времени Тутмоса, один из к-рых был посвящен местному божеству Мекалу (Ваалу Б.-С.); были обнаружены также стела Мекала с выбитым на ней текстом молитвы и великолепное рельефное изображение льва из храма Мекала (XIV в. до Р.Х.; поздний период бронзового века, слева). На месте Б.-С. были найдены остатки оборонит. сооружений и башня, относящиеся ко времени правления Сети I (1304-1290 гг. до Р.Х.). На стеле фараона упоминаются апиру ("низшие", возм., отсюда - евреи), и из надписи можно заключить, что недалеко от города у египтян произошло столкновение с ними. Рамсес II (1290-1224 гг. до Р.Х.) на месте старых храмов возвел новые, к-рые, как показывают результаты раскопок, действовали вплоть до образования Израильского царства. В одном из храмов стояла стела богини Астарты, или Анат (Антит), о к-рой говорилось: "Антит, владычица небес и предводительница всех богов". Возм., это был тот самый храм, в к-рый, согл. 1Цар 31:10, филистимляне положили оружие Саула. Второй храм, как утверждается в отчетах о раскопках, был "домом Дагона", в к-ром филистимляне "воткнули" отрубленную голову израил. царя (1Пар 10:10). Добытые археологами данные свидет-вуют о могуществе филистимлян во времена Саула. В этом же археол. слое были обнаружены следы пожара, уничтожившего Б.-С. Вероятно, город был завоеван Давидом, т.к. во времена Соломона Б.-С. уже принадлежал Израилю (3Цар 4:12).

Беф-Таппуах

Беф-Таппуах ("дом яблонь"), возм., это совр. Таффух, располож. в 7 км зап. Хеврона (Нав 15:53).

Бефуил

Бефуил, город колена Симеона (1Пар 4:30), названный в Нав 19:4 - Вефул, а в 1Цар 30:27 - Вефиль, возм., находился в 18 км юж. Хеврона.

Беф-Фегор

Беф-Фегор ("дом (храм) Фегора"), город колена Рувима около горы Нево (Втор 4:46; 34:6). Согл. Ономастикону (список геогр. названий) Евсевия, Б.-Ф. располагался на одноим. горе на середине пути из Ливии (Беф-Гарам) в Есевон. В наст. время это, возм., Хирбет-Джайель на Вади-Хесбан, сев. Нево. Отсюда открывается великолепный вид на отвесные склоны гор, спускающиеся в долину Иордана.

Беф-Ханан

Беф-Ханан, место, где находилась резиденция одного из двенадцати приставников Соломона, располож. приблизит. в 15 км сев.-зап. Иерусалима (3Цар 4:9). см. Елон (4).

Беф-Хогла

Беф-Хогла ("дом куропатки"), селение на границе уделов колен Иуды и Вениамина (Нав 15:6), сев. Мертвого моря (Нав 18:19), вероятно, около совр. Аин-Хаджла. Однако в ходе исследования верхних слоев почвы здесь пока не обнаружено следов к.-л. поселений, к-рые относились бы к довизант. временам.

Беф-Цур

Беф-Цур (Веф-Цур) ("дом скалы"), город колена Иуды (Нав 15:58), укрепленный Ровоамом (2Пар 11:7) и восстановленный после возвращения евреев из плена (Неем 3:16). Б.-Ц. сыграл важную роль в истории Маккавеев. Др.-евр. историк Иосиф Флавий писал о нем как о самом мощном городе в Иудее. Начиная с блж. Иеронима ученые предполагали, что Б.-Ц. находился на холме Бурдж-эс-Сур, название к-рого созвучно с названием города. Но здесь были обнаружены лишь развалины, относящиеся к визант.-араб. периоду. Древний город лежал значительно сев.-западнее, на месте Хирбет-эт-Тубека, располож. в 6 км сев. Хеврона на высоте 1 тыс. м над уровнем моря и представляющего собой самые высокогорные гор. руины в Палестине. Б.-Ц. был единств. крепостью на западе Иудеи. Он преграждал проход в долину Дуба, единств. открытую равнину на зап. границе (1Цар 17:2,19), через к-рую филистимляне пытались проникнуть в горную страну Иуды. При раскопках Б.-Ц. были найдены ручки от глиняных кувшинов с выгравированными названиями городов, напр. Хеврона и Зифа, и надписями "для царя" или "от царя". Видимо, эти кувшины предназначались для продуктов, подносившихся иуд. царям в качестве натуральной повинности. На одном из черепков была обнаружена надпись, гласившая: "Геальяху, царский сын". Были также найдены осколки кувшинов с изображениями извивающихся змей. Исходя из этого ученые пришли к выводу, что в Б.-Ц. существовал культ змеи, следы к-рого были обнаружены при раскопках.

Бефшитта

Бефшитта ("дом акации"), город, название к-рого встречается в описании битвы Гедеона с мадианитянами (Суд 7:22). На основании этого принято считать, что Б. находилась на месте совр. Бейт-ха-Шитта, в 8 км сев.-зап. Бейт-Шеана.

Бехер

Бехер ("молодой верблюд"), второй сын Вениамина (Быт 46:21 и след.; 1Пар 7:6,8), один из 14 сыновей и внуков Рахили, переселившихся вместе с Иаковом в Египет. И хотя девять родов его потомков насчитывали 20 200 человек (ст. 9), они не упоминаются ни в 1Пар 8:1-6, ни при исчислении родов, произведенном на вост. берегу Иордана (Чис 26:38 и след.). Правда, в Чис имя Б., главы рода, встречается среди сыновей Ефрема (ст. 35). На основании этого исследователи предполагают, что вениамитянин Б. после убийства ефремлян жителями Гефа (1Пар 7:20,21) женился на женщине из колена Ефрема и с тех пор причисляется к нему. Возм. также, что потомки Б. были недостаточно многочисленны, чтобы основать собств. род, тогда Б. вениамитянин и Б. ефремлянин были двумя разными лицами.

Бехораф

Бехораф (евр. Бехорат, "первенец"), сын Афия из колена Вениамина, один из предков Саула (1Цар 9:1).

Бецай

Бецай (Вецай), глава одного из семейств, вернувшихся из Вавилонии вместе с Зоровавелем (Езд 2:17; Неем 7:23). Член этого семейства при Неемии приложил печать к обязат-ву соблюдать Завет (Неем 10:18).

Бецер

Бецер ("золотая руда"):

1) город убежища вост. Иордана, отданный левитам и называвшийся также "Бецером в пустыне" (Втор 4:43; Нав 21:36; 1Пар 6:78 - в Синод. пер. - Восор). Согл. надписи на "камне Меши", город был разрушен, а затем снова восстановлен жителями Дивона. Возм., Б. находился на месте совр. Хирбет-Умм-эль-Амада, в 14 км сев.-вост. Медевы. см. Восор (2).

