Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "М" (часть 3, "МИФ"-"МЯС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МИФ"-"МЯС")

МИФОГРАФЫ

МИФОГРАФЫ - авторы, ставящие своей целью коллекционирование и изложение др. мифов без всяких комментариев. Появились уже в 4 в. до н. э. К ним относятся: Аполлодор, Палефат, Парфе-ний Никейский, Эратосфен, Антоний Либерал, Гигин Астроном, Плиний Старший, Авл Лаллий, Вергилий Сервий и т. д. Так, у Аполлодора имеется краткое изложение мифа об Аполлоне. Изложение мифов нашло свое выражение в позднеантичном памятнике «Ватиканские мифогра-фы», изданном Боде в 1894 под названием «Латинские писатели по мифологии».

МИФОЛОГЕМА

МИФОЛОГЕМА - понятие, употребляемое в религиоведении для выражения осн. идеи мифа. Англ. этнограф Д. Фрейзер, напр., открыл М. умерщвляемого и заменяемого царя-колдуна, магически ответственного за урожай и племен. благополучие. В последующем эта М., проходящая сквозь др. мифы, трансформировалась в идею воскресающих и умирающих богов.

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в бурж. историографии первонач. христианства, ставившее перед собой задачу доказать, что еванг. рассказ об Иисусе Христе является мифом. В истории развития этой школы выделяются 3 периода. 1-й связан с именами франц. ученых Ш. Дюпюн и К. Вольнея, создавших астральную теорию происхождения мифов, согласно к-рой мифы - олицетворения живой и неживой природы, а Христос - аллегория солнца. Ко 2-му периоду относятся нем. младогегельянец ?. Бауэр, представители голланд. радикальной школы: А. Гукстра, А. Пирсон, А. Д. Ломан, Г. Болланд. Вскрывая противоречивость евангелий, Б. Бауэр трактует их как фикции, т. е. сознат. вымысел отд. лиц. Он много сделал для выяснения идейных предпосылок христианства. 3-й период в развитии школы относится к нач. 20 в. и связан с именами Дж. М. Робертсона, Т. Уайттекера, развивших гипотезу дохрист. культа Иисуса (Ие-шуа), А. Немоевского, Э. Мутье-Руссэ, П. Л. Кушу, У. Б. Смита, А. Древса. Последний изучал гностицизм как источник христианства. В исследование происхождения христианства они внесли большой вклад, но, будучи идеалистами, не вскрыли соц.-экономич. причин появления христианства и не смогли до конца развенчать миф о Христе.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - архаич. стадия идеологии, представляющая собою синкретич. единство примитивных релит. идей, поэтич. творчества, зачаточного эмпирич. познания мира. Для М. м. характерно невыделение человеком себя из окружающей природы, приписывание природным объектам человеч. черт и свойств; нерасчлененность в мышлении понятий субъекта и объекта, материального и идеального, пространственного и временного и т. д.; слабое развитие абстрактных понятий и сильное элементарно-чувственное восприятие;  неразличение природы и культуры, т. е. естеств. природных явлений и вещей, созданных руками человека. М. м. сыграло значит, роль в генезисе религ. мифологии, философии, фольклора, повлияло на развитие лит-ры. М. м. исторически сосуществовало с науч. мышлением как два уровня познания и осмысления мира: в М. м. преобладало эмоционально-ннтуитнв. начало, в науч. мышлении логическое. М. м. продолжает существовать и в наше время, притом не только в обществах с архаич. обществ. структурой (племена и народности Австралии и Океании, Юго-Восточной Азии, Африки), но (в пережиточной форме) и в культуре высокоразвитых совр. этносов.

МИФОЛОГИЯ

МИФОЛОГИЯ (от грсч. mythos предание, сказание, рассказ) -1) совокупность мифов, т. е. созданных народной фантазией сказаний, в к-рых в олицетворенной наглядно-образной бсссознательно-художеств. форме отражаются явления природы и обществ, жизни. На ранних стадиях человек, истории в М. причудливо соединялись элементы реалистич. знаний о действительности, художеств, образы, нравств. предписания и нормы, ре-лиг. представления. Наиболее распространенными являлись рассказы о возникновении и эволюции мира, солнца, луны, звезд и пр., о происхождении животных, появлении человека и т. д. В качестве обязат. элемента миф сохраняется в религии. Мир. религии при своем формировании заимствовали ряд сюжетов др. мифов, в то же время создав новые. Христианство, напр., использовало др. мифы об умирающем и воскресающем боге, искупит, жертве и т. д., разработав одновременно и «оригинальные»: о сошествии «св. духа» на апостолов и др. С развитием человеч. общества М. утрачивает значение универс. средства духовного освоения действительности. Познание закономерностей объективного мира, рост господства человека над внешними силами подрывают ту основу, на к-рой вырастает М. «Всякая мифология, -писал К. Маркс, - преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы» (т. 46, ч. I, с. 47); 2) наука, раскрывающая сущность мифа и описывающая многообразие мифич. феноменов.

МИХРАБ

МИХРАБ - см. Мечеть.

МИЧУРИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ

МИЧУРИН Иван Владимирович (1855-1935) - рус., сов. биолог-

новатор, селекционер. Базируясь на дарвинизме, провел огромную экспериментальную работу по изучению путей управления наследственностью растений и се перестройки в интересах человека. Вывел более 300 новых сортов пло-довоягодных культур. Преобразование М. живой природы противоречило креационизму и встретило враждебное отношение церковников. Достижения М. получили признание и развитие лишь при Сов. власти.

МИШНА

МИШНА - см. Талмуд.

МНОГОБОЖИЕ

МНОГОБОЖИЕ - см. Политеизм.

МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (франц. moderne - современный) - один из способов приспособления религии и теологии к новым обществ.-историч. условиям, к изменившемуся сознанию верующих. В процессе модернизации обновляются различные элементы религ. комплекса, формируются новые понятия, пересматриваются традиц. формы защиты религии, изменяются ее ортодокс, установки. Гл. целью М. р. являются упрочение позиций религ. идеологии, преодоление кризиса веры и одновременно разработка новых форм борьбы с науч.-материалистич. мировоззрением. М. р. не представляет организационно оформленного течения. К нему примыкают те группы духовенства, теологов, философов, верующих, к-рые считают, что их обновленч. позиция лучше защищает интересы религии и церкви, нежели позиции традиционалистов. Если в кои. 19 в. - нач. 20 в. Ватикан самым решительным образом осудил богосл. соч. Л. Дюшена, А. Луази, Э. Леруа, в к-рых предлагалось пересмотреть ряд устаревших представлений, то на II Ватикан, соборе т. зр. модернистов стала преобладающей. Позиция «умеренного обновления» сейчас разделяется многими правосл. и протест, церквами, получила распространение в исламе, буддизме и др. религиях. Наиболее радикальные модернист, тенденции в паст. вр. наблюдаются в протест, теологии. Совр. М. р., как и исторический, преследует цель «оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию» (Ленин В. И. ПСС, т. 19, с.90).

