Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГАГАРИН АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ

ГАГАРИН Алексей Петрович (1895-1960) - сов. философ, д-р филос. наук, проф. Г. занимался проблемами истории философии и атеизма. Осн. работа: «О классовом характере релит, морали» (М.,1950).

ГАДАНИЕ

ГАДАНИЕ - см. Мантика.

ГАЗАВАТ

ГАЗАВАТ (от араб. «газв» -набег) - сгл.Джихад.

ГАЗАЛИ, АЛЬ, АБУ ХАМИД МУХАММЕД ИБН МУХАММЕД

ГАЗАЛИ, аль, Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1059-1111) -мусульм. теолог и философ. Наиболее известные труды: «Цели философов», «Избавляющий от заблуждения», «Опровержение философов» и др. Г. защищал учение ислама о творении мира богом из ничего, о том, что бог создал тело и душу человека, что дух человеч. вечен, что бог может творить чудеса и т. д. Г. доказывал, что истинное познание возможно лишь с помощью мистич. философии суфизма.

ГАИЗ

ГАИЗ - Гос. антирелиг. издательство (1932-1942). Осуществляло выпуск науч. и популярной атеистич. лит-ры, а также издавало газету «Безбожник», журналы «Безбожник» и «Антирелигиозник». Среди изданий ГАИЗ были работы ?. ?. Ярославского, И. И. Скворцова-Степанова, В. К. Никольского, А. Б. Рановича и др. сов. исследователей религии. В деятельности ГАИЗ большое место занимали издания произведений крупнейших представителей атеистич. мысли прошлого: Б. Спиноза. Богословско-политический трактат (1934), П.Гольбах. Избранные антирелигиозные произведения (1934), Э. Геккеяь. Мировые загадки (1937) и др.

ГАЛАН ЯРОСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГАЛАН Ярослав Александрович (1902-1949) - укр. сов. писатель, разоблачавший в своих произведениях тесную связь укр. бурж. националистов с реакц. униат, духовенством (памфлеты «На службе у сатаны», «Отец тьмы и присные», «Сумерки чужих богов», пьеса «В Риме колокола звонят» и др.). Был зверски убит укр. националистами с благословения униатов.

ГАЛАХА

ГАЛАХА (др.-евр., букв. - норма, закон) - каждое отд. «законоположение», а также их совокупность в Талмуде. Г. регламентировала релит-, семейную и гражд. жизнь евреев. Г. восходит к 4-му в. до н. э., когда т. н. книжники в целях приспособления иудаизма к изменившимся условиям жизни евр. народа занялись комментированием Ветхого завет. Осн. прием построения Г. - умозаключения на основе сравнения, по аналогии или на основании тождеств, выражения. На разработку Г. оказало большое влияние римск. и вавилон. законодательство.

ГАЛИЛЕЙ ГАЛИЛЕО

ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564-1642) - итал. ученый, один из основоположников экспериментально-ма-тематич. метода в естествознании. Сделал ряд важных науч. открытий в области механики и астрономии, имевших большое миро-воззренч. значение. Открытия Г. подтверждали правоту гелиоцентризма, идею бесконечности Вселенной, физич. однородность земных и небесных тел, существование объективных законов природы и возможность их познания. После выхода в свет соч. «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперни-ковой» (1632) Г. был привлечен к суду инквизиции. Вынужденное «отречение» Г. от «коперниканских заблуждений» носило формальный характер.

ГАЛЛИКАНИЗМ, ГАЛЛИКАНСТВО

ГАЛЛИКАНИЗМ, галликанство (от лат. назв. Франции - Галлия) - церк.-политич. движение среди франц. католиков за автономию франц. церкви от палы римск.. возникшее в 13 в. В 1682 на созванном Людовиком XIV нац. церк. соборе была принята «Декларация галликанского духовенства», ограничивавшая власть папы и проводившаяся в жизнь до кон. 18 в. В перв. пол. 19 в., когда франц. буржуазия, напутанная ре-волюп. событиями, искала поддержки у римск. престола, Г. сошел на нет. В наст. вр. идеи Г. проявляются отдаленно в требованиях франц. епископата о большей самостоятельности в мести, церк. управлении.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (от лат. hal-lucinatio - бред, видения) - ложное восприятие, возникающее у человека при ряде психич. и инфекц. заболеваний, отравлениях, тяжелых душевных потрясениях. Известны слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и ряд др. Г. У людей, страдающих психич. расстройствами на релит. почве, возникают видения богов и святых, им слышатся «голоса», повелевающие совершить паломничество, жертвоприношение и т. п. В нек-рых первобытн. религиях Г. являлись постоянным компонентом культовой практики и вызывались искусственно при помощи растений-галлюциногенов (мухомор в Сев. Евразии, пейота в Мексике и др.).

ГАНДИЗМ

ГАНДИЗМ - совокупность религ.-филос., морально-этич. и политич. концепций, выдвинутых М. К. Ганди (1869-1948) в ходе нац.-освободит. борьбы инд. народа против англ. завоевателей. Опираясь на индуист. концепции циклич. движения, Г. выдвигает идеал «общества всеобщего благоденствия», описанного в «св. книгах» и якобы существовавшего в прошлом. Однако в Г. этот идеал связывается с пвотестом широких слоев, выступающих против капитализма, за ликвидацию эксплуатации человека человеком, установление обществ, собственности на средства производства  и т. п. В борьбе за достижение справедливого общества Г. исходит из необходимости сохранения исторически сложившихся институтов и обычаев при постепенном ненаснльств. их преобразовании путем наполнения новым содержанием. Г. отвергает неравенство, выступает против кастового деления.

ГАПОН ГЕОРГИЙ АПОЛЛОНОВИЧ

ГАПОН Георгий Аполлонович (1870-1906) - священник Петербург. пересыльной тюрьмы, провокатор я агент царской охранки. В предреволюц. годы развернул активную деятельность по подчинению рабочего движения полиции и церкви (см. Гапоновщина). В январе 1905 спровоцировал мирн. манифестацию рабочих Петербурга к Зимнему дворцу, к-рая была расстреляна царскими войсками. Опасаясь разоблачения, бежал за границу. По возвращении в Россию в кон. 1905 продолжал выполнять задания охранки. Был казнен рабочими.

