Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕТ"-"ПРЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕТ"-"ПРЕ")

ПЕТРАШЕВЦЫ

ПЕТРАШЕВЦЫ - представители прогрес. дворянской и разночинной интеллигенции, объединявшиеся вокруг петербурского кружка М. В. Буташевич-Петра-шевского в 40-х гг. 19 в. Ведущие его участники - М. В. Петрашев-ский, Н. А. Спешнев, Н. А. Мом-белли, И. М. Дебу, Ф. Н. Львов, Д. Д. Ахшарумов, Ф. Г. Толь, Н. С. Кашкин, А. В. Ханыков -были революц. демократами, материалистами, последователями Белинского и Герцена. П. считали, что религия примиряет людей с соц. несправедливостью, подавляет революц. активность. Они обличали Рус. правосл. церковь как защитницу крепостничества и самодержавного деспотизма, критиковали Библию, поддерживали и развивали атеистич. идеи франц. просветителей 18 в., Л. Фейербаха, ратовали за свободу совести, отделение церкви от гос-ва. Считая пропаганду атеизма необходимым элементом подготовки народа к революции, П. составляли тексты листовок, памфлетов, содержащих критику религии. Лучшие атеистич. статьи П. вошли в их коллективное соч. - во 2-й вып. «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (1846).

ПЕТРИНИЗМ

ПЕТРИНИЗМ - см. Петр.

ПЕТРИЦИ ИОАНЭ

ПЕТРИЦИ Иоанэ (11-12 вв.) - груз. философ, представитель неоплатонизма. Родоначальник груз. филос. Ренессанса. Миропонимание П. носило пантеистич. характер, за что он подвергался гонениям со стороны визант. и груз. церк. кругов. Взгляды П. оказали большое влияние на развитие груз. философии.

ПИЕТИЗМ

ПИЕТИЗМ (от лат - pietas - благочестие) - противостоящее ортодокс. протестантизму мистич. течение кон. 17-18 вв., ставившее чувства релчг. выше догматов религ. Основатель П. - нем. теолог Шпенер - отвергал церк. обрядность, подчеркивал необходимость для верующих личного переживания бога, к-рое позволяет утвердить высоконравств. принципы жизни и обрести «божеств. благодать». П. активно насаждал веру в чудеса, фанатизм, откровенную мистику. В широком смысле П. - религ.-мистич. настроение, поведение. В связи с этим под П. обычно понимают показное благочестие, религ. ханжество.

ПИМЕН

ПИМЕН (Извеков Сергей Михайлович, род. в 1910) - патриарх Московский и всея Руси. В 1927 принял монашество. Служил в храмах Москвы, Одессы, Ростова-на-Дону, был наместником Псково-Печорского монастыря и Троице-Сергиевой лавры в Загорске. Епископ с 1957, в 1960-1961 - архиепископ. Избран патриархом в 1971 на поместном соборе Рус. правосл. церкви.

ПИР

ПИР (перс. - старец) - старец-наставник у суфиев (см. Суфизм), ведущий по мистич. пути (тари-кат) своих учеников и последователей (мюридов).

ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ

ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ - религ. книги, написанные согласно религ. вероучению по внушению самого бога. В каждой религии есть свое П. с., напр. в буддизме -Трипитака, в иудаизме - Тора, в христианстве - Библия, в исламе - Коран и т. д. Все они создавались в разных историч. усло

виях, мн. известными и неизвестными авторами. В них нашли также отражение религ. представления и нормы первобытн. народов. П. с. являются памятниками др. культуры.

ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840-1868) - рус. революц. демократ, публицист и лит. критик, последователь Н. Г. Чернышевского, убежденный материалист и атеист. Хотя П. и не преодолел идеализма в понимании общества, в объяснении причин возникновения религии он вплотную подошел к их материалист, трактовке. В статье «Идеализм Платона» (1861) он пишет, что «романтизм» (так П. по цензурным соображениям называет христианство) создается воображением на почве бедствий и страданий. Важную роль в проявлении «необузданного идеализма» играла, по мнению П., фантазия. П. близко подошел к пониманию религии как опиума народа, видел ее связь с царствующим злом. Большое место в творчестве П. занимала пропаганда достижений естествознания, в особенности теории Ч. Дарвина, материализма и атеизма.

"ПИСЬМО К ГОГОЛЮ" В. Г. БЕЛИНСКОГО

"ПИСЬМО К ГОГОЛЮ" В. Г. БЕЛИНСКОГО - написано в июле 1847 по поводу издания Гоголем книги «Выбранные места из переписки с друзьями», в к-рой содержалась защита самодержавно-кре-постнич. строя и проповедь религии. В «Письме» с необычайной страстностью обличается соц. строй России, где «люди торгуют людьми», нет «никаких гарантий для личности», «а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей»; дается уничтожающая критика правосл. церкви, к-рая «всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма»; отвергается миф об «исконной религиозности» рус. народа.

ПИФАГОРЕИЗМ

ПИФАГОРЕИЗМ - религ. и филос. учение и соц.-политич. движение в Др. Греции 6-4 вв. до н. э. Получило название по имени Пифагора (перв. пол. 6 в. до и. э.). Исходило из признания числа первоначалом сущего, а матсматич. закономерностей - основой структуры мира. Математич. занятия приводили пифагорейцев к магии чисел, приписывающей первым десяти из них («декада» и ее элементы) божеств, свойства. Так, по Филолаю, декада «все исполняет и есть начало божеств., небесной и человеч. жизни». П. учит о переселении души. В 4 в. до н. э. П. практически сливается с платонизмом, но возрождается в 1 в. до н. э. - 3 в. н. э. в виде нсопи-фагореизма. Идеальные числа понимаются в нем как первообразы вещей, творимых, согласно ему, богом. Усиление магич. мистицизма приводит к превращению П. в сугубо мифологич. учение.

ПИФИЯ

ПИФИЯ - жрица-прорицательница храма Аполлона в Дельфах (см. Дельфийский оракул) в Др. Греции. П. вещала волю бога, сидя на золотом треножнике в экстатич. состоянии, в к-рое впадала, надышавшись ядовитыми испарениями из расселины дельфийской скалы.

ПЛАНК МАКС

ПЛАНК Макс (1858-1947) - нем. физик-теоретик, основоположник квантовой теории. Стихийный материалист, защищал принципы детерминизма, единства мира, боролся с физич. идеализмом. Ограниченность стихийного материализма, влияние кантианства, семейные традиции обусловили непоследовательность взглядов П. Он не видел законов развития общества, историч. характера морали,» религию сводил к эмоциям и морали и в таком урезанном виде считал совместимой с наукой, к-рую ограничивал естествознанием. Отрицал веру в личного бога, бессмертие души,  чудеса, тяготел к материалистам, пантеизму.

ПЛАТОН

ПЛАТОН (428 или 427 до н. э. - 348 или 347) - др.-греч. философ-идеалист. Разработал учение об идеях  как общих понятиях, существующих независимо от человеч. ума в потустороннем «умном месте» и служащих образцами (парадигмами) вещей, являющихся их копиями. Идеализм П. тесно связан с религией как по своей нередко мифологич. форме, так и по содержанию. Высш. идея П., Благо, или Единое, часто отождествляется им с богом. Последний, будучи творцом (демиургом), творит мир, душу, а затем и космос, оформляя бесформенную материю («небытие»). Причастность человеч. души миру идей, доказываемая наличием общих понятий, служит у П. для обоснования бессмертия души. Выводом отсюда является учение о добродетели как деятельности, направляемой идеей Блага. В диалоге «Законы» П. выступает с резкой критикой античного материализма и атеизма, рассматривает их как угрозу существ, гос-ва и преступление, подлежащее наказанию вплоть до смертной казни (кн. X). Философия П. оказала огромное влияние на дальнейшее развитие идеалист. и религ. философии.

