Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "М" (часть 1, "МА"-"МЕГ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МА"-"МЕГ")

"МА"

"МА" - или «пять ма» - объекты почитания в тантризме: мадья (вино), манса (мясо), матсья (рыба), мудра (жареная пшеница) и майтхуна (половое сношение).

МАВЛЮД

МАВЛЮД (араб. - рождение; мав-люд ан Наби - рождение пророка) - релит, праздник по случаю дня рождения пророка Мухаммеда, отмечаемый 12 числа (в ряде мест - 9 числа) месяца рабби аль-Авваля (3-го месяца мусульм. лунного календаря).

МАГИ

МАГИ (др.-перс. магуш) - в Др. Иране жрецы зороастризма и нек-рых др. верований. В 6-4 вв. до н. э. составляли особое племя и вступали в эндогамные браки. Перс. М., как и жрецы вавилон. религии (халдеи), занимались предсказаниями и заклинаниями, вследствие чего М. стали называть позднее всех предсказателей судьбы, чародеев, астрологов, заклинателей.

МАГИЯ, КОЛДОВСТВО

МАГИЯ, колдовство - действия и обряды, совершаемые с целые повлиять сверхъестеств. путем на явления природы, животных или человека. Первобытн. магич. обряды трудно отграничить от инстинктивных или рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Поэтому и наиболее естественна классификация видов М. сообразно сторонам этой практики: лечебная М. (своими корнями связанная с народной медициной) ; вредоносная М. (насылание «порчи» врагу-чужеплеменнику); любовная, или половая, М. (ухаживание, «привораживание»); промысловая М. (действия охотника для приманивания и поимки зверя) ; аграрная М. (колдовские приемы воображаемого воздействия на урожаи) и т. д. В науч. лит-ре применяются и др. способы классификации обрядов М. В сов. лит-ре чаще выделяются следующие типы М.: контактный, имита-тивный, инициальный, парциальный, вербальный; встречаются и смешанные типы. Исполнителями магич. обрядов обычно выступают «специалисты» - знахари, гадатели, «делатели дождя», ведуны, ведьмы. На более поздних ступенях историч. развития эти «специалисты» зачастую оттесняются на задний план жрецами и нередко подвергаются преследованиям. Профессия их становится тайной, нелегальной. Но и священники в клас. религиях очень часто применяют чисто магич. приемы: молебен о дожде и урожае, таинство соборования - лечебная М. и пр. С М. связаны сохранившиеся доныне суеверия.

МАГОМЕТ

МАГОМЕТ - см. Мухаммед.

МАГОМЕТАНСТВО

МАГОМЕТАНСТВО - устаревшее название мусульманства (ислама), от старой транскрипции имени основателя ислама Мухаммеда -Магомет.

МАДОННА

МАДОННА - см. Богородица.

МАДХВА, МАДХВАЧАРЬЯ

МАДХВА, Мадхвачарья (1199-1278) - основатель фялос. системы вишнуизма. М. - автор комментариев к Брахма-сутре, осн. источнику школы веданта, где изложил свое учение о знании: всякое знание истинно, ложного знания нет. М. развивал учение о бхакти, любви к богу, доказать к-рую можно только в борьбе со злом.

МАЗАР

МАЗАР (араб. - место осмотра, посещения, поклонения) - надмогильные сооружения, мавзолеи в местах захоронения мусульм. религ. деятелей прошлого. Мусульмане считают, что в этих местах захоронены святые и что поклонение М. обеспечит их заступничество перед Аллахом. В ходе паломничества к М. производится жертвоприношение скотом, распространяются самые дикие суеверия. Стремясь представить ислам прогрес. религией, духовные управления мусульман в СССР и руководители мечетей в поел. вр. выступают против паломничества кМ.

МАЗДАКИЗМ

МАЗДАКИЗМ - репиг.-филос. учение, ставшее идеологией движения народных масс (в основном крестьян и городской бедноты) в Передней Азии в 5-6 вв. Это движение возглавлял манихейский жрец Маздак, к-рый призывал к уничтожению соц. неравенства, отождествляя его с «мир. злом» (см. Манихейство). Движение было подавлено Иран. шахом Хосровом II.

МАЗДЕИЗМ, ИЛИ РЕЛИГИЯ МАГОВ

МАЗДЕИЗМ, или религия магов - религия населения Др. Ирана (Ми-дийского гос-ва, 9-6 вв. до н. э., позднее - гос-ва Ахеменидов, 6-4 вв. до н. э.), сосуществовавшая с зороастризмом и в ряде теоретич. и практич. аспектов переплетавшаяся с ним. Св. книга М. и зороастризма - Авеста, особенно поздняя ее часть - Младшая Авеста. Верховные божества М.: Ахурамаз-да - олицетворение добра, небесного свода, покровитель царской династии, форма его проявления -огонь, Анхра-Майнью - олицетворение зла. Позднее в гос-ве Ахеменидов наряду с ними столь же почитаемыми становятся богиня плодородия Анахита и бог небесного свата, солнца и чистоты Митра. В отличие от зороастризма М. признавал и чтил племен, богов (дэвов), допускал погребения в гробницах (особенно знати и царей), свел до минимума роль пророка Заратуштры как посредника между Ахурамаздой и царем.

