Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Библейская энциклопедия Брокгауза
Статьи на букву "А" (часть 4, "АСИ"-"АЭН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 4, "АСИ"-"АЭН")

Асир

Асир (1-2) евр. Ассир, "пленный"; 3-5) евр. Ашер, "счастливый"):

1) левит, сын Корея, родившийся в Египте (Исх 6:24; 1Пар 6:22);

2) левит, сын Евисафа (1Пар 6:23);

3) восьмой сын Иакова, второй - от Зелфы, служанки Лии (Быт 30:12 и след.; 35:26). Когда А. пришел в Египет, у него было четыре сына, дочь и два внука (Быт 46:17). Благословением Иакова (Быт 49:20), как и благословением Моисея (Втор 33:24 и след.), ему было обещано жить на плодородной земле.

4) колено Асира, потомки А.. В период со второго года после исхода до переписи израил. народа на вост. берегу Иордана число мужчин, годных для участия в войне, в колене А. увеличилось с 41,5 тыс. до 53,4 тыс., в результате чего это колено по численности перешло с девятого на пятое место (Чис 1:41; 26:47). Но спустя несколько поколений численность воинов из этого колена составила всего 26 тыс. (1Пар 7:40). В стане колено А. занимало место к северу от скинии, между коленами Дана и Неффалима. Эти три колена замыкали колонну, когда стан снимался с места (Чис 2:25-31). Удел А., отведенный ему при разделе земли Ханаанской, простирался от горы Кармил у Средиземного моря на север до Сидона (Нав 19:24-31). Его вост. соседи - колена Неффалима и Завулона, на юге находилось колено Манассии, к-рое хотя и получило право на нек-рые города, располож. в земле колена А., но не смогло овладеть ими (Нав 17:11-13). Кр. того, в уделе А. располагались четыре города, выдел. левитам (Нав 21:30 и след.). Поскольку сынам А. не удалось изгнать хананеев из целого ряда укрепл. городов (Суд 1:32 и след.) и выйти к морю они смогли лишь у горы Кармил, им досталась для проживания, гл. обр., горная территория. А. не участвует в борьбе Варака против см. Сисара (Суд 5:17), но приходит на помощь см. Гедеону в войне с мадианитянами (Суд 6:35; 7:23). Из колен, живших зап. Иордана, А. является единств., не считая Симеона, из к-рого не вышло ни одного судьи, а позднее - ни одного выдающегося деятеля. Уже во времена Давида колено А. стало столь незначительным, что его даже не упоминают при перечислении князей колен (1Пар 27:16-22). Нек-рые израильтяне из колена А., еще остававшиеся в стране после того, как 10 колен были уведены в плен, по приглашению царя Езекии пришли в Иерусалим на праздник Пасхи (2Пар 30:11). Из колена А. происходила пророчица Анна, к-рая в храме славила Господа за рождение Иисуса (Лк 2:36-38). В пророчестве Иезекииля, однако, А. назван вторым после Дана при перечислении колен, получающих удел в земле обетованной (Иез 48:2 и след.), а среди 144 тыс., названных из 12 колен Израилевых, указаны и 12 тыс. из колена А. (Откр 7:6);

5) возм., один из городов вост. Сихема на границе с землями колена Манассии (Нав 17:7). Его точное местонахождение неизвестно.

Асироф

Асироф ("места станов"), место, где израильтяне разбивали свой стан во время странствования по пустыне (Чис 11:35; 13:1; 33:17 и след.). Исследователи полагают, что А. находился в районе источников Айн-Ходара, прим. в 60 км сев.-вост. Синая, недалеко от Руэйс-эль-Эбейрига, в к-ром видят см. Киброт-Гаттааву.

Асия

I.

Так во времена Маккавеев называлось царство Селевкидов, находившееся на тер. Малой и Передней Азии.

II.

НЗ понимает под А. образованную в 133 г. до Р.Х. на западе Малой Азии рим. провинцию со столицей в Эфесе, проконсульскую А. Эта провинция управлялась рим. проконсулом. Она охватывала области: Мисию, Лидию, Фригию и Карию (Деян 6:9; 19:10; 1Кор 16:19; 2Кор 1:8; 2Тим 1:15; 1Пет 1:1; Откр 1:4,11).

III.

НЗ называет А. зап. побережье этой провинции, исключая Фригию (Деян 2:9; 16:6). Семь церквей в провинции А., к к-рым обращены семь посланий Откровения, - это церкви Эфеса, Смирны, Пергама, Фиатиры, Сардиса, Филадельфии и Лаодикии. Все они расположены в зап. части А. (Откр 1:4).

IV.

Три апостола поддерживали тесные связи с многочисл. церквами А.:

1) Павел впервые обошел А. во время своего второго миссионерского путешествия (50 г. по Р.Х., Деян 16:6-8), однако подробности его деятельности там неизвестны. В начале и в конце треть-его путешествия (прим. в 53-58 гг. по Р.Х., Деян 18:23; 20:1 и след.,13,16) он вновь вступает на эту землю. В течение прошедших трех лет Павел проповедовал в Эфесе, столице провинции А. Он направлял свои послания в города, церкви к-рых были многим обязаны ему: в провинции А. - это Эфес и Колоссы, а также Лаодикия (к церкви этого города он обращается косвенно, см. Кол 4:13,16);

2) Петр в (1Пет) обращается среди прочих и к христианам провинции А. (1Пет 1:1);

3) Иоанн, вероятно, и в преклонные годы еще трудился в Эфесе. Во всяком случае, через послания (Откр 1:4,11) он поддерживал связь с семью церквами в провинции А.

