Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕШ"-"ЛЮЦ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛЕШ"-"ЛЮЦ")

ЛЕШИЙ

ЛЕШИЙ - по дохрист. поверьям мн. народов - лесной дух, олицетворение хозяина лесной чащи. Христианизация не смогла вытеснить из народного сознания представления о Л-, ибо последние были прочно переплетены с промыс-лово-хозяйств. и бытовыми нуждами крестьян. Христ. церковники распространили понимание «нечистой силы» на Л., христ. черт, в свою очередь, приобрел мн. атрибуты Л.

ЛЖЕАПОСТОЛЫ

ЛЖЕАПОСТОЛЫ - так борющиеся друг с другом раннехрист. группы называли проповедников, с к-рыми они были несогласны. Иудео.христиане, напр., считали Л. Павла. В иеканонич. «Учении 12 апостолов» (.Дидахе») даются советы, как отличить апостолов от Л. В «Откровении Иоанна» говорится о людях, к-рые называют себя апостолами, а на самом деле таковыми не являются.

ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ

ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ - сборник церк. документов, гл. обр. подложных, появившийся во Франции в сер. 9 в. с целью обоснования верховной власти папы во вселен, церкви и его независимости от светской власти. Л. д. проводили идею «непогрешимости» папы и были положены в основу канонич. права. В средние века  они широко использовались папством в борьбе за верховенство над светскими государями Зап. Европы. Составитель Л. д. - неизвестное лицо, скрывшееся под псевдонимом Исидора Меркатора, - включил в сборник свыше ста посланий, декреталий пап, т. н. Константинов дар и др. документы, подложность к-рых была неопровержимо доказана в нач. 15 в.

ЛИ ГЕНРИ ЧАРЛЗ

ЛИ Генри Чарлз (1825-1909) - амер. историк, автор четырехтомной истории исп. инквизиции, основанной на первоисточниках. Его перу принадлежит также ряд др. работ по ср.-век. истории папства и католич. церкви.

ЛИБЕРАЛИЗМ

ЛИБЕРАЛИЗМ - бурж. движение и идеология; возник в период борьбы против феодализма. В Л. на первый план выдвигается индивид как субъект и высш. инстанция всякой деятельности, гос-во должно быть подчинено интересам индивида. За этим требованием крылась борьба буржуазии против феод- политич. привилегий. Л. свойственны вера в прогресс и требование терпимости. На протяжении 19 в. христ. церковь в целом выступала против Л. с позиций феод. реставрации. «Культур-кампф» в бисмарковской Германии был столкновением Л. с ультрамонтанством. Как реакция на идеи Просвсшения в 19 в. в протестантизме возникла т. н. либеральная теология. Основываясь на учении Ф. Шлейермахера, либеральные теологи (Ритчль, Гарнак, Трёпьч) поставили вопрос о соотношении откровения с историей. К Библии был применен историко-критич. метод. В историч. аспекте рассматривалось соотношение религии и культуры. Бурж. прогресс оценивался как путь к осуществлению «царства божьего», в христианстве подчеркивалась этич. доктрина. В условиях общего кризиса империализма либеральная теология теряет влияние. Как ее отрицание в 20-х гг. возникает теология кризиса

ЛИБЕРАЛЬНАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЛИБЕРАЛЬНАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - течение в католицизме, к-рое стремилось примирить в различных странах Зап. Европы либеральные бурж. институты и католич. доктрину. В 19 в. в Англии была создана церковь, в доктрине к-рой сочетались теологич. и масонские элементы с нек-рыми ритуальными формами католич. литургии.

ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН

ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН - см. Военно-монашеские ордены. 

ЛИВШИЦ ГИЛЕР МАРКОВИЧ

ЛИВШИЦ Гилер Маркович (1904-1983) - сов. ученый, доктор историч. и филос. наук; автор мн. книг и брошюр по истории религии и свободомыслия, по вопросам марксистско-ленинского атеизма. Осн. работы: «Очерки историографии Библии и раннего христианства» (1970); «Атеизм русских революционных демократов» (1979), «Критика идеализма и религии в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса» (1981).

ЛИЛЙТ

ЛИЛЙТ (евр. «ночная») - ночной дух (позднее - привидение), являющийся спящим в виде прекрасной женщины. Упоминается в др.-вавилон. заклинаниях. В Талмуде Л. фигурирует как первая жена Адама.

