Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДОБ"-"ДЯД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДОБ"-"ДЯД")

ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836-1861) - рус. революц. демократ, лит. критик, философ-материалист, атеист, соратник Я. Г. Чернышевского. Работая в журнале «Современник» (1857-1861), он развернул пропаганду материализма и атеизма в подцензурной печати. Критикуя соч. апологетов религии, он подводит читателя к атеистич. выводам. Так, указывая на абсурдность утверждения, будто «можно сделать что-нибудь из ничего» (Собр. соч. В 9-ти т., т. 3, с. 282), объясняя, что вне материи никакой силы существовать не может (т. 4, с. 260), что «началом психической деятельности» является мозг, что в природе «везде одна и та же материя, только на разных ступенях развития» (т. 4, с. 263), Д. отвергает, т. о., существование бога и бессмертной души. Критикуя апологетов христ. морали, Д. отстаивает право человека на «самостоятельное свободное действие» (т. 3, с. 347). Религия у Д. - история, явление (т. 3, с. 399), причина к-рого кроется в «жизненных отношениях» (т. 6, с. 325). Ее преодоление он связывал с соц. преобразованиями, с обеспечением свободы совести.

ДОГМАТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ

ДОГМАТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ (греч. dogmatos) - осн. положения вероучения, признаваемые непререкаемо истинными, вечными и неизменными божеств, установлениями, обязательными для всех верующих. Каждая совр. развитая религия имеет свою собств. догма-тич. систему, выработанную в процессе длительных споров и внутрицерк. борьбы. В христианстве догматика была утверждена первыми 2 вселенскими соборами и получила название Никео-Царь-градского «Символа веры», включившего 12 осн. догматов: о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, вознесении, крещении, бессмертии души и т. д. Последующие вселенские соборы  пополнили символ веры  Д. р. о божеств. и человеч. природе Христа, о наличии у Христа 2 воль и 2 действий, об обязательности иконопочитания. После разделения христ. церквей каждая конфессия включала в свое вероучение Д. р., не признаваемые др. христ. церквами. Католицизм утвердил Д. р. о чистилище, исхождении духа святого не только от отца, но и от сына, непорочном зачатии богородицы и ее телесном вознесении на небо, непогрешимости папы римск. в делах веры и нравственности. Протестантизм отверг общехрист. Д. р. о священстве, елеосвящении и др. и признал новый Д. р. об оправдании верой. В борьбе с ересями, свободомыслием, атеизмом христ. теология разработала сложную систему обоснования догматики. Не отказываясь в целом от традиц. понимания содержания Д. р., все конфессии в той или иной мере стремятся истолковать их применительно к духу времени, изменившимся взглядам верующих. Процесс обновления религии не мог не затронуть и представлений о Д. р. как абсолютно неизменной истине. В наст. вр. большинство христ., мусульм., иуд- богословов отвергают прежний догматич. буквализм, разрабатывают новые формулировки Д. р.

ДОДОНА

ДОДОНА - древнейшее святилище Зевса в Эпире, местонахождение знаменитого оракула. Святилище просуществовало до 4 в.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОКЕТИЗМ

ДОКЕТИЗМ (от греч. dokeo - казаться) - раннехрист. ересь 2-3 вв., одно из направлений в гностицизме (см. Гностики). Представители Д. считали телесность злым, низш. началом и на этом основании отвергали христ. учение о воплощении Христа в телесного человека во время его земной жизни. Они учили, что Христос только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями. Отстаивая миф о Христе как богочеловеке, церковь вела борьбу против Д.

ДОЛГ

ДОЛГ - этич. категория, в к-рой выражается нравств. обязанность человека перед обществом, классом, партией или соц. группой, выполняемая из побуждений совести. Д. предполагает не подчинение, а свободное самоопределение личности. Религия выдвигает в качестве основания Д. бога, его заповеди и тем самым лишает нравств. поступок добровольности. Христианство различает Д. перед богом, Д. перед людьми и Д. перед собой, к-рые нередко вступают в конфликт друг с другом. Д., по христ. учению, противостоит влечениям греховной природы человека. С т. эр. науч. атеизма Д. как особое психо-логич. переживание обусловлен соц. природой человека, историч. развитием и обществ, (клас.) взаимоотношениями. Противоположность Д. и склонности, идеалов и жизни устраняется с уничтожением социальных корней этой противоположности, с построением бес-клас. общества, в к-ром Д. не будет требовать самоотречения. Служение Д. (человечности) будет одно временно средством самоутверждения личности.

ДОМ НАУЧНОГО АТЕИЗМА

ДОМ НАУЧНОГО АТЕИЗМА - учреждение областной, городской или районной орг-ции добров. общества «Знание», имеющее целью систематическую пропаганду науч.-атеистич. знаний путем организации лекций, семинаров, тематич. вечеров, бесед с верующими и др. мероприятий. Д. н. а. объединяет активистов-общественников, партийных и комсомольских работников, преподавателей, ученых, представителей творческой интеллигенции, ведущих атеистич. работу в городе или районе, оказывает помощь в атеистич. воспитании населения и подготовке пропагандистов науч. атеизма. Д. н. а. в Москве выполняет функции Всесоюз. методич. центра.

