Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕД"-"ГОД")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЕД"-"ГОД")

Гедера

( "каменный загон (для мелкого скота)"):

1) город в уделе Иуды (Нав 15:36),возм., Джудрайа в сев. части Долины дуба см. Долина дуба;

2) в 1Пар 12:4 говорится о вениамитянине Иозаваде из Г. Эта Г. в уделе Вениамина, возм., тождественна Джудере. располож. в 2 км сев.-вост. Гаваона, или Хирбет-Джудере. располож. в 10 км зап. Гаваона;

3) город, где жили цар. горшечники (1Пар 4:23 - в Синод, пер. - "в огородах"), возм., то же, что и Г. (1).

Гедеритянин

прозвище Баал-Ханана, одного из начальников над имением Давида (1Пар 27:28), возм., указывающее на место его рождения. см. Гадер, см. Гедор, см. Гедера.

Гедероф

(форма мн.ч. от Гедера), город в уделе Иуды, на равнине Шефела (Нав 15:41; 2 Пар 28:18), возм., совр. Гедера, располож. в 6 км юго-вост. Явне. см. Екрон.

Гедерофаим

(две загороди (два каменных загона). В списке городов, располож. "на низменных местах" в уделе Иуды (Нав 15:36), Г. является 15-м названием, в то время как их должно быть только 14 (в Синод, пер. эта трудность обойдена путем добавления союза "или", отсутствующего в евр. оригинале: "Гедера или Гедерофаим"). Возм., Г. означает скотный двор,находившийся в окрестностях упомянутой выше см. Гедера (1). Подобным образом это слово переведено и в Септуагинте.

Гедор

(араб. "рябой", "покрытый сыпью, оспой"):

1) вениамитянин (1Пар 8:31; 9:37);

2) город в уделе Вениамина (1Пар 12:7),совр. Хирбет-Джедур. прим. в 9 км сев.-зап. Иерусалима;

3) город в уделе Иуды (Нав 15:58), совр.Джедур, в 12 км сев.Хеврона. Вероятно, этот город имеется в виду и в 1Пар 4:4,18, где говорится о Пенуеле (или Иереде) как об отце вениамитянина Г. (1);

4) местность в пустыне Негев (1Пар 4:39 - в Синод, пер. - Герара), ее точное расположение определить невозможно; вполне вероятно, что Г. - это то же место, что и см. Гадер.

Геенна

см. Долина сыновей Еннома

Гелвуй

(возм., "пенящийся источник"), гора (выc. 518 м) и возвышенность юго-вост. Из-рееля (1Цар 28:4; 2 Цар 1:21; 21:12). По-араб. гора Г. (евр. Гчлбоа) называется Джебель-Фукуа. Расстояние от Г. до Циклага (Секелага) составляет 140 км, а до Гивы Сауловой - 80 км. На Гедвуйской возвышенности в битве с филистимлянами вместе с тремя сыновьями погиб Саул (1Цар 31).

Гелилоф

( "область", "округ"), город на границе уделов Вениамина и Иуды (Нав 18:17). Существует мнение, что Г. - это измененная форма названия города Галгала (Нав 5; ср. Нав 15:7).

Гемаллий

(евр.йА(олли),отец Аммиилаиз колена Дана, одного из двенадцати соглядатаев, посланных в Ханаан Моисеем (Чис 13:13).

Геман

Гемам (евр. Хеман, Хемам), сын Лотана, внук Сеира хорреянина (Быт 36:22;1 Пар 1:39).

Гемария

(евр. Гемарья и Гемарьяху, "Яхве совершил (это)"):

1) сын Хелкии, посланный царем Седекией к Навуходоносору. Иеремия передал с Г. и с Елеасой послание пленным евреям, находившимся в Вавилоне (Иер 29:3);

2) иуд. князь, сын писца Сафана и брат Ахикама. У него была собственная комната на верхнем дворе, у входа в Иерусалимский храм (Иер 36:10,12,25).