"ЛИМОНАРЬ", ИЛИ "ЛУГ ДУХОВНЫЙ"

"ЛИМОНАРЬ", или "Луг духовный" - соч. греч. монаха Иоанна Мосха (ум. в 622), собравшего массу повествований о жизни христ. подвижников, а также их изречения и нравоучения. Л. послужил одним из первоисточников для др. агиографич. сочинений, напр. патериков.

ЛИНГАЯТЫ

ЛИНГАЯТЫ (санскр. - носящие лингу) - последователи одной из сект в индуизме, возникшей в 12 в. в Юж. Индии. Л. почитают Шиву в виде фаллич. символа - линги, отвергают догмат о переселении души, посты, жертвоприношения и паломничества, не признают авторитета Вед и брахманов, кастовых различий.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МИФОЛОГИИ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МИФОЛОГИИ - создана в 19 в. англ. санскритологом-индологом М. Мюллером. Опираясь на успехи науч. сравнительного индоев-роп. языкознания и реконструкции др.-европ. мифологии, М. Мюллер обосновал Л. т. возникновения мифов, к-рые якобы возникли в результате «болезни языка» (термин М. Мюллера). Вследствие бедности др. языков человек обозначал различные явления одними и теми же словами; когда первоначальное значение слов забывалось, люди начинали считать отд. слова особыми существами, олицетворяя таким образом различные явления в виде богов. Эту теорию отстаивали ученые А. Кун, Э. Мейер, Ю. Белох. Она сыграла в свое время положит, роль в систематич. изучении мифов. Ее методологич. порок - отсутствие конкр.-ясторич. анализа содержания мифов, отражения в них обществ, отношений.

ЛИОНСКИЕ БЕДНЯКИ

ЛИОНСКИЕ БЕДНЯКИ - см. Вальденсы.

ЛИОНСКИЕ СОБОРЫ

ЛИОНСКИЕ СОБОРЫ - см. Вселенские соборы.

ЛИОНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРОПОВЕДИ ВЕРЫ

ЛИОНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРОПОВЕДИ ВЕРЫ - основано в 1815 в Лионе (Франция) с целью сбора средств для деятельности католич. миссий. В наст. вр. штаб-квартира общества находится в Риме. Об-во управляется международ. комитетом.

ЛИППЕРТ ЮЛИУС

ЛИППЕРТ Юлиус (1839-1909) - нем. историк и этнограф. В возникновении религии Л. гл. значение придавал эмоциям перво-бытн. человека, особенно страху смерти. Анимизм и предков культ  лежат, по Л., в основе всех позднейших религий.

ЛИТАНИЯ

ЛИТАНИЯ (греч.) - в католич. культе - краткая молитва, к-рая поется или читается во время торжеств. релит, процессий.

ЛИТИЯ

ЛИТИЯ (от греч. lite - усердная молитва) - часть всенощного богослужения накануне церк. праздников. Вошла в церк. практику в Византии и представляла собой обращение к богу о даровании победы над врагами или благодарение за окончание обществ, бедствий. Совершается также во время похорон, поминовения умерших и во время крестных ходов.

ЛИТУРГИКА

ЛИТУРГИКА - богосл. дисциплина в католицизме и православии, в к-рой на основании различных историко-теологич. данных доказывается необходимость и обязательность богослужений как важнейшего средства общения человека с богом. Из общего понятия о богослужении выводятся и его осн. задачи: догматико-церковная, сводящаяся к пропаганде вероучения; нравственная, обосновывающая непреходящее значение христ. морали; таинственная, требующая строгого соблюдения верующими таинств и связанных с ними обрядов и праздников. Л. ставит своей задачей обосновать необходимость таких сост. частей богослужения, как молитвы, песнопения, чтение Библии, церк. поучения, совершение таинств, дает правила проведения богослужений, среди к-рых первое место занимает литургия.

ЛИТУРГИЯ

ЛИТУРГИЯ (греч. leiturgia - богослужение), у православных - обедня, у католиков - месса - гл. христианское богослужение, во время к-рого совершается таинство причащения. Состоит из трех частей: проскомидии, 31- оглашенных (см. оглашение), на к-рой разрешается присутствовать всем желающим, и Л. верных - только для тех, кто принял крещение. Во время Л. совершаются разл. ритуалы, молитвы, поются духовн. песнопения, читается проповедь и т. д. Церковь называет Л. «таинством таинств», утверждая, что она установлена якобы самим Иисусом Христом на тайной вечере. В рус. православии существует три чина Л. - Л. Василия Великого, Григория Двоеслова, или прежде-освященных даров, и Иоанна Златоуста, к-рые разработали порядок ее совершения. Л. проводится в дни, установленные церковными правилами. Во время великого и рождественск. постов проводить Л. запрещается. Духовенство использует Л. как действенное средство усиления религ. влияния на верующих.