МОИСЕЕВ ЗАКОН

МОИСЕЕВ ЗАКОН - см. Пятикнижие Моисеева.

МОИСЕЙ, МОШЕ

МОИСЕЙ, Моше - мифич. библ. персонаж, к-рому иудаист. и христ. предание отводит роль пророка Яхве и основателя его религии. Согласно библ. оказанию, Яхве помог М. вывести евреев из Египта, где они были в рабстве у фараона, в Ханаан (см. Исход), и дал М. на горе Синай скрижали с 10 заповедями (см. Заповеди). М. выступает и как законодатель; ему приписывается авторство «Пятикнижия «.

МОЙРЫ

МОЙРЫ (греч. moira - доля, участь) - в др.-греч. мифологии 3 богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис определяет жребий людей, Атропос в назначенный срок обрезает нить жизни.

МОКША

МОКША - см. Сансара.

МОЛЕБЕН

МОЛЕБЕН - богослужение, носящее благодарственный или просительный характер. В отличие от молитвы всегда является коллективным.

МОЛИТВА

МОЛИТВА - обращение священника либо самого верующего к богу, к сверхъестеств. силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. М. - непременная часть религ. культа, обязат. атрибут обрядов, богослужений или церк. праздников. Ее истоки лежат в глубокой древности, в наивной вере наших далеких предков в магич. силу слова, с помощью к-рого можно якобы воздействовать на сверхъестеств. силы. М. есть не что иное, как разновидность колдовства, и восходит к перво-бытн. магич. заклинаниям. М. всегда использовалась церковью как эффективное средство эмоц.-психологич. воздействия на верующего.

МОЛИТВЕННАЯ МЕЛЬНИЦА

МОЛИТВЕННАЯ МЕЛЬНИЦА (монг. «хурдэ») - в ламаизме -полый цилиндр, в к-рый закладываются молитв, тексты. М. м. бывают размером от нескольких сантиметров до нескольких метров. Один оборот М. м. равнозначен прочтению всех текстов молитв, в ней заключенных. М. м. часто связывались с «сансарийн хурдэ» - будд. учением о круговороте чувственного бытия.

МОЛОКАНЕ

МОЛОКАНЕ - одна из разновидностей «духовного христианства» (см. Духовные христиане) в России. Появились в кон. 60-х гг. 18 в. среди гос. крестьян, мещанских и купеческих кругов. Основатель секты - С. Уклеин, деревенский портной. Свое учение М. называли «чистым молоком духовным». Они отрицали правосл. церк. иерархию, монашество, иконы, мощи, святых. Библию рассматривали как единств, источник истины. М. истолковывали ее в «духовном», т. е. этическом, смысле, считали ее гл. руководством в повседневной обществ, и личной жизни. В представлениях М. (в отличие от духоборов} отсутствует пантеистич. мировосприятие. Учение М. - это теизм, освобожденный от церк.-канонич. норм. Христ. таинства М. толкуют «духовно». Истинный смысл жизниспасение и блаженство человека состоит в раскрытии заложенного богом в человека доброго начала, в нравст. совершенствовании людей. Идея «спасения верой» и отказ от посредников между богом и человеком сближали их с протестантами, что и предопределило впоследствии их поглощение баптистами. Священнослужителей у М. нет, их роль исполняют «старцы» (пресвитеры). Религ. культ сводится к молитв. собраниям, проповедям и пению духовных песен. М. были одной из многочисл. (до 1 млн. последователей) сект «духовных христиан» в России. Царизм преследовал М., причислял их к «вреднейшим сектам». Спасаясь от притеснений, часть М. в перв. пол. 19 в. переселилась в Таврич. губ., на Сев. Кавказ, в Сибирь, в Закавказье. Соц. расслоение среди М., связанное с развитием капиталистич. отношений в России, привело к обострению внутр. противоречий в этой секте и к ее кризису. Перед Октябрьской революцией насчитывалось 200 тыс. М. различных направлений. Социалистич. коллективизация деревни окончательно подорвала соц. корни молоканства. В наст. вр. общины М. действуют в Азербайджанской, Грузинской, Армянской ССР, а также на Украине, в Молдавии, республиках Сев. Кавказа, Ставропольском, Краснодарском краях. Ростовской обл. и др. местах. Подобно духоборам, они в значит, степени превратились в этнич. группы.

"МОЛОТ ВЕДЬМ"

"МОЛОТ ВЕДЬМ" (лат. «Malleus maleficarwn») - изданная в кон. 15 в. книга нем. инквизиторов Генриха Инститориса и Якова Шпренгера, в к-рой с помощью ссылок на «св. писание» и труды «отцов церкви» обосновывается необходимость расправы над еретиками, ведьмами и колдунами. Эта, по словам Горького, «позорнейшая книга в истории человечества» выдержала лишь за первые 180 лет со дня ее выхода в свет 29 изданий в разных странах, став своеобразным пособием для инквизиторов. Она способствовала распространению самых невежественных представлений и мракобесия, разжиганию религ. фанатизма.

МОЛОХ

МОЛОХ (греч. Moloch, библ. - Молех, Милком) - в финик, религии бог солнца, покровитель города или племени. Особенно широко культ М. был распространен в Карфагене. М. почитался также в Израильском и Иудейском царствах вплоть до реформы Иосии, отменившего в 622 до н. э. все культы, кроме Яхве.

МОЛЧАЛЬНИКИ

МОЛЧАЛЬНИКИ - крайне фанатич. течение в истинно-правосл. христианстве. Возникло на территории Тамбовской обл. в сер. 20 в. Основательницами его считаются Л. Кислякова и Н. Вирятинская. Согласно их представлениям, получить спасение можно лишь в том случае, если окончательно порвать с миром, объявить ему бойкот, превратиться в «живой труп». Они призывали объединиться на основе обета молчания, полностью прекратить общение с окружающими, в т. ч. и с единоверцами, не желавшими принять обет. М. отказывались работать даже на приусадебных участках, вели полуголодный и крайне замкнутый образ жизни.  Стремясь полностью изолироваться от «греховного мира», выходили на улицу только по ночам, проводя время в изнурительных постах и молитвах. Количество М. незначительно. В период наибольшей активности их насчитывалось немногим более 100 чел. Начиная с 60-х гг. группы М. стали распадаться.

МОЛЬТМАН ЮРГЕН

МОЛЬТМАН Юрген (р. 1926) - совр. теолог (ФРГ). Наибольшую известность приобрела его книга «Теология надежды» (1964), в к-рой он попытался соединить традиц. христ. эсхатологию с модными в 60-е гг. идеями соц. теологии. По мнению М., в центре христ. теологии стоит «проблема будущего», значение к-рой определяется верой во второе пришествие  Христа. Будущее трактуется М. не только эсхатологически: надежда на божеств, вмешательство должна, по его мнению, сочетаться с преобразованием общества и самого человека в духе христ. принципов.