2) сын Цофаха из колена Асира (1Пар 7:37).

Беэр

Беэр ("источник, колодец"):

1) см. Беер см. Беер-Елим;

2) см. Беери (1).

Беэр-лахай-рои

Беэр-лахай-рои ("источник Живого, видящего меня"). Евр. название источника может быть переведено и как "Источник: Тот, Кто меня видит, жив". Колодец, находившийся в пустыне на пути к Суру, между Кадесом и Баредом (Быт 16:7,14), рядом с егип. границей. Точное местоположение его неизвестно. У этого колодца Агари, бежавшей от Сары, явился ангел Господень и повелел ей вернуться к хозяйке. Позднее здесь жил Исаак (Быт 24:62; 25:11).

Библия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бигвай

Бигвай (санскрит. бхагаван - "счастливый", "радостный" или перс. "садовник"), один из начальников израильтян, возвратившихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7). Вместе с Б. вернулось и его семейство (Езд 2:14; Неем 7:19), остаток к-рого пришел в Иерусалим с Ездрой (Езд 8:14). Во времена Неемии член семейства Бигвая подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:16).

Бигфа

Бигфа (евр. Бигта), один из придворных перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10). см. Авагфа.

Бидекар

Бидекар (евр. Бидкар), приближенный Ииуя во времена израил. царя Иорама (4Цар 9:25).

Бидья

Бидья (евр. Бедья, возм., "под защитой Господа"), израильтянин, женившийся на иноплеменнице (Езд 10:35).

Бизфа

Бизфа (евр. Бизта, "победа"), один из евнухов перс. царя Артаксеркса (Есф 1:10). см. Авагфа.

Билга

Билга, селение в уделе колена Симеона (1Пар 4:29), возм., то же, что и см. Ваала (Вала) (Нав 15:29; 19:3).

Билган

Билган (евр. Билхан):

1) хоррей, сын Эцера, жившего на горе Сеир в земле Эдома (Быт 36:27; 1Пар 1:42);

2) вениамитянин, сын Иедиаила и отец семи сыновей (1Пар 7:10).

Билеам

Билеам, город в уделе колена Манассии, зап. Иордана, переданный левитам (1Пар 6:70). Возм., то же, что см. Ивлеам.

Билшан

Билшан, израильтянин, возвратившийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7).

Бимгал

Бимгал (евр. Бимхал, возм., "терпеливый"), сын Иафлета и потомок Асира (1Пар 7:33).

Бинея

Бинея, вениамитянин, сын Моцы и потомок Саула (1Пар 8:37; 9:43).

Биннуй

Биннуй (перс. "желать счастья" (?)):

1) левит, сын Хенадада, помогавший во времена Неемии восстанавливать стены Иерусалима (Неем 3:24; 12:8);

2) глава одного из семейств, возвратившихся из плена вместе с Зоровавелем (Неем 7:15). В Езд 2:10 он именуется см. Ваний;

3) два израильтянина из семейств Пахаф-Моава и Вания, женившиеся на чужеземках (Езд 10:30,38);

4) см. Бани.

Бирзаиф

Бирзаиф (евр. Бирзайит), внук Берии, потомок Асира (1Пар 7:31).

Бирша

Бирша, царь Гоморры во времена Авраама (Быт 14:2).

Битрон

Битрон, название долины, располож. вост. Иордана (2Цар 2:29).

Бифья

Бифья (евр. Битья), дочь фараона и жена иудея Мереда (1Пар 4:18).

Бихри

Бихри ("юный", "первенец"), отец вениамитянина Савея (2Цар 20:1,2), восставшего против Давида.

Бичевание, палки

1) порка плетью или прутьями (в Синод. пер. - "палками") практиковалась римлянами при допросах (Деян 22:24) и перед распятием (Мф 27:26; Ин 19:1), а также являлась мерой наказания (Деян 16:22; 2Кор 11:25). Рим. гражданин (см. Римляне) был защищен от этого. Рим. плеть состояла из кожаных ремней, закрепленных на кнутовище. Часто в ремни вплетали кости или кусочки свинца, чтобы боль при ударах была сильнее. Обнаженного до пояса наказуемого заставляли принять согнутое положение;

2) у евреев Б. совершалось в синагоге (Мф 10:17; 23:34; Деян 5:40; 22:19). Согл. иуд. закону, число ударов не должно было превышать 40 (Втор 25:3). Боясь ошибиться в счете, евреи наносили "сорок ударов без одного" (2Кор 11:24). см. Наказание.

Бишлам

Бишлам (возм., "в согласии", "сын согласия"), один из перс. сановников, направивших жалобу царю Артаксерксу I по поводу проведения строит. работ в Иерусалиме (Езд 4:7).

Благо

Благо см. Благость, благо, добро.

Благовествование

Благовествование см. Евангелие, благовествование.

Благовествовать

Благовествовать см. Учитель см. Проповедь, проповедовать, проповедник.

Благовестник

Благовестник см. Евангелист, благовестник.

Благоволение, благоволить

Статья большая, находится на отдельной странице.

Благодарить

Благодарить: см. Благодарность, благодарить.

Благодарность, благодарить

Статья большая, находится на отдельной странице.

Благодарственная жертва

Благодарственная жертва см. Жертва.

Благодать

Благодать см. Милость, благодать.

Благоразумие

Благоразумие (разум, догадливость). Благоразумный человек ("сын разумный") сообразует действия с осознанной целью (Притч 10:5; Лк 16:3-8)и определяет пути ее достижения (Мф 7:24; 10:16). Истинное Б. - это Божий дар (1Пар 22:12), исходящий из Слова Божьего (Пс 118:104,130). В тех случаях, когда разум не связан с мудростью, т.е. с вечными устоями, человек прибегает к неправедным средствам (Сир 19:19), что ведет к гибели (Дан 8:25); народ, у к-рого "разума у разумных... не станет", становится неспособным к познанию Бога (Ис 29:14; Мф 11:25; 1Кор 1:20; 3:19).

Благородный

Б. называли добродет. человека из знатного рода (Еккл 10:17; 1Кор 1:26). Это понятие переносится также на растения, драг. камни и металлы (Иер 2:21; 3Цар 10:18 - в Синод. пер. - "чистое золото"). Мудрость, разум и добродетель дороже земных ценностей - серебра, золота и жемчуга (см. Притч 3:15; 16:16; 31:10).

Благословение

(евр. бэрах ; греч. эулогиа).

I.