ЛОГИИ

ЛОГИИ (греч. - речения) - высказывания (речения), приписываемые Иисусу Христу, записи к-рых на папирусах были найдены в Египте (в Оксиринхе) в 1897 и 1904. Судя по тому, что удалось прочесть, среди найденных Л. есть речения, частично или полностью не совпадающие с традицией евангелий Нового завета. Записи их относятся к кон. 2 в. - нач. 3 в., но сам такст Л. более древний. Написаны они по-гречески. Часть найденных в Оксиринхе Л. встречается в гностич. Евангелии от Фомы; одно речение входило в евангелие иудеохристиан. Речения начинаются словами: «Говорит Иисус», что свидетельствует об определенном стилистич. единстве Л. По-видимому, Л. - самостоят. и независимое от канонич. евангелий собрание речений, к-рые долго были в ходу у разных христ. групп. Нек-рые Л. сохраняют др. устную традицию. Изучение Л. дает дополнит, материал для критики текста Нового завета и позволяет сделать вывод о наличии разных течений в раннем христианстве.

ЛОГИНОВ МИХАИЛ ОСИПОВИЧ, АНТОН

ЛОГИНОВ Михаил Осипович, Антон (1882-1963) - сов. публицист, пропагандист атеизма. В 20-е гг. участвовал в диспутах с представителями духовенства, разоблачал контрреволюц. деятельность церковников, вскрывал антинауч., реакц. сущность религии,  клас. смысл религ. морали. Л. -автор мн. статей и брошюр по вопросам атеизма и религии.

ЛОГОС

ЛОГОС (от греч. logos - слово, понятие, разум) - категория, широко употреблявшаяся в античной и ср.-век. философии и имевшая различное содержание в конкр. филос. « религ. учениях. Так, напр., Гераклит Эфесский понимал под Л. всеобщую (мировую) закономерность, разумную основу мира. По мнению Аристотеля, существуют внутренний (невысказанные мысли) и внешний Л. (слово как высказанная мысль) .Философы-стоики считали, что Л. - это то, что присутствует во всех вещах и способствует их развитию. Термин «логос» широко употреблялся и философами-гностиками, в т. ч. и гностич. сектами христиан, к-рые утверждали, что Л. - это бог-сын (Христос), посредник между богом-отцом и сотворенным им «миром видимым и невидимым», «голос божий и мудрость». Отголосок этих верований особенно силен в Евангелии от Иоанна, к-рое изображает Иисуса как воплощение Л., явившееся для того, чтобы открыть людям план мира и просветить их. В этом же смысле концепцию Л. использовали «отцы церкви»  - представители патристики. Ср.-век. схоласты пытались объединить концепции Л. «отцов церкви» и Аристотеля.

ЛОЗИНСКИЙ САМУИЛ ГОРАЦИЕВИЧ

ЛОЗИНСКИЙ Самуил Горациевич (1874-1945) - сов. историк. Осн. работы посвящены истории средневековья и Нового времени. Ряд исследований Л. написаны по истории католич. церкви и папства, среди них книги: «Святая инквизиция» (1927), «История папства» (1934) и др.

ЛОИОЛА ИГНАТИЙ

ЛОИОЛА Игнатий (1491-1556) - основатель ордена иезуитов. Мелкий исп. дворянин. Был офицером, но после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению католич. церкви. В 1534 Л. и 6 его единомышленников образовали об-во, к-рое ставило своей целью способствовать восстановлению могущества пап и католич. церкви. В 1540 созданная им орг-ция была утверждена папой Павлом III как монаш. орден, ставший затем гл. орудием католич. контрреформации. За заслуги перед церковью Л. был канонизирован в 1622.