Геннисарет

Этот город был известен еще в XV в. до Р.Х. под названием Киннерет. Результаты археол. раскопок свидет-вуют, что он находился на сев.-зап. берегу Геннисаретского озера. Остатки строений относятся к раннему периоду бронзового века (III тысячел. до Р.Х.). После завоеват. похода ассир. царя Тиглатпаласара III, предпринятого им в 732 г. до Р.Х., Г. был оставлен жителями. В новозаветное время город, видимо, переместился в долину, красоту и плодородие к-рой воспел Иосиф Флавий (Иудейская война, III, 516 и след.). На юге Геннисаретской равнины ныне расположен город Мигдал (новозаветная Магдала) с кибуцем Гинносар. Здесь в 1986 г. была найдена лодка, построенная в новозаветное время. Согл. Мф 14:34; Мк 6:53, ученики Иисуса, переправивпшсь на лодке,"прибыли в землю Геннисаретскую", причем неясно, имеется ли в виду город или равнина.

Генуват

(возм.,связано с евр. "красть", "уносить"), сын идумеянина Адера и его жены-египтянки, сестры царицы Тахпенесы (3Цар 11:20). Г. рос и воспитывался во дворце фараона вместе с его сыновьями.

Геон

см. Гихон.

Гера

(связано с евр. гер, "странник", "иноземец"):

1) сын Белы и внук Вениамина (Быт 46:21; 1 Пар 8:3);

2) сын вениамитянина Егуда; его переселили из Гевы в Манахаф (1Пар 8:7);

3) вениамитянин, отец Аода, второго судьи над народом Израиля (Суд 3:15);

4) вениамитянин, отец Семея (2Цар 16:5). Возм., в пп. 3 и 4 под Г. подразумевается глава одного и того же рода, к-рый может быть тем же лицом, что и внук см. Вениамина (1);

5) см. Меры длины площади объема веса (II).

Герар

( "округ"), город на юж. границе Палестины (Быт 10:19). Во времена Исаака Г. был филистимским городом (Быт 26:1): по-видимому, филистимляне поселились здесь раньше, чем в других местах Палестины. Учитывая название города, ученые высказали предположение, что Г. находился недалеко от Умм-Джерара. Но при раскопках здесь были обнаружены лишь предметы, относящиеся ко времени рим. правления. Это, однако, не опровергает версии, согласно к-рой древний Г. находился в долине, недалеко от того места, к-рое город стал занимать позднее; Ф.Питри отождествляет его с холмом Телль-Джемме. располож. в 13 км юж. Газы. Во время раскопок здесь были обнаружены фундаменты зернохранилищ, что свидет-вует об оживленной торговле зерном, к-рую вел город с древнейших времен, и соответствует сведениям, сообщаемым в Быт 20; 26. Обращает на себя внимание и то обстоят-во, что цар. дворец находился в сев.-зап. части города: только там местность была достаточно ровной для разбивки стана. Авимелех вполне мог наблюдать отсюда за Исааком и Ревеккой (Быт 26:8). Но все же неясно, действительно ли Телль-Джемме - это древний Г. Вероятно, этот город мог находиться и на месте располож. прим. в 2,5 км южнее Газы холма Телль-эль-Фара, под к-рым археологи обнаружили крупнейшее из древних поселений на границе пустынной равнины с Негевом.

Герара

см. Гедор (4).

Герасинская страна

область вокруг города Герасы, где Иисус освободил одного из местных жителей от злых духов (Мк 5:1; Лк 8:26,37). В Мф 8:28-34 рассказывается об исцелении двух жителей города Гадары. Покинув исцеленных, бесы вселились в стадо свиней, и обезумевшие животные бросились с обрыва в море. После этого окрестные жители-язычники, в к-рых сотворенное Иисусом чудо вселило страх, стали просить Его покинуть город. Название города, где произошли описанные события, вызывает, однако, нек-рые сомнения. В указ. выше местах в различных списках Евангелий встречаются названия "земля герасян", "земля гергесян" и "земля гадарян" (см. Гадаринская страна). Проблема состоит в том, что города Деся-тиградия Гадара и Гераса располагались далеко от озера (соотв. в 10 и 60 км к юго-востоку). Как часто считают, события, описанные в Мк 5:1 и след., происходили в Эль-Курси,у места впадения в Геннисаретское озеро потока Вади-Семах. Возм., первонач. название Эль-Курси - Гергеса. В новозаветное время Вади-Семах служил границей между тетрархией Филиппа и Десятиградием и находился, т.о., в языч. области.

Гергесеи

народ, упоминающийся в Библии при перечислении хананейских племен, земли к-рых Бог отдал израильтянам (Быт 10:16;15:21; Втор 7:1; Нав 3:10; 24:11; Неем 9:8). Какие именно области населяли Г., неизвестно.

Гергесинская Страна

см. Гадаринская страна.

