Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М" (часть 1, "МА"-"МЕГ")
"МА" - или «пять ма» - объекты почитания в тантризме: мадья (вино), манса (мясо), матсья (рыба), мудра (жареная пшеница) и майтхуна (половое сношение). |
МАВЛЮД (араб. - рождение; мав-люд ан Наби - рождение пророка) - релит, праздник по случаю дня рождения пророка Мухаммеда, отмечаемый 12 числа (в ряде мест - 9 числа) месяца рабби аль-Авваля (3-го месяца мусульм. лунного календаря). |
МАГИ (др.-перс. магуш) - в Др. Иране жрецы зороастризма и нек-рых др. верований. В 6-4 вв. до н. э. составляли особое племя и вступали в эндогамные браки. Перс. М., как и жрецы вавилон. религии (халдеи), занимались предсказаниями и заклинаниями, вследствие чего М. стали называть позднее всех предсказателей судьбы, чародеев, астрологов, заклинателей. |
МАГИЯ, колдовство - действия и обряды, совершаемые с целые повлиять сверхъестеств. путем на явления природы, животных или человека. Первобытн. магич. обряды трудно отграничить от инстинктивных или рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Поэтому и наиболее естественна классификация видов М. сообразно сторонам этой практики: лечебная М. (своими корнями связанная с народной медициной) ; вредоносная М. (насылание «порчи» врагу-чужеплеменнику); любовная, или половая, М. (ухаживание, «привораживание»); промысловая М. (действия охотника для приманивания и поимки зверя) ; аграрная М. (колдовские приемы воображаемого воздействия на урожаи) и т. д. В науч. лит-ре применяются и др. способы классификации обрядов М. В сов. лит-ре чаще выделяются следующие типы М.: контактный, имита-тивный, инициальный, парциальный, вербальный; встречаются и смешанные типы. Исполнителями магич. обрядов обычно выступают «специалисты» - знахари, гадатели, «делатели дождя», ведуны, ведьмы. На более поздних ступенях историч. развития эти «специалисты» зачастую оттесняются на задний план жрецами и нередко подвергаются преследованиям. Профессия их становится тайной, нелегальной. Но и священники в клас. религиях очень часто применяют чисто магич. приемы: молебен о дожде и урожае, таинство соборования - лечебная М. и пр. С М. связаны сохранившиеся доныне суеверия. |
МАГОМЕТ - см. Мухаммед. |
МАГОМЕТАНСТВО - устаревшее название мусульманства (ислама), от старой транскрипции имени основателя ислама Мухаммеда -Магомет. |
МАДОННА - см. Богородица. |
МАДХВА, Мадхвачарья (1199-1278) - основатель фялос. системы вишнуизма. М. - автор комментариев к Брахма-сутре, осн. источнику школы веданта, где изложил свое учение о знании: всякое знание истинно, ложного знания нет. М. развивал учение о бхакти, любви к богу, доказать к-рую можно только в борьбе со злом. |
МАЗАР (араб. - место осмотра, посещения, поклонения) - надмогильные сооружения, мавзолеи в местах захоронения мусульм. религ. деятелей прошлого. Мусульмане считают, что в этих местах захоронены святые и что поклонение М. обеспечит их заступничество перед Аллахом. В ходе паломничества к М. производится жертвоприношение скотом, распространяются самые дикие суеверия. Стремясь представить ислам прогрес. религией, духовные управления мусульман в СССР и руководители мечетей в поел. вр. выступают против паломничества кМ. |
МАЗДАКИЗМ - репиг.-филос. учение, ставшее идеологией движения народных масс (в основном крестьян и городской бедноты) в Передней Азии в 5-6 вв. Это движение возглавлял манихейский жрец Маздак, к-рый призывал к уничтожению соц. неравенства, отождествляя его с «мир. злом» (см. Манихейство). Движение было подавлено Иран. шахом Хосровом II. |
МАЗДЕИЗМ, или религия магов - религия населения Др. Ирана (Ми-дийского гос-ва, 9-6 вв. до н. э., позднее - гос-ва Ахеменидов, 6-4 вв. до н. э.), сосуществовавшая с зороастризмом и в ряде теоретич. и практич. аспектов переплетавшаяся с ним. Св. книга М. и зороастризма - Авеста, особенно поздняя ее часть - Младшая Авеста. Верховные божества М.: Ахурамаз-да - олицетворение добра, небесного свода, покровитель царской династии, форма его проявления -огонь, Анхра-Майнью - олицетворение зла. Позднее в гос-ве Ахеменидов наряду с ними столь же почитаемыми становятся богиня плодородия Анахита и бог небесного свата, солнца и чистоты Митра. В отличие от зороастризма М. признавал и чтил племен, богов (дэвов), допускал погребения в гробницах (особенно знати и царей), свел до минимума роль пророка Заратуштры как посредника между Ахурамаздой и царем. |