Под Б. (противоположность см. Проклятие) Библия понимает обращение Божьей милости, благодати на человека либо Самим Богом, либо людьми, действующими по воле Бога (ср. Быт 12:3). Сила Б. нисходит на благословляемого через слова (Быт 27:28 и след.; 48:15 и след.), а иногда через возложение рук. Данное человеку Б. может распространяться на его потомков (Втор 28:4), имущество и окружение. Б. исполняется (Чис 22:6), даже если оно было добыто хитростью (ср. Быт 27). Благословенный сам становится источником божественного Б. (ср. Быт 12:3); Иаков благословил своих внуков и сыновей (Быт 48; 49), а Моисей - колена Израилевы (Втор 33). Иногда Б. называются и дары (Быт 33:11; ср. 1Цар 25:27; 4Цар 5:15).

II.

Первоисточником всякого Б. является Сам Бог (Быт 49:25). Б. по большей части обращено на человека (Быт 1:28; 12:3; 26:3), но Бог благословил также и седьмой день (Быт 2:3), животных (Быт 1:22), хлеб и воду (Исх 23:25). Б., обращенное на человека, есть дар и выражение Божественной любви (Втор 7:13). Божье Б. дарует многочисл. потомство (Быт 1:28), владение землей, щедрые урожаи и обилие скота (Быт 39:5; Втор 28:3-5; Иов 42:12; Пс 64:11), жизненное благополучие и защиту от врагов (Быт 14:19 и след.; Пс 28:11). Во время праздничных богослужений священники, потомки Аарона, соблюдая установленный ритуал, с воздетыми к небу руками (Сир 50:22 и след.) благословляют народ (Чис 6:23 и след.; ср. Втор 10:8). Цари также благословляют народ (Давид - 2Цар 6:18; Соломон - 3Цар 8:14). Получали Б. и жертвенные трапезы (1Цар 9:13).

III.

Иисус снял с людей проклятие (Гал 3:13 и след.), чтобы и на них распространилось обетованное Аврааму Б. (Деян 3:26). Он благословил детей (Мк 10:16), а перед вознесением - и Своих учеников (Лк 24:50). Они сами должны стать носителями и распространителями Б. (Рим 12:14; 15:29). Сила Божья проявляется в них и свидет-вует о себе тем, что они благословляют даже врагов и гонителей (Мф 5:44; Лк 6:28; 1Кор 4:12; 1Пет 3:9).

IV.

Евр. и греч. слова, обозначающие "благословение", "благословлять", могут также употребляться и в значении "восхвалять", "прославлять", а также "благодарить"; в Синод. пер. они иногда передаются именно так, иногда же - букв. (Быт 24:48; Втор 8:10; Суд 5:2,9; Мф 14:19; 15:36; 26:26; 1Кор 10:16).

Благость, благо, добро

1) один только Бог благ - Иисус прямо говорит об этом, от-вечая на вопрос богатого юноши (Мф 19:17) и подтверждая тем самым целый ряд аналогичных ветхозаветных высказываний (2Пар 5:13; Езд 3:11; Пс 135:1). Б. - это категория, неподвластная человеч. суждению; единств. критерий Б. - Божья воля. Даже само желание познать добро и зло (Быт 3:5,6)означает отпадение от Бога. На Страшном суде благой Бог спросит о совершенных человеком добрых делах (2Кор 5:10). О том, что Господь понимает под добром и Б., говорится в Мих 6:8 и Лк 10:42 (благое дело - слушать Господа);

2) люди отпали от Бога и поэтому, согл. Библии, стали "негодны" и злы. "Нет делающего добро, нет ни одного" (Пс 13:3; Рим 3:12; ср. Еккл 7:20). Отсутствие в человеке истинной Б. будет особенно заметно при наступлении последних дней этого мира (2Тим 3:2 и след.);

3) человеку, желающему изменить такое положение и предстать благим пред Бо-гом, не помогут никакие усилия и отречение от мирских благ. Причина этого в том, что, по словам ап. Павла, "не живет... в плоти... доброе" (Рим 7:18). Помочь здесь может только см. Возрождение от Духа Божьего, ибо Б. - это Его плод (Гал 5:22). Божья Б., проявившаяся в том, что Он отдал Своего Сына в жертву за наши грехи, ведет к покаянию (Рим 2:4) и обновлению человека. Церковь Иисуса, в к-рой действует Дух Божий, призвана вершить добрые дела (Еф 2:10; Кол 1:10). Но т.к. такие дела совершаются не самими христианами, а живущим в них Духом Божьим, то прославлять следует не их, а Небесного Отца (Мф 5:16);

4) Б., пробуждаемая в христианах Божьим Духом, не означает, однако, состояния непогрешимости и совершенства в земной жизни; дух и плоть противятся друг другу (Гал 5:17). Но ученикам Иисуса в их борении дано обетование: "Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа" (Флп 1:6).

Благоухание

1) "Благоухание, приятное Господу" - это устойчивое выражение часто встречается в ВЗ, оно употребляется тогда, когда речь идет о приносимой Богу жертве (Быт 8:21; Исх 29:18,25,41; Лев 1:9,13,17 и др.), к-рая пользуется Божьим благоволением;

2) согласно ап. Павлу, Б. может обозначать дела, совершаемые человеком (2Кор 2:14-16). В ст. 14 говорится: "Но Богу благодарение, Который всегда победоносно ведет нас во Христе и благоухание познания о Нем распространяет через нас во всяком месте". Непременным атрибутом всех триумф. процессий римлян были захваченные ими в ходе боев пленники, к-рые несли сосуды с курящимися благо-вониями. Т.о., слова Павла можно истолковать след. образом: верующий человек, "побежденный" Иисусом Христом, следует за своим Господом и, как Б., словом и делом рас-пространяет Евангелие.

Блаженный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ближний

(евр. реа; греч. плесион).

I.

В ВЗ слово "ближний" обозначает соседа (Втор 19:14; 27:17; в Исх 11:2 - соседа-египтянина), а также близкого человека (Пс 37:12); в Иов 19:13 и след. Б. стоит в одном ряду с братом, другом и другими родственниками. С др. стороны, это слово часто имеет тот же смысл, что и "некто", "некий человек" (Лев 20:10; Исх 21:14; ср. ст. 12). Но везде, за искл. Исх 11:2, это понятие включает в себя значение "соотечественник", "израильтянин", как это следует из Лев 19:16-18; 25:14,17. Так же понимали это слово и в заповеди: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев 19:18; по иуд. истолкованию: потому что он такой же, как и ты). Милосердие, оказываемое Б., тоже понимали лишь в этом смысле (Иов 6:14; Притч 14:21). Б. признавался и прозелит (см. Прозелиты), однако фарисеи склонялись к тому, чтобы круг людей, к-рых можно назвать Б., ограничить лишь фарисеями. Отсюда и вопрос законника: "А кто мой ближний?" (Лк 10:29).