ЛОКАЯТА, ЧАРВАКА

ЛОКАЯТА, чарвака - одна из др. инд. филос. систем материализма. Ранние сведения о Л. содержатся в будд. канонич. текстах, ведах, в др.-инд. эпосе. По учению Л., Вселенная и все сущее произошло естеств. путем, без вмешательства потусторонних сил. 4 элемента: земля, вода, огонь и воздух - вечны и являются первоосновой всего существующего. Сложные формы жизни  происходят путем длительной эволюции из простейших. Сознание представляет особую комбинацию материальных элементов. Единств, источником достоверного познания является чувственное восприятие.  Человек живет только один раз. Поэтому должен думать не о своей будущей, а о текущей жизни. Он должен стремиться жить счастливо, удовлетворять свои разумные потребности и интересы. Религия несостоятельна и вредна, бог - выдумка богатых людей для обмана бедных. Источник зла связан с жестокостью и несправедливостью в об-ве. Отрицая всю систему религ. представлений, существование потустороннего мира и души, а в связи с этим и переселение души, Л. резко выступала против учения о карме и кастового деления.

ЛОКК ДЖОН

ЛОКК Джон (1632-1704) - англ. философ. Критиковал теорию врожденных идей, и прежде всего идею бога, видя в последней плод воспитания, осуществляемого в интересах тех, кто желал бы властвовать от его имени. Механи-стич. характер материализма Л. приводит его к допущению существования бога как причины движения материи. Л. - сторонник «естеств. религии», близкой к деизму. Отстаивал необходимость отделения церкви от гос-ва и умеренной веротерпимости, к-рую не распространял на католиков и атеистов.

ЛОЛЛАРДЫ

ЛОЛЛАРДЫ (от англ. lollard - бормочущий, тихо молящийся) -сторонники антикатолич. ереси в Англии 14-15 вв., выражали интересы крестьянства и горожан. Вслед за Дж. Уиклифом Л. требовали отмены привилегий католич. церкви, барщины, десятины и налогов, секуляризации церк. имущества. Среди Л. в 15 в. выявилось 2 направления: бюргерское, или уиклифитское, ограничивавшее свою программу реформой церкви и секуляризацией церк. собственности; крестьянско-плебейское, выдвигавшее в дополнение к этому идею общности имущества. Движение Л. сыграло роль в подготовке крестьян, восстания Уота Тайлера (1381), англ. Реформации, оказало влияние на соц. движения в др. странах.

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765) - рус. ученый-материалист, естествоиспытатель, поэт. Сделал много открытий в различных науках. Наиболее значит. открытие - закон сохранения вещества и движения, нанесший сокрушит, удар по религ. представлениям о божеств, сотворении мира. Л. отстаивал учение о материи, движении и их законах, атомно-молекулярную гипотезу строения вещества и движения атомов. Разделяя тогдашние механистич. представления, наделявшие материю такими свойствами, как протяженность, непроницаемость и «делимость на нечувствительные части», считал, что она обладает еще силой инерции и движением. Благодаря такому воззрению, объяснение разнообразия мира приобретало материалистич. основу.В сво их материалистич. выводах опирался на двойств, истины теории. Как ученый, просветитель, Л. боролся за освобождение науки от опеки церкви, подвергая сомнению библ. мифы и религ. обряды.

"ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ"

"ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ" - принято в 1644 в Англии «частными баптистами», отошедшими от анабаптистов и считавшими, что искупит, жертва Христа принесена лишь за избранную часть человечества, вследствие чего ограничивалось число «спасенных». «Л. и.» признало ошибочной доктрину анабаптистов и наряду с признанием баптист, таинств положило в основу своей церк. практики кальвинистское вероучение. Политич. программа его последователей сводилась к требованию свободы совести и отделения церкви от гос-ва, что навлекло на них преследование со стороны Кромвеля в период его протектората (1653-1658).

ЛОССКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (1903-1958) - правосл. богослов, отстаивал идею упрочения религиозности посредством борьбы с материализмом и атеизмом. Выступал за приспособление богословия к условиям современности.

ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965) - рус. религ. философ. С 1922 - в эмиграции. Свою онтологич. концепцию, близкую к платонизму и лейбницианству, Л. назвал «персоналистическим идеал-реализмом»; в гносеологии - ведущий представитель интуитивизма в России. Первооснова действительности, по Л., представляет собой органическую систему взаимодействующих идеальных личностей, «субстанциональных деятелей», сотворенных сверхмировым началом - богом. Объекты реальности познаются с помощью чувственной и интеллектуальной интуиции, а бог, его свойства и деяния - с помощью интуции мистич., через религ. опыт и откровение. Спиритуалистич. философия Л. - одна из попыток обосновать христ. миропонимание. Соч.: «Обоснование интуитивизма» (1906), «Мир как органическое целое» (1917), «История русской философии» (1951).