МАЗХАБ (араб. - путь, направление, образ действия) - богосл.-юридич. школа, система в суннитской ветви ислама. К наст. вр. общепризнанными являются 4 М.: ханифитский, маликитский, шафи-итский, ханбалитский. Названия свои они получили по именам своих создателей. Наибольшее число последователей насчитывает ханифитский М. В СССР большинство мусульман-суннитов являются ха-нифитами, на Сев. Кавказе есть шафииты. |
МАЙДАРИ - см. Майтрея. |
МАЙМОНИД (наст. имя - Моше бен Маймон, 1135-1204) - евр. философ, теолог и врач. В 1190 на араб. языке был опубликован его гл. филос. труд - «Путеводитель колеблющихся». Усвоив в интерпретации араб. мыслителей философию Аристотеля, М. пытался рационализировать иудаизм. Не опровергая бога, М. призывал к познанию закономерностей природы, изучению наук и философии. Он систематизировал запутанные положения Талмуда и сформулировал 13 членов символа веры иудаизма. Ортодоксы иудаизма преследовали М. |
МАЙТРЕЯ (монг. Майдари, яп. - Мироку) - один из наиболее популярных бодхисатв, грядущий Будда. Особенно почитаем в ламаизме. В дацанах, в спец. храмах воздвигались гигантские (до 16 м высоты) статуи М. Приход М. на землю должен привести к «всемирн. победе буддизма». С учением о М. связывалась пропаганда «священной войны», к-рую поведет мифич. страна - покровительница буддизма против еретиков и безбожников. |
МАЙЯ - 1) в буддизме мать царевича Гаутамы, будущего Будды; 2). филос. категория в различных направлениях индуизма и буддизма: а) причина видимости, кажимости, иллюзорности мира, особая сила бога, с помощью к-рой вечный, бесконечный, единый Брахман предстает конечным, множественным, изменчивым, т. е. причина, дающая возможность видеть единое во многом и многое в едином; б) М. - это скрытое желание бога создавать видимость существования. |
МАКАРИЙ (1482-1563) - митрополит московский и всея Руси (с 1542), видный церк. и политич. деятель. На церк. соборах 1547 и 1549 предпринял канонизацию новых рус. святых. На «стоглавом» соборе (1551) добился провала правительств, программы секуляризации церк. земель. При участии М. составлены Никоновская летопись, Минеи четьи. |
МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ, или ЕГИПЕТСКИЙ (300-390) - ученик св. Антония, христ. аскет. 60 лет прожил в пустыне. Ему приписывают более 50 бесед, составленных в форме диалога, нравоучительных по своему содержанию. В них дается мистич. оправдание аскетизма. |
МАККАВЕЕВ КНИГИ - неканонич. в.-з. книги; в правосл. Библию входят I, II, III М. к., в католич. Ш не включается. Название М. к. происходит от фамилии евр. семьи, члены к-рой - отец Маттафия и четыре его сына возглавили в 60-х гг. 2 в. до н. э. восстание против господства Селевкидов; в М. к. рассказывается о восстании и связанных с ним событиях. Авторы книг неизвестны. I книга написана между 110 и 7 0 гг. до н. э. на др.-евр. языке, но дошла до нас лишь в греч. переводе. II и III книги были написаны по-гречески, II написана одновременно с I, а III относится уже к 1 в. н. э. Существует еще книга, именуемая IV М. к., ее приписывают Иосифу Флавию, но содержание ее не имеет ничего общего с М. к. |
МАКСИМ ГРЕК (в миру - Михаил 1 риволйс) (ок. 1475-1556) - рус. публицист и мыслитель. Род. в Византии. В 1492 уехал в Италию, где встречался с деятелями йоз-ролсдечия. В 1518 приглашен в Россию для перевода и исправления церк. книг. Как разносторонне образованный человек, пользовался влиянием в рус. об-ве, содействовал его знакомству с произведениями античных классиков (Сенеки, Платона, Аристотеля, Плутарха и др.). Выступал в защиту естеств. и гуманит. наук. В своих политич. соч. М. Г. обличал обществ, порядки, клеймил пороки духовенства, поддерживая «нестяжателей» в их борьбе против монастыр. землевладения. После осуждения «нестяжателей» был обвинен (1531) в ереси и гос. измене и приговорен к пожизнен. заключению. |
МАКСИМ (ЕРЕТИК) - священник, участник Новгород, еретич. движения вт. пол. 15 в., осужденного в 1490 на церк. соборе в Москве. Собор предал М. и 9 др. еретиков анафеме. |
МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (ок. 580-662) - визаит. богослов и церк.-политич. деятель, виднейший противник монофелитства и сторонник православия. Комментатор «Ареопагитик». В 653 по приказу визант. императора за свою борьбу в защиту православия арестован и сослан. |
