Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ш"
Шаазгаз (евр. Шаашгаз, "жадный к учению" или "слуга красавиц"), евнух царя Артаксеркса, к-рому был вверен надзор за цар. наложницами (Есф 2:14). |
Шаалаввин см. Шаалвим. |
Шаалбим см. Шаалвим. |
Шаалбоняне см. Шаалвим. |
Шаалвим (Шаалаввин, Шаалбим) (возм., "лисий город"), город в уделе Дана (Нав 19:42), во времена судей находившийся во владении аммонитян (Суд 1:35). Позднее он перешел к израильтянам, о чем свидетельствует тот факт, что один из храбрых у Давида - шаалбонянин (2Цар 23:32; 1Пар 11:33) - происходит из Ш. При Соломоне Ш. входил во вторую адм. область (3Цар 4:9). Этот город отождествляют с совр. Селбитом (новоевр. Тель-Шаалвим), в 4,5 км сев.-зап. Аялона. Иероним упоминает о селении Селеби, нах. в той же местности, на границе с уделом Дана. |
Шаалим (вероятно, "впадины", "выбоины"), местность вблизи горы Ефремовой (1Цар 9:4); в Суд 12:15 в нек-рых рукописях значится: "Пирафон на горе Ефремовой в земле Шаалим". Если исходить из этого, то данная область находится юго-зап. Сихема. |
Шаараим (Шаарим) ("ворота", возм., "ворота с двойными створками"): 1) город в Ше-феле, в уделе Иуды (Нав 15:36; 1Цар 17:52). Его точное местоположение неизвестно; 2) город в уделе Симеона (1Пар 4:31). Вероятно, тождествен см. Шарухену. |
Шаарим см. Шаараим. |
Шааф ("бальзам"): 1) сын Яхдай (в Синод. пер. - "сын Иегдая"), вероятно, наложницы Халева (1Пар 2:47); 2) сын Халева и его наложницы Маахи, родоначальник жителей Мадманны (1Пар 2:49). |
Шаве ("равнина"), долина, в к-рой Авраам, Мелхиседек и царь Содома встретились после поражения Кедорлаомера (Быт 14:17); возм., Ш. тождеств. "царской долине" (см. Царская долина). |
Шавтай (Шавфай) (евр. Шаббетай, "рожденный в субботу"), левит (а возм., два разных человека), современник Ездры (Езд 10:15) и Неемии (Неем 8:7; 11:16). |
Шавфай см. Шавтай. |
Шагацим (возм., "высокие места"), погран. город в уделе Иссахара (Нав 19:22), между Фавором и Вефсамисом (2); предположит. это совр. Телль-эль-Мухархаш, располож. при слиянии рек Вади-Шаррар и Вади-Туффа, юго-вост. Тавора (Фавора). |
Шаге (от евр. "сделать ошибку"). Ш. упомянут как отец Ионафана, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:34). см. Шамма (4). |
В древней Палестине обитали Ш. обыкновенный (Canis aureus) и несколько более крупный волчий Ш. (Canis lupaster). Внешне оба эти вида - нечто среднее между волком и лисицей, но по сравнению с лисицей у них более высокие ноги, а по сравнению с волком - более хрупкое телосложение. Еженощно можно было слышать их протяжный вой (Иов 30:29; Ис 13:22; Мих 1:8). Ш. живут стаями и охотятся по ночам группами. Ш. всеядны, помимо мяса (как правило, падали) они поедают отбросы и плоды фруктовых деревьев. Нередко Ш. наносят ущерб полевым культурам. В Библии Ш. часто упоминается как типичный обитатель пустыни (Пс 43:20 - в Синод. пер. - "драконы"; Ис 35:7; 43:20) и развалин (Ис 13:22; 34:13; Иер 9:11; 10:22; 49:33; 51:37). В Синод. пер. слово "Ш." соответствует евр. тан (встречающемуся только во мн.ч.); но и под евр. шуал (в Синод. пер. - "лиса") в отдельных местах, вероятно, также подразумевается Ш., напр. в Суд 15:4; Песнь 2:15 и др. Ш. вероятно обозначает и евр. слово ийим (Ис 13:22; 34:14 - в Синод. пер. - "дикие кошки"; Иер 50:39). Но вместе с тем полагают, что это слово могло служить и для обозначения бесов. |
Шалаш в огороде, ночное убежище сторожа, охраняющего в саду спелые плоды (Ис 1:8); по-видимому, Ш. сооружался на разветвленном дереве или на нек-ром возвышении от земли (на сваях). Его крышу делали из циновок или веток, а с боков прикрывали ветками. |
Шалеф (евр. Шелеф), сын Иоктана (Быт 10:26; 1Пар 1:20); его потомки, вероятно, образовали одно из южноарав. племен. |
Шалиша, местность вблизи горы Ефремовой (1Цар 9:4), возм., окрестности Ваал-Шалиши. |
Шаллехет ("повал (дерева)" ), зап. ворота в Соломоновом храме (1Пар 26:16). |
