Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "А" (часть 2, "АЛЬ"-"АРИ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АЛЬ"-"АРИ")

АЛЬБИТ ВЕЛИКИЙ, АЛЬБЕРТ ФОН БОЛЬШТЕДТ (ОК. 1193-1280)

АЛЬБИТ ВЕЛИКИЙ, Альберт фон Больштедт (ок. 1193-1280) - ср.-век. философ и богослов, учитель Фомы Аквинского, один из первых теологич. комментаторов и интерпретаторов аристотелевской философии; пытался приспособить идеи Аристотеля к католич.вероучению.

АМАЛЬРИК (АМОРИ) ВЕНСКИЙ (ИЛИ ШАРТРСКИЙ) (УМ. 1206)

АМАЛЬРИК (Амори) ВЕНСКИЙ (или Шартрский) (ум. 1206) - идеолог еретич. движения амальрикан, вольнодумец, преподаватель философии и теологии в Париж. ун-те. Идеи А. Б. известны из опровержений ортодокс, католич. теологов. А. Б. - пантеист: «Все в мире едино, ибо то, что существует, есть бог». Человек - частица бога. В отличие от христ. идеи равенства всех во грехе, А. Б. всех людей считал равными в уподоблении богу. Дух божий - в тех, кто» обладает знаниями. Невежество - ад, образованность - рай, загробного существования нет. Ересь А. Б. осуждена католич. церковью в 1204; в 1215 папа окончат, запретил ее разглашение.

АМАЛЬРИКАНЕ

АМАЛЬРИКАНЕ - последователи учения Амальрика Венского, объединившиеся в кон. 12 - нач. 13 в. в отд. секту. А. выступали против соц. неравенства и феод. идеологии в лице католицизма. Отвергали церковь и духовенство, папу -»антихриста», христ. обряды и таинства. Проповедовали учение, напоминавшее взгляды Иоахима Флорского о 3 стадиях мир. соц. процесса, соответствующих 3 лицам христ. троицы. Последняя стадия - «св. духа», к-рый вселился в членов секты и тем самым очистил их от греха. Со «св. духом» связывали установление справедливого общества. А. считали, что, будучи частицами бога, они бессмертны, и в этом проявился мистич. характер их пантеизма. А. отвергли аскетизм, проповедуя право человека на удовлетворение своих желаний. Руководители секты (в т. ч. 6 преподавателей Париж, ун-та) были публично сожжены церковью в 1210.

АМАТЭРАСУ

АМАТЭРАСУ (яп., букв. - освещающая небо) - богиня солнца, центр, божество синтоизма. По легенде ее родители (первые божества, обладавшие мужским и женским началом) Идзанаги и Идзанами создали в морской стихии остров и породили ряд стихийных сил, предметов и божеств, в т. ч. и А. Родословная яп. императоров возводится к А. Вера в «божественность» императ. власти и в исключительность яп. нации веками использовалась правящими классами Японии для укрепления своего господства.

АМБРОЗИЯ

АМБРОЗИЯ - в др.-греч. мифологии - пища олимпийских богов, источник их вечной юности и бессмертия, также корм коней богов.

АМВОН

АМВОН (от греч. ambon - край горы) - возвышенное, как правило, полукруглое и выдвинутое в середину христ. храма место, с к-рого дьякон провозглашает ектенью, читает евангелие, а священник произносит проповеди.

АМЕГИНО ФЛОРЕНТШЮ

АМЕГИНО Флорентшю (1854-1911) - аргеитин. ученый - палеонтолог и антрополог. Отстаивал материалистич. взгляды, критиковал «физич. идеализм» и энергетизм; был сторонником отделения церкви от гос-ва. Свои филос. взгляды изложил в книге «Мое кредо».

АМЕНХОТЕП IV (ЭХНАТОН)

АМЕНХОТЕП IV (Эхнатон) - др.-егип. фараон 18-й династии (правил в 1419 - ок. 1400 до н. э.). Пытаясь сломить могущество жреч. касты и старой родовой аристократии, связанных с культом Амо-на-Ра и с места, культами, А. запретил культ Амона, конфисковал фиванские храмовые владения и ввел новый гос. культ единого бога Атом. Столицей при А. стал новый город - Ахетатон (ныне Эль-Амарна), а себе фараон взял новое имя - Эхнатон (Угодный Атону). Однако первая в истории попытка введения единобожия оказалась недолговечной. Монотеизм А. не вытекал из обществ. уклада Др. Египта, не имел подготовл. почвы. Старое жречество и знать после смерти А. вернулись к прежним культам.

АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - самая молодая из поместных правосл. церквей, автокефалия к-рой была предоставлена Рус. правосл. церковью в 1970. История ее становления уходит в 18 в., когда Синод Рус. правосл. церкви назначил (1793) на Аляску первую миссию. В нач. 19 в. в Америке развернула свою деятельность правосл. епископская кафедра, во главе к-рой стал Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский). Когда Аляска была продана царским пр-вом США, рус. миссионеры добились в 1870 учреждения епархии Алеутской и Аляскинской. В 1905 центр Алеутской и Североамериканской епархии был перемещен в Сан-Франциско, а затем - в Нью-Йорк. Епархия по решению ее первого собора (1907) получила наименование «Русская, православная греко-кафолическая церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской». В 1933 был учрежден экзархат Московской патриархии в Сев. и Южн. Америке. В 1970 Рус. правосл. церковь, исходя из желания Рус. правосл. греко-кафолич. церкви в Америке, предоставила ей автокефалию. В наст. вр. А. п. ц. - 15-ю по диптиху среди автокеф. правосл. церквей - возглавляет митрополит (резиденция в Нью-Йорке). Она имеет 9 епархий, объединяющих ок. 350 приходов в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Перу и Венесуэле. На территории Сев. и Южн. Америки функционируют 6 монастырей, духовная академия и семинария. Общим языком для верующих является англ. Церковь состоит членом Всемирн. совета церквей и членом Нац. совета церквей Христа в США, поддерживает контакты с Рус. правосл. церковью.