МАЛЕВАНЦЫ, малеванщина - сектант, оппозиц. движение крестьян. бедноты в баптизме, возникшее в кон. 80-х гг. 19 в. и направленное против засилья имущих элементов в баптист, общинах. Его возглавил К. Малеванный (отсюда название движения). Критика оцерковления баптизма, формализма обрядности, духовной иерархии была связана у Малеванного с критикой соц. неравенства среди баптистов, с проповедью скорого «конца мира» и наступления «царства божия». Возрождая традиции духовных христиан (христовове-ров и духоборов), Малеванный подчеркивал приоритет «св. духа», стремился поколебать в умах своих последователей авторитет Библии. Культ М. во многом напоминал культ христововеров: они строго соблюдали посты, во время радений прыгали, говорили «на иноязыках». Последователи Малеванного объявили его Христом. Протест М. приобретал порой характер, выходящий за религ. рамки. В 1892 Малеванный был арестован и заключен в дом для умалишенных. Несмотря на это, движение М. продолжало распространяться, в части, в Киевской, а также в Херсонской и Минской губ. Однако в дальнейшем оно развития не получило. |
МАЛИКИТЫ - см. Мазхаб. |
МАЛИНОВСКИЙ Бронислав (1884-1942) - англ. этнограф польск. происхождения, занимавшийся преимущественно изучением первобытн. религии на материалах меланезийских племен. Один из основателей функционализма в бурж. этнографии, М. близко подошел к раскрытию подлинных соц. корней первобытн. магии. Он писал, что «мы находим магию там, где присутствуют элементы случая, а также весьма широко распространены эмоциональные колебания между надеждой и страхом». В то же время М., игнорируя иллюзорный характер магич. верований, искажающих реальность, не смог понять того факта, что уверенность, создаваемая магией, мешает людям сосредоточить свои усилия на решении их жизнен. проблем. |
МАЛЬТИЙСКИЕ РЫЦАРИ - см. Госпитальеры. |
МАНА - термин, к-рым народы Полинезии и Меланезии обозначают особую, чувственно не воспринимаемую силу, присущую якобы нек-рым людям, животным, неоду-шевл. предметам, а также духам. В представлении верящих в существование М. народов (в т.ч.ряда африканских) успех или неудача в любом деле зависят именно от М. Нек-рые бурж. религиоведы приписывают вере в М. роль первонач. формы религии, породившей такие, с их т. зр., ее проявления, как олицетворение сил природы, магия, тотемизм, анимизм и др. Но эта концепция не подтверждается фактами. |
МАНДЕЙЗМ - религия, возникшая в начале н. э. в Месопотамии. М. представляет собой смешение взглядов нек-рых гностич. христ. сект (см. Гностики) с элементами иудаизма, зороастризма и вави-лон. религии. Последователи М. называют себя мандеями (по имени светлой силы Манда-д-Хайя -олицетворения знании жизни) или «христианами св. Иоанна» (от Иоанна Крестителя, почитаемого за гл. пророка, указавшего путь в светлое царство). Христос, Авраам, Моисей считаются лжепророками. Мн. общины мандеев примкнули к манихейству. |
МАНДЖУШРИ - один из наиболее почитаемых бодхисатв в будд. школе махаяны. символ мудрости. Иногда рассматривается как один из предшественников Будды Шакьямуни, иногда - как его гл. ученик или сын. Согласно будд. преданиям, будущий Будда - Майтрея будет получать наставления у М. |
МАНИ (санскр., обычно переводится как «магический жезл») - в тантризме - обозначение мужского полового органа. Слово «М.» входит в состав известной каждому ламаисту мантры (заклинания) («ом мани падме хум»), к-рую гравируют или наносят красками на камни. Поэтому и сами эти ритуальные камни получили в просторечии название М. |
МАНИХЕЙСТВО - религия, возникшая в 3 в. в Персии. М. быстро распространилось во мн. странах - от Италии до Китая. Основателем считают полумифич. проповедника Мани (216-277). М. представляло собой синтез зороастризма и христианства. Из христианства М. заимствовало идею мессианства: Мани считался посланником небесного мира света. Основой же М. являлся зороастрийский дуализм, признание двух субстанциальных начал бытия - противоборствующих царства света, добра, духа и царства тьмы, зла, материи. В первом господствует бог, во втором -дьявол. Борьба двух царств завершится катастрофой, в результате к-рой материя погибнет, а дух станет свободным. Мир, согласно М., есть воплощение зла. Человек, будучи двойств, существом (душа - порождение света, тело - тьмы), может помочь силе света в борьбе против силы тьмы. Поскольку сипы тьмы отождествлялись трудящимися с эксплуатат. порядками, М. явилось формой пассивного клас. протеста. Христианство объявило М. ересью. В Передней Азии М. оказало влияние на маздакизм. |
