Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "С" (часть 4, "СПЕ"-"СЮН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СПЕ"-"СЮН")

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

СПЕНСЕР Герберт (1820-1903) - англ. философ-позитивист и эволюционист. В теории познания - сторонник агностицизма. Считал, что наука, религия и «положит. философия» сходятся в признании непостижимой «причины» познаваемых явлений, поскольку религия и есть «сознание непостижимой силы, называемой вездесущею, по нашей неспособности определить ее границы». Однако, поскольку механистич. эволюционизм С. допускал материалистич. истолкование, его концепция резко критиковалась релит, философами и теологами.

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ

СПИНОЗА Бенедикт (Sapyx) (1163-1677) - Нидерланд. философ-материалист. Согласно учению С., природа, отождествляемая с богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция, обладающая протяжением и мышлением; она есть причина самой себя и не нуждается в сотворении. В природе, по С., все причинно обусловлено; человек, как часть природы, также включен в цепь мир. детерминации, исключающей случайность и свободу воли. Материализм С. выступал в пантеистич. форме, имел атеистич. характер. В своих соч. «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1677) С. отвергал идею личного бога монотеистич. религий, догмат о бессмертии индивид, души, понятие чуда; заложил основы науч. критики Библии. Все существующие религии объявлял суеверием, основанным на невежестве и предрассудках и состоящим из «фантазий и бреда подавленной и робкой души». За свои атеистич. убеждения С. был подвергнут «великому отлучению» руководителями релит, евр. общины Амстердама.

СПИРИТИЗМ (ОТ ЛАТ. SPIRITUS - ДУХ)

СПИРИТИЗМ (от лат. SPIRITUS - дух) - вера в посмертное существование душ умерших и возможность непосредств. контакта с ними людей - «медиумов». Спиритич. представления восходят к древнейшим верованиям (ал.Анимизм, Шаманство и др.). В 19 в. в США возникло массовое мистич. течение, известное под названием С., к-рое затем широко распространилось в Европе, основало свои общества и ассоциации, а также печатные органы, наводнившие рынок «спец.» лит-рой. Получила распространение практика спиритич. сеансов - столоверчение, гадание на блюдцах, вызывание духов умерших и т. д. Идеи С. вызвали резкую критику со стороны передовых представителей естествознания и философов-материалистов. Ф. Энгельс в статье «Естествознание в мире духов» охарактеризовал С. как «самое дикое из всех суеверий».

СПИРИТУАЛИЗМ

СПИРИТУАЛИЗМ (от лат. spiritualis - духовный) - термин, употребляемый для обозначения объективно-идеалистич. концепций, рассматривающих дух в качестве первоосновы мира, субстанции, независимой от материи. В совр. иррационалистич. течениях в понятии «С», подчеркивается целостность духовного начала, к-рое не сводимо ни к разуму, ни к нравств. чувству и т. д. Спиритуалистическими являются все без исключения релит, верования.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - принцип, включающий в себя представления о должном порядке взаимоотношений между людьми, о соответствии прав и обязанностей личности, о воздаянии каждому по заслугам. Тесно связан с понятием равенства. Религ. учения, как правило, сводят равенство людей к равенству перед богом и возлагают осуществление полной С. на действие сверхъестеств. сил. Перенесение на небеса торжества С. рождено чувством бессилия людей перед соц. гнетом. Идея божеств. провидения удовлетворяла чувство С., попранного в антагонистич. об-ве, и тем самым препятствовала установлению реальной С. самими людьми. Еванг. заповедь «не судите и не судимы будете», по существу, запрещает карать преступления, внушая иллюзорную уверенность в том, что С. восторжествует не усилиями человека, а по божеств, предначертанию. В христ. понятие С. входит также лдея о том, что грех, преступление искупаются страданием и покаянием. Науч. атеизм, основываясь на материалистич. понимании истории, утверждает, что С. устанавливается людьми и имеет конкр.-историч., соц.-клас. смысл и содержание. Юридич. понятие С., как соответствие духу и букве закона, приходит в бурж. об-ве в противоречие с чувством подлинной С., требующей уничтожения тех отношений собственности, к-рые обеспечивают привилегии имущих слоев. В условиях социализма С. основывается на принципах распределения благ по труду, равенстве соц. прав трудящихся. Высш. С. достигается в коммунистич. об-вe, обеспечивающем каждому человеку удовлетворение его потребностей и реальную возможность всестороннего развития и самоосуществления личности.

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД - метод науч. исследования, позволяющий познавать различные историч. ступени одного и того же явления или двух разных явлений, существующих одновременно, но находящихся на разных этапах развития, а также реконструировать, прогнозировать тенденции развития и его ход. Со вт. пол. 19 в. получил распространение в гуманитарных и естеств. науках, в т. ч. в теоре-тич. религиоведении, истории религии.

