Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАА"-"НЕИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАА"-"НЕИ")

Наам

Наам (кр. ф-ма от "(Бог есть) блаженство, наслаждение"), сын Халева, внук Иефонии (1Пар 4:15).

Наама

Наама (Ноема) ("приятная", "милая").

I:

1) дочь Ламеха из рода Каина, сестра Тувалкаина (Быт 4:22);

2) аммонитянка, наложница Соломона, мать Ровоама (3Цар 14:31; 2Пар 12:13).

II.

Местность, уроженцем к-рой был Софар, один из друзей Иова (Иов 2:11). Предполагают, что Н. находилась на сев.-западе Аравийского п-ва.

Нааман

Нааман (Нееман) ("приятный", "милый"):

1) сын Белы, внук Вениамина; его потомки образовали один из родов вениамитян (Быт 46:21; Чис 26:40; 1Пар 8:3 и след.);

2) пораженный проказой военачальник сир. царя Венадада, человек, через к-рого Бог даровал сирийцам победу. Пленная евр. девочка рассказала ему о возможности исцелиться у пророка из Самарии. Венадад направил Н. с посланием к израил. царю Иораму, чтобы тот "снял с него проказу" (4Цар 5:7). Н. колебался, прежде чем последовать указаниям пр. Елисея, вызвавшегося исцелить его. Исцелившись, военачальник пожелал отныне приносить жертвы только Господу. Елисей, отказавшись от всех подарков, отпустил Н. с благословением. Слуга пророка Гиезий попытался извлечь собств. выгоду из благодарности сирийца, но в наказание за это был поражен проказой (4Цар 5:27).

Наара

Наара ("девушка"), жена Ахшура, родоначальника жителей Фекои (1Пар 4:5 и след.).

Наарай

Наарай (кр. ф-ма от "Наария"), сын Езбая, один из храбрых у Давида (1Пар 11:37). В 2Цар 23:35 он назван Паараем.

Нааран

Нааран (Наараф), город на границе уделов Ефрема и Вениамина (Нав 16:7; 1Пар 7:28). Согл. Ономастикону (списку геогр. названий) Евсевия Кесарийского, этот город находился в 7,5 км от Иерихона. Его отождествляют с Телль-эль-Джисром у источника Айн-эд-Док, находящегося прим. в 5 км сев.-зап. совр. Иерихона.

Наас

Наас (евр. Нахаш, "змея"):

1) царь Аммона, осадивший Иавис Галаадский. Когда жители города объявили о своей готовности сдаться, Н. сказал, что выколет каждому из них правый глаз. Для поисков помощи Н. дал семь дней, после чего явился Саул и разгромил аммонитян (1Цар 11:1-15). Вероятно, этот же Н., царь аммонитян, упомянут в 2Цар 10:2 и 1Пар 19:1 и след. как друг Давида;

2) отец Авигеи (см. Авигея) и Саруи (см. Саруия), сводных сестер Давида (2Цар 17:25; 1Пар 2:16);

3) отец Сови из Раввы (2Цар 17:27);

4) город Н., упомянутый в 1Пар 4:12 (евр. название означает здесь скорее не "город змей", а "город меди"). Полагают, что он находился на месте совр. Хирбет-Нахаша, в 7,5 км сев.-зап. Пхунона, где сохранились следы горнорудных и медепла-вильных мастерских.

Наассон

Наассон (евр. Нахшен, "змея"), князь колена Иуды, живший во времена странствования по пустыне (Чис 1:7; 2:3; 7:12,17; 10:14). Его сестра была женой Аарона (Исх 6:23). Н. был предком Вооза, Давида (Руфь 4:18-22) и Иисуса Христа (Мф 1:4; Лк 3:32).

Нав

Нав см. Нон.

Наваиоф

Наваиоф (евр. Невайот), старший сын Измаила (Быт 25:13; 28:9; 36:3), а также его потомки, североаравийское кочевое племя (Ис 60:7), названное в одной из надписей ассир. царя Ашшурбанипала как набитаи. Как в Быт 25:13, так и в Ис 60:7 имя Н. стоит рядом с именем см. Кидара. Полагают, что от племени Н. произошли набатеи, к-рые вытеснили идумеев (см. Идумеи) с их исконных земель, в частн., с горы Сеир, и основали там свое царство, просуществовавшее прим. с 300 г. до Р.Х. до 106 г. по Р.Х., т.е. до вхождения царства в состав Римской империи на правах провинции. Набатейское царство простиралось от залива Акаба до Средиземного моря. В отдельные периоды в него входили такие города, как Дамаск (см. Арета) и Пальмира. Столицей набатеев была см. Петра, предположит. древняя Села эдомитян. Сохранившиеся здесь сооружения, по большей части скальные гробницы, свидет-вуют о высоком уровне развития культуры набатеев. Наряду с разведением верблюдов и овцеводством они занимались торговлей южноара-вийскими товарами, приводя караваны в портов. города Средиземноморья. Для контроля за своими торг. путями набатеи основывали селения и погран. крепости. Это было возможно только благодаря сооружению систем искусств. орошения, террас и насыпей, защищавших каждый клочок пахотной земли от натиска пустыни. Набатеи были единств. народом, занимавшимся земледелием в Араве; во времена их царства каждая водяная скважина была защищена укреплением, а вокруг лежали тщательно обработ. поля. После падения Набатейского царства пустыня вновь завладела этими областями.

Навал

Навал ("неразумный" (= безбожный), "безумец"), богатый скотовод, владелец имения близ Кармила на юге удела Иуды. Его пастухи находились под защитой людей Давида, скрывавшегося от Саула. Но когда Давид обратился к Н. с просьбой о посильной помощи, тот ответил грубым отказом. Жене Н. Авигее удалось исправить ошибку мужа и отвратить месть Давида. Этим она спасла жизнь Н., но через десять дней "поразил Господь Навала, и он умер" (1Цар 25:38).