АМИДАИЗМ

АМИДАИЗМ - одно из течений в яп. буддизме, возникшее в 12 в. Название восходит к одному из гл. богов яп. пантеона - будде Амида (соответствует санскр. Амитаб) - владыке обетованной «чистой земли», где живут боги и перерождаются праведники. Осн. школы (или секты) А. - Дзёдо («чистая земля») и Дзедосин («истинно чистая земля»). Канонич. различия между ними невелики. Гл. причина возникновения А. - потребность в отходе от сложностей и аристократизма предшествовавших школ, поиски форм буддизма, доступных восприятию крестьян. масс. На смену филос. тонкостям раннего буддизма в А. пришел культ одного только будды Амиды, подробно и красочно расписанные картины рая и ада и «легкий» путь спасения, к-рый требует от мирян только с искренней верой непрестанно повторять вслух или в душе формулу, прославляющую Амиду. А. стремился уменьшить разрыв в нормах поведения между духовенством и мирянами, в части. впервые разрешил будд. священникам вступать в брак.

АМИНЬ

АМИНЬ (греч. и лат. amen, от др.-евр. «Да будет истинно, верно») - слово, к-рым завершаются христ. молитвы, проповеди, св. тексты (евангелия, послания и др.). Заимствовано из богослужения др. евреев; по происхождению - колдовское заклятие.

АМИТАБХА

АМИТАБХА (санскр. - неизмеримый свет) - один из 5 верховных будд в махаяне, создатель и владыка рая - поля сукхавати, где якобы возрождаются все существа, уверовавшие в А.

АМОН

АМОН - один из богов Др. Египта. Первоначально местн. бог г. Фивы, бог урожая. Со временем слился с богом солнца Ра и стал называться Амоном-Ра, превратившись в гл. бога Египта. В этом отразился процесс централизации власти, усиления власти фараонов.

АМУЛЕТ

АМУЛЕТ (от араб. «гамала» - носить) - предмет, к-рому приписывается сверхъестеств. магич. сила, способность охранять его владельца от несчастий, болезней и «злых чар». Вера в А., восходя к первобытн. фетишизму и магии, сохраняется в совр. религиях (кресты, ладанки, образки в христианстве) и в т. н. бытовых суевериях.

АМУР

АМУР - в др.-римск. пантеоне бог любви. Восходит к Эроту др.-греч. мифологии. Вначале А. изображался прекрасным крылатым юношей, вооруженным луком и стрелами, позднее - плутоватым младенцем, поражающим любовной мукой людей и богов.

АНАБАПТИСТЫ

АНАБАПТИСТЫ (от греч. anabaptizo - вновь погружаю, т.е. крещу вторично) - приверженцы движения, возникшего в 16 в. в Швейцарии и Германии в ходе Реформации и развивавшегося в русле той «крестьянско-плебейской ереси» (Ф. Энгельс), к-рую возглавил Т. Мюнцер. Их объединяла общая оппозиция феод. строю. Они требовали вторичного крещения в сознат. возрасте для создания свободной церкви, к-рая не признавала гос. вмешательства в свои дела. Первое такое крещение взрослых состоялось в Цюрихе в 1525. «Перекрещенцами» называл членов этой общины Цвингли, сами они именовались «братьями» и «сестрами» в духе раннехрист. общин. Отрицая церк. иерархию, А. выступили провозвестниками отделения церкви от гос-ва и религ. свободы личности. Основой вероучения считали «св. писание», ссылаясь на к-рое осуждали богатство, участие в гос. деятельности, воинскую-службу. Подвергались преследованиям. Решением германск. рейхстага в 1529 принадлежность к А. каралась смертной казнью. А. распространились по всей Германии и за ее пределами - в Нидерландах, Моравии. Активно участвовали в Крестьянской войне в Германии, в их лице Т. Мюнцер «нашел неоценимых агентов» для своей пропаганды (Ф. Энгельс). После поражения Т. Мюнцера преследуемые А. объединялись, гл. обр. в Германии и Нидерландах, в общины, положившие начало ряду протест, сект - меннонитов, мельхиоритов, гуттерских братьев. В наст. вр. в Канаде и сев. части США проживает более 10 тыс. гуттерских братьев, ведущих общинное хоз-во; менно-ниты распространены гл. обр. в США (ок. 150 тыс.), Канаде (ок. 125 тыс.). В европ. странах в наст. вр. насчитывается ок. 100 тыс. меннонитов. В этих возникших на почве анабаптизма «свободных церквах» многие его первонач. положения пересмотрены и изменены.

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР (ок. 500-428 до н. э.) - др.-греч. философ. За оскорбление богов был изгнан из Афин. Небесные светила, к-рые раньше признавались божеств, существами, он объявил материальными массами, образовавшимися без вмешательства сверхъестеств. сил. По словам Маркса, Анаксагор «первый физически объяснил небо и таким образом приблизил его к земле» («Из ранних произведений». М., 1956, с. 58). Наряду с Эмпедоклом и атомистами выдвинул натур.-филос. учение о неразрушимых элементах - «семенах вещей» (гомеомерии).

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР (ок. 610-546 до н. э.) - др.-греч. философ-материалист. Ввел понятие «архэ» - принцип, первоначало, лежащее в основе всех вещей. Таким первоначалом он считал алейрон (единую, вечную материю, порождающую бесконечное многообразие мира). А. принадлежит учение о бесчисленности возникающих и гибнущих миров. Земля, по А., неподвижна, покоится в центре мира. Солнце, луна и звезды возн. из огненной сферы. Животные произошли из воды без участия божеств, сил, люди - от рыб, к-рые, очутившись на земле, изменили свое строение и функции организма.

АНАКСИМЕН

АНАКСИМЕН (ок. 585-525 до н. э.) - др.-греч. философ-материалист. Первоначалом считал воздух, к-рый является источником всего, что существует, существовало и будет существовать, в т. ч. и богов. Воздух всегда в движении, вследствие чего происходят изменения вещей. Из воздуха образуются 7 осн. форм материи - огонь, воздух, ветер, облака, вода, земля, камни. А. выдвинул гипотезу, объясняющую затмения солнца и луны, фазы луны.

АНАЛОГИЯ БЫТИЯ

АНАЛОГИЯ БЫТИЯ (лат. analogia entis)  - центральн. понятие методологии неотомизма. В соответствии с учением об А. б. главным, определяющим в отношениях между предметами, явлениями (независимо от их природы) является их единство, сходство, что якобы обосновывает философское познание бога путем аналогии. Разработка католич. идеологами понятия А. б. преследует цель отмежеваться от пантеизма и негативной теологии, отрицающей возможность филос. понимания бога.