СРЕТЕНИЕ

СРЕТЕНИЕ - один из т. н. двунадесятых праздников правосл. церкви. Отмечается 2 (15) февраля. В его основу легла описанная в Евангелии от Луки встреча некоего старца Симеона с младенцем Иисусом, к-рого родители, согласно обычаю, принесли в Иерусалим. храм. Симеон якобы предсказал, что беспомощный младенец вый-лет «на служение спасения людей». Праздник С., введенный христ. церковью для вытеснения отмечавшегося на территории Римск. чмперии праздника очищения и покаяния, прививался с трудом. Повсеместно «в христ. мире» он начал праздноваться лишь в б в. При этом в его ритуал были введены глубоко укоренившиеся в народном быту очистит, обряды, не имевшие прямого отношения к его содержанию. На Руси С. связывалось в народном сознании прежде всего с хозяйств, моментами. Оно знаменовало конец зимы и начало весны, подготовку к весенним полевым работам. Именно этим и определялось в первую очередь отношение к нему большинства верующих.

СТАРОДУБЬЕ

СТАРОДУБЬЕ - местность на Черниговщине, где в кон. 70-х гг. 17 в. московскими старообрядцами было создано беглопоповское поселение. В кон. 18 в. в С. насчитывалось 4 монастыря, 17 церквей, 16 часовен. В сер. 19 в. усилиями правосл. церкви при поддержке правительства в С. широко распространяется единоверческое (см. Единоверие) направление старообрядчества.

СТАРОКАТОЛИКИ

СТАРОКАТОЛИКИ - приверженцы течения, отколовшегося после I Ватикан, собора (1869-1870) от римско-католич. церкви. В 1871 проф. Мюнхенского ун-та теолог И. Деллингер и др. противники решений собора, провозгласившего догмат о непогрешимости папы, были отлучены от церкви. Созванный ими в том же году конгресс вынес решение об образовании самостоят. церк. общины, к-рая получила название «старокатолической». С. отрицают догмат о непогрешимости папы римск., не признают его верховной власти, отвергают добавление к символу веры - филиокве и догмат о непорочном зачатии девы Марии. С. отказались от обязат. целибата духовенства. В наст. вр. старокатолич. церковь имеет небольшое количество последователей и существует в ФРГ, Швейцарии, Голландии, Франции, США и др. странах. В 1889 со С. объединилась Утрехг-ская церковь.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

СТАРООБРЯДЧЕСТВО - совокупность релит, течений, возникших в результате раскола в рус. православии и отказавшихся принять церк. реформы, проведенные патриархом Никонам во вт. пол. 17 в. Суть этих реформ сводилась гл. обр. к обрядовой стороне: введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения во время богослужения (хождение против солнца - «посолонь»), трехкратное повторение слова «аллилуйя» в пении («трегубая аллилуйя»), а также исправление церк. книг, изменение формы креста (допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным) и др. Однако несогласие с культовыми новшествами явилось лишь поводом и внешней формой выражения протеста. Действит. причина заключалась в том, что культовые новшества впервые вводились не поместным собором, а единоличной властью патриарха, а это наносило удар по соборности. по автономии церкви, устанавливало в ней единовластие и подчиняло ее монархия, гос-ву. С. явилось идеологич. выражением обострения клас. противоречий. В конфликте по поводу церк. реформ столкнулись 3 осн. силы: дворянская монархия, стремившаяся подчинить церковь гос-ву, бояре и феод. духовенство, преследовавшие цель сохранения устоев феод. раздробленности и своих сословных привилегий, и возглавляемое Никоном духовенство, стремившееся к централизации церкви и установлению верховенства церк. власти над светской. Соц. неоднородность сил, поддерживавших раскол, начиная от родовых бояр, богатых купцов и кончая, крестьянством, городской беднотой, обусловила наличие в С. большого числа группировок. По классификации Бонч-Бруевича, С. делится на 2 осн. направления - поповщину и беспоповщину, состоящих из мн. течений, толков и согласий. Многие из старообрядч. согласий еще до революции распались и слились с другими.

СТАРЧЕСТВО

СТАРЧЕСТВО - монаш. институт, основанный на руководстве старца (монаха, достигшего высокой степени релит, подвижничества) аскетич. практикой послушника. С. возникло в нач. 4 в. в среде христ. монашества в Египте. Старец и послушник составляли «клеточку» монашества, скрепленную религ.-идеологич. и личными отношениями. Старческое руководство («окормление») предполагало принцип добровольного послушания, подчинения воле старца, «отсечения собственной воли». Послушнику предписывалось не рассуждать, не прекословить старцу, открывать ему свои мысли. Обитатели монастыря и верующие округи почитали старцев «духовными отцами» («аввами»). С. обеспечивало воспроизводство монаш. умонастроения, религ. мировоззрения, всей системы традиций, укрепляло религ., соц. и политич. влияние церкви на массы. В России С. появилось, видимо, в 14 в. в скитах и пустынях Заволжья. С. стало насаждаться в кон. 18 - нач. 19 в. в рус. монастырях учениками Паисия Величковского, издавшего в 1793 энциклопедию аскетизма «Добротолюбие». Самым крупным центром С. ? России была в 19 в. Оптина пустынь. С. было верным слугой офиц. правосл. церкви и самодержавия, проповедовало смирение и безусловное повиновение трудящихся «власть предержащим». Идеология С. была враждебна передовой культуре и свободомыслию.

