Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАВЧАВАДЗЕ ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ

ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич (1837-1907) - груз. писатель, мыслитель-материалист, обществ. деятель, основоположник критич. реализма в груз. лит-ре. На мировоззрение Ч. большое влияние оказали рус. революц. демократы. Придерживаясь материалистич. взгляда на природу и отрицая существование бога. Ч., однако, допускал возможность использования религии для улучшения отношений между людьми.

ЧАДРА

ЧАДРА (от перс. «чадор») - род покрывала, к-рое шариат предписывает носить женщине за пределами дома. Ч. скрывает линии фигуры и закрывает лицо, за исключением глаз, сковывает движения. В СССР ношение Ч. и паранджи практически изжито.

ЧАЛМА

ЧАЛМА - головной убор у мусульман - полотнище ткани, намотанное на тюбетейку или феску. В СССР носит Ч. в основном лишь мусульм. духовенство.

ЧАРВАКА

ЧАРВАКА - см. Локаята.

ЧАРОДЕЙСТВО, ЧАРОВАНИЕ, ЧАРОТВОРЕНИЕ

ЧАРОДЕЙСТВО, чарование, чаротворение - магич. действия, основанные на вере в сверхъестеств. возможность влиять на судьбы людей и явления природы. Эта вера порождена беспомощностью человека перед стихиями природы, болезнями, смертью. Верили, что с помощью магич. средств можно предсказать, предупредить или вызвать то или иное состояние человека и природы. Средствами Ч. служили заклинания, талисманы и амулеты, кольца, венки, части тела животных, разл. «приворотные» снадобья и заговоры-»присушки». С ростом просвещения, общего образоват. уровня, с распространением атеизма и безрелиг. форм мышления уходят в прошлое массовая вера и массовое обращение к многочисл. способам магич. практики, хотя среди определенных слоев бурж. общества в последнее десятилетие Ч. вновь получило нек-рое распространение.

ЧАСОВНЯ

ЧАСОВНЯ - малая церковь без алтаря; ставилась над входом в склепы и служила надгробным памятником; сооружалась в память различных событий церк. или гос. жизни, по случаю обществ. бедствий (т. н. Ч. обетные), у т. н. св. мест - родников, озер, почитаемых деревьев, мест «явления» чудотв. икон.

ЧАСОСЛОВ

ЧАСОСЛОВ - церк.-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и др. тексты суточного круга богослужения (кроме текстов литургии, собранных в служебнике). Ч. предназначается для церк. чтецов и певчих.

ЧАЧВАН

ЧАЧВАН (от перс. «чешм бенд», доел. - повязка для глаз) - плетенная из конского волоса прямоугольная сетка, накидка на лицо женщины у мусульман - таджиков и узбеков. Ч. был дополнением к парандже. Ношение Ч. обусловлено нормами шариата.

ЧАШ

ЧАШ -см. Дзэн.

ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК - высш. ступень развития жизни на Земле, соц. существо, производящее орудия труда, преобразующее природу, обладающее сознанием и членоразд. речью. Он отличается от наиболее высокоорганизованных животных (приматов) объемом и организацией головного мозга, прямохождением, свободой верхних конечностей, используемых в трудовой деятельности, и др. признаками. Будучи продуктом обществ, трудовой деятельности, Ч. вместе с тем является ее субъектом, творцом обществ, отношений, соц. и культурн. действительности, исто-рич. процесса. Последовательно проводя принцип материалистич. монизма в понимании Ч., историч. материализм основывается на единстве Ч. и природы, рассматривает психику Ч. как свойство высокоорганизованной материи - человеч. мозга, как высш. форму активного отражения действительности в идеальных субъективных образах. Будучи природным существом, Ч. приспосабливает природу на основе познания ее законов к своим собств. целям. В ходе развития общества как особой, высш. формы движения материи  Ч. отделяется от остальной природы и обретает все большую относит, самостоятельность, создавая условия своего существования, обеспечивая себе растущую свободу. Подчиняясь биологич. и физич. закономерностям как живой организм, Ч. определяется как личность соц. связями и законами. В самой своей биологич. организации Ч. несет печать социальности. Не только специфич. высш. качества Ч. - сознание, речь, но и природные задатки развиваются в обществ. практике, предметной деятельности, во взаимодействии и в общении с др. людьми. Материальное обществ, производство, опосредующее удовлетворение потреб-, ностей, лежит в основе дистанцирования Ч. от среды, трансформации биологич. потребностей в соц.-деятельные, в способность преобразовывать природу. Науч., материалистич. понимание Ч. противостоит релит, и филос.-идеали-стич. пониманию, мистифицирующему сущность Ч.