АНАЛОЙ, НАЛОЙ

АНАЛОЙ, налой - в правосл. храме стол, на к-рый во время богослужения кладутся евангелие, крест и иконы, выставляемые для поклонения верующих. Вокруг А. священник обводит новобрачных при совершении церк. бракосочетания.

АНАТ

АНАТ - богиня плодородия и войны, покровительница военной силы в религии др. семитич. племен аморитов. Во 2-1 тыс. до н. э. культ А. существовал в Сирии и Финикии. В 16 в. до н. э. он проникает в Египет, а в 14-13 вв. до н. э. - в Палестину.

АНАФЕМА

АНАФЕМА (греч. anathema - проклятие) - в христианстве церк. проклятие, отлучение от церкви,  считающееся высш. карой. Установлена со времени Халкидонского вселенского собора (451). А. использовалась церквами разных исповеданий в политич. целях как орудие религ. террора для борьбы с прогрес. революц.-демократич. движениями. Рус. правосл. церковью были преданы А. И. И. Болотников, С. Т. Разин, Е. И.Пугачев, декабристы и мн. др. В январе 1918 патриарх Тихон предал А. Сов. власть. В наст. вр. А. применяется Ватиканом как оружие политич. и идеологич. давления. От церкви отлучались верующие, поддерживающие коммунистич. партии на выборах или участвующие в коммунистич. движении.

АНГЕЛЫ

АНГЕЛЫ (греч. angelos, лат. angelus - вестник) - по верованиям иудеев, христиан и мусульман, созданные богом бесплотные сверхъестеств. существа, обладающие свободной волей и возвещающие людям «божью волю». Согласно принятой христианством «небесной иерархии», предложенной Дионисием Ареопагитом, А. подразделяются на 9 чинов, сгруппированных в 3 лика: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы и власти; 3) начала, ангелы, архангелы. Почитание А. - рецидив первонач. поклонения духам и одно из наследий политеизма в моноте-истич. религиях.

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - гос. церковь в Англии. Возн. в период Реформации в 16 в. Сочетает католич. догмат о спасающей силе церкви с протест, учением о спасении личной верой. По культу и организац. принципам А. ц. ближе к католич. церкви, чем др. протест, церкви. Внешняя обрядовая сторона католицизма в А. ц. почти не была реформирована. Главой А. ц. является король, к-рый назначает епископов. Примас А. ц. - архиепископ Кентерберийский. Значит, часть епископов являются членами палаты лордов. Высш. иерархи А. ц. тесно связаны с финанс. олигархией и с земельной аристократией Англии. В А. ц. существуют 3 церкви: высокая, наиболее близкая к католицизму; низкая, близкая к пуританизму и пиетизму; широкая - господств, направление в А. ц., стремящееся объединить все христ. направления. Существуют также формально отделенные А. ц. в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США /Епископальная церковь/, Канаде, Австралии и т. д. - всего в 16 странах. С 1867 А. ц., сохраняя свою самостоятельность, объединяются Англикан. союзом церквей. Функции консультативного органа выполняют т. н. Лам-бетские конференции. А. ц. активно участвуют в экуменическом движении.

АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ

АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ - течение в англикан. церкви, возн. в 30-40-х гг. 19 в. среди оксфордских богословов, настаивавших на ка-толич. характере англиканства, а по существу на объединении с Римом в целях более успешной борьбы с рабочим и социалистич. движением, в части. - чартизмом. Активная агитация сторонников А. встретила решит, отпор верхушки англикан. церкви, что побудило руководителей А. - Ньюмена, Мэннинга и др. - перейти в католичество. Вскоре папа возвел их в кардинальское достоинство. Ньюмен и Мэннинг поддерживали ан-тисоциалистич. соц. программу клас. сотрудничества, сформулированную Львом XIII в энциклике «Рерум новарум». Сторонники А. в Англии оформились в самостоят. течение внутри англиканства, превратившись в наиболее консервативное его крыло. Располагают своими органами печати, собираются на конгрессы. Приверженцы А. рекрутируются в основном из среды англ. аристократии. А. имеет своих последователей в США. В наст. вр. англокатолики выступают за сближение всех христ. церквей.

АНИМАЛИЗМ, ЗООЛАТРИЯ

АНИМАЛИЗМ, зоолатрия (от лат. animal - животное; греч. zoon -животное, latreia - служение) - почитание животных в религиях. Корни А. восходят: 1) к промысловому культу с его характерной верой в воскресение зверей после смерти и к обрядам типа интичиума, направленным на размножение животных; 2) к тотемизму - вере в животных-предков, родоначальников племени. Следы «животного» тотемизма отмечены у мн. народов: это мифы о происхождении людей от животного (позднейшая модификация - самка зверя вскармливает и воспитывает потомков людей), пищевые или промысловые запреты на то или иное животное, названия групп людей (родов, фратрий, племен) по именам животных и др. В эпоху разложения первобытнообщин. отношений и формирования культа предков возн. представление о переходе душ умерших в животных, птиц и пресмыкающихся. В возникновении этого представления большую роль сыграла вера в оборот-ничество, дожившая даже в развитых странах до 20 в. В политеистич. пантеоне раннеклас. общества племен. божества почитались также и в облике животных, к-рые в дальнейшем становятся своего рода фетишем - символом, т. е. почитаемое животное сопровождает антропоморфное божество, ипостасью к-рого оно некогда было (напр., лань Артемиды, шакал Анубиса, бог Шива изображался с быком и коброй и т. д.). Зоолатрические пережитки известны и в христианстве (напр., ранние изображения Христа в виде агнца).

АНИМАТИЗМ

АНИМАТИЗМ (от лат. animatus - одушевленный) - представление о безличной силе, действующей в природе, оживотворяющей ее и оказывающей влияние на жизнь людей, характерное явление для ранних форм религии. А. необходимо отличать от анимизма и от филос. учений гилозоизма и панпсихизма. С представлением о неперсонифицир. сверхъестеств. силе связывалась всякая удача человека, его успех на охоте, удача в морской добыче (напр., у эскимосов успех на войне (напр., у индейцев) и т. д. В зависимость от этой безличной силы ставилась плодовитость скота и урожай плодов и злаков. А. является, вероятно, одной из попыток целостного осмысления мира. В разнообразных трансформациях он присущ религиям всех континентов и всех стадий в истории религии.