"СТАРЫЙ ИЗРАИЛЬ", "ИЗРАИЛЬ"

"СТАРЫЙ ИЗРАИЛЬ", "Израиль" - течение христововеров. выделившееся в 30-х гг. 19 в. из постничества. Его основателем был гос. крестьянин Перфил Ката-сонов. Придерживаясь учения постников о Христе, воплощающемся в «избранных людях», он отменил ряд пищевых запретов, обязательных для Постников (на употребление рыбы, лука, картофеля, чеснока), ограничил проявления религ. экстаза во время радений, допустил браки между членами секты, хотя безбрачие в качестве принципа сохранялось. Последователи Катасонова рассматривали себя как духовно-избранный народ - «Израиль» во главе с «живым Христом». Катасонов ввел новые теократич. формы орг-ции христововеров, объединив общины в округа во главе с «апостолами». Отражая интересы бурж. элементов, он пытался придать христововерию черты церк. орг-ции. В 80-х гг. 19 в. последователей Катасонова насчитывалось 25 тыс. человек. После его смерти (1885) они стали называть себя «Старым Израилем» в отличие от т. н. «Нового Израиля».

СТИГМЫ, СТИГМАТЫ

СТИГМЫ, стигматы (греч. stigma, stigmatos - укол, рубец, пятно, знак) - покраснения кожи, кровоподтеки или язвы, непроизвольно появляющиеся на теле нек-рых глубоко верующих людей в тех местах, где, по библ. мифу, у распятого Христа были раны от тернового венца и гвоздей. Появление С. рассматривалось церковью как чудо и использовалось для разжигания фанатизма религиозного. Совр. наукой установлено, что в основе стигматизации лежит повышенная склонность к самовнушению и болезн. чувствительность, свойственная больным истерией. Случаи изменения кожного покрова под влиянием внушения и самовнушения (мнимый ожог, мнимый ушиб и т. д.) известны в медицине и объясняются тем, что каждый участок тела связан нервными проводниками через спинной мозг и подкорку с корой головного мозга. При определенных условиях изменения в нормальном состоянии нервной системы могут вызвать нарушения процессов обмена веществ в тканях, выражающиеся в покраснении или отеке кожи и др. аномалиях. Этот механизм лежит и в основе С.

СТИКС

СТИКС - в др.-греч. мифологии -нимфа реки, окружающей подземное царство - Аид. Считалось, что клятва водою С. священна для богов и людей и не может быть нарушена.

СТИХАРЬ

СТИХАРЬ - см. Священные одежды.

СТИХИЙНЫЙ АТЕИЗМ

СТИХИЙНЫЙ АТЕИЗМ - разрозненные атеистич. представления, возникающие в процессе познания мира и обществ.-историч. практики, к-рые в совокупности отрицают сверхъестественное, трактуют религию как человеч. установление. Часто С. а. связан с критич., насмешливым отношением к релис институтам и духовенству. С. а. находит яркое выражение в анти-религ. и антиклерик. фольклоре. Основой С. а. является стихийно-материалистич. принятие мира таким, как он есть. С. а. возникает на уровне обыденного сознания и постоянно воспроизводится в результате успешной материальной и духовной деятельности. Особое распространение получает в периоды наибольшей соц. активности народных масс, в хоре подготовки и проведения восстаний и революций, в периоды патриотич. подъемов и т. д. Являясь непосредств. отражением определенных соц. процессов, С. а. вместе с тем обладает преемственностью, передается из поколения в поколение и расширяет сферу своего распространения. В клас. антагонистич. об-ве С. а. играет важную соц. и культурную роль: стимулирует народные движения против любых видов угнетения; служит необходимой соц.-психологич. базой теоретич. атеизма; содействует раскрепощению народного творчества, освобождению сознания трудящихся от предрассудков. Однако С. а. неглубок, неустойчив. В. И. Ленин ставил перед коммунистами задачу «заинтересовать совсем еще неразвитые массы сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религии» (т. 45, с. 27). Порождаемый при социализме непосредственно социалистич. способом производства, С. а. имеет постоянную тенденцию к перерастанию в сознат. атеизм в процессе коммунистич» в т. ч. и атеистич., воспитания.

СТИХИРА

СТИХИРА (греч. - многостишие) - песнопение, состояшее из мн. стихов, написанных одним размером. первокачально это ветхозаветные поэтич. писания, по образцу к-рых - оставлялись затем и христ. С. Первым автором С. был константиноп. патриарх 5 в. Анатолий.

