Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАДЖЖ

ХАДЖЖ (араб. - паломничество) - посещение Мекки с ее др. храмом Каабой, сопряженное с рядом церемоний: прослушивание проповеди у горы Арафат, символич. метание камней в дьявола, семикратный обход вокруг Каабы, молитва, питье воды из источника Зам-зам и др. X. является одной из пяти осн. обязанностей мусульманина, к-рый «в состоянии совершить его». Он приурочивается к празднику жертвоприношения (курбан-байраму). Посещение Мекки в др. время с совершением всех ритуалов X. (кроме жертвоприношения) называется малым паломничеством (умра). Среди паломников из СССР большую часть составляют представители духовенства и учредителей религ. объединений.

ХАДЖИ

ХАДЖИ - почетный титул мусульманина, совершившего хаджж. Мусульм. духовенство создает вокруг X. ореол особо «благочестивого» человека.

ХАДИС

ХАДИС (араб. - сообщение, рассказ) - короткий рассказ о высказываниях или поступках Мухаммеда. Состоит из 2 частей: в первой перечисляются имена людей, передавших X., вплоть до того человека, к-рый лично слышал изречение Мухаммеда или видел его поступок; во второй содержится сам рассказ. X. - источники права,  нравственности и религ. предписаний. X., отобранные известными теологами 9-10 вв. и признанные ими «подлинными», составляют сунну - мусульм. «св. предание».

ХАЙДЕГГЕР МАРТИН

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) - основатель нем. экзистенциализма. Рассматривал человеч. существование как «заботу», «заброшенность», «падшесть», «бы-тие-к-смерти» и т. д. Христ. учение о грехе переводится X. в «экзи-стенциал» виновности человека, а спасение - в поиск подлинного бытия («Бытие и время», 1927). Впоследствии X. обратился к поиску трансцендентного бытия в поэзии и мифе, а совр. эпоху объявил «сумерками мира», когда человек призван молчать о боге и готовить ему встречу. Философия X. повлияла на совр. протест, и като-лич. богословие.

ХАЛИФ

ХАЛИФ (араб. халифа - наместник, преемник) - духовный и светский глава теократич. мусульм. гос-ва (халифата). Первые халифы (632-661) считались преемниками пророка Мухаммеда, а при Омейя-дах (661-750) - наместниками самого Аллаха. Начиная с 10 в. X. превратились в мусульм. первосвященников.

ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР

ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР - см. Вселенские соборы.

ХАЛЛАДЖ ХУСЕЯН ИБН МАНСУР

ХАЛЛАДЖ Хусеян ибн Мансур (ок. 858-922) - представитель наиболее крайнего направления в суфизме. Был странствующим проповедником. В отличие от др. суфиев, хранивших свое учение в тайне от непосвященных, открыто проповедовал суфизм. X. резко расходился с ортодокс, богословами в толковании осн. догматов ислама, отвергал ислам, обрядность. Был объявлен еретиком и казнен.

ХАМБО-ЛАМА

ХАМБО-ЛАМА (тибетск. наставник) - титул, присваиваемый ламам, занимающим видные места в иерархии духовенства ламаизма. В сочетании с приставкой санскр. происхождения «пандит» («ученый») - титул главы ламаист, духовенства в царской России и в дореволюц. Монголии, где употреблялся в переводе на мою.: Номчэ - мыргэн - лама (букв. - «ученый мудрый лама»). В наст. вр. Пандит-х.-л. - титул председателя Центр. духовного управления буддистов (ЦДУБ) СССР.

ХАНАКА

ХАНАКА - см. Текке.

ХАНБАЛИТЫ

ХАНБАЛИТЫ - см. Маэхаб.