МАНТИКА (греч. manlike) - гадание, различные способы узнавать неизвестное или предсказывать будущее. На ранних стадиях развития общества земледельцы и скотоводы пытались путем гадания определить виды на урожай и приплод скота. В клас. об-ве появились профессионалы, занимающиеся М., напр. некроманты в Др. Греции, авгуры, гаруспикч в Др. Риме, астрологи, хироманты, физиогномики в ср.-век. Европе. Наиболее известны следующие виды М.: гадание по движению небесных теп (астрология), по лопаточной кости животного (скапули-мантия), по виду внутренностей животных (гаруспиции), по полету и крику птиц {ауспиции), по форме пупка (омфаломантия), по линиям руки (хиромантия), по старинным стихам (рапсодо-мантия), по цифрам (арифмоман-тия), по движению змей (офио-мантия), общение с духом умершего (некромантия), гадание по расплавленному воску или олову, по сновидениям, на бобах, игральных картах, кофейной гуще и мн.др. |
МАРА - см. Кикимора. |
МАРАБУТЫ (франц. marabout, от араб. «мурабит» - живущий в рибате - укрепленном поселении) - члены мусульм. военно-религ. ордена монахов-дервишей в Сев. Африке. В 11-12 вв. М. завоевали Марокко и основали феод. династию Альморавидов. Позже М. называли мусульм. святых, а также вождей или основателей религ. братств, дсрвишских орденов. В более широком смысле - то же, что дервиши. |
МАРДУК - верховный бог вави-лоч. религии со времени превращения Вавилона в центр Двуречья. Согласно мифу, М. - олицетворение сил мир. порядка - отважился выступить против чудовища Тиа-мат, защитить богов, а взамен получил верховенство. В жестокой битве М. победил чудовище, рассек его тело и создал из отдельных частей небо и землю. М. отождествлялся с шумерским Энлилем. |
МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен (1750-1803) - франц. материалист и атеист, утопич. коммунист. В годы франц. революции - участник движения дехристшнизации. В трудах «Французский Лукреций», «Словарь древних и новых атеистов» и др. развенчивал Библию, миф о Христе, критиковал деизм. М. высказал мысль о создании орг-ции атеистов, подошел к идее бога как обоготворенного человека, связывал преодоление религии с коммунистич. преобразованием общества. |
МАРИТЕН Жак (1882-1973) - франц. философ-неотомист. Ядро филос. воззрений М. - представление о личности как «метафизич. тайне», недоступной человеч. разуму; ее поведение обусловлено «св. порядком», ее свобода достигается на пути слияния с богом. В центре соц. доктрины М-, его теории «интегрального гуманизма», - положение о единстве «христ. цивилизации» с демократией, прогрессом. Поэтому стремление христианина достичь царства божьего должно сочетаться с активным улучшением земной жизни. Хотя М. критиковал капитализм, его «интегральный гуманизм» остался реакц. утопией. Осн. труды: «Антимодерн», «Интегральный гуманизм». |
МАРИЯ - см. Богородица. |
МАРК - согласно христ. преданию, ученик апостола Петра, автор второго канонич. евангелия, в датировке к-рого исследователи существенно расходятся. В том виде, в каком оно дошло до нас. Евангелие от М. оформилось не ранее сер. 2 в. |
МАРК АВРЕЛИЙ Антонин - см. Аврелий Марк. |
МАРК ТВЕН (наст. имя Самюэль Клемеяс, 1835-1910) - америк. писатель. В своих ярких сатирич. произведениях подверг резкой критике религ. догматы, раскрыл несостоятельность «священного писания», показал ханжество и лицемерие религ. морали. Устами своих персонажей утверждал, что не существует «ни бога... ни рая, ни ада». В ряде памфлетов разоблачил тесный союз капитализма и религии. Нек-рые произведения М. Т., имеющие атеистич. направленность, не смогли быть изданными при жизни автора (напр., лишь в 1962 вышли в свет «Письма с Земли»). И поныне знач. часть его лит. наследия, в т. ч. антире-лиг. рассказы, памфлеты, очерки, находится в архивах. |
МАРКИОН - деятель христианства 1 в., уроженец Малой Азии, богатый судовладелец. Появился в Риме ок. 140. М. выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеч. природы Иисуса. М. написал евангелие на основе сокращенной версии Евангелия от Луки и отредактировал 10 посланий Павла. Римск. христиане исключили М. из своей общины, но он имел много сторонников в Италии, Малой Азии и др. местах. Учение М. близко к гностикам. |
