Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДОБ"-"ДЯД")
ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836-1861) - рус. революц. демократ, лит. критик, философ-материалист, атеист, соратник Я. Г. Чернышевского. Работая в журнале «Современник» (1857-1861), он развернул пропаганду материализма и атеизма в подцензурной печати. Критикуя соч. апологетов религии, он подводит читателя к атеистич. выводам. Так, указывая на абсурдность утверждения, будто «можно сделать что-нибудь из ничего» (Собр. соч. В 9-ти т., т. 3, с. 282), объясняя, что вне материи никакой силы существовать не может (т. 4, с. 260), что «началом психической деятельности» является мозг, что в природе «везде одна и та же материя, только на разных ступенях развития» (т. 4, с. 263), Д. отвергает, т. о., существование бога и бессмертной души. Критикуя апологетов христ. морали, Д. отстаивает право человека на «самостоятельное свободное действие» (т. 3, с. 347). Религия у Д. - история, явление (т. 3, с. 399), причина к-рого кроется в «жизненных отношениях» (т. 6, с. 325). Ее преодоление он связывал с соц. преобразованиями, с обеспечением свободы совести. |
ДОГМАТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ (греч. dogmatos) - осн. положения вероучения, признаваемые непререкаемо истинными, вечными и неизменными божеств, установлениями, обязательными для всех верующих. Каждая совр. развитая религия имеет свою собств. догма-тич. систему, выработанную в процессе длительных споров и внутрицерк. борьбы. В христианстве догматика была утверждена первыми 2 вселенскими соборами и получила название Никео-Царь-градского «Символа веры», включившего 12 осн. догматов: о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, вознесении, крещении, бессмертии души и т. д. Последующие вселенские соборы пополнили символ веры Д. р. о божеств. и человеч. природе Христа, о наличии у Христа 2 воль и 2 действий, об обязательности иконопочитания. После разделения христ. церквей каждая конфессия включала в свое вероучение Д. р., не признаваемые др. христ. церквами. Католицизм утвердил Д. р. о чистилище, исхождении духа святого не только от отца, но и от сына, непорочном зачатии богородицы и ее телесном вознесении на небо, непогрешимости папы римск. в делах веры и нравственности. Протестантизм отверг общехрист. Д. р. о священстве, елеосвящении и др. и признал новый Д. р. об оправдании верой. В борьбе с ересями, свободомыслием, атеизмом христ. теология разработала сложную систему обоснования догматики. Не отказываясь в целом от традиц. понимания содержания Д. р., все конфессии в той или иной мере стремятся истолковать их применительно к духу времени, изменившимся взглядам верующих. Процесс обновления религии не мог не затронуть и представлений о Д. р. как абсолютно неизменной истине. В наст. вр. большинство христ., мусульм., иуд- богословов отвергают прежний догматич. буквализм, разрабатывают новые формулировки Д. р. |
ДОДОНА - древнейшее святилище Зевса в Эпире, местонахождение знаменитого оракула. Святилище просуществовало до 4 в. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДОКЕТИЗМ (от греч. dokeo - казаться) - раннехрист. ересь 2-3 вв., одно из направлений в гностицизме (см. Гностики). Представители Д. считали телесность злым, низш. началом и на этом основании отвергали христ. учение о воплощении Христа в телесного человека во время его земной жизни. Они учили, что Христос только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями. Отстаивая миф о Христе как богочеловеке, церковь вела борьбу против Д. |
ДОЛГ - этич. категория, в к-рой выражается нравств. обязанность человека перед обществом, классом, партией или соц. группой, выполняемая из побуждений совести. Д. предполагает не подчинение, а свободное самоопределение личности. Религия выдвигает в качестве основания Д. бога, его заповеди и тем самым лишает нравств. поступок добровольности. Христианство различает Д. перед богом, Д. перед людьми и Д. перед собой, к-рые нередко вступают в конфликт друг с другом. Д., по христ. учению, противостоит влечениям греховной природы человека. С т. эр. науч. атеизма Д. как особое психо-логич. переживание обусловлен соц. природой человека, историч. развитием и обществ, (клас.) взаимоотношениями. Противоположность Д. и склонности, идеалов и жизни устраняется с уничтожением социальных корней этой противоположности, с построением бес-клас. общества, в к-ром Д. не будет требовать самоотречения. Служение Д. (человечности) будет одно временно средством самоутверждения личности. |
ДОМ НАУЧНОГО АТЕИЗМА - учреждение областной, городской или районной орг-ции добров. общества «Знание», имеющее целью систематическую пропаганду науч.-атеистич. знаний путем организации лекций, семинаров, тематич. вечеров, бесед с верующими и др. мероприятий. Д. н. а. объединяет активистов-общественников, партийных и комсомольских работников, преподавателей, ученых, представителей творческой интеллигенции, ведущих атеистич. работу в городе или районе, оказывает помощь в атеистич. воспитании населения и подготовке пропагандистов науч. атеизма. Д. н. а. в Москве выполняет функции Всесоюз. методич. центра. |
