Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Атеистический словарь
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕД"-"МИФ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕД"-"МИФ")

МЕДИТАЦИЯ

МЕДИТАЦИЯ (лат. meditatio, meditor - размышляю, обдумываю) - психич. активность личности, целью к-рой является достижение состояния углубленной сосредоточенности. М. предполагает определенные изменения в протекании физиологич. и психич. процессов, что выражается в расслабленности человека, отрешенности от внешних объектов, понижении его реактивности. Существуют различные, разработанные гл. обр. на Востоке, методики М., включающие и психич. упражнения, способствующие достижению умств. сосредоточенности. Наиболее известная система М. - йога. М. широко применялась в различных религиях как способ отвлечения человека от эмпирич. мира и «приобщения» его к миру сверхъестеств., т. е. иллюзорному. Своеобразными проявлениями М. были, напр., «духовные упражнения»  иезуитов, «учение о пути» в мусульм. суфизме. Широкое распространение М. получила в дзэн-буддизме.

МЕДИУМ

МЕДИУМ (от лат. medius - средний) - с т. зр. последователей спиритизма, посредник между людьми и миром «духов», к-рый якобы способен «вызывать» духи, умерших. Л. Н. Толстой высмеял шарлатанство М. в комедии «Плоды просвещения».

МЕДРЕСЕ

МЕДРЕСЕ (от араб. «Мадраса» - место преподавания) - религ. уч. заведение для подготовки мусульм. служителей культа. В СССР функционирует бухарское М. «Мир-Араб».

"МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ"

"МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ" («Движение Кришны») - один из нетрадиц. культов в совр. бурж. об-ве. Возник, в сер. 60-х гг. в США. Основатель - выходец из Индии, торговый служащий Абхай Шаран Де, или А. Ш. Бхактиведанта Сва-ми Прабхупада (18% -1977). В основе учения - вера в персонифи-цир. божество Кришну и проповедь необходимости служения ему, «прочного любовного союза со всевышним». Вероучение MOCK опирается на определенную интерпретацию индуист. канона - книги «Бхагавадгита». По учению основателя секты, все меднтационные системы, основанные на позах и упражнениях йоги, бесполезны, если они не сопровождаются достижением «сознания Кришны». Характерными чертами этого сознания являются восприятие материального мира и своего тела как иллюзии; отрицание деятельности, направленной на удовлетворение чувств и желаний; отношение к достижениям цивилизации и прогресса как к «куче хлама на улице». Истинный долг последователей MOCK - «служба Кришне», к-рой надо отдаваться целиком. Достижение «сознания Кришны» осуществляется с помощью системы аскстич. ограничений, а также бесконечного повторения мантр (молитв), к-рос приводит человека в состояние экстаза. Криш-наисты живут коллективно в спец. монастырях (ашрамах). Центры MOCK имеются в США (ок. 40), а также в ФРГ, Англии, Голландии, во Франции, в Японии, Канаде. MOCK издает журнал «Обратно к божественности» («Back to godhead»). С политич. т. зр. орг-цию отличают правые взгляды и антикоммунизм.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ И ЭТИЧЕСКИЙ СОЮЗ (МГЭС)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ И ЭТИЧЕСКИЙ СОЮЗ (МГЭС) - орг-ция бурж. свободомыслящих, основанная в 1952 и объединяющая ученых, писателей, публицистов ряда капи-талистич. стран. МГЭС выступает против религии и церкви с позиций просветительства, абстрактного гуманизма и светской морали, участвует в борьбе за мир и де-мократич. права. МГЭС имеет свое представительство в ЮНЕСКО и издает ряд журналов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ - международ. межконфессиональная орг-ция, созданная в противовес Всемирному совету церквей крайне реакц. протестантским деятелем К. Макинтайром, к-рый решительно выступил против экуменич. объединения церквей вне зависимости от их политич. ориентации. Выступая против мирного сосуществования, разрядки, политики мира и прогресса, МСХЦ осуждает любые контакты с церк. орг-циями из соц. стран, ведет антикоммуни-стич. и антисоветскую пропаганду. МСХЦ имеет собственное издательство, готовит радиопередачи, к-рые транслируются десятками радиостанций США, пытается нелегально забрасывать в соц. страны литературу враждебного содержания. Выходящий более чем 100-

тысячным тиражом еженедельник «Крисчсн Бикэн» пропитан духом непримиримой враждебности к коммунизму.

МЕККА

МЕККА - город в Сауд. Аравии, адм. центр обл. Хиджаз. До возникновения ислама М. была религ. центром ряда языч. араб. племен. С 7 в. М. превратилась в св. город мусульман и место их паломничества (хаджжа). В М. находится др. святилище Кааба со св. «черным камнем». 14 веков мусульмане всего мира ежедневно 5 раз обращаются лицом в сторону М. во время молитвы. В М. ок. 300 тыс. жителей, к-рые занимаются в основном производством предметов религ. культа и обслуживанием паломников. Ежегодно Мекку посещают 1,5-2 млн. чел.

МЕЛАНХТОН ФИЛИПП

МЕЛАНХТОН Филипп (1497 1560) - нем. богослов, идеолог Реформации в Германии, сподвижник М. Лютера, составитель .Лугс-бургского исповедания» (1530) и «Апологии Аугсбургского исповедания» (1531) - основ вероучения лютеранства. М. поддерживал борьбу М. Лютера и Ж. Кальвина против радикальных течений бюргер. Реформации, против Мюнцера. После смерти Лютера М. становится вождем нем. лютеранства.

МЕЛЕТИАНЕ

МЕЛЕТИАНЕ - сторонники епископа г. Ликополя Мелетия (ум. 326), к-рый отказался признать служение священников, «не выдержавших испытания» во время гонений на христиан. Мелетианское движение не получило широкого распространения, поскольку его сторонники вскоре растворились в массе арианцев (см. Арианство) .

МЕЛХИСЕДЕК

МЕЛХИСЕДЕК - библ. мифич. жрец, упоминается в книге Бытие. Его именем названа раннехрист. гностич. секта, основанная во 2 в., последователи к-рой утверждали, что М. был первым и гл. воплощением бога, а Христос был только образом М.

МЕЛЬЕЖАН

МЕЛЬЕЖАН (1664-1729) - «франц. мыслитель, атеист, утопич. коммунист. Будучи сельским священником, написал гл. труд своей жизни «Завещание». В своем ярком обличит, произведении выступил против соц. несправедливостей феод. общества, тирании, эксплуатации масс, призвав народ к революц. борьбе. Разоблачал религию, в к-рой видел защитницу устоев власть имущих, убедительно показав несостоятельность религ. представлений, церк. догматов, антигуманизм христ. морали. Церк. власти приняли решительные меры к тому, чтобы не допустить распространения «Завещания». Оно было издано полностью лишь в 1863.