ЛОТ

ЛОТ - в библ. мифологии племянник Авраама, к-рого бог пощадил вместе с семьей при разрушении грешного города Содома. Жена Л. нарушила запрет глядеть на горящий город и превратилась в соляной столб. Дочери Л., желая чтобы было потомство у их отца, напоили его допьяна и зачали от него сыновей, Моава и Аммона - родоначальников племен моави-тян и аммонитян.

ЛОУКОТКА ИРЖИ

ЛОУКОТКА Иржи (1925-1981) - чешек, философ-марксист, в 1972-1981 - директор Ин-та на-учн. атеизма АН ЧССР в г. Брно. Л. внес большой вклад в развитие в Чехословакии теории научного атеизма и атеистич. воспитания, в критику ревизионизма и оппортунизма.

ЛУКАЧЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ

ЛУКАЧЕВСКИЙ Александр Тимофеевич (1893-1943) - пропагандист и организатор науч.-атеис-тич. работы в СССР, автор ряда печатных трудов по религиоведению и истории религий. С 1926 по 1937 - зам. председателя Союза воинств, безбожников, зам. от-ветств. редактора журнала «Антирелигиозник», зам. председателя Интернационала пролетарских свободомыслящих.

ЛУКИАН ИЗ САМОСАТЫ

ЛУКИАН из Самосаты (ок. 120-ок. 190) - греч. писатель-сатирик, последний представитель античного атеизма, «Вольтер классической древности» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 469). Усвоил материалистич. идеи Эпикура. Обличал равно политеизм и христианство. В соч. «О смерти Перегрина» сатирически описал быт и нравы христиан, их представления о бессмертии души и загробном воздаянии. Соч. Л. были популярны среди вольнодумцев Возрождения и Просвещения.

ЛУКМАН ТОМАС

ЛУКМАН Томас (р. 1927) - зап.-герм. социолог, один из гл. представителей феноменологич. направления в социологии. Наиболее известная его книга по социологии религии - «Невидимая религия» (1967). В ней Л. утверждает, что институциональные, церк. формы не исчерпывают религиозности. Каждый человек, по Л., в процессе социализации «трансцендирует» свою биологич. природу, и этот процесс объявляется Л. «всеобщей социальной формой религии». Т. о., Л. выводит религию из природы человека и тем самым увековечивает ее.

ЛУКРЕЦИЙ, ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР

ЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до н. э.) - др.-римск. философ-атомист, автор памятника материалистич. и атеистич. мысли древности - поэмы «О природе вещей». Развивая учение Эпикура, Л. обобщил атеистич. представления о происхождении религии, видя в ней плод человеч. невежества ;? страха перед грозными явлениями природы, выражение страха смерти. Признавал «богов» в качестве прекрасных «образов», обитающих в междумировых пространствах, но никак не воздействующих на людей и их судьбы. Л. развил подробную аргументацию против античных религ. представлений, исходя прежде всего из социальной и нравственной вредности религии. Путь к преодолению религии Л. усматривал в просвещении.

ЛУКС

ЛУКС - согласно христ. преданию, последователь и спутник апостола Павла, по профессии - врач. Ему приписывается церковью авторство одного из 4-х канонических евангелий и новоза-ветн. книги «Деяния апостолов». датируемых 2 в.

ЛУЛЛИЙ РАЙМУНД

ЛУЛЛИЙ Раймунд (ок. 1235-ок. 1315) - исп. теолог и миссионер, философ-мистик, представитель ср.-век. реализма. Л. боролся с аверроизмом (см. Ибн Рошд) по вопросу о двойств, истине, показывая возможность полного слияния философии с теологией. Высказал идею логич. машины (устройства для выполнения логич. операций), с помощью к-рой надеялся доказать все истины христианства.

ЛУНАЧАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875-1933) - сов. обществ. и гос. деятель, внесший значит. вклад в развитие сов. культуры и пропаганду науч. мировоззрения. В 1917-1929 был наркомом просвещения. В идейн. эволюции Л. были серьезные ошибки. Так, в филос. работах дооктябрьского периода он отстаивал теорию богостроительства, в основе к-рой была идея совместимости марксизма с эмпириокритицизмом и религией. Несостоятельность религ.-фи-лос. исканий Л. была показана В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм» и др. работах. После Великой Октябрьской социалистич. революции Л. последовательно отстаивал ленинскую линию бескомпромиссной борьбы с религ. предрассудками. В его работах вскрывается противоположность материалистич. и идеалистич. мировоззрения, науки и релиши, освещаются важнейшие вопросы истории религии, выявляются ее сущность, происхождение и соц. назначение. Много внимания Л. уделял критике ре-лиг. концепций по вопросам культуры и морали. Огромное значение имела практич. деятельность Л. для разоблачения религ. вероучения, утверждения науч.-материалистич. мировоззрения и комму-нистич. нравственности. Осн. труды: «Идеализм и материализм. Культура буржуазная и пролетарская» (1923), «Наука. Искусство. Религия» (1923), «Беседы по марксистскому миросозерцанию» (1924).

ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

ЛУНИН Михаил Сергеевич (1787-1845) - рус. революционер, декабрист. Сослан в Сибирь. В «Письмах из Сибири» (вт. пол. 30-х гг.) и др. произведениях Л. выступил с резкой критикой российских порядков, самодержавия и право-славия, в к-рых видел тормоз развития России; борьба с ними -задача всего рус. общества. Важную роль в этой борьбе Л. отводил католицизму (принял католичество в 1816-1817), считая его более «прогрессивной» по сравнению с православием религией. Однако католицизм не определял его политич. взглядов.

ЛУПЕРКАЛИИ

ЛУПЕРКАЛИИ - в Др. Риме празднества с жертвоприношениями в честь Фавна, одно из прозвищ к-рого как бога стад, охранителя их от волков было Луперк (от лат. lupus - волк).

ЛУРД

ЛУРД - небольшой город во Франции, один из центров паломничества католиков. По церк. версии, здесь в 1858 14-летней Берна-детте Субиру явилась богородица. Забивший в одном из гротов ключ наряду с др. лурдскими источниками был объявлен чудодейственным. Слухи о якобы происходивших в Л. «чудесных» исцелениях, к-рые, как правило, были вымышленными, стали привлекать туда множество жаждущих излечения людей. Католич. церковь получила благодаря этому возможность не только приумножить свои доходы, но и усилить религ. пропаганду, идеологич. воздействие на массы. Л. и поныне остается одним из центров религ. пропаганды, беззастенчивой спекуляции на чувствах верующих и человеч. страданиях.

ЛЫЩИНСКИЙ КАЗИМИР

ЛЫЩИНСКИЙ Казимир (ок. 1634-1689) - польсколитов ск. материалист и атеист. В трактате «О несуществовании бога» Л. объявил бога плодом фантазии, а в качестве единств, реальности признавал материальный мир. Отрицал бессмертие души  и доводы теологов о врожденности религ. идей. Высш. авторитетом в вопросах познания считал разум. Объясняя происхождение религии,  утверждал, что определенные обществ. силы заинтересованы в невежестве масс. За атеистич. взгляды Л. был приговорен варшавским сеймом к сожжению на костре.

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ - одна из осн. религ.-нрав ств. обязанностей христианина, сформулированная в виде божеств, заповеди, к-рая зафиксирована как в Ветхом завете (Лв. 19:18), так и в Новом завете (Мф. 22:39). Человеколюбие рассматривается христианством как производное от бого-любия, что означает отстаивание ложного тезиса о примате религии по отношению к морали. Соц. смысл этой заповеди глубоко реакционен - с ее помощью духовенство стремилось и стремится примирить угнетенных с угнетателями, эксплуатируемых - с эксплуататорами, бедных - с богатыми. Не имеет она и подлинной нравств. ценности, поскольку выведена из убеждения в сверхъес-теств. истоках человеколюбия. Центр, идеей христ. Л. к б. является требование любви к врагам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф; 5:44). В эксплуатат. об-ве данное требование затрудняет трудящимся борьбу с клас. врагами, а в условиях социализма мешает борьбе против врагов Отечества и антиобществ, элементов. Сама церковь никогда не руководствовалась в своей деятельности заповедью Л. к б. и не проявляла любви к врагам: жестоко преследовала инакомыслящих еретиков, провоцировала и вела кровавые религ. войны и крестовые походы,  сеяла в умах и сердцах своих приверженцев злобу и ненависть к иноверцам.