ХАНЖЕСТВО

ХАНЖЕСТВО - отрицат. моральная характеристика, указывающая на несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его внутр. сути; показное благочестие, рассчитанное на «публику», и извлечение из этого выгоды; зло, рядящееся в добро. X. может быть сознат. лицемерием, циничным ношением маски, но может быть и ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие. Хотя в релит. проповедях осуждается X., религия, выдвигая аскетич. идеалы, противоречащие естеств. желаниям людей, побуждает к X. как верующих, так и священнослужителей. Классич. лит. образы, воплощающие X., - Тартюф из одноименной комедии Мольера, Фома Опискин из повести ?. ?. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».

ХАНИФИЗМ

ХАНИФИЗМ - релит, движение в Аравии в 6 - нач. 7 в., предшествовавшее исламу и оказавшее на него влияние. Считается, что ислам при своем возникновении был одним из проявлений X. Ханифы восприняли нек-рые важные стороны иудаизма и христианства, проповедовали монотеизм и аскетизм. Сторонники X. именовали бога Аллахом. Коран рассматривает их как последователей «веры прямоты». X. отражал стремление арабов к политич. объединению в период разложения первобытнообщинного строя.

ХАНИФИТЫ

ХАНИФИТЫ - см. Мазхаб.

ХАПИ

ХАПИ - в др.-егип. религии - бог Нила, податель влаги и урожая. Изображался в виде тучного человека, держащего в руках сосуды с водой. Праздник X. приурочивался к началу разлива Нила.

ХАРИГГЫ

ХАРИГГЫ - др.-греч. богини радости и красоты. Считались дочерьми Зевса и Геры или Бахуса и Афродиты. Изображались в виде молодых красивых женщин, одетых или обнаженных, часто с цветами и муз. инструментами в руках. В др.-римск. пантеоне X. соответствовали грации.

ХАРИДЖИТЫ

ХАРИДЖИТЫ (от араб. хариджи - вышедший, восставший) - сторонники одного из течений в исламе, возникшего в 50-х гг. 7 в. Выступали за равенство всех мусульман, независимо от их происхождения и цвета кожи. По учению X., халифом может быть любой последователь ислама, избранный мусульм. общиной. Община же имеет право сместить неугодного халифа. X. отличала нетерпимость по отношению к политич. и идеологич. противникам, к-рые объявлялись «вероотступниками», подлежащими уничтожению. В наше время утратившие былую нетерпимость X.-ибадиты встречаются в Алжире, Тунисе, Ливии, Омане.

ХАРИЗМА

ХАРИЗМА - см. Благодать.

ХАСАН

ХАСАН (ок. 625-669) - второй имам из династии шиитских имамов, старший сын Али и Фатимы. После смерти Али был провозглашен в 661 халифом, но за денежное вознаграждение отказался от халифских прав в пользу правителя Сирии Муавия. Шииты считают, что X. был отравлен, и почитают его как мученика.

ХАСАН АЛЬ-БАСРИ, ХАСАН БАСРЙЙСКИЙ

ХАСАН АЛЬ-БАСРИ, Хасан Басрййский (642-728) - один из первых аскетов и мистиков в исламе, предшественник суфизма. X. а.-Б. отвергал мусульм. догмат о предопределении, признавал наличие свободной воли у человека.

ХАСИДИЗМ

ХАСИДИЗМ (др.-евр. хасид - благочестивый) - релит, движение среди евреев Польши и России, возникшее в нач. 18 в. На первых порах X. представлял релит, форму соц. протеста низов против господства финанс. верхушки общин и поддерживавших ее раввинов. Однако вскоре X. утратил свой первонач. характер и превратился в откровенно мистич. течение в иудаизме. Перерождению X. способствовали т.н. цадики («святые»), занявшие еще более авторитарные позиции по отношению к верующим, нежели раввины-ортодоксы. Основоположником X. считается Израиль Бешт (1700-1760). По представлениям X., бог (шехина) присутствует во всем, что окружает человека. Такой ре-лиг.-пантеистич. взгляд использовался для вывода о возможности «прямого контакта» верующего с Шехиной в молитве, что делает ненужной талмудич. «ученость» и раввинское посредничество. X. признает зло низш. ступенью добра и связывает его с тем же Шехиной. Эти представления аккумулировались в т. н. доктрине радости, к-рая проявлялась в песнях и плясках экстатич. по своему характеру хасидист. релит, культа, а также в отрицании аскетизма. В наши дни X. существует гл. обр. в форме т. н. «хабад-хасидизма» (возн. в кон. 18 в.), объединяющего мистику X. с раввинским богословием. Осн. места распространения X. в наст. вр. - США и Израиль. Мистика X. в модернизированной форме («неохасидизм») широко пропагандируется совр. апологетами иудаизма.