СТОИЦИЗМ

СТОИЦИЗМ - одна из школ элластич., римск. философии. Др. С. (3-2 вв. до н. э.: Зенон из Китио-:ia, Клеанф, Христипп) возрождает учение Гераклита об огне как космич. начале, однако толкует его ?? духе теологии, провиденииализ-:ла и фатализма, как одновременно материю, мир. разум (логос), судьбу и бога. В системе С., к-рая состоит из физики (включающей теологию), логики и этики, ведущее место занимает последняя. Этич. принципе. - жить «согласно природе», а следовательно, и разуму, пронизывающему всю природу, - определяет идеал мудреца: подчинение судьбе (amor fati  - «любовь к року»), бесстрастие, воздержание, строгое выполнение долга. Средний (2-1 вв. до н. э.) и поздний (1-2 вв. н. э.: Семка, Эпиктет, Марк Аврелий) С. постепенно включают в свое учение элементы платонизма, в результате усиливается религ.-этич. направленность его, а общая пантеистич. установка все более заменяется монотеизмом. С. оказал влияние на становление христианства, о чем свидетельствует, напр., заимствование у Клеанфа формулы о боге, «в котором мы живем и движемся и существуем» (ср. Деян. Апост. 17 : 28). Ф. Энгельс назвал Сенеку ,дядей христианства» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 307).

СТОЛПНИЧЕСТВО

СТОЛПНИЧЕСТВО - разновидность христ. аскетизма, состоявшая в том, что подвижник добровольно обрекал себя на длит. изолир. пребывание в любое время дня и ночи на открытой площадке, сооруженной на столбе. Основателем С. церк. традиция считает Симеона Столпника (356-459). Зму подражали мн. христ. аскеты. Церк. традиция называет рус. столпников Никиту Переяславского 212 в.) и Савву Вишерского ;15в.).

СТРАДАНИЯ КУЛЬТ

СТРАДАНИЯ КУЛЬТ - религ.-богосл. идеи, утверждающие не голько непреодолимость страданий в жизни людей, но и их необходимость, благотворность, спасительность. С. к. - крайнее выражение бессилия угнетен, классов в борьбе прежде всего против соц. «нета и вместе с тем своеобразная иллюзорная форма преодоления страданий, не затрагивающая их соц. основ. Согласно религ. учению, причины страдания - не з объективных условиях жизни людей, а в самом человеке - в его желаниях (буддизм) или греховности (иудаизм, христианство, ислам). Одновременно страдание - средство избавления от греха, нравств. совершенствования и спасения, т. е. благо. Наиболее яркое выражение и глубокую разработку С. к. получил в христианстве, центр, фигурой к-рого является страдающий и умирающий богочеловек - Иисус Христос. Христианство идеализирует страдания, мистифицирует их смысл. Идеи С. к. нашли свое воплощение в аскетизме. С. к. играл реакц. роль в эксплуатат. об-ве, мистифицируя подлинные источники страданий людей, внушая им идею «спасительности», безропотного перенесения несправедливости, воспитывая пассивность, неуверенность в своих силах. В социалистич. об-ве, где ликвидированы соц.-клас. основы страданий и С. к., з церк. проповедях гл. обр. речь идет о страданиях, вызванных физич. недугом, потерей близких и т. п.; им пытаются придать гуманизированный характер, делается акцент не на самом страдании, а на сострадании как проявлении любви к ближнему. Такое толкование С. к. противоречит духу христ. традиции, букве «св. писания» и является еще одним свидетельством кризиса религ. идеологии в условиях социалистич. общества.

СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК

СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК - см. Бегунский толк.

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ - в христ. церквах последняя неделя т. н. великого поста, к-рая в богослужебной практике посвящается «воспоминаниям о страданиях спасителя». Рассматривая посты как «время покаяния в грехах», духовенство использует С. н. для создания у верующих скорбного настроения, чтобы вызвать у них «чувства раскаяния и сознания своей греховности».

СТРАСТОТЕРПНИЧЕСТВО

СТРАСТОТЕРПНИЧЕСТВО - в христианстве - принцип добровольного, безропотного перенесения различного рода страданий, насилия, физич. истязаний как следование примеру Христа, разделение его страдальч. судьбы, «сораспятие» с ним. Католицизм и православие окружают в этой связи особым ореолом святости т. н. мучеников, великомучеников и страстотерпцев «за веру». Идеологич. смысл культа С. в эксплуатат. об-ве состоит в утешении соц. низов, в заглушении в них чувства циитеста против нееиразедлиао-сти, в усыплении их клас. сознания. В условиях социалистич. общества, где в обществ, сознании сформировалось непримиримое отношение ко всем проявлениям несправедливости, причиняющей людям страдания, идеи страстотерпничества не находят сочувствия г. поддержка.

СТРАХ БОЖИЙ

СТРАХ БОЖИЙ - см. Богоиилненность.