ДОМИНИКАНЦЫ

ДОМИНИКАНЦЫ - члены нищенствующего ордена, основанного в Тулузе в 1215 исп. монахом Доменико де Гусманом (1170-1221). Годом позже орден был утвержден папой Гонорием III. Д. дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо. Возглавляются генералом, избираемым на 12-летний срок и подчиненным непосредственно папе; монастырями руководят приоры, монастыри группируются в провинции во главе с провинциалами. Д. возглавили борьбу с катарами и др. оппозиционными католич. церкви группировками, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность. Их эмблема - собака с зажженным факелом в зубах, они сами называли себя «псами господними» (domini canes). В 1232 папство поручило Д. руководить инквизицией. Вскоре орден распространил свое влияние на мн. христ. страны. Принимал активное участие в конкисте Америки. Из его рядов вышли видные католич. богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап. В наст. вр. число Д. превышает 10 тыс., они действуют в 50 странах, имеют около 600 монастырей.

ДОМОВОЙ

ДОМОВОЙ - в религ. верованиях славян и нек-рых др. народов - дух. живущий в доме, охраняющий домашний очаг. В представлениях о Д. нашли выражение пережитки первобытн. предков культа. С верой в Д. связаны многочисленные религ. магич. обряды: принесение жертвы, кормление, приглашение Д. в новый дом и др.

ДОНАТИСТЫ

ДОНАТИСТЫ - участники религ. движения в римск. Сев. Африке в 4-5 вв. Выступали за непризнание действительными таинств, совершаемых священниками, изменившими церкви в период гонений. Д. были против вторичного крещения отступников. Движение возн. в 311 в результате раскола африк. христ. церкви на сторонников епископа Цецилиана («цецилианистов», или «католиков») и его противников во главе с епископом Донатом, по имени к-рого и получило название. Д. образовали самостоят. церковь, к к-рой примкнули гл. обр. неимущие слои населения: рабы, колоны, городские бедняки. Выступали против ортодокс, католич. церкви, защищавшей существующий строй, особенно левое крыло Д. - агонистики. После Карфагенского собора (411) собрания Д. под страхом смертной казни были запрещены.

ДОНИНИ АМБРОДЖО

ДОНИНИ Амброджо (р. 1903) - итал. историк-марксист, проф., автор ряда работ по истории христианства. Наиболее значит, из них: «Люди, идолы, боги. Очерк истории религии» (1960), «История христианства от истоков до Юстиниана» (1975), «Энциклопедия религий» (1979) и др.

ДОРЕЛИГИОЗНАЯ ЭПОХА

Вопрос о времени возникновения религии имеет большое мировоззренч. значение. Ряд клерикально настроенных ученых (В. Шмидт, др. представители «венской» культурно-историч. школы и т. д.) пытались доказывать изначальность религии, возникновение ее вместе с появлением человека. Факты, однако, говорят о том, что на огромном временном отрезке своей истории человек был безрелигиозен. В наст. вр. большинство антропологов полагают, что возраст человечества приближается к 3 млн. лет. Вместе с тем все древнейшие типы людей (Homo habilis, питекантроп, атлантроп, гейдельбергский человек, синантроп и др.) по целому ряду весьма существенных признаков сильно отличались от совр. человека - Homo sapiens  (см. Происхождение человека). Особенно разительными были отличия в строении головного мозга, к-рый имел у древнейших людей значительно меньший объем и менее развитые лобные доли, чем у людей совр. Низкий уровень развития мышления и ограниченные способности к абстракции у древнейших людей заставляют нас предположить, что на этой стадии человек еще не знал религии. Подтверждают такое предположение и относящиеся к олдувайской и древне-ашельской эпохам археологич. и палеоантропологич. находки, к-рые не дают никаких свидетельств о существовании у древнейшего человека религ. верований. Правда, нек-рые зарубежные ученые допускают наличие примитивных религ. представлений у синантропа, истолковывая практиковавшуюся им некрофагию как своего рода магич. ритуал. Однако поедание трупов было, вероятно, вызвано периодическими голодовками и не дает достаточных оснований для вывода о существовании у синантропа религии. Зачатки религии появляются только у непосредственных предков человека совр. вида - кроманьонцев.

ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-1881) - рус. писатель и публицист. Соч. Д. занимают одно из ведущих мест в истории мир. лит-ры. Наряду со страстной защитой религии в произведениях Д. содержится атеистич. аргументация такой силы, к-рая способна подорвать изнутри самые глубокие религ. убеждения. Выступления Д. в защиту религии основываются в основном на нравств. мотивах: альтернативой вере религ. он считал рэционалистич. мировосприятие, к-рое ведет, по его убеждению, к нравств. нигилизму, к вседозволенности. В понимании человека и истории Д. стоял на идеалистич. позициях: об-во основывается на нравств. началах, нравственность же вытекает из веры. Носителем религ.-нравств. идеи, считал он, является народ, отрыв от к-рого и есть гл. беда образованной части общества, причина неверия и идейн. шатаний. Используя слабости мировоззрения Д., реакц. идеологи пытаются представить писателя своим союзником и с этой целью затушевывают антибурж. направленность худож. творений Д., его веру в человека, в светлое будущее. Хотя Д. подчеркивал свою приверженность правосл. учению, он был далек от церк. ортодоксии своего времени, выражавшей интересы господств, классов.

ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ

ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ - моральная категория, осознание личностью своего обществ, значения. В клас. об-ве Д. л. проявляется противоречиво. В рабовлад. об-ве личность скована религ. предрассудками, от к-рых в известной мере могли освободиться лишь передовые люди того времени. В эпоху феодализма развивается феод. понятие Д. л. (рыцарская честь), носившее преимущественно сосл. характер и исключавшее право на человеч. Д. «черни», «простолюдинов». В борьбе против феод. идеологии с ее отрицанием человеч. Д. развивается гуманизм, требующий признания высокого назначения и достоинства за каждым человеком. В бурж. об-ве Д. л. фактически зависит от клас. принадлежности, что противоречит самому понятию Д. л. Лишь с уничтожением соц. неравенства, эксплуатации, с установлением справедливых обществ. отношений Д. л. становится правом каждого человека и само об-во охраняет личное Д. каждого гражданина.

ДРЕВЛЕАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ДРЕВЛЕАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - см. Обновленцы.

ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ

ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ - верования и культы герм. племен периода первобытнообщин. отношений, гл. обр. культ племен. богов-покровителей и святынь. В связи с формированием союзов племен сложился и общегерм. пантеон. Мифы отражают межплем. распри и войны с др. народами и повествуют о борьбе дружественных людям богов (асов) с олицетворяющими злые стихийные силы великанами и чудовищами, а также с богами иноплеменников (ванами). В качестве верховного бога выделяется Водан (ю.-герм.) или Один (с.-герм.) - владыка неба и земли, бог бури, неистовства, битвы, а также поэзии, мудрости, хранитель св. письменности (рун). В его чертоги - Валгаллу воинств, небесные девы-валькирии приводят души героев. Мн. общегерм. боги связаны с земледельческим культом и олицетворяют силы природы: Донар (Тор) - бог грома и молнии. Тир (Циу) - бог сияющего неба, суда и войны, Бальдр - бог весны, растительности и плодородия, Локи - бог огня. Германцы почитали камни, деревья и источники, животных, к-рые посвящались богам (волк - Водану, медведь - Донару), совершали гадания по полету птиц, ржанию св. коней и по палочкам с гадательными знаками (рунами). Их воображение населило природу множеством злых и добрых фантастич. существ, живущих на земле (эльфы), в горах (тролли), в воде (никсы). под землей /гномы). С разложением общинно-родового строя возрастало могущество жрецов. В эпоху средневековья Д.-г. р. была вытеснена христианством, хотя многие ее пережитки сохранились в народных верованиях.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ - система верований и культов народов Др. Греции. Д.-г. р. и мифология прошли длительную историю развития. В древнейшую эпоху особым почитанием греков пользовалась мать-земля, что отражало влияние матриархата и значение земледелия - осн. отрасли хозяйства Др. Греции. Богиня земли Гея считалась матерью всего живущего. В Д.-г. р. четко прослеживаются элементы фетишизма, тотемизма, анимизма. Большое значение в Д.-г. р. имел предков культ,  с к-рым был связан и культ героев - полулюдей-полубогов. В более позднюю эпоху в культе предков появилось представление о жизни душ праведников на Елисейских полях -Элизиуме. Наивысш. расцвет Д.-г. р. и мифологии относится ко 2 тыс. до н. э., когда мелкие местн. боги были оттеснены и окончат. оформился пантеон богов, местопребыванием к-рых считалась гора Олимп. Боги - Посейдон, Аид, Гера, Деметра, Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Гермес и др. рассматривались др. греками как семья богов, во главе к-рой - Зевс - «отец людей и богов», воплощавший в религ. форме черты патриарх, владыки. Иерархия богов отражала иерархию зарождавшегося клас. общества. С появлением в Греции городов-гос-в (полисов) и развитием рабовлад. общества изменился характер Д.-г. р. Получили распространение культы богов - покровителей ремесла и торговли. В 8-7 вв. до н. э. в честь богов стали воздвигаться первые храмы. В Др. Греции существовали также тайные религ. общества и культы. Это прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Диониса (дионисии). Д.-г. р. и мифология оказали большое влияние на развитие мир. культуры.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ - система политеистич. верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщин. и раннерабовлад. общества. Огромную роль в верованиях др. египтян играло поклонение природе. Зооморфизм и тотемизм, характерные для Д.-е. р., объяснялись значит, ролью скотоводства и охоты в экономике страны. Нил, от разливов к-рого зависело благополучие страны, олицетворялся в-образе бога Хапи, солнце - в образе бога Ра. Богиня Сохнет изображалась в виде коровы, бог бальзамирования Анубис - с головой шакала. Животные определенной масти объявлялись воплощением божества, жили в храмах и были объектами культа. Сильное влияние оказал на Д.-е. р. культ мертвых. Считалось, что блаженствовать в «загробном мире» будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Др. египтяне верили в существование у каждого человека души (ба) и духа-двойника (ка). В процессе образования рабовлад. гос-ва божества местн. общин объединились в «семьи» и различные пантеоны. В Мемфисе почиталась триада Пта - Сохмет - Нефертум, в Фивах - Амон, Мут и их сын Хонсу. Во 2 тыс. до н. э. «царем богов» стал почитаться Амон-Ра - бог города Фив. Представление о верховном боге в Египте складывалось по образцу земных владык -фараонов, к-рые считались сыновьями бога и живыми богами на земле. Храмы стали могучей экономич. и полит, силой. Усилилась роль жречества, что создало угрозу фараонам. В 15 в. до н. э. это привело к попыткам религ. реформации: Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался заменить культ Амона-Ра и др. богов культом солнечного диска - Атона, подорвать могущество жречества введением монотеизма. Однако после смерти Аменхотепа IV было восстановлено почитание прежних богов. В 11 в. до н. э. фиванские жрецы на нек-рое время захватили престол и установили теократию. Д.-е. р. сыграла большую роль в формировании христианства. Егип. миф об «умирающем и воскресающем» Осирисе оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа.