Нават

Нават (евр. Неват, возм., "Он (Бог) увидел"):

1) ефремлянин из Цареды, отец Иеровоама I (3Цар 11:26);

2) см. Надав (2).

Наваф

Наваф, место (вероятно, поселение пророков) недалеко от Рамы (1Цар 19:18 - 20:1).

Наверху, вверху, сверху, свыше

В обычном значении эти слова передают пространственное восприятие наблюдателя, к-рый видит к.-л. предмет или явление выше той точки, в к-рой находится сам. Именно поэтому Библия говорит о небе (см. Небо, небеса) как о месте пребывания Бога (Исх 20:4; Пс 103:3). Оттуда, свыше, народ Божий получает благословения (Быт 27:39), оттуда же "проливаются" правда (Ис 45:8) и спасение. Вместе с тем "свыше" означает и "от Самого Бога", "из Его руки". В Иак 1:17 происхождение "свыше" приписывается всякому совершенному дару, в Ин 19:11 - всякой власти, а в Иак 3:17 - мудрости. С помощью понятий "вверху" и "внизу" в НЗ показано противопоставление всего божественного земному, человеч. (Ин 8:23). Свыше приходит Иисус (Ин 3:31), а все, кто в Него верует, заново рождены свыше (Ин 3:3). Если вышний Иерусалим назван "матерью всем нам" (Гал 4:26), то имеется в виду наша принадлежность к истинному народу Божьему. В этом случае выражение "ищите горнего" (Кол 3:1 и след.) означает: "во всем покоряйтесь воле Бога".

Навоз

С древних времен Н. домашних животных использовался на полях в качестве удобрения, а высушенный верблюжий и коровий Н. - как топливо (Иез 4:15). В Библии слово "Н." употребляется также в метафорич. значении, когда речь идет о поверженности, униженности ("как навоз на поле", 4Цар 9:37; Иер 9:22), ненужности (Лк 14:35). В Ис 25:10 завоеванный иноземцами Моав сравнивается с соломой, к-рая "попирается в навозе"; см. Уголь. В числе предписаний к совершению жертвы за грех содержится указание сжигать нечистоты жертв. животного вне стана (Исх 29:14; Лев 4:11 и др.), то же говорится и о человеч. нечистотах (Втор 23:12-14). Поэтому понятно, каким бесчестием считалось превращение любого сооружения в "место нечистот" (4Цар 10:27) и каким позором грозило священникам обещание пророка "раскидать" на их лица "помет" за грехи их (Мал 2:3). Лежание в Н. (1Цар 2:8; Пс 112:7 - в обоих случаях в Синод. пер. - "брение"; Плач 4:5) символизировало крайнюю нужду и унижение человека (ср. Ис 25:10).

Навозные ворота

Навозные ворота см. Иерусалим (III,В).

Навузазван

Навузазван (аккад. Набу-сезибанни, "Нево, спаси меня!" ), начальник евнухов Навуходоносора (Иер 39:13).

Навузардан

Навузардан (аккад. Набу-зериддин, "Нево дает потомков"), начальник телохранителей см. Навуходоносора (4Цар 25:8-20; Иер 39:9 и след.; 41:10; 43:6; 52:12-26,30). Он же позаботился об освобождении пр. Иеремии (Иер 39:11-14; 40:1-6).

Навуфей

Навуфей (евр. Навот, "отпрыск" или "возвышение"), изреелитянин, к-рый владел виноградником, располож. рядом с изреельским дворцом Ахава. Н. отказался продать Ахаву или обменять свой наследств. надел. Тогда царица Иезавель, подговорив лжесвидетелей, устроила неправедный суд над Н. Он был побит камнями, и Ахав вступил во владение виноградником. Явившийся пр. Илия возвестил царю, что за совершённое злодеяние его постигнет суд Господа (3Цар 21; 22:38; 4Цар 9:26,30-37).

Навуходоносор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нагалал

Нагалал (Наглол) (евр. "сопровождать"), левитский город в уделе Завулона (Нав 19:15; 21:35), жители к-рого не были изгнаны израильтянами (Суд 1:30). Этот город исследователи отождествляли с Малулом, располож. в 6 км зап. Назарета, однако археологи не обнаружили в этом месте следов древнего поселения.

Нагале-Гааш

Нагале-Гааш см. Нахле-Гааш.

Нагалиил

Нагалиил (возм., "владение есть Бог"), место в пустыне между Матанной (см. Матанна) и см. Вамоф-Ваалом, где израильтяне разбивали свой стан (Чис 21:19). Полагают, что это долина Вади-эль-Вала, реки, впадающей в Мертвое море в 17 км сев. Арнона.

Наггей

Наггей (евр. Наггай), один из предков Иисуса Христа (Лк 3:25).

Наглол

Наглол см. Нагалал.

Нагой

Неодетым, или Н., называли того, кто снимал верхнюю одежду, оставаясь в нижнем одеянии (1Цар 19:24; ср. 2Цар 6:20; Ис 20:2; Ин 21:7). (см. Одежда.) Тот, кто был убого или бедно одет (Иак 2:15), также считался Н. (Ис 58:7). Кр. того, это понятие встречается и в его букв. смысле: "совершенно раздетый". Адам и Ева были Н. в раю (Быт 2:25), наг и новорожд. ребенок (Иов 1:21).

Нагорная проповедь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нагота, обнажать

"Открывать наготу" означает лишать к.-л. одежды (Ис 47:2) или защиты (Иер 49:10). Снимать одежду, соответствующую сословному положению, считалось постыдным (2Цар 6:20). В Быт 9:22 и Исх 20:26 слово "Н." (евр. эрва) означает половые органы. Выражение "открывать наготу" часто употребляется в переносном смысле, когда речь идет об идолопоклонстве и след. за ним суде (Ис 47:3; Иез 16:36 и след.; Наум 3:5).

Награда

Награда см. Плата, вознаграждение, награда.