АНИМИЗМ

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в души и духов. В науч. оборот термин введен англ. этнологом Э. Таилором для обозначения первонач. стадии в истории развития религии. Тайлор считал А. «минимумом религии». Хотя мн. ученые вслед за Таилором рассматривают А. как нач. стадию религий, более правильно мнение Г. В. Плеханова и др., что А. - необходимый элемент всякой религии. Анимистич. образы - это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы; особенно разнообразен и многочислен сонм духов природы. Духи стихий могли быть доброжелательными, могли и угрожать благополучию людей. Поэтому им в нужных случаях делались небольшие жертвоприношения. Характерна вера в множественность душ и в «телесные» души. С развитием веры в духов и души появляются обобщенные понятия для обозначения сверхъестеств. свойств вещей (или людей) типа «мана», «оренда», позднее - «благодать» (в христианстве). Элементы А. сохраняются и в совр. мир. религиях.

АНИСИМОВЦЫ

АНИСИМОВЦЫ - сектант, группировка, отделившаяся в нач. 20-х гг. от трезвенников. Ее основатель Анисим Смирнов (отсюда название секты) провозгласил себя Христом. Выступая с проповедями в молитв, доме в Петрограде, требовал от своих приверженцев наряду с отказом от спиртного, к-рое якобы является гл. причиной существующего зла, полного разрыва с «погрязшим в грехе миром». В секте процветал беззастенчивый обман верующих, инсценировались «чудесные исцеления», шла торговля реликвиями, связанными с личностью ее главаря. Преступная деятельность А. Смирнова привела его в 1925 на скамью подсудимых, где он признал себя пивным в шарлатанстве. После этого секта А. практически распалась.

АНИЧКОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич (1/33-1788) - представитель рус. просвещения и свободомыслия вт. пол. 18 в., магистр Московского ун-та, преподавал философию и математику. В 1769 опубликовал диссертацию на соискание профессорского звания «...О начале и происшествии натурального бого-почитания», в к-рой подверг критике учение Декарта о врожденных идеях, дуализме души и тела, доказывая опытно-чувств. характер познания. Отстаивал идею естеств.-историч. происхождения религии. А. обвинили в атеизме, а диссертация его была публично сожжена.

АННАТЫ

АННАТЫ (позднелат. annata, от лат. annus - год) - с сер. 13 в. сбор в пользу курии римск. с епископов, аббатов и др., получавших вакантный церк. бенефиции, равнялся год. доходу с него (отсюда название сбора). В нек-рых странах (напр., в Италии) взыскивается и ныне.

АНОНИМНЫЕ АТЕИСТИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ

АНОНИМНЫЕ АТЕИСТИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ - памфлеты 17-18 вв., распространявшиеся в Зап. Европе и содержавшие весьма радикальную для своего времени критику религии и церкви. Анонимность трактатов вызвана риском преследования, к-рому подвергались их авторы. Анонимно выходили и мн. атеистич. труды Бейля, Вольтера, Дидро и др., но название А. а. т. утвердилось за теми, авторство к-рых до сих пор не установлено. Самый известный из А. а. т. - «О трех обманщиках» - до сих пор вызывает споры относительно времени создания и авторства. Обманщиками именуются в нем основатели иудаизма, христианства и- ислама, т. е. Моисей, Христос и Магомет, а успех этих религий объясняется легковерием людей. Трактат также содержит мысли о невозможности убедиться в существовании бога, о тщетности богопочитаны, о человеч. происхождении - св. книг», при этом единое филос. обоснование этих идей в трактате отсутствует. В отличие от него, др. А. а. т. - «Блаженство христиан, или Бич веры», «Мысли Спинозы» - опираются на материалистич. системы Гоббса, Спинозы, Ванини, а последний из названных А. а. т. представляет собой компиляцию из дословно воспроизводимых положений этих мыслителей. В А. а. т. силен дух гуманистич. антирелиг. скептицизма, часто доходящего до открытого атеизма, а доводы против всех религий (анонимы не делают между ними различия) сочетаются с резкой, боевой, зачастую сатирич. критикой богословия, вероучения, церкви, клерикалов. К А. а. т. можно также отнести рус. трактат «Зерцало безбожия». относящийся ко вт. пол. 18 в. С кон. 17 в. А. а. т. имели широкое хождение в Европе и сыграли свою роль в генезисе и распространении бурж. атеизма. Сборник А. а. т. издан у нас в 1969.

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРЙЙСКИЙ

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРЙЙСКИЙ (1033-1109) - ср.-век. богослов. На основе ср.-век. реализма пытался рационально обосновать гл. догматы христианства: сотворение мира из ничего, единство и раздельность св. троицы, бессмертие души  и др. Опираясь на идею иерархия. структуры мира, обосновывал представление о боге как абсолют. совершенстве.. Ему же принадлежит попытка онтология, доказательства бытия бога,  т. е. заключения о его реальном существовании, вытекающего из представления о боге как высш. совершенстве.

АНТИВОЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

АНТИВОЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - участие междунар. релит, орг-ций, конфессий и релит. деятелей в борьбе за сохранение и укрепление мира. Мирные инипиа-тивы активно поддерживают такие междунар. орг-ции, как Христианская мирная конференция, Пакс Кристи Интернационалист, Международная организация сопротивля

ющихся войне. Международное сообщество примирения (пацифисты), Берлинская конференция европейских католиков. Международная лига женщин и др. По инициативе Рус. правосл. церкви в 1977 и 1981 проведены междунар. конференции под девизом «Религиозные деятели - за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами». На конференции 1981 присутствовали 590 представителей различ. конфессий из 90 стран мира. В принятых конференцией обращениях к руководителям и последователям всех религий, ко всем правительствам, к ООН предлагается проводить политику ослабления напряженности, прекратить гонку вооружений и разжигающую вражду пропаганду, запретить производство, испытание и использование ядерн. оружия.

АНТИДОР

АНТИДОР (греч. - вместодарие) - части просфоры, раздаваемые верующим по окончании литургии вместо св. даров. Практика раздачи А. была введена зап. церковью в 7 в., а вост. - в 9 в. В первые века существования христианства все присутствовавшие на литургии причащались св. даров (тела и крови Христовой).