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ - религ. воззрения др. индусов, развивавшиеся от примитивных верований доарийск. эпохи до почитания многочисленных божеств, олицетворяющих силы природы, в период Вед. В доарийск. городах археологи часто обнаруживают статуэтки великой богини-матери, фигурки богини, связанной с плодородием, земледелием, растительностью. Вторжение ариев в Индию привело к изменению и усложнению религ. представлений. В религии этого периода объединились различные культы: др. обожествления явлений природы, предков культ,  обрядовая магия, жертвоприношения. Ведич. религия насчитывала ок. 3 тыс. богов, особо почитались Варуна, Дьяус Питар - бог неба, Притхиви -богиня-мать земли, Индра, Митра, Агни, Адити - олицетворение женского начала. Главой богов считался Варуна, к-рый часто отождествляется в мифах с небом (Дьяусом) и наделяется качествами охранителя порядка и справедливости. Однако единый пантеон богов в этот период не складывается. Боги антропоморфны, враждуют с демонами, предводителем к-рых является Вритра - олицетворение засухи. К концу ведич. периода в результате перехода к оседлому скотоводству и земледелию религия также претерпевает серьезные изменения, делаются попытки систематизировать разрозненные ре-лиг. воззрения и создать единый пантеон. Боги из олицетворений сил природы становятся отражениями противоборствующих соц. сил. Так, Индра, бог грозы и бури, начинает почитаться как бог войны. Он ставится во главе пантеона, его окружают Маруты - боги бури и ветра. Бывший покровитель охотников и лесов - Рудра превращается в покровителя скотоводства, земледельцы поклоняются богу Пушану. Бог Брахма занимает в пантеоне ведич. религии скромное место, он лишь наблюдает за правильностью жертвоприношений. На рубеже 1 тыс. до н. э. с возникновением в Индии раннеклас. отношений Д.-и. р. трансформируется в брахманизм, ее боги входят в пантеон новой религии, но находятся на втором плане по отношению к Брахме - богу - создателю мира и олицетворению вселенной.

ДРЕВНЕИРАНСКАЯ РЕЛИГИЯ

ДРЕВНЕИРАНСКАЯ РЕЛИГИЯ - см. Зороастризм, Маздеизм.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ РЕЛИГИЯ

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ РЕЛИГИЯ - совокупность релит, верований и культов народностей бассейна рек Хуанхэ и Янцзы 2-1 тыс. до н. э. Для Д.-к. р. были характерны анимистич. культ духов природы и предков культ.  Духи природы представлялись др. китайцам в облике людей (см. Антропоморфизм). Они населяли всю природу и управляли небес

ными светилами, природными явлениями, животным и растительным миром и пр. С возникновением клас. общества формируются представления об иерархии духов во главе с духом неба Шанди, к-рый становится отцом людей, заботящимся об их благополучии, награждающим одних и наказывающим других. Поклонялись др. китайцы также «земным духам», из к-рых почитались прежде всего духи гор и рек. Хозяином всей страны признавался наиболее могущественный земной дух Хоуту. Одухотворенная природа тесно связана с культом предков, к-рый строился на признании влияния духа умершего предка на жизнь и судьбу его потомков. В Д.-к. р. не было жрецов, а также особых храмов. Релит, церемонии совершались под открытым небом. Предкам и духам природы приносились жертвы, сопровождавшиеся молитвами. В Д.-к. р. выделяют 3 группы объектов почитания: 1) души умерших родственников, к-рые почитались в кругу семьи; 2) души мифич. героев древности -»первого человека» Пашу-гу, «укротителя рек» Юй и др., а также души умерших императоров, знаменитых чиновников, мудрецов, почитавшиеся по всей стране; 3) духи природы, к-рые имели значение для всей страны, но отдельные из них особо почитались лишь в нек-рых областях. В Др. Китае были широко распространены также различные виды магии, колдовства, были прорицатели и заклинатели. Даосизмом, конфуцианством, буддизмом, получившими распространение в Китае, были усвоены представления Д.-к. р. о духах природы и о духах предков.

ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ

ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ - система политеистич. верований др.-римск. рабовлад. общества. Для Д.-р. р. характерна вера в духов -покровителей природы, сельской жизни, сельского труда. К ним относятся Сильван. Фавн, Сатурн (первоначально бог посевов). Марс (первоначально бог полей и урожая, позднее - бог войны). Юпитер (первоначально бог погоды, впоследствии - гл. божество в Риме). В плебейской среде особенно почитались Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградников) и Либера. В патриарх, общине почитали богов и демонов домашнего очага (Лары, Пенаты, Веста, Пан). В Д.-р. р. отчетливо видны элементы фетишизма (культ деревьев, рощ, земли), тотемизма (культ ряда животных, напр. волка). Мифотворчество в Д.-р. р. испытывало сильное влияние мифологии др. народов, особенно греков. С образованием классов и гос-ва формирование римск. пантеона богов было в целом завершено. Боги Д.-р. р. стали общегосударственными. На первый план выдвигается почитание Юпитера, Юноны и Минервы, к-рым был посвящен храм на Капитолии (отсюда название - капитолийская триада). Высшим среди богов, «отцом богов», олицетворявшим могущество Рима, был признан Юпитер. Греч. влияние на Д.-р. р. выразилось особенно ярко в культе Аполлона и Артемиды-Дианы. С превращением римск. гос-ва в средиземноморскую державу в Риме появились вост. божества. Из Малой Азии проник культ матери богов - Кибелы. Во 2-3 вв. приобрел популярность культ Иран. бога солнца Митры. Для Д.-р. р. позднего периода характерен синкретизм. Кризис рабовлад. строя, породивший глубокие соц. и идеологич. перемены в жизни римск. общества, стал гл. причиной перехода широких народных масс от политеистич. греко-римск. религии к монотеистич. христианству.

ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ

ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ - сложное синкретическое явление с развитым семейно-родовым предков культом, яркими формами культа природы и общинными земледельческими культами. Все эти формы религии соответствовали патриарх.-родовому устройству слав. племен. Д.-с. р. политеистична. В качестве высш. божества у др. славян выступал бог грозы Перун. Широко почитались также бог неба Сварог и его сыновья - боги солнца, огня и ветра: Дож-бог, Хоре, Стрибог, «скотий» бог и бог богатства Велес (Волос), богиня Мокошь - покровительница прядения, ткачества и вообще женских работ. Зап. славянами почитался бог удачи и счастья Белбог. Известны имена таких племен, слав. божеств, как Святовит и Ругевит (о. Рюген), Радегост (у лютичей), Триглав (у поморян), богиня Сива (у полабских славян) и др. Кроме того, с земледелием, с зимним и летним солнцеворотом, вообще с аграрным календарем и аграрными работами связываются такие антропоморфные олицетворения, как Семик, Ярило, Купала и др. Ярило, по мнению мн. ученых, был божеством растит, мира, земледелия и плодородия. Др. божества не вполне изучены, хотя в их образах заметна персонификация «умирающих» и «воскресающих» божеств растит. мира. Как в любой политеистич. религии, в Д.-с. р. широко представлен пантеон духов - олицетворений природы.

ДРЕВС АРТУР

ДРЕВС Артур (1865-1935) - нем. историк и философ-идеалист, крупнейший специалист по истории раннего христианства. Примыкая к мифологической школе, Д. доказал неисторичность еванг. персонажей (Христа, Марии, Петра и др.) и в противовес церк. точке зрения, относящей время создания евангелий к 1 в., достоверно датировал их 2 в. Д. преувеличивал значение гностицизма в возникновении христианства. Хотя сочинения Д. способствовали подрыву церк. интерпретации «св. истории» и вызвали ожесточенные нападки теологов, Д. все же, по словам Ленина, «высказывается за религию, только подновленную, подчищенную, ухищренную» (т. 45, с. 27) и тем самым является прямым и сознательным реакционером. Тем не менее Ленин подчеркивает, что «союз с древсами» необходим для борьбы с религ. реакцией.

ДРУЗЫ

ДРУЗЫ - приверженцы мусульм. шиитской секты; одно из ответвлений исмаилизма (см. Исмаили-ты). Секта Д. возникла в нач. 11 в. Д. верят в единого бога, многократно являвшегося в человеч. образе. Последним воплощением божества Д. признают фатимидского халифа Хакима (правил в 996-1021) и ожидают его второго пришествия, разделяют учение о переселении душ своих единоверцев. Д. делятся на посвященных - ук-каль (умные, знающие) и непосвященных, осн. массу верующих, -джуххаль (невежественные). Д. живут гл. обр. в Ливане и Сирии.