МЕЛЬКАРТ

МЕЛЬКАРТ (финик., букв. - царь города) - в финик, религии -бог, покровитель г. Тира и мореплавания. По представлениям финикийцев, М., как и Геракл, с к-рым его отождествляли греки, странствовал по морям, основывал колонии, побеждал чудовищ и варваров. В своих странствиях М. дошел до зап. окраины мира, где поставил т. н. Мелькартовы столбы (скалы Гибралтара). Символом М. были две колонны, стоявшие в его храмах. Культ М. сопровождался человеч. жертвоприношениями.

МЕНАНДР

МЕНАНДР (милинда) (ум. ок. 150 до н. э.) - правитель греч. владений в Сев. Индии (Греко-Бактрийское царство). Рассчитывая опереться в достижении своих политич. целей на нек-рые слои местного населения, принял буддизм. В будд. традиции отождествляется с царем Милиндой, диалог к-рого с Нагасеной приведен в неканонич. будд. труде «Милин-дапаньха».

МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834-1907) - рус. естествоиспытатель-материалист, борец против мистики. Великое науч. достижение М. - открытие периодич. закона и построение периодич. системы химич. элементов (1869). Периодич. закон имеет огромное материалистич. мировоззренч. значение как проявление общих законов диалектики, в часта, закона перехода количеств, изменений в качественные. Мировоззрение М. сложилось под влиянием материалистич. философии рус. революц. демократов, передовых традиций естествознания. М. выступал против энергетизма, выражавшего идеалистич. шатания ряда физиков, вел непримиримую борьбу со спиритизмом. По его инициативе в 1875 физич. об-во при Петерб. ун-те создало комиссию, к-рая показала антинауч. сущность спиритизма.

МЕНДЕЛЬ ГРЕГОР

МЕНДЕЛЬ Грегор (1822-1884) - чешек, естествоиспытатель, основоположник генетики. Родился в крестьян, католич. семье, увлекался естествознанием. Став монахом, затем настоятелем монастыря в г. Брюнне, продолжал заниматься сстеств. науками, был вольнослушателем Венек, ун-та. М. испытал влияние материалистич. идей видного цитолога Ф. Ун-гера, проявил интерес к дарвинизму. Все это создало в мировоззрении М. выраженную тенденцию к естеств.-науч. материализму. Открытые М. законы наследственности доказывали ее дискретную материальную природу, способствовали ее материалистич. пониманию и подрыву спекуляций теологии и витализма.

МЕННО СИМОНС

МЕННО СИМОНС (ум. 1561) - гол. католич. священник, в 1531 перешедший к анабаптистам. Реорганизованные им на началах «кроткого» анабаптизма, смирения и отказа от насилия остатки анабаптист. секты получили название общины меннонитов.

МЕННОНИТЫ

МЕННОНИТЫ - последователи одного из течений в протестантизме, возникшего в 16 в. в Нидерландах на почве «мирн. анабаптизма». Основатель - Memo Си-монс выступил с проповедью примирения с действительностью, отказа от насилия, с требованием нравств. самосовершенствования. Принципы вероучения М. изложены в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры» (1632). Характерным для М. является крещение людей в зрелом возрасте. Церк. иерархия отрицается, общины имеют самостоят. управление. Создан мсждународ. орган ?. - Всемирн. конференция М., находящаяся в США (общины М. в СССР в нее не входят). Первоначально М. распространились в Голландии и Германии, затем в др. странах. В России они появились в 18 в. среди нем. колонистов в Таврической, Екатеринослав-ской, а впоследствии и в др. губерниях. Клас. дифференциация не только породила глубокие противоречия среди колонистов, но и привела к расколу в рядах М. Возникли группировки т. н. церк. и братских М. Последние сблизились с баптистами, стали принимать участие в совместных с ними богослужениях. Руководители большинства общин М. враждебно встретили Октябрьскую революцию, вели антисов. агитацию, подстрекали верующих к эмиграции из СССР. Часть М., поддавшаяся агитации и в кон. 20-х гг. выехавшая из СССР, впоследствии возвратилась обратно. В 1963 братские М. вошли в состав ВСЕХБ. В наст. вр. в общинах, состоящих, как правило, из лиц нем. национальности, идут поиски путей к преодолению переживаемого М. кризиса. В то время -как значит. часть менноннт. общин осуществляет деятельность «в согласии с законами», «в примирении с миром», отд. руководители общин толкают верующих на путь экстремизма, отказа от выполнения гражд. обязанностей. Это диктует необходимость улучшения воспи-тат. работы среди М. с упором на интернац-, патриотич. и идейно-политич. воспитание.

МЕНШИНГ ГУСТАВ

МЕНШИНГ Густав (1901-1978) - западногерм. религновед, выступавший по проблемам философии и социологии религии. Пытался дать антиисторич., чисто формальную классификацию релит, феноменов.

МЕРЕЖКОВСКИЙ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1866-1941) - рус. писатель, релит, философ. Испытал влияние Достоевского и Ницше, Соловьева и Розанова. В нач. 90-х гг. выступил как теоретик рус. декадентства. В 1901 по его инициативе в Петербурге были организованы религ.-филос. собрания (см. Богоискательство), цель к-рых заключалась в попытке пробудить у интеллигенции интерес к церкви. По мнению М., историч. христианству (в отличие от антич. политеизма с его культом телесного, земного) свойствен монаш. аскетизм, противопоставление духовно-божеств. начала светской культуре и реальной жизни. «Новое религиозное сознание», подлинная религия, полагал он, вырастет из синтеза античности и христианства. В соц. сфере это приведет через богочеловечество к «бсзгосударственной религиозной общественности». Соч.: «Л. Толстой и Достоевский», тт. 1-2 (1901-1903), «Грядущий хам» (1906), «Не мир, но меч» (1908), «Рождение богов» (1925) и др.

МЕРИНГ ФРАНЦ

МЕРИНГ Франц (1846-1919) - один из руководителей левого крыла герм. с.-д. партии и создателей КП Германии, историк, литературовед, философ, биограф К. Маркса. Отстаивая чистоту учения К. Маркса и Ф. Энгельса, М. подверг основательной критике различные течения бурж. философии и социологии. М. выступал, в части., против идеалистич. теорий, признающих, за религией определяющую роль в об-ве. В «Легенде о Лессинге», «Историческом материализме», «Истории Германии с конца средних веков», в статьях о христианстве М. показал зависимость религ. представлений от конкр.-историч. обществ. отношений. В соц.-экономич. факторах видел М. и причины эволюции самого христианства. М. вскрыл реакц., антииауч. сущность религии,  несовместимость религ. и диалектико-материалистич. мировоззрений.