МАЗХАБ

МАЗХАБ (араб. - путь, направление, образ действия) - богосл.-юридич. школа, система в суннитской ветви ислама. К наст. вр. общепризнанными являются 4 М.: ханифитский, маликитский, шафи-итский, ханбалитский. Названия свои они получили по именам своих создателей. Наибольшее число последователей насчитывает ханифитский М. В СССР большинство мусульман-суннитов являются ха-нифитами, на Сев. Кавказе есть шафииты.

МАЙДАРИ

МАЙДАРИ - см. Майтрея.

МАЙМОНИД

МАЙМОНИД (наст. имя - Моше бен Маймон, 1135-1204) - евр. философ, теолог и врач. В 1190 на араб. языке был опубликован его гл. филос. труд - «Путеводитель колеблющихся». Усвоив в интерпретации араб. мыслителей философию Аристотеля, М. пытался рационализировать иудаизм. Не опровергая бога, М. призывал к познанию закономерностей природы, изучению наук и философии. Он систематизировал запутанные положения Талмуда и сформулировал 13 членов символа веры иудаизма. Ортодоксы иудаизма преследовали М.

МАЙТРЕЯ

МАЙТРЕЯ (монг. Майдари, яп. - Мироку) - один из наиболее популярных бодхисатв, грядущий Будда. Особенно почитаем в ламаизме. В дацанах, в спец. храмах воздвигались гигантские (до 16 м высоты) статуи М. Приход М. на землю должен привести к «всемирн. победе буддизма». С учением о М. связывалась пропаганда «священной войны», к-рую поведет мифич. страна - покровительница буддизма против еретиков и безбожников.

МАЙЯ

МАЙЯ - 1) в буддизме мать царевича Гаутамы, будущего Будды; 2). филос. категория в различных направлениях индуизма и буддизма: а) причина видимости, кажимости, иллюзорности мира, особая сила бога, с помощью к-рой вечный, бесконечный, единый Брахман предстает конечным, множественным, изменчивым, т. е. причина, дающая возможность видеть единое во многом и многое в едином; б) М. - это скрытое желание бога создавать видимость существования.

МАКАРИЙ

МАКАРИЙ (1482-1563) - митрополит московский и всея Руси (с 1542), видный церк. и политич. деятель. На церк. соборах 1547 и 1549 предпринял канонизацию новых рус. святых. На «стоглавом» соборе (1551) добился провала правительств, программы секуляризации церк. земель. При участии М. составлены Никоновская летопись, Минеи четьи.

МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ, ИЛИ ЕГИПЕТСКИЙ

МАКАРИЙ ВЕЛИКИЙ, или ЕГИПЕТСКИЙ (300-390) - ученик св. Антония, христ. аскет. 60 лет прожил в пустыне. Ему приписывают более 50 бесед, составленных в форме диалога, нравоучительных по своему содержанию. В них дается мистич. оправдание аскетизма.

МАККАВЕЕВ КНИГИ

МАККАВЕЕВ КНИГИ - неканонич. в.-з. книги; в правосл. Библию входят I, II, III М. к., в католич. Ш не включается. Название М. к. происходит от фамилии евр. семьи, члены к-рой - отец Маттафия и четыре его сына возглавили в 60-х гг. 2 в. до н. э. восстание против господства Селевкидов; в М. к. рассказывается о восстании и связанных с ним событиях. Авторы книг неизвестны. I книга написана между 110 и 7 0 гг. до н. э. на др.-евр. языке, но дошла до нас лишь в греч. переводе. II и III книги были написаны по-гречески, II написана одновременно с I, а III относится уже к 1 в. н. э. Существует еще книга, именуемая IV М. к., ее приписывают Иосифу Флавию, но содержание ее не имеет ничего общего с М. к.

МАКСИМ ГРЕК

МАКСИМ ГРЕК (в миру - Михаил 1 риволйс) (ок. 1475-1556) - рус. публицист и мыслитель. Род. в Византии. В 1492 уехал в Италию, где встречался с деятелями йоз-ролсдечия. В 1518 приглашен в Россию для перевода и исправления церк. книг. Как разносторонне образованный человек, пользовался влиянием в рус. об-ве, содействовал его знакомству с произведениями античных классиков (Сенеки, Платона, Аристотеля, Плутарха и др.). Выступал в защиту естеств. и гуманит. наук. В своих политич. соч. М. Г. обличал обществ, порядки, клеймил пороки духовенства, поддерживая «нестяжателей» в их борьбе против монастыр. землевладения. После осуждения «нестяжателей» был обвинен (1531) в ереси и гос. измене и приговорен к пожизнен. заключению.