Гессур

1) область, располож. сев.-вост. Ген-нисаретского озера (Втор 3:14; Нав 12:5; 13:11, 13), совр. Голан. Здесь родилась Мааха, мать Авессалома (2Цар 3:3);

2) область на юге Палестины (Нав 13:2), жители к-рой, как и жители Г. (1), названы в Библии гессурянами (1Цар 27:8).

Гессуряне

см. Гессур.

Геуил

(евр. Дуэл, "спасенный Богом" (?)),сын Махия, гадитянин, один из соглядатаев, посланных Моисеем в Ханаан (Чис 13:16).

Геф

( "виноградный пресс"), один из пяти филистимских городов (Нав 13:3), в к-ром жили остатки енакимов (Нав 11:22; 1 Цар 17:4; 2 Цар 21:19-22; 1 Пар 20:5-8). Сыновья Ефрема, участвовавшие в разбойном нападении на Г., погибли от рук жителей этого города, защищавших свои стада (1Пар 7:21). Сюда филистимляне на время перенесли захваченный ими ковчег завета (1Цар 5:8). По-видимому, Г. был самым вост. из филистимских городов, ближайшим к границе с Израилем (ср. 1Цар 17:52). Гефский царь см. Анхус принял у себя см. Давида и отдал ему во владение Секелаг (1Цар 27:2-11). Позднее Давид захватил Г. (1Пар 18:1). Изгнание жителей Г. приписывается также вениамитянам (1Пар 8:13). Ровоам превратил город в погран. крепость (2Пар 11:8).Сирийский царь Азаил неоднократно захватывал Г. (4Цар 12:17), а Озия разрушил стены города (2Пар 26:6), после чего Г. опять перешел во владение филистимлян. Пр. Амос, к-рый больше не упоминает Г. в числе филистимских городов (Ам 1:6 и след.; так же как позднее Иер 25:20; Соф 2:4; Зах 9:5 и след.), говорит о его разрушении (Ам 6:2). В 711 г. до Р.Х. Г. был захвачен Саргоном II, после чего город исчез со страниц истории. Археологи искали Г. в разных местах, и, прежде всего, там, где сохранились развалины (Телль-эс-Сафи. Телль-Закарийе. Бейт-Джибрин). но, вероятно, он находился на месте Телль-Арак-эль-Меншийе (евр. Телль-Гат),в 10 км от Бейт-Джибрина (Елев-ферополя), на пути в Газу.

Гефер

(евр. Гетер), сын Авраама и внук Сима (Быт 10:23; 1 Пар 1:17).

Гефсимания

( "масличный пресс"), сад у подножия Масличной (Елеонской) горы (Ин 18:1). Назв. так потому, что здесь, в саду или возле него, в одной из пещер, вероятно, некогда находился пресс для выжимки масла. И сегодня жители Г. указывают на пещеру дд. 19 и шир. Юму перекрестка трех дорог, проходящих через Масличную гору, как на место, где Иисус совершал молитвенное борение (Лк 22:44) и рядом с к-рым Он, вероятно, был схвачен. Пещера расположена в непосредств. близости от дороги, по к-рой Иисус ходил в Вифанию. Не исключено, что именно здесь Он уединялся с учениками (Ин 18:2), поэтому это место было известно и Иуде. Пещера была приспособлена для ночлега. Фраза "Сказав сие, Иисус вышел..." также указывает на эту пещеру. В IV в. на горе, где, как полагали, происходило молитв, борение Иисуса, была возведена церковь. Прим. в 100 м сев. церкви расположен естеств. скальный грот, к-рый считается местом, где Иуда предал Христа. С XVII в. он почитается также в качестве места смертельной скорби Иисуса. Зап. грота находится вход в храм крестоносцев, под к-рым расположена визант. нижняя церковь V в., построенная на месте захоронения Марии, матери Иисуса. Само расположение Г. показывает, сколь сильным было для Иисуса искушение избежать страданий: требуется не более 10 минут, чтобы через заросли сада добраться до вершины Масличной горы и оказаться на границе со спасит. пустыней. Различные предания указывают также на другие близлежащие места как на места молитв, борения Иисуса.

Гефское орудие

Значение выражения "на гефском орудии" (евр. гиттит; Пс 8:1; 80:1; 83:1) точно не установлено. Предположит. оно может указывать на то, что названные псалмы исполнялись жителями Гефа, или же обозначать псалом, исполняемый при выжимке винограда. Возм., также, что Г.О. - это музык. инструмент.