ДОМИНИКАНЦЫ - члены нищенствующего ордена, основанного в Тулузе в 1215 исп. монахом Доменико де Гусманом (1170-1221). Годом позже орден был утвержден папой Гонорием III. Д. дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо. Возглавляются генералом, избираемым на 12-летний срок и подчиненным непосредственно папе; монастырями руководят приоры, монастыри группируются в провинции во главе с провинциалами. Д. возглавили борьбу с катарами и др. оппозиционными католич. церкви группировками, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность. Их эмблема - собака с зажженным факелом в зубах, они сами называли себя «псами господними» (domini canes). В 1232 папство поручило Д. руководить инквизицией. Вскоре орден распространил свое влияние на мн. христ. страны. Принимал активное участие в конкисте Америки. Из его рядов вышли видные католич. богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап. В наст. вр. число Д. превышает 10 тыс., они действуют в 50 странах, имеют около 600 монастырей. |
ДОМОВОЙ - в религ. верованиях славян и нек-рых др. народов - дух. живущий в доме, охраняющий домашний очаг. В представлениях о Д. нашли выражение пережитки первобытн. предков культа. С верой в Д. связаны многочисленные религ. магич. обряды: принесение жертвы, кормление, приглашение Д. в новый дом и др. |
ДОНАТИСТЫ - участники религ. движения в римск. Сев. Африке в 4-5 вв. Выступали за непризнание действительными таинств, совершаемых священниками, изменившими церкви в период гонений. Д. были против вторичного крещения отступников. Движение возн. в 311 в результате раскола африк. христ. церкви на сторонников епископа Цецилиана («цецилианистов», или «католиков») и его противников во главе с епископом Донатом, по имени к-рого и получило название. Д. образовали самостоят. церковь, к к-рой примкнули гл. обр. неимущие слои населения: рабы, колоны, городские бедняки. Выступали против ортодокс, католич. церкви, защищавшей существующий строй, особенно левое крыло Д. - агонистики. После Карфагенского собора (411) собрания Д. под страхом смертной казни были запрещены. |
ДОНИНИ Амброджо (р. 1903) - итал. историк-марксист, проф., автор ряда работ по истории христианства. Наиболее значит, из них: «Люди, идолы, боги. Очерк истории религии» (1960), «История христианства от истоков до Юстиниана» (1975), «Энциклопедия религий» (1979) и др. |
Вопрос о времени возникновения религии имеет большое мировоззренч. значение. Ряд клерикально настроенных ученых (В. Шмидт, др. представители «венской» культурно-историч. школы и т. д.) пытались доказывать изначальность религии, возникновение ее вместе с появлением человека. Факты, однако, говорят о том, что на огромном временном отрезке своей истории человек был безрелигиозен. В наст. вр. большинство антропологов полагают, что возраст человечества приближается к 3 млн. лет. Вместе с тем все древнейшие типы людей (Homo habilis, питекантроп, атлантроп, гейдельбергский человек, синантроп и др.) по целому ряду весьма существенных признаков сильно отличались от совр. человека - Homo sapiens (см. Происхождение человека). Особенно разительными были отличия в строении головного мозга, к-рый имел у древнейших людей значительно меньший объем и менее развитые лобные доли, чем у людей совр. Низкий уровень развития мышления и ограниченные способности к абстракции у древнейших людей заставляют нас предположить, что на этой стадии человек еще не знал религии. Подтверждают такое предположение и относящиеся к олдувайской и древне-ашельской эпохам археологич. и палеоантропологич. находки, к-рые не дают никаких свидетельств о существовании у древнейшего человека религ. верований. Правда, нек-рые зарубежные ученые допускают наличие примитивных религ. представлений у синантропа, истолковывая практиковавшуюся им некрофагию как своего рода магич. ритуал. Однако поедание трупов было, вероятно, вызвано периодическими голодовками и не дает достаточных оснований для вывода о существовании у синантропа религии. Зачатки религии появляются только у непосредственных предков человека совр. вида - кроманьонцев. |
ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-1881) - рус. писатель и публицист. Соч. Д. занимают одно из ведущих мест в истории мир. лит-ры. Наряду со страстной защитой религии в произведениях Д. содержится атеистич. аргументация такой силы, к-рая способна подорвать изнутри самые глубокие религ. убеждения. Выступления Д. в защиту религии основываются в основном на нравств. мотивах: альтернативой вере религ. он считал рэционалистич. мировосприятие, к-рое ведет, по его убеждению, к нравств. нигилизму, к вседозволенности. В понимании человека и истории Д. стоял на идеалистич. позициях: об-во основывается на нравств. началах, нравственность же вытекает из веры. Носителем религ.-нравств. идеи, считал он, является народ, отрыв от к-рого и есть гл. беда образованной части общества, причина неверия и идейн. шатаний. Используя слабости мировоззрения Д., реакц. идеологи пытаются представить писателя своим союзником и с этой целью затушевывают антибурж. направленность худож. творений Д., его веру в человека, в светлое будущее. Хотя Д. подчеркивал свою приверженность правосл. учению, он был далек от церк. ортодоксии своего времени, выражавшей интересы господств, классов. |
ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ - моральная категория, осознание личностью своего обществ, значения. В клас. об-ве Д. л. проявляется противоречиво. В рабовлад. об-ве личность скована религ. предрассудками, от к-рых в известной мере могли освободиться лишь передовые люди того времени. В эпоху феодализма развивается феод. понятие Д. л. (рыцарская честь), носившее преимущественно сосл. характер и исключавшее право на человеч. Д. «черни», «простолюдинов». В борьбе против феод. идеологии с ее отрицанием человеч. Д. развивается гуманизм, требующий признания высокого назначения и достоинства за каждым человеком. В бурж. об-ве Д. л. фактически зависит от клас. принадлежности, что противоречит самому понятию Д. л. Лишь с уничтожением соц. неравенства, эксплуатации, с установлением справедливых обществ. отношений Д. л. становится правом каждого человека и само об-во охраняет личное Д. каждого гражданина. |
ДРЕВЛЕАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - см. Обновленцы. |
ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ - верования и культы герм. племен периода первобытнообщин. отношений, гл. обр. культ племен. богов-покровителей и святынь. В связи с формированием союзов племен сложился и общегерм. пантеон. Мифы отражают межплем. распри и войны с др. народами и повествуют о борьбе дружественных людям богов (асов) с олицетворяющими злые стихийные силы великанами и чудовищами, а также с богами иноплеменников (ванами). В качестве верховного бога выделяется Водан (ю.-герм.) или Один (с.-герм.) - владыка неба и земли, бог бури, неистовства, битвы, а также поэзии, мудрости, хранитель св. письменности (рун). В его чертоги - Валгаллу воинств, небесные девы-валькирии приводят души героев. Мн. общегерм. боги связаны с земледельческим культом и олицетворяют силы природы: Донар (Тор) - бог грома и молнии. Тир (Циу) - бог сияющего неба, суда и войны, Бальдр - бог весны, растительности и плодородия, Локи - бог огня. Германцы почитали камни, деревья и источники, животных, к-рые посвящались богам (волк - Водану, медведь - Донару), совершали гадания по полету птиц, ржанию св. коней и по палочкам с гадательными знаками (рунами). Их воображение населило природу множеством злых и добрых фантастич. существ, живущих на земле (эльфы), в горах (тролли), в воде (никсы). под землей /гномы). С разложением общинно-родового строя возрастало могущество жрецов. В эпоху средневековья Д.-г. р. была вытеснена христианством, хотя многие ее пережитки сохранились в народных верованиях. |
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ - система верований и культов народов Др. Греции. Д.-г. р. и мифология прошли длительную историю развития. В древнейшую эпоху особым почитанием греков пользовалась мать-земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия - осн. отрасли хозяйства Др. Греции. Богиня земли Гея считалась матерью всего живущего. В Д.-г. р. четко прослеживаются элементы фетишизма, тотемизма, анимизма. Большое значение в Д.-г. р. имел предков культ, с к-рым был связан и культ героев - полулюдей-полубогов. В более позднюю эпоху в культе предков появилось представление о жизни душ праведников на Елисейских полях -Элизиуме. Наивысш. расцвет Д.-г. р. и мифологии относится ко 2 тыс. до н. э., когда мелкие местн. боги были оттеснены и окончат. оформился пантеон богов, местопребыванием к-рых считалась гора Олимп. Боги - Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Гермес и др. рассматривались др. греками как семья богов, во главе к-рой - Зевс - «отец людей и богов», воплощавший в религ. форме черты патриарх, владыки. Иерархия богов отражала иерархию зарождавшегося клас. общества. С появлением в Греции городов-гос-в (полисов) и развитием рабовлад. общества изменился характер Д.-г. р. Получили распространение культы богов - покровителей ремесла и торговли. В 8-7 вв. до н. э. в честь богов стали воздвигаться первые храмы. В Др. Греции существовали также тайные религ. общества и культы. Это прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Диониса (дионисии). Д.-г. р. и мифология оказали большое влияние на развитие мир. культуры. |
