Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОКС"-"ОЧИ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОКС"-"ОЧИ")

ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, ИЛИ ДВИЖЕНИЕ ТРАКТАРИАНЦЕВ

ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, или движение трактарианцев - получившее развитие в 30-40-х гг. 19 в. в Англии движение за обновление жизни церкви в условиях назревавшей в стране кризисной ситуации (чартизм, антиклерик. выступления трудящихся). Началось с выступления Оксфорд, богослова Дж. Кибла в 1833 против вмешательства гос-ва в церк. дела. О. д. впоследствии приобрело большой размах и оставило след не только в церк. жизни Англии, но и в зап. христианстве в целом.

"ОКТОГЕЗИМА АДВЕНИЕНС"

"ОКТОГЕЗИМА АДВЕНИЕНС" (лат. «Octogesima adveniens» - «Наступают восьмидесятые») - апостольское послание папы Павла VI, опубликованное в мае 1971 в ознаменование 80-летия энциклики «Рерум човарум». В этом документе папа выступает против марксист, идеологии и предостерегает верующих от ее одобрения.

ОКТОИХ

ОКТОИХ (греч. осьмигласник) -книга песнопений правосл. церкви на 8 голосов. О. оформился в 9 в. и представляет собой сборник отд. песен, молитв и канонов.

ОЛИМП

ОЛИМП - горный массив на севере Греции. Согласно др.-греч. мифологии - местопребывание богов во главе с Зевсом, к-рые ведут там блаженную жизнь, попутно решая судьбы людей. Исследователи связывают олимп. период в греч. мифологии с переходом общества к патриархату.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - элемент религ. представлений, заключающийся в наделении человеч. свойствами и обликом сил и явлений природы. Таково О. болезней, духов умерших, отд. растений как выражение силы земного плодородия, шаманских духов и т. д. Термин «О.» по значению очень близок к понятию персонификация.

ОМАР ХАЙЯМ

ОМАР ХАЙЯМ (ок. 1048 - ок. 1123) - перс. и тадж. поэт, философ, математик. В своих филос. четверостишиях, проникнутых антиклерик. вольнодумством, О.Х. доказывает вечность и бесконечность природы, воспевает радости жизни, высмеивает духовенство и релит, обряды, отвергает идею загробного воздаяния, утверждая, что рай и ад находятся на земле.

ОМЕГА

ОМЕГА - понятие в религ.-филос. системе Л Тейяра де Шардена, служащее для обозначения бога как конечной цели развития универсума. Бог-Омега - не только трансцендентный, но и имманентный миру центр универсума, влекущий его по пути эволюции и придающий ей направление. Его влияние на мир якобы не противоречит законам природы и принципу причинности.

ОМОВЕНИЕ

ОМОВЕНИЕ - обряд ритуального очищения водой различных частей тела, предваряющий совершение к.-л. св. действия (чтение молитвы, вход в храм, участие в религ. празднике и т. д.) у последователей иудаизма, ислама, ряда христ. сект. Во многих религиях имеется обряд обмывания покойника с целью его ритуального очищения перед погребением. В ряде христ. течений, напр. в адвентизме, совершается обряд омовения ног, основывающийся на новозаветном сказании о том, как Иисус обмыл ноги своим ученикам. Истоки этих обрядов лежат в др. представлениях о магич. силе воды.

ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ

ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ - учение о том, что спасение достигается только верой в Христа, помимо каких бы то ни было заслуг или дел человека. Сформулированное Лютером, это учение стало одним из центр, догматич. устоев не только лютеранства, но и протестантизма в целом. Полемически заостряя новозаветную доктрину спасения («Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Рим. 3:28), Лютер провозгласил, что человек может спастись только верой, непосредственно даруемой ему богом. Это учение было направлено против католицизма, против притязания католич. церкви на то, что только она наделена правом распределять в мире «божеств. благодать» посредством совершаемых ее служителями таинств. В учении об О. в. выражено понимание религ. веры как личностной связи между человеком и богом. В совр. протест, теологии учение об О. в. является предметом обсуждений и полемики. Одни теологи (Р. Бультман, П. Альтауз) подчеркивают, что человеку в силу его греховности и слабости не дано собственными силами обеспечить ни своего земного благополучия, ни тем более посмертного спасения. Другие (создатели и сторонники т. н. теологии труда), усматривая в этой интерпретации учения об О. в. несозвучное современности пессими-стич. мнение о человеке, подчеркивают необходимость нового осмысления этого учения с позиций признания человека подобием и образом божьим и оценки дел человека как творца культуры.

ОПРЕСНОКИ, МАЦА

ОПРЕСНОКИ, маца (др.-евр. маццах - печенье) - лепешки из пресного теста. Иудаизм предписывает употребление О. вместо хлеба в дни религ. праздника пасхи. Обычай выпекать во время земледельч. реЛиг. праздника (мац-цот) О., к-рые олицетворяли тело духов пашни, восходит к тотемизму и магии. В условиях перехода др. евреев к оседлости после завоевания ими Палестины (13 в. до н. э.) этот обычай постепенно заменил более др. религ.-скотоводч. обряд принесения в жертву духам пустыни первого ягненка. Позднее, с укреплением культа Яхве, жрецы связали др. обычай выпекать О. с «исходом» евреев из Египта под руководством Моисея, к-рый следовал якобы указаниям бога.

ОПТИМИЗМ АТЕИЗМА

ОПТИМИЗМ АТЕИЗМА - характерная черта теории и практики науч. атеизма, противостоящая соц. пессимизму религ. идеологии и морали, церк. обрядности. Религ. вероучение проникнуто идеей греховности и испорченности человека, его ничтожества и бессилия изменить свою судьбу без помощи божества. Это и определяет необходимость установить «особые отношения» с божеством, вымолить себе прощение грехов и спасение в загробном царстве. Атеизм пронизан идеей соц. оптимизма, верой в силу человеч. братства. В центре его - жизнеутверждающий идеал самоценности человеч. личности, человека-труженика, человека-творца. Идеал всесторонне развитой личности должен найти воплощение не в узком кругу избранных, а в каждом человеке. Это важнейшее свидетельство глубоко оптимистич. и гуманистич. сущности коммунистич. формации.

ОПТИНА ПУСТЫНЬ, ВВЕДЕНСКАЯ-МАКАРИЕВА

ОПТИНА ПУСТЫНЬ, Введенская-Макариева - мужской монастырь в 2 км от г. Козельска. Основан в 14 в. бывшим предводителем шайки разбойников Оптою (Макарием). Со вт. пол. 19 в. начинается возрождение О. п., к-рая превращается в центр старчества. Старцы получают возможность печататься в светских журналах, а также сами издают свои писания. О. п. посещают ортодоксально мыслящие представители интеллигенции, писатели, художники и т. д., к-рые стремятся поддержать мистический дух в православии, видя в последнем силу, способную защитить и сохранить устои самодержавного строя. О. п. становится одним из своеобразных центров пропаганды идей терпения, смирения, покорности. После Октябрьской революции монастырь прекратил существование.

"ОПУС ДЕИ"

"ОПУС ДЕИ" (лат. - дело божье) - полуконспиративная политико-религ. орг-ция, ставящая перед собой цель более активной защиты политич. и экономия, интересов монополистич. капитала в связи с неспособностью либеральной бурж. демократии противостоять коммунизму, вытекающей, по мнению лидеров «О. д.», из недооценки ею роли церкви в формировании идеологич. и соц. жизни бурж. общества. «О. д.» была основана в 1928. Осн. документом, определяющим ее политич. программу, является сборник изречений ее основателя Эскрива де Балагера. Принимают в «О. д.» только избранных людей, имеющих реальную политич. и экономич. власть, «готовых к новому крестовому походу против коммунизма». Членство в орг-ции сохраняется в глубокой тайне. В наст. вр. в ней насчитывается свыше 70 тыс. членов. «О. д.» имеет свои отделения в 87 странах. Штаб-квартира орг-ции находится в Риме и координирует свою деятельность с ведомствами Ватикана. «О. д.», в отличие от мн. др. религ. орг-ции, учит своих последователей, что религиозность не требует отречения от мира и что каждый из них должен выполнять свои профес. обязанности, следуя еванг. духу и указаниям своего руководства.