Геф-Хефер

см. Гафхефер.

Гефянин

1) прозвище филистимлян (2Цар 15:18 и след.; 18:2) и великанов (2Цар 21:19,20 и след.) из города см. Гефа;

2) Г., упомянутый в 2Цар 6:10 и след.; 1 Пар 13:13 см. Овед-Едом (1).

Гешан

третий сын Иегдая из колена Иуды (1Пар 2:47).

Гешем

( "ливень" (т.е. рожденный в период дождей)), аравитянин, противник Неемии (Неем 2:19; 6:1), царь см. Кедара. Возм., Г. был перс. наместником в Идумее.

Гиах

( "ключ" (источник)). Г. находился "по дороге к пустыне Гаваонской" (2Цар 2:24). Учитывая название источника и исходя из описания местности, приводимого в данном тексте, Г. можно отождествить с существующим ныне источником Эн-эль-Фаувар. название к-рого переводится как "ключевая вода"; он находится в 11 км зап. Иерихона.

Гиацинт

см. Драгоценные камни

Гиббар

название местности (или, как в Синод, пер., имя израильтянина, потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем, Езд 2:20), возм., то же, что см. Гаваон (Неем 7:25).

Гибель

см. Губить, истреблять, губитель, истребитель, гибель, погибель, пагуба, истребление.

Гива

( "холм"):

1) Г. Вениаминова (1Цар 13:2, 15,16; 14:2,16) см. Гева (1);

2) город в уделе Вениамина, называемый также Г. Сауловой (Нав 18:28 - в Синод, пер. - Гивеаф; Суд 19:12-16;20:4 и след.; 1Цар 11:4). Родной город Саула (1Цар 10:26; 11:4; 15:34), располагавшийся, согл. Ис 10:29, сев. Иерусалима. Результаты археол. раскопок, проведенных У.Ф.Олбрайтом, подтвердили предположение о том, что Г. Саулову следует отождествлять с холмом Телль-эль-Фул (прим. в 6 км от Иерусалима). Вероятно, ок. 1200 г. до Р.Х. здесь находилось поселение вениамитян, к-рое, не просуществовав и столетия, было разрушено. Возм., это произошло во время воен. похода израильтян против колена Вениамина, о к-ром повествуется в Суд 19; 20 (ср. Ос 9:9; 10:9). При Сауле Г. укрепляется и становится его резиденцией (ср. 1Цар 22:6; 23:19).Резуль-таты раскопок свидет-вуют о том, что вскоре после этого, предположит, после смерти царя (1Цар 31),крепостьГ.была разрушена. Позже ее отстроили заново. Семеро потомков Саула были казнены в Г. гаваонитянами за то зло, к-рое причинил им Саул (2Цар 21:6);

3) город в уделе Иуды (Нав 15:57), находившийся, верятно, зап. Бейт-Якарьи и в 17 км сев. Хеврона;

4) город на Ефремовой горе (в Синод, пер. - "холм Финееса" - Нав 24:33). Местоположение его точно не установлено. Возм.,это совр.Эль-Джеба, находящаяся неподалеку от Вифлеема;

5) место, где располагался охранный отряд филистимлян (в Синод, пер. - "холм Божий" - 1Цар 10:5; ср. 13:3); возм., тождественно родному городу Саула см. Гива Саулова. (2) (Телль-эль-Фул). Но существует также версия, что это место идентично лежащему в 9 км сев. Г. Рамаллаху, название к-рого имеет то же значение, что и Г., - "холм".

Гива Саулова

город в уделе сынов Вениаминовых (Нав 18:28; в русском переводе в данном случае Гшеаф). Родной город Саула (1Цар 10:26; 11:4; 15:34), расположенный согл. Ис 10:29, севернее Иерусалима. Предположение о том, что Г. следует искать в кургане Тель-эль-Фул, примерно в 6 км. от Иерусалима, было подтверждено раскопками Олбрайта. Около 1200 г. до Р.Х. здесь находилось некое, вероятно вениамитское, поселение, которое не просуществовав и одного столетия, оказалось разрушенным, предположительно во время похода всего Израиля против вениамитян согл. Суд 19-20 (сравн. Ос 9:9; 10:9). После этого там возникло укрепление, резиденция Саула (сравн. 1Цар 22:6; 23:19). Как свидетельствуют раскопки, крепость вскоре после этого была разграблена, предположительно после смерти царя (1Цар 31).Впоследствии она была восстановлена. Семь человек из потомков Саула были казнены в Г. за то зло, которое он причинил гаваонитянам (2Цар 21:6).