МАКСИМ (ЕРЕТИК)

МАКСИМ (ЕРЕТИК) - священник, участник Новгород, еретич. движения вт. пол. 15 в., осужденного в 1490 на церк. соборе в Москве. Собор предал М. и 9 др. еретиков анафеме.

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (ок. 580-662) - визаит. богослов и церк.-политич. деятель, виднейший противник монофелитства и сторонник православия. Комментатор «Ареопагитик». В 653 по приказу визант. императора за свою борьбу в защиту православия арестован и сослан.

МАЛЕВАНЦЫ, МАЛЕВАНЩИНА

МАЛЕВАНЦЫ, малеванщина - сектант, оппозиц. движение крестьян. бедноты в баптизме, возникшее в кон. 80-х гг. 19 в. и направленное против засилья имущих элементов в баптист, общинах. Его возглавил К. Малеванный (отсюда название движения). Критика оцерковления баптизма, формализма обрядности, духовной иерархии была связана у Малеванного с критикой соц. неравенства среди баптистов, с проповедью скорого «конца мира» и наступления «царства божия». Возрождая традиции духовных христиан (христовове-ров и духоборов), Малеванный подчеркивал приоритет «св. духа», стремился поколебать в умах своих последователей авторитет Библии. Культ М. во многом напоминал культ христововеров: они строго соблюдали посты, во время радений прыгали, говорили «на иноязыках». Последователи Малеванного объявили его Христом. Протест М. приобретал порой характер, выходящий за религ. рамки. В 1892 Малеванный был арестован и заключен в дом для умалишенных. Несмотря на это, движение М. продолжало распространяться, в части, в Киевской, а также в Херсонской и Минской губ. Однако в дальнейшем оно развития не получило.

МАЛИКИТЫ

МАЛИКИТЫ - см. Мазхаб.

МАЛИНОВСКИЙ БРОНИСЛАВ

МАЛИНОВСКИЙ Бронислав (1884-1942) - англ. этнограф польск. происхождения, занимавшийся преимущественно изучением первобытн. религии на материалах меланезийских племен. Один из основателей функционализма в бурж. этнографии, М. близко подошел к раскрытию подлинных соц. корней первобытн. магии. Он писал, что «мы находим магию там, где присутствуют элементы случая, а также весьма широко распространены эмоциональные колебания между надеждой и страхом». В то же время М., игнорируя иллюзорный характер магич. верований, искажающих реальность, не смог понять того факта, что уверенность, создаваемая магией, мешает людям сосредоточить свои усилия на решении их жизнен. проблем.

МАЛЬТИЙСКИЕ РЫЦАРИ

МАЛЬТИЙСКИЕ РЫЦАРИ - см. Госпитальеры.

МАНА

МАНА - термин, к-рым народы Полинезии и Меланезии обозначают особую, чувственно не воспринимаемую силу, присущую якобы нек-рым людям, животным, неоду-шевл. предметам, а также духам. В представлении верящих в существование М. народов (в т.ч.ряда африканских) успех или неудача в любом деле зависят именно от М. Нек-рые бурж. религиоведы приписывают вере в М. роль первонач. формы религии, породившей такие, с их т. зр., ее проявления, как олицетворение сил природы, магия, тотемизм, анимизм и др. Но эта концепция не подтверждается фактами.

МАНДЕЙЗМ

МАНДЕЙЗМ - религия, возникшая в начале н. э. в Месопотамии. М. представляет собой смешение взглядов нек-рых гностич. христ. сект (см. Гностики) с элементами иудаизма, зороастризма и вави-лон. религии. Последователи М. называют себя мандеями (по имени светлой силы Манда-д-Хайя -олицетворения знании жизни) или «христианами св. Иоанна» (от Иоанна Крестителя, почитаемого за гл. пророка, указавшего путь в светлое царство). Христос, Авраам, Моисей считаются лжепророками. Мн. общины мандеев примкнули к манихейству.

МАНДЖУШРИ

МАНДЖУШРИ - один из наиболее почитаемых бодхисатв в будд. школе махаяны. символ мудрости. Иногда рассматривается как один из предшественников Будды Шакьямуни, иногда - как его гл. ученик или сын. Согласно будд. преданиям, будущий Будда - Майтрея будет получать наставления у М.

МАНИ

МАНИ (санскр., обычно переводится как «магический жезл») - в тантризме - обозначение мужского полового органа. Слово «М.» входит в состав известной каждому ламаисту мантры (заклинания) («ом мани падме хум»), к-рую гравируют или наносят красками на камни. Поэтому и сами эти ритуальные камни получили в просторечии название М.

МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО - религия, возникшая в 3 в. в Персии. М. быстро распространилось во мн. странах - от Италии до Китая. Основателем считают полумифич. проповедника Мани (216-277). М. представляло собой синтез зороастризма и христианства. Из христианства М. заимствовало идею мессианства: Мани считался посланником небесного мира света. Основой же М. являлся зороастрийский дуализм, признание двух субстанциальных начал бытия - противоборствующих царства света, добра, духа и царства тьмы, зла, материи. В первом господствует бог, во втором -дьявол. Борьба двух царств завершится катастрофой, в результате к-рой материя погибнет, а дух станет свободным. Мир, согласно М., есть воплощение зла. Человек, будучи двойств, существом (душа - порождение света, тело - тьмы), может помочь силе света в борьбе против силы тьмы. Поскольку сипы тьмы отождествлялись трудящимися с эксплуатат. порядками, М. явилось формой пассивного клас. протеста. Христианство объявило М. ересью. В Передней Азии М. оказало влияние на маздакизм.

МАНТИКА

МАНТИКА (греч. manlike) - гадание, различные способы узнавать неизвестное или предсказывать будущее. На ранних стадиях развития общества земледельцы и скотоводы пытались путем гадания определить виды на урожай и приплод скота. В клас. об-ве появились профессионалы, занимающиеся М., напр. некроманты в Др. Греции, авгуры, гаруспикч в Др. Риме, астрологи, хироманты, физиогномики в ср.-век. Европе. Наиболее известны следующие виды М.: гадание по движению небесных теп (астрология), по лопаточной кости животного (скапули-мантия), по виду внутренностей животных (гаруспиции), по полету и крику птиц {ауспиции), по форме пупка (омфаломантия), по линиям руки (хиромантия), по старинным стихам (рапсодо-мантия), по цифрам (арифмоман-тия), по движению змей (офио-мантия), общение с духом умершего (некромантия), гадание по расплавленному воску или олову, по сновидениям, на бобах, игральных картах, кофейной гуще и мн.др.

МАРА

МАРА - см. Кикимора.

МАРАБУТЫ

МАРАБУТЫ (франц. marabout, от араб. «мурабит» - живущий в рибате - укрепленном поселении) - члены мусульм. военно-религ. ордена монахов-дервишей в Сев. Африке. В 11-12 вв. М. завоевали Марокко и основали феод. династию Альморавидов. Позже М. называли мусульм. святых, а также вождей или основателей религ. братств, дсрвишских орденов. В более широком смысле - то же, что дервиши.

МАРДУК

МАРДУК - верховный бог вави-лоч. религии со времени превращения Вавилона в центр Двуречья. Согласно мифу, М. - олицетворение сил мир. порядка - отважился выступить против чудовища Тиа-мат, защитить богов, а взамен получил верховенство. В жестокой битве М. победил чудовище, рассек его тело и создал из отдельных частей небо и землю. М. отождествлялся с шумерским Энлилем.

МАРЕШАЛЬ ПЬЕР СИЛЬВЕН

МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен (1750-1803) - франц. материалист и атеист, утопич. коммунист. В годы франц. революции - участник движения дехристшнизации. В трудах «Французский Лукреций», «Словарь древних и новых атеистов» и др. развенчивал Библию, миф о Христе, критиковал деизм. М. высказал мысль о создании орг-ции атеистов, подошел к идее бога как обоготворенного человека, связывал преодоление религии с коммунистич. преобразованием общества.

МАРИТЕН ЖАК

МАРИТЕН Жак (1882-1973) - франц. философ-неотомист. Ядро филос. воззрений М. - представление о личности как «метафизич. тайне», недоступной человеч. разуму; ее поведение обусловлено «св. порядком», ее свобода достигается на пути слияния с богом. В центре соц. доктрины М-, его теории «интегрального гуманизма», - положение о единстве «христ. цивилизации» с демократией, прогрессом. Поэтому стремление христианина достичь царства божьего должно сочетаться с активным улучшением земной жизни. Хотя М. критиковал капитализм, его «интегральный гуманизм» остался реакц. утопией. Осн. труды: «Антимодерн», «Интегральный гуманизм».

МАРИЯ

МАРИЯ - см. Богородица.

МАРК

МАРК - согласно христ. преданию, ученик апостола Петра, автор второго канонич. евангелия, в датировке к-рого исследователи существенно расходятся. В том виде, в каком оно дошло до нас. Евангелие от М. оформилось не ранее сер. 2 в.

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН

МАРК АВРЕЛИЙ Антонин - см. Аврелий Марк.

МАРК ТВЕН

МАРК ТВЕН (наст. имя Самюэль Клемеяс, 1835-1910) - америк. писатель. В своих ярких сатирич. произведениях подверг резкой критике религ. догматы, раскрыл несостоятельность «священного писания», показал ханжество и лицемерие религ. морали. Устами своих персонажей утверждал, что не существует «ни бога... ни рая, ни ада». В ряде памфлетов разоблачил тесный союз капитализма и религии. Нек-рые произведения М. Т., имеющие атеистич. направленность, не смогли быть изданными при жизни автора (напр., лишь в 1962 вышли в свет «Письма с Земли»). И поныне знач. часть его лит. наследия, в т. ч. антире-лиг. рассказы, памфлеты, очерки, находится в архивах.