Шаллум (Саллум, Селлум) I: 1) сын Саула из колена Симеона (1Пар 4:24 и след.); 2) израильтянин из колена Иуды, сын Сисмая и отец Иекамии (1Пар 2:40 и след.); 3) главный из левит. привратников, сын Коре из рода Корея (1Пар 9:17-19,31). Его потомком, вероятно, был Маасея, упомянутый в Иер 35:4. Потомки Ш. возвратились из плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:42; Неем 7:45); 4) сын Иависа. Он организовал заговор против израил. царя Захарии, принародно убил его и стал царем вместо него (4Цар 15:10), но через месяц был убит Менаимом (747 г. до Р.Х.), к-рый воцарился после него (ст. 13-15); 5) отец ефремлянина Езекии, современника Факея (2Пар 28:12); 6) первосвященник, сын Садока и отец Хелкии (1Пар 6:12 и след.; Езд 7:1,2); в 1Пар 9:11 и Неем 11:11 он упомянут как Мешуллам; 7) сын Тиквы и муж пророчицы Алдамы (Олданы), современник царя Иосии (4Цар 22:14; 2Пар 34:22). Он был хранителем одежд; идет ли речь об одежде придворных или об одежде священников, неизвестно; 8) дядя пр. Иеремии и отец Анамеила (Иер 32:7 и след.); 9) сын и наследник царя Иосии (1Пар 3:15; Иер 22:10-12), получивший, вероятно при восшествии на престол, имя Иоахаз. II. (евр. Шаллун), сын Колхозея, начальник округа Мицфы, принимавший участие в починке Ворот Источника в Иерусалиме (Неем 3:15). |
Шама (кр. ф-ма от "Он (Бог) внял (т.е. услышал)" ), сын Хофама Ароерянина, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:44). |
Шамгуф (евр. Шамхут, "родившийся во время страшного события"), начальник пятого отделения войска во времена Давида (1Пар 27:8). |
Шамир (возм., "колючее ограждение" или "наждак"): 1) город в уделе Иуды, вблизи Девира (Нав 15:48). Сейчас - это Хирбет-Сомара, развалины, находящиеся прим. в 20 км юго-зап. Хеврона; но город, вероятно, располагался на месте совр. Эль-Биреха, в 2 км сев.; 2) Шамир на горе Ефремовой (Суд 10:1), возм., находился на том месте, где впоследствии возникла см. Самария. Но его отождествляли и с Сануром, что в 15 км сев. Наблуса (Сихема); 3) левит, сын Узиила (1Пар 24:24). |
Шамлай (евр. Самлай). То же лицо, что и см. Салмай. Написание "Шамлай" возникло, вероятно, в результате ошибки переписчика (Езд 2:46). |
Шамма (Самма, Самай, Шима) (в нек-рых случаях это слово имеет значение "страшное", "ужасное"): 1) внук Исава, старейшина в Эдоме (Быт 36:13,17); 2) израильтянин из колена Асира, сын Цофаха (1Пар 7:37); 3) сын Иессея, брат Давида (1Цар 16:9; 17:13; 2Цар 13:3; 1Пар 2:13; 20:7); 4) один из храбрых у Давида, сын гараритянина Аге (2Цар 23:11,33). Возм., вместо "Шаге" (1Пар 11:34), отца другого храброго у Давида, следует читать "Шамма"; 5) другой храбрый у Давида, хародитянин (2Цар 23:25; 1Пар 11:27). |
1) сын Онама из колена Иуды (1Пар 2:28,32); 2) сын Рекема из колена Иуды (1Пар 2:44 и след.); 3) сын Иефера из колена Иуды (1Пар 4:17). |
Шаммуй см. Саммуа (Самус, Шаммуй), 3,4. |
Шамшерай, вениамитянин, сын Иерохама (1Пар 8:26). |
Шарай (значение см. Сарра), израильтянин, взявший иноплем. жену (Езд 10:40). |
Шарар (от арам. "быть крепким") см. Сахар (1). |
Шарецер см. Сарецер (Шарецер). |
Шарон (Сарон) ("равнина"): 1) равнина у побережья Средиземного моря, простирающаяся от Крокодиловой реки (юж. Дора) до линии Яффа - Аиалон (ср. Деян 9:35). Она имеет 65 км в дл. и прим. 15 км в шир.; по мере приближения к морю дюны и цепи холмов затрудняют рекам выход к нему, в результате чего многие низины заболочены. Возвыш. участки раньше были покрыты густыми дубовыми рощами. В Ис 33:9 и 35:2 Ш. сопоставляется с Ливаном и Кармилом, сильно заросшими лесом и потому непроходимыми. Предсказание Ис 65:10, согласно к-ро-му Ш. превратится в пастбище для овец, свидет-вует о том, что равнина не была пригодной для этого во времена пророка. Из Песн 2:1,2 следует, что Ш. славился красивыми цветами, росшими среди терний. По вост. краю равнины проходил большой торг. путь. В сев. части Ш. располагались всего два города: Сохо (3) и Галгал (4). Юж. Яркона, в уделе Ефрема, равнина была заселена более плотно; здесь находились см. Гаф-Риммон (1), см. Афек (2), Яффа (Иоппия), Бене-Верак и Оно; Иехуд, см. Беф-Дагон (1) и Лод. На юге Ш. простирались пастбища, где пасся скот Давида (1Пар 27:29); 2) в 1Пар 5:16 упомянута местность Ш. на вост. берегу Иордана, в уделе Гадовом. Возм., этот Ш. можно отождествить с "равниной" во Втор 3:10, плоскогорьем, протянувшимся юж. Есевона. В надписи на Камне Меши (см. Камень Меши) также упоминается Ш., находившийся в этой области. |
Шароняне, жители равнины см. Шарон (1) (1Пар 27:29). |
Шарухен, город в уделе Симеона (Нав 19:6), совр. Телль-эль-Фара, прим. в 25 км юж. Газы. Шелихим (Нав 15:32) и Шаарим (1Пар 4:31), видимо, обозначают тот же город. Ш. неоднокр. упоминается в егип. рукописях. Гиксосы после их изгнания из Египта (см. Египет) (II,3) оборонялись здесь до тех пор, пока фараон Яхмос I не завоевал эту крепость после трехлетней осады. Археол. раскопки Телль-Шарухена проводились под руководством Флиндерса Петри. |