II.

Отвечая законнику, Иисус рассказывает ему притчу о милосердном самарянине и задает встречный вопрос: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?" (Лк 10:36). Тот не задумываясь отвечает: "Оказавший ему милость" (ст. 37). Пострадавшего видели все трое (священник, левит и самарянин), но тот, к-рый сжалился над ним, оказался ближним ему. В самом глубинном смысле именно Иисус является ближним каждому человеку. Этой притчей, да и всей Своей жизнью, Он призывает Своих последователей стать ближними тем, кто нуждается в их помощи. см. Близко, близкий, приближать.

Близко, близкий, приближать

I.

В пространств. аспекте речь идет прежде всего об отношении к Богу:

1) неомрач. общение с Богом стало невозможным из-за греха, к-рый отдалил человека от Бога (Быт 3:8; ср. Исх 20:18 и след.). Но Богу все открыто: от Него, невидимого, но близкого (Пс 118:151), невозможно скрыться (Пс 138:7-12). Отдаление от Бога ведет к гибели, поскольку лишь у Него можно найти спасение (Пс 90:1 и след.); однако молящийся может быть уверен в том, что Бог близок к нему (Пс 144:18). Чтобы облегчить человеку приближение к Себе, Бог устанавливает институт священства и позволяет см. Священникам предстоятельствовать перед Ним за людей (Евр 5:1), но и священники смеют приближаться к Богу только во время служения и после особой подготовки (ст. 3; Лев 16:2-6);

2) народ Израиля, обладая священством и получив особое обетование, состоит в особых отношениях с Богом, в к-рых отказано язычникам. В новозаветные времена, благодаря посредничеству Христа (1Тим 2:5 и след.), верующие из язычников становятся так же близки к Богу, как иудеи (Еф 2:13). Христос Своей кровью и плотью открыл путь к Богу (Евр 10:19-21); каждый человек, искренне уверо-вавший во Христа, теперь может приблизиться к своему Творцу.

II.

Люди состоят друг с другом в неодинаково близких отношениях, поскольку каждому дан свой см. Ближний, к-рому следует помогать в первую очередь (Лк 10:27-37).

III.

Во времени предстоящее событие может быть близким или далеким (Ам 6:3; Втор 32:35). В ВЗ говорится о близости дня Господня (Ис 13:6; Иез 7:7; Соф 1:14) и прихода Мессии (Чис 24:17; Ис 56:1). НЗ начинается с проповеди приблизившегося Царства Небесного (Мф 3:2); в нем также содержится обетование Второго пришествия Христа (Ин 14:3). Поскольку никто не знает часа этого события (Мк 13:32) и ожидающим кажется, что Христос медлит явиться, возникает опасность предаться соблазну (Лк 12:45; 2Пет 3:9).

IV.

Временная и пространственная близость могут быть связаны между собой. Бывают времена особой близости Бога, времена Его милости, когда Бог позволяет найти Себя (Ис 55:6) или Сам приближается к страждущему (Пс 33:19; 84:10). Но Бог может приближаться и для того, чтобы исполнить Свой суд (Откр 2:5; 3:3,20). Осознание близости вершащего суд Господа побуждает верующего жить так, чтобы при встрече со Христом не понести осуждения (Рим 13:11 и след.; 1Пет 4:7-11; Иак 5:8-10).

Близнецы

В Библии рассказывается о рождении двух пар Б. Противоречия между Б. Иаковом и Исавом начались с момента их рождения (Быт 25:22-26); затем они продол-жились в стремлении Иакова завладеть благословением отца, к-рое тот должен был дать первородному сыну. При рождении сыновей Фамари также первородным стал не Зара, к-рый показался из чрева матери раньше, чем Фарес (Быт 38:27-30). Фарес стал одним из предков Иисуса (Мф 1:3; Лк 3:33). В НЗ апостол см. Фома прозван Б., видимо, потому, что имел брата или сестру-близнеца (Ин 11:16). Корабль, на к-ром Павел добирался с Мальты в Путеол, был назван в честь Б. Диоскуров, Кастора и Полидевка, сыновей Зевса (Деян 28:11). Вероятно, на носу корабля было укреплено их скульптурное изображение. Эти божеств. Б. считались покровителями моряков, а также статьи см. Корабль, кораблестроение см. Знамя.

Блоха

Блоха (Pulex irritans). Насекомое, паразитирующее на людях и животных. В песчаных и засушливых областях Палестины было много Б., от к-рых особенно страдали жители Тивериады. Согл. народному преданию, этот город был жилищем "царя блох". Давид, преследуемый Саулом, называл себя Б. (1Цар 24:15; 26:20).

Блуд, блудница, блудник

I:

1) о блудницах в Библии сообщается довольно часто (Нав 2:1; Суд 16:1; 3Цар 3:16; Притч 23:27). При раскопках в Самарии был найден пруд, в к-ром мылись блудницы, омывшие колесницу царя Ахава (3Цар 22:38);

2) многократно сообщается и о культовой проституции у израильтян (Чис 25:1 и след.; Иер 3:2; Ос 4:13 и след.; ср. Быт 38:15), практиковавшейся прежде всего в хананейских культах плодородия. Культовая проституция встречалась и у финикийцев, сирийцев, вавилонян. Служа в святилище женского (см. Астарта, см. Ашера, Анат, Баалат) или мужского божества плодородия (см. Ваал, Адонис), не только девушки, но и мужчины (Втор 23:18, см. Цена пса; Цар 14:24; 15:12; 22:46) отдавались посетителям храма (см. Высота). Как сообщают античные авторы, каждая девушка перед свадьбой (ср. Лев 19:29; Ос 4:13) или женщина раз в жизни обязана была отдаться священнику в храме или чужому мужчине. Из истории Вавилона нам известно, что нек-рые родители посвящали своих дочерей на подобное служение божеству (ср. Лев 19:29);

3) распространение культовой проституции, к-рую Закон запрещал под угрозой смертной кары (Лев 19:29; 21:7,9; Втор 23:18 и след.; ср. Чис 25:5-8; Втор 13:6 и след.), явилось причиной того, что пророки стали называть Б. всякое идолопоклонство (Иер 2:24 и след.; 3:1-3,6,9; Иез 16:15-34; 23:1-21).

II.

НЗ запрещает всякий Б. (1Кор 6:9,13-20; Еф 5:3,5; 1Фес 4:3; Евр 13:4; см. Апостольский собор, 4). Иисус в Мф 19:9 говорит о Б. как о единств. причине для развода. Но и блудницам, и блудникам не закрыт путь к прощению (Мф 21:31 и след.; 1Кор 6:9 и след.; см. Коринф). В значении "идолопоклонство" слова "блудница", "блуд", "любодеяние" употребляются прежде всего в Откр 2:20 и след.; 14:8; 17:1 - 19:2.