"АНТИ-ДЮРИНГ"

"АНТИ-ДЮРИНГ" - название, под к-рым вошла в историю книга Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом», впервые изданная отд. книгой в 1878. Подвергнув критике мелкобурж. эклектич. взгляды нем. философа Дюринга, Ф. Энгельс дал в этой книге всестороннее изложение 3 сост. частей марксизма: диалектич. и истории. материализма, политич. экономии и теории науч. коммунизма. Важное место в «А.-Д.» занимают вопросы религии и атеизма. В книге дано классич. определение сущности религии: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (т. 20, с. 328). Энгельс раскрыл соц. и гносеологич. корни религии.  Критикуя идею Дюринга о необходимости запрещения религии при социализме как верное средство помочь ей «увенчать себя ореолом мученичества и тем самым продлить свое существование» (там же, с. 330), Энгельс показал, что религия не отменяется, она умирает естеств. смертью по мере овладения обществом природными и соц. силами. В книге дается характеристика христианства как религии рабов и угнетенных, христ. представлений о равенстве, морали и ряда др. проблем. Энгельс доказывает, что только диалектико-материалистич. концепция составляет основу последовательно атеистич. миросозерцания, всякий иной подход к истолкованию мира неизбежно ведет к уступкам идеализму и религии. В «А.-Д.», по словам В. И. Ленина, разобраны величайшие вопросы философии, естест-вознаймд, наук. Эта книга - своего рода энциклопедий марксизма - служит делу воспитания марксист, мировоззрения, делу борьбы с бурж. и ревизионист. идеологией.

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ - система взглядов, а также обществ, движение, направленные против притязаний церкви на господство или влияние в политич., экономич. и культурной областях. Отд. антиклерик. идеи были высказаны еще философами древности. В ср.-век. Европе А. был формой борьбы против насаждавшейся церковью идеи о примате духовной власти над светской. В идеологии антифеод, бурж. революций А. выступал в качестве обязат. элемента. Это находило свое выражение в критике идеологами молодой буржуазии политики церкви, в принятии бурж. пр-ва-ми законов, предусматривавших полное или частичное отчуждение, в первую очередь земельной церк. собственности, и отделение церкви от гос-ва. Совр. А. - это массовое, в целом прогрес., но неоднородное движение. В антиклерик. борьбе принимают участие люди различных филос., политич., релит. убеждений. Мн. верующие-антиклерикалы рассматривают клерикализм всего лишь как результат злоупотребления религией со стороны реакционеров, проводят разграничение между клерикализмом и религией, относя все реакционное на счетвоинств. клерикализма, оставляя вне критики религию. А. верующих ограничен в первую очередь потому, что он не направлен против основ эксплуатат. общества, порождающего клерикализм. В совр. бурж. мире определенную работу по разоблачению клерикализма ведут отд. группы, орг-ции и ассоциации, продолжающие атеистич. традиции Просвещения, объединения, входящие во Всемирн. союз свободомыслящих и Международ. гуманистич. и этич. союз. До конца последовательным А. стал лишь с возникновением марксизма. Именно на основе марксизма-ленинизма коммунистич. и рабочие партии разрабатывают науч. программу борьбы с клерикализмом. Коммунисты, не отождествляя клерикализм с самой религией, в то же время своих атеистич. убеждений, связывают вопрос о преодолении религии и клерикализма с клас. борьбой трудящихся, призванной ликвидировать все формы соц. угнетения масс, в т. ч. и клерикализм.

АНТИМИНС

АНТИМИНС (греч. - вместопре-стольник) - четырехугольный льняной или шелковый платок с зашитыми в угол частицами мощей, с изображением находящегося в гробу Иисуса Христа и 4 евангелистов по углам. Принесение и возложение А. на престол - необходимый ритуал, предшествующий совершению таинства причащения и освящения новых церквей.

АНТИОХИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ

АНТИОХИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из автокеф. правосл. церквей. С 3 в. стала самостоят, митрополией, в состав к-рой вошли христ. объединения Аравии, Сирии, Финикии, Киликии, Кипра. С сер. 5 в. возглавляется патриархом. В наст. вр. объединяет ок. 1 млн. правосл. верующих, проживающих на территории Сирии, Ливана и ряда др. стран. Патриаршья резиденция находится в Дамаске (Сирия). В ее юрисдикции - 3 экзархата (Австралийский, Мексиканский и Чилийский) и 18 епархий (в Сирии, Ливане, Ираке, Турции, США, Бразилии). Кадры богословов и священнослужителей А. ц. готовит в Бельментской духовной академии (вблизи Триполи), семинарии и на бвгосл. ф-тах ун-тов. Издает журнал «Ан-Нарха» («Бюллетень»). Является членом Всемирн. совета церквей.

АНТИПАПА

АНТИПАПА (лат. antipapa) - глава католич. церкви, избрание к-ро-го на этот пост объявлялось недействительным. Хотя официально церковь не признает А., она вынуждена считаться с их существованием, и они фигурируют, правда в скобках, в реестре понтификов, публикуемом в ежегодном офиц. справочнике «Annuario Pontificio». Согласно реестру, первым А. был св. Ипполит (217-235), а последним - ФелицийУ (1439-1449). Нек-рые А. были объявлены соборами церкви избранными и лишались тиары, др. - за откуп сами отказывались от своего звания, третьи - создавали свои «дворы» и действовали под покровительством различных королевских домов.

"АНТИРЕЛИГИОЗНИК"

"АНТИРЕЛИГИОЗНИК" - ежемесячный журнал, орган Центрального совета Союза воинств, безбожников СССР, издавался с 1926 по 1941 ГАИЗом. «А.» систематически освещал опыт атеистич. работы Союза воинств, безбожников СССР, вел пропаганду науч. атеизма, разрабатывал с марксистских позиций вопросы критики религии.

АНТИТРИНИТАРИИ

АНТИТРИНИТАРИИ (от греч. anti - против и лат. trinitas - троица) - сторонники христ. сект, отвергавших догмат о триединстве бога. Учение А. возн. в кон. 2 -нач. 3 в., когда в борьбе различных направлений и сект шло формирование осн. догматов христианства. Вероисповедные взгляды А. расходились с общепринятым толкованием положений христ. догматики. Все они признавали абсолют. богом лишь отца. Остальные же лица божеств, троицы объявлялись различными силами, находящимися в подчинении у бога-отца. Ожесточенные споры шли вокруг «единой природы» Иисуса Христа: одни настаивали на его божеств, природе, др. - на человеческой. Для церкви это был вопрос первостеп. важности, а потому противники учения о триединстве бога жестоко преследовались. Ан-титринитаризм вновь возрождается в эпоху Реформации в Италии, Швейцарии, Германии и др. странах. Находясь в оппозиции католицизму, лютеранству, кальвинизму, А. допускали свободное толкование Библии, отрицали первород. грех, искупительную жертву Христа, выступали против церк. иерархии, монашества, икон, святых; отражая интересы простого народа, требовали имущественного равенства, отмены частной собственности, крепост. права, доходя порой до отрицания гос. власти.