ХАТОР, ХАТХОР

ХАТОР, Хатхор - в др.-егип. религии - богиня любви и судьбы, богиня неба. Изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы. Культ X., к-рая отождествлялась с Сехмет, был распространен не только в Египте, но и за его пределами.

ХАФИЗ

ХАФИЗ (наст. имя Шамседдин Мохаммед, ок. 1325-1389 или 1390) -перс. поэт. X. изучал богословие и прославился как «хафиз» (человек, знающий Коран наизусть). Поэзии X., не избежавшего влияния суфизма и мистицизма, тем не менее чужды аскетизм и безропотная покорность. В своих стихах поэт выступал против релит, запретов и предписаний шариата, призывал наслаждаться жизнью, стремиться к свободе личности. X. осуждал духовенство за лицемерие, ханжество, убожество мысли.

ХЕДЕР

ХЕДЕР (др.-евр. - комната) - евр. начальная релит, школа, где изучались лишь Пятикнижие Моисеева и Талмуд. Руководили X. меламеды - учителя, как правило невежественные в вопросах педагогики и обучавшие по принципу «поменьше науки, побольше розог».

ХЕРЕМ

ХЕРЕМ (др.-евр. - отсечение, отторжение) - в иудаизме - проклятие, отлучение, связанное с унижающим человеч. достоинство ритуалом. X. обрекал человека на презрение со стороны единоверцев и на соц. изоляцию, а его труды, произведения - на уничтожение. 10 лет тяготел X. над вольнодумцем Дикости, был проклят раввинами философ Спиноза. X. подвергались также революц. движения масс.

ХЕРУВИМЫ

ХЕРУВИМЫ - в иуд. и христ. мифологии - одна из высш. (вторая после серафимов) категорий ангелов в небесной иерархии. Изображаются шестикрылыми со множеством глаз.

ХИДЖРА

ХИДЖРА (араб. - переселение) - переезд Мухаммеда из Мекки в Медину в 622. В честь этого события год X. был провозглашен началом мусульм. летосчисления, к-рое так-же получило название «X.». В ноябре 1980 в соответствии с мусульм. лунным календарем завершился 1400 год X. и начался его 15 в. Дата широко отмечалась в мусульм. мире и была использована религ. орг-циями для усиления пропаганды ислама.

ХИЛИАЗМ

ХИЛИАЗМ - см. Милленарии.

ХИМЕРА

ХИМЕРА - 1) в др.-греч. мифологии - чудовище с головой и шеей льва, туловищем козла и хвостом дракона; порождение Тифона и Ехидны; 2) в искусстве ср.-век. готики X. называли изображения фантастич. чудовищ в соборной скульптуре.

ХИНАЯНА

ХИНАЯНА (санскр. - «малая колесница», или «узкий путь» спасения) - наряду с махаяной одно из двух гл. направлений буддизма, его монаш. форма. В X. осн. значение имеют личные усилия стремящегося освободиться от уз сансары путем восхождения к окончат. спасению (нирване) через множество промежуточных воплощений. Канонич. оформление X. получила к 1 в. н. э., хотя осн. ее положения были сформулированы в более ранних текстах, в т. ч. в трипитаке. В дальнейшем X. распространилась гл. обр. в тех странах, куда мигрировало население из Вост. Индии (Шри-Ланка, гос-ва Индокитая). С течением времени в X. появился сложный пышный культ (напр., поклонение «зубу Будды» в Кан-ди), массовое паломничество к «св. местам» буддизма и пр.