МОНАРХИАНЕ

МОНАРХИАНЕ - последователи христ. секты 2-3 вв., выступавшей против вырабатывавшегося в то время догмата о троице, т. к., по их мнению, это представление грозило поколебать идею единого господства (греч. monaichia - единовластие, единодержавие) бога. М. проповедовали, что отец, сын и дух троицы являются только образами проявления единого божества, к-рое в Ветхом завете представало в виде бога-отца, в Новом - бога-сына, а в душах наделенных благодатью верующих - в образе бога-духа. Из этого следовал вывод, что в лице Иисуса Христа страдал, умер и воскрес бог-отец.

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ - рус. гос. учреждение, созданное в 1649 для разбора судебных дел духовенства, касающихся имуществ. отношений, ас 18 в. - и для управления земельными владениями духовенства и монастырей. Под давлением иерархия, верхушки, добивавшейся для церкви экономим, независимости от светской власти, М. п. был упразднен в 1677. Восстановлен в 1701 с передачей в его ведение дел по управлению монастырями, церк. школами и т. д. В 1720 дела М. п. были переданы камер-коллегии, а в 1725 - особой камер-конторе синода.

МОНАСТЫРЬ

МОНАСТЫРЬ (от греч. monasterion - келья отшельника) - община монахов, совместно проживающих в соответствии с определенными правилами и нормами, предписанными церковью. Так же называется и совокупность богослужебных, жилых и хоз. построек, предназначенных для использования монаш. общиной. М. имеются у части христиан (католиков, православных и монофизитов), а также у буддистов. Первые будд. М. были созданы в сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии, первые христ. М. - в 3-4 вв. в Египте. Значит, часть христ. М. в Европе образовалась в период феодализма. В начальный период своего существования М. сыграли определенную положит, роль в развитии экономики и культуры, однако это было лишь побочным продуктом их осн. деятельности, направленной на пропаганду религии, укрепление церкви, служение силам политич. реакции. В социалистич. об-ве М. занимаются чисто релит, деятельностью. В нашей стране М. имеются у Рус. правосл. церкви, груз. правосл. церкви, арм.-григо-рианской церкви и у ламаистов.

МОНАХ

МОНАХ (греч. monachos - одинокий) - член особого релит, объединения, принадлежность к к-рому рассматривается церк. традицией как идеальная форма служения богу. Собирающийся стать монахом проходит обряд пострижения, символизирующий полное отречение от «мира греха» и абсолютное повиновение церкви. В буддизме М. становятся только мужчины; в христианстве монашество могут принимать и женщины.

МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНЫ

МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНЫ - централизованные монаш. объединения в католицизме, деятельность к-рых регламентируется уставами, утверждаемыми папой римск. Первым католич. М. о. был орден бенедиктинцев, возникший в 6 в. в Италии, а затем распространившийся в ряде др. стран. До 11 в. М. о. существовали независимо от церк. иерархии. В 11-13 вв. в связи с крестовыми походами возникли рыцарские, военно-мо-наш. ордены (госпитальеры, тамплиеры, тевтонский), к-рые начали использоваться папством для пропаганды среди зап.-европ. рыцарства идеи «борьбы с неверными за освобождение гроба господня». В 12-13 вв. во Франции были созданы М. о. цистерцианцев, картезианцев. премонстрантов. В этот же период возникают и первые т. н. нищеиств. М. о.: францисканцы, доминиканцы, а позднее - кармелиты, тринитарии, августинцы ярр. Церковь использовала эти ордены для борьбы с еретнч. движениями {катарами, вальденсами и т. п.). Мн. М. о. обладали не только огромными богатствами, но и большим влиянием, контролируя образование, науку, культуру. В 15-16 вв. горожане, нарождавшаяся буржуазия требовали ликвидации М. о. Однако католич. церковь не только не ликвидировала существовавшие М. о., но и создала для борьбы с протестантизмом ряд новых, в части., орден иезуитов (1540), возглавивший Контр-реформацию и ставший одним из глашатаев абсолютист.-феод. реакции, что привело в период бурж. революций к его роспуску (1773). Однако в 1814 он был восстановлен и до настоящ. времени остается самым влиятельным и многочисл. в католич. церкви М. о. В 19 в. был создан ряд новых М. о. с менее строгим уставом для миссионер-, просветительской и благотворит, деятельности. В наст. вр. в католич. церкви насчитывается ок. 140 М. о., 150 тыс. монахов и 1 млн. монахинь, однако общее число членов М. о. неуклонно снижается.

МОНАШЕСТВО

МОНАШЕСТВО - первонач. уединенная жизнь ревнителей той или иной религ. веры, связавших себя добровольными обетами нестяжания, аскетизма, безбрачия и т. п. М. зародилось как форма пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни в рабовлад. и феод. обществах, как жест отчаяния и выражение неверия в возможность изменить эти условия. Впоследствии преобразовалось в религ.-церк. институт, объединяющий лиц, к-рые рассматривают изоляцию от внешнего мира как идеальную форму служения богу, ведут обособленный образ жизни,  регламентированный церк. предписаниями и ориентированный на культивирование фанатизма религ. и абсолютное послушание церк. властям. В М. много нарочитого, показного, рассчитанного на чисто внешний эффект и предназначенного для возбуждения у верующих религ. экзальтации; для него характерен повсеместный разрыв между строгими обетами и довольно привольной реальной жизнью монашествующих, что давно уже сделало М. синонимом ханжества и лицемерия. Осн. часть монашествующих сосредоточена в монастырях, но многие из них несут послушание за пределами монаш. обителей. В рамках церкви монашествующие составляют привилег. группу, из к-рой рекрутируются руководящие церк. кадры. В буддизме М. зародилось в 6-5 вв. до н. э. и сохраняет свое значение до наст. вр. В христианстве первые монаш. общины образовались в 3 в. На Западе в начале крестовых походов М. соединялось с рыцарством - возникли военно-монаш. ордены; появились нищенств. монаш. ордены. На Руси М. появилось в 11 в.: в 1051 был основан Киево-Печерский монастырь, а затем и множество других. В наст. вр. М. повсеместно переживает и духовный и организац. кризис, о чем свидетельствуют и сокращение числа желающих принять монаш. обеты, и все учащающиеся случаи ухода из монастырей.

МОНИЗМ

МОНИЗМ (от греч. monos - один, единственный) - мировоззренч. принцип, признающий основой многообразия явлений мира одно начало (субстанцию). Материалистич. М. таким началом считает материю, идеалистич. М. - дух, идею и пр. Науч., последовательный, материалистич. М. присущ марксистско-ленинской философии, согласно к-рой все существующее - это различные формы движущейся материи, ее виды и свойства. М. противоположен дуализму и плюрализму.