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ - система политеистич. верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщин. и раннерабовлад. общества. Огромную роль в верованиях др. египтян играло поклонение природе. Зооморфизм и тотемизм, характерные для Д.-е. р., объяснялись значит, ролью скотоводства и охоты в экономике страны. Нил, от разливов к-рого зависело благополучие страны, олицетворялся в-образе бога Хапи, солнце - в образе бога Ра. Богиня Сохнет изображалась в виде коровы, бог бальзамирования Анубис - с головой шакала. Животные определенной масти объявлялись воплощением божества, жили в храмах и были объектами культа. Сильное влияние оказал на Д.-е. р. культ мертвых. Считалось, что блаженствовать в «загробном мире» будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Др. египтяне верили в существование у каждого человека души (ба) и духа-двойника (ка). В процессе образования рабовлад. гос-ва божества местн. общин объединились в «семьи» и различные пантеоны. В Мемфисе почиталась триада Пта - Сохмет - Нефертум, в Фивах - Амон, Мут и их сын Хонсу. Во 2 тыс. до н. э. «царем богов» стал почитаться Амон-Ра - бог города Фив. Представление о верховном боге в Египте складывалось по образцу земных владык -фараонов, к-рые считались сыновьями бога и живыми богами на земле. Храмы стали могучей экономич. и полит, силой. Усилилась роль жречества, что создало угрозу фараонам. В 15 в. до н. э. это привело к попыткам религ. реформации: Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался заменить культ Амона-Ра и др. богов культом солнечного диска - Атона, подорвать могущество жречества введением монотеизма. Однако после смерти Аменхотепа IV было восстановлено почитание прежних богов. В 11 в. до н. э. фиванские жрецы на нек-рое время захватили престол и установили теократию. Д.-е. р. сыграла большую роль в формировании христианства. Егип. миф об «умирающем и воскресающем» Осирисе оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа. |
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ - религ. воззрения др. индусов, развивавшиеся от примитивных верований доарийск. эпохи до почитания многочисленных божеств, олицетворяющих силы природы, в период Вед. В доарийск. городах археологи часто обнаруживают статуэтки великой богини-матери, фигурки богини, связанной с плодородием, земледелием, растительностью. Вторжение ариев в Индию привело к изменению и усложнению религ. представлений. В религии этого периода объединились различные культы: др. обожествления явлений природы, предков культ, обрядовая магия, жертвоприношения. Ведич. религия насчитывала ок. 3 тыс. богов, особо почитались Варуна, Дьяус Питар - бог неба, Притхиви -богиня-мать земли, Индра, Митра, Агни, Адити - олицетворение женского начала. Главой богов считался Варуна, к-рый часто отождествляется в мифах с небом (Дьяусом) и наделяется качествами охранителя порядка и справедливости. Однако единый пантеон богов в этот период не складывается. Боги антропоморфны, враждуют с демонами, предводителем к-рых является Вритра - олицетворение засухи. К концу ведич. периода в результате перехода к оседлому скотоводству и земледелию религия также претерпевает серьезные изменения, делаются попытки систематизировать разрозненные ре-лиг. воззрения и создать единый пантеон. Боги из олицетворений сил природы становятся отражениями противоборствующих соц. сил. Так, Индра, бог грозы и бури, начинает почитаться как бог войны. Он ставится во главе пантеона, его окружают Маруты - боги бури и ветра. Бывший покровитель охотников и лесов - Рудра превращается в покровителя скотоводства, земледельцы поклоняются богу Пушану. Бог Брахма занимает в пантеоне ведич. религии скромное место, он лишь наблюдает за правильностью жертвоприношений. На рубеже 1 тыс. до н. э. с возникновением в Индии раннеклас. отношений Д.-и. р. трансформируется в брахманизм, ее боги входят в пантеон новой религии, но находятся на втором плане по отношению к Брахме - богу - создателю мира и олицетворению вселенной. |
ДРЕВНЕИРАНСКАЯ РЕЛИГИЯ - см. Зороастризм, Маздеизм. |
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ РЕЛИГИЯ - совокупность релит, верований и культов народностей бассейна рек Хуанхэ и Янцзы 2-1 тыс. до н. э. Для Д.-к. р. были характерны анимистич. культ духов природы и предков культ. Духи природы представлялись др. китайцам в облике людей (см. Антропоморфизм). Они населяли всю природу и управляли небес ными светилами, природными явлениями, животным и растительным миром и пр. С возникновением клас. общества формируются представления об иерархии духов во главе с духом неба Шанди, к-рый становится отцом людей, заботящимся об их благополучии, награждающим одних и наказывающим других. Поклонялись др. китайцы также «земным духам», из к-рых почитались прежде всего духи гор и рек. Хозяином всей страны признавался наиболее могущественный земной дух Хоуту. Одухотворенная природа тесно связана с культом предков, к-рый строился на признании влияния духа умершего предка на жизнь и судьбу его потомков. В Д.