АНТИХРИСТ

АНТИХРИСТ (Греч.) - по христ. представлениям, опирающимся на Откровение Иоанна Богослова, противник Христа, к-рый должен появиться для последней борьбы против христ. церкви перед концом света и вторым пришествием Христа; будет окончат, побежден Христом и навсегда уничтожен. Миф об А. использовался церковью для разжигания религ. фанатизма в массах и запугивания их. Особенно охотно культивировался этот миф во время эпидемий, войн и др. стихийных и соц. бедствий. А. духовенство обычно называло лиц, к-рых надо было скомпрометировать в глазах верующих: идеологи протестантизма именовали так папримск., рус. старообрядцы - патриарха Никона, клерик. противники петровских реформ - Петра I. В годы Великой Октябрьской социалистич. революции и гражд. войны антисоветски настроенные церковники и сектанты объявили революц. преобразования в нашей стране свидетельством близкого прихода А., чтобы настроить верующих трудящихся против Сов. власти.

АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (ум. 1073) - один из основателей Киево-Печерской лавры. По преданию, принял монашество на Афоне, затем, возвратившись в Россию, добился у киевск. князя Изяслава разрешения открыть монастырь по примеру афонского. Причислен Рус. правосл. церковью к лику святых.

АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)

АНТОНИЙ (Храповицкий) (1864-1936) - правосл. митрополит, представитель крайне реакц. крыла церковной иерархии, ярый приверженец монархич. строя. В годы гражданок, войны принимал активное участие в церковн. контрреволюции. Один из инициаторов созыва «собора рус. заграничной церкви» в 1921 в Сремских Карловцах, возглавивший т. н. кар-ловацкий раскол. До конца дней вел яростную борьбу с Сов. властью, ратуя за восстановление монархии в России.

АНТРОПОГЕНЕЗ

АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthro-pos - человек, genesis - происхождение) - процесс происхождения человека и становления его как обществ, существа.

АНТРОПОДИЦЕЯ

АНТРОПОДИЦЕЯ (от греч. anthropos - человек и dike - справедливость) - оправдание человека; обозначение теологич. и религ.-филос. проблемы, возникающей в связи с невозможностью разрешить противоречие между идеей богоустановленности миропорядка и наличием зла путем перенесения ответственности за дисгармонию на человека. Теодицея обнаруживает свою внутр. несостоятельность и перерастает в А.: человек оказывается свободнымлишьвдо-историч. акте выбора между добром и злом.

АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthro-pos - человек и logos - учение) -наука о происхождении и эволюции человека, человеч. рас, опирающаяся на изучение человеч. тела, естеств. различий между людьми. Естеств.-науч. А. формируется как самостоят, дисциплина в 19 в. Ф. Энгельс дал определение А. как науки, «опосредствующей переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории» (т. 20, с. 501). Результаты эмбриологии, сравнит, анатомии, палеоантропологии, геологии плейстоцена, археологии палеолита, физиологии высш. нервной деятельности человека и приматов, психологии человека и зоопсихологии, осмысляемые в А., утверждают науч.-материалистич. взгляд на человека как природного и соц. существа.

АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ - в широком смысле - учение о природе (сущности) человека, в узком - течение в бурж. философии, возникшее в 20-е гг. 20 в., пытающееся соединить конкр.-науч. изучение человека (в биологии, психологии, этнографии и социологии) с филос. постижением его сущности и на этой основе создать базисную филос. науку. Различные варианты А. ф., начиная с работ ее основоположников М. Шелера и X. Плеснера, изображают личность в качестве носителя непознаваемого науч. методами таинств, начала и, т. о., мистифицируют действит. сущность человека.  Философы биологизатор-ской ветви (А. Гелен, А. Портман и др.), в отличие от т. н. культур-антропологии, усматривают источник активной деятельности в биологич. природе человека как особого проекта природы («взрослого эмбриона» и т. д.).

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos - человек, morphe -форма) - олицетворение явлений природы, религ. и мифологич. представлений и образов, перенесение на них присущих человеку свойств. А. - неотъемлемая особенность религ. верований и мифологии. А. ранних религий связан с тотемизмом (антропоморфиза-ция «тотемич.» предков), ведовством (одной из форм его является вредоносная магия и представление о злых силах, принимающих антропоморф. облик), зооморфизмом (напр., представления об оборотничестве людей в животных, и наоборот), фитоморфиз-мом (напр., у гереро - Юго-Зап. Африка - представление о мифич. предке полудереве-получеловеке трансформировалось в представление об антропоморф. предке), те-риоморфизмом (напр., широко распространенное в Тропич. Африке представление о том, что души умерших предков вплоть до нового воплощения в людей пребывают в облике ящериц, змей, лягушек), анимизмом, шаманством, погребальным культом. В мифологии широко известны олицетворения явлений природы (напр., солнце - чаще в облике женщины, месяц - в облике мужчины). А. лег в основу представлений о племен. богах в религиях раннеклас. об-в. Особое выражение А. нашел в др.-греч. религии. Боги Олимпа - физически прекрасные люди, со всеми присущими человеку психич. свойствами. А. - характерная черта таких мир. религий, как христианство и буддизм. В них широко распространены антропоморф. скульптурные и иконогра-фич. изображения. Имеется немало примеров народной интерпретации культовых образов (пермская деревянная скульптура, «северные письма»).

АНТРОПОПАТИЗМ

АНТРОПОПАТИЗМ (от греч. anth-ropos - человек и pathos - страсть, влечение) - приписывание свойств человеч. психики животным, растениям и явлениям природы. Термин введен в кон. 19 в. нем. этнографом Ф. Шульце для обозначения сущности фетишизма, однако в науч. лит-ре используется редко. Более применим близкий по значению термин антропоморфизм. А. перекликается и с такими понятиями, как олицетворение, персонификация, анимизм.