Аскалон

Аскалон, один из пяти основных городов (государств) земли филистимлян (см. Филистимляне см. Азот), порт на Средиземном мо-ре, послуживший воротами, через к-рые с Крита пришли филистимляне (Иер 47:7). До филистимлян там, вероятно, жили (см. Аввеи ) (Втор 2:23; Нав 13:3). А. упоминается в док-тах из архива Телль-Амарны. Около 1280 г. до Р.Х. А. был завоеван Рамсесом II, а позднее попал в руки филистимлян. Хотя в Нав 13:3 и говорится о притязаниях Израиля на А., колена Иуды и Симеона не смогли завладеть этим городом (Суд 1:18; 14:19; 1Цар 6:17). Затем А. был завоеван Тиглатпаласаром III, а Сеннахирим удержал его под властью Ассирии. Иеремия, Амос, Софония и Захария выступали с грозными пророчествами о А. (Иер 25:20; 47:5,7; Ам 1:8; Соф 2:4,7; Зах 9:5). В письме на папирусе, найденном в Саккаре, содержится просьба о помощи, направленная А. в 604 г. до Р.Х. Египту в связи с угрозой со стороны Навуходоносора (помощь не была оказана). А. был родным городом Ирода Великого, к-рый умножил его славу, воздвигнув величественные постройки и насадив великолепные сады. В рим.-визант. эпоху А. стал центром греч. культуры. Проведенные на месте А. раскопки (1921-1976) позволили обнаружить следы ханаан., филистим., перс., греч. и особенно рим. культур. На плодородной почве А. и сегодня получают богатые урожаи фруктов и знаменитого инжира. А. (совр. Телль-Ашкелон) расположен прим. в 20 км сев. Газы.

Аскеназ

Аскеназ (евр. Ашкеназ), старший сын Гомера, внук Иафета (Быт 10:2,3; 1Пар 1:5,6). Это слово в ассир. языке обозначает также скифов. В Иер 51:27 царства Аскеназские упомянуты наряду с "царствами Араратскими и Минийскими" древней Армении. см. Скифы.

Асна

Асна, один из рабов Соломона, потомки к-рого вернулись из вавил. плена при Зоровавеле (Езд 2:50).

Аснафар

Аснафар (арам. Оснаппар), арам. ф-ма имени см. Ашшурбанапал.

Асор

Асор см. Гацор.

Аспид

Аспид см. Змея.

Асриил

Асриил (евр. Асриэл, возм., "(предмет) ликующей радости - Бог"), потомок Манассии, от к-рого произошел род А. (Чис 26:31; Нав 17:2; 1Пар 7:14).

Асс

Асс, портовый город в Мисии (Малая Азия), ныне Бехрамкой, расположенный на скалистом берегу залива Адрамиттия (ныне Эдремит), в 25 км юго-вост. Троады. Из А. Павел отправился на корабле в Палестину (Деян 20:13,14).

Ассирия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ассуир

Ассуир (евр. см. Ахашверош).

Ассур

Ассур (правильнее - Ашшур):

1) сын Сима и родонач. ассирийцев (Быт 10:22; 1Пар 1:17);

2) самый южный и наиболее древний из больших городов Ассирии (см. Ассирия), единственный среди них расположенный на правом (зап.) берегу Тигра (Быт 2:14). Изначально город был вавил. колонией в области, где проживали хурриты (библ. см. Хорреи). А. был главным святилищем бога Ашшура, к-рый считался прежде всего богом войны. Позднее Ашшур стал общеассир. богом. Его именем были названы город, земля и царство (Быт 10:11; Чис 24:22 и др.). В городе находилось 34 храма. При раскопках, начатых в Ашшуре в 1840 г., найден документ, содержавший перечисление этих храмов и названный "адресной книгой богов". Другими значит. находками являются анналы Тиглатпаласара I (ок. 1100 г. до Р.Х.) и обнаруженные под большим дворцом цар. саркофаги, среди к-рых - саркофаг см. Сеннахирима, убитого в 681 г. до Р.Х. в Ниневии (см. Ниневия) (4Цар 19:37);

3) следует отличать от А.= Ассирия - местность в сев.-зап. Аравии (Пс 82:9), к-рую, вероятно, можно отождествить с см. Суром. Ср. см. Ашурим.

Астароф

Астароф (Аштароф, Аштероф), древний город в Васане, столица царя Ога (Втор 1:4; Нав 9:10). Ог и нек-рые другие жители А. были великанами (Нав 12:4; 13:12). А., судя по названию, возм., был связан с культом богини Астарты. А. предназначался сынам Махира из колена Манассии (Нав 13:31), но был выделен как город левитов сыновьям Гирсона (1Пар 6:71). Узия, один из храбрых у Давида, был родом из этого города (1Пар 11:44). Обычно А. отождествляют с совр. Телль-Аштара, располож. прим. в 30 км вост. Геннисаретского озера. Но А. может быть тождествен см. Аштероф-Карнаиму.

Астарта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Астинь

Астинь (евр. Вашти, "желанная", "любимая"), жена перс. царя Артаксеркса (см. Ахашверош), к-рую он лишил положения царицы, за то что она отказалась показаться перед его гостями во время пира (Есф 1).

Асфафа

Асфафа (евр. Аспата, от перс. "дан от коня"), один из 10 сыновей Амана (Есф 9:7).

Асфеназ

Асфеназ (евр. Ашпеназ, перс. "гостеприимный"), начальник евнухов при дворе Навуходоносора. А. были подчинены Даниил и его друзья (Дан 1:3).

Атароф

Атароф (мн. ч. от слова "Атар"):

1) город (земля) на вост. берегу Иордана (Чис 32:3,34). Согл. надписи на "камне Месы" (Меши), эта местность, где жили израильтяне из колена Гада, была завоевана моавитянами. Ныне на этом месте, располож. на горном хребте юж. Вади-Зарка-Майн, прим. в 5 км сев. Махера и в 12 км вост. Мертвого моря, находится Хирбет-Аттарус;

2) погран. город между уделами Ефрема и Манассии (Нав 16:7) в долине Иордана. Полагают, что он был расположен на месте совр. Телль-Диаба, прим. в 23 км сев. Иерихона;

3) погран. город между уделами Ефрема и Вениамина на пути из Иерусалима в Вефиль (Нав 16:2), возм., тождествен Атароф-Адару (Нав 16:5; 18:13). Предположит., совр. Хирбет-Аттура, располож. прим. в 10 км сев. Иерусалима, вост. Беф-Орона.