ГАПОНОВЩИНА

ГАПОНОВЩИНА - попытка царизма я церкви отвлечь пролетариат предреволюц. России от поли-тич. борьбы, использовав для этой цели искусственно созданные объединения рабочих, придерживающиеся монархич. ориентации и находящиеся под контролем полиции и духовенства. Такие объединения, получившие название «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Петербурга», были созданы в 1903-1904 священником Гапо-ном, действовавшим по заданию царской охранки и при непо-средств. поддержке столичного митрополита Антония (Вадковско-го). Собрание пропагандировало и распространяло религ.-черносо-тенную лит-ру, организовывало духовные хоры, проводило лекции и собеседования, сеяло в среде рабочих иллюзии о возможности добиться улучшения своего положения без политич. борьбы. К нач. 1905 гапоновская орг-ция имела 11 отделений, объединявших св. 10 тыс. рабочих. Апогеем ее деятельности была организация мирного шествия рабочих к царю, к-рое было потоплено в крови царским пр-вом 9 января 1905. . Осн. масса рабочих, находившаяся под влиянием Гапона, прозрела после Кровавого воскресенья и активно включилась в революц. борьбу против самодержавия.

ГАРВЕЙ УИЛЬЯМ

ГАРВЕЙ Уильям (1578-1657) - англ. врач, физиолог и эмбриолог. Создатель учения о кровообращении, к-рое опровергало сложившиеся представления, признанные церковью. Это вызвало ожесточенные нападки на Г. со стороны духовенства.

ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА ТЕОРИЯ

ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА ТЕОРИЯ - была разработана Фомой Аквинским в борьбе со сторонниками «латинского аверроиз-ма», отстаивавшими теорию «двои-ственной истины», с попытками вывести разум из-под контроля веры. В противовес этим попыткам был выдвинут тезис о том, что положения науки не могут противоречить догматам веры. Согласно Г. в. и р. т., между разумом и откровением не может быть противоречия потому, что оба рода истин имеют свое конечное и высш. основание в премудрости бога, а он не может противоречить сам себе. Не отвергая правомерность и ценность науки, томизм пытался, т. о., свести ее функции к доказательству с помощью разума бытия бога, превратить науку в служанку теологии. В совр. като-лич. теологии и философии Г. в. и р. т. используется в целях интерпретации науч. знания в релит. духе.

ГАРНАК АДОЛЬФ

ГАРНАК Адольф (1851-1930) - нем. протест, теолог, историк христианства и церкви. Полагал, что религия может быть понята только как осн., гл. часть культуры. Отвергая «догматич.» христианство, Г. в нравств. содержании евангелия усматривал тот «идеал», к-рый должен служить целью и руководством историч. развития, основой универсального человеч. братства, осознания человеком долга по отношению к своему ближнему.

ГАРУСПИКИ

ГАРУСПИКИ (от этрусск. harus -внутренности и лат. specie - наблюдаю) - жрецы-прорицатели в Др. Риме, занимавшиеся гаданием по внутренностям животных и истолкованием «знамений» (ударов молний, появления радужных колец вокруг солнца, внезапных эпидемий, снов и т. д.). С 1 по 5 в. были организованы в специальную жреч. коллегию.

ГАСКАЛА

ГАСКАЛА (др.-евр. - просвещение) - просветит, движение евр. бурж. интеллигенции Германии, Польши, России в 18-19 вв. Сторонники Г. выступали против ре-акц. идеи нац.-религ. исключительности евреев, боролись с хасидизмом. ставили целью распространение среди евреев науч. знаний и полезных профессий.

ГАССЕНДЙ ПЬЕР

ГАССЕНДЙ Пьер (1592-1655) - франц. философ-материалист, историк и математик, сторонник атомистики Демокрита и Эпикура. Г. дал изложение и обосновал учение Эпикура, освободив его, по словам К. Маркса, «от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем» (Из ранних произведений. М., 1956, с. 23). Жизнен, позиция и воззрения Г. были противоречивы. Так, возродив атомистику, он признавал бога в качестве нач. причины первого сочетания атомов. Однако, несмотря на миро-воззренч. непоследовательность, он способствовал освобождению фи-лос. мысли от пут ср.-век. схоластики.

ГАУТАМА

ГАУТАМА - родовое имя странствующего проповедника Сиддхар-тхи из племени шакья (сакья), считающегося в инд. традиции основоположником религ.-филос. учения буддизма.

ГВАРДИНИ РОМАНО

ГВАРДИНИ Романо (1885-1968) - нем. католич. философ, близкий к христ. экзистенциализму. Исходя из тезиса о противоречивости жизни, разработал концепцию включенности человека посредством христ. веры в противостоящий ему и сотворенный богом мир. Пытался интерпретировать христианство как нечто отличное от религии.

ГЕБ

ГЕБ - в пантеоне Др. Египта олицетворение Земли и растительности. Г. называли отцом богов, солнца и луны. Изображался в виде гуся, или бородатого человека с гусем на голове, или лежащего на спине человека, над к-рым склонилась его жена, богиня неба Нут. Г. не имел храма, центром его влияния был Ге-лиополис.

ГЕБА

ГЕБА - в др.-греч. мифологии богиня молодости, олицетворение красоты юности. Дочь Зевса и Геры, жена Геркулеса.

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - философ-идеалист и диалектик, представитель классич. нем. философии кон. 18. нач. 19 в. Разработал систему философии, в к-рой «представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 23). Система Г. состоит из 3 частей: логики (метафизики), философии природы и философии духа. Поскольку, по Г., философия имеет тот же предмет, что и религия - абсолют, бога, - в первой части рассматривается движение мысли в божеств. уме, до сотворения природы, во второй - инобытие ее в сотворенной природе и в третьей - возвращение ее к самой себе в человеч. духе. Реальное содержание этой системы, выявленное в результате материалис-тич. переосмысления философии Г. марксизмом, - историч. развитие человеч. познания и обществ. сознания, представленное в плане диалектики. В. И. Ленин писал, что Г. «гениально угадал диалектику вещей (явлений, мира, природы) в диалектике понятий» (т. 29, с. 178). Отношение Г. к религии существенно менялось. В ранних работах он противопоставлял «позитивную» религию как порождение деспотич. гос-ва «народной», к-рая «рождает и питает высокий образ мысли - она идет рука об руку со свободой». Положение Г. о том, что «дух народа, его история, религия, степень политической свободы не могут рассматриваться отдельно... они связаны в один узел», стало основой его историзма в рассмотрении религии. В поздний период Г. видел в религии необходимую ступень в развитии духа от искусства как идеи в чувственном, образном оформлении через религию, где он представлен в лице потусторонней личности, к-рая есть и бог, и человек, к философии. Признание последней высш. ступенью в развитии духа знаменует противоречивость концепции Г., к-рая может означать как поглощение божественного человеческим, так и полное поглощение человеческого божественным и отрицание человеч. личности. Не удалась и попытка Г. осуществить «синтез» теизма и пантеизма, т. е. примирить свою философию с традиц. христ. пониманием бога. Отсюда двойственное отношение теологов и церкви к философии религии Г.: от полупризнания до категорич. отрицания. Историзм Г. повлиял на становление науч. исследования Библии (см. Тюбингенская школа, Д. Штраус).