Блудник

Блудник см. Блуд, блудница, блудник.

Блудница

Блудница см. Блуд, блудница, блудник.

Блюдо

Блюдо (евр. саф), широкий открытый сосуд, использовавшийся как в святилище (Исх 12:22; 25:29; 37:16; Чис 4:7), так и в доме (2Цар. 17:28; Мф 23:25 и след.). Подобные сосуды имелись и среди инвентаря храма (4Цар 12:14; Иер 52:19). Судя по Чис 7:13, Б. было больше по размерам и, возм., глубже, чем см. Чаша.

Блюститель порядка

Блюститель порядка (греч. грамматеус, "писец"), высокопост. чиновник гор. администрации в Эфесе (Деян 19:35-40), к-рый, помимо других обязанностей, руководил собранием горожан и осуществлял надзор за храмовой казной.

Бобы

Бобы. Упоминающиеся в Библии Б. (евр. пол) являются, видимо, Б. Vicia faba. Их варили целиком или мололи на ручной мельнице, употребляя затем в виде каши, приправленной чесноком. Б. также кормили скот. Согл. 2Цар 17:28, во время войны Давида с Авессаломом Б. были частью продовольствия, доставлявшегося войску царя. В голодные времена израильтяне использовали Б. и при выпечке хлеба (Иез 4:9).

Бог

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бог гор

В Передней Азии было распространено представление о том, что боги господствуют лишь на определ. ограниченной тер., за пределы к-рой их могущество не распространяется. В соответствии с этим представлением, власть горных богов ограничивалась исключит. горами. Вероятно, именно т.о. следует понимать 3Цар 20:23 и след. , где сирийцы объясняют победу израильтян в горах тем, что "Бог их есть Бог гор" (МТ: "Боги их - боги гор"). Но надежда арамеев на победу в битве на равнине была разрушена безграничным могущ-вом Бога Израиля.

Боган

Боган (евр. Бохан, от бехон - "большой палец" (?)), рувимлянин, именем к-рого назвали камень, служивший погран. знаком между уделами Иуды и Вениамина (Нав 15:6; 18:17).

Богатство, богатый

I.

Б. - это владение собственностью, размеры к-рой намного превышают жизненно необходимый уровень. Б. может быть дано Богом как благословение, дарованное благочестивому (Притч 10:22)в награду за выдержанное испытание (Иов 42:10) или проявленное прилежание (Притч 12:27). Но оно может быть и неправедно присвоено не знающим угрызений совести безбожником (Пс 72:12). Поэтому Б. не может быть мерилом благочестия, как и нищета - признаком особой вины перед Богом (ср. Притч 28:6). Человек, благочестивый на словах, на деле может накапливать Б. неправедным путем (Мк 12:40). Мудрец говорит в своей молитве: "Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтоб обеднев не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе" (Притч 30:8 и след.).

II.

Б. может оказаться опасным для его обладателя. И даже когда Б. еще нет, стремление к нему может помешать человеку ясно различать праведное и неправедное (1Тим 6:9). Другая опасность заключена в вызываемом Б. высокомерии: "Человек богатый - мудрец в глазах своих" (Притч 28:11). Пророк предостерегает: "Да не хвалится богатый богатством своим" (Иер 9:23). Если человек привязывается к Б., это ставит под угрозу его будущую вечную жизнь: "Трудно богатому войти в Царство Небесное" (Мф 19:23 и след.). Б. может повредить: "...горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение" (Лк 6:24). На примерах богача из притчи о богаче и Лазаре (Лк 16:19 и след.), богатого начальника (Лк 18:23), мытаря Закхея показано, как Б. вовлекает человека в грех, закрывая ему доступ в Царство Небесное. Отсюда предостережение: "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас" (Иак 5:1). Обольщение Б. заглушает слово Божье (Мф 13:22).

III.

Истинное Б. может быть только во Христе. Павел говорит о "неисследимом богатстве Христовом" (Еф 3:8). Такое Б. придает человеку духовную силу (ст. 16). Оно состоит в даруемой Богом мудрости и ее плодах (Притч 8:11,18 и след.), в милосердии и благодати, к-рые Бог обращает к нам (Еф 1:7; 2:4), и в любви, к-рой Он наполняет наши сердца (Рим 5:5; Флп 1:9). Такое Б. должно постоянно возрастать (Флп 1:9). Считающий себя богатым может потерять все и впасть в нищету (Откр 3:17; ср. 1Кор 4:7 и след.). Тот, кто непрерывно черпает духовное Б., познает Божью благодать, "насытится от тука дома" Божьего (Пс 35:9). Он может передавать свое Б. другим (2Кор 6:10), хотя сам при этом останется бедным, ибо духовная сила, проявляющаяся через него, происходит не из него, а от изобилия Отца. см. Бедность, бедный.

Богиня неба

Богиня неба (Иер 7:18, МТ: "царица неба"), вавил. богиня Иштар (см. Астарта).

Боговдохновенный

Боговдохновенный (греч. теопнеустос, "богодухновенный"). Согл. 2Цар 14:3, человек может "вложить в уста" другому определ. информацию, к-рую тот должен донести до других людей. Бог же властен вложить весть в сердце Своего посланника (Езд 7:27; Неем 2:12). Подтверждая эту мысль, Тимофей говорит в 2Тим 3:16, что все Писание Б. (прежде всего здесь имеется в виду ВЗ, см., напр., Ин 2:22; 5:47, а в 2Пет 3:16 наряду с ветхозаветными Б. названы и новозаветные писания). Библия появилась благодаря чуду: смертные люди смогли произнести и записать слово Божье. При этом не исключалось своеобразие личности каждого из них, поэтому в отдельных частях Писания ощущается инди-видуальность его авторов. Как Христос является истинным Человеком и истинным Богом, так и Библия представляет собой истинное человеч. и истинное Божье Слово (1Кор 10:15,19; Гал 5:2; Еф 4:17; 1Фес 2:13). Величайшее Слово, сказанное Господом, - Иисус Христос (Евр 1:1 и след.; Ин 1:14). О Христе свидет-вует Евангелие - записанное слово Божье, проповеданное Им (Евр 2:3). Христос обещал Своим свидетелям, что после Его ухода Св. Дух научит их, напомнит им обо всем, что Он говорил (Ин 14:26; ср. также 2Пет 1:19-21). Дух Божий, Которым были исполнены проповедь апостолов (1Фес 2:13) и писания авторов Библии, не прекратил Свою работу. Он продолжает действовать при восприятии верующими Слова Божьего, от помощи Св. Духа зависит правильное понимание Писания (1Кор 2:12 и след.; 2Кор 3:14-17). см. Священное Писание.