МАРКОВ Андрей Андреевич (1856-1922) - рус. математик, академик, решительно выступавший против религии и правосл. церкви, к-рую рассматривал как врага передовой культуры и науки. В 1912 подал в Синод заявление с просьбой отлучить его от правосл. церкви, т. к. «не сочувствует» религиям, к-рые «поддерживаются огнем и мечом и сами служат им». Это смелое выступление вызвало широкий отклик среди передовой интеллигенции, нанесло удар по авторитету рус. православия. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАРОНИТЫ - представители особой ветви католич. церкви в Сирии и Ливане, к-рые некогда были монофелитами, но в 16 в. признали верховенство Ватикана. Свое название М. получили от имени религ. деятеля 7 в. Марона. М. до сих пор сохраняют свою организационную и культово-догматич. самобытность (богослужение проводят на сир. языке, отвергают целибат). Главой М. (после папы) является «патриарх Антиохии и всего Востока», резиденция к-рого находится около Бейрута. В Ливане и Сирии насчитывается ок. 400 тыс. М., 15 тыс. живут в Египте, Израиле и Иордании. Ок. полумиллиона эмигрировавших М. проживает в Юж. Европе, Сев. и Юж. Америке, где, сохраняя собств. литургию и духовенство, они подчиняются местным католич. епископам. |
МАРРЕТ Роберт (1866-1943) - англ. этнограф и историк, занимавшийся преимущественно вопросами происхождения религии. М. подверг критике мн. представления о происхождении религии, развитые Э. Тачлором. В части., в противоположность попыткам Тайлора и др. объяснить возникновение религии ошибками в мышлении «дикаря-философа», М. подчеркивал роль эмоц. процессов в возникновении религии. Он писал, что религия не выдумывается, а «выплясывается». С его т. зр., представления первобытн. людей о сверхъестественном носили первоначально безличный характер и воплощались в верованиях в .маку и в табу. |
МАРС (от лат. mas - мужская производящая сила) - бог войны в римск. пантеоне, почитался как отец римск. народа, охранитель полей и стад, позднее - покровитель конных состязаний. Жрецами М. были салии. |
МАРСЕЛЬ Габриэль Оноре (1889-1973) - франц. религ. философ, основатель католич. экзистенциализма. Развивал антиинтеллектуа-листскую, интуитивистскую тенденцию в католицизме. Решающее значение в приобщении к религии отдает эмоц.-нравств. переживаниям человека - «экзистенциальному опыту». Защиту и обоснование религ. вероучения М. пытается вести с позиций субъективного идеализма. Для него характерно резкое противопоставление внутр. мира человека, индивид, сознания соц. сторонам существования людей. |
МАРСИЙ - персонаж греч. мифологии, вначале - речное божество, хозяин одноименной р. в Малой Азии, позднее, в общегреч. пантеоне, - спутник в свите Диониса. |
МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ - итал. политик и философ. В гл. соч. «Защитник мира» (1324) выступил против притязаний папства на светскую власть. Считал, что светское гос-во возникло в результате обществ, договора; отделял политику от теологии, защищал веротерпимость. Был отлучен от церкви и заочно приговорен к сожжению (1327). |
МАРТИРОЛОГ (греч. martyros - мученик, logos - слово) - жанр религ. агиографии, повествующий о св. мучениках за веру: о гонениях на них, о претерпеваемых ими муках и казнях. Замысел всех христ. М. опирается на представление о мученическом подвиге, т. е. о готовности ради «многой мзды на небесах» с радостью принять поношение, гонение, бедствие и смерть во имя Христа, за истинную веру. Самыми известными М. являются «Всеобщий М.» в католицизме (1536), «Менелогий» в православии (9 в.).В М. преувеличиваются и мистифицируются дей-ствит. факты преследований христиан в первые века христианства. Рассказы М. большей частью сказочны, легендарны, фантастичны, особенно там, где речь идет о чудесах, якобы сопровождавших смерть св. мучеников. М. используются для разжигания фанатизма религ. |
МАРУТЫ - боги ветров ведич. пантеона, первоначально друзья и союзники Индры. Согласно инд. мифам, поддерживают в состоянии разделенности небеса и землю, контролируют выпадение дождей. |
МАСКА РИТУАЛЬНАЯ - лицевое изображение к.-л. зооморфного или антропоморфного существа, надеваемое человеком в ритуальных целях. Применение М. р. связано с культами предков, духов, животных, тотемистич. представлениями и пр. Надевший М. р. как бы преображался в то существо, к-рое она изображала. Диапазон использования М. р. чрезвычайно велик: в практике тайных мужских союзов в Океании и Африке, шаманские М. р. у народов Сибири, в религ. мистериях устрашения еретиков (напр., цам в ламаизме), в погребальных культах мн. народов мира. |