ПЛАТОНИЗМ

ПЛАТОНИЗМ - 1) учение Платона; 1) направление в антич. философии, связанное с развитием и видоизменением учения Платона. История П. связана с деятельностью школы, носившей название Академии. Др. Академия (4-3 вв. до н. э.) соединяет П. с пифагореизмом; Средняя Академия (3-2 вв.) - со скептицизмом, возвращаясь к методам Сократа. Возрождение П. во 2-1 вв. дон. э. было связано с попытками создать универс. философию, объединив П. с идеями стоицизма, пифагореизма и аристотелизма. П. с его обращением к сверхъестеств. миру идей стал консервативной идеологией, оправдывающей бессилие человека перед всесильной судьбой, а его идеализм тесно соприкасается с религ. мировоззрением. П. оказал существ, влияние на религ. движения первых веков н. э.: теологию Филона, гностицизм, раннюю патристику. В 3-6 вв. П. приобретает форму неоплатонизма; 3) под П. часто имеется в виду включение элементов идеализма Платона в ту или иную филос. систему. В этом плане П. свойствен большинству идеа-листич. филос. систем.

ПЛЕМЕННОГО БОГА КУЛЬТ

ПЛЕМЕННОГО БОГА КУЛЬТ - форма религии периода раннсклас. строя и возникновения гос-ва. П. б. к. основывается на ранних религ.-мнфологич. представлениях: 1) тотемических, черты к-рых сохранили, напр., др.-сгип. боги -бог Гор в облике сокола почитался в Эффу, богиня Хатор в облике коровы - в номе Дендерс и т. д.; 2) представлениях об учредителях племен, инициации или же уподобленных им мифологич. образах культурного героя-демиурга; 3) олицетворениях небесных или атмосферных явлений; 4) культе предка-родоначальника. П. б. к. становится как бы исходной позицией развитого политеизма, с одной стороны, и монотеизма -с другой.

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (1856-1918) - один из первых рус. марксистов, видный пропагандист марксист, философии и атеизма, создатель первой рус. марксист, орг-ции - группы «Освобождение труда» (1883). В 1903 П. перешел на позиции меньшевизма, а в период первой мир. войны (1914-1918) выступал как «оборонец». К Октябрьской революции он отнесся отрицательно, но не поддерживал контрреволюцию. П. уделял огромное внимание проблемам атеизма как в трудах об-щефилос. характера («Очерки по истории материализма», «К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю»), так и в спец. работах, касающихся религии и церкви, в частности в рецензии на книгу О. Пфлейдерера «О религии и религиях (1910), в статье «О т. н. релит, исканиях в России» (1909). Этот критич. труд П. о «богоискательстве» и «богостроительстве» особенно значителен. Здесь рассматривается вопрос о структуре религии, о ее элементах. Глубокий материал по истории атеизма и религии содержится в крупном произведении П. «История рус. обществ, мысли» (1909-1916). Многие произведения П. посвящены истории свободомыслия на Западе и в России 18-19 вв. В трудах П. содержится марксист, объяснение истории развития обществ, созна

ния, в т. ч. и религии, дается глубокий науч. анализ се истории, соц.-историч. корней.

ПЛУТОН

ПЛУТОН - в др.-греч. мифологии - бог подземного мира и царства мертвых, иначе - Аид.

ПЛЮРАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

ПЛЮРАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат. pluralis - множественный) -поликонфсс. характер религиозности соц. групп, подданных одного гос-ва. В условиях феодализма существовала относит, однородность религиозности данной соц. или этнич. группы. Складывались системы рслиг. гос-в с соответствующей гос. религией, в к-рых идентифицируется подданство гос-ву с соответствующей рслиг. принадлежностью. Протест народных масс, сословных и этнич. групп против соц. гнета направлялся и против гос. религии, охранявшей устои существующ. строя. Возникали ереси, секты, новые репиг. течения. Особенно сильный толчок этому процессу дало развитие капиталистич. отношений. При наличии гос. религии, религии большинства, преимущества одного культа перед другими появляются «религиозные путы» для части подданных гос-ва, дискриминация по релит, признаку. Определенное вероисповедание становится условием политич. привилегий. После бурж. революций в нек-рых странах церковь была отделена от гос-ва. В США в силу специфики историч. развития вообще не сложилась система общегос. религии. При капитализме реализуется бурж. свобода совести,  представляющая собой терпимость ко всевозможным видам религиозности. В этом случае граждане гос-ва уже не идентифицируются с определенной религ. принадлежностью, складывается ситуация «религиозного многообразия» (К. Маркс), П. р. В социалистич. об-ве каждому гражданину гарантировано право исповедовать любую религию или быть атеистом.

ПОБЕДОНОСЦЕВ КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (1827-1907) - обер-прокурор Синода в 1880-1905, мракобес и реакционер. С именем П. связаны ограничение светского образования за счет внедрения церк. - приходских школ, использование церкви в борьбе с революц. движением, массовые репрессии против сектантов, преследование прогрес. деятелей культуры (в т. ч. Л. Толстого), ужесточение церк. цензуры и т. д.

ПОВЕДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ - совокупность действий индивида или группы, реализующих религ. предписания сообразно с религ. нормами. Мн. формы П. р., появившись в др. историч. эпохи, передавались из поколения в поколение и воспроизводятся в наст. вр. Различают культовое и вне-культовое П. р. Формы культового П. р. могут быть непосредственно связанными с религ. сознанием (участие в богослужении, молитва в храме или дома и пр.) или такими, в к-рых религ. мотив не играет решающей роли (посещение церкви, соблюдение религ. обрядов, участие в религ. праздниках и т. д.). Внекультовое П. р. - религ. воспитание в семье, управление религ. орг-циями и т. д. - обусловлено религ. мотивами. Характер П. р. зависит от конфес. принадлежности (различно в христианстве, буддизме, исламе, индуизме и т. д.). От П. р. следует отличать поведение религ. индивидов и групп, к-рое не сводится к П. р. и включает в себя нерелиг. действия.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КУЛЬТ, ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КУЛЬТ, погребальные обряды - одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя сложный комплекс представлений: человек после смерти продолжает вести тот же образ жизни,  что и до нее; его душа (дух) либо остается среди живых, либо отправляется в особую страну мертвых (загробный мир), но и в том и др. случае сохраняет способность влиять на Дела своих живых соплеменников; непреодолимой грани между ми-РОМ живых и миром мертвых нет, и каждый умерший может вновь вернуться в мир живых, воплотившись в кого-либо из новорожденных членов рода (племени). Ч. к. существует у всех народов мира и во всех религиях. Он включает в себя уничтожение трупа (сжигание, закапывание, воздушное или водное погребение, рассечение, выбрасывание, оставление на съедание животным или птицам, эндоканнибализм) иличастич. его сохранение (мумификация, хранение черепов или высушенных голов), воздвижение надгробных сооружений (курганов, срубов, склепов, мавзолеев и т. д.), жертвоприношение, поминальную трапезу, траур по покойному и связанные с ним запреты. Возникновение П. к. относят к эпохе верхнего палеолита. Он вошел как сост. часть в поздние религ. системы, в к-рых отчетливо видны следы ранних верований. Таковы, напр., в правосл. погребальном обряде поминальные блины и кутья, трапеза на могиле умершего на радуницу и в др. дни особого поминовения усопших. У ряда народов особое развитие получили лишь отд. стороны П. к.