Надав

I. "Он (Бог) показал свою щедрость":

1) старший сын Аарона (Исх 6:23), брат см. Авиуда;

2) израил. царь (907-906 гг. до Р.Х.), сын и наследник Иеровоама I. Н. поддерживал поклонение тельцу, введенное его отцом. Во время осады Гавафона Филистимского Н. был убит Ваасой. С убийством Н. и воцарением вместо него Ваасы был истреблен весь дом Иеровоама, как это и предвещал Ахия Силомлянин (3Цар 14:10,11; 15:25-31);

3) сын Шаммая из колена Иуды (1Пар 2:28,30);

4) вениамитянин, сын Иеила и Маахи (1Пар 8:29,30; 9:35,36).

II.

(евр. Нодав), арабское кочевое племя, обитавшее в сир. пустыне (1Пар 5:19).

Надежда, надеяться, упование, уповать

1) в Библии Н. человека не связана с этим миром, а направлена на Бога, т.е. ее следует понимать с т.зр. свящ. истории. Н., направленная на что-либо видимое, уже имеющее место быть, не является Н. в библейском понимании, "ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?" (Рим 8:24 и след.). Отличие христианина состоит в том, что он - человек уповающий (1Фес 4:13; 1Пет 1:3); вместе с тем он отбросил все мирские Н., т.е. Н. на видимые, преходящие блага, ради живого упования, совершающегося во Христе;

2) уповающий человек - это всегда человек верующий (Евр 11:1). Его взгляд устремлен на совершенство Божьего замысла спасения (Тит 1:2; 2:13; 3:7). Он верит, что Бог сохранит его во всех жизненных обстоят-вах, что Божьи пути святы и неисповедимы - как в истории избранного народа, так и в истории всех народов на земле. Эта связанная с верой Н. никогда не иссякает. Н. может ждать своего свершения (Тит 2:13), она вселяет уверенность в то, что последнее слово и последнее деяние всегда останутся за Богом. Бог будет "все во всем" (1Кор 15:28);

3) это упование зиждется не на субъективных предположениях; его основой является Сам Бог, Его обетования, исполненные в Иисусе Христе или еще ждущие своего свершения (Второе пришествие Иисуса, Суд, вечная жизнь - Рим 5:2-5; Кол 1:5,23,27; Тит 3:7). Н. христианина основана на благах Божьего спасения, к-рые он получает в Иисусе Христе: прощение грехов, принятие Св. Духа, сила Которого уже сейчас дает ему жизненные силы (Гал 5:5; 1Ин 3:3). Такая Н. опирается на знание о Божьих деяниях в Иисусе Христе, совершенных для нашего спасения. Бог примирил с Собою мир и искупил его через Иисуса Христа от власти греха, дав этим миру живое упование (1Пет 1:3-5). Преодолев смерть Своим воскресением, Иисус Христос дал нам залог осуществления всех наших Н. Н. христианина в конечном итоге - ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, к-рое позволит Его Церкви всецело соединиться с Ним, Своим Господом и Главой. Христианину известна цель, на к-рую направлена вся его жизнь, - "почесть вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Флп 3:14). Это упование на будущее прославление дает верующему силы для постоянного служения своему Господу Иисусу Христу, Который есть основа, средоточие и цель Н. Он Своими страданиями и смертью примирил нас с Богом и тем самым даровал нам Н. на вечную жизнь (1Кор 6:20). Вместе с тем эта Н. - плод Св. Духа и стимул к нашему очищению (1Ин 3:3).

Надеяться

Надеяться см. Надежда, надеяться, упование, уповать.

Надменность

Надменность см. Гордость, тщеславие, надменность.

Надпись

I.

В Др. Риме существовал обычай выписывать обоснование смертного приговора на табличку, к-рую несли перед приговоренным, следовавшим к месту казни. Затем, после распятия, эта Н. (греч. эпиграфэ или титлос) укреплялась на кресте над головой казненного (Мф 27:37; Мк 15:26). Пилат приказал укрепить над головой Иисуса Н. на трех языках (арам., лат., греч.), гласившую: "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин 19:19 и след.). В такой форме иудеи восприняли надпись оскорбительной для себя (Ин 19:20 и след.; ср. ст. 15), но Пилат настоял на этих словах (ст. 22), возм., в отместку за то, что иудеи вынудили его осудить Иисуса (ст. 12, см. Кесарь, II).

II.

Надпись на монете содержала название города, где производилась чеканка, а также имя правителя, чеканившего ее. Изображение имп. на рим. динарии свидет-вовало о том, что эта монета - его собственность. Слова Иисуса: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" означают след.: подобно тому как монета имеет изображение кесаря, человек носит образ Божий (Быт 1:26)и, следовательно, его жизнь принадлежит Богу.

Наема

Наема, город в Шефеле (Нав 15:41), возм., совр. Хирбет-Феред на реке Нахал-Сорек, неподалеку от Арак-Наамана, в 7,5 км сев.-зап. Бет-Шемеша.

Наемник

Наемник: (евр. сахир, "(нанятый) за плату"):

1) у израильтян наемные работники, в отличие от рабов (см. Раб, рабыня, раба), не принадлежали к домочадцам. Н., работавший у священника, не мог есть жертвенную пищу (Лев 22:10). Н. нанимали на определ. время, возм., всего на один день (Мф 20:1,2). Поскольку Н. существовал исключит. на см. Вознаграждение за свой труд, то Закон предписывал выдавать работнику плату ежедневно, до захода солнца (Лев 19:13; Втор 24:14 и след.; ср. Иер 22:13; Иак 5:4). Плата Н. была вдвое больше, чем издержки на содержание раба (Втор 15:18). "Наемничьи года" (Ис 16:14; 21:16) - это отсчит. с точностью до дня число полных лет работы Н. В Иов 7:1 и след. содержится намек на лишенную гарантий и заполненную трудом жизнь Н., не имеющего собств. имущества. В Мк 1:20 упоминается о работниках Зеведея; в притче о блудном сыне также говорится о Н. (Лк 15:17,19). В Ин 10:12,13 словом "Н." Синод. пер. передает греч. слово мистотос - "работающий за плату";

2) еще одно знач. слова "Н." - "наемный воин" (Иер 46:21; Иез 29:19; Лк 3:14; 1Кор 9:7). В рим. эпоху это слово применялось, в частности, к солдатам-наемникам и поэтому получило дополнит. смысловой оттенок: "человек, безразличный к нравственному результату своей деятельности и заботящийся только о вознаграждении". В этом значении слово "наемник" и употребляется в Евангелии;

3) в переносном смысле смерть названа наемничьей платой за грех (греч. опсониа; в Синод. пер. - "возмездие"). "Плата наемнику" за грех - смерть - противопоставляется дару Божьему - вечной жизни во Христе Иисусе (Рим 6:23).