Гиввефон

(Гавафон) ("возвышенное место", "холм"), левитский город в уделе Дана (Нав 19:44) недалеко от Ваалафа. В царствование Навата Г. принадлежал филистимлянам (3Цар 15:27). Согл. Евсевию и Иерониму, Г. располагался в 16 милях (ок. 26 км) от Кесарии. Но указанное ими место, вероятно, все же не соответствует истинному положению Г., т.к. находилось много севернее, а в Нав 19:44,45 рядом с Г. упоминается Игуд (9 км сев. Лидды). Поэтому Г. отождествляется нек-рыми исследователями с Киббийе.располож. между Бет-Навалой и Абудом, недалеко от Иехуда. По другой, более убедительной версии Г., бывший, согл. 3Цар 15:27; 16:15, по-гран. городом между Газером (Гезером) и Ак-кароном (Экроном), находился на месте совр. Телль-эль-Мелата, прим. в 5 км юж. Гезера. Согл. же Талмуду, Г. располагался юж. Антипатриды, в районе Вефсамиса (Бет-Шемеша). В этом случае Г. можно, вероятно, отождествить с Рас-Абу-Хамидом, лежащим в 6 км сев.-вост. Телль-эль-Мелата.

Гивлитяне

Жители города см. Гевала (3Цар 5:18).

Гиддалти

руководитель 22-го отделения певцов при храме (1Пар 25:4,29).

Гиддел

( "Он (Бог) возвысил"):

1) прислужник при храме (нефиней), потомки к-рого вернулись из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:47; Неем 7:49);

2) раб Соломона, потомки к-рого также вернулись из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:56; Неем 7:58).

Гиддо

см. Иддо (11,2).

Гидеоний

(евр. Гедони, значение то же, что у имени см. Гедеон), отец Авидана, главы колена Вениамина во время странствования по пустыне (Чис 1:11; 2:22; 7:60,65; 10:24).

Гидом

(производное от евр. "разрубать, разбивать на куски"), место возле скалы Риммон, куда бежали вениамитяне, разбитые израильтянами (Суд 20:45); находится прим. в 5 км вост. Вефиля, но точно его местоположение неизвестно.

Гиезий

(евр. Ехази). Слуга пр. Елисея (см. 3 Цар 19:21; 4 Цар 3:11). Г. сообщил Елисею о желании сонамитянки иметь ребенка (4Цар 4:12,14), но позднее, когда родившийсяу этой женщины младенец умер, Г. не захотел допустить ее к пророку с просьбой о помощи. Посланный Елисеем к умершему ребенку, Г. не смог ничем помочь ему, а лишь констатировал смерть младенца. Вернуть жизнь умершему смог лишь сам пророк. Исцелив сир. военач. Неемана, Елисей отказался от вознаграждения. Г. же обманом получил часть обещанного пророку вознаграждения, но в разговоре с пророком отрицал это. Поэтому Елисей предсказал Г., что тот будет наказан "проказою Неемана" (4Цар 5:20-27). Когда царь расспрашивал Г. о деяниях Елисея, Г. еще раз сослужил добрую службу сонамитянке, рассказав о ней царю (4Цар 8:3-6). Но в целом, хотя Г. и общался с Елисеем, он остался человеком, не сумевшим осознать, какой должна быть жизнь по Божьим законам.

Гизонитянин

прозвище Гашема, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:34). Этимология этого прозвища неизвестна.

Гилалай

левит и музыкант, участвовавший в освящении стены Иерусалима (Неем 12:36).

Гиллел

(евр.Хиллел, "Он восхвалил. Он (Бог) дал воссиять"), отец судьи Авдона (Суд 12:13).

Гило

родной город Ахитофела (2Цар 15:12), располагавшийся в нагорной части удела Иуды (Нав 15:51); сегодня это развалины Хирбет-Джала, зап. Бейт-Уммара, в 11 км. сев. Хеврона.

Гилонянин

прозвище см. Ахитофела (2Цар 15:12; 23:34), бывшего родом из см. Гило.

Гимзо

погран. город между уделом Иуды и землей филистимлян (2Пар 28:18). В настоящее время - это селение Джимсу (евр. Гимзо), в 7 км вост. Рамлы.