ПОЗИТИВИЗМ

ПОЗИТИВИЗМ - идеалист, течение в философии, возникшее в 30-х гг. 19 в., исходящее из признания «позитивной» (положительной, конкретной) науки единственно подлинным знанием. Как философия П. выступает с претензией на «наиболее общее знание» (О. Конт, Г. Спенсер), а в конце 19 - нач. 20 в. объявляет себя «теорией познания точных наук» (Э. Мах, эмпириокритицизм). Осн. гносеологич. установка П. - агностицизм, базирующийся на субъективно-идеалистич. убеждении, что человеч. познание ограничено «явлениями» как психич. состояниями субъекта. Первоначально направленный против теологии и метафизики, к-рые в условиях «промышленного общества» должны уступить место науке, П. впоследствии все более выявляет свою антима-териалистич. сущность. В целом скептически относясь к религ. догмам, П. примиренчески относится к религии, формулируя раз-лич. способы ее «совмещения» с наукой: от признания «непознаваемого» как «причины» познаваемых явлений и до «анализа языка религии», имеющего целью упорядочение и логико-семантич. «оправдание» теологии. Мировоз-зренч. скептицизм совр. П. приводит к «уравнению в правах» религ. представлений и атеизма как якобы одинаково научно непроверяемых, в конечном счете эмоц. установок. В. И. Ленин указывал, что объективная соц. роль П. «сводится к прислужничеству фидеистам в их борьбе против материализма вообще и против исторического материализма в частности» (т. 18, с. 380). В то же время филос. непоследовательность П. приводит мн. его представителей в лагерь свободомыслящих (напр., Б. Рассел), что служит причиной критики его религ. идеологами.

ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА

ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА - понятие, выражающее способность обществен, человека, опирающегося на историч. развивающуюся практику, правильно отразить в сознании все многообразие видов материи, их свойств, взаимосвязей, форм и законов движения.

ПОКАЯНИЕ

ПОКАЯНИЕ - см. Исповедь.

ПОКРОВ

ПОКРОВ - один из наиболее значимых праздников православия, хотя и не относимый к двунадесятым, но именуемый «великим». Отмечается 1 (14) октября. В его основу положен миф о том, как в 910 в Константинополе юродивому Андрею и его ученику Епи-фанкю явилась во Влахернском храме богородица, простерла над молившимися белое покрывало (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от бед и страданий. Эта идея покровительства богородицы и составила содержание праздника П. В действительности он был установлен в Визант. империи для отвлечения народи. масс, выражавших недовольство политикой правящих кругов. Сфабрикованное «чудо» должно было убедить народ, что сама богородица покровительствует императ. власти. На Руси П. был использован для вытеснения осеннего празднества славян в честь окончания полевых работ. В силу того что богородица считалась покровительницей земледельцев, праздник этот прижился в крестьян. быту и пользовался популярностью. В ритуале праздника сохранились мн. обычаи др.-славян. празднества: чествование пожи-нального снопа, праздничн. базары и др. В наши дни религ. смысл П. почти забыт, хотя по традиции этот праздник продолжают еще порой отмечать в сельской местности.

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ (греч. poly - много и theos - бог) - многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию). Возникает при разложении первобытн. общины. В иерархии богов нашли отдаленное отражение разделение труда,  земные отношения господства и подчинения. Классич. примером П. могут служить др.-греч. и др.-римск. религии. Элементы П. присутствуют во всех «монотеистич.» религиях (иудаизме, христианстве, исламе и в др.).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ - получившая развитие в каталицизме (И. Метц) и протестантизме (Д. Зелле) в 60-70-е гг. 20 в. теологич. концепция, осн. идея к-рой заключается в том, что христианство, не будучи по своему существу политич. явлением, тем не менее не безразлично к политич., мирскому началу, выполняя 1 по отношению к нему критич. функцию. П. т. выступила с критикой интерпретации христианства как доктрины индивид, спасения: «никто не может спастись в одиночку, христианское благо-вестие должно принимать во внимание не только индивида, но и об-во». П. т. претендует на то, что она представляет именно общий интерес, а не интересы той или иной группы или класса совр. общества. Сторонники П. т. занимаются пересмотром, «политич.» истолкованием осн. христ. понятий - истины, греха, любви и т. д. П. т. является реакцией на секуляризацию политич. сферы обществ, жизни, на тенденцию к приватизации религии, ее вытеснение в область; внутр. жизни личности. П. т. используется как «левыми» христ. течениями в целях критики капитализма, так и сторонниками клерикализма в целях обоснования рсклсрикализации совр. общества.

ПОЛКИ ИИСУСА, ПОЛКИ БОГОРОДИЦЫ

Полки ИИСУСА, полки БОГОРОДИЦЫ - бслогвард. воинские подразделения, созданные при непосредств. участии контрреволюц. духовенства для борьбы против молодой Сов. республики в период гражд. войны и иностранной интервенции. Инициаторами формирования П. И. и др. в армии Колчака был томский епископ Сильвестр, в армии Деникина -митрополит Платон, священник Востоков и др. Спекулируя на религ. чувствах, духовенство пыталось создать видимость, будто эти отряды ведут борьбу «за правую веру», против «антихриста».

ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - возникла в нач. 20-х гг. 20 в., стала автокефальной в 1948. Имеет в своем составе 4 епархии (Варшавская и Бель-ская, Белостокско-Гданьская, Лодзинско-Познаньская, Вроцлав-ско-Щецинская) и 233 прихода. В ее распоряжении находится 300 храмов, 2 мужских и 1 женский монастырь. Кадры священнослужителей и богословов церковь готовит в варшавской духовной семинарии и на факультете пра-восл. богословия академии христ. теологии. При храмах функционирует более 200 катехизич. пунктов по обучению детей религии.

ПОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ

ПОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ - протест. секта, отделившаяся в 70-х гг. 16 в. от польск. кальвинистов; отличалась религ. радикализмом. П. б. отрицали догмат о троице и божественность Христа, т. е. возрождали ересь арианства (поэтому их называли польск. арианами). Первоначально плебейское направление в движении П. б. соединяло религ. радикализм с требованиями отмены барщины и крепост. зависимости, всеобщего братства и т. д. Позднее под влиянием Фауста Социна образовалось умеренное направление - социнианство. Социнианг постепенно приобрели господств, положение в общинах П. б.

ПОМАЗАННИК

ПОМАЗАННИК - лицо, над к-рым совершен обряд помазания елеем. В иудаизме и христианстве П. называются пророки, первосвященники, монархи, к-рые через обряд помазания получают свою власть якобы от самого бога. В Новом завете П. именуется Иисус.