МОНОТЕИЗМ

МОНОТЕИЗМ (от греч. monos - единственный, единый; theos - бог) - религ. представление и учение о едином боге, единобожие, в противоположность политеизму - многобожию. Монотеистами считают себя иудаисты, христиане и мусульмане. Однако принцип М. последовательно не проводится ни в одной из религий. Раскрывая соц. основу возникновения М., Ф. Энгельс писал: «...единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя, ...единство бога, контролирующего многочисленные явления природы... есть лишь отражение единого восточного деспота...» (Соч., т. 27, с. 56).

МОНОФЕЛИТСТВО

МОНОФЕЛИТСТВО (от греч. monos - один и thelema - воля) - христ. богосл.-догматич. учение, возникшее в нач. 7 в. и утверждавшее, что Христос имел 2 разные сущности - божественную и человеческую, но единую волю. Учение М. было попыткой выработать компромисс между моно-физитством, гос. правосл. церковью и визант. пр-вом. М. было осуждено на VI вселен, соборе (680), провозгласившем, что богочеловек имеет 2 воли, причем его человеч. воля подчинена божественной. После этого собора влияние М. пошло на убыль. Из М. выделилась секта маронитов (нач. 8 в.), к-рая в 16 в. присоединилась к католицизму.

МОНОФИЗИТСТВО

МОНОФИЗИТСТВО (от греч. monos - один и physis - природа) -богосл.-догматич. направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. Основателем его считают константиноп. архимандрита Евтихия, к-рый учил, что Христу присуща одна природа - божественная, а не две - божественная и человеческая, как утверждали представители офиц. цсрк. ортодоксии. На Халкидонском соборе (451) ?. было осуждено как ересь, а его сторонники стали преследоваться как еретики. За дог-матич. спорами о природе Христа скрывалось сложное переплетение экономич., политич. и соц. противоречий между Византией и населением ряда сепаратистски настроенных провинций (Сирии, Палестины, Египта), вызвавших ряд восстаний христиан-монофизитов (Александрия - 457, Иерусалим -458, Антиохия - 468), длительную вооруженную борьбу и, наконец, окончат, отделение от офиц. визант. церкви т. н. нехалкидонских церквей.

МОНСЕНЬЕР

МОНСЕНЬЕР (франц. monseigncur, букв. - мой господин) - титул принцев, епископов и др. представителей высш. знати в феод. Франции; в наст. вр. употребляется при обращении к представителям высш. католич. духовенства.

МОНСТРАНЦИЯ

МОНСТРАНЦИЯ - в католич. церкви сосуд или ковчег, в к-ром хранятся, а во время религ. процессий выносятся гостии или мощи. М. для гостий представляет собой звезду из серебра или золота, укрепленную на резной ножке. В середине звезды между стеклами помещаются гостии. М. для мощей изготовляется в виде резной башенки на фигурной ножке. В середине башенки в цилиндрич. стеклянном сосуде находятся мощи.

МОНТАНИЗМ

МОНТАНИЗМ - секта в раннем христианстве, возникшая в сер. 2 в. во Фригии. Названа по имени Монтана, бывш. жреца Кибелы, по обращении в христианство провозгласившего себя «параклетом» (утешителем), с приходом к-рого «царство духа» сменяет царство «отца» и «сына». В предвидении скорого «конца света» и второго пришествия, к-рое ожидалось в малоазийском городке Пепузе (поэтому приверженцев М. называли также пепузитами), М. проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Рассматривая обычные христ. общины как собрания «душевных» людей (психиков) и считая людьми .духовными» (пнсвмагиками) только своих приверженцев, М. отвергал авторитет епископов. Осужденный церковью, М. в 3 в. сохранял влияние в Африке, где его крупным представителем был Тсртуллиач. Отд. мон-танист. общины просуществовали до 8 в.

МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ ЛУИ

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689-1755) - франц. философ-просветитель и историк, один из ранних представителей деизма. Активно боролся против схоластики, пропагандировал свободомыслие и передовые науч. взгляды. М. высмеивал нелепость христ. догматов и библ. сюжетов, выступал против теологич. учения о чуде. Как и др. бурж. просветители, М. считал, что религия в конечном счете возникла под влиянием деятельности законодателей и непосредственно зависит от того или иного политич. устройства. Он сформулировал мысль о том, что каждая религия приспособлена к определенным географич. и соц. условиям. Отсюда выводится требование свободы совести и равноправия всех религий. Однако считал целесообразным сохранить религию как средство гос. управления и нравств. воспитания.

МООР

МООР (наст. фам. Орлов) Дмитрий Стахиевич (1883-1946) - сов. график, автор многочисл. антирелиг. плакатов, открыток, карикатур, публиковавшихся в периодич. печати. Активно сотрудничал в журнале «Безбожник у станка» и газете «Безбожник «.

МОПЕРТЮИ ПЬЕР ЛУИ МОРО

МОПЕРТЮИ Пьер Луи Моро (1698-1759) - франц. математик, физик и философ. Считал, что все законы движения могут быть выведены из сформулированного им принципа наименьшего действия: количество движения,  употребленное для к.-л. изменения в природе, всегда является наименьшим из возможных. Этот принцип являлся для М. наиболее убедительным доказательством существования бога.

МОР ТОМАС

МОР Томас (1478-1535) - англ. гуманист. гос. деятель, создатель первого светского варианта уто-пич. социализма. Обвинен в гос. измене и казнен. В соч. «Утопия» (1516) М. изобразил идеал, об-во, где нет классов и части, собственности. Оно основано на принципах всеобщего труда, демократии и гуманности, целью его является свободное развитие личности как залог всеобщего блага. С позиций возрожденч. гуманизма критиковал схоластику, католич. духовенство, религ. насилие, видя в последнем угрозу гуманистич. культуре. Одним из первых отстаивал веротерпимость.

МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ

МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ - см. Чешские братья.

МОРАЛЬ

МОРАЛЬ - одна из форм обществ. сознания, способ духовного существования личности, один из духовных рычагов развития общества. В сфере морального сознания развивается отношение человека к миру и к самому себе, к-рое находит выражение в оценке с позиций добра и зла поведения людей, обычаев, характера, убеждений. В М. осознается смысл жизни,  назначение человека.  Историч. смысл М. - утверждение человеческого в человеке. Наряду с познанием и эстетич. освоением действительности (истиной и красотой) М. служит для того, «чтобы человеческому обществу подняться выше...» (Ленин В. И. ПСС, т. 41, с. 313). Нормы М. - средства достижения моральной цели, реализации моральных ценностей. Помимо моральных норм, ориентированных на добро как высш. ценность, в об-вс существуют и др. нормы, правила общежития, диктуемые обычаем, правом, регламентацией трудовых процессов и быта, практической целесообразностью, житейским благоразумием и т. п., к-рые могут одобряться М., но могут существовать и без нее. Наличие М. нельзя удостоверить только фактом нормативной регуляции. Нравств. способность проявляется в чувстве долга, в совести. М. в собств. смысле слова - продукт соц.-историч. развития, проявление самосознания и свободы человека, в т. ч. и относительно «стадного инстинкта». Противоположность личных и обществ, интересов в клас. об-ве отражается в сфере М. как внутр. расщеплен-ность личности, как разлад между должным и желаемым, эгоизмом и самоотверженностью. Требования М. неизбежно связаны с практическим клас. интересом, хотя эта связь обычно идеологически маскируется. Этому, в част., служит религ. освящение М., к-рое нужно именно для поддержания принципов, способствующих сохранению порядков, выгодных господств, классу. В религии происходит синтез идей сверхъестественного с моралью (Плеханов). М. религ. лишает человека свободы в волеизъявлении, а жизнь -самостоят, смысла. Следование добру принимает вид служения не земным целям и человеку, а, так или иначе, богу, его неведомым целям. Хотя религия имеет свои источники и свои функции, отличные от М., тем не менее в истории религии М. играет существенную роль. Подлинно гуманистич. М. является М. коммунистич.

МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ

МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ - высш. ступень историч. развития морали. М. к. - одна из сторон коммунистич. идеологии и образа жизни. Имеет свои истоки и начало в революц. морали пролетариата, получает дальнейшее развитие в М. строителей социалистич. и коммунистич. общества. М. к. включает в себя и развивает «основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками» (Программа КПСС. М., 1976, с. 119). Отвергая репиг. санкцию и идеалистич. обоснование нравств. принципов, М. к. открыто основывается на практич. земных интересах и служит развитию, совершенствованию личности и общества. Если религ. проповедники видят в нравств. самосовершенствовании личности ключ к решению всех соц. проблем, то коммунистич. учение выдвигает в качестве гл. задачи революц. перестройку обществ, (прежде всего материальных) отношений. В процессе этой перестройки, к-рая предполагает наличие как объективных, так и субъективных предпосылок, в т. ч. революц. мораль, преобразуются одновременно и сама действительность и человек, его внутр. мир. С уничтожением противоположности интересов общества и личности исчезают и отражения этой противоположности в сфере морального сознания - противоречия между убеждениями и жизнью, трудом и наслаждением, долгом и склонностями, эгоизмом и самоотверженностью, добродетелью и счастьем и др. Личность обретает внутр. гармонию и цельность. Моральные нормы перестают быть нормами только должного, становясь нормами личной и обществ, жизни. Личность обретает подлинную свободу, предпосылками к-рой является уничтожение как материального, так и духовного, в часта, религ-, гнета. В этих условиях становится возможным осуществление в полной мере гуманизма человеч. отношений, справедливости, равенства, коллективизма. Свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех. Самоосуществление личности, раскрытие заложенных в ней возможностей всестороннего развития будут совладать с миссией обществ. служения. М.. к. чужды религ. идеалы аскетизма, самоподавления, она утверждает самоценность человеч. личности и ее право на счастье.

МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ

МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ - мораль, выдвигаемая и освящаемая к.-л. религией. Если учесть историч. многообразие религий и тот факт, что в эксплуатат. об-ве мораль обычно облекалась в религ. оболочку, то М. р. включает в себя самые разные, несовместимые нравств. воззрения. Сходство их в том, что каждое из них объявляет свои принципы непреходящими, установленными богом, а также в том, что отрицается самостоят., человеч. смысл морали и приписывается сверхъестеств., неземной. Понятие М. р. заключает в себе противоречие: мораль предполагает свободу, добровольный выбор, религия же требует повиновения, не оставляя места свободе. Богословие выводит мораль из вероучения, догматики, на самом же деле моральные нормы, в т. ч. именуемые религиозными, порождались обществ, отношениями и приписывались богу для придания им идеологич. весомости. Религ. освящение норм общежития, существовавших в об-ве изначально, было первой идеологич. формой их обоснования еще до. возникновения понятий добра и зла, морального сознания как такового. Примером могут служить табу. Плеханов назвал религией в полном смысле слова синтез морали и мифологии, представлений о богах и посмертном существовании. Гл. содержанием религии клас. общества был ответ на вопрос о причинах соц. зла, а также о способах борьбы с ним, на основе чего и создавалась религ. общность. В дальнейшем мораль занимала все большее место в религии и во многом определяла ее эволюцию и формы. «Христианство из морали сделало бога...» (Ленин В. И. ПСС, т. 29, с. 54). Часть совр. теологов выводят религию из морали, а не наоборот, следуя Канту, к-рый определял религию как признание нравств. закона велением божества. Религ. идеологи утверждают, что М. р. глубоко человечна, что она смягчает и облагораживает нравы. Однако история свидетельствует о другом. В ней немало страниц, рассказывающих о жестоких деяниях религ. фанатиков, о лицемерии «слуг божьих», о преследованиях церковью инакомыслящих. Т. обр. мнение о благотворном воздействии М. р. явно преувеличено. Религии даже в условиях их полного господства обнаружили несостоятельность в борьбе с человеческими пороками. Добрые же дела верующих и неверующих обусловлены в основном не страхом перед богом или надеждой на вознаграждение, а совестью, чувством долга, присущим всем людям и имеющим независимое от религии происхождение. Мораль коммунистическая не нуждается в поддержке религии и противоположна по духу М. р.

"МОРАЛЬНОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ"

"МОРАЛЬНОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ" - см. Бухманизм.

МОРЕЛЛИ

МОРЕЛЛИ - франц. просветитель, утопич. коммунист 18 в. Достоверных биографич. данных о М. нет. В труде «Кодекс природы, или Истинный дух ее законов» (1755) стоит на позиции деизма. Бог, согласно М-, является законодателем природы и общества. Человек, постигая законы природы  и рб-ва, тем самым постигает план бога. В поэме «Базилиада» критикует соц. неравенство, выступает против монашества. М. идеализировал раннее христианство и с этих позиций выступал против совр. ему религии, считая ее пособницей угнетателей. Однако соц. природу религии М. вскрыть не мог.

МОРИАК ФРАНСУА

МОРИАК Франсуа (1885-1970) - франц. писатель-католик. Романы М. - «Клубок змей», «Дорога в никуда», «Тереза Дескейру», «Фарисейка», «Подросток былых времен» и др. - с большой художеств. силой разоблачают совр. бурж. об-во с его алчностью, порочностью, бездуховностью и ханжеством, к-рым М. пытается противопоставить нормы христ. морали, попранной в «земном аду». М. считает, что совр. дилемма «бог или революция» должна решаться в пользу бога.