ОПУС ОПЕРАТУМ

ОПУС ОПЕРАТУМ - начало лат. фразы opus operatum, id est passive operatum, составляющей сущность догмата католич. церкви, установленного Тридентским вселен. собором, по к-рому спасительное действие таинств распространяется даже на недостойных или пассивно принимающих их. Вера человека в таинство и желание принять его не обязательны. Свя

щеннику достаточно произнести сакральную формулу и произвести ритуальные действия, чтобы человек получил «спасающую благодать».

ОПЫТ РЕЛИГИОЗНЫЙ

ОПЫТ РЕЛИГИОЗНЫЙ - термин теологии и религ.-мистич. философии, к-рым обозначается якобы имеющее место в действительности непосредственное общение, переживание «встречи» и «соединение» человека с богом. По мнению теологов, О. р., выражающийся в «эмоциональном озарении», разного рода «видениях», носит духовный характер, в нем участвуют все свойства личности, ее мысль, чувства, воля. Но главным, с помощью чего индивид в опыте «познает» высш. существо и удостоверяется в его существовании, является т. и. мистич. интуиция. Для одних богословов и философов-мистиков вера в бога является предпосылкой возможности О. р., для других подобный опыт - веское основание для доказательства существования бога.  На самом деле никакой объективной доказательной силой О. р. не обладает. То, что именуется О. р., есть особого рода переживания, к-рые возникают у верующего под воздействием конкр. соц. условий и получают рациональное объяснение путем изучения сущности данных условий. Смысл и механизм этих переживаний исследуется материалистической социологией и психологией.

ОРАКУЛ

ОРАКУЛ (лат. oraculum, от oro -говорю, прошу) - в Др. Греции и Др. Риме - предсказание божества; место, где совершается предсказание, и сам прорицатель. Наибольшей известностью пользовались Дельфийский О., О. Геракла в Ахайе, а также О. в Додоне. Ни одно важное дело не совершалось без совета О., к-рый истолко-вывался жрецами.

ОРАНТА

ОРАНТА (лат. orans - молящийся) - один из иконографич. образов богоматери, сложившийся в ср. века. Богородица изображалась в рост с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми от себя ладонями. О. получила распространение в иконографии и в живописи Византии и Др. Руси в 9-13 вв.

ОРАТОРИАНЕ

ОРАТОРИАНЕ (от лат. oratorium - молельня) - члены католич. конгрегации священников, основанной Филиппом Нсри в Риме в 1575. О. отличались миссионер, рвением, служением феод.-цсрк. реакции, занимались религ. воспитанием и благотворительностью. О. неоднократно вызывали недовольство светских властей. В наст. вр. число О. невелико (во Франции чуть больше 100).