ГЕДОНИЗМ

ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone - удовольствие) - этич. принцип, согласно к-рому высш. целью и гл. стимулом человеч. поведения является наслаждение. Был выдвинут др.-греч. философом вт. пол. 5 - нач. 4 в. до н. э. Аристип-пом, к-рый утверждал, что стремление к удовольствию заложено в человеке природой и определяет все его действия. Однако человек не должен становиться рабом удовольствия, ему следует стремиться к разумному наслаждению. Г. был развит Эпикуром и его последователями, у к-рых он сближается с эвдемонизмом. В Новое время был использован в утилитаристской этике. Ее основатель И. Бентам (1748-1832) считал, что нравственность поступка можно высчитать как баланс удовольствий и страданий.

ГЕЕННА

ГЕЕННА (греч. geenna) - в мифологии иудаизма, ислама, христианства одно из обозначений ада. Г. - н.-з. название .долины Енно-мовой» (по-евр. Ге-гинном), простирающейся от горы Сиона до долины Кедронской. По преданию, здесь в древнейшие времена израильтяне приносили жертвы Молоху. Царь Иосия с целью искоренить идолопоклонство превратил долину в свалку нечистот. Смрад, шедший из долины, сделал ее впоследствии символом ада.

ГЕЙДЕНРЕЙХ КАРЛ-ГЕНРИХ

ГЕЙДЕНРЕЙХ Карл-Генрих (1764-1801) - нем. философ-идеалист, поэт. В «Письмах об атеизме» (1796) Г. рассматривал философию Канта с позиций атеизма и теизма. По существу, в «Письмах» содержится апология атеизма, утверждение превосходства атеистич. нравственности над моралью религ.

ГЕЙНЕ ГЕНРИХ

ГЕЙНЕ Генрих (1797-1856) - нем. поэт, революционер-демократ, друг К. Маркса. Сочетал критику религии и церкви с язвительной и меткой сатирой. Критиковал религ. креационизм («Песни бытия»), доктрину божеств, целесообразности («К телеологии»), христ. богословие («К истории религии и философии в Германии»). Высмеивал схоластич. споры религ. фанатиков («Диспут», «Завещание»), вскрывал реакц. соц. смысл религ. проповедей о загробной жизни, противопоставляя им борьбу за счастье на земле («Германия. Зимняя сказка»). Критику религии Г. связывал с борьбой против феодализма, монархии, филистерства.

ГЕКАТОМБА

ГЕКАТОМБА (греч. hekatombe, от hekatdn - 100 и bus - бык) -у др. греков жертвоприношение из 100 быков, позже всякое значит. публичное жертвоприношение, независимо от рода и количества животных. Г. устраивались в ознаменование особо важных событий или в честь богов, преимущественно Зевса и Аполлона.

ГЕККЕЛЬ ЭРНСТ

ГЕККЕЛЬ Эрнст (1834-1919) - нем. ученый. Внес большой вклад в защиту и развитие дарвинизма. Стоял на позициях естеств.-науч. материализма. Проявлял непоследовательность, отрекаясь от термина «материализм», подменяя его «монизмом», стремился казенную религию заменить материалистич. пантеизмом, Г. активно пропагандировал науч. взгляды на природу, в книге «Мировые загадки» разоблачал фидеизм. В. И. Ленин высоко оценил книгу Г. Для пропаганды науч. мировоззрения Г. создал в 1906 «Союз монистов», в 1910 открыто порвал с религией и церковью.

ГЕКСЛИ (ХАКСЛИ) ТОМАС ГЕНРИ

ГЕКСЛИ (Хаксли) Томас Генри (1825-1895) - англ. биолог, друг Дарвина и популяризатор его учения. Науч. работы Г. характеризуют его как стихийного материалиста и атеиста, хотя сам он не считал себя материалистом. Г. ввел термин «агностицизм» и с позиций агностицизма считал, что невозможно ни опровергнуть, ни доказать существование бога. В. И. Ленин писал, что агностицизм Г. есть лишь фиговый листок материализма (см.: т. 18, с. 218).

ГЕЛИОС

ГЕЛИОС (Helios - солнце) - в Др. Греции бог Солнца, олицетворение солнечного света и оплодотворяющей силы солнечного тепла.

ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ

ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ (от греч. helios - солнце) - концепция, согласно к-рой Солнце является центром, вокруг к-рого обращаются планеты, в т. ч. и Земля. В Др. Греции это предположение высказал Аристарх Самосский (4-3 вв. до н. э.), но науч. подтверждение Г. получил впервые только в 16 в. в трудах Коперника. В системе Коперника Солнцу отводилась роль центр, тела Вселенной. Около Солнца движутся планеты, за ними лежит сфера неподвижных звезд, замыкающая Вселенную. Открытия Годился, Кеплера, Ньютона способствовали развитию и уточнению Г. Было доказано, что планеты обращаются не по круговым, а по эллиптич. орбитам, а силой, связывающей планеты с Солнцем и обусловливающей характер их движения, является тяготение. Последующие достижения привели к выводу, что Солнце является центром Солнечной системы, а не всей Вселенной. Создание Г. означало, как писал Энгельс, «вызов церковному авторитету в вопросах природы» (т. 20, с. 347), подрывало религ. идею о центр., избранном месте человечества во Вселенной.

ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715-1771) - франц. философ-материалист, считал, что в основе мира лежат материя и ее движение, отвергал существование души вне и независимо от тела. Заслугой Г. в развитии атеизма было обоснование положения о том, что религия является фантастич. отражением в сознании людей их реального бытия. Религ. мораль считал противоречащей здравому смыслу и понятию гражд. добродетелей. Был поборником свободы совести, понимая ее не только как свободу вероисповедания, но и как право не признавать никакой религии. В объяснении происхождения религии приблизился к пониманию того факта, что религия вызвана к жизни не только страхом человека перед стихийными силами природы, но также неудовлетворенностью реальными условиями жизни. Поэтому считал, что для ее преодоления недостаточно одного просвещения народа; необходимы уничтожение феод. общества и замена его «разумным» обществом. Осн. работы: «Об уме» (1758), «О человеке» (посмертно, 1773).

ГЕМАРА

ГЕМАРА - см. Талмуд.

ГЕНОТЕИЗМ

ГЕНОТЕИЗМ (от греч. hen - одно и theos - бог) - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что, признавая существование мн. богов, данное племя или объединение племен считало непосредственно своим покровителем лишь одного из них и поклонялось исключительно ему. Это порождало специфич. представление о союзе данной этнич. Группы с определенным богом и о двухстороннем «избранничестве». Такого рода представления нашли свое выражение в ряде книг Ветхого завета, где народ Израиля и один из богов (элохим) по имени Яхве вступают в отношения договора, «завета».