МОРМОНЫ, "СВЯТЫЕ ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ"

МОРМОНЫ, "Святые последнего дня" - члены религ. секты, основанной в 1830 в США. Ее основатель Дж. Смит опубликовал т. и. «Книгу Мормона» - историю будто бы существовавшей в Америке колонии «иерусалимских израильтян», к-рым Христос якобы дал свое учение, записатаос пророком Мормоном на медных скрижалях. «Переведенная» Смитом «Книга Мормона» содержит свыше 300 цитат из Библии и представляет собой параллель Ветхому и Новому заветам. Эклектичное вероучение М. основывается на этой книге и на откровениях Смита. В 1843 на основании одного из них Смит провозгласил многоженство (отменено в 1890), а также принцип теократич. орг-ции общины М. Первоначально преследуемые, М. переселились на запад США, где основали город Солт-Лейк-Сити, ставший «Меккой» М. Община М. росла и экономически преуспевала. В 18% заселенным ими землям были предоставлены права штата, названного Ютой. Как считают М., их учение призвано дать человеку счастье как в посюсторонней, так и в посмертной жизни. Мир, развитие подчиняются «закону прогресса», и жизнь стремится к большему совершенству. Это относится и к богу. Человек -»бог в зародыше». Грехопадение было запрограммировано богом. Сущность зла, греха - не неповиновение богу, а «восстание против закона прогресса». М. ожидают скорого «конца света», последней битвы с Сатаной. Они рассматривают себя в качестве избранного народа. Враждебны др. церквам, экуменическому движению. Мормонская церковь организована строго иерархически, во главе стоит президент, признаваемый пророком; с двумя помощниками он входит в президентский совет. Осн. центры миссионер. деятельности М. - США, Англия, Скандинавия, ФРГ, Австрия, Швейцария, ГДР, Новая Зеландия, Австралия.

МОРОЗОВА (СОКОВНИНА) ФЕОДОСИЯ ПРОКОФЬЕВНА

МОРОЗОВА (Соковнина) Феодосия Прокофьевна (7-1675) - боярыня, активная участница раскопа в Рус. правосл. церкви, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к старой вере, «противление» царю и патриарху была арестована и подвергнута жестоким пыткам, а затем сослана в Боровский монастырь. Находясь в заточении в монастырской тюрьме, погибла от голода.

МОХАММЕД АЛИ БАРФОРУШСКИЙ

МОХАММЕД АЛИ БАРФОРУШСКИЙ - один из руководителей бабидского восстания в Иране (1848-1849), направленного против феод. строя, развивший демо-кратич. элементы в бабизме. М. призывал к отмене феод. повинностей и налогов, к лишению господств. класса всех привилегий и прав, к отмене частной собственности и установлению общности имущества.

МОШЕНЬ МИШЕЛЬ

МОШЕНЬ Мишель (1533-1592) - франц. философ-гуманист. В гл. произведении «Опыты» (1580-1588) подверг глубокой и всесторонней критике теологию, догматизм, схоластику и обосновал тезис о том, что человек является самой большой ценностью. Считал, что религия не выдерживает суда разума (мнения богословов противоречат друг другу и обнаруживают свою необоснованность), отвергал идею бессмертия души, рассматривал сознание как свойство материи, призывал к веротерпимости, осуждал религ. фанатизм и лицемерие. Оказал сильное влияние на развитие идей свободомыслия и атеизма Европы 17- 18 вв.

МОЩИ

МОЩИ - останки умерших, сохраняющиеся длительное время нетленными, что якобы свидетельствует об их святости. По учению правосл. церкви, нетленными являются останки лиц, особо угодивших богу. На самом же деле в факте «нетленности» останков умерших нет ничего сверхъестественного. Наукой установлено, что при определенных условиях (сухой воздух, низкая температура и др.), в к-рых не развиваются гнилостные бактерии, трупы могут сохраняться длительное время, не разлагаясь. Известно немало случаев естеств. мумификации. Объявляя подобные явления чудом, церковь использовала культ М. для укрепления веры в святых, а следовательно, для усиления своего влияния на верующих. В этих целях духовенство нередко шло на подлог, фабрикуя «святые» М. Когда в первые годы Сов. власти по требованию верующих было произведено вскрытие ряда захоронений святых Рус. правосл. церкви, обнаружилось, что в большинстве из них под видом М. находились полуистлевшие кости, тряпки, вата, а в нек-рых даже куклы. Церковь вынуждена была признать факты мошенничества с М. и осудить их. Однако культ М. продолжает сохраняться и в наши дни. Церк. проповедники, как и прежде, убеждают верующих в том, что М. божьих угодников обладают чудодейственной силой, распространяют слухи о «чудесных исцелениях» в местах захоронения святых. Культ М. приносил и приносит церкви значит. доходы. Широко культивируется он и в католицизме, где практически каждый более или менее крупный храм, все монастыри являются обладателями «нетленных» останков святых. В протестантизме культ М. отвергается.

МУДЖТАХИД

МУДЖТАХИД (от араб. «джахада» - стараться, бороться) - мусульм. богослов, достигший высш. ступени знаний в юридич.-богосл. науках, обладающий прерогативой самостоят, суждения по вопросам ислам, догматики, права, морали. М. были основатели юри-дич. школ {мазхабов), известные богословы гл. направлений ислама - суннизма и шиизма.

МУЗА

МУЗА - в др.-греч. мифологии богиня искусств. Первоначально упоминается как единое божество. Позднее число М. возросло до девяти. Их имена впервые встречаются в «Теогонии» Гесиода (7 в. до н. э.). Они почитались как покровительницы различных искусств, а затем и наук: Евтерпа -лирической поэзии, Клио - истории, Талия - комедии, Мельпо-мена - трагедии, Терпсихора - танца, Эрато - любовной поэзии, Полигимния - гимнов, Урания -астрономии, Каллиопа - эпоса.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА

МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА - один из центров пропаганды науч. атеизма, находится в Ленинграде, в здании б. Казанского собора. Открыт в 1932. Экспозиции освещают борьбу науч. и религ. мировоззрений, историю становления материализма, атеизма, разоблачают реакц. деятельность церкви и т. д. В фондах музея - археологич. находки, предметы культа, произведения искусства. Имеется библиотека с отделом редких книг и архив с материалами, относящимися к профилю музея. Коллектив М. и. р. и а. ведет науч.-исследоват. и пропагандист, работу.

МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ

МУЗЫКА ЦЕРКОВНАЯ - один из видов религ. (культовой, духовной) музыки. Используется для усиления эмоц. и идейного воздействия культа на верующих. М. ц. создается на традиц. тексты религ. содержания. М. ц. рус. православия восходит к знаменному распеву; это одноголосое или (с 16 в.) многоголосое (партесное) пение на церк.-славян. языке без инструментального сопровождения; осн. жанры - литургия (обедня), всенощная, молебен, пития, панихида, духовный концерт. Гл. источник католич. М. ц. - григорианский хорал; пение на лат. языке; может исполняться с органом, оркестром; осн. жанры - месса, реквием, мотет, магнифи-кат, те деум, стабат матер, веспер. Лютеран. М. ц. основана на протест. хорале, к исполнению к-рого привлекаются прихожане, исполняется с инструментальным сопровождением, на родном языке; осн. формы - оратория, пассионы (страсти), кантата, псалом, церк. песня. Для церкви создавали музыку мн. видные композиторы (Палестрина, Бах, Гендель, Моцарт, Бортнянский, Рахманинов и Др.). М. ц. постоянно испытывала воздействие народной и светской музыки. В лучших произведениях М. ц. ее творцы разрывали оковы религ. догм. и канонов, выражали гуманистическое, общечеловеческое содержание, но эти произведения часто запрещались церковью из-за их чересчур мирского характера.