СТРАХА ТЕОРИЯ

СТРАХА ТЕОРИЯ - концепция. согласно к-рой возникновение религии, веры в бога объясняется наличием у человека чувства страха, порождаемого господств, над ним внешних сил, неизбежностью смерти, неопределенностью будущего и г. д. Одушевляя и олицетворяя страшные и непонятные ему силы (см. Аниматизм. Антропопатизм. Анимизм), индивид, по мнению представителей С. т, постепенно создает богов, в свою очередь повергающих верующих в ужас и требующих умилостивления. С. т. - не только достояние античности (Демокрит, Лукреций Кар и ДР.), ее придерживались Гоббс, Спиноза, Юм, Гельвеций, Гольбах, Фейербах. Последний, правда, отмечал, что страх не есть достаточное основание,  объясняющее религию, что он является лишь компонентом «чувства зависимости» человека от внешнего мира (Фейербах фактически сводил религию к этому чувству). Не исчезла С. т. и в 20 в. «...Фетишизм, - писал, напр., А. Швейцер, - родился у первобытного человека из чувства страха». Марксист.-ленин. учение не отрицает воздействия страха на процесс возникновения, а позднее и укрепления религ. представлений. О страхе перед слепой силой капитала, как корне совр. религии, не раз говорил Ленин. Однако марксисты не рассматривают страх в качестве первопричины религии, поскольку он сам получает объяснение в контексте соц.-экономич. и историч. развития общества.

СТРАШНЫЙ СУД

СТРАШНЫЙ СУД - см. Эсхатология.

СТРИБОГ

СТРИБОГ - в др.-слав. религии - бог воздушных стихий.

СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО

СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО - ересь. распространенная в Новгороде и Пскове в 14-15 вв. (название, вероятно, связано с обрядом пострига в причетники, или, по церк. терминологии, «стрижники», - низш. духовный сан). Соц. состав (низш. духовенство и горожане) предопределил народный характер движения. Возглавили С. дьяки Карп и Никита, казненные в 1375 как еретики. Стригольники оспаривали божеств, происхождение и природу таинства священства и на этом основании отвергали иерархию церк., а также таинства причащения, покаяния, крещения. С. выступало за предоставление мирянам права проповедования. Т. обр., программа С. сближала это движение с городскими ересями Зап. Европы, т. к. требовала «дешевой» церкви, упразднения духовенства как особой корпорации и передачи его функций мирянам, предвосхищая тем самым требования Реформации.

СТУПА

СТУПА (санскр.) - в буддизме - вид сооружений, восходящий к могильным курганам. В раннем буддизме С. выступали в роли хранилищ «святынь», напр. первые 8 С., по преданию, были хранилищами мощей Будды. В позднем буддизме более характерны С. - мемориалы в честь к.-л. событий истории буддизма. Архитектурные особенности С. в каждой стране определяются местными традициями, однако наличие круга или квадрата в плане - обязат. элемент. В системе будд. символики С. рассматривается как символ Вселенной.

СУББОТА

СУББОТА (евр. - тцаббат) - день покоя, релит, праздник в иудаизме и в нек-рых христ. сектах (субботники, адвентисты седьмого дня). Согласно Библии, праздник С. установлен богом. Сотворив мир в 6 дней, бог почил в 7-й день, «благословил... и освятил» его (Быт. 2:1-3). В действительности праздник С. связан с культом луны, к-рый был широко распространен среди народов Др. Востока. По-видимому, прототипом иуд. С. являлся др.-вавилонск. Шаббату - «день празднования полнолуния». Вавилоняне воздерживались от работы по 7, 14, 21 и 28 числам 2 месяцев (элуль, маркесваи), считая их несчастливыми днями. Вавилоняне заимствовали Шаббату у шумеров, у вавилонян его восприняли ханаане, у последних -др. евреи. В иудаизме 4 фазы луны стали считать днями отдыха и благодарения богу Яхве. В 2 трактатах Талмуда (Шаббат и Эрубин) перечисляются 39 видов труда, к-рыми нельзя заниматься в С.

СУББОТНИКИ

СУББОТНИКИ («иудействующие») - 1) одна из релит, сект, получившая распространение среди помещичьих рус. крестьян в кон. 17- нач. 18 в. в центр, районах. Создание секты было своеобразной формой соц. протеста крестьянства против крепостничества и православия. С. отвергали правосл. церковь и христ. вероучение. Св. книгой считали Ветхий завет. Не признавали троицу, а верили в единого бога. Христа считали одним из «пророков». Подобно иудеям, праздновали субботу, а не воскресенье, отрицали почитание икон, придерживались ряда пищевых ограничений, давали своим детям евр. имена, соблюдали обряд обрезания. Исповедание С. иудаизма с его догматикой, сложными ритуалами и обрядами способствовало замкнутости их общин. В 19 в. насчитывалось несколько десятков тысяч С. Впоследствии секта растеряла своих последователей. В наст. вр, отд. группы С. имеются в Воронежской и др. обл., а также в Армении и Азербайджане, где они трансформировались в своеобразные религ.-этнич. группы; 28 субботниками часто называют адвентистов седьмого дня, считающих суббот) праздничным днем.