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ - см. Святых культ.

ГЕОЦЕНТРИЗМ

ГЕОЦЕНТРИЗМ (греч. ge - земля, лат. centrum - центр) - концепция, согласно к-рой Земля является центром мироздания, вокруг к-рого обращаются Солнце, планеты и звезды. Наиболее развитое выражение Г. получил в системе мира, разработанной Птолемеем во 2 в. н. э. В ней неподвижная шарообразная Земля находится в центре мира, а вокруг нее обращаются последовательно Луна, планеты, сфера неподвижных звезд. Далее распростерлись небеса - местонахождение бога. Г. поддерживался и защищался религией, поскольку он соответствовал догмату о человеке как венце творения и служителе божьем. Открытие Коперника и дальнейшие успехи астрономии выявили несостоятельность Г.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ

ГЕРАКЛИТ Эфесский (кон. 6-нач. 5 в. до н. э.) - др.-греч. философ, принадлежал к материалистич. и диалектич. традиции ионийской школы. Рассматривал несотворенный богами мир (космос) как «вечно живой огонь, мерами вспыхивающий и мерами потухающий». Критиковал тра-диц. мифологию. Образный способ выражения и пережитки ми-фологич. мышления приводят Г., как показывают отд. фрагменты, к обожествлению первоначала - огня и общей закономерности («необходимости») - логоса. Позднее эта сторона философии Г. неправомерно использовалась в религиозном учении стоицизма и в иудео-христианской теологии с ее учением о боге-слове (Ин. 1:1 -5).

ГЕРДЕР ИОГАНН ГОТФРИД

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744 ? 803) - нем. философ-просветитель. Г. с пантеистич, позиций критиковал традид. теологию, учение о нематериальности души, отрицал творение мира из ничего, первород. грех, релит, нетерпимость. Подходил к мысли о ес-теств. происхождении жизни и человека. Идейн. наследие Г. противоречиво: мотивы свободомыслия сочетались у него с апологией религии.

ГЕРМА

ГЕРМА - четырехгранный столб, завершенный скульптурным изображением головы (первоначально - Гермеса). В Др. Греции Г. -путевой знак, фетиш - охранитель дорог, границ, ворот.

ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. her-meneutikos - разъясняющий, истолковывающий) - искусство и теория толкования текстов, пер-вонач. смысл к-рых неясен вследствие их древности или неполной сохранности. Для истолкования текстов производится грамматич. исследование языка, конкр.-психологич. и историч. обстановки, в к-рой был создан документ, и др. Г. возн. в эллинист, эпоху в связи с науч. исследованием классич. текстов, а также толкованием Библии, применительно к к-рой Г. означает выяснение чувственно буквального, отвлеченно-нравоучит. и идеально-мистич. смыслов текста.

ГЕРМЕС

ГЕРМЕС - в греч. мифологии -сын Зевса и Майи, дочери Атланта. Первоначально почитался как бог скотоводов и пастухов, покровитель стада и пастбищ, позднее ему поклонялись как покровителю дорог, путников, купцов и торговли. Г. считался вестником олимпийских богов, проводником душ умерших в аид.

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ, ГЕРМЕС ТРИЖДЫ ВЕЛИЧАЙШИЙ

ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ, Гермес Трижды Величайший - легенд, автор, к-рому приписываются сочинения, якобы записанные со слов самого бога Гермеса, отождествляемого также с египетск. Тотом. Трактаты Г. Т. посвящены в основном оккультным наукам (см. оккультизм) и прежде всего алхимии, астрологии и магии, а также релит.-филос. учениям, близким гностицизму.

ГЕРМЕТИЗМ

ГЕРМЕТИЗМ - термин, к-рым обозначают филос. и религ.-мистич. воззрения, изложенные в т. н. герметических трактатах, созд. в эпоху эллинизма и поздней античности. Авторство мн. из них приписывается вымышл. мудрецу Гермесу Трисмегисту. В герметич. произведениях («Поймандр» и др.), сочетающих в себе вост. и зап. учения, излагаются (в духе гностиков) представления о боге и его эманациях, о человеке и его спасении (сотериология), о мире и его конце (эсхатология). Г. оказал влияние на культуру средних веков и Возрождения, а нек-рые герметич. соч. (напр., «Изумрудная скрижаль») послужили основой взглядов алхимиков (см. Алхимия).

ГЕРНГУТЕРЫ

ГЕРНГУТЕРЫ - см. Чешские братья.

ГЕРОЕВ КУЛЬТ

ГЕРОЕВ КУЛЬТ - сложившееся в Др. Греции почитание мифич. персонажей и реальн. личностей, прославившихся героич. подвигами, теми или иными выдающимися деяниями. Получил широкое распространение в античном мире. Первоначально герои - дети или потомки божества и смертного человека, своего рода полубоги. Они являются посредниками между людьми и богами. Выполняют волю последних на земле. Почитанием пользовались родоначальники, а также такие прославившиеся личности, как философы Платон, Пифагор, поэт Гомер, драматурги Эсхил и Софокл, легендарный основатель Спарты Ликург. В честь героев сооружались храмы. На их могилах проводились различн. состязания. Наиболее широким почитанием в др.-греч. об-ве пользовался мифич. герой Геракл. Г. к. явился одним из источников формирования христ. культа святых.

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-1870) - рус. революционер-демократ, философ-материалист, публицист и литератор. Атеистич. взгляды Г. явились продолжением и развитием идей М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева. Существенное влияние на формирование взглядов Г. оказали франц. просветители 18 в. и Л. Фейербах. Но Г. во многом пошел дальше них. Исходя из идеи закономерности развития природы и общества, он подверг критике осн. положения релит, миропонимания - креационизм, провиденциализм, учение о бессмертии души. Г. был непримиримым противником любых форм религии. В своих филос. произведениях он раскрыл связь филос. идеализма и религии, вплотную приблизился к науч. пониманию соц. корней и соц. роли религии. Религия, отмечал он, «основана на раздвоении общества и человека», и этот мир лжи и притворства будет существовать до тех пор, пока переворот не покончит с ним (Собр. соч. В 30-ти т. М., 1955, т. 6, с. 128). Г. выступал против просветит. подхода к преодолению религии.