МЕРКУРИЙ

МЕРКУРИЙ - в др.-римск. мифологии - сын Юпитера, бог торговли, покровитель путешественников; отождествлялся с греч. Гер-месом. М. изображался с кошельком и жезлом в руках, в крылатых сандалиях и в дорожной шляпе.

МЕРТОН РОБЕРТ КИНГ

МЕРТОН Роберт Кинг (р. 1910), амер. бурж. социолог, сторонник структурно-функционального анализа. В социологии религии исходит из того, что осн. фактором соц. интеграции является ценностная система, общая для членов данного общества и выполняющая функцию поддержания стабильности существующей соц. системы. Разложение системы ценностей и идеалов порождает «аномию», т. е. отчуждение человека от общества, господство в индивид. и обществ, сознании индивидуализма и эгоизма. М. усматривает в этом конфликт, свойственный всякому «индустриальному обществу», неправомерно распространяя представления о клас.-анта-гонистич. об-ве на об-во в целом. Слабость концепции М. обусловлена отсутствием конкр.-историч. подхода к рассматриваемым им проблемам.

МЕРУ

МЕРУ - в индуист. мифологии св. гора в центре земли (мира), вокруг к-рой вращаются планеты. На ней стоит Шива, поддерживающий и соединяющий землю, небо и ад. Считалось, что на М. расположен город индуист. богов и небожителей.

"МЕРЦАЛО БЕЗБОЖИЯ ИЛИ НЕВЕЖЕСТВА"

"МЕРЦАЛО БЕЗБОЖИЯ ИЛИ НЕВЕЖЕСТВА" - произведение рус. атеистич. лит-ры кон. 18 в. Автор не установлен. Каждая из 7 глав «З. б.» опровергает один из церк. догматов: о всесовершенстве, вес-мудрости, всемогуществе бога, о боге как творце мира; доказывается, что «мир не зависит от бога», что «бог не есть присущ существованию». В результате критики теологич. доказательств бытия бога автор приходит к выводу, что бога нет. Содержание «З. б.» свидетельствует о знакомстве автора с «Системой природы» Гольбаха.

МЕССА

МЕССА (франц. messe) - литургия в католич. церкви. В содержание М. входит чтение молитв, песнопения в сопровождении органа. Заканчивается М. обрядом причащения. По решению II Ватикан, собора (1962-1965) (конституция «О литургии») в М. был введен ряд новшеств: разрешено проведение М. на нац. языках, принято решение о восстановлении общей молитвы в церкви, с особого разрешения папы и по постановлению епископов разрешено причащаться мирянам и хлебом и вином, рекомендуется включать в М. элементы нац. музыки и др.

МЕССИАНИЗМ

МЕССИАНИЗМ (от др.-евр. «машиах» - помазанник) - учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца - мессии, призванного установить справедливый и угодный богу порядок. Возникло как выражение бессилия угнетенных масс, как иллюзорная надежда на помощь сверхъестеств. сил. В иудаизме мессией первоначально именовался царь, подвергшийся при интронизации церемонии помазания. После гибели евр. гос-ва в пророков книгах постепенно оформляется учение о мессии как грядущем избавителе евреев от иноземного гнета, призванном восстановить договор Яхве с его избранным народом. Вначале ожидался приход мессии на землю и его победа земными (военными) средствами, хотя и при неизбежном вмешательстве сверхъестеств. сил. По мере крушения реальных попыток нац.-государств. освобождения евреев ожидание прихода мессии принимало все более мис-тич. характер. В своеобразной форме М. проявился в христианстве. В соответствии с христ. эсхатологией второе пришествие  мессии (Христа) должно последовать за первым, во время к-рого Христос выполнил лишь начальный этап возложенной на него богом-отцом миссии. Распространение христианства среди разл. народов Римск. империи вызвало трансформацию М. Приход мессии должен был означать уже избавление от бедствий всего человечества. Источник же зла, обусловившего необходимость искупления, был перенесен на первород. грех Адама и Ивы.

МЕССИЯ

МЕССИЯ - см. Мессианизм.

МЕСЯЦЕСЛОВ

МЕСЯЦЕСЛОВ - см. Святцы.

МЕТАБУДДИЙСКИЕ РЕЛИГИИ

МЕТАБУДДИЙСКИЕ РЕЛИГИИ - термин, к-рым обозначается группа религ. сект и направлений, возникших в Японии после ее поражения во второй мир. войне, относящихся к разряду т. н. «новых религий» («синко-сюке») и претендующих на указание верующим «единственно правильных» путей спасения. Как и др. «новые религии», М. р. гораздо более доступны для широкого круга людей благодаря значительно упрощенным правилам вступления в общины, отсутствию отягощающих обязательств и больших ден. затрат. Секты эти обещают спасение в самое ближайшее время, и в земной жизни, а не после смерти. Они предоставляют каждому возможность самовыявления, создают иллюзию заботы всех о каждом. М. р. возникли на основе буддизма в той его форме, к-рую припал ему проповедник 13 в. Нитирэн, основываясь на «Сутре о лотосе благого закона» - одном из самых популярных будд. текстов. М. р. свойственны высокая миссионер. активность, повышенный интерес к политич. и соц. вопросам. Наиболее массовыми М. р. являются Сокагаккай и Риссё косей кай (Об-во по установлению справедливости и дружеств. отношений).

МЕТАГАЛАКТИКА

МЕТАГАЛАКТИКА (греч. - то, что за галактикой) - часть бесконечной Вселенной, представляющая огромную, но конечную совокупность галактик и их систем. Ныне для изучения доступна область М., включающая примерно миллиард галактик. Астрономией установлено, что галактики взаимно удаляются со скоростями, пропорциональными расстоянию между ними, существует специфич. радиоизлучение, равномерно заполняющее всю доступную исследованию область М. Из этих фактов вытекает, что 15-18 млрд. лет назад имел место грандиозный взрывной переход материи («большой взрыв») из сверхплотного и сверхгорячего состояния в то состояние, которое наблюдается ныне, и началось расширение М. Отождествление теологами «большого взрыва» с божеств, сотворением мира несостоятельно, ибо М. - лишь один из элементов бесконечной Вселенной, но не весь мир; существующее состояние материи М. возникло не из ничего, а из сверхплотного и сверхгорячего состояния ее, сам взрывной переход осуществился в соответствии с естеств. законами природы.