I: 1) переносное жилище кочевников (Быт 4:20; Суд 4:11; Иер 35:7), в частн. аравийских племен пустыни (Суд 8:11; Пс 119:5), прибежище пастухов (Ис 38:12) и воинов, а также место пребывания царя в воинском стане во время походов (2Цар 11:11; 3Цар 20:12,16; 4Цар 7:7 и след.; Иер 37:10). В Ш. жили патриархи (Быт 12:8; 13:5; 25:27; 26:17,25; 33:19; Евр 11:9), а также израильтяне во время см. Странствование в пустыне (Исх 16:16; Чис 2:10,18,25; 16:26; 19:14). Низкий, продолговатый Ш. кочевников обычно был крыт черным (Песнь 1:4) см. Покровом из козьей шерсти. Ш., как правило, подпирали шестами, поставл. способом, изображ. на ил.; чаще всего шестов было девять (три группы по три), но встречались Ш. и большего, и меньшего размеров. Полотнища Ш. натягивали с помощью веревок, к-рые закрепляли колышками из твердых пород дерева (Ис 33:20; 54:2). Эти колья забивали в почву молотом (Суд 4:21). Чтобы установить Ш., требовалось несколько человек (ср. Иер 10:20). Ш. служил убежищем от дневного зноя (ср. Быт 18:1), спасал от дождя и сильного ветра (Ис 4:6). Внутри Ш. делился надвое завесой, дальняя половина отводилась женщинам (ср. Быт 18:1,6,9). В больших и богатых семействах встречались и отдельные Ш. для женщин (Быт 24:67; 31:33; Суд 4:17). Арабы сооружали целые шатровые поселения (Иез 25:4); города или селения Иаира (Суд 10:4; 3Цар 4:13 и проч.) также представляли собой шатровые поселения; 2) наряду с переносным Ш. были известны шалаши (см. Праздник Кущей), навес из сучьев и ветвей, со стенами или без них (Лев 23:40,42; Неем 8:15-17; см. Шалаш в огороде). Подобные шалаши, очевидно, подразумеваются в Мф 17:4 и парал. местах. II. В метафорич. значении слово "Ш." обозначает прежде всего жилище и местожит-во вообще, напр., в след. фразе: "И каждый побежал в шатер свой" (1Цар 4:10; 2Цар 18:17; ср. 2Цар 20:1); кр. того, жилище Бога в святилище (Пс 75:3, в Синод. пер. - "жилище"; см. Скиния). Охрана и помощь Бога также воплощаются в образе Ш. (Пс 26;5; Ис 4:6); с др. стороны, это символ человеч. плоти и земной жизни (2Кор 5:1,4; 2Пет 1:13,14; ср. Ис 38:12), к-рые однажды разрушатся. |
Шафан (Сафан): 1) (евр. Шафан, "даман"), сын Ацалии, писец, т.е. высокопост. чиновник царя Иосии (4Цар 22:3-14; 2Пар 34:8-21). Предположит. он был отцом Ахикама (Иер 26:24; 39:14), Елеасы (Иер 29:3), Гемарии (Иер 36:10-12,25) и Иезании (Иез 8:11). Внуками Ш. были Годолия (4Цар 25:22) и Михей (Иер 36:11-13). Все назв. лица были важными чиновниками в Иудейском царстве, и, за искл. идолопоклонника Иезании, они, очевидно, поддерживали пр. Иеремию; 2) (евр. Шафам), израильтянин из колена Гадова, один из начальников в Васане (1Пар 5:12). |
Шафат (Сафат) (значение см. Сафатия): 1) израильтянин из колена Симеона, один из лазутчиков, направл. в Ханаан Моисеем (Чис 13:6); 2) израильтянин из колена Гадова, один из начальников в Васане (1Пар 5:12); 3) сын Адлая, чиновник, надзиравший за крупным скотом, пасшимся в долинах Иудейских гор (1Пар 27:29); 4) отец пр. Елисея (3Цар 19:16); 5) сын Шехании, потомок Зоровавеля (1Пар 3:22). |
Шафер, гора, где израильтяне располагались станом во время странствования в пустыне (Чис 33:23 и след.), вероятно, это совр. Джебель-Арейф-эн-Нака, прим. в 30 км юж. Кадеш-Барнеа (Кадес-Варни). |
Шафир (от "быть красивым", "нравиться"), город в уделе Иуды (Мих 1:11), вероятно, совр. Хирбет-эль-Ком на реке Вади-эс-Саффар, прим. в 14 км зап. Хеврона. |
Какое именно растение подразумевается под евр. словом карком, точно не установлено. Это может быть: 1) шафран (Crocus sativus), растение из семейства (Iridaceen), к-рое еще в древности широко возделывалось в сев. Италии и в зап. Азии. Длинные рыльца его фиолетовых цветков в высуш. виде называется "Ш.". Водой, в к-рую добавляли выжатое из этого растения желтое шафрановое масло, окропляли одежду и жилые помещения; Ш. добавляли также для запаха в оливковое масло. Кр. того, Ш. использовали в качестве специи в кулинарии, как лекарство при желудочных и кишечных недомоганиях, а также для окрашивания блюд; 2) куркума культурная (Curcuma longa) из семейства (Zingiberaceae). Ее выращивают по всей Южной Азии из-за желтого красящего вещества, содержащегося в ее корне. Это вещество (Curcumin) также использовалось как специя и лекарство. В Песн 4:14 Ш. назван среди других растений, завез. из Индии, что могло бы свидет-вовать в пользу куркумы. С др. стороны, Ш. был известен в Палестине повсеместно и традиционно применялся как составная часть благовонного курения. |