МАСЛЕНИЦА - др.-славян. праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. В М. сильны черты культа предков, аграрного и семейно-родового культов. Для нее характерны магич. действия, связанные с ожиданием будущего урожая. До 20 в. имели место элементы сакральной эротики, связанные с магией плодородия. На семейно-родовой характер М. указывают, в части., названия дней праздника; пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки. С культом предков связаны обычаи последнего дня М. -прощеного воскресенья, обязательные для М. блины - поминальная обрядовая пища вост. славян. |
МАСОНСТВО, франкмасонство (франц. franc-mason - вольный каменщик) - религ.-филос. течение, возникшее преимущественно в аристократич.-бурж. среде в нач. 18 в. в Англии и выразившееся в создании тайных об-в (лож), члены к-рых провозгласили своей целью «объединение людей на началах братской любви, взаимопомощи и верности». Масонские ложи построены по образцу сред-невек. цеховых объединений каменщиков, у к-рых они заимствовали специфич. обрядность и сложную атрибутику. Первоначально М. развивалось в русле вольнодумства и оппозиции по отношению к офиц. церкви и ее морально-этич. установкам, но со временем в нем усилился мистицизм, оно стало оружием борьбы против материализма и атеизма. Осуждено церковью, к-рая усмотрела в нем конкурента в борьбе за массы и за влияние на господств, классы. В Германии М. поддерживалось Фридрихом II, а во Франции -Наполеоном I и Наполеоном III-В России первые ложи появились в 1762 в Москве и просуществовали вплоть до Великого Октября. В наст. вр. М. распространено во мн. странах Зап. Европы и Америки и всю свою деятельность направляет на сохранение существующего бурж. строя. |
МАСОРЕТЫ (от др.-евр. «масо-ра» - предание, передача тради ции) - средневек. иуд. редакторы и комментаторы Ветхого завета. М. сличали различные рукописи, устанавливали «единственно истинный» текст и добивались уничтожения рукописей, расходившихся с ним. М. создали систему значков, указывавших, как произносится не имеющий гласных букв в.-з. текст, установили интервалы между слитными ранее словами, подсчитали и точно закрепили количество фраз и слов в отд. колонках рукописей. Помимо редакторской работы, М. создали большое количество примечаний к тексту Ветхого завета. |
МАССОВЫЕ ФОРМЫ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ - см. Атеистическая пропаганда. Атеистическая печать. Атеистическая лекция. Вечер вопросов и ответов, А теистическая беседа. |
"МАТЕР ЭТ МАГИСТРА" - см. Энциклики пап социальные. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Критические заметки об одной реакционной философии» - осн. филос. труд В. И. Ленина. Издан в 1909, когда в России после поражения революции 1905 наступил период реакции. Он породил кризис либерализма и мелкобурж. демократизма. Усилиями их идеологов в об-ве активно стимулировался интерес к религии и мистицизму, различным формам идеализма. Кризис затронул и социал-демократию, что нашло выражение, по словам Ленина, «в ма-хистском поветрии среди марксистов» (т. 20, с. 88). Рус. махисты (Богданов, Луначарский, Базаров и др.) пытались ревизовать филос. основы марксизма, говорили об устарелости материализма, утверждали, что потребностям науки более всего отвечает эмпириокритицизм. В своей книге Ленин дал анализ реакц. класс.-теоретич. природы махизма (включая эмпириомонизм и эмпириосимволизм), неокантианства и др. течений идеализма, доказал несостоятельность бурж. и ревизионист, критики диалектико-материалистич. миросозерцания. Ленин обосновал и развил мн. положения марксист. философии, прежде всего гносеологии, теории отражения. В «М. и э.» раскрыта сущность революции в естествознании, дано филос. обобщение его достижений, обрисован кризис, к-рый переживала физика в нач. 20 в., показаны пути его преодоления. Несмотря на цензурные ограничения, в книге критикуются религ. взгляды, выявлена тесная связь идеализма с фидеизмом, махизма (в части., эмпириомонизма) - с богостроительством. Ленин отверг утверждения рус. махистов о «религ. атеизме», о практической ценности обожествления «высших человеческих потенций» и т. д., подчеркнув несовместимость веры и знания, науки и религии. Труд Ленина «М. и э.» играет огромную роль в совр. идеологич. борьбе, является важнейшим источником формирования коммунистич. мировоззрения. |
МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА - принцип материализма, утверждающий, что мир есть движущаяся материя и не существует ничего, что не было бы определенным видом материи, ее свойством или формой ее движения. Этот принцип формировался на основе успехов науч. познания и практического освоения природы человеком. Для домарксист. материалистов характерно было связывать М. е. м. с признанием существования простейшей материальной первоосновы, модификациями к-рой они пытались представить все существующие вещи и явления. В Новое время в качестве такой первоосновы принимались чаще всего мельчайшие неделимые частицы - атомы. В кон. 19 в. было обнаружено, что атомы сложны и состоят из еще более мелких ча стиц, получивших позднее название элементарных. Однако и элементарные частицы не есть предельно простое начало. В. И. Ленин еще в 1908 писал, что «электрон так же неисчерпаем, как и атом» (т. 18, с. 277), что подтверждается совр. физикой, к-рая все ближе подходит к раскрытию сложной структуры элементарных частиц. Отбросив идею единой простой неизменной первоосновы, диааек-тич. материализм утверждает неисчерпаемое качеств, многообразие движущейся материи. Всеобщая взаимосвязь видов материи, а также наличие у них таких всеобщих сторон и свойств, как движение, пространство, время, детерминизм, отражение, и обусловливают М. е. м. Марксист, философия рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, высш. форму отражения, что укрепляет принцип М. е. м. Сторонники идеализма и религии. противопоставляя сознание материи как особую сверхъестеств. реальность естеств. реальности, отрицают М. е. м. Мир у них распадается на два: духовный и материальный, что извращает дейст-вит. картину мира, создает препятствия на пути человеч. познания. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАТОРИН Николай Михайлович (1898-1935) - сов. ученый, специалист в области этнографии и истории ранних форм религии. С 1930 по 1935 возглавлял этно-графич. исследования в АН СССР, был директором Музея антропологии и этнографии АН СССР, директором Института антропологии и этнографии АН СССР. Один из деятелей -Щентр. совета Союза воинствующих безбожников СССР и председатель его Ленинградского обл. отделения. Осн. работы: «Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь» (1929); «Православный культ и производство» (1931); «Женское божество в православном культе. Очерк по сравнительной мифологии» (1931). |
МАТФЕЙ - согласно христ. преданию, ближайший ученик Иисуса Христа, один из 12 апостолов, автор первого канонич. евангелия, к-рое окончательно сложилось во 2 в. (см. также Евангелисты). |
МАТЮРЙНЦЫ, матурйны - название, закрепившееся во Франции за тринитариями. Происходит от принадлежавшей им в Париже церкви св. Матюрина. Франц. король Филипп 11 Август покровительствовал тринитариям, что способствовало быстрому росту и обогащению этого ордена. М. принадлежали во Франции большие земельные владения. Во время Франц. бурж. революции 18 в. орден тринитарисв во Франции был ликвидирован. |
МАУРЬИ - одна из др.-инд. царских династий (320-183 до н. э.). В эпоху М. происходило активное распространение идей буддизма и джайнизма. При императоре А шоке были утверждены тексты, вошедшие затем в будд. канон, и началось активное миссионерство будд. монахов за пределами Индии. |
МАУТНЕР Фриц (1849-1923) - представитель бурж. свободомыслия, нем. историк атеизма, философ позитивистск. толка, сторонник агностицизма и субъективного идеализма. В целом сочувственно относился к атеизму, видя его позитивные черты в антидогматизме и антиклерикализме. Осн. труд М. «Атеизм и его история на Западе» (4 т., 1920-1923) содержит полезный фактич. материал, к-рый, однако, обобщен с идеалистич. позиций. М. не признавал соц. обусловленности атеизма, давал ненауч. трактовку целого ряда атеистич. учений, в т. ч. марксистского. |
"МАХАБХАРАТА" (санскр. - «Сказание о великой битве бхаратов») - др.-инд. эпос, сложившийся приблизительно в 6-2 вв. до н. э. Повествует о легенд, борьбе двух царских династий - Кау-равов и Пандавов. «М.» является своеобразной энциклопедией ре-лиг. и филос. учений, мифологии, соц. и политич. институтов Др. Индии. Из «М.» позаимствованы все гл. идеи индуизма, наиболее полно выраженные в «Бхагавадуи-те» и «Шантипарве». Помимо рс-лиг.-идсалистич. взглядов в «М.» широко представлены стихийно-материалистич., диалектич., дуа-листич. и т. п. взгляды и концепции. |