Атароф-Адар

Атароф-Адар см. Атароф.

Атах

Атах, город на юге Иудеи, старейшинам к-рого Давид послал часть добычи, захваченной у амаликитян (1Цар 30:30). Возм., здесь ошибка переписчика и следует читать см. Ефер (Нав 19:7), где вместо р стоит х. Соотв. в одной из рукописей Септуагинты вместо Ефер значится Итах (Нав 15:42).

Атер

Атер ("связанный", "согнутый"):

1) предок одного из семейств, вернувшихся с Зоровавелем из вавил. плена (Езд 2:16; Неем 7:21);

2) глава семейства левитов-привратников, к-рые также вернулись из плена с Зоровавелем (Езд 2:42; Неем 7:45);

3) израильтянин, во времена Неемии подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:18).

Атороф-Шофан

Атороф-Шофан, город на вост. берегу Иордана (Чис 32:35), построенный коленом Гада. Его местонахождение неизвестно.

Аттай

Аттай (Аффай) (возм., кр. ф-ма от Атаии или от Афалии):

1) сын егип. раба Иархи и дочери иудея Шешана (1Пар 2:34-36);

2) один из гадитян, пришедших в Секелаг к Давиду (1Пар 12:12);

3) сын Ровоама и Маахи (см. Мааха), внучки см. Авессалома (2Пар 11:20).

Атталия

Атталия, морской порт на побережье Памфилии, к югу от Пергии, в заливе, к-рый, как и совр. город, носит название Анталья. Город был построен пергамским царем Атталом Филадельфом (ок. 158 г. до Р.Х.). Павел и Варнава посетили А. во время первого миссионерского путешествия (Деян 14:25). Они прибыли из Пергии и отбыли на корабле из А. в Антиохию.

Афаим

Афаим (евр. Аппайим, "нос(ы)" , вероятно, имеется в виду большой нос), сын Надава, отец Ишия и потомок Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:30 и след.).

Афаия

Афаия (евр. Атайя, прибл. значение "время Яхве/Яхве - помощник"), сын иудея Уззии, жившего в Иерусалиме после возвращения из плена (Неем 11:4).

Афай

Афай см. Аттай.

Афалия

Афалия (евр. Аталья, "Яхве возвышен"):

1) вениамитянин из семейства Иерохама, живший в Иерусалиме (1Пар 8:26);

2) отец Иешаии из семейства Елама, возвратившегося из вавил. плена во времена Ездры (Езд 8:7).

Афаним

Афаним см. Год.

Афара

Афара (евр. Атара, "венец", "диадема"), одна из жен Иерахмеила, мать Онама (1Пар 2:26).

Афарим

Афарим ("путь соглядатаев"). Из А. израильтяне отправились в Ханаан (Чис 21:1). По дороге на них напал царь города Арада.

Афек

Афек ("крепость"):

1) название города или прилегающей к нему местности, к-рую израильтянам предстояло завоевать на севере Палестины (Нав 13:4). Возм., на этом месте находится совр. село Афка, располож. сев.-вост. Бейрута;

2) резиденция одного из мелких ханаан. царьков, разбитых Иисусом Навином (Нав 12:18). Речь идет о городе, позднее получившем название Антипатрида и ныне известном как Рас-эль-Айн. А. лежал на главном пути в Египет. Упоминание о нем встречается в текстах Тутмоса III;

3) город в уделе Асира (Нав 19:30; Суд 1:31). Ныне это Телль-Курданех (евр. Телль-Афек) у истока реки Нахал-Нааман, впадающей в залив Хайфа;

4) город, в к-рый бежал см. Венадад, спасаясь от Ахава (3Цар 20:26,30; 4Цар 13:17). Совр. Фик, или Афик, расположен вост. Галилейского моря.

Афека

Афека ("твердыня", "крепость"), город в 3 км юго-зап. Хеврона (Нав 15,53). Это либо Хирбет-эд-Дарраме, либо Хирбет-Канаан.

Афий

Афий (евр. Афиах), вениамитянин, предок Саула, отец Бехорафа (1Цар 9:1).

Афины

Афины, столица Аттики в Др. Греции, названная по имени богини Афины, один из известнейших центров науки и иск-ва древнего мира. Когда ап. Павел прибыл в А. (Деян 17:15 и след.), апогей славы этого города остался позади: главным торг. центром стал Коринф, а столицей науки - Александрия. С 146 г. до Р.Х. А. имели статус свободного города, но не оказывали заметного полит. влияния. Тем не менее, город сохранял репутацию духовного центра всего эллинистич. мира. Во времена Павла в А. развивались четыре философских школы: платоники (академич. школа), последователи Аристотеля (перипатетики), стоики и эпикурейцы. Две последние упомянуты в Деян 17:18. Над городом возвышается холм Акрополь (156 м), заселенный еще в III тысячел. до Р.Х. (каменный век). В период ок. 1500 г. до Р.Х. на Акрополе была построена крепость, остатки к-рой сохранились до наших дней. Ок. 600 г. до Р.Х. там появляются первые каменные храмы, а позднее одно языч. святилище теснит другое. Среди них наиб. известны храмы Гекатомпедон, Парфенон, Эрехтейон, посвящен. Афине, Артемиде и другим богам и богиням, а также стоящая на открытой площади колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос в шлеме с позолоч. гребнем и с копьем в руке. К этим храмовым сооружениям вели Пропилеи - парадный ход на Акрополь. В нижнем городе были расположены храмы, ярмарочные площади, гимнасии и школы, в к-рых преподавали философы. К Акрополю примыкали: с юга - театр, с запада - см. Ареопаг, с севера - Агора - рыночная площадь, обрамленная колоннадами, храмами и правительств. зданиями, на к-рой собирались жители А. и где можно было открыто выступать с речами. Первонач. именно здесь проповедовал ап. Павел, оказавшийся в А. во время своего второго миссионерского путешествия (Деян 17:17). Писатели древности сообщают об огромном стр.-ве статуй богов в А. Согл. Плинию, их было около 3 тыс. Павсаний сообщает об алтаре, к-рый был посвящен "неизвестному богу" и находился на пути, ведущем из порта в Фалерской бухте к городу. Подобная надпись была обнаружена и в Пергаме. В А. находилась синагога, где Павел, перед тем как выступить перед афинянами, обратился к иудеям (Деян 17:17). В А. оказалось лишь несколько человек, уверовавших в Христа. Среди них были Дионисий Ареопагит, женщина по имени Дамарь и "другие с ними" (Деян 17:34).