Шахия (евр. Сохья, "Господь защитил"), вениамитянин, потомок Шегараима (1Пар 8:10). |
Шашай, израильтянин, расставшийся с иноплем. женой (Езд 10:40). |
Шашак (возм., "бегун"), вениамитянин, сын Берии (1Пар 8:14,25). |
Шеал (возм., "Он (Бог) да превратит (носителя имени) в одолженного (т.е. посвященного служению Богу)" ), израильтянин, расставшийся со своей иноплем. женой (Езд 10:29). |
Шеария, вениамитянин, сын Ацела (1Пар 8:38). |
Шеарясув (евр. Шеар-Яшув, "остаток, который вернется"), символич. имя сына пр. Исаии (Ис 7:3). |
I. Шева (Сава). Из текстов Быт 10:7; 1Пар 1:9 следует, что Ш. - это потомок Хуша из рода Хама. В Быт 10:28 Ш. назван сыном Иоктана из рода Сима, а в Быт 25:3; 1Пар 1:32 - сыном Иокшана, потомка Авраама и Хеттуры. Это же имя (в Синод. пер. чаще всего - Сава) встречается далее в Иов 1:15; 6:19; Ис 60:6, а также в 3Цар 10:1-13; 2Пар 9:1-12; Пс 71:10,15 (в Синод. пер. - Аравия); Иер 6:20; Иез 27:22; 38:13; Иоил 3:8. Здесь речь идет о различных аравийских племенах - о потомках Авраама и Хеттуры, живших вблизи Мадиана, о потомках Иоктана, живших юж. и юго-вост. Мадиана, и о некоем кушитском племени из Южной Аравии, к-рое позднее образовало Савейское царство, известное и по небибл. источникам. Прим. в 1200-600 гг. до Р.Х. в Аравии существовало царство минеев, тер. к-рого простиралась с юго-запада на северо-запад Аравии. С 950 г. до Р.Х. рядом с ним появляется Савейское (библ. Савское) царство, ставшее господствующим в регионе и просуществовавшее до 115 г. до Р.Х. Из ассир. письм. источников следует, что савеи сначала завоевали Северную Аравию, а затем, постепенно продвигаясь на юг, вытеснили минеев. Во всяком случае, таковы совр. представления ученых, хотя следует признать, что надписи из Южной Аравии, письменность к-рой тесно связана с финик., предоставили не слишком много материала по этому вопросу. Савейское царство оказывало сопротивление усиливающемуся ассир. влиянию и после падения Ассирии достигло своего наивысш. могущества. Но в 115 г. до Р.Х. Савейскому царству пришлось покориться власти усилившегося Джурхумитского царства (до 300 г. по Р.Х.). II. Шева (Савей) ("(Бог есть) изобилие, совершенство"): 1) вениамитянин, сын Бихри, к-рый после подавления восстания Авессалома призывал израильтян к новому отпадению от Давида. Для его преследования Давид послал сначала Амессая, а затем Авессу, Иоава и своих телохранителей. В конечном итоге Ш. и его сообщники были окружены в Авеле-Беф-Маахе, город был осажден. По требованию Иоава жители города убили Ш. и перебросили его голову через стену (2Цар 20:1-22); 2) израильтянин из колена Гада, живший в Галааде (1Пар 5:13); 3) см. Шема (I,1); 4) (возм., "равный (отцу, брату и т.п.)"), сын Халева, сына Есрома. Ш. - родоначальник жителей Махбены и Гивеи (1Пар 2:49). |
Шевания (евр. Шеванья и Шеваньяху): 1) священник, современник Давида (1Пар 15:24); 2) левит, современник Неемии (Неем 9:4 и след.), один из подписавшихся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:12); 3) священник, современник Неемии, наряду с другими подписавшийся под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:4). Род Ш. еще раз упоминается в Неем 12:14. см. Шехания (3). |
Шеват см. Календарь. |
Шевер ("лев" или "ребенок"), сын Халева и его наложницы Маахи (1Пар 2:48). |
Шевуил (евр. Шевуэл): 1) левит, сын Гирсона и внук Моисея, смотритель за сокровищами в святилище (1Пар 23:16; 26:24); 2) сын левита Емана (1Пар 25:4), руководитель 13-й чреды певцов во времена Давида. В ст. 20 он назван Шуваилом. |
Шегараим (евр. Шахарайим, "утренняя заря" или "рожденный на рассвете"), вениамитянин, у к-рого было очень большое потомство (1Пар 8:8). |
Шедеур, отец Елицура, главы колена Рувима во время странствования в пустыне (Чис 1:5; 2:10). |
Шеера (возм., "родственная по крови" или "быть лишней"), дочь Ефрема. Она была основательницей селений Беф-Орона и Уззен-Шееры (1Пар 7:24). |
Шела (возм., "просьба"), третий сын Иуды (Быт 38:5,11,14,26), родоначальник одного из родов колена Иуды (Чис 26:20). |