ГЁТЕ ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ

ГЁТЕ Иоганн Вольфганг (1749-1832) - нем. поэт и мыслитель, выдающийся деятель европ. просвещения. Становление Г. как гражданина, поэта и мыслителя неразрывно связано с Великой франц. революцией. Г. мечтал о таком соц. строе, при к-ром было бы возможным свободное проявление творческих способностей человека. Много занимался естеств. науками (морфологией растений и животных, геологией). Материалистич. и атеистич. взгляды были ведущими в мировоззрении Г., выступавшего за освобождение искусства от оков религии. Он придерживался концепции эволюции в объяснении не только природы, но и общества, разделяя идею прогресса и выступая против теологич. трактовки явлений действительности. Резко критиковал мистику. Однако во взглядах Г. на религию было немало противоречивого. В последние годы жизни он проявлял интерес к христианству, давая положит, оценку его нравств. принципам.

ГЕФЕСТ

ГЕФЕСТ - в греч. мифологии - бог огня и кузнечного дела, почитался как покровитель ремесел. Сын Зевса и Геры (или только Геры). Был хром на обе ноги и некрасив, что не помешало ему взять в жены прекрасную Афро-диту. Г. - искусный мастер; в своей огромной подземной кузнице кует громы и молнии для Зевса. Мифы о Г. отражают высокий уровень развития худож. ремесла в Др. Греции. Г. изображался обычно в одежде ремесленника с молотом или клещами в руке. В римск. мифологии Г. соответствует Дул кд.

ГЕЯ

ГЕЯ (греч. - земля) - в греч. мифологии - мать-земля. Древнейшее доолимпийское божество. Одна из 4 первопотенций (Хаос, Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая небо (Уран), море (Понт) и горы. Взяла себе в супруги Урана. От их союза родилось первое поколение богов - 6 титанов и 6 титанид, среди к-рых были Кроме и Рея -родители Зевса. Г. не принимала активного участия в жизни олимпийских богов, но часто давала им мудрые советы. Со временем Г. стали почитать как хранительницу др. мудрости, знавшую веления судьбы, поэтому отождествляли ее с Фемидой. Образ Г. частично воплотился в Деметре и Кибеле.

ГИГИЕЯ

ГИГИЕЯ (отсюда гигиена) в греч. мифологии - богиня здоровья, дочь и помощница Асклепия. Изображалась с чашей в руке, в к-рую змея источает яд.

ГИЛОЗОИЗМ

ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hyle -материя, zoe - жизнь) - учение, утверждающее, что вся материя одушевлена, способна ощущать и мыслить.

ГИЛЬОМ КОНШСКИЙ, ИЛИ ВИЛЬГЕЛЬМ КОНХЕССКИЙ

ГИЛЬОМ Коншский, или Вильгельм Конхесский (р. в 80-х гг. Л в. - ум. ок. 1954 г. - франц. философ. В своих соч. «Философия мира» и «Драгматикон философии» возродил отд. взгляды антич. атомистики, подверг критике ортодокс. религ.-католич. философию. При решении естеств.-науч. вопросов Г. требовал аргументации, основанной на логических доводах, а не ссылок на св. писание. Подвергался ожесточенным нападкам со стороны Бернара Клервоского и др. теологов.

ГИМЕНЕЙ

ГИМЕНЕЙ - бог брака в греч. и римск. мифологии.

ГИПАТИЯ, ИПАТИЯ

ГИПАТИЯ, Ипатия (370-415) - пользовавшаяся широкой известностью в антич. мире женщина-математик, астроном, философ-неоплатоник. Преподавала в Александрии. Была зверски растерзана толпой фанатиков-христиан по подстрекательству александрийского епископа Кирилла.

ГИПНОЗ

ГИПНОЗ (греч. hypnos - сон) -искусственно вызываемое сноподобное состояние человека, при к-ром торможением охвачена не вся кора головного мозга, а отд. ее участки. Торможение при Г. сходно с торможением при физич. сне. Г. известен с глубокой древности. Вплоть до кон. 19 в. господствовали религ. и идеалистич. концепции Г., в части, пытались объяснить Г. действием особых «магнетич. волн», или «флюидов», якобы исходящих от гипнотизера. Труды И. П. Павлова и его учеников заложили основы науч.-материалистич. объяснения Г. С т. зр. совр. физиологии высш. нервной деятельности в основе Г. лежит процесс торможения, захватывающий кору больших полушарий головного мозга. Г. достигается воздействием ритмичных монотонных и слабых раздражений на различные органы чувств  гипнотизируемого индивида (поглаживание, тихая, успокаивающая музыка, монотонная речь врача и т.п.). Эти раздражители дополняются словесным внушением гипнотизера, к-рое становится воз

можным в связи с тем, что у гипнотизируемого сохраняются бодрствующие участки коры, обеспечивающие его контакт с гипнотизером. Г. в наст. вр. применяется как метод лечения ряда заболеваний.

ГИППОКРАТ

ГИППОКРАТ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - др.-греч. врач, реформатор античной медицины, материалист. Г. освободил медицину от влияния жреч. храмовой медицины и определил пути ее самостоят. развития. Отрицал сверхъестеств., божеств, происхождение болезней. Г. называют отцом медицины.

ГЛОК ЧАРЛЬЗ

ГЛОК Чарльз (р. 1919) - амер. социолог, проф. Калифорн. ун-та, руководитель «Центра по изучению религии и общества». Начиная с кон. 50-х гг. разрабатывает проблемы методологии и методики эмпирич. исследований религиозности. Его схема измерений религиозности включает измерение «религ. опыта», религ. веры, религ. культа, религ. знаний, «последствий религиозности» в сфере нерелиг. поведения. Под руководством Г. проведен ряд эмпирич. исследований религиозности в США.

ГЛОССОЛАЛИЯ

ГЛОССОЛАЛИЯ (от греч. glossa - язык, речь и lalia - болтовня, пустословие) - «говорение на иноязыках», патологич. явление, состоящее в бессмысл, выкрикивании верующими различных нечленораздельных звуков и слов. Может возникать непроизвольно в результате крайнего нервного перенапряжения под влиянием изнурительных многочасовых молений, религ. экстаза, предварительных постов и т. п. Г. культивируется в нек-рых направлениях христ. сектантства (напр., пятидесятниками) и обосновывается мифом о сошествии св. духа на апостолов в день пятидесятницы (см. Троица), в результате чего апостолы якобы «начали говорить на иных языках, как дух давал им провещевать» (см. Деян. 2:1-4). По представлениям пятидесятников, Г. - кульминац. пункт крещения духом, один из «видимых даров» бога, признак получения верующим божеств, благодати, установления непосредств. общения с богом. Религ. обряды, рассчитанные на появление Г. и нередко приводящие к серьезным нервным расстройствам у верующих, запрещены законодательством о культах как изуверские.

ГНОМЫ

ГНОМЫ - в сказаниях, легендах, поверьях, в эпич. поэзии герм. народов духи, охраняющие подземные сокровища. Г. представляют в виде злых или добрых карликов.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИГИИ

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЛИГИИ - см. Корни религии.