Афлай

Афлай (евр. Атлай, кр. ф-ма от Афалии (евр. Аталья)), израильтянин, взявший иноплем. жену (Езд 10:28).

Афни

Афни, город в уделе Вениамина (Нав 18:24); возм., тот же, что Гофна в трудах Иосифа Флавия и Бет-Гуфнин в Талмуде. Вероятно, это совр. Джифна, лежащая в 4 км сев.-зап. Бет-Эля.

Ахав

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахаз

Ахаз ( "он захватил"; судя по ф-ме имени в ассир. надписях, возм., это сокращ. от Иоахаз, "Господь захватил"):

1) сын и наследник иуд. царя Иоафама, с 735 г. до Р.Х. - соправитель, в 732-715 гг. до Р.Х. - единовластный правитель Иудеи. Еще до того как А. вступил в права регентства, Сирия и Израиль заключили союз в борьбе против Иудейского царства и теперь наносили А. тяжелые поражения. Цар. сын и два высокопостав. чиновника были убиты, множество иудеев угнано в плен (2Пар 28:5-8). На юге был потерян Елаф, филистимляне и идумеи совершали удачные вторжения в пределы Иудеи (4Цар 16:6; 2Пар 28:17 и след.). В 733 г. до Р.Х. царь Дамаска Рецин вместе с израил. царем Факеем выступил в поход на Иерусалим, вынуждая Иудейское царство присоединиться к коалиции против Ассирии (4Цар 16:5) и стремясь возвести на престол сына Тавеила, о к-ром больше ничего не известно (Ис 7:6). В самый напряж. момент Господь послал к А. пр. Исаию, чтобы тот объявил ему об уничтожении врагов. Для этого А. должен был просить себе знамения у Господа. Но он не решился на это, что свидет-вует о его недоверии к Богу. Тогда Исаия возвестил ему знамение (рождение см. Еммануила) и суд над неверием А. (Ис 7). Несмотря на предостережение Исаии, А. решился на опасный полит. ход: в обмен на сокровища храма и цар. дворца купить помощь ассир. царя Тиглатпаласара III (библ. Феглаффелласар - 4Цар 16:7 и след.; 2Пар 28:16,19-21). Тиглатпаласар занял Дамаск и убил Рецина (4Цар 16:9), затем завоевал север Израиля и изгнал его население; Факей был убит Осией (4Цар 15:29 и след.). А. же заплатил за избавление от своих врагов утратой самостоятельности; как покоренный и облож. данью царь, он явился к ассирийцам в Дамаск (4Цар 16:10). За этим последовало введение в Иерусалиме элементов ассир. религ. культа (4Цар 16:18). А. приказал священнику Урии установить в Иерусалимском храме точную копию дамасского жертвенника, принес на нем жертву и отдал распоряжение, чтобы все жертвоприношения совершались на этом алтаре (4Цар 16:10 и след.). Он произвел изменения в храмовой утвари. Согл. 2Пар 28:2-4, А. приносил жертвы на высотах и на холмах в долине сынов Еннома, установил литые статуи Ваала и сжег (в Синод. пер. - "проводил через огонь") своих сыновей в жертву идолу. Когда А. умер, его не решились похоронить в гробницах царей, а погребли в городе (4Пар 28:27);

2) правнук Ионафана, сына Саула (1Пар 8:35 и след.; 9:41 и след.).

Ахаик

Ахаик ("человек из Ахаии"), христианин из Коринфа, к-рого церковь направила к ап. Павлу в Эфес (1Кор 16:17).

Ахаия

Ахаия, провинция Римской империи. Вначале А. называлась только часть Пелопоннеса, а позднее - весь этот полуо-в - (юж. часть Греции). После покорения Греции римлянами в 146 г. до Р.Х. название А. стало использоваться для обозначения всей Греции. При этом А. находилась сначала под общим управлением с Македонией. К А. принадлежали такие известные города, как Афины и Коринф. Коринф был резиденцией рим. администрации и столицей А. В новозаветную эпоху А. управлялась рим. проконсулом, как об этом сообщает и Лука в Деян 18:12 (см. Наместник). Павел посещал А. во время своих первого и второго миссионерских путешествий (Деян 17; 18; 19:21). Аполлос тоже посетил церкви в А. (Деян 18:27). Семейство Стефана было "начатком" христ. Церкви в А. (1Кор 16:15).

Ахалия

Ахалия (евр. Хахалья), отец Неемии (Неем 1:1).

Ахамани

Ахамани см. Хахмоний.

Ахан

Ахан (значение имени неясно. В 1Пар 2:7 значится "Ахар", возм., от "Ахор" (Нав 7:26)). Сын Хармия из колена Иуды. При взятии Иерихона А. взял себе часть из заклятой добычи. Это привело к тому, что Господь разгневался на израильтян, и они потерпели поражение под Гаем. Жребий определил А. как виновника неудачи, он сознался и был побит камнями вместе со своим семейством, а затем сожжен вместе со всем имуществом и похоронен в долине Ахор (Нав 7).