Шелемия (Шелемиягу, Селемия) (евр. Шелемья и Шелемьяху, "Господь возместил"): 1) сын Хусии (Иер 36:14); 2) сын Авдиила, к-рому царь Иоаким поручил арестовать пр. Иеремию (Иер 36:26); 3) сын Анании, отец Иреии (Иер 37:13); 4) отец Юхала (Иер 38:1); 5) два израильтянина, расставшиеся со своими иноплем. женами (Езд 10:39,41); 6) отец Ханании, современник Неемии (Неем 3:30); 7) священник, к-рого Неемия приставил смотрителем кладовых в храме (Неем 13:13). |
Шелемиягу см. Шелемия (5). |
Шелеш ("послушный", "мягкий"), сын Гелема из колена Асира (1Пар 7:35). |
Шелихим см. Шарухен. |
Шелк упоминается в Иез 16:10,13 под евр. словом мэши, но утверждать с полной уверенностью, что речь идет именно о Ш., позволяет лишь Откр 18:12, где он подразумевается под греч. словом сирикон. Выработка Ш., т.е. нитей, получаемых из выделений гусениц шелкопряда (Bombyx mori), была известна в Китае более чем за тысячу лет до Р.Х. Экспорт Ш. в Средиземноморье можно проследить начиная с эллинистического периода. Натур. шелковые ткани ценились так высоко, что еще во времена императора Аврелиана (270-275 гг. по Р.Х.) они ценились букв. на вес золота. Только в VI в. по Р.Х. тщательно оберегаемый китайцами секрет изготовления шелковых тканей был раскрыт европейцами. |
Шеломий (евр. Шеломи, кр. ф-ма от "Господь - процветание, покой"), отец Ахиуда, князя из колена Асира (Чис 34:27). |
Шеломиф (Саломиф) (евр. Шеломит, значение см. Шеломия): 1) дочь Даврия из колена Дана, жена египтянина (имя Шеломиф не упоминается в евр. тексте и присутствует только в Септуагинте). Ее сын по велению Господа был побит камнями за то, что хулил имя Божье (Лев 24:11); 2) левит, потомок Рехавии и Моисея, смотритель за сокровищницами святилища во времена Давида (1Пар 26:25 и след.); 3) сын царя Ровоама (2Пар 11:20); 4) сын Иосифии, потомок Ваания (согл. Септуагинте; в евр. тексте имя Ваания отсутствует, а Ш. назван предком сына Иосифии). Он возвратился из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:10); 5) дочь Зоровавеля (1Пар 3:19); 6) левит, потомок Каафа, сын Ицгара (1Пар 23:18); 7) левит, потомок Гирсона, сын Шимея (1Пар 23:9). |
Шелумиил (евр. Шелумиэл, "(мое) процветание, покой есть Бог"), сын Цуришаддая, глава колена Симеона во время странствования в пустыне (Чис 1:6; 2:12; 7:36,41; 10:19). |
I. Город в уделе Симеона (Нав 15:26; в Нав 19:2 он назван Шева). Вероятно, это совр. Беэр-Шема, прим. в 4 км юго-вост. Шарухена. II. ("Звучание", "благозвучие"): 1) израильтянин из колена Рувима, сын Иоиля (1Пар 5:8), в ст. 4, по-видимому, он же назван Шемайей (2); 2) вениамитянин из Аиалона, вместе с Берией изгнавший жителей Гефа (1Пар 8:13). В ст. 21, очевидно, он же назван Шимеем (6); 3) предположит. священник, стоявший по правую руку Ездры, когда тот зачитывал народу Закон (Неем 8:4); 4) сын Хеврона из колена Иуды (1Пар 2:43 и след.). |
Шемаиа см. Шемаия (21). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Шемария (евр. Шемарья и Шемарьяху, "Господь оградил"): 1) вениамитянин, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:5); 2) сын царя Ровоама (2Пар 11:19); 3-4) два израильтянина, к-рые развелись со своими иноплем. женами (Езд 10:32,41). |
1) (евр. Шемаа, значение см. Шема), отец двух вениамитян из Гивы или Гивы Сауловой, к-рые пришли к Давиду в Секелаг (1Пар 12:3); 2) см. Шемаия. |
Шемевер, царь Севоима во времена Авраама (Быт 14:2,8). |
Шемер (Семир) I. Возм., кр. ф-ма от Шемарии: 1) левит из потомков Мерари, сын Махлия (1Пар 6:46); 2) израильтянин из колена Асира (1Пар 7:34). То же лицо, что и см. Шомер; 3) владелец горы, к-рую Амврий купил для строит-ва своей столицы см. Самарии (3Цар 16:24). II. (евр. Шемед), вениамитянин, сын Елпаала (1Пар 8:12). |
Шемида ("имя Божье ведало (т.е. Господь ведал)" или "позаботилось о ком-либо", "приняло кого-либо"), сын Галаада из колена Манассии. Его потомки образовали один из родов колена Манассии (Чис 26:32; Нав 17:2; 1Пар 7:19). |
Шемирамоф (евр. Шемирамот): 1) левит, певец и музыкант, современник Давида (1Пар 15:18,20); 2) один из левитов, к-рым Иосафат поручил наставлять народ в Законе (2Пар 17:8). |
Шенацар (вавил. Син-уцур, "Син (бог луны) огради"), сын царя Иехонии (1Пар 3:18). |