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ - оьезды автоксф. церкви или ее отд. части для решения вопросов вероучения, культа, церк. управления, дисциплины и пр. В Рус. правосл. церкви П. с. наделены правами высш. законодат. цсрк. органа, к участию в к-ром привлекаются епископат, представители духовенства и миряне. В синодальный период (1721-1917) П. с. не созывались. Последний П. с. Рус. правосл. церкви (1971) избрал патриархом Пимена, снял проклятие со старообрядцев, принял ряд решений в отношении экумснич. контактов и миротворч. деятельности Рус. правосл. церкви.

ПОМИНАНИЕ

ПОМИНАНИЕ - 1) небольшая тетрадь, в к-рую вписываются имена умерших и живых для упоминания священнослужителями во время богослужения; 2) упоминание (поминовение) во время литургии священником имен, включенных в поминание (тетрадь), а также в спец. церк. список. В правосл. церкви производится П. умерших в 3-й, 9-й, 40-й день и в годовщину смерти поминаемого. Кроме того, существуют дни «общего поминовения» умерших: родительская суббота, суббота накануне троицы и т. д. По церк. учению, молитвы за умерших воспринимаются богом, к-рый может облегчить участь их душ.

ПОМОРСКИЙ ТОЛК, ДАНИЛОВЦЫ

ПОМОРСКИЙ ТОЛК, даниловцы - умеренное течение в беспоповщине (старообрядчестве), начало к-рому было положено Данилой Викулиным и братьями Денисовыми, основавшими на р. Выге (Поморье) в 1695 общину. В 1706 недалеко от нес на р. Лсксс возникает женская лексинская община. Соц. базу П. т. составили зажиточные слои населения, что предопределило умеренный характер их требований и сближение с офиц. светской и цсрк. властью. Так, в 1738 поморцы признали допустимость молитвы за царя (что вызвало раскол и образование Филип, толка). Важное место в П. т. занимала проблема брака. Вначале он отвергался, но в кон. 18 в. в Москве возникла община новопоморцсв, последователи к-рой выступали в защиту брака. С нач. 20 в. П. т. превратился в наиболее влиятельное направление беспоповщины. В наст. вр. общины поморцсв-брачников имеются в Прибалтике и нек-рых районах БССР и РСФСР. В Лит. ССР общины П. т. возглавляются Высш. старообрядч. советом.

ПОМПОНАЦЦИ ПЬЕТРО

ПОМПОНАЦЦИ Пьетро (1462-1525) - итал. мыслитель-гуманист эпохи Возрождения. Развивал традиции аввероистского свободомыслия (см. Ибн-Рушд), пролагал путь новому естествознанию. Отрицал бессмертие души,  загробное воздаяние и спасение как высш. цель человека.  П. утверждал идеал земного счастья, основы новой, антиаскетич. этики, антропологии. В трактовке картины мира исходил из материалистич. пантеизма, идеи всеобщей причинности в природе, критиковал учение о божеств, провидении, чудесах. С позиции теории двойств. истины отстаивал автономию разума. Осн. труд П. - «О бессмертии души».

ПОНОМАРЬ

ПОНОМАРЬ - см. Псаломщик.

ПОНТИЙ ПИЛАТ

ПОНТИЙ ПИЛАТ (ум. ок. 37) - римск. прокуратор (наместник) в Иудее (26-36) при императоре Тиберии, утвердивший якобы смертный приговор Иисусу Христу.

ПОНТИФИКАТ

ПОНТИФИКАТ (лат. pontifica-tus) - время пребывания в должности папы римского, один из титулов к-рого с 5 в. - великий понтифик.

ПОНТИФИКИ

ПОНТИФИКИ (лат. pontificcs, буквально - строители мостов) - в Др. Риме - члены жрсч. коллегии, осуществлявшей общий надзор за рслиг. обрядами. П. составляли религ. предписания, судебные правила, наблюдали за календарем, ведали хронологич. записями - Великими анналами, составляли списки консулов. Позднее титул великого П. присвоили себе императоры, а от них его переняли папы римские.

ПОПОВЩИНА

ПОПОВЩИНА - одно из осн. направлений в старообрядчестве, объединяющее группу толков и согласий, признающих священство, совершение таинств и треб, а также наличие традиционной для православия цсрк. иерархии. Попов-цы в отличие от беспоповцев (см. Беспоповщина) рассматривали никонианскую церковь и ее духовенство только как ересь, а не как «видимость храма», порожденную антихристом. Псрвонач. формой П. являлось бсглопоповство (см. Бег-лопоповцы). Крупные центры старообрядчества: Керженец, Старо-дубье. Ветка, Иргиз и Рогожское кладбище в Москве. Разногласия П. с правосл. церковью сводились гл. обр. к обрядовой стороне и не касались основ вероучения. В нач. 18 в. возникло Дьяково согласие на р. Керженце, опиравшееся на зажиточные слои старообрядцев, что обусловило лояльность его руководства к светской и церк. власти. Это привело к расколу и образованию нового согласия - перемазанцев с центром на Рогожском кладбище в Москве. В 20-х г. 19 в. в Стародубье оформилось Лужкове согласие, признававшее истинным только тайное священство, независимое от гражд. и церк. властей. В 1846 возникла Бело-криницкая иерархия. Эту иерархию признала рогожская община перемазанцев в Москве, куда и был перенесен духовный центр иерархии. Она заняла ведущее положение в П. и стала называться Старообрядческой архиепископией Московской и всея Руси. Бегло-поповские толки, не признавшие руководство этой иерархии, образовали в 1923 свою иерархию во главе с архиепископом и с духовным центром в г. Новозыб-ковс Брянской области. Как разновидность П. в разнос время возникли единоверческая церковь (см. Единоверие) и Беловодская иерархия.

"ПОПУЛОРУМ ПРОГРЕССИО"

"ПОПУЛОРУМ ПРОГРЕССИО" - см. Энциклики пап социальные.

ПОР-РОЯЛЬ, ПОР-РУАЯЛЬ (PORT-ROYAL)

ПОР-РОЯЛЬ, Пор-Руаяль (PORT-ROYAL) - женский монастырь, основанный в Версале в 1204.В 1625 от него отделился монастырь, обосновавшийся в Париже (Port-Royal de Paris); оставшийся в старом здании монастырь стал называться П.-Р. де Шам (Port-Royal de Champs). Он стал центром просвещения и лит-ры, с к-рым были тесно связаны крупные писатели, ученые, философы: Б. Паскаль, Ж. Расин, А. Арно, Р. Декарт. При монастыре были созданы передовые для своего времени учебники: «Всеобщая рациональная грамматика» (П.-Р. грамматика), «Логика или Искусство мыслить» (П.-Р. логика). Оба монастыря как центры янсенизма боролись с папством и иезуитами. Людовик XIV стал на сторону иезуитов, и П.-Р. де Шам был в 1712 разрушен. Парижский П.-Р. существовал до 1790. П.-Р. неразрывно связан с историей франц. лит-ры и филос. мысли 17-18 вв.

ПОСЕЙДОН

ПОСЕЙДОН - бог морской стихии в др.-греч. мифологии. Считался братом Зевса и изображался с трезубцем в руках, с помощью к-рого он вызывал морские бури.

ПОСЛУШНИК

ПОСЛУШНИК - в рус. правосл. монастырях - лицо, готовящееся принять монашество и проходящее испытат. срок. Исполняет разные послушания, т. е. низш. обязанности во время церк. службы и в монастыр. хозяйстве.