ДРУИДЫ

ДРУИДЫ (кельтск. - поклоняющиеся дубу, прорицатели) - служители культа, прорицатели, вра чеватели у др. кельтов (галлов, бриттов), составлявшие в кон. 1 тыс. до в. э. жреч. межплемен. корпорацию с пожизнен, главой. Д. оказывали значит, влияние на обществ, жизнь: осуществляли судебные функции, были советниками вождей, хранителями преданий. Захватив в 1 в. до н. э. кельтские области, римляне запретили орг-цию Д., т. к. они поддерживали сопротивление завоевателям. Но Д. существовали еще несколько веков.

ДУАЛИЗМ РЕЛИГИИ

ДУАЛИЗМ РЕЛИГИИ (от лат. dua-lis - двойственный) - противопоставление религией мира сверхъестественного, потустороннего, трансцендентного земным, чувственно воспринимаемым объектам и явлениям. Д. р. свойствен гл. обр. монотеистич. религиям, в к-рых бог противопоставлен всему земному, в т. ч. и человеку, как высш. бестелесная сущность, к-рая творит мир из ничего и управляет им. Бог вечен, земные объекты конечны и преходящи, бог - всемогущий творец, мир - результат его творческой деятельности, бог - средоточие мудрости и добродетели, человек - существо слабое и греховное. Это противопоставление лежит в основе христ., т. н. отриц. (апофатическо-го) богословия, к-рое утверждает, что бог не может быть познан и характеристики его могут быть только отрицательными (т. е. они должны отрицать в боге земные и человеч. свойства). Однако Д. р. не носит последовательного характера, ибо тогда он может привести к деизму. Поэтому монотеистич. религии имеют посредника между богом и человеком. В христианстве таким посредником выступает богочеловек. Д. р. проявляется также в наличии в религиях своеобразного антипода богу - сверхъестеств. сущности, воплощающей силы зла. Особенно последовательно дуализм доброго и злого начал проповедовали зороастризм и манихейство. В христианстве богу также постоянно противостоит носитель зла - дьявол.

ДУХ

ДУХ (греч. pneuma, лат. spiri-tus) - филос. понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала; религ. понятие, означающее сверхъестеств. существо, один из осн. объектов веры религ. В идеалистич. учениях Д. - первоначало мира. Вера в Д. возн. в первобытн. об-ве, когда люди, будучи во власти природы, воспринимали ее явления как живые и одушевленные силы. Д. либо отождествлялся с вещами (фетишизм), либо отделялся от них (анимизм). Различались Д. деревьев, источников, рек, леса, гор, рождения и смерти, болезней и здоровья человека, Д. общины, рода. Солнца, Луны и т. д. В эпоху рабовлад. общества появляются попытки формулировать те или иные закономерности природы и общества в более или менее отвлеченной форме. В др.-греч. философии Д.: пневма, нус, логос. В средние века  Д. представлялся существующим прежде и раньше Земли, природы, космоса и творящим их из ничего. Новое время породило теории Д., отразившие тенденции складывающегося бурж. индивидуализма. В совр. бурж. учениях понятие Д. конструируется в отрыве от действительности. Диалектич. материализм отвергает представление ? духовном как о чем-то, существующем независимо от материи. Духовное есть функция высокоорганиз. материи, результат обществ.-историч. практики людей.

ДУХОБОРЫ, ДУХОБОРЦЫ, "БОРЦЫ ЗА ДУХ"

ДУХОБОРЫ, духоборцы, "борцы за дух" - одно из направлений старого рус. сектантства, относящееся к духовным христианам. Первые Д. появились в Воронежской губ. в сер. 18 в. Основатели секты - крестьяне С. Колесников и Л. Побирохин. Учение Д. было религ. формой оппозиции крестьян, гл. обр. государственных, царскому самодержавию и правосл. церкви. Д. отвергали духовенство, монашество, храмы («Человек есть храм божий»), церк. таинства, почитание креста, икон («живая икона» - это человек). Библии противопоставили «внутр. откровение». «Св. книгой» Д. является т. н. «Животная книга» («Книга жизни») - собрание псалмов, сочиненных самими Д. и передающихся изустно из поколения в поколение. Христос для Д. - простой человек, в к-ром воплотился божеств, разум. Бога они толкуют как «мировую любовь», «премудрость», «вечное добро». По их учению, бог «пребывает в роде праведных и воплощается в избранных людях» - «живых богах и богородицах», к-рые и стояли во главе секты. Руководители Д. обладали ничем не ограниченной духовной и мирской властью над своими приверженцами и передавали ее по наследству. В религ. представлениях Д. отразились утопич. надежды крестьян на установление справедливого обществ. строя, к-рые они пытались воплотить в жизнь, обобществляя имущество, строя быт на началах коллективизма. В 19 в. среди Д. усилился процесс клас. дифференциации, процветала эксплуатация бедняков, господствующей стала психология бурж. индивидуализма и предпринимательства. Все это привело к расколу «Духобории» на «большую» и «малую» партии. Царское пр-во и правосл. церковь жестоко преследовали Д. В перв. пол. 19 в. они были насильственно переселены из центр, губ. России сначала в Таврич. губ. (р. Молочная), а затем в Закавказье. Спасаясь от преследований, значит, часть Д. (7,5 тыс.) в 1898 эмигрировала в Канаду. К 1917 в России насчитывалось от 17 до 20 тыс. Д. После Октябрьской революции, социали-стич. преобразований в деревне и отхода большинства трудящихся от религии произошел распад общин Д. В наст. вр. небольшие группы Д. имеются в Грузии, Ростовской обл., Азербайджане, где они в процессе своей историч. эволюции превратились в своеобразные этнич. группы со своими обычаями, фольклором и традициями.