Шеревия, левит, к-рый вместе со своими братьями и сыновьями пришел к Ездре, чтобы служить в доме Божьем (Езд 8:18). Ездра доверил ему надзор за сокровищами храма (ст. 24 и след.). Позднее имя Ш. упоминается в связи с зачтением Закона (Неем 8:7) и совершением покаянной молитвы (Неем 9:4 и след.). Ш. подписался под обязат-вом соблюдать Закон (Неем 10:12). Он был также певцом в благодарств. хоре (Неем 12:8,24). |
Шереш ("корень", "росток"), сын Махира из колена Манассии (1Пар 7:16). |
Шерсть см. Ремесло (II) см. Овца см. Ткач, ткать. |
Шест см. Ковчег завета см. Оружие и орудия труда см. Скиния. |
Шесть см. Число. |
Шефам, город на сев.-вост. границе Ханаана (Чис 34:10,11), его точное местоположение неизвестно. |
Шефар (евр. Шетар, "божество-звезда (Сириус)" ), один из семи перс. и мидийских князей, приближенных к Артаксерксу (Есф 1:14). см. Адмафа. |
Шефар-Бознай (евр. Шетар-Бознай, "спасение через божество-звезду (Сириус)" ), перс. чиновник, пытавшийся воспрепятствовать восстановлению Иерусалимского храма (Езд 5:3,6; 6:6). |
Шефатия (Сефатия, Сафатия) (евр. Шефатья и Шефатьяху, "Господь свершил суд, восстановил справедливость"): 1) харифиянин из колена Вениамина, пришедший к Давиду в Секелаг (1Пар 12:5); 2) сын Давида, к-рый родился от Авиталы в Хевроне (2Цар 3:4; 1Пар 3:3); 3) сын Маахи, вождь колена Симеона во времена Давида (1Пар 27:16); 4) сын царя Иосафата (2Пар 21:2); 5) сын Матфана, вельможа в Иудейском царстве во времена Седекии (Иер 38:1); 6) израильтянин из колена Иуды, живший до вавил. плена (Неем 11:4); 7) израильтянин, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем и Ездрой (Езд 2:4; 8:8; Неем 7:9); 8) один из рабов Соломона, чьи потомки возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:57; Неем 7:59); 9) отец вениамитянина Мешуллама (1Пар 9:8). |
Шефела см. Низкие места. |
Шефо (возм., "караванный путь через пустыню"), хоррей, сын Шовала (Быт 36:23; 1Пар 1:40). |
Шефуфам, сын Вениамина. Его потомки образовали один из родов колена Вениамина (Чис 26:39). Исследователи пытались отождествить Ш. с Муппимом (Быт 46:21), а также с Шупимом (1Пар 7:12,15), но последний назван сыном Ира. |
Шефуфан, сын Белы, внук Вениамина (1Пар 8:5). |
Шехания (евр. Шеханья и Шеханьяху, "Господь взял"): 1) левит, принадлежавший к 10-й чреде священников во времена Давида (1Пар 24:11); 2) левит, современник Езекии (2Пар 31:15); 3) священник, возвратившийся из плена вместе с Зоровавелем (Неем 12:3). Имя соотв. рода священников и его представителя читается в Неем 10:4; 12:14 как см. Шевания (3); 4) потомок Зоровавеля (1Пар 3:21 и след.; Езд 8:3); 5) сын Яхазиила, потомок Зафоя (имя Зафоя отсутствует в евр. тексте, но есть в Септуагинте). Ш. возвратился из вавил. плена вместе с Ездрой (Езд 8:5); 6) сын Иехиила из рода Елама, современник Ездры. Он дал совет израильтянам расстаться с иноплем. женами (Езд 10:2 и след.); 7) левит, отец привратника Шемаии, современника Неемии (Неем 3:29); 8) сын Араха, тесть аммонитянина Товии, противника Неемии (Неем 6:18). |
Шехария ("Господь есть утренняя заря"), вениамитянин, сын Иерохама (1Пар 8:26). |
Шешай (Сесай), потомок Енака, живший в Хевроне (Чис 13:23). Вместе с братьями он был изгнан из города Халевом (Нав 15:14; Суд 1:10). см. Енаковы сыны. |
Шешан, сын Ишия из колена Иуды (1Пар 2:31). У него были только дочери, одну из к-рых Ш. отдал замуж за своего раба египтянина (ст. 34 и след.). |
Шешбацар (евр. Шешбаццар, евр. ф-ма нововавил. имени Син-апла-уцур - "Син (бог луны) огради наследника"), иуд. князь, к-рого перс. царь Кир в 538 г. до Р.Х. назначил наместником Иудеи (Езд 5:14). см. Зоровавель. |
Шея (выя): 1) невыкупленному первородному детенышу ослицы предписывалось сломать Ш. (Исх 13:13; 34:20), так же как и телице, к-рую приносили в жертву при совершении обряда очищения от убийства, когда убийца неизвестен (Втор 21:4,6 - в Синод. пер. в этих стихах указание именно на такой способ умерщвления отсутствует); 2) наступить на Ш. или на затылок повергнутого врага значило продемонстрировать свою полную победу над ним (Нав 10:24; ср. также Быт 49:8); 3) символом подчинения было см. Ярмо, к-рое "возлагалось" на Ш. или на затылок (Втор 28:48; Иер 27:2; 28:14; Деян 15:10). См. также Неем 3:5; 4) "полагать шею" (букв. пер. с греч.) означало "жертвовать жизнью" (Рим 16:4). |
Шибболет ("колос" или "водяной поток"). Ефремляне на своем наречии выговаривали звук "ш" как "с" (см. Еврейский язык), по этому признаку их распознавали галаадитяне и убивали как своих врагов (Суд 12:6). После этих событий слово "Ш." вошло в евр. язык как метафора со значением "сортировка", "отличительный признак". |