МАРКИОН

МАРКИОН - деятель христианства 1 в., уроженец Малой Азии, богатый судовладелец. Появился в Риме ок. 140. М. выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеч. природы Иисуса. М. написал евангелие на основе сокращенной версии Евангелия от Луки и отредактировал 10 посланий Павла. Римск. христиане исключили М. из своей общины, но он имел много сторонников в Италии, Малой Азии и др. местах. Учение М. близко к гностикам.

МАРКОВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

МАРКОВ Андрей Андреевич (1856-1922) - рус. математик, академик, решительно выступавший против религии и правосл. церкви, к-рую рассматривал как врага передовой культуры и науки. В 1912 подал в Синод заявление с просьбой отлучить его от правосл. церкви, т. к. «не сочувствует» религиям, к-рые «поддерживаются огнем и мечом и сами служат им». Это смелое выступление вызвало широкий отклик среди передовой интеллигенции, нанесло удар по авторитету рус. православия.

МАРКС КАРЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРОНИТЫ

МАРОНИТЫ - представители особой ветви католич. церкви в Сирии и Ливане, к-рые некогда были монофелитами, но в 16 в. признали верховенство Ватикана. Свое название М. получили от имени религ. деятеля 7 в. Марона. М. до сих пор сохраняют свою организационную и культово-догматич. самобытность (богослужение проводят на сир. языке, отвергают целибат). Главой М. (после папы) является «патриарх Антиохии и всего Востока», резиденция к-рого находится около Бейрута. В Ливане и Сирии насчитывается ок. 400 тыс. М., 15 тыс. живут в Египте, Израиле и Иордании. Ок. полумиллиона эмигрировавших М. проживает в Юж. Европе, Сев. и Юж. Америке, где, сохраняя собств. литургию и духовенство, они подчиняются местным католич. епископам.

МАРРЕТ РОБЕРТ

МАРРЕТ Роберт (1866-1943) - англ. этнограф и историк, занимавшийся преимущественно вопросами происхождения религии. М. подверг критике мн. представления о происхождении религии, развитые Э. Тачлором. В части., в противоположность попыткам Тайлора и др. объяснить возникновение религии ошибками в мышлении «дикаря-философа», М. подчеркивал роль эмоц. процессов в возникновении религии. Он писал, что религия не выдумывается, а «выплясывается». С его т. зр., представления первобытн. людей о сверхъестественном носили первоначально безличный характер и воплощались в верованиях в .маку и в табу.

МАРС

МАРС (от лат. mas - мужская производящая сила) - бог войны в римск. пантеоне, почитался как отец римск. народа, охранитель полей и стад, позднее - покровитель конных состязаний. Жрецами М. были салии.

МАРСЕЛЬ ГАБРИЭЛЬ ОНОРЕ

МАРСЕЛЬ Габриэль Оноре (1889-1973) - франц. религ. философ, основатель католич. экзистенциализма. Развивал антиинтеллектуа-листскую, интуитивистскую тенденцию в католицизме. Решающее значение в приобщении к религии отдает эмоц.-нравств. переживаниям человека - «экзистенциальному опыту». Защиту и обоснование религ. вероучения М. пытается вести с позиций субъективного идеализма. Для него характерно резкое противопоставление внутр. мира человека, индивид, сознания соц. сторонам существования людей.

МАРСИЙ

МАРСИЙ - персонаж греч. мифологии, вначале - речное божество, хозяин одноименной р. в Малой Азии, позднее, в общегреч. пантеоне, - спутник в свите Диониса.

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ - итал. политик и философ. В гл. соч. «Защитник мира» (1324) выступил против притязаний папства на светскую власть. Считал, что светское гос-во возникло в результате обществ, договора; отделял политику от теологии, защищал веротерпимость. Был отлучен от церкви и заочно приговорен к сожжению (1327).

МАРТИРОЛОГ

МАРТИРОЛОГ (греч. martyros - мученик, logos - слово) - жанр религ. агиографии, повествующий о св. мучениках за веру: о гонениях на них, о претерпеваемых ими муках и казнях. Замысел всех христ. М. опирается на представление о мученическом подвиге, т. е. о готовности ради «многой мзды на небесах» с радостью принять поношение, гонение, бедствие и смерть во имя Христа, за истинную веру. Самыми известными М. являются «Всеобщий М.» в католицизме (1536), «Менелогий» в православии (9 в.).В М. преувеличиваются и мистифицируются дей-ствит. факты преследований христиан в первые века христианства. Рассказы М. большей частью сказочны, легендарны, фантастичны, особенно там, где речь идет о чудесах, якобы сопровождавших смерть св. мучеников. М. используются для разжигания фанатизма религ.