МАХАВИРА (наст. имя Вардхама - на, 6 в. до н. э.) - один из крупн. идеологов и проповедников джайнизма. По преданию, М. родился на территории Бихара, принадлежал к кшатрийскому роду. За аскетич. образ жизни получил прозвища Джина (победитель) и Махавира (великий герой). |
МАХАЯНА (санскр., букв. - большая колесница, широкий путь спасения) - одно из двух осн. направлений буддизма, по-видимому, зародившееся еще в древности, но получившее распространение в нач. н. э. Основным в М. является положение о том, что спастись может не только монах, как утверждала хинаяна, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства (парамиты), возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. Монахи облегчают спасение, привлекая культовыми приемами бодхисатв, к-рые могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого из сострадания к живым существам, меняя их карму на более благоприятную. Согласно М., мир совершенно иллюзорен, реальна только нирвана, отождествляемая с «высш. абсолютом», миром первичных дхарм. В М. значит, место занимает учение о рае. Согласно М-, раев несколько, они подробно и красочно описываются в лит-ре М. и в проповедях лам, изображаются на иконах и в объемных макетах и значительно привлекательнее для рядового верующего, чем абстрактная, туманная нирвана. Все это способствовало распространению М. как по всей Индии, так и за ее пределами. Будда в М. из мудреца-учителя превращается уже в типичное божество. Бодхисатвы - его эманации. Осн. положения М. стремились подкрепить 2 религ.-филос. школы: йогачары и мадхьямики. Йогачары считали реальным только наше сознание, к-рос якобы и порождает все объекты внешнего мира. Погасив активность сознания, можно избавиться и от цепи перерождений (сансары). Мадхьямики не признавали реальным и само индивидуальное сознание. Реальна, с их точки зрения, лишь шуньята (пустота). Она бескачественна, не поддастся определениям, не может быть познана опытным путем, постигается лишь мистич. интуицией. Крупнейшими представителями мадхьямиков были Нагарджуна (2 в.) и Арья-дева (5 в.), йогачаров - Асана и Васубандху (5 в.). М. стала основой ряда школ и направлений более позднего буддизма за пределами Индии, в т. ч. и ламаизма. |
МАХДИ (араб. - ведомый, здесь - ведомый Аллахом) - мусульм. мессия. Представления о М. зародились в шиитских общинах (см. Шиизм). Мечта порабощенных народных масс об об-ве равенства и справедливости воплотилась в веру в скорое пришествие «скрытого имама», к-рый поможет своим приверженцам установить такой строй. Позднее учение о М. было воспринято суннитами (см. Суннизм) с поправкой на время пришествия, к-рое отодвинуто до «конца света». Образ М. использовался во времена антифеод, движений. Так, лидер бабизма Али Мохаммед, а также возглавивший движение народных масс в Судане (кон. 19 в.) Мухаммед Ахмед считались М. |
МАЦА - см. Опресноки. |
МАЦУРИ (яп.) - любое синтоист. релит, действо, чаще всего - храмовый праздник. Каждый храм имеет свою собств. дату М. и свои детали обрядности. Обычно М. отмечается торжеств, службой, представлениями «кагура» (мистерия на мифологич. темы, иногда сценки фарсового характера), выносом символа божества (таблички с именем, зеркала или иного св. предмета) в особом паланкине (омикоси) и сопровождающей его процессией. Помимо священников в обрядах М. важную роль играет храмовый актив. В процессиях и мистериях М. торжеств, сакральные элементы часто причудливым образом переплетаются с комическими, а иногда и с эротическими. |
МАЦЦОТ - см. Опресноки. |
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930), рус. сов. поэт. В своем творчестве выразил неприятие бурж. общества, его идеологии, в т. ч. религии.В стихах, прозе, статьях выступал как воинств. атеист. Разоблачению суеверий, показу вреда, приносимого релит. праздниками и обрядами, посвящены стихи: «Чье рождество», «Ни знахарство, ни благодать бога в болезни не подмога», «Два опиума», «Долой», «Ханжа» и мн. др. Произведения поэта укрепляют веру человека в свои силы, возвеличивают науку, коллективный труд, служат борьбе против отживающих обычаев и традиций. |
МЕГЕРА - в др.-греч. мифологии одна из трех эриний. М. изображалась в виде чудовища, у к-рого вместо волос змеи, а в руках факел и бич. |