ДУХОВ ДЕНЬ

ДУХОВ ДЕНЬ - см. Троица.

ДУХОВЕНСТВО

ДУХОВЕНСТВО - служители культа в ряде совр. религий. Д. удовлетворяет религ. потребности верующих, совершает культовые действия, проповедует вероучение.

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ - то же, что Военно-монашеские ордены. 

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ - общее название нескольких течений старого рус. сектантства дореформенного происхождения, возникших на основе соц.-политич. протеста крестьянских масс против феод.-помещичьего строя и освящавшей его господств, правосл. церкви. Генетически Д. х. связаны с христововерием. В кон. 60-х гг. 18 в. произошло разделение Д. х. на молокан и духоборов. Духовное христианство было выражением оппозиции православию со стороны прежде всего гос. крестьян, однодворцев, отличавшихся хоз. самостоятельностью и менее обремененных патриарх, традициями. Соц. смысл понятия «духовное христианство» и утверждаемая им система ценностей выходят далеко за пределы религ. сектантства. Выражая свой антифеод, протест в ре-лиг. понятиях, Д. х. выступали как поборники «вечной», «божеств. духовной истины», к-рую они стремились очистить от «мертвящего обрядоверия». Они призывали своих последователей доверяться не «внешним законам», а «внутреннему», воплощенному в «духе и истине разума и совести человека». Отрицая преклонение перед «кумирами», они требовали почитания человека, поскольку в человеке обитает дух божий. Д. х. не просто отрицали обществ, порядки царской России, но одновременно утверждали новую систему гума-нистич. ценностей. Это связано прежде всего с оценкой значения человеч. разума и деятельности человека, с утверждением самоценности личности, свободной воли человека, чувства и сознания человеч. достоинства, права на убеждение, с подчеркиванием большой роли нравств. начала в жизни людей и т. д. В учении Д. х. о человеке как «живом храме», как «чудном, дивном творении божьем» (духоборы), как обладателе «духовного разума» (молокане), в представлениях о «самовластии» человека, «могуществе его души», будущих свободе и равенстве был заложен глубокий гуманистич. потенциал, обусловленный крестьянско-демократич. происхождением духовного христианства. В идеалах Д. х. отражались и облеченные в релит, оболочку соц. утопии крестьянских масс, их мечты о бес-клас. об-ве.

ДУША

ДУША (др.-евр. mall, греч. psyche, лат. anima) - по религ. представлениям, духовная сущность человека,  особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. Вера в Д. восходит к первобытн. анимистич. истолкованию таких естеств. явлений, как дыхание, сновидения, тень, смерть и т. д. Миф о Д. эволюционирует от наивных представлений о Д. как уменьшенной и утонченной копии или тени человека к более абстрактному представлению о ней, как о чем-то сугубо нематериальном, бесплотном и автономном. Осн. психологич. корень веры в Д. - страх перед смертью. В позднейших религиях представление о Д. связывается с учением о даровании Д. богом при рождении и об отторжении ее от тела после смерти. Д. приписывается бессмертие, т. е. вечное существование в потустороннем мире или, как в индуизме, бесконечное посмертное переселение в др. тела. На доктрине о бессмертной Д. основана вся система религ. догматики, идеологии и культа, ею пронизана вся религ. психология, черпающая в вере в Д. иллюзорное утешение, надежду на преодоление смерти и загробное блаженство. Религ. учение о Д. имеет ярко выраженный реакц. соц. характер, т. к. способствует духовному закабалению людей, переориентируя их внимание и волю с борьбы за освобождение от соц. гнета в этом мире на спасение Д. в «царствии небесном». Миф о Д. лежит в основе всей религ. морали, т. к. все нравств. нормы соотносит со спасением Д. от греха и смерти. Совр. наука о человеч. психике (нейрофизиология, психология, психиатрия и др.) убедительно опровергает представление о Д. как о самостоят. духовной сущности и подтверждает тезис науч.-материали-стич. мировоззрения о сознании как свойстве высокоорганизованной материи.

ДХАММАПАДА

ДХАММАПАДА (санскр. - путь дхармы) - одна из частей Суттапи-таки, входящей в состав будд. ка-нонич. лит-ры Трипитаки. В Д. в образной форме последовательно изложены осн. принципы раннего буддизма. В суттах (сутрах) Д. утверждается единств, путь к спасению - разрыву с земными желаниями и привязанностями, отрешение от «мира». Яркая, поэтичная форма Д. способствовала ее эмоциональному восприятию верующими - последователями буддизма.