Назарет

Назарет (возм., "стражница"), город в Галилее, родной город Иисуса Христа (Мф 2:23; Мк 1:9; Лк 2:39; Ин 1:46), в ВЗ не упоминается. Совр. Назарет (новоевр. Нацрат, араб. Эн-Назира) расположен на высоте 350-400 м на юж. склоне горы Джебель-эс-Сих: отсюда можно увидеть панораму всей Изреельской равнины. Через небольшой в новозаветные времена Н. (см. Ин 1:46) проходил оживленный торговый путь из Дамаска в Египет, что, несомненно, налагало свой отпечаток на городскую жизнь. Иисус покинул Н. в начале Своего обществ. служения; позднее на Своей родине Ему пришлось столкнуться с неверием в Себя (Мк 6:1-6; Мф 4:13; Ин 2:12). В наши дни в Н. показывают синагогу, где Иисус говорил об исполнении обетования, возвещенного через Исаию (Лк 4:16 и след.), а также место, откуда, по преданию, Его хотели сбросить (ст. 29). Дом, к-рый демонстрируют как жилище Марии, вызывает сомнение. Только единств. в округе большой источник, называемый сегодня "Источником Марии", вероятно, существовал еще в новозаветные времена.

Назорей, Назарянин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Наин

Наин ("миловидный", "приятный"), упоминаемый только в НЗ (Лк 7:11; см. Нея) галилейский город на сев. склоне холма Море, в 8 км юго-вост. Назарета, совр. Неин (новоевр. Наим).

Наказание, наказывать

Статья большая, находится на отдельной странице.

Накалывать

Накалывание "на себе письмен" (Лев 19:28), вероятно, было языч. татуировкой.

Наколенники

Наколенники см. Оружие и орудия труда (1,б).

Налог

Н. в ВЗ иногда обозначает подать храму (2Пар 24:6,9 - в Синод. пер. - "дань"; см. Подати, I). Но чаще это слово обозначает отчисления гос-ву, в частн., для выплаты дани за счет Н. с населения (4Цар 15:20; ср. 4Цар 23:35; Езд 4:13; Неем 5:4). В НЗ также говорится о государственных Н. (Мф 22:17 и след.; Рим 13:6 и след.).

Намессия

Намессия (евр. Нимши, "ихневмон", "фараонова мышь"), дед израил. царя Ииуя (3Цар 19:16; 4Цар 9:2).

Наместник

Наместник, царский представитель в покоренной области, напр., в областях, присоединенных к южному (Иудейскому) царству (3Цар 22:47). Кр. того, Н. называли чиновника вавил. царя (Дан 3:2,3; 6:2), а также перс. сатрапа (Есф 1:3; 3:12; 8:9; 9:3 - в Синод. пер. - "правитель области", "начальствующий над областью") или чиновника, к-рый осуществлял надзор над небольшим районом внутри сатрапии (Езд 5:14; 8:36; Неем 2:7,9; 5:14, в Синод. пер. - "областеначальник"). В Езд 2:63; Неем 7:65,70; 8:9; 10:1 вместо слова "Н." употреблен перс. титул наместника - Тиршафа. В НЗ титул "Н." относится к рим. проконсулу, главе администрации имперской провинции, напр. к Сергию Павлу на Кипре (Деян 13:7, в Синод. пер. - "проконсул") и к Галиону в Ахаии (Деян 18:12, в Синод. пер. - "проконсул"); к легату императора, руководителю администрации и вместе с тем военачальнику в имперской провинции, напр. к Квиринию в Сирии (Лк 2:2); к прокуратору, верховному чиновнику администрации имперской провинции, в к-рой не было легата, напр. к Понтию Пилату в Иудее (Лк 3:1).

Наперсник

Наперсник (евр. хошен). Н. был частью облачения первосвященника и надевался поверх ефода (Исх 28:15-30; 39:8-21). Описание Н. в вышеуказ. библ. отрывках неодинаково. В одном месте - это квадратная двойная "сумка", сдел. из золотых нитей, голубой, пурпурной и червленой шерсти, украшенная драг. камнями и содержащая см. Урим и туммим (Исх 28:30). На Н. могла крепиться золотая табличка, в к-рую вставлялись в четыре ряда 12 драг. камней (Исх 39:8,15). Камни должны были напоминать первосвященнику о 12 коленах Израиля (Исх 28:29). На каждом камне было вырезано имя одного из израил. колен, к-рые т.о. постоянно находились в присутствии Бога.