-к. р. не было жрецов, а также особых храмов. Релит, церемонии совершались под открытым небом. Предкам и духам природы приносились жертвы, сопровождавшиеся молитвами. В Д.-к. р. выделяют 3 группы объектов почитания: 1) души умерших родственников, к-рые почитались в кругу семьи; 2) души мифич. героев древности -»первого человека» Пашу-гу, «укротителя рек» Юй и др., а также души умерших императоров, знаменитых чиновников, мудрецов, почитавшиеся по всей стране; 3) духи природы, к-рые имели значение для всей страны, но отдельные из них особо почитались лишь в нек-рых областях. В Др. Китае были широко распространены также различные виды магии, колдовства, были прорицатели и заклинатели. Даосизмом, конфуцианством, буддизмом, получившими распространение в Китае, были усвоены представления Д.-к. р. о духах природы и о духах предков. |
ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ - система политеистич. верований др.-римск. рабовлад. общества. Для Д.-р. р. характерна вера в духов -покровителей природы, сельской жизни, сельского труда. К ним относятся Сильван. Фавн, Сатурн (первоначально бог посевов). Марс (первоначально бог полей и урожая, позднее - бог войны). Юпитер (первоначально бог погоды, впоследствии - гл. божество в Риме). В плебейской среде особенно почитались Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградников) и Либера. В патриарх, общине почитали богов и демонов домашнего очага (Лары, Пенаты, Веста, Пан). В Д.-р. р. отчетливо видны элементы фетишизма (культ деревьев, рощ, земли), тотемизма (культ ряда животных, напр. волка). Мифотворчество в Д.-р. р. испытывало сильное влияние мифологии др. народов, особенно греков. С образованием классов и гос-ва формирование римск. пантеона богов было в целом завершено. Боги Д.-р. р. стали общегосударственными. На первый план выдвигается почитание Юпитера, Юноны и Минервы, к-рым был посвящен храм на Капитолии (отсюда название - капитолийская триада). Высшим среди богов, «отцом богов», олицетворявшим могущество Рима, был признан Юпитер. Греч. влияние на Д.-р. р. выразилось особенно ярко в культе Аполлона и Артемиды-Дианы. С превращением римск. гос-ва в средиземноморскую державу в Риме появились вост. божества. Из Малой Азии проник культ матери богов - Кибелы. Во 2-3 вв. приобрел популярность культ Иран. бога солнца Митры. Для Д.-р. р. позднего периода характерен синкретизм. Кризис рабовлад. строя, породивший глубокие соц. и идеологич. перемены в жизни римск. общества, стал гл. причиной перехода широких народных масс от политеистич. греко-римск. религии к монотеистич. христианству. |
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ - сложное синкретическое явление с развитым семейно-родовым предков культом, яркими формами культа природы и общинными земледельческими культами. Все эти формы религии соответствовали патриарх.-родовому устройству слав. племен. Д.-с. р. политеистична. В качестве высш. божества у др. славян выступал бог грозы Перун. Широко почитались также бог неба Сварог и его сыновья - боги солнца, огня и ветра: Дож-бог, Хоре, Стрибог, «скотий» бог и бог богатства Велес (Волос), богиня Мокошь - покровительница прядения, ткачества и вообще женских работ. Зап. славянами почитался бог удачи и счастья Белбог. Известны имена таких племен, слав. божеств, как Святовит и Ругевит (о. Рюген), Радегост (у лютичей), Триглав (у поморян), богиня Сива (у полабских славян) и др. Кроме того, с земледелием, с зимним и летним солнцеворотом, вообще с аграрным календарем и аграрными работами связываются такие антропоморфные олицетворения, как Семик, Ярило, Купала и др. Ярило, по мнению мн. ученых, был божеством растит, мира, земледелия и плодородия. Др. божества не вполне изучены, хотя в их образах заметна персонификация «умирающих» и «воскресающих» божеств растит. мира. Как в любой политеистич. религии, в Д.-с. р. широко представлен пантеон духов - олицетворений природы. |
ДРЕВС Артур (1865-1935) - нем. историк и философ-идеалист, крупнейший специалист по истории раннего христианства. Примыкая к мифологической школе, Д. доказал неисторичность еванг. персонажей (Христа, Марии, Петра и др.) и в противовес церк. точке зрения, относящей время создания евангелий к 1 в., достоверно датировал их 2 в. Д. преувеличивал значение гностицизма в возникновении христианства. Хотя сочинения Д. способствовали подрыву церк. интерпретации «св. истории» и вызвали ожесточенные нападки теологов, Д. все же, по словам Ленина, «высказывается за религию, только подновленную, подчищенную, ухищренную» (т. 45, с. 27) и тем самым является прямым и сознательным реакционером. Тем не менее Ленин подчеркивает, что «союз с древсами» необходим для борьбы с религ. реакцией. |