Богослужение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бодрствовать, просыпаться

I.

Бодрствование - состояние, противоположное сну, а также несение стражи (Пс 126:1). см. Стражи, сторожить, бодрствовать.

II:

1) благочестивый человек в ВЗ с благодарностью осознает, что просыпается по утрам в присутствии Бога (Пс 3:6), под охраной Которого он провел ночь (ср. Пс 126:1), и, пробудившись, желает "насыщаться образом Его" (Пс 16:15);

2) в метафорич. значении глагол "просыпаться" употребляется, когда речь идет о том, что Господь призывает человека пробудиться и вновь обратиться к Нему после суда (Ис 51:17) или предать себя Его суду, очнувшись от духовного пьянства и плена греха (Иоил 1:5). С др. стороны, просьба к Богу о помощи нередко начинается призывом: "Подвигнись, пробудись!" (Пс 34:23; 43:24; 58:5; ср. Иов 8:6);

3) в Дан 12:2 "пробудиться" означает "воскреснуть из мертвых". Однако из смерти человек не может пробудиться сам по себе (Иов 14:12).

III.

В НЗ часто встречается призыв к бодрствованию (Мк 13:33,37; 1Кор 16:13; Откр 3:2) как основному состоянию христианина, готовящегося ко Второму пришествию своего Господа. Молитва и прошение (Еф 6:18; Кол 4:2) помогают ему как чаду дня и см. Света (ст. 5), не имеющему ничего общего с тьмой (см. Тьма), сохраняя трезвость (1Фес 5:6), поддерживать эту готовность. Христос говорит о таком поведении в притчах о верном рабе (Мф 24:42-47), к-рый бодрствует, следя, чтобы вор "не подкопал дома" хозяина, а также о пяти мудрых девах (Мф 25:1-13), к-рые оказались готовыми принять жениха. Они были подобны той любящей деве (Песн 5:2), сердце к-рой и во сне бодрствует в ожидании прихода жениха. Но до тех пор пока Второе пришествие Иисуса еще не наступило, есть опасность утомиться духовно, уснуть и т.о. стать жертвой искушения со стороны дьявола (Мк 14:38; 1Пет 5:8). Такая опасность угрожает не только отдельным верующим, но и целым церквам (Откр 3:1-3), к-рых в их омертвелом состоянии достигает призыв Господа проснуться и укреплять других, близких к смерти. В течение столетий всегда существовали периоды, когда Господь устрашающе отчетливо разъяснял "христианам", как глубоко они погрязли в грехе и безбожии, так что их дела пред Богом не могут считаться совершенными (там же). Только полная преданность Христу, покаяние и исповедание грехов, новое восприятие Слова Божьего и безоговорочное послушание (Еф 5:13 и след.; Откр 3:3) выводят из подобного состояния; а для того, кто не "пробудится" от духовного сна, остается только суд (Откр 3:3). Поэтому вновь и вновь раздается призыв: "Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос" (Еф 5:14). см. Сон.

Боевой клич

Боевой клич подбадривал в бою воинов и устрашал противников (Нав 6:4,9,15,19; ср. Исх 32:17 и след.). Кр. того, он был опознават. знаком, помогающим отличать своих от врагов (ср. 3Цар 22:32 и след.; 2Пар 18:31 и след.).

Божий

Слово "Божий" указывает на принадлежность к.-л. или ч.-л. Богу. Единств. отступление от этого правила - Мф 16:23, где слово "Божие" означает "то, что касается Бога, имеет отношение к Богу".

Болезнь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Боль

Евр. и греч. слова, к-рые в рус. переводе передаются словом "боль", обозначают разные проявления как физич., так и душевной боли и отчасти включают в себя и такие значения, как "томление", "печаль", "страдание". Б. при родах, или родовые схватки, обозначены евр. словом хевэл (Ис 13:8; 26:17; Иер 22:23; 49:24) и греч. один (Деян 2:24; в Синод. пер. - "узы"; Мф 24:8; Мк 13:8; 1Фес 5:3). Б. лишает человека нормального самочувствия и вместе с тем служит признаком имеющегося в организме заболевания. В Быт 3:16 Б. (в Синод. пер. - "болезнь") упоминается в прямой связи с грехопадением, как проклятие Божье в сотвор. мире, как утрата близости к Богу. В результате см. Греха Б. становится постоянным спутником человека, охватывает его во всем его телесном существовании - от рождения до смерти. Б. вызывает трепет (Иов 9:28) и страх (см. Страх) (Ис 13:8). Б. продолжается в царстве мрака и богохульства (Откр 16:10 и след.). Только в новом мире, в Небесном Иерусалиме, где Бог отрет всякую слезу, не будет, наконец, ни смерти, ни страдания, ни вопля, ни болезни (Откр 21:4). см. Страдание.

Большие пальцы

Во время обряда посвящения в священники Б.П. правой руки и правой ноги мазали кровью (Исх 29:20; Лев 8:22 и след.), при очищении прокаженного - кровью и елеем (Лев 14:14,17,25,28). Пленных лишали боеспособности, отрубая им Б.П. на руках и ногах (Суд 1:6 и след.).

Борода

В ВЗ говорится о Б. и усах. Так, в Лев 13:29 и след. говорится о Б., а в ст. 45 той же книги и в 2Цар 19:25 речь идет об усах (в Синод. пер. выражение "до усов" передано как "до уст"). В древности у разных народов бытовали различные обычаи стрижки волос. Египтяне, как правило, гладко выбривали лицо (Быт 41:14, евр. слово, переданное в Синод. пер. как "остригся" означает также "побрился"), то же относилось и к филистимлянам. Израильтяне же носили Б., и насильственное обривание считалось позором (2Цар 10:4 и след.). За Б. регулярно ухаживали (2Цар 19:24). Сбривание Б. (Ис 15:2; Иер 41:5) или вырывание из нее волос (Езд 9:3) было знаком большого горя. В Лев 13:45 говорится, что прокаженные должны были закрывать лицо до усов (см. выше), включая и рот. То же делалось и при траурных обрядах (Иез 24:17,22; Мих 3:7 - в Синод. пер. - "уста" вместо "усы"). В Лев 19:27; 21:5 запрещалось подстригать края Б. и брить голову, т.к. это считалось атрибутом языч. траурных обрядов (Втор 14:1; Ам 8:10; Мих 1:16 см. Плешивый, лысый). Возм., при этом также имелся в виду распростран. языч. обряд принесения волос в жертву идолам.