Ахархел

Ахархел, израильтянин из колена Иуды, сын Гарума (1Пар 4:8).

Ахасбай

Ахасбай (значение имени не выяснено), отец одного из храбрых у Давида (2Цар 23:34).

Ахашверош

Ахашверош (евр. ф-ма имени перс. царя, "верховный властитель"). В рус. традиции это имя передается как Ксеркс (от греч. Ксерксес):

1) в Синод. пер. - Ассуир. Отец Дария, из мидийского рода (Дан 9:1). Кем был этот А., неизвестно. см. Дарий;

2) в Синод. пер. - Артаксеркс. Упоминаемый в Кн. Есфирь царь А. - греч. форма его имени проникла в Синод. пер. из Септуагинты - это известный перс. царь Ксеркс I (485-465 гг. до Р.Х.), сын Дария I Великого (Гистаспа) (522-486 гг. до Р.Х.). Его мать Атосса была дочерью Кира. Протяженность царства А. от Индии до Эфиопии (Есф 1:1) подтверждается надписью, обнаруж. в Персеполе. Между пиром на третьем году правления А. (Есф 1:3), закончившимся устранением царицы Астини, и свадьбой царя с Есфирью в седьмой год его правления (Есф 2:16) состоялся воен. поход в Грецию, сопровождавшийся поражениями при Саламине (480 г. до Р.Х.) и Платеях (479 г. до Р.Х.). Изображение А. как чувственного, склонного к опрометчивым поступкам, непостоянного и жестокого вост. властителя полностью соответствует сообщениям греч. историков о Ксерксе;

3) в царе А., к-рому враги иудеев направили обвинение против них (Езд 4:6), также предполагают Ксеркса, однако другие ученые видят в нем Камбиса (529-522 гг. до Р.Х.), сына и наследника Кира.

Ахашфари

Ахашфари (евр. Ахаштари), израильтянин из колена Иуды, один из сыновей Ахшура и Наары (1Пар 4:6).

Ахбан

Ахбан (возм., араб. "сильный", "крепкий"), сын Авишура (1Пар 2:29).

Ахбор

Ахбор ("мышь", "грызун"):

1) отец эдомского царя Баал-Ханана (Быт 36:38; 1Пар 1:49);

2) сын Михея, отец Елиафана, придворный чиновник царя Иосии (4Цар 22:12; Иер 26:22). В 2Пар 34:20 он, согл. МТ, назван см. Авдоном.

Ахер

Ахер ("другой", т.е., возм., замена умершему брату), вениамитянин (1Пар 7:12). Вероятно, А. тождествен Ахираму (Чис 26:38), Эхи (Быт 46:21)и Ахраю (1Пар 8:1).

Ахзай

Ахзай (кр. ф-ма от Ахазьи (Охозии)), священник, сын Мешиллемофа, внук Иммера (Неем 11:13). Его потомки вернулись из вавил. плена в Иерусалим.

Ахзив

Ахзив (возм., "лживый"):

1) город в Иудее между городами Кеила и Мареша (Нав 15:44), он же упоминается и в Быт 38:5 как Хезив (евр. Казив). Церковный историк Евсевий Кесарийский называл местом древнего А. холм с развалинами вблизи Одоллама. Сегодня месторасположение А. предполагают под холмом Телль-эль-Беда в 7 км сев. Мареши или в Аин-эль-Кесбе (= Казив) сев. Одоллама. В Мих 1:14 содержится намек на значение названия города;

2) прибрежный город в уделе Асира (Нав 19:29), к-рый израильтянам не удалось покорить (Суд 1:31). Ныне Эз-Зив (новоевр. Ахзив), в 14 км сев. Акко.

Ахи

1) сын Авдиила из колена Гадова, живший в Васане (1Пар 5:15);

2) сын Шемера из колена Асира (1Пар 7:34).

Ахиам

Ахиам, один из храбрых у Давида, сын араритянина Шарара (2Цар 23:33) или сын гараритянина Сахара (1Пар 11:35).

Ахиан

Ахиан ("братский"), сын Шемиды из колена Манассии (1Пар 7:19).

Ахиезер

Ахиезер ("(мой) брат - помощь"):

1) сын Аммишаддая, вождь колена Дана во время странствования израильтян в пустыне (Чис 1:12; 2:25; 7:66);

2) вениамитянин из Гивы, к-рый пришел к Давиду в Секелаг (1Пар 12:3).

Ахиил

Ахиил (евр. Хиэл, кр. ф-ма от "(Мой) брат - Бог"), израильтянин из Вефиля, пожелавший заново отстроить разруш. Иерихон во времена Ахава. Закладка города стоила А. жизни первого сына, Авирама, а когда он устанавливал ворота, то и младшего - Сегуба. Это произошло по слову Господа, изреченному через Иисуса Навина (3Цар 16:34; ср. Нав 6:25).

Ахикам

Ахикам ("(мой) брат возвысился"), сын Шафана, придворный чиновник царя Иосии (4Цар 22:12,14; 2Пар 34:20). Позднее А. защитил Иеремию перед царем Иоакимом и перед народом (Иер 26:24). Его сыном был см. Годолия (4).

Ахилуд

Ахилуд (возм., это имя - результат ошибки переписчика при написании имени Ахихуд). Отец Иосафата, придворного дееписателя при Давиде и Соломоне (2Цар 8:16; 20:24; 3Цар 4:3), и Вааны, одного из 12 наместников при Соломоне (3Цар 4:12).

Ахим

Ахим, предок Иосифа, живший в период после вавил. плена (Мф 1:14).

Ахимаас

Ахимаас см. Ахимаац.