Шива (колодец). Колодец, названный так Исааком и впоследствии давший свое имя городу (Быт 26:33)см. Вирсавия. |
Шиза, израильтянин из колена Рувима, отец одного из храбрых у Давида (1Пар 11:42). |
Шикарон (возм., арам. "белена"), город на сев. границе удела Иуды, между Екроном и Иавнеилом (Нав 15:11). Его местоположение неизвестно. |
Шиллем (кр. ф-ма от Шелемия), младший сын Неффалима (Быт 46:24; Чис 26:49; 1Пар 7:13). |
Шило см. Оружие и орудия труда. |
Шилша ("послушный", "мягкий"), израильтянин из колена Асира, сын Цофаха (1Пар 7:37). |
Шима (Шимей, Шимеам): 1) левит из рода Гирсона (1Пар 6:39); 2) вениамитянин, сын Миклофа (1Пар 8:32; 1Пар 9:38); |
Шимеам см. Шима (2). |
Шимеата (Шимеафа) (евр. Шимат, возм., кр. ф-ма от Шемаия), аммонитянка, сын к-рой убил царя Иоаса (4Цар 12:21; 2Пар 24:26). |
Шимеи см. Шимий (1). |
Шимей см. Шимий (1,3-6,9-12,14,16-19). |
Шимейцы, семейство Кенеев (см. Кенеи), по-томки некоего Шимы из дома Рехава, к-рые жили в Иабеце (1Пар 2:55). |
Шимий (Шимей, Шимеи, Симеон, Симей, Семей) (евр. Шими, вероятно, кр. ф-ма от Шемайи, "Господь услышал"): 1) левит, сын Гирсона (Исх 6:17; Чис 3:18,21; 1Пар 6:17; 23:7,10; Зах 12:13 - в Синод. пер. - Симеон). Его потомки образовали один из левит. родов; 2) левит, сын Иахафа и внук Гирсона (1Пар 6:42 и след.); 3) другой левит из рода Гирсона (1Пар 23:9); 4) левит из рода Мерари (1Пар 6:29); 5) израильтянин из рода Саула в колене Симеона; у него было 16 сыновей и 6 дочерей (1Пар 4:26 и след.); 6) вениамитянин (1Пар 8:21), очевидно, тот же, к-рый в ст. 13 назван Шемой; 7) вениамитянин, родственник Саула, сын Геры из Бахурима. В Си-нод. пер. его имя переведено как "Семей". Он злословил Давида и бросал камнями в царя и его свиту. Давид приказал не трогать его, а позднее, по возвращении в Иерусалим, гарантировал ему жизнь (2Цар 16:5-13; 19:16-23). Но на смертном одре царь завещал Соломону не оставлять Семея безнаказ. (3Цар 2:8 и след.). Соломон приказал Семею поселиться в Иерусалиме и запретил ему покидать город. Через три года Семей отправился в Геф, чтобы вернуть двух беглых рабов. Это стоило ему жизни (ст. 36-46); 8) левит, сын Идифуна, руководитель 10-й чреды певцов (1Пар 25:3,17); 9) смотритель над виноградниками Давида, уроженец Рамы (1Пар 27:27); 10) сторонник Соломона, поддержавший его во время заговора Адонии (3Цар 1:8). Возм., именно он был сыном Елы, наместником Соломона в колене Вениамина (3Цар 4:18); 11) сын Гога из колена Рувима (1Пар 5:4); 12) левит из сыновей Емановых, современник Езекии (2Пар 29:14); 13) другой левит, современник Езекии (2Пар 31:12); 14) брат Зоровавеля (1Пар 3:19); 15) вениамитянин, потомок Киса и предок Мардохея (Есф 2:5); 16-18) левит и два израильтянина, взявшие иноплем. жен (Езд 10:23,33,38); 19) см. Шима (2). |
Шимраф (евр. Шимрат, вероятно "сила"), вениамитянин, сын Шимея (см. Шимий, 6) (1Пар 8:21). |
Шимри (Шимрий) (кр. ф-ма от Шемарии): 1) сын Шемайи из колена Симеона (1Пар 4:37); 2) отец Иедиаела, одного из храбрых у Давида (1Пар 11:45); 3) левит. привратник, сын Хосы (1Пар 26:10). Хотя он не был первенцем, отец назначил его главным среди своих сыновей; 4) левит из рода Елицафана, современник Езекии (2Пар 29:13). |
Шимрий см. Шимри. |
Шимрифа (евр. Шимрит), моавитянка, сын к-рой Иегозавад убил царя Иоаса (2Пар 24:26). В 4Цар 12:21 она названа Шомерой. |
Шимрон (от евр. "охранять", "соблюдать"): 1) внук Израиля, сын Иссахара (Быт 46:13; Чис 26:24; 1Пар 7:1); его потомки образовали один из родов колена Иссахара; 2) североханаан. цар. город, к-рый был предназначен колену Завулона (Нав 11:1; 19:15). Возм., это совр. Семуние (новоевр. Шимрон), в 8 км зап. Назарета. Полное название города, вероятно, было Шимрон-Мерон (Нав 12:20), но, возм., что в тексте первонач. значилось "царь Шимронский, (царь) Меронский" (ср. "воды Меромские", Нав 11:5). Такое прочтение этого места мы встречаем в Септуагинте. |
Шимрон-Мерон см. Шимрон (2). |
Шимшай ("солнце"), высокопост. перс. чиновник (писец) в Самарии во времена царя Артаксеркса (Езд 4:8 и след.,17,23). |
Шинав ("Шин - его отец"), царь Адмы во времена Авраама (Быт 14:2). |
Шион, город в уделе Иссахара (Нав 19:19), ныне, возм., Айюн-эш-Шайн, находящийся в 5 км сев.-зап. Тавора (Фавора). |