Бороздник

Бороздник см. Оружие и орудия труда.

Борона

Борона см. Земледелие.

Борьба, бороться

(брань, воинствовать, подвизаться)

I.

см. Война, см. Войско.

II.

Следование за Распятым означает ведение непрестанной Б. Уже первый шаг вслед за Ним "сквозь тесные врата" не дается без Б. (Лк 13:24), но и далее приходится бороться, чтобы устоять на этом пути. Ответственность за эту Б. лежит на сатане, стремящемся противодействовать тем, кто следует за Христом. Сатана повелевает подвластными ему злыми духами, используя их против спасенных (Еф 6:12). Но исход этой Б. предрешен: князь мира сего осужден (Ин 16:11), адское полчище бесов утратило свою силу (Кол 2:15), Агнец вышел из Б. победителем (Откр 5:6 и след.). Было бы ошибкой полагать, что эту Б. следует вести лишь собств. силами; это означало бы воинствовать по плоти, добиваться победы своими добрыми намерениями и человеч. стараниями (2Кор 10:3 и след.). Множество христиан идет этим неверным путем, что зачастую является причиной их поражения. Нет, это "не ваша война, а Божия" (2Пар 20:15,17), "не нам сражаться на сей раз". Для достижения победы Господу не нужны меч и копье, воинство и сила (1Цар 17:47; Зах 4:6), равно как и наши усилия. Наша Б. может быть "доброй", т.е. успешной, только в том случае, если мы сражаемся верой (1Тим 1:18 и след.; 6:12), посредством молитвы (Рим 15:30). Нам надлежит "облечься во всеоружие Божие" (Еф 6:11 и след.), к-рое окажется способным разрушить твердыни, ниспровергнуть злокозненные замыслы и "всякое превозношение, восстающее против познания Божия" (2Кор 10:4 и след.). Противостоя верою нападкам врага, мы должны помнить об избавлении, полученном для нас через крестную жертву и остающемся в силе и поныне, и восславлять победу Иисуса над властью тьмы. Тогда мы познаем справедливость пророч. слов: "Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны" (Исх 14:14). Это и есть путь к победе, к-рая будет одержана в сражении против греха (Евр 12:4), в борьбе за проповедь Благой Вести (1Фес 2:2), за достижение поставленной Богом цели истинного служения, к-рая состоит в том, чтобы каждого человека представить совершенным во Христе Иисусе (Кол 1:28 и след.; 4:12). Поэтому "с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса" (Евр 12:1 и след.). Благо тому, кто однажды воспримет венец правды, к-рый он получит за то, что одержал победу в борьбе с искусителем ("победил кровию Агнца") и с любовью ожидал явления своего Господа (2Тим 4:7 и след.; Откр 12:11).

Босой

Снятие обуви и хождение босиком символизировали скорбь и покаяние (2Цар 15:30), а в присутствии Бога выражало благоговение и преклонение перед Ним (Исх 3:5; Нав 5:15). Пленников гнали босыми в землю победителя (Ис 20:2-4). С того, кто не желал жениться на жене умершего брата, невестка должна была снять один сапог и плюнуть в лицо, а дом его после этого назывался "домом разутого" (Втор 25:5-10).

Бохим

Слово Б., вероятно, происходит от евр. глагола со значением "плакать": "Народ поднял громкий вопль и заплакал. От сего и называют то место Бохим" (Суд 2:4 и след.). Согл. переводу, ангел Господень "спустился в Бохим и Вефиль, в дом Израиля", из чего можно сделать вывод, что эти места находились недалеко друг от друга; возм., Б. - это другое название Вефиля.

Бохру

Бохру, сын Ацела и потомок Ионафана, сына Саула (1Пар 8:38; 9:44).

Боцец

Боцец, скала, мимо к-рой проходил Ионафан, пробираясь к филистимлянам (1Цар 14:4). Б., вероятно, находится в 11 км сев.-вост. Иерусалима, у совр. Вади-Сувейнита, рядом с Михмасом.

Боязливость

Боязливость см. Смущение, страх, испуг, робость, боязливость.

Боящиеся Бога

"Боящимися Бога" (Деян 10:2,22) в НЗ названы благочестивые люди, а также те, кто посещал иуд. богослужение, но, в отличие от прозелитов, не до конца ощущал свою принадлежность к богоизбр. народу.

Брак

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бранить

Бранить см. Брань, бранить, злословить.

Брань, бранить, злословить

1) см. Борьба, бороться см. Победа;

2) бранное слово - это довед. до крайней остроты порицание (Руфь 2:16; 2Цар 16:13; Лк 23:39). Б. людей между собой есть не что иное, как бессмысл. словесная война (см. Притч 27:17), в к-рую христианин, по примеру своего Господа, вступать не должен (см. 1Пет 2:23; 3:9). Враждебность мира дает христианам основание для блаженства, свидетвуя об их принципиальном отличии от людей мира сего (Лк 6:22). Поэтому когда их злословят, они благословляют (1Кор 4:12). Христианин может богобоязненно обращаться к Отцу со всеми просьбами. Бог охотно дает и никого не упрекает (Иак 1:5).

Брат

I.

В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ слово Б. употребляется в различных значениях:

1) в значении "родной брат", когда дети имеют общих родителей - отца и мать (Быт 4:8), или только отца (Быт 42:15), или только мать;

2) в значении кровного родственника, напр. в Быт 14:16 племянник Авраама Лот назван его Б. (в Синод. пер. - "сродником");

3) Б. иногда называют представителей одного народа или колена (Исх 2:11; Чис 8:26);

4) Б. также называют представителей родств. народов (Втор 23:7);

5) Б. может быть назван друг (2Цар 1:26), собрат по цар. званию (3Цар 20:32) или просто ближний (Лев 19:17);

6) слово Б. указывает также на схожесть судеб или характеров (Иов 30:29; Притч 18:9).

II.

В НОВОМ ЗАВЕТЕ слово Б. означает родного брата (напр., Мф 1:2; Мк 6:3 и др.), а также, как и в ВЗ, соплеменника-израильтянина (Деян 3:17; 7:2; 13:15 и особенно в Рим 9:3). Поскольку Церковь понималась как новый народ Божий, то Б. стали называть и единоверцев-христиан (к-рые первонач. все были израильтян.: Мф 21:43; Рим 11:11; 2Кор 6:16). С того времени это обозначение относится как к единоплеменникам, так и к единоверцам, напр. в Нагорной проповеди (Мф 5:22,23 и след.,47; 7:3). Но все же чаще (особенно в посланиях) Б. называются именно единоверцы. Слово "брат" наиб. точно отражает родство отдельных членов Церкви, объединенных общей причастностью к Христу, исполненностью Св. Духом и являющихся чадами одного Небесного Отца (Мф 23:8; 1Пет 2:17). Но существовали также и "лжебратья" (2Кор 11:26). Согл. Евр 2:11, Христос не стыдится называть христиан Своими Б.