Ахимаац

Ахимаац ("мой брат разгневан"):

1) сын священника Садока. Во время восстания Авессалома вместе с Ионафаном, сыном Авиафара, взял на себя опасную роль "связного" между Хусием, оставшимся в Иерусалиме, и царем Давидом (2Цар 15:27,36; 17:17-21). После решающего сражения он первым прибыл к царю с вестью о победе, но о смерти Авессалома Давиду сообщает посланец Иоава, некий кушит (так в МТ; в Синод. пер. он назван Хусием; 2Цар 18:19-32);

2) наместник Соломона в земле Неффалимовой, женившийся на цар. дочери Васемафе (3Цар 4:15). Возм., то же лицо, что в п. 1;

3) отец жены Саула Ахиноами (1Цар 14:50).

Ахиман

1) житель Хеврона из рода Енака (Чис 13:23). Вместе с братьями был изгнан Халевом (Нав 15:14; Суд 1:10);

2) левит, привратник в храме (1Пар 9:17).

Ахимелех

Ахимелех ("(мой) брат - царь"). Это имя было обнаружено и на найденных в Самарии глиняных черепках, использовавшихся в качестве дешевого материала для письма, а также на древней евр. печати:

1) сын Ахитува и правнук Илия, священник в Номве во времена Саула. Скрывающийся от Саула Давид попросил у него хлеба и оружия и получил хлебы предложения и меч Голиафа (1Цар 21:1-9). Саул, узнав об этом от идумеянина Доика, заставил А. прибыть к нему и обвинил его в предат-ве. В свою защиту А. сказал, что действовал из лучших побуждений, но это не спасло его от гибели. После того как телохранители Саула отказались предать смерти священника, его в числе 85 священников и всех жителей Номвы убил Доик. Один только сын А. Авиафар спасся, бежав к Давиду (1Цар 22:9-23; Пс 51:2). В НЗ Иисус указывает на то, что Давид ел хлебы предложения, и при этом называет священника Авиафара вместо его отца А. (Мк 2:26). Ахимелех, сын Авиафара, был священником наряду с Садоком (2Цар 8:17; 1Пар 18:16; 24:3,6, 31). Эта путаница, возм., связана с тем, что в борьбе за престолонаследие в конце царствования Давида Авиафар стоял на стороне Адонии (см. Авиафар);

2) хеттей, соратник Давида (1Цар 26:6).

Ахимоф

Ахимоф (евр. Ахимот), левит, сын Елканы (1Пар 6:25).

Ахинадав

Ахинадав ("(мой) брат показал себя щедрым"), сын Гиддо, один из 12 наместников Соломона, к-рые в течение года должны были по очереди поставлять продовольствие цар. двору (3Цар 4:7,14).

Ахиноама

Ахиноама (евр. см. Ахиноамь).

Ахиноамь

Ахиноамь (Ахиноама) ("(мой) брат - блаженство, милость"):

1) дочь Ахимааца, жена Саула (1Цар 14:50);

2) жена Давида, изреелитянка. Она прибыла вместе с ним к Анхусу. В Секелаге амаликитяне взяли ее в плен, но Давид отбил ее, и в Хевроне А. родила ему старшего сына - Амнона (1Цар 25:43; 27:3; 30:5,18; 2Цар 3:2).

Ахио

Ахио ("братишка"):

1) сын см. Аминадава (2Цар 6:3 и след.);

2) вениамитянин, сын Иеила и Маахи (1Пар 8:31; 9:35,37).

Ахира

Ахира, сын Енана, начальник колена Неффалима во время странствования в пустыне (Чис 1:15; 7:78-83).

Ахирам

Ахирам ("(мой) брат возвышен"), сын Вениамина, от к-рого произошло поколение Ахирама (Чис 26:38). см. Ахер.

Ахисамах

Ахисамах ("(мой) брат поддержал, помог"), израильтянин из колена Дана, отец см. Аголиава (Исх 31:6).

Ахисар

Ахисар (евр. Ахишар, "брат дельности", "начальник над домом царским"), управляющий цар. двором у Соломона (3Цар 4:6).

Ахитофел

Ахитофел (возм., "мой брат - глупец"), советник Давида, родом из г. Гило (2Цар 15:12). Его совет ценился так же высоко, как если бы он был испрошен у Бога (2Цар 16:23). А. был отцом одного из храбрых у Давида и, вероятно, дедом Вирсавии (2Цар 11:3 и 23:34). Это могло бы объяснить, почему во время восстания Авессалома он перешел на сторону восставших. Будучи самым мудрым среди врагов Давида, А. понимал, что захват столицы даст только видимость успеха до тех пор, пока жив царь и возможно примирение. Когда Авессалом, по совету А., публично объявил оставленных наложниц царя своими женами и тем самым сделал примирение невозможным, А. предложил догнать Давида и убить. Этот совет обещал успех, и Авессалом согласился, но потом позволил Хусию, тайно действовавшему в пользу Давида, склонить себя на другой путь, якобы более надежный и менее рискованный. Господь услышал молитву Давида (2Цар 15:31) и сорвал план А. Тогда он, разуверившись в победе Авессалома, возвратился домой и, оставив распоряжение о последней воле, покончил жизнь самоубийством (2Цар 16:15-23; 17:14,23).

Ахитув

Ахитув ("(мой) брат - благо"):

1) сын Финееса, внук Илия (1Цар 14:3), отец священника Ахимелеха (1Цар 22:9);

2) сын Амарии и отец священника Садока (2Цар 8:17; 1Пар 6:7 и след.);

3) священник из того же семейства, живший позднее. Его отца также звали Амарией, а сына Садоком (1Пар 6:11 и след.; Неем 11:11).

Ахиуд

Ахиуд (евр. Ахихуд), сын Шеломия, князь колена Асира, был одним из израильтян, к-рые должны были наблюдать за разделом земли Ханаанской (Чис 34:27). Это имя и то, к-рое передано в Синод. пер. как "Ахихуд", в евр. языке пишутся по-разному.