Гиннефой

(евр.Линнеотой),священник,вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:4). Возм., то же лицо, что и см. Гиннефон (2).

Гиннефон

(евр. Гиннетон):

1) священник, во времена Неемии подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:6);

2) священник, вернувшийся из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:16). Возм., то же лицо, что и см. Гиннефой.

Гион

см. Гихон.

Гирзеяне

племя, обитавшее на юге Филистии и упоминаемое в 1Цар 27:8 вместе с гессурянами и амаликитянами.

Гирсам

(Гирсон) (евр. Гершом):

1) первенец Моисея и Сепфоры, родившийся в Мадиамской земле. В Исх 2:22; 18:3 говорится, что Моисей образовал это имя из слов: гер - "пришелец" и шам - "там", потому что в момент рождения сына он был "пришельцем в земле мадианитян". М.Нот переводит (с араб.) это имя как "бубенчик", "колокольчик"; оно должно было свидет-вовать о радости, вызванной рождением ребенка. В 1Пар 23:14-16 Г. вместе со своим братом назван в числе левитов;

2) потомок священника Финееса, возвратившийся из вавил. плена вместе с Ездрой (Ездр 8:2);

3) относит. Суд 18:30 см. Ионафан (2).

Гирсон

(евр. Гертон, значение то же, что у имени см. Гирсам (1)):

1) сын Левия и отец Ливни и Шимея (Быт 46:11; Исх 6:16 и след.; Чис 3:17 и след.). Потомки Г., гирсоняне, образовали один из трех больших родов колена Левия. Во время странствования по пустыне они ставили свои палатки с зап. стороны скинии собрания и заботились о покровах и завесах скинии под надзором Ифамара, сына Аарона (Чис 4:21-28; 26:57 и след.). Для транспортировки этих вещей в их распоряжении находились две повозки и четыре вола (Чис 7:7). Сыновья Г. Ливни и Шимей возглавляли каждый свой род (Чис 3:21; 1 Пар 6:1,17 и след.). При разделе Ханаана Иисус Навин выделил им во владение 13 городов, два из к-рых находились за Иорданом, в уделе полуколена Манассии, четыре - в уделе Иссахара, четыре - в уделе Асира и три - в уделе Неффалима (Нав 21:27-33). В 1Пар 23:7-11 названы роды гирсонян, существовавшие во времена Давида;

2) см. Гирсам (2 и 3).

Гиффаим

( "давило"), город в уделе Вениамина (2Цар 4:3; Неем 11:33). Местоположение его точно неизвестно. В Ономастиконе (список геогр. названий) Евсевия Кесарийского говорится, что Г. находился между Антипатридой и Иамнией; на Медевской карте этот город указан между Беф-Дагоном и Лиддой. В документах Эль-Амарны этот город назван Гамтети, что дает право отождествлять его с Рас-Абу-Хумедом. располож. в 3 км юго-вост. Рамлы.

Гихон

(Гион.Геон) ("прорыв", "ключ" (источник)):

1) одна из рек рая (Быт 2:13). Возм., это один из рукавов Евфрата, по предположению ФДеличу - Шатт-эн-Нил;

2) источник в Кедронской долине, находящийся вост. Иерусалима (3Цар 1:33), к-рый никогда не пересыхает; его совр. название - источник Девы Марии (Айн-Ситти-Марьям). По приказу Езекии в скале был прорублен туннель дл. 512 м к см. Силоамскому пруду (4Цар 20:20). Перепад высот на всем протяжении туннеля составляет Юм (Гихон - 646 м, Силоам 636 м), поэтому в 2Пар 32:30 говорится о "верхнем протоке вод Геона".

Гишфа

начальник над нефинеями во времена Неемии (Неем 11:21).

Глаз

Статья большая, находится на отдельной странице.

Глазная мазь

(греч. коллурион). Эти словосочетанием обозначено множество целебных средств для глаз, применявшихся в антич. медицине. Исходное сырье хранили в виде высушенных продолговатых катышков или свечей, из к-рых изготавливались мази, порошки и капли. Письм. сообщения об этом были подтверждены археол. находками. С помощью подобных средств люди пытались также восстановить остроту зрения, на что содержится намек в Откр 3:18.