Шитрай (возм., "ведущий списки", "распорядитель"), шаронянин, смотритель за крупным скотом Давида (1Пар 27:29). |
Шифий (евр. Шифи, "изобилие"), израильтянин из колена Симеона, сын Аллона (1Пар 4:37). |
Шифмоф (евр. Сифмот, "усы"), город на юге удела колена Иуды (1Цар 30:28), точное местонахождение к-рого неизвестно. |
Шифра ("красавица"), евр. повивальная бабка в Египте (Исх 1:15-21); см. Фуа. |
Шифтан (кр. ф-ма от Шефатия), ефремлянин, отец Кемуила, вождя колена Ефрема (Чис 34:24). |
Шихор (Сихор) ("воды Хора"), один из вост. рукавов дельты Нила (Нав 13:3; 1Пар 13:5), считался вост. границей Египта. |
Шихор-Ливнаф, река на границе удела Асира (Нав 19:26), вероятно, совр. Нахал-Танниним, протекающая юж. горы Кармил. |
1) после грехопадения Бог дал людям одежду из Ш. животных (Быт 3:21). Позднее одежда из кожи стала редкостью (4Цар 1:8; Мф 3:4; см. Одежда). Иаков скрыл под Ш. свою гладкую кожу (Быт 27:16); 2) Ш. животного, приносимого в жертву за грех, сжигалась вне стана вместе с остатками мяса и нечистотами (Исх 29:14; Лев 4:11; 8:17; 9:11); Ш. животного, приносимого в жертву всесожжения или повинности, принадлежала священнику (Лев 7:8). |
Шкуры синие (евр. орот техашим), часто упоминаемые в связи с сооружением скинии. Ш.С., судя по пер. с араб. (tuhas - "тюлень", "дюгонь"), это шкуры красноморского дюгоня (Dugong dugong hemprichi). Так же толкует это слово сир. христ. традиция. Из этих очень толстых Ш.С. был сделан верхний покров скинии (Исх 25:5; 26:14; 35:7,23 и др.), к-рый мог обеспечить ей надежную защиту от любых атмосферных явлений во время странствования израильтян в пустыне. |
Шлем см. Оружие и орудия труда. |
В Песн 4:3 красивые губы сравниваются с тонкой лентой. Ш. имеет отношение к одежде (Исх 28:28 и др.). см. Одежда см. Измерительный шнур (мерило). |
Шоа, халдейский народ в Восточной Вавилонии, сведений о нем нет. Встречающееся иногда отождествление его с народом суту, упоминаемым в клинописных текстах, весьма спорно (Иез 23:23). |
Шовав (Совав) ("возвращение", "замена" или "отступник", "отпадший"): 1) сын Халева и Азувы, внук Есрома (1Пар 2:18); 2) сын Давида, родившийся в Иерусалиме (2Цар 5:14). |
Шовай, левит. привратник, потомки к-рого возвратились из вавил. плена вместе с Зоровавелем (Езд 2:42; Неем 7:45). |
Шовал (вероятно от араб. "корзина"): 1) старейшина хорреев, сын Сеира (Быт 36:20, 23,29; 1Пар 1:38,40); 2) сын Хура (в Синод. пер. Ш. - брат Хура и сын Халева) из колена Иуды, родоначальник жителей Кириаф-Иарима (1Пар 2:50; 4:1 и след.). |
Шовек ("превозмогший", "победитель"), израильтянин, вместе с Неемией подписавший обязат-во соблюдать Закон (Неем 10:25). |
Шогам (евр. Шохам, "драгоценный камень", "оникс"), левит, сын Иаазии (1Пар 24:27). |
Шомер, израильтянин из колена Асира (1Пар 7:32). То же лицо, что и см. Шемер (I,2). |
Шомера (евр. Шомер), моавитянка, сын к-рой Иегозавад убил царя Иоаса (4Цар 12:21). В 2Пар 24:26 она названа Шимрифой. |
Шуа (Шуя) (кр. ф-ма от "(Господь есть) помощь"): 1) хананей, тесть Иуды (Быт 38:2,12; 1Пар 2:3); 2) дочь Хевера из колена Асира (1Пар 7:32). |
Шуал (Суаль) ("лиса"): 1) область в уделе Вениамина, сев. Михмаса (1Цар 13:17); 2) сын Цофаха из колена Асира (1Пар 7:36). |
Шуах, сын Авраама и Хеттуры (Быт 25:2). Из местности, где проживали его потомки, вероятно, происходил друг Иова Вилдад (Иов 2:11). В ассир. рукописях упоминается земля Суху, располож. зап. Евфрата, в районе впадения в него Белиха и Хабура. |
Шуваил (евр. Шуваэл): 1) левит, потомок Амрама (1Пар 24:20); 2) левит, глава 13-й чреды певцов во времена Давида (1Пар 25:20). В ст. 4 он назван Шевуилом. |
Шумафане, один из родов колена Иуды, проживавший в Кириаф-Иариме (1Пар 2:53). |
Шуни (Шуний), сын Гада. Его потомки образовали один из родов колена Гада (Быт 46:16; Чис 26:15). |
Шупим (евр. Шуппим): 1) сын Ира из колена Вениамина (1Пар 7:12,15); см. Шефуфам; 2) левит. привратник (1Пар 26:16). Правда, в этом месте евр. текст, видимо искажен. |
Шутелах (Шутела): 1) сын Ефрема. Его потомки образовали один из родов колена Ефрема (Чис 26:35,36; 1Пар 7:20); 2) сын Завада из колена Ефрема (1Пар 7:21). |
Шуха (возм., "западня"), израильтянин из колена Иуды, брат Хелува (1Пар 4:11). |
Шухам, сын Дана. Его потомки образовали род Шухама (Чис 26:42). В Быт 46:23 он назван Хушимом. |
Шуя см. Шуа. |