ДРУЗЫ - приверженцы мусульм. шиитской секты; одно из ответвлений исмаилизма (см. Исмаили-ты). Секта Д. возникла в нач. 11 в. Д. верят в единого бога, многократно являвшегося в человеч. образе. Последним воплощением божества Д. признают фатимидского халифа Хакима (правил в 996-1021) и ожидают его второго пришествия, разделяют учение о переселении душ своих единоверцев. Д. делятся на посвященных - ук-каль (умные, знающие) и непосвященных, осн. массу верующих, -джуххаль (невежественные). Д. живут гл. обр. в Ливане и Сирии. |
ДРУИДЫ (кельтск. - поклоняющиеся дубу, прорицатели) - служители культа, прорицатели, вра чеватели у др. кельтов (галлов, бриттов), составлявшие в кон. 1 тыс. до в. э. жреч. межплемен. корпорацию с пожизнен, главой. Д. оказывали значит, влияние на обществ, жизнь: осуществляли судебные функции, были советниками вождей, хранителями преданий. Захватив в 1 в. до н. э. кельтские области, римляне запретили орг-цию Д., т. к. они поддерживали сопротивление завоевателям. Но Д. существовали еще несколько веков. |
ДУАЛИЗМ РЕЛИГИИ (от лат. dua-lis - двойственный) - противопоставление религией мира сверхъестественного, потустороннего, трансцендентного земным, чувственно воспринимаемым объектам и явлениям. Д. р. свойствен гл. обр. монотеистич. религиям, в к-рых бог противопоставлен всему земному, в т. ч. и человеку, как высш. бестелесная сущность, к-рая творит мир из ничего и управляет им. Бог вечен, земные объекты конечны и преходящи, бог - всемогущий творец, мир - результат его творческой деятельности, бог - средоточие мудрости и добродетели, человек - существо слабое и греховное. Это противопоставление лежит в основе христ., т. н. отриц. (апофатическо-го) богословия, к-рое утверждает, что бог не может быть познан и характеристики его могут быть только отрицательными (т. е. они должны отрицать в боге земные и человеч. свойства). Однако Д. р. не носит последовательного характера, ибо тогда он может привести к деизму. Поэтому монотеистич. религии имеют посредника между богом и человеком. В христианстве таким посредником выступает богочеловек. Д. р. проявляется также в наличии в религиях своеобразного антипода богу - сверхъестеств. сущности, воплощающей силы зла. Особенно последовательно дуализм доброго и злого начал проповедовали зороастризм и манихейство. В христианстве богу также постоянно противостоит носитель зла - дьявол. |
ДУХ (греч. pneuma, лат. spiri-tus) - филос. понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала; религ. понятие, означающее сверхъестеств. существо, один из осн. объектов веры религ. В идеалистич. учениях Д. - первоначало мира. Вера в Д. возн. в первобытн. об-ве, когда люди, будучи во власти природы, воспринимали ее явления как живые и одушевленные силы. Д. либо отождествлялся с вещами (фетишизм), либо отделялся от них (анимизм). Различались Д. деревьев, источников, рек, леса, гор, рождения и смерти, болезней и здоровья человека, Д. общины, рода. Солнца, Луны и т. д. В эпоху рабовлад. общества появляются попытки формулировать те или иные закономерности природы и общества в более или менее отвлеченной форме. В др.-греч. философии Д.: пневма, нус, логос. В средние века Д. представлялся существующим прежде и раньше Земли, природы, космоса и творящим их из ничего. Новое время породило теории Д., отразившие тенденции складывающегося бурж. индивидуализма. В совр. бурж. учениях понятие Д. конструируется в отрыве от действительности. Диалектич. материализм отвергает представление ? духовном как о чем-то, существующем независимо от материи. Духовное есть функция высокоорганиз. материи, результат обществ.-историч. практики людей. |
ДУХОБОРЫ, духоборцы, "борцы за дух" - одно из направлений старого рус. сектантства, относящееся к духовным христианам. Первые Д. появились в Воронежской губ. в сер. 18 в. Основатели секты - крестьяне С. Колесников и Л. Побирохин. Учение Д. было религ. формой оппозиции крестьян, гл. обр. государственных, царскому самодержавию и правосл. церкви. Д. отвергали духовенство, монашество, храмы («Человек есть храм божий»), церк. таинства, почитание креста, икон («живая икона» - это человек). Библии противопоставили «внутр. откровение». «Св. книгой» Д. является т. н. «Животная книга» («Книга жизни») - собрание псалмов, сочиненных самими Д. и передающихся изустно из поколения в поколение. Христос для Д. - простой человек, в к-ром воплотился божеств, разум. Бога они толкуют как «мировую любовь», «премудрость», «вечное добро». По их учению, бог «пребывает в роде праведных и воплощается в избранных людях» - «живых богах и богородицах», к-рые и стояли во главе секты. Руководители Д. обладали ничем не ограниченной духовной и мирской властью над своими приверженцами и передавали ее по наследству. В религ. представлениях