АНТРОПОСОФИЯ

АНТРОПОСОФИЯ (от греч. anth-ropos - человек и sophia - мудрость) - мистич. учение, в основе к-рого лежит представление, будто человек путем развития скрытых в нем таинств, возможностей может достичь господства над природой. Это достигается усвоением предлагаемых А. методов развития дремлющих в человеке особых органов сверхчувств, восприятия и подражанием «учителям человечества» - Будде, Заратуштре, Платону, Христу, к-рые являются вочеловечиванием высш. духа. А. сложилась в нач. 20 в. на почве теософии. Ее основатель Рудольф Штейнер (1861-1925) возглавил созданное им «Всеобщее антропософское об-во». Считая реальным сверхчувственный мир, а мир земной лишь иллюзией, он тем не менее проявлял интерес к соц.-политич. проблемам, с крайне реакц. позиций выступал как враг науч. социализма и революц. движений, откровенно защищал устои капитализма. Несмотря на то что антинауч. характер А. был неоднократно разоблачен, она имеет приверженцев и в наши дни. Существующий и поныне в Дорнахе (Швейцария) международ, центр А. ведет активную пропаганду мистич. идей, издает и распространяет труды Р. Штейнера. Возрождающийся среди нек-рых слоев ка-питалистич. общества интерес к А. обусловлен общим духовным кризисом бурж. мира, падением авторитета традиц. религий. В последнее время имеют место попытки экспортировать А. в СССР и др. социалистич. страны.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anth-ropos - человек, лат. centrum -центр) - религ.-идеалистич. взгляд на человека как центр и высш. конечную цель мироздания. А. утверждает наличие в мире объективных внечеловеч. целей и целесообразности, смыкается с телеологией. Наибольшее развитие А. получил в иудаизме, христианстве, исламе, где пронизывает космоло-гич. и космогонич. представления, эсхатологич. концепции историч. процесса. Развитие естествознания (Коперник, Галилей, Дарвин, Эйнштейн и др.) в союзе с материалистич. философией разрушило А., показало отсутствие в миресверхъ-естеств. целеполагающего начала. Науч. мировоззрение раскрыло объективные естеств. законы развития природы, возникновения и развития общества и человека, объяснило причинную обусловленность целенаправл. человеч. деятельности и доказало несостоятельность ?

АНУ, АН

АНУ, АН (шумер. - небо) - одно из гл. божеств в шумеро-аккад-ской мифологии, первый из богов, «отец богов», создатель неба.

АНУБИС

АНУБИС - в др.-егип. религии бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой шакала или собаки). Считался покровителем умерших, ему отводилась большая роль в погребальном ритуале.

АНХРА-МАЙНЫО

АНХРА-МАЙНЫО - в зороастризме олицетворение злого начала, дьявол, всеотрицающий дух, отец лжи, несправедливости, беззакония, смерти. А.-М. противостоит доброму началу, Ахурамазде. Оба рождены бесконечным временем, однако если Ахурамазда вечен, то А.-М. исчезает или становится бессильным, ибо всегда побеждается добрым началом. Др. греки называли А.-М. Ариманом.

АПИС

АПИС - бог в образе быка, к-рому поклонялись в Др. Египте, полагая, что этот бык воплощает душу Осириса. В нек-рые периоды истории А. почитался как великий или даже верховный бог. В культе А. видны отголоски тотемизма.

АПОКАЛИПСИС

АПОКАЛИПСИС (греч. apokalyp-sis - откровение) - см. Откровение св. Иоанна Богослова.

АПОКРИФЫ

АПОКРИФЫ (oTrpe4.apokryphos-тайный, секретный) - произведения религ. содержания, но не признанные церковью (или жречеством) священными. Существуют ветхозаветные А. (иудаисты называют их «посторонними книгами») и новозаветные. Большинство в.-з. А. до нас не дошло; нек-рые сохранились в переводах гл. обр. на греч., а также на др.-арм. и ста-рослав. языки. К в.-з. А. относятся книги Маккавеев, Юдифь, Мудрости Иисуса сына Сирахова (Бен-Сира), Мудрости Соломона, Товит, Барух, отд. части книг Ездры, Даниила и Эсфири, Заветы 12 патриархов и др. Среди кумранских рукописей обнаружены фрагменты не известных ранее А. - книги Бытия и книги Второзакония. К н.-з. А. относятся различные евангелия, деяния отд. апостолов, послания, апокалипсисы (откровения), созданные до канонизации текста Нового завета в 4 в. - нач. 5 в., к-рые церковь не включила в канон. Слово «апокриф» первоначально относилось к произведениям одной из групп христиан - гностиков, стремившихся сохранить свое учение в тайне. Затем так стали называть раннехрист. писания, не признанные «бого-вдохновенными». Н.-з. А. делятся на «отреченные» (т. е. запрещенные) и дозволенные для чтения (но не для богослужения). Первый список «отреченных» книг был составлен в Вост. Римск. империи в 5 в. Большинство «отреченных» книг известно только по названиям и по цитатам, приведенным в произведениях христ. писателей 2-4 вв., к-рые с этими книгами спорят. Фрагменты нек-рых А. найдены на папирусах в Египте (Евангелие и Апокалипсис Петра, отрывки из неизвестных евангелий и др.). В 1946 на юге Египта была обнаружена целая библиотека произведений христиан-гностиков, среди них: Евангелия от Фомы, от Филиппа, Истины, апокриф Иоанна и др. Созданные в средние века  А., повествующие о детстве Иисуса и о жизни Марии, церковь разрешает читать, поскольку они не расходятся с догмой.

АПОЛЛОН, ФЕБ

АПОЛЛОН, Феб (греч. phoibos -блестящий) - др.-греч. божество. Первоначально считался покровителем пастухов, позже - изобретателем пчеловодства, маслоделия, богом яблоневых садов. Его считали также изобретателем лиры и покровителем поэзии и музыки. В более позднее время А. становится богом очищающим и исцеляющим.

АПОЛОГЕТИКА

АПОЛОГЕТИКА (греч. apologeo-mai - защищаю) - отрасль теологии, имеющая целью защиту и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. А. - раздел богословия, в к-ром рассматривается сущность данной религии, раскрываются особенности ее догматич. системы, нравств. принципы, роль и значение в обществ. жизни. Гл. задача А. - защита религии от материалистич. и атеистич. критики. С этой целые доказывается невозможность вы-соконравств. отношений, развития культуры и справедливых обществ. порядков без истинной религии. В аналогичном ключе рассматриваются проблемы соотношения науки и религии, религии и философии. Большое внимание в А. уделяется доказательствам бытия бога. Стремясь упрочить подорванные позиции религии, совр. А. обновляется, приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, к интеллектуальному уровню совр. верующего.

