Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ

ЖЕНЩИНА И РЕЛИГИЯ - проблема, рассмотрение к-рой занимает важное место в науч. атеизме, раскрывающем сущность религ. представлений о Ж. Согласно им, Ж. -существо неполноценное, созданное богом для подчинения мужчине. Подобные взгляды характерны для всех совр. религий, к-рые основываются на положениях св.книг. Так, по Библии, Ж. была сотворена богом из ребра первого мужчины - Адама, она ответственна за первород. грех, за что всевышний обрек ее на подчинение мужчине, предначертав ей в муках рожать детей. Пренебрежительное отношение к Ж. проявляется в буддизме, иудаизме, индуизме и др. религиях. Особенно отчетливо оно обнаруживается в исламе. Именно в силу подобных представлений религия освящала и санкционировала неравноправное отношение к Ж. в условиях клас.-антагонистич. общества. Так, ислам предписывал Ж. затворничество, ношение ритуальных покрывал, считал естественным многоженство. Мусульм. законодательство практически обрекало Ж. на бесправие, допуская даже физич. расправу над ней за «непослушание». Христианство ограничивало круг обязанностей Ж. ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, не допускало ее участия в обществ, деятельности. Различные ограничения имели место даже в отправлении культа. В подавляющем большинстве религий Ж. запрещалось быть священнослужителем. В православии она не допускалась в алтарь. Ныне, учитывая изменившиеся условия, а также тот факт, что осн. массу верующих составляют Ж., происходит пересмотр нек-рых традиц. установлений, касающихся отношения религ. объединений к Ж. Богословы в соответствии с «духом времени» интерпретируют «св. тексты», стремятся доказать, что именно в религии происходит реальное раскрепощение Ж. В протест. объединениях Ж. все чаще предоставляется возможность «церк. служения». Однако это совершенно не меняет сути общих догматических установок. Только освобождаясь от религиозных иллюзий, Ж. обретает духовную свободу, получает полную возможность для своего всестороннего развития и совершенствования.

ЖЕРТВА ИСКУПИТЕЛЬНАЯ

ЖЕРТВА ИСКУПИТЕЛЬНАЯ - религ. обряд приношения даров сверхъестеств. силам - духам, богам с целью искупления греховных действий. В христ. учении особое место занимает положение о Ж. и. Иисуса Христа, принявшего смертную муку на кресте за грехи человечества.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ - религ. обряд умилостивит, или благо-дарств, характера, присутствует практически во всех религ. системах. Известны разнообразные виды жертв: человеч. жизнь; части человеч. тела; девственность; хра-мовый гомосексуализм; посвящение живых животных; заклание жертвенных животных; продукты охоты, собирательства, скотоводства, земледелия; воскурение благовонных трав; огонь; развешивание разноцветных кусочков ткани у св. источников на перевалах в горах, в местах «обитания» шаманских духов.

"ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ"

"ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ" - см. Обновленчество.

ЖИВОТНЫХ КУЛЬТ

ЖИВОТНЫХ КУЛЬТ - см. Анимализм.

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ - прозвище, к-рое дала правосл. церковь последователям новг.-моск. ереси. В сов. историч. науке не употребляется.

ЖИЗНЬ

ЖИЗНЬ - одна из форм существования материи, качественно более высокая, чем физич. и химич. формы, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Ж. реализуется в индивид, биологич. организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.). Каждый организм является открытой самоорганизующейся системой, для к-рой характерны наличие обмена веществ, способность к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимость, приспособляемость к среде и т. д. В противоположность диалектико-материалистич. пониманию сущности и происхождения Ж., теологи и философы-идеалисты выдвинули ряд концепций, считающих Ж. результатом творческого акта духовного начала, бога (креацио-низм, витализм и примыкающие к нему концепции эмерджентной эволюции и холизма).

"ЖИЗНЬ С БОГОМ"

"ЖИЗНЬ С БОГОМ" - католич. издательство в Брюсселе (Бельгия). Выпускает книги и периодич. издания (в т. ч. журнал «Россия и Вселенская церковь») на рус. языке. В значит, части изданий фальсифицируется положение церкви и верующих в СССР.

ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ

ЖИЛЬБЕР ПОРРЕТАНСКИЙ (ок. 1080-1154) - франц. философ-схоласт, епископ. Выступал против номинализма Абеляра, отстаивая объективное существование абстрактных понятий с позиций умеренного реализма.

ЖИЛЬСОН ЭТЬЕНН

ЖИЛЬСОН Этьенн (1884-1978) - франц. философ-неотомист, считал, что филос. проблемы необходимо связывать с религ. таинствами, т. к. только религ. вера ведет человеч. разум к высш. объекту познания - богу. Осн. труды: «Томизм», «Дух средневековой философии».

ЖИТИЯ СВЯТЫХ

ЖИТИЯ СВЯТЫХ - см. Минеи четьи.

ЖРЕЦЫ

ЖРЕЦЫ - см. Жречество.

ЖРЕЧЕСКИЙ КОДЕКС

ЖРЕЧЕСКИЙ КОДЕКС - см. Пятикнижие.

ЖРЕЧЕСТВО

ЖРЕЧЕСТВО - обществ, группа, выполнявшая гл. обр. в политеи-стич. религиях функции посредничества между людьми и сверхъестеств. силами, а также совершавшая религ. обряды - жертвоприношения, молитвы и различные колдовские манипуляции. Слово «жрец» происходит от старослав. «жрети» - приносить жертву. В первобытн. об-ве не было Ж. как особой соц. группы, культ отправлялся старейшинами родов или главами семей. В дальнейшем эта функция стала выполняться определенными людьми - гадателями, знахарями, колдунами, жрецами и жрицами, шаманами. С разложением первобытн. общины, углублением разделения труда и соц. дифференциации усилилась тенденция к обособлению Ж. в самостоят. группу, являвшуюся частью господств. класса. С появлением храмов Ж. институционируется и получает экономич. базу для своего существования, при храмах организуются корпорации жрецов, играющие значит, роль в экономич. и политич. жизни страны. Храмовое Ж. в Др. Египте и в странах Бл. Востока владело большим количеством рабов и обогащалось за счет приношений верующих. Ж. в значит, степени монополизировало духовную культуру: жрецы вели летописи, записывали произведения фольклора, занимались астрономическими и иными наблюдениями. В Др. Иудее с возникновением Иерусалим, храма Ж. стало вести записи, к-рые легли в основу нек-рых книг Ветхого завета. Нередко в странах др. мира влияние Ж. в гос-ве принимало ярко выраженные политич. формы вплоть до иерократии, господства жрецов. Духовенство мир. религий представляет собой разновидность Ж.

ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ - ежемесячный журнал Рус. правосл. церкви, издается с 1943. С 1971 выходит на рус. и англ. языках. В нем публикуются постановления и распоряжения Синода, указы и послания патриарха, сообщения о церк. жизни, проповеди, богосл.-историч. статьи и др. материалы.

Предыдущая страница Следующая страница