ХИРОМАНТИЯ

ХИРОМАНТИЯ - см. Мантика.

ХИРОТОНИЯ

ХИРОТОНИЯ - см. Рукоположение.

ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИЕ

ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИЕ - специфич. форма обряда причащения в нек-рых протест, церквах и сектах (еванг. христиане, баптисты, адвентисты, меннониты. пятидесятники и др.). В отличие от католицизма и православия они не рассматривают X как таинство, а считают его обрядом, символизирующим духовное единство верующих. У еванг. христиан, баптистов, меннонитов и пятидесятников X. совершается в первое воскресенье каждого месяца; а у адвентистов -4 раза в год (в первую субботу нового квартала). Адвентисты совершают перед X. обряд омовения ног.

ХЛЫСТЫ

ХЛЫСТЫ - см. Христововеры.

ХНУМ

ХНУМ - один из гл. богов в др.-егип. мифологии. Считался творцом мира и людей, источником плодородия.

ХОДЖА

ХОДЖА (перс. хадже - господин, хозяин) - почетный титул духовных лиц, состоят, чиновников, феодалов, в нек-рых случаях - поэтов и писателей. Его присваивали себе также представители крупной буржуазии, суфийские шейхи в Ср. Азии, на Индо-Пакистанском субконтиненте, в Иране.

ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-1860) - рус. философ-идеалист, богослов, поэт и драматург. Один из гл. идеологов славянофильства. Испытал влияние патристики и класс, нем. философии. Развивал учение о церкви как живом «богочеловеческом» организме, в к-ром на основе любви к богу рождается релит, соборность, духовн. свобода и братство. Идеализируя православие, X. полагал, что оно преодолевает авторитаризм католицизма и индивидуализм протестантизма. Основу бытия, по Х» составляет воля «всесущего разума», лишь в согласии с к-рым целостный дух человека  (включающий веру) может постичь истину. В рус. крестьян, общине и православии он видел одну из важн. особенностей развития России. X. выступал за отмену крепост. права, но в рамках са-модерж. гос-ва.

ХРАМ

ХРАМ - собират. термин для обозначения зданий, в к-рых происходит отправление религ. культа. В каждой конкр. религии X. имеет особое наименование: в Христианстве - собор, костел, кирха; в ис-ламе - мечеть; в иудаизме - синагога; в буддизме нет единого термина и каждая страна имеет свой: тэра в Японии, вихара в Шри-Ланке, хурэ в Монголии, дацан в Бурятии и т. д. Здание X. как место общения людей с богом в любой религии полисемантично. Напр., в христианстве и буддизме X. -это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света. Каждая его деталь (архитектурная, живописная и др.) строго регламентирована каноном данной религии. Несмотря на жесткость канона, храмовое зодчество любой страны имеет нац. специфику, и его шедевры вошли в сокровищницу мир. культуры.

"ХРИСТИАНЕ ЗА СОЦИАЛИЗМ"

"ХРИСТИАНЕ ЗА СОЦИАЛИЗМ" - соц.-политич. движение, организационно оформившееся на конференции в Сантьяго (Чили) в 1972, к-рая была созвана по инициативе группы чилийских священников, поддерживавших правительство Народного единства во главе с С. Альенде. В заключит, документе, принятом конференцией, признавалась борьба классов  и содержался призыв к верующим активно участвовать в освободит. борьбе во имя построения подлинно свободного и справедливого социалиствч. общества, что, по утверждению авторов документ», полностью соответствует хрнст. вероучению. Хотя фашист, переворот 1973 нанес существ, урон этому течению в Чили, оно продолжает развиваться в др. странах.