Ахихуд

Ахихуд, вениамитянин, сын Геры (1Пар 8:7).

Ахишахар

Ахишахар ("(мой) брат - утренняя заря"), вениамитянин, сын Билгана (1Пар 7:10).

Ахия

Ахия (Ахиа) ("(мой) брат - Яхве"):

1) вениамитянин, сын Егуда (1Пар 8:7);

2) сын Иерахмеила из колена Иуды (1Пар 2:25);

3) сын Ахитува, священник во времена Саула. В 1Цар 14:3,18 говорится о том, что он находился в Гиве в день победы Ионафана над филистимлянами. Существует предположение, что имя А. является иной формой имени священника Ахимелеха; но речь может идти и о старшем брате Ахимелеха, его предшественнике в священнич. сане, умершем бездетным;

4) один из храбрых у Давида (1Пар 11:36);

5) левит, к-рый во времена Давида присматривал за сокровищами, посвящ. Господу (1Пар 26:20 - в Синод. пер. имя Ахия передано как "братья их");

6) согл. Неем 10:26, один из израильтян, подписавших вместе с Неемией обязат-во соблюдать завет;

7) пророк из Силома во времена Соломона. Он возвещает Иеровоаму (к-рый в то время был "смотрителем над оброчными из дома Иосифова"; 3Цар 11:26,28), что в наказание за идолопоклонство царя Господь после смерти Соломона передаст Иеровоаму власть над 10 коленами Израильскими. Совершая это предсказание, А. разодрал свою одежду на 12 частей и 10 из них передал Иеровоаму. Он предсказывает, что Иеровоам будет благословлен Богом, если останется послушным Ему. Когда об этом пророчестве узнал Соломон, Иеровоаму пришлось бежать в Египет (3Цар 11:29-40). Став царем, Иеровоам послал свою переодетую жену к А., чтобы она расспросила его о болезни их сына Авии. Господь предупреждает слепого пророка о ее приходе, и А. открывает царице, что над Иеровоамом за его непослушание будет совершен суд Божий - сын Иеровоама умрет, и его род пресечется (см. 3Цар 15:29), а Израиль рассеется (3Цар 14:1-18). В (2Пар 9:29) о событиях во времена правления Соломона говорится: "Прочие деяния Соломоновы ... описаны ... в пророчестве Ахии Силомлянина..." След., существовал письм. текст его изречений;

8) отец израил. царя Ваасы из колена Иссахара (3Цар 15:27);

9) сын Сивы, придворный писец во время правления Соломона (3Цар 4:3).

Ахлай

Ахлай (возм., кр. ф-ма от аккад. "брат - мой Бог"):

1) сын Шешана или дочь, к-рую он выдал замуж за своего раба, египтянина Иарху (1Пар 2:31,34 и след.);

2) отец Завада, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:41).

Ахоах

Ахоах, сын Белы и внук Вениамина (1Пар 8:4).

Ахор

Ахор, долина, в к-рой был побит камнями см. Ахан (Нав 7:24). Расположена на сев.-вост. Иудеи, южнее Иерихона; бесплодна и пользовалась дурной славой. Но Господь через своих пророков обещал такое время, когда А. станет местом отдыха для скота (Ис 65:10) и преддверием надежды (Ос 2:15).

Ахоха

Ахоха (евр. Ахоах), отец Додо, дед Елеазара, одного из храбрых у Давида (2Цар 23:9).

Ахохитянин

Ахохитянин (Ахохиянин). Это определение, встречающееся при упоминании разных людей, указывает на их происхождение (от человека по имени Ахоах или из местности с таким названием - 2Цар 23:9,28; 1Пар 11:12,29; 27:4).

Ахрай

Ахрай (евр. Ахрах), третий сын Вениамина (1Пар 8:1). см. Ахер.

Ахса

Ахса ("ножной браслет"), дочь Халева, к-рую он пообещал в жены тому, кто покорит Кириаф-Сефер (Давир). Гофониил, его племянник, завоевал город и получил А. в жены. По просьбе А., Халев подарил ей участок земли и источники, т.к. Кириаф-Сефер - засушливая местность (Нав 15:16-19; Суд 1:12-15).

Ахсаф

Ахсаф ("волшебное место"), цар. город в Ханаане (Нав 11:1), завоеванный Иисусом Навином (Нав 12:20). Впоследствии принадлежал колену Асира (Нав 19:25). На его месте, вероятно, расположен совр. Телль-Кесан (новоевр. Телль-Кисон), на равнине Акко, юго-вост. города Акко. Почти одноим. А. Хирбет-Иксаф никак не может быть им, поскольку он не принадлежал колену Асира. А. назван также среди городов, завоеванных Тутмосом III (ок. 1490-1436 гг. до Р.Х.).

Ахузам

Ахузам, сын Ахшура и Наары из колена Иуды (1Пар 4:6).

Ахузаф

Ахузаф (евр. Ахузат), друг герарского царя Авимелеха во времена Исаака (Быт 26:26), высокопостав. придворный.

Ахум

Ахум (евр. Ахумай), сын Иахафа, потомок Иуды, принадлежавший к племени цорян (1Пар 4:2).

Ахшур

Ахшур см. Ашхур.

Ацалия

Ацалия (евр. Ацальяху, возм., "Яхве явил Себя благородным" или "Яхве пощадил"), сын Мешуллама, отец см. Шафана, писца (4Цар 22:3; 2Пар 34:8).

Ацел

Ацел ("благородный", "возвышенный"), потомок Саула (1Пар 8:37 и след.; 9:43 и след.).

Ацем

Ацем см. Ецем.

Ацмон

Ацмон, место, находившееся, вероятно, на границе Ханаана, на потоке Египетском см. Поток Египетский (Чис 34:4 и след.; Нав 15:4). Возм., А. - это совр. Кусейме, располож. в 14 км сев.-зап. Кадес-Варни (Айн-Кедес).