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ - межгос. орг-ция, в к-рую входит 42 страны. Создана на Конференции глав гос-в мусульм. стран, состоявшейся в Рабате (Марокко) в 1969. Высш. органом является Конференция глав гос-в, ежегодно созывается конференция министров иностр. дел. Руководство текущими делами осуществляет секретариат во главе с ген. секретарем. Штаб-квартира в г. Джидде (Сауд. Аравия). О. и. к. имеет целью «укреплять солидарность и сотрудничество гос-в-членов в экономич., соц., культурной, науч. и др. важнейших областях и налаживать консультации между гос-вами-членами в рамках международ, орг-ции; стремиться к ликвидации расовой сегрегации и дискриминации и искоренению колониализма во всех его формах; принимать все необходимые меры по поддержанию международ, мира и безопасности на основе справедливости; координировать все усилия по защите св. мест и поддерживать борьбу народа Палестины за свои права и освобождение своей страны». Значит, место в ее деятельности занимает пропаганда ислама. О. и. к. созданы вспомогат. органы: Ислам, банк развития. Ислам. фонд солидарности, Международ. ислам, информац. агентство и др. Провозглашая идеалы «единства и братства всех мусульман», члены О. и. к. не имеют единой позиции по мн. важным политич. проблемам современности. В этом проявляется разнородность их соц.-экономич. и политич. систем.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ - объединение верующих, общин. О. р. складываются в классовом обществе и вступают во взаимодействие с др. соц. орг-циями, прежде всего с гос-вом (см. Государство, религия, церковь). По мере образования др. соц. и политич. орг-ции - партий, профсоюзов, женских, молодежных, творческих и пр. - О. р. устанавливают с ними те или иные связи. Служители культа, рядовые верующие могут быть членами этих орг-ции или сами создавать подобные объединения, к-рыс, хотя и не являются религиозными в собственном смысле слова, служат для религ. орг-ции орудием разнопла-нового влияния в об-ве (см. Христианские партии. Христианский синдикализм).

ОРДИНАРИЙ

ОРДИНАРИЙ - в католич. церкви: 1) требник; 2) судья в духовных делах. Т. к. церк. власть внутри епархий принадлежит епископу, то он и является О.

ОРИГЕН

ОРИГЕН (185-254) - др.-христ. теолог и философ Александрийской школы. Наиболее известные его сочинения - «Против Цельса» и «О началах» - посвящены вопросам апологетики христианства и филос. обоснованию библ. мифологии. Распространил метод алле-горич. и символич. толкования св. писания на книги Нового завета. Учение О. явилось первой попыткой выразить христ. мировоззрение в систематизир. форме. На II Константинопольском соборе оно бьмо осуждено как ересь.

ОРМУЗД

ОРМУЗД - см. Ахурамазда.

ОРТОДОКСИЯ

ОРТОДОКСИЯ (греч. - правильное мнение) - твердая последовательность, приверженность к традициям, основам к.-л. учения, мировоззрения, полностью исключающая даже незначит. отклонения. О. в религии - правоверие, неуклонное следование традиц. учению церкви. Понятие О. возникло в христианстве во 2 в. С появлением первых ересей этот термин используется как противопоставление иноверию.

ОРФЕЙ

ОРФЕЙ - мифич. фракийский певец, сын музы Каллиопы. Обладал божеств, даром очаровывать окружающих своим прекрасным пением, был участником похода аргонавтов. Миф об О. широко использовался в мир. лит-ре, изобразит. искусстве и музыке.

ОРФИЗМ

ОРФИЗМ - релит, течение, возникшее в 8-7 вв. до н. э. в Аттике, названо в честь легендарного Орфея. О. использовал культы Деметры и Диониса, тесно связанные с земледельч. магией, что дает основание считать его идеологией крестьянства. Руководители О. - пророки и исцелители - выступали с проповедью идей искупления, отстаивали аскетизм. Орфики (последователи О.) учили о душе как добром начале и о теле как «темнице» души, о загробном воздаянии. О. приписывается учение о метемпсихозе. Идеи О. были восприняты пифагореизмом, отчасти Платоном, а позднее - христианством. К 5 в. до н. э. О. выродился в мис-тич. культы.

ОСАННА

ОСАННА (евр. - Помоги нам!) - молитв, восклицание в иуд. и христ. богослужении.