ПОСТНИКИ

ПОСТНИКИ - одно из мистич. течений христововеров. Возникло в перв. четв. 19 в. на Тамбовщине. Основатель - крепост. крестьянин Аввакум Копылов, к-рый усилил аскетич. запреты христововеров: удлинил посты, запретил употреблять в пищу мясо, рыбу, лук, картофель, чеснок. В отличие от представлений ранних христововеров, согласно к-рым Христос как духовное начало, бог может обитать в каждом члене секты. Копылов ввел учение о персонификации Христа как «св. духа» в «особо избранной плоти» и сам себя объявил «живым Христом». Тем самым был создан институт рслиг. власти, передающейся по наследству. Эти действия Копылова были в известной мере вызваны потребностью борьбы со скопчеством, оказывавшим сильное влияние на общины П. После смерти Копы-лова в 30-х гг. 19 в. П. распались на несколько течений, наиболее крупное из к-рых - «Старый Израиль». В наст. вр. сохранились небольшие группы П. (напр., в Тамбовской обл.), состоящие из пожилых людей.

ПОСТРИЖЕНИЕ, ПОСТРИГ

ПОСТРИЖЕНИЕ, постриг - в православии и католицизме - обряд, к-рым сопровождается посвящение в духовное звание или монашество. Берет начало в др. обычае остригать рабов, чтобы отличать их от свободных людей. В церкви П. имеет целью подчеркнуть отличие лиц, добровольно принявших на себя обет служения богу.

ПОСТЫ

ПОСТЫ - религ. запреты или ограничения на пищу вообще или нек-рые ее виды. Используются в разных религиях как одно из важных средств церк. регламентации жизни верующих, углубления их религиозности. По словам богословов, П. являются .действенным средством очищения и обновления человеческой души». Существуют многодневные и однодневные П. В православии к первым относятся великий П. перед пасхой, рождественский, или Филиппов, - перед рождеством, Петров - перед праздником апостолов Петра и Павла и успенский - перед успением. Однодневные П. предписываются верующим по средам и пятницам, а также в др. дни года (напр., в крещенский сочельник, в праздник воздвижения креста и. т. д.). Во время П. запрещается совершение таинства брака, участие в к.-л. светских увеселениях. В исламе важное место занимает поет ураза, во время к-рого запрещается прием пищи от восхода до заката солнца. В иудаизме наряду с обществ. П. (в судный день или в дни памятных событий в жизни иудеев) существуют индивидуальные - по обету, в день почитания памяти родителей. Пищевые запреты уходят корнями в далекое прошлое, когда вследствие недостатка продуктов питания люди вынуждены были идти на самоограничения в еде. Со временем эти запреты получили релит, санкцию. Требуя от верующих строгого соблюдения П., релит, проповедники ставили в пример подвижников, к-рые доводили себя П. до изнурения. В дни П. в храмах царит особая обстановка, к-рая способствует выработке у верующих «покаянного настроения», желания исповедоваться в грехах, укрепляет их в убеждении, что человек, «предоставленный самому себе, не в силах победить низкую природу и грех», он должен возложить надежды на бога и церковь, связать с ними свою жизнь. В наст. вр. духовенство делает нек-рые послабления в требованиях соблюдать П., разрешая в отд. случаях лицам, к-рым противопоказано воздержание от пищи, не столь строго придерживаться ре-лиг. предписаний. Однако при этом они призываются к неукоснительному соблюдению «духовного воздержания», «очищению от грехов» и покаянию. Т. о., П. остаются важным средством идеологич. и эмоц. воздействия на верующих.

ПОТОП

ПОТОП - описанное в Библии (Быт. 6-8) легенд, событие, заключавшееся в том, что бог Яхве, рассердившись на людей, наслал на них кару - всемирн. наводнение, от к-рого погибло все человечество, за исключением заранее предупрежденного богом праведника Ноя, его семьи и взятых им в ковчег животных. Библ. повествование сбивчиво и противоречиво. Легенда о П. алогична и легко поддается рационалистич. критике: непогрешимый всеведущий бог «раскаялся... что создал человека на земле» (6:6), потом зарекся от дальнейших расправ над ним (8:21) ; за грехи человека погибли ни в чем не повинные животные. Сказания о П. имеются в фольклоре мн. народов. Библ. рассказ о П. ближе всего анало-гичн. сюжету из ассиро-вавилон. фольклора (сказание о Гильга-меше). В основе этих легенд лежат, видимо, реальные локальные наводнения, имевшие место в разные времена в различных странах. Библ. сказание явилось, очевидно, мифологич. отражением наводнения в Южной Месопотамии, следы к-рого обнаружены археологич. раскопками Л. Вулли в 20-х гг. 20 в.

ПОТРЕБНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫЕ

ПОТРЕБНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫЕ - потребности в иллюзорном восполнении практич. бессилия людей. П. р. необходимо рождаются у масс в докоммунистич. обществ, формациях, в к-рых над людьми господствуют стихийные природные и соц. силы. В социа-листич. об-ве П. р. еще сохраняются у части населения под влиянием традиций, неполного удовлетворения ряда духовных потребностей людей (познавательных, нравственных, эстетических и т. п.), а также узости и ограниченности соц. связей, соц. пассивности нек-рых граждан. Формирование П. р. происходит на основе и в процессе участия индивида в религ. культовых действиях. Многократ. повторение культовых действий вырабатывает у верующего потребность в них. Эта потребность является не только потребностью в особых способах иллюзорного воздействия на сверхъестеств. объекты веры (что составляет ядро П. р.), но и мистифицированной формой удовлетворения ряда здоровых че-ловеч. потребностей, напр. потребности в общении, в эмоц. разрядке, в познании, в эстетич. переживании и т. п. Именно поэтому полное удовлетворение здоровых человеч. потребностей в социалистич. об-ве является важным фактором, способствующим вытесненшо П. р. Потребности личности тесно связаны с ее интересами. И те и другие определяют обществ. направленность личности, к-рая реализуется в ее поведении. П. р. концентрируют внимание и интересы человека на иллюзорных, мнимых объектах (бог, потусторонний мир и т. п.) и тем самым отвлекают его от реальных проблем его жизни. П. р. не одинаковы у представителей разных религий и в разные эпохи. Их конкр. идеологич. и эмоц.-психологич. содержание определяется теми верованиями, представлениями и нормами, к-рые специфичны для определенной конфессии и навязываются рядовым верующим религ. орг-циями и институтами. Напр., П. р. первобытн. человека, участвовавшего в магич. охотничьем обряде, существенно отличаются от соответствующих потребностей совр. последователя православия. П. р. последнего отличны от П. р. индуиста или буддиста и т. п.

ПОТУСТОРОННОСТЬ

ПОТУСТОРОННОСТЬ - согласно религ. представлениям, духовный, сверхчувственный, сверхъестеств. мир - «сверхмир», противопоставляемый посюсторонности - действит., чувственному, естеств. миру. П. считается обиталищем бога, духов, местонахождением рая, ада и т. д. Посюсторонность мыслится производной от П. Науч. атеизм на основе принципа материального единства мира вскрывает несостоятельность представления о П., рассматривая ее как превратное отражение господства над людьми природных и обществ. сил.