МУЛЛА

МУЛЛА (от араб. «маула» - владыка, господин) - служитель культа в исламе, обычно выбираемый мусульманами из своей сремураш концы ды. В царской России М. часто сочетал отправление культа с функциями преподавателя в низш. школе, кади и нотариуса.

МУЛТАНСКОЕ ДЕЛО

МУЛТАНСКОЕ ДЕЛО - судебный процесс (1892-1896), сфабрикованный по ложному обвинению группы из 10 крестьян-удмуртов, жителей с. Старый Мултан Малмыжского у. Вятской губ., в убийстве с целью приношения жертв языч. богам. Правосл. духовенство эту версию не отвергало. Писатель В. Г. Короленко изобличил фальсификаторский характер процесса. Судьям не оставалось ничего иного, как вынести оправдательный приговор. М. д. обнажило сущность нац. политики самодержавия, к-рое, разжигая рознь между народами, населявшими Россию, использовало в этих целях религию.

МУНЬЕ ЭММАНЮЭЛЬ

МУНЬЕ Эмманюэль (1905-1950) - франц. католич. философ, один из основоположников персонализма. М. был представителем лево-радик. тенденции в католич. идеологии. С мелкобурж. позиций критиковал пороки капитализма, отстаивая переустройство общества на принципах раннего христианства. Требовал активного отношения верующих к важнейшим соц. вопросам.

МУР ДЖОРДЖ ЭДУАРД

МУР Джордж Эдуард (1873-1958) - англ. философ-идеалист, представитель неореализма. В работе «Опровержение идеализма» (1903) М. подверг критике субъективный идеализм,  противопоставив ему тезис: «Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания», причем лишь «здравый смысл»  заставляет нас признать объективность мира. Согласно М., «здравый смысл» не исключает возможности того, что мир по своей природе духовен, или что существует божеств. разум, акты этого разума и загробная жизнь

МУРАШКОВЦЫ

МУРАШКОВЦЫ - секта, основанная в кон. 20-х гг. 20 в. в Зап. Белоруссии кулаком И. Мурашко. Ссылаясь на то, что сам бог якобы провозгласил его «пророком Ильей», «ангелом завета и отцом Сиона»,он стал проповедовать скорое наступление «конца света» и «страшного суда», запугивая отсталых людей и обирая их. В секте был введен изуверский обряд «снятия семи печатей» - срезания с тела верующих кусочков кожи. Стекавшей при этом кровью причащались вступавшие в секту. Членам секты запрещалось посещать обществ, места, читать книги, общаться с людьми др. веры, есть мясное, работать в субботу и воскресенье, мужчинам - служить в армии, женщинам - вступать в брак с лицами, не состоящими в секте. За нарушение составленного Мурашко устава следовало строгое наказание: изнурительный пост, заточение в подвал, для детей - розги. Мурашко уговорил сотни верующих покинуть родные места и переселиться в организованное им хозяйство» Новый Иерусалим» (Зап. Украина). Вскоре, присвоив доходы этого хозяйства, он бежал в Америку. Секта оказалась на грани распада. Однако в послевоенные годы усилиями последователей Мурашко она была возрождена. В наст. вр. небольшие группы М. имеются в зап. областях Украины, Белоруссии, а также в Молдавии и Грузии.

МУСТЬЕРСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

МУСТЬЕРСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ - остатки черепов и костей неандертальского человека, жившего в эпоху мустье (ок. 100-40 тыс. лет до н. э. ). Особо важное науч. значение их определяется тем, что эти черепа и кости - др. свидетельства о предполагаемых действиях первобытн. людей по отношению к умершим, а косвенно - о степени развитости их сознания. Эти находки - их пока известно около двух десятков - говорят, видимо, о факте преднамеренного захоронения: скелеты лежали на спине или на правом боку, как бы в позе спящего, нек-рые находки - в могильной яме, выдолбленной в каменном грунте. Едва ли можно считать случайностью такое расположение костей; видимо, существовала определенная традиция захоронения. В пользу такого предположения говорят и отд. факты находок неандертальских черепов с явными следами ритуала. Помимо чсловеч- захоронений известны находки костей пещерного медведя, относящиеся к той же мустьерской эпохе, и есть мнение, что их тоже хранили в особых обрядовых целях. То или др. решение вопроса о М. п. важно для прояснения более общего вопроса -о времени зарождения псрвонач. рслиг. представлений и обрядов, в части, о происхождении погребального культа.

"МУСУЛЬМАНЕ СОВЕТСКОГО ВОСТОКА"

"МУСУЛЬМАНЕ СОВЕТСКОГО ВОСТОКА" - журнал, издаваемый Духовным управлением мусульман Средней Азии и Казахстана с 1968. Выходит на узбек., араб., англ., франц. и перс. языках. Периодичность - 4 номера в год. В нем освещаются богосл. проблемы, вопросы деятельности му-сульм. религ. орг-ций в сфере культа и международ, контактов, публикуются фетвы. фрагменты из проповедей, материалы различных ислам, форумов. Часть материалов посвящается светской жизни мусульман Сов. Востока.

МУСУЛЬМАНСКОЕ СЕКТАНТСТВО

МУСУЛЬМАНСКОЕ СЕКТАНТСТВО - общее название различных течений внутри ислама, возникших под влиянием клас. противоречий. Осн. направления в исламе - суннизм и шиизм положили начало множеству ислам. сект. Большинство из них - ответвления шиизма. В основе появления различных мусульм. сект лежали прежде всего соц.-политич. движения, к-рые облекались в ре-лиг. форму, ибо в ср.-век. мусульм. об-ве на политич., правовые, нравств. и др. вопросы смотрели лишь с религ. т. зр. На характер ислам, сект оказали большое влияние географич. и клима-тич. условия, культура, традиции, прежние верования народов, принявших ислам. В шиизме имеются секты имамитов. исмаилитов, зейдитов с многочисл. ответвлениями. Хотя в суннитском направлении сект не существует, но в нем имеются различные юридич. школы и др.группировки.

МУСУЛЬМАНСТВО

МУСУЛЬМАНСТВО - см. Ислам.

МУТАЗИЛИТЫ

МУТАЗИЛИТЫ (араб., букв. - обособившиеся) - приверженцы мусульм. теологии рационалистич. направления, зародившейся в Араб. халифате в 8-9 вв. Основоположником мутазилизма считается Василь ибн Ата (699-748). Осн. положения учения М. - единобожие и справедливость. Под единобожием М. понимали отрицание атрибутов бога, отличных от его сущности, недопустимость антропоморфных представлений о нем, невозможность лицезреть бога. М. отрицали догмат об извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений Аллаха, вели борьбу со сторонниками учения о предопределении.