"ЧЕЛОВЕК И СВЯТОПОГЛЬОНД"

"ЧЕЛОВЕК И СВЯТОПОГЛЬОНД" («Czfowiek i swiatopoglad» - «Человек и мировоззрение») - польск. науч.-мировоззренч. ежемесячный журнал, издается с 1962 в Варшаве на польск. языке. До 1968 назывался «Зешыты «Аргументув» («Тетради «Аргументов») и выходил как двухмесячное приложение к еженедельнику .Аргументы».

ЧЕРБЕРИ (ХЕРБЕРТ ЧЕРБЕРИ) ЭДУАРД

ЧЕРБЕРИ (Херберт Чербери) Эдуард (1583-1648) - англ. философ и политич. деятель. В «Трактате об истине» (1624) противопоставил религиям откровения (иудаизму, христианству, исламу) т. н. истинную, или разумную, религию, источником к-рой считал понятие о боге как высш. существе. Принципами этой религии являются также признание добродетели гл. проявлением богопочитания, раскаяние в грехах и т. д. Религ.-филос. концепция Ч. заложила основы англ. деизма.

"ЧЁРНАЯ ТЕОЛОГИЯ"

"ЧЁРНАЯ ТЕОЛОГИЯ" - неформальное идейно-теоретич. направление в рамках т. н. черной (негритянской) религии, рассматривающее «подлинное» христианство как религ.-культурн. выражение жизнен, опыта негритянского народа и духовное средство его освобождения. В идейн. отношении «Ч. т.» родственна движениям черных мусульман, «черного иудаизма» и т. п. Распространена гл. обр. в США, где начала складываться в прошлом столетии в противовес традиц. христианству как «расистской религии», прививающей послушание и примирение с угнетением. Заметно активизировалась в 60-70-е гг. 20 в. в связи с углублением соц. кризиса, усилением борьбы негров за гражд. права. Нек-рые «черные» теологи выдвигают концепцию африканского происхождения иудео-христ. традиции, следствием чего является переосмысление ими Библии посредством образов «черного Моисея», «черной божьей матери», «черного мессии». Большинство же выступает за демифологизиров. истолкование св. писания и рассматривает Христа прежде всего как символ протеста и освобождения наиболее угнетенных слоев, каковыми в совр. условиях являются негры. Таково гл. основание пропагандируемых «черными» теологами идей богоизбранности негритянского народа, искупит. характера его судьбы и его особого историч. предназначения. Соц.-политич. установки «черных» теологов варьируют от радик. лозунгов «черной власти» и тотального отрицания «белой» цивилизации до умеренно-либеральных программ афро-амер. просветительства, развития негритянских кооперативов, поддержки «черного» капитализма. Подменяя соц.-клас. основания неравенства и угнетения расово-этническими, идеологи «Ч. т.» объективно поддерживают политич. сектантство и изоляционизм в негритянском движении, его отрыв от борьбы трудящихся за демократич. права и соц. прогресс.

ЧЕРНОКНИЖИЕ

ЧЕРНОКНИЖИЕ - пользование в колдовских целях «черными» книгами - старинными европ. сборниками, содержащими руководство для колдовства, вызова чертей, изготовления амулетов и талисманов, гаданий, сонники, знахарские «лечебники», заклинания и суеверные приметы. В средние века  верили, что дьявол имеет свои книги, подобно тому как у бога есть «св. писание». «Черные» книги - сочинения ср.-век. мистиков, собиравших сведения о суевериях, распространенных среди колдунов и «ведьм». В Зап. Европе наиболее известны: «Ключ Соломона», «Большой Гри-муар», «Шестая книга Моисея», «Седьмая книга Моисея».