Братолюбие

Братолюбие (см. Любовь, любить).

Брать

Брать, присваивать ч.-л. или захватывать с целью использования. Бог, Который является Господом надо всем, волен в любое время взять все так же, как и дал (Иов 1:21), Он волен делать со Своей собственностью все, что пожелает (ср. притчу о горшечнике в Иер 18:3 и след. ). Так, Он может взять жизнь (3Цар 19:4), а также духовные дары (Пс 50:13; Мф 21:43), может лишить земных благ, может взять человека к Себе на служение (ср. 2Цар 7:8; Амос 7:15). Человек же способен лишь принимать дары от Бога (см. Ин 1:16), поэтому он должен просить о них (Ин 16:24). Он может владеть только тем, что ему дается; а то, что он присваивает самовольно, уйдет из его рук или будет похищено (ср. рассказ о грехопадении в Быт 3; Ин 3:27; 1Ин 3:22; Иак 4:2 и след.; см. Мф 13:12). Жизненным правилом учеников Христа было: "Блаженнее давать, нежели принимать" (Деян 20:35).

Братья Господа

Братья Господа упоминаются в Мф 12:46 и след.; 13:55; Мк 3:31 и след.; 6:3; Лк 8:19; Ин 2:12; 7:3,5; Деян 1:14; 1Кор 9:5; Гал 1:19. Разногласия по поводу того, кто имеется в виду под "братьями Господа", возникли давно. Рим. католич. церковь учит, что Мария на протяжении всей своей жизни оставалась девой и что Иаков, Иосиф (в Синод. пер. - Иосия), Симон и Иуда, называемые в НЗ братьями Иисуса, на самом деле были его двоюродными братьями. Но большинство исследователей полагают, что эти Б.Г. были детьми Иосифа и Марии, родившимися после рождения Иисуса (согл. Лк 2:7 - первенца Марии). Сначала они не верили в божеств. миссию Иисуса (Мк 3:21; Ин 7:5), но, став свидетелями Его воскресения, уверовали. Иисус являлся Своему брату Иакову (1Кор 15:7). Б.Г. вместе с Марией пребывали в кругу апостолов (Деян 1:14). После того как апостолы покинули Иерусалим, руководство общиной в городе перешло к Иакову (Деян 12:17; 15:13). Иаков и Иуда - авторы посланий, носящих их имена (Иак 1:1; Иуд 1). Об Иосифе (в нек-рых списках и в Синод. пер. - Иосии) и Симоне других сведений нет.

Брачная одежда

Брачная одежда см. Одежда.

Бремя

Евр. слово масса означает "груз", но также и "Божие Слово" или "пророчество" (напр., в Ис 13:1; 14:28; 15:1; 17:1). Против иудеев, воспринимавших слово Господа как Б., направлены высказывания Иеремии в Иер 23:33-40.

Бриа

Бриа (Верия, Берия) (евр. Бериа, "выдающийся"):

1) сын Асира и отец Хевера и Малхиила (Быт 46:17; Чис 26:44 и след.);

2) сын Ефрема (1Пар 7:23). Его имя связано с созвуч. ему евр. словом бераа, что означает "несчастный";

3) вениамитянин, бывший вместе со своим братом Шемой главой поколения жителей Аиалона (1Пар 8:13). У него было девять сыновей (ст. 14-16);

4) сын левита Шимея из рода Гирсона. Его сыновья вместе с сыновьями его брата Иеуша считались одной семьей (1Пар 23:10,11).

Бриллиант

Бриллиант см. Драгоценные камни.

Бритва

Бритва см. Волосы.

Брод, переправа

Брод, переправа, мелкое место в реке, удобное для перехода по дну, вброд (Быт 32:22; Ис 16:2). Контроль над Б. во время войны часто имел решающее значение (Суд 3:28; 12:5 и след.).

Броня

1) Б. в собств. смысле см. Оpужие и орудия труда.

2) Слово Б. встречается в Библии и как метафора. В Ис 59:17 говоpится, что Господь возложил "на Себя пpавду, как бpоню". В Eф 6:14 ап. Павел пpизывает веpующих облечься в Б. пpаведности, а в 1Фес 5:8 он же говоpит о "бpоне веpы и любви". см. Одевать, облекать (III).

Бубаст

Бубаст ("дом (богини) Баст"), город, стоявший на вост. рукаве Нила в Нижнем Египте (Иез 30:17). Ныне это холм Телль-Баста. Здесь во время раскопок были обнаружены остатки храма, посвящ. богине Баст, изображав-шейся с кошачьей головой. Ей поклонялся город.

Будущее

Будущее см. Грядущее, будущее.

Буз

Буз (Вуз) ("насмешка", "презрение"):

1) сын арамея Нахора, брата Авраама (Быт 22:21). Потомки Б. образовали одно из сев.-араб. племен (Иер 25:23), к к-рому принадлежал и Елиуй, друг Иова (Иов 32:6);

2) отец Иахдо из колена Гадова (1Пар 5:14).

Буйвол

Буйвол см. Олень.

Бук

Бук. Под "буком" в Ис 41:19, возм., следует понимать одну из разновидностей см. Кипариса.

Буква

1) в прямом значении слова см. Письменность;

2) в Рим 2:29; 7:6; 2Кор 3:6 и след. ап. Павел указывает на принцип. различие между Б. и Духом. Б. в этом случае обозначает Книгу законов Моисея. Этот см. Закон не приносил освобождения от греха, а убивал согрешившего человека (Рим 7:5 и след.; Гал 6:8). Только благодаря Духу человек обретает свободу (2Кор 3:17). Б. ветхозаветного Закона противопоставляется животворный Дух НЗ.

Буккий

Буккий (евр. Букки, вероятно, кр. ф-ма имени "Бакбукия"):

1) князь колена Дана, избранный для раздела земли Ханаанской (Чис 34:22);

2) сын Авишуя, принадлеж. к первосвященнич. роду (1Пар 6:5; 6:51 - в Синод. пер. - "сын Авиуда"; Езд 7:4).

Буккия

Буккия (евр. Буккияху, вероятно, кр. ф-ма имени "Бакбукия"). Сын Емана, левит, руководитель шестого отделения певцов (1Пар 25:4,13).

Бул

Бул см. Год.

Булава

Булава см. Оружие и орудия труда (I,2,г).

Бык

Бык см. Крупный скот.

Предыдущая страница Следующая страница