МАРУТЫ

МАРУТЫ - боги ветров ведич. пантеона, первоначально друзья и союзники Индры. Согласно инд. мифам, поддерживают в состоянии разделенности небеса и землю, контролируют выпадение дождей.

МАСКА РИТУАЛЬНАЯ

МАСКА РИТУАЛЬНАЯ - лицевое изображение к.-л. зооморфного или антропоморфного существа, надеваемое человеком в ритуальных целях. Применение М. р. связано с культами предков, духов, животных, тотемистич. представлениями и пр. Надевший М. р. как бы преображался в то существо, к-рое она изображала. Диапазон использования М. р. чрезвычайно велик: в практике тайных мужских союзов в Океании и Африке, шаманские М. р. у народов Сибири, в религ. мистериях устрашения еретиков (напр., цам в ламаизме), в погребальных культах мн. народов мира.

МАСЛЕНИЦА

МАСЛЕНИЦА - др.-славян. праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. В М. сильны черты культа предков, аграрного и семейно-родового культов. Для нее характерны магич. действия, связанные с ожиданием будущего урожая. До 20 в. имели место элементы сакральной эротики, связанные с магией плодородия. На семейно-родовой характер М. указывают, в части., названия дней праздника; пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки. С культом предков связаны обычаи последнего дня М. -прощеного воскресенья, обязательные для М. блины - поминальная обрядовая пища вост. славян.

МАСОНСТВО, ФРАНКМАСОНСТВО

МАСОНСТВО, франкмасонство (франц. franc-mason - вольный каменщик) - религ.-филос. течение, возникшее преимущественно в аристократич.-бурж. среде в нач. 18 в. в Англии и выразившееся в создании тайных об-в (лож), члены к-рых провозгласили своей целью «объединение людей на началах братской любви, взаимопомощи и верности». Масонские ложи построены по образцу сред-невек. цеховых объединений каменщиков, у к-рых они заимствовали специфич. обрядность и сложную атрибутику. Первоначально М. развивалось в русле вольнодумства и оппозиции по отношению к офиц. церкви и ее морально-этич. установкам, но со временем в нем усилился мистицизм, оно стало оружием борьбы против материализма и атеизма. Осуждено церковью, к-рая усмотрела в нем конкурента в борьбе за массы и за влияние на господств, классы. В Германии М. поддерживалось Фридрихом II, а во Франции -Наполеоном I и Наполеоном III-В России первые ложи появились в 1762 в Москве и просуществовали вплоть до Великого Октября. В наст. вр. М. распространено во мн. странах Зап. Европы и Америки и всю свою деятельность направляет на сохранение существующего бурж. строя.

МАСОРЕТЫ

МАСОРЕТЫ (от др.-евр. «масо-ра» - предание, передача тради

ции) - средневек. иуд. редакторы и комментаторы Ветхого завета. М. сличали различные рукописи, устанавливали «единственно истинный» текст и добивались уничтожения рукописей, расходившихся с ним. М. создали систему значков, указывавших, как произносится не имеющий гласных букв в.-з. текст, установили интервалы между слитными ранее словами, подсчитали и точно закрепили количество фраз и слов в отд. колонках рукописей. Помимо редакторской работы, М. создали большое количество примечаний к тексту Ветхого завета.

МАССОВЫЕ ФОРМЫ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

МАССОВЫЕ ФОРМЫ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ - см. Атеистическая пропаганда. Атеистическая печать. Атеистическая лекция. Вечер вопросов и ответов, А теистическая беседа.

"МАТЕР ЭТ МАГИСТРА"

"МАТЕР ЭТ МАГИСТРА" - см. Энциклики пап социальные.

МАТЕРИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИО КРИТИЦИЗМ

Критические заметки об одной реакционной философии» - осн. филос. труд В. И. Ленина. Издан в 1909, когда в России после поражения революции 1905 наступил период реакции. Он породил кризис либерализма и мелкобурж. демократизма. Усилиями их идеологов в об-ве активно стимулировался интерес к религии и мистицизму, различным формам идеализма. Кризис затронул и социал-демократию, что нашло выражение, по словам Ленина, «в ма-хистском поветрии среди марксистов» (т. 20, с. 88). Рус. махисты (Богданов, Луначарский, Базаров и др.) пытались ревизовать филос. основы марксизма, говорили об устарелости материализма, утверждали, что потребностям науки более всего отвечает эмпириокритицизм. В своей книге Ленин дал анализ реакц. класс.-теоретич. природы махизма (включая эмпириомонизм и эмпириосимволизм), неокантианства и др. течений идеализма, доказал несостоятельность бурж. и ревизионист, критики диалектико-материалистич. миросозерцания. Ленин обосновал и развил мн. положения марксист. философии, прежде всего гносеологии, теории отражения. В «М. и э.» раскрыта сущность революции в естествознании, дано филос. обобщение его достижений, обрисован кризис, к-рый переживала физика в нач. 20 в., показаны пути его преодоления. Несмотря на цензурные ограничения, в книге критикуются религ. взгляды, выявлена тесная связь идеализма с фидеизмом, махизма (в части., эмпириомонизма) - с богостроительством. Ленин отверг утверждения рус. махистов о «религ. атеизме», о практической ценности обожествления «высших человеческих потенций» и т. д., подчеркнув несовместимость веры и знания, науки и религии. Труд Ленина «М. и э.» играет огромную роль в совр. идеологич. борьбе, является важнейшим источником формирования коммунистич. мировоззрения.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА

МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА - принцип материализма, утверждающий, что мир есть движущаяся материя и не существует ничего, что не было бы определенным видом материи, ее свойством или формой ее движения. Этот принцип формировался на основе успехов науч. познания и практического освоения природы человеком. Для домарксист. материалистов характерно было связывать М. е. м. с признанием существования простейшей материальной первоосновы, модификациями к-рой они пытались представить все существующие вещи и явления. В Новое время в качестве такой первоосновы принимались чаще всего мельчайшие неделимые частицы - атомы. В кон. 19 в. было обнаружено, что атомы сложны и состоят из еще более мелких ча стиц, получивших позднее название элементарных. Однако и элементарные частицы не есть предельно простое начало. В. И. Ленин еще в 1908 писал, что «электрон так же неисчерпаем, как и атом» (т. 18, с. 277), что подтверждается совр. физикой, к-рая все ближе подходит к раскрытию сложной структуры элементарных частиц. Отбросив идею единой простой неизменной первоосновы, диааек-тич. материализм утверждает неисчерпаемое качеств, многообразие движущейся материи. Всеобщая взаимосвязь видов материи, а также наличие у них таких всеобщих сторон и свойств, как движение, пространство, время, детерминизм, отражение, и обусловливают М. е. м. Марксист, философия рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, высш. форму отражения, что укрепляет принцип М. е. м. Сторонники идеализма и религии. противопоставляя сознание материи как особую сверхъестеств. реальность естеств. реальности, отрицают М. е. м. Мир у них распадается на два: духовный и материальный, что извращает дейст-вит. картину мира, создает препятствия на пути человеч. познания.

МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТОРИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

МАТОРИН Николай Михайлович (1898-1935) - сов. ученый, специалист в области этнографии и истории ранних форм религии. С 1930 по 1935 возглавлял этно-графич. исследования в АН СССР, был директором Музея антропологии и этнографии АН СССР, директором Института антропологии и этнографии АН СССР. Один из деятелей -Щентр. совета Союза воинствующих безбожников СССР и председатель его Ленинградского обл. отделения. Осн. работы: «Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь» (1929); «Православный культ и производство» (1931); «Женское божество в православном культе. Очерк по сравнительной мифологии» (1931).

МАТФЕЙ

МАТФЕЙ - согласно христ. преданию, ближайший ученик Иисуса Христа, один из 12 апостолов, автор первого канонич. евангелия, к-рое окончательно сложилось во 2 в. (см. также Евангелисты).

МАТЮРЙНЦЫ, МАТУРЙНЫ

МАТЮРЙНЦЫ, матурйны - название, закрепившееся во Франции за тринитариями. Происходит от принадлежавшей им в Париже церкви св. Матюрина. Франц. король Филипп 11 Август покровительствовал тринитариям, что способствовало быстрому росту и обогащению этого ордена. М. принадлежали во Франции большие земельные владения. Во время Франц. бурж. революции 18 в. орден тринитарисв во Франции был ликвидирован.

МАУРЬИ

МАУРЬИ - одна из др.-инд. царских династий (320-183 до н. э.). В эпоху М. происходило активное распространение идей буддизма и джайнизма. При императоре А шоке были утверждены тексты, вошедшие затем в будд. канон, и началось активное миссионерство будд. монахов за пределами Индии.

МАУТНЕР ФРИЦ

МАУТНЕР Фриц (1849-1923) - представитель бурж. свободомыслия, нем. историк атеизма, философ позитивистск. толка, сторонник агностицизма и субъективного идеализма. В целом сочувственно относился к атеизму, видя его позитивные черты в антидогматизме и антиклерикализме. Осн. труд М. «Атеизм и его история на Западе» (4 т., 1920-1923) содержит полезный фактич. материал, к-рый, однако, обобщен с идеалистич. позиций. М. не признавал соц. обусловленности атеизма, давал ненауч. трактовку целого ряда атеистич. учений, в т. ч. марксистского.

"МАХАБХАРАТА"

"МАХАБХАРАТА" (санскр. - «Сказание о великой битве бхаратов») - др.-инд. эпос, сложившийся приблизительно в 6-2 вв. до н. э. Повествует о легенд, борьбе двух царских династий - Кау-равов и Пандавов. «М.» является своеобразной энциклопедией ре-лиг. и филос. учений, мифологии, соц. и политич. институтов Др. Индии. Из «М.» позаимствованы все гл. идеи индуизма, наиболее полно выраженные в «Бхагавадуи-те» и «Шантипарве». Помимо рс-лиг.-идсалистич. взглядов в «М.» широко представлены стихийно-материалистич., диалектич., дуа-листич. и т. п. взгляды и концепции.