Напиток

1) среди напитков в Библии упомянуты Н. израильтян: см. Вода, к-рую черпали из колодцев или водоемов (Иер 2:13), а также овечье или козье см. Молоко (Втор 32:14; Притч 27:27), см. Вино (в т.ч. плодовое) и более крепкие Н. Вино, забродивший виноградный сок, пили либо чистым, либо, примешивая к нему пряности. Кр. того, был известен кислый Н. см. Уксус, или винный уксус, смеш. с водой или маслом (Руфь 2:14; Мф 27:48; Мк 15:36; Ин 19:29). У римлян это был напиток простых людей, солдат и рабов;

2) евр. шехар (в Синод. пер. - "сикер") обозначает крепкие Н. (1Цар 1:15; Притч 20:1; 31:4,6; Ис 29:9 и др.); корень этого слова - шкр - имеет значение "напиваться", "быть пьяным". Трудно сказать, какие именно Н. названы словом шехар. Наряду с виноградным вином пили забродившие соки других плодов, напр. яблок или фиников. Одним из самых популярных Н. было пиво. Известно, что в Египте пиво варили из ячменя, пшеницы с добавлением дикого шафрана и соли. Распростран. Н. пиво было также в Ассирии, Вавилонии, Сирии, причем в этих странах его варили различными способами и с использованием различных компонентов. Процесс перегонки с целью получения спирта в те времена еще не был известен;

3) священникам, совершающим службу в святилище, а также тем, кто дал обет Богу (см. Назорей), запрещалось пить вино и другие крепкие Н., а также уксус, получ. из вина или забродивших соков (Лев 10:9; Чис 6:3; ср. Лк 1:15). Не пили вина и рехавиты (Иер 35:6). С одной стороны, в Библии восхваляется вино (Пс 103:15) и не запрещается питье вина и крепких Н. (Втор 14:26), повествуется о чуде в Кане, где Иисус превратил воду в вино (Ин 2:1-11). С др. стороны, Свящ. Писание предостерегает от пьянства и осуждает его (Быт 9:20 и след.; Притч 31:4 и след.; Еф 5:18). Обычай подавать осужденным на распятие пьянящий Н. (Мк 15:23) практиковался в соотв. с советом из Притч 31:6.

Нард

Нард (евр. нерд; греч. нардос), ароматич. жидкость, к-рую получают из корневища и нижней части стебля (Nordostachys Jatamansi), растения из семейства валериановых (Valerianacae), произрастающего в Гималаях на высоте 3500-5500 м. Индусы уже в древности употребляли Н. в мед. целях, а также торговали им. В Израиле Н. был известен еще со времен Соломона (Песн 1:11; 4:13 и след.), но доставка из далекой Индии делала его очень дорогим (Мк 14:5; см. Деньги). Нард, смешанный с другими веществами, продавался в алебастровых сосудах (см. Стекло) как нардовые вода, масло или мазь (Мф 26:7; Мк 14:3).

Наркисс

Наркисс ("нарцисс"), житель Рима; среди его домашних или среди его рабов были христиане, к-рым Павел передает приветствие (Рим 16:11).

Народ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нарыв

Нарыв см. Болезнь.

Насаждать

Насаждать см. Растения, насаждения, насаждать.

Насаждение

Насаждение см. Растения, насаждения, насаждать.

Насекомые

Многочисленные виды Н. широко распространены по всему Ближнему Востоку. Эфиопия названа в Библии "землей, осеняющей крыльями" (Ис 18:1), вероятно, по той причине, что в этой стране всегда было множество Н. В Египте многочисл. озерца, появляющиеся в результате разливов Нила, становились рассадниками комаров - обыкновенных (Culex) и малярийных (Anopheles). Комары встречаются в Палестине в основном в прибрежной и Изреельской равнинах, в районах Геннисаретского озера и на болотах Хуле. Там же можно видеть огромные рои мошки обыкновенной (Simuliidae). Из многочисл. летающих Н., переносчиков опасных заболеваний, наряду с комнатной мухой (Musca) следует назвать жигалку осеннюю (Stomoxys calcitrans) и муху цеце (Glossiniae). Хотя все эти Н. широко распространены в Палестине, в Библии они упоминаются редко. Евр. кинним (Исх 8:16) и греч. конопс (Мф 23:24) - это собират. понятия, обозначающие комаров всех видов. Евр. слова кинним и аров (Исх 8:17; Пс 77:45; 104:31 - в Синод. пер. - "насекомые") употребляются только в стихах, где говорится о егип. казнях. Евр. зевув (Еккл 10:1; Ис 7:18) - собират. понятие, обозначающее мух.

Наследование, наследственное право

Статья большая, находится на отдельной странице.

Наставник

Наставник см. Учитель (III и IV). см. Детоводитель, наставник.

Наугольник

Наугольник см. Оружие и орудия труда.

Наум

Наум (евр. Нахум, кр. ф-ма от Неемии):

1) пророк; см. Книга пророка Наума;

2) один из предков Иисуса Христа (Лк 3:25).

Наума пророка книга

Наума пророка книга см. Книга пророка Наума.

Нафан

Нафан (евр. Натан, "Он (т.е. Бог) дал"):

1) израильтянин из колена Иуды, сын Аттая (1Пар 2:36);

2) отец одного из храбрых у Давида (2Цар 23:36);

3) брат другого храброго у Давида (1Пар 11:38);

4) пророк, возвестивший Божий суд Давиду, после того как царь совершил прелюбодеяние с Вирсавией и подстроил убийство Урии (2Цар 12). Ранее Н. сообщил царю Божье откровение: строит-во храма, планировавшееся Давидом и поначалу одобренное Н., не будет осуществлено, но Господь вместо этого укрепит дом (род) Давида и благословит его (2Цар 7; 1Пар 17). Когда Адония захотел стать царем, Н. вмешался и встал на сторону Соломона, воспитателем к-рого он был (2Цар 12:25). Н. содействовал тому, чтобы Давид вовремя повелел помазать Соломона на царство (3Цар 1). Через Н. и другого пророка, Гада, Господь передал Давиду повеление о том, как организовать служение левитских певцов и музыкантов (2Пар 29:25). Н. написал историч. труд о царствованиях Давида и Соломона (1Пар 29:29; 2Пар 9:29), но из этого не следует, что он дожил до конца правления Соломона. Невыясненным остается вопрос о том, можно ли отождествлять с этим пророком Нафана, упомянутого в 3Цар 4:5 и 1Пар 2:36 (см. 1 и 5);

5) один из рожденных в Иерусалиме сыновей Давида (2Цар 5:14; 1Пар 3:5; 14:4). Возм., он был отцом двух чиновников Соломона (3Цар 4:5); его род упоминается и в Зах 12:12, а сам он - в Лк 3:31 как предок Иисуса Христа;

6) один из израильтян, направленных Ездрой в Касифью, чтобы призвать оттуда левитов для служения в Иерусалимском храме (Езд 8:16 и след.);

7) израильтянин, взявший иноплем. жену (Езд 10:39).