МУТАКАЛЛИМЫ

МУТАКАЛЛИМЫ - приверженцы мусульм. ортодокс, богословия -калама. Среди М. различают 2 осн. направления: ашаритов, последователей богослова аль-Ашари (873/874-935 или 941), и мутазилитов. Ашариты признавали критерием истины веру, объявляя разум пассивным и слепым, придерживались догматов об извечности Корана и божеств, предопределении.

МУФТИЙ

МУФТИЙ (араб. - высказывающий мнение) - высш. духовное лицо у мусульман-сункигов, дающее заключение, именуемое фет-вой по вопросам применения шариата. В странах, где ислам является гос. религией, М. назначаются пр-вом. В СССР М. избираются на съездах представителей духовенства и верующих.

МУХАММЕД

МУХАММЕД (ок. 570-632) - араб. религ. и политич. деятель, основатель ислама. У мусульман считается величайшим пророком, посланником бога. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед -посланник Аллаха» - провозглашается в исламе. Согласно богосл. источникам, М. происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом. Ок. 610 выступил с проповедью новой религии, позднее названной им исламом. В своих выступлениях М. призывал к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха и закреплявшей соц. устои клас. антагонистич. общества. Стремясь завоевать доверие народа, он одновременно говорил о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы морали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благотворит. помощи неимущим. Курей-шитская верхушка вначале враждебно отнеслась к деятельности М., и ему в 622 пришлось бежать из Мекки в Ятриб (позднее названный Мединатан-наби, т. е. городом пророка). 622 вошел в историю как осн. дата ислама /хиджра), с него начинается мусульм. календарь. В Медине М. стал во главе мусульм. общины, в к-рой люди объединялись не по кровному родству, а по религ. признаку. Мусульмане считали М. «посланником божьим», и он пользовался неогранич. властью среди верующих. В 630-631 мусульмане под руководством М. подчинили себе Мекку, а затем и значит, часть др. р-нов Аравии, где утвердился ислам. Гробница М. в Медине стала второй (после Каабы) святыней ислама.

МУХАРРАМ, МУХАРРЕМ

МУХАРРАМ, мухаррем (араб. - священный, заповедный) - название первого месяца мусульм. лунного календаря. Начало этого месяца - день нового года, праздничный у мусульман.

МУЧЕНИКИ

МУЧЕНИКИ - в католицизме и православии лица, к-рые якобы были подвергнуты мучениям и погибли от рук гонителей христиан, но не отказались от своей веры. Культ М. возникает в период формирования культа святых (см. Святых культ). М. становятся первыми святыми в христ. пантеоне. Приписываемая им преданность богу, непоколебимость в религ. убеждениях выставлялись духовенством в качестве образца для всех христиан. Однако, как установлено историч. наукой, большинство христ. сказаний о М. носит мифич. характер, а сами М. являются вымышленными персонажами. Факты свидетельствуют о том, что широких и долговременных гонений на христиан, о к-рых пишут церк. авторы, не было. А действительно имевшие место преследования христиан не являлись «страданиями за веру», т. к. обусловливались политич. причинами и были связаны с отд. случаями неповиновения христиан гражд. властям. Число жертв при этом было сравнительно незначительным. Впоследствии к М. стали относить не только «пострадавших за веру», но и лиц, погибших насильств. смертью и причисленных к лику святых. Так, Рус. правосл. церковь относит к М. святых Бориса и Глеба, князей, погибших в междоусобной борьбе, святого Гавриила Белостоцкого - подростка, якобы ставшего жертвой ритуального убийства иудеями, и др. Культ М. и в наст. вр. используется для воспитания верующих в духе преданности христ. вере, религ. фанатизма. Идеи мученичества проповедуются религ. экстремистами, внушающими верующим мысль о том, что «страдания за веру» - это путь «избранных» к спасению.

МУЭДЗИН, МУЭЗЗИН

МУЭДЗИН, муэззин (араб. - приглашающий, объявляющий) -служитель мечети, призывающий верующих мусульман на молитву (провозглашающий азан).

МЮЛЛЕР ФРИДРИХ МАКС

МЮЛЛЕР Фридрих Макс (1823-1900) - англ. филолог и индолог, исследователь мифов, историк религии. М. принадлежит заслуга перевода и публикации ряда др.-инд. текстов, в части. «Ригведы». Был сторонником натуристич. (солярной) теории происхождения религии; появление мифов связывал с особенностями и эволюцией др. языков. Историч. концепции М. в значит, степени устарели, но в его трудах содержится богатый фак-тич. материал, помогающий понять отд. аспекты гносеологич. корней религии.

МЮНЦЕР ТОМАС

МЮНЦЕР Томас (ок. 1490-1525) - один из вождей Крестьянской войны в Германии (1524-1526), идеолог крестьянско-плебейского крыла Реформации. М. учил, что царство божье - об-во без частной собственности, без богатых и бедных - надо строить на земле. Мировоззрение М. носило пантеистич. характер: он отождествлял понятия «бог» и «мир»; бог - это мир в целом; небесное - это не что иное, как земное, доведенное до идеального совершенства. Ф. Энгельс писал: «Религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму, его политическая программа была близка к коммунизму» (т. 7, с. 371). Казнен после поражения организованного им ре-волюц. ополчения.

МЮРИД

МЮРИД (араб. «мурид» - ищущий, стремящийся) - послушник, ученик и приверженец к.-л. шейха-наставника или ишача. Согласно канонам суфизма, М. целиком подчиняется воле наставника, регулярно исповедуется и кается перед ним.

МЮРИДИЗМ

МЮРИДИЗМ - условный термин для обозначения религ.-мистич. направления в исламе, получившего распространение на Сев. Кавказе в 19 в. Идеология М. была широко использована в Дагестане в борьбе против колониальной политики рус. царизма (20-60-е гг.). Вожди этой борьбы имамы Гази-Магомед, Гамзат-бек и Шамиль ставили своей целью создание имамата - ислам, теократич. гос-ва. М. призывал горцев следовать канонам суфизма, выполнять требования шариата и вести св. войну - джихад (газават) - против «неверных» (т. е. немусульман).

МЯСОЕД

МЯСОЕД - отрезок времени, когда по церк. канонам допускается принятие верующими мясной пищи. Осенний М. продолжается с 15 августа по 14 ноября, а зимний - с 25 декабря до масленицы (даты приведены по ст. ст.).

МЯСОПУСТ

МЯСОПУСТ - неделя перед великим постом (см. Посты), в течение к-рой церк. каноном запрещено есть мясо, но разрешается употреблять в пищу сыр, масло и рыбу (см. Масленица).

Предыдущая страница Следующая страница