МАХАВИРА

МАХАВИРА (наст. имя Вардхама - на, 6 в. до н. э.) - один из крупн. идеологов и проповедников джайнизма. По преданию, М. родился на территории Бихара, принадлежал к кшатрийскому роду. За аскетич. образ жизни  получил прозвища Джина (победитель) и Махавира (великий герой).

МАХАЯНА

МАХАЯНА (санскр., букв. - большая колесница, широкий путь спасения) - одно из двух осн. направлений буддизма, по-видимому, зародившееся еще в древности, но получившее распространение в нач. н. э. Основным в М. является положение о том, что спастись может не только монах, как утверждала хинаяна, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства (парамиты), возносящий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. Монахи облегчают спасение, привлекая культовыми приемами бодхисатв, к-рые могут непосредственно вмешиваться в судьбу каждого из сострадания к живым существам, меняя их карму на более благоприятную. Согласно М., мир совершенно иллюзорен, реальна только нирвана, отождествляемая с «высш. абсолютом», миром первичных дхарм. В М. значит, место занимает учение о рае. Согласно М-, раев несколько, они подробно и красочно описываются в лит-ре М. и в проповедях лам, изображаются на иконах и в объемных макетах и значительно привлекательнее для рядового верующего, чем абстрактная, туманная нирвана. Все это способствовало распространению М. как по всей Индии, так и за ее пределами. Будда в М. из мудреца-учителя превращается уже в типичное божество. Бодхисатвы - его эманации. Осн. положения М. стремились подкрепить 2 религ.-филос. школы: йогачары и мадхьямики. Йогачары считали реальным только наше сознание, к-рос якобы и порождает все объекты внешнего мира. Погасив активность сознания, можно избавиться и от цепи перерождений (сансары). Мадхьямики не признавали реальным и само индивидуальное сознание. Реальна, с их точки зрения, лишь шуньята (пустота). Она бескачественна, не поддастся определениям, не может быть познана опытным путем, постигается лишь мистич. интуицией. Крупнейшими представителями мадхьямиков были Нагарджуна (2 в.) и Арья-дева (5 в.), йогачаров - Асана и Васубандху (5 в.). М. стала основой ряда школ и направлений более позднего буддизма за пределами Индии, в т. ч. и ламаизма.

МАХДИ

МАХДИ (араб. - ведомый, здесь - ведомый Аллахом) - мусульм. мессия. Представления о М. зародились в шиитских общинах (см. Шиизм). Мечта порабощенных народных масс об об-ве равенства и справедливости воплотилась в веру в скорое пришествие «скрытого имама», к-рый поможет своим приверженцам установить такой строй. Позднее учение о М. было воспринято суннитами (см. Суннизм) с поправкой на время пришествия, к-рое отодвинуто до «конца света». Образ М. использовался во времена антифеод, движений. Так, лидер бабизма Али Мохаммед, а также возглавивший движение народных масс в Судане (кон. 19 в.) Мухаммед Ахмед считались М.

МАЦА

МАЦА - см. Опресноки.

МАЦУРИ

МАЦУРИ (яп.) - любое синтоист. релит, действо, чаще всего - храмовый праздник. Каждый храм имеет свою собств. дату М. и свои детали обрядности. Обычно М. отмечается торжеств, службой, представлениями «кагура» (мистерия на мифологич. темы, иногда сценки фарсового характера), выносом символа божества (таблички с именем, зеркала или иного св. предмета) в особом паланкине (омикоси) и сопровождающей его процессией. Помимо священников в обрядах М. важную роль играет храмовый актив. В процессиях и мистериях М. торжеств, сакральные элементы часто причудливым образом переплетаются с комическими, а иногда и с эротическими.

МАЦЦОТ

МАЦЦОТ - см. Опресноки.

МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930), рус. сов. поэт. В своем творчестве выразил неприятие бурж. общества, его идеологии, в т. ч. религии.В стихах, прозе, статьях выступал как воинств. атеист. Разоблачению суеверий, показу вреда, приносимого релит. праздниками и обрядами, посвящены стихи: «Чье рождество», «Ни знахарство, ни благодать бога в болезни не подмога», «Два опиума», «Долой», «Ханжа» и мн. др. Произведения поэта укрепляют веру человека в свои силы, возвеличивают науку, коллективный труд, служат борьбе против отживающих обычаев и традиций.

МЕГЕРА

МЕГЕРА - в др.-греч. мифологии одна из трех эриний. М. изображалась в виде чудовища, у к-рого вместо волос змеи, а в руках факел и бич.

Предыдущая страница Следующая страница