ОСВЯЩЕНИЕ

ОСВЯЩЕНИЕ - ритуальная процедура, к-рой приписывается способность посредством особых действий, языковых формул и пр. наделить материальные предметы «магич.» свойствами, благодаря чему они включаются в систему религ. культа. Напр., О. воды, хлеба, вина, зданий и т: д. За пределами данной религ. системы оно утрачивается.

ОСИРИС, ОЗИРИС

ОСИРИС, Озирис - др.-егип. бог, супруг Исиды, отец Гора. Первоначально О. - бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы. Согласно мифу, О. был убит злым богом Сетом и воскрешен Исидой. Воскресший О. стал богом загробного мира и судил умер

ших. Культ О. оказал существ. влияние на формирование мифа о Христе.

ОСИФЛЯНЕ, ИОСИФЛЯНЕ

ОСИФЛЯНЕ, иосифляне - церк.-политич. течение в Рус. гос-ве кон. 15 - середины 16 вв., последователи Иосифа Волоцкого. 0. в противовес нестяжателям защищали церк.-монастыр. землевладение; сумели склонить на свою сторону великокняжескую власть, к-рая стремилась секуляризировать церк. земли и вначале поддерживала нсстяжатслей, но пошла на уступки О., чтобы иметь в церкви союзника в борьбе за создание цснтрализов. гос-ва. О. создали учение о божеств, происхождении царской власти, жестоко преследовали антифеод, сретич. движения, добились на соборах сер. 16 в. осуждения Матвея Баш-кина и Феодосия Косого, активно содействовали учреждению опричнины.

"ОССЕРВАТОРЕ РОМАНО"

"ОССЕРВАТОРЕ РОМАНО" (итал. - «Losservatore Romano» -»Римский обозреватель») - ежсдн. газета - офиц. орган Ватикана. Издается с 1861. Освещает религ. жизнь в Италии и др. странах, публикует выступления пап, обще-политич. статьи. Значит, место в «О. Р.» отводится под рекламы фин. учреждений и промышл. предприятий, в деятельности к-рых заинтересован Ватикан. По воскресеньям выходят приложения к «О. Р.». Еженедельно выпускаются специальные издания «О. Р.» на испанском, французском, английском, немецком, португальском и польском языках.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - понятие, обозначающее ценностную ориентацию, вменяющую человеку обязанности как члену общества, требующую от общества и от индивида ретроспектив. и перспектив, оценки их исполнения. О. выступает в качестве важного принципа регуляции поведения человека, а также нравств. основания для вменения вины и наказания. Религ. понимание О. включено в геоцентрическую систему морали, мистифицирует неподвластный соц. контролю стихийный процесс обществ. развития. .Высш. инстанцией, по отношению к к-рой человек должен сознавать свою О., в религ. морали являются сверхъестеств. силы (судьба, божество). Религия извращает содержание нравств. норм и долга, деформирует меру О. человека. Незначит. в соц. отношении, а нередко и мнимые проступки способны порождать у верующего гипертрофированный комплекс вины, а важные по обществ. значимости решения могут приниматься им по шаблону. Мистификация и абсолютизация О. в религ. учениях, по существу, снимают личную О. за конкр. соц. зло, закрывают от человека действит.-соц. источники зла. Реальной инстанцией, перед к-рой верующий человек несет в клас.-антагоннстич. об-ве О., оказываются институты этого общества, в т. ч. и выражающая интересы господств, класса религ. орг-ция, присваивающая себе право вменения вины или освобождения от О. В наиболее развитой форме эта система религ. регулирования поведения была представлена в мир. религиях в эпоху средневек. духовной диктатуры церкви. Социалистич. сознание ставит О. в связь прежде всего с долгом и рассматривает ее детерминированной не иллюзорными сверхъестеств. силами, но исторически складывающимися соц. отношениями. Диалектич.-матерналист. учение о соц. природе О-, долга и вины противостоит как религ. провиденциализму, так и волюнтаризму и нравств. нигилизму.

ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА

ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА - проводимое гос-вом на основе невмешательства во внутрицерк. дела (богослужебные, канонические) отстранение церкви от участия в гос. управлении (изъятие из ее ведения актов гражд. состояния, упразднение института военных капелланов и др.), запрещение преподавания религ. вероучений в школе и отказ гос-ва от принуждения граждан к исповеданию той или иной религии. Правовая санкция отделения церкви от гос-ва в конституции, придающая этому принципу правовую силу, и послеоовхт. его проведение ва практике служат одним яз важных условия, обеспечивающих свободу совести. Правовое положение церкви в гос-вах различно (см. Гос-w. религия, церковь). Для бурак, гос-в характерна тесная связь с религией, церковью, освящающей власть господств, меньшинства, и, следовательно, ограниченность, односторонность бурж. конституций. Демократич. принцип О. ц. от г. осуществляется только в социалистич. об-ве. В нашей стране он был законодательно закреплен декретом «Об отделении церкви от гос-ва и школы or церкви», стал одним из констнтуц, принципов, нашедших отражение в сов. конституциях 1918,1924 н 1936 гг. Этот принцип получил подтверждение и в Конституции СССР 1977 (ст. 52), в к-рой сказано: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести,  то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа - от церкви». Констнтуц. санкция О. ц. от г., после-доват. и полное проведение этого демократического принципа на практике служат одним из ярких свидетельств демократизма и гуманизма социалистического общества.

ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ

ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ - одна из гарантий свободы совести. В бурж. об-ве интересы гос-ва и церкви в сфере образования совпадают, поэтому О. ш. от ц. не доведено до конца ни в одной капиталнстнч. стране. Освобождение образования от религ. пут невыгодно для буржуазии, т. к. подрывает влияние религии на подрастающее поколение. Бурж. право предусматривает создание церковью собственных общеобра-зоват. школ, в к-рых безраздельно господствует релит, идеология. В ряде стран оно подчиняет церкви светские уч. заведения. Сов. гос-во гарантировало действительное О. ш. от ц. Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 провозгласил: «Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных... учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается». Ст. 4 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» предусматривает «светский характер образования, исключающий влияние религии».

ОТКРОВЕНИЕ

ОТКРОВЕНИЕ - согласно релит. представлениям - осуществляющаяся сверхъестеств. способом передача людям «истин», якобы исходящих от бога и выражающих его волю. О. признается большинством религий важнейшим источником знания, дающим руководящие принципы отношений людей к богу и друг к другу. В различных религиях имеются самые разнообразные представления о путях О.: непосредственном явлении и высказывании богом своей воли, передаче божеств, «истин» с помощью разного рода знамений, принятии свидетельств бога людьми, отмеченными особым его доверием (праведниками, святыми, угодниками, священнослужителями) , к-рые в состоянии релит. экстаза, мистич. «озарения» будто бы способны понять волю бога, и т. д. В православии и католицизме осн. видами О. считают «св. писание» и «св. предание». К О. относят и наиболее важные с т. зр. религии положения (догматы) , они объявляются недоступными человеческому разуму и противопоставляются науке. В религ.-идеалистич. философии О. - сверхчувственное непосредственное постижение истины, доступное только избранным в момент мистич. просветления.

ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА, АПОКАЛИПСИС

ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА, Апокалипсис (греч. apokalypsis - откровение) - одна из книг Нового завета, приписываемая христ. традицией Иоанну Богослову, автору 4-го евангелия я 3 посланий, вошедших в новозаветный канон, и датируемая согласно ей 95 г. О. содержит пророчества о «конце света», о борьбе между Христом я антихристом, «страшном суде», тысячелетнем «царстве божьем». О. -звено в серии проичкедений эсха-тологич. лит-ры и первая по времени возникновения книга Нового завета. Ф. Энгельс показал, основываясь на исследованиях Ф. Бенари, что О. было написано во вт. пол. 68 или нач. 69. Установлению этого факта способствовало выяснение букв. значения «числа зверя» - 666, к-рым зашифрован дракон-антихрист - император Нерон. Не исключено, что отд. части текста О. более позднего происхождения, чем осн. текст, и что, в части-, к 90-м гг. относятся те его фрагменты, в к-рых вместо агнца фигурирует Иисус Христос. О. представляет собой самый нач. этап истории христианства, когда еще не сложились осн. догматы этой религии.

ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ

ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ - исключение из состава членов данной церкви; практикуется во мн. религиях, в т. ч. христианстве, иудаизме. Использовалось для подавления сопротивления оппозиционных элементов. В целях эффективного воздействия на сознание верующих О. от ц. сопровождается мрачно-торжеств. церемонией, провозглашением проклятий по адресу отлучаемого. Последствием О. от ц. для него, как учит церковь, являются адские муки.

ОТМИРАНИЕ РЕЛИГИИ

ОТМИРАНИЕ РЕЛИГИИ - завершающий этап историч. эволюции религии, закономерный исход ее кризисного развития в об-ве, строящем коммунизм, когда полностью исчезают те соц. условия, порождением и отражением к-рых она является. Религия - исторически преходящая форма обществ, сознания. Если в предыдущие историч. эпохи кризис религии  разрешался путем изменения ее историч. форм, то уже на 1-й фазе коммунистич. формации религия становится пережитком, а ее кризис - непреодолимым. Утверждение коммунистич. обществ. отношений, успехи науч.-технич. и культурного прогресса, обеспечивающие подлинную свободу личности, гармонич. развитие ее физич. и духовных сил, исключают соц. и индивид, потребность такого превратного отражения действительности, каким является религия. Симптомами О. р. в об-ве развитого социализма являются подрыв и необратимое сужение соц. функций религии, сокращение ее воспроизводства в новых поколениях, снижение уровня религиозности и степени религ. активности верующих, секуляризация массового религ. сознания и разложение религ. идеологии. Вместе с тем в процессе О. р. важное значение имеет целенаправл. науч.-атеистич. воспитат. работа.

ОТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ - вид идеологич. обществ, отношений, к-рые являются в конечн. счете продуктом производствен. отношений, складываются в соответствии с религ. сознанием, реализуются посредством религ. деятельности. Субъекты О. р. -рядовые верующие, служители культа, религ. орг-ций, их руководящие (исполнит.) органы и учреждения. О. р. подразделяются на внутри-, меж- и внецерковные. Внутрицерк. отношения складываются в процессе культовой и иной религ. деятельности: между верующими; между верующими, священнослужителями и руководящими органами (исполнит, органами религ. объединений, религ. центрами); между священнослужителями различных рангов и др. К межцерковным относятся О. р. между орг-циями различных вероисповеданий, руководящими (исполнит.) органами, объединениями, учреждениями и членами. Внецерк. отношения возникают в случаях, когда поведение людей в различных областях обществ. жизни определяется религ. нормами. Процесс сокращения сферы внецерк. отношений, являющийся одним из элементов секуляризации, наиболее усиливается в со-циалистич. об-ве.

ОТПЕВАНИЕ

ОТПЕВАНИЕ - церк. обряд, совершаемый над умершим по просьбе верующих.

"ОТРЕЧЕННЫЕ" КНИГИ

"ОТРЕЧЕННЫЕ" КНИГИ - см. Апокрифы.

ОТТО РУДОЛЬФ

ОТТО Рудольф (1869-1937) - нем. философ и теолог, один из основоположников феноменологии религии. О. признавал реальное существование объекта религ. поклонения («святое») и характеризовал его как тайну, недоступную человеч. разуму. Религия, по О., есть встреча человека со «святым», к-рая вызывает 2 чувства у верующего: св. трепет, ужас, вызванный соприкосновением с «божеств, тайной», и чувство восхищения, благоговения, преклонения. Все религии лишь модификации общей сущности религ. веры. Осн. произведение - «Святое» (1917).