ГНОСТИКИ

ГНОСТИКИ (от греч. gnostikds -имеющий знание) - представители религ.-теософич. движения поздней античности, получившего позднее название «гностицизм». Различают гностицизм иуд., языч. и связанный с христианством. Последний, в свою очередь, подразделяется на популярный и фи-лос. (Валентин, Василии, Карпократ и др.). Г. эклектически связывали идеи антич. философии, заимствованные гл. обр. из платонизма и стоицизма, с представлениями вост. религий. Г. признавали наличие совершенного божества, между к-рым и греховным материальным миром имеются промежуточные существа - зоны. К ним относили и Христа. Для учения Г. характерны дуализм доброго и злого начал, света и тьмы, крайне пессимистич. взгляд на окружающий чувств. мир, подчеркивание своей богоизбранности и превознесение мистич. способов богопознания и самопознания при негативном отношении к рациональному познанию и простой вере. Имея много общего с н.-з. мифологией, построения Г. отличаются от нее большей изощренностью, неприятием Ветхого завета, отрицанием искупительной миссии Христа (при признании спасительной), доке-тизмом и др. чертами. Учения гностиков оказали сильное влияние на манихейство и дуалистич. ереси средних веков (пав-ликшгнство, богомильство, катары и др.).

ГОББС ТОМАС

ГОББС Томас (1588-1679) - англ. философ, один из основателей механистич. материализма. По Г., религия - порождение страха и обмана, узда для народа, суеверие, поддерживаемое гос-вом. Г. подверг сокрушит, критике религ. догмы и мифы как несовместимые с науч. миропониманием, призывал к устранению влияния богословия на науку. Тем не менее Г. считал естеств. сохранение религии под контролем гос-ва для целей управления. Материализм, атеизм и антиклерикализм Г. оказали значит, влияние на последующее развитие свободомыслия в Европе.

ГОГАРГЕН ФРИДРИХ (1887-1967)

ГОГАРГЕН Фридрих (1887-1967) - протест, теолог, один из основоположников диалектич. теологии.

ГОЛГОФА

ГОЛГОФА (арамейск. - череп) - холм в окрестностях Иерусалима, в древности - место казни преступников. На Г., согласно еванг. сообщению, был распят на кресте Иисус Христос. Образ Г. активно используется христ. проповедниками в призывах терпеливо, подобно Христу, переносить страдания.

"ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ"

"ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ" («Stim-me der Orthodoxie») - ежемесячный журнал, издающийся в Берлине на нем. языке и являющийся органом Среднеевропейского экзархата Московской патриархии. Публикует материалы, отражающие осн. аспекты деятельности Рус. правосл. церкви и ее экзархатов, а также проповеди и статьи на богосл. темы. Уделяет внимание экуменическим проблемам.

ГОЛЬБАХ ДРЛЬ АНРИ

ГОЛЬБАХ Дрль Анри (1723-?789) - франц. философ-материалист, воинств, атеист. Осн. соч. - «Система природы» (1770), в к-ром Г. обобщил и систематизировал воззрения метафизич. и механистич. материализма 18 в. Активно участвовал в подготовке и издании «Энциклопедии». Перу Г. принадлежит ряд выдающихся атеистич. произведений: «Разоблаченное христианство» (1761) «Карманное богословие» (1768) «Священная зараза» (1768) «Письма к Евгении» (1768) «Здравый смысл» (1772) и др Подверг остроумной критике почти все стороны религ. мировоззрения и церк. деятельности: показал несостоятельность идеи бога, мифа о божеств, сотворении мира из ничего, церк. учения о бессмертии души, нелепость церк. таинств и обрядов, реакц. сущность религ. морали. Сильной стороной атеизма Г. было то, что он сумел показать религию и церковь как орудие угнетения народа феод. гос-вом, дворянством и духовенством. За свои атеистич. взгляды постоянно подвергался гонениям; «Система природы» по решению парламента была публично сожжена, его работы вносились католич. церковью в Индекс запрещенных книг. Несмотря на просветит, характер и ис-торич. ограниченность, творчество Г. было яркой вехой в развитии атеистич. идей и сохранило свою значимость до наших дней.

ГОЛЬВИТЦЕР ХЕЛЬМУТ

ГОЛЬВИТЦЕР Хельмут (р. 1908) - нем. протест, теолог. В своих богосл. и публицистич. соч. («Христианская община и политический мир», 1954; «Христиане и атомное оружие», 1957; «Капиталистическая революция», 1974 и др.) Г. пытается осмыслить с позиций христ. вероучения проблемы этики, совр. культуры, соц. жизни и политики. Теологич, концепции Г. близки к учению К. Борта.

ГОЛЬДЦИЕР ИГНАЦ

ГОЛЬДЦИЕР Игнац (185? 1921) - венг. исламовед. Подверг науч.-критич. анализу сунну как историч. источник, доказал позднее происхождение мн. хадисов я отметил в них заимствования из др. религий. В трудах Г. содержится богатый конкр. материал, почерпнутый из араб. источников, к-рый представляет большую ценность и для совр. исламоведе-ния. Однако, будучи идеалистом, Г. рассматривал ислам лишь как результат развития идей и религ. -правовых институтов в отрыве от соц.-экономич. условий. Нек-рые работы Г. были переведены на рус. язык: «Ислам» (СПб, 1911), «Культ святых в исламе» (М., 1938) и др.

ГОМИЛЕТИКА

ГОМИЛЕТИКА - см. Богословие.

ГОР

ГОР - др.-егип. бог света и Солнца. Покровитель власти фараонов, к-рые считались его земным воплощением.

ГОРЬКИЙ МАКСИМ

ГОРЬКИЙ Максим (псевдоним Пешкова Алексея Максимовича) (1868-1936) - великий рус. писатель, «крупнейший представитель пролетарского искусства» (В. И. Ленин), родоначальник лит-ры социалист. реализма, атеист. В основе взглядов Г. лежало признание закономерности развития общества, решающей роли народных масс в историч. процессе. В ранних произведениях («Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике») призывал к борьбе против царизма, к ниспровержению старого мира, воспевал людей гордых и смелых. В романе «Мать» Г. впервые показал пролетариат как самостоят, революц. силу, способную к социалистич. переустройству общества. Вскрывая пороки экс-плуатат. строя, Г. разоблачал пра-восл. церковь, религ. сектантство («Жизнь Матвея Кожемякина», «Трое», «Жизнь Клима Самгина» и др.). В 1909-1910 Г. увлекся идеей богостроительства (повесть «Исповедь»), но под влиянием В. И. Ленина, самой революц. действительности преодолел свои заблуждения. В худож. произведениях и публицистич. статьях Г. разоблачал «позорную, злую и бесчеловечную» роль религии. В 1929 на II Всесоюз. съезде Союза воинств. безбожников произнес речь, в к-рой призывал к усилению науч.-атеистич. воспитания, обращая внимание на разоблачение христ. проповеди любви.