МЕТАФИЗИКА

МЕТАФИЗИКА (др.-греч. meta ta physika - после физики) - умозрит. филос. учение о сверхчувственных (сверхприропных) «причинах и началах» (Аристотель) всего сущего. М. в этом смысле - идеалистич. попытка вывести филос. определения бытия из «чистого мышления», независимо от опыта « конкр. наук. В более широком смысле М. определяется (особенно в позитивизме) как филос. учение, претендующее на знание реальности «как она есть», независимо от человеч. сознания и познания. Тем самым в число «ме-тафизич.» учений включают и материализм, признающий существование и познаваемость реального мира. Марксизм рассматривает М. как метод познания, противоположный диалектике и характеризуемый односторонностью и абстрактностью, абсолютизацией и онтологизацией формально-логич. законов (тождества, противоречия, исключенного третьего), превращающихся в «законы» неизменного и непротиворечивого бытия. С др. стороны, возможна и М. как абсолютизация изменчивости существующего, относительности вещей и понятий, ведущая к релятивизму и софистике. В рамках философии религии наблюдаются значит, расхождения по вопросу о соотношении М. и теологии: от их отождествления у Аристотеля и до резкого противопоставления (напр., у Дунса Скота).

МЕТЕМПСИХОЗ

МЕТЕМПСИХОЗ - см. Переселение души.

МЕТОДИСТЫ

МЕТОДИСТЫ - последователи одного из протест, течений, зародившегося во вт. четв. 18 в. ванг-ликан церкви. В 1729 в Оксфорд. ун-те Дж. Уэсли основал небольшой кружок, члены к-рого отличались особым религ. рвением, упорством и методичностью в изучении Библии (отсюда название М.). Д. Уэсли преследовал цель - реформировать англикан. церковь, повысить интерес масс к религии и с ее помощью притупить остроту соц. протеста трудящихся против ужесточения эксплуатации в период развернувшейся промышленной революции. Не получив поддержки со стороны офиц. церкви, он приступил к организации массовых молитв, собраний под открытым небом, выступая на них с проповедями, излюбленной темой к-рых было красочное описание адских мук нспокаявшихся грешников, и доводя при этом слушателей до религ. экстаза. В 40-60-с гг. 18 в. М. создают авторитарную, строго централизованную и дисциплинированную орг-цию. Особое внимание М. уделяли про-поведнич. деятельности как гл. инструменту усиления влияния на верующих, они создали институт т. н. странствующих проповедников. С помощью этих мер новое течение широко распространилось в Англии и в ее амер. колониях. В !784 в г. Балтиморе основана методистская епископальная церковь  США. В основу вероучения М. положен сокращенный англикан. символ веры.  Культ М. также сохранил мн. черты культа англикан. церкви. В наст. вр. М. имеют свои объединения в 87 странах с числом верующих ок. 26 млн. Особенно широко распространены М. в США (18 различных течений, насчитывающих 12,5 млн. верующих) . Ведущее место принадлежит Объединенной методист, церкви США. М. имеют свою между народ. орг-цию - Всемирн. методист. совет, созданный в 1881 и объединяющий 55 нац. церквей (ок. 20 млн. верующих). Каждые 10 лет М. созывают всемирн. конференции. В СССР функционирует Эстонская методист, церковь, насчитывающая 14 объединений (2,2 тыс. верующих).

МЕТОДЫ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЕТОДЫ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - см. Атеистическое воспитание. Атеистическое воспитание в семье. Атеистическое воспитание в трудовом коллективе, Атеистическое воспитание в школе. Атеистическое воспитание молодежи.

МЕЧЕНОСЦЫ

МЕЧЕНОСЦЫ - то же, что Ливонский орден (см. Военно-монашеские ордены) .

МЕЧЕТЬ

МЕЧЕТЬ (араб. «масджид» - место поклонения) - культовое здание в исламе, где совершаются богослужения и произносятся проповеди. Имеются соборные или пятничные М., а также сельские и квартальные. Противоположная входу стена М., как правило, ори снтирована в сторону Мекки. В се центре имеется ниша, украшенная текстами из Корана, - михраб, указывающая, куда должны обращаться лицом мусульмане во время молитвы. Справа от михраба размещается мим бар - кафедра с лесенкой, откуда читается Коран и произносятся проповеди. На внутр. стенах М. нет иных украшений, кроме орнамента и выдержек из Корана. При мн. М. возведены минареты, имеются бассейны или спец. сооружения для омовений.

МЕЧНИКОВ ИЛЬЯ ИЛЬИЧ

МЕЧНИКОВ Илья Ильич (1845-1916) - рус. биолог, один из создателей эволюц. эмбриологии, иммунологии, лауреат Нобелевской премии (1908). Испытал влияние позитивизма. Критиковал прагматизм Джемса, интуитивизм Бергсона. телеологию, религ.-мистич. представления о жизни и смерти. Идеализму и религии М. противопоставлял разрабатываемое им «рациональное мировоззрение». По его мнению, природа создала человеч. организм несовершенным и дисгармоничным. Преждевременная старость препятствует личности осуществить свое назначение в мире. Отсюда - пессимизм и страх смерти. Наука сможет продлить активное существование человека, к-рый, реализовав заложенные в нем возможности, достигнув цели жизни, в глубокой старости спокойно примет смерть. Будучи материалистом и атеистом, М. показал несостоятельность веры в бессмертие души  и загробную жизнь; резко осуждал религ. изуверство и фанатизм; вред религии видел в том, что она воспитывает в человеке покорность, непротивление существующему злу. Соч.: «Этюды о природе человека» (1903), «Этюды оптимизма» (1907), «Сорок лет искания рационального мировоззрения» (1912).

МИДРАШ

МИДРАШ (др.-евр. «драш» - исследование, истолкование) - особый вид иуд.-богосл. лит-ры 4-12 вв., содержащий аллегорически-поучительные комментарии к книгам Ветхого завета, а также сборники подобных сочинений, проповеди «законоучителей». В 13 в. М. были собраны и расположены в таком порядке, что стало возможным стих за стихом комментировать весь Ветхий завет. М. рекомендуется верующим как «назидательное» чтение.

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти - итальянский живописец, архитектор, поэт. Творчество М. - вершина реализма Возрождения. В его искусстве нашли художеств, воплощение идеи гуманизма. М. воспевал гсроич. начало в человеке, его способность к безграничному нравств. и духовному развитию. Произведения, созданные в период кризиса идеалов Возрождения, полны ощущения трагич. разлада между верой в победу человека и реальной невозможностью осуществления гуманистич. идеалов в тогдашних условиях. Фрески «Страшного суда», вызвавшие негодование клерик. кругов, обличают соц. пороки и являют образы трагич. отчаяния. В поздних скульптурах («Моисей», «Рабы», «Брут») гл. тема - напряженная борьба человека за свободу, воля к действию.

МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ

МИЛАНСКИЙ ЭДИКТ - по свидетельству Евсевия эдикт, изданный в 313 в Медиолане (совр. Милан) римск. императорами-соправителями Лицинием и Константином, к-рые в борьбе за власть друг с другом и др. претендентами на римск. престол стремились привлечь на свою сторону христиан. Согласно М. э., христианство признавалось равноправным со всеми др. религиями; христиане получили право свободно отправлять культ, владеть имуществом, в т. ч. недвижимым. Конфискованное во время прежних гонений имущество возвращалось или возмещалась его стоимость. С этого времени христианство начинает превращаться в господствующую религию. В наст. вр. нек-рые ученые подвергают сомнению сообщение Евсевия, поскольку известно, что уже в 311 при императоре Галерии христианам было предоставлено право свободного отправления культа.

"МИЛИНДАПАНЬХА"

"МИЛИНДАПАНЬХА" - см. Менандр.

МИЛЛЕНАРИИ, ХИЛНАСТЫ

МИЛЛЕНАРИИ, хилнасты (лат. millc, греч. chilioi - тысяча) -сторонники религ.-утопич. учения о втором пришествии Христа и его тысячелетнем царстве, предсказанных в Откровении Иоанна (20:4). М. верили в то, что это царство наступит на земле, а не в потустороннем мире. В учении М. - хилиазме - фантастически выражена мечта угнетенных об освобождении от гнета и страданий, о будущем справедливом и счастливом об-ве. Возникнув еще в раннем христианстве, хилиазм был осужден церковью в .3 в., но неоднократно возрождался в ср.-век. крестьянско-пле-бейских ересях (иоахимиты, гуситы, амальрикане), в демократич. крыле Реформации (Мюнцер, анабаптисты) и позднее.

МИЛОСЕРДИЕ

МИЛОСЕРДИЕ - деятельное сострадание и конкретно выражен-гая доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным и страдающим. Выводится религией из велений бога и рассматривается (в част., буддизмом, иудаизмом, христианством, исламом и др.) как одна из дарованных свыше добродетелей, способствующих преодолению греховности: «Милосердием и правдою очищается грех» (Притч. 16:6). Практически проповедь М. сводилась и сводится к требованию от неимущих терпеливого ожидания подачек (милостыни) от имущих и довольства этими подачками, а также к пожеланию имущим не скупиться на милостыню, чтобы ею удержать неимущих от радикальных действий. С помощью подобных призывов церковь внушала верующим, что богатые созданы богом, чтобы проявлять М. к бедным, а бедные - чтобы быть объектом такого М. Тем самым религиозно оправдывалось соц. неравенство.

МИМАНСА

МИМАНСА (санскр., букв. - исследование) - одна из 6 осн. систем индийской философии, опирающихся на авторитет вед. Называется также кармамиманса (миманса действия) и пурвамиманса (первая миманса), в отличие от уттарамимансы, или веданты. Последователи М., возникшей в 3 в., считали, что веды не являются откровением в полном смысле слова и что содержащиеся в них рслиг. и филос. положения нуждаются в логич. обосновании. В основе учения М. лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния - мокша - не может быть рационально объяснено и достижимо с помощью знания и к.-л. сознат. усилий. Осн. внимание должно быть направлено на неукоснит. соблюдение обществ, и религ. долга -дхармы. С т. зр. М-, следование дхарме само по себе может привести к конечному освобождению. М. признавала и материальное начало во Вселенной. Поздние комментаторы усилили теологич. сторону М. В то же время предельная реалистичность и рационалистичность методологии М. дают основание для сближения ее с др.-инд. материализмом.

МИМБАР

МИМБАР - см. Мечеть.

МИН

МИН - в др.-егип. религии бог плодородия, часто отождествлявшийся с Амоном. М. считался владыкой торгового пути, идущего от Коптоса (совр. Куфт) к Красному морю. В др.-греч. мифологии М. соответствовал Пан.

МИНАРЕТ

МИНАРЕТ (от араб. «манара» -светиться) - башня при мечети, с к-рой муэдзин призывает верующих к намазу (возглашает азан). В наст. вр. во мн. странах М. сохраняют характер архитектурной декорации, азан же провозглашается с небольшого возвышения во дворе мечети.

МИНЕИ ЧЕТЬИ, ЧЕТЬИ МИНЕ

МИНЕИ ЧЕТЬИ, четьи мине (греч. mcnaia - месячные) - церк. сборники, содержащие жизнеописание святых в порядке празднования их памяти, богослужебные песни, поучения, каноны, молитвы на каждый день месяца и на весь год на церк.-славян, языке, появившиеся в 12 в. Наиболее популярными стали М. ч., составленные Дмитрием Ростовским (ок. 1700), и свод житий - Великие М. ч., составленные митрополитом Макарием (1482-1563).

МИНЕРВА

МИНЕРВА - др.-рнмск. богиня мудрости, считалась покровительницей науки, ремесла, искусства и врачевания. С кон. 3 в. до н. э. М. отождествлялась с др.-грсч. богиней Афиной Палладой и почиталась также как богиня войны, военного дела, охранительница городов.

МИНОРЙТЫ

МИНОРЙТЫ (отплат, minor -меньший), меньшие братья - члены одного из подразделений като-лич. монаш. ордена францисканцев.

МИРАДЖ

МИРАДЖ (араб. - вознесение, лестница), или раджаб-бамрам -праздник у мусульман, установленный в честь фантастич. путешествий Мухаммеда на белом сказочном животном Бураке из Мекки в Иерусалим, а оттуда по световой лестнице на небо для беседы с Аллахом, совершенного, как утверждают богословы, в одно мгновение. М. отмечался в месяце раджаб (седьмом месяце мусульм. лунного календаря). В наши дни мн. мусульм. календари, отражающие ислам, праздники, о М. не упоминают. Не упоминается М. и в календаре, издаваемом Духовным управлением мусульман Ср. Азии и Казахстана.

МИРО

МИРО (греч. myron - благовонное масло) - состав, употребляемый при совершении таинства миропомазания. М. первоначально представляло собой обычное растит. масло. С б в. к нему стали добавлять бальзам и ароматич. вещества. В правосл. церквах М. изготавливается из оливк. масла, белого виноградного вина и ароматич. веществ.