Нафанаил

Нафанаил (евр. Нетанэл, "Бог дал"):

1) сын Цуара, глава колена Иссахара во время странствования по пустыне (Чис 1:8; 2:5; 7:18);

2) сын Иессея и брат Давида (1Пар 2:14);

3) священник, современник Давида (1Пар 15:24);

4) отец писца Шемаии, левит (1Пар 24:6);

5) левит из рода Корея, сын привратника Овед-Едома, современник Давида (1Пар 26:4);

6) один из приближенных царя Иосафата, к-рые должны были учить народ Закону (2Пар 17:7);

7) один из начальников левитов во времена царя Иосии (2Пар 35:9);

8) священник, глава дома Иедаи во времена первосвященника Иоакима (Неем 12:21);

9) священник из рода Пашхура, взявший себе иноплем. жену (Езд 10:22);

10) ученик Иисуса из Каны Галилейской, к-рого привел к Иисусу Филипп. Увидев Н., Иисус похвалил его как "подлинного израильтянина, в котором нет лукавства". Когда Иисус при этом добавил, что видел Н. под смоковницей, то сомнения последнего были побеждены и он признал: "Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев". Можно предположить, что Иисус тогда же призвал Н. в ученики, но определенно об этом не говорится (Ин 1:44-51). Хотя в списках апостолов имя Н. не упоминается, по общепринятому мнению, он фигурирует там как см. Варфоломей, т.е. "сын Толмая". После воскресения Иисуса Н. находился среди апостолов, ловивших рыбу на море Тивериадском (Ин 21:2). Не исключено, что Иисус был приглашен на свадьбу в Кане (Ин 2) как знакомый Н.

Нафания

Нафания см. Нефания.

Нафаф-Дор

Нафаф-Дор см. Дор (Нафаф-Дор, Нафоф-Дор).

Нафек

Нафек см. Нефег (2).

Нафиш

Нафиш см. Нефисим.

Нафоф-Дор

Нафоф-Дор см. Дор (Нафаф-Дор, Нафоф-Дор).

Нафтухим

Нафтухим (в евр. мн. ч.), егип. племя (Быт 10:13; 1Пар 1:11). Возм., от егип. на-птах, "люди (Бога) Птаха", т.е. жители Мемфиса (Нофа), города в Нижнем Египте, где поклонялись Птаху. Другой вариант перевода - "люди дельты".

Нахам

Нахам ("Он (Бог) утешил"), брат жены Годии (1Пар 4:19; в Синод. пер. Годия - сестра Нахама).

Нахарай

Нахарай (Нахорай) (возм., "прилежный", "умный", "опытный"), беротянин, оруженосец Иоава (2Цар 23:37; 1Пар 11:39).

Нахаф

Нахаф (евр. Нахат, "спокойствие", "покой"):

1) потомок Исава и Измаила, эдомский старейшина (Быт 36:13,17; 1Пар 1:37);

2) левит из рода Каафа (1Пар 6:26);

3) левит, современник Езекии (2Пар 31:13).

Нахбий

Нахбий (евр. Нахби, "робкий"), еврей из колена Неффалима, один из разведчиков, посланных в Ханаан Иисусом Навином (Чис 13:15)

Нахле-Гааш

Нахле-Гааш (Нагале-Гааш) ("речные долины Гааша"), город или местность вблизи горы см. Гааш (2Цар 23:30; 1Пар 11:32).

Нахманий

Нахманий (евр. Нахамани, "Он (Бог) утешил"), один из вождей израильтян, вернувшихся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 7:7).

Нахон

Нахон ("удар"), название гумна (2Цар 6:6; в Синод. пер. Нахон - имя хозяина гумна); см. Хидон.

Нахор

1) сын Серуха, отец Фарры, дед Авраама (Быт 11:22 и след.);

2) сын Фарры, брат Авраама и Арана (Быт 11:26 и след.). Его женой была Милка, дочь Арана и сестра Лота (ст. 29). Двенадцать сыновей Н. перечислены в Быт 22:20-24. В Быт 24:10 упомянут город Н., к-рый связывают с упоминаемым в посланиях архива Мари Нахуром, находившимся вблизи Харрана (Аран и Харран - разные варианты передачи на рус. язык одного и того же евр. слова харан).

Начальник, вождь

I. В ВЗ:

1) в Синод. пер. слова "начальник" и "вождь" означают прежде всего "предводитель" или "командир" (Чис 14:4; Суд 11:6); они употребляются и в образной речи (Притч 6:7);

2) как правило, под этими словами подразумеваются военач. (Втор 20:9; Ис 22:3), прежде всего высшие воен. чины в Израиле (4Цар 9:5; 25:23), Египте (Исх 15:4), Ассирии (Ис 36:9), Вавилоне (Иер 51:57) и Персии (Неем 2:9), в т.ч. и командиры телохранителей (Быт 37:36; 40:3 и след.; 4Цар 25:8). Полководец или главнокомандующий у филистимлян (Быт 21:22), хананеев (Суд 4:2), арамеев (2Цар 10:16; 4Цар 5:1) и израильтян (1Цар 14:50; 2Цар 19:13; 24:2; 3Цар 4:4; 16:16; 4Цар 4:13) назывался Н. войска, или военач. У израильтян он командовал народным ополчением; для созыва такого войска в его подчинении находился писец, "главный в войске, записывающий в войско народ земли" (4Цар 25:19). Командиры отдельных воинских подразделений назывались Н. (2Цар 18:5) без указания определ. воинского звания. За ними следовали воен. чины, командовавшие 1000, 100 и 50 воинами (Чис 31:14; 1Цар 8:12; 2Цар 18:1; 4Цар 1:9; Ис 3:3);

3) "начальники храма" и "начальники стражи" (Лк 22:4,52; Деян 4:1; 5:24,26) - это Н. левитской стражи при Иерусалимском храме (см. Левиты см. Сановник, военачальник).