ГОСПИТАЛЬЕРЫ, ИОАННИТЫ

ГОСПИТАЛЬЕРЫ, иоанниты - члены католич. рыцарского монашеского ордена, основанного в нач. 12 в. в Палестине в период крест, походов. Название - от госпиталя (от лат. hospitalia - гостеприимство) св. Иоанна (дома для паломников) в Иерусалиме - первонач. резиденции ордена. В 1530-1798 резиденция ордена перемещается на о-в Мальта, и Г. становятся известны также под названием рыцарей Мальтийск. ордена. С 1834 резиденция Г. - в Риме. В наст. вр. орден объединяет преимущественно представителей аристократии. Деятельность Г. носит реакц. политич. характер.

ГОСТИИ (ОТ ЛАТ. HOSTIA - ЖЕРТВА), ОБЛАТКИ

ГОСТИИ (от лат. HOSTIA - жертва), облатки - небольшие круглые пресные лепешки из пшеничной муки, обычно с изображением агнца или креста как символов страдания Иисуса Христа, употребляемые для причащения в католич. (с 12 в.) и лютеран. церквах.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ - религ. орг-ция, господств. положение к-рой в той или иной стране закреплено законодательными актами. Офиц. признание определенной вероисповед. орг-ции. Г. ц. содержится в конституциях 43 гос-в. Г. ц. принимает участие в решении важнейших гос. вопросов, полностью или частично содержится за счет гос-ва, пользуется большими привилегиями, чем др. религ. орг-ции. В доре-волюц. России Г. ц. являлась пра-восл. церковь, к-рая была, по словам В. И. Ленина, «в крепостной зависимости от государства» (т. 12, с. 144) и официально именовалась «духовным ведомством». Сов. законодательство ликвидировало Г. ц., предоставив всем религ. орг-циям равные права и гарантировав сов. гражданам свободу совести.

ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАФ ГЕНРИХ КАРЛ

ГРАФ Генрих Карл (1815-1869) - нем. исследователь Библии. Опираясь на работы Фатке и Рейсса, Г. установил, что самым поздним элементом Пятикнижия, созданным и включенным в канон после вавилон. плена, является т. н. Старший элохист. Тем самым подрывалась церк. версия о порядке происхождения книг Ветхого завета, т. к. выяснилось, что, вопреки ей. Пятикнижие создано после историч. и пророч. книг. На результаты исследований Г. непосредственно опирался Вельхаузен.

ГРАЦИИ

ГРАЦИИ - лат. наименование греч. богинь - харит.

ГРЕХ

ГРЕХ - по релит, представлениям, нарушение божеств, предписаний, совершенное или замышляемое человеком под влиянием злой воли или под воздействием внешних злых сил и закрывающее ему путь к спасению в загробном мире. Эта мистификация этич. категории вины призвана страхом ответственности перед сверхъестеств. силами удержать верующего человека в жестких рамках моральных установок той или иной религии. Теоретически к Г. относится лишь несоблюдение определенных религ.-церк. норм, устанавливаемых каждой конфессией в соответствии со своими интересами и выдаваемых за данные свыше. Но практически понятие Г. духовенство всех религий распространило и на нерелиг. сферы жизни, отнеся к нему любое деяние, противоречащее интересам господств. классов эксплуатат. общества. Так, напр., по вероучению Рус. правосл. церкви, Г. считалось сомнение в богоустановленности царской власти, отказ видеть в царях помазанников божиих, покушение на частную собственность, осуждение эксплуатации человека человеком, пропаганда идей соц. равенства и т. п. Такое расширительное толкование Г. давало возможность духовенству объявлять Г. все то, что противоречит господств. в об-ве клас. морали, получившей религ.-церк. санкцию. Называя Г. все ей неугодное, церковь получила возможность манипулировать сознанием и поведением верующих в соответствии с ее собств. интересами - настраивать их враждебно по отношению ко всему тому, что представляется духовенству предосудительным.

ГРЕХОПАДЕНИЕ, ИЛИ ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ

ГРЕХОПАДЕНИЕ, или ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ - по верованиям иудеев и христиан, нарушение первыми людьми (Адамом и Евой) заповеди бога об абсолют. повиновении, повлекшее за собой суровое наказание не только их самих, но и всего их потомства. Это наказание выразилось в том, что за свое ослушание Адам и Ева изгнаны богом из рая, обречены: Адам - на труд «в поте лица», а Ева - на рождение детей «в болезнях»; была проклята земля и все живущие на ней; болезнь и смерть стали всеобщим уделом. Ответственность за Г. прародителей перешла на все будущие поколения людей, к-рые освобождаются от первород. греха лишь в таинстве крещения. Релит. цель учения о Г. - снять ответственность за существующее в мире зло с создавшего мир бога, возложив ее на человека. А утверждением, будто последствия Г. могут быть преодолены только при посредстве церкви, духовенство стремится всецело подчинить верующих своему влиянию. Глубоко реакционен соц. смысл этого учения - перенесение вины за все обществ, несчастья, переживаемые трудящимися в условиях эксплуатат. строя, на несовершенство че-ловеч. природы, ее испорченность первород. грехом.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, НАЗИАНЗИН

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин (ок. 330 - ок. 390) - один из отцов церкви, видный представитель патристики. Г. Б. является автором проповедей, написанных с использованием правил античной риторики, 12 гимнов, фрагменты из к-рых вошли в состав церк. песнопения.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (ок. 335 -ок. 394) - церк. писатель, богослов и философ, представитель греч. патристики, активный противник арианства. Г. Н. участвовал в разработке Символа веры, оказал заметноевлияние на разработку христ. догматики, на формирование символич. экзегетики.

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (1296-1359) - визант. богослов, систематизатор мистач. учений о единстве человека и бога, получивших название исихазма (от греч. hesyc-hia - покой, молчание, отрешенность). Бог рассматривается абсолютно непознаваемым в своей сущности и познаваемым только по проявлению своей благодати. Только на этой основе возн. у человека возможность общения с богом. Внес значит, вклад в разработку и формулирование осн. положений христ. (правосл.) догматики, экзегетики, антропологии.