МИРОВАЯ ВОЛЯ

МИРОВАЯ ВОЛЯ - термин, к-рым философы-идеалисты обозначают якобы существующую объективно (независимо от человека и человечества) и составляющую сущность действительности волю. У Беме, к-рого иногда называют основателем «метафизич. волюнтаризма», созерцающий себя и творящий мир бог отождествляется с «безосновной» единой волей. Подробно учение о М. в. разработано Шопенгауэром. Для него воля - вещь в себе,  бессознательная «реальность», пребывающая вне пространства и времени. А все многообразие неорганич. и орга-нич. мира не что иное, как ее воплощения. Понятие М. в. встречается и у представителей совр. бурж. философии. Напр., в религ. экзистенциализме Бердяева перво-реальность, проявляющаяся в форме природы и истории, рассматривается как творч. воля.

МИРОВАЯ ГАРМОНИЯ

МИРОВАЯ ГАРМОНИЯ - понятие о мире как едином целом, различные части к-рого находятся между собой в отношении соразмерности и согласованности. Представления о М. г. играли важную роль в космологии античных философов. У пифагорейцев, напр., гармония - осн. свойство сферической Вселенной, причем сущность ее заключается в математич. отношениях - пропорции и числе. Согласно Гераклиту, основу М. г. составляют не числа, а связь материальных вещей и их качеств, возникающих из единой субстанции (огня) и взятых в борьбе, взаимопереходе противоположностей. По мнению Платона, близкого к пифагорейцам, мир. душа, одушевляя мир, сама подчиняется числовым отношениям, гармонич. порядку. Аристотель же, хотя и склонялся к телеологии, развивал, следуя Гераклиту, реалистич. взгляд на рождающуюся из хаоса М. г., полагая ее источник не в душе, а в самой природе вещей. Средневек. мысль, пронизанная дуализмом земного и небесного, считала М. г. отражением совершенства бога. Не исчезает идея М. г. и в Новое время (И.Кеплер, А. Шефстбери и др.). Лейбниц развил концепцию «предустановленной» гармонии, по к-рой деятельность автон. духовных монад, образующих мир, гармонизируется, согласуется между собой с помощью бога, божественного предустановления. Рациональные мысли о М. г. высказывались представителями нем. классич. философии. Диалектико-материалистич. воззрение отвергает религ,-идеалистич. истолкование М. г. Оно видит в гармоничности мира свойство объективного бытия, вытекающее из связи его законов, из таких его характеристик, как противоречие, симметрия, ритм, целостность, система и структура.

МИРОВАЯ ДУША

МИРОВАЯ ДУША - термин идеалистич. философии и теологии, к-рым обозначается некое единое и активное начало или существо, якобы оживляющее и одушевляющее Вселенную и обладающее способностью чувствовать и познавать. Платон, напр., усматривал в созданной демиургом М. д. связующее звено между миром чистых идей и чувств, предметами. Жизнь ее, по Платону, подчиняется математич. отношениям и гармонии, к-рые свойственны также космич. явлениям и душе человека. В той или иной форме идея М. д. присуща мн. учениям. В стоицизме М. д. (божеств, огненная пневма) отождествляется с природой, в системе веданта душа мира (брахман) является божеств. реальностью. Иногда она сводится к одной из ипостасей бога (напр. у Оригена - к Христу-логосу). Для Бруно М. д. - свойственное всему материальному формообразующее и одушевляющее начало, «внутр. художник материи». Шеллинг видит в М.д. орудие бога, к-рым он «действует на природу и мир духов», «художеств, мудрость», присущую мировому целому. Понятие М. д. играет важную роль в софиологии (Соловьев, Булгаков и др.). Следует выделить 2 тенденции в учении о М. д. Представители одной (напр., Бруно) стремятся с помощью М. д. объяснить факт сознания и движения материи (отсюда их пантеизм и ги-лозоизм). Сторонники другой, доминирующей, тенденции, вводя М. д. как посредника между богом и миром, пытаются избежать пантеизма и тем самым снять с бога ответственность за зло, царящее в мире. Это - одна из форм апологии религ. миросозерцания.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - совокупность взглядов и представлений, определяющих отношение человека к различным явлениям действительности, его жизнен, позицию и ценностную ориентацию. М. формируется на основе науч. знаний конкр. историч. эпохи, филос-, по-литич., экономич., этич., эстетич-, религ. воззрений и в принципе определяется соц. условиями жизни людей, характером клас. отношений. В широком смысле слова различаются 2 осн. типа М. - науч., диалектико-материалистическое и ненауч., религ.-идеалистическое. Основой этого разграничения является решение осн. вопроса философии. «Вопрос об отношении мышления к бытию, - писал Ф. Энгельс, - о том, что является первичным: дух или природа, - этот вопрос... вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?» (т. 21, с. 283). Науч. М. служит прочным фундаментом творческой активности, высокой ответственности, верности обществ. долгу, позволяет человеку ориентироваться в решении коренных проблем бытия: в определении цели и смысла жизни, в формировании представлений о перспективах обществ, развития. Репиг. М. смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизнен, задач в сферу индивид, интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, непосредственно связанное с учением о бессмертии души и загробном воздаянии, с эсха-тологич. (см. Эсхатология) и хилиастич. (см. Хилиазм) представлениями. Тем самым оно обусловливает иллюзорно-фантастич. восприятие действительности, убеждение в существовании особых связей между человеком и сверхъестеств. силами. Во всех антагонистич. обществ.-экономич. формациях господствующим являлось религ.-идеалистич. М., отвечающее интересам реакц. классов. Только в социалистич. об-ве господствующим становится диалек-тико-материалистич. М., что, разумеется, не исключает наличия ре-лиг. взглядов и представлений у части людей. Несмотря на то, что науч. и религ. М. несовместимы, эта несовместимость не является препятствием на пути сотрудничества верующих и неверующих в борьбе за мир, демократию, социализм. Диалектико-материалистич. М. позволяет сформировать идейную убежденность, уверенность в неодолимости передового и прогрессивного в борьбе с отжившим и реакционным, четкие методологич. позиции, активность в борьбе с различными формами проявления религиозности в развитом социалистич. об-ве.