II. В НЗ

упоминаются след. начальствующие чины воен. и гражд. рим. власти:

1) центурион (в Синод. пер. - "сотник"; Мф 8:5; 27:54; Мк 15:39,44; Деян 10:1; 21:32) был Н. воен. подразделения, состоявшего из 100 человек (центурия), шесть центурий составляли рим. когорту; десять когорт составляли см. Легион. Чин центуриона относился к низшим офицерским званиям и, как правило, не предполагал дальнейшего повышения. Центурион подчинялся (см. Деян 24:23; 27:1; 28:16) воен. трибуну (в Синод. пер. - "тысяченачальнику", Деян 23:10; 22:26-29; 23:17-19). Воен. трибун (Деян 22:24; 24:7,22) или, согл. греч. табели о рангах, хилиарх (т.е. командующий тысячей), предводительствовал когортой. Чин воен. трибуна (тысяченачальника) имел комендант рим. гарнизона в Иерусалиме (Ин 18:12; Деян 21:31). Военач. в Деян 28:16 имел, однако, другое воинское звание - трибун легиона (греч. стратопедарх), а по должности он был командиром преторианской когорты императорской гвардии в Риме;

2) упомянутые в Деян 16:20,35 преторы (в Синод. пер. - "воеводы") - это высшие чиновники, возглавлявшие администрацию рим. провинциального города (один из них - Филипп); преторы каждый год переизбирались. см. Князь.

Начальник дворца, начальник над домом царским

Соотв. титул обозначал главного управляющего цар. дворцом, к-рый занимал должность царедворца-распорядителя (3Цар 4:6; 16:9; 18:3; 4Цар 18:18; Ис 22:15; 36:3). Ученые не знают точно, какие обязанности выполнял Н.Д. Предположит. он отвечал за снабжение дворца провизией и прочим, нес ответственность за придворный церемониал, через него осуществлялся доступ к царю. О значении должности Н.Д. говорится в Ис 22:15 и след.; есть указание на то, что Иофам в период своего регентства исполнял обязанности Н.Д. и верховного судьи (4Цар 15:5). В Лакише (Лахисе) найден оттиск печати, принадлежавшей Н.Д. по имени Годолия, вероятно, сыну Ахикама (4Цар 25:22). см. Дееписатель.

Начальник дома, домостроитель

Начальник дома, домостроитель, управляющий хоз-вом в доме своего господина. Так, Н.Д. был, напр., у Иосифа (Быт 43:19; 44:1,4). Эта должность предполагает большое доверие со стороны хозяина дома, поэтому ап. Павел называет апостолов и см. Епископов "домостроителями тайн Божиих" (1Кор 4:1 и след.; Тит 1:7). Каждый верующий, благодаря тому, что он обладает доверенными ему Богом дарами, является домостроителем благодати Божьей (1Пет 4:10).

Начальник корабля

Начальник корабля см. Корабль, кораблестроение (VI).

Начальник крепости

В Неем 7:2 словосочетанием "начальник крепости" переводится евр. слово сар ("начальник"), вероятно, в данном случае имеющее значение "офицер".

Начальник над податью

Начальник над податью (сбором дани). Во времена Давида и Соломона Н.н.П. (евр. аль-хаммас) надзирал за выполнением принудительных работ (см. Принудительные работы) (2Цар 20:24; 3Цар 4:6; 5:14; 12:18; 2Пар 10:18). Из людей, занимавших эту должность, известен только Адорам, или Адонирам, к-рый был настолько ненавистен израильтянам, что они побили его камнями в Сихеме, когда царь Ровоам неосмотрительно послал его своим представителем на переговоры с десятью восставшими коленами.

Начальник, начальство

I.

В Библии Н. названы те, кто занимает высокое положение в обществе, в частн.: рим. император (1Пет 2:13), судья Иеффай (Суд 11:11), Даниил как Н. над всеми вавил. мудрецами (Дан 2:48; 4:6) и др.

II:

1) главенствующее положение среди израильтян занимали Н. колен (Чис 7:2; Втор 5:23; 29:10), к-рые названы также Н. народа (Исх 22:28; Чис 25:4; Неем 11:1) и Н. поколений, т.е. главы родов (2Пар 1:2; Езд 1:5; Неем 7:70). (см. Голова см. Князь см. Старейшины.) Н. общества - это также, очевидно, главы колен (Исх 16:22; 34:31; Нав 9:15). Кр. того, упоминаются Н. левитов (1Пар 15:16; Неем 11:16) и Н. города Иерусалима (2Пар 29:20);

2) в эпоху НЗ под Н. чаще всего подразумевались члены см. Синедриона (Лк 18:18; 23:35; 24:20; Ин 3:1; 7:48; 12:42).

III.

В ВЗ Н. названы и различные военачальники, среди них - израил. предводители 1000 воинов (тысяченачальники) и 100 воинов (стоначальники, 2Пар 1:2; 4Цар 11:4,9), а также начальствующие над колесницами (3Цар 16:9; 22:31,32). см. Сотник см. Начальник, вождь (II).

IV.

В НЗ словом "начальник" переведены греч. слова, обозначающие различные титулы высокопостав. чиновников в Филиппах (Деян 16:19; см. Сотник), Фессалонике (Деян 17:8) и Эфесе (Деян 19:31). Кр. того, о Закхее говорится как о Н. мытарей в Иерихоне (Лк 19:2).

Начальники общества

Начальники общества см. Советники, начальники общества.

Начатки плодов

Начатки плодов см. Первородство, первородный.