Глина

Израильтяне применяли Г. в гончарном производстве и при строит-ве Домов (см. Дом, строительство дома). Гончары (и производители кирпичей) (см. Горшечник) разминали ее ногами (Ис 41:25; Наум 3:14), а затем с помощью гончарного круга придавали ей нужную форму (Иер 18:3,4,6). Для изготовления кирпичей Г. смешивали с соломой (Исх 1:14; 5:6,7). Нередко Г. служила и строит, раствором (Быт 11:3; Лев 14:41,42, в Синод, пер. - "обмазка"; см. Известь, известняк).

Глиняный

изготовленный из глины или земляной смеси. Употребление глиняных сосудов было предписано при принесении жертвы за грех, очистит, жертвы и жертвы ревнования; иногда после употребления эти сосуды следовало разбить (Лев 6:28; 14:5; Чис 5:17). Согл. Иер 32:14, в глиняных сосудах хранили важные док-ты, чтобы уберечь их от негативного воздействия внешней среды. см. Рукописи Мертвого моря подтвердили, что такой способ хранения существовал. В метафо-рич. значении под "глиняной посудой" подразумеваются хрупкие, бьющиеся предметы домашнего обихода (Плач 4:2; 2 Кор 4:7).

Глупец

глупый, безрассудный, неразумный, безумец, безумный. С помощью этих близких по смыслу понятий в Синод. пер. передается значение нескольких евр. слов, из к-рых кесил и баар обозначают людей с огранич. умств. способностями, а наиб. часто употребляемое навал подразумевает человека несдержанного, не владеющего своими эмоциями. Близкий к этому смысл имеют и соотв. греч. слова, употребляемые в Септуагинте и в НЗ (афрон и морос). Г. являет собой полную противоположность мудреца, каким, как правило, бывает человек благочестивый и верующий. Иногда под словом Г. подразумевается человек с низкими умств. способностями, но, как правило, это тот, кто в своих суждениях приходит к неверным выводам (см. Втор 32:6; Мф 7:26; 25:3). Г. говорит, не дослушав вопроса, он сверх меры многословен (Еккл 5:3; Сир 21:29; см. пустословие в Еф 5:4), пренебрегает наставлением (Притч 15:5)и полагается лишь на себя (Притч 28:26). Он не может скрыть свою глупость, его приходится наказывать, но и это редко приводит к исправлению (Притч 10:13; 19:29; 26:3; 27:22). Кто не любит наставления, тот Г. (Притч 12:1). Человек является Г. если он не верит в Бога или сомневается в Его могуществе (Иов 2:10; Пс 13:1; 72:22, в Синод. пер. - "невежда") и в своих суждениях и действиях не полагается на Божью волю (Иер 10:21), т.е. хочет жить без Бога. В этом смысле евр. слово навал подразумевает безбожного человека. Отсюда становится понятно, почему Господь называет безумными фарисеев, приверженных лишь внешней стороне благочестия (Мф 23:17), а Павел именует безрассудными людей, отрицающих воскресение (Кор 15:36). Исходя из этого следует понимать и слова Иисуса, грозящего судом человеку, к-рый из ненависти называет своего брата Г., т.е. безбожником (Мф 5:22; см. Рака). В своем безумии человек нередко мнит себя мудрецом (Рим 1:22); с др. стороны, богобоязненность и признание Бога в этом мире зачастую считаются безумием (1Кор 4:10; ср. 1:18). Это, однако, не должно поколебать христианина (1Кор 3:18), ибо Бог обратил мудрость мира сего в безумие (1Кор 1:20). Бог не благоволит к глупым (Еккл 5:4), даже если им, к удивлению мудрых, не всегда живется плохо (Еккл 2:15 и след.).

Глухота

глухой. Наряду с утратой слуха по причинам органического поражения (см. Глухота) Г. названо и состояние, когда к.-л. слушает и не понимает. К людям, пораженным духовной Г., обращен призыв слушать (Ис 42:18; 43:8; ср. Мк 4:9; Откр 13:9). Пр. Исаия предсказывает наступление дня спасения, когда глухие услышат слова книги (Ис 29:18; 35:5). Иисус ссылается на это обетование в ответе, к-рый Он дает Иоанну Крестителю через его учеников (Мф 11:5; ср. Мк 7:37). см. Слушать, слышать.