МИРОВОЙ ДУХ

МИРОВОЙ ДУХ - термин идеа-листич. философии и теологии, употребляемый для обозначения якобы существующего объективно духа, к-рый не только составляет сущность материального мира, но и творит его. Нередко понятия «М. д.» («абсолютная идея» ) и «мировой разум»  употребляются в качестве идентичных, что в известных пределах оправдано. Однако, если в характеристике мирового разума идеализм мистифицирует рациональные аспекты сознания и деятельности человека,/то в понятие «М. д.» он включает еще и эмоционально-волевые аспекты. Поэтому М. д. для него - это, как правило, единство познавательных, волевых и эмоциональных сил. Напр., согласно Гегелю, М. д. диалектически реализует себя в сфере чистой мысли (логика), в природе (инобытие М. д., идеи), в человеческом духе (история, социальные институты, индивидуальное и общественное сознание) . В религии, искусстве и философии М. д. завершает круг своего движения. Хотя для Гегеля М. д. является богом, он остается на почве рационализма. В персонализме (Лосский и др.) М. д. - совершенная личность, некий мистич. деятель, выступающий посредником между сотворившим его богом и миром. Большинство религ. философов называют такого рода посредника мировой душой. В религии М- д. отождествляется с богом (евангельское «бог есть дух»). К. Маркс назвал понятие «М. д.» «метафизическим призраком» (т.3,с.45).

МИРОВОЙ РАЗУМ

МИРОВОЙ РАЗУМ - термин идеалистич. философии и теологии, означающий не зависящее от природы и человека начало, к-рое составляет сущность мира, всей действительности. Это понятие неоднозначно толкуется философами и теологами. Гераклит и Анаксагор понимали М. р. («логос», «нус») одновременно как материальную и идеальную упорядочивающую, законополагающую силу мира. Позднее М. р. рассматривается как чисто идеальное начало: совокупность умопостигаемых, запредельных идей, высшая из к-рых - идея блага (у Платона), мыслящий, созерцающий сам себя ум (нус), перводвигатель (у Аристотеля). И благо и ум оказываются у них богом, конечной целью всех вещей. В стоицизме божеств. М. р. (отениый логос, целесообразность, закон, рок) отождествляется с природой (см. Пантеизм). У Филона Александрийского и Плотина М. р. интерпретируется преимущественно в релит, смысле. Для Филона, чьи идеи оказали значительное влияние на формирование христианства, М. р. - это и логос антнч. философии, и библ. слово божье, творческая, божеств. сила. В ср. века М. р. трактуется в духе аристотелизма и неоплатонизма, его «читают посредником между богом и миром. Гегель видел в М. р. «субстанциальную основу» и содержание всего действительного. В совр. бурж. философии идея М. р. в той или мной модификации обычно становится средством обоснования фидеизма. В маркснстск. философии термин «М. р.» является объектом критич. анализа.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ - термин, к-рый применяется по отношению к буддизму, христианству, исламу. М. р. появились в эпохи великих историч. поворотов, перехода от одной обществ.-экономич. формации к другой. М. р. формировались в условиях складывания «мир. империй», когда обнаруживалась «потребность дополнить мировую империю мировой религией» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 313). М. р. свойственны прозелитизм, пропагандист, активность, их проповедь носит межэт-нич. и космополитич. характер. В них нашла иллюзорное выражение идея равенства всех людей, что и обусловило их широкое распространение. В конкр. историч. условиях различные направления М. р. со временем приобрели этннч. окраску.

МИРОКУ

МИРОКУ - см. Майтрея.

МИРОНОСИЦЫ, ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ

МИРОНОСИЦЫ, жены-мироносицы - согласно Евангелию от Марка, три женщины: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия -принесли к гробу Иисуса на третий день после его распятия благовония (миро), чтобы помазать его тело, но нашли его гроб пустым, а внутри гробницы сидел прекрасный юноша в белом одеянии, к-рый сказал им: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; он воскрес, его нет здесь» (16 : 2-8). Т. о., М. были первыми, кто узнал о воскресении Христа. Несмотря на то, что др. евангелия сообщают противоречивые сведения о М. (Матфей называет лишь двух М. -Марию Магдалину и .другую Марию». Лука - Марию Магдалину, Иоанну и Марию - мать Иакова, а Иоанн - только одну Марию Магдалину), церк. традиция принимает во внимание версию Евангелия от Марка. Правосл. церковь отвела целую неделю (третью неделю после пасхи) для чествования этих мифич. еванг. персонажей.

МИРОПОМАЗАНИЕ

МИРОПОМАЗАНИЕ - одно из 7 христ. таинств, признаваемых католицизмом и православием. Посредством него человек якобы наделяется божеств, благодатью. Ритуал М. состоит в смазывания лба, глаз, ушей и др. частей лица и тела верующего ароматич. маслом - миром. Обряд М. в православии и у старообрядцсв-попов-цев связан с крещением. М. является пережитком др. представлений, колдовских обрядов, основанных на поверье, будто смазывание тела человека маслом отпугивает злых духов. Отсюда ритуал помазания при возведении в духовный сан или на царский престол в древнем мире. Христианство заимствовало его, придав ему новый смысл, связав с принципами своей веры, наделив свойствами таинства. М. является одним из элементов христ. культа, способствующим укреплению церк. влияния на верующих.

МИРОПОНИМАНИЕ

МИРОПОНИМАНИЕ - система идей о происхождении и структуре мира, о факторах, создающих и поддерживающих наблюдаемые в нем связи, отношения, о причинах и характере мир. изменений и месте человека в мире. Содержание М. существенно зависит от уровня развития науки и обществ. практики. Будучи частью мировоззрения, М. является материалистическим или идеалистическим. Древнейшая форма идеа-листнч. М. - религиозная; для нее характерно признание бога или мн. богов создателями и управителями мира, определяющими его судьбы, роль человека в нем. С наибольшей полнотой особенности этой формы М. нашли выражение в мир. религиях, особенно в христианстве и исламе. Возникшие позднее филос. идеа-листич. системы М. (Платона, Лейбница, Гегеля) проводили ряд общих с религией идей, хотя в иной, более абстрактной форме. В глубокой древности зародилось и материалистич., атеистич. М. (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Ван Чун). Атеистическим, хотя порой и непоследовательным, было М. мыслителей-материалистов Нового времени - Декарта, Спинозы, Дидро, Гольбаха и др., -опиравшееся на использование механики в качестве универс. фактора для объяснения явлений различных областей действительности. Последовательно атеистическим является М. диалектич. и историч. материализма, обобщающее все достижения совр. естествознания и обществ, практики. Рассматривая мир как структурно неисчерпаемую, многообразную движущуюся материю, вечную и бесконечную, это М. закрывает всякие лазейки для протаскивания идеи бога.

МИРЯН АПОСТОЛАТ

МИРЯН АПОСТОЛАТ - см. Миряне.