Д. отразились утопич. надежды крестьян на установление справедливого обществ. строя, к-рые они пытались воплотить в жизнь, обобществляя имущество, строя быт на началах коллективизма. В 19 в. среди Д. усилился процесс клас. дифференциации, процветала эксплуатация бедняков, господствующей стала психология бурж. индивидуализма и предпринимательства. Все это привело к расколу «Духобории» на «большую» и «малую» партии. Царское пр-во и правосл. церковь жестоко преследовали Д. В перв. пол. 19 в. они были насильственно переселены из центр, губ. России сначала в Таврич. губ. (р. Молочная), а затем в Закавказье. Спасаясь от преследований, значит, часть Д. (7,5 тыс.) в 1898 эмигрировала в Канаду. К 1917 в России насчитывалось от 17 до 20 тыс. Д. После Октябрьской революции, социали-стич. преобразований в деревне и отхода большинства трудящихся от религии произошел распад общин Д. В наст. вр. небольшие группы Д. имеются в Грузии, Ростовской обл., Азербайджане, где они в процессе своей историч. эволюции превратились в своеобразные этнич. группы со своими обычаями, фольклором и традициями. |
ДУХОВ ДЕНЬ - см. Троица. |
ДУХОВЕНСТВО - служители культа в ряде совр. религий. Д. удовлетворяет религ. потребности верующих, совершает культовые действия, проповедует вероучение. |
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ - то же, что Военно-монашеские ордены. |
ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - общее название нескольких течений старого рус. сектантства дореформенного происхождения, возникших на основе соц.-политич. протеста крестьянских масс против феод.-помещичьего строя и освящавшей его господств, правосл. церкви. Генетически Д. х. связаны с христововерием. В кон. 60-х гг. 18 в. произошло разделение Д. х. на молокан и духоборов. Духовное христианство было выражением оппозиции православию со стороны прежде всего гос. крестьян, однодворцев, отличавшихся хоз. самостоятельностью и менее обремененных патриарх, традициями. Соц. смысл понятия «духовное христианство» и утверждаемая им система ценностей выходят далеко за пределы религ. сектантства. Выражая свой антифеод, протест в ре-лиг. понятиях, Д. х. выступали как поборники «вечной», «божеств. духовной истины», к-рую они стремились очистить от «мертвящего обрядоверия». Они призывали своих последователей доверяться не «внешним законам», а «внутреннему», воплощенному в «духе и истине разума и совести человека». Отрицая преклонение перед «кумирами», они требовали почитания человека, поскольку в человеке обитает дух божий. Д. х. не просто отрицали обществ, порядки царской России, но одновременно утверждали новую систему гума-нистич. ценностей. Это связано прежде всего с оценкой значения человеч. разума и деятельности человека, с утверждением самоценности личности, свободной воли человека, чувства и сознания человеч. достоинства, права на убеждение, с подчеркиванием большой роли нравств. начала в жизни людей и т. д. В учении Д. х. о человеке как «живом храме», как «чудном, дивном творении божьем» (духоборы), как обладателе «духовного разума» (молокане), в представлениях о «самовластии» человека, «могуществе его души», будущих свободе и равенстве был заложен глубокий гуманистич. потенциал, обусловленный крестьянско-демократич. происхождением духовного христианства. В идеалах Д. х. отражались и облеченные в релит, оболочку соц. утопии крестьянских масс, их мечты о бес-клас. об-ве. |
ДУША (др.-евр. mall, греч. psyche, лат. anima) - по религ. представлениям, духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. Вера в Д. восходит к первобытн. анимистич. истолкованию таких естеств. явлений, как дыхание, сновидения, тень, смерть и т. д. Миф о Д. эволюционирует от наивных представлений о Д. как уменьшенной и утонченной копии или тени человека к более абстрактному представлению о ней, как о чем-то сугубо нематериальном, бесплотном и автономном. Осн. психологич. корень веры в Д. - страх перед смертью. В позднейших религиях представление о Д. связывается с учением о даровании Д. богом при рождении и об отторжении ее от тела после смерти. Д. приписывается бессмертие, т. е. вечное существование в потустороннем мире или, как в индуизме, бесконечное посмертное переселение в др. тела. На доктрине о бессмертной Д. основана вся система религ. догматики, идеологии и культа, ею пронизана вся религ. психология, черпающая в вере в Д. иллюзорное утешение, надежду на преодоление смерти и загробное блаженство. Религ. учение о Д. имеет ярко выраженный реакц. соц. характер, т. к. способствует духовному закабалению людей, переориентируя их внимание и волю с борьбы за освобождение от соц. гнета в этом мире на спасение Д. в «царствии небесном». Миф о Д. лежит в основе всей религ. морали, т. к. все нравств. нормы соотносит со спасением Д. от греха и смерти. Совр. наука о человеч. психике (нейрофизиология, психология, психиатрия и др.) убедительно опровергает представление о Д. как о самостоят. духовной сущности и подтверждает тезис науч.-материали-стич. мировоззрения о сознании как свойстве высокоорганизованной материи. |