Гнев, гневить

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гнилой

Иисус сравнивает человека, не желающего обратиться к Богу всем своим существом, с Г. (в Синод, пер. - "худым") деревом, приносящим лишь Г., несъедобные плоды (Мф 7:17 и след.; 12:33). Но и верующий человек может подвергнуться порче, если он произносит "гнилое слово" и злобные речи (Еф 4:29), препятствующие воздействию Духа Божьего (ст. 30).

Гной

см. Болезнь.

Гнусность

см. Мерзость, гнусность.

Гоаф

холм, располож. в окрестностях Иерусалима (Иер 31:39), недалеко от Гарива. Если исходить из того, что в ст. 38-40 будущие границы Иерусалима указаны в елея. порядке: сев., зап., юж. и вост., то холмы Гарив и Г. следует искать сев.-зап. или зап. города. Если же допустить, что в ст. 39 говорится о расширении Иерусалима на север, то оба холма должны находиться сев. города.

Гоб

местность; в 2Цар 21:18 говорится о Г., а в парад, тексте (1Пар 20:4) - о Газере. Место расположения Г. неизвестно.

Говорение языками

это умение говорить на разных языках (1Кор 12:10,30), в т.ч. на незнакомых говорящему (Деян 2:4) и на новых (Мк 16:17), присущее как людям (Деян 2:8-11), так и ангелам (1Кор 13:1) под непосредств. воздействием Св. Духа (Деян 2:4; 1Кор 12:11). Говорящий участвует в этом процессе своим духом, но не умом (греч. нус; 1Кор 12:11); то, что он говорит, может быть понятно его слушателям (Деян 2:6,11), но часто, видимо, остается непонятным (1Кор 14:2,9). Поэтому ал. Павел требует, чтобы слова говорящего на языках истолковывались им самим или к.-л. из присутствующих (14:26 и след.). Благодаря такому изъяснению, к-рое дает Сам Бог (1Кор 12:10), Г.Я" как и пророчество, служит тому, чтобы Церковь получала назидание, утешение и увещевание. Независимо от этого Г.Я. - это моление, благодарение и обращение к Богу, к-рые и без истолкования идут на пользу тому, кто делает это для самого себя. Ап. Павел учит не пренебрегать этим даром как оружием в духовной борьбе (см. Борьба, бороться), не подавлять его. Апостол благодарит Бога за то, что сам он говорит языками "более всех" членов коринфской церкви. Павел видит в Г.Я. исполнение ветхозаветного обетования: "иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня" (Ис 28:11 ислед.; 1Кор 14:21), т.е. он видитвэтом знамение "для неверующих". Говорение на непонятных языках воспринимается несведущими людьми как нечто странное. Говорящих объявляют "пьяными (Деян 2:13) или "безумными" (1Кор 14:23; ср. 1Кор 2:14). Но такая реакция не дает повода предполагать, что при Г.Я. сознание говорящего отключено; во всяком случае, Петр отчетливо воспринял замечания стоящих вокруг него людей (Деян 2:13,15). Наряду с Г.Я., к-рое как и другие духовные дары (см. Дар, дарование), дано не каждому (1Кор 12:10 и след.,30), существует пение духом (1Кор 14:15; см. Богослужение, 3).

Гог

(возм., "драгоценный,золотой предмет"):

1) рувимлянин, сын Шемая и отец Шимея (1Пар 5:4);

2) князь Роша, Мешеха и Фувала, к-рый, согл. пророчеству Иезекииля, в конце времен вторгнется во главе огромного войска в Палестину с севера, нападет на вернувшихся из рассеяния израильтян, погибнет и будет погребен в "долине полчища Гога" (Иез 39:11; ср. Иез 38; 39). Г. олицетворяет собой языч., богопротивную мировую державу. В этом же смысле его имя и связанное с ним пророчество упоминаются в Откр 20:7. Г. пытались отождествить с лидийским царем Гигесом (680-652 гг. до Р.Х.; в клинописных текстах - Гуту) или придать его имени значение "обитатель севера" на том основании, что в док-тах Эль-Амарны встречается слово, созвучное имени Г. Упоминаемые в Иез 38:17 более ранние пророчества, видимо, не имеют отношения ни к одному из описываемых в Библии историч. событий.

Гогам

(евр.Хохам), царьХеврона,побежденный и затем убитый Иисусом Навином (Нав 10:3,23-27).

Год

1) (евр. Ход, "величие" (важность, значимость)), израильтянин из колена Асира, сын Цофаха(1Пар 7:37).

2) см. Календарь.

Годави

см. Годавия (2).

Предыдущая страница Следующая страница