СУБЪЕКТ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СУБЪЕКТ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - учреждения и орг-ции, направляющие и ведущие атеистич. работу; кадры исследователей, организаторов и пропагандистов науч. атеизма, составляющие значит, часть сформированной и воспитанной Коммунистич. партией армии идеологич. работников. Особенно важную работу ведут пропагандисты и организаторы атеистич. воспитания непосредственно в трудовых кол-вах - на предприятиях, в учреждениях, совхозах, колхозах и т. д. Широко привлекается к атеистич. воспитанию технич. интеллигенция, специалисты сельского хоз-ва, медработники. В совр. условиях науч.-атеистич. кадры должны обладать глубокими знаниями теории и практики науч. атеизма, пониманием его роли и места в духовной жизни развитого социалистич. общества, применять комплексный подход к постановке атеистич. воспитания, изучать состояние релит, орг-ций и новые тенденции в их деятельности, правильно оценивать роль атеизма и религии в совр.идеологич. борьбе.

СУД ЦЕРКОВНЫЙ

СУД ЦЕРКОВНЫЙ - релит, правовой институт и система судебно-следств. учреждений в христ. церквах. В юрисдикции С. ц. находились вопросы брака, клятвопреступления, дисциплина священнослужителей и т. п. С. ц. - политич. орудие церк. верхушки и правящих классов в борьбе против свободомыслия, антицерк. движений, а также против революц. выступлений масс. В католич. церкви С. ц. существовал в форме инквизиции. В наст. вр. он сохраняется в католицизме, во мн. протест. и правосл. церквах. В странах, где церковь не отделена от гос-ва, С. ц. является частью гос. судебной системы.

СУДЬБА, УЧАСТЬ, ДОЛЯ

СУДЬБА, участь, доля - антинауч. представление о сверхъестеств. предопределенности, неизбежности событий и поступков в жизни людей. В др.-греч. мифологии олицетворялась в образах богинь - мойр (у римлян - парки). См. также Фатализм, Фатум, Предопределение.

СУЕВЕРИЕ

СУЕВЕРИЕ - предрассудок, в силу к-рого мн. происходящее представляется проявлением сверхъестеств. сил и предзнаменованием. Служители различных религий часто относят к С. все непризнаваемые ими верования как не имеющие под собой никаких оснований. По существу же сама вера в существование сверхъестеств. сил есть С. У религии общие истоки с т. н. бытовыми С. (верой в приметы, вещие сны, гадания и др.). Релит, и суеверные представления возникли в первобытн. об-ве и были порождены бессилием наших далеких предков в борьбе с силами природы. Продолжая существовать в совр. условиях, С. нередко приводят людей к религии. Поэтому задача преодоления релит. предрассудков неразрывно связана с преодолением различных С. Она реализуется в процессе подъема культурного и образоват. уровня масс, последоват. и целе-направл. работы по распространению науч. знаний, по атеистич. воспитанию. Особую важность приобретает борьба с суеверными представлениями подрастающего поколения.

СУККОТ, КУЩИ

СУККОТ, кущи - осенний земледельческий праздник др. евреев. В иудаизме оказался связанным с мифом об исходе евреев из Египта. Последний день праздника С. называется сямха-мора (радость Горы). В этот день в синагогах совершаются торжеств, процессии людей со свитками Торы в руках, поющих хвалебные псалмы в честь бога Леве. Симхаттору раввины установили в связи с тем, что в этот день заканчивается годичный цикл публичного (в синагогах) чтения Торы и начинается его повторное годичное чтение. Таким толкованием заключит, дня С. иуд. духовенство окончательно затушевало первонач. бытовой характер С. и превратило его в чисто релит, праздник.

СУННА

СУННА (араб. - обыкновение, образ действий,  поведение) - св. предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. С. в исламе придано значение источника, поясняющего и дополняющего Коран и служащего второй (после Корана) основой мусульм. правасложение С. восходит ко вт. пол. 7 - нач. 8 в. 6 сборников С. -главные из них составлены аль-Бухари (810-870) и Муслимом (817-875) - играют роль канонических. Наряду с преобладающим легенд, материалом С. содержит историч. данные, характеризующие процессы -развития ислама и положение разных соц. слоев в первые 2 столетия Халифата. Истолковывая С., совр. мусульм. богословие, как правило, модернизирует ее.

СУННИЗМ

СУННИЗМ - наиболее многочисл. из 2 (наряду с шиизмом) направлений ислама. Приверженцы С. - сунниты - живут в основном в Азии и Африке (в Пакистане, Бангладеш, Индии, Индонезии, Малайзии, Китае, Афганистане, Турции, Сирии, Ливане, Сауд. Аравии и ар. странах Аравийского п-ова и Персидского залива, в Иордании, Иране, странах Сев., Вост. и Зап. Африки), также в СССР, Болгарии. Югославии, Албании, на Кипре и в США. Возник С. во вт. пол. 7 з. в Аравии, а в 8-12 вв. в ходе религ.-политич. борьбы в Халифате оформился как господств. направление ислама. Сунниты наряду с Кораном признают святость сунны, возвеличивающей помимо пророка Мухаммеда я халифа Али ряд халифов, отвергаемых пиитами. 3 С. 4 школы (см. Мазхаб) религ.-юридич. толка. В нашей стране из них сейчас действуют ханифиты и шафииты. Как ре.чиг. направление С. ныне не централизован. С кон. 8 - нач. 9 а. а L. возникли мистич. течения - суфизм и др., в 18-19 вв. развились луритан. религ.-политич. направления (ваххабизм/, а в 19-20 вв. реформац.-модер-нист. -ечения. Важнейшие места ежегодн. паломничества мусульман (хаожжа! - Мекка и Медина.