ДХАММАПАДА (санскр. - путь дхармы) - одна из частей Суттапи-таки, входящей в состав будд. ка-нонич. лит-ры Трипитаки. В Д. в образной форме последовательно изложены осн. принципы раннего буддизма. В суттах (сутрах) Д. утверждается единств, путь к спасению - разрыву с земными желаниями и привязанностями, отрешение от «мира». Яркая, поэтичная форма Д. способствовала ее эмоциональному восприятию верующими - последователями буддизма. |
ДХАРМА, дхамма (санскр. и пали - термин, имеющий очень много значений: закон, обязанность, правило, добродетель, религия, качество, вещь, состояние, истина и т. д.). - 1. В большинстве религий и религ.-филос. учений Индии -совокупность гражд., этич. и культовых требований, образ жизни, якобы вмененный людям богами и различный для различных каст (варн). Соблюдение Д. оценивалось как добродетель, нарушение ее -как грех, поэтому часто понятие Д. равнозначно понятию добродетели. Буддисты называют Д. само религ. учение Будды. 2. В будд. теологич. трактатах термином «Д.» обозначаются мельчайшие неделимые духовные частицы, из к-рых складывается поток индивид, сознания. Активность Д. и порождает якобы иллюзию внешнего по отношению к индивиду мира -мира страданий {сансара). В нек-рых из направлений буддизма утверждается, что из «первичных» Д. состоит «высш. реальность» - особый непознаваемый божеств, мир. Их «безначальное волнение» порождает индивид, сознания со всеми их заблуждениями. И только «познание истины» ведет к успокоению Д., к абсолют, покою, к нирване. |
ДЫРНИКИ - см. Спасовский толк. |
ДЬЯВОЛ - см. Сатана. |
ДЬЯКОН, диакон (греч. diakonos - служитель) - служебная должность при епископе во 2-3 вв., ведал хоз. делами христ. общины. В последующем - духовный сан, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов. |
ДЬЯЧОК - см. Псаломщик. |
ДЮБУА Пьер (1260-1321) - франц. юрист, участвовавший в борьбе королевской власти против церк. феодалов. В памфлетах против папы Бонифация VIII и др. сочинениях Д. одним из первых в Зап. Европе выступил за конфискацию королевской властью церк. земель и богатств. |
ДЮПЮН Шарль Франсуа (1742-1809) - франц. ученый и философ-материалист. Критиковал религию и церковь, отвергал т. зр. деистов о необходимости сохранения религии для народа, рассматривая это как покушение на его суверенитет. Стремился развенчать миф о божеств. происхождении религии, призывая искать ее источники в воздействии на сознание людей важнейших явлений природы. Вместе с Вольнеем создал астральную теорию происхождения религии. Всю мифологию др. религий Дю-пюи стремился свести к аллегорич. описанию движения созвездий, изменению звездного неба. По его мнению, под именем Христа люди обожествляли Солнце. Выводя религ. представления из особенностей человеч. познания, Дюпюи не видел соц. корней религии. |
ДЮРИНГ Евгений (1833-1921) - нем. философ и экономист. В 70-х гг. 19 в. выступал против материалистич. понимания истории. Философия Д. - эклектичная смесь ме-ханистич. материализма и позитивизма с элементами пантеизма и деизма. «Спиритическая путаница» в философии (Энгельс) обусловила субъективист, и волюнтарист. подход Д. к религии. Считая религию «первобытн. детским представлением», Д. требовал устранить ее из будущего социалистич. общества с помощью декрета, в чем сказался его идеалистич. подход к явлениям обществ, жизни. В работе «Анти-Дюринг» Энгельс противопоставил «догматич. атеизму» Д. науч. диалектико-материали-стич. знание о религии и путях ее преодоления. |
ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858-1917) - франц. философ-позитивист и социолог. Д. считал религию (как и право, мораль, чувства, привычки) коллективным представлением, к-рое обществ, среда навязывает сознанию людей. Отводил религии важную роль в жизни общества. По Д., религия будет существовать, пока существует человечество, ибо в ней об-во обожествляет само себя. С течением времени она лишь меняет свои формы в зависимости от стадии развития общества. Отмечая соц. обусловленность человеч. сознания, Д. приходит, однако, к идеалистич. выводам. Осн. работы: «О разделении общественного труда» (1893), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). |
ДЮШЕН Луи (1843-1922) - франц. историк церкви, аббат. Автор работ «Происхождение христианского культа», «Древняя история церкви» и pp.,в к-рых проявил в известной мере науч.-критич. подход к затронутым проблемам. |
ДЯДЬКОВСКИЙ Иустин Евдокимович (1784-1841) - рус. врач и философ-материалист. Признавал единым началом мира вечную материю. Отрицал религ.-идеалистич. представления о «жизнен, силе», считал мозг средоточием жизнен. функций организма. |