ЛЮБУШКИНО СОГЛАСИЕ

ЛЮБУШКИНО СОГЛАСИЕ - течение в беспоповщине /старообрядчество) , возникшее в кон. 19 в. Вероучение Л. с. отличалось умеренностью. Наряду с этим в нем отрицался законный брак в связи с отсутствием «истинных» священников. Разрешалось вступать в сожительство по любви и согласию (отсюда название).

"ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"

"ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ" - работа Ф. Энгельса, впервые опубликована в журнале «Neue Zeit» за 1886. Рассматривая роль диалектики Гегеля и материализма Фейербаха как теоретич. источников марксист. философии, Энгельс дал сис-тематич. изложение основ диалектич. и истории, материализма. уделил значит, внимание исследованию и критике религии. Анализ Энгельсом осн. вопроса философии выявил единство мировоззренч. позиции идеализма и религии, материализма и атеизма. Еще в ср. ек. схоластике, отметил Энгельс, вопрос «о том, что является первичным: дух или природа... вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?» (т. 21; с. 283). Рассматривая гносеологич. и психологич. механизмы развития религ. представлений, Энгельс указывает на относит, самостоятельность религии в отношении экономим, базиса. Энгельс отличает «стихийно возникшие племенные и национальные религии» , к-рые «не имели пропагандистского характера», от «более или менее искусственно возникших» мир. религий - буддизма, христианства и ислама, отразивших своим возникновением и важнейшими моментами эволюции «великие исторические повороты». Отмечая способность религии придавать религ. окраску общим историч. движениям, Энгельс подчеркивает, что «это объясняется не свойствами человеческого сердца и не религиозной потребностью человека... но всей предыдущей историей средних веков, знавших только одну форму идеологии: религию и теологию» (т. 21, с. 294). Значит, внимание уделяется Энгельсом роли естествознания в обосновании материалистич. мировоззрения, особенно 3 великим открытиям естествознания 19 в.: открытию клетки, закона сохранения энергии и дарвиновской теории эволюции видов.

"ЛЮДИ НА I CBIT"

"ЛЮДИ НА I CBIT" (укр. - «Человек и мир») - ежемесячный науч.-популярный атеистич. журнал общества «Знание» Украинской ССР. С 1960 издавался под названием «Войовничий атекч» («Воинствующий атеист»), с 1965 - «Люди на i caiT». В журнале подвергается критике религ. идеология, освещаются теоретич. вопросы науч. атеизма, практика атеистич. воспитания, пропагандируются марксист.-ленинское атеистич. наследие, сов. образ жизни,  новые сов. традиции, праздники и обряды. см. Очистительные обряды.

ЛЮДИ ПЯТОГО ЦАРСТВА

ЛЮДИ ПЯТОГО ЦАРСТВА - возникшая в 17 в. в Англии религ. секта, ответвление милленариев. Проповедовала наступление «пятого царства», т. е. тысячелетнего божьего царства, к-рое трактовалось как царство справедливости и равенства без светских властей. Последователи этой секты (в основном крестьяне и городская беднота) попытались во время англ. бурж. революции осуществи гьнек-рые радик. реформы, напр. освобождение бедняков из долговых тюрем, оказание им гос. помощи, отмену десятины и др. Эти попытки потерпели неудачу. В нач. 60-х гг. 17 в. секта распалась.

ЛЮТЕР МАРТИН

ЛЮТЕР Мартин (1483-1546) - один из вождей Реформации, основоположник лютеранства. Призывал к борьбе против папства и католич. иерархии, его 95 тезисов стали сигналом начала реформ. движения (1517). Возглавил бюргерски-умеренную партию в ходе Крестьянской войны в Германии; предал князьям народное движение. Теологич. обоснованием борьбы против католич. церкви было его учение об «оправдании верой», о предопределении, образовавшее догматич. основу лютеран, церкви. Отрицал непогрешимость решений соборов, церк. «предания» в пользу откровения как источника веры. Разум может только подготавливать веру, но открывают человеку бога только вера и Библия. Перевод на нем. язык Библии Л. имел значение не только для развития протестантизма, но и для утверждения норм нем. литературного языка. Деятельность Л. по своему значению выходит за рамки чисто религ. реформаторства. Сожжение Лютером папской буллы об его отлучении от. церкви в 1520 стояло в ряду тех событий эпохи Возрождения, к-рые знаменовали собой освобождение от духовной диктатуры церкви, религ. догматизма и средневек. авторитарности мышления.

ЛЮТЕРАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮЦИФЕР

ЛЮЦИФЕР - то же, что Сатана.

Предыдущая страница Следующая страница