ЧЕРНЫЕ МУСУЛЬМАНЕ

ЧЕРНЫЕ МУСУЛЬМАНЕ (англ. black muslims; собств. назв. - нация ислама) - релит, движение среди негров США, объединяющее в своих рядах по различным оценкам от 50 до 200 тыс. членов. Зародилось в нач. 30-х гг. 20 в. В учении Ч. м. причудливо сочетаются идеи ислама (они признают Коран своей св. книгой, поклоняются Аллаху) и христианства (учение об армагеддонё}, из к-рых выводится проповедь ненависти ко всем белым. Идеологи Ч. м. вещают, что близится время истребительной войны армагеддон, в к-рой все белые должны погибнуть, и тогда черные под водительством черного Аллаха станут управителями мира. А пока все черные должны порывать отношения с белыми. Этот призыв к самоизоляции ставит преграды на пути участия Ч. м. в борьбе за соц. преобразования и гражд. права.

ЧЁРНЫЙ КАМЕНЬ

ЧЁРНЫЙ КАМЕНЬ - фетиш, почитаемый мусульманами. Состоит из нескольких кусков, скрепленных серебряным обручем; по-видимому, метеорит. Он вделан в нишу с наружной стороны одной из стен Каабы. Мусульмане, посещающие Мектсу, стремятся прикоснуться к Ч. к., т. к. верят, что это окаменевший ангел, к-рый во время страшного суда выступит в защиту прикасавшихся к нему верующих.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-1889) - рус. философ и атеист, ученый, писатель, публицист.

ЧЁРТ

ЧЁРТ - то же, что Сатана.

ЧЕТКИ

ЧЕТКИ - стеклянные, костяные, деревянные, янтарные. и др. шарики, нанизанные на шнурок или соединенные Друг с другом крючками; у православных и католиков к Ч. подвешивается крестик. Служат для отсчитывания молитв и поклонов (отсюда название). В пра-восл. церкви Ч. пользуются только монахи и монахини. Согласно церк. преданию, Ч. были введены в 4 в. основателем одного из первых христ. монастырей Пахомнем Великим для неграмотных монахов, к-рые ежедневно должны были совершать опред. число молитв и поклонов. Ч. распространены также у буддистов и мусульман.

ЧЕТЬИ МИНЕИ

ЧЕТЬИ МИНЕИ - см. Минеи четьи.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - стала автокефальной в 1951. Состоит из 4 епископств (Прага, Оломоуц,Прешов, Михаловце) и ок. 150 приходов. Во главе церкви стоит митрополит. Кадры священнослужителей готовятся на правосл. теологич. ф-те в Прешове. Подавляющее большинство правосл. верующих -это чехи и словаки, но имеются среди них и украинцы, русские, болгары и греки.

ЧЕШСКИЕ БРАТЬЯ, БОГЕМСКИЕ БРАТЬЯ

ЧЕШСКИЕ БРАТЬЯ, БОГЕМСКИЕ БРАТЬЯ (в Моравии - Моравские братья) - релит, секта, возникшая в сер. 15 в. после поражения таборитов и всего гусит, движения. Общины Ч. б. со временем объединились в церк. орг-цию, независимую от Рима. На формирование соц.-религ. взглядов Ч. б., первоначально состоявших из крестьян и городских низов, большое влияние оказало антифеод, утопич. учение чешек, мыслителя Петра Хельчицкого (ок. 1390 - ок. 1460). Отвергая вслед за ним феод, представления о сословном делении общества, Ч. б. призывали к единению всех людей, проповедовали бедность, восстановление порядков раннехрист. общин и непротивление насилию. Они выступали против гос. службы, отрицали орг-цию католич. церкви и мн. элементы ее культа - обрядность, почитание святых, мощи, церк. облачения, индульгенции и т. п. К кон. 15 в., после того как в общины Ч. б. вливаются представители зажиточных сословий, первоначальный радикализм уступает место умеренным настроениям и течениям. Ч. б., особенно в более поздний период, были орг-цие1^-не только релит., но и культурно-просветит. Из их среды вышли мн. деятели чешек, культуры, в т. ч. известный мыслитель, идеолог Ч. б. Лукаш Пражский, основатель знаменитой Кралицкой типографии Ян Благослав.-Я.^.Яо-менский. После поражения Чешского восстания 1618-1620 общины Ч. б. были разгромлены, а часть их эмигрировала в Польшу и Германию. В 18 в. последователи Ч. б. положили начало религ.-обществ. движению гернгутеров (от названия местечка Гернгут в Саксонии), общины к-рых распространились в Латвии, Эстонии и Сев. Америке. Их общины просуществовали до перв.пол. 20 в.