МИРЯНЕ

МИРЯНЕ - рядовые верующие (в отличие от клира) в христианстве. Все совр. христ. церкви считают необходимым повышать активность М. в упрочении религ. влияния на различные сферы обществ. жизни. II Ватикан, собор, напр., спец. декретом провозгласил всемерное повышение роли М. как опоры церкви. Католич. церковь создает такие орг-ции М., как различные союзы, действующие в рабочей среде, христ.-демокра-тич. партии, культурно-просветит. религ. общества и т. п. Все это получило название апостолата М.

МИСНАГЕД

МИСНАГЕД (др.-евр. - противник) - так в хасидизме называют сторонников ортодокс, иудаизма.

МИССИОНЕРСКИЕ ОБЩЕСТВА

МИССИОНЕРСКИЕ ОБЩЕСТВА - орг-ции протест, церквей по распространению христ. идей среди населения, придерживающегося иного вероисповедания. Одним из первых (1795) было создано Лондонское миссионер, об-во. В 1797 возникло Англикан. церк. миссионер, об-во, в 1792 - Нидерландское. Небольшие М. о., созданные в Сев. Америке, занимались евангелизацией индейцев. В 1910 в Эдинбурге (Шотландия) состоялся международ, конгресс протест, миссионеров, рассмотревший вопрос о координации действий между М. о. Великобритании, Америки, Европы. Конгресс учредил международ, миссионер. совет. М. о. были созданы во мн. странах Зап. Европы. В 1823 в Париже было организовано об-во евангелич. миссий. Базельское об-во евангелич. миссий, основанное в 1815, действовало в Индии, Китае, Иране. В 1824 было организовано Берлинское миссионер. об-во.

МИССИОНЕРСТВО

МИССИОНЕРСТВО (от лат. missio - посылка, поручение) - деятельность цсрк. орг-ций по распространению религии среди иноверцев в своей стране и за ее пределами. М. - одна из форм идеологич. экспансии, получившая особое распространение в период колониальных захватов, способствовавшая созданию и укреплению колониальных империй. Миссионеры принимали открытое или замаскированное участие в порабощении и ограблении народов Америки, Азии, Африки. М. занимались ка-толич. ордены иезуитов, францисканцев, бенедиктинцев, доминиканцев и др. Католич. миссионерами руководила основанная в 1622 Конгрегация пропаганды веры, переименованная в 1968 в Конгрегацию евангелизации народов. Миссионеры фактически монополизировали дело просвещения, мед. помощи. После второй мир. войны М. стало проводником неоколониализма. М. были посвящены энциклики «Фидеи Донум» Пия XII (1957), «Принцепс пасто-рум» Иоанна XXIII (1959), «Попу-лорум прогрессио» Павла VI (1967). Вопрос о М. обсуждался на II Ватикан, соборе (1962-1965), утвердившем декрет о миссионер. деятельности. Стремясь укрепить позиции католич. ^церкви в странах Азии, Африки, миссионеры начали готовить местные кадры духовенства. В конклавах 1978 участвовали 12 кардиналов из Африки и 9 - из Азии. М. активно занимаются протест, церкви, располагающие рядом миссионер. об-в. Принцип всеобщ, священства в протест, объединениях (баптизм, адвентизм и др.) требует от каждого верующего участия в М.

МИССИЯ

МИССИЯ (лат. missio - посылка, поручение) - 1) в церк. словоупотреблении - посланничество, выполнение поручений, распространение данной религии среди людей, придерживающихся иного вероисповедания; 2) резиденция миссионеров, на территории к-рой обычно располагаются церковь, часовня или мечеть, общежитие для монахов-миссионеров, школа-интернат. Многочисл. миссии, действующие в Азии, Африке и странах Лат. Америки, имеют католич. и др. христ. церкви. Религ. М. содержит также мусульманские орг-ции.

МИСТАГОГ

МИСТАГОГ - др.-греч. жрец, посвящавший в мисты (звание, дававшее право участвовать в мистериях) .

МИСТЕРИИ

МИСТЕРИИ (от греч. mystcrion -таинство, тайна) - тайные культы др. религий, в к-рых участвовали только посвященные. Первые М. связаны с культами др.-вост. божеств - Осириса и Исиды, Тамму-м, Аттиса и Кибелы, Митры. В Др. Греции известны элевсинские, орфические, самофракийские М. Мн. элементы М. были заимствованы христианством.

МИСТИКА, МИСТИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИТРА

МИТРА (греч. - головная повязка) - в правосл. и католич. церквах ~ позолоченный головной убор, надеваемый высш. духовенством во время богослужения.

МИТРАИЗМ

МИТРАИЗМ - религия, связанная с поклонением богу Митре. Возникла в последние века до н. э. в Иране и распространилась на территории Римск. империи и в Передней Азии. М. порожден кризисом рабовлад. общества и его идеологии. Культ Митры существовал в Др. Индии и в Др. Иране еще задолго до возникновения М., но играл там второстепенную роль. Митра считался посредником между людьми и богами. Незадолго до н. э. М. приобрел в Иране самостоят. значение. Митра выступал теперь как верховный добрый бог, противостоящий злому Анхра-Майнъю и в этом качестве заменивший Ахурамазду, как бог-солнце, спаситель, к-рый в свое время вступит в решительный бой с Анх-ра-Майнью и уничтожит его. Мифы, лежащие в основе М-, как и культ его, во многом совпадают с мифологией и культом христианства, сходны также и формы организации их общин. Это можно объяснить, с одной стороны, заимствованием христианством у М. отд. черт, а с другой - одинаковыми соц.-историч. условиями возникновения и распространения обеих религий. В первые столетия существования христианства М. был его серьезным конкурентом, с к-рым ему пришлось выдержать тяжелую борьбу.

МИТРОПОЛИТ

МИТРОПОЛИТ (от греч. metropo-lites - человек из гл. города, метрополии) - высш. духовный сан в правосл. и нек-рых др. церквах. В церквах, где установлено патриаршество, - второй после патриарха сан в церковной иерархии.

МИФ

МИФ (греч. mythos - рассказ, предание) - вымышл. рассказ, плод народной фантазии, в к-ром явления природы или культуры представляются в наивноолице-твор. форме. М. отличается от сказки тем, что всегда содержит в себе попытку объяснения явления (этиологич. функция мифологии). От легенды М. отличается тем, что в основе его не лежит никакое историч. событие. Сложен вопрос об отношении М. к религии. Одни ученые отождествляли М. с религией (мифологии, школа), другие противопоставляли М. религии: напр., по мнению Э. Лэнга и В. Шмидта, примесь М. лишь загрязняет религию. Нек-рые утверждают, что примесь религии, напротив, портит М-, к-рый первоначально выражал творч. фантазию человека, основанную на его трудовом опыте (см. Мифология).

Предыдущая страница Следующая страница