АПОЛОГЕТЫ

АПОЛОГЕТЫ - раннехрист. богословы и философы, пропагандировавшие преимущества новой религии по сравнению с политеистич. верованиями Римск. империи и обосновывавшие ее высокие нравств. принципы и полезность для общества. В соч. А. доказывалось, что христианство не противоречит античной философии и науке, что оно во многом сходно с господств. офиц. воззрениями. Наиболее известными А. были Юстин (ум. ок. 165) - автор таких соч., как «Апология», «Беседа с Трифоном-иудеем», и др., Татиан (ум. ок. 175), Афинагор (ум. ок. 177). Др. течение в раннехрист. апологетике, возглавляемое Тертуллианом, утверждало принцип несовместимости веры и языч. мудрости, призывало к решит, борьбе церкви с античной наукой и культурой, пропагандировало последоват. аскетизм, отриц, отношение к искусству, к гедонизму и эпикуреизму. Идеи раннехрист. А. высоко оцениваются совр. богословами.

АПОСТОЛЫ

АПОСТОЛЫ (греч. apostolos - посланец) - в первонач. христианстве странствующие проповедники, переходившие от общины к общине и существовавшие за их счет. А. проповедовали новое учение и среди нехристиан, создавая новые христ. общины. Они обращались друг к другу и к общинам с посланиями по различным вопросам веры и внутр. релит, жизни. Таково, видимо, и происхождение посланий, вошедших в Новый завет. Позднее, с формированием Нового завета, церк. традиция закрепила название А. лишь за 12 учениками Христа, к-рые упоминаются в евангелиях и в Деяниях апостолов и к-рых якобы сам Христос избрал для проповеди его учения. Большинство из них - мифич. личности.

АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ, АПОСТОЛИКИ

АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ, апостолики - приверженцы христ. секты, основанной ремесленником Сегарелли в 1260 в г. Парме, активные участники крестьянско-плебейского движения в Сев. Италии кон. 13 - нач. 14 в. А. б. проповедовали, что достижение святости возможно лишь путем отказа от собственности, возврата к соц. и имуществ. равенству в духе учения раннехрист. апостолов (отсюда название секты). На II Лионском вселенском соборе католич. церкви (1274) секта была осуждена как еретическая. Ее деятельность была запрещена, а Сегарелли сожжен в Парме в 1300. Его преемник Дольчино в 1304 поднял антифеод, восстание крестьян и плебейских слоев нескольких городов Сев. Италии, подавленное в 1307. А. б. продолжали проповедь своих идей в ряде районов Италии, Франции, Испании и Германии до 15 в.

АПСАРЫ

АПСАРЫ (др.-инд. - вышедшие из воды) - в ведическ. или индуист. мифологии полубожеств, женские существа, обитающие преимущественно на небе, но также и на земле. Упоминаются в «Риг-веде» и «Атхарваведе». Согласно ведич. текстам, А. способны насылать на людей любовное безумие. В индуист. мифологии А. являются женами полу божеств, мужских существ, гандхарвов, приобретают функции небесных куртизанок и танцовщиц.

АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ

АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ (лат. frat-res arvales - братья пахари) - жреч. коллегия в Др. Риме, отправлявшая культ богини обработанного поля Теллус Матер (Мать Земля), называемой Деа Диа (Светлая богиня). Коллегия состояла из 12 жрецов. В кон. мая А. б. проводили праздники в честь богини, включавшие жертвоприношения, торжеств. шествие, архаич. молитву (гимн), ритуальные пляски, общую трапезу.

"АРГУМЕНТЫ ("ARGUMENTY")

"АРГУМЕНТЫ ("ARGUMENTY") - польск. еженедельник, орган Общества распространения светской культуры, издается с 1957 в Варшаве (до 1969 был органом существовавшего тогда Общества атеистов и свободомыслящих). Печатает статьи, публицистич. очерки, хронику по широкому кругу общественно-политических и мировоззренческих проблем.

АРЕОПАГИТИКИ

АРЕОПАГИТИКИ - свод религ.-филос. соч. 5 в., включает трактаты: «О божественных именах», «Таинственное богословие», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» и 10 писем, приписываемых первому афин. епископу Дионисию Ареопагиту (отсюда название). Действит. автор неизвестен. В А. на основе переработки идей неоплатонизма создана целостная система христ. философии, характеризуемая апофатическим (отрицательным) богословием, согласно к-рому к богу как непознаваемому первоначалу не применимы никакие определения; эманация божеств, света воспринимается в состоянии религ. экстаза; нисхождение от бога к миру выражено в небесной иерархии «ангельских чинов», к-рой отвечает церк. иерархия. А. оказали определенное влияние на вост. христ. богословие, на теологич. и филос. мысль средневековья и Возрождения. Являясь источником мистич. идей, А. в то же время вели к деперсонализации бога, что послужило предпосылкой развития философии пантеизма.

АРЕС, АРЕЙ

АРЕС, Арей - в др.-греч. мифологии сын Зевса и Геры. Вначале почитался как подземное божество, имевшее характер природной стихии, приносящей как блага, так и бедствия. Затем - грозный бог войны, несущий смерть и разрушение. Изображался могучим воином в шлеме.

АРИАНСТВО

АРИАНСТВО - течение в христианстве в 4-6 вв., основанное священником Арием. А. было попыткой преодолеть противоречие между библ. монотеизмом и учением о Христе как божестве, не принимало один из осн. догматов офиц. христ. церкви о единосущное-то бога-отца и бога-сына (Христа), считая его признанием двоебожия. Арий утверждал, что только один бог предвечен и неизречен, тогда как сын божий сотворен, но не из божеств, сущности, а из ничего. Его отличие от человека только в том, что он наделен более высокими достоинствами. Благодаря соучастию бога-отца и собств. стремлению к благу сын божий сам становится богом. Этим снималась центральная для христианства идея богочеловека. В 325 А. было осуждено как ересь на Никейском вселенском соборе. После смерти Ария его учение развивали Аэций и Евномий (позднейшее название ариан - евномиане). В преобразованном виде А. возродилось в Польше в 16 в., его проповедовал Социн.

Предыдущая страница Следующая страница