Не во время

"Не во время" (не вовремя), см. Время, неподходящее для определённых действий или событий. Павел убеждает Тимофея проповедовать слово "во время" и "не во время" (см. 2Тим 4:2). Даже когда время кажется неподходящим для благовествования, посланники должны нести слово Божье, взирая на Господа, а не сообразуясь с людьми, их мнениями, чувствами или обстоят-вами - "временем сим".

Неаполь

Неаполь ("новый город"), порт. город в 15 км от Филипп. Здесь начиналась знаменитая рим. Эгнатиева дорога, ведущая через Амфиполь и Фессалоники в Ахаию. Ап. Павел впервые вступил на европ. землю, когда прибыл в Н. (Деян 16:11). Ныне город, стоящий на этом месте, называется Кавала.

Неария

Неария ("юноша Господа"):

1) один из вождей колена Симеона во времена Езекии (1Пар 4:42);

2) потомок Шехании из цар. рода Иудеи (1Пар 3:22 и след.).

Небесный

Небесный, принадлежащий небу, происходящий с неба, живущий на небе. Нередко это прил. используется в выражении "Отец мой (ваш) Небесный" (Мф 6:14,26,32; 15:13; 18:35).

Небесный Иерусалим

Небесный Иерусалим. Описанию земного города см. Иерусалима (II,Б) как места, где должно обитать имя Господа (3Цар 8:29), и картинам будущего Иерусалима (Ис 2:2; Мих 4:1; Зах 14) соответствует содержащееся в конце Библии изображение Н.И. - города мира, где Божий народ будет вечно жить вместе с Богом (Откр 21:3,4) и где нет места любому нечестию (Откр 21:8). Улучшение мира или его обновление не являются причиной возникновения Н.И.; лишь исчезновение прежней земли освобождает место для нисходящего от Бога на новую землю Н.И. (Откр 3:12; 21:1). Желание вступить в этот город несовместимо с земными желаниями, на нынешней земле граждане Н.И. - пришельцы (1Пет 2:11; Евр 12:22-24); здесь они безродны, подобно Израилю во время странствования по пустыне (Евр 3:7 - 4:11), и поэтому их цели должны быть сообразованы с вечностью (Флп 3:14; Кол 3:1,2; Евр 13:14). Граждане Н.И. - это истинное потомство Авраама, к-рый ожидал построенного Богом города как обетованного наследства и жил на обетованной земле как пришелец (Евр 11:9,10). Ап. Павел говорит, что у Авраама было два сына: один - от рабыни Агари, рожденный по плоти, в рабство закона, второй - от свободной Сарры, рожденный по обетованию. Павел подчеркивает, что "в этом есть иносказание": Агарь "соответствует нынешнему Иерусалиму", а "вышний Иерусалим... матерь всем нам" (Гал 4:22-30). Только в связи с этими, новозаветными, высказываниями предвидение пророками новой земли (Ис 65:17) и грядущего спасения Иерусалима (Ис 66:10, 13) обретает истинный смысл.

Небо, небеса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Невай

Невай, израильтянин, современник Неемии, подписавший обязат-во соблюдать завет (Неем 10:19).

Неваллат

Неваллат, город, в к-ром после возвращения из плена жили израильтяне из колена Вениамина (Неем 11:34); совр. Бейт-Набала (новоевр. Хурва-Невалат), располож. в 7 км сев.-вост. Лода (Лидды).

Невеста

Невеста см. Брак.

Нево

I:

1) вавил. бог (аккад. Набу) (см. Навуходоносор см. Навузардан см. Навузазван см. Авденаго), покровитель науки и искусства письма, а также астрологии. Его планетой был Меркурий. Н. считался сыном Мардука. Главным центром поклонения Н. был храм Эзида в Борсиппе, юж. Вавилона. В Ис 46:1 бог Н. упомянут вместе с см. Вилом (Белом);

2) отец нескольких сыновей, к-рые по приказу Ездры оставили своих иноплем. жен (Езд 10:43).

II:

1) гора высотой 802 м, находящаяся прим. в 18 км к вост. от места впадения Иордана в Мертвое море и в 7 км юго-зап. Есевона; ее совр. название Эн-Неба. Н. - одна из главных вершин Аваримских гор (см. Аварим). С горы Н. открывается великолепная панорама на Палестину. Отсюда Господь показал Моисею землю обетованную (Втор 34:1-4);

2) город на вост. берегу Иордана, выдел. колену Рувима (Чис 32:3,38). В тексте на "камне Меши" (см. Камень Меши) говорится о покорении Н. моавитянами; в Ис 15:2 и Иер 48:1,22 город упомянут как моавитское владение. Ныне это район Хирбет-айн-Муса в 1,5 км юж. горы Н. (II,1);

3) город в Иудее (Езд 2:29; Неем 7:33), вновь заселенный израильтянами после возвращения из плена. По одной из версий это совр. Нуба, лежащая прим. в 6 км. сев.-зап. Бет-Цура.

Невоздержание, невоздержный

Невоздержание, невоздержный (греч. акрасиа (1Кор 7:5) и акратэс (2Тим 3:3)), недостаток самообладания; эти слова относятся только к браку и к сфере половых отношений.

Невольник

Невольник (см. Раб, рабыня, раба), см. Воровство, вор (I).

Неделя

Неделя см. Суббота.

Недуг

Недуг см. Порок, недуг.

Нееман

Нееман см. Нааман (2).

Неемии книга

Неемии книга см. Книга Неемии.

Неемия

Неемия (евр. Нехемья, "Господь утешил"):

1) сын Ахалии, перс. наместник в Иудее; см. Книга Неемии;

2) знатный израильтянин, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:2; Неем 7:7);

3) сын Азбука, начальник Бефцурского полуокруга, помогавший восстанавливать стену Иерусалима (Неем 3:16).

Неиел

Неиел, погран. селение в уделе Асира (Нав 19:27), совр. Хирбет-Янин. Здесь были обнаружены остатки поселений бронзового и железного веков. Руины Н. находятся прим. в 3 км сев. Кавула, на краю равнины Акко.

Предыдущая страница Следующая страница