ХРИСТИАНСКАЯ МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ХРИСТИАНСКАЯ МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ - веправительств. орг-ция при Совете по экономич. сопвальв. вопросам ООН, созданная в 1958. Объединяет религ. орг-ции 86 стран всех континентов. Сотрудничает с экуменяч. в региональными молодежными, женскими и др. религ. ассоциациями. ХМК разрабатывает с богосл. позиции вопросы ответственности хряст, церквей за сохранение мира, разрядку меж-дународн. напряженности, выступает против применения оружия массового уничтожения, осуждает использование капелланов в армиях НАТО для пропаганды «богословия войны».

ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА

ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА - религ. орг-ция протест, ориентации, возникшая в 70-х гг. 19 в. в США. Осн. ее принципы сформулированы Мери Бекер-Эдди и состоят в том, что излечение людей от всякого рода болезней возможно лишь с помощью религ. веры. Мед. методы лечения при этом категорически отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природы болезней людей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол заключаете в широко распространенном ошибочном мнении о существовании .материи как объективной реальности. Поэтому достаточно отказаться от подобного заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, чтобы излечиться от различных недугов. Материя иллюзорна, так же как и болезни, страдания и смерть, порожденные ею. Единственное реальностью, подлинной основой и причиной всего сущего является разум, мысль, дух. Ссылаясь на евангелие, Бекер-Эддн утверждала, что «чудо» исцеления Христом бальных стало возможным благодаря особому воздействию его духа на больных. Мысли Бекер-Эдди были изложены в ее кн. «Наука и здоровье» (1875), «Единство Великого и нереальность болезни» (1887), «Ретроспективность и интроспективность» (1891). В 1879 в Бостоне ею была основана «Первая церковь Христа-учителя», а в 1881 - «Метафизический колледж». После смерти Бекер-Эдди руководство «X. н.» перешло в руки правления директоров, пожизненно занимающих свои посты и назначающих себе преемников. Деятельность совр. последователей «X. в.» заключается гл. обр. в изучении «трудов» Бекер-Эдди, чтении Библии, пении гимнов и составлении отчетов о лечении членов общин.

ХРИСТИАНСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

ХРИСТИАНСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ (христианско-демократические, христианско-социальные, социал-христианские и т. п.) - влиятельная обществ.-политич. сила во мн. странах мира. Хотя многие X. п. п. зародились в кон. 19 - нач. 20 в., их активность усилилась после второй мир. войны, когда правящие классы капиталистич. стран испытывали необходимость в замене прежних, «традиц.» бурж. партий, скомпрометировавших себя в довоенный и военный периоды. Возрождение старых и создание новых X. п. п. пользовалось поддержкой США. Именно X. п. п. стали в капиталистич. странах осн. защитником существующего строя и оплотом буржуазии. В наст. вр. подавляющее большинство X. п. п. стоит на откровенно реакц. позициях. В области внутр. политики это поддержка монополий и бурж. гос-ва в ущерб интересам трудящихся масс. Нек-рые партии прикрываются при этом концепциями «третьего», хрнст. пути, рассуждениями о «рабочем самоуправлении» и т. д. В основе политики мн. X. п. п. лежит антикоммунизм, опора на клерик. реакцию, ориентация на США и НАТО. Для идеологии этих X. п. п. характерна пропаганда т. н. христ. ценностей, борьба против марксист.-ленин. учения. В последние годы в низах христ. партий наблюдается отход от ортодокс. линии руководства. В ряде стран рядовые члены этих партий участвуют в забастовочной борьбе и антивоенном движении. Количество рабочих в X. п. п. в последние годы сокращается. В парламентских фракциях X. п. п. капитали-стич. стран немало ставленников монополий. Наибольшим влиянием X. п. п. пользуются в Зап. Европе. Здесь в 17 странах имеется 21 такая партия с общей численностью около 3,3 млн. человек. Боль-, шинство партий представлено в парламентах, местных органах власти. В Лат. Америке X. п. п. имеются почти во всех странах. Многие оказывают поддержку правым, профашист, военным режимам, однако в последние десятилетия нек-рые из них в результате отмежевываются от этих режимов, критикуют капитали-стич. порядки и империалистич. политику США. В Азии X. п. п. имеются в Индонезии и Ливане. В ряде африкан. стран имеются небольшие политич. партии христ. толка, не оказывающие существ. влияния на политич. и обществ. жизнь. Есть X. п. п. и в социалистич. странах: в ГДР - Христ.-де-мократич. союз, в Чехословакии - Чехословацкая народная партия. Обе партии действуют в рамках конституций своих стран.