СУРА

СУРА - см. Коран.

СУТРЫ

СУТРЫ (от санскр. - нить) - краткое изложение в форме лаконичных изречений религ.-филос. учений Др. Индии; вид религ.-филсс. лит-ры. В брахманизме С. - основанное на Ведах практич. руководство по культу и по

ведению в жизни, якобы внушенное богом. В буддизме С. - части св. канонич. сборников, напр. сутта-питака.

СУТТА-НИПАТА, ПАЛИ

СУТТА-НИПАТА, пали - часть сутты-питаки (трипитаки), состоящая из стихотворных произведений, посвященных изложению морали раннего буддизма.

СУТТА-ПИТАКА

СУТТА-ПИТАКА - см. Трипитака.

СУФИЗМ

СУФИЗМ - мистич. направление в исламе. Название происходит от араб. суфи, что переводится как «шерсть». Первоначально су-фии, т. е. «одетые в шерстяной плащ», проповедовали идею полного отречения от индивид, воли. Затем развивается учение о мистич. любви с использованием сим-ьолики классич. перс. поэзии. Впоследствии С. приобретает более спекулятивный и пантеистич. характер, сохраняя квиетизм и чаоожность. Для эволюции С. важны внемусульм. тенденции. Христианство в лице отшельников и неортодокс, сект оказало большое влияние на С. Сильным было и воздействие буддизма. Чаще всего выделяют 4 ступени С.: 1) «шариат» - неукоснит. исполнение законов мусульм. религии; 2) «тарикзт» - чериод .юслушничества в роли «мюрида лри авторитарном суфийском ..с.-арце» (шейхе, пире); стремление путем молитвы и напряженного созерцания, а также радений убить личную волю: 3) «мари-фат» - познание не умом, а сердцем единства Вселенной з боге 1мир - это эманация бога), равен-.тво всех религий (одинаковых лучей единого солнца), относительность добра и зла; 4) «хакы-хат» (истина) - полное отождествление познавшего с божеством. С. оказал влияние на все области духовной жизни мусульм. Востока - релит, догматику, философию, этику, лит-ру, поэзию.

"СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА"

"СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА" («Das Wesen des Christentums», Лейпциг, 1841) - одна из осн. работ Л. Фейербаха, переведена на мн. европ. языки. Первый рус. перевод вышел в Лондоне в 1861. «С. х.» сыграла большую роль в истории материализма и атеизма. Фейербах показывает антинаучность религии и идеализма, подчеркивает их идейн. родство. Религия определяется им как ложное, фантастич. отражение действительности. Критич. анализ религ. идей сочетается с выводом о необходимости искоренения веры в бога. Много внимания уделено происхождению религии, особенно христианства. В «С. х.» Фейербах показал, что природа существует независимо от познания, что вне природы и человека нет ничего. Но вопреки материалистич. и атеистич. положениям своей книги Фейербах выдвигает в ней идею о создании новой религии, религии всеобщей любви. «С. х.» сыграла большую роль в развитии передового обществ, сознания, оказала громадное влияние на представителей прогрес. слоев нем. общества перед революцией 1848. Об этом свидетельствуют работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство» и Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Имя Фейербаха после опубликования «С. х.» стало символом борьбы с темнотой, суеверием, деспотизмом.

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

С глубокой древности люди создавали учения о С. ч., его природе и месте в мироздании. Стихийно-материалистич. представления о человеке как части природы присущи устному народному творчеству, материалистич. филос. учениям древности. В религ. мифах понимание С. ч. преломляется через призму идеи сверхъестественного, в к-рой мистифицирован опыт поражений и неудач, бессилие человека в борьбе с природой и стихией обществ. процесса в антагонистич. об-ве. Создавший богов по своему образу и подобию, человек сознает себя их творением, образом и подобием, фантастически раздваивается на естеств. человека (тело) и его сверхъестеств. двойника (душу). В связи с возникновением религ. идеологии клас. общества фантастич. представления о С. ч. Очищаются от наивной образности, дуализм в религ. антропологии углубляется. Мистифицируя соц. С. ч., теология отделяет человеч. свойства и способности от реального человека, превращает их в абсолютные и объявляет атрибутами фантастич. существа. В условиях совр. кризисе религии ряд теологов ставят вопрос об оформлении «богосл. антропологии» в качестве самостоят. дисциплины, базовой теологич. и филос. науки. Отвергая религ. и идеалистич. понимание С. ч., марксизм преодолевает и ограниченность созерцат., внеисторич. истолкования человека. «Сущность человека, - писал К. Маркс, - не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений» (т. 3, с. 3). Человек меняется в ходе активного преобразования мира, развития производит, сил и производств. отношений. «Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа  того, что философы представляли себе в виде «субстанции» и в виде «сущности человека», что они обожествляли и с чем боролись» (с.37).