ДХАРМА, ДХАММА

ДХАРМА, дхамма (санскр. и пали - термин, имеющий очень много значений: закон, обязанность, правило, добродетель, религия, качество, вещь, состояние, истина и т. д.). - 1. В большинстве религий и религ.-филос. учений Индии -совокупность гражд., этич. и культовых требований, образ жизни,  якобы вмененный людям богами и различный для различных каст (варн). Соблюдение Д. оценивалось как добродетель, нарушение ее -как грех, поэтому часто понятие Д. равнозначно понятию добродетели. Буддисты называют Д. само религ. учение Будды. 2. В будд. теологич. трактатах термином «Д.» обозначаются мельчайшие неделимые духовные частицы, из к-рых складывается поток индивид, сознания. Активность Д. и порождает якобы иллюзию внешнего по отношению к индивиду мира -мира страданий {сансара). В нек-рых из направлений буддизма утверждается, что из «первичных» Д. состоит «высш. реальность» - особый непознаваемый божеств, мир. Их «безначальное волнение» порождает индивид, сознания со всеми их заблуждениями. И только «познание истины» ведет к успокоению Д., к абсолют, покою, к нирване.

ДЫРНИКИ

ДЫРНИКИ - см. Спасовский толк.

ДЬЯВОЛ

ДЬЯВОЛ - см. Сатана.

ДЬЯКОН, ДИАКОН

ДЬЯКОН, диакон (греч. diakonos - служитель) - служебная должность при епископе во 2-3 вв., ведал хоз. делами христ. общины. В последующем - духовный сан, помощник священника при богослужении и отправлении обрядов.

ДЬЯЧОК

ДЬЯЧОК - см. Псаломщик.

ДЮБУА ПЬЕР

ДЮБУА Пьер (1260-1321) - франц. юрист, участвовавший в борьбе королевской власти против церк. феодалов. В памфлетах против папы Бонифация VIII и др. сочинениях Д. одним из первых в Зап. Европе выступил за конфискацию королевской властью церк. земель и богатств.

ДЮПЮН ШАРЛЬ ФРАНСУА

ДЮПЮН Шарль Франсуа (1742-1809) - франц. ученый и философ-материалист. Критиковал религию и церковь, отвергал т. зр. деистов о необходимости сохранения религии для народа, рассматривая это как покушение на его суверенитет. Стремился развенчать миф о божеств. происхождении религии, призывая искать ее источники в воздействии на сознание людей важнейших явлений природы. Вместе с Вольнеем создал астральную теорию происхождения религии. Всю мифологию др. религий Дю-пюи стремился свести к аллегорич. описанию движения созвездий, изменению звездного неба. По его мнению, под именем Христа люди обожествляли Солнце. Выводя религ. представления из особенностей человеч. познания, Дюпюи не видел соц. корней религии.

ДЮРИНГ ЕВГЕНИЙ

ДЮРИНГ Евгений (1833-1921) - нем. философ и экономист. В 70-х гг. 19 в. выступал против материалистич. понимания истории. Философия Д. - эклектичная смесь ме-ханистич. материализма и позитивизма с элементами пантеизма и деизма. «Спиритическая путаница» в философии (Энгельс) обусловила субъективист, и волюнтарист. подход Д. к религии. Считая религию «первобытн. детским представлением», Д. требовал устранить ее из будущего социалистич. общества с помощью декрета, в чем сказался его идеалистич. подход к явлениям обществ, жизни. В работе «Анти-Дюринг» Энгельс противопоставил «догматич. атеизму» Д. науч. диалектико-материали-стич. знание о религии и путях ее преодоления.

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ

ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858-1917) - франц. философ-позитивист и социолог. Д. считал религию (как и право, мораль, чувства, привычки) коллективным представлением, к-рое обществ, среда навязывает сознанию людей. Отводил религии важную роль в жизни общества. По Д., религия будет существовать, пока существует человечество, ибо в ней об-во обожествляет само себя. С течением времени она лишь меняет свои формы в зависимости от стадии развития общества. Отмечая соц. обусловленность человеч. сознания, Д. приходит, однако, к идеалистич. выводам. Осн. работы: «О разделении общественного труда» (1893), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

ДЮШЕН ЛУИ

ДЮШЕН Луи (1843-1922) - франц. историк церкви, аббат. Автор работ «Происхождение христианского культа», «Древняя история церкви» и pp.,в к-рых проявил в известной мере науч.-критич. подход к затронутым проблемам.

ДЯДЬКОВСКИЙ ИУСТИН ЕВДОКИМОВИЧ

ДЯДЬКОВСКИЙ Иустин Евдокимович (1784-1841) - рус. врач и философ-материалист. Признавал единым началом мира вечную материю. Отрицал религ.-идеалистич. представления о «жизнен, силе», считал мозг средоточием жизнен. функций организма.

Предыдущая страница Следующая страница