"ЧИВИЛЬТА КАТГОЛИКА"

"ЧИВИЛЬТА КАТГОЛИКА" (итал. «La Civflta Cattolica» -»Католическая цивилизация») - журнал, орган иезуитов Италии, основан в 1850, выходит в Риме 2 раза в месяц, распространяется в 94 странах. «Ч. к.» выступает против марксист.-леннн. учения, теории и практики науч. атеизма. Публикуемые в журнале статьи по соц.-политич., филос. и релит. вопросам отражают офиц. позицию Ватикана.

ЧИСТИЛИЩЕ

ЧИСТИЛИЩЕ - согласно католич. вероучению - промежуточное место между раем и адом, где души «грешников», не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католич. богословы понимают по-разному. Одни трактуют огонь Ч. как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Судьба дуля в Ч. может быть облегчена, а срок пребывания ее там сокращен .добрыми делами» в память умершего оставшихся на земле родных и близких. Под «добрыми делами» понимаются молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви. Представления о Ч. сложились уже в 1 в. христианства. Учение о нем разработал Фома Аквинский. Догмат о Ч. был принят Флорентийским собором в 1439 и подтвержден в 1562 Тридентским собором. Правосл. и протест, церкви отвергают учение о Ч.

ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ

ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ - эмоц. отношение верующих к сакральным существам, связям, к сакрализов. вещам, персонам, местам, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым явлениям природы и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать Ч. р., но лишь те, к-рые спаяны с религ. представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответств. направленность, смысл и значение.  Ч. р. возникают на основе релит, потребностей и, в свою очередь, сами становятся объектом потребности - тяготения к их переживанию, к религ. эмоц. насыщению. Они являются существенным элементом религ. сознания. Ч. р. суть «общественный продукт» (К. Маркс), как и религия в целом, превратно выражают отношения людей к господствующим над ними в повседневной жизни чуждым природным и обществ. силам. Богословы считают, что человек является носителем «религ. чувства», к-рое имеет сверхъестеств. источник. В действительности же Ч. р. порождаются определенными соц. условиями. По своей физиологич. основе и психологич. свойствам они не содержат ничего специфического. С религ. представлениями могут сплавляться и получать соответств. направленность и смысл различные эмоции человека - страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание и пр.; в этом случае переживаются «любовь к богу», «чувство греховности, смирения, покорности», «радость богообщения», «надежда на потустороннее воздаяние» и т. д. Религия деформирует эмоции верующих. В ценностной шкале «высшие» ступени занимают чувства, испытываемые по поводу сверхъестественного, а переживания отношений к реальным людям, об-ву, природе попадают в разряд второстепенных, производных. Нек-рые эмоции осуждаются как враждебные религ. мировоззрению и морали. Ч. р. снижают соц. активность людей во внерелиг. сферах, а наиболее фанатично настроенных верующих могут побуждать к аскезе, к уходу «от мира».

ЧУДО

ЧУДО - в религии сверхъестеств., непостижимое событие, вызванное волей божьей и нарушающее законы природы.  Многочисл. легенды о чудесах содержатся в св. книгах всех религий. В т. н. религиях откровения (христианстве, исламе, иудаизме) Ч. считается внешним признаком, свидетельством истинности божеств, откровения. С развитием науч. знания вера в Ч. была подорвана и пошла на убыль. В наст. вр. церковь пытается спасти веру в Ч. спекуляцией на нерешенных проблемах науки. Попытки «демифологизировать» религию несостоятельны потому, что вера в Ч. - краеугольный камень любой религии. Совр. наука и науч. мировоззрение несовместимы с верой в Ч.

ЧУР, ЩУР

ЧУР, щур - в религ. верованиях др. славян - мифологич. прародитель и покровитель рода, незримая сила, охраняющая людей (отсюда заклинат. формула против злых духов: «Чур меня!»). Позже представления о Ч. были вытеснены образом домового.

ЧУРИКОВЦЫ

ЧУРИКОВЦЫ - см. Трезвенники.

ЧУРИНГА

ЧУРИНГА - камень или дощечка с рисунком, считавшиеся у ряда центральноавстралийских племен вместилищами душ тотемных и реальных предков рода.

Предыдущая страница Следующая страница