ОТЦЫ ЦЕРКВИ

ОТЦЫ ЦЕРКВИ - см. Патрис.

ОТЧУЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

ОТЧУЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ - одна из форм отчуждения человеч. сущности. Отчуждение - превращение человеч. деятельности как практической, так и теоретической, ее результатов, отношений и способностей человека в силы, господств, над людьми. Оно обусловливается наличием частной собственности, эксплуатации, стихийно складывающимся разделением труда, односторонностью, «частичностью» развития человеч. личности в исторически преходящих обществ, системах. Религия представляет собой «священный образ человеческого самоотчуждения» (К. Маркс). Существенным признаком религ. сознания является вера в объективное существование существ, свойств и связей, к-рые являются лишь продуктом фантазии. Происходит удвоение мира, «земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 2). Происходит отчуждение продуктов сознания человека и противопоставление их ему самому. «...В рслншм, - писал 1C Маркс, - над человеком господствует продукт его собственной головы...» (т. 23, с. 635). Являясь формой отчуждения, религия в ю же время выступает в качестве иллюзорного или нллю-эорво окрашенного восполнения ограниченности и бессилия человека. Реальное угнетение и зависимость «преодолеваются» «свободой в духе»; соц. неравенство «превращается» в «равенство» в греховности, в страдании; разобщенность и изоляция заменяются «братством во Хрясте» в общине; фактнч. бессилие «компенсируете» всесилием бога; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным «бого-общением» и общением в релит. группе; вообще - вместо мира зла пророчествуется наступление грядущего «царства божмя» («царства небесного»). Человек утрачивает в релнгнн свою сущность, отчуждает от себя свою человечность.

ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО

ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО - распространенный в ряде религий аскстнч. образ жизни,  связанный с самоизоляцией, отречением от мира, общества и семьи, уединением в пустынных местах. Идея О. характерна для др.-вост. религий: брахманизма, буддизма, иудаизма (секта ессеев). В христианстве О. получило распространение в 3-4 вв. первоначально в связи с преследованиями христиан нмперат. власть}, а позже как добровольное подвижничество во имя веры. Отшельники, или анахореты, уединялись от людей и жмлн в пещерах, подвергая себя различным истязаниям, отказывались от пили и одежды и т. д. Этим подчеркивалось презрение к плоти, мирской жизни. Офиц. церковь всячески поощряла и рекламировала О., преподносила его как идеал образа жизни христианина, как средство религ.-нравств. самоусовершенствования и спасения от греха. Особенно широкий размах О. приобрело в 4 в. Многочисл. поселения отшельников имелись в Египте, Ливии, Палестине, Каппадо-кии, Армении и др. В дальнейшем церковь вводит новую форму О. - монашество, организованное на основе монастыр. уставов и поддающееся более четкому контролю со стороны церкви.

ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ, ЛЮСТРАЦИИ

ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ, люстрации (от лат. lustrum очистит., или умилостивит-, жертва) ре-лиг. обряды «очищения» от предполагаемой «нечистоты», «скверны». В основе О. о., возникших уже в др. эпоху, лежали, вероятно, наблюдения над реальными свойствами воды (смывать грязь), огня и дыма (дезинфицировать окуриванием и обжиганием). С усложнением обществ, отношений и развитием религ. представлений понятие о «нечистоте» чрезвычайно расширилось. Люди стали считать «оскверняющими» соприкосновения с телом умершего, с больным, со звериной или человеч. кровью, с рожающей женщиной, с чужеплеменником и т. п. Для снятия воображаемого «осквернения» устанавливались многочисл. и сложные О. о., принимавшие разнообразные формы. Напр., у индейцев Сев. Америки преобладающей формой О. о. были паровые бани, у народов Центр. Америки - кровопускание, в Юж. Америке - рвотное питье. В разных формах О. о. известны во всех религиях.

Предыдущая страница Следующая страница