ХРИСТИАНСКИЙ СИНДИКАЛИЗМ

ХРИСТИАНСКИЙ СИНДИКАЛИЗМ - исторически и идеологически связанное с церковью направление реформист, профдвижения. Его зарождение произошло в 80-х гг. 19 в., когда в зап.-европ. странах стали возникать первые христ. синдикаты. В 1920 образуется Международ, конфедерация христ. профсоюзов (МКХП). В ее состав вошли 11 зап.-европ. проф-центров, объединявших в своих рядах около ЗЗбб тыс. человек. Идейн. основой МКХП стало соц. католич. учение, сформулированное в папской энциклике «Рерум новарум». Изменения, происшедшие с тех пор в мире и в самом хряст, профдвижении, привели к перестройке основ его деятельности, выразившейся в отказе МКХП, переименованной в 1968 в Всемирн. конфедерацию труда (ВКТ), от односторонней ориентации на соц. учение католицизма, в принятии в 1973 новой «социалистич. ориентации» в пухе одного из вариантов реформист, концепции «демократич. социализма». Этот сдвиг в международ, христ. профдвижении способствовал укреплению его влияния среди трудящихся. В наст. вр. ВКТ объединяет в своих рядах около 15 млн. человек из 84 нац. профцентров 80 стран всех континентов. В рамках ВКТ действует 12 международ. отраслевых объединений. Она имеет также региональные орг-ции: Латино-амер. профцеитр трудящихся (ЛАПТ) и Азиат, профсоюзное братство (БАТУ). Действовавшие до недавнего времени региональные орг-ции ВКТ в Европе - Европ. организация (ЕО) и в Африке - Панафрикан. объединение верующих трудящихся (ПОВТ) приняли в 1974 решение о самороспуске и вступлении своих членов соответственно в Ёвроп. кон7 федерацию профсоюзов (ЕКП) и в Орг-цию африкан. профсоюзного единства (ОАПЕ).

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - направление обществ, мысли, стремящееся придать христианству социалистич. окраску; возникло в 30-40-х гг. 19 в. как разновидность феод. социализма. С самого начала X. с. отличался разнообразием форм. Мн. деятели X. с. искренне стремятся избавить эксплуатируемых от бедствий, подневольного состояния, но указывают при этом нереальные пути и средства (партнерство классов, нравств.-религ. самосовершенствование и т. д.). В ходе своей эволюции X. с. сформировался в одну из осн. разновидностей бурж. идеологии, противостоящей науч. социализму и рабочему революц. движению. Особую роль в попытке придать христ. религии новую соц. окраску и приспособить ее к» совр. нсторич. условиям играют католич. цер- ковь, к-рая активно модернизирует свою соц. доктрину (см. Энциклики пап социальные), и выступающие под флагом католицизма христ.-демократич. партии, профсоюзы и др. светские католич. орг-ции, программные документы к-рых включают в себя мн. положения X. с. Идеология X. с. есть попытка дать альтернативу коммунистич. программе преобразования мира, отколоть от коммунистич. и рабочих партий часть их сторонников. Вместе с тем следует учитывать, что в трансформированном виде идеи X. с. присущи миллионам верующих, к-рые в совр. историч. условиях все активнее участвуют в общедемократич., особенно антивоенных и клас., движениях и к-рые облекают свои стремления к соц. благоденствию, миру и социализму в релит, формы. В условиях прогрес. секуляризации широких слоев верующих, роста их клас. самосознания и популярности идей науч. социализма идеологи X. с. вынуждены критически оценивать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако в конечном итоге они выступают как соц. реформисты, ратующие за совершенствование бурж. обществ, отношений, имея в виду сохранение в той или иной мере права частной собственности на орудия и средства производства,  на ее наследование, на использование наемного труда и т. д.

ХРИСТИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХРИСТОВОВЕРЫ

ХРИСТОВОВЕРЫ - «люди божьи», хлысты - одна из форм старого рус. сектантства, возникшая во вт. пол. 17 в. в центр, губ. России среди оброчных крестьян. Основателем христововерия считается костромской крестьянин Даниил Филиппович. По соц. содержанию учение Х-, отличавшееся крайним аскетизмом и мистицизмом, выражало протест части крестьянства против помещиков и правосл. духовенства. X. отвергали авторитет церкви во имя авторитета «св. духа». Их моления (радения) представляли собой коллективные пляски с «хождением в духе», с самобичеванием, глоссолалиями и пророчествами, в результате к-рых верующие впадали в состояние релит, экстаза. Характерная черта первоиач. христововерия -строжайший аскетизм, вплоть до отказа от семьи и брака. Последователи христововерия объединялись в общины - «корабли» во главе с «христами» и «богородицами» (по учению X., Христос может вселиться в каждого верующего). Во вт. пол. 19 в. среди Х. ведущую роль стали играть бурж. элементы, предприниматели, торговцы. В связи с этим в таких течениях христововерия, как «Старый» и «Новый Израиль», происходит ослабление мистицизма и аскетизма, наблюдаются попытки реформировать хри-стововерие по церк. образцу. Царское правительство и правосл. церковь преследовали X. Нек-рые из них (часть последователей «Нового Израиля») эмигрировали в нач. 20 в. в Уругвай. Соцнали-стич. Преобразования в деревне подорвали соц.-экономич. корни христововерия и ускорили процесс его распада. В наст. вр. небольшие группы X. Имеются в Тамбовской, Ростовской обл.. Краснодарском, Ставропольском краях и др. местах. Они ведут замкнутый образ жизни,  не участвуют в обществ, производстве.

ХРИСТОС

ХРИСТОС - см. Иисус Христе.

ХУБИЛГАН

ХУБИЛГАН (от моиг. хувилах - возрождаться, перерождаться) - в ламаизме - наименование высших представителей духовенства, тляющихся якобы земным воплощением будд и бодхисатв или наиболее почитавшихся в прошлом проповедников буддизма. X. рассматривается верующими как «живой бог». Особым авторитетом пользовались дамй-мма и панчэн-эртни.

ХУН СЮ-ЦЮАНЬ

ХУН СЮ-ЦЮАНЬ (1814-1864) - организатор и руководитель Тай-пинского восстания 1850-1864 в Китае. В 1843 организовал религ. секту «Общество поклонения богу» («Бай-шанди хуэй»), основанную на христианстве англикан. толка, с целью подготовки свержения пинской монархии. Пропагандировал христ. идеи равенства всех людей, выступал против тра-диц. кит. религий.

ХУРДЭ

ХУРДЭ - ламаист, молитв, «мельница», представляющая собой полый вращающийся барабан. X. устанавливаются во внутр. дворе дацана. Верующие опускают в X. бумажки с написанными на них молитвами и вращают ее. Это действие считается адекватным молитве.

ХУСЕЙН

ХУСЕЙН (626-680) - второй сын Али и Фатимы, третий имам из династии шиитских имамов. Погиб в борьбе за власть. Был объявлен последователями шиизма великомучеником, погибшим за веру. Отмечаемый ежегодно шиитский тра-Jy в месяц мухаррем с его кульминацией ашура связан с именем X.

ХУТБА

ХУТБА (араб. - проповедь) - му-сульм. молитва, читаемая гл. муллой в мечети в дни курбан-байрама. ураза-байрама, во время пятничных богослужений, в также во время неурожаев, эпидемий и т. д.

Предыдущая страница Следующая страница