Ашан

Ашан ("дым"):

1) город, находившийся в одной из низменностей в уделе Иуды (Нав 15:42). Согл. (1Пар 6:59), его отдали сыновьям Аарона как город священников. А. может быть тождествен либо Хорашану (1Цар 30:30), либо А., если А. позднее перешел к Симеону. Возм., это нынешний Хирбет-Асан, располож. прим. в 8 км сев.-зап. Беэр-Шевы;

2) город колена Симеона. Его местонахождение неизвестно (Нав 19:7; 1Пар 4:32).

Ашарела

Ашарела (Иесарела) (возм., "Бог исполнил радостью"), сын Асафа, во времена Давида руководивший в храме седьмой чредой певцов (1Пар 25:2,14).

Ашбел

Ашбел (возм., "предупреждение Божие"), сын Вениамина (Быт 46:21; 1Пар 8:1). Его потомки составили род ашбелитян (Чис 26:38 - в Синод. пер. - "поколение Ашбелово").

Ашбея

Ашбея, город Бет-Ашбеа (в Синод. пер. - "дом Ашбеи"), в к-ром жили потомки Силома из колена Иуды (1Пар 4:21). Силом и члены его рода занимались ткачеством.

Ашваф

Ашваф (евр. Ашват), сын Иафлета и потомок Асира (1Пар 7:33).

Ашера

Ашера см. Астарта.

Ашима

Ашима, сир. богиня плодородия, изображение к-рой было принесено в Самарию переселенцами из Емафа (4Цар 17:30).

Ашна

1) город в Иудее, упомянутый в Нав 15:33 вслед за Ештаолом и Цорой; возм., это Хирбет-Хасан, в 4,5 км юго-зап. Латруна и в 3 км сев.-зап. Цоры;

2) город на юге удела Иуды (Нав 15:43), возм., это Идна, располож. между Хевроном и Лахисом.

Аштероф-Карнаим

Аштероф-Карнаим, город, к-рый населяли великаны (рефаимы), побежденные Кедорлаомером (Быт 14:5). Название города может означать также и то, что там стояла "Астарта о двух рогах". Но более вероятно, что А.-К. означает "Аштероф при Карнаиме". В таком случае его можно отождествить с см. Астарофом, к-рый был расположен поблизости от Карнаима (1Мак 5:43 и след.).

Аштерофянин

Аштерофянин, человек из см. Астарофа (1Пар 11:44).

Ашурим

Ашурим (евр. Ашшурим), сын Дедана, потомок Авраама и Хеттуры, родонач. араб. племени ашуритян (Быт 25:3). О месте проживания племени точных сведений нет. Если Сур (Быт 25:18)и Ассур (Пс 82:9) одно и то же, то ашуритяне располагались на зап. границе Аравии; на это указывает связь А. с Деданом.

Ашхур

Ашхур, сын Есрома из колена Иуды (1Пар 2:24; 4:5; в Синод. пер. - Ахшур). А. со своим потомством, вероятно, жил в Фекое или основал этот город, поскольку он назван "отцом Фекои".

Ашшурбанапал

Ашшурбанапал (ассир. ашур-бан-апли, "(Бог) Ашшур произвел сына"), сын и наследник Асархаддона (669 г. - июнь 627 г. до Р.Х.). А. не был воинственным завоевателем. Щедро одаренный от природы, он питал склонность к иск-ву, наукам и лит-ре. Именно в период его правления Ассирийское царство переживало культурный расцвет. В Ниневии А. собрал колоссальную библиотеку, из к-рой при раскопках были обнаружены около 22 тыс. глиняных табличек с текстами ист., религ. и магич., а также астрономич. и математич. содержания, оказавшими неоценимую помощь в понимании ВЗ. В то время как царь оставался в своей столице, его полководцы вели сражения, чтобы предотвратить распад огромного царства, унаследов. А. от отца. В Египте был разбит фараон Тахарка (Тиргак), захвативший власть над страной после смерти Асархаддона, и ассир. господство было восстановлено. Во время второго похода в 663 г. до Р.Х. ассирийцы взяли штурмом считавшиеся неприступными Фивы (Но-Амон; ср. Наум 3:8-10). Новым фараоном под верховным владычеством ассирийцев был поставлен Псамметих, сумевший позднее с помощью лидийского царя Гигеса, к-рого за это постигла месть А., добиться независимости. Внутр. трудности Ассирийского царства и борьба с Вавилоном и Эламом не позволяли А. предпринять новый воен. поход. С братом Шамаш-Шум-Укином, к-рого их отец назначил наместником в Вавилоне, у А. возникли продолжит. трения, окончившиеся открытой борьбой. А. в конечном итоге одержал победу над братом и его союзниками и подчинил себе Вавилон и Элам (648 г. до Р.Х.). В Библии А. достаточно определенно упоминается только в книге Ездры (Езд 4:9 и след.) как "Аснафар, великий и славный", поселивший в Самарии переселенцев из разных частей своего царства. Те области, к-рые удалось идентифицировать по Езд 4:9, соответствуют областям, подвергавшимся нашествиям ассирийцев в 648-640 гг. до Р.Х. см. Ассирия см. Ниневия см. Асархаддон.

Аэндор

Аэндор (Аендор) ("источник Дора (Дорский источник)" ), место, где царь Саул посетил волшебницу (1Цар 28:7); расположено в Галилее (Пс 82:11). Это совр. Эйн-Дор, находящийся в 5 км юж. Тавора (Фавора) и раскинувшийся на сев. склоне холма Телль-эль-Аджул, севернее отрога Неби-Дахи. Известняковые горы здесь изобилуют пещерами; возм., волшебница из А. занималась закли-нанием мертвых в одной из этих пещер.

Предыдущая страница Следующая страница