СФИНКС

СФИНКС (греч. sphinx - душительница) - фантастич. существо с львиным телом и человеч. головой, заимствованное в Др. Греции из Др. Египта. Греч. миф рассказывает о С., к-рый обитал на скале близ Фив, задавал путникам загадку и убивал не сумевших ее разгадать.

СХИЗМА

СХИЗМА (греч. - раскол) - этим словом обозначаются любые церк. разделения, распри. Позднее С. стали называть те из них, к-рые не сопровождались отказом от признания церк. догматов. В этом отличие С. от ереси. Католич. церковь считала С. разделение церквей,  при к-ром было нарушено церк. единство, но отколовшиеся церкви сохранили верность церк. догмам, и называла схизматиками последователей православия.

СХИМА

СХИМА (греч. - монаш. облачение, букв. - внешний вид, форма) - в православии - особая, высш. «степень» монашества, предписывающая затвор в монастыре я соблюдение особо строгих монаш. правил. Посвященные в С. назывались схимниками.

СХОЛАСТИКА

СХОЛАСТИКА (от лат. schola - школа) - ср.-век. философия в Европе 11-14 вв., стремившаяся дать теоретич. обоснование релит. мировоззрению. Осн. идея ортодокс. С. - «рациональное» обоснование релит, догм путем применения логич. методов доказательства. Отражая господство в ср.-век. феод. об-ве религии и церкви, С. исходила из признания за философией роли служанки богословия. Для С. характерен авторитаризм мышления, исходящего из непреложных истин откровения и выдвигающего на первое место авторитет «св. писания», а также творений «отцов церкви», постановлений вселен, соборов и т. д. С. осуществила систематизацию христ. вероучения и создала своды («суммы») католич. богословия, используя филос. наследие Аристотеля и неоплатонич. традицию в христ. переработке (ареопагити-ки). В рамках схоластич. метода получила развитие борьба 2 тенденций в философии - идеалистической (реализм, служивший филос. базой католицизма) и оппозиц. ей филос. течений (номинализм, аверроизм, скотизм, оккамизм), выражавших материали-стич. тенденции в развитии ср.-век. филос. мысли. Уже в 15 в. становится очевидной несовместимость схоластич. метода с дальнейшим развитием естествознания, ? С. приходит в состояние глубокого упадка.

СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ - внутр. удовлетворенность жизнью, сознание полноты своего бытия, осуществления целей и желаний. Представления людей о С.. о том, «то нужно для С., весьма различны, что обусловлено историч., соц. причинами, индивид. склонностями. Релит, учения объявляли тщетными и даже греховными попытки достичь С. в земной жизни, указывали на иллюзорность, «неистинность» бытия, призывали не придавать самодовлеющего значения земному существованию - «не любить ни мира, ни того, что в мире». Этим они пытались дать утешение в невзгодах и одновременно гасили стремления людей перестроить действительность. Мн. совр. теологи говорят о борьбе за земное С., об устроении земного рая, вступая при этом в глубокое противоречие с одной из основ релит, миропонимания - с принципом отречения от мира как неистинного и греховного. Наиболее радикальные теологи (из числа протестантских) идут в этом направлении еще дальше - по пути отрицания потустороннего мира. Науч. атеизм, основывающийся на идеалах коммунизма, признает право человека на С. и его реальную достижимость. В условиях эксплуатат. общества мечты большинства людей о С. связывались в основном с материальными благами, внешними условиями. С., однако, зависит и от субъективных факторов. Исполнение желаний еще не гарантирует С.: необходимы и внутр. предпосылки, способность человека быть счастливым. В процессе революц. переустройства мира, коммунистич. строительства создаются как объективные, так и субъективные условия С.: происходит перестройка внутр. мира личности.

СЮНЬ-ЦЗЫ

СЮНЬ-ЦЗЫ (ок. 313-238 до н.э.) - др.-кит. философ, последователь Конфуция. Учение С.-ц-, изложенное в написанном им трактате «Сюнь-цзы», включало в себя элементы материализма и атеизма. С.-ц. отрицал существование духов и демонов, полагал, что не существует ни бога, ни др. сзерхъестеств. сил, к-рые могли бы распоряжаться природой. Оп выступал против ряда распространенных в его время религ. обрядов, напр. моления о дожде. В своем этич. учении С.-ц. исходил из того. что человек по своей природе зол, а добродетельным он становится благодаря обучению и воспитанию.

Предыдущая страница Следующая страница