ПРАВЕДНИК

ПРАВЕДНИК - в православии - святой, к-рый прославился своими «подвигами и святостью жизни» в обычных условиях, а не в монастыре (святые из монашествующих называются преподобными).

ПРАВО И РЕЛИГИЯ

Взаимосвязь П. и р. проявляется в характере их развития под влиянием базиса и элементов надстройки, в их непо-средств. взаимодействии, в их воздействии на обществ, жизнь. Взаимодействие права - гос. регулятора обществ, отношений - и религии определяется их связью с гос-вом. Характер взаимодействия П. и р. зависит от их влияния на обществ, жизнь в конкр. исто-рич. эпоху. В средние века  ведущее положение в этом взаимодействии занимает религия, при капитализме - право. В эксплуа-тат. об-ве право способствует ре-лиг. одурманиванию трудящихся, закрепляя их экономич. бесправие; обеспечивает условия для укрепления влияния церкви на массы; подкрепляет предписания религии силой гос. принуждения. Религия освящает санкционируемые правом соц. институты и само право. П. и р. согласованно регулируют обществ, отношения в интересах эксплуатат. классов. Со-циалистич. право, к-рое, в отличие от всех предшествовавших правовых систем, выражает и охраняет интересы трудящихся, не нуждается в поддержке религии. При помощи права .ликвидируются старые отношения между церковью и гос-вом и устанавливаются качественно иные отношения. Право при социализме гарантирует осуществление действит. свободы совести.

ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЕ

ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЕ - форма наиболее согласованного взаимодействия религии и права, специфич. синтез религ. и юридич. норм и представлений. Характерно в основном для рабовлад. и феод. об-в. К П. р; относятся ветхозаветное, талмудическое, древнеиндийское, мусульманское, каноническое и право церковное.  Ветхий завет включает уголовно-, гражданско- и процессуально-правовые нормы, чья юридич. природа определяется признаками, специфическими для права: их исполнение обеспечивалось гос. принуждением - нарушители подвергались по решению суда уголовным наказаниям, несли материальную ответственность. Их включение в Ветхий завет объясняется тем, что в условиях евр. теократии право могло развиваться только в религ. оболочке (как и му-сульм. право, возникшее в теократич. араб. империи). Религ. характер ветхозаветного права, как и др. систем П. р., проявляется в тесном переплетении юри-дич. норм с религиозными, в том, что противоправное поведение расценивается и как греховное; юридич. нормам приписывается религ. происхождение, а их исполнение обеспечивается не только правовыми, но и специфически религ. санкциями. П. р. остается действующим правом, пока исполнение его норм обеспечивается гос. принуждением (напр., галмудич. право в Израиле, му-сульм. в Сауд. Аравии и др.), без чего оно приобретает чисто религ.характер.

ПРАВО ЦЕРКОВНОЕ

ПРАВО ЦЕРКОВНОЕ - совокупность религ. и юридич. норм, регулирующих структуру и деятельность церкви. Удельный вес юридич. норм в П. ц. тем выше, чем больше гос-во вмешивается во внутрицсрк. дела. В «Своде законов Российской империи» они занимали одно из центр, мест. Однако в любой системе П. ц. его важнейшую часть составляют религ. нормы и представления. Идеологи церкви относят к юридическим, по существу, все действующие в об-ве нормы, в т. ч. религиозные. В основе такой трактовки права лежит средневек. теория церк. властвования, согласно к-рой бог учредил в церкви правовую власть и передал ее апостолам, от к-рых она перешла к епископам. Осн. источник П. ц., по мнению богословов, правообразующая воля церкви, к-рая есть воля бога. Церк. законы - лишь истолкование божеств. законов. Учение о правотворчестве церкви имело в средние века  глубокий политич. смысл: если нормы, издаваемые церковью и гос-вом, имеют юридич. характер, то гос-во не должно издавать законы, ущемляющие права церкви. Церк. «законы», выражающие божеств, волю, выше государственных. Поэтому они обязательны для гос-ва, в то время как церковь может и не исполнять нормы светского права. В действительности нормы, возникающие в любой религ. орг-ции, не санкционированные гос-вом и не подкрепляемые гос. принуждением, ни в коей мере не являются юридическими и полностью относятся к сфере религии, а не права.

ПРАВОСЛАВИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ - одно из 3 осн. направлений н христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся как вост. его ветвь после разделения Римск, империи (395) и оформившееся после разделения церквей (1054). Получило распространение гл. обр. в Вост. Европе и па Ближн. Востоке. Будучи первоначально гос. религией Визапт. империи, испытало влияние особенностей ее историч. развития, что отразилось и в вероучении и в организации правосл. церквей. Основу вероучения П., сформулированного в символе веры. принятом на Никейском (325) и Константинопольском (381) вселен, соборах, составляют св. писание (Библия) и св. предание. Оно исходит из признания триединого бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния,искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на к-ром лежит печать первородного греха. Церкви отводится роль посредницы между богом и людьми. Центр, место в культе П. занимают 7 христ. таинств. Большое значение придается праздникам и постам. В П. отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, о чистилище, о непорочном зачатии девы Марии Анной), несколько по-иному совершаются нек-рые таинства. В отличие от католицизма в П. не существует единого духовного центра, единого главы церкви. В процессе развития П. сложилось 15 ав-токеф. (самостоят.) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая. Американская. Они придерживаются различной политич. ориентации в зависимости от соц. условий, в к-рых осуществляют свою деятельность, по-разному относятся к актуальным проблемам современности. Те из них, к-рые функционируют в социалистич. странах, положительно оценивают успехи в социалистич. и коммупистич. строительстве, активно участвуют в борьбе за мир, соц. прогресс. В разной степени осуществляется в них процесс модернизации вероучения и культа, пересмотр тра-диц. представлений в соответствии с «духом времени». Несмотря на различия в церк. укладе, в оценках актуальных проблем современности, правосл. церкви поддерживают взаимные контакты, участвуют в экумснич. движении, во вссправосл. совещаниях, к-рыс проводятся с 1961, ведут подготовку к вссправосл. собору. В наст. вр. П., как и др. религ. направления, переживает кризис. Он находит выражение в отходе от рслигиц верующих, к-рыс осознают се антинауч. характер, понимают ее бесплодность и бесперспективность. Попытки духовенства остановить этот закономерный процесс тщетны.

ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ

ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ (от греч. auto сам и kephale - голова) - 15 самостоят. самовозглавляемых правосл. церквей, наследовавших ви-зант. релит, традицию. Начало такой самостоятельности, восходящей к временам Визант. империи, было положено взаимной независимостью Константинопольского, Александрийского, Антио-хийского и Иерусалимского патриархатов, павших начало 4 самоуправляемым правосл. церквам соответствующих наименований. 5-е место в диптихе правосл. автокеф. церквей занимает Московская патриархия, получившая автокефалию В 1589. Далее следуют Кипрская. Грузинская, Сербская, Румынская и Болгарская церкви, также возглавляемые патриархами. Во главе Элладской (автокефальна с 1850), Албанской (с 1922), Польской (с 1948), Чехословацкой (с 1951) и Американской (с 1970) стоят архиепископы и митрополиты. П. а. ц. присуща общность вероучения, к-рое включает в себя догматич. положения, выработанные еще до раскола христианства и изложенные в символе веры и др. документах первых 7 вселен, соборов (4-8 вв.), а также в учении отцов церкви того же времени. Общие у них и осн. нормы церк. жизни (характер и последовательность проведения богослужений, внешний вид священнослужителей и т. п.), а также важнейшие элементы культовой практики (ориентация храма и его внутр. убранство, содержание и форма  проведения обрядов, пение без муз. сопровождения и т. д.). Богослужение в П. а. ц. ведется на нац. языках; используются и т- н. мертвые языки (напр., церковнославянский в Рус. правосл. церкви). Что же касается политич. ориентации, соц. доктрин и оценок явлений обществ, жизни, то они различны, т. к. детерминированы той соц. средой, в какой данные церкви находятся. П. а. ц. поддерживают взаимные контакты, согласуя решение релит, вопросов общеправосл. значения. Все П. а. ц. (за исключением Албанской) являются членами ВСЦ.

ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИ

ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИ - 3 относительно самостоят. правосл. церкви, частично зависящие от автокефальных: Синайская, Финляндская и Японская. Эта зависимость проявляется, в части., в том, что избрание главы П. а. ц. санкционируется руководством автокефальной, в чьей юрисдикции она находится. Синайская П. а. ц. состоит из монастыря, расположенного на горе Синай, и 14 подворий, находящихся в АРЕ, Греции, Кипре и Ливане. Возглавляющий эту церковь архиепископ синайский рукополагается Иерусалим. патриархом. Финляндская П. а. ц., получившая этот статус в 1921, находится в юрисдикции Константинопольской патриархии. Имеет 2 епархии, 32 храма, 54 часовни, 3 монастыря и духовную семинарию. Японская правосл. церковь получила автономию в 1970 от Московской патриархии. Располагает 3 епархиями, духовной академией и несколькими воскресными школами. Все П. а. ц. входят в состав Всемирного совета церквей.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ - дни, посвященные торжеств, церк. прославлению самых значит, с т. эр. православия релит, событий или чествованию наиболее чтимых православием религ. персонажей. Цель П. п. - массированным воздействием на интеллект и психику верующих стимулировать их религиозность, поддерживать на должной высоте тонус церк. жизни. Основу П. п. составляют дохрист. культы и обряды, переосмысленные церковью в христ. духе и дополненные собственно правосл. элементами. Общее количество П. п. значительно превышает число дней в году, и поэтому практически на каждый день приходится по нескольку праздничных событий. П. п. по объекту прославления подразделяются на господни, богородичные и в честь святых, по торжественности - на великие, средние и малые, а по времени проведения - на неподвижные, приходящиеся на одни и те же числа месяца, и подвижные, перемещающиеся по календарю в зависимости от дня пасхи. Список великих праздников открывает пасха. К ней примыкают двунаое-сятые праздники. К великим же церковь относит обрезание господне, покров богородицы, рождество Иоанна Крестителя, усекновение главы Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла день. Весьма многочисленны П. п., посвященные святым. Особенно почитаются правосл. церковью Николай Чудотворец, к-рому посвящены 2 праздника (Никола летний и Никола зимний), Илья-пророк (Ильин день, Георгий Победоносец (Егорьев день) и др. Существует праздник «всех святых, на земле Российской просиявших». Много праздников посвящено «чудотворным» иконам. Особо выделяются престольные праздники.  Форма проведения всех П. п. практически идентична: она сводится к проведению торжеств. богослужения, в ходе к-ро-го прославляется отмечаемое событие или чествуемый персонаж, а через них воздается хвала богу и прочим силам небесным. В наст. вр. мн. верующие отмечают П. п. как элемент преимущественно бытовой традиции, не осмысливая их религ. содержания.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КУЛЬТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАГМАТИЗМ

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma -действие, деятельность, дело) - субъективно-идеалистич. течение в бурж. философии, рассматривающее в качестве критерия истинности тех или иных понятий или суждений их субъективно истолковываемую полезность. Основатель - амер. философ Ч. Пирс (1839-1914). Однако широкую популярность в США П. приобрел благодаря трудам У. Джемса. Для Джемса истинное - это «просто выгодное в образе нашего мышления». С этой т. зр. он доказывал истинность т. н. релит, опыта индивида. В. И. Ленин писал, что П. «превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику... и... преблагополучно выводит из всего этого бога...» (т. 18, с. 363). Бог для Джемса есть порождение индивид, сознания, результат спонтанно возникающих субъективных переживаний. Такой подход неприемлем для теологии и церкви, ибо он означает, что религия рассматривается как продукт человеч. сознания, а не как результат божеств, откровения. Совр. бурж. философия религии  стремится соединить субъективизм и психологизм Джемса с признанием объективного существования трансцендент. начала. Продолжателем У. Джемса был Д. Дьюи (1859-1952), к-рыЯ свою концепцию П. называл «инструментализмом». Он отвергал традиц. понятие религии, выпви-Г2Й S Противовес ему «натурали^ стич.» понимание «религиозного» как неотъемлемой стороны «опыта», в к-рой проявляется зависимость людей от сил, находящихся sse их контроля. И эта сторона опыта, по Дьюи. будет присутствовать в жизни людей всегда, рождая необходимость «благочестия», к-рое он понимает как необходимый элемент человеч. жизни. П. получил наибольшее распространение в США. В наст. вр. его роль в духовной жизни США существенно уменьшилась.

ПРАЗДНИКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ

ПРАЗДНИКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ - знаменательные, с т. зр. религии, дни, отмечаемые верующими в память о тех или иных событиях «св. или персонажах церк. истории, релит. с (богах, святых и т. п.) и сопровождаемые особыми богослужениями и обрядами. В основе П. р., как правило, лежат сложившиеся в древнейшие времена бытовые празднества, приуроченные либо к поворотным точкам годового астрономия, и календарного цикла (дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия), либо к определенным вехам в хозяйств. деятельности людей (начало и окончание сева, сенокоса, уборки урожая и т. п.). Церковь придала им релит, направленность, связав с релит, вероучением, догматами, мифами. Будучи важным элементом релит, культа, они используются во всех религиях в качестве средства усиления релит, влияния на верующих. Их преодоление предполагает не только разъяснение происхождения и смысла П. р., но и создание безрелиг. праздников, удовлетворяющих объективную потребность людей в торжеств. оформлении значимых для них событий. В нашей стране создана система новых социалистич. праздников, к-рые вытесняют П. р. из быта людей.

ПРАКРИТИ

ПРАКРИТИ (санскр., букв. - производящая, творящая) - вдр.-инд. философии - изначальная материя, тождеств, творческой силе природы; позднее - сама природа противоположности творческому духовному началу - пуру-ше. В индуизме и брахманизме П. выступает как сила, препятстгую-щая спасению атмана - вечной индивид. души, к-рая стремится к слж»йдз ;: «ир. душой - брахманом.