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из автокеф. правосл. церквей. По сравнению с др. правосл. церквами имеет нск-рые отличия в литургич. правилах, собств. релит, праздники. Организац. оформление Г. п. ц. связано с распространением христианства в Грузии в нач. 4 в. и объявлением его гос. религией в Карт-ли (центр, часть Грузии). До 5 в. во главе груз. церкви, подчинявшейся Антиохийскому патриарху, стоял архиепископ, в 487 после провозглашения автокефалии ее возглавил католикос. С 11 в. глава Г. п. ц. стал называться католикосом-патриархом. После добровольного присоединения Грузии к России Г. п. ц. вошла в состав Рус. правосл. церкви на правах экзархата (1811). В результате реорганизации церк. управления Г. п. ц. превратилась в одно из учреждений, осуществлявших колониальную политику царизма. После Февральской революции груз. духовенство, упразднив экзархат и избрав католикоса-патриарха, провозгласило автоке-фальность. Разрыв Г. п. ц. с Рус. правосл. церковью продолжался до кон. 1943, когда Синод Рус. правосл. церкви признал автокефалию Г. п. ц. В наст. вр. Г. п. п. имеет 15 епархий на территории Груз. ССР. Занимает лояльные позиции по отношению к Сов. гос-ву.

ГРУППА РЕЛИГИОЗНАЯ

ГРУППА РЕЛИГИОЗНАЯ - см. Объединения религиозные.

ГУГЕНОТЫ

ГУГЕНОТЫ - приверженцы кальвинизма во Франции в 16-18 вв. Название huguenots происходит от нем. слова Eidgenossen - объединенные клятвенным союзом. Выражали интересы буржуазии, ремесленников и части дворянства Юга и Юго-Запада Франции, недовольных королевской централи-заторской политикой и засильем католич. церкви.

ГУМАНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМАНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ

ГУМАНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ - разновидность христ. идеологии и религ. антропологии. Складывается во вт. пол. 19 в. как результат союза буржуазии и церкви перед лицом растущего революц. движения, как следствие отказа буржуазии от некогда свойственного ей материализма и атеизма, с одной стороны, и обуржуази-вания христ. церквей, ее попыток соединить бурж. гуманизм с христианством - с другой. Идеологи Г. х. утверждают, что учение Христа преисполнено наивысш. гуманизма, т. к., во-первых, оно признает не зависимую ни от каких соц. условий духовную ценность человеч. личности, созданной по образу и подобию бога; во-вторых, оно провозглашает нравств. нормы и добродетели, проникнутые высш. человечностью (милосердие, любовь к ближнему,  сострадание, всепрощение), и, в-третьих, утверждает, что соц., нравств. и культурн. совершенствование общества должно опираться на христ. принципы. Идеи Г: х. по-разному понимаются и используются различными группировками и течениями в совр. христианстве. Католич. теологи консервативного толка с позиций Г. х. обрушиваются на «атеистич. гуманизм» и материализм, в то время как Тейяр де Шарден, а вслед за ним и «левые» католики заявляют, что прославлять бога - это значит «не презирать земные вещи во имя бога», а силами своего ума и труда «совершенствовать созданный богом мир». Представители диалектич. теологии (К. Барт, Р. Бультман и др.) отрицают само понятие Г. х., утверждая, что между миром бога и миром человека нет ничего общего, тогда как прогрессивно настроенные протест, деятели (Х.Джонсон, Э. Фукс и др.) стремятся с христ. позиций оправдать коммунистич.-гуманистич. идеалы. На позициях Г. х. стоят богословы правосл. церкви в СССР, идеологи еван. христиан-баптистов и др.

ГУРЕВ ГРИГОРИЙ АБРАМОВИЧ

ГУРЕВ Григорий Абрамович (1891-1978) - сов. философ, активный пропагандист атеизма, автор ряда книг по истории религии и атеизма. Осн. работы: «Великий конфликт» (1965), «История одного заблуждения» (1970), «Чарльз Дарвин и атеизм» (1975).

ГУРИИ, ХУРИИ

ГУРИИ, хурии (араб. - черноокие) - в исламе - девы, услаждающие праведников в раю.

ГУС ЛИ

ГУС Ли (1371-1415) - идеолог чеш~Теформации. С 1398 - проф., в 1402-1403, 1409-1410 -ректор Пражского (Карлова) ун-та, одновременно проповедник в Вифлеемской часовне в Праге. В своих проповедях Г. обличал католич. духовенство, осуждал симонию, торговлю индульгенциями, требовал коренной реформы церкви по образцу раннехрист. общин. Открыто объявил себя сторонником Уиклифа. Г. считал, что сохранение власти в руках господств. классов допустимо только при условии соблюдения ими, как и каждым человеком, «закона божьего». При его нарушении подданные имеют право и даже обязаны выйти из повиновения. Реформу церкви и общества Г. предполагал осуществить с помощью королевской власти. В кон. 1414 Г. был осужден как еретик Коне-танцским церк. собором и сожжен. Учение Г. послужило идеологич. основой движения гуситов.

ГУСИТЫ

ГУСИТЫ - участники антифеод. нац.-освободит, движения в Чехии, последователи Яна Гуси. Соц. состав Г. - крестьянство, плебейские слои города, бюргерство, среднее и мелкое дворянство. Г. выступили с требованием секуляризации церк. владений, ослабления поли-тич. влияния католич. церкви. Против католич. духовенства было направлено требование Г. причащать мирян не только хлебом, но и вином из чаши, что было привилегией духовенства. Пестрота соц. состава Г. обусловила их деление на 2 лагеря. Бюргерский лагерь, или чашники, выдвинул умеренную программу, сводившуюся к требованию «дешевой церкви», расширению светского землевладения за счет церковного, изгнанию нем. феодалов. Крестьян-ско-плебейский лагерь, или габариты. выдвинул более радикальную антифеод, программу. Католич. церковь после неудачных крест, походов против Г. столкнула чашников с таборитами; в 1434 табориты были разбиты. Движение Г. расшатало устои католич. церкви и феодализма, способствовало подъему чеш. культуры.

ГУТТЕН УЛЬРИХ, ФОН

ГУТТЕН Ульрих, фон (1488-1523) - нем. гуманист. Г. принадлежат обличительные соч. против папства в духе идей Реформации. Он выступал против индульгенций, вслед за Эразмом Роттердамским доказывал самостоятельность человеч. разума в процессе мышления. В сатире «Письма темных людей», одним из авторов к-рой был Г., содержались призывы к нем. об-ву и Лютеру выступить против папства. Ф. Энгельс назвал Г. теоре-тич. представителем нем. дворянства.

ГЮЙО ЖАН МАРИ

ГЮЙО Жан Мари (1854-1888) - фр. философ-позитивист. В религии Г. видел фантастич. объяснение окружающего мира по аналогии с человеч. обществом. Религия, по Г., изменяется вместе с эволюцией общества и в будущем исчезнет. Однако Г. считал возможным распространение новой религии, основанной на высш. эмоциях.

ГЯУР

ГЯУР - то же, что Кафир.

Д

Предыдущая страница Следующая страница