ПРАМОНОТЕИЗМ

ПРАМОНОТЕИЗМ - клерик. теория происхождения религии (т. н. Венская школа патера В. Шмидта). Возн. в нач. 20 в. и была направлена против анимистич. теории. Согласно П. мифологич. образы демиургов, первопредков, культурных героев и небожителей, фигурирующие в мифах и религиях первобытн. народов, суть осколки первонач. представлений о едином боге-творце. Подтасовывая соответствующий этнографич. материал, сторонники П. доказывали, что изначальной формой религии было единобожие. Для обоснования этой теории в «поисках» этпографич. фактов миссионерами были предприняты мцогочисл. экспедиции, особенно на о-ва Океании и н Африку к наименее развитым народам (напр., исследования среди пигмеев Центр. Африки патера Шмидта, карликовых племен Малайского п-ва патера Шебесты). Антинаучность построений клерик. школы «примитивного монотеизма» очевидна и для бурж. ученых, большинство к-рых отвергают П.

ПРАНА

ПРАНА (санскр. - дыхание) в инд. рслмг. и идеалистич. системах термин, обозначающий жизнен. силу, основу жизнедеятельности, сущность человека.  В ряде случаев отождествляется с атманом -душой. Одновременно П. имеет и значение космическое, близкое к понятию мировая душа,  соединиться с к-рой стремится П. индивида.

ПРАТЕИЗМ

ПРАТЕИЗМ - компромиссная форма теории прамонотеизма. После идейн. краха последней возникла как ее ревизия среди последователей «Венской школы этнологии». Из наследия ее основателя - патера В. Шмидта была сделана попытка спасти идею «первобытн. монотеизма», правда в форме веры в верховное существо, бога или богов, представленных в разных вариантах и субстанциях. Напр., это могла быть творческая активность верховного существа, творящего мир через культурных героев. П. направлен против эволюционизма и атеизма.

ПРАТТ ДЖЕЙМС БИССЕТ

ПРАТТ Джеймс Биссет (1875-1944) - амер. философ-идеалист, один из основоположников кри-тич. реализма. Мир для него - совокупность «душ» или «я», сливающихся в «мир. душе» или в космич. «я». Вселенная, по П., проникнута творческими потенциями. Религию П. рассматривает как непреодолимое стремление человека постичь высш. реаль

ность и определить свое отношение к ней. Вывод из истории, психологии и социологии религии, сделанный П., сводится к идее ее вечности и неустранимости.

ПРЕАНИМИЗМ

ПРЕАНИМИЗМ - бурж. теория происхождения религии. Возникла в нач. 20 в. и была направлена против анимистич. теории. Согласно П., анимизму предшествует анима-тизм, вера в некую единую «безличную» .духовную» силу, господств. В мире и управляющую им. С этой т. зр. нрсанимисты пытались объяснить происхождение магии, анимизма, тотемизма. Сторонники П. (У. Дюркгейм, Л. Лечи-Крюль и др.) пытались доказать, что представление о единой «духовной» силе - это древнейшая «аффективная категория сверхъестественного», становясь, т. обр., на т. зр. патера Шмидта об извечном единобожии (см. Ирамонотеизм). Критикуя теорию П., академик Ю. П. Францев писал: «Не единая сила стоит в начале представлений о сверхъестественном, а отдельные, конкретные вещи, из чувственных превращаемые в «чувственно-сверхчувственные» воображением дикаря» (У истоков религии и свободомыслия. М.-Л., 1959, с. 215).

ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ, ИЛИ АПОСТОЛЬСКОЕ, ТРАДИЦИЯ

ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ, или апостольское, традиция (лат. tradi-tio, букв. - передача) - совокупность религ. положений и установлений, носящих якобы богооткро-венный характер. Цель и назначение П. с. - поддержать и обосновать «богоустановленность» св. писания, а также истолковать его важнейшие положения, выработанные задолго до окончат, утверждения церкви, применительно к новым условиям церк. жизни. С т. зр. религ. авторитета и догматич. значимости церковь считает П. с. равноценным писанию священному. Есть в богословии и такая т. зр., что П. с. выше писания, поскольку окончат, свод «св. книг» определен преданием. В христианстве П. с. признается только православием и католицизмом. Правосл. церковь относит к П. с. материалы первых 7 вселен, соборов, труды «отцов церкви « преимущественно первых 8 веков, а также др. богослужебную практику. Католики добавляют ко всему этому еще решения римск. пап и постановления своих соборов. Протест, церкви относят к «божеств, откровению» только писание священное,  а П. с. рассматривают как продукт человеч. деятельности. Имеется П. с. и в др. религиях. В части., в исламе таким преданием является Сунна.

ПРЕДВИДЕНИЕ НАУЧНОЕ

ПРЕДВИДЕНИЕ НАУЧНОЕ - определение на основе науч. знаний предстоящего хода событий в природе или об-ве или результатов предпринимаемой практич. деятельности. П. н. стало возможным в 15-16 вв. вместе со становлением науки в совр. ее понимании и представляет высш., наиболее развитую форму предвидения. П. н. предшествовало в древности и средние века  предвидение, опиравшееся на опыт повседневной жизни и эмпирич. знание. Однако на основе их можно было предсказать только явления, подобные уже происшедшим и относившиеся гл. обр. к несложной хозяйств, и бытовой деятельности. П. н. способно предсказать явления не только уже известного людям типа, но и качественно новые. Глубина, истинность и точность П. н. проявились в предсказании на основе достижений астрономии, механики и математики существования в Солнечной системе планет, названных после их открытия Нептуном и Плутоном, в предсказании на основе периодич. закона Менделеева существования и свойств мн. открытых затем химич. элементов, а на базе успехов физики - существования ряда типов элементарных частиц (позитронов, мезонов и др.). Создание Марксом и Энгельсом науки об об-ве сделало возможным П. н. и в сфере обществ, жизни. Маркс и Энгельс установили неизбежность революц. замены капитализма коммунистич. строем, решающую роль рабочего класса в со-циалистич. революции. Ленин определил возможность и пути достижения победы социализма в одной стране при сохранении в течение какого-то времени капитализма в др. странах. Вся деятельность коммунистич. и рабочих партий опирается на предвидение хода обществ. развития, вытекающее из марксист.-ленинского анализа расстановки прогрес. и реакц. сил в мире.

ПРЕДКОВ КУЛЬТ

ПРЕДКОВ КУЛЬТ - элемент семейно-родового культа, сложившегося в патриархальном экзогамном роде. П. к. поддерживали старейшины родов и главы патриархальных семей. Разнообразные формы П. к. были распространены среди народов Тропич. Африки. П. к. складывается на основе: 1) погребального культа (и связанных с ним представлений о душах и духах умерших людей), в итоге развития к-рого, напр. у баконго (нижн. течение р. Конго), могилы стали служить алтарями постоянно поддерживаемого П. к.; 2) тотемизма - когда в итоге антропоморфизации предка-тотема складывается представление о мифич. прародителях то с зооан-тропоморфными чертами, то в образе людей-предков; 3) культа личных духов-покровителей и фетишизма (классич. примеры синкретизма фетишизма и П. к. дает Тропич. Африка); 4) культа семейно-родового гения-покровителя. Особое значение в П. к. занимало представление о том, что духи предков остаются членами рода, но они могущественнее людей и от них зависит благосостояние рода. Это представление служит идеологич. основой для перерастания образа почитаемого родоначальника в культ племен, бога. С дифференциацией общества по соц. признаку происходит и дифференциация предков в соответствии с соц. иерархией людей, в итоге на 1-е место выдвигается культ вождей племен, родоначальников. На его основе в др.-греч. и др.-римск. религиях возникает культ героев, а затем в христианстве и исламе - святых культ

Предыдущая страница Следующая страница